Как улучшить восприятие информации. Как усилить восприятие

У каждого человека, который говорит не на своем родном языке, есть акцент. Это обусловлено артикуляцией и произношением слов родного языка, которые человек подсознательно переносит на английский.

Коренной англичанин уже по первому вашему предложению скажет, откуда его собеседник родом. Но в этом случае носитель языка нам ни к чему - оставим его в покое. Нам нужны как раз те, кто учит английский как иностранный.

Чем сильнее акцент у говорящего, тем сложнее его понять. Лидерами в плане акцента можно назвать китайцев и индусов. Их родные языки настолько сильно отличаются от английского, что в результате они могут говорить только с дичайшим акцентом.

Общение с таким человеком - отличная тренировка восприятия речи на слух, логики и экстрасенсорных способностей.

  • Во-первых, вы должны правильно понять, что говорит собеседник. Из-за акцента это будет непросто.
  • Во-вторых, если отдельные слова разобрать не получится, нужно будет подключить логику и воссоздать наиболее вероятное их значение. Для этого нужно не только отличное знание языка, но и умение строить логические цепочки.

Поначалу это будет очень сложно. И придется каждые 2 минуты просить, чтобы собеседник повторил фразу. Но когда вы научитесь свободно понимать собеседника, который говорит с сильным акцентом, то разобрать чистую английскую речь будет проще простого.

Найти собеседника с акцентом можно очень быстро - в интернете есть множество видеочатов, в которых можно пообщаться с иностранцами. Просто выбирайте тех, у которых сильнее акцент, - и тренируйтесь.

Евгения Притула

28 лет, фотограф

«Английский учу уже 3 года. Вышла на уровень Upper-Intermediate, но были проблемы с восприятием на слух. Если медленную и четкую речь разбирала нормально, то в живом разговоре терялась с первого же предложения.

Преподаватель на курсах посоветовал больше общаться с иностранцами в онлайн-чатах. Тут включилась моя «удачливость». За 3 месяца общения я стабильно попадала на индусов, японцев, мексиканцев - да кого угодно, только не носителей языка.

Поначалу это было жестко. Приходилось чуть ли не на пальцах объясняться. Но потом привыкла к акцентам и стала понимать понемногу. И как я не удивлялась, но метод все же сработал. Теперь английскую речь понимаю намного лучше, чем раньше».

Развивайте музыкальный слух

В разговоре на английском нужно сначала услышать собеседника и только потом правильно понять смысл речи. Но когда оппонент говорит быстро и с активным изменением интонаций, все предложения сливаются в одно большое слово, и понять что-нибудь становится затруднительно.

Чтобы лучше воспринимать разговорную речь, нужно развивать чуткость слуха. И делать это лучше всего с помощью занятий музыкой.

Игра на музыкальных инструментах, пение и теоретические музыкальные дисциплины сильно улучшают восприятие звуков. Уши музыкантов воспринимают более широкий спектр звуковых волн и лучше чувствуют интонации.

Музыкальный слух поможет вам улавливать тонкие изменения в интонациях собеседника, которыми человек выделяет окончание слов в разговоре. Поэтому воспринимать даже беглую речь станет намного проще.

Помните, что за несколько занятий музыкой слух не улучшится. Потребуется как минимум полгода, чтобы заметить улучшения. И важно именно заниматься музыкой - самостоятельно или с преподавателем, - а не просто слушать популярные треки в наушниках. Важно, чтобы занятия были в удовольствие - тогда они точно принесут результат.

Виктор Осадчий

32 года, преподаватель школы английского языка EnglishDom

«Я преподаю английский уже 9 лет. И за это время заметил несколько интересных тенденций.

Восприятие на слух и разговорная речь - самые слабые места, которые медленно развиваются почти у всех учеников. Тут уж ничего не поделаешь - нужно много практики. Но я заметил, что ученики, которые занимаются музыкой, нарабатывают навыки восприятия английской речи в 1,5-2 раза быстрее.

Если для рядового ученика нужно минимум 40 часов занятий практикой аудирования, то для «музыкального» зачастую хватает и 20. Результаты получаются почти те же.

В целом ученики с музыкальным слухом лучше проходят любые упражнения с аудированием и лучше понимают не очень разборчивую речь или речь с сильным акцентом».

Повторяйте фразы вслух и записывайте их

Психологи утверждают, что человек воспринимает звук своего голоса намного лучше, чем голоса других людей. Этой особенностью можно пользоваться, чтобы улучшить навыки восприятия английского языка на слух.

Смотрите фильм в оригинале? Повторяйте все фразы главного героя! Читаете книгу на английском? Читайте вслух! Можно даже не всю книгу, а только диалоги между персонажами. Слушаете песню? Подпевайте!

Проговаривать услышанные фразы полезно для восприятия языка. Главное, не делайте этого в людном месте, сидя в наушниках. Иначе кто-то добрый может вызвать докторов со смирительной рубашкой. И объяснять эту технику обучения придется уже им.

А еще следует записать свою речь на диктофон и позже прослушать ее. Гарантируем, восприятие будет сильно отличаться от живого монолога. Но вы ведь знаете особенности своих интонаций, поэтому воспринимать на слух запись своего голоса будет намного проще, чем речь чужого человека.

Думайте на английском

На родном языке мы думаем в несколько раз быстрее, чем говорим. Поэтому распознавание речи проходит практически на автомате - мы не прикладываем для этого почти никаких усилий.

А когда мы изучаем иностранный язык, мы думаем на нем в разы медленнее речи. Многие даже сначала составляют предложение на родном языке, а потом переводят его на английский.

В результате, когда мы слышим беглую речь, мозг просто не справляется с объемом поступающей информации. Поэтому мы можем уловить только отдельные слова или словосочетания - но не весь разговор.

Чтобы мозг понимал речь на английском, нужно ускорить мышление именно на этом языке. Другими словами, больше думайте на английском.

Это проще, чем кажется на первый взгляд.

Мысленно отвечайте на вопросы, ведите с собой диалоги и комментируйте происходящее на английском. Поначалу это будет очень непривычно и неудобно, но уже через месяц мозг привыкнет к обработке информации на английском, и вам будет проще понимать даже беглую речь.

Сергей Рожков

38 лет, дизайнер

«Английский начал учить уже в зрелом возрасте, поэтому он дается мне тяжело. Никак не мог избавиться от привычки строить фразы в уме на русском, а потом переводить их на английский. Да и понимал быструю речь со скрипом.

Начал практиковать упражнение «Мысленный монолог» - это когда сам с собой в уме говоришь на английском. Мозг сильно противился, приходилось заставлять. Постепенно привычка мысленно обсуждать факты или события прижилась - по дороге на работу и с работы постоянно тренируюсь.

Результаты есть - за 2 месяца таких тренировок могу почти без проблем выражать свои мысли на английском и понимать речь даже без субтитров. Отличное упражнение, очень рекомендую».

Обучайтесь на английском

Запишитесь на курс по развитию профессиональных навыков на английском языке. И учите не язык, а совершенствуйтесь в своей профессии.

Если вы дизайнер, освойте новый интересный инструмент или стиль работы. Если программист, узнайте, как сделать интересную фичу на языке программирования, с которым вы работаете. Профессия не важна - важно желание выучить что-нибудь новое.

Этот способ позволяет убить двух зайцев одним выстрелом.

  • Во-первых, вы развиваетесь в профессиональном плане. А видеокурсов для развития в любой специальности на английском языке намного больше, чем на русском.
  • Во-вторых, вы учитесь воспринимать английский во всей его профильной широте.

Правда, для начала стоит немного подучить профессиональную лексику. В противном случае, половина слов так и останется непонятной.

Далее нужно только смотреть видео и учиться. Не переживайте, если один фрагмент придется пересматривать по 5-7 раз для полного понимания - это нормально. Главное, чтобы вы смогли понять больше 90% всей информации, поданной в видео.

Фишка в том, что при просмотре уроков на профессиональную тему мозг в первую очередь пытается разобраться именно в обучающих материалах. При этом он как бы игнорирует язык, на котором они подаются. Если лектор говорит внятно, то сам язык уходит на второй план. Со временем мозг учится воспринимать на автомате абсолютно любую информацию. А это нам и нужно, ведь так?

Немного выводов

Существует огромное количество способов, которые помогают лучше воспринимать английский язык на слух.

Все еще отлично работает просмотр фильмов в оригинале и прослушивание подкастов, но не зацикливайтесь на них слишком сильно. Не стоит воспринимать язык как набор формальных правил и фигур речи, которые нужно запомнить. Все намного проще и интереснее.

Когда учиться интересно, то и результатов можно достичь намного быстрее. Появляется азарт, с помощью которого можно преодолеть все сложности. А если на этом пути вас сопровождают приятные и понимающие педагоги, то сами звезды благоволят вам в изучении английского. Учитесь в удовольствие, и со временем вы сможете в полной мере понимать даже быструю речь носителя языка. Успехов вам в этом!

Для того, чтобы расширить восприятие действительности - научиться воспринимать действительность во всех его аспектах - существует несколько способов

Для первого способа улучшения звукового и кинестетического восприятия действительности вам понадобятся один или несколько партнёров и несколько часов свободного времени.
Суть упражнения заключается в следующем. Человек, желающий воспринимать окружающую его действительность не только в визуальном её аспекте, закрывает на время упражнения глаза. Желательно завязать их куском мягкой ткани, что в процессе выполнения не открыть их непроизвольно, что может негативно сказаться на результате. Закрыв, или завязав глаза, человек, при помощи ассистента, занимается, насколько это возможно, своими повседневными делами. Например, работой по дому. Можно, если не страшитесь реакции посторонних людей выйти, опять-таки, в компании ассистента, на улицу.

Находясь в «слепом» положении не пытайтесь придавать своим ощущениям визуальную форму. Необходимо забыть, что предметы вокруг вас имеют тот, или иной вид. Позвольте им в течении некоторого времени лишь звучать и ощущаться. Когда визуальная составляющая мировосприятия блокируется, две оставшееся — звуковая и кинестетическая, делят между собой высвободившиеся ресурсы внимания. В результате вы получаете насыщенную, полную незнакомых доселе ощущений, картину мира. Звуки, запахи, тактильные ощущения, придавливаемые ранее доминирующим, зачастую, визуальным лишь восприятием мира, будут восприниматься вами во всей своей полноте.

Во время упражнения не стоит вспоминать, как выглядит, к примеру, автомобиль. Постарайтесь осознать его как исключительно звуковой и осязательный феномен. Точно также не стоит пытаться представлять себе внешний вид яблока — пусть на время выполнения упражнения оно будет круглым и гладким, но не красным, или зелёным.

Теоретически, упражнение можно выполнять без посторонней помощи, однако это в значительной степени сокращает диапазон совершаемых вами в процессе действий, что опять-таки не лучшим образом скажется на конечном результате.

После выполнения упражнения, особенно если длительность его превышала час, возможны лёгкое головокружение и незначительные расстройства вестибулярного аппарата, поэтому завершать упражнение следует с осторожностью. Не открывайте глаза в движении, лучше присесть, или, хотя бы, опереться рукой о твёрдую поверхность. В течении получаса неприятные ощущения должны исчезнуть.

Как дополнительные к первому способу можно использовать периодически приведенные ниже упражнения.

Первое из них заключается в том, чтобы заблокировать на время все абсолютно способы восприятия действительности. Вам понадобится отрезок времени от двадцати минут до часа. Примите максимально удобную для вас позу, закройте глаза, расслабьте мышцы. Особенно тщательно следите за тем, чтобы расслаблены были мышцы лица. Вас должна окружать тишина. Так же убедитесь в отсутствии поблизости от вас источников сильных запахов.Тело должно быть расслаблено. Упражнение желательно выполнять сидя или лёжа. Проследите за тем, чтобы вам не мешали те, или иные тактильные ощущения, как то: складка на одежде, неудобная спинка стула, покалывания в тех частях тела, кровоснабжение которых могло быть нарушено неверно выбранной позой.

Постарайтесь освободить сознание от мыслей.


Не позволяйте вниманию сконцентрироваться на тех, или иных образах, которые со всей неизбежностью, с той, или иной интенсивностью станут возникать в сознании. Спокойно, без эмоций, возвращайте фокус внимания к изначальному расслабленному состоянию. Ни в коем случае не позволяйте мыслям во время проведения упражнения соскользнуть на рутинную колею, Не занимайтесь в это время решением повседневных связанных с бытом, или абстрактных, задач. Вам необходимо сконцентрироваться на своих ощущениях, а если точнее - на временном их отсутствии. Дышите глубоко и размерено, вдох необходимо производить животом.

На процессе дыхания можно также сконцентрироваться в случае, если не удаётся быстро избавиться от навязчивых мыслеобразов. В процессе выполнения упражнения возможно изменение состояния сознания. Длительность упражнения может составлять от двадцати минут до часа. По завершению окружающая действительность обрушивается на сознание всех полнотой своих аспектов, возможен незначительный шоковый эффект. Во времся выполнения данного упражнения достаточно легко погрузиться в сон. Старайтесь не допустить этого, так как в этом случае эффект будет полностью потерян.

Также существует третий способ расширить восприятие, не прибегая к эффективным весьма, но, зачастую, не удобным первым двум методам. Заключается он в том, что занимаясь своими повседневными делами вы сознательно стараетесь уделять как можно больше внимания всем аспектам окружающего вас мира. Приучите себя обращать внимание на то, что предметы вокруг вас имеют не только форму размер и цвет, но, также могут быть разными на ощуть, издавать различные звуки, иметь разную фактуру. Подыскивайте к визуальной составляющей окружающих вас предметов соответствующие аналоги в звуковом, или осязательном диапазоне. Например - пенопласт - он не только белый, он также лёгкий и неприятно шуршащий. Данное упражнение даёт значительно меньший эффект, нежели два предыдущих, однако оно не вызывает никаких негативных последствий и не требует принятия специальных мер. Выполнять его возможно в любое удобное для вас время, упражнение не накладывает ни малейших ограничений.


После выполнения того, или иного упражнения, постарайтесь как можно дольше удерживать в сознании полную картину мира, не ограничивайте себя восприятием исключительно визуальной его составляющей. Периодически повторяйте упражнения.

Как улучшить зрение, когда тебе за… Геннадий Михайлович Кибардин

Восприятие мира

Восприятие мира

Процесс видения человеком окружающего мира состоит из трех последовательных этапов: ощущение, отбор и восприятие. И хотя эти этапы у людей протекают практически мгновенно, знание сути процессов, происходящих на каждом этапе, помогает лучше понять, как быстро и эффективно улучшить остроту своего зрения естественными методами. Рассмотрим содержание каждого этапа процесса видения окружающей среды.

Ощущение окружающей среды. Ощущения окружающей среды в глазах человека поначалу представляют собою набор воспринимаемых световых пятен, которые формируют сырой зрительный материал. Совокупность множества таких цветовых пятен составляет зрительное поле. Глаза только что новорожденного человека, например, первоначально воспринимают окружающий мир не более как набор множества цветовых пятен, находящихся в поле зрения. Этот мир еще не имеет четких ориентиров и границ, что может вызывать у новорожденного неожиданный испуг от новых предметов, лиц людей и т. п. Поэтому новорожденного ребенка нежелательно показывать чужим людям, незнакомый вид которых может вызвать у него сильный испуг.

Отбор ранее опознанного представляет собой распознавание мозгом некоторой части зрительного поля. Распознавание связано с быстрым накоплением огромного запаса зрительной памяти в затылочной части мозга человека. За простыми ощущениями в глазах набора световых пятен следует отбор сознанием ранее опознанных предметов и лиц людей. Опознанная часть зрительного поля выделяется мозгом из общей совокупности всех других образов. Мозг дает глазам непрерывно управляемую им команду начать фокусировать ясные (опознанные) цветовые образы в самом центре своей сетчатки, в точке наиболее острого зрения. Это действие способствует многократному повышению четкости видения опознанного изображения.

Восприятие окружающего мира происходит после фокусировки в глазах человека опознанной мозгом части цветовых образов зрительного поля. Затем следует передача их в виде импульсов по нервным волокнам в головной мозг, где осуществляется уточнение узнанных световых ощущений и отбор интересующих материальных объектов окружающей среды.

Суммарный результат ощущения глазами физического объекта, последующего отбора и восприятие его памятью сознания и представляет собою процесс видения, который практически неразделим и происходит мгновенно. Глаза и нервная система человека ощущают физические объекты, а разум их непрерывно воспринимает, анализирует и отбирает. Четкое видение физических объектов является результатом точного ощущения их глазами и правильного восприятия их разумом.

Обратите внимание на то, что физические объекты не даются зрению человека в качестве первоначальных данных. Изначально глаза воспринимают общий набор ощущений цветовых пятен, не имеющих отношения к физическим объектам. Далее наш разум опознает цветовые ощущения, затем осознанно выбирает из них конкретные ощущения для их интерпретации как видимых физических объектов в пространстве. Процессы ощущения, отбора и восприятия окружающего мира у взрослого человека протекают практически одновременно и мгновенно, так как его сознание имеет огромный опыт (память) распознавания различных зрительных образов.

Взрослый человек осознает лишь конечный результат видения – восприятие физических объектов. Большинство людей на Земле не знают о существовании промежуточных и вспомогательных этапов в процессе зрения в виде ощущения и отбора. Новорожденные дети не готовы полностью воспринимать объекты окружающего мира. Их мозг не имеет для этого необходимой памяти, хотя глаза новорожденного ребенка воспринимают световую информацию об окружающем мире, а нервные волокна передают ее в мозг. При этом новорожденный ребенок ощущает массу смутных и неясных чувств.

Окружающий мир видит разум человека, а не его глаза. Глаза только ощущают окружающий мир и передают свои ощущения через нервные волокна разуму.

Он просто не воспринимает отдельные физические объекты окружающего его мира и слабо реагирует на них. Новорожденный ребенок постоянно проявляет огромный интерес к окружающему миру, учится его распознавать. По мере накопления большого запаса опыта и памяти, способной сохранять этот запас, ребенок начинает быстро и автоматически воспринимать окружающий мир и относиться к нему более спокойно. Читатель, ты уже четко понимаешь, что в процессе зрения глаза и нервная система человека ощущают физические объекты, а разум их воспринимает. Однако общепринятые методы лечения зрительных расстройств уделяют внимание только одному элементу в общей цепочке процесса зрения: физиологическому механизму сенсорного аппарата, который ощущает световые пятна и производит их отбор.

Способность мозга помнить восприятия световых образов физических объектов и мгновенно выдавать управляющие сигналы на соответствующие элементы глаз официальной медициной практически не учитывается. Это и является основной причиной прогрессирующего ухудшения зрения при ношении очков, линз и т. п. Для лучшего понимания некоторых рекомендаций по улучшению остроты зрения естественными методами рассмотрим более подробно механизм строения и работы глаза человека.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Восприятие, обусловленное памятью То, что возросшая сила восприятия ведет к усилению индивидуальной способности ощущать и видеть, проявляется не только в таких неординарных обстоятельствах, которые я описал, но и в обычной жизни. Гуляя по лесу, городской житель будет

Восприятие окружающей реальности Биологическое родство в восприятии окружающего мира не имеет никакого значения. Наоборот, к отступничеству своего человека мы относимся гораздо строже, чем к отступничеству чужого. Мы готовы простить случайному знакомому некую

НЕПРАВИЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ СОСТОЯНИЯ СНА Люди довольно часто неправильно оценивают качество своего сна. Возможно, вы спите гораздо больше, чем вам кажется (или, напротив, намного меньше). Например, несмотря на тот факт, что у вас не получается заставить себя заснуть, вы

Глава 19. ВОСПРИЯТИЕ ПРОСТРАНСТВА Классика психоэнергетической саморегуляции и раскрытия возможностей человека рассматривает тело как сложную систему тонких энергетических взаимодействий. Человек по этим канонам - не только тело, но и некое энергоинформационное

Восприятие энергетического тела Мы привыкли, что наши ладони отвечают за получение информации из окружающего мира. Впервые в жизни в младенчестве мы узнаем, что одни предметы на ощупь твердые, другие – мягкие, а третьи – шершавые. Так давайте пойдем чуть дальше и

Упражнение 5. Восприятие астральных энергий Для работы вам понадобится любой предмет красного цвета. Например, ваша любимая кружка, книга или любой объект такого цвета. При этом желательно, чтобы его размер был не менее чем десять на десять сантиметров. Еще нам будет нужен

Положительное восприятие окружающего мира Как воспринимает человек окружающий его мир, так этот мир к нему и относится. Об этой простой истине мы часто забываем, а зря. Для лучшего осознания степени восприятия окружающего мира, для совершенствования себя как личности

7 июля Зрительное восприятие Зрительное восприятие у человека всегда объемное. Многие ошибочно представляют себе, что восприятие зрительных образов с помощью глаз осуществляется по законам двухмерной оптики, то есть воспринимаемое одним глазом изображение всегда

8 июля Зрительное восприятие (окончание) По теореме Бабине дифракционная картина от одного отверстия или от одного столбика такая же, как и от многих отверстий или от многих столбиков или колбочек, но информация дифракционной картины всегда содержит все сведения о

9 июля Слуховое восприятие Точно так же органы слуха различают не двухмерные звуковые образы, а трехмерные. В этом вся прелесть слуховых приемников. Трехмерные звуковые образы в ушных раковинах вначале преобразуются в дифракционные картины, которые размещаются по всей

Неважно, изучаете ли вы новый язык, учитесь готовить, осваиваете музыкальный инструмент или просто тренируете память — в любом случае, вам будет полезно узнать, каким образом головной мозг усваивает новую информацию.

Каждый человек уникален, но в процессе обучения все мы проявляем схожие психо-физиологические тенденции. Понимание этих закономерностей поможет вам выработать наиболее эффективную стратегию по приобретению новых знаний.

Рассмотрим 6 основных принципов обучения, которые стоит знать каждому.

1. Визуальная информация усваивается лучше всего

50% ресурсов головного мозга расходуется на зрительное восприятие. Задумайтесь на минуту: ровно половину вашей мозговой активности занимает зрение и понимание увиденного, и только оставшаяся часть идет на другие рецепторы и внутренние процессы организма.

Однако, зрение — не только самый энергозатратный канал восприятия. Его влияние на остальные органы чувств так велико, что иногда способно значительно исказить смысл получаемой информации.

50% активности мозга используется на обработку визуальной информации.
70% поступающей информации проходит через зрительные рецепторы.
На расшифровку зрительной сцены уходит 100 мс (0,1 секунды).

Примером такого влияния может послужить эксперимент, в котором больше полусотни страстных поклонников вина, не смогли установить, какой перед ним напииток — красное или белое вино. Перед началом дегустации экспериментаторы подмешали в белое вино красный пигмент без вкуса и запаха. В итоге все без исключения испытуемые утверждали, что пьют красное вино — настолько сильно оказалось влияние внешнего вида напитка на вкусовые рецепторы.

Другой удивительной находкой оказалось то, что мозг воспринимает текст как набор изображений, поэтому читая этот параграф сейчас, на самом деле, вы проводите огромную работу по расшифровке множества «иероглифов», коими являются буквы, в смысловые единицы.

В связи с этим, становится ясно, почему чтение отнимает так много сил по сравнению с просмотром иллюстраций.

Помимо статических зрительных объектов, особое внимание мы уделяем также всему, что движется. То есть, рисунки и анимация — лучшие спутники при обучении чему-либо, а всевозможные карточки, изображения и диаграммы могут послужить хорошим подспорьем для успешного усвоения новой информации

2. Сначала — суть, потом детали

Стремясь освоить сразу большой объем новой информации, вы рискуете создать у себя в голове страшную мешанину. Чтобы этого избежать, сохраняйте связь с общей картиной: узнав что-то новое, вернитесь и посмотрите, как это может быть соотнесено с тем, что вы уже знаете — это поможет вам не потеряться.

По сути, человеческий мозг имеет тенденцию сначала улавливать общий смысл происходящего, и только потом — детали, так почему бы не использовать эту природную особенность себе на пользу?

Получив порцию знаний, найдите им место в общей системе — это значительно повысит ваши шансы на запоминание. Также перед изучением чего-либо для начала может быть полезно понять общую суть: знание того, о чем пойдет речь в целом, служит нервной системе опорой для восприятия более мелких деталей.

Представьте, что ваша память — это шкаф с кучей полок: каждый раз добавляя в него новую вещь, вы думаете, к какой категории она относится. Например, вы купили черный свитер и можете положить его на полку для черных вещей, полку для свитеров или «зимнюю» полку. Очевидно, что в реальности вы не можете разместить одну вещь сразу в нескольких местах, но гипотетически эти категории существуют, и ваши нейроны регулярно проделывают эту работу по соотнесению новой поступающей информации с уже имеющейся.

Делая графики и записи о месте изучаемого предмета в общей картине знаний, вы добьетесь более качественного усвоения информации.

3. Сон значительно влияет на память и способность к обучению

Исследования показали, что если за изучением новой информации следует здоровый ночной сон, это положительно сказывается на закреплении знаний. В эксперименте по формированию моторных навыков участники, имевшие перед тестом 12 часов и возможность поспать, показали 20,5% прогресса, тогда как другая группа, у которой освоение нового навыка и его проверка выпали на один день с разницей в 4 часа, добились улучшения всего на 3,9%.

Однако, у современного человека не всегда есть возможность полноценно поспать, и в таких случаях выручает короткий дневной сон. Эксперимент университета Калифорнии (The University of California ) установил, что студенты, которым после завершения сложной задачи предложили немного поспать, при выполнении аналогичного упражнения после сна справились намного лучше, чем те, кто оставался в состоянии бодрствования между двумя тестами.

Сон перед изучением нового материала также может быть очень полезен. Доктор Мэтью Уолкер (Dr. Matthew Walker ), руководивший проведенным исследованием, утверждает, что «сон подготавливает мозг к новым знаниям и делает его похожим на сухую губку, готовую впитать столько влаги, сколько возможно».

Изучите какой-либо новый навык или почитайте о чем-нибудь перед тем, как ложиться спать: когда вы встанете и попробуете вспомнить, чему научились перед сном, вы будете удивлены, как много запомнили.

4. Недостаток сна сказывается на когнитивной активности

Не имея полного представления о природе сна и его назначении, иногда мы пренебрегаем этой естественной потребностью, вызывая у себя ее недостаток, или .

Но несмотря на то, что сам процесс сна изучен не до конца, ученым уже давно известно, к чему приводит его отсутствие: высокое нервное напряжение, повышенная осторожность, избегание риска, опора на старые привычки, а также подверженность различным заболеваниям и физическим травмам, так как уставшие органы теряют свой обычный тонус.

Недостаток сна сказывается и на познавательной активности: способность усваивать новую информацию снижается на 40%. С этой точки зрения, хороший сон и свежая голова утром могут принести намного больше пользы, чем ночное бдение над работой или учебниками.

  • раздражительность
  • когнитивные расстройства
  • провалы в памяти, забывчивость
  • аморальное поведение
  • безостановочная зевота
  • галлюцинации
  • симптомы, схожие с СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности)
  • замедленные движения
  • дрожание конечностей
  • боли в мышцах
  • нарушение координации
  • нарушение сердечного ритма
  • риск возникновения сердечных заболеваний
  • риск возникновения диабета
  • подавление роста
  • ожирение
  • повышенная температура

Гарвардская медицинская школа (Harvard Medical School ) провела исследование, в котором было выявлено, что следующие за обучением 30 часов наиболее критичны для закрепления новых знаний, и недостаток сна в этот период может свести на нет все ваши усилия, даже если по истечении этих 30-ти часов вы как следует выспитесь.

Поэтому оставьте ночные посиделки в прошлом: самое продуктивное время для познания нового — дневные часы, когда вы бодры и полны сил, а для наилучшего запоминания информации не забудьте сразу же хорошенько выспаться.

5. Лучше всего мы запоминаем информацию, когда учим других

Когда нам предстоит объяснять другим то, что мы сами только что выучили, наш мозг намного лучше усваивает информацию: мы более четко организуем ее в своем сознании, а память сохраняет основные положения более детально.

Группе участников одного эксперимента было сказано, что они будут проходить тест на проверку только что полученных знаний, тогда как вторая группа должна была готовиться к объяснению этой информации другим. В результате, тест проходили все испытуемые, но те, кто думал, что им придется кого-то обучать, запомнили материал намного лучше остальных.

Автор исследования, доктор Джон Нестожко (Dr. John Nestojko ), говорит, что психологический настрой студентов до и во время обучения может оказать большое влияние на познавательный процесс. «Чтобы настроить обучающихся на нужный лад, порой достаточно дать им пару простых инструкций », — заявляет он.

Несмотря на то, что мы не всегда это осознаем, необходимость передавать свои знания окружающим заставляет нас использовать более эффективные методы: мы лучше выделяем главное, проще устанавливаем связи между различными фактами и внимательнее организуем полученные сведения.

6. Информация запоминается лучше, когда она чередуется с другой

«Блочная практика» (block practice ) — довольно распространенный подход к обучению, названный так ученым Калифорнийского университета, Диком Шмидтом (Dick Schmidt ). Этот подход предполагает изучение одних и тех же вещей блоками, то есть через многократное повторение информации или навыка в течение длительного времени, как например, непрерывное чтение учебника по истории или оттачивание одной подачи в теннисе.

Сам Шмидт ратует за принципиально другой метод, основанный на чередовании информации в процессе обучения. Исследованием этого подхода в своей психологической лаборатории занимается его коллега, Боб Бьорк (Bob Bjork), предлагая участникам картины двух различных художественных стилей, при этом одни испытуемые изучают работы блоками, по 6 картин каждом стиле, тогда как другие просматривают картины поочередно.

В результате, испытуемые, которым картины демонстрировались блоками, намного хуже сумели отличить один стиль от другого (30% правильных ответов) по сравнению с теми, кто смотрел картины разных стилей вперемешку (60%).

Удивительно, что перед началом эксперимента, порядка 70% участников заявили, что они находят блочный подход более эффективным и что именно он помогает им в обучении. Как видите, наши обыденные представления о познавательном процессе часто далеки от реальности и нуждаются в уточнении.

Бьорк считает, что принцип чередования работает лучше, так как он основан на природной способности мозга к распознаванию образов и отличий между ними. Что касается изучения новой информации, этот же принцип помогает замечать новое и соотносить его с уже имеющимися данными.

Такой подход может применяться при подготовке к экзаменам, когда вы совершенствуете не каждый навык в отдельности, а поочередно: устную, письменную речь и понимание на слух при изучении иностранного языка, правую и левую подачу в теннисе и др.

Как говорит Бьорк, нам всем нужно научиться учиться. «Практически любая работа подразумевает непрерывное обучение, и понимание того, каким образом вы можете повлиять на эффективность этого процесса, значительно повысит ваши шансы на успех ».

Наука

Наши чувства не существуют как отдельные способности, они не существуют в вакууме.

Они взаимосвязаны и часто меняются, на них сильно влияет окружающая нас среда, а также множество других факторов, многие из которых находятся в пределах нашего контроля.

В данной статье мы рассмотрим наши пять чувств наряду с несколькими другими чертами (к примеру, интуиция и внимание), а также увидим, как чувства меняются с течением времени и что сделать, чтобы их усовершенствовать.


10. Связанное с возрастом угасание чувств

Возрастное снижение чувственных восприятий - это вполне естественное и неизбежное событие. Когда мы становимся старше наши чувства и нервы "расстраиваются", поэтому для их стимуляции и получения соответствующего результата требуется больше сил. Поэтому, и звук должен быть громче, и вкус сильнее, иначе все остается незамеченным.

Возрастная потеря слуха – это общее состояние и наблюдается примерно в 50 процентах случаев у людей старше 75 лет. Это многофакторное явление, то есть на него могут влиять и весьма громкие звуки (особенно на регулярной основе), генетика, высокое кровяное давление и даже курение.

Ваше зрение может начать ухудшаться, когда вы войдете в четвертый десяток, поскольку это нормальное явление для глаз начинать "иссушаться". Помимо прочего, наблюдаются и физические изменения. Большинство людей пожилого возраста надевают специальные очки для чтения, а многие пользуются ими и для решения ежедневных нужд.

Вкусовые рецепторы начинают "стареть" в среднем возрасте, а обоняние начинает терять свою остроту через 10-20 лет после снижения чувства вкуса. Мы привыкли говорить о снижении у пожилых людей зрения и слуха, но это не единственные чувства, которые "идут на убыль".

9. Обоняние

Наше обоняние служит нам как средство наслаждения, позволяя чувствовать приятные ароматы и как инструмент, который предупреждает нас о возможной опасности, такой, как, к примеру, испорченные продукты. Обоняние может снижаться с возрастом, но оно также может быть повреждено или полностью потеряно в результате несчастного случая или болезни. Некоторые психические расстройства, такие, как депрессия и шизофрения могут быть связаны с потерей обоняния. Существуют также и другие причины потери обоняния: тяжелая анорексия или недоедание, опухоль головного мозга, болезнь Альцгеймера, рассеянный склероз или черепно-мозговая травма. Если вы столкнулись с внезапной потерей обоняния, то наверняка ваш врач найдет причину и быстро вернет вас в норму. Имейте в виду, что курение также оказывает немаловажное влияние на обонятельные способности.

Кроме того, тщательно соблюдая врачебные предписания или даже отказавшись от курения, вы сможете значительно улучшить свое обоняние. Некоторые антиаллергические препараты, как известно, улучшают и восприятие запахов человеком. Стоит отметить, что наше обоняние более остро, когда мы голодны, а также во время весенних и летних месяцев. Держитесь подальше от неприятных запахов и регулярно занимайтесь спортом.

8. Вкус

В данном случае не последнюю роль играет ментальная составляющая, а также обонятельные рецепторы в носу, без работы которых мы не можем составить объективную картину о вкусе. Поэтому, для максимализации вкуса многие рекомендуют готовить пищу так, чтобы ее можно было легко идентифицировать. Блюдо из оленины будет по вкусу как раз блюдом из оленины, если человек, его употребляющий на сознательном и подсознательном уровне будет уверен, что то, что он ест, это блюдо из оленины.

На чувство вкуса могут повлиять некоторые лекарственные препараты, поэтому если вы друг засомневаетесь в своих вкусовых способностях, то наверняка, проконсультировавшись с врачом, вы поймете, что всему виной лекарства.

Чтобы развить чувство вкуса, практикуйте "умный прием пищи", то есть вы должны употреблять пищу медленно, сосредоточив свое внимание на еде и ее вкусе. Избегайте крайностей – слишком много соли или сахара, слишком много алкоголя или продуктов питания, которые очень острые. Пейте больше воды, чтобы избежать обезвоживания.

В целях улучшения чувства вкуса и увеличения удовольствия от еды, некоторые едоки часто используют метод "умного приема пищи", при этом они никогда не смотрят телевизор во время еды для того, чтобы создать тесный контакт между кухней и ими. Этот метод также способствует получению большего удовольствия от еды, поскольку внимание сосредотачивается на вкусе еды, а не на том, насколько она жирная или полезная.

7. Осязание

Наше чувство осязания дает нам достаточно много информации об окружающем мире. Но с возрастом, болезнями, несчастными случаями и другими событиями, с эти чувством могут происходить изменения. Снижение кровяного потока или нервной чувствительности, что, как правило, происходит с возрастом, уменьшает чувствительность человека к холоду, что может быть очень проблематично в тяжелых погодных условиях. С другой стороны, многие пожилые люди менее чувствительны к боли, а это, в свою очередь, может быть очень полезным при решении некоторых проблем со здоровьем.

Чтобы улучшить чувство осязания, попробуйте сначала смотреть и сосредоточить свое внимание на том, с чем вы физически взаимодействуете. Исследования показали, что тактильные восприятия, связанные с видением, как, к примеру, касание мягкого одеяла, более приятны, если вы наблюдаете, как рука трогает одеяло. Действенно также и обратное действие, если вы, к примеру, не будете смотреть на рану, с которой снимаете лейкопластырь, то вы испытаете меньше боли.

Большинство других исследований по стимулированию чувства осязания было связано с тем, как помочь людям, которые потеряли его в результате травмы. В итоге, специалисты поняли, что кончики наших пальцев – это ключевой аспект осязания, который позволяет нам лучше определить текстуру объекта и его колебания.

6. Зрение

Самый очевидный и распространенный способ улучшения зрения – это использование очков или контактных линз, хотя эти продукты предназначены для тех, у кого ослаблено зрение. Но есть и другие способы, с помощью которых вы сможете улучшить ваше зрение, или, по крайней мере, способствовать здоровью глаз.

Неплохо было бы начать с регулярного потребления витаминов А,В, С и Е. Их можно найти в цельнозерновых культурах, а также в свежих фруктах и овощах. Между тем, темные солнцезащитные очки очень хорошо защищают ваши глаза от вредного воздействия ультрафиолетовых солнечных лучей.

Несколько исследований обнаружили удивительно полезный эффект для глаз при занятии видеоигрой. Оказывается, видеоигры, особенно те, в которых нужно выполнять очень много активных действий, могут фактически улучшить зрение и пространственное восприятие. Исследователи из университета Рочестера (University of Rochester) обнаружили, что игра в такие игры, как "Unreal Tournament", увеличивает контрастную чувствительность зрения человека, то есть способность отличать объекты друг от друга и от фонового изображения.

5. Слух

Если у вас возникли проблемы со слухом, в силу возраста или в результате несчастного случая или болезни, то очевидное решение данной проблемы – это слуховые аппараты. К сожалению, возрастная потеря слуха считается явлением необратимым, причем в возрасте старше 18 лет у 17 процентов американцев начинается понижение слуха, причем процентный рост становится значительным среди лиц, старше 65 лет. Понижение слуха может быть также связано с влиянием чрезмерного количества ушной серы (чаще встречается у пожилых людей), но эта проблема легко разрешима с помощью врача или с помощью капель для размягчения ушной серы. Наконец, прием некоторых лекарств может отрицательно повлиять на ваш слух.

Слух очень связан с другим нашим важным чувством – чувством зрения. Все люди обладают в некоторой степени способностью читать по губам, а при нарушении слуха, эта способность очень обостряется. Если смотреть прямо на вашего партнера и сфокусироваться на нем, то можно легко понять по губам то, о чем он говорит, особенно при минимизации окружающего шума.

4. Внимание

Когда речь идет об улучшении внимания в списке потенциальных решений проблемы появляются медицинские препараты. Но не все люди страдают от синдрома дефицита внимания и не все предпочитают принимать лекарства. Есть однако, ряд других вещей, которые вы можете сделать для того, чтобы улучшить ваше внимание.

Стресс и недостаток сна очень вредят вниманию. Последнюю проблему можно быстро решить путем увеличения времени, которое вы тратите на сон. Аналогичным образом, было доказано, что медитация способствует снятию стресса, причем сразу же улучшается внимание и восприятие.

Для многих людей видеоигры – это синоним отвлеченности и мимолетных ощущений, но некоторые игры могут наглядно продемонстрировать то, как вы относитесь к окружающим вас людям и среде, а также насколько вы внимательны. Такие игры были специально разработаны с целью сконцентрировать внимание участника на объекте и наградить его в случае успеха, который свидетельствует о положительных результатах и сопротивлению импульсивному поведению. В некоторых играх используются специализированные шлемы, которые отвечают на мозговые волны игрока.

3. Интуиция

В последние годы, туманный термин "интуиция" стал ассоциироваться с мега-бестселлером Малкольма Гладуэлла (Malcolm Gladwell) "Озарение: сила мгновенных решений" ("Blink: the power of thinking without thinking"), в которой он описывает "быстрое познание" - инстинктивные суждения, которые оказываются верными. По мнению автора, многие люди оттачивают свое психологическое мастерство для принятия скоропалительных решений, которые могут показаться инстинктивными, но на самом деле они основаны на очень быстром анализе информации. Кроме того, Гладуэлл говорит о том, что такие решения порой более точны, чем расширенный рациональный анализ.

Книга Глэдвелла была подвержена резкой критике со стороны некоторых ученых, но, тем не менее, в книге обсуждаются некоторые полезные вопросы, касающиеся обсуждения чувств. К примеру, автор подробно описывает, что чувства не работают по отдельности, а часто переплетаются, дополняя и укрепляя друг друга.

Аналогичным образом, распространенное мнение о том, что у слепого человека сильнее развиты чувства (особенно слух), по существу, неверное. Повторные исследования показали, что слепые люди не обладают врожденно более острыми чувствами. Вместо этого, слепые, зачастую, в состоянии лучше использовать накопленный опыт для выражения чувств. К примеру, перемещаясь по комнате на основе сенсорного восприятия или идя на голос человека, слепой часто в определенной степени пользуются интуицией для того, чтобы сделать много быстрых и полезных расчетов. Мы в состоянии развивать нашу интуицию для того, чтобы помочь нашим чувствам лучше работать.

2. Диета

При рассмотрении взаимосвязи между диетой и чувствами, большинство вещей, которые касаются общего состояния здоровья, применимы и здесь – это умеренное сбалансированное питание, большое количество свежих фруктов и овощей наряду с большим количеством воды. Диета, богатая витаминами и антиоксидантами поможет вам сохранить хорошее зрение и слух. Кроме того, фрукты с повышенным содержанием антиоксидантов также оказывают положительное воздействие на зрение.

Цинк, которого много в устрицах, но который также может быть найден и в поливитаминах, как было установлено, помогает бороться с макулярной дегенерацией. Употребление цинка также способствует развитию укреплению обонятельных способностей. Стоит отметить, что несмотря на то, что общественное мнение гласит, что морковь улучшает зрение, это далеко не все. Из-за своей насыщенности витамином А морковь, безусловно, полезна для глаз, но витамин А также содержится в молочных и мясных изделиях, причем из мясных изделий витамин А лучше усваивается организмом, чем из растительных источников.

Наконец, иногда многие пищевые добавки оказывают значительное влияние на органы чувств. К примеру, в 2002 году было проведено исследование, в результате которого специалисты выявили, что высокий уровень пищевой добавки глутумата натрия значительно повредил зрение у крыс.

1. Лекарственные препараты

Некоторые недавние экспериментальные препараты обещают развить наши чувства, однако их эффективность и безопасность до сих пор остаются неясными. В одном исследовании, результаты которого были опубликованы в журнале "Наука" в 2004 году, специалисты использовали амфетамин для того, чтобы простимулировать развитие у человека осязательных способностей, а затем измерить эффект при касании кончиками пальцев тонких игл. Эксперты полагают, что данные могут быть использованы, в конечном счете, для того, чтобы помочь пострадавшим от инсультов, которые потеряли чувствительность конечностей.

Как известно, экстази известен своей способностью значительно увеличивать осязательную чувствительность человека, но этот наркотик незаконен, считается крайне опасным и не обладает никакими полезными для медицины свойствами.

Как правило, препараты, которые предполагают работу с чувствами, назначают тем, у кого уже есть проблемы подобного рода и кто пострадал от каких-либо нарушений органов чувств. К примеру, лекарственные глазные капли назначаются человеку, который уже страдает от глаукомы. Предписание использования таких лекарств людям просто для того, чтобы стимулировать те или иные чувства в настоящий момент находится вне этических стандартов медицины. Поэтому сегодня вы сможете использовать эти препараты только в случае истинной медицинской необходимости.