Конспект занятия «Путешествие по экологической тропе»
Должность: воспитатель
Место работы: МДОУ№102Г Рыбинск
Программное содержание . Закреплять умение детей узнавать и называть деревья на экологической тропинке детского сада. Систематизировать знания о некоторых особенностях строения дерева. Продолжить формирование основ экологической культуры через общение с природой (деревьями) на экологической тропинке. Закрепить и обобщить знания детей о метеоплощадке, о ее назначении, закреплять знания о тихой и ветреной погоде, силе ветра, учить детей определять направление ветра по окружающим предметам, развивать память, воображение, наблюдательность, логическое мышление, расширять кругозор детей, воспитывать в детях экологическую культуру, любовь к родной природе, умение видеть красоту природы. Закрепления представлений детей о садовых цветах.
1 Ребята сегодня мы пойдем на экскурсию по экологической тропе.
Мы подошли к указателю где написано экологическая тропа. Ребята, экологическая тропа - это место, где мы наблюдаем за природой, учимся беречь ее. Посмотрите, а вот и вторая табличка с надписью: Уголок леса. Скажите, какие деревья стоят на тропе? (лиственницы, липы, берёзы, рябины, ели).
Молодцы, все деревья узнали правильно.
Чем похожи эти деревья и чем отличаются? (Деревья похожи по строению, а отличие заключается в форме листьев, способностью сбрасывать их осенью.)
«Деревья, как в лесу у нас на участке есть,
Можно к ним прислониться,
Можно под ними присесть.
В тихий час они шелестят листвой,
Охраняют наших дошколят покой».
-Ребята попробуйте отгадать загадку о дереве?
«Весной зеленела, летом загорала,
Осенью надела красные кораллы».
Правильно дети, давайте найдем на нашей тропе рябинку.
Вот она. Рябинка может жить до 200 лет, крона у неё ажурная, поэтому говорят «ажурная рябинка».
Кто любит ягоды рябины?(птицы)
Русская красавица
Стоит на поляне
В зелёной кофточке
В белом сарафане.
(Береза)
Давайте к ней подойдем.
Ребята, с березкой нужно поздороваться. Как можно поздороваться с березкой? (Сказать: «Здравствуй березка», погладить, обнять)
Давайте обнимем её.
Как в любое время года мы можем узнать берёзу? (Во всем мире нет дерева с белым стволом, кроме березы. За это ее в народе называют белоствольной)
Посмотрите, какая береза? (Большая: высокая, толстая)
А теперь давайте поиграем в игру.
Дидактическая игра " C чьей ветки детки"
Цель: Активизировать в речи слова, обозначающие название деревьев, упражнять в словообразовании (относительные прилагательные). Развивать мелкую моторику.
Ход игры:
1. Узнать дерево по его листку, назвать его (Береза, дуб, клен)
2. Назвать лист березы – березовый лист;
Лист клена- кленовый;
Лист дуба –дубовый;
3.Ребята собирают и несут листья к деревьям.
2. Дети с воспитателем идут по тропе к следующему указателю .
Что написано на указателе?(Метеостанция)
Ребята, скажите, пожалуйста, для чего нужна метеоплощадка? (для того, чтобы наблюдать за погодой)
А кто знает кто такие метеорологи? (это люди, которые составляют прогноз погоды)
Наклоняется трава.
Шелестит весь день листва.
И деревья сами
Двигают ветвями.
Наш цветной воздушный змей
Стал проворней, веселей
Он летит и скачет
Что всё это значит?
Знают взрослые и дети:
Это значит – нынче ветер!
Поднимите вверх глаза. Перед вами прибор для измерения ветра. Вы знаете, как он называется? (Флюгер)
Стрелка показывает направление ветра, а буквы помогут определить, какое направление у ветра.
Давайте определим, какой дует ветер. (Дети определяют.)
Как называется следующий прибор? Из чего он сделан и как называется? (Из пластиковой прозрачной бутылки. Осадкомер)
Для чего нужен следующий прибор? (чтобы узнать, сколько дождя выпало)
Как бы вы его назвали? (Дождемер)
Физкультурная минутка
Ветер дует нам в лицо.
(помахать руками на лицо)
Закачалось деревцо.
(покачаться из стороны в сторону)
Ветер тише, тише, тише.
(присесть, помахать руками вверх-вниз)
Деревцо всё выше, выше.
(потянуться вверх)
«Альпийская горка- цветник».
Воспитатель:
В центре клумбы, у Наташки,
Расцвели цветы – ромашки.
Целый день красуются,
Платьями любуются.
Посмотрите на нашу красивую клумбу.
Какие цветы вы видите на ней?
(дети отвечают: бархатцы, бегония, душистый табак и т. д.)
Беседа по строению цветка.
Ребята, а из каких частей состоят цветы?
(Стебель, лист, цветок, корень)
Для чего нам нужен корень?
(чтобы удерживаться в земле,
чтобы пить воду и питательные вещества).
Для чего нужен стебель?
(стебель держит растение;
На нем находятся листья, цветы и плоды, стебель проводит воду и питательные вещества к листьям, цветам и плодам).
Для чего нужен цветок?
(Чтобы радоваться, любоваться им, привлекать насекомых, из них образуются плоды)
(Воспитатель предлагает полить клумбу)
4 . Наблюдаем за кормушками.
Воспитатель предлагает отгадать загадку
Избушка новая,
Для всех столовая,
Зовет обедать,
Крошек отведать.
Правильно ребята это кормушка.
- А зачем птицам нужна кормушка?
(Особенно зимой птицам трудно найти себе корм, поэтому люди помогают птицам, развешивают для них кормушки в разных местах, в парках, лесах, во дворах, в детских садах, просто за окнами домов и насыпают в эти кормушки корм для птиц. Птицы прилетают к кормушкам и питаются.) -Ребята, часто кормушки называют еще столовыми для птиц.
А как вы думаете, чем можно кормить птиц? (ответы детей)
Верно, можно насыпать хлебных крошек, семечек, ягод рябины и калины, а для синичек можно положить в кормушку еще и сало, они его очень любят.
Подвижная игра: «Воробьи, скворцы, синицы»
Воспитатель по очереди называет птиц, а дети выполняют действия, предназначенные определенной птице: Скворец – машем руками, воробей - прыгаем, вороны – кружимся. С каждым разом темп игры увеличивается.
Ребята, вот и закончилась наша экскурсия по экологической тропе . Что вам больше всего понравилось и почему?
А что особенно запомнилось?
Занятие по экологии в старшей группе детского сада.На занятии продолжаем учить детей наблюдать за сезонными изменениями в природе (видеть, описывать), за птицами. Воспитываем любовь и бережное отношение к природе, желание и умение оказывать ей помощь. Формируем навыки поведения в природе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Экология
Занятие «Экологическая тропа»
Программное содержание.
Оборудование.
Методическое проведение.
Воспитатель.
Воспитатель.
Воспитатель.
Дети. Тополя, берёзы.
Воспитатель. Как узнали берёзу?
Дети.
Воспитатель
Люблю берёзку русскую,
То светлую, то грустную
В белом сарафанчике
С платочками в карманчиках.
Воспитатель.
Дети. Тополя.
Воспитатель.
Какой формы веточки?
Дети. Прямые.
Воспитатель. Какой ствол?
Дети. Толстый.
Воспитатель.
Дети.
Воспитатель.
«Много леса – не губи,
Мало леса – посади».
Воспитатель.
Дети.
Воспитатель . А что вы видите под ёлкой?
Дети. Шишки.
Воспитатель.
Дети. Белку.
Воспитатель. Чем питается белка?
Дети. Орешками.
Воспитатель.
Воспитатель.
Дети. В лесу, в парке.
Воспитатель.
Дети.
Воспитатель.
Дети.
Воспитатель. А какие птицы живут в лесу?
Дети. Скворцы, грачи, совы.
Воспитатель.
Проводится игра «Скворушки».
Воспитатель.
Воспитатель. Давайте повторим их.
Цветок на лугу
На бегу.
Сорвал,
А зачем –
Объяснить не могу.
В стакане
Он день постоял
И завял,
А сколько бы он
На лугу простоял.
- Не сбивай грибы.
- Не разжигай костёр.
Если в лес пришёл гулять
Свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй,
Только, чур, не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь:
Даже очень громко петь,
Испугаются зверюшки
Убегут с лесной опушки,
Ветки дуба не ломай,
Никогда не забывай,
Мусор с травки убирать
Зря цветы не надо рвать.
Дети. Бабочки.
Воспитатель.
Дети. Грибы.
Воспитатель. А какие грибы?
Дети. Мухоморы.
Воспитатель.
Воспитатель.
Дети. Лиса.
Воспитатель. Какая она?
Дети. Рыжая, пушистая, хитрая.
Путешествие заканчивается.
Воспитатель.
Воспитатель.
Предварительный просмотр:
Экология
Занятие «Экологическая тропа»
Программное содержание. Продолжать учить детей наблюдать за сезонными изменениями в природе (видеть, описывать), за птицами. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, делание и умение оказывать ей помощь. Формировать навыки поведения в природе.
Оборудование. Декорация весенней природы (деревья, птицы, бабочки). Грамзапись. Игрушки диких животных (белка, заяц, лиса). Пеньки, орешки. Скворечник для игры, шапочки скворушек.
Методическое проведение.
Воспитатель предлагает детям отправиться в весенний лес, посмотреть, что там изменилось с приходом весны.
Воспитатель. Давайте отправимся в лес. Не за грибами и не за ягодами, а за чудесами! Ведь в лесу достаточно сделать несколько шагов – и одно чудо за другим увидит вас. Дети на поезде едут до станции «Лесная». На станции «Лесная» пассажиры выходят и собираются вокруг воспитателя.
Воспитатель. Лес – это большой дом, в нём много жильцов (деревья, травы, цветы, птицы и звери). В лесу надо ходить осторожно, чтобы не раздавить маленьких обитателей. Внимательно вслушиваться и всматриваться, чтобы обнаружить красивое и интересное.
Воспитатель. Посмотрите, дети, какая красивая поляна. Сколько здесь растёт разных деревьев. Кто может назвать, какие деревья здесь растут.
Дети. Тополя, берёзы.
Воспитатель. Как узнали берёзу?
Дети. Ствол белый, листики небольшие, остренькие, с зубчиками, тонкие веточки.
Воспитатель . Послушайте стихотворение «Берёза».
Люблю берёзку русскую,
То светлую, то грустную
В белом сарафанчике
С платочками в карманчиках.
Обратить внимание детей на то, как ярко выделяются стволы берёз.
Воспитатель. А что это за деревья? Высокие, раскидистые.
Дети. Тополя.
Какой сильный ствол, пышные ветки.
Воспитатель. Такое дерево даёт много кислорода, воздух рядом с ним чище, свежее. В лесу деревья очищают воздух, следовательно, необходимо, чтобы их становилось больше.
Какой формы веточки?
Дети. Прямые.
Воспитатель. Какой ствол?
Дети. Толстый.
Воспитатель. А что вы можете сказать про почки?
Дети. Почки тополя душистые, пахучие.
Воспитатель. Под тополями вся земля усыпана колпачками с почек, они хрустят под ногами, приклеиваются к подошвам.
Напомнить детям о том, что нужно беречь каждый кустик, каждое дерево.
«Много леса – не губи,
Мало леса – посади».
Воспитатель. Отгадайте загадку «Зимой и летом одним цветом». Правильно, это ёлка. А какое дерево наряжают один раз в году?
Дети. Ёлку. Её иголки и зимой не теряют своего цвета.
Воспитатель . А что вы видите под ёлкой?
Дети. Шишки.
Воспитатель. А кого можно увидеть в лесу на деревьях?
Дети. Белку.
Воспитатель. Чем питается белка?
Дети. Орешками.
Дети присаживаются на пенёчки, чтобы отдохнуть и посмотреть на лес.
Воспитатель. Птиц весной увидеть непросто, но их весёлое щебетание и пение хорошо слышны. (Звучит грамзапись «Голоса птиц»).
Воспитатель. Как красиво поют птицы. Мы слышим их голоса, записанные на пластинку. А где можно услышать голоса птиц в природе?
Дети. В лесу, в парке.
Воспитатель. Можно послушать пение птиц и на территории нашего детского сада. Каких птиц мы встречали здесь?
Дети. Воробьёв, ласточек, грачей, голубей.
Воспитатель. Как мы с вами заботимся о птицах?
Дети. Зимой насыпали корм в кормушку: семечки, хлебные крошки, зёрнышки.
Воспитатель. А какие птицы живут в лесу?
Дети. Скворцы, грачи, совы.
Воспитатель. Для того, чтобы пели птицы, взрослые и дети охраняют зелёные насаждения, вешают скворечники.
Проводится игра «Скворушки».
Воспитатель. А вот и наш «Зелёный патруль». (Входят дети из подготовительной группы).
Дети подготовительной группы. Ребята! Вы ничего не нарушили в лесу? А знаете ли вы правила поведения в лесу?
Воспитатель. Давайте повторим их.
1. Не рви в лесу, на лугу цветов.
Чтение стихотворения В. Викторова «Цветок» (читает ребёнок средней группы).
Цветок на лугу
На бегу.
Сорвал,
А зачем –
Объяснить не могу.
В стакане
Он день постоял
И завял,
А сколько бы он
На лугу простоял.
- Не ломай, не руби ветки деревьев и кустарников.
- Не лови бабочек, шмелей и других насекомых.
- Не сбивай грибы.
- Не разжигай костёр.
Чтение стихотворения «Лесные правила».
Если в лес пришёл гулять
Свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй,
Только, чур, не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь:
Даже очень громко петь,
Испугаются зверюшки
Убегут с лесной опушки,
Ветки дуба не ломай,
Никогда не забывай,
Мусор с травки убирать
Зря цветы не надо рвать.
Воспитатель, обращаясь к «Зелёному патрулю»:
– Ребята! Мы будем заботиться о природе, чтобы в нашем детском саду было всегда красиво, чтобы цветы цвели, пели птицы.
Дети выходят на опушку леса. Воспитатель говорит:
– «В лесу высокие деревья, от них тень и прохлада, а здесь на лугу совсем по-другому: ярко светит солнце, растёт много цветов и трав. Давайте подышим прекрасным луговым воздухом. Посмотрите, над цветами кто-то летает. Кто же это?»
Дети. Бабочки.
Воспитатель. Яркие красивые пятна на крылышках бабочки, похожи на глаза, помогают ей отпугивать врагов. А это что за красивая поляна?
Дети. Грибы.
Воспитатель. А какие грибы?
Дети. Мухоморы.
Воспитатель. Правильно, это не6съедобные грибы, но они красивые, привлекательные, их нельзя рвать, дотрагиваться до них тоже нельзя.
Воспитатель предлагает детям притаиться за кустами.
Воспитатель. Что-то рыжее мелькнуло вдали, кто осторожно крадётся?
Дети. Лиса.
Воспитатель. Какая она?
Дети. Рыжая, пушистая, хитрая.
Путешествие заканчивается.
Воспитатель. Ой, ребята, а здесь какой сюрприз? (корзиночка с орешками). Подарок белочке.
Воспитатель. Отправляясь в лес за чудесами, пустым домой никогда не вернешься. Вот сколько интересного мы увидели в лесу.
Название:
Номинация:
Детский сад, Конспекты занятий, НОД, экология, старшая группа
Должность: воспитатель
Место работы: МБДОУ № 1 «Звездочка»
Месторасположение: Кемеровская область, город Берёзовский, улица Кирова 7а
Конспект занятия «Путешествие по экологической тропе»
Программные задачи:
1.Расширить, уточнить, пополнить экологические знания детей, раскрывающие взаимосвязь между объектами природы и человеком на основе конкретных правил поведения в лесу.
2.Формировать желание отвечать полными, распространёнными предложениями.
3.Прививать любовь и бережное отношение к природе.
Ход занятия: Воспитатель сообщает о том, что нас к себе в гости пригласил старичок-лесовичок.
Воспитатель: — Ребята, а вы знаете как надо вести себя в лес? Сейчас мы это проверим. (д.и. «Угадай правило». Отправляемся. Перед нами три тропинки (с паутиной, с муравейником, с гнездом). Дети выбирают нужную тропинку, обоснуют свой выбор.
— Вот мы и в лесу. Почему нас не встречает старичок — лесовичок? Позовём. Не откликается, наверное, что-то случилось. Посмотрите, я нашла мешочек и записку. «Дорогие ребята, ждал я вас в гости, хотел с вами погулять по лесу, послушать пение птиц. Но в лес пришли браконьеры, посадили меня в мешок, завязали тугими узлами и каждый узел заколдовали. Расколдовать их и освободить меня можно только с помощью добрых дел. Освободите меня, пожалуйста»
— Ребята, а кто такие браконьеры? (ответы детей). Посмотрите, сколько мусора в лесу. Откуда он взялся? Как можно помочь лесу? (п.и. «Раз-два-три, мусор собери»). За доброе дело надо развязать первый узелок. Какой вред природе причинили вредители (разожгли костёр на траве, сломали ветку у дерева). Практические действия детей с объяснением своих поступков(за каждое доброе дело развязывают узелки).
Ребята находят рыбок в ведре без воды, рядом протекают две речки (одна чистая, в другой отбросы с завода). Каждый отпускает в чистую речку по рыбке, объясняя свои действия.
— Присядем на полянку, послушаем пение птиц. Почему птицы не поют? Потому что их поймали и посадили в клетку браконьеры. При помощи загадок расколдовываем птиц.(п.и. «Птицы на кормушках»).
— Молодцы, сколько добрых дел сделали. Послушайте, кто-то пищит. Да это маленькие скворушки, мама ждёт их возле скворечника, поможем долететь? (аппликация «Птицы на дереве»). Развяжем последний узелок.
Появляется старичок-лесовичок, благодарит детей за оказанную помощь. В благодарность раздаёт эмблемки «Береги природу» и приглашает за свой «лесной стол» отведать чай из лесных ягод.
Конспект «Экологическая тропа»
4 группа
Воспитатели:
Дуброва Н.Н
Пантелеева М.Н.
Цель:
Обогащение и систематизирование экологических знаний у дошкольников средствами экологической тропы ДОУ.
Задачи:
Воспитание осознанного отношения ребенка к окружающей среде через общение с природой;
-Развитие эстетических чувств (умение видеть и почувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее);
Остановками экологической тропы являются:
1. «Берёзка»
2. «Елочки – красавицы»
3. «Веселый скворечник»
4. «Терем-теремок»
5. «Зеленая аптека»
6.«Цветик – семицветик»
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, вы любите путешествовать? Сегодня мы с вами отправимся в удивительное путешествие.
Вы знаете, что такое тропа? (Ответы детей). Правильно, тропа, тропинка-это пешеходная дорожка. Как вы думаете, что такое экологическая тропинка? (Выслушиваются ответы детей.) Экологическая тропинка состоит из определенных станций, и на каждой из них живут природные существа-растения: травы, деревья, кустарники; животные: пауки, насекомые, птицы. По этой тропе можно прогуляться не один раз. По ней мы будем путешествовать круглый год.
Сегодня на нашей тропе нас ждут очень интересные станции. Ну, что, отправляемся в путь?!
1 Станция: «Берёзка»
Воспитатель:
Вот мы и пришли. Давайте поздороваемся. Она нас очень ждала и приготовила письмо, давайте прочитаем и выполним желания и задания березки.
- Вы согласны? (Да)
Письмо берёзы:
« Милые мои, наконец-то вы ко мне пришли. Уж как я вас ждала, как ветвями качала, листиками шелестела, надеялась, что вы меня услышите. Я, берёза, очень рада вашему приходу, так как очень люблю гостей.
Давайте поздороваемся: обнимите меня крепко-крепко (дети берутся за руки вокруг ствола).
Я люблю, когда меня гладят, и не люблю, когда по стволу палкой бьют или царапают кору. Мне ведь бывает больно и обидно, когда ко мне плохо относятся.
Потрогайте меня руками
, погладьте мою кору-кожу руками и скажите, какая она - шершавая или гладкая? Мокрая или сухая? Теплая или прохладная? А чем я пахну? (Дети выполняют и эти просьбы.)
- А теперь, ответьте на мой вопрос: что же меня в земле так крепко держит? (Дети отвечают.)
- А для чего мне еще мои корни-ноги нужны? (Чтобы брать из земли воду, «пищу».)
- Спасибо, ребятки. Вы молодцы. А теперь постойте и послушайте, как шелестят мои листочки, - это я с вами разговариваю. Что я сейчас сказала? (Дети высказывают свои предположения.) А почему шевелятся мои листочки?
Молодцы, мои славные путешественники. Не забывайте обо мне»
2 Станция: «Ёлочки – красавицы»
Стройная красавица
В хвою наряжается,
Летом жарким и в метель
Любит цвет зеленый ель
.
Воспитатель:
-
Ребята давайте рассмотрим ель
, ствол у ели прямой, кора красновато-бурая. Крона похожа на конус
(треугольник).
Ветки с густой хвоей начинаются у самой земли.
У ели вместо листьев иголки, они сохраняются на зиму. Расположение веток: вверху молодые, короткие, внизу длинные, старые, широкие. У дерева очень
приятный еловый запах. Ель хвойное дерево.
Все ветви у ели покрыты иголками, которые растут вместо листьев, иголки короткие, острые, колются, темно-зеленого цвета, покрыты плотной кожицей, густо и крепко сидят на веке, торчат в стороны, не опадают, если дотрагиваться.
Кто может обидеть ель, и как мы можем ей помочь?
Очень сильный ветер может сломать ствол, ветки, вырвать дерево с корнем из земли. Если мало снега, ель и ее корни могут промерзнуть в морозную зиму. Человек может повредить ели, если будет резать ствол ножом, ломать ветви, если задумает спилить ее к новогоднему празднику. Ели можно помочь: прикопать к стволу снег, чтобы ей было теплее, осторожно отряхнуть ветви от тяжелого снега, бережно с ней обращаться.
Вопросы:
– Каким деревом является ель?
(хвойным)
– Как называются иголочки на ели?
(хвоинки)
- Как называется лес, где растут только ели?
(ельник)
Какую пользу приносит ель?
- снабжает
диких животных и птиц шишками с семенами
;
- очищает воздух от вредных веществ и примесей;
- выделяет кислород круглый год;
- летом служит источником прохлады и тени;
- Молодцы! Ответили на все мои вопросы. Пока мы идем дальше,давайте поиграем?!
Дидактическая игра «Овощи- фрукты»
Кто тут ловкий, погляжу…
Руки выше поднимаем
Если овощ вам скажу.
Если фрукт я назову,
Руки быстро на траву!
(картофель, абрикос, морковь, капуста, яблоко, перец, груша, огурец, кабачок, лук, виноград, свекла, персик, слива, редька).
3 Станция: «Веселый скворечник»
Воспитатель предлагает отгадать загадку:
Между веток новый дом,
Нет двери в доме том,
Только круглое окошко,
Не пролезет даже кошка.
(Скворечник)
Вопросы:
-
Что такое скворечник?
(ответы детей)
- Откуда он взялся на нашем участке?
(ответы детей)
- Для кого человек сделал скворечник?
(ответы детей)
- Давайте вспомним, что мы знаем об этой птице?
(ответы детей)
- Ребята, а когда можно услышать голоса скворцов?
(ответы детей)
-Да, пенье скворца можно услышать летом. А почему скворца нельзя услышать зимой?
(ответы детей).
-Да, скворцы на зиму улетают в теплые края, потому что они не могут переносить такие сильные морозы которые бываю у нас зимой. Перед отлетом скворец прилетает к своему домику и заводит красивую прощальную песню.
- Как вы думаете, что станет с опустевшим скворечником?
(ответы детей)
- После отлета скворцов их домик займут другие птички, которые останутся с нами зимовать (воробьи или синички)
.
Воспитатель: Молодцы! А пока мы идем дальше попробуйте отгадать мои загадки об овощах:
1.Закопали в землю в мае
И сто дней не вынимали,
А копать под осень стали
Не одну нашли, а десять.
- картошка –
2.Говорит коза, что козы
Очень любят нюхать розы.
Только почему-то с хрустом
Нюхает она…
- капусту –
3.Корешок оранжевый под землей сидит,
Кладезь витаминов он в себе хранит,
Помогает деткам здоровее стать,
Что это за овощ, можете сказать?
- морковь –
4.Над землей трава,
Под землей бордовая голова.
- свекла –
5.Он никогда и никого
Не обижал на свете.
Чего же плачут от него
И взрослые и дети?
- лук –
6. Очень длинным вырастает
И пол грядки занимает.
Этот овощ тыквы брат,
Летом все его едят.
- кабачок –
7. Растут на грядке
Зеленые ветки,
А на них
Красные детки.
- помидоры –
8. Я длинный и зеленый, вкусен я соленый,
Вкусен и сырой. Кто же я такой?
- огурец –
4 Станция: «Терем-теремок»
Воспитатель : Следующую остановку мы сделаем около пня. Кто знает, что такое пень? (Ответы детей.) Посмотрите, когда – то здесь было дерево, затем его спилили. На месте дерева остался пень. Как вы думаете, на пне кто-нибудь живет? (Ответы детей.) В этом пне тоже идет жизнь. В пне прячутся маленькие букашки и жучки. Назовите насекомых, которых вы видели у нас на участке. (Ответы детей.) Они забираются в пень и находятся там всю холодную зиму – это их дом. Из пня могут вырасти и начать новую жизнь травка, цветок и даже дерево.
Дети рассматривают пень.
5 Станция: «Зелёная аптека»
Воспитатель:
- Сегодня ребята я приглашаю вас посетить «Зелёную аптеку».
- Ребята, а что такое аптека? (Это где продают лекарства, таблетки, витамины, мази, бинты, вату …)
- Правильно! А что же такое «Зеленая аптека»? Как вы думаете?
Дети: Наверное, там продаются лекарственные травы.
- Правильно! И сегодня я вам расскажу, какие лекарственные растения могут находиться в зеленой аптеке!
- Первое растение, о котором я хочу вам рассказать, называется
Мать и Мачеха.
Ребята, давайте посмотрим это растение внимательней. Какие части есть у этого растения? (корень, стебель). Аккуратно потрогайте стебель, чем он покрыт? (легким пушком). Как вы думаете, зачем растению нужен пушок? (защищает растение от холода). Какие части еще есть у растения? (листья). Приложите ладонь к листу, посмотрите, ребята, лист закрыл всю ладонь. Значит, какие по размеру листья у этого растения? (большие, крупные).
- А почему это растение называется мать-и-мачеха?
(Ответы детей.)
-Ребята, погладьте лист с нижней части листа. Что вы ощущаете? (мягко, тепло). Словно матушка приласкала. Теперь погладьте верхнюю часть листа. Какая она? (гладкая, холодная). В народе говорят, «как мачеха». Вот поэтому растение и называется мать-и-мачеха.
Это растение поможет вылечить бронхит и пневмонию у больных пациентов, лечит кашель. Для того, чтобы приготовить из этого растения лекарство нужно сорвать листья, помыть их и залить кипятком, а потом, когда отвар настоится, процедить и поить больного.
Следующее растение,о котором мне хочется вам рассказать называется – Подорожник.
Давайте посмотрим, вы знаете это растение? Как вы его узнали? (по листьям). Потрогайте их, какие они на ощупь? (упругие, с прочными, словно, капроновыми жилками). Какие листья по форме? (овальные).
Подорожник, ребята, заживляет ранки.
- Отвар подорожника лечит болезни горла.
- Болезни горла лечит ещё и
Ромашка
, послушайте стихотворение:
Когда моё горлышко болит
Ромашка поможет, она исцелит
Я ею горлышко пополощу
Станет все в порядке,
И в садик я пойду.
Воспитатель: Что вы можете сказать о ней
? (Ромашка растет везде: на лугу, на полянке, около речки, у нее не высокий прямой стебель, тонкий, ветвистый, листья похожи на укроп, цветочки маленькие и их много, белые лепестки и желтая середина.)
-Люди собирают цветы ромашки, сушат их и готовят из них отвар, которым поласкают горло при ангине, стоматите и т.д.
Последнее растение, о котором я вам сегодня расскажу, называется Клевер .
Му, - мычит с утра теленок, -
Клевер мне дает силенок.
Без него я на лугу
И денечка не могу.
Люди используют траву, цветки, корни растения, которые заготавливают летом , во время его цветения. Цветы листья срезают, а затем сушат в тенечке, после чего используют для приготовления целебных настоев и отваров которые используют наружно при кожных заболеваниях, например, псориазе, экземе (детской), диатеза. Внутрь принимают при комплексном лечении малярии, ревматизма. Применяют при мочекаменной болезни, кровотечениях, анемии.
Ребята мы сегодня с вами познакомились с некоторыми растениями «Зелёной аптеки», какие это растения? (ответы детей)
На самом деле в «Зелёной аптеке» ещё много разных растений.
6 Станция: «Цветик – семицветик» (клумба)
Нарядные сестрёнки
Весь день гостей встречают,
Мёдом угощают.
(цветы)
Какое сейчас время года?
- Что происходит с растениями летом (осенью)? - Что помогает цветам расти? (Солнце, дождь, земля, насекомые и люди
.)
- Как называется профессия человека, который выращивает цветы? (цветовод)
-Для чего же человек создаёт цветники? (Цветники украшают город, радуют жителей.)
- Как нужно ухаживать за клумбой,чтобы она всегда радовала красивыми цветами
? (Прополка, рыхление, подкормка, правильный полив. Ни в коем случае нельзя поливать цветы под палящим солнцем, поскольку это может вызвать у них появление ожогов, это лучше делать утром или вечером.).
Можно ли их срывать с клумбы?
- Ребята, цветы бывают однолетними и многолетними.
- Однолетними называют те цветы, которые живут от весны до осени, например, астры и бархатцы;
многолетними называют те цветы
, которые живут и цветут больше двух лет, например: роза, астильба, нарцисс,хоста, лилия.
Много стихов написано и о цветах. Послушайте стихотворение: «Анютины глазки - цветочки из сказки, в зелененькой травке пестреют они. Анютины глазки - цветочки-раскраски, и солнечной ласки их глазки полны». - О каком цветочке говорится в стихотворении?
- «Анютины глазки» растут и на нашей клумбе, давайте рассмотрим их, какого цвета и формы лепесточек, листочки, стебель, стебель короткий или длинный.
На нашей клумбе растут ещё петунии(однолетнее), бархатцы(однолетнее), декоративная трава осока(многолетнее), хоста(многолетнее ). Воспитатель вместе с детьми рассматривает знакомые цветы на клумбе.
Вот и подошло к концу наше путешествие. Вам понравилось? Что нового вы узнали?
Консультация для родителей на тему:
«Природа и нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста».
Есть просто храм,
Есть храм науки.
А есть еще природы храм –
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь,
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь!
Природа – не беспредельный склад, запасы ее истощимы, поэтому деятельность человека в природе должна быть разумной: охраняющей и созидающей.
Это отношение к природе необходимо воспитывать у детей с ранних лет. Именно с этих лет человек начинает познавать красоту, разнообразие природы.
Прививать с раннего возраста любовь к природе необходимо по двум причинам: во-первых, для воспитания заботливого отношения к животному и растительному миру; во-вторых, для развития более сложных нравственных чувств и качеств: гуманизма, добросердечности, сочувствия. Поведение ребенка в природе порой противоречиво: положительно относясь к объектам природы, дети часто совершают отрицательные поступки (рвут понравившиеся цветы и тут же бросают их, мучают-«ласкают» котенка и пр.).
Иногда ошибочно думают, что эмоциональное воздействие природы является естественной основой для воспитания положительного к ней отношения. Из внешнего отношения к природе не рождается, а только может родиться глубокое осознанное чувство любви и гуманного отношения к ней. Интересный пример приведен в книге Б. Рябинина «О любви к живому». «Ребенок пугает голубей. На первый взгляд невинное занятие. Но ведь он развлекается, пугая , ему нравится, что голуби при его приближении взмахивают крыльями и улетают, что его боятся , - и вот тут-то, как говорится, и зарыта собака, здесь корень и первопричина зла».
Необходимо руководство взрослого, чтобы внешнее эмоциональное отношение к природе переросло в нравственно-эстетическое чувство, предполагающее активную, действенную позицию ребенка.
Как показывает практика, у детей недостаточно развито инициативное, самостоятельное отношение к объектам природы. Ребенок не обидит увиденного на улице одинокого котенка, но и не поможет ему; не будет ломать ветки дерева, но и не подвяжет сломанные. Решение таких задач, как воспитание действенного отношения к окружающему, развитие навыков ухода за животными и растениями, зависит от согласованности усилий и единства требований детского сада и семьи.
У детей часто преобладают эгоистические и утилитарные мотивы общения с объектами природы («Люблю с собакой играть», «Я свою кошечку в одеяльце заворачиваю и бантики завязываю», «Люблю в лес ходить, с папой грибы собирать»), тем не менее ему доступны добрые поступки, бескорыстный труд. Наличие знаний еще не говорит об осознанном и устойчивом положительном отношении ребенка к природе. Поэтому так важно включать ребенка в каждодневную заботу о растениях и животных, находящихся дома: «Посмотри, не сухая ли земля в цветочных горшках», «Приготовь корм попугаю», «Покорми собаку», «Смени воду кошке», «Посей овес для корма птиц» и т.п.
Большое значение имеют просмотры телепередач «О животных». Хорошо, если сначала родители просматривают передачу, фиксируют внимание на том материале, который будет интересен ребенку, продумывают доступный комментарий и при повторении передачи вместе с ребенком смотрят ее.
Во время прогулок интересно показать детям растения, занесенные в Красную книгу, познакомить ребят с лекарственными травами, рассказать, почему их так называют. Дети легко запоминают такие названия, как мать-и-мачеха, валериана, подорожник и др. После таких бесед они бережно относятся к растениям, даже широко распространенным.
Таким образом, каждый ребенок должен хорошо знать правила обращения с объектами природы. Целесообразно, чтобы эти правила формулировались не в негативной («на рвать», «не топтать», «не ломать»), а в позитивной форме (как помогать, заботиться, оберегать).
Важно создать эмоциональный контакт ребенка с природой: пусть самостоятельно побродит, отыщет что-то необычное, тихо посидит на пригорке, послушает пение птиц или журчание ручья, просто поглядит вокруг себя.
Конечно, эмоциональное отношение ребенка к природе во многом определяется и отношением самого взрослого, поэтому хорошо, когда родители знают много стихов, песен, загадок о природе и используют их во время прогулок и наблюдений. Взаимосвязь этического и эстетического способствует формированию действенной любви к природе.
Конспект – занятия: «Экскурсия по экологической тропе»
Программные задачи:
Образовательные:
Закреплять умение детей узнавать и называть деревья на экологической тропинке детского сада.
Расширять и углублять знания детей о характерных особенностях сосны и ели. Познакомить с семенами хвойных деревьев.
Систематизировать знания о некоторых особенностях строения дерева.
Продолжить формирование основ экологической культуры через общение с природой (деревьями) на экологической тропинке.
Развивающие:
Развивать у детей память, внимание, умение соотносить в играх движения со словами.
Развивать воображение и логическое мышление: развивать умение «входить» в образ растения.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к разнообразию окружающего мира, стремление к сохранению его многообразия.
Воспитывать любовь к природе через прямое общение с ней, восприятие её красоты и многообразия.
Предварительная работа:
Разучивание стихотворений о березе, ели и сосне
Продуктивная деятельность: « Деревья»
Материалы и оборудование:
Письмо детям от хозяина тропинки старичка – Лесовичка
Шишки и хвоинки сосны и ели для каждого ребенка в корзинке.
Семена сосны в коробочке
Воронки из пластиковых бутылок на каждого ребенка для игры
I. Дети с воспитателем выходят на улицу.
Воспитатель:
Ребята, нам пришло письмо от старичка – Лесовичка.
«Дорогие мои маленькие друзья, здравствуйте. Я очень рад, что вы не забываете меня. Сегодня я приглашаю вас в путешествие по нашей экологической тропинке, в конце которого вас ждет сюрприз. Вы сможете полюбоваться красотой природы, увидеть старых знакомых, узнать что-то новое и интересное. А я спрячусь и буду за вами наблюдать. Если вы все сделаете правильно, то я выйду и побеседую с вами. Желаю вам удачи!
Ваш друг – старичок – Лесовичок.
Ну что ребята, отправимся в путешествие? (Да)
А чтобы наше путешествие было удачным и интересным, давайте вспомним и скажем наш девиз («Мы в любое время года ходим тропами природы!»)
II. - Где начинается наша экологическая тропинка?
Пойдемте туда.
(Дети с воспитателем подходят к ели, находят послание от старичка – Лесовичка.)
- «Отгадайте загадку:
Весной – веселит,
Летом – холодит,
Осенью – питает,
Зимой – согревает.
Сегодня мы пообщаемся с деревьями на экологической тропинке.
Посмотрите на деревья и расскажите, какие изменения произошли с ними.
Молодцы, много вы знаете о весне. Старичку-Лесовичку, я думаю, понравится.
Русская красавица
Стоит на поляне
В желтой кофточке
В белом сарафане.
Где растет береза на нашей Э. Т.?
Давайте к ней подойдем.
Ребята, с березкой нужно поздороваться. Как можно поздороваться с березкой? (Сказать: «Здравствуй березка», погладить, обнять)
Давайте обнимем её.
Как в любое время года мы можем узнать берёзу? (Во всем мире нет дерева с белым стволом, кроме березы. За это ее в народе называют белоствольной)
Посмотрите, какая береза? (Большая: высокая, толстая)
Кто хочет померяться с ней силой? Попробуйте вытащить её из земли. Получилось? Кто сильнее?
Что её так крепко удерживает в земле? (Корни)
Для чего дереву нужны корни? (Корни - это опора дерева, чем старше дерево, тем глубже и мощнее его корни, с помощью корней деревья питаются)
Какие части дерева вы еще знаете? (Ствол, ветви, листья).
Давайте поиграем
Игра «Покажи ствол, ветви, корни, листья».
Я буду называть часть дерева, а вы выполнять движения.
«ствол» - опустили вниз руки
«листья» - шевелим пальчиками
«корни» - топаем ногами
«ветви» - поднимаем руки вверх
Ребята, мы с вами учили стихотворение о березе. Кто хочет его прочитать березке?
Гордая берёза
Спокойна и стройна,
Тянет ветки к солнцу,
Ждёт весной тепла.
Летом нарядилась
В платье шелестя,
В сережках распустилась,
Как невеста вся!
Осень подарила,
Золото листве,
Грустно говорила, -
Время уж к зиме.
Гордая берёза
Спокойна и стройна,
Спит зимой, ей снится,
Что опять весна.
Какие деревья не меняются? (Ель, сосна)
Где ель и сосна растут рядом на нашей Э. Т?
Добраться до них нам будет нелегко.
Игра «Тропинка»
Все дети выстраиваются друг за другом и идут змейкой по воображаемой тропинке. По команде ведущего они преодолевают воображаемые препятствия.
1) Спокойно идем по тропинке. Вокруг - кусты, деревья. Шелестя, падают желтые листья. На тропинке впереди - большие лужи. Одна, вторая, третья. (Идут большими шагами)
2) Спокойно идем по тропинке. Тропинка ведет через болото. Появились кочки. Прыгаем с кочки на кочку. Раз, два, три, четыре. Перешли через болото.
3) Снова идем спокойно. Перед нами - овраг. Через него переброшено бревно. Переходим через овраг по бревну. Идем осторожно, сохраняя равновесие! Ух, наконец перешли!
4) Идем спокойно. Что это? Тропинка стала липкой от мокрой, раскисшей глины. Ноги так и прилипают к ней. Еле-еле отдираем ноги от земли. Идем с трудом.
5) Дорога опять стала хорошей. Спокойно идем. А теперь через тропинку упало дерево. Да какое огромное! Ветки во все стороны! Перелезаем через него.
6) Идем спокойно по тропинке. Хорошо вокруг! Вот и пришли! Молодцы!
Вот наши ель и сосна. Ребята, давайте с ними поздороваемся (Гладят и здороваются).
(Под деревьями стоит корзинка)
Вот еще один привет от старичка – Лесовичка. Посмотрите, что лежит в корзинке? (Шишки)
Они одинаковые? (Нет, разные)
Как вы думаете, почему? (Они с разных деревьев)
А с каких они деревьев?
Мальчики, вы возьмите шишки еловые, а девочки – сосновые.
Потрогайте шишки, рассмотрите их, расскажите какие они.
(Сначала мальчики, затем девочки рассказывают о еловых и сосновых шишках: у ели шишки длинные, узкие, а у сосны – округлые, короткие, твердые)
А теперь я предлагаю поиграть с шишками.
Игра «Кто быстрее передаст шишку»
Дети делятся на две команды: девочки и мальчики, встают в две шеренги. В руках у каждого ребенка воронка из пластиковой бутылки. Нужно как можно быстрее передать шишку из воронки в воронку, стоя в шеренге.
Молодцы, быстро вы умеете передавать шишки.
А чем еще, кроме шишек отличаются ель и сосна? (Иголками)
Мальчики, найдите на земле под деревьями иголки еловые, а девочки – сосновые. Рассмотрите их.
По-другому их называют хвоинки. Поэтому лес, в котором растут сосны и ели, называется… ХВОЙНЫМ.
Какие хвоинки у сосны? (Длинные, мягкие, светлые).
А у ели? (Короткие, колючие, темные).
Кто из вас заметил, чем еще отличаются хвоинки? (Хвоинки сосны растут парочками, а еловые хвоинки - по одной).
Вспомните, как расположены ветви у ели и у сосны?
(Сосна выше ели, ветви наверху, ствол прямой и голый.
Ствол у ели прямой, крона похожа на конус. Ветки с густой хвоей начинаются у самой земли).
Подойдите ближе к дереву, потрогайте кору.
Какая она? Теплая или холодная? Шершавая или гладкая? Твердая или мягкая? Мокрая или сухая? (Ответы детей)
Ребята, а для чего дереву кора? (Кора, как одежда, она защищает, согревает и охлаждает).
Я увидела еще один привет от старичка – Лесовичка. Что же это? Ребята, а вы видели лес на ладони? Хотите посмотреть?
(Воспитатель вытряхивает из шишки сосны семена себе на ладонь и показывает всем детям.)
Что это? (Семена)
Посмотрите внимательно, что есть у семян? (Крылышко)
Как вы думаете, зачем им крылышко? (Чтобы летать)
Семечко выпадает из шишки, медленно падает, ветер кружит его и оно улетает далеко от дерева.
Семена сосны так и называются – « крылатки».
Игра – инсценировка:
Давайте представим, что я – сосна, а вы крошечные семена.
Я – дерево – мама, а вы мои детки,
Качала я вас в колыбели на ветке,
Но время пришло, вам пора улетать,
Пора вам большими деревьями стать.
Но вот подул ветерок, и закружились, полетели мои детки - семена. Упали на землю и заснули под теплым пушистым одеялом, ожидая прихода весны. Пригрело солнышко, растаял снежок, пошел теплый дождик. И из семян стали прорастать сначала корешки, а затем появился тоненький стебелек с маленькими хрупкими веточками. Маленькие деревца, руками – веточками тянутся к солнцу, вырастают. Много времени пройдет прежде, чем вы станете настоящими деревьями.
Вот мы и представили себя деревьями. Понравилось вам быть деревьями?
Дети читают стихи.
Что грустишь ты, сосенка,
На высоком склоне?
Что иголки сыплешь
Прямо мне в ладони?
Ничего, что лето быстро пролетело,
Золотая осень свою песню спела.
Улыбнись, не надо
Так грустить об этом?
Ты всегда красива
И зимой и летом.
Ели на опушке.
Ели на опушке –
До небес макушки -
Слушают, молчат,
Смотрят на внучат.
А внучата-елочки -
Тонкие иголочки
У лесных ворот
Водят хоровод.
Появляется старичок – Лесовичок.
Здравствуйте, ребята. Я наблюдал за вами. Мне очень понравилось, как вы занимались на Э. Т.
Я хочу с вами поиграть. Вы согласны?
Игра "Я - дерево"
Выбирается водящий. Ведущий (Лесовичок) задает ему вопросы, а остальные играющие должны догадаться, каким деревом он себя представляет. (Береза, ель)
Ты сбрасываешь листья на зиму?
Какие у тебя листья? (маленькие, большие)
Какого они цвета осенью?
Какого цвета у тебя ствол?
Какая кора на ощупь? (гладкая, шершавая)
Навещают ли тебя какие-нибудь звери и птицы?
Какие у тебя плоды?
Вы очень много знаете о деревьях.
III - А какую пользу приносят деревья людям? (Дают нам кислород, чтобы мы дышали, а следовательно жили и за это их надо благодарить и любить)
Понравилось вам встреча с деревьями на нашей Э. Т.?
Что вам больше всего запомнилось в нашем путешествии?
Молодцы, ребята. Вы замечательно справились со всеми заданиями, порадовали меня и за это я хочу угостить вас…
Ну, а теперь пора прощаться. Жалко мне с вами расставаться, да ждут меня лесные дела. А вы не забывайте меня, приходите в гости! До встречи!
Дети прощаются с Лесовичком и благодарят его.
Ребята, и нам с вами пора возвращаться в сад.