Комплекс мероприятий по нравственному воспитанию младших школьников. Внеклассное мероприятие по духовно-нравственному воспитанию «Дорогой доброты

Внеклассное мероприятие

по духовно-нравственному воспитанию

«Дорогой доброты»

3 класс

Аннотация

Воспитание человека всегда было сложной задачей. Даже если общество развивается стабильно, возникают и в таком обществе проблемы в воспитании подрастающего поколения. Проблема сегодняшнего дня в нашей стране, делает процесс воспитания еще более трудным. В формировании и развитии личности обучающихся ведущую роль отвожу духовно – нравственному воспитанию, которое способствует становлению социально значимых ценностей у подрастающего поколения.

Но духовность не бывает спонтанной, а значит, нужна планомерная работа, предполагающая не только личностный, но и системно – деятельностный подход, ориентированный на развитие этой личности. В связи с этим в программе «Духовно – нравственного воспитание младшего школьника» определено место мероприятию «Дорогою добра!», направленное на развитие личности ребенка, духовно и нравственно развивающегося, обладающего культурой мышления, нравственными ориентирами, способностью к саморазвитию.

1. Введение

2. Основная часть.

3. Заключение.

4. Список использованных источников.

Введение

Методическая разработка внеклассного мероприятия содержит как теоретические, так и практические материалы по организации воспитательного.

Совместная деятельность позволяет детям, стимулировать самую разнообразную их творческую деятельность, способствует развитию творческих способностей, воспитанию чувства уверенности в своих силах. А главное способствует формированию духовно-нравственных качеств ребенка.

Цель данной методической разработки – познакомить учащихся с понятиями «доброта», «добросердечность», «милосердие».

Главными задачами методической разработки являются:

    воспитывать доброжелательность, умение видеть красоту в простом, повседневном и обыденном, умение дарить тепло, любовь, заботу и доброту;

    учить вежливому общению в семье и в коллективе, различать добро и зло;

    продолжить знакомство с вежливыми словами;

    побуждать совершать добрые поступки, способствовать развитию у детей ответственности за свои поступки, воспитывать у детей стремление к самовоспитанию.

Проведение данного мероприятия предусматривает создание условий, обеспечивающих взаимодействие педагога, учащихся, родителей, педагогических работников школы, организацию интересного совместного досуга.

Данная разработка актуальна, потому что в настоящее время проблема духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения важна для современного общества.

Новизна методической разработки внеклассного мероприятия заключается в том, что она предлагает современные технологии, позволяющие развивать в детях творческую активность, духовно-нравственные качества, включает детей и родителей в совместную деятельность, доставляющую радость и удовольствие.

Возможные сферы применения: данная методическая разработка может быть использована при подготовке и проведении воспитательного мероприятия в учреждении дополнительного образования детей (детском саду), в общеобразовательном учреждении для организации досуговой и внеурочной деятельности по художественно–эстетическому и нравственному воспитанию и образованию детей.

Основная часть

Ход мероприятия

На фоне лирической музыки появляется главная героиня Доброта.

Доброта:

Добрый день,

а что это значит?

Значит день по-доброму начат,

значит день по-доброму прожит

и он умножит счастливые дни!

Настал новый час, я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу. И подумайте: как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и нежны в обращении друг к другу.. А самое главное, что мы все – здоровы. Я пригласила вас сегодня в к себе в гости. А как вы, ребята, думаете, ЗАЧЕМ?

(ответы ребят)

Чтобы узнать, о чём будем говорить сегодня на занятии, надо восстановить пословицы, из которых потерялись слова:

    Жизнь дана на … дела.

    Мир не без … людей.

    … желаешь - … и делай.

    Истинное … всегда просто.

    … слово человеку - что дождь в засуху.

Правильно вы догадались.

-«Не ищи красоты, а ищи доброты» - это правило вывели наши предки. И при этом добавляли "Мир не без добрых людей". Они были уверены, что доброта происходит от любви; любви к человеку и тогда доброта направлена на окружающих людей, любви к природе и тогда доброта направлена всё живое, что окружает нас.

Работа над значением слова

Ребята, а что такое ДОБРО? ДОБРОТА? ДОБРЫЙ?

Добро –то, что хорошо, полезно, приятно.

Доброта – отзывчивость, дружеское расположение к людям.

Добрый – готовый помочь людям, отзывчивый.

«Добро - это всё положительное, хорошее, полезное» - так раскрывается значение этого слова в толковом словаре Ожегова.

А с чем можно сравнить доброту?

Когда у нас в классе, в семье, в мире все по-доброму, какое у всех настроение? (всем становится теплее)

Так на что же похожа доброта? (на солнышко)

Посмотрите на нашу доску. Вы обратили внимание на лучи у нашего солнышка.

Прочитайте пословицу: "Доброта, что солнце". Как вы ее понимаете? Что она означает?

(Когда солнышко светит - хорошо, а когда все кругом добрые - еще лучше)

И в нашем путешествии нам тоже поможет солнышко, покажет дорогу. Но главное сегодня в нашем путешествии это построить домик Доброты.

(ДЕТИ ЧИТАЮТ СТИХИ ПРО ДОБРОТУ)

1.Слово это серьезное,

Главное, важное,

То, что значит оно,

Очень нужно для каждого.

2.В нем забота и ласка,

Теплота и любовь.

В нем стремленье

На помощь прийти вновь и вновь.

3.Это качество

В сердце у многих живет

И о боли других

Позабыть не дает.

4.И оно поважней,

Чем лица красота.

Догадались, что это?

Сердец доброта!

А что еще нужно обязательно взять в дорогу? Какое настроение? (улыбку)

Что посоветовал Крошка Енот своему другу?

Дети поют псенку «От улыбки»

Сегодня будем строить Дом Доброты, будем учиться отличать доброту истинную от доброты ложной.

Закладываем фундамент Дома Доброты - первый кирпичик доброта. Учитель просит ребёнка положить первый кирпичик.

В русском языке много добрых слов и выражений. Некоторые из них начинаются со слова добро.

Встречая гостей, мы говорим...; Провожая гостей…; Утром…; Вечером… и т.д.

Доброе слово надо уметь сказать вовремя. Зачем нужны добрые слова? Разве нельзя быть добрым без слов?

Следующий кирпичик Дома Доброты добрые слова.

Доброта и вежливость неразделимы. Я предлагаю вам поиграть в игру «Доскажи словечко».

Растает даже ледяная глыба
От слова тёплого … (спасибо)

Зеленеет старый пень,
Когда услышит …. (добрый день)

Мальчик вежливый и развитый
Говорит, встречаясь… (здравствуйте)

Когда нас бранят за шалости,
Говорим … (простите, пожалуйста)

Встретил Витю я – соседа…
Встреча грустная была.
На меня он, как торпеда,
Налетел из-за угла!
Но – представьте! – зря от Вити
Ждал я слово … (извините)

И во Франции и в Дании
На прощание говорят … (до свидания)
Игру заканчивать пора.
И мы надеемся, что с ней
Вы стали и добрее и умей.

Посмотрим, насколько мы вежливы. А то, может так случиться, что нас мы не сможем попасть в страну Добра?

Если вежливо - хлопайте 2 раза. Если невежливо - топните.

Поздороваться при встрече?

Толкнуть, не извиниться?

Помочь подняться упавшему?

Поднять упавшую вещь?

Не встать, обращаясь к учителю?

Взять билет в автобусе?

Не уступить старшему место в транспорте?

Не заметить недовольство мамы?

Сказанное слово, словно семя, падает в сердце человека. А от доброго семени и добрый плод. Хорошо, если в согласии с добрыми словами не только наши уста, но и наши помыслы и мысли.

Следующий кирпичик Дома Доброты добрые мысли.

А как вы думаете, добрые слова и добрые мысли, во что могут превратиться?

Следующий кирпичик Дома Доброты добрые поступки.

Работа в паре.

Внимательно выслушайте друг друга, придите к согласию. Подчеркните единое решение. Выбери пять добрых дел

    Думать о родителях

    Утешить плачущего

    Радоваться неудаче ближнего

    Подать милостыню

    Стремиться быть богатым человеком

    Помогать ближним

    Завидовать

    Сделать кормушку для птиц

Быть добрым одновременно легко, и совсем не просто. К сожалению, не всегда мы относимся друг к другу с пониманием. У каждого из нас свои достоинства и свои недостатки. Я предлагаю вам разыграть ситуации, которые пригодятся в жизни, чтобы оставаться добрыми, заботливыми, вежливыми, внимательными к окружающим вас людям.

На столах конверты, в которых карточки для каждой команды (описание ситуации). Дети распределяют роли, разыгрывают ситуацию (звучит музыка, дети готовятся).

Разыгрывание ситуаций, обсуждение другими группами.

1 ситуация: “Задача не на сложение, а на уважение”.

По улице шли двое прохожих. Одному было 62 года, другому – 10 лет. У первого было в руках 5 предметов: портфель, 3 книжки и 1 большой свёрток. Одна из книг упала.

У Вас упала книжка! – закричал мальчик, догоняя прохожего.

Разве? – удивился тот.

Конечно, - объяснил мальчик. У Вас же было 3 книги, плюс один портфель, плюс один пакет – итого пять вещей, а теперь осталось четыре.

Я вижу, ты хорошо знаешь сложение и вычитание, - сказал прохожий, с трудом поднимая упавшую книжку. – Однако есть правила, которые ты ещё не усвоил.

(Обсуждение ситуации)

Доброта: Какие же правила не усвоил мальчик? Как он должен был поступить? (Ответы детей)

2 ситуация: “Горький апельсин”.

Маша сидела на лавочке и весело поглядывала вокруг, держа в руках что-то похожее издалека на маленькую дыньку. Она кусочками отщипывала кожуру и бросала на землю.

– Что это у тебя? – спросил подбежавший Илья.

– Разве не видишь? – буркнула Маша.

– Мандарин! – обрадовался Илья. – Мне папа тоже покупал. Я и тебя угощал...

– А вот и не отгадал.

– А что же?

– А-пель-син! – и розовая долька исчезла во рту.

– А мне дашь попробовать?

– Да он невкусный, горький и кислый.

– Да ничего, дай хоть долечку.

– Говорю тебе – он поганый, – и соскочила с лавочки.

И в этот самый момент апельсин выскользнул у нее из рук и упал. Девочка ойкнула и заплакала.

– Что же ты плачешь? Он же поганый!

(Обсуждение ситуации)

Доброта: Права ли Маша? Что она забыла? Что сделала не так? Что бы вы сделали на ее месте? (Ответы детей)

3 ситуация: “День рождения”.

Собираясь на день рождения к своей однокласснице Яне, ребята приготовили подарки. Наташа вышила салфетку, Славик взял книгу сказок, а Юра – цветы. Пришли ребята. Яна открывает дверь, встречает их.

– Здравствуй, Яна, поздравляем тебя, желаем тебе...

– Стойте! Немедленно снимите обувь, у нас лакированный паркет. А где подарки?

Друзья протянули ей подарки. Говорить не хотелось.

– Тоже мне, подарки! Да сказок у меня целая полка. А салфеток – двадцать штук, и не самодельных, а китайских. Ну ладно, проходите. Только ничего не трогайте, к стенам не притрагивайтесь – еще запачкаете.

Ребята оглянулись и пошли назад к двери.

– Подождите! Куда же вы?

Но ребята ушли, не дослушав ее.

(Обсуждение ситуации)

Плохие поступки всегда приводят к печальным последствиям. Сейчас в нашей стране Добра стоит засохшее дерево.

Будьте добры, напишите на листочке от Дерева доброты, какое доброе дело вы смогли бы сделать уже сегодня. Дети приклеивают листочки с записанными на них добрыми делами на Дерево доброты.

Каждый ваш хороший поступок, это частица добра, вложенная в огромный мир доброты. От неё становится теплее, светлее и радостнее.

Вывод : Будем делать хорошо и не будем плохо.

Работа в группах.

Какими качествами должен обладать добрый человек? Вам предлагаю карточки со словами, выберите те качества, которыми должен обладать друг.

- (Дети работают в группах. На карточках записаны слова: скромность, доброжелательность, настойчивость, общительность, отзывчивость, зависть, эгоизм, равнодушие, хвастовство, злоба, готовность прийти на помощь в любую минуту).

Какие качества вы выбрали? Почему?

Почему оставили карточки со словами: злоба, хвастовство, равнодушие, эгоизм?

Почему распадаются добрые отношения?

Добавляем в Дом Доброты следующие кирпичики: добропорядочность, добросердечность, добродушие, добронравие, доброжелательность.

Вот мы и построили Дом Доброты. Хотели бы вы в нём жить?

Давайте представим себя жителями Дома под названием «Доброта» и попробуем составить правила добрых отношений.

Правила добрых отношений:

    Уступать.

    Не бояться просить прощения, если обидел друга.

    Не грубить. Не злиться.

    Не жадничать.

    Помогать своему друг другу.

    Быть честным.

    Соблюдая эти правила добрых отношений, вы никогда не потеряете добрых друзей.

Задание : - Возьмите в руки пароходики и напишите свои имена. Я знаю, что вы все очень добрые (приклеим пароходики на речку)

Посмотрите, что у нас получилось в конце путешествия.

1 ученик:

Настанет друзья, счастливое время,
Настанут чудесные дни:
Ребята приветливы будут со всеми,
Грубить пристанут они.
Не будет детей нехороших,
Придут золотые года,
И в комнату в грязных ботинках
Не будут входить никогда.

2 ученик:

Грубить не будут дети,
Не будут грызть ногтей,
И станут все на свете
Любить таких детей.
Подует ветер свежий,
Фиалки расцветут,
Исчезнут все невежи
Навеки пропадут.

3 ученик:
Пусть грубость исчезнет навеки
Пускай по рецептам врачей
Появится в каждой аптеке
Лекарство для грубых детей.
Ребенок вертелся на стуле,
Шумел и ко всем приставал,
Ему прописали пилюли –
Он принял – и вежливым стал.

Доброта:

Да здравствует смелость, азарт, быстрота,

Да здравствует вежливость и доброта!

Да здравствуют добрые лица!

И пусть тот кто злится - стыдится!

Улыбнитесь друг другу, будьте всегда внимательны и вежливы.

Звучит песня «Всех добрее и дороже в этом мире доброта»

Я желаю вам всего самого доброго, чтобы к вам относились по- доброму, и чтобы вы всегда были открыты добру. Ребята! Будьте добры с теми, кто вас окружает. Делайте людям добро и, будьте уверены, они отблагодарят вас тем же. Помните, что без добрых дел нет доброго имени.

Заключение

Совместная деятельность школьников имеет огромное значение, так как именно в это время происходит становление личности. В этот период у детей формируются такие духовно-нравственные качества как: сотрудничество, взаимовыручка, отзывчивость.

Я убедилась на практике, что развитие духовно-нравственных качеств, в свою очередь, обогащает воображение, расширяет знания, опыт и интересы ребёнка. Могу с уверенностью сказать, что ребёнок испытывает целую гамму положительных эмоций, как от процесса деятельности, так и от полученного результата.

На основе полученных данных, я пришла к выводу о том, что совместная деятельность по воспитанию духовно-нравственных качеств развивает личность ребенка, помогает ему усваивать моральные и нравственные нормы - различать добро и зло, сострадание и ненависть, смелость и трусость и т.д. Создавая произведения творчества, анализируя ситуации ребенок отражает в них свое понимание жизненных ценностей, свои личностные свойства, по-новому осмысливает их, проникается их значимостью и глубиной.

Список использованных источников

1. Гурьянова А. Воспитание толерантной личности. - Воспитание школьников, 2013,№2,с.25-29.

2. Духовно-нравственное воспитание детей и подростков в современной библиотечной среде / Авт. состав. Е.М.Зуева-М.,2014 - 336 с./

3. Добру откроется сердце.- Шемшурина А.И. Этические диалоги с учениками начальных классов.- М.: Школа - Пресс.2012 - 96 с.

4. Лизинский В.М. Счастье, радость, добро. - Кл. руководитель, 2012, №2, с. 96-98.

5. Макарова Б. Уроки сострадания. - Воспитание школьников, 2013,№6,с.42-47.

6. Фоменко Н.Е. От нравственности к нравственным поступкам. - Кл. руководитель, 2013,№3,с.78-91.

Воспитание правовой культуры подрастающего поколения — это целый комплекс мер и методов, формирующий его гражданские позиции. Научить детей знать свои права, уважать права других людей, цивилизованно решать конфликты и споры – вот основные задачи правового воспитания в средней общеобразовательной школе.

Согласно Концепции модернизации образования, педагоги и организаторы в школе уделяют особое внимание понятиям «духовность», «правовое самосознание» и защите прав учащихся. Мероприятия по правовому воспитанию должны проводиться регулярно . При их планировании используется метод личного примера, принуждения, поощрения, анализа правовых форм.

Мероприятия по правовому воспитанию школьников планируются педагогическим коллективом школы совместно с администрацией города (района). Такие мероприятия проводятся как в стенах школы, так и за ее пределами. Их цель – формирование правовой культуры учащихся. Это значит формирование:

  • элементарных понятий о правах и обязанностях;
  • понятий о демократии и правах человека;
  • понятий об уголовной ответственности;
  • уважения к правам человека и свободе личности
  • толерантности.

Планирование мероприятий по гражданско-правовому воспитанию в школе

Современная школа – это важный социальный институт, в котором тесно соприкасаются интересы государства, общества и личности. Воспитание юридически-грамотного гражданина — как раз тот случай, когда интересы распределяются поровну. Дети — самые уязвимые в юридическом плане, граждане, поэтому их правовое воспитание у государства в приоритете.

📕 Правовое воспитание лежит за пределами учебной программы, поэтому его задачи, в основном, решаются средствами внеклассной деятельности.

Такие мероприятия могут иметь различные формы, их целевой аудиторией являются как сами учащиеся, так и их родители (законные представители) Цели и задачи мероприятий напрямую зависят от возраста детей.

В составлении плана по гражданско-правовому воспитанию в школе принимают участие:

  • классные руководители;
  • социальный педагог;
  • заместитель директора по внеклассной работе;
  • педагог-организатор.

Этот план составляется на 1 учебный год, заверяется руководитель учебного заведения. Ответственность за проведение правовых мероприятий четко указывается в планировании. Помимо педагогического состава школы, к участию в мероприятиях подключаются сотрудники правоохранительных органов, службы защиты детей и социальных служб.

Планирование и проведение мероприятий по гражданско правовому воспитанию учащихся школ осуществляется на основании:

  1. Конституции Российской Федерации;
  2. Закона РФ «Об образовании»;
  3. ФЗ. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»№120 от 02.06.1999г.;
  4. Конвенции ООН «О правах ребенка»;
  5. Семейного кодекса РФ;
  6. Уголовного кодекса РФ.

Мероприятия по правовому воспитанию в начальной школе

Основной период формирования личности приходится как раз на период обучения в начальной школе. Правовое воспитание играет в этом процессе важную роль, тесно переплетаясь с патриотическим и нравственным воспитанием.

Планируя свою работу по знакомству детей с правовыми понятиями, учителю следует помнить об их возрастных особенностях. Детям младшего школьного возраста сложно воспринимать юридические термины, многие понятия им нужно давать понятным, все еще «детским» языком. Для учащихся 1-4 классы педагог должен очень внимательно отфильтровывать информацию, адаптируя ее согласно возрасту детей. В начальной школе правовое воспитание еще не проходит самостоятельно, а является продолжением нравственного и патриотического воспитания.

В начальной школе мероприятия по правовому воспитанию проходят, чаще всего, в форме игры. Это может быть дидактическая игра, игра-квест в форме путешествия (знакомство с государственными символами России) ролевые и словесные игры. Такие игры развивают у детей интерес к истории своей страны, пробуждают гражданские чувства, а вместе с тем закладываются знания в правовой области.

Читайте еще: Правовое воспитание дошкольников в детском саду

Другая форма мероприятий – тематические классные часы. Классный час дает возможность провести беседу, игру, викторину. Дидактическая игра может стать продолжением беседы в рамках классного часа (после беседы о правах человека провести дидактическую игру «запрещающие-разрешающие знаки поведения).

Знания, которые дети получат во время таких мероприятий, повышают их уверенность в себе. Младшие школьники учатся ценить труд, опыт, достижения своих предков, осознавая себя частью страны, общества, своей ответственности перед страной и окружающими.

Примерные темы мероприятий по гражданско-правовому воспитанию учащихся начальных классов средней школы

Форма мероприятия Темы
Тематические классные часы 1. «Чисто не там, где убирают» (экономия природных ресурсов: вода, электричество, топливо, продукты питания)
2. «Свой и чужой» (правила поведения на улице)
3. «Звонок в службы спасения» (телефоны экстренного реагирования)
4. «Права и обязанности школьника»
5. «Права, обязанности и ответственность ребенка до 10 лет», «Один дома», «Все мы разные, но мы – одна семья!», «Лотерея вежливости, хороших поступков и веселых затей» (о воспитании личности в коллективе)
Дидактические и ролевые игры 1. «Необычное школьное путешествие» (игровой практикум по правилам поведения в школе), понятие нормативно-правовых актов (беседы)
2. Деловая игра «Я и мои права» (знакомство с понятиями «гражданин«; «права граждан»; «права детей»; «обязанности школьников»; учить применять права и обязанности в повседневной жизни)
3. Игра-викторина «Я имею право» (Продолжать знакомить детей с их правами. Учить выражать свои права в системе символов. Формировать в форме игры правильный и справедливый взгляд на жизненные ситуации, начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина.
Выставки 1. Выставка рисунков ко дню защиты детей «Наши права в рисунках»
2. Конкурс плакатов «Вредным привычкам «нет»»
Родительский всеобуч 1. «Как уберечь ребенка от насилия»
2. Свободное время ребенка
3. «Система работы школы по предупреждению правонарушений»

Мероприятия по правовому воспитанию в средних и старших классах

Учащиеся средних и старших классов — вчерашние дети, шаг за шагом вступающие во взрослую жизнь. Подростковый период характеризуется весьма неустойчивым психическим состоянием, перепадами настроения, поиском себя. Такое нестабильное и неуверенное состояние делает подростков уязвимыми перед социально опасными личностями, перед соблазном перейти закон, и всем огромным миром, который они еще совсем не знают.

Именно поэтому правовое воспитание не просто важно, но и жизненно необходимо. Подростки уже в состоянии разделять плохое и хорошее, и если совершают плохие поступки, то делают это осознанно.

Мероприятия по юридическому воспитанию молодежи должны иметь конкретную цель, требовать от подростков активного участия. Для эффективности воспитательной работы, в подготовке и проведении мероприятий должны принимать все стороны социального окружения учащегося: семья (родители), школа, представители общественности и правопорядка.

Читайте еще: Правовое воспитание в школе

Формы мероприятий, направленных на юридическое просвещение старших школьников, могут быть любыми:

  • Беседа;
  • Тематический классный час;
  • Информационные плакаты (лучше, если их делают сами ученики);
  • Игры, конкурсы, викторины;
  • Экскурсии;
  • Выставки, наглядная агитация;
  • Встречи – лекции с представителями социальных структур;
  • Родительский всеобуч.

Примерные темы мероприятий по гражданско –правовому воспитанию для учащихся 5-11 классов

Форма мероприятия Тема (задача)
Классные часы в средних классах 1. «О вреде курения»,
2.«Ты не прав, если ты не знаешь прав»
3. «Предупреждён-значит вооружен»
4. «Законы жизни школьного коллектива»
5. «Что такое порядочность»
6. «Правила доверия»
7. «Конфликты в коллективе и способы их разрешения»
8. «Я – гражданин России»
Классные часы в старших классах 1. «Умей сказать «нет»
2. «Склонность или пагубная привычка?
3. «Незнание законов не освобождает от ответственности»
4. «Что такое порядочность жизни»
5. «Что значит быть принципиальным»
6. «Что такое цель
7. «Свобода половых отношений»
8. «Любовь и дружба
9. «Закон о наркотиках»
10. «Мои права – мои обязанности»
11. «Как не стать жертвой преступления»
Конкурсы, викторины, игры 1. Викторина «Знаю свои права» (ко дню защиты прав детей)
2. Ролевая игра «Мы и выборы»
3. Правовая игра «Я и мои права»
4. Деловая игра по праву «Сам себе адвокат»
5. Викторина ля начинающих политиков «Большая восьмерка»
Наглядная агитация 1. Стенд «Правовой уголок школьника»
2. Выставка тематической литературы Предупреждение вредных привычек у подростков».
3. Выставка рисунков «Наши права в рисунках»;
4. Конкурс плакатов «Я выбираю жизнь!»
Родительские всеобучи 1. «Проблемы профилактической работы с педагогически запущенными детьми» (совместно с ОПППН УВД)
2. «Готовность родителей к кризисам своих детей» (средние классы)
3. «Занятость детей «группы риска» в кружках, секциях и факультативах»
4. «Подросток и его профессиональные интересы»

Мероприятия, проводимые школой в отношении детей из «группы риска»

Если мы говорим о мероприятиях по правовому воспитанию, то следует отметить ту работу, которую ведет каждая общеобразовательная школа с детьми из неблагополучных семей, «трудными» подростками, и детьми, которых воспитывают опекуны (приемные семьи). Такая работа ведется ни от случая к случаю, а постоянно, на протяжении всего календарного (не учебного) года.

В отношении таких детей школа ставит перед собой задачи:

  1. Выявление неблагополучных семей (детей, оказавшихся в непростой ситуации);
  2. Ведение картотеки «трудных» подростков;
  3. Подбор документов на учащихся. Передача их в комитет по делам несовершеннолетних;
  4. Индивидуальные беседы с «трудными» подростками о вреде курения, алкоголя и наркотических препаратов;
  5. Беседы и консультации с родителями;
  6. Групповая и индивидуальная работа психолога с «трудными» подростками, а также с детьми в сложной жизненной ситуации;
  7. Контроль за неблагополучными семьями, регулярные рейды;
  8. Встречи с инспекторами по делам несовершеннолетних.

Помимо указанных выше мероприятий, в конце учебного года педагогический коллектив проводит мониторинг, выявляющий уровень агрессии, тревожности среди учащихся. Контролирует психологический климат в классе, а также занятость детей и подростков вне школы и на каникулах.

Разные формы воспитательных мероприятий направлены на совместную деятельность между членами классного коллектива, родителями, воспитанниками. Рассмотрим особенности и классификацию воспитательной деятельности, а также приведем вариант программы, предназначенной для работы с классным коллективом.

Составные части

Воспитательное мероприятие предполагает несколько структурных единиц:

  • постановку целей, задач;
  • выбор участников;
  • подбор средств и методов;
  • непосредственную организацию;
  • результат.

Классификация

Мероприятия по воспитательной работе делят по следующим критериям:

  • числу участников;
  • содержанию;
  • степени универсальности.

При продумывании своей деятельности классный руководитель обязательно руководствуется подобным делением.

Воспитательные мероприятия в классе могут быть фронтальными, парными, групповыми, индивидуальными. По своему содержанию выделяют следующие виды классных часов:

  • трудовые;
  • валеологические;
  • художественные;
  • социальные;
  • фронтальные;
  • досуговые.

Воспитательные мероприятия в школе являются добровольными, необязательными, принимать в них участие могут все желающие школьники.

Среди групповых видов можно отметить конференции, собрания, линейки, дежурство по школе, смотры, общественно-полезный труд.

Индивидуальное воспитательное мероприятие требует от педагога тщательной подготовки. Ее примером может стать подготовка к олимпиаде, творческому или интеллектуальному конкурсу.

Этапы работы

Воспитательное мероприятие в начальной школе начинается с подбора формы работы, постановки цели, содержания. В процессе такой деятельности педагог учитывает индивидуальные особенности каждого школьника. Важно продумать также место для проведения задуманного праздника, выбрать число участников, подобрать разнообразные вспомогательные средства.

Программа работы с классным коллективом

Любое воспитательное мероприятие проводится в рамках специальной программы, разработанной классным руководителем.

Все попытки классного руководителя создать конкретную программу, позволяющую выявить талантливых и одаренных детей, должны начинаться с вопроса о том, что же представляет собой такой термин.

Для раннего выявления одаренности, своевременной помощи и поддержки таким детям может служить воспитательное мероприятие, организованное в классе, школе. Новые федеральные стандарты направлены именно на создание для каждого ученика.

Классный руководитель выступает в качестве наставника, который не навязывает своей точки зрения воспитаннику, а лишь направляет его на пути самопознания и саморазвития.

Любая разработка воспитательного мероприятия - ответственное занятие, требующее от педагога концентрации внимания, выбора специальных методик, подбора приемов и методов работы.

Для своевременного выявления индивидуальности ребят, учитель ведет серьезную и целенаправленную работу, используя специальную программу.

В ней четко указаны цели воспитательных мероприятий, сроки их проведения. Среди творческих мероприятий, которые уместны в работе с классным коллективом, можно выделить:

  • тематические вечера;
  • творческие викторины;
  • походы;
  • игры;
  • встречи с интересными людьми.

Формирование гражданственности

Основной акцент в своей деятельности классный руководитель уделяет патриотическому воспитанию. Для этого в план работы вносят мероприятия, связанные с формированием уважительного отношения к историческому и культурному наследию родного края.

Например, воспитательное мероприятие в начальной школе, касающееся формирования гражданственности, может быть связано с изготовлением поздравительных открыток ветеранам. Все дети талантливы, а задачей классного руководителя является их своевременная помощь и поддержка.

Основные аспекты воспитательной работы

Ведущей идеей в деятельности классного руководителя является работа «от сердца к сердцу». Проведение воспитательного мероприятия любой формы, вида, должно сопровождаться тщательной предварительной подготовкой. Воспитание является процессом целенаправленного управления развитием личности. Он базируется на эффективном взаимодействии воспитанников и педагога, направлен на самосовершенствование, саморазвитие. Воспитание по праву можно считать искусством прикосновения к ребенку. Его целью является создание оптимальных условий для всестороннего развития личности, формирование в нем видения своего будущего (социализацию).

Основные принципы воспитания:

  • природосообразность;
  • целостность педагогического процесса;
  • гуманизм;
  • взаимодействие семьи, школы, общества;
  • творчество;
  • культуросообразность;
  • сотрудничество;
  • индивидуализация;
  • ответственность, взаимовыручка, взаимопомощь.

Педагог должен принимать ребенка таким, какой он есть. Для успешного воспитания со стороны учителя не должно быть давления на личность школьника.

Мероприятие экологической направленности «Путешествие в Экогород»

Предлагаем план воспитательного мероприятия, направленного на формировании в подрастающем поколении бережного отношения к природе. Сначала ребятам предлагается игра по станциям «Путешествие в лесную сказку», затем кукольный спектакль «Колобок ищет Экогород». Далее подводятся итоги, награждаются победители и активные участники экологического праздника.

Для проведения игры потребуются:

  • по числу групп (классов), участвующих в игре;
  • наградные материалы;
  • таблички с наименованиями станций;
  • для спектакля нужны записи природных звуков, мусор;
  • костюмы: гусеницы-бабочки, колобка, зайца, волка, лисы, медведя;
  • два мяча;
  • компьютер.

Игра по станциям «Путешествие в лесную сказку»

Ребята, получив маршрутные листы, начинают передвижение по сказочному лесу. На каждой остановке им предлагаются интересные задания.

Станция «Загадки леса». Здесь команде предстоит отгадать разные звуки, которые можно услышать в лесу.

Видели ли вы, как плачут весной деревья? Как по стволам стекают прозрачные "слезы", а иногда бегут ручейки, если чья-то рука жестоко ранит ствол.

О каком дереве идет разговор? Почему они плачут? (движение сока у берез во время порезов их людьми).

Еще не успел растаять снег, а на солнечных лужайках уже появляются желтые цветы с необычными чешуйчатыми стебельками. Как только растение отцветет, ветерок уносит его легкие семена с пушистыми зонтиками. Что это за удивительное растение? (Мать-и-мачеха).

Ребята должны отгадать зверя, о котором рассказывает педагог.

Охотится этот зверь в основном на мышей. Часто из-за своего шикарного меха он становится добычей охотников. Он отлично знаком вам по русским народным сказкам. Кто этот хищник? (Лиса).

Учитель предлагает школьникам отгадать несколько загадок:

Это растение свое название получило за цвет ягод, которые очень полезны. Растет оно двести лет в еловых и сосновых лесах. (Черника).

Две сестрички летом зелены. Одна к осени краснеет, а другая чернеет. (Смородина).

С виду данные звери очень похожи. У них небольшая мордочка, длинные ушки и задние лапы, короткий хвостик. Тело покрыто пушистой шерстью. Своих детенышей они кормят молоком. Питаются эти пушистые зверьки травой, а также молодыми ве-тками. О каких зверях идет речь? К каким их можно отнести группам животных? (Заяц, кролик).

О какой птице идет речь? Небольшая, на голове у нее есть черная шапочка, а на грудке - черный галстук. Спинка серая, хвостик и крылышки коричневые, белое брюшко. Длинный темный хвост всегда покачивается, будто птица испугалась чего-то. О какой птице идет речь? (Трясогузка)

На станции «Почемучка» ребятам предлагаются интересные и необычные вопросы.

Почему крапива жжет? (В прожилках ее листьев есть муравьиная кислота. При прикосновении к листу, волосок ломается, он царапает кожу, туда попадает кислота.)

Почему у березы клейкие молодые листочки? (Смолистые соединения защищают листочки от заморозков).

Почему нельзя кричать в лесу, включать музыку, разжигать костры? (Сильный шум, запах дыма могут напугать лесных обитателей, поэтому птицы бросают свои гнезда, гибнет потомство).

Птенцов, вылетевших из гнезда, именуют слетками. Почему их нельзя уносить домой? (Птицы учат детенышей искать пищу, защи-щаться от потенциальных врагов, дома этому трудно научить птенцов, потом они будут беспомощными);

Почему лишайники растут не везде? (Лишайники растут только там, где есть чистый воздух).

Почему нельзя собирать чернику веточками? (Кустарники черники могут жить до 300 лет, поэтому их надо беречь).

Почему нельзя рвать большие букеты цветов? (Сорванные цветы никогда не дадут семян, и на следующий год станет меньше цветов).

Станция «Дупло совы». Вы знаете о том, что совы - это ночные птицы. Они в это время охотятся, а днем отсыпаются в дуплах. Дети рассаживаются на стульях парами, как только учитель говорит «ночь», все вылетают на охоту, а при слове «день» возвращаются обратно на свои места. Далее убирается один стул, так как человек «срубил» дерево, совам стало негде прятаться. Игра продолжается до тех пор, пока не останется одна пара «сов», которые и будут считаться победителями.

  • как называется лес, в котором есть только ели;
  • из какого дерева производят спички;
  • древесину какого дерева берут для создания бумаги;
  • вы увидели гнездо птицы, как его сохранить;
  • кому нужны дуплистые деревья;
  • какова польза от муравьев;
  • как нужно охранять муравейники;
  • какой зверь всегда строит себе дом с бассейном;
  • какой вид охоты всегда разрешен в лесу.

Станция «Знатоки леса». Педагог предлагает игру с мячом. Вся команда встает в круг. Учитель говорит: "Я предлагаю вам игру с мячиком. Встаньте в круг". Учитель бросает мяч, называет лесное растение либо животное. Потом мяч передается другому игроку. Тот, кто не дает ответа, выходит из игры.

Анализ воспитательного мероприятия предполагает самооценку действий учителем. Он анализирует, насколько полно ему удалось реализовать поставленные задачи, донести до каждого ребенка необходимость бережного отношения к природе, ее богатствам.

Также в анализ воспитательного мероприятия включают все педагогические методы и приемы, используемые учителем при подготовке мероприятия.

Спектакль «Колобок ищет Экогород»

Ведущий. Добрый день, дорогие любители природы! Сегодня я хочу рассказать сказку, но не простую, а экологическую. И на-зывается она «Колобок ищет Экогород». Слышите? Это герой нашей истории поет свою песенку.

Колобок. Километрами дорог я шел, не уставая,

Я веселый Колобок, песенку я напеваю.

Я от бабушки ушел, я от дедушки ушел.

Ля, ля, ля.

Ведущий. Это Колобок катился и прикатился в лес, на полянку, наполненную солнечным светом. Вдруг на зеленом листе Колобок увидел небольшую Гусеницу.

Колобок. Ой, ты кто?

Гусеница. Я - Гусеница. А куда ты путь держишь, Колобок?

Колобок. Не знаю, качусь, куда глаза глядят.

Гусеница. Просто так двигаться, куда глаза глядят - ума не надо много. Вот бабушка моя говорила, что, когда она высоко летала над землей, она видела все то, что есть на планете. И она сказала, что на земле лучшим городом считают Экогород. Я с тех пор и мечтаю его увидеть. Может, ты сумеешь его отыскать?

Колобок. Я?! Ну, я попробую попасть этот удивительный город.

Ведущий. Колобок попрощался с Гусеницей и направился искать Экогород.

Катился Колобок по лесу, встретился ему Заяц. За бок держится, кряхтит, прихрамывает.

Колобок. Что с тобой, косой дружок?

Заяц. Это я косой? Косой тот, кто со мной вчера злую шутку сыграл. Отдыхаю я под кустом, вдруг меня кто-то по голове ударил. Вскочил, гляжу по сторо-нам, не понимаю ничего. Вижу, на поляне пустыми бутылками "стреляют" отдыхающие люди по кустам. Отдохнули, а после себя кучу мусора оставили. Любой зверь ими пораниться может. Кто нам теперь поможет?

Колобок. Я могу помочь! Вот найду Экогород и расскажу, как туда добраться. Ведущий. И покатился дальше Колобок. По дороге он встретил волка, который за живот держится.

Волк. Ох-ох-ох!

Колобок. Что с тобой, серый волк? Почему глаза у тебя грустные?

Волк. Съел я барашка, вот живот и болит. Видно, он «химией» питался.

Колобок. Как так?

Волк. Да растения, которые ел барашек, разными гербицидами обработали. Пойду искать лечебные травки.

Ведущий. Шел Колобок, шел, а вот никакого Экогорода так и не увидел. Кругом грязь и мусор, разруха и хаос. Ребята, давайте вместе уберем мусор, сделаем наш город лучше и чище.

В заключение

Воспитательная работа является важным аспектом в деятельности современного классного руководителя. Педагог составляет план мероприятий, учитывая индивидуальные и возрастные особенности школьников.

Вовлечение ребят во внеурочную деятельность позволяет педагогу формировать в подрастающем поколении стремления к саморазвитию и самосовершенствованию.

Проведенное выше исследование показало необходимость разработки и проведения комплекса мероприятий по нравственному воспитанию младших школьников. Уровень нравственной сферы испытуемых недостаточно высокий, требуется дополнительная работа как с учениками, чей уровень нравственного воспитания неудовлетворительный, так и с детьми, чей уровень также недостаточно хороший, и при довольно высоком уровне знаний о нормах нравственности и этики низкий уровень нравственного поведения.

В процессе работы с младшими школьниками был использован комплекс мероприятий урочной и внеурочной работы «Энергия души», автор Н.Г. Баженова (приложение 8).

Изучая литературные произведения, рассматривая реальные события, оценивая поступки людей (литературных героев и учащихся), мы обращаем внимание на мотивы поведения, выясняем, как они соотносятся с нравственными нормами, регулярно выполняем творческие работы, где ученики пытаются размышлять над темами «Труд в моей жизни», «Хороший ли я друг?», «Что такое подвиг?», «Когда говорит совесть?», «Каким я хочу быть?», «Я - человек?!».

Начиная учиться в школе, ребенок вступает в отношения с учителем, одноклассниками, он вынужден считаться с ними, учитывать их интересы. Поэтому еще в начале I класса учащиеся составляют «Правила ученика»:

  • - слушай учителя;
  • - отвечай на вопросы;
  • - будь аккуратным;
  • - выручай товарища;
  • - не дерись и никого не обижай.

К концу года к ним добавляются следующие:

  • - не ябедничай;
  • - нашел друга - береги;
  • - старайся в учебе;
  • - не выпрашивай отметку.

Важно создать в классе атмосферу доверия, доброжелательности, справедливости и сотрудничества. Учитель должен стать детям другом и помощником, ученики должны чувствовать себя в безопасности. При возникновении конфликтов главное -- выяснить их причины, помочь ученикам осознать мотивы своих поступков, увидеть ход развития конфликта (на каком этапе можно было бы избежать его), помочь понять, что чувствует каждый участник конфликта, учить осмысливать свои действия, предвидеть их последствия для себя и других. Учителю важно предоставлять ученикам свободу нравственного выбора, основанного на внутренней мотивации, а не на угрозе наказания, учить обдумывать свой выбор. Работая над созданием здоровой атмосферы в классе, педагогу следует обратить внимание на формы работы на уроках, где школьники учатся слушать друг друга, сотрудничать. Этому способствует работа в группах, парах, проведение уроков-конференций, коллективных, творческих работ, подготовка стенгазет, поиск материала на заданную тему, например: «Мои друзья», «Человек и общество», «Мои права и обязанности», «Человек и природа», «Кого я могу защитить», «Жизнь дана на добрые дела», «И один в поле воин» и т.п.

Наблюдения показывают, что в настоящее время появляется все больше учеников, изначально не желающих учиться. Как педагог может добиться того, чтобы учебная деятельность стала личностно значимой для школьников? Может быть, через разъяснения о ценности, смысле учения, роли познания в жизни общества и отдельного человека? А может быть, ребенок должен убедиться в значимости результатов своей учебы для родителей и учителя? Или надо сделать акцент на чувстве радости за добросовестно выполненную работу? Наверное, важно все. Мои ученики размышляют на темы: «Я - ученик!», «Я - читатель!», «Ученый и ученик», «Мои помощники в учебе», «Нужен ли мне режим дня?», «Какие качества помогают мне в учебе?», «Труд в моей жизни», «Что меня радует и огорчает в учебе?».

Важно отметить, что учителю необходимо развивать правильную мотивацию учебной деятельности: не подкреплять эгоистическую направленность в учебе, отмечать в развитии учеников не только учебные достижения, но и личностные качества. Ведь примерный отличник может быть грубияном и эгоистом, а слабо успевающий - честным человеком, хорошим другом. Целью обучения должна стать не отметка, а знания.

Беда в том, что родители часто отстраняются от воспитания, рассуждая: «Школа научит!» Они откупаются от ребенка игрушками, развлечениями, не желая целенаправленно воспитывать волю, дисциплину, т.е. те качества, от которых зависит результат учебы. Чаще всего воспитание идет само собой, без ясной цели: главное - сделать так, чтобы ребенок не мешал. Можно слышать от родителей: «Не знаем, что с ним делать!», «Ничего не слушает!», «Делает что хочет!» Действительно, дети не умеют слушать. С ними часто в семье вообще никто не говорит, а компьютерные игры заменяют общение. Вовлечение школы в рыночные отношения губит школу. У родителей возникает ложное убеждение, что знания, образование можно купить, но на самом деле знания добываются личным трудом ученика. Порой на уроке редко увидишь внимательные глаза. Такое чувство, что в современных детях нет жизненных сил, они двигаются по жизни не задумываясь, находятся во власти своего хочу. Между тем в учебной деятельности как раз необходимы усидчивость, трудолюбие, настойчивость, мыслительная активность. Поступая в школу, почти все первоклассники выражают желание учиться, но после того, как они сталкиваются с первыми трудностями (соблюдение режима дня, отказ от игры на определенное время, необходимость добиваться аккуратности при написании букв и цифр и др.), у многих пропадает это желание. Многие первоклассники на уроке не слушают учителя, не выполняют задания: ведь им надо напрягаться, сосредотачиваться. В чем причина нежелания трудиться? В частности, и в том, что в семье не воспитываются воля и дисциплина. Поэтому важно сделать родителей единомышленниками и союзниками учителя. Беседы и дискуссии на темы «Режим дня первоклассника», «Как помочь ученику учиться», «Вырабатываем волю», «Дисциплина и характер» помогают родителям обсудить проблемы, обменяться опытом, глубже понять свою роль в воспитании.

Остановимся немного подробнее на методике выполнения творческих работ-размышлений. На уроках литературного чтения, ознакомления с окружающим миром, на классных часах организуется дискуссия по заданной теме с опорой на литературный источник, телепередачу, народную мудрость (пословицу), реальные события, личный опыт учащихся. Дома они должны оформить свои мысли в виде сочинения, добавив пословицы, загадки, цитаты, иллюстрации. Ясно, что здесь требуется помощь родителей в формулировке предложений, подборе дополнительного материала, исправлении ошибок. К их помощи мы прибегаем намеренно - она создает условия для общения детей и родителей по нравственно-этическим проблемам. Одним из требований к сочинению является отражение в нем личной позиции ученика.

В школе ученик сталкивается с системой моральных требований, предъявляемых в процессе учебы. В ходе учебной деятельности усваиваются нравственные качества человека, так как эта деятельность требует напряжения ума, воли, чувств (долга, стыда, совести, радости), проявления нравственных качеств (трудолюбия, усидчивости, настойчивости, ответственности, готовности сотрудничать и сопереживать).

В современном обществе идет поиск путей развития системы образования. На наш взгляд, необходимо отдать предпочтение гуманистическому направлению. Основной целью такого образования является нравственное развитие личности обучающегося. Сейчас для развития общества необходимы такие качества личности, как честность, ответственность, чувство долга, сочувствие, умение сотрудничать, стремление служить людям. Обучение - это не только условие, но и средство формирования нравственных качеств ученика, психического и личностного развития человека в целом.

После работы с родителями и проведения комплекса мероприятий с учениками нами было проведено повторное обследование детей с целью определения изменений уровня нравственного воспитания.

Результаты проведения повторной диагностики нравственной самооценки (автор Л.В. Голодова) (приложение 9).

Представим результаты исследования детей младшего школьного возраста в таблице.

Таблица 4 - Результаты проведения диагностики нравственной самооценки (автор Л.В. Голодова) детей младшего школьного возраста (контрольный этап), чел.

Ниже среднего

Учащиеся МБОУ СОШ № 1

Из анализа таблицы 4 можно сделать вывод, что в целом у большинства учеников уровень нравственной самооценки существенно изменился: для значительной группы школьников характерен высокий уровень нравственной самооценки, довольно большая группа учеников со средним уровнем нравственной самооценки и только 1 учащийся обладает уровнем ниже среднего. Это свидетельствует о довольно успешной работе по формированию нравственных качеств. В классе наиболее удачно проходили уроки по нравственному воспитанию, на которых у детей наряду с познавательными целями обучения реализовывалась задача нравственного воспитания. Дети стали лучше осознавать, какие качества можно назвать нравственными, изменили свое поведение. Многие поняли, что надо понимать другого человека, помогать своим товарищам, не быть себялюбивыми.

Рис. 4.

Анализ рисунка 4 показывает, что в классе после проведения формирующих занятий уровень нравственной самооценки у учеников существенно повысился. У большинства учеников (55 %) высокий уровень нравственной самооценки, немного меньше группа школьников со средним уровнем самооценки (40 %), оценку ниже среднего поставил себе только 1 ученик (5%).

Обратимся к результатам второй методики исследования: диагностики нравственной мотивации (автор С.Ф. Сироткина). Результаты диагностики экспериментальной группы - (приложение 10). Представим результаты исследования в виде таблицы.

Таблица 5 - Результаты проведения диагностики нравственной мотивации (автор С.Ф. Сироткина) детей младшего школьного возраста (контрольный этап)

Ниже среднего

Учащиеся МБОУ СОШ № 1

Анализ таблицы 5 показывает, что в целом у достаточно большой группы школьников после формирующих занятий уровень нравственной мотивации высокий, у большинства учеников - средний, что свидетельствует об успешной работе педагогов. Низкого уровня нет ни у одного ученика.

Представим полученные результаты в виде диаграммы.

Рис. 5.

Анализ рисунка 5 показывает, что в классе значительно повысился уровень нравственной мотивации младших школьников. У большинства учеников средний уровень нравственной мотивации (55 %), у чуть меньшей группы - высокий (45 %), уровня ниже среднего нет ни у кого. Ученики отмечали, что теперь они лучше понимают, как правильно поступать.

Большинство учеников с удовольствием принимали участие в развивающих занятиях.

Однако, несмотря на более высокие показатели, чем на первом этапе исследования, в классе все же большинство учеников обладают средним уровнем нравственной мотивации. Это вполне объяснимо, так как формирование нравственной мотивации представляется процессом достаточно длительным, рассчитанным не на один год обучения. Таким образом, необходимо продолжать работать с учениками. Тем не менее, дети значительно приблизились по результатам к высоким показателям и в целом можно говорить о положительном влиянии формирующих занятий на нравственную сферу детей.

Для получения представления об уровне нравственного поведения младших школьников было проведена повторно исследование по методике Н.П. Капустина (модифицированный вариант). Результаты повторного исследования экспериментальной группы - приложение 16, контрольной группы - (приложение 11). Представим полученные результаты в таблице.

Таблица 6 - Результаты проведения диагностики уровня воспитанности учащихся начальных классов (методика Н.П. Капустина, модифицированный вариант) (контрольный этап)

Ниже среднего

Учащиеся МБОУ СОШ № 1

Анализ таблицы 6 показывает, что в целом ученики обладают высоким уровнем нравственного поведения, и небольшая группа учеников - средним уровнем. Низкого уровня нравственного поведения нет не у кого. Представим полученные результаты в виде диаграммы.

Рис. 6.

Анализ рисунка 6 показывает, что у детей существенно изменились показатели: большинство учеников показали высокий уровень нравственной воспитанности (65 %), средний уровень всего - 35 %.

Класс в целом показал хороший рост показателей, ученики стали более ответственными, лучше понимают нравственные и этические правила поведения.

Полученные результаты исследования формирующего этапа позволяют сделать вывод об успешности проведенной работы и необходимости проведения с младшими школьниками формирующих занятий и использования комплекса мероприятий по воспитанию нравственной сферы. После проведения занятий обе группы значительно улучшили свои показатели, ученики стали более ответственными, стали уважать труд и понимать зачем надо трудиться, более дружелюбными и общительными. В учениках воспитывалась отзывчивость и доброта и именно на эти качества были направлены ряд занятий. Полагаем, что предлагаемый комплекс занятий следует рекомендовать учителям начальных классов и психологов для использования их в педагогической практике.

Для того, чтобы оценить эффективность предложенного комплекса занятий по нравственному воспитанию детей, нами были повторно опрошены учителя начальных классов МБОУ СОШ № 1 р.п. Ср. Ахтуба (приложение 12). Практически все педагоги отметили, что состояние нравственной сферы детей после проведения формирующих занятий изменилось в лучшую сторону. Они отметили, что ученики стали более дружелюбны, научились помогать друг другу.

Все опрошенные учителя сказали, что считают предложенный комплекс занятий эффективен и они будут использовать его в своей практике. Более того, некоторые педагоги отметили, что данный комплекс вполне можно применять и последующем, так как он позволяет формировать наиболее необходимые нравственные качества учеников.

Таким образом, гипотеза о том, что реализация условий программы воспитания нравственности, содержащиеся в разработанном комплексе мероприятий, способствует повышению уровня нравственного воспитания детей, полностью подтвердилась.

План мероприятий

по духовно - нравственному развитию и воспитанию для учащихся

4 класса «В» учителя МБОУ СОШ №19 г. Мичуринска Шатиловой Т.М.

Целью духовно-нравственного воспитания должно быть духовно-нравственное развитие человека в контексте его всестороннего развития. (Доктор педагогических наук В.М. Меньшиков).

Программа духовно-нравственного воспитания опирается на традиционные источники нравственности такие как:

патриотизм - любовь к Родине, своему краю, своему народу, служение Отечеству;

социальная солидарность - свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство;

гражданственность - долг перед Отечеством, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;

семья - любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;

труд и творчество - уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость;

наука - ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;

традиционные религии - представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;

искусство и литература - красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие;

природа - эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;

человечество - мир во всем мире, многообразие и уважение культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.

Мероприятие

Дата

сентябрь

Беседа с учащимися о культуре поведения. Беседа о правилах дорожного движения «Правила пешеходов». Проведение мероприятия «ГТО».

Игра «Здоровый образ жизни»

Беседы с родителями о воспитании детей.

Участие в Дне садовода. Беседа «Режим дня».

Родительское собрание на тему «Цели и задачи на новый учебный год».

Выборы актива класса и старосты. Распределение по звёздочкам. Утверждение поручений.

Кл. час «Что такое доброта? Мои одноклассники».

Подготовка материалов для уголка безопасности (о соблюдении ПДД, действия в ЧС, о правилах поведения в общественных местах).

Участие в городском конкурсе «Правила дорожного движения - наши лучшие друзья». Кл. час «Берегите природу». Занятия по мичуринсковедению.

октябрь

Кл. час «Режим дня - основа здоровья школьников». Занятия по мичуринсковедению. Сбор природного материала. Экскурсия в парк. Беседа «Удивительный мир природы». Игры на свежем воздухе.

Организация спортивных мероприятий на свежем воздухе.

Участие в конкурсе букетов ко Дню пожилого человека.

Кл. час «Мичуринск - мой родной и любимый город»

Беседа «Мои друзья».

Запись в кружки «Юные дизайнеры», по информатике, в спортивную секцию. Подготовка материалов для классного уголка «Солнечный городок 4 класса «В». Игра «Солнечная республика». Распределение в группы по интересам.

Подготовка материалов для мероприятия, посвящённого Дню матери «Осенние сюрпризы».

Участие в конкурсе рисунков «Правила пожарной безопасности».

Беседа с учащимися по профилактике правонарушений. Беседы о правилах гигиены. Участие в конкурсе аппликаций «Закружилась листва золотая». Праздник «Рыжая осень».

ноябрь

Кл. час «Имя, которое дорого каждому из нас. «И.В.Мичурин - великий учёный».

Конкурс рисунков «Маршрут от дома до школы».

Подготовка материалов для уголка «Мичуринск - наукоград - мой любимый город» Участие в Дне самоуправления.

Организация детской дискотеки. Проведение мероприятия «Экологический калейдоскоп».

Родительское собрание №2 «Роль семьи в формировании у ребёнка интереса к учению. Ведем детей по ступенькам нравственности».

декабрь

Беседы: «Деловой этикет»;

«Условия успешной коммуникации»;

«Мир, в котором я живу».

Кл. час «Готовимся к мероприятию «Звёздный час по русскому языку».

Кл. час «Чему учат мультгерои?» Информационный час «Возможности интернета». Детские порталы. Занятия по мичуринсковедению.

Кл. час «Об обидах и причинах обид». Анкетирование учащихся.

Путешествие в страну английского языка. Работа в электронном дневнике. Выставка рисунков детей в группе «Юные дизайнеры».

январь

Игры: "Все мы родом из детства";

"Нравственность как основа воспитания"; Кл. час «Поговорим о том, как мы выглядим».

Родительское собрание №3 «Значение памяти в интеллектуальном развитии младшего школьника».

Внеклассное мероприятие «В гостях у доктора Здоровье».

Беседы: Давайте жить дружно"; "Воспитание самого себя"; Кл. час «Друзья птиц» (изготовление кормушек).

Поездка в театр. Беседа «Интересные знакомства в дни каникул».

февраль

Уроки мужества (Экскурсии по школьному залу боевой славы). Кл. час «Наши защитники Отечества».

Конкурс рисунков «Мой папа, дедушка, дядя».

Беседы: «Путь к успеху»; «Умение жить среди людей».

Участие в конкурсе чтецов. Информационный час «Что можно прочитать в детских журналах?»

Математический КВН. Викторина «Интеллектуальный лабиринт».

Разведка по охране природы «Помощь братьям меньшим».

март

Беседа «Быть уверенным - это здорово!»

Выставка рисунков («Папины увлечения»).

Брейн - ринг «Наши любимые сказки». Внеклассное мероприятие во время каникул «Там, на неведомых дорожках».

Участие во Всероссийских конкурсах «КИТ», «Инфознайка».

Тематический час «Страна, в которой я живу (традиции, обряды, обычаи).

Беседа «Что значит быть ответственным?» Кл. час «Наши мамы». Конкурс рисунков, посвящённый 8 марта.

апрель

Лекторий «Из жизни замечательных людей». Интеллектуальная игра «Космические просторы».

Родительское собрание № 4 «О родных и близких любовью. Как научить своего ребёнка жить в мире людей. Уроки этики поведения для детей и родителей. Как уберечь ребёнка от насилия».

Подготовка и участие в Международном конкурсе «Русский медвежонок».

Кл. час «Первая помощь при несчастных случаях».

Мероприятие «Город правовых знаний».

май

Проведение анкетирования.

Методика "Что такое хорошо, что такое плохо" Роль родителей и семейного воспитания для становления нравственно-полового поведения.

Акция «Творишь добро и милосердие». Заочные встречи с интересными людьми. Рассказ о людях, работающих на железной дороге и других предприятиях

(подарки малоимущим и пожилым людям).

Кл. час «Санитарно - гигиеническая культура» (совместно с медработником).

Беседа «Ядовитые растения и грибы».

Беседа о правилах поведения во время летних каникул.

Игра «Давайте дружить».

Участие в неделе талантов.

Источники информации:

Лихачев Б.Т. «Философия воспитания»

Меньшиков В.М. «Проблемы православной педагогики» (VII международные Рождественские чтения)