Когда учить ребенка читать? В детском саду не должны учить читать и писать? Почему в детском саду не учат читать.

Об этом в интервью газете «Аргументы и Факты» рассказала первый заместитель министра образования и науки РФ Наталья Третьяк. «В прошлом году вступил в силу новый стандарт дошкольного образования. Сегодня многие детские психологи и физиологи отмечают, что период раннего развития ребёнка от 1 до 7 лет самый важный для подготовки к будущей взрослой жизни. Именно в этом возрасте закладываются основы мировоззрения, основные ценности, базовые принципы, формируются навыки здорового образа жизни», - сказала Наталья Третьяк.

По ее мнению, ребенка в возрасте от 1 года до 7 лет не стоит обучать чтению, счету и письму в детском саду, т.к. мозг ребенка еще не готов к этому.

«Главная задача детского сада - сохранить и укрепить здоровье ребёнка, скорректировать нарушения развития, которые могли возникнуть, например, после неудачных родов. И самое важное - подготовить к обучению в школе: научить общаться и выстраивать отношения со сверстниками, взрослыми, уметь распределять своё время, принимать решения и нести за них ответственность», - пояснила замминистра.

Однако, как быть с тем, что учителя хотят, чтобы ребенок пришел в первый класс, зная буквы, а лучше умея читать и писать? Наталья Третьяк пояснила, что учитель не вправе требовать от ребёнка, поступающего в первый класс, умения читать и писать. Это задача начальной школы, именно она зафиксирована в федеральных государственных образовательных стандартах.

Янина Жураковская
Когда учить ребенка читать?

Не надо к маме приставать.

Не надо к бабушке идти :

«Прочти, пожалуйста! Прочти!»

Не надо умолять сестрицу :

«Ну почитай еще страницу

Не надо звать,

Не надо ждать,

Валентин Берестов

Все мамы и папы хотят, чтобы их дети легко обучались в школе и были успешны во взрослой жизни. Первый шаг к этому – умение красиво, свободно говорить. Второй – умение грамотно читать и писать .

Говорить ребенок учится в живом общении с взрослыми, слушая их речь и подражая ей. Если у него нет серьезных проблем в развитии, то этот процесс проходит незаметно : ребенок «берет» образец из речи окружающих и начинает активно его использовать. И часто, когда логопед спрашивает родителей, как они развивали речь ребёнка, те отвечают : «Ничего особенного не делали. Говорили много, не сюсюкали, песенки пели, книжки читали , чуть ли не с пеленок… играли много… потом начали стихи учить… он сам и научился… »

Навыки чтения и письма, с другой стороны, не возникают «сами собой» . И сколько же порой времени и терпения нужно, чтобы научить малыша читать !

«Лиза в четыре года читала , а с Сашей бьемся уже два года, только воз и ныне там. Буквы все давно знаем, слоги читаем , а как берем слова – так сразу стоп, остановка…»

«Мы в буквы с трех лет играть начали – пели, рисовали. Потом стали в слоги складывать, а ничего не получается. Буквы по одной называет, но вместе прочесть не может. Как нам быть?»

«В логопедическую группу нас не взяли : сказали, что у Катюши с речью все в порядке. Но сейчас там ребята уже вовсю читают , а наша по-прежнему ни «бэ» , ни «мэ» . Пошли в «обучалку» на занятия по кубикам Зайцева – бесполезно, Катя не понимает ничего. Что делать?»

Перед любым родителем, решившим самостоятельно обучить своего ребёнка , неизбежно встают два вопроса : КОГДА учить ? И КАК учить ?

КОГДА УЧИТЬ ?

Существуют различные мнения о раннем обучении чтению. Многие родители считают : чем раньше, тем лучше. Вдохновленные (или испуганные) слоганом «После трех лет уже поздно!» они старательно изучают популярные методики, пишут слова на карточках и показывают их годовалому малышу, играют с двухлеткой в кубики Зайцева или шершавые буквы Монтессори. А в неудачах винят только себя : дескать, отступили от методических канонов.

В свою очередь, логопеды, дефектологи, психологи нередко высказываются против раннего обучения чтению. В частности, психологи обращают внимание, что детишкам, которых слишком рано начали учить читать , бывает трудно вписаться в детский коллектив. Не потому, что они интеллектуально «выше» сверстников – просто у них не сформированы навыки общения. В то время, когда эти навыки должны были развиваться, мозг был занят другим делом : учился грамоте. Логопеды отмечают, что малыши, которых научили читать рано , читают , не понимая смысла : складывают буквы-картинки правильно, но не могут передать смысла прочитанного . Более того, эти дети нередко говорят хуже своих сверстников! Им тяжело даются самостоятельные рассказы, они неправильно изменяют слова (много помидоры, два уши, заменяют сложные предлоги простыми (ложка упала от стола, собака вылезла из крыльца) и т. д. Причина всё та же : в то время, когда малыш должен был учиться говорить , его учили читать .

Безусловно, во все времена были дети, которые сами хотели научиться читать , и постоянно приставали к родителям с вопросами «А здесь что написано?» , «А это какая буква?» . В этом случае, чтение было собственной задачей ребенка , и не мешало развитию речи и психики.

Какой же выход?

Идти вслед за реальным развитием малыша. Однозначного ответа, в каком возрасте учить ребенка читать , нет. Одни дети, действительно, в три года уже готовы к штурму азбуки, у других грамота «не пойдет» и в пять-шесть лет.

Психологи и логопеды выделяют несколько признаков готовности к обучению грамоте :

Надежность, долговечность, стабильность любого здания зависит от его основы – фундамента. Для чтения и письма таким фундаментом является устная речь. Обучая грамоте малыша, который ещё не умеет говорить, взрослые «забирают» часть камней, приготовленных для фундамента. В таких условиях, во-первых, прочный навык чтения не возникнет, и, во-вторых, устная речь может развиваться с задержкой.

Пока ребёнок не говорит предложениями, обучение чтению начинать не стоит.

2. Уметь слышать и различать звуки.

Вторым признаком готовности к обучению грамоте являются развитый фонематический слух и навыки звукового анализа. Это означает, что ребенок хорошо узнает и различает звуки родного языка, определяет звуковой состав слова. Например, он без труда определяет, что слово «лук» похоже на слово «жук» , выделяет общий звук в словах «мышка, сумка, дом» , может подобрать слова, которые начинаются со звука С.

3. Правильно говорить.

У ребёнка не должно быть серьезных логопедических проблем. Если есть недостатки устной речи, они проявятся и в письменной. Ребенок , который заменяет звук Р на Л, прочитает «рама» , «рак» , как «лама» , «лак» . Смешивая С и Ш, Ч и Щ в устной речи, он станет путать их и в письменной. При нарушении слоговой структуры - будет искажать читаемые слова , сокращать их, переставлять слоги и т. д.

4. Ориентироваться в пространстве.

В русском, как и в других европейских языках, принят порядок чтения слева направо. Малыш должен читать именно так , и никак иначе. Если пространственная ориентировка нарушена, ребята могут читать слова с конца , а строку – справа налево, путать похожие буквы (Е – Э, Э – С, Р – Ь, Н – П и т. д., писать буквы не в ту сторону – «зеркалить» .

КАК УЧИТЬ ?

Итак, ребёнок готов к обучению чтению… И возникает новый вопрос : КАК его учить ?

Методик обучения чтению в наше время существует великое множество. Кубики Зайцева, карточки Домана, методика Монтессори, методика Тюленева, развивающие игрушки Воскобовича – это далеко не весь список. Они эффектны. Они обещают быстрый результат («Человек Читающий должен появляться раньше, чем Человек Прямоходящий!» «Там, где работают по „Кубикам“, уже не удивляются читающим трехлеткам и даже двухлеткам»). Другой вопрос – насколько эффективны? «Далеких» результатов пока нет – инновационные методики (как и раннее обучение чтению) пришли в Россию в течение последнего десятилетия, и поколение, занимавшееся по карточкам, кубикам и т. д. пока не выросло.

Я не буду рассуждать о плюсах и минусах, которые есть у каждой методики. Все дети разные. Чтобы научить , нужно понять, что требуется этому конкретному ребенку . Методика, которая будет понятна одному малышу, другому может оказаться недоступна, просто потому, что он другой : физик, а не лирик.

Мои предпочтения отданы классическому звуковому (или букварному) методу. Сегодня его нередко называют морально устаревшим (а, правильнее, сказать не модным, но вот парадокс : большинство родителей и педагогов, перепробовав передовые методики, так или иначе возвращаются к букварю. Звуковой метод не обещает быстрых результатов и его нельзя назвать легким. Беглое чтение дети освоят только после длительных тренировок. Но, на мой взгляд, именно этот метод позволяет сформировать у ребятишек то, что нам нужно - прочный навык чтения.

Каковы преимущества звукового метода?

Во-первых, он прост для родителей, и не требует особой подготовки и теоретических знаний.

Во-вторых, звуковой метод позволяет учить детей в любом месте – и дома, и в детском саду, на прогулке, во время поездки в транспорте.

В-третьих, с этим методом результат гарантирован. Медленно, но верно – сказано именно о нём. Ребенок , начавший знакомство с грамотой с изучения звуков, не будет испытывать трудностей в школе. Он легко справится и с фонематическим разбором, и с выделением гласных и согласных звуков, с делением слов на слоги при переносе.

В-четвертых, согласно данным исследований, именно звуковой метод наиболее органично сочетается с особенностями организации нашей психики и структурой русского языка.

Почему? Попытаюсь ответить.

В основе чтения лежит звуковой анализ и синтез. Даже про себя люди читают слова по буквам – то есть, чтобы понять, какое перед нами слово, мы вычленяем буквы, а затем складываем их в слова. Этот процесс происходит очень быстро, почти мгновенно, и кажется, что слово воспринимается целиком.

Таким образом, звуковой метод обучения чтению дает ребенку самому совершить очень важное открытие : понять, как буквы соединяются в слоги, а слоги – в слова.

Во многих языках связь между буквами и звуками весьма сложна. Во французском, английском языках многие слова читаются не так , как пишутся. У англичан даже поговорка есть : «Пишешь Ливерпуль – читай Манчестер » . Кроме того, английская грамматика существенно отличается от русской. Русский скажет : молодой, молодая, молодое, молодому, молодые. Англичанин скажет : young во всех случаях. Правила чтения могут зависеть от порядка букв и их сочетаний, а могут не зависеть – и ребенку просто нужно запомнить, как читается слово . Именно поэтому в англоязычных странах популярны методы обучения чтению, которые предлагают заучивать целостный образ слова (в частности, метод Глена Домана) .

Для русского языка данный метод не подходит. В русском большинство слов читается так , как пишется. Конечно, если слова, которые в школе называют «словарными» - «дорога» вместо «дарога» , «солнце» вместо «сонце» , облик которых нужно просто запомнить. Но если даже мы прочтём слова так, как они написаны, это не будет ошибкой и смысл слова не изменится.

Кому подходит звуковой метод?

Легче, наверное, сказать, кому он не подойдет. Звуковому методу уже более 150 лет. По букварю учили читать нас , наших родителей, дедушек с бабушками, и прадедушек с прабабушками. Это ли не показатель успешности?

Для раннего обучения чтению звуковой метод не подходит : его материал достаточно сложен. Готовность к чтению, о которой уже говорилось, формируется только к 3,5 – 4 годам. Предложи вы двухлетке «поймать звук» или «подружить буквы» - он просто не поймет, что от него хотят. Да и четырехлеткам придется приложить определенные усилия, чтобы, к примеру, закончить слово по известному началу, найти потерянную букву или переставить слоги так, чтобы получилось новое слово.

Ребенку придется пройти длинный путь, чтобы понять, как буквы сливаются в слоги, а слоги в слова. Довольно долго он будет читать слова по слогам , медленно и с ошибками. Кроме того, техника чтения и понимание смысла прочитанного – две разные вещи . Чтобы малыш научился выполнять эти задачи – читать и понимать – одновременно, нужно время. И не стоит ждать от него беглого чтения раньше пяти лет.

Существует также мнение, что звуковой метод больше подходит левополушарным детям. В его основе лежит звуковой анализ, за который и отвечает левое полушарие. Правое, отвечающее за образы, задействовано мало. Если обучение грамоте по звуковому методу идет с трудом, возможно, у ребёнка является ведущим правое полушарие. В этом случае ему легче воспринять и запомнить слово или слог целиком – как образ, а не как единство составляющих его частей. И учить читать его нужно по-другому.

Приятного Вам обучения чтению!

Об этом в интервью газете «Аргументы и Факты» рассказала первый заместитель министра образования и науки РФ Наталья Третьяк. «В прошлом году вступил в силу новый стандарт дошкольного образования. Сегодня многие детские психологи и физиологи отмечают, что период раннего развития ребёнка от 1 до 7 лет самый важный для подготовки к будущей взрослой жизни. Именно в этом возрасте закладываются основы мировоззрения, основные ценности, базовые принципы, формируются навыки здорового образа жизни», - сказала Наталья Третьяк.

По ее мнению, ребенка в возрасте от 1 года до 7 лет не стоит обучать чтению, счету и письму в детском саду, т.к. мозг ребенка еще не готов к этому.

«Главная задача детского сада - сохранить и укрепить здоровье ребёнка, скорректировать нарушения развития, которые могли возникнуть, например, после неудачных родов. И самое важное - подготовить к обучению в школе: научить общаться и выстраивать отношения со сверстниками, взрослыми, уметь распределять своё время, принимать решения и нести за них ответственность», - пояснила замминистра.

Однако, как быть с тем, что учителя хотят, чтобы ребенок пришел в первый класс, зная буквы, а лучше умея читать и писать? Наталья Третьяк пояснила, что учитель не вправе требовать от ребёнка, поступающего в первый класс, умения читать и писать. Это задача начальной школы, именно она зафиксирована в федеральных государственных образовательных стандартах.

Осенью детские сады должны начать работать по новому стандарту. Подобный документ для дошкольных образовательных учреждений в России разрабатывается впервые. Что же ждет малышей и их родителей? Об этом рассказывает один из разработчиков проекта Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, директор Института социологии образования, академик Российской академии образования, профессор Владимир Собкин.

Детей в садике не надо учить в школьном смысле этого слова. Они к этому еще не готовы. Если их заранее перегрузить знаниями и уроками, это не поможет развить интеллект, но помешает гармоничному развитию. Для каждого занятия есть свой возраст, в детском саду с малышами надо играть, а не устраивать подобие уроков. По такому принципу работают уже сейчас многие воспитатели. Теперь же будет единый документ, который обяжет распространить эту практику. Новый стандарт сделает так, что вся система общественного дошкольного воспитания будет работать на ребенка, строиться вокруг его интересов.

В моем детстве садик был этапом подготовки к школе. Именно там нас учили, как вести себя на уроке, поднимать руку, рассказывали про треугольники и буквы. Теперь этого не будет?

Владимир Собкин: Я против сколяризации дошкольного образования. Пусть детей учит учитель начальных классов. Для педагога на самом деле не слишком важно, чтобы ученики уже знали печатные буквы, немного считали. Важнее, чтобы они могли фиксировать внимание, у них была развита правильная речь, произвольное поведение, сформированы нравственные критерии, они были любознательны и открыты миру, чувствовали себя защищенными, не боялись нового.

Когда все это у ребенка есть, то он готов к школе, его легко и интересно учить. Но эта готовность не формируется за партой. Дети так устроены, что для них главный способ познания мира - игра. Игра с образами - надели ребята маски, и Ларочка стала Белочкой, а Алешка - Мишкой. И Мишка обращается к Белочке, а не к Ларочке. Казалось бы, что тут важного? Но потом, чуть позже, когда они уже в школе начнут изучать буквы, будет проще понять, как закорючка на бумаге может обозначать звук. Готовность к школе надо формировать не моделированием поведения ученика в классе, а вот такими играми.

В России появляется новая ступень образования - дошкольное. Оно встраивается в цепочку: садик-школа-вуз-работа. Как вы считаете, воспитатели готовы стать базисом такой пирамиды?

Владимир Собкин: На мой взгляд, это неверная установка. Как будто живут только взрослые, а дети все время готовятся к жизни. Студенты - работать, школьники - поступать в вузы, детсадовцы - учиться в школе. Но жизнь начинается от самого рождения, и человек должен быть счастливым и успешным на всех этапах.

В детском саду - райском саду, если вспомнить, откуда пошло название - надо заниматься одним, в школе - другим.

Разве так важно, как и чем с детьми будут заниматься в садике? Лишь бы были все здоровы...

Владимир Собкин: Когда один воспитатель работает с группой из 30 малышей, от него сложно требовать какого-то развития своих подопечных. В лучшем случае он поможет всем раздеться-одеться, проследит, чтобы все поели и днем легли спать. И если в такой ситуации педагог пытается играть с детьми, то получается очень странная картина. Воспитатель оказывается игроком, а дети - фишками или кубиками, объектом игры. Это неправильно. Ребята должны сами играть, а взрослый - только направлять их действия, ввести правила, объяснить их, быть арбитром. В огромных группах воспитатель физически не в состоянии уделить внимание каждому, проследить за его развитием и здоровьем. Хотя воспитатель, как профессионал, может и должен обращать внимание родителей на психические проблемы, трудности с речью, посоветовать обратиться к психологу или логопеду. Причем эти специалисты должны быть в каждом садике.

Но в садик ходят не все. Многие "сидят" с бабушками, с мамами. Кто имеет больше шансов на то, что проживет полноценное детство - домашний ребенок или "детсадовец"?

Владимир Собкин: Семья - великое благо для ребенка. И родители, безусловно, могут дать и дают для своего малыша гораздо больше, чем любой другой взрослый. Но тут есть одно большое "но". Точнее, даже два. Во-первых, дома дети лишены опыта общения со сверстниками. И добрать его практически негде. Раньше все малыши играли во дворе, летом - на улицах дачных поселков. Сейчас этого нет. Родители боятся отпускать маленького человека на улицу одного. Сами все время сопровождать его тоже не могут. Поэтому домашние дети даже у самых замечательных мам и пап оказываются лишены опыта жизни в коллективе, опыта общения. Они не вырабатывают важные социальные навыки.

И второй очень важный момент. Мы провели исследования и выяснили, что каждый день играют со своими малышами или читают книги меньше половины родителей. К пяти-семи годам того или другого оказываются лишены около 60 процентов детей. Почему родители позволяют себе не уделять время ребенку - отдельный вопрос. Но компенсировать дефицит тепла и внимания можно только в детском саду.

Насколько стандарт ограничивает право семьи на воспитание собственного ребенка?

Владимир Собкин: Стандарт - это ориентир. Он на самом деле разумный и здравый. Но если родители хотят воспитывать своего малыша иначе, - никто им в этом мешать не будет. Хотя, я думаю, любой разумный родитель найдет в этом стандарте что-то полезное и важное для своей системы воспитания.

А смогут ли наши садики вот так взять и перестроиться из "камеры хранения" в "райский сад развития"?

Владимир Собкин: Переход на новый стандарт займет несколько лет. Где-то педагоги уже сейчас работают по похожим принципам. Там процесс пойдет быстрее. Но нам все равно нужны будут новые воспитатели. Причем счет идет на десятки тысяч специалистов. Их надо найти, выучить. Надо строить новые сады. Потому что важно не только количество квадратных метров на одного ребенка, но и соотношение взрослых и детей. Если в группах будет больше 15 воспитанников, вряд ли педагоги смогут корректно реализовать то, что прописано в стандарте. Поэтому вслед за нашим стандартом потребуется принять управленческие решения. Сделать работу воспитателя престижной, открыть новые сады. Это забота властей, тут потребуется политическая воля.

Многие родители опасаются, что при введении нового стандарта под шумок садики резко повысят плату за посещение. Такая опасность есть?

Владимир Собкин: По закону все образовательные услуги в рамках стандарта государство обязано предоставлять бесплатно. А вот за питание, присмотр и уход платят родители. Некоторые чиновники, когда увидели наш стандарт, сразу почему-то решили, что теперь бюджету надо будет платить только за то время, пока воспитатель занимается с детьми чем-то развивающим. А все остальное можно смело переложить на плечи семей. Нам пришлось объяснять, что это не так.

Когда ребенок пришел в садик и воспитатель помогает ему переодеться - это присмотр или обучение? Я считаю, обучение. Потому что малышу объясняют, как и что снимать, как складывать, что одевать взамен. Воспитывать на занятиях вообще очень трудно, воспитывать можно только своим поведением и примером. Очень важно, чтобы ребенка в садике встречал позитивно настроенный взрослый. Это тоже воспитательный момент. Поэтому мы настаиваем, что любые действия педагога с детьми - это образовательная услуга в рамках стандарта. А вот работа повара, кастелянши и все остальное - это уже не образование, это те самые присмотр и уход. Эту часть расходов, возможно, придется оплачивать родителям.

В минобрнауки разрабатывается проект стандарта дошкольного образования. Ожидается, что он будет готов уже в марте.

Эксперты считают, что стандарт должен быть посвящен не тому, как учить маленького ребенка считать и писать, а тому, как его развивать с помощью физической культуры и искусства. Руководитель Центра дошкольного, общего и дополнительного образования Федерального института развития образования (ФИРО) Наталья Тарасова уверена, что специально обучать в детском саду чтению и письму не надо.

— Успешность ребенка в школе определяется его психологической готовностью, которая включает мотивацию к учебе, — говорит Тарасова. — Обязательно в программе должны быть музыка, рисование — все это надо прописать в стандарте.

А вот что касается строгого распорядка дня, которого в целом нет в европейских дошкольных учреждениях, то в России отменить жесткий режим пока нельзя. Если за границей в группе находится 15-20 детей, то у нас — 23-30.

При этом нет лабораторий, мастерских, студий, которые есть в детских садах Германии, Бельгии, Голландии, Финляндии и других странах. Учитывая же новую систему оплаты труда, которая теперь принята в детских садах, перспектива разгрузить группы и вовсе исчезла.

Людмила Волобуева, декан факультета дошкольной педагогики и психологии МПГУ, признает: подготовить стандарт по дошкольному образованию — непростая задача. Никаких похожих федеральных документов прежде не было. Она тоже надеется, что в проекте не будет требования научить детей в дошкольном возрасте читать или писать, хотя на это есть социальный заказ и от родителей, и от учителей.

— У детей 3-7 лет ведущий вид деятельности — игра, — замечает она.

Есть и другие вопросы. Так, не ясно, кто и как будет контролировать, выполняется ли стандарт в семейных детских садах. Будет ли он обязателен для тех садов, которые оказывают только услуги по «содержанию и уходу» за детьми?

Кстати, по последним данным соцопроса Фонда общественное мнение, 35 процентов родителей не знают, правильно ли там развивают их детей. И только 18 процентов оценили работу дошкольных учреждений на «хорошо».

Комментарии

Александр Дидин , папа Максима Дидина — победителя Международной естественно-научной олимпиады в 2012 году:

— Когда сыну исполнился год, мы купили ему никитинские развивающие квадраты. Он заинтересовался, попробовал — получилось. Потом дали более сложные варианты игры и головоломки. Снова понравилось. Примерно в это же время стали учить читать, но начали не с букв, а сразу со слов. Показывали карточку, где было написано слово, и произносили его вслух. Постепенно он через графические образы научился составлять предложения и читать. Взял в руки первую книгу. Помню, это были стихи Чуковского. В три года я научил его играть в шахматы. Причем не давал готовых ходов и решений, а подводил к ним.

Самый большой враг развития ребенка — пассивная развлекаловка. Если ребенку подарили блестящую игрушку или включили телевизор, никакой наукой вы его уже не заинтересуете. Как-то ехал из Москвы за город. Рядом со мной в автобусе сидел школьник. Темный вечер, за окном яркая Луна. Я спрашиваю мальчишку: «Знаешь, что это?» А он так четко отвечает: «В 5-м классе у нас начнется физика, и учитель мне все расскажет!» Может, он и отличник, но учиться ему уже не интересно.

Виктория Чернышева , Ульяновск

Гигантские мягкие игрушки, яркие столы, уютная спальня, класс для занятий с современными пособиями…

— А кто у нас любит математику? — спрашивает воспитатель. Поднимается ворох рук. И только одна девочка признается: «А я ее не понимаю».

— Дети у нас занимаются с четырех лет. Изначально мы делали акцент на подготовку к школе, но затем добавили еще и развивающие занятия: хореографию, бассейн, теннис и т.д. С детьми работают психолог, логопед, — рассказывает директор Симбирской общеобразовательной гимназии Валерий Морозов.

Детский сад открылся при гимназии пять лет назад. И там, и там занимаются по единым федеральным программам.

— Чтобы создать идеальный детский сад, нужно прежде всего создать условия для воспитателя, — убежден Морозов. — Чтобы он имел под рукой все необходимое. И никакая интерактивная доска не заменит педагога, к которому дети тянутся. Я часто говорю родителям, что они зря покупают малышам компакт-диски, усаживают за компьютер, дают в руку пульт. Лучше просто пообщаться.

У сегодняшних детей клиповое мышление, они быстро включаются в процесс и также быстро выключаются. Информацию им приходится предлагать именно в таком темпе. Поэтому в группе детского сада должно быть не более 12 человек, — считает директор Симбирской общеобразовательной гимназии.