Как сделать папье-маше из туалетной бумаги и клея ПВА? Технология для лепки папье маше: основные уроки и инструкция.

Знаете ли вы, что интересное искусство папье-маше появилось не во Франции, как можно подумать из-за названия, а в Китае? Именно жителям Дальнего Востока пришла в голову идея о том, что бумага — отличный материал для лепки. Попробуйте и вы приобщиться к творчеству папье-маше, используя те материалы, которые есть у вас дома.

Способы применения

Существует несколько разных техник папье-маше — работа с заранее приготовленной массой и оклейка кусочками бумаги определенной формы. Способ работы нужно выбирать в зависимости от того, какое изделие вы хотите изготовить.

Работа с массой

Липкий пластичный материал, приготовленный из замоченной в клейстере бумаги, отлично подходит для создания объемных крупных предметов в технике папье-маше. К примеру, в древности китайские стражники были облачены в легкие бумажные доспехи.

Современные мастера создают в такой технике игрушки, декорирующие элементы для украшения дома и даже мебель! Процесс работы напоминает лепку.

Оклейка кусочками бумаги

Маширование — именно так называют данную технику папье-маше. Изначально мастер подбирает форму, которую ему хотелось бы повторить в своем изделии. После этого нужно подготовить множество бумажных кусочков — можно просто разорвать газетные листы на мелкие части. Основа оклеивается несколькими слоями бумаги, после чего изделие с нее снимают и красят.

С помощью маширования легко создавать посуду: вазы, блюда, тарелки. Кроме того, таким способом можно смастерить маленькие объемные фигурки, полые внутри — погремушки или маракасы, к примеру.

Бумажное тесто: рецепт

Массу папье-маше легко приготовить в домашних условиях, ведь все необходимые ингредиенты наверняка уже находятся у вас под рукой! В процессе работы вам понадобится тонкая бумага вроде газетной, крахмал, вода.

  • Залейте крахмал водой чуть теплее комнатной температуры, чтобы получить клейкое вещество, по консистенции напоминающее жидкое тесто для блинов.
  • Нарвите бумагу мелкими кусочками, уложите в блюдо с высокими стенками.

  • Постепенно подливайте небольшие порции крахмального клейстера и замешивайте бумажную массу до тех пор, пока не получите однородное бумажное тесто.

Тесто должно быть немного липким, вязким, похожим на пластилин. Готовую смесь можно использовать сразу. Если у вас получилось слишком много рабочего материала, затяните блюдо с ним пищевой пленкой и поставьте в холодильник — тогда бумажную массу можно будет использовать в любой момент.

Вы можете использовать рецепт данного теста, чтобы выполнить следующий видеоурок — создание лепной вазы, украшенной сказочной птицей из папье-маше.


Данная техника папье-маше настолько проста в исполнении, что ее можно использовать на уроках труда или в детских домах творчества. Детям понравится лепка из нового оригинального материала, отличного от соленого теста и пластилина.

В последнее время рукодельники постепенно отходят от рецепта теста папье-маше, описанного выше. Теперь они используют материалы, которых не было раньше: вместо крахмального клейстера — 500 грамм жидкого клея ПВА, вместо старых газет — бумажные полотенца и туалетная бумага.

Кроме того, мастера папье-маше нашли способ сделать материал более пластичным — для этого они записали в рецепт 3 столовые ложки льняного масла.

  • 2 рулона туалетной бумаги как можно сильнее измельчите, сложите в глубокую посуду и залейте примерно 1,5 литрами воды. Примните бумагу так, чтобы она вся оказалась в воде, и оставьте на сутки разбухать при комнатной температуре.
  • На следующий день отожмите массу, но так, чтобы немного влаги внутри осталось. Маленькими порциями добавляйте клей и тщательно перемешивайте, образовывая однородную консистенцию.
  • В конце добавьте масло и снова перемешайте.

Данную массу также можно откладывать и использовать позже. Но не забудьте, что перед хранением в холодильнике блюдо с материалом нужно заворачивать пищевой пленкой, чтобы влага не испарилась.

Тарелка из папье-маше

Данная техника создания бумажных поделок немного проще и занимает меньше времени, чем предыдущая. Она не требует предварительного замешивания теста. Просто нарвите множество полосок и кусочков из газетной бумаги, приготовьте тарелку-форму, миску с водой комнатной температуры и клей ПВА или обойный.

  • Переверните тарелку донышком вверх. Смажьте заготовку растительным маслом или вазелином — так ваше изделие в технике папье-маше не прилипнет.
  • Смочите бумажку в воде и приложите к заготовке. Таким же образом выложите весь первый слой работы.

  • Первую бумажку следующего слоя обмакните в клей и приклейте к работе. Повторите со всеми деталями второго слоя, после чего обильно промажьте их клеем ПВА сверху с помощью кисточки.

  • Последующие слои делайте так же, как и предыдущий. В зависимости от того, какой толщины изделие вы хотите получить, увеличивайте или уменьшайте количество бумажных уровней.
  • Когда вы добьетесь нужной толщины заготовки, оставьте ее высыхать в сухом помещении при комнатной температуре. Подождите примерно 1-2 суток.

  • После того, как заготовка полностью высохнет, снимите ее с тарелки — это будет несложно сделать благодаря жирному слою масла.
  • Ошкурьте зазубренные края и поверхность с помощью наждачной бумаги и нанесите слой шпатлевки. Так вы сделаете изделие более гладким.
  • Раскрасьте свою тарелочку так, как посчитаете нужным.

Поделку можно украсить лепными узорами из бумажного теста — в таком случае вы объедините обе техники папье-маше в одном изделии.

Используйте густые краски, вроде масляных или гуаши, чтобы получить яркие цвета рисунков. После высыхания краски обязательно покройте изделие лаком, чтобы уберечь его от облупливания и впитывания бумагой влажности из воздуха.

На фоне остальных видов рукоделия папье-маше выделяется своей универсальностью и оригинальностью. Сейчас вы узнаете, каковы правила изготовления папье-маше, и как сделать из него простые, но очень красивые вещи.­

Для изготовления сувенира, подарка или просто полезной вещи, совсем не обязательно быть мастером гончарных дел. Вы можете запастись большим количеством ненужной бумаги и начать творить. Как делать папье-маше из того, что имеется под рукой, мы сейчас разберемся подробнее. Благодаря этим рекомендациям вы легко усвоите все тонкости этого дела, поняв основные сложности и нюансы.

История папье-маше

Папье-маше представляет собой однородную массу, созданную из бумажных отходов с добавлением любого клеящего состава. В переводе с французского данное название переводится как «жеваная бумага». Впервые применять этот состав начали еще в 16 веке во Франции. Уже тогда куклы из бумажной массы стали невероятно популярными. В России папье-маше появилось только при Петре I, а его промышленное использование началось в начале 19 века.

Из папье-маше изготавливается огромное количество изделий. Благодаря составу они получаются особенно легкими, но прочными. Если изначально массу использовали только для создания кукол, то позднее она стала применяться для изготовления посуды, сувениров, масок, игрушек, элементов декора. Но особенно незаменимо папье-маше в театральном искусстве, где из него делают муляжи и театральную бутафорию.

Методики создания бумажной массы

На сегодняшний день­ существует всего три способа создания массы папье-маше:

  • Самой простой ­является­ послойная технология. Небольшие кусочки бумаги накладываются на заранее подготовленную форму из глины, гипса или другого материала. В некоторых случаях количество наложенных слоев может доходить до ста. Как правило, для этого нарезается несколько полосок, накладываются друг на друга в различном направлении.­
  • Особенно важно, чтобы полоска была промазана клеем с обеих сторон, что впоследствии обеспечит прочность готового изделия. Как только будут созданы первые слои в количестве 3-4 штук, необходимо тщательно просушить изделие. Только после этого продолжают работу, просушивая каждые 4 слоя. Дальнейшая работа напрямую зависит от назначения поделки.
  • Более древним способом считается изготовление папье-маше из бумажной мякоти. Для этого нужно нарвать газету или другую бумагу на мелкие кусочки и замочить горячей водой на 8-10 часов. Далее подогрейте смесь, чтобы волокна разрушились. С помощью дуршлага слейте воду, а бумагу измельчите в однородную массу (миксером или блендером). В нее добавьте клейстер или клей, в зависимости от выбранной методики. В результате получится однородная масса, работать с которой также легко, как и с пластилином.
  • Третий способ более сложный и нередко применяется в промышленных условиях. Листы картона накладываются друг на друга и промазываются клеевым составом, после чего спрессовываются. Как только заготовка просохнет, она шлифуется и окрашивается. В данной технике изготавливаются плоские элементы, требующие особой прочности.

Как подготовить материал для работы с папье-маше

Любая инструкция, касающаяся создания папье-маше, начинается с подготовки необходимых расходных материалов. В первую очередь, это бумага. Для первого раза используйте газету. Она легко размокает, а готовое изделие окажется особенно прочным. Не менее легко работать с обычной туалетной бумагой или салфетками. Кроме перечисленного, подходят упаковки от яиц, картон, в том числе и гофрированный, и прочие подобные бумажные изделия.

В виде клеевого состава применяют готовый клей. Как правило, это ПВА, разбавленный водой, в соотношении 1:1. В домашних условиях может использоваться крахмал или мука, из которых готовится клейстер. Густота состава зависит от опыта работы и вида изготавливаемого изделия.

Кроме этого вам понадобится основа или форма для лепки, растительное масло которым смазывается ее поверхность во избежание приклеивания массы к форме, акриловая краска и лак. При отсутствии специальной краски можете смешать в равных частых гуашь и клей ПВА. Этот состав легко смывается с изделия, когда еще не высох окончательно, а после полного высыхания не размазывается даже при нанесении последующих слоев или лака.

Прежде чем заниматься бумагой, нужно приготовить клейстер. Для этого кипятится небольшие количество воды. В отдельной посуде смешивается 2-3 ложки муки или крахмала с водой, до равномерного состояния. Тонкой струйкой вливается этот состав в кипящую воду и нагревается до загустения. Чем больше вы положите крахмала или муки, тем гуще будет ваш клейстер. Намного проще готовится клей. Для этого нужное количество клея наливают в отдельную посуду и добавляют столько же воды, тщательно размешивая.

Выбранный материал (газету или бумагу) необходимо измельчить. Эта работа кропотливая, но от того насколько мелко вы порвете бумагу, будет зависеть дальнейший процесс. Кусочки нужно залить горячей водой и дать им постоять в течение нескольких часов. После этого сливаем воду и с помощью миксера измельчаем бумагу в однородную массу. Если масса слишком жидкая, просто откиньте ее на дуршлаг и отожмите лишнюю воду. Подобная техника используется независимо от того, какой материал вы применяете.

Полученную труху необходимо смешать с клеем до состояния пластилина и дать ему отлежаться. Если лепка не планируется сразу после приготовления, то можете хранить массу в плотном пакете в прохладном месте. Для тех, кто не до конца понял особенности приготовления массы, рекомендуем посмотреть видео урок.

Для того чтобы изделие было особенно прочным, не поленитесь сделать больше слоёв. Особенно это касается масок и тарелок. Во время работы нужно одевать перчатки во избежание загрязнения рук, иначе клей и клейстер будут сохнуть на коже, и изделие начнет прилипать к рукам.

Экспериментируйте с использованными материалами. Постепенно вы найдете то, с чем вам удобнее работать. Обязательно покрывайте основу маслом, иначе после высыхания вы просто не сможете снять с нее заготовку. Особенно важно не резать бумагу, а рвать. Только так вы сможете нарушить связь волокон, и масса будет однороднее.

Важный совет по окраске изделий из папье-маше. Если планируется создание белого изделия, то нужно использовать белую бумагу, причем только для последних двух слоев. В остальных случаях можете изделие просто покрасить в нужный цвет. А вот лаковое покрытие убережет поделку от влаги.

Обязательно застелите рабочую поверхность, иначе клей потом будет тяжело отмыть. Не торопитесь наносить следующие слои, не дождавшись высыхания предыдущих. Красить также нужно только после того, как все слои тщательно просохли.

Пошаговая инструкция изготовления тарелки из папье-маше

  1. Приготовьте тарелку – она будет у нас основой. Ее нужно смазать растительным маслом или вазелином.
  2. Если используется готовая масса, то просто наносим ее на тарелку необходимым слоем, тщательно приминая к поверхности.
  3. При применении полосок просто наклеиваем их в хаотичном порядке на тарелку.
  4. Проглаживаем поверхность пальцами, смоченными в клее, создавая идеально ровную поверхность.
  5. Отставляем заготовку просушиться в течение 2-3 дней (в зависимости от толщины).
  6. Аккуратно снимаем тарелку с формы и просушиваем ее в таком виде еще сутки.
  7. Далее используем краски или, как пример, смесь гуаши и клея ПВА. Также можете задекорировать изделие салфетками для декупажа, лаком для кракелюра или использовать для декора прочие техники.
  8. Через сутки после нанесения последнего слоя нужно покрыть изделие лаком с обеих сторон и просушить.
  9. Тонким сверлом делается отверстие (в том случае, если изначально планировалось повесить тарелочку на стену).

Пошаговое изготовление карнавальной маски из папье-маше

  1. Приготовим форму. Это может быть готовая маска из пластика. Также вы можете слепить ее из пластилина. Особенно легко делать маски с помощью банок. Для этого на банке рисуется контур, а из пластилина создается выпуклость носа и лба.
  2. После того как поверхность смазана, наносим массу и просушиваем все слои.
  3. Данная работа продолжается до тех пор, пока маска не станет прочной. Обязательно придерживайтесь руководства по работе с послойным папье-маше, иначе при недостатке клея между листочками бумаги готовое изделие просто рассыплется.
  4. Далее повторяется предыдущая схема: маска покрывается красками, декорируется перьями, бисером и прочими элементами, а также покрывается лаком.

Изготовления бус из папье-маше

  1. Бусы можете сделать совершенно любой формы. Нужно определить, как будет выглядеть наше изделие. После этого приготовьте тонкую проволоку, плоскогубцы и ножницы. В данном случае все шаги нужно выполнять как можно аккуратнее,­так как­от этого зависит внешний вид всего изделия.
  2. Из массы папье-маше сделайте нужное количество элементов: шарики, треугольники, овалы и так далее.
  3. Даем им немного просохнуть, но не до конца. С помощью проволоки делаем петли и аккуратно вставляем их в заготовки. Создаем нужную длину и закрепляем замочек.

Подобным образом­ своими руками делаются не только бусы, но и браслеты, колье и даже броши. Посмотрите на фото, и выберите наиболее привлекательный для себя вариант. Можете подключить свою фантазию.

Усвоили уже многие рукодельницы, но все равно это искусство хранит собственные тайны, раскрыть которые поможет Татьяна Гурина в нашем мастер-классе. Папье маше технология представляет собой не только создание фигурок из бумажного теста, но и реалистичная имитация деталей, что порой сделать достаточно сложно.

Наши уроки парье маше будут включать в себя самые разные приемы, которые используются для получения наиболее интересного результата. В нашем случае папье маше инструкция будет касаться техники бумажного пласта, который сможет имитировать любой тип ткани. В том случае, если речь идет о какой-либо фигуре, то бумажный пласт способен вести себя как реальная ткань, драпируясь и ниспадая как в реальности.

Основой для этого пласта служит обычная туалетная бумага, которая обязательно должна быть отечественного производства, однослойной и сероватой. Для получения бумажного пласта необходимо нарезать туалетную бумагу на куски, размер которых от двадцати до тридцати сантиметров.

Затем такие куски следует наклеивать друг на друга, аккуратно смазывая клеем каждый слой.

После того как проклеены первые три слоя, заготовку следует перевернуть и продолжать клеить еще примерно столько же. В результате бумажный пласт может иметь от восьми до десяти слоев. В некоторых случаях этот пласт может быть более тонким, тогда достаточно от двух до четырех слоев.

После получения бумажного пласта и его просушки можно приступать к декорированию куклы (в данном случае), которая заранее уже подготовлена и зафиксирована на подставке.

В первую очередь следует заняться росписью рук и лица, после чего тело можно оборачивать ватой и фиксировать нитками с ПВА.

Берем подготовленный бумажный пласт и нарезаем его на полоски, которыми будем обкручивать заранее подготовленную фигурку. Необходимо столько слоев, сколько требует намеченный объем костюма. После просыхания можно приступать к декорированию костюма нашей куколки.

Декорирование в нашем случае лучше начать с ботинок, основа которых сделана из пластика. Используя бумажный пласт, выкраиваем все необходимые детали ботинок, после чего приклеиваем их к основе. Не забывайте во время работы, руками формировать реалистичные складки и загибы на обуви. Отверстия для шнурков можно проделать шилом, а сами шнурки изготавливаются из скрученной в трубочку бумаги.

Теперь можно приступать к галифе, выкраивая все детали опять из бумажного пласта.

Формируем нужный объем, складки и вытянутые места.

Переходим изготовления гимнастерки, которая состоит из девяти деталей. В данном случае это два рукава, спинка, полочка, воротник и стойка, два манжета, планка и два кармана. При помощи клея все детали фиксируем на фигурке в нужном порядке.

Последней будет пилотка, которая также вырезается из толстого бумажного пласта.

Следует отметить, что если вы решили вести работу с бумажным пластом, то в результате у вас получится достаточно приятная шероховатая поверхность. При этом на такую поверхность весьма сложно нанести тонкое изображение.

Однако некоторые художники нашли выход из этого положения и используют заранее нарисованный или отпечатанный рисунок на тонкой бумаге. Предварительно делаем бумажный пласт в два или три слоя, а затем накладываем на него тонкий лист с изображением.

Поверх следует наклеить хорошо промазанный лист туалетной бумаги, который необходимо тщательно разгладить.

После высыхания можно работать уже с этим бумажным пластом с нанесенным на него изображением.

Особенно хорошо себя показал бумажный пласт при изготовлении цветов и листьев. Для этого понадобится заранее подготовить бумажный пласт, а через несколько слоев проложить тонкую нить, которая будет имитировать жилу на листиках. После этой нити поверх необходимо еще наложить несколько слоев бумаги. Когда заготовка высохнет можно приступать к выкраиванию листиков.

При необходимости для нужного эффекта литья могут быть дополнительно декорированы кружевом или прозрачной тканью.

Для этого кружево необходимо проклеить между двумя пластами.

В том случае, если листики нужны без дополнительного декора, то их край можно подрезать зубчиками или просто неровно, все будет зависеть от необходимого конечного результата.

На вырезанной заготовке следует продавить прожилки и согнуть листик по прожилкам, чтобы придать ему более естественную форму.

Всем доброго времени суток! Очень часто спрашивают как я делаю солёное тесто. Как говорится - лучше один раз показать, чем десять раз рассказать.

Также я расскажу, чем я крашу тесто, как сушу и каким лаком покрываю. Розочка для завлекалочки. Вылеплена из солёного теста с добавлением бумаги.

Я перепробовала много, много рецептов и остановилась всё-таки на этом. Расскажу о плюсах и минусах данного теста по сравнению с обычным.

Плюсы:
- менее ломкое;
- меньше трескается (часто возникает проблема, изделие трескается после сушки, как правило с обратной стороны);
- хорошо держит форму;
- легче по весу, чем обычное;
- быстрее сохнет с добавлением клея момент супер ПВА (1/4 части супер ПВА и 3/4 части обычный ПВА).
Минусы:
- трудоёмкое приготовление;
- «бумажные ворсинки» по краям при вырезании, нужно приглаживать либо кисточкой либо пальцами;
- комочки бумаги в тесте, если не повезло с бумагой. Если бумага выбрана правильно, то никаких комочков не будет.

Итак, приступим. Начнем с бумаги. Я взяла бумажное полотенце, можно брать обычную туалетную бумагу, если вы будете лепить из неокрашенного теста. Когда я готовила МК, то совершила ошибку, решила попробовать новую розовую пачку и как следствие, процесс приготовления получился более трудоемкий. Признак того, что в тесте будут бумажные комочки - при резке бумага слепляется под ножницами. Если при резке бумага легко распадается на отдельные кусочки, значит вам повезло, будет легче приготовить тесто. Поэтому берите более жесткую бумагу, розовая пачка более мягкая и нежная на ощупь, она нам не подойдет.

Будем готовить бумагу для 0,5 кг соли и 0,5 кг муки. Для этого я разрезала рулон пополам, и половинку ещё пополам. Итак, берем 1/4 рулона бумажного полотенца. Если у вас обычный рулон, берите такое же количество, т.к. рулон обычной туалетной бумаги гораздо тяжелее рулона бумажного полотенца. По весу будет примерно одинаково (30-40 грамм бумаги на 0,5 кг соли и 0,5 кг муки).

Заливаем бумагу водой. Я залила 1,5 стаканом воды (стаканчик пластиковый, одноразовый). Часа на 3, даже можно н ночь, ничего с ней не случится. Это нужно для того, чтобы бумага разбухла и хорошо разошлась потом по тесту.

Бумага разбухла, взбиваем её блендером, чтобы она стала ещё более воздушной. Если вы выбрали правилную бумагу, то дальше не придется перекручивать тесто через мясорубку, комочков после этого этапа не будет.

И 0,5 кг муки и тщательно перемешиваем.

Добавляем 1/4 стакана клея ПВА. У меня здесь момент супер ПВА (хотя можно любой другой ПВА), раньше пользовалась обычным универсальным ПВА.

10.

Добавляем чуть меньше 1/4 стакана подсолнечного масла. Хорошо перемешиваем руками.

11.

Добавлем бумагу.

12.

И начинаем замешивать тесто. В процессе замешивания можно добвалять воды, но совсем немного.

13.

первначально, тесто будет разваливаться на куски. И выглядеть вот так.

14.

Нужно продолжать вымешивать и доливать водички (вода должна быть холодной). Но ещё не более 1/2 стакана для этого количества соли и муки. Если клей ПВА у вас жидкий, то воды нужно будет меньше. Дальше вы увидите, если в тесте всё ещё видны комочки бумаги, то дальше нам потребуется мясорубка, чтобы от них избавиться. Если бумага "правильная" комочков не будет и тесто можно убирать в холодильник для вызревания.

15.

В моём тесте торчали предательские комочки бумаги и пришлось браться за мясорубку. Я разделила тесто на кусочки для удобства.

16.

И стала перекручивать через мясорубку.

17.

Вот такой получился фарш. Тесто поле мясорубки становится более эластичным и можно полностью избавиться от комочков. Я прокрутила 3 раза, комочки бумаги почти все растворились, а также разошлась соль, крупинок не видно.

18.

Вот и наше тесто готово. Теперь убираем в холодильник, минимум на сутки. Я убираю на 3 дня.

Немного об окрашивании. Я крашу тесто гуашью (покупаю большие банки), вот такими колерами и пищевыми красителями. Высушенное изделие чаще всего расписываю обычной гуашью, но если нужны эффекты, то использую акриловые краски металлик и перламутровые. В тесто акрил не подмешиваю.

20.

Итак, берем кусочек теста, наливаем колер или добавляем гуашь или сухой краситель и тщательно вымешиваем до однородного окрашивания. Работа конечно грязная, но что поделаешь....

21.

Так я сушу свои поделочки. Первые 2-3 дня на фольге или файле или бумаге для выпечки, а потом перекладываю аккуратненько на решетку. И обычно досушиваю в естественных условиях. Так точно не будет лишней деформации.

22.

Показываю с обратной стороны, чтобы было видно насколько высохло изделие сверху, чтобы можно было перекладывать на решетку. В экстренных случаях досушиваю в духовке, обычно 2 дня. Часа 3-4 - 35 градусов и столько же при 75 градусах. Из духовки до полного остывания не вынимаю - это может привести к выгибанию и трещинам. Оговорюсь - духовка у меня с вентилятором, который я и использую при просушке. Готовое просушенное изделие определяют по стуку, он должен быть звонкий.