Как учить большие тексты и запоминать их. Эффективные методы быстрого запоминания текста

На протяжении всей жизни мы воспринимаем очень много информации, мы учим стихи, познаем новые языки, разбираемся в формулах и теоремах. А все благодаря чему? Благодаря нашей памяти! Мозг – это орган, который необходимо постоянно тренировать и развивать, тогда все, что Вы воспринимаете, будет надежно закреплено в памяти.

Так, существует несколько способов, которые расскажут, как лучше запоминать информацию, выучить большой объем в короткие сроки, научиться сохранять в памяти полученные сведения.

Зачем использовать методы запоминания?

Согласно словам экспертов, зубрение дат, фактов и любой другой информации ничего хорошего не принесет. Это не поможет никому стать умнее или выучить необходимые данные. Эти методы неэффективны, и они скорее будут мешать, нежели помогать нам. Именно поэтому ученные разработали более эффективные методики, благодаря которым можно «договориться» с памятью и получить хороший результат.

Можно научить свой мозг впитывать большой объем данных, как губка, всегда блистать умом и быть на высоте. При этом сама не будет напрягать и казаться сложной.

Что ж, рассмотрим несколько приемов, которые помогут запомнить большой объем информации:

Мультисенсорное восприятие

Каждая личность по-разному реагирует на раздражители, именно благодаря им мы можем научиться воспринимать разную информацию. Так, мы, раздражая сенсоры на коже, чувствуем холод и тепло, повреждая рецепторы языка, можем ощущать вкус. Соответственно, чем больше чувств при восприятии мы задействуем, тем лучше запоминается материал. Например, если Вам нужно запомнить названия экзотических птиц, то лучше всего не только читать их наименование, но и смотреть картинку, а в идеале – найти в Интернете пение или посмотреть видео. А если получиться ее потрогать, то забыть вряд ли когда получится.

Презентация на тему:"Законы памяти"

Связывание с предметами искусства

Благодаря тому, что подсознание отлично стимулируется разнообразными предметами и произведениями искусства, можно замечательно учить и запоминать необходимое. Это будет происходить в том случае, когда факт, дата будет связана или с музыкальным произведением, или скульптурой, или любым другим шедевром. Подсознание откроет специальный шлюз для того, чтобы запомнить эту информацию. Этому очень легко научиться.

Повторение перед и после сна

Недаром говорят, если положить книгу под подушку, то информация сама «просочится». У нас это происходит немного по-другому, но тем не менее. Если учить что-либо перед сном, можно усилить процесс запоминания, ведь когда мы спит, то наше подсознание синтезирует информацию. Соответственно, пока человек спит, мозг охотнее работает над запоминанием информации и сможет быстрее запомнить.

Эти методы весьма эффективны, работают с подсознанием. Но есть также методы, которые работают непосредственно с сознанием и памятью, тренируя их. Рассмотрим их ниже.

Десять приемов «Быстро запомнить все!»

  1. Записывайте мысли. Один не из самых приятных способов, так как предусматривает записывание негативных событий и мыслей на бумагу перед непосредственном изучении материала. Наше сознание очень сильно концентрируется на негативе, поэтому автоматически запоминает его. Если сразу после записывания маленьких негативных подробностей приступить к изучению, то материал лучше отложиться в памяти.
  2. Доверьтесь природе. Не зря многие студенты предпочитаются учить материал на свежем воздухе. Природа повышает функцию восприятия на 20%. Если у Вас нет возможности выехать на природу, то дайте мозгу отдохнуть и посмотрите на картинки красивой природы, и только потом приступайте к учениям. Это поможет учить большой объем информации за один раз.
  3. Говорите громче. Если Вам нужно выучить иностранные слова, то проговаривайте их внятно и громко. Громкость произнесения увеличивает на 10% запоминаемость информации при учении наизусть.
  4. Добавьте немного экспрессии. Как мы уже говорили, чем больше чувств задействовано, тем лучше мы запоминаем. Добавьте побольше эмоций, жестов, мимики, если хотите быстро научиться запоминать информацию, термины и иностранные слова. И учить станет интереснее!
  5. Используйте диктофон. Запишите то, что необходимо выучить, и включайте в транспорте, перед сном и на ночь. Вы будете спать, а мозг – запоминать. Количество информации при этом может быть неограниченно.
  6. Постоянно двигайтесь. Во время восприятия и учения информации наизусть двигайтесь. Наматывайте круги по комнате, ходите. Движение активизирует работу нашего мозга и Вы сможете лучше и быстрее учить и запомнить все.
  7. Смените картинку. Допустим, Вам нужно подготовиться быстро к двум докладам (за один вечер). Делайте это в разных помещениях. Таким образом, информация не будет перемешиваться при воссоздании.
  8. Записывайте первые буквы. Для того чтобы быстро и качественно запомнить любую информацию (например, песню). Запишите ее на бумаге, а потом выпишите только первые буквы, пытаясь вспомнить слово. Потренируйтесь вспоминать глядя на первые буквы, а потом уже и без этой «шпаргалки». Проверьте, песня намного лучше запоминается.
  9. Не пренебрегайте сном. Чем больше Вы будете спать после изучения материала, тем лучше удастся его запомнить.
  10. Занимайтесь спортом. Перед изучением материала активно позанимайтесь, тогда Вам под силу буде даже «Война и мир».

Мы рассмотрели, эффективные методы для запоминания той или иной информации, которые позволяют изучать большой объем материала, делать это качественно и быстро. Теперь осталась практика. Дерзайте, чем больше количество тренировок – тем лучше результат! И помните, всему возможно научиться.

Мнемотехники

Данные техники позволяют быстро учить наизусть полученную информацию и тренировать мозг, для повышения его работоспособности.

  1. Рифма. Такой метод заключается в иной интерпретации полученных данных.
  2. Создавайте фразы из первых букв полученных данных. Например, пришло письмо и первые строки гласят – Доброго дня. Возьмите первые три буквы «доб» и в произвольной форме создайте новое – день очень бодрый.
  3. Связка. Исходя из названия, можно понять, что речь идет о информармации сопряженной с яркой иллюстрацией. К примеру, те предметы, которые вы стремитесь запомнить на английском языке, можно связывать к действиями. К примеру, толстый кот – заменяем на – большого размера кот.
  4. Зацепки. Суть техники в замене цифр на предметы. Допустим, 0-бублик, 1-палочка, 2-гусь и т.п.
  5. Техника Цицерона. Заключается в представлении предметов для запоминания в знакомой обстановке. К примеру, чтобы запомнить слова-предметы на иностранном языке, нужно поместить их в свою спальню. При необходимости вспомнить то или иное слово – ассоциация идет со знакомой обстановкой. Такой подход позволяет учить новые слова наизусть, задействуя минимум усилий.

Мы не удивимся, что некоторые методы мнемотехнику окажутся вам знакомыми. Однако это целая наука, которая позволяет укрепить память.

  1. Вникните в прочитанное. Если есть сложность в запоминании материала, то часто этому причина непонимание прочитанного. Многим людям, чтобы запомнить данные, необходимо их понять. Здесь необходимо задействовать логику и ассоциации, которые останутся в памяти.
  2. Конспект. Не переставайте писать и желательно тезисно. Допустим, идет важное совещание и необходимо запомнить большой объем информации – пишите тезисы, т.е. выделяйте главное. Это позволит вам не упустить нюансов и владеть полной информацией.
  3. Структура. Если не любите писать, то эта техника вам точно подойдет. Прочтите информацию, вникните в нее и зарисуйте в виде схемы. Все просто – перед вами будут всегда маячки.
  4. Рисование. Пожалуй, самый распространенный метод запоминания. Как он проявится лично у вас – сложно сказать, т.к. все мы индивидуальности. Главное, чтобы рисунок соответствовал полученным данным.
  5. Слайд-шоу. Такие презентации являются действенным методом в сфере бизнесе. Для грамотной, интересной и эффектной подачи материала достаточно составить схему текста, используя интеллектуальные карты. Для этого существует множество онлайн-программ.

Отметим, что описать в одной статье все способы, которые позволят лучше воспринимать и запоминать информацию, довольно сложно. Поэтому, дадим простой совет – теория и практика – вот основа отличной памяти!

Большинству из нас обладатели отличной памяти кажутся некими фокусниками, невесть как быстро запоминающими нужную информацию.

Многие люди изучают один язык десятилетиями и так и не могут пробиться выше среднего уровня. Другие в то же время с легкостью овладевают полезной лексикой - но, черт возьми, как они это делают?

Исследованием этого вопроса недавно заинтересовался Мартин Дресслер, профессор нейробиологии института Макса Планка. И знаете что? Оказалось, что действительно существует простейшая схема, благодаря которой обладателем прекрасной памяти может стать буквально каждый.

Исследование гениев

Мартин Дресслер исходил из того, что чемпионы-мнемотехники отличаются от обычных людей особым складом ума. Проведя тестовую группу, набранную из таких мнемонов, Мартин с удивлением осознал, что почти все они для запоминания информации пользуются одной и той же техникой, с небольшими различиями.

Мозговая активность

Проведенное МРТ показало и схожесть строения мозга между гениальными «запоминателями» и обычными людьми. Отличительные факторы наблюдались лишь в самой мозговой деятельности, а не в реальной структуре мозга.

Дресслер задался целью понять, может ли особенная мозговая деятельность привести к серьезным когнитивным изменениям индивида и пришел к довольно неожиданным результатам.

Локус

Локус. Иначе эта же техника называется дворцом памяти. Общая идея заключается в том, что вы представляете действительно хорошо известное помещение (это может быть ваша квартира, это может быть одна комната или даже путь домой из вашего офиса - любое знакомое пространство). Затем вы просто стараетесь провести ассоциативный ряд «ориентир - то, что нужно запомнить».

Научное обоснование

Эта знаменитая стратегия использовалась еще сотни лет назад. Ученые полагают, что успех ее может быть связан с самой эволюцией человека. Ведь мы развивали наш мозг так, чтобы помнить места для охоты, места, в которых безопасно, и территории, куда заходить не следует. Привязывая, к примеру, слова иностранного языка к физическим свойствам местности, вы тем самым будто пробуждаете заложенные в разуме изначально способности.

Проверка практикой

Группа профессора Мартина Дресслера работала по системе локуса шесть недель. Люди тратили на тренировку всего тридцать минут в день и в конце, при экзаменовке, результаты оказались такими же высокими, как и у признанных чемпионов мнемоники.

МРТ-анализ мозга также показал, что умственная деятельность новичков стала значительно отличаться - мозг принялся задействовать другую часть для запоминаний.

Что это значит для вас

Эксперимент нейробиологов показал, что большинство из современных существующих систем обучения изначально строятся на неправильных предпосылках. Вот, почему люди учат несчастный английский язык десятилетиями и никак не могут продвинуться.

Вам действительно стоит попробовать описанную выше технику локуса - результат же будет заметен уже после первых двух недель тренировок.

Процессы и возможности мозга человека не ограничены. Таким образом, психические процессы как: мышление, ощущение, восприятие и память можно развивать на протяжении всей жизни.

Занимаясь развитием психических процессов, человек может достичь невероятных высот, тех, о которых все так привыкли смотреть с экрана телевизора и читать в газетах.

Память – это процесс, позволяющий запечатлеть, хранить, запоминать, припоминать и забывать определенные объемы информации. Придельное количество информации, которые человек может запомнить, называется объемом памяти.

Для определения максимального количества информации, которой человек может запомнить, используется специальная методика, позволяющая оценить объем долговременного или кратковременного запоминания.

Как известно, память бывает нескольких видов, так, например, которая впитывает информацию через органы чувств, бывает:

  • Зрительная;
  • Слуховая;
  • Обонятельная;
  • Вкусовая;
  • Тактильная.

С самого детства, каждый может сказать, как именно у него вид образной памяти развит лучше. Если в детстве родители читают своему ребенку большие объемы литературы, то наверняка в будущем, у уже взрослого ребенка, будет лучше получаться на слух. В случае, если ребенок предпочитает самостоятельно читать книги, или сосредотачивать внимание на деталях, то естественно прочитанное будет зрительно запечатлено.

Как быстро выучить текст? Для того чтобы иметь возможность быстро выучить или запомнить большой по объему текст, следует заниматься развитием памяти в целом, не выбирая отдельные, компенсаторные виды. Для целостного развития процесса памяти можно использовать ряд упражнений, обусловливающих эффективность запоминания.

Презентация: "Память и приемы запоминания.
Методы работы с текстом"

Способы развития памяти

Упражнения для развития памяти:

  • Первое, что следует сделать перед тем, как начать свой день, можно даже не вставая с кровати – это посчитать от ста до нуля. Счет должен осуществляться наоборот и проходить как можно быстрее;
  • Следует забыть о калькуляторах, или использовать их как можно реже. Постоянные математические тренировки позволят увеличить объем запоминаемой информации. Так же можно проводить манипуляции со случайными словами, или цифрами, которые встречаются нам каждый день (ценники в магазинах, номера машин, можно обращать внимание на конкретные числа – 10, 5, 16 и т.д.);
  • Еще одно достаточно эффективное упражнение «60 названий за минуту». Прелесть этой тренировки заключается в скорости припоминаемой информации. Можно использовать названия городов, быстро называя по одному городу в секунду. С первой попытки с задачей можно не справиться, но не стоит сдаваться, и говорить «не могу». Частые тренировки приведут к успеху – первые 10 дней работы уже дадут результат;
  • Самый банальный прием – это выучить наизусть текст или стих. Главное, чтобы запоминание текстов стало систематическим, поскольку лишь тренировки ведут к развитию, подобно мышечному тонусу. Одноразовая практика не лучше, она не приведет к желаемому результату;
  • Еще одна методика позволит не только улучшить показатели запоминания, но и освоить новый иностранный язык. Суть этого подхода заключается в системности изучения новых слов, например, начиная с десяти. В первую неделю будет необходимо запомнить 70 новых слов, заучивая по 10 слов в день. Вторая неделя увеличит ставку с 10 слов в день до 20 и так, все больше и больше. Для этого можно записывать на листе бумаги текст из иностранных слов, а через дефис их перевод на русском. Главное, чтобы лист был все время на виду, и каждый раз, как он попадет в поле зрение, все 10 и более слов были повторены.

Техника «быстрого чтения»

Для запоминания информации в первую очередь важно найти ключевые моменты, которые содержит параграф или целый текст.

Одно дело, когда дан конкретный текст – лучше, если его просто нужно выучить наизусть, не выбрасывая никаких слов. Совсем другая ситуация, когда информация объемна, и учить ее полностью нет никакого смысла, нужно лишь выделить главное. В таком случае запомнить прочитанное поможет методика быстрого чтения.

Как и в случае запоминания, чтение может быть разным:

  • сосредоточенное (для детального ознакомления с очень важной информацией);
  • неторопливое (зачастую – это чтение художественной литературы для удовольствия);
  • беглый просмотр данных, дабы быстро выявить основной смысл;
  • быстрое чтение, позволяющее легко овладевать необходимыми знаниями.

Методика быстрого чтения или просто «скоро чтения» предусматривает несколько этапов изучения информации:

  • для начала стоит прочитать оглавление книги, чтобы сложить общее представление о ее содержании (можно записать 10 основных пунктов);
  • далее тип быстрого чтения предполагает изучение предметного указателя (если таковой имеется);
  • чтение введения;
  • просмотр глав и детальное изучение информации, на которой делается акцент (выделенный параграф или список);
  • заключение требует быстрого повторного просмотра важной информации.

Результат, который дает методика быстрого чтения, - это конкретный небольшой текст, который и требуется выучить наизусть, не тратя свое время на «воду».

Запоминаем текст без усилий

Как запомнить прочитанное без особых усилий? Ключевой подход в улучшении запоминания состоит в припоминании. Это функция памяти, которая позволяет человеку вспомнить изученную информацию через определенный промежуток времени.

Таким образом, быстро запоминать текст можно путем его повторения. Если текст или параграф повторно перечитать через два часа, пока не начался процесс забывания, прочитанное будет усвоено в разы лучше и быстрее.

Если стоит задача быстро выучить большой текст, то главное – это разобраться в нем. Как не крути, но запоминать то, в чем не имеешь ни малейшего представления крайне сложно. Запоминать большой текст лучше частями, разбивая необходимый объем на относительно небольшие отрывки, около 10 строк каждый. Не нужно стремиться выучить наизусть весь параграф, легче будет запомнить прочитанное, составив план-схему текста.

Техника быстрого чтения здесь точно не пригодится. Вдумчиво читаем, а затем анализируем прочитанное. Не стоит забывать и о времени суток, ведь наш мозг работает лучше в часы его максимального тонуса. Наилучшее время для запоминания нужного материала будет тогда, когда прошло более четырех часов после подъема, и осталось до сна также не менее четырех часов.

Вдохновляющие возможности памяти

Одним из самых загадочных явлений является эйдетическая память – это особый процесс запоминания всего окружающего, который позволяет легко запомнить увиденные образы, символы, слова в памяти с первого раза, за считанные секунды. Суть в том, что информация запоминается не как что-то конкретное, а как код, позволяющий воспроизводить образ увиденного в любой момент. Выучить конкретный параграф или даже объемный текст с такими способностями не составляет никакого труда.

Плюс этого вида запоминания состоит в том, что в отличие от психического расстройства, когда человек непроизвольно запоминает все, что он однажды воспринял, каждый обладатель таких способностей без проблем может забыть или вытеснить лишнюю информацию, а при желании воспользоваться необходимыми данными.

Таким умениям может научиться каждый, если отнестись к данному вопросу со всей серьезностью и поверить в «я могу».

Устали от сдачи зачетов и не в состоянии запомнить то, что прочитали вчера вечером? Вы знаете, что знаете это, просто не можете вспомнить в нужный момент. В этой статье вы узнаете, как запоминать все, что нужно. Тут представлены инструкции, основанные на том, каким образом вы учитесь. Информация будет полезна вам независимо от того, хотите ли вы запомнить статьи Конституции или число Пи до 32 цифры после запятой.

Шаги

Слуховая память

    Слушайте. Если вы лучше всего воспринимаете на слух и можете запоминать информацию, которую получаете в устном виде, то вы, вероятно, обладаете слуховой памятью. Вот некоторые характеристики, которые помогут определить, воспринимаете ли вы информацию на слух:

    • Вы в деталях запоминаете все, что услышите на лекциях или в разговорах.
    • У вас богатый словарный запас, вы правильно подбираете слова, вам относительно легко учить новые языки.
    • Вы хороший оратор и можете вести интересные беседы, четко формулируя свои мысли.
    • У вас талант к музыке и способность слышать тон, ритм и отдельные ноты в аккорде или отдельные инструменты в ансамбле.
  1. Сделайте глубокий вдох. Пересмотрите весь объем информации, чтобы знать, что вам предстоит читать. Если он слишком большой, разбейте информацию на разделы.

    • Изучите и определите интуитивную связь между элементами информации и вашим собственным опытом. Это называется ассоциативная память. Связь не обязательно должна быть логичной, а просто легко запоминающейся (интересной, смешной, приятной) и вдохновляющей.
    • Возьмите первые буквы слов, которые нужно запомнить и создайте аббревиатуру. Например, передняя доля гипофиза выделяет шесть основных гормонов: ФСГ (фолликулостимулирующий гормон), ЛГ (лютеинизирующий гормон), ТТГ (тиреотропный гормон), АКТГ (адренокортикотропный гормон), ПРЛ (пролактин) и ГР (гормон роста). Их все сложно запомнить, но если создать аббревиатуру из первой буквы каждого гормона (например, Филин Летел Теплым Апрельским Полуднем по Городу), то их будет намного проще запомнить.
    • Придумайте интересную историю с участием объектов, которые вам нужно запомнить. Не обязательно, чтобы в ней был смысл: если она вас забавляет, вы определенно ее запомните.
    • Нарисуйте маленький рисунок, который будет объяснять, что вам нужно запомнить. Например, если вам нужно запомнить определение научного исследования (множество способов, которыми ученые изучают мир природы и предлагают объяснения, основанные на собранных ими доказательствах), вы можете нарисовать маленького ученого, как кто-то кому-то делает предложение, и папку с именем “доказательства”. Остальные маленькие слова, как глаголы и наречия, пишите возле соответствующих им рисунков существительных. Не запутайтесь, всегда пишите и рисуйте по порядку!
  2. Повторение – ключевой фактор. Используйте повторение вслух, чтобы запомнить порядок вещей:

    • Прочтите первый пункт.
    • Расскажите его вслух без шпаргалки.
    • Прочтите первый и второй пункты.
    • Повторяйте вслух оба пункта, пока не сможете рассказать их не подглядывая в шпаргалку.
    • Прочтите первый, второй и третий пункты.
    • Повторяйте все три вслух, пока не запомните.
    • Повторяйте этот процесс, пока не сможете рассказать все три пункта без шпаргалки.
    • Когда вы подойдете к концу списка, повторите его, не читая. Расскажите вслух три раза.
    • Если не можете рассказать все три раза, начните сначала.
  3. Сделайте перерыв. Важно сохранять ум свежим, так что, когда поймете, что вы приблизительно что-то запомнили, сделайте перерыв на 20-30 минут. В течение этого времени, делайте то, что вам нравится и не требует усилий (то есть, то, что не требует использования знаний), например, поговорите по телефону или прогуляйтесь по парку. Вы даете мозгу отдохнуть и время переместить то, что вы только что выучили в долгосрочную память. Избыточное повторение новых понятий и изучение разных тем может помешать этому процессу перемещения.

    Проверьте то, что вы запомнили. После перерыва проверьте себя еще раз, чтобы понять, до сих пор ли вы все помните. Если все в порядке, то должны помнить. Если нет, работайте с разделом, где у вас возникли проблемы. После сделайте еще один короткий перерыв и снова приступайте к делу.

    Послушайте себя. Сначала запишите на диктофон всю информацию, которую нужно запомнить, затем включите себе запись, отправляясь спать. Хотя это не очень хорошо работает при изучении новой, незнакомой информации, повторение во время сна поможет вам запомнить информацию, которой вы уже сознательно овладели.

    • Вы можете приобрести или сделать сами повязку на голову, которая будет придерживать наушники на голове, пока вы спите. Такая повязка часто используется людьми, которые слушают расслабляющую музыку перед сном.
  4. Послушайте других. Если можете и если это разрешено, попробуйте записывать лекции на диктофон. Это поможет заполнить пропуски в конспекте и услышать лекцию снова. Часто достаточно прослушать ее два-три раза, чтобы она запомнилась без приложения еще каких-либо усилий.

    Передвигайтесь. Побродите по комнате, изучая и повторяя для себя информацию. Двигаясь, вы используете оба полушария мозга, и запоминать материал будет намного легче.

    Зрительная память

    1. Посмотрите внимательно. Если вы хорошо запоминаете информацию после пристального изучения ее взглядом, то у вас, вероятно, хорошо развита визуальная память. Если вы это видите, то вы это поймете. Вам будет проще воспринимать информацию такими способами:

      • Информацию на картинках, чертежах, схемах или диаграммах намного проще запомнить, чем ту же информацию, преподнесенную в устной форме.
      • Изучая материалы, вы их визуализируете, часто смотря вдаль, как будто вы “видите” эту информацию.
      • Вы создаете в уме яркие образы при изучении материалов. Например, изучая статьи Конституции, вы представляете себя в Государственной Думе, присутствующим при утверждении статей.
      • Ваши пространственные представления очень яркие: размеры, формы, материалы, фактуры, углы – охватить это умом вам очень просто.
      • Вы способны “читать” язык тела людей, зная, что они на самом деле думают, даже если говорят совсем другое.
      • Вы заботитесь об обстановке, в которой находитесь, и очень цените эстетику, живопись и другие зрительные произведения искусства.
    2. Сядьте в спокойной обстановке. Найдите место, где нет никаких отвлекающих факторов, ничего такого, что будет бросаться в глаза. Это позволит вам сосредоточиться на том, что вам нужно запомнить. Поэтому никакого телевизора, никаких открытых окон, и никаких часиков в виде кота с бегающими глазами.

      Выделите темы разными цветами. Например, если вы изучаете историю России, то обозначьте все по датам и императорам. Петр I – синим цветом, Николай I –красным, все, что касается Александра II – оранжевым, Николай II – зеленым и т.д.

      Просмотрите все по каждому цвету отдельно, пишите и переписывайте пункты, пока не запомните все, что нужно. Записывая каждый пункт нужным цветом под заголовком такого же цвета, вы закрепите эту ассоциацию в вашем мозгу, а также это поможет при выполнении следующего пункта.

      Разместите свои записи на видном месте, например, на двери в комнату или на дверце шкафа. Читайте их каждый раз, когда проходите мимо. Выделите информацию по цветам и распределите записи по вертикали, по горизонтали или по времени.

      Часто пишите и переписывайте свои заметки. Когда обращаетесь к своим записям, пересмотрите пункты, перепишите их в новую заметку и замените существующую. Если у вас возникли особенные трудности с одной из заметок, перепишите ее, возьмите старую и разместите в таком месте, где будете видеть ее чаще. Меняйте ее местоположение время от времени.

      Найдите партнера для учебы. Рисуйте графики/диаграммы, выписывайте объяснения, и учите друг друга определениям, чтобы обоим было легче их запомнить.

      Выделите важное. Найдите ключевые слова, наиболее важные для того, что вы пытаетесь выучить, выделите их, запомните, а затем попытайтесь запомнить остальное. Если вы читаете онлайн PDF-файл, то воспользуйтесь функцией выделения ключевых слов. Это поможет вам запомнить их, а также быстро найти нужную информацию при повторном просмотре документа.

      Передвигайтесь. Побродите по комнате, изучая и повторяя для себя информацию. Когда вы двигаетесь, работают оба полушария мозга, и запоминать материал намного легче.

    Тактильная/моторная память

      Если вы предпочитаете получать информацию о предметах, прикасаясь к ним, то вы, скорее всего, обладаете тактильной памятью. Вам нравится чувствовать информацию, если это вообще возможно, учась на практике. Вот некоторые особенности людей с тактильной памятью:

      • Вам проще всего учиться, когда вы что-то делаете, – движение, практика, и тактильная помощь делают информацию для вас более реальной.
      • Вы активно жестикулируете, когда разговариваете.
      • Вы помните события по тому, что случилось, а не по тому, что вы слышали, говорили или видели.
      • Вы хороши в рисовании, искусстве, кулинарии, конструировании – в деятельности, которая требует ручного манипулирования объектами.
      • Вы предприимчивы и легки на подъем, вам сложно усидеть на месте в течение длительного времени.
      • Вам не нравится быть стесненным, вы предпочитаете быть там, где можно встать, передвигаться, и сделать перерыв.
      • Вам не нравится сидеть в классе, когда вы можете сделать что-то, что научит вас большему.
    1. Найдите свое место. Вам нужно пространство для перемещения, так что не сидите в своей комнате с закрытой дверью, когда учитесь. Кухонный стол, возможно, будет более подходящим местом для вашего стиля обучения.

      Будьте изобретательны. Притворитесь изучаемым объектом, стараясь сымитировать каждую его деталь. Если вы пытаетесь выучить статьи Конституции, возьмите в руки лист бумаги, или, еще лучше, картона. Бумага и картон имеют запах, с которым после у вас будет ассоциироваться выученная информация. Держите листок в руке так, как будто это Конституция, и указывайте на каждую фразу, и “читайте” ее из “Конституции”. Вы задействуете большую часть чувств – осязание, обоняние, зрение и даже слух, – так что будет гораздо легче все запомнить.

    2. Запоминание абстрактного. Если вам нужно запомнить что-то абстрактное, например, значение числа Пи, распишите его отдельными цифрами или группами цифр на карточках. Тогда наклейте на разные карточки разные стикеры или нарисуйте рисунки. После того, как карточки будут по-разному обозначены, перемешайте их, а затем попытайтесь выставить по порядку. Перед этим не забудьте выписать куда-то число Пи, иначе не запомните какова была последовательность.

      • Как альтернатива, можно взять пару колод карт; найдите и “сыграйте” цифрами числа Пи после запятой в их последовательности: туз, 4, туз, 5, 9, 2, 6, 5 и т.д. Выложите их в правильном порядке, а затем переверните. Двигайтесь слева направо, переворачивая карты лицевой стороной вверх и называя цифру. Повторите это, а затем попробуйте еще раз, но сначала называйте цифру, и только потом переворачивайте карту.

Инструкция

Рассчитайте время, которое потребуется на подготовку к экзамену. Ни в коем случае не оставляйте все на последний день. У человеческого организма есть предел, до которого он способен воспринимать информацию, и это стоит учитывать. Спланируйте, сколько тем, страниц или параграфов вам нужно изучить за день. Последние сутки перед экзаменом оставьте на отдых и легкое повторение.

Поймите про себя, какой тип памяти у вас лучше развит. Различают зрительную, слуховую и моторную. Если вы лучше помните то, что увидели, больше читайте и выделяйте маркером важные места в конспекте. Если на первом месте слуховая память, читайте или проговаривайте основные мысли вслух. А если тактильная - пишите конспекты или шпаргалки. Кстати, они будут нелишними практически для всех, даже если не использовать их на экзамене.

Не начинайте сразу зубрить материал . Сначала просмотрите его, выявите основные идеи и факты. Составьте краткий конспект или план ответа на основе опорных слов. И попробуйте им воспользоваться. Начинайте с самых сложных и непонятных тем. Отведите для них утренние часы, даже если вы считаете себя совой.

Чередуйте работу и отдых. Лучше всего использовать режим школы: 40-45 минут зубрежки и 10-15 минут для расслабления. Во время отдыха обязательно меняйте вид деятельности: пройдитесь, сделайте зарядку, не нагружайте глаза и уши другими образами.

Повторите изученный материал по экзаменационным вопросам. Их список обычно студентам известен. Имитируйте испытание: напишите вопросы на листочках и тяните. Прочитав задание, кратко набросайте ответ. Те моменты, которые даются особенно трудно, перескажите вслух кому-то из близких. Это придаст вам уверенности.

Используйте для повторения зеркало: рассказывайте материал своему отражению. Старайтесь выглядеть уверенно, пусть ваш голос звучит твердо. Если вы не нашли ответы на какие-то вопросы, задайте их преподавателю на консультации перед экзаменом.

Применяйте мнемонику или метод ассоциаций для запоминания сложных понятий, формул или дат. Например, годовщину какой-нибудь битвы можно соотнести с днем рождения знакомого. Придумайте стишок или смешную фразу, в которой каждое слово будет соответствовать символу в формуле. Такой творческий подход позволит накрепко усвоить нужную информацию.

Источники:

  • Как быстро выучить материал

Сессия для студентов обычно наступает неожиданно, и подготовка к экзаменам проходит стремительно. Быстро выучить нужную информацию и не завалить тест можно только при условии полнейшей концентрации внимания.

Инструкция

Начните подготовку хотя бы за неделю. Выучить экзамен за один день будет невозможно, особенно если весь семестр вы не посещали занятия или не уделяли внимания на них словам преподавателя. Дозирование информации приведет к лучшему ее усвоению и запоминанию.

Оцените объем информации, которую необходимо выучить, и составьте график. Разделите всю информацию на билеты, посчитайте их количество и распределите на оставшиеся до экзамена дни. Поставьте себе задачу ежедневно прочитывать определенное количество билетов, и ни в коем случае не отступайтесь от этой цели, иначе под конец вам придется учить в разы больше, что не даст результата.

Не отвлекайтесь. Лучше читать всего час в тишине, чем несколько - в шумной остановке. Выключите телевизор, радио, плеер и компьютер. Не поддавайтесь соблазну на минутку заглянуть в социальные сети или позвонить однокурснику. Сосредоточьтесь на материале, вдумывайтесь в прочитанное, если что-то осталось непонятым - вернитесь и прочтите это снова. Не старайтесь запомнить текст наизусть. Главное в подготовке - понять материал, усвоить его и рассказать преподавателю на экзамене.