Какие бывают свадебные обряды. Свадебный ритуал покрывания невесты

Свадьба - одно из главных событий в жизни каждого человека. С течением времени свадебные традиции изменились, а корни тех или иных обрядов были потеряны. Однако некоторые современные свадебные обряды несут в себе силу, по-настоящему соединяющую двух людей в счастливую семью.

С давних времен свадебным приметам и традициям придавалось большое значение: свадьба считалась и до сих пор считается событием, соединяющим сердца и души двоих людей на всю оставшуюся жизнь. Разные страны имеют абсолютно непохожие традиции, которые все же имеют одну цель: подчеркнуть момент воссоединения двух любящих людей и оставить воспоминания на всю жизнь.

Свадебные обряды мира

В каждой стране существуют свои собственные обычаи, формировавшиеся в течение нескольких веков и переходящие из поколения в поколение. И хотя современные свадьбы значительно отличаются от древних традиций, корни свадебных обрядов остаются неизменными.

К примеру, молодые люди в Индии до сих пор не играют свадьбу, пока не удостоверятся, что их гороскопы совместимы. Проверка личных гороскопов жениха и невесты — целый ритуал: семейный астролог сверяет натальные карты, начиная с самых ранних лет будущих супругов. Если по гороскопу молодые подходят друг другу, дается разрешение на заключение брака. Если же нет, то желание создать семью может быть встречено с неодобрением.

Сам обряд бракосочетания в Индии имеет высший сакральный смысл: индусы верят, что бракосочетание связывает двух возлюбленных не на одну, а на целых семь жизней. Стоит ли говорить, что к выбору супруга или супруги в этой стране подходят невероятно серьезно?

Такое отношение дает свои плоды: институт брака в Индии чрезвычайно крепок. Разводы — явление из ряда вон выходящее и случается только в семьях так называемых «низших» слоев общества.

Аналогичным образом вступают в брак в Китае: жених делает предложение, но дело не идет дальше до тех пор, пока гороскопы молодых не проверят на любовную совместимость . Если по гороскопу пара подходит друг другу, то помолвка считается заключенной, и в дом невесты приходит гадалка, чтобы узнать благоприятную дату будущего торжества. Сама свадьба занимает три и более дня, а невеста должна сменить не менее трех разных платьев, перевоплощаясь из незамужней девушки в семейную женщину.

Свадебные обряды в России

Свадьба на нашей Родине также предполагает большое количество традиций и обрядовых действий, идущих из старины. К примеру, традиция посыпать молодоженов пшеном и кидать им под ноги мелкие монетки «на счастье» существует уже не одно столетие. Свадебный каравай превратился в большой торт, который разрезают молодые, чтобы общее хозяйство было крепким.

Традиция устраивать девичник и мальчишник существует во многих странах, но именно в России ей уделяется столько внимания. Прощание с холостой жизнью — важный атрибут любой свадьбы: мы верим, что только распрощавшись со своим холостым статусом в кругу друзей или подружек, мы сможем начать новую, счастливую семейную жизнь.

Цвет платья невесты, ее фата и костюм жениха претерпели значительные изменения: современная традиция выходить замуж в белом платье существует только со времен Екатерины II, которая впервые в истории сама надела такой подвенечный наряд. До этого платья невест были красными: именно цвет крови символизировал переход девушки в статус замужней женщины.

Одежда жениха тоже изменилась до неузнаваемости: строгий черный или белый костюм вошел в моду не так давно. На Руси мужчины, справляющие свадьбу, традиционно одевались в богато расшитую рубаху, порты и кафтан. Со временем костюм видоизменялся и постепенно пришел к современному варианту праздничного наряда.

Еще одна прекрасная современная традиция объединяет все страны и времена. При регистрации брака жених прилюдно целует свою невесту, тем самым заявляя на нее свои права и показывая окружающим, что с этого момента его сердце, тело и душа принадлежат только одной женщине — его молодой жене. Отвечая на поцелуй, невеста говорит об этом же, подтверждая и скрепляя словесную клятву.

Традиция бросать букет невесты во время праздничного банкета на современной свадьбе является заимствованной у европейских стран и полностью новой. Бросая букет, невеста передает свой статус другой девушке с помощью случайного жребия. Считается, что поймавшая букет подруга не имеет права отказаться, если ей вскоре сделают предложение: отвергая его, она отвергает саму Судьбу.

Бить посуду молодоженов — недавний обычай: считается, что таким образом новая семья уберегает себя от сглаза и проклятья, а также решительно показывает, что готова к новой жизни вдвоем. По осколкам от тарелок гадают, какого пола будет ребенок: крупные осколки указывают на мальчика, а мелкие — на девочку.

Хотя современная свадьба в России сильно отличается от свадебных обрядов славян , бракосочетание сохранило главный смысл: связь двух любящих друг друга людей на всю жизнь и ответственность за принятое решение. Мы желаем вам счастливой семейной жизни, любви и радости. Будьте счастливы и не забывайте нажимать на кнопки и

Рида Хасанова 30 августа 2018, 19:37

Считается, что соблюдение некоторых свадебных примет дарят тепло и счастье в семейных взаимоотношениях . Вековые традиции не подлежат сомнению и обсуждению, поскольку передаются от родителей к детям. Зачастую именно ближайшие родственники отвечают за обычаи, без которых свадебное мероприятие оказывается неполноценным. Бесспорно, многим молодоженам приходится искать компромисс.

Фото свадебной церемонии

Современные традиции на свадьбе

Традиционная свадебная церемония в России начинается со встречи . Обычно она проходит с . Пуд соли на свадьбу для молодых подготавливает, как правило, мама жениха. Со времен СССР к хлебу прибавили шампанское, хотя в некоторых регионах по старинке наливают водку.

Данные традиции очень субъективны в зависимости от ценностей семьи невесты и жениха

Свадебные кольца укладывали на платок, который поднимали выше макушки жениха и невесты. Такой свадебный обряд в русских традициях означал совершение любовного завета на небесах, так как голова человека ассоциировалась с миром небесным.

Молодожены в момент бракосочетания были окружены особым трепетом . По представлениям наших предков создание семьи было созданием нового мира, где соединяются не два человека, а солнце (жених) и земля (невеста).

Славянские свадебные обычаи

Еще один свадебный славянский ритуал на Руси - обряд вокруг печки . Когда юноша приводил жену в свой дом, первое, что она делала, - кланялась и молилась очагу, поскольку он считался сердцем жилища.

Односельчане водили хороводы вокруг избы молодоженов на протяжении всей брачной ночи. Так люди давали благословение новой семье. Старинные суеверия и приметы на счастье ярко выражались и в богатых одеждах. Красные или золотые пояса на свадьбе являлись оберегом. В дальнейшем, после праздника, если муж оказывался в отъезде, жена опоясывалась его свадебным поясом, чтобы не болеть.

Как и пояс, кольцо имело форму круга и означало отсутствие начало и конца. И то, и другое считалось символом верности, опоясыванием зла, инстинктов или хаоса

Любые славянские обереги, в том числе свадебные, символизировали ограждение от зла.

В наше время некоторые довольно старинные обычаи до сих пор используются молодоженами. К примеру, . Такая традиция передавалась из поколения в поколение. Рушник обязательно переходил по наследству в качестве приданого или же шился невестой самостоятельно и использовался в старинных ритуалах древних славян, так как якобы обладал целительной силой.

В некоторых губерниях от избы жених раскатывал тканную дорожку до избы невесты. Когда к ней подъезжали на повозке, она ступала только по ней. Так происходило, поскольку их дома имели образы двух вселенных, а все остальное - несотворенного мира.

Свадьба в старославянском стиле

Иногда около порога раскладывали костры. Жених с дружками перепрыгивал через огонь перед походом к невесте, очищаясь от всего, чтобы бракосочетание прошло в невинности. Некоторые обычаи и традиции проведения русских свадеб до сих пор используются в современных тематических торжествах.

Свадьба без традиций - интересные и необычные свадебные идеи

Самая популярная церемония - : жених с невестой пересыпают черный и белый песок из сосудов в одну емкость, обещая тем самым друг другу, что отныне они будут являться одним целым и никогда не смогут разлучиться. Рисунок, который получается при смешении песка разных цветов, всегда получается индивидуальным, как и судьбы у людей.

Песочная церемония на свадьбе

Следующая трогательная церемония начинается с того, что молодожены перед свадьбой пишут два письма друг другу . В них молодые угадывают первые 10 лет супружеской жизни. Можно указать следующие положения :

  • каких совместных целей они придерживаются;
  • какие чувства они испытывают в ночь перед свадьбой;
  • как они ждут этот день;
  • кто будет больше всех пить на празднике;
  • кто станцует самый зажигательный танец;
  • кто скажет самый длинный тост;
  • кто подарит самый большой букет;
  • в чем они клянутся друг другу.

Кроме того, послания можно дополнить :

  • вложить дополнительно письма будущим детям;
  • добавить рисунки;
  • изложить чувства в стихах.

Чем длиннее получается письмо, тем интереснее его будет читать на 10-й годовщине свадьбы. Далее необходимо приобрести любимый напиток, который не испортится за такой срок. Он кладется в короб вместе с письмами. Стык крышки запечатывается сургучной свечей и, соответственно, печатью.

Винная церемония

Если произойдет такое, что молодожены через несколько лет не смогут справиться с какой-либо жизненной ситуацией, этот короб можно открыть раньше срока. Достав любимый напиток и вспомнив свои чувства, наладить отношения. Данная идея называется церемонией забивания ящика и даже рекомендована психологами.

Сено или деревянная стружка, а также ленты, сделают короб изящнее. Закрыть его можно с помощью замка или гвоздей

Красивую винную церемонию на свадьбе лучше проводить во время регистрации. Так бракосочетание будет более завершенным. Капсула времени может стать семейной реликвией, напоминающей об этом дне, и хорошим предметом интерьера.

Как сделать свадебные обряды наиболее актуальными

При составлении списка гостей молодожены зачастую знают, кто из них придет с парой, а кто одинок. Передача свадебной эстафеты - излюбленная история. Для успешного проведения соревнования можно посчитать холостых подруг и друзей, а затем разыграть их номера на аукционе.

Кроме атрибута невесты, такого как подвязка, гостям бросают и кусочек галстука, выступающий в роли анти-подвязки. Тот, кто ее поймает, по традиции за год не успеет жениться. Особенно востребован такой обряд будет среди холостых мужчин с хорошим чувством юмора.

От первого танца молодых не стоит отказываться даже при отсутствии навыков, ведь помощь можно получить от профессионала. Хореограф или режиссер добавит к любительским движениям профессиональные. Особый антураж номеру дарит коллектив или яркий реквизит.

Первый свадебный танец молодых

Еще один вариант - исполнение песни дуэтом. Первый свадебный живой клип не запрещается осуществлять под фонограмму. Гости вряд ли этого ждут, поэтому радостно удивляться в любом случае.

Какие свадебные обычаи для родителей жениха и невесты?

Как уже говорилось, родители могут поставить рогатку на свадьбе, но существует еще ряд объединяющих церемоний. Первое, что должны делать родители невесты, - дать благословение на брак . Для этого отец ведет невесту к жениху, стоящему у алтаря, а на банкете танцует с ней.

Родители на свадьбе

Классические традиции на свадьбе для родителей жениха включают в себя его танец с родной и крестной мамой. Хорошая идея - оформить эти танцы одним или несколькими из следующих способов:

  • слайд-шоу из детских фотографий;
  • бенгальские огни;
  • свечи;
  • конфетти.

Обряд породнения семей принято называть церемонией семейного очага , хотя участвовать в нем могут все гости

Для этого всем женатым и замужним раздают свечи, чтобы каждый мог передать частичку своего семейного очага и тепла молодоженам. Новобрачные задувают огни и загадывают желания в честь первого дня рождения семьи.

Последними свечи вручают родители, они как бы дарят . Издавна в церемонии участвовали только мама невесты. Она передавала дочери уголек из своей печи, чтобы та впервые приготовила ужин в новом доме. В современности к этому приобщается и мама жениха.

Зажигание семейного очага

Участие родителей на свадьбе сына в основном происходит в банкетной части мероприятия. Кроме привычных тостов с историями из жизни они могут спеть , вписавшись тем самым и в рамки европейской свадьбы.

Таким образом родители и гости выражают печаль об уходе из жизни холостяка. По русским традициям приглашенные должны встретить невесту в доме жениха или невесты, а не у ресторана. , каждая семья решает по-своему. Можно прислушаться к , а можно просто от чистого сердца пожелать молодым доброго пути в новой семейной жизни.

Родители провожают жениха и невесту

Задаваясь вопросом, кто должен оплачивать свадьбу по традиции, необходимо обратиться к славянскому правилу о приданом. Так как о бракосочетании родители договаривались сами, то и платили за гуляние они. В зависимости от стоимости нажитого невестой с родителей жениха взималась плата. На сегодняшний день в данном вопросе все индивидуально.

Традиции на второй и третий день свадьбы

Второй день свадьбы обычно проводят на природе, в кафе или сауне в послеполуденное время. Продолжительность отдыха обычно составляет 6 часов, но это не предел. Сценарий на этот день продумывается заранее. Небольшая стилизация и тематические действия украшают продолжение торжества лучше всего.

По традиции муж с женой готовят блины на свадьбе во второй день, чтобы их продавать. Считается, кто больше съест, тот весь год будет удачлив. Заменить их можно многоуровневым готовым тортом.

Свадебный торт

Если молодые катаются в этот день по городу, традиция перекрывать дорогу на свадьбе обязывает дать вкусные гостинцы. Если дать угощение тем, кто смог , то пара сможет таким образом откупиться от невезений. На третий день молодожены открывают подарки , рассматривают фотографии и отправляют открытки гостям. Некоторые отправляются к местному мосту и вешают как символ вечной любви.

Свадебные традиции мира

Любое бракосочетание подразумевает брачный договор, в котором могут обговаривать права и обязанности молодоженов

Восточные свадьбы начинаются с заключения свидетельства родителями в мечети, чтобы придать обряду священность. В Арабских странах без данной бумаги молодых даже не заселяют в одну комнату вместе.

После деловой части два человека, которые создают семью, издавна обязаны трижды дать свое согласие вслух. Кроме того, если у молодоженов обнаруживаются неискренние намерения по поводу свадьбы, их брак считается недействительным.

Поэтому самые крепкие узы, как правило, создаются на востоке. Но в Российской Федерации обговоренный брачный договор не имеет юридической силы, пока его не зарегистрируются в ЗАГСе. В остальном мусульманская свадьба в России ничем не отличается от традиционной исламской.

Свадебных традиций очень много. Их вариаций - еще больше. Они делают свадьбу более торжественной. Но вместе с тем большее количество традиций утяжеляют ее восприятие, ведь фактически так остается меньше времени на общение, игры и танцы.

Еще одна интересная традиция – это соединение семей молодых. Видео обряда породнения на свадьбе можно посмотреть тут:

Каждый обряд, связанный со свадьбой, имеет давние корни Обряды и традиции перекочевали из давней старины в современный мир в несколько измененном виде. Но, тем не менее, они остались, а многие и сегодня считают их соблюдение залогом счастливой семейной жизни.

В первую очередь хотелось бы остановить внимание на таком древнем обряде, как сватовство. Современная церемония сватовства достаточно проста – древние обряды на свадьбе, связанные с этим моментом, несколько упростились.

На сегодняшний день сама схема сватовства ограничивается тем, что потенциальный будущий муж, получив согласие от его избранницы, посещает родителей невесты. При этом обязательным атрибутом выступает букет, презентованный самой будущей жене и ее маме – своей теще. В большинстве своем родители невесты уже не один месяц знакомы с потенциальным зятем и отнюдь не против его кандидатуры в качестве супруга для своей дочери. В целом ритуал сватовства носит больше формальный характер.

Такая же церемония сватовства проходит и с родителями потенциального супруга будущей невесты. Свекор и свекруха принимают в своем доме будущих тестя и тещу, а также потенциальную невестку. В целом после проведенного совместного застолья сватовство считается завершенной, а сама процедура помолвки состоявшейся.

Традиции свадьбы – встреча молодоженов

Традиции свадьбы составлялись не одно десятилетие, и одним из важных моментом в свадебной церемонии выступает обряд встречи молодых с караваем и благословением пары родителями. При этом стоит сказать, что церемонии на свадьбе, предусматривающие сам процесс родительского благословения, выступали обязательным условием для полноценного православного брака и проводились перед венчанием в храме.

Сама встреча и получение родительского благословения начинается с того, что молодожены проходят через своеобразный коридор, созданный гостями свадьбы из рушников, и встают перед родителями. После трехкратного поклона своим родителям пара молодых торжественно получает от них благословение и свадебный каравай. Получив от родителей каравай, молодожены преломляют его каждый со своей стороны и, макая в соль, дают съесть каждый свой кусочек супругу.

Традиции свадьбы особое место отводят свадебному пирогу, поскольку никакая свадьба не может быть представлена без этого украшения самой церемонии. Именно момент совместного разрезания свадебного пирога – огромной кондитерской конструкции крема и бисквита, останется в памяти, как один из самых ярких и красочных моментов свадьбы.

Традиция — подносить свадебный торт молодоженам уходит своими корнями в Древний Рим. При всем том, что с теми временами нас разделяет 5 тысяч лет, данная свадебная церемония дошла до наших дней. Но стоит сказать, что хоть и самого понятия торт в то время люди не знали и не использовали, в самой церемонии на свадьбе использовали свадебный хлеб, выпеченный с соблюдением всех традиций из ячменя или пшеницы.

По самому ритуалу, принятому в те времена, жених обязан был разломать свадебный хлеб над головой своей избранницы и после дать каждому гостю небольшой кусочек от него, предлагая таким образом разделить с женихом радость. Сами крошки, которые попали на голову невесты от разломанного свадебного хлеба, жених собирал и разделял их со своей избранницей. Данный ритуал выступал своеобразным символом подчинения будущей супруги своему мужу.

На Руси таким свадебным тортом выступал традиционный каравай. Именно в этом отношении наши предки подходили с размахом и хорошим знанием дела, поскольку для приготовления этого свадебного атрибута требовались усилия нескольких людей.

Именно наши предки знали то, что замесом свадебного каравая занимались исключительно замужние женщины, а самим процессом выпечки в печи – мужчины. А вот нарезал сам свадебный каравай, украшенный ветками и ягодами калины, обязательно ребенок. Далее уже на самом свадебном торжестве нарезанный каравай разносили гостям исключительно сами сваты. При этом вся эта процедура угощения гостей свадебным караваем сопровождалась пением обрядовых песен. Их выполняли «каравайщики». Как правило, коснуться первыми самого готового каравая честь выпадала молодым, и все это делалось до венчания в храме.

Свадебный ритуал выкупа невесты

Сама традиция выкупа невесты как свадебный обряд достаточно древняя и стара как мир. На сегодняшний день многие свадебные церемонии воспринимают ритуал выкупа невесты как один из элементов свадебной игры, хотя наши предки вкладывали в него достаточно сакральный смысл и свой особый подтекст. Именно предки, опасаясь кровного смешения в роде, выбирали для жениха невесту из иного племени и региона.

Зачастую получить ее можно было в результате либо победы в военных действиях или же в ходе длинных переговоров и достижения определенных договоренностей, а именно — размера цены за невесту. На сегодняшний день сам свадебный ритуал выкупа молодой не столь обстоятелен и, как правило, сам выкуп носит условный характер в виде небольшого подарка родителям невесты, но также практикуется и своеобразное «подношение» и выкуп деньгами.

Свадебный ритуал покрывания невесты

В данном достаточно красивом свадебном ритуале особое место и участие отводится непосредственно невесте и свекрови. Именно наши предки наделяли данный ритуал особыми магическими чертами. В самом ритуале покрывания будущей жены и матери свекровь сама снимала с молодой фату и покрывала ее голову платком. Именно такие действия олицетворяли в себе сакральный смысл того, что девушка уже становится женщиной и женой.

В этот момент сама невеста может, как бы шутя, сбрасывать дважды с себя платок, но вот на третий раз свекровь завязывает сам платок на голове невестки. После этого все незамужние девушки, присутствующие на свадьбе, водят вокруг молодой хоровод, в то время как сама невеста примеряет на голову каждой свою фату, желая тем самым каждой из них поскорее выйти замуж и обрести свое семейное счастье.

Свадебная церемония передачи семейного очага молодоженам

Вся суть данного ритуала заключается в том, что именно родители молодых символически передают тепло от своего семейного очага новой семье. Сам ритуал проводится по завершении свадебного гулянья, когда сами молодые идут в новый дом и родители, как со стороны жениха, так и со стороны невесты зажигают по свече и одновременно двумя свечами зажигают общую свечу молодых, при этом произносят пожелания и наставления для молодой семьи.

Сам ритуал также предусматривает непосредственное участие и свадебных гостей. Они образуют круг и также держат в руках свечи, тем самым образуя своеобразный защитный круг вокруг молодых. Выключается свет в зале и молодожены становятся в импровизированный защитный круг с одной общей восковой свечой. В это время каждый из гостей произносит свое краткое пожелание и после этого поднимает свечу вверх и мысленно повторяют сказанное вслух пожелание и опускают свечу.

После того, как все гости высказали свое пожелание, родители молодых подходят к паре и произносят свои наставления и зажигают пламенем от своих свечей общую свечу новой семейной пары. Запалив свечу и пожелав молодым все самое лучшее свечи не гасят а ставят на столы, создавая при этом романтическую обстановку в ходе свадебной церемонии.

Свадебные приметы и ритуалы для счастливой семейной жизни

Хотелось бы еще раз остановиться на определенных приметах и обычаях, соблюдение которых, по верованиям и убеждениям многих, может сделать сам брак крепким и долгим. В особенности существует масса примет в отношении наряда невесты. В первую очередь речь идет о количестве пуговиц на платье невесты – оно должно быть обязательно четным, в то время как обувь молодой не должна содержать шнурков и веревочек, а нижнее белье должно быть обязательно белого цвета.

Многие считают, что количество гостей на свадьбе должно быть нечетным – это обеспечит молодым долгую и счастливую совместную семейную жизнь. После венчания в храме невеста должна была раздать каждому встречному мелочь – именно это обеспечивало молодой семье достаток и финансовое благополучие. А вот осыпание пары зерном или конфетами также сулило паре достаток и сладкую, благополучную жизнь.

Не менее интересной свадебной приметой служит то, что многим молодым кладут в бокал мелкие монетки на достаток и успех. Именно эти монетки стоит хранить в дальнейшем именно под скатертью на столе в доме молодых. Данный обряд сопутствовал привлечению достатка и благополучия в дом.

Сегодня многие традиции русской свадьбы оказались безвозвратно утерянными, а те немногие оставшиеся существуют в очень измененном варианте. В наши дни значительно повысился интерес молодых к русским свадебным традициям. Все больше молодых пар желают отпраздновать бракосочетание так же, как это делали их прародители сто, двести и более лет назад, с соблюдением присущих ей красивых и запоминающихся обрядов и традиций. Сегодня мы расскажем о том, какие свадебные традиции существовали раньше.

Еще каких-то несколько сот лет назад свадьба являлась комплексом обрядов, которые совершались в строгой последовательности по определенному традицией сценарию. Важнейшими обрядами свадьбы на Руси считались сватовство, сговор, девичник , венчание, брачная ночь, свадебный пир. Каждый из них имел определённое смысловое значение. Сватовство, к примеру, выражалось в переговорах двух семей о возможности заключения брака между молодым человеком и девушкой. Прощание невесты с девичеством являлось обязательной стадией, характеризующей переход молодой девушки в категорию замужних женщин. Венчание выступало в качестве религиозного и юридического оформления брака, а брачная ночь – в виде его физического скрепления. Ну а свадебный пир выражал общественное одобрение брака.

Выполнение каждого из этих обрядов в определённой последовательности считалось правильной дорогой на пути создания семьи. Если последовательность обрядов нарушалась, либо какой-либо из них не выполнялся, брак считался несостоятельным (то есть событие было не до конца завершено).

Свадебный ритуал охватывал различные обрядовые действия, которые не являлись обязательными к исполнению. К примеру, смотрины можно было не проводить, если будущие жених и невеста проживали в одном населенном пункте (деревне). Если же парень, который посватался, жил в другой деревне и о его семье ничего не было известно, смотрины осуществлялись, согласно всем установленным правилам. Если родители будущих жениха и невесты прекрасно знали друг друга, да и сомнений относительно брака их детей не возникало, то сватовство и сговор проводили одновременно.

Несмотря на единство общей схемы проведения, свадебный ритуал имел локальное многообразие. К примеру, в северных губерниях Европейской России и в Сибири имел широкое распространение обряд, при котором невеста должна была посещать баню. Этот обряд являлся частью обрядов прощания молодой девушки с девичеством. В Южной России обязательной частью свадеб был каравайный обряд. Отдельные обряды проводились только в конкретных областях. Например, в Псковской Губернии невесте со своей «свитой» необходимо было встретить «поезд» жениха на пути в церковь и положить к его ногам букет бумажных цветов. В других русских областях жених должен был забрать невесту из дома родителей и везти в церковь.

В свадебном обряде участвовали определенные действующие лица – свадебные чины, чье поведение подчинялось правилам, установленными традицией, но имела место и некоторая импровизация. Невеста и жених являлись главными персонажами, вокруг которых происходило свадебное действо, причем они играли пассивную роль. Невеста всем своим видом должна была выражать покорность, любовь и благодарность родителям, которые ее вырастили, а также всячески показывать свое недоброжелательное отношение к жениху и его родне. В свою очередь жених должен был демонстрировать уважение и любовь к невесте. Инициативными участниками свадьбы были родители молодых, крестные, а также самые близкие родственники. Еще одними действующими лицами на русской свадьбе были друзья жениха и невесты или бояре, сваты, тысяцкий, дружка, помощники дружки (поддружья), каравайницы (молодые замужние женщины, счастливые в браке, имеющие хороших, здоровых детей) и т. д.

Важнейшая роль отводилась дружке или главному распорядителю свадьбы со стороны жениха. В его обязанности входило осуществление контроля за соответствием проводимой свадьбы русским традициям, развлечение присутствующих с помощью шуток и приговоров, а также защита участников свадьбы от нечистой силы. В Южной России важную роль играли каравайницы, который выпекали свадебный каравай. Каждый отдельно взятый свадебный чин имел в своем распоряжении специальный костюм или элемент одежды, украшение. К примеру, невесте в течение ритуала приходилось несколько раз менять одежду, демонстрируя тем самым изменение своего статуса. На «плакальном» этапе невесте полагалась быть в траурном наряде с закрытым платком лицом, в процессе венчания и брачного пира она носила нарядные одежды, полагалось быть нарядно одетой, а наутро после брачной ночи молодуха надевала самый нарядный и яркий костюм и женский головной убор. Жених обычно надевал вышитый квадратный платок (ширинку), который крепился к шапке, букетик цветов, закрепленный за шляпную ленту и наброшенное на плечи или подвязанное вместо пояса полотенце. Сваты отличались скрепленным через плечо вышитым полотенцем или красными перчатками на руках. Атрибутом дружки был кнут. Свадебные обряды, как своеобразное театрализованное действие, включали в себя специальные песни, приговоры, игры, присказки, плачи, заговоры, танцы.

Ядром русского свадебного ритуала являлось сложное переосмысление мифических представлений древности и христианских идей. К примеру, составной его частью стали действия, которые отражали далекие представления людей об умирании души девушки при переходе ее в категорию замужних дам и обретении ею после брачной ночи души молодухи. Некоторые обряды восходили к культу далеких славянских предков: плач невесты на могиле родителей с мольбой о благословении на брак, прощание с печкой при уходе из дома в день венчания и т. п. Часто магические действия, проводившиеся во время свадьбы (оберегающие, продуцирующие), имели языческий характер. Желание защитить и уберечь молодых от сглаза и порчи, а также любого негативного воздействия потусторонней силы, вынуждало закрывать лицо невесты платком или полотенцем, вкалывать в одежду молодых иголки, произносить заговоры, размахивать кнутом, палить вдогонку свадебному поезду, выбирать окружной путь к церкви. Чтобы молодые не испытывали нужды в семейной жизни и имели много детей их обсыпали зерном и хмелем, угощали курицей, садили на шубу, вывернутую мехом наружу. Все эти ритуальные действия сопровождались молитвами к Иисусу Христу, Богоматери, св. Николаю Угоднику. Вообще на Руси придавали большое значение благословению родителей, просили о защите христианских святых, которых упоминали в старинных причитаниях.

Русский свадебный ритуал, история формирования.
За основу проведения современного русского обряда свадьбы были взяты сложившиеся традиции к девятнадцатому и первой четверти двадцатого века. Окончательно он сложился предположительно в середине четырнадцатого века на базе общеславянского свадебного обряда. В письменных материалах этого периода ведется краткое описание свадеб с использованием привычных нашему слуху слов: «жених», «свадьба», «невеста», «венчание», «сваты». Также имеются сохраненные старинные миниатюры и рисунки с изображением свадебных пиров и брачных обрядов. В шестнадцатом веке, если судить по описанию княжеских свадеб, сложилась номенклатура свадебных чинов и определились их функции, возникла специальная свадебная одежда, атрибутика, пища, свадебный фольклор.

Во второй половине семнадцатого века в народный свадебный обряд стали активно внедряться традиции Православной Церкви: возник обряд родительского благословения, обязательным стал обряд венчания. Сам народный обряд официальные лица начали осуждать, считая его «бесовским действием». В 1649 г. при царе Алексее Михайловиче был введен указ, который осуждал многие обряды народной свадьбы и который за проведение оных предписывал бить людей батогами, а использовавшиеся при этом музыкальные инструменты - ломать и сжигать.

Сватовство.
Сватовство представляло собой переговоры семей, которые были заинтересованы в заключении брака, а также являлось главным и обязательным ритуалом, предшествующим русской свадьбе. Вступать в брак на Руси принято было рано, при этом родители молодого человека сами занимались выбором невесты для своего сына. Нередко сами молодые даже и не знали о предстоящей свадьбе, их могли оповестить только во время приготовлений к ней. К сватовству подходили со всей серьезностью и ответственностью. Прежде чем на него решиться, собирали семейный совет, на котором присутствовали крестные родители и ближайшая родня. Конечно, при выборе невесты учитывали мнение молодого человека и родственников, но последнее слово оставалось за родителями. Прекрасной невестой считалась девушка физически сильная, обладающая трудолюбием, способная хорошо выполнять хозяйственные и домашние работы, проявляющая уважение и почтение к старшим, скромная, но имеющая чувство собственного достоинства. Особым «спросом» пользовались девушки из семей с хорошей репутацией. Принадлежность девушке к роду, который был уважаемым на протяжении нескольких поколений, позволяла судить о ней, как о достойной невестке-продолжательнице рода-племени.

Материальное благосостояние семьи в расчет не бралось при выборе невесты. Считалось, что молодые смогут сами «нажить все». Очень тщательно выбирались сваты, поскольку от их умения вести беседу, расположить родственников будущей невесты, в выгодном счете представить семью молодого человека зачастую зависел результат сватовства. Обычно в качестве сватов выступали крестные родители парня, либо кто-то из его близкой родни. Иногда родители парня в сваты приглашали уважаемого и пользующегося доверием односельчан человека. Кроме того, такая ответственная роль предлагалась красноречивым, умеющим устраивать брачные дела людям. В крупных ремесленных слободах, больших торговых селах, городах пользовались услугами профессиональных свах. Но этот обычай стал распространенным вначале в городах, и то довольно поздно. Так в середине девятнадцатого века подобное сватовство даже в городах было принято считать «ненастоящим», поэтому после получения согласия родителей на сватовство отправляли «настоящих» сватов.

Сватовство в те времена проходило с обязательным соблюдением различных примет, от которых по древним поверьям серьезно зависела будущая жизнь новобрачных. Обычно свататься или договариваться о заключении брака приходили в дом девушки родители или близкие родственники жениха. Во время этого обряда семьи молодых людей знакомились и налаживали «контакты», поскольку родственные связи имели достаточно серьезный вес в то время, поэтому продумывалось все буквально до мелочей. Для сватовства выбирали определенные дни недели, которые носили название «легкие»: воскресенье, вторник, четверг или субботу, обычно позднее вечернее или ночное время. Все это сопровождали различными магическими действиями, которые, как предполагалось, обеспечат положительный исход дела и предотвратят отказ родителей невесты. К примеру, в Псковской губернии мама молодого человека била три раза выходивших за дверь сватов поясом, сопровождая определенными магическими словами. В русских селах Казанской губернии сваха по приезду в дом избранницы находила ступу и три раза оборачивала ее вокруг себя, это предполагала удачное замужество (девушка будет трижды обведена вокруг аналоя во время венчания). В Пермской губернии сваха при входе в дом девушки ударяла пяткой о порог.

Войдя в дом будущей невесты, сваты вели себя по деревенскому обычаю: снимали шапки, крестились на иконы, отвешивали поклоны хозяевам, не проходили к столу без приглашения и не садились на лавку. Сват первым начинал разговор и произносил хорошо известные всем присутствовавшим фразы: «У вас товар, у нас купец»; «У вас курочка, у нас петушок, нельзя ли их загнать в один хлевушок?»; «Нам нужна не рожь и не пшеница, а красная девица» и т.п. Бывало и так, что сваты прямо выражали цель своего прихода, пришли, мол, «не пол топтать, не язык чесать, пришли дело делать - невесту искать».

Родители будущей невесты выказывали благодарность за оказанное их семье уважение, приглашали пройти в парадную часть избы или в горницу, ставили на стол угощение и приглашали к столу. Раньше считалось, что сватов необходимо очень хорошо встретить, даже если жених не особо «глянулся» родителям невесты. Если жених был не в угоду родителям невесты, то отказ они всегда излагали в деликатной форме: «У нас товар непродажный, не поспел», «Еще молода, надо подождать». В случае желанного сватовства, и если парень был хорошо знаком, родители девушки свое согласие давали сразу. Если же парень был малознаком или проживал в другой деревне, родители просили у сватов время на раздумье: «Дочку замуж выдать - не пирог испечь», «Не один день растили, чтобы враз отдать». Приветствие сватовства еще не означало полного согласия на свадьбу.

В цикл обрядов сватовства включали также переговоры относительно приданого , которое давали за невестой, размера денежной суммы (кладки), выделяемой родителями жениха на свадебные траты, о размере трат на свадебный пир, обсуждалось количестве гостей, которое будет на свадьбе со стороны жениха и со стороны невесты, дары, которыми будут обмениваться родственники во время проведения свадебного ритуала. Если семьи были зажиточные, то могли составляться юридически заверенные брачные контракты, в которых упоминались все детали свадьбы и дальнейшей жизни молодой семьи. По окончании переговоров семьи определялись со временем сговора, то есть назначали день точного принятия решения относительно свадебного торжества.

Погляды и смотрины.
Вслед за сватовством устраивались погляды, смотрины. Погляды (местоглядение, сугляды) заключались в приезде родителей и родственников невесты в дом жениха для уточнения его имущественного положения. Данный обряд также имел торжественное проведение, семью невесты встречали очень хорошо: демонстрировали дом, хозяйственные постройки, скот, количество зерна в амбарах, овин, гумно, сажали за праздничный стол, говорили о семейных преданиях. Если семьи были не знакомы, то осмотр был более строгим и тщательным. Если родители девушки по каким-либо причинам были не удовлетворены хозяйством жениха, они могли отказать в сватовстве: «Спасибо за хлеб-соль, домой пора». Если же осмотр им понравился, то говорили примерно так: «Все у вас хорошо, все нам нравится, и, если мы вам нужны, приезжайте к нам».

На смотринах (глядинах) девушку официально представляли парню. Который посватался и его семье. Обычно этот обряд проводили в доме избранницы. На нем присутствовали непосредственно жених, его родители и ближайшая родня. Данное действо сопровождалось пением молодых незамужних девушек (подружек будущей невесты), которых также приглашали на этот ритуал. Девушка надевала свое парадно-выходное платье, ее выводили в центр избы, прося пройтись или повернуться на месте. Гости и родители жениха, наблюдавшиеся за этим процессом, высказывали свое одобрение в адрес девушки. После этого молодые рука об руку прохаживались по избе, вставали на заранее расстеленную шубу, целовались или кланялись друг другу.

Если жених был не по нраву девушке, на смотринах она могла об этом сказать родителям, после чего отказаться от свадьбы. К примеру, она могла молча выйти из избы, заменить праздничный наряд на будний, и вернуться к гостям. Это расценивалось гостями как отказ. Но, как правило, данный обряд заканчивался пиром, при этом родители невесты накрывали стол, а родители жениха привозили хмельные напитки.

Сговор.
Спустя несколько дней после сватовства проводился (в доме невесты) сговор (рукобитье), который служил символическим закреплением решения о свадьбе и заключении брака. Также присутствовали родители и родственники с той и с другой стороны. Вначале велись переговоры о дне венчания, договаривались о величине приданого и кладки, количестве гостей на свадебном пиру. Во время сговора невеста начинала причитать, жалуясь на судьбу и родителей, которые вынуждают ее проститься с вольной девичьей жизнью и родимым домом.

Окончанием переговоров служило ритуальное рукобитье, в процессе которого отцы молодых вставали напротив друг друга и с размаху били по рукам, которые загодя были обернуты платками или небольшим куском овчины, после чего жали друг другу руки со словами: «Наш сын был бы между нами общим сыном, а ваша дочь была бы общей дочерью и нашей послушною слугою». Издавна на Руси пожимание рук друг другу узаконивало взаимовыгодное соглашение, договор. В некоторых российских областях рукобитье проводили над столом, где заранее клали каравай, после чего разламывали пополам. Хлеб в данном случае служил скреплением договора.

После рукобитья мать девушки скрепляла руки молодых, подтверждая тем самым свое согласие относительно решения отцов. После этого все начинали читать молитву перед иконами с зажженной лампадой. Достигнутое и согласие отмечали пиром, при этом молодые на нем не присутствовали.

После сговора отказаться от брака было невозможно, это расценивалось как страшный грех, расплата за который будет длиться всю жизнь. По обычаю, виновная сторона в нарушении соглашения была обязана оплатить все траты на свадьбу, а также выплатить «компенсацию» за бесчестье обманутой стороне. После сговора молодых называли женихом и невестой. Полученному статусу молодые должны были соответствовать (изменить поведение, внешний облик). Невесте предполагалось после сговора «кручиниться», «убиваться», причитать, то есть оплакивать свое девичество. Она должна была отныне носить только траурную одежду, на голове платок, надвинутый на лицо, ей нельзя было расчесывать волосы и заплетать косу. Она практически не говорила, объяснялась жестами, по дому она передвигалась исключительно с помощью подруг, которые теперь находились рядом с ней постоянно, а зачастую и ночевали у нее. Невесте было запрещено выходить за пределы дома и двора, ходить на вечеринки и гулянья молодежи. Разрешалось выйти из дома только для того, чтобы пригласить родственников на свадьбу, да проститься с соседями, деревней и «белым светом». Теперь она была отстранена от любой хозяйственной работы. Единственным ее занятием было приготовление даров, шитье приданого. Были и те области России, где невеста до венчания ежедневно в течение недели должна была выходить и печально причитать. По поверьям, чем больше невеста плачет, тем легче будет жизнь с мужем. На подобные «посиделки» иногда собирались все женщины деревни.

Жених же после сговора вовсю гулял со своими дружками по собственной и соседним деревням, расставаясь с «молодечеством». Кроме того, каждый день он должен был ходить в дом невесты и одаривать ее подруг разными вкусностями (конфеты, пряники).

Каравайный обряд.
Каравайный обряд выступал в качестве некого обрядового действия, которое было связано с выпечкой и раздачей каравая (круглый хлеб с украшениями в виде фигурок из теста, искусственных цветов) во время княжьего стола (свадебного пира). Каравай пекли в доме жениха (иногда в доме невесты, а в некоторых местностях и там, и там) накануне венчания или брачной ночи, либо за пару дней до этого. Этот обряд делился на два этапа: первый – непосредственно его приготовление (назывался этап «каравай валять»), второй - деление каравая на свадебном столе или «каравай носить». На всей территории существования данного обряда суть его была одна, хотя могла обыгрываться по-разному.

Процесс изготовления каравая символизировал зарождение новой жизни и обеспечивал плодовитость молодой пары. Он носил ритуальный характер. Готовить каравай начинали в тайно намеченное время, до захода солнца, перед этим обращаясь к Богу и святым угодникам. В обряде участвовали посаженый отец и посаженая мать жениха (если они были счастливы в браке), а также молодые женщины-каравайницы, также счастливые в браке и имеющие здоровых детей.

Для приготовления свадебного каравая воду набирали из семи колодцев, муку - из семи мешков. Все процессы, начиная с замешивания теста и заканчивая выниманием его из духовки и раздачей гостям осуществлялись нарочито театрально. Для придания формы тесту его укладывали в специальную большую чашу с крестом, а чашу в свою очередь ставили лавку, где находилось сено, покрытое скатертью. Всем, кто присутствовал при этом особом ритуале строго запрещалось дотрагиваться до теста и чаши. Прежде чем отправить сформованный каравай в печь, посаженая мать обходила с ним избу, садилась на печь, а потом совместно с посаженым отцом обходила трижды печной столб. Задвигали его в печь с помощью специальной лопаты, на краях которой были прикреплены горящие свечки. Перед тем как окончательно оставить его выпекаться, каравай трижды задвигали-выдвигали из нее. После постановки каравая в печь необходимо было ударить лопатой по потолочной балке.

С точки зрения мифологии печь символизировала женское чрево или материнское лоно, хлебная лопата - мужское начало, а каравай - плод, который получился при их слиянии. Украшения из теста, которые девушки пекли отдельно от каравая, были в виде фигурок солнца, звезд, месяца, цветов, плодов, домашних животных, то есть знаков, которые считались у русских олицетворением мира, добра, счастья, довольства, плодородия. В течение всего процесса изготовления и выпекания каравая исполнялись специальные каравайные песни, повествующие об этапах его создания каравайницами.

Девичник.
Девичник (плаканье, подвенёха) назывались обрядовые действия, при которых невеста прощалась с девичеством. Этот обряд проводился в доме невесты, на него созывались все ее подружки. Прощание невесты с девичеством, как правило, начиналось сразу же после сговора и продолжалось до венчания. Девичник символизировал переход девушки в категорию замужних женщин. Прощание невесты с «белым светом» во многих деревнях Европейской России и Сибири происходило на утренней и вечерней заре за околицей деревни, куда она приходила с подругами. В Псковской губернии невеста с девушками под пение грустных песен торжественно шла по деревне, неся в руках маленькую елочку, украшенную ленточками, тряпочками, бумажными цветами, либо букет бумажных цветов.

В деревнях Владимирской губернии невеста причитала о своей вольной жизни, сидя вместе с девушками на лавочке у своего дома. На ее причитания сбегались все женщины деревни. В Ярославской губернии невеста с подругами причитала посреди деревни, у дома ее родственников, у избы, где проходили посиделки. Финалом девичника было так называемое прощание с «девьей красотой», проводимое накануне венчания в доме невесты в присутствии родителей, сестер, братьев и подруг. Практически по всей России символом девичества была «коса - девичья краса». Проводился ритуал прощания невесты с косой: вначале косу заплетали, продавали невесту, а потом вновь расплетали. Заплетали ее так, чтобы ее потом было, как можно труднее расплести: вплетали ленты, шнуры, тесьму, вкалывали булавки и даже зашивали нитками. Все это сопровождалось печальными песнями девушек и причитаниями невесты. После заплетения косы, подруги или брат невесты торговались с дружкой жениха, прося выкуп за невесту . После получения выкупа девушки расплетали косу под пение песен.

Распущенные волосы демонстрировали готовность невесты к браку, символизировали первый шаг к замужней жизни. Ленты из косы подруги делили между собой. В северных губерниях Европейской России, в Среднем и Верхнем Поволжье, в Сибири, на Алтае в качестве прощания с «девьей красотой» невеста в компании подруг посещала баню. Топили баню рано утром подружки невесты, сопровождая этот процесс специальными песнями. Затем они брали за руку, сидящую в переднем углу избы, невесту и вели в баню. Во главе этого шествия шел дружка жениха, который читал заклятия от нечистой силы, махал кнутом и обсыпал невесту зерном. Процесс мытья в бане был довольно длительным, невесту парили березовым веником, с ленточками, поливали каменку квасом, пивом, посыпали ее зерном. Все это сопровождалось пением и причитаниями.

Молодечник.
Молодечник символизировал прощание жениха с холостой жизнью и проводился в доме жениха в последний предсвадебный день, либо рано утром в день венчания. На нем присутствовали родителей, родственники и друзья жениха. Собирали угощение для присутствующих, пелись свадебные песни. После этого родные жениха, либо он сам ехал к невесте с подарками. Данный обряд особой распространенностью не отличался, встречался лишь в некоторых селах Европейской России.

Свадебный поезд.
Данная традиция представляет собой выезд жениха и невесты в церковь для венчания. Рано утром в доме жениха в день венчания собирались дружки, один или два поддружья, крестные родители жениха, ранняя сваха (близкая родственница жениха), учувствовавшая в изготовлении и выпечке каравая (в ее обязанности входило обсыпание поезда зерном), помощницы свахи, дядьки или шафера, которые сопровождали жениха к венцу, бояре - приятели и родственники жениха. В разных областях России состав свадебного поезда мог различаться. Родители жениха, по традиции, на венчании не присутствовали. Они занимались подготовкой к встрече молодых и непосредственно свадебному пиру. За невестой поезжане зимой ездили на санях, осенью на кошевах, пошевнях, бричках. Лошадей очень тщательно готовили к данному событию: кормили овсом, чистили, расчесывали хвосты и гривы. На свадьбу их украшали ленточками, сбрую колокольчиками, бубенчиками, а сани застилали коврами, подушками.

Возглавлял поезд дружка, при этом он выбирал дорогу до невесты ровную, чтобы «жизнь молодой пары была ровная, без ссор». На пути к невесте поезд встречали жители деревни и всячески преграждали путь: запирали въездные ворота, протягивали веревки. В качестве выкупа дружка предлагал вино, конфеты, фрукты, орехи и пряники. У дома невесты поезд встречали ее подружки, закрывали ворота и пели песни о женихе и его свите, как о разлучниках, приехавших забрать подругу. Дружка возглавлял шествие, размахивая кнутом, как бы очищая дорогу от нечистой силы. Затем он вступал в разговор с подругами, которые после хорошего выкупа пропускали гостей в дом. Затем в некоторых деревнях России жених и дружка начинали искать спрятанную невесту, а в других – выкупать ее у старшего брата. Все это сопровождалось насмешливыми песнями, которые исполняли девушки в адрес жениха и поезжан. Обрядовое действие выражалось в стремлении спасти невесту от неминуемой символической гибели, которую сулило замужество, согласно мифологическим представлениям.

Затем поезжан приглашали за стол и угощали. Невеста и жених должны были сидеть с краю стола и не притрагиваться к пище. Считалось, что перед таинством венчания следовало нравственно очиститься, отказавшись от «плотских» удовольствий, в том числе и от еды. Также жених и невеста не должны были кушать вместе с женатыми и замужними родственниками, это было возможно только после брачной ночи. После угощений отец невесты передавал свою дочь жениху со словами, что он передает ее навсегда в распоряжение мужа.

В церковь жених и невеста ехали в разных повозках: невеста в сопровождении свашки, а жених - с тысяцким (главный предводитель). К свадебному поезду подключались поезжане со стороны невесты: повозник, который управлял лошадьми, крестные родители, ближайшие родня. Во главе по-прежнему ехал дружка в сопровождении поддружьев верхом на конях, далее повозка жениха, потом невесты, а за ними все остальные родственники. Родители невесты также на венчании не присутствовали. В церковь свадебный поезд ехал быстро, громко звеня колокольчиками, тем самым оповещая всех о своем приближении. Во время поездки жених и невеста осуществляли своеобразные магические действия: невеста, выехав за пределы родной деревни, открывала лицо, смотрела вслед удалявшимся домам и бросала носовой платок, в котором «были собраны все ее горести», жених периодически останавливал поезд, дабы справиться о состоянии невесты, не приключилось ли с ней чего-то во время опасного пути. При этом дружка на протяжении всего пути читал молитву-заговор.

Венчание.
Венчание представляло собой церемонию заключения брака в Православной Церкви, которая совмещалась с юридической регистрацией в метрических книгах. Обряд проводился в церкви священником и включал обручение, при котором жених и невеста давали согласие на брак и обменивались кольцами, и венчание, то есть возложения на их головы брачных венцов, что символизировало наложение Славы Божьей.

Во время венчания читались молитвы с целью Божьего благословения брачующихся. Священник давал наставления. В христианской традиции венчание выступало в виде некого таинства, символизировало соединение мужчины и женщины в нерушимый Божественный союз, который существовал и после смерти.

Обряд венчания связывал ряд ритуально-магических действий, которые обеспечивали защиту от злых сил, счастливый брак, здоровое потомство, хозяйственное благополучие, долголетие. Считалось, что именно в этот момент молодые более уязвимы, по тогдашним представлениям деревенских жителей, колдуны могли превратить их в камень, животных, оставить без потомства в браке. Для защиты от этого свадебный поезд не должен был останавливаться, следуя на венчание, поезжанам нельзя было оглядываться назад. Своеобразной защитой от темных сил считался звон колокольчиков, прикрепленных на повозках. Для оберега в одежду невесты, иногда жениха, крепили булавки, втыкали иголки, насыпали льняное семя или просо, в карман помещали чеснок и т. д.

Некоторые обрядовые действия были направлены на предотвращение измены молодыми. К примеру, запрещалось стоять или проходить между молодыми. Считалось, что во время обряда венчания можно было обеспечить здоровье молодым, для чего в момент обведения священником брачующихся вокруг аналоя, тихо произносили специальные заговоры.

Для обеспечения хозяйственного благополучия будущей семье перед приближением молодых к церкви перед ними расстилали белую новую ткань, бросали под ноги деньги, осыпали зерном, а во время венчания невеста запрятывала за пазуху хлеб, сыпала в обувь соль, крепила к одежде клочок шерсти. Верили, что предметы в руках у жениха и невесты во время церемонии венчания, имеют магические свойства. К примеру, воск венчальных свечей и вода с благословенной иконы, применялись в лечении младенцев, венчальная рубаха – для снятия боли у женщины во время родов. В некоторых деревнях хозяин дома надевал на себя венчальную рубаху в первый день сева для обеспечения хорошего осеннего урожая. Обручальное кольцо применяли при гаданиях на святках. После венчания новобрачные в северных губерниях Европейской России и во многих деревнях Сибири и Алтая отправлялись в родительский дом на свадебный пир. Там же по окончании пира проходила и их брачная ночь.

А в некоторых южнорусских деревнях после венчания каждый возвращался в свой дом, а вот вечером жених приходил к невесте, там и проходила их первая брачная ночь. Свадебный же пир начинали только после того, как объявлялось о том, что молодые стали мужем и женой. Если пара жила без венчания, их мужем и женой не признавали, а их дети считались незаконнорожденными. Между тем, согласно народным представлениям, одного венчания было недостаточно для признания брака. Необходимо было провести установленные обрядовые действия, согласно традиции.

Княжий стол.
Княжий стол (венчальный или красный стол) - свадебный пир, который проводился после венчания в доме родителей жениха. По традиции столы ставили вдоль половиц и лавок буквой «Г» и только в некоторых местностях - поперек половиц. Согласно традиции, в определенном порядке усаживали гостей, размещали также зрителей - «гляделыциков», подавали еду и напитки, пели песни. Жениха и невесту называли не иначе, как «князь молодой» и «княгиня молодая», сидели они в переднем углу избы. Гости рассаживались в порядке родства: чем ближе родня, тем ближе она располагалась к жениху или невесте. На свадебный пир обычно приглашали парней, соседей, девушек из деревни, но за столом они не сидели, они выступали в качестве зрителей. Свадебные столы были накрыты белыми скатертями. Вначале на столы (середину) раскладывался хлеб и пироги. По краю стола в соответствии с каждым место гостя укладывали ломоть ржаного хлеба, а сверху продолговатый пирог. Перед молодожёнами ставили две буханки круглого хлеба, положенных друг на друга и прикрытых платком. Как только гости занимали свои места, подавались напитки и еда. Блюда чередовались с напитками, при этом количество блюд должно было быть четным (символ счастья и удачи).

Началом свадебного пира служи обряд открывания «молодой княгини». После венчания состоявшаяся жена входила в дом, при этом лицо ее было закрыто платком. Обычно отец жениха, держал в руках горбушку хлеба или пирог и поднимал ими платок невесты, после чего брал его в руки и три раза обводил им вокруг голов новобрачных под возгласы присутствовавших. Этот обряд выступал в качестве знакомства родственников жениха с новым членом семьи. Жених и невеста во время свадебного пира ничего не ели и не пили, это было запрещено. В знак запрета миска перед ними стояла пустая, а ложки связаны красной ленточкой и располагались ручками к центру стола, а посуда для напитков переворачивалась вверх дном.

Окончанием свадебного стола служил уход молодых в особое помещение, там им подавали ужин. В некоторых местностях молодую после ужина «окручивали» или надевали на нее женский головной убор. Второй частью свадебного пира был горний стол, на котором были «князь молодой» и «молодая княгиня» в женском головном уборе и нарядной одежде. В этот момент приезжали родители и родственники новобрачной и садились за один стол с родственниками и родителями жениха. Горний стол выражался в одаривание невестой родственников жениха, от близких до самых дальних. Подарок клали на специальное блюдо, молодая подходила к родственнику мужа и отвешивала низкий поклон. Взяв подарок, на блюдо он клал отдарок: пряник, конфеты, деньги. Именно во время горнего стола «княгиня молодая» впервые называла свекра батюшкой, а свекровь - матушкой. После этого молодые принимали участие в общей трапезе. Однако им подавались определенные блюда: каша, яйца, мед, масло, хлеб, пироги, молоко. При этом молоко молодые пили из одного стакана, ели одной ложкой и из одной чашки, ели хлеб от одного куска. Это подтверждало единство молодых их неразрывную связь. По окончании горнего стола проводился обряд деления каравая.

Окончанием княжего стола являлся уход молодых к месту проведения брачной ночи под сопровождение пения гостей. Пиры проводились также и на второй, и на третий день, но несколько в иной форме. Суть их заключалась в символичном знакомстве родных мужа с новым членом семьи и раздача даров.

Брачная ночь.
Брачная ночь (подклет) - физическое и правовое скрепление брака проводилась в родительском доме жениха. В южнорусских губерниях, после венчания молодожены возвращались каждый в свой дом, ее проводили в доме родителей невесты до главного свадебного пира. Обычно постель для новобрачных стелили в холодном помещении (клеть, чулан, сенник, баня, реже хлев или овчарня), при этом использовалась постель из приданого невесты. С помощью различных приспособлений сооружали высокое брачное ложе: на доски клали мешки с мукой, затем ржаные снопы, пару матрасов из сена, реже перину и много подушек. Все это застилали белой вышитой простыней до пола и красивым одеялом.

Стелили постель свашки со стороны жениха и невесты, а также мать или сестра жениха. После этого под постель клали кочергу, несколько поленьев, сковородник, а затем обходили постель с веткой рябины или можжевельника. Ветка в дальнейшем втыкалась в стену. Верили, что все это защитит новобрачных от злых сил, а мешки с мукой и ржаные снопы обеспечат им благополучие. Поленья выступали символом будущих детей: чем больше их на брачном ложе, тем и детей в семье будет много.

Новобрачных провожали дружка, свашки, реже все присутствующие на пире под хохот, шум, прибаутки, эротические наставления, песни. Первым, по традиции, в комнату с брачной постелью входил дружка и пару раз бил кнутом по постели, дабы отпугнуть нечистую силу. В некоторых местах России также был распространен обычай, согласного которому дружка платил выкуп постельницам (тем, кто стелил постель). Дверь комнаты снаружи запирали и ставили снаружи клетника или по-нашему охранника, который охранял новобрачных от нечистой силы и подразгулявшихся гостей. Оставшись одни, новобрачным перед тем, как лечь в постель, полагалось скушать хлеб и курицу, дабы обеспечить себе согласную супружескую жизнь, богатство, здоровое потомство. Новобрачная должна была продемонстрировать смирение и покорность, сняв с мужа сапоги. Этот старинный обряд упоминается еще в «Повести временных лет». Новобрачный же демонстрировал свое положение, как хозяина в семьи, вынуждая невесту просить у него разрешения лечь с ним в постель. Во время брачной ночи к молодым несколько раз наведывался дружка и интересовался относительно того, состоялся ли половой контакт. По обычаю, который был распространен практически во всех местностях России, если все завершалось благополучно, дружка извещал об этом гостей, молодых же после этого либо выводили к гостям, либо не тревожили до утра. Гости после такого известия запевали эротические частушки, в которых говорилось о том, что произошло между молодыми.

Наутро те, кто сопровождал молодых к постели, приходили их будить, в целях проверки добрачного целомудрия девушки. Будить могли по-разному: использовались стук в дверь, крики, звон колокольчиков, битье горшков о порог, одергивание одеяла, обливание водой. Оповещение родителей, гостей, да и всей деревни о целомудрии или его отсутствии у невесты происходило посредством проведения обрядово-игровых действий. К примеру, в селах Пермской губернии, если новобрачная была девственницей, на дом молодоженов вывешивали полотенца и скатерти с красными вышивками, их же дружка привязывал к дугам лошадей, по дороге к родителям новобрачной. Во Владимирской губернии брачная простыня, вывешенная в переднем углу избы, говорила о честности невесты. В некоторых деревнях гости во главе со свашкой и дружкой с криками, звоном и шумом разъезжали по деревне и размахивали рубашкой новобрачной.

Если оказывалось так, что молодая утратила девственность до брака, то ее родителям надевали на шею хомут, отцу подавали пиво в дырявом стакане. Унижению подвергалась и сваха. Обязательная невинность невесты, а в некоторых деревнях и жениха до брака, исходила из представлений крестьян о том, что превращение девушки в женщину, а юноши в мужчину было возможно произойти только в ходе определенных обрядов и только при соблюдении в определенной последовательности. Нарушение порядка считалось нарушением хода жизни, посягательством на ее основы.

Также считалось, что девушка, потерявшая невинность до брака, останется бесплодной, рано станет вдовой или оставит вдовцом мужа, а семье погрязнет в голоде и нищете.

Окручивание молодой.
Окручивание молодой также являлось свадебным обрядом, при котором невеста меняла девичью прическу и головной убор на женские. Ритуал проводился сразу же после венчания на церковной паперти или в сторожке церкви, в доме жениха перед княжьим столом, в середине свадебного пира, после брачной ночи. На данном обряде обязательно присутствовал жених, его родители, дружки и свашек. Все это сопровождалось пением. Вместо одной косы заплетали две и укладывали вокруг головы, после чего покрывали кокошником.

В русских селах Алтая окручивание проводилось после приезда от венца. Невесту сажали в угол, закрывали с каждой стороны платками, плели две косы, укладывали их вокруг головы, надевали самшуру и платок. Затем молодую показывали жениху и просили их обоих посмотреться в одно зеркало, дабы «жить дружно». Песни, которые пели свашки при смене прически и головного убора, в разных местностях звучали по-разному, но суть была одна: утверждение девушки в новом статусе.

Хлебины.
Хлебины (отводины, отгостки) завершает последовательность свадебных обрядов. Это застолье, которое устраивалось для молодых в доме родителей молодухи. Ее родители к их приезду заранее готовили угощения. Теща угощала зятя блинами или яичницей, он же при этом показывал свое отношение к ней. Если он откусывал блин или ел яичницу с края, значит, дочка ее сохранила девственность до брака, и он за этой ей благодарен, если же зять откусывал блин или ел яичницу с середины, значит молодая оказалась «нечестной», т. е. не сохранила целомудрия до свадьбы. Тогда он высказывал ей претензии за плохое воспитание дочери. Затем молодые уезжали домой. При благополучном исходе ла пир в родительском доме молодухи продолжался.

До нашего времени дошло множество свадебных обрядов России, которые сопровождают церемонию бракосочетания. Все они видоизменились, большинство на сегодняшний день носит скорее развлекательный характер. Если вы хотите отдать дань богатому культурному прошлому, воплотив его в своем торжестве, изучите свадебные обычаи и традиции, которые зародились много веков назад, но не утратили очарования и в наши дни.

Благословение молодых

«Бог благословит!», – такими словами в прежние времена на Руси родители давали согласие на брак молодых. Это церковный обычай, который предполагает, что родители перекрещивают будущих супругов иконами, обернутыми рушником. Проводить его было позволительно только крещеным, но сейчас на красивом свадебном обряде/обычае России присутствуют даже те, кто не был крещен, однако это не является благословением в прямом смысле.

Обряды

Русская свадьба прежних веков по традиции не проходила без колдуна, который обеспечивал защиту молодоженов от злых сил, проводил обряды, чтобы уберечь их от сглаза. Современный колдун – это друг жениха и тамада одновременно. Он заботится о приятной, интересной свадебной атмосфере на протяжении всего праздника.

Сватовство

В былые времена свататься приходили родители жениха. Своих детей отдавали под венец рано, поэтому все вопросы решались между взрослыми членами семьи – приданое, расходы, задаток. С течением времени эта русская традиция изменилась, ведь люди женятся по любви. Но жестом уважения, а также поддержанием обычаев со стороны жениха считается наведаться к родителям суженой, чтобы попросить ее руки.

Выкуп

Раньше выкуп носил исключительно финансовый характер – жениху требовалось доказать свою состоятельность. Сейчас этот русский обычай превратился в игру, где суженому подружки готовят множество заданий, головоломок, конкурсов. Если он не справляется с ними – откупается от них деньгами, конфетами – таков обычай.

Сговор

Сговор традиционно проходил после сватовства и был денежной частью свадебных традиций. Сторона жениха совместно со стороной невесты обсуждали организационные, финансовые вопросы о приданом, задатке, свадебных расходах семей. Аналогом, а точнее, продолжением этого обычая древней России можно назвать современный контракт, который заключают супруги во время вступления в брак, «сговариваясь» о правилах семейной жизни после свадьбы.

Застолье

Былое русское застолье – это демонстрация щедрости родителей. Свадебное меню было обширным, каждое блюдо носило свой смысл, но все вместе позволяло от души накормить и напоить гостей, чтобы не осталось ни одного голодного. Молодых должны были угостить хлебом-солью – по традиции, это был каравай. Сейчас все эти традиционные этапы проводятся во время банкета, столы на котором всегда ломятся от праздничных закусок. Изобилие мясных, рыбных блюд сменяется овощными, на столах обязательно есть хлеб, а венец застолья – торт.

«Горько!» – именно это слово кричат гости на свадебном застолье России – раньше было не призывом к поцелую, а имело иной смысл. С подноса, который несла невеста, гости брали рюмку водки, взамен оставляя деньги, подарки, а после кричали: «Горько!». Этим они подтверждали, что выпили горячительный горький напиток.

Еще одна традиция свадебного застолья – связывание свидетелями двух бутылок шампанского, одну из которых супруги, по русской традиции, откроют на годовщину, вторую – когда родится ребенок.

Последний этап официальной части свадебного застолья России, ставший уже традицией – первый свадебный танец. Супруги вдвоем выходят танцевать, позже к ним присоединяются другие пары. Этот момент знаменует переход празднования свадьбы в танцевальную, музыкальную, конкурсную программу.

Венчание

Церковный обряд венчания подтверждает брак между женщиной и мужчиной перед Богом. После него супруги едут на свадебную прогулку, успевая побывать до банкета в нескольких местах, сделать памятные фото. Сейчас не всегда принято венчаться, поэтому кортеж забирает молодоженов сразу после свадебной регистрации. А раньше венчание было главной частью свадебного торжества, поэтому тщательно подбиралась не только сама церковь, но также наряды для невесты и жениха.

Когда молодожены гуляют, происходит еще один обычай – гадание: они повязывают на лапки двух голубей ленты розового и голубого цвета, потом вместе отпускают птиц, определяя по традиции, какого пола будет будущий первенец – мужского или женского.

Девичник и мальчишник

Традиция проводить девичник перед свадьбой, пришла с давних пор: на Руси подружки собирались у девушки, расчесывали ей косу, принимали банные процедуры, попутно рассказывая ей мрачные подробности будущей жизни. Это делалось для того, чтобы уберечь юную девушку от порчи. Мальчишник же, как традиция, появился не так давно – раньше жениху перед свадьбой следовало идти в баню одному.

Свадебные кольца

Свадебные кольца – символ верности, любви и преданности. Первыми они появились у египтян, которые верили, что такие подарки на свадьбу друг другу помогут сохранить искру отношений двух людей. Привычные нам сегодня, они пришли к нам в Россию не так давно из европейских стран, став укрепившейся традицией.

Букет невесты

В русских традициях было и такое: девушка передавала свой букет дружке. Интересно, что здесь использовался традиционный русский хоровод: кружась и танцуя невеста (с завязанными глазами) выбирала ту, которая окажется обладательницей букета. Традиция бросания букета в толпу незамужних девушек появилась позже и пришла к нам из Европы – той девушке, что посчастливилось поймать его, было суждено выйти замуж следующей.

Мужчины тоже не останутся без своеобразной традиции на свадьбе: перед бросанием букета, девушка снимает подвязку, которую вскоре будут ловить мужчины. Она также определяет того, кто удачно женится следующим.

Похищение невесты

Сейчас похищение носит развлекательный характер, но во времена крепостного права России это был неприятный крестьянский обычай. Девушку, которую выдавали замуж, мог взять на первую брачную ночь пан или барин. Если жених противился этому – его помощники крали невесту с торжества и приводили силой, однако богатым мужчинам удавалось откупиться от этого.

Туфелька невесты

А вот красть туфельку в России было не принято. Наоборот – суженая сама отдавала ее на примерку подружкам, которые только и ждали своего счастья. Та, которой подойдет обувь, требовала выкуп от будущего мужа. Этот обычай России также позволял определить благосостояние жениха, оценить его щедрость.

Рушник

Самостоятельно вышитый невестой рушник считался одним из главных атрибутов свадебного торжества, он навсегда оставался с супругами после свадьбы, являлся частью приданого девушки. При венчании супруги становятся на один рушник, а вторым обвязывают руки новоиспеченных супругов, навсегда скрепляя их вместе. Этот атрибут по сей день используют и при благословении и подношении праздничного каравая в России.

По русскому обычаю считалось, что сорочка жениха также должна была быть вышита невестой.

Свадебный каравай

У порога родители преподносили новоиспеченным супругам свадебный каравай с хлебом-солью: они должны по очереди откусить кусок, таков обычай России. Раньше он подразумевал своего рода гадание – какого пола будет младенец, куда направятся расходы семьи. Однако современные молодожены гадают, кто будет «ведущим» в семье, а кто «ведомым» в зависимости от того, чей кусок больше. На Руси такое гадание было немыслимым, ведь единственным возможным главой семьи, по традиции, являлся мужчина.

Брачная ночь

После всех соблюденных традиций России, проведенных обычаев, наступает последняя, главная часть свадебного дня – первая брачная ночь влюбленных. Это важное событие для невинной девушки. Супруг вносит невесту через порог на руках, чтобы злые демоны думали, что это младенец, а не чужой человек. Нередко молодожены выбирали для первой брачной ночи необычное место, чтобы «духи их не нашли» – сеновал, сарай, опочивальня знакомой пары.

Даже современные люди стремятся провести ее не дома – в шикарном номере отеля, съемной квартире. В последние годы, когда внимание к традициям снова сделало их популярным, свадьба в деревенском стиле подразумевает первую брачную ночь в стогу ароматного сена, и от этого не отказываются любители романтики.

После этого события может происходить второй день празднования свадьбы, однако это зависит от финансовой состоятельности организаторов свадебного торжества. Обычно, по традиции, оно заканчивается медовым месяцем – путешествием супругов. А вот раньше медовый месяц подразумевал легкий алкогольный напиток, который готовили к свадьбе и пили не только в процессе торжества, но и целый месяц после него. Интересно, что вес бочонка составлял никак не меньше 10 килограмм, а пить что-либо кроме этого бодрящего сладкого напитка воспрещалось.

Свадебные обряды и традиции на Руси смотрите в интересном видео:

Традиции, обычаи и люди изменились, неизменным осталось только одно – торжественность свадебной церемонии, которая навсегда запомнится любящей паре. Чтобы этот день прошел идеально, традиционная русская свадьба требует серьезной, ответственной подготовки.

Будете ли вы использовать эти обычаи, традиции на своем торжестве? Расскажите в комментариях.