Конспект НОД по ИЗО в группе раннего возраста «В гостях у заиньки. Рисование в раннем возрасте Изо в группе раннего возраста

Рисование в раннем возрасте

Ранний возраст - период, когда зарождаются не только игровые, но и продуктивные виды деятельности ребенка - рисование, лепка, аппликация, конструирование. Их возникновение также тесно связано с предметной деятельностью.

В формировании личности ребенка неоценимое значение имеют разнообразные виды художественно-творческой деятельности: рисование, лепка, вырезание из бумаги фигурок и наклеивание их, создание различных конструкций из природных материалов и т.д.

Такие занятия дарят детям радость познания, творчества. Испытав это чувство однажды, малыш будет стремиться в своих рисунках, аппликациях, поделках рассказать о том, что узнал, увидел, пережил.

Изобразительная деятельность ребенка, которой он только начинает овладевать, нуждается в квалификационном руководстве со стороны взрослого.

Изобразительной деятельности ребенка предшествует довольно значительный подготовительный период, в течение которого он знакомится с основными свойствами нужных материалов, приобретает необходимые навыки и умения в использовании карандаша и бумаги.

Наступает момент, когда ребенок иногда случайно или при помощи взрослых проводит карандашом линию на бумаге. Первые штрихи бывают большей частью прерывающимися, конец карандаша то касается бумаги, то проносится по воздуху.

Начав владеть карандашом, дети с удовольствием чертят иногда целыми часами.

Для того чтобы подражать изобразительным движениям взрослого, ребенку необходимо научиться управлять своими движениями. Дети, не имеющие в своем распоряжении принадлежностей для рисования, очень долгое время не проявляют интереса к изобразительной деятельности.

Первые штрихи ребенка еще ничего не выражают, хотя и имеют важное значение для развития изобразительной деятельности. В возрасте от 1 года 8 месяцев до 3 лет под влиянием рассматривания картинок, наблюдения процесса рисования взрослыми и некоторого личного опыта ребенок усваивает, что лист бумаги, исчерченный карандашом, представляет собой «рисунок» или «картину». Чтение собственного рисунка происходит совершенно случайно - несколько линий вызывают по ассоциации образ того или иного предмета. Ребенок делает важное открытие: его рисунок что-то изображает. Причем одно и то же сочетание линий может быть истолковано ребенком по-разному. Например, когда мальчик одно и то же сочетание линий первый раз определил как «дядя», на следующий день - как «винтик», а через два дня - как «муха».

Интересно и отношение самого ребенка к своему рисунку. Оно характеризуется тем, что во время рисования, лепки, аппликации ребенок действует как в реальной ситуации. Наклеив, например, силуэт зайчика, мишки или птички, он гладит их рукой, разговаривает, начинает с ними играть.

Развитие рисования в раннем возрасте тесно связано с психическими достижениями ребенка. При одной и той же внешней форме каракулей меняется их значение для ребенка.

Важная роль в зарождении изобразительной деятельности ребенка принадлежит взрослому, который не только создает благоприятные условия для своевременного появления ее предпосылок, но и активно воздействует на процесс обогащения сенсорики дошкольника, формирования первых графических образов.

В исследованиях В.С. Мухиной отмечается, что упражнения в области зрительного восприятия способствуют развитию наблюдательности, зрительной памяти, способности к более точному определению пространственных соотношений, тонкому различению формы и цвета, к сравнению. Особенности восприятия, как основного показателя сенсорного развития ребенка, зависят от различий в состоянии воспринимающего аппарата: зрения, тактильных ощущений и т.д., что способствует развитию мышления, внимания, образного воображения. Сравнение, отвлечение, обобщение, анализ и синтез - все эти разнообразные мыслительные операции имеют место в процессе рисования.

В отличие от детей раннего возраста, у младших дошкольников в рисунках, аппликациях можно увидеть объективное сходство с предметами и явлениями. Узнаваемость помогает закрепить в сознании ребенка связи между действиями руки и получаемым образом. Сначала связь между движениями и образом однозначна. Ребенок усваивает её, подражая взрослому. У детей младшего дошкольного возраста, по мнению Л.С. Выготского, происходит формирование художественно-образной основы деятельности, когда они линиями, мазками, штрихами, цветовым пятном, контуром передают предметы, явления. Взрослый направляет внимание детей на расположение и характер цветовых пятен, которые в одном случае могут быть «осенними листьями» или «яркими огоньками», в другом - узором для платья. В зависимости от фона бумаги, его сочетанием с цветом линий, мазков у ребят возникают различные ассоциации с образами предметов, явлений.

В процессе творческой деятельности изменяется и сам человек - форма и способ его мышления, личностные качества. Творчество в широком смысле, по мнению В.С. Мухиной, это деятельность, направленная на получение чего-то нового. Новизна открытий и продукта субъективны и это первая важная особенность детского творчества.

Рисование, лепка, аппликация - виды изобразительной деятельности, основное назначение которой - образное отражение действительности.

В процессе рисования, аппликации развиваются все виды памяти. Образная память , по мнению В.С. Кузина, имеет особое значение в процессе изобразительной деятельности, обусловливая необходимый запас зрительных представлений у рисующего. Наряду с этим двигательная память является в рисовании необходимой предпосылкой для выработки прочного навыка автоматически подчинять движения руки, проводящей линии, глазу, определяющему направление, величинно-пространственные соотношения линий.

Сначала у детей возникает интерес к движению карандаша или кисти, к следам оставляемыми ими на бумаге; постепенно появляются новые мотивы творчества - желание получить результат, создать определенное изображение.

Классификация методов обучения.

Успех воспитания и обучения во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки, а также развить способности в той или иной области деятельности.

Под методами обучения изобразительной деятельности и конструированию понимают систему действий педагога, организующего практическую и познавательную деятельность детей, которая направлена на усвоение содержания, определенного «Программой воспитания и обучения в детском саду».

Приемами обучения называют отдельные детали, составные части метода.

Традиционно методы обучения классифицируются по тому источнику, из которого дети получают знания, навыки и умения, по тем средствам, с помощью которых эти знания, умения и навыки преподносятся. Так как дети дошкольного возраста приобретают знания в процессе непосредственного восприятия предметов и явлений окружающей действительности и из сообщений педагога
(объяснения, рассказы), а также в непосредственной практической деятельности (конструирование, лепка, рисование и т.п.), то выделяют методы:

Наглядные;

Словесные;

Практические.

Это традиционная классификация.

В последнее время разработана новая классификация методов . Авторами новой классификации являются: Лернер И.Я., Скаткин М.Н. она включает следующие методы обучения:

Информативно - рецептивный;

Репродуктивный;

Исследовательский;

Эвристический;

Метод проблемного изложения материала.

В информационно - рецептивный метод включаются следующие приемы:

> рассматривание;

> наблюдение;

> экскурсия;

> образец воспитателя;

> показ воспитателя.

Словесный метод включает в себя:

> беседу;

> рассказ, искусствоведческий рассказ;

> использование образцов педагога;

> художественное слово.

Репродуктивный метод - это метод, направленный на закрепление знаний и навыков детей. Это метод упражнений, доводящих навыки до автоматизма. Он включает в себя:

> прием повтора;

> работа на черновиках;

> выполнение формообразующих движений рукой.

Эвристический метод направлен на проявление самостоятельности в каком- либо моменте работы на занятии, т.е. педагог предлагает ребенку выполнить часть работы самостоятельно.

Исследовательский метод направлен на развитие у детей не только самостоятельности, но и фантазии и творчества. Педагог предлагает самостоятельно выполнить не какую - либо часть, а всю работу.

Метод проблемного изложения, по мнению дидактов не может быть использован в обучении дошкольников и младших школьников: он применим только лишь для старших школьников.

В своей деятельности воспитатель использует различные методы и приемы в рисовании, лепке, аппликации и конструировании.

Так в рисовании основной прием для первой младшей группы - показ, как следует пользоваться карандашами и красками. Наиболее эффективный прием - пассивные движения, когда ребенок действует не самостоятельно, а с помощью.
Эффективны игровые изобразительные движения однородного, ритмичного характера с проговариванием слов: «туда - сюда», «сверху - вниз» и т.д.
Такой прием дает возможность связать образ предмета с изобразительным движением.

Чтение стихов, потешек, песенок на занятиях - важнейший методический прием. Еще один прием работы в первой младшей группе - сотворчество педагога с детьми.

Во второй младшей группе на занятиях по рисованию активно используется информационно - рецептивный метод. Особенно полезен перед занятием действенный способ знакомства с формой предмета: дети обводят форму рукой, играют с флажками, мячами, шарами, ощупывают их очертания. Такое обследование предмета создает более полное представление о нем. Также эффективен прием обследования предмета движением руки по контуру и показ этого движения в воздухе.

Муниципальное бюджетное

дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида №14 «Подснежник»

сельского поселения Тарасовское

Пушкинского муниципального района

Подготовила: воспитатель: Серикова Алжанат Якубовна

В основе занятий лежит традиционная методика обучения детей изобразительной деятельности (см. пособия):

Казакова Т. Г. Изобразительная деятельность младших дошкольников. – М., 1987.

Казакова Т. Г. Развивайте у дошкольников творчество. – М., 1986.

Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. – М., 1991.

Комплексные занятия по обучению детей рисованию построены на сочетании разнообразных видов деятельности (ознакомление с природой, искусством, изобразительная деятельность, игра) с различными направлениями воспитательной работы. Игровым приемам присущ эффект неожиданности, что позволяет детям испытать удивление, радость творчества (занятия «Четыре сестрицы», «Веселый клоун», «Пеленки для Аленки» и др.).

Объединяя игру с обучением, мы получаем возможность сделать осмысленным и интересным выполнение любых учебных заданий. Самое главное – заинтересовать малышей, пробудить их творческую активность.

Большое внимание в нашей работе уделено приобретению детьми сенсорного и сенсорно-моторного опыта. Акцент сделан на получение ими впечатления от цветового пространства (разные фоны, краски по выбору, разнообразные формы листа). Создание ребятами композиций (имеется в виду дополнение рисунка аппликацией или аппликации рисунком) приобретает форму дизайна. Значительная роль отведена обыгрыванию рисунка с использованием лепки, мелких игрушек, что способствует накоплению представлений и развитию воображения.

Технология строится на таких компонентах структуры изобразительной деятельности, как:

Восприятие окружающего мира и искусства;

Исполнительская деятельность;

Творчество.

Для того чтобы малыш начал рисовать, он должен овладеть главными формообразующими действиями. Представленная подборка конспектов поможет воспитателю, применяя оригинальные игровые приемы, научить детей изобразительным движениям.

Необходимо и родителей привлечь на свою сторону, заставить их по-новому отнестись к детскому изобразительному творчеству, убедить в том, что недостаточно дать в руки малышу карандаш или фломастер (многие приобретают для совсем маленьких еще и акварельные краски). Надо пробудить в ребенке веру в его творческие способности, заинтересовать, дать ему возможность получать новые впечатления, правильно подобрать для него изобразительный материал. Иначе невозможно добиться успеха.

Какой же изобразительный материал рекомендуется: гуашь (консистенция негустой сметаны), кисти от № 6 до № 20 (круглые и плоские), фломастеры (они требуют меньше усилий и ярче карандашей), цветная и белая бумага разного формата. Следует помнить, что для детей этого возраста характерны макродвижения рукой, значит, формат бумаги должен быть не маленьким.

Вот практический совет, как быстро затонировать белую бумагу: цветными мелками (для рисования на асфальте) плашмя закрасить поверхность, затем растереть кусочком бумаги или влажным тампоном. Получится фон пастельных тонов.

Для создания образа и завершения рисунка можно использовать силуэты животных, деревьев, машин. Например, на занятии «Четыре сестрицы» знакомим детей с синим цветом, добавляем силуэты гуся, лягушки или рыбок соответствующих цветов и размеров.

Для достижения лучших результатов проводим занятия по подгруппам, при их комплектации учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка, уровень его знаний, умений, навыков.

Следующее, на что нужно обратить внимание, – это показатели нормы развития изобразительной деятельности детей от 1,5 до 3 лет, разработанные известным методистом Т. Г. Казаковой, научным сотрудником Центра «Дошкольное детство» им. А. В. Запорожца.

КАК ПОЯВЛЯЕТСЯ И РАЗВИВАЕТСЯ ДЕТСКИЙ РИСУНОК

15 месяцев. Ребенок может держать карандаш и оставлять следы на бумаге, он совершает «открытие», что «карандаш (фломастер) рисует». Первый шаг включает знакомство с карандашом как с предметом, который, двигаясь, оставляет следы.

Малыш рассматривает карандаш, находит заостренный конец, постукивает им и двигает по бумаге.

18 месяцев. Черкает спонтанно, увлеченно. След от карандаша служит стимулом, поддерживая желание увлеченно действовать. Так складывается комплексное умение руки, когда воедино связывается карандаш как инструмент и след на бумаге как результат действия.

21 месяц. Черкает в пределах листа. Это первый шаг в овладении техникой изобразительной деятельности. Ребенок еще неумело держит карандаш, однако действует под контролем зрения. Способность контролировать движения позволяет ему проводить линии только в пределах листа (разумеется, поначалу это нужно показать и закрепить). Постепенно спонтанная деятельность превращается в регулируемую.

24 месяца. Подражая, проводит вертикальные и горизонтальные линии. Ребенок выходит из периода хаотичных каракулей и начинает проводить отдельные линии, напоминающие вертикальные и горизонтальные – в зависимости от заданной модели. Способность малыша проводить отдельные линии по подражанию показывает, что он может создать рукой то, что делает кто-то другой. Рука формируется и совершенствуется.

30 месяцев. Проводит кривую замкнутую линию. Этот показатель выявляет значительно более высокую ступень изобразительной деятельности. Кривую замкнутую линию можно провести только при помощи сложного движения руки по кругу под контролем зрения. Особенно важно то, что ребенок может прекратить движение в определенный момент.

36 месяцев. Рисует круг, яблочко, мячик и т. д.

Малыш с помощью приобретенных умений проводит прямые и кривые замкнутые линии и наполняет их конкретным смыслом (яблоко, воздушный шарик). Основной смысл показателя не только в умении проводить кривую замкнутую линию, а в способности понять, что, проводя прямые и кривые линии, можно изобразить предметы окружающего мира.

Но в изобразительной деятельности пока еще нет замысла – рисование имеет характер игры. Возникающий образ становится для ребенка «живым»: он «кормит» птичку (ставит на листе точки), гладит ладошкой котенка.

Ребенок осваивает пространство листа, оно становится местом действия («машина едет по дороге», «на полянке растут красивые цветы» и т. д.). От непроизвольных действий переходит к произвольным, стремясь еще раз увидеть изображение на листе.

К трем годам дети все чаще создают изображение предметов разных очертаний, овальных, прямоугольных. Очень своеобразно передают динамику – изменением самого рисунка. Например, рисует зайчика, а потом густо зачеркивает его карандашом – «зайчик убежал в лес» или «спрятался».

Узнаваемость получаемых в рисунке образов изменяет характер деятельности: возникает связь движений руки с графическим или пластическим изображением. Это уже не те случайно зарождающиеся ассоциации, которые были ранее. Преднамеренность действий помогает малышу передать элементарное сходство с предметом, явлением («листопад», «дождик», «одуванчики растут», «жучки бегают в травке»). Появление разнообразных форм и цветовых сочетаний придает особую выразительность первым детским рисункам.

Сентябрь

«Чудо-палочки»

Цель: знакомство с карандашами

«Травка»

Цель: побуждать интерес к рисованию, учить рисовать черточки

«Дождик, дождик кап, кап, кап»

Цель: учить рисовать черточки

«Угощение для птиц (цыплят) »

Цель: учить приемам примакивания

«Четыре сестрицы» (красный цвет)

Цель: закрепить название

«Ножки ходят по дорожке»

Цель: учить рисовать мазок

«Друзья»

«Мыльные пузыри»

Цель: учить рисовать округлые формы

«Листопад»

Цель: учить рисовать мазок

«Паровозик из Ромашкова»

Цель: учить рисовать вертикальные линии (шпалы)

«Эх, дороги!»

«Аленка в пеленках»

Цель: учить рисовать мазок

«Украсить шапочку»

«Четыре сестрицы» (желтый цвет)

Цель: закрепить название

«Расческа для Маши-растеряши »

Цель: учить рисовать вертикальные линии

«На опушку, на лужок падает снежок»

Цель: закрепить умение рисовать мазок

«В доме зажглись огни»

Цель: закрепить умение рисовать мазок

«Новогодняя елка»

Цель: закрепить умение рисовать мазок и вертикальные линии

«Снеговик»

«Снежный зайка»

Цель: закрепить умение рисовать округлые формы

«Веселый клоун»

Цель: закрепить рисование мазка

«Варежка Снегурочки»

Цель: закрепить умение рисовать мазок

«Посушим палочки»

Цель: учить рисовать квадратную форму

«Четыре сестрицы»(зеленый цвет)

«Разноцветные шары» или «Озорной котенок»

Цель: закрепить умение рисовать округлые формы

«Нарядное платье»

Цель: закрепить рисование мазка и горизонтальных линий

«Ходят в море пароходы»

Цель: учить рисовать горизонтальные линии

«Украсим зонтик»

Цель: закрепить рисование округлой формы (колечки)

«Четыре сестрицы» (синий цвет)

Цель: закрепить название цвета

«Прическа для Петрушки»

Цель: закрепить умение рисовать вертикальные линии

«Прилетели птицы»

Цель: закрепить умение рисовать округлые формы и вертикальные линии

«Красивая ваза»

Цель: закрепить умение рисовать горизонтальные ивертикальные линии

«Сирень»

Цель: закрепить прием рисования – примакивание (мазок)

«Одуванчик»

Цель: закрепить умение рисовать вертикальные линии и округлую форму

«Божья коровка»

Цель: закрепить умение рисовать округлую форму

«Что встретил паровозик из Ромашкова»

Цель: закрепить умениерисовать мазок, округлую форму, вертикальные линии

КАРТА ВЗАИМОСВЯЗИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДРУГИМИ ЗАНЯТИЯМИ

(ранний возраст от 1,5 до 3 лет)

Сокращения

Р. р. – развитие речи и ознакомление с окружающим миром

X. л. – художественная литература

Н. И. – наблюдения, игры

Т. д. – трудовые действия

М. з. – музыкальные занятия

Ф. з. – физкультурные занятия

Изо – изобразительная деятельность

Картины: «В лесу осенью», «Едем на лошадке», «Куры», «Солнышко, ведрышко». Сказки: «Курочка Ряба», «Репка»

А. Плещеев «Осень наступила», В. Берестов «Курица с цыплятами»

Наблюдение за листопадом, за дождем, игры с водой, наблюдение за рыбками. Подвижная игра «Через ручеек»

Сбор листьев, каштанов

Е. Тиличеева «Водичка»; музыка П. Чайковского «Куры и петухи» («Карнавал животных»), русская н а родная мелодия в обработке В. Фере «дождик»

«По тропинке», «Солнышко и дождик»

Лепка «Грибок» (столбик и каштан). Рисование: травка, дождик, накормим курочку с цыплятами, орешки для белочки, листопад.

Картины: «Кошка с котятами», «Собака со щенками», «Катаемся на санях»

«Котик серенький пришел», «Пошел котик н а Торжок», «Как у нашего кота»; А. Барто «Игрушки», Снег»; Е. Чарушин «Кошка», «Собака»; Я. Аким «Елка наряжается»; Е. Ильина «Наша елка высока»; С. Маршак «Сыплет, сыплет снег…»

Наблюдение за снегом, рассматривание елки, кошки, собаки Наблюдение за трудом дворника

Подвижные игры: «Снег кружится», «Я Мороз, Красный нос», «Целься верней!»

Расчистка площадки, поделки из снега

Музыка А. Александрова, ел. Н. Френкель «Кошка»; муз. П. Чайковского «Зима», «Зимнее утро»; муз. В. Витлина, ел. Н. Найденовой «Кошечка» (к игр е «Кошка с котятами»); муз. М. Раухвергера, сл. п. Комиссаровои собачка»

«Воробушки и автомобиль», «Воротца», «заика беленький», «Прокати ком»

Лепка: «Клубочки-колобочки», «Снежный ком», «Зайка » Аппликация: украшения на елку Конструирование: «Дорожки»

Рисование: «Клубочки и котик», «Щенок и щетка», «Снежок», «Сугробы», «Эх, дороги!»

Картины: «Играем в поезд», «Играем в шары»

«Травка – муравка», А. Плещеев «Травка зеленеет», сказка «Колобок»

Наблюдение за солнцем – играем с солнечным зайчиком

Рассматриваем ветки, первоцветы, насекомых, птиц

Подвижные игры: «Птички летают», «Птички в гнездышках», «Мой веселый, звонкий мяч», «Через ручеек»

Посадка гороха

Музыка Г. Фрида «Птички»

«Через ручеек», «поезд», «лови мяч», «мяч в кругу», «доползи до погремушки»

Лепка: «Колечки для пирамидки», «Мячи», «Погремушки»

Аппликация: «Мячи», «Птички»

Рисование: колеса, паровозик, мыльные пузыри, солнце, платочки

Картина: «Помогаем товарищу»

Н. Пикулев а «Надувала кошка шар», А. Барто «Игрушки», К. Чуковский «Путаница » Рассматривание цветов, насекомых, птиц. Игры: «Догони мяч», «Птички летают»

Поливка гороха, цветов

Музыка Г. Гриневича, сл. С. Прокофьевой «Утро»; муз. И. Арсеева, сл. И. Черницкой «Воробушки»

«Мой веселый звонкий мяч», «Кто ходит и летает», «Гуси»

Лепка: «Жучок», «Мячи»

Аппликация: «Разноцветные шары, мячи»

Сообщение из опыта работы

«Методика изобразительной деятельности во 2 группе раннего возраста»

Воспитатель: Глинцова Юлия Геннадиевна

МБДОУ д/с № 14

«Красная шапочка»

Г. Сафоново

Смоленской области

Занятия рисованием и лепкой – одни из самых больших удовольствий для ребёнка. Они приносят малышу много радости. Рисуя, ребёнок отражает не только то, что видит вокруг, но и проявляет собственную фантазию. В изобразительной деятельности идёт интенсивное познавательное развитие. У ребёнка раннего возраста уже формируются первые сенсорные ориентировки в цвете, форме, величине, фактуре предметов.

На наших занятиях у детей идёт первоначальное освоение орудийных действий с изобразительным материалом. Дети учатся правильно брать карандаш (кисть): тремя пальцами, держать большим и средним, не близко к отточенному концу (ворсу), придерживая сверху указательным пальцем. Слежу, чтобы дети сильно не сжимали карандаш пальцами, что приводит к перенапряжению руки, скованности движений; а слишком слабые пальцы не удерживают карандаш (кисть), он постоянно выпадает. Работая с красками и кисточкой, обращаю внимание детей, как нельзя пользоваться кистью и уточняю правильное положение кисти во время рисования (ворс бежит за железным наконечником). Так же с первого занятия, с красками, показываю, как осторожно обмакивать кисть всем ворсом в краску (кисть следует предварительно смочить в воде - иначе краска плохо будет набираться), как отжимать ворс кисти о край баночки с краской и только после этого рисуют. Все приёмы пользования краской показываю и напоминаю при каждом рисовании. Уже с первых занятий приучаю детей сидеть прямо, не наклоняясь над столом слишком сильно, рисовать правой рукой, левой придерживать лист бумаги.

Наши занятия по рисованию начинались со знакомства с карандашом. Дети учились проводить прямые вертикальные и горизонтальные линии, дорисовывая рисунок (короткие вертикальные линии – дождик, травка, заборчик; горизонтальные – дорожка, ленточка и т.д.). Следующий этап, к которому я постепенно подвожу детей – это рисование кругообразные линии (дым из трубы, клубочки) и кругообразные сомкнутые линии (баранки, мяч, шарики и т.д.) На первых занятиях по рисованию давала детям краску одного цвета, чтобы сосредоточить их внимание на способах работы с кисточкой и пользования краской. На следующих занятиях цвет краски меняла, но снова давала краску одного цвета. Лишь тогда, когда малыши овладели действиями с кистью и краской, поставила на столы краски разных цветов. При этом использую следующие приемы рисования красками:

Примакивание («Осенний листопад»);

Протягивание кисточки по листу (сверху-вниз «красивая лента», слева-направо – «По ровненькой дорожке», «Украсим полотенце» и т.д.);

Отпечатки листочками (нетрад. техники «Красивые листочки»);

Рисование тычками (ватными палочками «Украсим кукле сарафан»);

Рисование ладошками («Весёлые ладошки»).

Основной приём, используемый мною на занятии по рисованию – полный показ. С детьми, которые испытывают затруднения, использую приём – пассивные движения, когда ребёнок действует не самостоятельно, а с помощью взрослого, т. е. я вкладываю в пальцы малыша карандаш и провожу рисовальные движения вместе с рукой ребёнка. В ходе занятия слежу за движениями руки и исправляю тех детей, кто держит карандаш (кисть) неправильно (двумя пальцами, в кулаке, левой руке). Я не ограничиваюсь словесными замечаниями, а показываю это практически, взяв руку малыша в свою.

Ещё один приём, используемый мной на занятиях по рисованию - это рисуем в воздухе. Я предлагаю детям взять кисточки (карандаш) и показать в воздухе, как мы будем рисовать (дождик капает, снег идёт, огонёк горит).

Для того чтобы у детей возникло желание выполнять учебное задание, я провожу специальную работу, направленную на формирование игровой мотивации. Чтение стишков, песенок, потешек, а также приход гостей. Это повышает положительное эмоциональное отношение детей к занятию.

Так же просмотр всех рисунков в конце занятия воспитывает у детей интерес к результатам сверстников, собственной деятельности. Анализ работ идёт от игрового персонажа.

Лепка.

На первых занятиях по лепке знакомила детей со свойствами материала (мягкий, пластичный – можно отрывать, от него можно оторвать кусочек и, положив между ладонями раскатать колбаску, колобок). Далее обучала простейшим техническим приёмам: отщипывать, прилеплять, сплющивать (дождик, пирожки и т. д.).

Занятия по лепке носят предметный характер, т. е. дети лепят отдельные фигурки. Вначале дети лепили предметы простейшей цилиндрической формы (столбики, карандаши, палочки). Затем шаровидной формы (колобки, мячи, шары). В данном возрасте значение имеет не только показ, но и объяснение. Поэтому поясняю каждое своё движение («Положу кусок пластилина на ладонь, а потом покрою другой ладонью, а потом покатаю его между ладонями вперёд и назад – получится столбик»), ещё раз повторяю («Когда раскатываешь пластилин между ладоней вперёд и назад, получается столбик»). Подобные пояснения звучат на каждом занятии.

Необходимое условие при обучении малышей – введение игровых приёмов, обыгрывание тех предметов, которые они будут лепить. Так перед лепкой мяча, предлагала детям поиграть с маленькими мячиками (покатать их между ладонями), чтобы дети лучше поняли округлую форму. Также как и в рисовании, для того чтобы у детей возникло желание выполнять учебное задание, я провожу специальную работу, направленную на формирование игровой мотивации. Чтение стишков, песенок, потешек, а также приход гостей.

Важный момент в проведении занятия – оценка деятельности детей. Обязательно рассказываю детям, как они работали во время занятия и как выполняли правила лепки, хвалю всех (также похвала может идти от персонажа).

Ксения Михайлова

Программные задачи:

Художественно-эстетическое развитие: учить изображать один и тот же предмет двумя цветами, формируя представление о цветосочетании. Развивать интерес к творческому процессу.

Познавательное развитие: учить видеть красоту яблок и яблони на разных стадиях созревания плодов. Вызывать положительный эмоциональный отклик на красоту природы. Учить целенаправленным действиям с предметами, подражать новым действиям.

Речевое развитие: формирование культуры общения (использования в речи приветственных и прощальных слов). Развивать способность понимать текст и выполнять соответствующие движения по образцу. Стимулировать речевое развитие через развитие мелкой моторики и тактильных ощущений. Развивать активную речь. Добавить в словарный запас слова: яблоко,заяц,домик,дерево.

Материал:

Домик,игрушка заяц, лист бумаги,половинка яблока, зелёная,коричневая и желтая гуашь пальчиковая,кисточка,емкость с водой.

Ход занятия:

Воспитатель:Дети,сегодня мы с вами пойдем в гости. Вы любите ходить в гости? И я люблю ходить в гости. Тогда пойдёмте все вместе.

Подвижная игра:

Топ, топ ножки

Шагают по дорожке.

Дорожка кривая –

Ни конца, ни края.

Мы идем, идем, идем(шагают)

И ничуть не устаем.

Так шагают ножки

По кривой дорожке.

Топ, топ, еще топ. (бегают)

А потом все вместе стоп!три прыжка на месте

Речевая игра:

В:На полянке за кустом я увидела чей-то дом,

В доме заинька живет,в гости деток всех зовет.

Мы пришли в гости к заиньке, его зовут Ушастик. Что нужно сказать, когда мы кого-то встречаем? Правильно,нужно поздороваться! Какой он мягкий, приятный на ощупь! Здравствуй, Ушастик, я Ксения Витальевна, а это мои детки! (дети здороваются с заинькой, произносят своё имя)

Посмотрим внимательно на заиньку. Есть у него длинные ушки?Правильно есть. Покажите свои ушки(дети показывают ушки) .Есть у него глазки?Правильно есть. А где ваши глазки?(показывают глазки) .Есть ли у нашего заиньки животик?Правильно есть. А где же ваши животики,детишки?(гладят себя по животику)

Логоритмическая игра:

Жили-были зайчики

На лесной опушке.

(разводить руками перед собой, описывая окружность)

Жили-были зайчики

(показывать на голове заячьи ушки)

В серенькой избушке.

(сложить руки над головой в форме домика)

Мыли свои ушки,

(проводить руками по воображаемым ушкам)

Мыли свои лапочки.

(имитировать мытье рук)

Наряжались зайчики,

(руки на бока, слегка поворачиваться в обе стороны, в полуприседе)

Обували тапочки.

(руки на бока, поочередно выставлять вперед правую и левую ноги)

Воспитатель: Заинька наш проголодался, чем же можно накормить нашего Ушастика? (ответы детей) Будем собирать фрукты и овощи для заиньки. Идем.

(Высыпаем фрукты и овощи из корзины на пол)

Дети собирают фрукты и овощи.

В: Вот какой урожай мы собрали для Ушастика! Фрукты такие вкусные,а овощи хрустящие!Настоящая вкуснятина. Наш заинька очень рад.

Художественное творчество:

Коллективная работа "Яблонька для заиньки".




Дети делают по очереди отпечатки половинками яблок,заранее приготовленными. (воспитатель красит кисточкой половинки яблок) Когда все детки сделали по отпечатку,воспитатель кисточкой рисует ствол яблони.

В:Детки мы с вами сделали очень красивую яблоню. Теперь у нашего заиньки всегда будет,что поесть. Он будет есть яблочки с нашей яблоньки.

Заиньке понравилось с вами играть,собирать фрукты и овощи, но больше всего ему понравился ваш подарок-яблоня,которую мы для него нарисовали.

Какие же вы все молодцы. Давайте погладим себя по головушке за это.



Сюрпризный момент:

В:Ну что же пришла пора прощаться, скажем заиньке «Спасибо» и «До свидание». В следующий раз пойдем снова в гости к Ушастику? Да? значит обязательно сходим!

А у меня для Вас тоже есть угощение. Садитесь за столы, мы тоже будем есть яблочки.

Публикации по теме:

Конспект НОД по познавательному развитию в группе раннего возраста «Зайчик в гостях у ребят» Задачи: 1. Способствовать формированию у детей первоначального интереса к познанию. 2. Способствовать развитию умения детей самостоятельно.

Конспект НОД в группе раннего возраста по сенсорному развитию «Зайка и ёжик в гостях у ребят» Тема: «Зайка и ёжик в гостях у ребят» Цель: учить детей подбирать предметы, ориентируясь на цвет, по показу и по словесному обозначению.

МБДОУ детский сад № 16 «Жемчужинка» Конспект ООД по области «познавательное развитие» в группе раннего возраста «Кроха» на тему: «Знакомство.

Конспект развлечения с детьми раннего возраста «В гостях у бабушки Матрёны» Конспект развлечения для детей раннего возраста «В гостях у бабушки Матрены» Цель: 1. Создать радостную, веселую атмосферу, доставить детям.

Конспект занятия во второй группе раннего возраста «В гостях у Мишки» Цели и задачи: Формировать умения детей различать и называть основные цвета. Учить группировать цвета. Развивать мелкую моторику, координированные.


Данное методическое пособие содержит конспекты занятий по развитию речевого восприятия у детей 5-6 лет с задержкой психического развития, а также планирование работы с данной категорией детей.


Данное методическое пособие содержит конспекты занятий по развитию элементарных математических представлений у детей 5-6 и 6-7 лет с задержкой психического развития, а также планирование работа с данной категорией детей.
Конспекты занятий могут быть использованы воспитателями коррекционных групп детского сада, логопедами, родителями, а также учителями-дефектологами начальных классов в работе с детьми, испытывающими проблемы в усвоении учебного материала при подготовке к школе.


Вашему вниманию предлагаются конспекты комплексных занятий с детьми третьего года жизни. В книге представлены рекомендации, позволяющие проводить расширенные занятия с детьми младшего дошкольного возраста (2-3 года). Автор рассказывает о методике их проведения, а также дает подробные конспекты 56 занятий с самыми маленькими.
Издание предназначено для педагогов ДОУ, учреждений дополнительного образования, а также для родителей, которые хотят интересно провести время со своими малышами.


Методическое пособие содержит все материалы, необходимые для проведения занятий по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе дошкольного учреждения: программу, методики выявления уровня развития речи, конспекты занятий и методические рекомендации к ним.
В книгу также включены тексты рекомендуемых авторами литературных произведений для детей.


В книге впервые представлены конспекты логопедических занятий по развитию речи детей среднего дошкольного возраста в условиях детских садов, яслей-садов, домов ребенка и детских домов.
Книга предназначена педагогам, методистам, логопедам дошкольных образовательных и медицинских учреждений


В книге даны тематическое планирование и конспекты занятий по разным направлениям развития детей старшего дошкольного возраста: ознакомлению с окружающим миром, развитию речи и математике, рисованию и аппликации, конструированию и ручному труду. Все занятия объединены одной общей темой «Зима». В помощь педагогу приведены также материалы по планированию занятий, по организации детских игр и экспериментирования.


Книга содержит систему развивающих занятий изобразительной деятельностью с детьми 2-3 лет (65 конспектов с методическими рекомендациями). Все занятия взаимосвязаны, содержательны и направлены на реализацию базисных задач художественно-творческого развития детей, сформулированных в предисловии. В «Приложении» даны материалы для проведения эстетизированных развлечений с детьми на занятиях и в повседневной жизни. Учебно-методическое пособие входит в авторскую программу художественного воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста «Цветные ладошки» (полная структура программы представлена на цветной вкладке в «Приложении»).


Данное пособие содержит методические рекомендации, конспекты занятий, схемы и приложения по обучению дошкольников старшего возраста искусству оригами. Используя материалы пособия, дети научатся самостоятельно складывать простейшие фигурки оригами по схемам, создавать свои игрушки и поделки, приобретут уверенность в своих силах и способностях.