Как снять агрессию у ребенка 4 лет. Почему ребёнок ведёт себя агрессивно

Агрессия у детей часто рассматривается воспитателями и врачами как результат педагогической запущенности или как яркий симптом заболеваний — неврологических или психиатрических. Однако психолог Ольга Маховская видит за проявлениями детской агрессивности мощный ресурс и прежде всего пытаются разобраться в причинах агрессии.

6 типов агрессивных детей

По психологическому содержанию агрессия может быть разных типов.

  1. Проявление кризиса в развитии , когда ребенок «вырос» из старых отношений с окружением и нуждается в новом типе связей. Именно в это время попытки взрослых вести себя «как всегда» вызывают закономерный протест у малышей, у которых сформировались навыки самостоятельности, накопился словарный запас и в результате возросла потребность в большей свободе действий;
  2. Проявление сильного темперамента. Дети с сильным темпераментом неутомимы, они настоящие марафонцы. Среднестатистические нормы сна и отдыха не подходят для детей, чьи задатки позволяют подолгу и с энтузиазмом играть, двигаться, слушать сказки, рисовать и т.д. Основными причинами внешней агрессии у ребенка могут быть желание завершить начатое, погруженность в процесс игры. Дети с сильным темпераментом капризничают и негодуют, когда они недогружены, а значит, не удовлетворены;
  3. Сигнал о физическом недомогании, физиологическом дискомфорте, сниженном настроении. До тех пор пока мы не научим ребенка различать физические и эмоциональные состояния, он будет сообщать о них непрямыми способами, к которым относятся и симптомы дискомфорта. Ребенок будет говорить всем телом, пока не выучит нужные слова, описывающие важные состояния и желания;
  4. Способ доминирования в отношениях со сверстниками или взрослыми. Высокий уровень агрессивности в семейных отношениях, когда родители тайно или открыто конфликтуют, служит прямой причиной детской агрессии и стремления верховодить;
  5. Сигнал о нехватке положительных эмоций. Ребенок может «приносить» из семьи в детский сад или школу негативные эмоции, ожидания и страхи. Агрессия по отношению к сверстникам мотивирована желанием избавиться от неприятного и пугающего напряжения. Вместо того чтобы наказывать ребенка, загоняя в замкнутый круг страданий, мы должны его выслушать, пожалеть и успокоить;
  6. Проявление «праведного гнева». Сражаясь с моралистами, считающими, что «нормальный ребенок — это послушный ребенок», психологи предлагают различать агрессию и праведный гнев. Если для негодования и протеста есть объективная причина, например, кто-то из родителей в который раз не выполняет обещания посетить зоопарк, ребенок вполне объяснимо сердится.

Приведем два случая, в которых причины агрессивности детей неочевидны, и только помощь психолога помогла родителям увидеть внутренние мотивы поведения ребенка.

Драчун Миша: слишком много энергии

Мишке 5 лет, и он драчун. Он с удовольствием дает команды домашним, и те уже поняли, что иногда проще подчиниться, чем договориться. Тем не менее вся семья оказывает жесткое сопротивление Мишке. Общими усилиями, прибегая и к телефонным переговорам со строгим отцом, и даже к физическим наказаниям, все-таки удается уложить его спать днем и вечером, заставить убрать игрушки, валяющиеся по всему дому, и вести себя за столом тихо, подчиняясь общему режиму жизни в семье.

Поскольку проблемы начались с самого рождения, семья живет в тяжелом предчувствии патологии развития ребенка. К тому же нейролептики радикально снимают проблему сна. К моменту обращения к психологу родители уже поставили мальчика на учет к невропатологу и психиатру.

Что происходит . Для людей, которые обладают сильным холерическим темпераментом, характерны выносливость, напористость, высокий физический тонус, потребность в физиологическом удовлетворении, высокая возбудимость. Темперамент генетически задан. Его нельзя исправить, но можно научиться справляться с проблемной стороной.

Первое: холерики нуждаются в дополнительных физических нагрузках, им важно двигаться как можно больше. Если родители сдерживают, «стреноживают» ребенка, потребность в движении нарастает стремительно, и «разрядка» станет слишком яркой.

Второе: холерики экспансивны. Они не любят препятствий и стараются занять как можно большее пространство. Вот почему игрушки разбросаны везде.

Третья особенность: доминантность. Лучшие условия для холериков — иерархия, которая строится по принципу «кто сильней, тот и главней». Авторитет отца незыблем, а остальных членов семьи пробуют «на слабо». Мы не призываем к физическим наказаниям, но иногда нужно продемонстрировать силу, просто крепко схватив ребенка за запястье, или сломав у него на глазах палку, или изобразив угрожающую мину.

Дети с холерическим темпераментом чувствительны к сильным сигналам. Слабые стимулы, унылые разговоры о моральной стороне вопроса, просьбы пожалеть они не воспринимают серьезно. Тех, кто слабее их, они не слушаются. Дети-холерики нуждаются не столько в отдыхе, сколько в дополнительных нагрузках и напряжении. Они настоящие марафонцы.

Закаленный Сергей: слишком мало любви

Сергею 11 лет, он — младший подросток. Папа и мама хотели, чтобы он вырос самостоятельным сильным парнем, поэтому с самого начала решено было не баловать мальчика. Папа воспитывал сына как настоящего мужчину. Предполагалось, что школа даст образование, а в семье будут закалять характер. Мама целиком поддерживала папу.

Жалобы учителей на то, что мальчик ведет себя агрессивно, стали нарастать от класса к классу. Но того, что он начнет кричать на мать, обвинять ее в жадности, никто не ожидал. Впереди намечались стычки с отцом. С этими страхами мама Сергея обратилась к психологу.

Что происходит. Агрессия — это последняя попытка отправить родителям запрос на любовь, когда нет даже жалости. Три способа получить ответную любовь:

  • проявление нежности (ребенок ластится в надежде на ответную ласку);
  • скулеж и попытка выклянчить немного тепла в том случае, если родители забыли, что ребенка нужно обнимать и ласкать, или не считают нужным проявлять «телячьи нежности»;
  • пускание в ход кулаков, крики, проявление сильных эмоций в надежде получить хоть какой-то эмоциональный отклик.

Считать, что агрессия — это способ привлечь внимание к своей особе, блажь ребенка, неверно. Иногда агрессия уже отчаянный крик о любви, в которой дети нуждаются больше, чем взрослые. Холодные формальные отношения между родителями, когда все делается правильно, каждый занят по хозяйству и при этом в семье главенствует принцип экономии на всем, включая эмоции, приводят к тому, что ребенок не получает необходимого подкрепления, его эмоциональный «резервуар» пустеет. На первый план выступает дефицит любви, принятия, поощрения.

Не зная, как получить любовь (ластиться и клянчить предписано девочкам), мальчики чаще проявляют агрессию, прежде всего по отношению к самым близким людям, от которых они еще ждут ответа на вопрос: «Почему меня никто не любит?».

  1. Чтобы научить малыша до 4 лет совладать с сильными эмоциями, классическая психология вменяет родителям показать на примере кукол, животных, персонажей сказок, мультфильмов, других людей, как неприятно выглядит тот, кто злится и дерется. В сказках зло и агрессию персонифицируют Волк, Карабас-Барабас, Кощей...
  2. Чтобы научить ребенка распознавать эмоции и управлять ими, мы должны называть вслух его состояния и принимать их: «Я вижу, ты злишься!», «Ты грустишь? Я понимаю», «Мне тоже неприятно». Закон тут простой: разделенная с другими положительная эмоция увеличивается, а негативная уменьшается.
  3. Если вы сами впали в раж, отругали ребенка или кого-то другого при нем, покажите, как вы раздосадованы, извинитесь. Чем раньше вы объявите о своей ошибке, тем лучше. Дети быстро перенимают у родителей правила поведения в семье и обществе.
  4. Дети с повышенным уровнем латентной агрессии разряжаются через активные физические игры, упражнения, действия. Как только ребенок начнет заниматься силовыми видами спорта, или посещать бассейн, или играть в футбол, он станет сдержанным и внимательным к другим. Главное правило по-настоящему сильных людей: не обижать слабых, напротив, защищать тех, кто не может постоять за себя.
  5. Переключить внимание ребенка в состоянии агрессии помогут несколько способов:
    • сильный сигнал, который озадачит малыша, — это может быть звонок будильника, звук радио, включенного на полную громкость, короткий крик; за столом можно постучать ложкой по чашке или по тарелке;
    • неожиданное действие — выключите свет; поднимите малыша высоко вверх ненадолго, а затем опустите вниз; выйдите из комнаты, закрыв дверь;
    • предложение позвонить какому-нибудь известному человеку, на чье имя ребенок реагирует однозначно — с интересом. Прежде чем ребенок сообразит, что это шутка, он успокоится, а потом посмеется вместе с вами. Смех послужит позитивной разрядкой напряжения, с которым ребенок не смог справиться сам.
    Знание физиологии возбуждения помогает в воспитании: чтобы погасить один очаг возбуждения, нужно создать другой.
  6. Дети с навыками волевого поведения (после 7 лет) могут научиться специальным приемам управления эмоциями — точно так же, как взрослые. В состоянии возбуждения взрослый может ущипнуть себя за руку, сжать кулаки или эспандер, ухватиться за стул, поднять руки и сделать глубокий вдох, несколько раз громко хлопнуть в ладоши. Вспомните, что помогает вам совладать с собой, и поделитесь этим важным секретом с ребенком. Родители, признающиеся в небольших слабостях, становятся еще ближе детям.
  7. Если в состоянии агрессии ребенок обидел кого-то или сломал игрушку, то последствия придется устранять — извиняться, чинить. Когда ребенок успокоится, стоит вернуться к тому, что произошло. Почему он так поступил? Чего достиг? Как себя чувствуют те, кто был рядом? Хотят ли другие дети дружить со злым ребенком? Как можно исправить ситуацию? Как можно предупредить повтор? Социальные и психологические последствия дурных поступков всегда тяжелее физических. Люди важнее и сильнее вещей. «Починить» отношения труднее сломанных игрушек.
  8. Как наказывать за всплески агрессии? Изоляция и запрет на активные подвижные игры еще больше разозлят детей с сильным темпераментом. Они не любят подчиняться, могут затаить обиду или злобу. Более эффективный способ — дополнительная работа по дому.

Дети, как и взрослые, не очень любят убирать, мыть посуду, выносить мусор, стирать, однако понимают необходимость выполнения такой работы. Наказание рутинной, но полезной работой будет воспринято как справедливое и разумное.

Купить эту книгу

Обсуждение

Здравствуйте! Спасибо за статью, нашла ответы на интересующие вопросы! 😊

10.07.2018 23:47:19, Любовь

Комментировать статью "Ребенок стал агрессивным. 6 причин агрессивного поведения у детей"

Агрессия ребенка!. Воспитание. Ребенок от 7 до 10. Агрессия ребенка! Всем привет! Давно читаю, вот решила зарегистрироваться, может быть коллективный разум поможет разобраться!

Обсуждение

После школы опросите детей как было. Не пытайтесь подсказывать. Пусть озвучат свою версию. По несоответствию, расхождение уже тогда выявляющие вопросы.Видя проявление участия без агресии, считаю они искренне расскажут. Думаю учитель вполне может быть малодушной, озлобленной личностью. Попытайтесь выяснить кто провокатор, зачинщик. Как начинается. Но без оценки произошедшему. Просто собирите факты.
У нас в саду была очень способная девочка, ну очень хорошо соображала как кого подстрекнуть, что б тот на мяч накинулся, что б хозяин тогда конструктор начал отнимать и тогда велосипед освободиться ей покататься. Такие комбинации строила, диву даешься. Я по часу уйти не могла, ребенок как уходить, так разгуляется. Ну и сидишь наблюдаешь. Ваш ребенок вполне может оказаться инструментом изощренного манипулятора.

16.05.2018 16:14:36, Акела

Мне трудно поверить, что учитель будет врать, что ваш ребенок кричал "всех убью". Это за гранью разумного. А главное, зачем это учителю? Я понимаю, что учитель мог несправедливо обвинить вашего сына в истории с ручкой, которую просто ему кинули и именно в этот момент вошел учитель. Но выдумывать, что ребенок кричал всех убью - не верю. Скорее всего, он действительно кричал. Возможно от безысходности, потому что его снова несправедливо обвинил учитель и мальчик разозлился. Но тем не менее, он это кричал. Одноклассница просто покрыла его, так бывает у детей. У меня сын в детском саду, они уже там могут друг друга защищать. Поверьте, учителю совершенно все равно, кто именно кидался ручкой. Кого он засек, тот и виноват. То есть в том смысле, что застал учитель Васю или Петю, учителю без разницы, вряд ли учителю прям хочется, чтобы именно ваш сын был обвинен. Если учитель не разобрался в ситуации и обвинил вашего сына, то лучше спокойно поговорите с учителем, расскажите, что на самом деле ваш сын не был зачинщиком кидания ручками.
Проблема в том, что дети действительно бывают агрессивны, а мать никогда в это не верит. Она звонит ближайшему другу своего сына, тот подтверждает, что ничего не было, и мать с новыми силами идет на защиту дитятко. А на деле этот дитятко третирует весь класс, организовывает травлю, бьет, портит вещи и прочее. Реагировать на это обязательно надо. Но именно реагировать, а не говорить учителю, ах, вы придираетесь, ничего такого он сделать не мог. Общайтесь с сыном, уделяйте ему больше внимания. Несмотря на младенца. Вся агрессия детей идет из семьи. Либо от безнаказанности и безнадзорности, либо от дефицита внимания.

16.05.2018 13:24:29, пвапв

Агрессия ребенка в 2 года к животным. Добрый день, родители. Прошу у вас помощи, в такой нелегкой для меня темы, как агрессия у ребенка к животным и старшему брату.

Обсуждение

Мои все четверо кусались. Объясняли, ругали - бесполезно. Стала кусать в ответ. Первый раз не сильно, потом посильнее. Не дошло - еще сильнее. Помогло.
За кошку наказывала, шлепала. Объясняла - ты вот так сделал(а), а она маленькая, ответить тебе не может. А я могу заступиться за кошку.

У него не развита эмоциональная сфера, может быть временно, типа задержка, а может быть дефект личности, всегда будет циничным человеком. Но если интеллект в норме, через интеллект возможно наберет базу, будет "как все". Встроится в общество, в семью, усвоит рамки. Не сразу, он же не чувствует, ему труднее. Он действительно "не понимает". Нам помогла система тайм-аутов, по секундам рассчитанная, сколько и что за нарушение правил. Применяем с успехом, правила нарушаются очень редко, но чувства на этом не воспитаешь, ничего не вырастает, растет только самоконтроль. Но нам и нужен в первую очередь орядок и мир в доме. Остальное уж как получится. Я к тому, что это две разные задачи - послушание и отсутствие вандализма, и развитие личности, преодоление задержек развития. Обе задачи важны.

агрессия в 1 классе. Нужна консультация психолога. Детская психология. агрессия в 1 классе. Учителя жалуются на агрессивное поведение ребенка.

Обсуждение

Вы наверное удивитесь, но совсем недавно на пару с мамой учили её мальчика 11 лет ругаться матом и давать отпор. Поверьте гораздо хуже, если ребенок не находит сил постоять за себя. Считаю, что у вашего ребенка совершенно адекватное поведение на период адаптации. Обсуждайте все такие случаи, пусть говорит, что он чуствовал на момент агрессивного поведения. Можно попробовать дать одному в лесу прокричаться матом - выкричать их все и попращаться с этими словами. Потом ввести запрет на эти слова.

Не всегда проблема в ребенке. Может в классе так принято, а ваш просто больше других бросается в глаза. Надо выяснять с другими родителями и с учителями.

агрессия 8 лет. ...затрудняюсь выбрать раздел. Детская психология. +1, поведение ребенка вызвано поведением папы. Не сравнивайте детей, у Вашего ребенка такого папы нет, и слава...

Обсуждение

Сделать в такой ситуации ничего нельзя, если не рассматривать серьезно вариант воздействия на отца через опеку. Ограничьте общение своего ребенка с этим мальчиком, это лучшее, что Вы можете.

Для четкого, единственного ответа не хватает информации. А описывать все возможные варианты бессмысленно – их слишком много.
Но, действительно, к специалисту следует обратиться. Это, кстати, не обязательно должен быть «семейный» психолог. С детской агрессией работают и детские психологи и клинические.
Психолог и с мамой пообщается и ребенка обследует. Возможно, это классический случай, когда агрессивное поведение у ребенка связано с чрезмерно ограничивающим, холодным или жестоким обращение значимых для него взрослых, отвержением со стороны сверстников. А возможно, это последствия поражения ЦНС или травмы.
В любом случае, пусть мама не пренебрегает возможностью проконсультироваться со специалистами.
Это кстати, совет всем родителям: если Вас что-то беспокоит в поведении вашего ребенка, обращайтесь к психологу. Тем более, как правило, первая консультация у них бесплатная!

А агрессия у ребенка и дома проявляется, на любой запрет, абсолютно любой. У моего агрессивность уменьшилась на диете. Но мой не аутист, только аутичные черты.

Обсуждение

В мое отстутствие дискуссия развилась. Попробую еще раз сакцентировать какие-то моменты, которые как мне кажется недопоняты. Вот уж действительно аутист аутисту рознь. Нам повезло очень - мы имеем замечательнейшую смесь - и гиперактивность, и отсутствие речи, и далеко не отличное ее понимание (абстрактные вещи вне нашего разумения), и неврологические проблемы тоже. Проводить беседы о хорошем поведении безрезультативно, к великому моему сожалению. Стояние в углу для него продолжение игры..С терапистами АВА мы занимаемся почти 3 года, да, они не сертифицированы, но, по-моему, таковых в России и нет. Мы пытаемся переводить его агрессию на что-то другое. Когда он злится на занятиях что у него что-то не получается можно подсунуть ему мячик, чтобы он его помял. Иногда срабатывает. НО там обстановка немного другая, он занимается вообще-то с удовольствием и критические моменты не так часто возникают. Пробовали озвучить эмоцию, тк повторять он, в принципе, повторяет, типа - Я злюсь. Ну говорит он эту фразу, но слово для него ничего не значит:(Оно его ощущение не передает. У меня, у взрослого и контролирующего свое поведение человека иногда возникает желание хлопнуть дверью или грохнуть тарелку об пол, если меня не очень понимают. Ну а это ребенок, который по-другому донести до нас свои чувства и ощущения не может.... Ему хочется показать что он недоволен, но у него нет других способов... Я ведь вроде нигде не написала что с завтрашнего дня сажаю его на нейролептики и ничего больше делать не планирую... тем более я НЕ собираюсь класть его в больницу. У меня есть опыт лежания в стационаре психически здорового, но маленького ребенка, одних суток, пока я собирала анализы - удручающее было зрелище. Этого дитенка я не отдам, минусы для меня перевешивают все плюсы. Меня интересует, вдруг у кого-то был опыт применения каких-то лекарств, о которых я еще не знаю, котрые немного бы сгладили "бурность проявления чувств". Ведь какие-то ситуации я все равно изменить не смогу..

У меня ребенок-аутист, 6 лет, тоже оформляем инвалидность через 6ую больницу. Был там в июле-августе, во 2м отделении. Вот честно: Ничего ужасного я в больнице не увидела. Очень хорошие воспитатели, стараются детей разговорить как могут. Тима стал после больницы стихи читать - до этотго не слышала от него, движения повторять, и, самое главное: очень хочет ходить в сад. Все спрашивает, когда пойдет. Предыдущая попытка похода в сад была очень неудачной. Вообще это отделение - не знаю как другие - похоже на очень хороший детский сад. Нигде не видела, чтобы так с детьми носились.
Насчет медикаментозной загрузки - разницы не заметила. Ни в худшую, ни в лучшую сторону. Эффект от препаратов заметен через длительное время.
Я не жалею, что ребенка положила. Он там детей заметил, сейчас пытается "вступить в контакт".
Еще положительная сторона, очень важная для нас - он там стал спать по часам. Это так удобно, когда в 9 ребенок уже в постели спит, раньше до 12 по дому болтался.
Единственное, у меня ребенок спокойный довольно, бьет редко и несильно, а агрессивных, кто не может с другими детьми - сажают в "наблюдалку", одних. Наверно, это не здорово.

агрессия к сестре. Отношения с детьми. Детская психология. 2.Сын бывает очень агрессивен по отношению к сестре. Огорченный чем-либо может пройти мимо нее и ударить в...

Обсуждение

1. если видите что она порывается взять игрушку, которую он заранее понятно не даст - самой пресекать попытку взять. выделить сыну место, где он сможет хранить то, чем делиться не намерен. и если не убрал - сам виноват, сестра поиграет 2 минуты и отдаст, потерпи. а еще лучше - поменяйся с ней, дай вот это и возьми то, во что она играет. получится мирно и все довольны, видишь?
2. за подобный удар я бы влепила слету, папа ваш поступает правильнее (не по форме - по содержанию). да, могу принять тапок от тех, кто не сторонник "физических наказаний", но и я не сторонник. но мы ж не о систематическом избиении младенцев ведь говорим, правда? есть вещи, на которые я не могу не реагировать жестко. и реагирую. справедливости ради надо сказать, что такая моя реакция была за почти 6 лет ребенкиных максимум раза три. влепила куда попала, потом разбирались в устной форме и объясняли что произошло. я была далека от состояния аффекта и силу строго контролировала конечно. острота реакции лечит гораздо быстрее чем бесконечные разговоры о том, "что такое хорошо и что такое плохо". это не тот случай

а вообще в садик вам конечно надо бы или компанию какую, скучно ребенку и единственная эмоция - сестра

В таких случаях я инстинктивно действую. Боюсь, но я бы отшлепала.

Дети с особенностями развития, инвалидность, уход, реабилитация, врач, больница агрессия. У меня Васик почти 7 лет аутист... живем вдвоем,я работаю сутки/трое дома, в это время с ним...

Обсуждение

Агрессия, по-моему, такой этап развития, в общем-то, необходимый аутисту:(У нас агрессия четко связана со школой - и именно тогда, когда он начинает особо умнеть:) и социальность развивается - тогда и развивается агрессия. То есть, по моим наблюдениям, это желание!!! контакта, но неумение его, этот контакт, осуществить.
Способ как пережить такой период? Наверное, искать причину. А что еще? Лично для нас такая причина как ревность маловероятна. Не то у него отношение к жизни:) Многие наши грехи для него вообще не понятны:), например, жадность, трусость...
У нас на первом месте среди причин - нарушение традиций,его аутичных я имею ввиду, ну и еще режима питания:)
То есть схема примерно такая, у нас. Есть какое-то нарушение привычного уклада, а куда без этого денешься в жизни-то. И есть желание приблизить кого-то. Одно накладывается на другое, и получается агрессия.
Если нарушение его правил жизни происходит в спокойном периоде, то он просто с удовольствием уходит в себя:) Или если нарушений привычного нет(с чувством защиты все в порядке), и вдруг захотелось с кем-то подружить, то он просто совершает всякие глупости - может крепко обнять незнакомого человека, или например, подарить слегка объеденное мороженое:)
А когда все-таки идет агрессия, наверное главное, не бояться. Если он будет чувствовать что есть кто-то, кто может им руководить, ему будет легче справиться. У нас по-моему, есть тут прогресс, тф.тф.тф. Хотя он может вертеть в руках не только вилку. Вот тут на днях в лагере были, так он топором играл как карандашиком. Ну просто забылся человек, задумался:) А в руках любит что-то вертеть.
Я, кажется, тут уже рассказывала, что у меня такой своеобразный инстинкт грибника выработался с годами. Что-то делаю, а глаза сами собой по сторонам зыркают. Подсознательно любые острые, опасные и прочие вещи наблюдаю - просчитываю траекторию - вероятности - подбираю - на место кладу. В принципе это нужно только в период роста. Но уж...Муж все удивляется, говорю о чем-то, вдруг вскакиваю, куда-то бегу, прихожу, - и как ни в чем не бывало, продолжаю дальше говорить:)
А вообще о кошмарах лучше не думать. В жизни кошмаров много, обо всех думать, головы не хватит:(Лучше на автопилоте пролетать. Желаю чтобы все у вас было хорошо. Держитесь.

ксения*вася, мои знакомые с ребенком-аутистом выходят из положения следующим образом: обыгрывая ситуацию "злым тигром": ребенок на четвереньках медленно крадется как Тигр и в момент выплеска эмоции вытягивает "передние лапы" по ковру, "распускает когти" (пальцы рук очень напряжены) и издает громкое рычание "ррррр!". не сразу пришли к этому, но сейчас помогает после эмоциональной встряски. Это упражнение еще используют и в психомоторной коррекции.

Агрессивное поведение - одно из самых распространенных нарушений среди детей Агрессивность -- это свойство личности, выражающееся, в готовности к агрессии.

Обсуждение

И если сверстники по той или иной причине не признают ребенка, а еще хуже - отвергают его, то агрессивность, простимулированная обидой, ущемленным самолюбием, будет направляться на обидчика, на того или тех, кого ребенок считает причиной своего бедственного положения. Усугубляться такая ситуация может приклеиванием ярлыка «плохой, драчун, грубиян» и т. п. со стороны взрослого.

Еще одной причиной появления агрессивности у дошкольника может быть ощущение тревоги и страха нападения. Стимулируется она тем, что ре­бенок, скорее всего, неоднократно подвергался физическим наказаниям, унижениям, оскорблениям. В этом случае, в первую очередь, необходимо поговорить с родителями, объяснить им возможные причины и следствия такого поведения. В крайнем случае, заботясь о благополучии ребенка, можно совместно с администрацией ДОУ обратиться в органы охраны прав ребенка с жалобой на дей­ствия родителей.

Иногда агрессивность является способом привлечения внимания окружающих, причина ее - не­удовлетворенная потребность в общении и любви.

Агрессивность может выступать и формой про­теста против ограничения каких-нибудь естественных желаний и потребностей ребенка, например потребности в движении, в активной деятельности. Педагоги, которые не хотят учитывать естественную потребность ребенка в движении, не зна­ют, что дети-дошкольники не могут длительно за­ниматься одним делом, что активность в них заложена физиологически. Стараются искусственно и совершенно противоестественно погасить активность детей, заставить их сидеть и стоять против их воли. Такие действия взрослого подобны скру­чиванию пружины; чем сильнее на нее давить, тем больше скорость ее возврата в прежнее состояние. Они часто вызывают если не прямую, то косвенную агрессию: порчу и разрывание книг, поломку игрушек, т. е. ребенок по-своему «отыгрывается» на безобидных предметах за недальновидность и неграмотность взрослого.

Таким образом, первым шагом психолога в работе с агрессивным ребенком должно стать выяс­нение возможных причин его поведения. Необходимо попытаться собрать как можно более пол­ную информацию о поведении ребенка в группе ДОУ, дома, в общественных местах.

Коррекционная работа с ребенком должна вестись параллельно с работой со взрослыми, его окружающими, родителями и педагогами. В зависимости от выявленных причин в работе со взрослыми необходимо делать несколько акцентов:

Изменение негативной установки по отношению к ребенку на позитивную;

Изменение стиля взаимодействия с детьми;

Расширение поведенческого репертуара родителей и педагогов через развитие их коммуникативных умений.

Независимо! от причины агрессивного поведения ребенка существует общая стратегия окружающих по отношению к нему.

1. Если это возможно, сдерживать агрессивные порывы ребенка непосредственно перед их проявлением, остановить занесенную для удара руку, окрикнуть ребенка.

2. Показать ребенку неприемлемость агрессивного поведения, физической или вербальной агрессии по отношению к неживым предметам, а тем более людям. Осуждение такого поведения, демонстрация его невыгодности ребенку в отдельных случаях действуют довольно эффективно.
3. Установить четкий запрет на агрессивное поведение, систематически напоминать о нем.

4. Предоставить детям альтернативные способы взаимодействия на основе развития у них эмпатии, сопереживания.

5. Обучать консультативным способам выражения гнева как естественной присущей человеку эмоции.

Задачами психокоррекционной работы с агрессивными детьми могут быть:

а) развитие умения понимать состояние другого человека;

б) развитие умения выражать свои эмоции в со­циально приемлемой форме;

в) обучение ауторелаксации;

г) обучение способам снятия напряжения;

д) развитие навыков общения;

е) формирование позитивного самовосприятия на основе личностных достижений.

Детям важно давать выход своей агрессивности. Можно им предложить:

Подраться с подушкой;

Использовать физические силовые упражнения;

Рвать бумагу;

Нарисовать того, кого хочется побить, и что-нибудь сделать с этим рисунком;

Использовать «мешочек для криков»;

Поколотить стол надувным молотком и т. д.
Овчарова Р. В. предлагает использовать в це­лях коррекции агрессивного поведения детей:

Занятия психогимнастикой;

Этюды и игры на развитие навыка регуляции поведения в коллективе;

Этюды и игры релаксационной направленности;

Игры и упражнения на развитие осознания детьми отрицательных черт характера;

Игры и упражнения на развитие позитивной модели поведения.

В работе с детьми дошкольного возраста, а особенно с агрессивными детьми показывает высокую эффективность использование элементов изотера-пии. Детям нравится играть с водой, с глиной. С ними необходимо использовать различные способы рисования: пальцами, ладошками, ступнями.
Вероятно, "кратковременно и добровольно" можно и в тесноте побыть без обиды:)
Перед тем как вести ребенка в сад, попробуйте проработать возможные варианты различных сочетаний следующих факторов:
- теснота/простор;
- вынужденность/добровольность;
- долговременность/кратковременность.
Математики! Подскажите, пожалуйста, сколько вариантов получится для рассмотрения?

Агрессия в 4,5 года - что делать?. Капризы и истерики. Детская психология. Агрессия в 4,5 года - что делать? Мальчик 4,5 лет, всю жизнь бывший абсолютным ангелом, стал проявлять...

Обсуждение

Агрессию можно победить только лаской и вниманием. Если более конкретно, то при общении стараться выяснять причины подобных поступков, не давая им плохую оценку, иначе ребенок либо замкнется, либо будет протестовать дальше и устранять именно причины агрессии, а не следствие.
Например, в случае с игрушками ребенку явно не хотелось убираться в комнате, к тому же, возможно, он совсем не хотел прихода Ваших гостей, а в результате - протест. Можно было бы, во-первых, убирать игрушки вместе с ним, а во-вторых, заинтересовать его тем, что по окончании уборки, когда придут гости, он будет смотреть интересный мультик. Конечно, до конца ситуация не ясна, но все же самый верный путь не обвинять ребенка в агрессии, а стараться понять, почему вдруг у бывшего ангела она стала интенсивно провляться. Просто так дети плохо себя не ведут. Плохое поведение ребенка зачастую является результатом неправильного поведения родителей. Мне, например, в подобных ситуациях помогает анализ именно своего поведения: что и как я делаю не так. Попробуйте, разобраться: может быть Вы много с него требуете (а ему всего 4.5 года), может быть ребенок сильно скучает и ревнует Вас к каждому приходу гостей, может быть Вы слишком мало уделяете ему внимания или часто приглашаете гостей?

Какой родитель не сталкивался с детскими непоколебимыми «нет», капризами и истериками, но когда это переходит все границы, доходит до причинения вреда себе и окружающим, пора бить тревогу.

Агрессия у детей – это негативная реакция на различные поступки или слова окружающих. При неправильном воспитании ребенка, агрессия из временного явления может перейти в постоянное и превратиться в черту характера.

С приступами агрессии у ребенка сталкиваются абсолютно все родители, другое дело, носят ли они разовый или регулярный характер. В последнем случае родителям следует быть особенно внимательными к своему малышу.

Причины агрессии у детей могут быть разными: от соматических болезней или заболеваний головного мозга до неправильного воспитания. Также подобное поведение может являться результатом возрастного кризиса.

Поговорим о детях дошкольного возраста

Агрессия у детей дошкольного возраста проявляется по-разному. Можно выделить два основных вида агрессии малышей:

Внешняя агрессия – направлена на окружающий мир: людей, животных и подразделяется на эмоциональную и физическую. В первом случае ребенок кричит, ругается, угрожает собеседникам кулаками, а во втором - малыш начинает драться, кидаться предметами, ломать игрушки;

Внутренняя агрессия – направлена на себя самого. Выражается в кусании рук, выдирании волос у себя на голове, биении головой об стену.

К обоим видам агрессивного поведения необходимо относиться серьезно, постараться выяснить причины и попытаться воздействовать.

Агрессия у детей 2-3 лет чаще всего проявляется в желании ударить «неподчиняющихся» родителей, отобрать игрушку у сверстника, добиться желаемого истерикой и припадками. Это связанно именно с возрастным желанием малыша быть независимым и самостоятельным. В таком случае самым лучшим выходом для родителей становится стремление помочь своему чаду быть взрослее: предоставить ему право выбора: в чем пойти в детский сад, в какую игру играть или что съесть на обед (конечно, в разумный пределах). Важно терпение и самообладание мам и пап, их умение идти на компромисс, чтобы не мешать становлению маленькой личности, но и не позволять выходить за рамки дозволенного.

Агрессия у детей 3-4 года жизни – продолжение все того же доказательства самостоятельности и автономности. Однако в этом возрасте ребенок часто не осмеливается излить свой гнев на родителей, ведь они старше и пользуются у него авторитетом. Поэтому часто возникают ситуации когда, обидевшись на родителей, ребенок срывает свою злость на детишках в саду, домашних любимцах, словом, на каком-то более «безопасном» объекте. Психологи называют подобное поведение феноменом «переноса». Если оставить этот симптом без внимания то из малыша может вырасти задира и драчун. Родителям следует объяснить ребенку, что его принимают любым, даже когда тот злится, а затем научить управлять своими эмоциями , прибегая к использованию активных игр, деревянных игрушек, физических упражнений или арт-терапии.

Агрессия у детей 5-6 лет часто становится уже своеобразной формой общения с окружающими, ведь ребенок в таком возрасте все понимает и вполне может контролировать свои действия. Можно выделить 3 вида причины агрессии детей 5-6 лет:

Борьба за внимание . В первую очередь внимание родителей, а также воспитателей и сверстников.

  • Обида на родителей . Здесь найдется масса поводов для агрессии – несправедливое наказание, нарушенное обещание, рождение брата или сестры.
  • Неуверенность в себе . Сравнение ребенка с другими детьми. Фраза «ну почему ты совсем не слушаешься, вот посмотри на…» приводят ребенка к осознанию собственной бестолковости или ненужности, на что он реагирует, выражая агрессию.

При всех причинах выход один – стараться понять своего ребенка, уделять ему больше внимания. При необходимости следует обратиться к детскому психологу, чтобы наладить контакт со своим чадом.

Немного о младших школьниках

Агрессия детей младшего школьного возраста является актуальной для многих родителей и активно исследуется детскими психологами, которые пришли к выводу, что основными причинами агрессивного поведения младшего школьника являются:

  • потребность в самостоятельности;
  • доказательство собственной значимости и стремление к достижению успеха;
  • стремление к лидерству;
  • завышенная самооценка;
  • взаимоотношения в семье;
  • взаимоотношение с учителями;

Как для родителей, так и для педагогов довольно значимой является проблема агрессии детей младшего школьного возраста. Диагностика и коррекция нередко проводится в учебных заведениях штатными или приглашенными психологами путем выявления явной или скрытой агрессии специализированными тестами (чаще всего художественными) и впоследствии проведения тренингов с детьми, склонными к агрессивному поведению.

Подведя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод, что главный залог хорошего поведения ребенка – правильное воспитание, любовь и понимание близких людей. Однако, если ваш любимый и не обделенный вниманием ребенок, продолжает драться и ругаться с окружающими, не стесняйтесь обратиться к помощи специалистов: детских неврологов и психологов, возможно, проблема лежит гораздо глубже, чем кажется на первый взгляд.

Агрессивное поведение - это немотивированное нанесение ущерба людям, животным или предметам. Ключевым здесь является слово «немотивированное». Ребенок стремиться ломать предметы, портить вещи, ссориться с окружающими не оттого, что его обида связана с ними, а по причинам чисто внутренним, с этими предметами и людьми не связанным. И рационального объяснения такому поведению родители не могут вывести из конкретных ситуаций. Между тем, причина эта есть, Но лежит она гораздо глубже, чем сиюминутная ситуация.
У психологов существует две основные гипотезы, объясняющие детскую агрессию. Обе они связаны с эмоциональной нестабильностью ребенка, сложившейся под влиянием семейного стиля воспитания. Ребенок не имеет возможности ответить в полной мере, как взрослый, на поступки старших, которые он переживает, как несправедливые. Поэтому он направляет свою агрессию на другие объекты, более безопасные для него - других детей, менее защищенных родственников (например, бабушку или младшего брата), на животных, на растения или просто неодушевленные предметы.
Первая гипотеза, объясняющая появление агрессии у дошкольника связана с чрезмерно жесткими требованиями, предъявляемыми ребенку дома. Был проведен опрос родителей, как в их семье принято наказывать детей. Ответы условно разделили на две группы. К первой отнесли те, семьи, где родители не считают зазорным поставить ребенка в угол, шлепнуть, лишить любимого лакомства - все это относится к жестким мерам наказания. Ко второй группе отнесли семьи, где родители стараются не реагировать на «неправильное» поведение детей или убеждать их, переключать на другие действия - то есть использовать мягкие меры воздействия на детей. Оказалось, что агрессивность детей выше в семьях, придерживающихся жестких мер наказания. Однако, это касается не всех детей, а только... девочек. Так что девочек жестко наказывать опасно, - то зло, которое они получают от взрослых, они незамедлительно вымещают в любой пригодной для этого ситуации. Вот вам и слабый пол! Мальчиков же наказывать жестко тоже бессмысленно - это мало влияет на их поведение, которое в гораздо большей степени, чем у девочек, определяется внутренними причинами.
Вторая гипотеза о причинах детской агрессивности состоит в том, что агрессивность могут проявлять дети, живущие в обстановке эмоциональной холодности. Поясню, что это значит. Часто агрессивность порождается не столько недовольством окружающими, сколько недовольством собой, отсутствием любви к себе (согласитесь, что и у нас, взрослых это очень частое явление). А как ребенок подтверждает собственную значимость, то, что он любим близкими? Прежде всего через их одобрение, похвалу, выраженные словом или просто жестом. Очень много семей, где ребенка, вроде бы и не наказывают, но при этом никак и не поощряют. Этакий «ледяной дом», где маленький человек может только гадать, любим он или нет.
Для проверки этой гипотезы вновь был проведен опрос родителей, после которого все ответы опять разделили на две группы. К первой отнесли те семьи, где детей хвалят лишь за видимые достижения: за то, что он что-то выучил, научился чему-то конкретному, помог маме и т. д. Во вторую группу попали родители, которые не забывали выражать свое восхищение ребенком по поводу и без такового. Просто за то, что он у них есть. Так вот, связь между агрессивностью и отсутствием постоянного эмоционального поощрения оказалась значительно более прочной, чем казалось до начала эксперимента. Причем, относится это и к мальчикам и к девочкам в равной степени. Безэмоциональность родителей, душевная пустота, в которой вынужден жить ребенок, - гораздо более сильный стимулятор агрессивности, чем суровое наказание. Родителям есть над чем подумать.
Предлагаем вашему вниманию тест, показывающий уровень агрессивности вашего ребенка. Тест этот предназначен только для детей дошкольного возраста. Прочитайте вопросы и ответьте на них «да» или «нет». Если вопрос вызывает затруднение, то вспомните, как бывает чаще.
1. Можно ли сказать, что ваш ребенок не агрессивнее других детей?
2. Верно ли, что ваш ребенок не ломает игрушки?
3. Верно ли, что ваш ребенок не ломает вещи (он исследует их, а не портит)?
4. Правда ли, что даже в плохом настроении ваш ребенок не бросает предметы на пол?
5. Бывает ли, что в раздражении ваш ребенок может замахнуться и ударить кого-либо?
6. Верно ли, что ваш ребенок никогда не оторвет листочек или цветок у комнатного растения?
7. Можно ли быть уверенным, что на улице, подойдя к собаке или кошке, ваш ребенок нарочно не наступит на него, не ущипнет?
8. Правда ли, что он никогда не обидит насекомое?
9. Замечаете ли вы, что играя с близким человеком (бабушкой, сестрой) ребенок может причинить ему нечаянную боль?
10. Всегда ли, играя с более слабыми детьми, ваш ребенок соизмеряет силы?
11. Правда ли, что играя с куклами, ваш ребенок может выколоть им глаза, оторвать ручки или ножки?
12. Правда ли, что характерным игровым приемом вашего ребенка бывает «стрижка» ушей, волос, «лишних» деталей у кукол и других игрушек?
13. Верно ли, что ваш ребенок даже в гневе или раздражении не разбивает посуду?
14. Бывает ли, что когда вашего ребенка никто не видит, он щиплет, дергает за волосы или кусает другого ребенка?
15. Верно ли, что рассматривая книжку, он может вырвать страницу?
16. Верно ли, что ваш ребенок во время рисования нередко ломает грифель карандаша сильным нажатием?
17. Случается ли, что находясь рядом с другим ребенком, ваш ребенко толшкает и пихает его?
18. Случается ли, что в ответ на замечания взрослых, ываш ребенок употребляет бранные слова?
19. Случается ли ему употреблять ненормативную лексику в ссорах с другими детьми?
20. Бывает ли, что от обиды ваш ребенок нередко уходит в другую комнату, бьет подушку, стены, мебель?
А теперь сравните ваши ответы с Ключом, приведенным ниже, и подсчитайте, сколько ответов совпало.

1 нет 2 нет 3 нет 4 нет 5 да
6 нет 7 нет 8 нет 9 да 10 нет
11 да 12 да 13 нет 14 да 15 да
16 да 17 да 18 да 19 да 20 да
0 - 5 баллов. По поводу агрессивности вашего ребенка можете не беспокоится. Подумайте лучше о том, всегда ли ваш ребенок может защитить себя в сложных ситуациях, не оказывается ли он мишенью агрессивности других детей?
6 - 12 баллов Это средний показатель агрессивности, присущий большинству детей дошкольного возраста. Постарайтесь понять, в каких именно ситуациях она проявляется и исключить или видоизменить эти ситуации.
13 и более баллов. Скорее всего, вы не совсем правильно обращаетесь с ребенком. Если не получится понять, что именно вызывает агрессивность вашего ребенка, то лучше разобраться в этом вместе с психологом.

По статистике, с жалобами на агрессивное поведение ребёнка к психологам обращаются чаще всего. Давайте разберёмся в деталях детской агрессивности: какое именно поведение считать агрессивным и откуда берётся его источник? Читайте о том, что делать, если ребёнок агрессивный: причины агрессивности, рекомендации родителям, корректирующие поведение игры.

Агрессия и возрастные кризисы

Какие проявления поведения ребёнка указывают на наличие проблемы агрессивности?

Понаблюдайте за своим ребёнком: какие проявления его поведения указывают на наличие агрессивности? Он вспыльчив и частенько вступает в драку со сверстниками, может замахнуться на маму и бабушку (или запросто ударить их), швыряет и ломает различные предметы, кричит и угрожает, ругается, может обидеть животное. Всё это – признаки агрессивности. Однако это ещё не причина прицепить ребёнку ярлык «агрессивный».

Такая черта характера как агрессивность присуща далеко не большому количеству детей. Чаще всего за внешне агрессивным поведением могут скрываться много разных причин.

Агрессия , в первую очередь, - это реакция на конкретную ситуацию, чаще всего на неблагоприятную для ребёнка. Если родители не отнесутся внимательно к таким ситуациям и не смогут адекватно воспринять их, то всплески агрессии могут закрепиться в характере ребёнка, превратившись в устойчивую черту.

«Совет. Не воспринимайте агрессивное поведение ребёнка трагедией. Помните, что такое поведение чаще всего появляется в периоды возрастных кризисов (кризис 3 лет, кризис 6-7 лет, подростковый кризис 13-14 лет). А это значит, что это скоро пройдёт».

Проявления агрессивности связаны с возрастными кризисами

Гнев или злость – основа агрессивного поведения. Это важно понимать. Когда ребёнок проявляет агрессию в каком-либо виде, задайте себе вопрос: испытывает ли н при этом гнев? Определить это достаточно просто: по сжатым кулакам, напряжённому выражению лица, стиснутым зубам.

Агрессивность ребёнка 2-3 лет нельзя сравнивать с жестокостью, хотя вам может и показаться, что ребёнок жестоко ведёт себя, отрывая лапки кузнечику или ударяя маму мягкой игрушкой по голове. Малыш ещё не понимает, что это жестоко. Он ещё толком не знает, что такие действия могут причинить боль. Крохе нужно просто объяснить, что это больно. Если ваш малыш схватил вас за волосы, то скажите ему «Мне больно» и уберите его руку. Если малыш упал и заплакал, объясните: «Ты ударился, поэтому тебе больно. Я помогу тебе» и пожалейте его.

«Появляясь на свет, кроха ещё не знает, что можно делать, а что нельзя. Нужно с ранних лет прививать социальные нормы и правила поведения, рассказывать о том, как нельзя поступать. К примеру, нельзя бить людей и животных».

Агрессивность дошкольников (4-5 лет) проявляется по-своему. В группе детского сада обычно демонстрируют агрессию 1-2 воспитанника, причём происходит это неожиданно. Кого-то из детей кто-то бьёт по голове деревянным кубиком, кого-то толкают с лестницы, кому-то разрушают игрушечный замок. Насилие дошкольников носит необдуманный, непреднамеренный характер, а больше – спонтанный. Дети дошкольного возраста ещё не понимают и не признают свою жестокость, не могут оценить степень причинения боли.

Младшим школьникам (6-9 лет) и подросткам (13-15 лет) присуща групповая агрессия.

К основным причинам агрессивного поведения школьников относятся:

  • демонстрация физического превосходства
  • стремление возвыситься за счёт грубости, силы, унижения кого-то
  • сохранение личного достоинства
  • месть за унижение, оскорбление
  • борьбу ученика за высокий статус
  • эмоциональная неустойчивость
  • низкий уровень самоконтроля
  • просмотр сцен насилия и эротики в фильмах
  • общение в «плохой» компании
  • неблагополучная атмосфера в семье.

Агрессивность подростков может проявляться, если её не откорректировали в дошкольном и младшем школьном возрасте.

Агрессивное поведение у подростков - частое явление

Причины детского гнева

Основные причины детского гнева, агрессивного поведения :

  • Семья и окружение ребёнка влияют на наличие его агрессивных наклонностей.
  • Зов ребёнка о помощи, горе, ощущение несчастья.
  • Врождённая склонность к насилию и разрушению.
  • Неврологический диагноз (поражение нервной системы).

Дети, у которых причинами агрессивности являются вышеописанные причины, нужно воспитывать более усердно, тщательно объясняя последствия их действий. Иногда не обойтись и без помощи специалиста (психотерапевта, психиатра), особенно для детей, которые проявляют разное неадекватное поведение или склонны сознательно причинять боль людям и животным. Такие проявления могут быть симптомами психических заболеваний (психопатии, шизофрении, эпилепсии).

Обратите внимание на факторы, усиливающие агрессию детей

Помните, что усиливать агрессивность и жестокость могут :

  1. Просмотр фильмов ужасов, сцен насилия.
  2. Жестокие компьютерные игры.
  3. Жестокое отношение родителей (если родители бьют, равнодушно относятся).
  4. Внутренне ощущение несчастья, непонимание родственниками и обществом.

Что делать с агрессивным поведением?

Реагируйте на агрессию, чтобы предотвратить закрепление подобного поведения как черты характера

Реагируйте немедленно

Если ребёнок поступил некрасиво – скажите ему об этом сразу, без промедления. Отведите его в сторону и объясните ему связь между его поведением и последствиями. Расскажите, что если он хулиганит или кусается, то, например, испортит праздник. Даже если сами сердитесь, постарайтесь не повышать голос на ребёнка, не ругать за непослушание и ни в коем случае не бить. Эти меры хоть и не заставят его стремительно поменяться, зато благодаря им он сможет понять, что вербальная и физическая агрессия допустимы далеко не всегда. Покажите хороший пример сами, взяв себя в руки и спокойно отведя ребёнка в сторону.

Следуйте плану

Реагируйте на агрессивное поведение всегда одинаково. Ведя себя предсказуемо («Ты снова дерёшься, поэтому поиграй-ка пока один»), маленький хулиган привыкнет к этому быстро. Он поймёт, что плохое поведение не добавит ему радости. А это осознание - первый шаг к самоконтролю.

Всегда обсуждайте

Когда ребёнок угомонится, обсудите произошедший случай. Лучше сделать это через полчаса-час: когда он уже пришёл в себя, но ещё не забыл о происшествии. Пусть малыш пояснит, что стало причиной вспышки гнева («Коля, почему ты поссорился с Костей?»). Объясните, что иногда сердиться – это совершенно нормально, однако нельзя драться. Можно научить ребёнка ещё одному способу преодоления гнева: просто уйти на какое-то время от ситуации или человека, которые приносят ему недовольство. В это время стоит обдумать своё поведение и найти верный выход из ситуации.

«Совет. Преодолеть гнев помогут специальные терапевтические сказки, которые можно придумать вместе».

Учите быть ответственным

Научите ребёнка правилу: разбил, сломал, разбросал – надо всё привести в порядок. Если сломал игрушку – помогите ему её починить. Если накрошил печеньем или рассыпал кубики – объясните, что нужно за собой убрать. Не наказывайте, а просто объясните ребёнку связь между агрессивным поведением и его последствиями.

«Совет. Научите ребёнка извиняться за своё недостойное поведение».

Замечайте хорошее поведение ребёнка

Награждайте ребёнка своим вниманием, одобрением, если он ведёт себя хорошо (особенно, если раньше поведение ребёнка отнюдь не блистало).
Например, если ребёнок больше не решает с помощью кулаков конфликт на детской площадке или уступает покататься на качелях другому ребёнку. Говорите, что вы гордитесь своим ребёнком и объясняйте, почему: «Ты хорошо поступил – именно так и делают воспитанные дети».

Ф ильтруйте, что смотрит по ТВ ваш ребёнок

Де допускайте длительно просмотра ребёнком всех подряд телепередач, мультфильмов и фильмов. Далеко не все из них безобидны: многие из них наполнены драками, криками, сценами жестокости, угрозами. Если вы увидели с ребёнком нечто подобное на экране, обсудите: «Мне кажется, этот персонаж на очень прилично себя ведёт. Ты видел, как он ударил щенка? Так поступать нельзя, верно?».

Следите, в какие компьютерные игры играет ребёнок

Ни маленьким детям, ни подросткам не пойдут на пользу компьютерные игры, наполненные сценами насилия, уродливыми персонажами, мрачным сюжетом. Предложите им другие, более яркие интересные виртуальные разработки.

«Совет. Если видите, что ваш ребёнок склонен к агрессии, частенько ведёт себя не так, как другие дети, а приступы агрессии не удаётся унять – не стесняйтесь обращаться к специалисту – психологу, психотерапевту или психиатру. Не приняв меры вовремя, можно ожидать сложностей в учёбе, общении и становлении личности».

Корректирующие игры

Игротерапия – великолепный способ коррекции поведения. Какие игры могут помочь агрессивному ребёнку?

Игра «Игрушка в кулаке»

Пусть ребёнок закроет глаза. Положите ему в руку какую-то игрушку. Теперь пусть он сильно-сильно сожмёт кулак и подержит так какое-то время. А потом раскроет руку и посмотрит на игрушку. Эта игра снимет напряжение ребёнка и переключит его на положительные эмоции.

Игра «Мешочек гнева»

Заведите так называемый «мешочек гнева». Для этого понадобится простой воздушный шарик, куда нужно насыпать муку, песок либо какую-то мели любую мелкую крупу (где-то полстакана). Завяжите получившийся мешочек. Покажите ребёнку новую игрушку, объяснив, что «мешочек гнева» можно использовать при каждом случае, когда на кого-то сердишься. Его можно бросать, бить о стену или о стол. Так ребёнок будет выражать свои агрессивные эмоции.

Внимательные родители могут сделать многое для профилактики и коррекции агрессивного поведения детей

Что могут сделать родители агрессивного ребёнка в первую очередь?

  1. Признать его чувства, а также не утаивать свои. Делая это, вы научите ребёнка рассказывать, о чём он переживает, в чём нуждается.
  2. Научить выражать агрессию приемлемыми способами (см. игры).
  3. Завести правила поведения в семье и требовать их соблюдать.
  4. Попросить всех членов семьи воспитывать ребёнка в соответствии с единой тактикой.
  5. Любить ребёнка, помогая ему стать хорошим.
  6. Демонстрировать собственный положительный пример.
  7. Предложить ребёнку альтернативные способы выхода энергии (спорт, активные игры).
  8. Не перегружать ребёнка занятиями.

Любовь, внимательное и терпеливое отношение к ребёнку, позитивное поведение родителей способны делать чудеса – направить агрессию ребёнка в другое русло, научить его быть добрым и выдержанным.

Детская агрессия - явление распространенное. Иногда родители не знают, что послужило ее появлению. Но удивляться не стоит. Большинство причин того, что ребенок растет агрессивным, можно найти в самом обществе. Взять только видеоигры и телевидение: кругом насилие, драки и разбои.

2. Родители, если не хотят, чтобы их дети были драчунами и забияками, сами должны контролировать собственные агрессивные импульсы.

3. Ни в коем случае нельзя подавлять проявление агрессии ребенком, иначе подавленные агрессивные импульсы могут нанести серьезный вред его здоровью. Научите его выражать свои враждебные чувства социально приемлемым способом: словом или в рисунке, лепке или при помощи игрушек, или действий, безобидных для окружающих, в спорте. Перевод чувств ребенка из действия в слова позволит ему узнать то, что о них можно говорить, а не обязательно сразу давать в глаз. Также ребенок постепенно освоит язык своих чувств и ему проще будет вам сказать, что он обижен, расстроен, зол и т.д., а не пытаться привлечь ваше внимание своим ужасным поведением.

4. Если ребенок капризничает, злится, кричит, бросается на вас с кулаками - обнимите его, прижмите к себе. Постепенно он успокоится, придет в себя. Со временем ему будет требоваться все меньше времени, чтобы угомониться. Кроме того, такие объятия выполняют несколько важных функций: для ребенка это означает, что вы способны выдержать его агрессию, а, следовательно, его агрессия может быть сдержана и он не разрушит то, что любит; ребенок постепенно усваивает сдерживающую способность и может сделать ее внутренней и таким образом контролировать свою агрессию сам. Позже, когда он успокоится, вы можете поговорить с ним о его чувствах. Но ни в коем случае не стоит читать нравоучения при таком разговоре, просто

5. Чтобы ребенок не рос агрессивным, уважайте личность в вашем ребенке, считайтесь с его мнением, воспринимайте всерьез его чувства. Предоставляйте ребенку достаточную свободу и независимость, за которую ребенок будет сам нести ответственность. В тоже время покажите ему, что в случае необходимости, если он сам попросит, готовы дать совет или оказать помощь. У ребенка должна быть своя территория, своя какая-то сторона жизнь, вход на которую взрослым позволен только с его согласия. Ошибочным считается мнение некоторых родителей, что у их детей от них не должно быть никаких секретов. Недопустимо рыться в его вещах, читать письма, подслушивать телефонные разговоры, шпионить! Если ребенок вам доверяет, видит в вас старшего друга и товарища, он сам вам обо всем расскажет, попросит совета, если сочтет необходимым.

6. Покажите ребенку конечную неэффективность агрессивного поведения. Объясните ему, что даже если вначале он и достигнет для себя выгоды, например, отнимет у другого ребенка понравившуюся игрушку, то впоследствии с ним никто из детей не захочет играть, и он останется в гордом одиночестве. Вряд ли его прельстит такая перспектива. Расскажите также о таких негативных последствиях агрессивного поведения как неотвратимость наказания, возвращение зла и др.

7. Надо предоставлять возможность ребенку получить эмоциональную разрядку в игре, спорте и т.д. Можно завести специальную "сердитую подушку" для снятия стресса. Если ребенок чувствует раздражение, он может поколотить эту подушку.

8. Также, очень важно прояснить и установить границы. Здесь необходима последовательность: не стоит один и тот же поступок ребенка оценивать по-разному в зависимости от своего настроения. Система ограничений и запретов должна быть четкой и стабильной, от этого зависит стабильность внутренней жизни ребенка.

9. К некоторым, важным в жизни ребенка событиям, лучше готовиться заранее. Если вам предстоит сделать первый визит к врачу, в детский сад, постарайтесь предусмотреть все возможные нюансы, учитывая возможности и особенности ребенка.

С детской агрессией можно бороться, и к тому же, ее можно вовсе предотвратить, если быть внимательным к ребенку, его чувствам и желаниям. Психолог Инга Войтко дала советы, как это сделать эффективно, пускай в вашей семье не будет проблем!