Казачество одно из направлений патриотического воспитания. Антизападный патриотизм казаков

В понедельник, 13 августа, в Темнолесском филиале Спасо – Преображенского реабилитационного центра состоялось открытие первого военно – патриотического форума казачьей молодежи Юга России «Казачье единство – 2012».


Делание добра всегда объединяет разрозненные силы общества. Форум явил собой картину деятельного участия, реальной работы лучших общественных сил. Пусть не вчера – сегодня, – активная, твердая, право верующая молодежь принимает в ней участие; будет принимать и завтра. То, что событие было не показным отчетом о проводимой социальной работе – чувствовали, а значит знали – все его участники. Чувство праздника в слиянии с событием – форумом – встречами – работой. Работой каждого – от повара до депутата, от рядового казака до золотопогонного атамана, от стройных казачек в седле до концертных ведущих. Работа. Отдых. Служение.

Состав участников форума является срезом жизни всего Юга России. Делают эту жизнь и те, кто был из нее вырван (реабилитанты), и казаки (возрождающееся сословие, которое представляет сегодня реальную силу), и административный аппарат (люди, уполномоченные принимать решения и исполнять – каждый на своем месте). Единство – то, что всегда было, есть и будет необходимо всем жителям нашего региона, России. А вера православная и единство нераздельны.
Встречали Владыку Кирилла у входа в Темнолесский филиал Спасо – Преображенского реабилитационного центра благочинный церквей Михайловского округа протоиерей Игорь Подоситников и руководители края.

Открылся форум выступлением митрополита Кирилла. Владыка возглавляет отдел Священного Синода Русской Православной Церкви по взаимодействию с казачеством. Архиерей в обращении к гостям и участникам форума пожелал: « как можно больше нужно проводить подобных мероприятий – для того, чтобы провести сегодня некую идентификацию нашей молодежи, наших жителей Ставрополья, особенно Юга России, с тем, чтобы мы себя ощутили русскими, православными, казаками, наследниками традиций наших предков». Митрополит также в своем архипасторском слове отметил тот факт, что несмотря на то, что все не так просто, казачество сегодня – это уже серьезная общественная сила, которая готова служить и служит нашему отечеству. «Казачество, – защитное сословие России. Сегодня очень важно, чтобы мы, участники форума, помогли идентифицировать себя казаками.

Государство в свое время разрушало казачество, и пыталось уничтожить совсем. Поэтому государству сегодня и поднимать казачество. Если оно считает, что казачья отвага, служение казаков отечеству будет не лишним. Если государство будет считать, что казачество – важная составляющая в целом России, особенно на южных рубежах. Для этого сегодня православная Церковь, губернатор нашего края, законадательные органы власти, все присутствующие на форуме делают очень много. Президентский совет по казачеству, Александр Дмитриевич Дубров лично, и я буду способствовать, насколько это возможно, всему – чтобы помогать возрождению казачества. Я, как духовный руководитель, буду содействовать и воцерковлению казачества. Все время говорю, в том числе и мусульманам: если вы будете знать правильно свои традиции не фундаменталистского, не сектанского ислама, и воспитывать так своих детей, то вы будете нормально относиться, приезжая на Ставрополье, в другие регионы Российской Федерации, и уважать традиции тех, к кому вы приезжаете. В том числе и вам, юным казакам, в первую очередь нужно изучать свои традиции: знать православные казачьи устои. Так и вы будете нормально относиться ко всем тем, которые исповедуют традиционные ценности нашей России. Тогда все будет хорошо в вашей жизни, и в нашей стране». Митрополит Кирилл поблагодарил всех организаторов форума, в числе которых основатель Спасо – Преображенского реабилитационного центра, депутат Ставропольской краевой Думы Николай Олегович Новопашин. Как чиновник, как человек, он реальными делами способствует оздоровлению общества, а значит, вкладывает немалую долю участия в его нравственное, моральное развитие.

Далее последовал молебен - у стен возведенного храма. Владыке Кириллу сослужили старший диакон митрополии Андрей Гурьев. Пел хор Ставропольской Православной Духовной Семинарии под управлением регента Даниила Чукарина.

После молитвы, которая так необходима каждому православному человеку, с которой начинается всякое доброе дело, на первом военно – патриотическом форуме казачьей молодежи Юга России «Казачье единство – 2012» выступили люди, облеченные властью – те, на которых лежит ответственность за настоящее и будущее Юга России. Это председатель Думы Ставропольского края Юрий Васильевич Белый, депутат Государственной Думы Российской Федерации Ольга Михайловна Казакова, заместитель председателя правительства Ставропольского края Сергей Николаевич Осачий, ректор государственного университета имени Разумовского, член комиссии при Президенте по делам казачества Валентина Николаевна Иванова, атаман Терского войскового казачьего общества Василий Павлович Бондарев. С приветственным словом к гостям и участникам форума обратилась министр образования Ставропольского края Кувалдина Ирина Владимировна. Выступил и министр социальной защиты населения Ставропольского края Алексей Павлович Карабут. Было предоставлено слово первому заместителю атамана Всевеликого Войска Донского, директору Департамента по делам казачества и кадетских учебных заведений Ростовской области, казачьему полковнику Игорю Валентиновичу Козарезову. Выступили и заместитель начальника Управления федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Ставропольскому краю, полковник полиции Виталий Николаевич Черкашин, первый заместитель председателя региональной общественной организации «Союз генералов», генерал – майор Костюнин Владислав Александрович. Также перед собравшимися на форум выступил глава администрации Шпаковского муниципального района Ставропольского края Александр Семенович Шишкарев. Общий лейтмотив выступления всех руководителей: при адекватной оценке сложившейся ситуации, всемерно поддерживать правильными решениями казачество, способствовать его возрождению, опираясь на опыт старшего поколения и на казачью молодежь.

Также на открытии первого военно – патриотического форума казачьей молодежи Юга России «Казачье единство – 2012». присутствовали депутат Думы Ставропольского края, председатель комитета по бюджету, налогам и финансово – кредитной политике Андрющенко Игорь Васильевич; Сергей Арнольдович Шевырев – депутат Думы Ставропольского края, член комитета по безопасности и межпарламентским связям, ветеранским организациям и казачеству; Борис Иванович Холодов, директор центра молодежных проектов; Игорь Викторович Лавров, чемпион мира и победитель Европы по гандболу; Фалько Александр Николаевич – заместитель председателя комитета Ставропольского края по делам национальностей и казачества; Ханин Андрей Борисович, президент Федерации айкидо Ставропольского края, Судавцов Дмитрий Николаевич – первый заместитель Думы Ставропольского края; а также почетный гость форума, народный артист РСФСР, лауреат государственной премии, Анатолий Борисович Кузнецов.

Продолжилось действо у музея казачьего генерала Ермолова. Праздничный концерт, несмотря на моросивший дождь, собрал ценителей хорового народного и казачьего пения.
Таков был первый день работы первого военно – патриотического форума казачьей молодежи Юга России «Казачье единство – 2012», который продлится до 17 августа. Впереди много общения, песен под гитару у костра; и немало важных встреч - а значит, и важных решений. Во благо нашего региона – южного форпоста России. На любо всем тем, кто в нем живет: от широкой Кубани до седого Кавказа.

При упоминании казаков на ум приходят элегические хоровые песни донских казаков, артистичные приемы верховой езды, дикие танцы или историческая картина Ильи Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (1880 - 1891).

Однако находящийся в настоящее время на пенсии бывший профессор Венского университета и специалист по истории Восточной Европы Андреас Каппелер (Andreas Kappeler) показывает, каким образом в постсоветской России предпринимаются явные попытки «возрождения казачества» (Andreas Kappeler. Die Kosaken: Geschichte und Legenden). Еще в июне 1990 года более 700 представителей 15-ти казачьих объединений собрались в Москве на «Большой казачий круг» и избрали атамана. Эти нео-казаки называют себя «защитниками отечества», а свое сообщество считают основанным не на происхождении, а на образе мыслей.

Но в чем же состоит образ мыслей казаков? Ответы на этот вопрос даются в небольшой монографии Каппелера преимущественно с точки зрения традиционной историографии. Хотя автор тоже ссылается на литературное изображение казаков, тем не менее классические источники предоставляют мало сведений о повседневной жизни казачества. Поэтому заметным для истории казак становится только тогда, когда он попадает в поле действия закона, когда он бунтует или даже демонстрирует автократичность в своем поведении.

Казачество формировалось с конца XV столетия в восточных и юго-восточных пограничных регионах польско-литовского королевства и России, в переходных степных зонах, а также на больших реках, которые и дали различным группам свои названия - днепровские, донские, терские, яицкие. Значительный прирост этих первоначально эгалитарных по своему характеру братств и объединений обеспечивали бежавшие от крепостной зависимости украинские и российские крестьяне, которые затем перенимали обычаи и навыки степных народов и кавказцев.

Пираты Черного моря

Казаки были речными и морскими пиратами, колонистами и прежде всего - признанными бунтарями. Легендарный волжский казак Ермак совершил свой первый поход через Урал в 1582 году и завоевал центральную часть татарского Сибирского ханства. Сибирский служилый казак Семен Дежнев открыл в 1648 году Берингов пролив и опередил тем самым на 80 лет Витуса Беринга, давшего ему свое имя.

Выражение «служилый казак» также свидетельствует об амбивалентности казачества. Казаки, в том числе легендарный Стенька Разин, принимали участие во всех народных восстаниях, а также во многих погромах в Польско-Литовском королевстве и Российской империи, однако уже в XVI веке источники указывают на существование служивых и реестровых казаков.

Хотя гетманство днепровских казаков в XVII столетии обладало «элементами государства», тем не менее, казачьи войска были подчинены государственному контролю и были дислоцированы на постоянной основе в пограничных регионах расширявшейся на юг и на восток Российской империи.

А главное: что же это такое - патриотическое воспитание?

На эти вопросы отвечает ректор Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета, депутат Законодательного собрания Андрей Колесников .

Дырявое воспитание

Иван Сергеев, «АиФ-Прикамье»: Андрей Константинович, сегодня некоторые отождествляют понятие «патриотическое воспитание» с «военно-патриотическим». Это следствие милитаризации общества или норма?

Андрей Колесников: Что такое патриотизм в классическом варианте? Это любовь к Родине. А любовь предполагает тонкий механизм взаимных чувств. Гордиться страной - это правильное, «базовое» чувство. Но любой сознательный гражданин хотел бы видеть ответные проявления любви: развитие образования, здравоохранения и т. д. У нас же разговор о патриотизме на втором предложении часто сводят к военно-патриотическому воспитанию детей. Это не совсем правильно.

- Почему так происходит?

Так проще и тем, кто преподает, и тем, кого обучают. Не имея целостного представления о глобальных исторических событиях, из нашей богатой истории всегда можно выдернуть примеры потрясающих подвигов и выдать их за вершину проявления любви к Родине. При этом кто-то из слушателей даже готов будет поступить так же. Но только во время войны! А в мирное время можно жить и не тужить. Согласитесь, это очень удобно.

Мы живём в стране, в которой 9 Мая - один из самых главных народных праздников, что совершенно справедливо. И при этом у нас нет систематизированной истории Великой Отечественной войны как кульминации Второй мировой. Есть множество исследований различных фрагментов, есть мемуары. Но нет глобального осмысления войны.

Зачастую в школе о войне говорят, как о наборе героических элементов. Война - это место, где мужик может и должен совершить подвиг. Но ведь такие представления - это страшно! Мировая война - это глобальная планетарная катастрофа, обрушившая на мир множество трагедий. И главный вывод, который должен транслироваться всегда: война не должна повториться!

- А как вам автомобильные наклейки из серии «Можем повторить»?

Я не понимаю, что они собираются повторить? Миллионы потерянных жизней? Повторите для начала автомобили, которые делают на Западе, станки… Такие тезисы дискредитируют жертвы и весь человеческий опыт, который мир приобрёл во время войны. Это полная деформация представлений о конфликте.

Давайте не забывать о более сложных категориях для преподавания. Давайте больше говорить, например, о нашей науке. Кто стал Нобелевским лауреатом и что мы получили благодаря этим открытиям? Чтобы рассуждать об этом, нужно много знать. Важно рассказывать детям не только о гениальных полководцах, но и о выдающихся российских учёных, музыкантах, художниках. Важно говорить об ежедневных проявлениях заботы о своей Родине.

- Что вы имеете в виду?

Патриотическое воспитание должно сочетать в себе разные элементы. Надо прививать детям привычку делать что-то полезное ежедневно. Приведу пример. В Голландии мусор собирают уже в семь различных контейнеров: для стекла, пищевых отходов, бумаги, пластика и т. д. Голландцы сортируют мусор каждый день и очень этим гордятся. Для детей - это один из примеров того, как граждане заботятся о мире вокруг. Это проявление уважения и любви к своей стране.

Будущее не в прошлом

- В Прикамье работала программа патриотического воспитания. Насколько она эффективна?

Сложно дать оценку, ведь у этой программы нет чётких критериев эффективности. Если посмотреть на последние заявления краевых властей, то в них я нахожу много рациональных зёрен. Мне симпатичны тезисы губернатора края Максима Решетникова об изменении городской среды, перезагрузке отношений в паре власть-молодёжь. Когда молодой человек видит, что власть начинает к нему прислушиваться, видит, как улучшается городская среда, то он по-другому начинает относиться к малой родине. В сентябре в Перми проходил молодёжный форум, и я с удовольствием наблюдал, как студенты рассуждали и фантазировали о будущем города. При этом они не пытались разглядеть будущее в прошлом.

Человек чувствует динамику! Если он видит изменения, то внутри меняется взгляд на жизнь. Студент уже не мечтает, как бы быстрее «свалить» из Перми. Важный мостик к патриотическим чувствам - это вовлечённость. Инициативной молодёжи нужен сигнал: Родина их тоже любит и слышит. И нужны ответные импульсы. Иначе начинаешь искать любовь Родины на стороне: Москва, Питер, заграница.

Тех, кто идёт поперёк официальной линии, сегодня относят к пятой колонне. Быть в оппозиции - это непатриотично?

Здравомыслящий гражданин критически относится к тому, что происходит вокруг. Здесь вопрос в квалификации. Чтобы утверждать «надо делать так, а не иначе», нужно обладать большим объёмом информации. Считать, что «кухарка» в состоянии подсказать президенту, как нужно руководить страной, - иллюзия. При этом должен быть работающий механизм обмена мнениями. Важна обратная связь на всех уровнях. Прогресс не живёт там, где нет критики. Только в таких условиях возможно современное развитие.

Параллельный мир

С начала 90-х возрождается интерес к казачеству. Это вариант патриотизма или ролевая игра в силовую структуру?

В прошлом и нынешнем составе ЗС я оказался последовательным критиком законопроектов по казачеству. История казачества насчитывает 500 лет. В ней были и героические, и трагические страницы. Кем раньше был казак? Человек получал от государства землю и по зову государя императора должен был выставить опре-делённое количество обученных всадников. Это было время, когда земельный надел представлял для большинства граждан единственный источник существования. А человек с саблей на коне был серьёзной военной единицей. Сейчас земельный надел перестал быть доминирующим источником дохода. Человек с саблей давно не представляет военной угрозы. За пять веков истории накопилось много обрядов, а часть казаков начали считать себя отдельным этносом. Если относиться к казачеству, как к некоему этнокультурному наследию, то я выступаю за поддержку именно в таком ракурсе.

- Кстати, в Перми история казачества очень неоднозначна.

Казаки хотят особого правового статуса, хотят служить, охранять, регулировать и т. д. Если институционализировать их в таком качестве, то будет разрушаться и без того шаткая монополия государства на применение силы. Когда мы видим полицейского, понимаем, каким законом он руководствуется. В этом плане казаческие образования - некий параллельный мир со своей иерархией. Меня тревожит, что в последнее время участились случаи вмешательства казачьих объединений в культурную жизнь. Они громят выставки, раздают оплеухи направо и налево.

- Депутаты планируют внести изменения в краевой закон о казачестве. Вы подали свои по-правки. В чём их суть?

Краевой закон приняли в прошлом году. Благодаря в том числе и моим усилиям удалось сократить набор функций и полномочий, которые хотели получить казаки в крае. Не планировалось и финансирование из регионального бюджета. Сейчас же возник новый законопроект, лоббисты вышли на второй круг. Вновь казачьим образованиям пытаются придать особый статус, обеспечить материально и т.п. Впереди - заседание рабочей группы, где будут рассматривать поправки к этому законопроекту, в том числе и пакет моих предложений. Считаю, всё нужно оставить так, как есть. Я убеждён, что казачьи дружины должны подчиняться полиции, а не вести самостоятельную службу.

За основу нашей работы в школе взято постановление Правительства Российской Федерации №795 от 5 октября 2010 г. «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011-2015 годы», которое предполагает наращивание усилий для создания качественно новой системы патриотического воспитания молодежи.

Понятие патриотизма является достаточно емким. Оно включает в себя чувства, развивающие в человеке духовно-моральные высоконравственные качества по отношению к историческому прошлому и настоящему своей страны, родному языку и культуре. Чувство патриотизма выражается, прежде всего, в привязанности к родным местам, так называемой «малой родине», к привычному укладу жизни.

Школа является основным институтом, обеспечивающим воспитательный процесс и реальную интеграцию самых различных субъектов воспитания. При формировании патриотического сознания у школьников следует опираться на принципы комплексного воздействия на все его структурные компоненты, а также принципы системности, преемственности и непрерывности процесса формирования патриотического сознания; развития пропатриотических качеств личности; практической направленности и социальной обусловленности данного процесса; историзма в патриотическом воспитании; учета возрастных особенностей школьников.

Структурно-содержательная модель формирования патриотического сознания у учащихся в школьной системе патриотического воспитания представляет собой системы урочной, внеурочной/внеклассной и внешкольной работы, отражает последовательность систематического и комплексного воздействия на сознание у старшеклассников. Чтобы сформировать патриотическое сознание, необходимо комплексно воздействовать на все его компоненты: формировать систему знаний, новые потребности и мотивы поведения, взгляды и убеждения, установки, навыки поведения. Патриотическое воспитание и формирование патриотического сознания традиционно рассматривалось и рассматривается как компонент идейно-политического, нравственного, гражданского воспитания. Это позволяет при построении системы патриотического воспитания школьников опираться на методический аппарат гражданского и нравственного воспитания.

Наша школа ставит перед собой цель: формирование высокого патриотического сознания учащихся, чувства верности своему Отечеству; духовного развития и физического оздоровления школьников в традициях кубанского казачества. Школа решает проблему патриотического воспитания школьников через изучение и приобщение к историческим традициям, культуре кубанских казаков. Создавая казачьи классы в 2005 г., мы преследовали цель не только возродить духовные, исторические и военно-патриотические традиции казачества, но и воспитывать нравственные качества, культуру поведения, интерес к учебе. Выпускник казачьего класса должен иметь прочные знания по предметам; владеть навыками военной подготовки; уметь постоять за себя и других; знать историю, культурные традиции Кубани и казаков; чтить обычаи своего народа; строить жизнь по христианским принципам.

Как же конкретно строится работа в казачьих классах?

Обучение в казачьих классах осуществляется в соответствии с модифицированными программами дополнительного образования и реализуется через факультативные и кружковые занятия; организацию секций военно-патриотической направленности; систему воспитательной работы, направленной на возрождение духовных, исторических и военно-патриотических традиций Кубанского казачества; систему дополнительного образования. Основными направлениями воспитательной работы в казачьих классах являются: патриотическое, художественно-эстетическое, спортивное, трудовое, краеведение, пропаганда здорового образа жизни, поисковая работа. Учащиеся казачьих классов также принимают участие во всех спортивных, культурно-массовых и патриотических мероприятиях, проводимых Кубанским казачьим войском и районным казачьим обществом.

Значимым по содержанию патриотического воспитания является ежегодный трехдневный сбор юных казачат, классов казачьей направленности — лагерь «Казачок» . В лагере казачата получают первые навыки обращения с лошадью, верховой езды, джигитовки, проводятся строевые занятия, огневая подготовка, мероприятия по казачьим видам спорта, по истории казачества, туристические походы.

Немаловажная роль принадлежит комплексным историко-краеведческим экспедициям по Краснодарскому краю , которые проводятся в школе на весенних и летних каникулах. Учащиеся побывали и познакомились с историей основания Черноморских и Линейных станиц, памятными и святыми местами Кубанского казачьего войска, местами боев в годы Гражданской и Великой Отечественной войн.

В конце учебного года проводится двухдневная военно-полевая игра казачьей направленности «Зарница» . Она проводится по этапам в которые включены отдельные элементы патриотического воспитания на примерах Кубанского казачьего войска.

Патриотическое сознание юных казачат формируем через систему строевых занятий при подготовке «Вахты памяти 9 мая», знаменной группы, строевой подготовки атаманов и их помощников, общешкольного строевого смотра.

Казачата старших классов, изучая историю, культуру, традиции кубанских казаков, работают над научно-исследовательскими проектам и. Они являются победителями и призерами районных, краевых и российских конкурсов научно-исследовательских работ в области краеведения и кубанского казачества.

С первого класса у казачат ведутся занятия на основе программ дополнительного образования: «История казачества», «Казачьи игры и забавы», «Общая военная подготовка», «Казачки-мастерицы». Эти занятия являются благодатной почвой для взращивания патриотического сознания нашего молодого поколения. Ведь история Кубани не только просвещает, учит, но и воспитывает. Это коллективная память нашего народа, обращенная как в прошлое, так и в будущее. Изучение истории родной земли, истории нашего Отечества, боевых, трудовых и культурных традиций, устоев народа было и остается важнейшим направлением в воспитании у молодежи патриотизма, чувства любви к нашей великой Отчизне, к малой и большой Родине.

Тема: « Воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста, посредством казачества ».

Воспитатель: Звездарска Л.В.

Меняются эпохи, люди, времена, но вечным остаётся стремление человека к добру, свету, красоте, любви, истине. Самое большое счастье для родителей – вырастить здоровых и высоконравственных детей. Дошкольный возраст – старт общего развития ребёнка, период всех высоких человеческих начал. Важнейшей нравственной ценностью является возрождение в российском государстве чувства истинного патриотизма, формирование в молодом человеке граждански активных, социально – значимых качеств. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения и умению жить среди людей – это основные задачи образовательных учреждений, в том числе и дошкольных. В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, внимания и чуткости к каждому ребёнку, так, как в молодых семьях вопросы воспитания вообще и патриотизма, гражданственности в частности, не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумение. Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно исторического опыта поколений – одна из серьёзных проблем нашего времени. Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста. Желание стать защитником Отечества имеет каждый мальчик, а заслужить это звание может лишь лучший. Стать хорошей хозяйкой, хранительницей очага, хочет каждая девочка, но возможности для этого есть не у всех.

В.А. Сухомлинский утверждал, что детство – каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтоб оно, прежде всего, стало познанием человека и Отечества, их красоты и величия. Родина, Отечество…В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, семья, дом, улица, город… Наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры в самом нежном возрасте – это есть самый естественный, а потому и верный способ патриотического воспитания. Одним из направлений развития и воспитания патриотических чувств в наше время является возрождение казачества. "Мне очень приятно, что происходит возрождение казачества, возрождение уникальной и самобытной культуры казаков, повышается их роль в жизни государства российского и, что, может быть, самое главное - растет чувство патриотизма, которое всегда было присуще казачеству", - сказал наш президент В.В. Путин. Что же ценного в нынешних условиях можно перенять от такого культурного наследия как казачество? Основную ценность воспитания в казачьей семье несут этические принципы. В духовной культуре казаков особо выделяется «народная нравственность», то есть моральное сознание. Народ как духовная общность выступает носителем нравственной жизни, закрепляя его в будущих поколениях. Так как основы будущей личности закладываются в семье важным был и остаётся культ семьи, который ведёт за собой стремление к созданию семьи, своего дома. Авторитет родителей непререкаем, они стремились воспитывать в детях правдивость, смелость, вежливость, почтительное отношение к старшим, любовь к Родине, а также старались развивать чувство собственного достоинства, самостоятельность. Величайшим пороком считалась трусость. В труде ковалась сила духа, умение справляться с трудностями. С ранних лет дети усваивали мудрость: «Работящим рукам нет цены». Ценили они трудолюбие и презирали лень: «Труд – богачество, а лень – дурачество». Честный труд, честная служба являлись показателем духовной силы, порядочности и благородства. Учитывая, что игра – это основной вид деятельности детей в дошкольном возрасте, то приемущества казачьих игр это-лаконичность, выразительность и доступность. Они способствуют расширению кругозора, совершенствованию психических процессов, а также вызывают активную работу мысли, не требуют специального спортивного инвентаря. В большинстве случаев для них достаточно подручного материала. Это могут быть различные веревки, камешки, тряпичные мячи или палки. Также нет необходимости в специально оборудованном месте. Такие игры можно проводить как на лужайке, так и в спортзале.

Испокон веков в этих играх отражался образ жизни людей, их представления о смелости и чести, желание обладать ловкостью, силой, быстротой и выносливостью, проявлять смекалку, волю и стремление к победе. Нельзя забывать и то, что игровая деятельность вызывает много положительных эмоций и улучшает работу внутренних органов. Во время игры часто возникают неожиданные ситуации, в которых дети учатся правильно использовать приобретенные навыки. Кроме того, в казачьих играх ребенок часто сам решает, как действовать, чтобы достичь цели. Смена условий учит искать нестандартные решения возникающих задач. Таким образом, у детей развиваются самостоятельность, активность, творческое мышление и сообразительность. А главное, дети, увлеченные сюжетом игры, могут много раз выполнять одни и те же движения, забывая об усталости. Так у детей развивается выносливость.


Честь и достоинство занимают заметное место среди понятий нравственного самосознания личности. Понятие достоинства тесно связано с понятием гордости. Гордость – прекрасное моральное качество, позволяющее личности реализовывать в полной мере человеческое в себе. Долг, честь, достоинство и гордость воспитывались в казаках с раннего детства. «Быть честным – значит держать данное слово» – внушали старшие казачатам. Быть порядочным – не нарушать общественных этических норм; соблюдать достоинство – значит не пресмыкаться перед начальством, перед любым «благодающим», не подлаживаться к чужому мнению. Казачья семья развивалась по законам этики, в ней царили мир и согласие, добро и справедливость. Казаки справедливо считали главным богатством человека доброту и щедрость. С раннего детства родители внушали детям, что быть добрым, значит, соблюдать Божьи заповеди: не убий, не укради, не лги, почитай родителей, люби ближнего, как самого себя. Они считали: быть добрым – значит поступать всегда по совести и защищать справедливость, стремясь к истине. Применив на практике элементы приёмы и игры культуры казачества очень заметна настоящая, искренняя заинтересованность детей. Одним не мало важным аспектом можно заметить гендерный подход так как приёмы,методы и игры для девочек значительно отличаются от методов, приёмов и игр мальчиков. Поэтому, иногда целесообразно проводить организованную деятельность раздельно. На ряду с ведением работы по воспитанию патриотических чувств должна изменяться и пополнятся окружающая среда: фотографии, альбомы, иллюстрации, предметы одежды, быта, доступное игровое оборудование. Очень важную роль должны принимать и родители, необходимо их заинтересовать, привязать к воспитательно-образовательному процессу: беседы, открытые показы организованной деятельности, выставки, чаепития, совместные игры, праздники, проекты дают возможность сотрудничать,делая общее дело.

Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа. Поэтому базой формирования патриотизма являются глубинные чувства любви и привязанности к своей культуре и своему народу, к своей земле, воспринимаемым в качестве родной, естественной и привычной среды обитания человека. Это патриотическое воспитание в широком смысле слова. Патриотизм в современных условиях – это с одной стороны, преданность своему Отечеству, а с другой, - сохранение самобытности каждого народа, входящего в состав России.