Когда лучше вести ребенка в детский сад. Во сколько лет отдавать ребенка в садик? осваиваем детский сад

Стоит ли беспокоиться, что ребёнок многого не умеет? В принципе, садик приучает к самостоятельности. Я в этом тоже сомневалась, так как мой первенец шёл в садик, многого не умея. Но, как и уверяли меня врачи и воспитательницы, ребёнок втягивается быстро, и уже через месяц сын свободно пользовался унитазом, хотя раньше признавал только горшок. Подражание друзьям – великая воспитательная сила!

Все родители рано или поздно сталкиваются с вопросом:» Во сколько лет отдавать ребенка в садик? » Перво-наперво надо быть абсолютно уверенными, что ваш малыш уже физически и психологически созрел для детсадовской коллективной жизни.

Тут однозначного ответа нет. Надо оценить индивидуальные особенности развития ребёнка и обязательно посоветоваться с психологом.
Если альтернативы нет, и вам в обязательном порядке приходится выходить на работу, когда малышу (малышке) исполнится три года, советую наметить начало посещения садика с 2 лет и 8 месяцев, чтобы ребёнок успел адаптироваться до момента вашего выхода на работу.
Если ребёнок коммуникабельный, ему будет лучше в группе со сверстниками или детками чуть старше. Исключение составляют застенчивые некоммуникабельные детки. Для них попасть в сплочённый коллектив детишек может стать испытанием для нервной системы. Тогда, конечно, лучше отдать в ясельную группу, где коллективных игр ещё нет, и где застенчивого малыша никто не будет тормошить и звать в общие игры.

Стоит ли беспокоиться, что ребёнок многого не умеет? В принципе, садик приучает к самостоятельности. Я в этом тоже сомневалась, так как мой первенец шёл в садик, многого не умея. Но, как и уверяли меня врачи и воспитательницы, ребёнок втягивается быстро, и уже через месяц сын свободно пользовался унитазом, хотя раньше признавал только горшок. Подражание друзьям – великая воспитательная сила!

Во многом несамостоятельными дети становятся по вине родителей. Признайте, вам некогда ждать, пока полчаса дитё размазывает кашу по тарелке. И вам не хочется отмывать всю кухню после его обеда. Гораздо проще накормить ребёнка из ложечки: быстро и чисто. В садике никто не станет терять полчаса на уговаривание «ну, за папу, за маму, за кошку Мурку», и уж, точно, никто не станет лично вашего ребёнка кормить с ложки, когда рядом ещё пятнадцать детей. Уже через неделю ребёнок будет не хуже других управляться с ложкой.

Единственное, что может отодвинуть начало садиковской эпопеи, это если ребёнок сильно отстаёт в речевом развитии. Желательно, чтобы малыш умел объясниться хотя бы на минимальном уровне: сказать, что он хочет в туалет, попросить попить, хотя бы на уровне простых корявых слов рассказать вам, что его обидели.

Во сколько лет, лучше отдавать ребенка в садик?

Мнения о том, в каком возрасте можно отдавать ребенка в садик, сильно отличаются в разных странах. В Израиле, например, послеродовой отпуск длится всего три месяца, после чего мать определяет ребенка в ясли, а сама возвращается на работу. Противоположная тенденция наблюдается в США. Американские психологи пришли к выводу, что ребенок в возрасте до одного года нуждается в матери 24 часа в сутки, до 3-х лет - может потерпеть, если она ненадолго выйдет в другую комнату, и лишь после 3-х лет ребенок становится способным оставаться без матери в течение нескольких часов. Связано это с тем, что в первые годы, и особенно первые месяцы жизни формируется чувство базового доверия к миру, на котором строится все дальнейшее развитие личности.

Существует точка зрения, что ребенка лучше вообще не отдавать в сад, особенно, если у него есть неработающая бабушка, готовая сидеть с внучком. Однако домашний ребенок, который находится под постоянной опекой, рискует вырасти полностью не приспособленным к взрослой жизни, к коллективу, становится зависимым и не умеет считаться с другими людьми. Что же касается стресса, который ребенок испытывает в первые дни посещения детского сада, то ребенок испытает его в и школе, а это, возможно, окажется еще тяжелее.

В нашей стране преобладает мнение, что ребенка надо отдавать в садик после 2-х, а лучше – 3-х лет. В основном это связано с тем, что малыши в саду часто болеют, а также с тем, что нянечки и воспитательницы не в состоянии обеспечить достаточный уход каждому из 15-20 малышей, которые еще не умеют самостоятельно ни пользоваться ложкой, ни одеваться, ни обращаться с горшком. К сожалению, это действительно так.

Чем младше ребенок, тем слабее его иммунная система, тем более восприимчив он к инфекциям. И конечно, придя в садик, ребенок должен иметь хотя бы основы знаний о самостоятельности. Кстати, во многих садах запрещается приносить с собой соски, а далеко не все дети готовы отказаться от них при засыпании. Кроме того, в саду для всех детей установлен единый режим, и чтобы привыкнуть к нему, детям требуется определенная самодисциплина. Учитывая эти трудности, отдавать в обычный районный садик ребенка младше 2,5 – 3-х лет нецелесообразно. Однако существуют альтернативные варианты.

Как помочь ребенку адаптироваться в детском саду

Основная работа по адаптации ребенка к детском саду ложится на плечи воспитателей и детского психолога, но родителям тоже по силам внести свою лепту в этот непростой процесс. Режим дня дошкольника Очень важно, чтобы в первые дни ребенка в детском саду дома всё оставалось по-прежнему. Это касается и режима дня, и правил поведения. Понятно, что дошкольнику нужно рано вставать, рано ложиться и спать днем даже по выходным, чтобы не отвыкнуть от детсадовского режима. Если эти перемены в режиме совпадут с началом посещения детского сада, то ничего кроме негатива и дополнительного стресса для ребенка не принесут. Поэтому родителям стоит позаботиться об установлении правильного режима дня заранее. Не поленитесь узнать о режиме дня в детском саду, например, когда будете относить заведующей путевку в детский сад. Выясните, во сколько нужно приводить ребенка в детский сад и когда детей укладывают на дневной сон, и, опираясь на эту информацию, заранее подкорректируйте режим дня ребенка. Приучите ребенка чистить зубы и причесываться сразу после пробуждения. Если прежде у вас было заведено по-другому, то даже такое, казалось бы, незначительное изменение, введенное в первые дни пребывания в детском саду, может расстроить малыша. Маленькие хитрости адаптации Приводите ребенка в детский сад чуть раньше или чуть позже, чем остальные родители. Малышу ни к чему становиться свидетелем душещипательных сцен прощания детей с родителями. Может, ваш ребенок и не собирался плакать при расставании с вами, но, увидев, как ведут себя другие дети, заплачет обязательно. Отправьте вместе с ребенком в детский сад любимую игрушку. Знакомая вещь в непривычной обстановке помогает ребенку быстрее успокоиться. Этот нехитрый способ на самом деле очень действенный. Старайтесь избегать других стрессовых для ребенка ситуаций. Поход к врачу, прививки, гости – все это лучше отложить на потом, когда ребенок адаптируется к детскому саду. Ни в коем случае не ругайте и не пристыжайте ребенка за слезы и нежелание идти в детский сад, не сравнивайте его поведение с поведением других детей, лучше, наоборот, награждайте его небольшими утешительными призами и всячески демонстрируйте свою любовь.

Детский сад: плюсы и минусы

Детский сад обычно рассматривался, как заведение обязательное и у родителей даже мысли не было, что ребенок не будет ходит в садик, ведь мама и папа работают, а ребенок ходит в детский сад, так было заведено в обществе. Редкий ребенок находился дома до школы и не знал, что такое ходить в сад. Хорошо это или плохо? Очень дискуссионный вопрос, давайте разберем плюсы и минусы посещения детского сада.

В настоящее время альтернативой “обычных” садиков стали сады коммерческие, где ребенок находится примерно в домашних условиях, кроме того, часто дети находятся дома с няней, бабушкой или с мамой-домохозяйкой, которая не ходит на работу и посвящает свою жизнь детям. Однако, не каждая семья может себе позволить “не работающую маму” и многим детям просто приходится идти в детский сад.

Каждая семья определяет для себя, будет ли ребенок ходить в детский садик, для чего необходимо рассмотреть плюсы и минусы посещения сада.

Небольшое отступление: для наилучшей адаптации ребенка, посещения сада начинаются с неполного дня, совместно с мамой. Оптимальный возраст для того, чтобы пойти в детский сад – это 2-3 года, когда ребенок уже легче может “оторваться” от мамы и уделить время общению со сверстниками: совместным играм и социальным коммуникациям. Ведь игра – важный способ взаимодействия, где ребёнок учится просить, отдавать (делиться), делать что-то совместно, проигрывать жизненные ситуации по ролям. Кроме этого, в не игровых ситуациях (при общении со сверстниками и взрослыми), ребенок учится высказывать свое мнение, выслушивать, принимать решения, идти на компромисс и узнавать новое.

Начнем с минусов.

Основной минус – это длительное пребывание ребенка в саду, целый день без матери (которая еще очень необходима ребенку для благополучного развития) может отрицательно сказаться на психическом состоянии малыша. Часто дети тяжело переживают отрыв от дома и в частности от мамы, плачут, грустят и отказываются ходить в сад. Выходом зачастую является неполный день, когда дети практически поровну находятся в саду и дома. Конечно, не всегда это возможно, но по-крайней мере в самом начале ребенка лучше оставлять на неполный день и то после того, как некоторое время малыш будет ходить в сад совместно с мамой. Обычно такой вариант адаптации к саду предлагают в так называемых, ясельных группах с 1, 5 лет.

Однако и дети старше 1,5 лет могут испытывать те же отрицательные эмоции и чувства, что и малыши. Поэтому следует очень серьезно отнестись к адаптационному периоду в детском саду, со всех сторон продумать выбор детского учреждения, познакомиться с персоналом, с условиями воспитания детей в данном саду, ведь те люди, с которыми Вы оставляете своего ребенка должны вызывать и оправдывать Ваше доверие, кроме того, воспитатель должен расположить к себе ребенка, найти к нему подход, заинтересовать и отвлечь (при необходимости) от грустных мыслей. Именно воспитатели организовывают ту среду, в которой находятся дети.

Еще из минусов можно назвать частые заболевания ребенка, особенно, в первое время посещения сада. Это связано не только с тем, что ребенок может простудиться или заразиться от других детей, но и с психологическим дискомфортом. Если малышу очень плохо в саду, это скажется на его здоровье.

Теперь о плюсах посещения детского сада.

В детском саду ребенок учится социальному взаимодействию со сверстниками и взрослыми (воспитателями), что несомненно отличается от общения в семье. Взаимоотношения детей в группе детского сада никогда не сравнятся с общением дома, в гостях или на детской площадке, поскольку в саду ребенок вовлекается в многообразие вариантов ситуаций (бытовых, личных и общественных). Это колоссальный опыт, ведь он попадает в условия, где рядом находятся совершенно разные люди, не такие как он сам или его семья, с другими взглядами и желаниями, с другим поведением и способами общения. Такой опыт получить в домашних условиях просто не возможно.

Кроме того, ребенок учится принимать решения самостоятельно, отстаивать свою позицию, идти на компромисс или защищаться, при этом дети не только играют друг с другом, они учатся совместно обедать или собираться на прогулку, делать домашние дела (застилать постель, убирать посуду со стола, собирать игрушки, поливать цветы). Все это положительно отражается на формировании личности ребенка, поскольку он находится в среде сверстников, таких как он и таких непохожих на него.

В саду у ребенка появляется возможность проявить себя, он более самостоятельный, так как рядом нет мамы (бабушки), которая за него уберет игрушки или покормит с ложечки, в саду ребенок выполняет все то, что необходимо согласно его возрасту, в том числе и ухаживает за собой.

При посещении детского сада у ребенка формируется режим питания, сна и бодрствования, что полезно для здоровья и позволяет верно распределить силы. Кроме того, в саду проводят развивающие, обучающие занятия (в том числе, подготовка к школе), занимаются гимнастикой и физкультурой. Не в каждой семье есть время и возможность дать все это ребенку в течении дня.

Согласитесь, что плюсы достаточно существенные и все это нельзя назвать неважным, однако многих пугают и минусы, что тоже немаловажно. Стоит помнить, что сделать прибывание в саду комфортным в руках родителей, Вы на многое можете повлиять, начиная от выбора достойного сада и заканчивая правильной адаптацией ребенка и формированием у него положительного отношения к саду. Если мама сама вздыхает и плачет, что ей приходится отдавать ребенка в сад, то именно такие эмоции и закрепятся у ребенка в сознании, а значит комфортно в саду ему не будет. Думайте что говорите и как сами относитесь к саду, воспитателям и другим детям, ведь все это как под копирку “срисует” с Вас ребенок.

Садик – не наказание и не обязательность, Вы в праве решить будет ходить Ваш ребенок в сад или нет, только взвесте все плюсы и минусы конкретно для Вашего ребенка и Вашей семьи. удачи!

  • Дневной сон
  • Истерики
  • Детский сад - очень важный этап в жизни ребенка. Когда отдавать чадо в садик, решают родители, в зависимости от благосостояния семьи, занятости мамы и папы на работе, наличия бабушек - дедушек. Но уже давно не стоит вопрос, надо ли это делать вообще. Бесспорно, садик полезен для ребенка . Он учит малыша адаптироваться, заводить контакты, общаться, жить в обществе. Без этих навыков ребенку будет сложно отправляться в первый класс и жить дальше.

    Однако в связи с посещением садика у мам и пап возникает множество вопросов, которые в первую очередь касаются состояния здоровья малыша. Авторитетный детский врач Евгений Комаровский рассказывает, как подготовить ребенка к ответственному периоду в его жизни, как преодолеть трудности первого времени и сохранить детское здоровье.


    В каком возрасте лучше отдавать ребенка

    Этот вопрос нужно решать только внутри семьи. Обычно малышей приводят в садик в возрасте от 1 до 3 лет, реже - в более старшем возрасте. Многие детские сады в последнее время ввели негласное ограничение - до полутора лет малышей не принимают. Если есть сомнения, пора ли чаду в садик, лучше посоветоваться с педагогами, воспитателями, детским психологом. Они подскажут, готов ли малыш к жизни в большом коллективе.


    Врачам интересно другое - что будет делать мама, когда отведет чадо в садик. Если она решила в тот же день выйти на работу, это не самое удачное решение, считает Комаровский. Во-первых, ребенок будет чаще болеть, и это естественно, а значит, маме придется часто брать больничный. А, во-вторых, адаптация будет более мягкой, если мама постарается в первое время «дозировать» посещение садика для своего ребенка.


    Оптимальным вариантом педиатры, в том числе и Комаровский, считают ситуацию, когда мама еще несколько месяцев остается дома в декретном отпуске, чтобы иметь возможность без выяснения отношений с начальством в любой момент оставить ребенка дома, если у него появились первые проявления недуга - насморк, кашель. Это хорошо и для самого малыша, так как он легче перенесет болезнь, и для других детей, которых он заражать не будет.

    О том, что такое "хороший детский сад" и как подойти к выбору детского сада расскажет доктор Комаровский в следующем выпуске.

    Адаптация

    Это наиболее сложное во всей истории с началом посещения садика. Евгений Комаровский подчеркивает, что нет детей, которые бы не проходили через сложный процесс адаптации . С ребенком происходит сразу много всего: он переживает, эмоционально и психологически, в его организме тоже многое «перестраивается». В садике - режим дня, а потому чаду волей-неволей придется под него подстраиваться, новая пища, иммунитет ребенка «знакомится» с новыми вирусами, циркулирущими в детском коллективе, а отсюда - частая заболеваемость, особенно в первое время, пока в организме нет специфических антител.

    Сколько времени продлится адаптация, зависит только от самого ребенка. У одних это 2-3 месяца, у других - год и даже больше.


    Если повлиять на заболеваемость родители никак не могут, то сделать адаптацию более легкой им вполне по силам. Для этого нужно правильно выбирать время года, когда малыш начнет ходить в садик. В сезоны повышенной заболеваемости (с конца октября по апрель) этого лучше не делать, говорить Комаровский. А вот в конце весны и летом - пожалуйста.


    Возможные проблемы

    Столь существенная перемена в жизни ребенка, как детский сад, может повлечь ряд проблем, как психологического, так и медицинского характера. Однако к ним Комаровский советует готовиться заранее. Лучше всего, с самого рождения.

    Закаливание , адекватное отношение к лечению детских болезней в раннем возрасте, к приему тех или иных медикаментов, а также профилактические прививки, которые делаются вовремя и по графику, - лучший способ подготовить малыша к посещению дошкольного учреждения.



    Привыкание ребенка к новым условиям, по словам Комаровского, - сугубо индивидуальный процесс . Один малыш быстро примет новые «условия игры», другой будет сопротивляться переменам чуть дольше. В основном это проблемы психологического рода, хотя иной раз на фоне внутреннего неприятия новых условий, малыш может заболеть и вполне физически. Такую связь в медицине называют психосоматикой.


    Плаксивость и истерики

    Это самые распространенные проявления психологических проблем, которые есть у любого малыша, которого начали водить в детский сад. В этой ситуации Комаровский рекомендует не «раздувать из мухи слона», не записывать ребенка в больные. Успокоительные и седативные средства нужны только тем малышам, которые очень болезненно относятся к новому в своей жизни, и если детские врачи - психиатр и невролог считают, что такая необходимость действительно есть.

    Но это ситуация - на самом деле редкость, а потому не стоит самостоятельно искать «успокоительное для нервного ребенка». Лучшая тактика родителей - благосклонность и доброжелательность. Давить на малыша, кричать и заставлять ни в коем случае нельзя. Это лишь затруднит процесс адаптации.

    О том, как отучить ребенка от истерик, в следующем выпуске расскажет известный педиатр доктор Комаровский.

    Частые болезни

    Евгений Комаровский считает это естественным. Частые болезни в основном вызваны вирусами, а вероятность «подхватить» их выше, если круг общения ребенка шире. Конечно, сидя дома, у малыша меньше шансов заболеть гриппом или ветрянкой , хотя и она не стремится к нулю, ведь «заразу» могут принести родители с улицы или гости. Но нельзя же ребенка всю жизнь продержать дома!

    Его иммунитет должен «обучаться», «тренироваться», крепнуть, а для этого ему просто необходимо сталкиваться с возбудителями болезней.

    Кроме того, есть целый ряд болезней, которыми лучше переболеть в детстве, так как для взрослых они невероятно опасны. Это всем знакомые ветрянка, краснуха.

    О профилактике детских болезней в детском саду расскажет доктор Комаровский.

    Особого внимания, по мнению Евгения Комаровского, заслуживает не факт и частота заболеваний, «принесенных» из садика, а тяжесть протекания этих недугов. Один малыш болеет пять дней довольно легко, другой две недели лежит в постели, а потом родители еще месяц долечивают последствия осложнений. В этом ни в коей мере не виновато дошкольное учреждение. Это особенность иммунитета каждого конкретного малыша, а также специфика его лечения.


    Частые заболевания детсадовского ребенка не стоит списывать на воспитателей, которые не так одели чадо на прогулку, не повязали шарфик или забыли про шапочку. Этим родители удобно маскируют собственную несостоятельность, говорит Комаровский. Сначала они создают малышу тепличные условия, которые фактически «калечат» его иммунитет, а потом сетуют, что, встретившись с дождиком или сквозняком в садике, их малыш разболелся. Отсутствие таких тепличных условий, правильное и адекватное отношение родителей к ребенку с самого рождения практически сводят на нет такие «случайные» болезни в детсадовском возрасте.


    Как выбрать хороший детский сад

    На уровень заболеваемости тип детского сада, его материально-техническое обеспечение, квалификация педагогов и нянечек никак не влияют, уверен Евгений Комаровский. А потому рекомендовать конкретный садик - частный или государственный, в обязанности врачей не входит.

    Но специалисты отмечают, что садики, где группы расположены в нормальном здании, с недавним ремонтом, где в группе не слишком много детей, лучше приспособлены для детей. Хорошо, если в дошкольном учреждении есть бассейн, если там работают люди, которые понимают, как важно проветривать помещения, даже зимой.

    Какой ребенок считается «несадиковским»

    Таких детей по большому счету нет, говорит Комаровский. Этот «диагноз» ставят воспитатели и педагоги, а иногда и сами родители, когда адаптация слишком затянулась или ребенок научился «запускать» процесс заболевания у себя по психологическим причинам (та самая психосоматика).

    О понятии "несадиковский ребенок" и есть ли такое понятие вообще расскажет доктор Комаровский в выпуске ниже.

    Беда в том, говорит Комаровский, что в большинстве садиков не соблюдают правильный температурный режим, не следят за влажностью воздуха. Воспитатели приходят в ужас при мысли открыть окно и проветрить группу в разгар зимы. В итоге ребенок, который дышит в садике сухим воздухом в перетопленной группе, болеет чаще. И это ошибочно считают противопоказанием к посещению детского сада. Именно о таких детях и говорят, что они несадиковские.

    Сделать из такого «несадиковского» малыша вполне садиковского - реально и довольно просто, говорит Комаровский. Достаточно создать в группе правильные условия, укреплять иммунитет ребенка дома, поощрять посещение садика, сделать его интересным.

    Современное общество предъявляет достаточно высокие требования к родителям в плане воспитания и образования детей. Если раньше ребенок получал первые знания в школе, то теперь в первый класс приходит уже подготовленный ученик, умеющий не просто складывать слоги в слова, но и достаточно бегло читать. Всему этому обучаются теперь в детском саду. Вот родители и волнуются, в каком же возрасте отдавать ребенка в садик, чтобы он не отстал от сверстников, но при этом не получил психологическую травму от слишком раннего расставания с мамой.

    Содержание:

    От полутора до двух лет

    Дошкольные учреждения принимают детей в большинстве своем с 1,5 лет, однако существуют и такие (в основном частные), которые готовы взять чуть ли не с рождения. К ясельным группам предъявляют повышенные требования. Например, меньшее, по сравнению с другими возрастными группами, количество детей позволяет воспитателям уделить внимание каждому.

    И все же психологи сходятся во мнении, что таких малышей отдавать в садик рано. Дело в том, что в этом возрасте привязанность ребенка к маме слишком сильна, он нуждается в повышенном внимании, опеке и заботе. Можно заметить, как дети этого возраста боятся не то что остаться без матери на несколько часов, а даже просто упустить ее из вида. Такой период длится до 2,5-3 лет .

    Некоторые родители стремятся раньше отвести ребенка в садик, обосновывая это тем, что там, общаясь со сверстниками, он развивается быстрее. Действительно, программа дошкольных образовательных учреждений нацелена на раннее развитие, но не следует забывать и то, что до 2,5 лет малыши не стремятся к коллективным играм. Как выражаются педагоги и психологи, они играют не вместе, а рядом.

    Источником общения, которого полуторагодовалому ребенку более чем достаточно, выступают его родные. Именно от них он получает сведения и приобретает навыки, необходимые для его возраста. Поэтому, если есть возможность, лучше не отдавать ребенка в садик слишком рано.

    Видео: Зачем ребенку детский сад: мнения мам

    Двухлетние малыши

    Первый раз отвести ребенка в садик можно попробовать в 2 года , если в этом есть необходимость. Следует учесть, что он будет привыкать к коллективу не только психологически, но и физиологически. Пребывание в незнакомой обстановке, разлука с мамой, общение со множеством чужих людей – это серьезный стресс, способный привести к частым болезням, обострению уже имеющихся, а в более тяжелых случаях – к появлению новых.

    Это так называемая адаптация, и у каждого она проходит по-разному. Поэтому необходимо готовить к посещению дошкольного учреждения не только психологически (познакомить с воспитателем и территорией детсада, будущей группой), но и физически (закаливать, больше гулять, начать принимать витамины за 1-2 месяца).

    Неплохим решением станет посещение группы кратковременного пребывания (по 2-3 часа в день) или развивающие занятия, которые проводятся 2-3 раза в неделю. На таких занятиях, как правило, мама присутствует с крохой и даже выполняет вместе с ним некоторые задания. Малыш постепенно привыкает, что ему может быть интересно и без родителей, в кругу его сверстников. При посещении садика он будет чувствовать себя более комфортно.

    Если же, несмотря на все меры подготовки, ребенок тяжело адаптируется, постоянно плачет , наблюдаются нервные расстройства, обострение заболеваний и другие неприятные проявления, то лучше еще на год оставить его дома. Чрезмерные психологические нагрузки грозят в будущем серьезными проблемами.

    Видео: Советы психолога о возрасте, в котором ребенка следует вести в садик

    Дети от 3 до 4 лет

    По мнению психологов, это оптимальный возраст, когда нужно отдавать ребенка в садик. На это есть ряд обоснований:

    1. Возрастные кризисы (2 и 3 лет) позади, до очередного кризиса (7 лет) еще далеко, а значит, ребенок психологически более стабилен, не подвержен перепадам настроения. С трех-, четырехлетним ребенком легче найти общий язык, чем, например, с двухлетним, который во что бы то ни стало стремиться настоять на своем.
    2. Ребенок уже социально адаптирован, умеет следовать правилам, понимает, что от него требуют взрослые, выполняет поручения.
    3. Речь ребенка хорошо развита, понятна и логична, окружающие без труда понимают его.
    4. В возрасте от 3 лет ребенку необходимо общение со сверстниками, ему становится мало окружения родителей. Он способен подолгу играть со сверстниками, обучаясь во время игры.
    5. Развиты социально-бытовые навыки: самостоятельно ест, убирает за собой, моет руки, умывается, умеет одеваться и раздеваться, аккуратно складывать вещи.
    6. Физиологические потребности дети после 3 лет способны контролировать даже во сне, просыпаясь, если захотят в туалет.

    Конечно, все эти навыки должны прививаться родителями. Некоторые малыши в 2-3 года умеют делать все перечисленное, другие и в 5 лет с трудом одеваются. На самом деле, это не только облегчает работу воспитателей, но и делает пребывание ребенка в дошкольном учреждении комфортным. Он уже самодостаточен, многое может выполнить сам, поэтому не испытывает психологического дискомфорта.

    На самом деле, возраст, в котором маме следует отдавать ребенка в детский сад, не так важен, как наличие тех или иных навыков, показателей готовности малыша остаться без родителей на длительное время. Прежде всего, обращается внимание на то, как он строит общение с окружающими, как он воспринимает отсутствие матери, насколько развиты его социально-бытовые навыки.


    Вашему ребенку предстоит идти в детский сад? Когда лучше отдать малыша в сад, как правильно адаптировать к условиям незнакомой обстановки, как защитить ребенка от вирусных инфекций? С этими вопросами сталкивается практически каждая мама..

    Вопрос, отдавать ли малыша в детский сад, и в каком возрасте это лучше сделать, возникает у каждой мамочки. Сколько переживаний и волнений связано с этим событием! Конечно, любая мама хочет, чтобы ее ребенок как можно раньше привык к новой обстановке, подружился со сверстниками и ходил в садик с удовольствием.

    К сожалению, не всегда все бывает так гладко с первого раза. Зачастую не получается избежать слез и переживаний в первые дни посещения садика. Давайте вместе разберемся, когда же малыш будет наиболее подготовлен к посещению детского сада и, что необходимо сделать, чтобы помочь ему привыкнуть к новой обстановке.

    Как избежать болезней малыша

    Когда ребенок психологически готов к посещению детского сада?

    Детский сад

    Оптимальным временем для того, чтобы отдать ребенка в детское дошкольное учреждение, считается возраст от 3 до 4 лет. В это время иммунная система становится более зрелой, да и психологически ребенок лучше подготовлен к общению детьми в новом большом коллективе.

    Иногда, по объективным причинам, вы не можете сидеть дома с ребенком и вынуждены работать, отдав малыша в детский сад. Ребенок в два-два с половиной года еще очень зависим от мамы. Хотя, дети более раннего возраста, иногда легче переносят разлуку с родителями и могут без капризов и забот находиться в саду длительно.

    Но некоторые психологи считают, что у таких детей нарушается развитие естественного чувства привязанности к родителям, к дому, теряется ощущение семьи, как самого ценного и дорогого, что в дальнейшем может отрицательно сказаться на ребенке.

    Если малыш никак не может привыкнуть к садику (существует такая категория детей), то лучше, по возможности, оставить его с бабушкой или няней. Однако нужно отметить, что «домашние» дети испытывают недостаток общения со сверстниками, по сравнению с детьми, посещающими детский сад. Поэтому на прогулке они стремятся к общению с другими детьми, вплоть до навязчивости. Следовательно, садик способствует развитию навыков общения в коллективе, уверенности, формированию личности ребенка.

    Как приучить ребенка ходить в детский сад

    Приучать ребенка к посещению детского сада следует постепенно. Сначала сходите туда вместе с ребенком несколько раз, чтобы малыш познакомился с обстановкой, в которой будет проводить время. Одновременно уже в домашних условиях, примерно за месяц до срока, назначенного для посещения детского сада, постарайтесь оставлять его играть одного дольше, чем вы делаете это обычно.

    Первые несколько дней приводите ребенка в детский сад ненадолго (на 1-2 часа) и находитесь рядом с ним. Когда малыш почувствует себя комфортно, можете уйти, оставив его одного, но не надолго. Постепенно увеличивайте и время пребывания ребенка в саду, и время вашего отсутствия.

    Все дети разные и трудно сказать, сколько часов, дней или недель необходимо конкретному ребенку, чтобы адаптироваться к новым для него условиям. Процесс адаптации в широком смысле слова подразумевает привыкание, приспосабливание организма к новым условиям существования. Кто-то привыкает легко и быстро, кто-то - долго и мучительно.

    Но в ваших силах сделать так, чтобы посещение садика стало для ребенка радостью, а не наказанием. Кроме того, обязательно скажите малышу, что гордитесь им, потому что он уже стал большой и может ходить в детский сад!

    Ваше присутствие рядом с ребенком в самом начале посещения детского учреждения необходимо по двум причинам: во-первых, вы облегчите период адаптации вашего малыша, а во-вторых, сможете увидеть все тонкости внутренней жизни садика и стиль поведения воспитателя.

    Как подготовить ребенка к посещению сада

    А если малыш будет часто болеть?

    Детский сад

    Прежде всего, малыши начинают болеть потому, что снижается иммунитет из-за резкой смены обстановки: другой режим, непривычная пища, много шума и впечатлений, переживания из-за разлуки с мамой. Кроме того, в своей семье каждый привык бороться с часто встречающимися в доме микробами и выработал к ним защитные реакции, а поскольку каждый карапуз приходит со своим «микробным набором», обмен ими неизбежен.

    Принимая решение о том, чтобы отдать ребенка в ясли или детский сад, помните, что среди всех детей, которые в первый раз переступают порог детского учреждения, около 25% тех, кого можно назвать «поздно стартующими». У таких детей иммунная система развивается позднее, чем у всех остальных. Пока они находятся в домашних условиях, они здоровы, но, попадая в садик, где всегда есть опасность встретиться с большим количеством различных вирусов и бактерий, они начинают постоянно болеть. Поэтому им нужна специальная подготовка, и вот в чем она заключается.

    Во-первых, нужно закаливать ребенка. Летом это легко: ребенок босиком бегает по земле, принимает воздушные ванны, купается, то есть закаляется естественным образом. Но проблема в том, что закалка не «работает» на перспективу, она эффективна только в тот период времени, пока ребенок закаляется. Поэтому прерывать процесс закаливания нельзя.

    Осенью ребенок может бегать босиком по полу (но не постоянно). Не забывайте чаще проветривать помещение, где находится малыш. Закаливание позволяет нормализовать функцию дыхательных путей при охлаждении, что снижает количество вирусов, попадающих в организм при заражении. Поэтому путем закаливания можно если и не полностью избежать простуды, то снизить чувствительность к ней ребенка. Не забудьте про гимнастику и, по возможности, массаж.

    Во-вторых, нужно укреплять иммунную систему малыша. Ребенок постоянно плачущий, находящийся в состоянии стресса от разлуки с родителями - отличная добыча для вирусов и микробов. Не лишним будет прием витаминных комплексов (если у ребенка нет аллергии), обязательно употребление свежих фруктов и овощей.

    В период эпидемий вирусных инфекций не испытывайте судьбу, оставьте ребенка дома. Если такой возможности нет, начинайте профилактические мероприятия. Сначала закапайте в нос интерферон. Если же ребенок заболел, при первых признаках оставьте его дома и пролечите не только до исчезновения симптомов заболевания, но и до полного восстановления сил.

    «Мама-а-а, не уходи!!!»

    Некоторые дети переносят разлуку более-менее спокойно, а некоторые плачут и долго не могут успокоиться. Как же сделать момент расставания наименее драматичным?

    Если никакие уговоры не помогают, попробуйте общаться в игровой форме. Пусть малыш участвует в сборах на работу, поможет что-то принести, или же подскажет, что еще нужно взять с собой, помашет на прощанье ручкой из окна. Поручите ему что-нибудь сделать в ваше отсутствие, пусть нарисует свою любимую игрушку или самостоятельно расставит игрушки по местам. При встрече подробно расспросите малыша о прожитом дне и похвалите за успехи, расскажите, как много вы успели сделать, потому что он помог вам.

    Если же проблемы более серьезные: ребенок нервничает без мамы, отказывается от еды, не спит, следует обратиться к психологу.

    Готовимся к походу в садик

    Детский сад

    Для более легкой и скорой адаптации ребенка в новых условиях, подготовку следует начать за несколько месяцев до посещения детского сада. В период адаптации лучше исключить активные мероприятия и лишние нагрузки из жизни малыша (посещение цирка, театра и гостей).

    Примерное время акклиматизации составляет около одного месяца. Некоторые дети привыкают быстрее, некоторые - гораздо труднее. Необходимо просто пережить этот момент.

    В первую очередь посетите детский сад, в который планируете отдать ребенка. Посмотрите сами на обстановку, на то, как общаются воспитатели с детьми. Поговорите с персоналом, а главное - с родителями других детей.

    Создайте у ребенка положительный эмоциональный настрой: скажите, что в садике ждут ребята, с которыми можно будет подружиться и играть, там много игрушек и т.д.

    Приучайте малыша к контактам с другими детьми. Будь то поход в гости или общение на детской площадке.

    Заранее расскажите ребенку о том, что его ждет, как он будет играть с детьми, что у него появятся друзья. Научите малыша предлагать детям свои игрушки, просить разрешения играть с ними, обращаться к детям, называя их по имени.

    В коллективе закрепится способность к самообслуживанию: кушать и одеваться самостоятельно. Используйте ту одежду, которая одевается легко, кофточки без пуговиц. Купите обувь на липучках.

    Введите в рацион питания ребенка разнообразные овощные продукты, творожные запеканки, мясное и рыбное суфле и т.д. Если малыш привыкнет так питаться, проблем с едой в детском саду не будет.

    Научите малыша соблюдать правила личной гигиены: самостоятельно мыть руки с мылом и сморкаться в носовой платок

    Скорректируйте режим дня ребенка. Приблизьте кормление ко времени приема пищи в детском саду. Не стоит устраивать «перекусы» между приемами пищи.

    Часы дневного сна тоже должны совпадать с тихим часом в саду.

    Отводя ребенка первый раз в садик, не показывайте свое волнение - ваше состояние легко передается малышу. Никогда не пугайте ребенка детским садом. Это может сформировать страх перед его посещением.

    Поддерживайте ребенка эмоционально. Чаще обнимайте малыша, и тогда он будет уверен в вашей любви, поддержке и намного легче перенесет расставание с вами и переход на новый этап взросления - посещение детского сада.

    Вера АНОХИНА, педиатр

    Детский сад, это то место, где ребенок приобретает навыки самообслуживания и общения без надзора родителей. Полная самостоятельность и умение договариваться, совершенствуются именно в дошкольных учреждениях, если конечно, малыш достаточно к этому готов, а педагог поддерживает ребенка.

    Для начала, убедитесь, что детский сад удобен для вас и соответствует общим требованиям, это поможет избежать многих проблем. Самым удобным вариантом считается рядом с домом или работой. Однако прежде чем идти туда, соберите о садике информацию, посещая городской интернет – форум или опрашивая знакомых. Дошкольное учреждение должно внушать доверие, иначе, дошкольник может там пострадать. Если по отзывам дошкольное учреждение вас устраивает, посетите его вместе с ребенком. Посмотрите игровые комнаты и спальни. Иногда, садики организовывают день открытых дверей, не упустите такой шанс, чтобы поближе познакомиться с воспитателями и правилами.

    Когда отдавать ребенка в садик

    С какого возраста ребенок готов к детскому саду? На этот счет у родителей разные мнения, да и разные ситуации в семьях. Кто-то отдает сразу после второго дня рождения по острой необходимости, а кто-то в 3 – 4 года. Самый подходящий возраст с точки зрения психологов – от трех до пяти лет, когда дошкольник нуждается в постоянном общении со сверстниками. При этом, он должен владеть определенными навыками, в противном случае, адаптация продлится долго и мучительно. Маленький человек должен быть готов эмоционально, уметь устанавливать социальные связи и самостоятельно решать потребности. Обратите внимание на поведение ребенка на площадке – делится (обменивается) ли он игрушками, как налаживает отношения. Способен ли дошкольник увлеченно играть в течение 30 минут без маминого внимания.

    Ребенок готовый к детскому саду обладает следующими навыками:

    • ходит в туалет или на горшок
    • моет руки
    • правильно пользуется посудой и столовыми приборами
    • самостоятельно одевается и раздевается
    • решает конфликты не агрессивным способом
    • стремится к общению.

    Навыки позволят чувствовать себя уверенно, а умение общаться, поможет начать новую дружбу и избежать конфликтов, а родителям, которые отдали ребенка в садик, будет спокойнее.

    В какое время года лучше отдавать ребенка в садик

    Просмотрев форумы родителей, можно заметить разделение мнений. Каждое время года имеет свои особенности:

    1. Отдавать летом

    Преимущества: мало сверстников, меньше вирусных заболеваний.

    Недостатки: садик закрывается на ремонт или не набирает новичков в это время года, возможны пищевые отравления и вирусные эпидемии.

    2. Отдавать осенью

    Преимущества: дошкольное учреждение открывает двери для всех желающих, много новых детей, а значит, пройдет легче.

    Недостатки: возможны частые простуды и ОРВИ, для некоторых крох большое количество дошкольников становится источником стресса.

    3. Отдавать зимой

    Преимущества: подготовка к новогоднему празднику снижает стресс. В детском саду больше сверстников, чем на площадке.

    Недостатки: частые ОРВИ, необходимость приема иммуностимуляторов.

    4. Отдавать весной

    Преимущества: дошкольник будет рад общению, так как оно сильно ограничивалось в зимнее время.

    Недостатки: вероятность простуд, сложности в связи с резким увеличением сверстников.

    Во многих случаях, осень, является наиболее приемлемым вариантом. В это время набираются новые группы, малыши не теряются в обществе, потому что летом на площадках было много детей. Иммунитет привыкает к новым условиям постепенно.

    Как часто будет болеть ребенок в садике, не зависит от времени года. Известны случаи, когда во время летней эпидемии дети болели в разной степени тяжести, а один малыш получал осложнения. Частота болезней зависит от иммунитета, питания и атмосферы в семье. Адаптация к детскому саду зависит от времени года, отношения родителей к малышу, общей атмосферы внутри семьи и навыков дошкольника.