Картотека малоподвижных игр во второй младшей группе. Картотека подвижные игры второй младшей группы

Картотека подвижных игр по сезонам в средней группе детского сада.

Картотека подвижных игр по сезонам во второй младшей группе детского сада.

Подвижные игры для проведения осенью.

«Кто скорее соберет?»

Цель: учить группировать овощи и фрукты; воспитывать быстроту реакции на слова, выдержку и дисциплинированность.

Ход : дети делятся на две бригады: «Садоводы» и «Огородники». На земле лежат муляжи овощей и фруктов и две корзины. По команде воспитателя бригады начинают собирать овощи и фрукты каждый в свою корзину. Кто собрал первым, поднимает корзину вверх и считается победителем.

«Огуречик - огуречик…»

Цель : укрепить мышцы ног, формировать чувство ритма.

Ход: на одной стороне зала – воспитатель (ловишка), на другой стороне – дети. Они приближаются к ловишке прыжками на двух ногах. Воспитатель говорит: Огуречик, огуречик,

Не ходи на тот конечик,

Там мышка живет,

Тебе хвостик отгрызет.

Дети убегают за условную черту, а педагог их догоняет. Воспитатель произносит текст в таком ритме, чтобы дети смогли на каждое слово подпрыгнуть два раза.

«Мышеловка»

Цель : совершенствовать координацию движения и ловкость, умение действовать после сигнала.

Ход: играющие делятся на две неравные группы. Меньшая группа детей, взявшись за руки, образует круг. Они изображают мышеловку. Остальные дети (мыши) находятся вне круга. Изображающие мышеловку начинают ходить по кругу, приговаривая:

Ах, как мыши надоели,

Всё погрызли, всё поели,

Берегитесь же, плутовки,

Доберёмся мы до вас.

Вот поставим мышеловки,

Переловим всех сейчас!

Дети останавливаются, поднимают сцепленные руки вверх, образуя ворота. Мыши вбегают в мышеловку и выбегают из неё. По сигналу воспитателя «Хлоп» стоящие по кругу дети опускают руки, приседают – мышеловка захлопывается. Мыши, не успевшие выбежать из круга (мышеловки), считаются пойманными. Пойманные становятся в круг, мышеловка увеличивается. Когда большая часть детей поймана, дети меняются ролями, и игра возобновляется. Игра повторяется 4-5 раз.

«Охотники и зайцы»

Цель : развитие у детей умения бегать, не наталкиваясь друг на друга, развитие ловкости и координации движений.

Ход: из числа играющих выбирается охотник, остальное дети – зайцы. На одной стороне зала (площадки) отводится место для охотника, на другой – дом зайцев. Охотник ходит по залу(площадке), делая вид, что ищет следы зайцев, а затем возвращается к себе в дом. Зайцы выпрыгивают из-за кустов и прыгают (на 2-х ногах, на правой или левой – кто как хочет) в разных направлениях. По сигналу: «Охотник!» - зайцы убегают в дом, а охотник бросает в них мячи (в руках у него 2-3 мягких мяча). Зайцы, в которых он попал, считаются подстреленными, и он забирает их в свой дом. После каждой охоты на зайцев охотник меняется, но выбирается не из числа пойманных.

«Бездомный заяц»

Цель: улучшать быстроту реакции на звуковой сигнал, учить детей играть по правилам

Ход: из числа играющих выбирается охотник и бездомный заяц. Остальные играющие – зайцы чертят себе кружочки (дома), и каждый встает в него.

«Бездомный заяц» убегает, а «охотники» его догоняют. «Заяц» может спастись от «охотника», забежав в любой кружок; тогда «заяц», стаявший в кружке, должен сейчас же убегает, потому что теперь он становится бездомным и «охотник» будет ловить его. Как только «охотник» поймал (осалил) зайца, он сам становится «зайцем», а бывший «заяц» - «охотником».

«Лохматый пес»

Цель: развивать внимание, быстрый бег; учить по-разному обозначать предметы в игре.

Ход: дети стоят на одной стороне площадки. Водящий – пес – на другой стороне. Дети тихо подходят к нему со словами:

Вот лежит лохматый пес,

В лапы свой уткнувши нос.

Тихо, смирно он лежит,

Не то дремлет, не то спит.

Подойдем к нему, разбудим,

И посмотрим что-то будет !

После этих слов пес вскакивает и громко лает. Дети разбегаются, а пес старается их поймать

«Хитрая лиса»

Цель: развивать у детей выдержку, наблюдательность ловкость. Упражнять в быстром беге с увертыванием, в построении в круг.

Ход: играющие стоят в кругу на расстоянии одного шага друг от друга. В стороне, вне круга обозначается дом лисы. По сигналу воспитателя дети закрывают глаза, а педагог обходит их с внешней стороны круга и дотрагивается до одного из играющих, который и становится водящим – хитрой лисой. Затем дети открывают глаза, хором 3 раза (с небольшим интервалом) спрашивают (сначала тихо, потом громче): «Хитрая лиса, где ты?» После третьего вопроса хитрая лиса быстро выбегает на середину круга, поднимает вверх руку и говорит: «Я здесь!». Все играющие разбегаются по площадке, а лиса их ловит (дотрагиваясь рукой). После того как лиса поймает 2-3 ребят и отведет их в свой дом, воспитатель произносит: «В круг!». Игра повторяется.

«Лисичка и курочки»

Цель : развивать быстрый бег, ловкость.

Ход : на одном конце площадки находятся в курятнике куры и петухи. На противоположном – стоит лисичка. Курочки и петухи (от трех до пяти игроков) ходят по площадке, делая вид, что клюют зерна. Когда к ним подкрадывается лисичка, петухи кричат: «Ку-ка-ре-ку!» По этому сигналу все бегут в курятник, за ними бросается лисичка, которая старается дотронуться до любого из игроков.

Если водящему не удается дотронуться до кого-либо из игроков, то он снова водит.

«Такой листок - лети ко мне»

Цель: развивать внимание, наблюдательность; упражнять в нахождении листьев по сходству; активизировать словарь.

Ход: воспитатель с детьми рассматривает листья, упавшие с деревьев. Описывает их, говорит, с какого они дерева. Через некоторое время, раздает детям листья от разных деревьев, находящихся на участке, и просит внимательно его послушать. Показывает лист от дерева и говорит: «У кого такой же листок, бегите ко мне!»

«Зайцы и медведи»

Цель: развивать ловкость, умение перевоплощаться.

Ход игры: ребенок- «медведь» сидит на корточках и дремлет. Дети- «зайцы» прыгают вокруг и дразнят его:

Мишка бурый, мишка бурый,

Отчего такой ты хмурый?

«Медведь» встает, отвечает:

Я медком не угостился

Вот на всех и рассердился.

Подвижные игры для проведения в зимний период.

«Снежная баба» (русская народная)

Цель: развивать двигательную активность.

Ход игры: выбирается «Снежная баба». Она садится на корточки в конце площадки. Дети идут к ней, притоптывая,

Баба Снежная стоит,

Утром дремлет, днями спит.

Вечерами тихо ждет,

Ночью всех пугать идет.

На эти слова «Снежная баба» просыпается и ловит детей. Кого поймает, тот становится «Снежной бабой».

«Два Мороза»

Цель: учить детей играть по правилам, развивать быстроту, ловкость, выносливость .

Ход: на противоположной стороне площадки обозначены два дома, играющие располагаются

В одном из домов. Водящие – Мороз Красный нос и Мороз синий нос встают посередине площадки лицом к играющим и произносит:

Мы морозы молодые

Мы два брата удалые

Я Мороз Красный нос!

Я Мороз Синий нос!

Кто из вас решится

В путь – дороженьку пуститься?

Играющие отвечают хором:

Не боимся мы угроз,

И не страшен нам мороз.

После слова «мороз» дети перебегают через площадку в другой дом, а водящие догоняют их и старается коснуться рукой, «заморозить». «Замороженные» останавливаются на том месте, где до них дотронулись, и до окончания перебежки стоят не двигаясь. Воспитатель вместе с «Морозами» подсчитывают количество «замороженных».

«Смелые воробушки»

Цель:

Ход: дети строятся в круг, перед каждым играющим два снежка. В центре круга водящий – кошка. Дети изображают воробушка и по сигналу воспитателя прыгают в круг через снежки и прыгают обратно из круга по мере приближения кошки. Воробей, которого коснулась кошка. Получает штрафное очко, но из игры не выбывает. Через некоторое время воспитатель останавливает игру и, подсчитывает количество «осаленных»; выбирается новый водящий.

«Зимующие и перелетные птицы» (русская народная)

Цель: развивать двигательные навыки; закреплять представление о поведении птиц зимой.

Ход: дети надевают шапочки птиц (перелетных и зимующих). В середине площадки на расстоянии друг от друга стоят два ребенка в шапочках Солнышка и Снежинки. «Птицы» бегают врассыпную со словами:

Птички летают, зерна собирают.

Маленькие птички, птички-невелички ».

После этих слов «перелетные птицы» бегут к Солнцу, а «зимующие» - к снежинке. Чей круг быстрее соберется, тот и выиграл.

«ВЕТЕРОК»

Цель: развивать двигательные навыки, упражнять в умении менять движения в соответствии с текстом.

Ход: выбирается водящий. Ему надевают шапочку «Ветерка». И он отходит в сторону. Воспитатель говорит:

«Из – за елки на опушке

Чьи-то выглянули ушки . (Дети присели и показывают ушки)

Лапки заек замерзают ,

Зайки лапки согревают (встали, согревают лапки)

Стали прыгать и скакать,

Стали весело играть». (Дети прыгают).

Воспитатель говорит:

«Ну-ка, ветер, не зевай

И зайчишек догоняй!»

Водящий догоняет детей.

«Охота на зайцев»

Цель: развивать внимание, ловкость, быстрый бег.

Ход: Все ребята - «зайцы» и 2-3 «охотника». «Охотники» находятся на противоположной стороне, где для них нарисован дом.

Воспитатель:

Никого нет на лужайке.

Выходите, братцы-зайки,

Прыгать, кувыркаться!..

По снегу кататься!..

«Охотники» выбегают из домика и охотятся на зайцев. Пойманных «зайцев» «охотники» забирают себе в дом, и игра повторяется.

Подвижные игры в весенний период.

«Гори, гори ясно!»

Цель: развивать быстроту и ловкость

Ход: игроки стоят в колонну по два, держась за руки, впереди колонны – водящий. Дети хором говорят:

Глянь на небо: птички летят,

Колокольчики звенят!

Раз, два, три – беги!

По окончанию слов игроки последней пары опускают руки и бегут в начало колонны – один справа, другой слева от нее. Водящий пытается запятнать одного из игроков, прежде чем тот успеет взяться за руки со своей парой. Если водящий запятнал игрока, то он становится с ним в пару впереди колонны.

«Птички и птенчики»

Цель : развивать у детей выполнение движений по сигналу. Упражнять в беге в разных направлениях не задевая друг друга. Ход: дети делятся на 3 – 4 группы; каждая группа имеет свой домик-гнездо. У каждой группы «птенчиков» есть птичка-мама. По слову воспитателя «полетели» птенчики вылетают из гнезда. По слову воспитателя «домой» птички-мамы возвращаются и зовут птенчиков домой. В гнезде птенчики усаживаются в кружок. Игра проводится 3 – 4 раза.

«Найди свой цвет»

Цель: развивать у детей внимание, умение различать цвета и действовать по сигналу. Упражнять ходьбе и в беге.

Ход: дети получают флажки трех-четырех цветов: красного, синего и желтого цвета и группируются по 4-6 человек в разных углах площадки. В каждом углу воспитатель ставит на подставке цветной флаг (красный, синий, желтый). По сигналу воспитателя «идите гулять» дети расходятся по площадке. По слову воспитателя «найди свой цвет» дети собираются возле флага соответствующего цвета. Продолжительность игры 4 – 5 минут.

«Найди себе пару»

Цель : развивать у детей ориентировку в пространстве. Упражнять детей в беге. Ход : каждый ребенок получает один флажок. Флажки двух цветов поровну. По сигналу воспитателя дети разбегаются по площадке. По сигналу «найди пару» дети, имеющие одинаковые флажки, становятся рядом. В игре должно принимать участие нечетное число детей, чтобы один остался без пары. Обращаясь к нему, все играющие говорят:

Ваня, Ваня не зевай (Таня, Оля и другие.)
Быстро пару выбирай!

Затем по удару в бубен дети опять разбегаются по площадке, и игра повторяется. Продолжительность игры 5-7 минут.

«Перепрыгнем через ручеек»

Цель: упражнять в прыжках в длину с места.

Ход: на площадке рисуется ручеек, с одного конца узкий, а дальше все шире и шире (от 10 до 40 см.) Группе детей предлагается перепрыгнуть через ручеек вначале там, где узкий, а затем там, где шире, и, наконец, где самый широкий. Продолжительность игры 5 – 6 минут.

«Мы веселые ребята»

Цель : воспитывать быстроту и ловкость.

Ход: дети стоят на одной стороне площадки за чертой. На противоположной стороне площадки проводится вторая черта. В центре площадки находится ловишка. Водящий назначается воспитателем или выбирается детьми. Дети хором произносят:

Мы, веселые ребята,

Любим бегать и скакать.

Ну, попробуй нас догнать.

Раз, два, три – лови!

После слова «лови» дети перебегают на другую сторону площадки, а ловишка догоняет бегущих, ловит их. Тот, до кого ловишка сумеет дотронуться, прежде чем убегающий пересечет черту, считается пойманным. Он отходит в сторону. После 2 -3 перебежек выбирается другой ловишка. Игра повторяется 3-4 раз.

Указания. Если после 2 – 3 перебежек ловишка никого не поймает, все равно выбирается новый ловишка.

«Беги к тому, что назову»

Цель : тренировать в быстром нахождении названного предмета на площадке или в комнате; развивать быстрый бег стайкой, внимание.

Ход : выбирается водящий, дети стоят рядом с ним и слушают, что он скажет. Водящий объясняет: «Куда я скажу, туда вы побежите, и будете ждать меня», затем произносит: «Раз, два, три к песочнице беги!» Водящий внимательно следит за детьми, кто побежит не к тому предмету, отводит на скамейку штрафников. Игра повторяется. (дети бегут к столику, к любому дереву, к веранде.)

«Космонавты»

Цель: развивать у детей внимание, ловкость, воображение. Упражнять ориентировке в пространстве.

Ход: по краям площадки чертятся контуры ракет. Общее количество мест в ракетах должно быть меньше количества играющих детей. Посередине площадки космонавты, взявшись за руки, ходят по кругу, приговаривая:

С последними словами дети отпускают руки и бегут занимать места в ракете. Те, кому не хватило места в ракетах, остаются на космодроме, а те, кто сидит в ракетах, поочередно рассказывают, где пролетают и что видят. После этого все снова встают в круг, и игра повторяется. Во время полета вместо рассказа о виденном детям предлагается выполнять различные упражнения, задания, связанные с выходом в космос.

Подвижные игры в летний период.

«Совушка»

Цель : учиться неподвижно стоять некоторое время, внимательно слушать.

Ход : играющие свободно располагаются на площадке. В стороне («в дупле») сидит или стоит «Сова». Воспитатель говорит: «День наступает – все оживает». Все играющие свободно двигаются по площадке, выполняя различные движения, имитируя руками полет бабочек, стрекоз и других насекомых.

Неожиданно произносит: «Ночь наступает, все замирает, сова вылетает». Все должны немедленно остановиться в том положении, в котором их застали эти слова, и не шевелиться. «Сова» медленно проходит мимо играющих и зорко осматривает их. Кто пошевелится или засмеется, того «сова» отправляет к себе в «дупло». Через некоторое время игра останавливается, и подсчитывают, сколько человек «сова» забрала к себе. После этого выбирают новую «сову» из тех, кто к ней не попал. Выигрывает та «сова», которая забрала себе большее число играющих.

«Поймай комара»

Цель : развивать у детей умение согласовывать движения со зрительным сигналом. Упражнять в прыжках на месте. Ход: играющие становятся в круг, на расстоянии вытянутых в стороны рук. Воспитатель в центре. Он вращает по кругу шнур, к концу которого привязан «комар». Воспитатель кружит комара немного выше головы играющих. Играющие внимательно следят за комаром и при его приближении подпрыгивают на месте, чтобы поймать его. Тот, кто схватит комара, говорит: «Я поймал». Продолжительность 4 -5 минут.

«У медведя во бору...» Цель: развивать у детей сообразительность, ориентировку в пространстве и ритмичность движений. Упражнять детей в беге и ловле. Ход: на одном конце площадки проводится черта. Эта опушка леса. За чертой очерчивается место для медведя. На противоположном конце площадки обозначается линией дом детей. Воспитатель назначает одного из играющих медведем. Дети направляются к опушке леса и проговаривают:

У медведя во бору грибы, ягоды беру.
А медведь не спит и на нас рычит.

Когда играющие произносят слово «рычит», медведь с рычанием встает, а дети бегут «домой». Медведь старается их поймать. Пойманного отводит к себе. Продолжительность игры 5 – 6 минут.

«Цветные автомобили»

Цель : развивать у детей внимание, умение различать цвета и действовать по зрительному сигналу. Упражнять в беге, ходьбе. Ход: вдоль стены сидят на скамейках дети. Они – «автомобили». Каждому дается флажок какого – либо цвета или цветной круг, кольцо. Воспитатель в центре площадки. Он держит в руке три цветных флажка. Воспитатель поднимает флажок какого – либо цвета. Все дети, имеющие флажок этого цвета, бегут по площадке; на ходу они гудят, подражая автомобилю. Когда воспитатель опустит флажок, дети останавливаются и по сигналу «в гараж» направляются шагом к своей скамейке. Продолжительность 4 - 6 минут.

«Кот на крыше»

Цель: развивать координацию движений; развивать ритмичную, выразительную речь.

Ход : дети становятся в круг. В центре – «кот». Остальные дети – «мыши». Они тихо подходят к «коту» и, грозя друг другу пальцем, говорят хором вполголоса:

Тише мыши, тише мыши…

Кот сидит на нашей крыше.

Мышка, мышка, берегись.

И коту не попадись!

После этих слов «кот» гонится за мышками, те убегают. Нужно отметить чертой «мышкин дом» – норку, куда «кот» не имеет права забегать.

«Журавль и лягушки»

Цель: развивать внимание, ловкость; учить ориентироваться по сигналу.

Ход : на земле чертится большой прямоугольник – река. На расстоянии 50 см от нее сидят дети - «лягушки» на кочках. Позади детей в своем гнезде сидит «журавль». «Лягушки» усаживаются на кочки и начинают свой концерт:

Вот с насиженной гнилушки

В воду шлепнулись лягушки.

И, надувшись, как пузырь,

Стали квакать из воды:

«Ква, ке,ке,

Ква,ке,ке.

Будет дождик на реке».

Как только лягушки произнесут последние слова, «журавль» вылетает из гнезда и ловит их. «Лягушки» прыгают в воду, где «журавлю» ловить их не разрешается. Пойманная «лягушка» остается на кочке до тех пор, пока «журавль» не улетит и не вылезут «лягушки» из воды.

«Зайцы и медведи»

Цель : развивать ловкость, умение перевоплощаться.

Ход: ребенок-«медведь» сидит на корточках и дремлет. Дети- «зайцы» прыгают вокруг и дразнят его:

Мишка бурый, мишка бурый,

Отчего такой ты хмурый?

«Медведь» встает, отвечает:

Я медком не угостился

Вот на всех и рассердился.

1,2,3,4,5 – начинаю всех гонять!

После этого «медведь» ловит «зайцев».

«Карусель»

Цель: учить одновременно двигаться и говорить, быстро действовать после сигнала.

Ход: играющие стоят в кругу. На земле лежит веревка, концы которой связаны. Они подходят к веревке, поднимают ее с земли и, держась за нее правыми {или левыми) руками, ходят по кругу со словами:

Еле, еле, еле, еле

Завертелись карусели,

А потом кругом, кругом

Все бегом, бегом, бегом.

Играющие двигаются сначала медленно, а после слова «бегом» бегут.

По команде руководителя «Поворот!» они быстро берут веревку другой рукой и бегут в противоположную сторону. На словах:

Тише, тише, не спешите,

Карусель остановите,

Раз и два, раз и два,

Вот и кончилась игра.

Движение карусели постепенно замедляется, а с последними словами останавливается. Играющие кладут веревку на землю и разбегаются по площадке. По сигналу они спешат вновь сесть на карусель, то есть взяться рукой за веревку, и игра возобновляется. Занимать места на карусели можно только до третьего звонка (хлопки). Опоздавший на карусели не катается.

«Ловишка» (с ленточками)

Цель: развивать у детей ловкость, сообразительность. Упражнять в беге с увертыванием, в ловле и в построении в круг.

Ход: играющие строятся по кругу, каждый получает ленточку, которую он закладывает сзади за пояс или за ворот. В центре круга - ловишка. По сигналу «Раз, два, три - лови» дети разбегаются, а ловишка стремится вытянуть у кого-нибудь ленточку. Лишившийся ленточки отходит в сторону. По сигналу «Раз, два, три - в круг скорей беги!», дети строятся в круг. Воспитатель предлагает поднять руки тем, кто лишился ленточки, то есть проиграл, и подсчитывает их. Ловишка возвращает ленточки детям. Игра начинается с новым водящим.

Правила: Ловишка должен брать только ленту, не задерживая играющего. Играющий, лишившийся ленты, отходит в сторону.

Гори, гори ясно, чтобы не погасло.

Глянь на небо: птички летят,

Колокольчики звенят!

Раз, два, три – беги!

Ждут нас быстрые ракеты На такую полетим!

Для прогулок по планетам. Но в игре один секрет:

На какую захотим, Опоздавшим места нет.

Мы, веселые ребята,

Любим бегать и скакать.

Ну, попробуй нас догнать.

Раз, два, три – лови!

Фофонова Инна
Подвижные игры для детей второй младшей группы

Картотека подвижных игр для детей второй младшей группы

Найди флажок

Материал. Флажки (по числу детей ) .

Ход игры . Дети (6-8 человек) сидят на стульях или на траве. По сигналу воспитателя дети закрывают глаза, а воспитатель тем временем прячет флажки (по числу детей ) в разных местах.

«Пора искать флажки!» - говорит воспитатель. Дети открывают глаза и идут искать. Тот, кто находит, возвращается на свое место. Когда все дети найдут флажки, они встают друг за другом и идут вдоль площадки. Впереди колонны идет тот, кто первым нашел флажок. По сигналу «на места!» дети садятся на стулья, и игра начинается снова.

Указание к игре. Воспитатель должен следить за тем, чтобы дети брали один флажок. Хорошо проводить эту игру в лесу, на полянке : можно прятать флажки в траве, в кустах, за деревьями.

Пойдем гулять

Ход игры . Дети сидят на стульях, расставленных по сторонам площадки (комнаты) . Воспитатель подходит к кому-нибудь из детей и зовет его с собой . Названный ребенок становится за воспитателем. Следующий становится за первым и т. д. Педагог собирает 6-8 человек и 1-2 раза обходит с ними площадку. По сигналу «домой, домой!» дети бегут на свои места. Воспитатель подходит к другим детям, и игра продолжается.

Найди свой цвет

Материал. Флажки 3-4 цветов (по числу детей и еще по одному каждого цвета) .

Ход игры . Дети получают флажки : одни зеленые, другие синие, третьи желтые - и группируются по 4-6 человек в разных углах комнаты (площадки) . В каждом углу воспитатель ставит на подставке цветной флажок (зеленый, синий, желтый) .По сигналу воспитателя «идите гулять!» дети расходятся по площадке (комнате) группами или в одиночку . По новому сигналу «найди свой цвет!» дети бегут к флажку соответствующего цвета.

Ход игры . Вначале дети играют в эту игру так же, как в предыдущей группе (см. стр. 29, затем игра усложняется. После слов «. да не лопайся» дети не присаживаются, а воспитатель говорит : «Полетели пузыри!» Дети разбегаются кто куда хочет (в пределах площадки, а воспитатель говорит «полетели, полетели, полетели» . Затем воспитатель снова предлагает детям встать в круг, и игра возобновляется.

Игру можно повторить 3-4 раза .

Скворечники

Ход игры . На площадке чертятся кружки : на один меньше числа играющих. Это - скворечники. Все дети - скворцы. Они свободно бегают - летают по площадке. На сигнал «по домам!» все бегут к скворечникам. Кто-то из детей остается без скворечника. Игра повторяется несколько раз .

Указания к игре. Заканчивая игру, педагог (пока дети бегают) чертит еще один кружок. Когда дети возвращаются, у каждого оказывается скворечник

Поймай комара

Материал. Прут длиной 1 -1,5 м, шнур длиной 0,5 м, картонный комар.

Ход игры . Играющие становятся по кругу на расстоянии вытянутых рук друг от друга, лицом к центру. Воспитатель находится в середине круга. Он держит в руках прут с привязанным на шнуре картонным комаром. Воспитатель проводит прутом окружность (кружит комара) немного выше головы играющих. Когда комар летит над головой, дети подпрыгивают, стараясь его поймать. Тот, кто схватит комара, говорит : «Я поймал!» Затем воспитатель снова проводит прутом окружность.

Указания к игре. Перед каждым повторением игры воспитатель должен напомнить, чтобы дети отступили на 1-2 шага назад, так как они немного сужают круг при подпрыгивании Вращая прут с комаром, воспитатель должен то опускать, то поднимать его, но на такую высоту, чтобы дети могли достать комара.

Вариант игры . Если группа играющих небольшая , педагог может бежать впереди, держа в руке прут с картонным комаром, а дети будут его догонять.

Через ручеек

Ход игры . К игре привлекается группа детей (6-8 человек) .

На площадке воспитатель чертит две линии на расстоянии 1,5-2 м одна от другой - это ручеек. Играющие стоят у черты - на берегу ручейка, они должны перейти его по камешкам (четко начерченным кружкам, не намочив ног. Расстояние между кружками должно быть таким, чтобы дети могли перепрыгивать с одного на другой.

Одновременно через ручеек переходят 2-3 ребенка, остальные вместе с воспитателем наблюдают за ними. Те, кто намочил ноги - оступился, идут сушить их на солнышко - садятся на скамейку. Затем они снова включаются в игру; воспитатель всячески их поощряет, помогает перейти на другой берег.

Ход игры . Дети изображают коней. Воспитатель собирает их в одном конце комнаты или площадки и читает стихотворение :

Гоп-гоп-гоп!Ты скачи в галоп!

Ты лети, конь, скоро-скоро

Через реки, через горы,

Все в галоп, в галоп!

Гоп-гоп-гоп!

С последними словами дети подпрыгивают, продвигаясь вперед. По сигналу воспитателя «домой!» ребята спокойно возвращаются на место. Педагог повторяет текст , и «кони» снова скачут по всей комнате. ,

Указание к игре. Следует строго следить, чтобы дети не двигались с места, пока воспитатель не закончит читать все стихотворение.

Материал. Пластмассовые кегли, шары.

Ход игры . Кегли следует установить с интервалами 10-15 см друг от друга. Дети прокатывают по одному шару с расстояния 1-1,5 м. Воспитатель отмечает, кто из детей попадает в кегли ; помогает тем, кому это не удается, не фиксируя внимание на неудаче.

Докати мяч

Материал. Разноцветные мячи (шары) диаметром 6-8 см; флажок, корзина.

Ход игры . Воспитатель дает детям разноцветные мячи или шары небольшого размера и предлагает прокатить их до флажка (линии, находящегося на небольшом расстоянии от детей . Воспитатель отмечает тех, кто хорошо докатывает мяч, поощряет не справившихся с заданием, дает возможность прокатить мяч еще и еще раз. Когда дети прокатят мячи по нескольку раз, воспитатель предлагает собрать их все в корзину.

Прокати шарик к своему флажку

Материал. 2-3 флажка разных цветов, шарики соответствующих цветов (по числу участников) .

Ход игры . На одной стороне площадки или комнаты проводят черту, за которой стоят дети. На противоположной стороне на расстоянии 1-1,5 м ставят флажки, разные по цвету. Воспитатель раздает детям шарики 2-3 цветов, соответствующих цвету флажков. Затем предлагает посмотреть, какого цвета у каждого шар, встать против флажка того же цвета и прокатить к нему шар. Когда все дети прокатят шары, воспитатель просит сложить их в корзинку, а затем снова раздает их детям и игра повторяется .

Наседка и цыплята

Материал. Веревка с нанизанными на ней флажками, стойки.

Ход игры . Дети изображают цыплят, а воспитатель - наседку.

На одной стороне комнаты или площадки огорожено место - это дом (веревка с нанизанными на ней флажками натягивается между деревьями или стойками на высоте 40-50 см). В доме помещают «наседку» с «цыплятами» .Наседка отправляется на поиски корма.

Через некоторое время она зовет цыплят : «Ко-ко-ко-ко» .

По этому сигналу «цыплята» подлезают под веревку, бегут к «наседке» и вместе с ней гуляют по площадке.

После того как все дети подлезли под веревку и немного побегали по площадке, воспитатель дает сигнал «большая птица!» . Все «цыплята» бегут домой.

Игра повторяется несколько раз .

Птички в гнездышках

Материал. Рейки (строительный материал) .

Ход игры . В разных концах площадки или комнаты устраивают 3-4 гнезда (с помощью реек или строительного материала) . «Птицы» (дети) размещаются в гнездах.

По сигналу воспитателя они вылетают из гнезд (перешагивают через препятствие) и разлетаются по всей площадке. Воспитатель кормит птиц то на одной, то на другой стороне площадки : дети присаживаются на корточки, ударяя кончиками пальцев по коленям (клюют корм) . Они еще немного бегают, а потом воспитатель говорит : «Птички, в гнезда» . Дети бегут и, снова перешагивая через препятствия, занимают свои гнезда.

Мыши в кладовой

Материал. Веревка.

Ход игры . «Мыши» (дети) сидят в норках - на стульях или на скамейках, поставленных вдоль стены комнаты или по одной стороне площадки. На противоположной стороне площадки на высоте 40-50 см протянута веревка. Это кладовая. Сбоку от играющих сидит «кошка» , роль которой вначале исполняет воспитатель, а затем дети. «Кошка» засыпает, и «мыши» бегут в кладовую. Проникая в кладовую, они нагибаются, чтобы не задеть веревку. Там они присаживаются и делают вид, что грызут сухари или другие продукты. «Кошка» внезапно просыпается, мяукает и бежит за «мышами» . «Мыши» убегают в норки (воспитатель не ловит детей , а только делает вид, что хочет поймать их). Возвратившись на место, «кошка» засыпает, и игра возобновляется.

Указание к игре. Во второй половине года , когда дети усвоят правила, можно ввести усложнение : пойманные «мышки» пропускают одну игру (остаются сидеть на стульчиках возле «кошки» , а при последующем повторении снова играют .

Птица и птенчики

Ход игры . Воспитатель приглашает детей играть и объясняет :

Я буду птица, а вы - мои птенчики.

Она чертит большой круг.

Вот какое большое у птицы гнездо! Заходите в него!

Дети входят в круг и присаживаются на корточки. Воспитатель дает сигнал «полетели, полетели за кормом!» . «Птенцы» выпрыгивают из гнезда и летают по всей комнате, «птица-мать» (воспитатель) летает вместе с ними. Затем она говорит «полетели домой» . «Птенцы» летят дом

Береги предмет

Материал. Кубики или другие предметы (на один меньше числа играющих) .

Ход игры . Играющие образуют круг. Они стоят, немного расставив ноги и держа руки за спиной. У ног каждого ребенка лежит кубик (или другой предмет) . Один ребенок (водящий) находится в середине круга. Водящий старается взять то у одного, то у другого ребенка кубик. Желая уберечь его, играющий, к которому устремляется водящий, приседает, закрывает кубик руками и не дает до него дотронуться. Как только водящий отходит, играющий встает. Ребенок, не защитивший свой кубик, выходит из круга. Он временно не участвует в игре.

Когда водящему удается взять кубик у 2-3 играющих, назначается новый водящий. При перемене водящего дети, стоявшие за кругом, возвращаются в круг, и игра повторяется .

Правила. Закрывать кубик только тогда, когда к нему подходит водящий. Как только водящий отходит, тотчас вставать.

Мы топаем ногами

Ход игры . Играющие становятся в круг на таком расстоянии друг от друга, чтобы при движении не задевать соседей. Воспитатель вместе с детьми произносит текст медленно, с расстановкой, давая детям возможность сделать то, о чем говорится в стихотворении :

Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками.

Киваем головой.

Мы руки поднимаем.

Мы руки опускаем,

Мы руки подаем

С этими словами дети дают руки друг другу, образуя круг. Далее они продолжают :

И бегаем кругом,

И бегаем кругом.

на одном выдохе и многократного произношения звука [п] на одном выдохе; развивать умение сочетать произнесение звука с началом вздоха.

Для игры нужно подготовить большую миску с водой, сигнальные флажки и несколько бумажных корабликов. Миску нужно поставить на маленький столик, а детей рассадить на стульчики полукругом вокруг стола.

— Сегодня я предлагаю вам попутешествовать на корабликах. Мы с вами живем в… Отметим флажком наше местоположение. (Ведущий устанавливает флажок на одной стороне миски и располагает возле него один кораблик).

— Куда бы вы хотели отправиться? (Дети называют любые города или страны, и педагог устанавливает другой флажок с противоположной стороны миски).

— Нам дует попутный ветер. Он спокойный, но сильный. Попробуем сымитировать его. Нужно сложить губы трубочкой и, не надувая щек на одном выдохе протяжно произнести звук [ф].

— А теперь появился порывистый резкий ветер. Чтобы показать его нужно, на одном выдохе прерывисто произносить несколько раз звуки [п-п-п].

Дети должны по очереди подходить к миске, назвать, куда они хотят отправиться и помочь кораблику добраться к месту назначения.

Игра «Светофор»

Цель: учить воспринимать на слух слова, находить речевые ошибки; правильно произносить слова.

Дети получают два кружочка, которые обозначают сигналы светофора. Зеленый кружочек нужно показывать, если услышишь правильное произношение слова, красные — если неправильное.

Желательно перед проведением такой игры провести исследование в группе и определить, какие слова дети произносят неправильно. Затем включить эти слова в игру.

Игры для познавательного развития детей второй младшей группы

Целью игр, направленных на познавательное развитие ребенка, является:

  • развитие интересов, познавательной активности и мотивации, любознательности;
  • формирование навыков познавательной деятельности;
  • формирование представлений ребенка о себе и других людях, об объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях между ними;
  • ознакомление с понятиями «Отечество», «родина», основными социокультурными ценностями и традициями своего народа.

Игра «В лес за грибами»

Цель: формирование представлений о количественных отношениях между предметами «один — много».

Для проведения игры необходимо подготовить изображение большой полянки, на которой расположено несколько фигурок грибочков. Детям нужно раздать корзинки.

— Дети, мы пришли в лес на грибную полянку. Посмотрите, сколько здесь грибов? (Много).

— А теперь каждый из вас сорвет по одному грибу. Ответьте мне по очереди, сколько грибов в вашей корзинке. Сколько у тебя, Витя? (У меня один гриб).

Педагог должен спросить каждого ребенка.

— Давайте сложим все грибы в мою корзинку. Сколько получилось у меня грибов? (Много). А у вас? (Ни одного).

Игра «Упакуй подарок»

Цель: формировать понятие «большой», «маленький», «толстый», «тонкий»; учить соотносить предметы по размеру.

Ведущий предлагает детям пойти на День рождения к Машеньке. Для этого им нужно купить подарок. Каждый выбирает куклу (на картинках изображены куклы разные по размеру и толщине).

Теперь нужно подарок упаковать, а для этого детям нужно «купить» пакет, который будет соответствовать размеру куклы. При этом каждый ребенок должен объяснить свой выбор упаковки: «Я купил этот пакет, потому что моя кукла…».

После этой игры можно обсудить, как нужно правильно вручать и принимать подарки.

Игра «Что где растет»

Цель: учить группировать предметы на овощи и фрукты; развивать быстроту реакции, дисциплинированность, выдержку.

Для игры необходимо подготовить картинки с изображением огорода и сада и предметные картинки (или муляжи) овощей и фруктов.

Дети делятся на две команды: садоводы и овощеводы. По сигналу каждая команда должна собрать свои предметы. Побеждает та команда, которая выполнит задание быстрее.

Картотека игр для художественно-эстетического развития

Игры для художественно-эстетического развития проводятся для:

  • закладывания предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусств;
  • формирования эстетического отношения к природе и окружающему миру;
  • реализации самостоятельной творческой деятельности.

Игра «Собери капельки в стакан»

Цель: научить разбираться в цветах и их оттенках; учить соотносить предметы по цвету.

Для игры нужно подготовить стаканчики и картинки разноцветных капель.

Педагог обращается к детям:

— Я положу в этот стаканчик капельку синего цвета. Давайте наполним стакан. Добавьте свои капельки такого же цвета.

У каждого ребенка должен быть набор из капелек всех нужных цветов.

Игра «Узнай и дорисуй»

Цель: развивать у детей чувство симметрии; учить точно передавать форму предмета, штриховать.

Для игры необходимо сделать карточки, на которых нарисованы только половинки различных предметов: цветок, солнышко, листочек и т.д. Детям предлагается дорисовать недостающую часть предмета, а потом заштриховать рисунок.

Игра «Красиво — некрасиво»

Цель: учить выявлять нарушения в композиции рисунка, его цветовой гамме, формировать эстетический вкус.

Детям предлагаются разные картинки. Они должны определить, в какой цветовой гамме выполнен каждый рисунок, а затем найти и назвать предмет, который разукрашен в неподходящий цвет и нарушает общую композицию.

— Ребята, посмотрите на рисунок. Что вы здесь видите?

— Какой цвет преобладает? Какие цвета похожи на него?

— Какой предмет выделяется по цвету, кажется здесь лишним?

Такую игру можно проводить фронтально или разделить детей на группы.

Игры, способствующие физическому развитию

Игры, способствующие физическому развитию, нацелены на:

  • формирование у детей навыков двигательной деятельности;
  • развитие координации, равновесия, моторики рук и гибкости;
  • правильное формирование опорно-двигательного аппарата;
  • обучение правильному выполнению основных спортивных движений;
  • формирование навыков здорового образа жизни.

Игра «Качели»

Цель: учить выполнять различные ритмичные движения; развитие координации и равновесия.

Ведущий предлагает детям повторять за ним строчки стихотворения и выполнять соответствующие движения.

Все лето качели

Качались и пели,

И мы на качелях

На небо летели.

(Дети начинают качать руками впе-ред-назад, в приседании слегка пружиня ноги в коленях).

Настали осенние дни.

Качели остались одни.

(Уменьшают интенсивность движений и постепенно останавливаются).

Лежат на качелях

Два желтых листка.

И ветер качели

Качает слегка.

(Снова потихоньку начинают двигать руками).

Игра «Музыкальный стульчик»

Цель: формировать навыки двигательной деятельности, учить бегать по кругу, развивать внимательность, учить действовать по сигналу.

Для начала игры нужно по центру комнаты поставить в круг несколько стульчиков (на один меньше, чем количество участников). Дети должны стать в кружок вокруг стульев. Воспитатель включает музыку.

Пока звучит музыка, дети бегают по кругу. Как только музыка остановится, каждый должен сесть на отдельный стульчик. Одному ребенку стульчика не хватит. Он выходит из игры и стульчик убирается. Дальше игра повторяется. Так продолжается до тех пор, пока не останется один ребенок.

Игра «На прогулке»

Цель: разучить физические упражнения в движении, профилактика плоскостопия.

Перед началом игры дети выстраиваются в колонну. Воспитатель сообщает им, что они отправляются на прогулку, и просит их слушать его рассказ и повторять все движения.

— Мы идет по тропинке (дети идут друг за другом).

— Нам надо перейти через лужу (идут на пяточках).

— Подошли к яблоньке и хотим попробовать ее яблочки. Дотянитесь до них (идут на носочках).

— Надо перепрыгнуть через ручей (прыгают).

— Повстречали медвежонка, покажите, как он ходит (идут на внешней стороне стопы).

Ведущий может предлагать разные варианты движений. Для одного сеанса игры детям озвучивается не более пяти разных заданий.

Реализация всех пяти образовательных областей обеспечивает комплексный подход к развитию ребенка. Во второй младшей группе такая работа должна планироваться и проводиться с учетом возрастных особенностей детей 3-4 лет. При проведении игр необходимо добиваться создания атмосферы, способствующей эмоциональному благополучию ребенка и формированию у него позитивного отношения к себе, окружающим и к познавательной деятельности.

Дружные ребята

Цели: воспитывать у детей дружеские чувства и доброжелательные отношения; научить внимательно слушать воспитателя и выполнять предложенные им действия; закрепить навык обращаться друг к другу по имени; развивать творческие способности и двигательные навыки.

Воспитатель предлагает детям поиграть и внимательно проследить, что он будет говорить. А затем обращается к детям:

Таня, Танечка, дружок,

В хоровод скорей входи,

Плясовую заводи! Под музыку дети исполняют плясовые движения.

Саша, Сашенька, дружок,

К нам скорей вставай в кружок!

За руки возьмем друг друга,

Побежим мы все по кругу!

Лена, Леночка, дружок,

К нам скорей вставай в кружок!

Ты старайся не зевать,

А быстрее мяч поймать! Воспитатель кидает мяч Леночке, затем другим детям.

Что бывает и что не бывает

Цели: развивать у детей познавательные процессы и волевые качества; закрепить знания детей об окружающем мире; работать над формированием грамматического строя речи; стимулировать мыслительные процессы; вырабатывать быстроту реакции. Оборудование: мяч.

Воспитатель предлагает детям встать в круг и тот, кому он кинет мяч, должен что-нибудь рассказать про предмет, который будет назван.

Снег — холодный, белый, пушистый...

Солнце — жаркое, яркое...

Молоко — вкусное, белое, полезное...

Колобок — круглый, румяный, веселый...

Карандаш — красный, зеленый, синий...

Дождик — сильный, мокрый, холодный...

Выигрывает тот, кто больше дал правильных ответов.

Предмет и действие

Цели: закрепить знания детей о свойствах предметов; способствовать обогащению и расширению словарного запаса детей; совершенствовать речь, мышление, память.

Оборудование: мяч.

Воспитатель предлагает детям встать в круг. Сам стоит в середине круга и, кидая мяч ребенку, называет существительное, а ребенок в ответ должен назвать действие.

Рыба — плавает

Мальчик — ходит (прыгает, бежит)

Самолет — летает

Кошка — спит (царапается, мяукает)

Утка — плавает

Медведь — ходит (ревет)

Сорока — кричит

Ручеек — бежит и т.д.

Топ-топ

Цель: развивать чувство ритма, координацию движений.

Дети сидят или стоят в кругу. Вместе с воспитателем начинают топать под считалку:

Топ-топ, кто идет,

Хлоп-хлоп, что несет?

Топ-топ, мы идем,

Хлоп-хлоп, мы несем. — Что?

Дети поочередно говорят, что они «несли», и пальчиком в воздухе, как карандашом, рисуют то, что они «несли». В эту игру можно и нужно играть с разной скоростью — в разных темпах. Она развивает не только чувство ритма, но и пространственное воображение, координацию движений.

Аист и лягушки

На земле или на асфальте рисуется игровое поле — большое озеро с бухтами, мысами, островками. «Лягушки» сидят в озере. Они не могут выпрыгивать на сушу. Вокруг озера бегает «аист». Ему нельзя заходить в воду, но он может прыгать с острова на остров. При этом аист пытается поймать лягушку. Каждая пойманная лягушка выходит из игры. Последняя становится новым аистом.

Ниточка — иголочка

Цель: развивать ловкость, координацию движений.

По считалке выбирают водящего — «иголочку». К нему присоединяются по желанию несколько человек — «ниточка». Остальные произвольно размещаются на площадке, стоя по одному. Игроки, составляющие «ниточку» и «иголочку», берутся за руки, образуя цепочку. Впереди — «иголочка».

«Иголочка» бежит между стоящими, делая самые неожиданные повороты, зигзаги, а «ниточка» должна точно повторить ее путь.

Передай

Цели: формировать готовность делиться друг с другом; развивать мелкую моторику рук.

Вы заворачиваете подарок в несколько слоев бумаги. Каждый слой закрепляется липкой лентой, фиксируя бумагу в двух-трех местах. Предложите детям, по очереди разворачивать один за другим эти слои. Разворачивание происходит под музыкальное сопровождение. Когда музыка оборвется, ребенок должен передать «похудевший» сверток малышу по соседству. С каждым разом музыка прерывается все чаще, и дети с трудом передают сверток друг другу, но соблюдение правил строго обязательно. Чтобы дети не чувствовали себя обделенными, подарите в конце игры каждому по маленькому сувениру.

Ярмарка

Цели: развивать координацию движений; формировать доброжелательное отношение детей друг к другу.

Дети стоят в кругу. Это — «продавцы». Руки держат за спиной, в руках мелкие предметы разных цветов — красный, оранжевый, зелёный, фиолетовый и т.д. Можно использовать кубики, шарики или заготовленные заранее картонные кружки. В центре круга находится ребенок. Он — покупатель. Дети все вместе произносят слова, под которые ребенок-покупатель поворачивается вокруг себя, вытянув вперед руку, наподобие стрелки.

Ваня, Ваня, покружись,

Всем ребятам покажись,

И какой тебе милей,

Укажи нам поскорей! Стоп!

На последнем слове ребенок останавливается.

— Что угодно для души? Все товары хороши!

Ведущий. Хочу фрукт! (или овощ, ягоду, цветок)

Теперь ребенок, «принявший заказ», должен предложить фрукт, цвет которого совпадает с игрушкой, спрятанной у него за спиной.

Продавец (протягивает желтый кубик). На тебе грушу.

Эстафета «Классики»

Оборудование: обручи (13 шт.), поворотная стойка.

Если любите вы прыгать,

Если сила есть у вас,

Прыг-скок, прыг-скок,

Через кочки и мосток.

Ребята, приглашаем вас

Попрыгать в классики сейчас!

На земле (полу) лежат обручи, чередуясь цепочкой: один-два, один-два и т.д. Необходимо выполнить прыжки: там, где лежит один обруч, прыжок на одну ногу, там, где лежат два обруча, прыжок ноги врозь, затем обежать поворотную стойку, тем же путем вернуться к своей команде и передать эстафету следующему игроку.

Эстафета «Снежный ком на лопатке»

Цели: развивать ловкость, координацию движений.

Оборудование: детские лопатки; поворотная стойка (это может быть снеговик или любая снежная фигура).

У первого игрока в руке детская лопатка, на ней небольшой снежный комок. По сигналу надо добежать до поворотной стойки, Удерживая комок на лопатке, обежать ее и вернуться к своей команде, передав лопатку со снежным комком следующему игроку.

Если игрок потерял снежный комок или уронил лопатку, он возвращается к своей команде, кладет на лопатку новый комок и выполняет свое задание сначала.

Хоккей

Цели: развивать ловкость, координацию движений.

Оборудование: клюшка и шайба у каждой команды; поворотные стойки (кегли или снежные комки).

У первого игрока — клюшка и шайба. По сигналу он начинает вести клюшкой шайбу змейкой между стойками до поворотной стойки, огибает ее и тем же путем возвращается к своей команде, передав клюшку и шайбу следующему игроку.

Трамвай

Цели: развивать внимание, координацию движений.

Оборудование: шнур достаточной длины, три разноцветных флажка (желтый, красный, зеленый), колокольчик (привязывают к концу шнура).

Дети построены парами. Свободными руками они держатся за шнур (концы его связаны). Это трамвай. Воспитатель стоит с гремя цветными флажками. Он объясняет, что на зеленый сигнал надо двигаться, на красный и желтый останавливаться. Воспитатель поднимает зеленый флажок — трамвай едет, дети бегут вокруг комнаты. Добежав до воспитателя (светофора), дети смотрят, не сменился ли цвет. Если цвет по- прежнему зеленый, то движение трамвая продолжается, если поднят красный или желтый флажок, малыши останавливаются и ждут, когда появится зеленый, чтобы можно было снова двигаться.

Во время игры детей знакомят с правилами уличного движения. При небольшом количестве участников можно ставить их не парами, а в одну колонну. Сюжет игры можно развернуть — на пути сделать остановку. Пассажиры сидят и ждут трамвая. Подъезжая к остановке, трамвай замедляет ход и останавливается. Одни пассажиры выходят, другие входят. Чтобы войти или выйти из трамвая, дети приподнимают шнур, на конце которого привязан колокольчик. Ребенок, стоящий последним (кондуктор), дает звонок, трамвай трогается.

Проведи друга по лабиринту

Цели: развивать пространственное ориентирование, координацию движений, равновесие; закрепить в речи слова, обозначающие пространственное ориентирование.

Из играющих выбираются по одному спасателю, инструктору и пострадавшему. Важно предоставить каждому ребенку возможность быть спасателем и инструктором.

Остальные дети размещаются по группе, имитируя различные препятствия: провалы в дороге, завалы, обрушения и т.д.

«Спасателю» завязывают глаза. Он должен пройти маршрут, не наталкиваясь на препятствия, и добраться до конечной цели — до «пострадавшего», подчиняясь командам «инструктора».

«Инструктор» дает ему распоряжения: «Два шага вперед. Один шаг влево. Повернись направо. Нет, налево». Когда «спасатель» доходит до конечной точки маршрута, «пострадавший» дает команду голосом: «Ты у цели». Это означает, что игра окончена.

Выбираются новые «инструктор», «спасатель», «пострадавший» и «препятствия» по-другому размещаются в игровом пространстве.

Лошадки

Цели: развивать внимание, ловкость, быстроту реакции.

Оборудование: прыгалки или веревочки по количеству детей, ленточка.

Все участники игры делятся на тройки, в каждой тройке кучер и две лошадки. Водящий по ходу игры подает различные команды, лошадки их выполняют, а кучер управляет и внимательно смотрит, точно ли выполняют лошадки все движения.

Лошадки идут шагом, бегут галопом по кругу, поворачивают налево, направо и т.д.

На слова «Найдите своего кучера!» лошадки как можно быстрее находят его.

При повторении игры в каждой тройке кучер меняется.

Лошадки точно должны выполнять все команды. Кучер, чьи лошадки ошибаются, получает штраф — к его вожжам привязывают синюю ленточку.

Самой трудной ролью в этой игре является роль водящего, который придумывает различные движения для лошадок. Поэтому, когда игра проводится впервые, роль водящего выполняет воспитатель. В конце игры, чтобы тройки собрались вместе, можно дать новое задание: «Кучер, найди своих лошадок!»

Игра заканчивается, как только в тройке играющих все выполнят роль кучера. В конце игры отмечается лучшая тройка.

Салка на одной ноге

Цели: развивать внимание, быстроту реакции, координацию Движений, ловкость.

Оборудование: небольшой яркий платок.

Дети расходятся по площадке, закрывают глаза, руки у всех за спиной. Ведущий проходит среди них и незаметно в руки одному из игроков дает платочек. На команду «Раз, два, три — смотри!» дети открывают глаза. Стоя на месте, они внимательно оглядывают друг друга. Ребенок с платком неожиданно поднимает его над головой и говорит: «Я салка!»

Участники игры, прыгая на одной ноге, пытаются уйти от салки. Тот, кого салка коснулся рукой, идет водить. Ребенок берет платок, поднимает его над головой и говорит: «Я салка!» Игра повторяется.

Если дети устали, они могут прыгать то на правой, то на левой ноге. Когда меняются салки, играющие могут встать на две ноги. Салка тоже прыгает, как и все играющие, на одной ноге.

Платок

Цели: развивать быстроту реакции, ловкость, координацию движений.

Оборудование: яркий платочек небольшого размера.

Все участники игры встают в круг. Водящий с платочком идет за кругом, кладет платочек на плечо одному из играющих и быстро бежит по кругу, а тот, кому положили платок, берет его в руки и бежит за водящим. И тот и другой стараются занять свободное место в круге.

Если игрок с платком догонит водящего и сможет положить ему платок на плечо, прежде чем тот займет свободное место в круге, тот вновь становится водящим, а игрок, отдавший платок, становится на свободное место.

Если же убегающий первым встанет в круг, то водящим останется игрок с платком. Он идет по кругу, кому-то кладет платочек на плечо и игра продолжается.

Во время игры дети не должны перебегать через круг. Во время бега не разрешается задевать руками детей, стоящих в круге. Стоящие игроки не должны задерживать бегущих. Играющие не должны поворачиваться в то время, когда водящий выбирает, кому положить платок.

Чем больше детей примут участие в этой игре, тем шире будет круг, а это значит, что надо больше приложить усилий, чтобы занять свободное место. Дети в круге стоят друг от друга на расстоянии шага.

Мячик вверх!

Цели: развивать быстроту реакции, координацию движений, ловкость.

Оборудование: яркий мяч.

Дети встают в круг, водящий идет в его середину и бросает мяч со словами «Мячик вверх!» Играющие в это время должны как можно дальше отбежать от центра круга. Водящий ловит мяч и, поймав, кричит: «Стой!» Все должны остановиться, а водящий, не сходя с места, бросает мяч в того, кто стоит ближе всех к нему. Тот, в кого попали, становится водящим. Если же водящий промахнулся, то он снова водит, и игра начинается снова.

Водящий бросает мяч как можно выше и только после слов «Мячик вверх!», ему разрешается ловить мяч с одного отскока от земли. Если кто-то из играющих после слов «Стой!», продолжал двигаться, он должен сделать три шага в сторону водящего. Убегая от него, дети не должны прятаться за постройки и деревья.

Ребята встают в круг близко друг к другу. Место водящего в центре круга лучше очертить небольшим кружком. Дети в игре должны быть очень внимательны, быстро реагировать на команды.

Листочки

Цель: закрепить знания об осени.

Оборудование: осенние листья.

Начало игры — рассматривание осенних листочков. Каждый ребенок находит себе листок, показывает и называет, какой лист, с какого дерева, какого цвета.

Воспитатель рассказывает о том, что когда дует ветер, листья медленно летят, кружатся, так как они легкие. Когда ветер затихает, медленно опускаются на землю.

Солнечный зайчик

Цели: закрепить понятия «вверх», «вниз», «в сторону».

Оборудование: маленькое зеркальце.

Воспитатель держит в руках маленькое зеркальце и говорит детям, что к ним пришел в гости солнечный зайчик. Он прыгает в разных направлениях: вверх, вниз, вбок... Предлагает поиграть с ним.

Где что найдешь?

Цели: закрепить умение группировать предметы по их назначению.

Оборудование: предметы или картинки, изображающие посуду, мебель, одежду и т.д.

По всей площадке воспитатель расставляет предметы, например, шкафчик для одежды, коробку для игрушек, ящик для инструментов и т.д. и предлагает все разбросанные предметы (картинки) убрать на места.

Когда все вещи разложены, проверить, правильно ли, если нет, то всем вместе подумать, как нужно сделать.