Как следует прививать усидчивость вашему ребёнку. Как развивать усидчивость и внимание

Вопрос как развить усидчивость у ребенка является актуальным для многих думающих родителей. В своем подавляющем большинстве дети от природы неусидчивы в силу своей любознательности.

Усидчивость – способность человека сосредотачивать внимание и проявлять терпение, выполняя определенную работу в течение обозначенного промежутка времени. Задача родителей – научить ребенка быть усидчивым и внимательным, доводить начатое дело до конца. Именно на Вас лежит ответственность за формирование этих качеств у малыша в процессе взросления. В Ваших силах оказать необходимую поддержку и привить ребенку усидчивость.

Как развить усидчивость у ребенка


Ниже мы рассмотрим основные способы привить ребенку усидчивость:

  • Подбирайте занятие для ребенка в соответствии с его возрастом и способностями. Не предлагайте трудновыполнимые задания, которые могут поколебать его веру в свои силы.

Дети увлечены готовкой — развитие усидчивости
  • Обратите внимание, чтобы ничто не отвлекало малыша от процесса, будь то телевизор или музыка, дайте ему возможность полностью сосредоточиться на выполнении задания.
  • Предлагайте ребенку ограниченное количество игрушек во время игры. Для самых маленьких это может быть 2-3 игрушки, начиная же с 2-ух лет можно постепенно увеличивать их количество, но важно следить за тем, успевает ли ребенок фокусировать свое внимание, не отвлекается ли он. Периодически чередуйте и меняйте игрушки.

  • Вовлекайте ребенка в игру, заинтересуйте своей речью, общение поможет Вам сформировать усидчивость у Вашего чада. Объясняйте цели и задачи, стоящие перед ребенком. Проговаривайте в процессе игры все свои действия, так ему будет легче сконцентрировать свое внимание.
  • Если Вы видите, что ребенок устал, отвлекается или ему неинтересно не настаивайте на продолжении занятия, остановитесь, дайте ему отдохнуть или смените игру. Развить усидчивость с 2-ух лет – не простая задача, ведь малыши в этом возрасте очень подвижны и любознательны, их внимание перескакивает с одного предмета на другое. Зная эту особенность, проводите занятие так, чтобы ребенок сменял деятельность и не уставал.

  • Подбадривайте ребенка, хвалите даже за самые маленькие достижения, но не общими фразами «молодец» , «здорово» , «отлично» , а конкретизируя, чтобы он поверил в их правдивость: «ты красиво нарисовал кошку» , «ты чисто помыл посуду» , «ты построил хороший дом» и т.д., это даст ему стремление двигаться дальше, достигать большего и, параллельно, будет формировать у ребенка усидчивость.

  • Немаловажную роль в вопросе формирования и развития усидчивости у ребенка играет поведение родителей. Из уст, практически, каждого уважаемого психолога можно услышать фразу, что необходимо воспитывать, в первую очередь, себя и только потом уже ребенка. Он – Ваше зеркало. Если ребенок видит, что Вы требуете от него то, что не можете выполнить сами, у него возникает диссонанс. Будьте последовательны, не бросайте начатое на полпути, учите детей своим примером, выполняйте работу качественно.
  • Не сомневайтесь в силах ребенка, в его способности стать усидчивым. Не предлагайте помощь малышу, если он о ней не просит, даже если Вам кажется, что он делает что-то неправильно. Пусть он собирает пирамидку не в соответствии с размером колец, пусть он рисует сразу всеми цветами, пусть животное стоит на голове – не отвлекайте его от процесса.

Потом, когда ребенок сам обратится к Вам, Вы можете дать ему совет, не умаляя его достижений при этом. Если же малышу, напротив, сложно, он просит о помощи, обязательно подбодрите его, помогите, подскажите, не дайте ему разочароваться в своих способностях. Говорите ребенку чаще, что он справится, что у него все получится, таким образом, Вы формируете у него уверенность в своих силах, желание идти дальше, стремиться к большему. Поверьте, по жизни все эти качества ему очень пригодятся.

Запомните, Ваша основная цель, если ребенок неусидчив, — научить его быть усидчивым в игровой форме, не заставляя, не ругая, не порицая. Другими словами, он сам должен захотеть развивать усидчивость. Выбирайте время, когда ребенок отдохнувший и спокойный. Для этого важно соблюдать .

Залог спокойной психики ребенка – ежедневный сложившийся график. Он должен привыкнуть к тому, что в определенное время он есть, спит, играет, занимается, он будет знать, что ожидать. Формируя у ребенка усидчивость, не перегружайте его занятиями. Чередуйте спокойные игры с активными, подвижными. Прежде всего, осознайте, что для малыша этот мир абсолютно новый, ему интересно все, что он видит, дайте ему время на познание окружающей обстановки, будьте сами терпимы и терпеливы.


Существуют игры, развивающие усидчивость у ребенка. Стать усидчивым ему помогут рисование, лепка, аппликации, мозаики и пазлы, пирамидки. Начиная с 2-ух лет ребенок самостоятельно может раскладывать игрушки по цветам и форме. Также, можно сделать отверстие в крышке банки и просить ребенка кидать туда монетки (это может быть и копилка). Эта игра отлично разрабатывает координацию движений и мелкую моторику рук. Главное, следите, чтобы .

Придумывайте и подвижные игры, чтобы сформировать усидчивость, ведь основное в этом вопросе – концентрация внимания. Разбросайте мягкие грибы и ягоды по дому и собирайте их в корзинку вместе с ребенком. Для детей 5-6 лет вполне подойдут бисероплетение, вышивание, если мы говорим о девочках, и конструирование – для мальчиков. Проявите свою фантазию и найдите дело, которое будет по душе Вашему чаду.

Гиперактивный ребенок — как воспитывать? (видео):

Обязательно доводите игру до конца. Если не успели утром, закончите вечером или на следующий день. Также, обязательно приучайте ребенка к порядку, учите убирать за собой игрушки. Желательно, чтобы малыш доставал одну игрушку, играл с ней, клал на место и только потом брал другую. Все это может Вам при ответе на главный вопрос «Как развить усидчивость у ребенка» .

Стоит согласиться, что вопрос невнимательности, нежелания ребенка сосредоточиться на каком-то важном деле, очень беспокоит многих родителей. И нужно отметить, что для беспокойства повод, конечно, есть, как и выход из сложившейся ситуации!

Важно, не упустить время, и начать работать в этом направлении как можно раньше до того момента, когда ваш малыш станет первоклассником. Так уж повелось, что не всегда на жизненном пути растущих и активно развивающихся детей, встречаются исключительно высококвалифицированные специалисты, которые вовремя заметят в ребенке те проблемы, над которыми нужно поработать самим и подсказать родителям как действовать в том или ином случае, в общее благо дитя. И тогда, уже оказавшись за партой в школе, ребенок может столкнуться с массой сложностей на уроке, причина которых кроется в неспособности вникнуть в суть темы. Если своевременно ему не помочь в этом, то ситуация в конечном итоге может повернуться таким образом, что ребенок напрочь потеряет желание ходить в школу, заниматься на уроке, проявлять себя как личность, боясь оказаться непонятым и не принятым педагогом.

Усидчивость или внимательность, что важнее?

На самом деле, эти два качества тесно дружат между собой. Первостепенным стоит выделить внимание, которое проявляется в те моменты, когда ребенок некоторое время способен следить за тем, что кажется ему интересным. Усидчивость же, это результат воспитательной работы, который отличается тем, что ребенок сознательно пытается вникнуть в суть дела, довести его до логического завершения, даже если, оно не представляет для него интереса. Важно, начать прививать своему чаду внимательность, уже с трехмесячного возраста. Замыслы родителей, как правило, осуществляются в игровых ситуациях. Однако делать это необходимо деликатно, понимая, что промежуток концентрации ребенка на чем-то одном, в таком возрасте совсем невелик. И лишь с каждым годом, этот промежуток будет постепенно увеличиваться, однако стоит знать, даже пятилетнему ребенку, свойственно непроизвольное внимание. Это говорит о том, что если объект, который вы настойчиво навязываете ребенку, ему неинтересен, то и добиться того, что он вдруг вызовет у него интерес по вашей просьбе, не удастся. Этот длительный процесс развития способности в ребенке концентрировать внимание избирательно, развивать усидчивость, займет у родителей немало времени, но впоследствии, когда результат будет достигнут, приобретенные качества очень положительно скажутся на успехах ребенка в школе, да и вообще, по жизни.

Исключите во время занятий с ребенком все, что может его отвлекать, тем самым мешая сконцентрироваться;

Подбирая для ребенка задания, всегда учитывайте время, которое понадобится для его выполнения. Как только ему надоест заниматься предложенным вами делом, он тут же прекратит это делать, и никакие уговоры не спасут ситуацию. И что самое главное, не принесут желаемого результата;

Исходите из способностей конкретно вашего ребенка: если он обладает повышенной любознательностью, желанием заниматься с удовольствием, то и занятия с таким ребенком могут быть более продолжительными и усложненными по содержанию. Но если ваш ребенок часто болеет, пассивен, и быстро утомляется, не перегружайте его, и не заставляйте делать то, что ему не по силам;

Ходите с ребенком в театр, например, выбрать можете мероприятие на https://kiev.karabas.com/rusdram-kyiv/ ;

Сопровождайте все то, чем вы занимаетесь интересной, активной речью, покажите ребенку, что для вас это занятие ничуть не менее интересно. Обязательно побуждайте ребенка к диалогу, таким образом, вам будет понятно, интересно ли ребенку то, чем он занимается, и возможно у него возникнут какие-то идеи для будущих занятий. Не скупитесь на похвалу, поощряя ребенка за его труд;

Для того чтобы исключить утомляемость ребенка, разнообразьте задания: не стоит делать акцент лишь только на письме под диктовку либо изучении геометрических фигур, попробуйте весело и задорно чередовать наполнение совместных занятий;

Не нужно подавлять ребенка и пытаться сделать его лучше, ставя ему в пример соседского мальчика, который по вашему мнению, успешнее его. Исходите из возможностей именно вашего чада, и не переставайте заниматься с ним, в комфортном для него режиме.

И конечно, самым важным условием, которое важно соблюдать родителям в любой жизненной ситуации, это не терять терпения в систематической, порой тяжелой работе воспитания ребенка. Не нужно паниковать, это может превратить ваши действия в безграмотные поступки, способные навредить ребенку. Гораздо правильнее будет проконсультироваться со специалистом, если вы не знаете, как поступить в какой-либо ситуации, чем просто перестать действовать, или идти на авось. Ведь не напрасно говорят, что дети - отражение родителей, поэтому пусть это отражение вас лишь радует!

Проблема как развивать усидчивость и внимание, актуальна не только для детского возраста, взрослым этого тоже часто не хватает. Но и взрослый может развить их в себе. Уровень внимания зависит от концентрации и устойчивости, а также от уровня самодисциплины человека. Развитие внимания происходит через ежедневное скрупулезное выполнение специальных упражнений. Подвижные виды спорта, кроссворды, головоломки – это тоже упражнения для развития внимания. Но в этих случаях успех можно достичь, лишь увлекшись игрой или решением задач.

Особенности концентрации

В опрос, как развивать усидчивость и внимание возникает обычно тогда, когда приходится выполнять неинтересную и нудную работу. Не важно, физического или умственного характера. Не отвлекаться от нее сложно, а вот энергии и сил она забирает будь здоров. В таких случаях развивать усидчивость и внимание помогает создание рабочей обстановки вокруг: удобное кресло, отсутствие лишних и ярких предметов в поле зрения, отсутствие посторонних шумов и т.д. Но для эффективности работы мозга все равно необходимо переключать его внимание на другую деятельность через каждые 45-50 минут.

Также с самого утра стоит правильно психологически настраиваться на работу. Развивать внимание помогает такое упражнение. Представьте, что в голове у вас шкаф, в ящиках которого находятся все дела, которые планируете совершить за день. Приступая к одному из них, выдвиньте соответствующий ящик, а остальные плотно закройте. Стремясь развивать внимание , помните о колебаниях умственной активности. Наиболее важные дела следует планировать на утро, с девяти до двенадцати, и на день, с трух до семи вечера.


Как развивать усидчивость и внимание

Считается, что для описания внимания достаточно трех законов:

1. Апперцепции. Внимание пластично и меняется в зависимости от длительности поддержания интереса к объекту. То есть внимание зависит от интереса к объекту и состояния наблюдателя. Это надо учитывать, когда вы делаете упражнения на развитие внимания.

2. Установки. Человеческий организм при постоянном и регулярном повторении реакции на одну и ту же информацию вырабатывает привычку реагирования.

3. Составляющих. Охватывает все выше упомянутые параметры, а именно:

Развивать внимание и его устойчивость можно постоянно, важно лишь не отвлекаться на посторонние вещи;
- надо стремиться уметь делать несколько дел сразу;
- держать в поле зрения несколько разнородных объектов, соединять в одно время несколько разнородных видов деятельности;
- переключать внимание с одного вида деятельности на другой.

Как развивать внимание

Развивать усидчивость и внимание можно с помощью приведенных ниже упражнений. В этом деле важно только не лениться.

1. Сконцентрируйте взгляд на кончике одного из своих пальцев примерно на две минуты, не обращая внимания на все вокруг. Проделывайте его каждый день не менее трех раз.

2. Закройте глаза и сконцентрируйтесь на биении сердца, дыхании. Это помогает не только развивать внимание, но и успокаиваться.

3. Во время поездки в транспорте попеременно концентрируйте взгляд на стекле и на объектах за ним.


4. Возьмите лист бумаги с текстом и посередине поставьте большую точку зеленого цвета. Перед сном минут 10 смотрите на точку, не отвлекаясь на посторонние мысли. Можно выполнять это упражнение не только перед сном.

5. Это упражнение направлено на развитие внимания слухового. Около восьми минут постарайтесь сконцентрироваться на окружающих вас звуках, желательно природного происхождения.

Тренировка на работе

Уходя из кабинета, бросьте на него внимательный взгляд. Затем на перекуре или во время обеда, постарайтесь воссоздать обстановку в мелочах. Напишите двадцать цифр в любой последовательности, а потом пытайтесь найти в них те несколько подряд, которые дают в сумме определенную цифру. Постарайтесь одновременно двумя руками нарисовать разные геометрические фигуры. Возьмите какую-то фразу и найдите в ней определенное имя. В целом помните, решить вопрос, как развивать усидчивость и внимание , помогает и поддержание хорошего здоровья организма.

Родителей часто интересует вопрос, как научить ребёнка быть усидчивым и внимательным. Одни дети уже в два года могут подолгу играть в любимые игрушки, другие же не могут дождаться, пока мама слепит куличик в песочнице, и уже бегут играть в машинку. Чтобы понять, как помочь ребёнку научиться управлять собственным вниманием, нужно знать и учитывать возрастные особенности детей. Часто родители сталкиваются с проблемой неусидчивости у ребёнка в старшем дошкольном-младшем школьном возрасте. В статье мы рассмотрим, как справиться с подобной проблемой у детей разных возрастов.

Рождаясь, ребёнок первое время не может фиксировать взгляд на объекте. Постепенно у него формируется привязанность к маме, которая заботится о нем. Именно на лице мамы, как правило, впервые фокусируется взгляд малыша. Подрастая, ребёнок научается следить за движущимися предметами и людьми, брать вещи в руки,подолгу рассматривает их. Так развивается внимание ребёнка. Ему становится интересно взаимодействовать с миром, особенно когда появляется возможность самостоятельно ползать и ходить. Ребёнку уже интересны мячи, игрушки, которые можно толкать, катить перед собой, следить за результатом своих действий с ними (неваляшка, музыкальные игрушки). Особенность детского внимания - в его неустойчивости. Ребёнка очень легко отвлечь, переключить на что то другое. Внимание ребёнка привлекают яркие, звучащие игрушки, а также игрушки, дающие различные тактильные ощущения.

Для маленького ребёнка это нормальная ситуация - быстро переключаться с одного занятия на другое, легко начинать новую игру. Так дети познают многообразие мира, знакомятся с предметами, людьми, ощущениями. Но задача родителей - мягко и ненавязчиво, в игровой форме формировать у ребёнка усидчивость, способность доводить начатое дело или игру до конца, быть внимательным в своих действиях. Ведь так часто перед первоклассниками встаёт проблема, что ещё вчера они беззаботно играли, а сегодня не могут сосредоточиться и высидеть длинный урок. В силах каждого родителя помочь своему малышу сформировать усидчивость и внимательность к школьному возрасту, при этом не перегружая ребёнка и давая ему возможность получать удовольствие от игры.

Что же для этого нужно?

В первую очередь, важен личный пример родителей. Нужно быть последовательными в своих словах и поступках, доводить начатое до конца, выполнять обещания. Ведь родитель для ребёнка - первый и самый главный пример для подражания.

Очень важно сформировать и соблюдать режим дня, выполняя одни и те же действия в определённое время. Ребёнок должен ощущать, что основные моменты режима не подлежат сомнениям и обсуждениям (время подъёма утром, дневного сна, время еды, игр, прогулок, вечернего укладывания спать). Нужно выработать такой режим, который будет удобен родителям и малышу, и позволит всем членам семьи чувствовать себя комфортно. Ребёнок, таким образом, заранее будет знать, что его ждёт в течение дня, и его энергия будет идти по верному пути, не расходуясь на лишние капризы и споры с родителями.

Чтобы научить ребёнка быть усидчивым, нужно много разговаривать с ним с самого раннего детства. Дети, хорошо вспринимающие речь взрослого, лучше понимают цель любых действий, и их внимание легче направить. Если Вы замечаете, что ребёнку трудно даже короткое время сосредоточиться на игре, нужно рассказать ему перед началом игры, что вы хотите сделать. Например, покормить мишку. Постарайтесь сделать так, чтобы игра привлекала ребёнка, и своим участием развивайте сюжет, придумайте историю. Не просто кормите мишку ложкой, а сходите вместе на кухню, возьмите немного макарон, насыпьте в миску. «Сварите» еду, пусть ребёнок делает сам всё, что он уже умеет. Одно действие сменяет другое, не успевая надоесть ребёнку. В конце игры попросите помочь ребёнка убрать игрушки. Любое действие сопровождайте комментариями и пояснениями. Постепенно ребёнок научится погружаться в игру, его станет сложнее отвлечь посторонними предметами.

Есть ещё несколько советов, важных для того, чтобы привить ребёнку усидчивость. Во время игры нужно выключить музыку и телевизор, и игрушек не должно быть слишком много. Для совсем маленьких детей это 2 - 3 игрушки, для детей постарше можно чуть больше. Остальные игрушки можно на время убирать, чередуя и заменяя их периодически. Так ребёнку легче сосредоточить свое внимание и меньше шансов, что он будет сильно отвлекаться.

Даже у ребёнка 4-5 лет внимание всё ещё сильно зависит от того, что ему интересно, легко переключается с одного на другое. Но, всё же, ребёнок такого возраста уже может, как правило, сам подолгу играть, в том числе с другими детьми, его захватывает уже сам сюжет игры. Задача родителей в этом возрасте - обеспечить возможность такой игры для ребёнка, тщательно подбирая игрушки, при этом обращая внимание на то, что интересно самому ребёнку.

Если дошкольнику или первокласснику очень трудно сосредоточиться на одном занятии, довести дело до конца, нужно помочь ему сформировать такую способность. Очень хорошо развивают усидчивость различные мозаики и паззлы, совместное с родителями творчество (вышивание и бисероплетение для девочек, конструирование и моделирование для мальчиков). Для этой цели подойдут раскраски, лепка из глины и пластилина, - любое занятие, требующее сосредоточения на процессе деятельности. Очень важно, чтобы занятие нравилось ребёнку, нужно также следить, чтобы он не устал и не потерял интерес. Лучше разбить большое дело на много маленьких этапов, завершая каждый из которых, ребёнок будет видеть результат своего труда, получит радость и удовлетворение от сделанного. После занятия нужно приучить ребёнка убирать своё рабочее место, это дисциплинирует и помогает стать более организованным.

Если ребёнок неусидчив в школе, следует обратить внимание, сложились ли у него хорошие отношения с учителем, интересна ли ему программа обучения, не слишком ли она сложна для ребёнка. Родителям нужно сформировать у ребёнка интерес к учёбному процессу, не делая акцент на оценках. Чаще обсуждайте с ребёнком, что происходило на занятиях, говорите с ним о том, что они сейчас проходят. Возможно, невнимательность вызвана непониманием материала, и, соответственно, отсутствием интереса к этой теме.

Для развития усидчивости и терпеливости полезна также любая помощь по дому, главное при этом - хвалить и благодарить ребёнка за помощь. Важно подкрепить и сохранить у ребёнка желание помогать взрослому, привить ему умение доводить дело до конца, мягко поправляя его ошибки, своим примером показывать правильный способ действий.

Помогают развить усидчивость настольные игры, подобранные в соответствии с интересами и возрастом ребёнка. Яркое оформление и увлекательные правила могут привлечь внимание любого ребёнка, но и в настольных играх важно участие, помощь и подсказки родителей. Это нужно для того, чтобы помочь ребёнку разобраться в процессе игры, погрузиться в него, сформировать правильное отношение к любому новому делу, требующему терпения и внимательности. Обратите внимание на игры « Калаха люкс» , «Башня» , «Микадо» .

Самое главное - чаще хвалите своих детей за успехи. Если что-то не получается у них с первого раза, - напомните ребёнку, что важно быть терпеливым, что порой нужно потренироваться, чтобы построить, например, высокую башню из кубиков. Указывайте ребёнку на его достижения, на любой шаг вперёд, формируя таким образом в нём желание и стремление играть, действовать и учиться дальше. Будьте уверенны в том, что Вашему ребёнку по силам стать усидчивым и внимательным, показывайте ему, что вы любите его несмотря ни на что, и Ваша уверенность обязательно передастся ребёнку.

Если ваш ребёнок не может сосредоточиться на чём-то одном, ему приходится тратить впустую много сил и энергии. И если в самом раннем возрасте это не представляет большой угрозы, то с возрастом (особенно в школе) неусидчивость может стать настоящей бедой как для ребёнка, так и для вас самих. Помните главное: вы - родители. И вы в состоянии помочь малышу справиться с этой проблемой. Только делать это нужно аккуратно и последовательно. Итак, как следует прививать усидчивость вашему ребёнку? В данной статье вы найдёте исчерпывающий ответ на этот вопрос.

4 634893

Фотогалерея: Как следует прививать усидчивость вашему ребёнку

То здесь, то там...

Для маленького ребенка всего пара минут - это целая вечность. Дети стараются охватить как можно больше, поэтому всё время «прыгают» с одного занятия на другое. Только что карапуз рисовал, не прошло и пяти минут, как он взялся за пирамидку, но она так и не была собрана, потому что по телевизору начали транслировать мультфильм, который не удалось досмотреть из-за возникшей необходимости встретить маму, вернувшуюся из магазина с чем-то вкусненьким. Со временем ребенок научится избирательности восприятия и сможет произвольно концентрировать свое внимание. Постепенно период сосредоточенности малыша будет удлиняться и затем, благодаря помощи родителей, он научится собранности и сможет до конца выполнять начатое дело. Но понадобится много сил и терпения, чтобы сформировать у ребенка навыки усидчивости и способность к длительной концентрации внимания.

Будьте внимательны.

Как же привить своему непоседе навыки усидчивости? В первую очередь, родители должны начать развивать внимание малыша. Многие мамы и папы требуют внимательности уже у 2-3-летних деток, в то время как даже у 5-6-леток внимание носит непроизвольный характер. Это значит, что ребенку трудно сконцентрироваться по требованию. В этом возрасте детей способно привлечь я только что-то яркое и привлекательное. Однако такая непроизвольность внимания позволяет дошколятам за 3-4 года до школы перелопатить огромнейший объем информации, интересоваться всем на свете и перепробовать все, что угодно.

При всем этом, родители полагают, что малыш должен тихонько играть в своем уголке, не мешая домочадцам. И в то же время, мы желаем, чтобы в дальнейшем ребенок успешно учился в школе, естественно, самостоятельно. На этом этапе взрослые должны осознать, что малыш вырастет усидчивым и дисциплинированным только в том случае, если в раннем детстве мама и папа вместе с ним будут работать над развитием внимательности. Как проводить занятия?

Предлагаем небольшую шпаргалку:

Помните, что детки любят всё яркое и интересное. Поэтому, если вы хотите увлечь ребёнка выполнением какого-либо задания, расскажите ему о привлекательных моментах данной деятельности. Также можно поведать невероятную сказочную историю, связанную с выполнением задания, или сделать занятия похожими на соревнования.

Чтобы занятия были продуктивными, необходимо создать спокойную и благоприятную атмосферу. Так что отложите подальше игрушки и позаботьтесь о том, чтобы был выключен телевизор.

В процессе занятия выражайте свои эмоции, радуйтесь и удивляйтесь вместе с малышом.

Ну и, конечно же, не забывайте хвалить ребенка за успех.

Имейте в виду, что речь - одно из главных средств, способствующих формированию внимания. Поэтому комментируйте все, что вы делаете, а также попросите ребенка проговаривать свои действия и делиться с вами мыслями о том, что он собирается сделать. Таким образом, ребенок будет учиться планировать свои действия. Если у малыша еще не получается выстроить план, помогите ему справиться с этой непростой задачей, поинтересуйтесь: «Что ты сейчас делаешь?», «Что будешь делать потом?», «Посмотри туда...», «А еще можно сделать вот так».

Если, несмотря на все ваши старания и ухищрения, ненаглядное чадо то и дело крутится по сторонам в поисках 6олее увлекательного занятия, не вздумайте обуздать его порывы повелительными фразами типа: «Успокойся!», «Не вертись!». Лучше предложите ребенку окончить начатое дело: «Посмотри, тебе осталось доделать совсем немного», «Давай нарисуем еще цветочек» и т.д.

Для того чтобы занятия были на радость ребенку и приносили максимум пользы, родители всегда должны помнить, что:

5-летний ребенок может концентрировать внимание на одном занятии около 15 минут, затем ему необходимо сменить вид деятельности;

Нельзя требовать от ребенка сидеть над заданием больше, чем он способен;

У впечатлительных, болезненных и ослабленных деток уровень концентрации ниже, поэтому они чаще отвлекаются.

Терпение и труд.

В процессе развития внимания малыша мы также учим его терпению, умению доводить до конца начатое дело и добиваться поставленной цели. В будущем эти навыки позволят ребенку успешно справляться со школьной программой и выполнением домашних заданий. Нет лучше и интереснее занятия для ребенка, чем игра. Между тем, именно игра способствует развитию внимания, терпеливости и усидчивости. Игра обеспечивает произвольность поведения, то есть ребенок сам себя контролирует и, разумеется, самостоятельно все решает. В то же время, она требует выполнения определенных правил и доведения до конца начатого дела. Таким образом, ребенок должен проявлять терпение, иначе его не примут в игру.

Проверенным и действенным способом по воспитанию терпения и желанию добиваться необходимых результатов является труд. Впрочем, малыши обычно рады помочь по хозяй-ству своим родителям. Правда, мама и папа почему-то не всегда одобряют детскую инициативу. Ведь полы он может протереть вашим любимым кухонным полотенцем, а после грандиозного мытья посуды можно недосчитаться чашки или блюдца. В таких случаях, родители частенько выплески-вают на неудавшегося помощ-ника весь свой гнев, чего делать ни в коем случае нельзя. Иначе, вы напрочь отобьете у своего крохи всякое желание вам по-могать. Он-то хотел как лучше! Вы должны это отчетливо по-нимать и всячески поощрять детское желание вам подсо-бить. Искренне хвалите малыша за хорошо проделанную работу, и в доброжелательной форме высказывайте свои пожелания, если у ребенка что-то не полу-чилось: «Пол моют специаль-ной тряпочкой, а полотенцем вытираемся мы сами», «Когда моешь посуду, крепко держи предмет в руках, иначе он вы-скользнет», «Когда поливаешь цветы, не нужно лить слишком много воды» и пр. Так что, если вы хотите, чтобы ваш ребенок рос трудолюбивым, никогда не пресекайте его попытки вам по-мочь!

И еще, возьмите на заметку несколько моментов:

Не ждите, что ребенок сам начнет проявлять терпение. От-ветственность за формирование этого качества у малыша лежит на взрослом;

Мама и папа должны ор-ганизовывать деятельность ребенка. Не лишним при этом будет поинтересоваться: «Что ты сейчас будешь делать, а что потом?»;

Всячески подбадривайте, поощряйте и хвалите малыша. Не ограничивайтесь обыденны-ми словами «умница» и «моло-дец». Лучше укажите ребенку на то, что ему удалось особенно хорошо. А главное - объясняй-те, почему он добился успеха: «Ты старался, добивался своей цели и был терпелив, поэтому у тебя все получилось». Если же у малыша пока еще не все получа-ется, успокойте его, поддержите. Объясните ему, что «для того чтобы все получилось, иногда необхо-димо проделывать одну и ту же работу несколько раз. Именно так мы учимся всему».

Игры на развитие внимания.

Найди отличия. Покажите малышу два похожих рисунка и попросите найти отличия.

Что пропало? Поставьте перед ребенком 3-7 игрушек (количество игрушек зависит от возраста малыша), а затем попро-сите его закрыть глаза и спрячьте одну игрушку. После этого дайте сигнал открыть глаза. Он должен сказать, какой игрушки не хвата-ет.

Съедобное - несъедобное. Вы бросаете ребенку мяч, при этом называете слово. Ребенок должен поймать мяч только в том случае, если вы назвали что-то съедобное, а если нет - следует опускать руки.

Делай как я! Под считалку вы ритмично выполняете про-стые движения (например, ки-ваете, хлопаете в ладоши, топа-ете ногой), а ребенок повторяет за вами. Затем, неожиданно для малыша вы меняете движение. Ребенок должен сориентиро-ваться и повторить за вами но-вое движение.

Три задания. Малыш становит-ся в удобную позу, затем по сигналу «Раз, два, три - замри!» он должен замереть и оставаться неподви-жен. В это время вы называете три задания, а после команды «Раз, два, три - беги!» малыш отправляется на выполнение заданий. Причем задания необходимо выполнять именно в той последовательности, в которой вы указали. Вот пример заданий:

1. Назови какое-нибудь до-машнее животное.

2. Подпрыгни три раза.

3. Принеси синенькую машинку.

Игры, требующие усидчивости.

Если вы хотите дать малышу занятие, требующее усидчиво-сти, предложите ему:

Разукрашивать. Возьмите раскраску или сами нарисуйте какой-нибудь предмет и пред-ложите ребенку разукрасить его, не выходя за контур.

Лепить. Лепить из пласти-лина очень интересно и ве-село, особенно с мамой и па-пой. Попробуйте! Понравится всем!

Собрать паззл или мозаи-ку.

Разложить детали мозаики по цвету.

Поиграть со шнуровками.

Пересыпать фасоль или горох в бутылку с узким гор-лышком.

Переливать воду из емко-сти с широким горлышком в емкость с узким горлышком.

Можно проявить фантазию и придумать множество игр, требующих скрупулезности и усидчивости. Однако родители не должны забывать предла-гать малышу и активные игры, чтобы он мог выплеснуть всю накопившуюся за день энер-гию. Кроме того, необходимо правильно подбирать время для занятий. Если у ребенка резвое настроение, лучше дать ему в этот момент побегать.

Принимайте своего малы-ша таким, какой он есть, и не ставьте ему в пример сосед-ских Машу, Сашу, Глашу или еще кого-то. Пусть даже те могут полча-са собирать паззл, в отличие от вашего непоседы, который не высиживает за этим заняти-ем более 10 минут. Ни в коем случае не давите на ребенка! Если ребенок может высидеть только 10 минут, значит, за-нимайтесь именно столько. Главное - продолжайте зани-маться!