Когда дети начинают ходить и говорить. Во сколько начинают ходить дети? Правила и рекомендации

Признаки нормального развития ребенка
от 1 до 12 месяцев

Довольно часто молодые родители не вполне представляют себе, зачем нужен осмотр новорожденного неврологом. А между тем он позволяет своевременно заметить малейшие отклонения в развитии малыша. Только врач может оценить степень зрелости нервной системы малыша, потенциальные возможности его организма, особенности реакций на условия внешней среды, предотвратить нарушения развития или их последствия. Основы здоровья или нездоровья человека закладываются в самом раннем возрасте, поэтому своевременная диагностика и коррекция имеющихся нарушений - одна из основных задач, которую решает невролог при первом осмотре новорожденного.

К середине 1-го месяца , а иногда и раньше, дети начинают "осмысленно" оглядываться по сторонам, все дольше останавливая взгляд на заинтересованных их предметах. Первыми "объектами" повышенного внимания бывают лица самых близких людей - мамы, папы и тех, кто ухаживает за ребенком. К концу 1-го месяца ребенок начинает вполне осознанно улыбаться при виде любимых людей, поворачивать голову к источнику звука, недолго следить за движущимся предметом.

Большую часть суток новорожденный проводит во сне. Однако ошибаются те, кто считает, что спящий ребенок не воспринимает звуки окружающего мира. Младенец реагирует на резкие, громкие звуки, поворачивая голову к источнику звука, закрывает глаза. А если они были закрыты, то ребенок еще сильнее смыкает веки, морщит лоб, на лице появляется выражение испуга или недовольства, учащается дыхание, малыш начинает плакать. В семьях, где родители постоянно разговаривают на повышенный тонах, у детей нарушается сон, появляется раздражительность, ухудшается аппетит. Спетая мамой колыбельная, напротив, поможет ребенку спокойно заснуть, а ласковый доброжелательный тон, принятый в семье, формирует у малыша чувство защищенности и уверенности в дальнейшей взрослой жизни.

На 2-м месяце у ребенка значительно снижается тонус в мышцах-сгибателях конечностей и повышается тонус в мышцах-разгибателях. Движения малыша становятся более разнообразными - он поднимает руки, разводит их в стороны, потягивается, удерживает вложенную в руку игрушку и тянет ее в рот.

Малыш начинает интересоваться яркими красивыми игрушками, подолгу их рассматривает, задевает и толкает их руками, однако самостоятельно захватить ладонью еще не может. Лежа на животе, а затем и в вертикальном положении ребенок поднимает голову - это первое сознательное движение, которое он освоил. Вскоре, находясь на руках у мамы, он уже уверенно оглядывается по сторонам, причем первое время его внимание привлекают неподвижные предметы, расположенные на большом расстоянии. Это связано с особенностями строения зрительного аппарата. Затем малыш начинает рассматривать и более близкие предметы, поворачивать голову и следить глазами за движущейся игрушкой. В этот период у детей преобладают положительные эмоции - улыбка, двигательное оживление, гуление при виде маминого лица, в ответ на ласковое обращение.

На 3-м месяце ребенок становиться еще более активным, начинает переворачиваться вначале со спины на бок, а затем на живот, уверенно держать голову. Малышу очень нравиться лежать на животе, при этом он опирается на предплечья, поднимает голову и верхнюю часть туловища, внимательно осматривает окружающие его предметы, игрушки, делает попытки дотянутся до них. Движения руками разнообразны. Лежа на спине, ребенок быстро и точно захватывает предмет, вложенный в ладонь, тянет его в рот. У него уже появляются свои предпочтения - одни игрушки его радуют больше других, как правило, это небольшие погремушки, которые он может самостоятельно удержать в руке. Он различает лица и голоса своих и чужих, понимает интонацию.

В 4 месяца малыш совершенствуется в умении поворачиваться со спины на живот и с живота на спину, садится с поддержкой за руку. У младенца полностью угасает хватательный рефлекс, а на смену ему приходит произвольное захватывание предметов. Вначале, при попытке взять в руки и удержать игрушку, малыш промахивается, захватывает ее обеими руками, совершает множество лишних движений и даже открывает рот, однако вскоре движения становятся все более точными и четкими. Помимо игрушек, четырехмесячный малыш начинает ощупывать руками одеяло, пеленки, свое тело и особенно руки, которые затем внимательно рассматривает, подолгу удерживая в поле зрения. Значение этого действия - рассматривания рук - в том, что ребенок вынужден долго удерживать их в одном положении, что невозможно без длительного сокращения отдельных групп мышц и требует определенной степени зрелости нервной системы, зрительного анализатора и мышечного аппарата. Малыш начинает сопоставлять свои тактильные ощущения и зрительно воспринимаемые образы, расширяя тем самым представления об окружающем мире.

К 5-6 месяцу малыш уверенно берет и удерживает различные предметы, оказавшиеся в поле его досягаемости. Все, что попадает в руки ребенка в этом возрасте, после ощупывания и рассматривания неумолимо оказывается во рту. Некоторых родителей это тревожит и даже огорчает, так как им кажется, что у малыша появляются вредные привычки, от которых потом будет трудно отучить. Но дело в том, что младенец, исследующий мир, помимо привычных взрослому человеку зрения, слуха и обоняния, активно использует осязание и вкус, значение которых для процесса познания в этом возрасте трудно переоценить. Поэтому ни в коем случае нельзя препятствовать исследовательскому интересу ребенка, стремящемуся все "попробовать на зуб". Однако родители должны следить за тем, чтобы рядом не оказалось мелких или острых предметов, опасных для малыша.

При общении со взрослыми у 4-5 месячного ребенка развивается комплекс оживления, который включает в себя эмоциональные, двигательные и речевые реакции - улыбку, энергичные движения, длительное гуление со множеством гласных звуков.

Ребенок переворачивается на бок и, опираясь на руку, садится. Лежа на спине, он быстро и точно протягивает руку за игрушкой и уверенно захватывает ее. Активно развивается речь, малыш произносит согласные звуки, слоги "ба", "ма", "да", лепечет, начинает по-разному реагировать на маму, папу, родственников и незнакомых людей.

В 7-8 месяцев , по мере развития реакций равновесия, малыш начинает самостоятельно, без опоры, садиться из положения на спине и на животе с помощью рук. Лежа на животе, он опирается на предплечья, его голова поднята, взгляд устремлен вперед - это самое оптимальное положение для ползания, которые пока еще осуществляется только с помощью рук, на которых ребенок подтягивается вперед, ноги в движении не участвуют. При поддержке малыш встает на ноги и непродолжительное время стоит, причем вначале он может опираться "на носочки", а затем на полную стопу. Сидя, он подолгу играет с погремушками, кубиками, рассматривает их, перекладывая из одной руки в другую, меняя местами.

Ребенок этого возраста постепенно пытается привлечь к себе внимание взрослых, четко различает всех членов семьи, тянется к ним, подражает их жестам, начинает понимать смысл обращенных к нему слов. В лепете ясно различаются интонации удовольствия и недовольства. Первая реакция на чужих часто бывает негативной.

К 9-10-месячному возрасту ползание на животе сменяется ползанием на четвереньках, когда одновременно передвигаются перекрестные рука и нога, - это требует хорошей координации движений. Малыш с такой скоростью перемещается по квартире, что за ним трудно уследить, хватает и тянет в рот все, что попадается ему на глаза, включая провода электроприборов и кнопки аппаратуры. Учитывая возможности этого возраста, родителям необходимо заранее обеспечить безопасность вездесущего младенца. К 10 месяцам ребенок встает из положения на четвереньках, сильно оттолкнувшись руками от пола, стоит и переступает ногами, держась за опору двумя руками. Ребенок с удовольствием подражает движениям взрослых, машет рукой, достает из ящика или собирает разбросанные игрушки, берет мелкие предметы двумя пальцами, знает название любимых игрушек, находит их по просьбе родителей, играет в "ладушки", "сороку", "прятки". Он подолгу повторяет слоги, копирует различные речевые интонации, голосом выражает эмоции, выполняет некоторые требования взрослых, понимает запреты, произносит отдельные слова - "мама", "папа", "баба".

На 11-м и 12-м месяцах у детей появляются самостоятельные стояние и походка. Малыш переступает ногами, держась за мебель или перила одной рукой, приседает, берет игрушку, снова встает. Затем отпускает руку от барьера и начинает ходить один. Вначале он ходит, наклонив туловище вперед, на широко расставленных и полусогнутых в тазобедренных и коленных суставах ногах. По мере совершенствования реакция координации, его походка становится все более уверенной, во время ходьбы он останавливается, поворачивается, наклоняется за игрушкой, сохраняя при этом равновесие.

Малыш познает части тела и учится показывать их по просьбе взрослых, удерживает ложку в руке и пытается есть самостоятельно, пьет из чашки, поддерживая ее двумя руками, кивает головой в знак утверждения или отрицания, с удовольствием выполняет простые поручения родителей: найти игрушку, позвать бабушку, принести свои ботинки.

В его словарном запасе, как правило, уже несколько слов. Однако не следует огорчаться, если ваш малыш все еще не выговаривает отдельных слов, поскольку речь является одной из наиболее сложных высших психических функций и ее развитие очень индивидуально. Мальчики обычно начинают говорить на несколько месяцев позже, чем девочки, что связано с особенностями формирования и созревания их нервной системы. Речевая задержка часто наблюдается и у детей, чьи родители относятся к разным языковым группам и общаются с ребенком каждый на своем языке. Членам таких семей рекомендуется в интересах малыша выбрать единый язык общения до тех пор, пока ребенок его полностью не освоит, и лишь тогда обучать его второму. У большинства детей речь короткими фразами появляется от года до двух, а затем происходит ее усложнение и усовершенствование.

У маленького человечка есть свои этапы взросления. Сначала малыш начинает улыбаться, затем – пробует перевернуться. Огромным счастьем для родителей становиться возможность малыша сидеть и ползать. Следующий шаг – самостоятельное хождение.

Все мамы и папы с нетерпением ждут первых шажков. Но с первыми шажками приходят и первые проблемы – ребенок становится мобильным, а его любопытство при этом только усиливается, теперь за крохой нужен глаз да глаз.

Когда же ребенок начинает стоять и ходить самостоятельно, существуют ли сроки и нормы для этих явлений, как помочь малышу освоить прямохождение и нужно ли этим заниматься? По каким критериям подбирать обувь для маленького «ходуна»? Мы собрали информацию по каждому вопросу!

Во сколько месяцев ребенок начинает ходить самостоятельно

Вот ребенку уже год, а он не ходит ни в какую. Плохо это или хорошо? Педиатры, ортопеды и психологи согласны в одном – ребенок начинает ходить тогда, когда к этому энергоемкому действию готовы все нужные системы организма:

  • Опорно-двигательный аппарат. У малыша в достаточной мере окрепли кости и хорошо развит мышечный корсет туловища, крепкие мышцы ног и шеи.
  • Психомоторная составляющая. Все навыки ребенка до 3 лет обусловлены потребностями ребенка. Надо ему ползать – он ползет. Понадобится пойти – он с удовольствием попробует. Мозг малыша должен быть готов отдавать соответствующие команды определенным группам мышц.
  • Вестибулярный аппарат. Эта штука отвечает за ощущение ребенком своего тела в пространстве (сижу, лежу, падаю) и координирует тело. Пока он не «повзрослеет» вместе с ребенком, отсутствие нужной степени координации тела не позволит ребенку ходить.
  • Организация ВНД. У каждого ребенка свой тип высшей нервной деятельности. Холерики и сангвиники учатся ходить быстрее и охотнее, так как это «люди действия», а созерцатели вроде флегматиков и меланхоликов пойдут позднее, им достаточно сидеть и наблюдать за миром, максимум – ползти за интересным объектом.


Происходит гармоничное «созревание» всех составляющих между 9 месяцами и 1,5 годами.

Знаете ли вы? Раньше педиатры полагали, что то, во сколько начинает ходить ребенок, обусловлено тем, мальчик он или девочка. Причем девочки чаще начинали ходить раньше пацанов. На сегодняшний день исследования показали, что хождение никак не зависит от половой принадлежности.

Если вы слишком уж переживаете, когда же малыш наконец пойдет, поговорите с его бабушками и дедушками. Хождение заложено в ребенке генетически, и если кто-то из родителей пошел поздно, есть вероятность, что и малыш торопиться не станет.

Как помочь ребенку стоять и ходить без опоры

Первые шаги ребенок как правило совершает с помощью опоры или родителей. И это нормально. По мнению ортопедов, ребенок для нормального хождения должен пройти все стадии:

  • вставание с опорой;
  • самостоятельное стояние;
  • хождение по опоре;
  • самостоятельные шаги.

Все эти умения гарантируют правильную осанку при ходьбе и уверенный шаг. Существует множество способов помочь ребенку совершить первые шаги:

  • , и вожжи. Эти приспособления удерживают ребенка в полуподвешенном состоянии, ребенок слегка опирается на ножки и пробует ходить, перебирая ими. Все врачи категорически против таких приспособлений, потому что они формируют у ребенка неправильный стереотип ходьбы, и научить ребенка ходить без них весьма затруднительно.


  • Вождение за руки. Если ребенок изъявляет такое желание – пожалуйста, но специально и подолгу водить ребенка за ручки не стоит – вы даете слишком сильную нагрузку на неокрепшие ноги и позвоночник крохи.


  • Массажи . Этим рекомендуют заниматься все педиатры и ортопеды. Легкий массаж, состоящий из поглаживаний и растираний спинки, ножек и ручек, способствует приливу крови в мышцы и укреплению мышечных волокон.


  • Упражнения. Комплексы упражнений, направленных на физическое укрепление малыша, только приветствуются – они способствуют развитию нужной для ходьбы мускулатуры.


Легкий массаж под силу каждой маме, а вот на упражнениях мы остановимся подробнее:

  • Пружинка и перекаты. Если у вас есть фитбол – это здорово. Усадите на него малыша, держа за корпус, и выполните перекаты вправо-влево, вперед-назад. Через минуту таких упражнений «попружиньте» малышом о мяч. Такие упражнения хорошо укрепляют спинку ребенка. Достаточно уделять им по 2-3 минутки два раза в день.


  • Приседания. Возьмите ребенка за корпус и поставьте так, чтоб он опирался на ножки. Затем приподнимайте и опускайте малыша так, как будто он приседает и подпрыгивает. Это хорошо тренирует ножки малыша, достаточно заниматься по 2-3 минуты в сутки.
  • Встали-сели. Посадите малыша на твердую поверхность. Дайте ему ручки, помогите привстать, затем опустите, чтоб сел. Повторяйте такое упражнение по 5-6 раз, делайте 2-3 подхода в день. Упражнение тренирует ножки и способность малыша подниматься, держась за опору.
  • Шажки. Поставьте ребенка на твердую поверхность, возьмите за ручки. Тяните их на себя, вправо, влево, вынуждая кроху переставлять ножки. Так можно заниматься 2-3 минуты за раз, делая 3-4 подхода в день.
  • Хождение с коляской. Можно использовать детскую коляску или машинку соответствующего размера. Малыш берется за объект ручками, толкает его вперед и как бы идет. Обязательно страхуйте малыша сзади. Повторять можно, пока кроха не устанет.


Важно! Специалисты говорят, что совершенно не важно, в каком возрасте ребенок начал ходить, и торопить это событие не надо. Важно, чтоб малыш пошел сам, когда придет его срок. Так вы заранее избавитесь от проблем со спиной и осанкой в старшем возрасте.

Обувь для ребенка, начинающего ходить

Когда ваш непоседа наконец-то пошел, самое главное, что должна сделать мама – показать его ортопеду. Специалист определит, правильная ли у ребенка постановка ножек и даст индивидуальные рекомендации по подбору обуви. Мы можем привести лишь общие:

  • Натуральный материал. Очень важно, чтоб у ребенка дышала ножка. Выбирайте обувь из кожи, замши или дышащих материй.
  • Устойчивая подошва. Малыш должен стоять в обуви уверенно, равномерно опираясь на всю подошву – это исключит появление вальгусной стопы.
  • Перекат. Лучше брать обувь, в которой предусмотрен перекат. У ребенка стопа плоская, он ходит не как взрослый человек, а топая. Перекат на обуви поможет ребенку сформировать правильный стереотип хождения и ровную походку.
  • Жесткий задник. Обувь должна хорошо фиксировать ножку малыша.
  • Мягкий верх и бока. Обувь должна легко гнуться в области носка, при ходьбе на верней части обуви должны легко формироваться складки – так малышу будет удобно, и правильная походка сформируется быстрее.
  • Точный размер. Максимальный припуск «на вырост» должен составлять 5-7 мм. Так ножка не сможет болтаться, и малышу будет комфортно ходить. Тесную обувь носить тоже не стоит – она будет жать и натирать, ребенок просто откажется в ней шагать.
  • Ортопедическая стелька. Именно она формирует правильный свод стопы. Покупая обувь следите, чтоб она там была.


Важно! От того, на сколько правильно вы подберете обувь для малыша, зависит его походка и правильность формирования стопы. Если нагрузка не будет распределяться по ступням неравномерно, в будущем возможны осложнения, требующие вмешательства специалиста.

  • Если ребенку 1 год и 1 месяц, но он не ходит, причин для беспокойства нет, у малыша в запасе еще аж 4 месяца. Не торопите его. Если ребенку больше года и 8 месяцев, а он еще не пошел – это повод для обращения к специалисту.

  • Никогда не слушайте стариков в отношении ходьбы. Не вздумайте «по старинке» перерезать путы, чтоб ребенок начал ходить, как делали наши прабабушки и бабушки. Мало того, что это не имеет никакого практического эффекта, так вы еще можете ненароком порезать дернувшуюся ножку крохи, что отсрочит первые самостоятельные шажки на месяц, а то и два.
  • Если вы еще не , рекомендуем сделать это до первых шагов. В противном случае ребенок со временем начнет приходить спать в вашу постель и бороться с этим будет трудно. Ходьбу ведь вы поощряете.
  • тоже стоит до самостоятельной ходьбы. Иначе малыш будет просто с него сбегать, радуясь новому умению.
  • Если малыш косолапит при ходьбе или ходит только на носочках – это повод обратиться к ортопеду и педиатру.

Как научить ребенка ходить самостоятельно, без поддержки – видео

На этом видео ортопед рассказывает, нужно ли переживать, если ребенок в год еще не ходит.

На этом видео мама показывает некоторые упражнения, призванные помочь ребенку ходить самостоятельно.

На этом видео детский ортопед рассказывает, что нужно делать, чтоб малыш пошел, и как правильно подобрать обувь для маленького «ходуна».

Ходьба на двух ногах заложена в человеке генетически. Малыш на этапе активного роста практически проходит всю человеческую эволюцию – от лежания до ползанья, от ползанья до ходьбы на двух ногах. Организм ребенка сам решает, когда он в состоянии освоить это необходимое умение, и учить ребенка ходить по сути не нужно.

Достаточно уделять внимание массажу, упражнениям, нелишним будет посещение бассейна. И когда малыш будет готов, он с удовольствием порадует маму и папу веселым топотом маленьких ног по квартире!

А ваш малыш уже ходит? В каком возрасте ребенок сделал первые попытки пойти? Если вы знаете интересные упражнения, помогающие ребенку поскорее освоить ходьбу, поделитесь ими с нами в комментариях!

Когда ребенок начинает ходить, это указывает на то, что произошло полное урегулирование систем в организме, отвечающих за этот сложный процесс. Сколько ему при этом будет месяцев, не важно, если он самостоятельно получил этот навык. Чтобы ребенок начал самостоятельно передвигаться без поддержки, должны быть развиты двигательно-моторные навыки, позволившие ему принять вертикальное положение тела и сделать свои первые шаги. Во сколько месяцев это произойдет, зависит от генетических особенностей организма и общего развития малыша.

Родители при нормальном состоянии здоровья младенца, выполняющие все рекомендации педиатра по формированию правильных произвольных навыков, могут получить хорошие результаты в более ранние сроки. Не следует беспокоиться, во сколько пойдет ребенок, если педиатр считает, что развитие малыша соответствует нормам. Должно пройти время, чтобы малыш начал ходить естественным образом. Неизвестно, сколько времени понадобится малышу, чтобы научиться твердо стоять на ногах и передвигаться в пространстве, сохраняя равновесие.

Когда ребенок начинает ходить, он совершает координированные движения ног и рук, и одновременно поддерживает равновесие своего тела. Эти умения и навыки формируются от рождения и до полутора лет, и норма, определяющая сроки начала самостоятельного хождения, не установлена.

Что такое ходьба

Ходьбой называется перемещение тела в пространстве под управлением головного мозга и центральной нервной системы. Каждый шаг состоит из переменных, согласованных движений мышц, которые называют сгибателями и разгибателями.

Когда ребенок должен начать ходить, у него появляется согласованная работа рецепторов, сухожилий, связок, мышц. Прежде чем это сделать, требуется научиться управлять движениями мускулов и быть способным их координировать. В каком возрасте это произойдет, зависит от многих причин.

Ходьбе мозг учится достаточно долго, и хорошее управление движениями формируется после 4 лет. До этого возраста идет созревание клеток головного мозга и центральной нервной системы. Девочки и мальчики начинают самостоятельно принимать вертикальное положение после 6 месяцев. После того как ребенок начал передвигаться с опорой, и активно тренирует свои мышцы и мозг, нужно ожидать, что он сделает свой первый шаг самостоятельно и будет развивать это умение дальше.

Мальчики и девочки могут пойти в любом возрасте, этот навык не зависит от пола. Они сделают свой первый шаг, когда их нервная система будет достаточно сформирована для этого.

Вся жизнь маленького ребенка до ходьбы должна быть подчинена подготовке к этому важному событию. Чтобы опорно-двигательный аппарат был готов к движению, нужно соблюдать основные этапы в формировании двигательного развития у ребенка.

Через какие этапы формируется навык

Произвольные навыки должны формироваться постепенно, плавно вытекая друг из друга. Это естественный процесс развития, за которым следует наблюдать, и не торопить события. Нужно сформировать по очереди способности:

  • поднимать и удерживать голову;
  • поднимать туловище, поддерживая его с помощью опоры на руки;
  • поворачиваться со спины на бок и живот;
  • пониматься из положения лежа с опорой на ноги и руки;
  • ползать;
  • принимать вертикальное положение с опорой;
  • ходить с опорой;
  • ходить без опоры.

Только правильное развитие малыша позволит ему сформировать центральную нервную систему и начать ходить в тот период, когда детский организм будет к этому готов.

В чем важность этапов

Первые произвольные движения появляются у младенца уже около полутора месяцев. Выложенный на живот, он поднимает и удерживает голову. Это движение заставляет развиваться центр речи, и малыш начинает произносить первые звуки, которые педиатры называют гуление.

Способность контролировать положение головы в пространстве сменяется в возрасте 3 месяцев умением поднимать туловище, поддерживая его с помощью опоры на руки. Это умение развивает зрительно-моторные навыки. Дети после этого начинают осмысленно тянуться к игрушке и захватывать ее ручкой, пробуя на вкус.

В возрасте 4 месяцев реализуется очень важный навык. Малыш начинает поворачиваться со спины на бок и живот. Родители должны отработать повороты в обе стороны, чтобы мозг развивался равномерно. При достаточной тренировке этого навыка малыш начинает лепетать.

После того, как малыш освоил перевороты, он большую часть времени должен проводить в положении лежа на животе. Это происходит в возрасте около 5 месяцев. Такая позиция позволит ему развиваться правильно. Если ребенка оставлять во время бодрствования на животе, то после 6 месяцев он постепенно научится ползать, и это намного важнее для его развития в этом возрасте, чем ходить.

Осваивая навык ползания, дети совершенствуют тонические мышцы, отвечающие за позу, удерживающую положение тела. Этот этап позволяет ребенку сформировать в будущем правильную осанку при статичном положении тела. В это же время происходит тренировка вестибулярного аппарата и формируется зрительное пространство.

Ползание способствует дальнейшему , и ребенок начинает говорить слогами. В это же время ребенок начинает самостоятельно садиться и менять положение тела.

Пройдя все эти этапы, ребенок может пойти самостоятельно. Принятие вертикального положения может произойти во втором полугодии жизни во время ползания.

Малыш начинает ходить самостоятельно в тот момент, когда проходит без опоры несколько метров. У многих детей это происходит ровно в год, у других навык формируется в возрасте до 18 месяцев.

В чем опасность раннего начала ходьбы

Некоторые родители в начале ползанья допускают ошибку и усаживают младенца в ходунки или прыгунки. Этим они нарушают естественный процесс формирования совместных произвольных двигательно-моторных навыков. В детских тренажерах большей частью работают ноги, а руки отстают в развитии, что потом скажется на развитии мелкой моторики и речевой функции.

Приспособлениями для развития мышц ног можно пользоваться только после рекомендации врача, который считает, что тренировка мышц необходима для ребенка.

Для здоровых малышей такие занятия могут быть вредны:

  1. Дети, не прошедшие все этапы развития и освоившие хождение с помощью тренажеров, в возрасте до 6 лет теряют равновесие и падают намного чаще, чем их сверстники, научившиеся ходить естественным способом.
  2. Дети, пропустившие стадию ползания, не научились правильно приземляться на руки. Это делает их более уязвимыми при падении и становится причиной травм головы и опорно-двигательного аппарата.
  3. После тренажеров у ребенка могут развиться патологические состояния опорно-двигательного аппарата, которые придется корректировать с помощью невропатолога и ортопеда до 4-5 лет.

Когда дети делают ранние первые шаги до года, часто выявляются ортопедические заболевания, требующие врачебного контроля. Родители в этот момент должны внимательно следить за положением стоп на плоскости, оценивать походку и осанку ребенка. Если что-то покажется необычным, нужно обратиться за консультацией к ортопеду и обсудить с ним сложившуюся ситуацию.

Здесь стоит выделить всего три наиболее важных фактора:

  • Вес ребенка;
  • Мускулатура и сила;
  • Темперамент.

Вес ребенка, разумеется, оказывает серьезное влияние на процесс обучения ходьбе. Чем ребенок тяжелее, тем тяжелее и дольше он будет вставать по той причине, что еще слабо развитая костно-мышечная система не позволит ему правильно распределять центр тяжести.

Сила и мускулатура оказывают прямое влияние на освоение техники. В зависимости от того, какой мышечный тонус у новорожденного, освоение навыков будет либо быстрым, либо медленным. Чем слабее тонус, тем дольше будет идти процесс. Чтобы предотвратить торможение в физическом развитии, необходимо в первые месяцы, пока он лежит в кроватке, делать гимнастику и массаж.

На то, в каком возрасте начинает ходить ребенок оказывает сильное влияние и его темперамент. Спокойные, флегматичные и меланхоличные детки не спешат куда-то вставать и идти. Поэтому их необходимо заинтересовывать, например, яркой игрушкой. Сангвиники и холерики сами найдут повод, чтобы лишний раз куда-то отправиться.

Учимся ползать

Как уже было упомянуто выше, ребенок постепенно осваивает шаг за шагом. В первые 4-5 месяцев ребенок лежит в кроватке и пытается перемещаться в горизонтальной плоскости – переворачивается, ползает, пытается подниматься, удерживаясь за кроватку. К 6-8 месяцам ребенок уже начинает активно ползать, и это необходимо всячески поощрять.

Ползание – это первый этап на пути укрепления мышц спины и формирования осанки. Кроме того, укрепляются кисти рук, которые необходимы для развития мелкой моторики. Во время ползания ребенок начинает познавать окружающий мир, и ему это очень нравится, а значит, это хорошо влияет на нервно-психическое развитие. Поэтому ни в коем случае не ограничивайте в этом возрасте пространство ребенка. Давайте малышу максимум свободы. Старайтесь до минимума ограничить манеж – потому что так ребенок будет развиваться значительно медленнее.

Стоит отметить важный момент – гиперактивные детки, а также малыши с гипертонусом мышц, часто в этом возрасте уже предпринимают попытки встать на ножки. Этого допускать пока нельзя, потому что организм еще не готов к этому положению, есть риск деформации стопы. Поэтому следите за процессом обучения и если что во время пресекайте попытки встать.

Советы на данном этапе:

  • Продолжайте делать гимнастику и массаж. Очень полезно в этом возрасте заниматься с малышом на фитболе. Это отлично тренирует вестибулярный аппарат и координацию движений.
  • Откажитесь от манежа.
  • Провоцируйте ребенка самостоятельно добираться до интересующих его предметов.

Учимся вставать на ноги

Конечно, ребенок не сможет после ползания просто взять и сразу встать. Его будет шатать из стороны в сторону. Поэтому подойти к этому вопросу надо разумно. Во-первых, не ориентируйтесь на возраст. У кого-то дети предпринимают попытки встать в 9 месяцев, у кого-то позже. Если ваш ребенок в год еще не стоит на ногах, не стоит переживать.

Малышу необходимо помогать, поэтому сначала придерживайте его за подмышки, провоцируйте его добираться до интересующего предмета, например, на кресло или диван (разумеется под вашим присмотром) – таким образом, малыш получит опору, держась за которую, его не будет так сильно шатать.

Советы на данном этапе:

  • Когда вы поймете, что малыш готов обучаться дальше, оборудуйте его игровое пространство так, чтобы рядом с ковриком была какая-то мебель, позволяющая ему хвататься за нее.
  • В этот период чаще выходите на детскую игровую площадку. Видя других детей, малыши обязательно будут пытаться повторять их движения.

Первые шаги

Когда малыш научится стоять, его первые шаги все равно еще будут продолжительное время неуверенными. Не успеет он сделать шаг, как тут же бухнется. Это нормально. На обучение первым шагам может уйти от 1 до 2 месяцев. Обычно детки начинают более менее уверенно передвигаться в возрасте от 10 до 12 месяцев.

В этот период родителям особенно важно следить за малышом, контролировать его движения и во время подхватывать, чтобы он не ушибся.

Советы на данном этапе:

  • Не заставляйте ребенка ходить насильно. Если он упал и дальше уже пополз, значит так надо. Каждый шаг для ребенка – это огромнейшие усилия, поэтому не изнуряйте его тренировками.
  • Учите ребенка садиться из положения стоя. Показывайте на своем примере, как это надо делать. Придерживайте за ручки.
  • Купите ребенку какую-нибудь игрушку в виде тележки или каталки. Она будет служить ему замечательно опорой, и его тренировки станут более эффективными.

Нужны ли ходунки?

Когда ребенок начинает ходить, ему можно помочь усовершенствовать навыки с помощью . Но стоит сразу отметить, что это не панацея, а лишь своего рода тренажер, который можно использовать 1-2 раза в день максимум в течение 7-10 минут. Если ребенок будет слишком много времени проводить в ходунках, развитие будет проходить медленнее, так как он к ним привыкнет и не будет стараться делать что-либо самостоятельно. Кроме того, во время ходьбы на ходунках развиваются не те мышцы и увеличивается нагрузка на позвоночник и таз.

Во сколько месяцев ребенок начинает ходить?

Уверенные и полноценные шаги ребенок начинает делать к 13-18 месяцам. Обычно к двум годам ребенок уже полноценно передвигается без чьей-либо помощи. Конечно, его походка пока еще напоминает робота – коленки практически не сгибает, руки вытягивает вперед для удержания равновесия, ножки широко расставляет. Но бывает и так, что к 1,5-2 годам некоторые дети уже во всю пытаются танцевать и даже бегать.

Повлиять на процесс обучения ходьбе может, что угодно. Неудачное падение, какой-то стресс или испуг – ребенок сразу теряет интерес к обучению. Это может затормозить процесс развития как физически, так и психологически.

Если ребенок к 1,5-2 годам так и не предпринял попытки встать и сделать первый шаг, вам обязательно нужно обратиться к специалисту – педиатру, неврологу или ортопеду.

Одно из самых волнующих событий для родителей, кроме рождения малыша, это то, когда он делает первые шаги. Все ждут с нетерпением, так как знают, во сколько начинают дети ходить. Родители внимательно наблюдают за полугодовалым малюткой, чтобы не пропустить момент, когда дитя сделает первые неуверенные шаги. Но у многих детей этот момент наступает рано, у других позже. Назвать точную дату никто не сможет.

Подготовка детского организма к ходьбе начинается рано. Уже с первых месяцев, когда малютку кладут на живот, когда он начинает переворачиваться, мышцы начинают укрепляться. Поэтому, в каком возрасте у новорожденного мышцы нижних конечностей будут готовы к ходьбе, тогда и начнет он двигаться самостоятельно. Естественно, что готовность наступает к 9 месяцам, году.

Но и после года по некоторым причинам у большинства малышей наступает возможность сделать первые шаги. Поздно начинают ходить те, которые родились недоношенными. Они отстают немного в физическом развитии от своих сверстников. Иногда не могут сами сделать шаг дети ввиду боязни.

Поэтому конкретно ответить на вопрос, со скольки лет малыши начинают ходить, нельзя. Кто-то в полгода прекрасно передвигается самостоятельно, кто-то - только в 1,5-2 года, иногда и позже. Норма ВОЗ считается до 1,5 лет, поэтому не стоит мамочкам волноваться, если их малыш не ходит в год.

От чего зависят сроки

Несколько факторов влияет на то, когда малыш пойдет. К ним относят:

  • болезни ребенка;
  • вес малютки;
  • характер младенца;
  • темперамент малыша.

Крупные дети начинают ходить позже, так как мышцы ног не могут держать большую массу тела. При неудачной первой попытке дети могут долго бояться передвигаться самостоятельно. Бойкие ребята начинают рано ходить, а спокойные - позже. Самый ранний возраст, когда дитя начинает самостоятельно передвигаться, это 7-8 месяцев.

Как это происходит

Существует поэтапность подготовки малышей к ходьбе. Прежде всего, он должен начать сидеть, вставать, ползать. Без этого ноги достаточно не окрепнут. Те дети, которые сразу перешли от сидения и стояния к ходьбе, имеют недостаточно развитую мускулатуру. У них развиваются патологии опорно-двигательного аппарата, искривляется позвоночник. Походка маленького человека отличается от взрослого. Ребенок старается удержать равновесие, поэтому широко расставляет ноги, располагая ступни параллельно друг другу.

Держать спину прямо трудно, балансировать он не может, ведь он ставит всю ступню на пол, а не перекатывается с пятки на носок. Отсюда и частые падения.

Если пошел раньше или позже, хорошо это или плохо

Как гордятся родители, когда их дитя пошло рано. Но не стоит радоваться этому. Еще неокрепший позвоночник малютки не может долго оставаться в вертикальном положении. Часто у детей происходит искривление опорного столба, а также ног.

Если у ребенка возникло желание ходить, то это говорит о его готовности к этому. Но необходимо при рано начавшейся ходьбе стараться давать отдых позвоночнику и конечностям, проводить упражнения по укреплению мышечного аппарата. У тех, у кого поздно начал передвигаться малыш самостоятельно, не должно быть волнения по этому поводу. Стоит беспокоиться, если после 2 лет младенец даже не пытается ходить.

Как помочь ребенку сделать свои первые шаги

Родители могут подготовить малыша к ходьбе, помочь ускорить процесс укрепления мышц нижних конечностей, спины. Для этого необходимо:

  • поощрять малютку к ползанию;
  • ставить его на ножки у опоры;
  • расставить крупные игрушки по комнате и давать возможность малышу передвигаться от одного предмета к другому;
  • брать за ручки и водить по комнате.

Оказывая психологическую помощь, можно ускорить время, когда малютка сам начнет ходить.

Упражнения и занятия, которые помогут ребенку быстрее научиться ходить

Советуют для того, чтобы ребенок быстрее научился передвигаться, заниматься с ним ежедневно:

  1. Придерживая малыша, помочь ему достать игрушку, которая расположена над головой. Упражнение выполняют с возраста в 6 месяцев.
  2. Танцы с ребенком под музыку помогут укреплению мышц, координации движений. Можно заниматься с 8 месяцев жизни.
  3. В 11 месяцев детей привлекает хождение по упаковке с пузырьками. Это будет и хорошим массажем для пяточек.
  4. В год, если ребенок не ходит самостоятельно, надо гулять с ним по улице с поддержкой.

Начинать упражнения в ходьбе надо с мягких поверхностей, чтобы при падении малыш не ушибся. Дома лучше всего ходить босиком или в носочках. Обувь для улицы подбирают с эластичной подошвой, которая не скользит.

Тревожные сигналы в развитии

Тревожиться за развитие ребенка не стоит, если он не ходит самостоятельно до 1,5-2 лет. Это зависит и от здоровья ребенка, от его характера, веса. Обращаться к педиатру надо в том случае, если:

  • к полугоду ребенок не держит тело, не может присесть;
  • в 9-месячном возрасте не может подняться, подтягиваясь;
  • к году не пытается делать шаги с поддержкой.

Бывает, что ребенок боится ходить самостоятельно, только передвигается, когда его поддерживают. Но если малыш и в полтора года не делает попытки к ходьбе, то необходима консультация специалиста.

Почему малыш не начинает ходить

Чтобы не расстраиваться по поводу того, что ребенок не ходит в год, надо проанализировать причины этого. К ним относят и то, что родители сами тоже пошли поздно. Ведь наследственность играет большую роль в развитии малютки.

Позднее начинают делать первые шаги те дети, которые часто болеют или перенесли тяжелую инфекцию. Пока организм не окрепнет, они не смогут ходить самостоятельно.

Психические травмы также влияют на готовность к ходьбе. Испытывая постоянный стресс, ребенок вряд ли начнет самостоятельно передвигаться. Родителям нужно обдумать, что делать для подготовки ребенка к ходьбе.

Что предпринимать, если малыш ходит на цыпочках

Ситуация, когда малыш при ходьбе не наступает на всю стопу, а поднимается на цыпочки, встречается часто. Связано это с повышением тонуса мышц в нижних конечностях. Считают, что возникает проблема у тех, кто при рождении перенес кислородное голодание. Часто появляется такая ситуация у тех, кто использует ходунки. В них трудно поставить ногу на всю стопу. Со временем проблема уходит, если проведен ряд мероприятий.

Упражнения на дому

Из упражнений наиболее эффективны следующие:

  1. Держа малютку под мышки, ставить ему ноги на полную стопу, чтобы он опирался на нее.
  2. Положить животом на большой мяч. Малютка катается и отталкивается от пола полной стопой.
  3. При купании давать возможность поплавать, отталкиваясь от бортиков ступней.
  4. Дать попинать мяч, положив его на стопы ног.

Упражнения должны обязательно сочетаться с массажем.

Массаж

Для процедуры подходят поглаживания и растирания мышц голени и стопы. Не оставляют без внимания икры, растирая их. Стопу поглаживают от пятки к пальцам. В это время ребенка кладут на спину, согнув ноги в коленях. Перевернув малютку на живот, сгибают колени под углом в 90 градусов. Фиксируя голеностоп, нажимают рукой на ступню. Происходит растягивание ахиллесова сухожилия.

Когда нажимают большим пальцем руки на стопу, она сгибается. Разгибание происходит при проведении по наружному краю от мизинца к пятке. Полезен массаж в виде поглаживания от пальцев к голени.тПроводят массаж ежедневно. И прерывать его не надо при появлении первых положительных результатов.

Подбираем правильную обувь

Если дома дети ходят босиком, то для улицы нужна обувь. Подбор ее играет важную роль в выработке правильной ходьбы. Обувь для малыша должна быть:

  • из натуральных материалов;
  • с гибкой и тонкой подошвой;
  • с плотным задником и прочными застежками;
  • на небольшом каблучке, фиксированном супинаторами.

Не стоит приобретать обувь на вырост. Она будет сваливаться при ходьбе, а ребенок падать.

Исправляем неправильную походку

Недоразвитие связок, мышц, деформация костей приводит к косолапости. Увидеть дефект можно по тому, как ставит малыш ноги при ходьбе. При врожденном дефекте проявляется он сразу и возникает в результате неправильного поведения матери или заболеваний во время беременности. Исправить легкую косолапость можно плотным пеленанием новорожденного с выпрямлением конечностей.

Во время обучения ходьбе надо следить за постановкой ног. Они должны располагаться параллельно по отношению друг к другу.

Когда следует обратиться к педиатру

После года жизни особенно надо обращать внимание, правильно ходит малыш или нет. Отклонения можно исправить, если вовремя обратиться к врачу. Только он может назначить адекватное лечение.

Как правильно лечить

Среди методов исправления неправильной походки можно выделить:

  • процедуры массажа;
  • выполнение комплекса лечебной физкультуры;
  • гипсование при средней степени дефекта, бинтование - при легкой;
  • лечение электрофорезом, акупунктурой, водными процедурами;
  • ношение специальной ортопедической обуви;
  • применение приспособлений для фиксации стопы в правильном положении.

Только в тяжелых случаях назначают проведение операции. Чаще всего помогает исправить дефект стопы ребенка наложение гипса вместе с парафиновыми аппликациями. Терапевтическое воздействие длится в течение года.