Картотека игр на сенсорное развитие. Сборник дидактических игр по сенсорике

«Укрась бабочку»

Цели:

Учить детей группировать предметы по цвету. Закреплять знания о геометрической фигуре круг, о понятия много - один, большой - маленький. Развивать мелкую моторику.

Материалы:

Бабочки разных цветов, вырезанные из картона, круги разных размеров и цветов.

Ход игры:

Воспитатель показывает детям бабочек и говорит, что они прилетели к ним в гости. Рассказывает, что бабочки принесли с собой кружки разных цветов и хотят, чтобы дети украсили их крылышки. Воспитатель предлагает помочь бабочкам. Вначале он просит каждого ребёнка выбрать кружки одного цвета из предложенных четырёх. При этом предлагает поочередно то одному, то другому малышу выбрать кружки понравившегося цвета. После того как все дети выберут, воспитатель раздаёт им силуэты бабочек и предлагает украсить их.

В конце игры воспитатель хвалит всех детей за то, что они украсили бабочек и они стали ещё красивее.

«Почини одежду зайчатам»

Цели:

Учить детей различать цвета и использовать названия цветов в речи. Закреплять умение распознавать геометрические фигуры и называть их (круг, квадрат, треугольник). Развивать мелкую моторику рук, цветовое восприятие, внимание.

Материалы:

Силуэты одежды, вырезанные из картона геометрические фигуры.

Ход игры:

Появляется зайчиха с корзинкой и плачет.

Воспитатель: Почему ты плачешь зайчиха?

Зайчиха: Купила я своим зайчатам подарки – шорты и юбочки. А пока шла по лесу, задела за куст – они и порвались. (Показывает шорты и юбки из картона).

Воспитатель: Не плачь, зайчиха, мы тебе поможем. Дети давайте подберём заплатки и залатаем дырки. На что похожи дырки на юбочках и шортах?

Дети: на треугольник, квадрат и круг.

Воспитатель: Правильно.

Зайчиха кладёт шорты и юбочки на «пеньки»(столы), на которых заранее разложены заплатки. Дети подходят к столам и выполняют задание. Воспитатель спрашивает у каждого ребёнка, какого цвета заплатку он поставил, и на какую геометрическую фигуру она похожа.

Зайчиха: Большое дети, вам спасибо!

«Спрячь мышку».

Цели:

Продолжать знакомить детей с шестью основными цветами, учить различать их. Развивать быстроту реакции, внимание, мышление. Закреплять знания о животных.

Материал:

Демонстрационный: листочки бумаги шести цветов(20 – 15), посредине белый квадрат(8-8), на которых нарисована мышка (мышкин домик), квадраты тех же шести цветов – дверцы (10х10), большая картонная игрушка – кошка, мягкая мышка.

Раздаточный: такой материал меньшего размера - цветные листы 10х8, белые квадраты на них 5х5, цветные квадраты.

Ход игры:

Смотрите, ребята, какая маленькая у нас сегодня гостья. Кто это, правильно, мышка. Какая она маленькая, пушистенькая, серенькая. Погладьте ее. Дети по очереди гладят мышку.

А вы знаете, где живет мышка? В норке. От кого прячется мышка? От кошки. Смотрите, нет ли где кошки, а то наша мышка боится. Поможем мышкам спрятаться в норке? Сейчас мы поиграем с вами в игру «Спрячь мышку».

Cначала мы вместе научимся в нее играть. У меня Мышкины домики. Расставляю три домика на демонстрационной доске, радом кладу шесть квадратов шесть цветов. Видите в окошко, выглядывают мышки.

Чтобы спрятать мышку надо закрыть окошко дверцей – квадратиком того же цвета, что и домик, а то придет кошка увидит где окошко, откроет его и съест мышку.

Вызываю по очереди трех детей и предлагаю им по очереди закрыть три окошка, выясняю, все или окошки хорошо закрыты.

Если кто – то допустил ошибку, вызываю ребенка для её исправления. Достаю спрятанную раньше кошку, которая идет «ловить мышей».

«Пойду, поищу, где здесь живет мышка. Дети вы не видели мышку?» Кошка уходит не найдя мышку. Детям раздается по одному листочку – «мышиному домику» (сидящим рядом даю листочки разных цветов) и по шесть квадратов всех цветов. « А теперь вы спрячьте своих мышек, пока кошка спит. Выберите из квадратов, которые лежат на ваших тарелочках квадрат такого же цвета, как и домик вашей мышки».

Когда все дети выполнили задание, кошка снова «идет на охоту». Иду крадущимся шагом с кошкой на руках, прохожу по рядам и смотрю, у кого мышка плохо спряталась. При этом даю возможность ошибшимся детям. Исправить положение, пока кошка не приблизилась к ним. Если ошибка не исправлена, кошка забирает у ребенка листочек с мышкой.

Все сегодня хорошо играли, все спрятали мышек, только некоторые ребята ошиблись (указываю, какие именно ошибки были допущены). В следующий раз они обязательно хорошо спрячут мышек.

Игры с бельевыми прищепками.

Цели:

Основная цель дидактических игр с бельевыми прищепками - развитие мелкой моторики рук у детей младшего возраста.

Также эти игры направлены на формирование умения сличать и объединять предметы по признаку цвета.

Кроме того, игры с прищепками способствуют развитию ощущений собственных движений и формированию положительного настроя на совместную с взрослым работу. Они стимулируют речевую активность детей.

Ход игры:

Взрослый: Отгадайте загадку.

Плаваю под мостиком

И виляю хвостиком.

Дети: Это рыбка. Взрослый: (показывает картинку с изображением рыбки). Правильно, это рыбка. Посмотрите на картинку и покажите, где у рыбки глазик?

Дети показывают глазик

Взрослый: А где у нее ротик?

Дети показывают на рисунке ротик рыбки.

Взрослый: А где у нее хвостик и плавники?

Дети показывают хвостик и плавники.

Взрослый: А теперь давайте сами сделаем рыбок.

Детям необходимо выбрать подходящие по цвету прищепки и добавить каждой рыбке хвостик и плавники.

Взрослый: Отгадайте, кто это такой:

На спинке иголки, длинные, колкие.

А свернется в клубок - ни головы, ни ног.

Дети: Это ежик. Взрослый: (показывает картинку с изображением ежа). Правильно, это ежик. Покажите, где у него глазки, носик, ушки?

Дети показывают.

Взрослый: Давайте поможем нашему ежику найти иголочки.

Взрослый дает ребенку вырезанную из цветного картона заготовку ежика, на которой нарисованы глаза, уши, нос, но нет иголок. Дети прикрепляют к спинке ежика прищепки.

Взрослый: (поглаживая ежика по его новым иголкам). Ой! Какой ежик стал колючий!

А вот новая загадка.

Колкую, зеленую срубили топором.

Красивую, зеленую принесли к нам в дом.

Дети. Это елочка.

Взрослый: Да, это елка, но она плачет. Она потеряла все свои иголочки. Не плачь, не плачь, елочка! Мы тебе поможем.

Взрослый раздает детям вырезанные из зеленого картона треугольники. Дети выбирают из коробки зеленые прищепки и «возвращают» елке ее иголочки.

Взрослый: (поглаживая елку). Ой! У елки иголки колки!

Взрослый: А где же солнышко? Оно потеряло свои лучики. Какого цвета лучики у солнца?

Дети. Желтого.

Взрослый: Правильно. Давайте поможем солнышку. Солнышко, выгляни, жёлтое, высвети.

Полянка

Цели:

Учить группировать предметы по цвету.

Устанавливать тождества и различия цвета однородных предметов.

Учить понимать слова «цвет», «такой», «не такой», «разные».

Ход занятия:

Воспитатель: Дети хотите погулять? Под музыку идем гулять. Приходим "на полянку”. Ой, куда мы попали?

А как ты догадался? Правильно.

В лесу растут травка, деревья, цветы. Это не просто цветы, а домики для бабочек.

Сейчас, я каждому из вас дам картонную игрушку бабочку. Звучит музыка. Дети давайте "полетаем” со своими бабочками. А теперь бабочки устали. Посадим бабочек на свои домики. Будьте внимательны! Каждая бабочка должна сесть на свой домик. Посадили.

Игра помогает в игровой форме выучить или закрепить выученные цвета.

Повторить можно с листочками разного цвета.

Игра-шнуровка.

Игровое пособие направлено на развитие мелкой моторики руки, утончения движений пальцев, концентрации внимания, способствует развитию точности глазомера, координации и последовательности действий.

Является хорошей подготовкой руки к письму, тренирует усидчивость, часто такая игра успокаивает ребенка.

В этой игре не забыто также и развитие воображения: "вышивание" условных контуров по ассоциации с реальными предметами - основа для развития абстрактного мышления, обобщений свойств, "видения сути предмета".

Ловкость рук я развиваю

Со шнуровкою играю.

Тренирую логику

И мелкую моторику!

Дидактические игры по методике М.Монтессори

«Светофор», «Мишка».

Цель: Побуждать ребенка к самостоятельной деятельности; формировать цветовое представление, выработать навык завинчивания крышек.

Развивать мелкую моторику рук, сенсорику, связную речь.

Обогащать словарный запас.

Можно использовать следующие упражнения с пробками - дети раскручивают и закручивают пробки от пластиковых бутылок к их горлышкам.

Для закрепления цвета прикручивают разноцветные пробки к соответствующим по цвету горлышкам.

Подбери чашки к блюдцам.

Цели:

Учить детей различать цвета и использовать названия цветов в речи. Развивать мелкую моторику, внимание.

Материалы:

Наборное полотно, блюдца и чашка разных цветов.

Ход игры:

В магазин сначала привезли блюдца. Продавцы расставили их по полкам. На верхнюю полку поставили вот такие блюдца (показывает)

Какие? (Ответы детей).

На нижнюю – вот такие. Какого они цвета? (Ответы детей). Одинакового ли цвета блюдца на верхней полке и на нижней? (Ответы детей).

Потом привезли чашки. Давайте поможем продавцам подобрать к блюдцам нужные чашки. Они должны быть такого же цвета, как блюдца.

Воспитатель кладёт на стол картонные плоские чашки. Ребёнку он поручает подобрать чашки к блюдцам.

Одобряет действия ребёнка, который, посмотрев внимательно на блюдца, отбирает все нужные чашки. Спрашивает, какого они цвета.

Бусы

Цель: укрепление и развитие мелкой моторики, зрительно – моторной координации; различение предметов по форме, цвету и материалу; развитие усидчивости

Материалы: пуговицы различной величины и цвета; бусинки разной формы, величины, материала; проволока, леска, тонкая нитка.

Ход: Ведущий предлагает ребёнку сделать бусы. Можно предложить сделать бусы по образцу, а пуговицы подобрать по форме и цвету. Возможно, и сам ребёнок может предложить свой вариант изготовления бус. После этого ребёнок приступает к созданию бус.

Заплети косичку

Цель:

Развивать умение плести косичку в три пряди, укрепление и развитие мелкой моторики пальцев рук, воспитание усидчивости и терпеливости в работе.

Ход:

Воспитатель прикрепляет жгутики (маленькие сплетённые косички) к стенду или к столу, так чтобы верхние концы были закреплены вместе или на близком расстоянии друг от друга, а нижние остались свободными. Вместе с ребёнком рассмотреть косички у куклы или у кого-нибудь из детей, показать как из закреплённых «прядей» можно плести такие же косички. Затем предложить ребёнку попробовать самостоятельно сплести косичку.

«Разложи фигуры по местам! »

Цель: Познакомить с плоскими геометрическими формами – квадратом, кругом, треугольником, овалом, прямоугольником. Учить подбирать нужные формы разными методами.

Материалы: Плоские геометрические фигуры (круги, квадраты, треугольники). Рамка-вкладыш Монтессори.

Ход:

Выньте фигурки из углублений и поиграйте с ними: «Вот весёлые разноцветные фигурки. Это круг, он катится – вот так! А это квадрат. Его можно поставить. А теперь фигурки прыгают (танцуют)». Затем предложить детям разложить фигурки «по кроваткам»: «Наступил вечер. Фигуркам пора отдыхать. Давайте положим их спать в кроватки».

Раздайте детям по одной фигурке и предложите по очереди найти место для каждой из них. Когда малыши разложат фигурки, подведите итог игры: «Вот теперь все фигурки нашли свои кроватки и отдыхают». Затем ещё раз покажите и назовите все фигурки, не требуя от детей повторения. Эту игру можно повторять многократно, каждый раз изменяя её сюжет.

«Найди окошко для фигурки»

Цель:

Учить детей соотносить форму деталей с формой отверстия.

Ход:

Игра проводится с участием 3-4 детей. Воспитатель раскладывает на столе геометрические фигуры и раздаёт детям карточки с рельефными конторами. Воспитатель предлагает рассмотреть карточки и обвести пальчиками конторы окошек.

Какая фигура подойдёт для твоего окошка?

Если ребёнок выбирает неправильно фигуру, дать возможность убедиться в том, что она не подходит и предложить выбрать следующую. Когда ребёнок найдёт подходящую, следует похвалить его, продемонстрировать остальным игрокам, что окошко закрылось и предложить ему самостоятельно несколько раз открыть и закрыть окошко. Затем следующий ребёнок подбирает фигуру для своего окошка.

Дидактические игры своими руками по сенсорному воспитанию младших дошкольников.


Варшавская Наталья Владимировна, воспитатель МБДОУ № 54 «Веснушки», г. Междуреченск, Кемеровская обл.
Описание: Данный материал будет полезен любознательным родителям, педагогам дошкольного воспитания.
Пояснительная записка: На мой взгляд, сенсорное развитие малышей - это удивительный источник обогащения детского словаря, развития интереса детей к разнообразному миру, совершенствование детского мышления и других психических процессов.
Цель: изготовление дидактических игр по сенсорному воспитанию своими руками.
Задачи:
1. формировать умения детей ориентироваться в различных свойствах предметов: цвете (красный, желтый, синий, зеленый), величине (круг, треугольник, квадрат), форме (куб, шар, конус- крыша, кирпичик) , количестве (много, один), различать величину: большой – маленький, узкий – широкий, высокий – низкий, длинный – короткий;
2. создать условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом;
3. воспитывать у детей умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата.
Сенсорное воспитание занимает огромное место в педагогическом процессе. Оно осуществляется планомерно и систематически. В непосредственно образовательной деятельности – это включение задач сенсорного воспитания. Их связь, с содержательной для ребенка деятельностью, позволяет педагогу формировать сенсорные процессы, содействовать умственному развитию детей. Практически действуя с предметами, ребенок накапливает чувственный опыт. В повседневной жизни происходит обогащение личности ребенка через непосредственное общение с природой, с явлениями общественной жизни, с миром предметов, созданных руками человека.
Поэтому, в непосредственно образовательной деятельности с детьми раннего возраста, по сенсорному развитию, ставились и решались следующие задачи:
4. формировать умения детей ориентироваться в различных свойствах предметов: цвете (красный, желтый, синий, зеленый), величине (круг, треугольник, квадрат), форме (куб, шар, конус- крыша, кирпичик) , количестве (много, один), различать величину: большой – маленький, узкий – широкий, высокий – низкий, длинный – короткий;
5. создать условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом;
6. воспитывать у детей умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата.
Эти задачи также решались в создании игровой среды, разработке новых дидактических игр. Я создала сенсорную зону – сенсорную среду, состоящую из дидактических игр, которые обогащают восприятие детей, развивают зрительную сосредоточенность, внимание, моторику, тактильные чувства, стабилизируют эмоциональное состояние. Сенсорную зону используем как дополнительный инструмент для накопления сенсорного опыта детей. В самостоятельной деятельности с детьми по накоплению сенсорного опыта, мною были поставлены следующие задачи:
1. создать условия для снятия чувства тревоги у детей;
2. способствовать улучшению эмоционального состояния детей;
3. создать атмосферу, способствующую активизации мозга на основе сенсорных дидактических игр;
4. развить способность детей действовать самостоятельно.
В процессе создания сенсорной зоны я отдала предпочтение не приобретению готовых материалов, а играм, сделанных своими руками. В дидактических играх я стремлюсь заинтересовать детей через яркий образ предметов, сюрпризные моменты, эмоциональную речь воспитателя. Цветовая гамма игр состоит из основных четырёх цветов, причем все четыре цвета залог каждой игры. Работа с детьми проводится в основном индивидуально или подгруппой состоящей из 2-3 детей. Подборка игр разнообразна: на узнавание, называние и закрепление цвета, группировку однородных и разнородных предметов по цвету, форме, величине, закрепление величины предметов, геометрических форм, сравнение предметов по цвету, форме, величине.
Считаю, что все игры, сделанные своими руками, должны быть выполнены, эстетически. Все дидактические игры, которые я использую в свободной деятельности с детьми, я систематически вношу в ежедневный план воспитательно – образовательный работы. Причем, как в первую половину дня, так и во вторую, с целью закрепления и систематизации знаний. При этом учитываю индивидуальные особенности развития каждого ребенка. Используя разнообразные дидактические игры, для накапливания сенсорного опыта детей, я заметила, что дети легче адаптируются к условиям детского сада, дети увереннее накапливают представления о цвете, форме, величине, проявляя желание действовать вместе с воспитателем, со сверстниками и самостоятельно. Хочется отметить, что дидактические игры дадут хороший результат лишь в том случае, если педагог ясно представляет, какие задачи могут быть решены в процессе их проведения. В результате проведения дополнительной работы в виде дидактических игр, у детей наметилась положительная динамика сенсорного развития в сфере обследования предметов, зрительного восприятия, восприятия формы, цвета, величины, ориентировки в пространстве. Используя сенсорную зону в свободной деятельности с детьми, я убедилась в том, что играя, дети лучше усваивают программный материал, кроме того, дидактические игры способствуют развитию памяти, мышления у детей. Привлекая внимание детей к сенсорной дидактической игре, я заметила, что у детей появляется такие качества, как интерес и любознательность. У детей вырабатываются целеустремленность, активность, планомерность действий, сдержанность, организованность, достижение результата вызывает чувство радости и хорошего настроения. Эта радость является залогом успешного развития детей на ступени раннего возраста и имеет большое значение для дальнейшего воспитания.
Предлагаю три игры, сделанные своими руками. Надеюсь мой опыт поможет и Вам!

Дидактическая игра "Нарядим солнышко"


Цель: развитие сенсорного восприятия, формирование зрительно-моторной координации на основе действий с предметами.
Задачи: Закреплять у детей представления о цветах и их оттенках, умение группировать предметы по цвету, учить сравнивать предметы по цвету путем прикладывания их друг к другу, формировать зрительно-моторную координацию на основе действий с предметами, знакомить с понятиями "такая", "не такая", "одинаковые", "разные". Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, умение играть коллективно. Развивать мелкую моторику рук.
Варианты игры:


Вариант № 1 «Солнышко улыбнулось». Дети выкладывают солнышко с изображением «открытых глаз». Взрослый предлагает всем детям встать в круг, взяться за руки и улыбнуться солнышку и друг другу.
Вариант № 2 «Нарядим солнышко». Взрослый или дети выкладывают в центре стола изображение солнца с «открытыми глазами». Детям предлагается «нарядить солнышко», т.е путём прикладывания к основному солнышку ребёнок располагает лучики по кругу. Далее ребёнку необходимо найти соответствующий по цвету бантик и путём наложения нарядить лучик.
Вариант № 3 «Солнышко уснуло». Взрослый или ребёнок переворачивает солнышко обратной стороной, т.е изображением «закрытые глазки» и предлагает детям спрятать лучики и бантики в «домик» (красивая коробочка), называя при этом знакомый им цвет. Например, красный лучик и красный бантик спрятались в «домик». Игра считается законченной, когда все лучики и бантики будут спрятаны в домик.

(младший дошкольный возраст).


Цель: Учить детей запоминать геометрические фигуры. Обучать группировке предметов по цвету, соотнесению предметов по форме методом наложения. Совершенствовать тактильные ощущения. Развивать мелкую моторику рук. Учить детей фиксировать внимание на цветовых свойствах предметов.
Материал: 4 матрёшки с геометрическими рисунками-схемами, геометрические формы, «дорожки».





Описание игры.
Вариант № 1 – «Наряди» !
Ребёнок берёт матрёшку и методом наложения выкладывают геометрические фигуры по контуру. Игра считается законченной, если все контуры будут закрыты геометрическими фигурами нужного цвета.


Вариант №2 – «Дорожки для матрёшек».


Ребёнок берёт понравившуюся «дорожку» и выкладывает на неё фигуры одной формы, но разные по цвету. Игра считается оконченной, если выложены все фигуры на дорожку или пока вся дорожка не заполнится: треугольниками, кругами, прямоугольниками, квадратами.
Вариант № 3 – « Матрёшка на дорожке».
Этот вариант для детей, которые хорошо справились с вариантом № 1 и № 2.
Ребёнок выбирает понравившуюся матрёшку и «наряжает» её. Заполняет все контуры геометрическими фигурами. После этого берёт любую дорожку для своей матрёшки и выкладывает на ней геометрические фигуры (разные по цвету).
Вариант № 4 – « Найди матрёшке её дорожку».
Последний вариант игры позволит ребёнку закрепить все предыдущие варианты игр.
Ребенок берёт матрёшку в красной косынке и выкладывает на ней по контурам все геометрические фигуры. Затем ему нужно найти «дорожку» с красной геометрической фигурой и выложить на ней все треугольники (разные по цвету). Игра считается законченной, если матрёшки будут стоять на дорожках.

Сенсорное развитие ребенка - это способ познания окружающего мира, в основе которого лежит работа органов чувств. Ощущения дают нам представление о разнообразных свойствах окружающей среды и помогают формировать целостные образы предметов. Так, зрительное восприятие предполагает различение объектов окружающего мира по цвету, форме, размеру. Кожное восприятие включает в себя тактильные ощущения (различение предметов по фактуре - гладкое/шершавое, твердое/мягкое), осязательные ощущения (определение формы предмета на ощупь - плоское/объемное), температурные ощущения, барические ощущения (вес, тяжесть).

Лучший способ развивать и закреплять сенсорные навыки у ребенка - превращать любые занятия и обязанности в игру , т. к. предметная игра является ведущим видом деятельности и основой становления ребенка до 3 лет. Следовательно, главное в этом возрасте - обогащение ребёнком чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, и в первую очередь - пополнение представлений о свойствах предметов: их цвете, форме, величине окружающих предметов, положении в пространстве и т.п.

Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание и связная речь. Работа ребёнка с мелкими предметами очень важна и для психического развития ребенка.

К сожалению, даже старшие дошкольники, как правило, не могут сравнить предметы по длине зрительно, а прибегают к таким способам, как наложение их друг на друга или приложение одного к другому. Они испытывают трудности в установлении тождественности внешних свойств различных объёмных предметов или нахождении различий между ними. Им не всегда удаётся справиться с заданием. Учитывая эти реальные трудности в сенсорном развитии детей дошкольного возраста, я разработала картотеку игр, способствующих сенсорному развитию младших дошкольников.

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ (ЦВЕТ, ФОРМА, РАЗМЕР):

«Монетки»

Цель: познакомить детей с предметами круглой формы, но разной величины. Соотносить их в соответствующие отверстия.

Дидактический материал: прозрачная упаковка из-под крема, в крышке которой вырезаны отверстия разной величины. Монетки разной величины.

«Матрешка»

Цель: научить детей различать предметы по величине. Учить простым действиям (вкладывать и вынимать предметы, открывать и закрывать коробочку). Обогащать сенсорный опыт при знакомстве с величиной.

Дидактический материал: упаковки из-под мороженного разной величины, но одной формы.

«Квадраты»

Цель: размещение вкладышей однородной формы, но разного цвета в соответствующие отверстия. Познакомить с фигурой «квадрат». Закреплять основные цвета.

Дидактический материал: упаковка из-под торта прямоугольной формы в ней вырезаны отверстия однородной формы, но отмеченные основными цветами. Вкладыши квадратной формы разного цвета.

«Веселый паровозик»

Цель: научить детей различать цвета и усвоить элементарные навыки счёта.

Дидактический материал: упаковка из-под конфет, шпульки от ниток разного цвета.

«Съедобное - несъедобное»

Цель: научить различать цвета по названию. Называть знакомые детям предметы, отличать съедобное от несъедобного.

Дидактический материал: прозрачная упаковка круглой формы, предметные картинки.

«Пирамидка»

Цель: учить детей различать предметы по величине и цвету, учить проталкивать предметы в соответствующие отверстия.

Дидактический материал: прозрачная упаковка удлиненной формы. Крышечки от фломастеров разной величины и цвета.

«Вот какие палочки»

Цель: учить различать и называть цвета палочек проталкивать их в соответствующие по цвету отверстия. Развивать мелкую моторику рук.

Дидактический материал: прозрачная упаковка, цветные палочки.

«Веселые клоуны»

Цель: учить детей различать и называть цвета, учить закручивать и раскручивать пробки, развивать мелкую моторику рук.

«Змейка»

Цель:

«Мельница»

Цель: учить детей различать и называть цвета, развивать мелкую моторику рук, проталкивая пальчиком бусинки.

«Забавные прищепочки»

Цель: учить детей различать и называть цвета, развивать мелкую моторику рук, выполнять действия с прищепками по образцу и словесному указанию.

«Разноцветные вагончики»

Цель: Развивать мелкую моторику рук, познакомить детей с основными цветами, соединять вагончики по образцу.

«Бусы»

Цель : закрепление и развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации, различение предметов по форме, цвету, величине. Развитие концентрации внимания, усидчивости, аккуратности, творческого воображения. Обучение приемам работы по образцам и создание собственного произведения.

Материал : бусы разного цвета, формы, величины; лески, тесемки.

Ход игры : на первом этапе предложить детям просто собрать бусы. В том порядке, в каком они хотят. Затем предложить собрать бусы в определенной последовательности.

«Веселые гонки»

Цель: развитие зрительного восприятия и внимания, его устойчивость и способность к переключению; развитие слухового внимания.

Материал: панель, трубки, шарики.

Ход игры: варианты: «Слушай и лови», «Где какого цвета шарик?», «Прокати и поймай шарик», «Кто быстрее?»

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ТАКТИЛЬНЫХ И ОСЯЗАТЕЛЬНЫХ ОЩУЩЕНИЙ:

«Сапожок»

Цель: учить детей шнуровать, развивать мелкую моторику рук.

Дидактический материал: упаковка от маленькой пластиковой бутылки, шнурок.

«Найди на ощупь»

Цель: закрепление и развитие мелкой моторики, массаж рук, пальцев рук, повышение чувствительности пальцев. Развитие классификации по различным признакам.

Дидактический материал: емкость, на дне которой спрятаны различные предметы (пуговицы, геометрические фигуры, мелкие игрушки по темам: «Посуда», Животные», «Транспорт» и др.)

Ход игры : ребенок на ощупь ищет какой-либо предмет или описывает его. Ребенок может перемещать руку в коробке, щупая и трогая предметы.

Сюда насыпали горох, и пальцы запустили,

Устроив там переполох, чтоб пальцы не грустили.

Ведь тут не соль, совсем не соль,

а разноцветная фасоль.

На дне - игрушки для детей,

мы их достанем без затей.

«Что это?»

Ребенок закрывает глаза. Ему предлагают пятью пальцами дотронуться до предмета, но не двигать ими. По фактуре нужно определить материал (можно использовать вату, мех, ткань, бумагу, кожу, дерево, пластмассу, металл).

«Собери матрешку»

Двое играющих подходят к столу. Закрывают глаза. Перед ними две разобранные матрешки. По команде оба начинают собирать каждый свою матрешку - кто быстрее.

«Золушка»
Дети (2-5 человек) садятся за стол. Им завязывают глаза. Перед каждым кучка семян (горох, семечки и др.). За ограниченное время следует разобрать семена на кучки.

«Угадай, что внутри»

Играют двое. У каждого играющего ребенка в руках непрозрачный мешочек, наполненный мелкими предметами: шашками, колпачками ручек, пуговицами, ластиками, монетами, орехами и др. Педагог называет предмет, игроки должны быстро на ощупь найти его и достать одной рукой, а другой держать мешочек. Кто быстрее это сделает?

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ:

ЦВЕТ

«Цветные фонарики»

Цель:

Упражнять в ходьбе и беге

Развивать мелкую моторику, ловкость, самостоятельность

Закреплять умение различать цвета.

Материал: Мячи (диаметр 6 см) основных цветов (красный, желтый, синий) - по два на каждого ребёнка.

Воспитатель:

Яркие фонарики

Поднимем высоко

Жёлтый (синий красный) цвет их

Виден далеко.

Зажглись фонарики!

Дети бегут к противоположной стороне игровой площадки, берут мячи того цвета, который был назван в стихотворении и поднимают их над головой.

Воспитатель. Погасли фонарики.

Дети кладут мячи на подставку и возвращаются на исходную позицию.

Игра повторяется 3-4 раза.

«Достань ленточку»

Цель:

Помочь освоиться на гимнастической стенке.

Развивать ловкость и самостоятельность.

Закреплять умение различать цвета и находить в пространстве (ленты красного, синего и зеленого цветов).

Материал: Ленточки красного, синего и зеленого цветов длиной 30-40 см на каждого ребенка. Игрушки - зайка, кошечка и петушок.

Ленточки одного цвета висят на перекладине нескольких секций гимнастической стенки.

На противоположной стороне зала стоят знакомые детям игрушки - зайка, кошечка и петушок.

Держим в руках много красных и зеленых ленточек, а синяя только одна. Показываем ленточки малышам. Спрашиваем:

- «Где же еще синие ленточки?»

Дети внимательно смотрят вокруг, помогают найти нужные ленты, снимают их и дарят своим друзьям - игрушкам.

Пользуясь паузой, пока дети ходят к игрушкам, вешаем на перекладины гимнастической стенки ленточки красного цвета. Последовательность действий детей та же. Лазают дети так, как им удобно, на какую высоту подняться каждый решает самостоятельно, движения выполняют в подходящем для себя темпе.

В конце дети танцуют с ленточками. Импровизируем движения, а дети повторяют.

«Цветные фонарики»

Цель. Упражнять в ходьбе и беге. Развивать мелкую моторику, ловкость, самостоятельность. Закреплять умение различать цвета. Учить выполнять игровые действия по словесной инструкции взрослого.

Материал: Мячи (диаметр 6см) основных цветов (красный, жёлтый синий) - по два на каждого ребёнка.

На одной стороне игровой площадки находится подставка, на которой воспитатель раскладывает мячи, на другой стороне дети.

Воспитатель.

Яркие фонарики

Поднимем высоко.

Желтый (синий, красный) цвет их

Виден далеко.

Зажглись фонарики!

Дети бегут к противоположной стороне игровой площадки, берут мячи того цвета, который был назван в стихотворении, и поднимают их над головой.

Воспитатель. Погасли фонарики. Дети кладут мячи на подставку и возвращаются на исходную позицию.

Игра повторяется 3-4 раза.

«Бабочки»

Цель: Учить выполнять игровые действия по словесной инструкции взрослого.

Дети бегают под музыку, изображают бабочек

Взрослый: Бабочки летали

У лесной полянки

Крылышки устали

Нет ли где тут лавки?

Мы же крошки-бабочки

Нам не нужно лавочки

Отдохнуть бы нам чуток

Сядем лучше на цветок.

Дети остановились.

Взрослый:

1.Где любимый наш цветок?

Красный цветик - огонёк (мак).

Дети находят красный цветок и приседают возле него.

2. Где любимый наш цветок?

Жёлтый, сладенький медок (одуванчик).

3. Где любимый наш цветок?

Синий яркий лепесток (василёк)

ОДИН-МНОГО

«Догони мяч»

Цель:

Учить самостоятельно выбирать и изменять направление движения, уступать друг другу дорогу.

Закреплять понятие большой и маленький.

Учим слышать задание, анализировать услышанное, соотносить слово с предметом и действием.

Материал: большие (10-12см)и маленькие (6-7см) диаметром мячи,

два обруча, две корзины большая и маленькая.

Показываем мячи детям и называем их величину. Предлагаем взять каждому маленький мячик и спрятать его в ладошках. Если кто-то из детей взял большой мяч, то он не сможет его спрятать, убеждаем ребенка, что он ошибся и просим взять маленький мяч.

Предлагаем маленькие мячи положить в маленькую корзинку. Затем предлагаем взять большие мячи положить их в большую корзинку.

После выбрасываем на пол из корзины большие мячи. Как только дети соберут большие мячи, рассыпаем маленькие.

Обращаем внимание малышей на количество мячей: их много, а принести надо только один мяч.

Наблюдая за действием детей, не торопясь подсказывать, спрашиваем,

Какой мячик ты принес? В какую корзинку его нужно положить?

БОЛЬШИЕ И МАЛЕНЬКИЕ

«Колпачок»

Цель

Закреплять понятия большой и маленький, основные цвета

Учить детей становиться в круг

Развивать внимание

Материал: Большие колпачки 3-х цветов (красный, желтый и синий) выс.-50см, диам. основ.20см,

маленькие разноцветные колпачки выс.-25см, диам осн. -15см по количеству детей.

На пол ставим большой колпачок красного цвета.

Что это за предмет, что это такое? Да это колпачок. Какого цвета колпачок? Мы знаем о нем песенку, давайте ее споем.

Чок, чок, чок, чок!

Стоит красный колпачок,

На тоненьких ножках

В красненьких сапожках.

Чок, чок, чок колпачок!

Наклони-ка свой бочек,

Что ты спрятал колпачок?

Поднимаем большой колпачок, а под ним находим маленькие цветные колпачки. Предлагаем детям взять по одному колпачку поставить их на пол так, что бы между ними можно было пройти и встать возле колпачков.

Под музыку дети ходят врассыпную и хлопают в ладоши. По сигналу воспитателя:

Не зевай, не зевай, колпачок занимай! - малыши встают возле колпачков.

При повторении игры меняем цвет большого колпачка, маленькие располагаем по кругу.

Под музыку дети ходят по кругу и хлопают в ладоши.

Дети шли, шли, шли,

Колпачок нашли.

Чок, чок, чок, чок!

Где стоит твой колпачок?

Не зевай, не зевай, колпачок занимай!

Дети останавливаются, надевают колпачок на голову. Под музыку дети идут врассыпную по залу, чтобы колпачок не упал с головы. По сигналу дети снимают свои колпачки и надевают их на большой колпачок.

«Ноги и ножки»

Цель: Закреплять понятия большой и маленький. Учить выполнять игровые действия по словесной инструкции взрослого.

Спрашиваем детей, какие они по росту - большие или маленькие? Конечно, они все - большие!

Предложите им встать на носочки, поднять руки вверх: «Вот такие большие наши детки! А если они присядут, то станут маленькими-маленькими!» Малыши приседают, затем встают.

«У больших деток большие ножки, и идут они широким шагом. То-о-оп. То-о-оп. То-о-оп.» Эти слава произносятся также на выдохе, быстро ласковым голосом.

Дети, подражая вам, произносят слова в той же тональности. Слова должны совпадать с производимым действием.

Воспитатель читает текст, дети вместе с воспитателем говорят только слово: «Топ!»

Большие ноги идут по дороге:

То-о-о-п! То-о-о-оп! То-о-о-оп!

Маленькие ножки идут по дорожке:

Топ-топ-топ-топ!

«Выбери мяч»

Цель:

Учить выполнять игровые действия по словесной инструкции взрослого.

Материал: В корзине лежат мячи одного размера (диаметром 12-15).

Воспитатель обращается к детям загадочным голосом: «посмотрите, какая большая корзина, в ней что-то лежит». Затем берёт корзину, потряхивает ею, мячи шуршат и стучат о стенки. Предложите воспитанникам прислушаться к звукам: «Кто же стучит в корзине? Кто так «разговаривает» с вами?» Послушайте высказывания детей.

Неожиданно резким движением воспитатель выбрасывает мячи из корзины, просит детей догнать их, принести и положить обратно в корзину.

При повторении игры в корзину нужно положить мячи двух размеров: маленькие (диаметром 6-8 см) и большие (диаметром 15 см). После выбрасывания мячей дайте детям задание принести мячи определённого размера. Внимательно смотрите, какого размера мяч приносит малыш. Если ребёнок ошибся, спросите какой мяч он принес, и напомните ему о первоначальном задании.

Принесенные мячи кладутся в одну корзину.

Варианты игры:

    В двух разных по величине или по цвету корзинах лежат мячи разного размера: в одной - диаметром 20-22 см, в другой - диаметром 12-15 см.

    Воспитатель называет нужный размер мячей, дети приносят рассыпанные мячи и кладут большие в одну корзину, а маленькие - в другую. При этом большие мячи малыши несут, удерживая руками на голове, а маленькие - спрятав за спину.

2. Можно использовать мячи трёх размеров: диаметром 6-8 см, 12-15 см и 18-20 см.

Дети приносят мячи в следующей последовательности: маленькие мячи, чуть-чуть побольше и, наконец, большие; или же наоборот, сначала большие мячи, чуть-чуть поменьше и в конце - маленькие.

Большие мячи дети несут на голове, средние - за спиной, а маленькие - перекладывая из руки в руку.

Чтобы ребёнок не перекатывал мяч из одной ладошки в другую, напомните и покажите, как нужно широко разводить руки.

    Можно положить в корзину мячи одного размера (диаметром 6-8 см)

    Но среди них должны быть массажные (мячи-ежики).

    Дети приносят только те мячи, которые называет воспитатель, и дополнительно выполняют с ними определённые действия: массажный мяч прокатывают, а обычный перекладывают из руки в руку.

    Упражняясь, ребёнок учится владеть разным хватом мяча. При многократном выполнении двигательного задания идет накопление зрительно-двигательных связей, развивается зрительное и слуховое внимание.

    Необходимо пристально следить за точностью выполнения задания.

Картотека игр по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста

«Укрась бабочку»

Учить детей группировать предметы по цвету. Закреплять знания о геометрической фигуре круг, о понятия много - один, большой - маленький. Развивать мелкую моторику.

Материалы:

Бабочки разных цветов, вырезанные из картона, круги разных размеров и цветов.

Ход игры:

Воспитатель показывает детям бабочек и говорит, что они прилетели к ним в гости. Рассказывает, что бабочки принесли с собой кружки разных цветов и хотят, чтобы дети украсили их крылышки. Воспитатель предлагает помочь бабочкам. Вначале он просит каждого ребёнка выбрать кружки одного цвета из предложенных четырёх. При этом предлагает поочередно то одному, то другому малышу выбрать кружки понравившегося цвета. После того как все дети выберут, воспитатель раздаёт им силуэты бабочек и предлагает украсить их.

В конце игры воспитатель хвалит всех детей за то, что они украсили бабочек и они стали ещё красивее.

«Почини одежду зайчатам»

Учить детей различать цвета и использовать названия цветов в речи. Закреплять умение распознавать геометрические фигуры и называть их (круг, квадрат, треугольник). Развивать мелкую моторику рук, цветовое восприятие, внимание.

Материалы:

Силуэты одежды, вырезанные из картона геометрические фигуры.

Ход игры:

Появляется зайчиха с корзинкой и плачет.

Воспитатель: Почему ты плачешь зайчиха?

Зайчиха: Купила я своим зайчатам подарки – шорты и юбочки. А пока шла по лесу, задела за куст – они и порвались. (Показывает шорты и юбки из картона).

Воспитатель: Не плачь, зайчиха, мы тебе поможем. Дети давайте подберём заплатки и залатаем дырки. На что похожи дырки на юбочках и шортах?

Дети: на треугольник, квадрат и круг.

Воспитатель: Правильно.

Зайчиха кладёт шорты и юбочки на «пеньки»(столы), на которых заранее разложены заплатки. Дети подходят к столам и выполняют задание. Воспитатель спрашивает у каждого ребёнка, какого цвета заплатку он поставил, и на какую геометрическую фигуру она похожа.

Зайчиха: Большое дети, вам спасибо!

«Спрячь мышку»

Продолжать знакомить детей с шестью основными цветами, учить различать их. Развивать быстроту реакции, внимание, мышление. Закреплять знания о животных.

Материал:

Демонстрационный: листочки бумаги шести цветов(20 – 15), посредине белый квадрат(8-8), на которых нарисована мышка (мышкин домик), квадраты тех же шести цветов – дверцы (10х10), большая картонная игрушка – кошка, мягкая мышка.

Раздаточный: такой материал меньшего размера - цветные листы 10х8, белые квадраты на них 5х5, цветные квадраты.

Ход игры:

Смотрите, ребята, какая маленькая у нас сегодня гостья. Кто это, правильно, мышка. Какая она маленькая, пушистенькая, серенькая. Погладьте ее. Дети по очереди гладят мышку.

А вы знаете, где живет мышка? В норке. От кого прячется мышка? От кошки. Смотрите, нет ли где кошки, а то наша мышка боится. Поможем мышкам спрятаться в норке? Сейчас мы поиграем с вами в игру «Спрячь мышку».

Cначала мы вместе научимся в нее играть. У меня Мышкины домики. Расставляю три домика на демонстрационной доске, радом кладу шесть квадратов шесть цветов. Видите в окошко, выглядывают мышки.

Чтобы спрятать мышку надо закрыть окошко дверцей – квадратиком того же цвета, что и домик, а то придет кошка увидит где окошко, откроет его и съест мышку.

Вызываю по очереди трех детей и предлагаю им по очереди закрыть три окошка, выясняю, все или окошки хорошо закрыты.

Если кто – то допустил ошибку, вызываю ребенка для её исправления. Достаю спрятанную раньше кошку, которая идет «ловить мышей».

«Пойду, поищу, где здесь живет мышка. Дети вы не видели мышку?» Кошка уходит не найдя мышку. Детям раздается по одному листочку – «мышиному домику» (сидящим рядом даю листочки разных цветов) и по шесть квадратов всех цветов. « А теперь вы спрячьте своих мышек, пока кошка спит. Выберите из квадратов, которые лежат на ваших тарелочках квадрат такого же цвета, как и домик вашей мышки».

Когда все дети выполнили задание, кошка снова «идет на охоту». Иду крадущимся шагом с кошкой на руках, прохожу по рядам и смотрю, у кого мышка плохо спряталась. При этом даю возможность ошибшимся детям. Исправить положение, пока кошка не приблизилась к ним. Если ошибка не исправлена, кошка забирает у ребенка листочек с мышкой.

Все сегодня хорошо играли, все спрятали мышек, только некоторые ребята ошиблись (указываю, какие именно ошибки были допущены). В следующий раз они обязательно хорошо спрячут мышек.

Игры с бельевыми прищепками

Основная цель дидактических игр с бельевыми прищепками - развитие мелкой моторики рук у детей младшего возраста.

Также эти игры направлены на формирование умения сличать и объединять предметы по признаку цвета.

Кроме того, игры с прищепками способствуют развитию ощущений собственных движений и формированию положительного настроя на совместную с взрослым работу. Они стимулируют речевую активность детей.

Ход игры:

Взрослый: Отгадайте загадку.

Плаваю под мостиком

И виляю хвостиком.

Дети: Это рыбка. Взрослый: (показывает картинку с изображением рыбки). Правильно, это рыбка. Посмотрите на картинку и покажите, где у рыбки глазик?

Дети показывают глазик

Взрослый: А где у нее ротик?

Дети показывают на рисунке ротик рыбки.

Взрослый: А где у нее хвостик и плавники?

Дети показывают хвостик и плавники.

Взрослый: А теперь давайте сами сделаем рыбок.

Детям необходимо выбрать подходящие по цвету прищепки и добавить каждой рыбке хвостик и плавники.

Взрослый: Отгадайте, кто это такой:

На спинке иголки, длинные, колкие.

А свернется в клубок - ни головы, ни ног.

Дети: Это ежик. Взрослый: (показывает картинку с изображением ежа). Правильно, это ежик. Покажите, где у него глазки, носик, ушки?

Дети показывают.

Взрослый: Давайте поможем нашему ежику найти иголочки.

Взрослый дает ребенку вырезанную из цветного картона заготовку ежика, на которой нарисованы глаза, уши, нос, но нет иголок. Дети прикрепляют к спинке ежика прищепки.

Взрослый: (поглаживая ежика по его новым иголкам).

Ой! Какой ежик стал колючий!

А вот новая загадка.

Колкую, зеленую срубили топором.

Красивую, зеленую принесли к нам в дом.

Дети. Это елочка.

Взрослый: Да, это елка, но она плачет. Она потеряла все свои иголочки. Не плачь, не плачь, елочка! Мы тебе поможем.

Взрослый раздает детям вырезанные из зеленого картона треугольники. Дети выбирают из коробки зеленые прищепки и «возвращают» елке ее иголочки.

Взрослый: (поглаживая елку). Ой! У елки иголки колки!

Взрослый: А где же солнышко? Оно потеряло свои лучики. Какого цвета лучики у солнца?

Дети. Желтого.

Взрослый: Правильно. Давайте поможем солнышку. Солнышко, выгляни, жёлтое, высвети.

Полянка

Учить группировать предметы по цвету.

Устанавливать тождества и различия цвета однородных предметов.

Учить понимать слова «цвет», «такой», «не такой», «разные».

Ход занятия:

Воспитатель: Дети хотите погулять? Под музыку идем гулять. Приходим “на полянку”. Ой, куда мы попали?

А как ты догадался? Правильно.

В лесу растут травка, деревья, цветы. Это не просто цветы, а домики для бабочек.

Сейчас, я каждому из вас дам картонную игрушку бабочку. Звучит музыка. Дети давайте “полетаем” со своими бабочками. А теперь бабочки устали. Посадим бабочек на свои домики. Будьте внимательны! Каждая бабочка должна сесть на свой домик. Посадили.

Игра помогает в игровой форме выучить или закрепить выученные цвета.

Повторить можно с листочками разного цвета.

Игра-шнуровка

Игровое пособие направлено на развитие мелкой моторики руки, утончения движений пальцев, концентрации внимания, способствует развитию точности глазомера, координации и последовательности действий.

Является хорошей подготовкой руки к письму, тренирует усидчивость, часто такая игра успокаивает ребенка.

В этой игре не забыто также и развитие воображения: "вышивание" условных контуров по ассоциации с реальными предметами - основа для развития абстрактного мышления, обобщений свойств, "видения сути предмета".

Ловкость рук я развиваю

Со шнуровкою играю.

Тренирую логику

И мелкую моторику!

«Светофор», «Мишка»

Побуждать ребенка к самостоятельной деятельности; формировать цветовое представление, выработать навык завинчивания крышек.

Развивать мелкую моторику рук, сенсорику, связную речь.

Обогащать словарный запас.

Можно использовать следующие упражнения с пробками - дети раскручивают и закручивают пробки от пластиковых бутылок к их горлышкам.

Для закрепления цвета прикручивают разноцветные пробки к соответствующим по цвету горлышкам.

Подбери чашки к блюдцам

Учить детей различать цвета и использовать названия цветов в речи. Развивать мелкую моторику, внимание.

Материалы:

Наборное полотно, блюдца и чашка разных цветов.

Ход игры:

В магазин сначала привезли блюдца. Продавцы расставили их по полкам. На верхнюю полку поставили вот такие блюдца (показывает)

Какие? (Ответы детей).

На нижнюю – вот такие. Какого они цвета? (Ответы детей). Одинакового ли цвета блюдца на верхней полке и на нижней? (Ответы детей).

Потом привезли чашки. Давайте поможем продавцам подобрать к блюдцам нужные чашки. Они должны быть такого же цвета, как блюдца.

Воспитатель кладёт на стол картонные плоские чашки. Ребёнку он поручает подобрать чашки к блюдцам.

Одобряет действия ребёнка, который, посмотрев внимательно на блюдца, отбирает все нужные чашки. Спрашивает, какого они цвета.

Бусы

укрепление и развитие мелкой моторики, зрительно – моторной координации; различение предметов по форме, цвету и материалу; развитие усидчивости

Материалы:

пуговицы различной величины и цвета; бусинки разной формы, величины, материала; проволока, леска, тонкая нитка.

Ведущий предлагает ребёнку сделать бусы. Можно предложить сделать бусы по образцу, а пуговицы подобрать по форме и цвету. Возможно, и сам ребёнок может предложить свой вариант изготовления бус. После этого ребёнок приступает к созданию бус.

«Разложи фигуры по местам!»

Познакомить с плоскими геометрическими формами – квадратом, кругом, треугольником, овалом, прямоугольником. Учить подбирать нужные формы разными методами.

Материалы:

Плоские геометрические фигуры (круги, квадраты, треугольники). Рамка-вкладыш Монтессори.

Выньте фигурки из углублений и поиграйте с ними: «Вот весёлые разноцветные фигурки. Это круг, он катится – вот так! А это квадрат. Его можно поставить. А теперь фигурки прыгают (танцуют)». Затем предложить детям разложить фигурки «по кроваткам»: «Наступил вечер. Фигуркам пора отдыхать. Давайте положим их спать в кроватки».

Раздайте детям по одной фигурке и предложите по очереди найти место для каждой из них. Когда малыши разложат фигурки, подведите итог игры: «Вот теперь все фигурки нашли свои кроватки и отдыхают». Затем ещё раз покажите и назовите все фигурки, не требуя от детей повторения. Эту игру можно повторять многократно, каждый раз изменяя её сюжет.

«Найди окошко для фигурки»

Учить детей соотносить форму деталей с формой отверстия.

Игра проводится с участием 3-4 детей. Воспитатель раскладывает на столе геометрические фигуры и раздаёт детям карточки с рельефными конторами. Воспитатель предлагает рассмотреть карточки и обвести пальчиками конторы окошек.

Какая фигура подойдёт для твоего окошка?

Если ребёнок выбирает неправильно фигуру, дать возможность убедиться в том, что она не подходит и предложить выбрать следующую. Когда ребёнок найдёт подходящую, следует похвалить его, продемонстрировать остальным игрокам, что окошко закрылось и предложить ему самостоятельно несколько раз открыть и закрыть окошко. Затем следующий ребёнок подбирает фигуру для своего окошка.

Игра «Волшебный мешочек»

Цель: Учить определять название запаха предмета, устанавливать отношения между предметом и его запахом; работать над умением определять название предмета, опираясь на обоняние, то есть восприятие запаха.

В мешочек, сшитый из любой непрозрачной ткани, помещаются различные предметы, обладающие определенным запахом. Это должны быть такие предметы, которые всегда пахнут одинаково (например, лимон, яблоко, апельсин, цветы с характерным запахом: герань, сирень, роза; краска, рыба и т.п.). Все эти предметы должны лежать в отдельных коробочках с отверстиями, чтобы исключить возможность иного (например, тактильного) восприятия этих предметов. Можно также завязать каждому ребенку глаза и спросить: «Что это?», - держа перед ними душистое мыло, детский крем или флакон с духами. За правильный ответ натрите ребенку ручки кремом, духами или подарите цветок, который он правильно определил.

Игра «Назови свойства материалов»

Цель: Учить определять название различных свойств материала, устанавливать отношения между материалом и его ощущением.

Демонстрационный материал к игре: образцы различных на ощупь материалов (глад-кий кафель, пластик, линолеум, бархат, махровая ткань, мех, фланель), наклеенные на картон.

Перед игрой познакомьте детей с различными на ощупь материалами. Для этого надо приготовить по паре образчиков материалов, явно отличающихся на ощупь. Это может быть гладкий кафель, пластик, линолеум, бархат, махровая ткань, мех, фланель. Наклейте образчики на квадратные листы картона. Дайте каждому ребенку поиграть с квадратика-ми, ощупать их. Поговорите с детьми о различных свойствах материалов: твердые они или мягкие, гладкие или шершавые... Когда дети запомнят свои ощущения, возникающие при осязательном восприятии различных типов поверхностей, смешайте квадратики и дайте каждому ребенку по одному образцу. Смогут ли они подобрать пару для этого образца? Конечно, дети смогут ориентироваться не только с помощью осязательных ощущений, но и с помощью зрения. Но на начальном этапе это не помешает, так как дети смогут обрести уверенность в своих силах.

Затем можно усложнить задачу. Пусть дети попробуют подобрать «двойников» вслепую. В данном случае они будут ориентироваться, целиком опираясь на осязательное восприятие. Давая это задание, попросите детей называть свойства материалов: твердый, мягкий, гладкий, шершавый.

Игра «Собери игрушку»

Цель: Работать над умением дифференцировать различные геометрические фигуры, опираясь на тактильные и зрительные ощущения, то есть развивать осязательное и зрительное восприятие.

Для этой игры необходимо изготовить из фанеры, поролона или картона силуэт какой-нибудь игрушки (зайца, мишки или куклы), вырезать глаза, нос, рот так, чтобы эти детали потом можно было вложить на места. Вкладыши можно раскрасить в соответствующие цвета. Дети должны самостоятельно найти место для каждой из вырезанных деталей, вложить их в прорези для недостающих глаз, рта и носа. Постепенно добавляйте новые геометрические формы, которые сложнее различить (можно, например, вырезать узоры на платье у куклы или на одежде у игрушечных зверят). Пусть дети вставят вырезанные кусочки в отверстия.

Игра «Картинка из фигур»

Для этой игры нужны наборы геометрических фигур разной формы (круги, треугольники и квадраты) и двух размеров (большие и маленькие) для каждого ребенка: всего 12 или 24 фигуры (по 2 или 4 фигуры каждого вида). Эти фигуры можно изготовить из картона или тонкой пластмассы. Для воспитателя нужны такие же фигуры большего размера для закрепления их на фланелеграфе.

Эта игра направлена на развитие воображения и творческих способностей детей. В начале игры педагог показывает детям на фланелеграфе, какие рисунки могут получиться, если положить рядом те или иные фигуры. Воспитатель демонстрирует детям способ и порядок построения несложных конструкций. После этого он предлагает детям из своих фигур выложить другие рисунки, которые они придумают сами. Картинка на фланелеграфе убирается, чтобы дети не копировали уже готовое изображение.

Игра «Чередование флажков»

Цель: Работать над умением дифференцировать различные по форме и размеру геометрические фигуры, опираясь на тактильные и зрительные ощущения, то есть развивать осязательное и зрительное восприятие.

Для этой игры нужно приготовить по 4 - 5 флажков треугольной и прямоугольной формы для каждого ребенка и столько же флажков, обклеенных с обратной стороны бархатной бумагой, чтобы прикреплять их на фланелеграф, для воспитателя. Флажки для детей можно изготовить из картона. Педагог говорит, что улицы на праздники украшают флажками, но развешивают их не как попало, а в виде гирлянды, где чередуются флажки разной формы. Например, вот так (взрослый прикрепляет флажки на фланелеграф таким образом, чтобы прямоугольные флажки чередовались с треугольными). Воспитатель просит подсказать ему, какой флажок теперь нужно прикрепить: прямоугольный или треугольный, а теперь и т.д. После того как дети хорошо усвоят порядок чередования флажков, педагог предлагает дошкольникам самим смастерить такую же гирлянду из флажков, которые лежат у них на столах. Во время работы детей воспитатель подходит к каждому ребенку и при необходимости помогает ему правильно разложить флажки.

Игра «Спрячь мышку»

Цель: Учить определять название различных геометрических форм, соотносить по форме и размеру прорези и вкладыши.

Для этой игры нужны силуэты домиков, сделанные из картона. В окошках домиков нарисованы мышки. Окошки на домиках разной формы: круглые, овальные, квадратные, треугольные. Также понадобятся крышки для окошек (фигуры той же формы и размера, что и окошки в домиках). Таких домиков и крышек должно быть по одному набору для каждого ребенка. Воспитатель показывает детям, в каких домиках поселились мышки.

Они сейчас глядят в окошки. Окошки у всех разные: круглые, овальные, квадратные, треугольные. Эти окошки мышки закрывают только ночью, когда ложатся спать или когда увидят поблизости кошку. Представьте, что наступила ночь, и мышкам нужно закрыть окошки. Возьмите крышечки и закройте окошки так, чтобы форма окошка совпала с формой крышечки, то есть чтобы окна были плотно закрыты. (Педагог помогает детям подобрать к окошкам нужные крышки.)

Хорошо, теперь наступило утро, окошки нужно открыть.

Наступил день.

Вдруг, посмотрите, кто появился (воспитатель достает игрушечную кошку)?! Нужно быстро спрятать бедных мышек, чтобы кошка их не съела!

Малыши снова закрывают окошки домиков, но теперь стараются сделать это как можно быстрее.

Кошка ушла, потому что не нашла ни одной мышки. Можно открыть окошки домиков, пусть мышки полюбуются на вечернюю зарю. Но вот снова наступает ночь, мышки ложатся спать, нужно закрыть окошки.