Конспект урока на тему "генеалогия как наука".

Создай свою родословную. Как самому без больших затрат времени и средств найти своих предков и написать историю собственного рода Андреев Александр Радьевич

Что изучает генеалогия

Что изучает генеалогия

Генеалогия – это наука о цепочках родства семьи либо целых династий, если рассматривать эту историческую дисциплину в широком смысле. В более узком понимании генеалогия фамилии подразумевает регулярный сбор сведений о преемстве поколений, происхождении рода, а также систематизацию полученных материалов и документов в хронологическом порядке. Откуда возникло специфическое название и что повлияло на появление замысловатого термина? Как и другие науки современности, генеалогия рода пришла к нам из Древней Греции. Genealogia в переводе означает «родословие семьи», где genea – «семья», logos – «знание», «слово». Ознакомившись с общей информацией, перейдем к подробным нюансам и тонкостям истории, связанным с Россией.

Генеалогия семьи у нас ведет свое начало со времен царской России. Не секрет, что в ту пору право на владение имуществом первостепенно передавалось по прямой, отцовской линии. Из-за чего в обществе знатных родов возникла необходимость вести семейные списки с указанием фамилий от предков к потомкам, чтобы доказать право человека на наследство. Так появились первые генеалогические схемы (родословные древа) российских династий, по которым историки и простые любители генеалогии определяют родственную связь между поколениями дворянства, например, XVI и XV веков. История России формируется из тысяч судеб и событий, происходящих в жизни каждой отдельно взятой семьи. И, проводя исследование генеалогии фамилии или рода по нескольким ветвям, люди еще раз подтверждают это, проникаясь духом единения с предками, а также пониманием значимости своей личности в историческом процессе существования целого государства.

Историческая генеалогия как вспомогательная дисциплина зародилась примерно в XVIII веке. При этом основы генеалогии семьи – есть возникновение родственных связей (отношений) между людьми и последующее их развитие. Но у рассматриваемого научного термина есть и альтернативный смысл, например он может употребляться в таких словосочетаниях, как «генеалогия открытия». И в данном переносном смысле имеются в виду этапы становления какого-либо события в рамках целостной хронологии, а также взаимосвязь явлений, приведших к свершению конечного результата. Говоря о главном значении генеалогии фамилии (родословии семьи) и о ее предмете изучения, выделим основополагающие понятия:

1) анализ происхождения конкретных людей и их семейная генеалогия;

2) построение родственных цепочек взаимосвязи поколений одного рода;

3) составление родословных древ в виде схем и поколенных росписей.

Из книги Война на Тихом океане. Авианосцы в бою [с иллюстрациями] автора Шерман Фредерик

Из книги Война на Тихом океане. Авианосцы в бою автора Шерман Фредерик

1. Генеалогия авианосца Первенцы Авианосец родился в Англии в процессе поисков средств борьбы с дирижаблями над Северным морем. Гидросамолеты не справлялись с этой задачей из-за своей требовательности к состоянию моря при взлете и посадке. Оставалось поднять самолеты с

Из книги Жизнь и приключения капитана Майн Рида автора Рид Элизабет

Глава XXIV Изучает привычки животных. Любовь к домашним животным. «Натуралист на Уае». Репутация в качестве натуралиста. Усилия Чарлза Олливанта. Последний роман. Тяжелый литературный труд. Тревога за его жизнь. Вклад в американские публикации. Новые сани. Приключения в

Из книги Тамерлан автора Ру Жан-Поль

Выдуманная генеалогия Очень характерно, как Тимур и его дети пытались доказать, что монголы - это всего лишь одно из тюркских племен, а также связать себя с Чингисханом. Отрицание монгольского этнико-лингвистического фактора, похоже, никогда не смущало и самих монголов.

Из книги Избранные произведения автора Мао Цзэ Дун

Генеалогия Чингисхана и монгольских ханов

Из книги Грязь. M?tley Cr?e. Откровения самой скандальной рок-группы в мире автора Страусс Нейл

Фиктивная генеалогия Тимура, якобы доказывающая его родство с Чингисханом Алан-Гоа, Бодончар, Эмир-Буха, Туменай-хан,

Из книги Чингисхан: Покоритель Вселенной автора Груссе Рене

Тимуриды (упрощенная генеалогия)

Из книги Создай свою родословную. Как самому без больших затрат времени и средств найти своих предков и написать историю собственного рода автора Андреев Александр Радьевич

3. СТРАТЕГИЯ ИЗУЧАЕТ ЗАКОНЫ ВЕДЕНИЯ ВОЙНЫ КАК ЕДИНОГО ЦЕЛОГО Всякая война представляет собой единое целое. Таким единым целым в случае войны может быть весь мир, может быть отдельная страна, может быть и отдельный партизанский район или крупное самостоятельное

Из книги История русской литературы автора Ивинский Дмитрий Павлович

ЧАСТЬ 2. РОЖДЁННЫЙ СЛИШКОМ СВОБОДНЫМ Глава 1. Никки “Об испытаниях и муках юного Никки, где наш герой: был жестоко избит за то, что чистил зубы не в том направлении; изучает тонкости, которые необходимо знать при забое кроликов; использует коробку из-под завтраков для

Из книги автора

Генеалогия монгольских ханов

Из книги автора

Семейная генеалогия – значение родословия и гербов фамилий Генеалогия семьи тесно связана с такой наукой, как геральдика, изучающей гербы, традиции их использования, а также их отличия от эмблем. Эти две дисциплины идут параллельно, и если вы проводите исследование

Из книги автора

Генеалогия и геральдика Генеалогия – наука об истории родов и родословных связях, одна из наиболее древних наук, теснейшим образом связанная с хронологией, историей, библиографией, биографикой, на формирование и развитие которых оказала существенное

Из книги автора

Приложение VII. Генеалогия Историческая генеалогия: труды обзорного характераЛомоносов М. В. Краткий российский летописец с родословием: Соч. Михайла Ломоносова. СПб.: Императорская академия наук, 1760. 75 с.Мальгин Т. М. Зерцало российских государей с 862 по 1789 год,

Журнал Южно-Уральской Ассоциации генеалогов-любителей города Челябинска. Электронная версия Ольги Щетковой.


Стр. 3-5


Иван Владимирович Купцов -историк, герольдмейстер Челябинского Дворянского Собрания. Член ЮУРО АГЛ города Челябинска.

ГЕНЕАЛОГИЯ КАК ИСТОРИЧЕСКАЯ НАУКА

Интерес к генеалогии в нашей стране имеет устой-чивую тенденцию роста. Люди, осознавая свое ме-сто в связке: я - семья -род - народ, обращаются к истории своих предков. Изучение своего проис-хождения, истории своего рода способствует пони-манию значимости каждо-го человека, повышению его ответственности за судьбу своего рода, семьи, всех живущих ее представителей, препятствует ра-зобщению и отчуждению людей в современных ус-ловиях.

Генеалогия (от греч. genealogia - родословная) - специальная историческая дисциплина, изучаю-щая возникновение и развитие родственных отно-шений. Наиболее ранние сведения о происхожде-нии народов, племен, отдельных родов содержа-лись в эпосе, этногенетических преданиях, мифах, Библии, памятниках эпиграфики. Слово «генеало-гия» появилось на Руси в XI в. в тексте древнерус-ского перевода Хроники Георгия Амартола в зна-чении «родословие» (учение о роде). До XIV в. ро-дословие означало также предсказание, гороскоп. До конца XV в. основные сведения о родственных связях можно было извлечь из летописей, актов, переписки и др. Расцвет генеалогии, как практичес-кой дисциплины, произошел в конце XV - XVI вв., когда вырабатывались законы наследования титу-ла, звания, имущества, в первую очередь земли; устанавливались сословные привилегии; формиро-вались государственные институты, связь с кото-рыми была обусловлена происхождением, принад-лежностью к определенной семье, социальной груп-пе, сословию. В XVI в. появились должности и уч-реждения, занимавшиеся сбором и обработкой ге-неалогической информации и официальным утвер-ждением документов, удостоверявших происхожде-ние лица. С 40-х гг. XVI в. создавались родослов-ные книги. В 1555 г. был составлен «Государев ро-дословец», содержащий генеалогические росписи лиц, входивших в Государев двор. В Русском госу-дарстве был принят принцип составления поколен-ных росписей нисходящего родства, так как иму-щество наследовалось от отца к сыну, а при на-значении на должность всегда учитывалась служ-ба предков по отцовской линии. Со 2-й половины XVII в. известны родословные схемы (дерево). С конца XV - XVI вв. при обосновании прав на пре-стол использовались легенды о происхождении ди-настий, и в частности распространенные на Руси и в Великом княжестве Литовском версии о восхож-дении великокняжеских родов к римскому импера-тору Августу. В процессе утверждения ведущей роли дворянства возникла необходимость собира-ния и представления в государственные учрежде-ния генеалогических сведений для подтверждения прав на служебные места и владение землей. Сбором и проверкой родословных росписей занимал-ся Разрядный приказ, при нем в 1682 г. была со-здана Палата родословных дел, в которой состав-лена «Бархатная книга» - свод дворянского родос-ловия. В конце XVII - XVIII вв. практическая генеа-логия пришла в упадок, так как с отменой местни-чества перед дворянством открылась возможность выслуги, не ограниченная родословными привиле-гиями, а Табель о рангах (1722) давала возмож-ность продвижения по служебной лестнице не толь-ко дворянам, но и представителям других сосло-вий. В 1721 г. в составе Сената была создана Ге-рольдия, в которой кроме составления и утверж-дения родословных росписей разрабатывались гер-бы. После публикации «Жалованной грамоты дво-рянству 1775 г.» практической генеалогией занима-лись губернские дворянские собрания, отсылавшие родословные материалы в Герольдию. В XVIII в. начался процесс становления генеалогии как на-учной дисциплины. Генеалогические материалы широко использовались в трудах В.Н.Татищева, Г.Ф.Миллера и других историков. С конца XVIII в. публиковались родословные документы, создава-лись первые научные исследования по истории отдельных семей, сводные генеалогические спра-вочники (М.Г. Спиридов, Ю. Воейков). Сведения по истории семей в них располагались по той же схе-ме, что и в ранних родословных росписях нисходя-щего родства, имена жен и дочерей, как правило, отсутствовали. В XIX в. наиболее известны родос-ловные справочники кн. П.В.Долгорукова, В.В. Руммеля и В.В. Голубцова и кн. А.Б. Лобанова-Ростовс-кого. Расцвет генеалогических исследований в Рос-сии приходился на конец XIX - начало XX вв. Тог-да возникли Русское генеалогическое общество в Санкт-Петербурге (1897 - 1923) и Историко-родословное общество в Москве (1906 - 1921), которые вели исследования по генеалогии и издавали тру-ды. Общества собирали и публиковали материалы дворянских семейных архивов. Ведущими специа-листами по генеалогии были Л.М. Савелов, Н.П. Ли-хачев, Г.А. Власьев, Н.В. Мятлев, С.С. Татищев, Д.Ф. Кобеко, граф С.Д. Шереметев, С.А. Белокуров, кн. М.М. Голицын и другие. Лекции по генеалогии читались в Петербургском и Московском археоло-гических институтах.

Представления дореволюционных исследовате-лей-генеалогов о высоком смысле и значении ге-неалогии прекрасно и глубоко выразил отец Павел Флоренский: «Когда говорится о генеалогическом дереве, то пользуются образом гораздо более уме-стным в данном случае, чем обычно думают сами говорящие. Род действительно есть дерево, и он действительно ветвится, но не в высоту, т.е. в тре-тье измерение, а во время, т.е. измерение четвер-тое... Род есть единый организм и имеет единый целостный образ. Он начинается во времени и кон-чается. У него есть свои расцветы и свои упадки... Чем полнее и совершеннее выразился в известном представителе исторический смысл рода, тем ме-нее оснований ждать дальнейшего роста родовой ветви, к которой он принадлежит...

Жизненная задача всякого - познать и форму своего рода, его задачу, закон его роста, критичес-кие точки, соотношение отдельных ветвей и их ча-стные задачи, а на фоне всего этого - познать соб-ственное свое место в роде и собственную свою задачу, не индивидуальную свою, поставленную себе, а свою - как члена рода, как органа высшего целого. Только при этом родовом самопознании возможно сознательное отношение к жизни своего народа и к истории человечества, но обычно не по-нимают этого и родовым самопознанием пренеб-регают , почитая его в худшем случае - за предмет пустого тщеславия, а в лучшем - за законный ис-торически заработанный повод к гордости».

Однако 1917 год резко оборвал все исследова-ния в данной области. Те, в ком интерес к генеало-гии и истории семей проявился в 60 - 70-е годы, знают, в каком плачевном состоянии оказалась эта отрасль знания после революции, и хорошо помнят, в сколь неблагоприятном положении она остава-лась в постсталинское время.

Если говорить о генеалогии как науке, то в гла-зах новых властей она представлялась идеологи-чески чуждой интересам строительства коммуниз-ма, и если не прямо вредной и опасной, то в луч-шем случае излишней и бесполезной. В первые же годы после революции генеалогические общества были распущены, печатать книги и статьи по гене-алогии и истории семей стало невозможным, по-чти все ведущие генеалоги были расстреляны, по-пали в тюрьмы, концлагеря, ссылку или вынужде-ны были бежать за границу. Под давлением идео-логического пресса в центре внимания большин-ства советских историков оказались такие вопро-сы, как особенности социально-экономических фор-маций, массовые народные движения, роль партий и идеологий, преимущества одного политического строя над другими, нередко в ущерб истории живых реальных фактов. Конкретные факты часто приво-дились лишь постольку, поскольку они подтверж-дали и иллюстрировали общие, обычно предвзя-тые, положения, а если факты не подтверждали предвзятую концепцию, то тем хуже для фактов. Люди в советских исторических сочинениях высту-пали как безликий фон исторического процесса. Не удивительно, что генеалогия превратилась, по вы-ражению одного немецкого историка, в нелюбимую «падчерицу» советской исторической науки. Лишь немногие историки-профессионалы брались за соб-ственно генеалогические исследования, и то это были в основном ученые, изучавшие далекую старину.

С другой стороны, генеалогия - это не только наука, историческая дисциплина, запечатленная в печатных трудах, это еще и сфера гуманитарного знания вообще, конкретного знания о людях в их родственном окружении, о семьях и родах. Поэто-му генеалогия держится не только на ученых, но и вообще на «носителях» генеалогических сведений, имя которым - легион, и особенно на тех из них, кто знает больше других, кто надежно, бережно и с интересом хранит память о людях, в частности, о своих собственных родственниках, и еще более - на тех, кто эту память стремится обогатить и поде-литься накопленным. Между тем, в нашей стране после 1917 г. имела место массовая утрата инди-видуальной и семейной (и тем самым народной) ге-неалогической памяти. Гражданская война, во вре-мя которой пролилось море крови и миллионы рус-ских людей бежали из большевистского «рая» за границу, репрессии 1920 - 1950-х гг., коллективи-зация, в результате которой миллионы крестьян умерли от голода, были изгнаны из своих домов и разбрелись по всей стране, Великая Отечествен-ная война с ее чудовищными людскими потерями, депортация целых народов - все это привело к тому, что в пределах двух-трех поколений произош-ло массовое истребление носителей семейной па-мяти, была искажена нормальная демографичес-кая структура общества, нарушен традиционный уклад семейной жизни, разорваны родственные связи... Для тех же, кто уцелел, после 1917 г. иметь хорошую память стало опасным. Стало опасным по-мнить своих собственных родителей или дедов и вообще родственников, если они были офицерами царской или солдатами в Белых армиях, чиновни-ками, церковнослужителями, торговцами, домовла-дельцами, зажиточными крестьянами (в общем, теми, кто не имел права на жизнь) - все это подле-жало забвению. Сжигались семейные документы и письма, уничтожались портреты и фотографии, прятались прочие семейные реликвии и даже под-час менялись фамилии. Сколько людей ушло из жизни, унеся с собой в могилу невосполнимую па-мять о прошлом своей семьи - тайну скрытую от собственных детей и внуков! Не приходится удив-ляться, что в нашей стране выросли поколения людей, не ощущающих своих родовых корней, - Иванов, не помнящих родства.

Сегодня наиболее полное определение генеа-логии дал В.Б. Кобрин: «Нельзя сказать, чтобы се-годня до конца был ясен сам предмет генеалоги-ческой науки. Входит ли в сферу ее действия толь-ко установление отношений родства и свойства в сочетании с самыми основными жизненными веха-ми (рождение, смерть, брак) или ее компонента шире, охватывая также служебную или иную карь-еру, характер и объекты собственности, соци-альный и юридический статус и его изменение? Решение этого вопроса неоднозначно». Не претен-дуя на окончательное решение, В.Б. Кобрин пред-ложил следующую дефиницию генеалогии: «Гене-алогия - историческая дисциплина, занимающая-ся изучением и составлением родословных, выяс-нением происхождения отдельных родов, семей и лиц и выявлением их родственных связей в тесном единстве с установлением основных биографичес-ких фактов и данных о деятельности, социальном статусе и собственности этих лиц. Тем самым ге-неалогия не отрывается от биографии, но и не сме-шивается с ней».

Генеалогические исследования требуют не толь-ко знаний общеисторического характера, но и при-влечения опыта, накопленного такими вспомога-тельными историческими дисциплинами, как: ге-ральдика, историческая география, антропоними-ка, топонимика, хронология и др. Например, ант-ропонимика (наука о личных именах людей) помо-гает узнать, что трехчленная форма имени возник-ла не сразу: раньше всех возникло имя, потом от-чество и совсем недавно фамилии (у большинства граждан Российской империи с середины XIX в., хотя зародились они в XV - XVI вв.). Имена до вве-дения христианства были языческими, а затем по-степенно вытеснялись именами церковными (или календарными). Для русских феодальных фамилий XV-XVI вв. характерна топонимичность, т.е. многие из них произошли от названий владений и вотчин.

Начиная с XVIII в. представителям духовного сословия стали присваиваться фамилии. Чаще все-го эти фамилии возникали при определении детей в духовные учебные заведения. Большая часть фа-милий белого духовенства происходила от назва-ний церквей (а названия давались в честь святых, церковных праздников, названий икон). К этой груп-пе относятся такие фамилии, как Преображенский, Троицкий, Рождественский, Георгиевский, Тихвин-ский и др. Следующая группа фамилий, образован-ных от христианских канонических, а не обиходных имен: Иоаннов (Иванов), Евфимов (Ефимов) и др.

Историческая география позволяет осветить гео-графический аспект образования фамилий, их рас-пространение на данной территории, помогает уточ-нить место рождения, происхождение лица, дает не-обходимые поисковые данные. Знание приемов и методов хронологии, а также церковных праздников помогает уточнять даты рождений, браков, смертей и др. Для перевода дат из старого стиля в новый не-обходимо учитывать, что разница между ними состав-ляла: в XVI-XVII вв. - 10 дней, в XVIII в. - 11 дней, в XIX в. - 12 дней, в XX в. - 13 дней.

Основой генеалогических исследований являет-ся оформление в виде родословия сведений, по-лученных в ходе поиска. Графические изображе-ния родословий весьма разнообразны. Наиболее широкое распространение получили родословия в виде генеалогического древа, явившегося одной из модификаций «древа жизни», выражавшего пред-ставление о всеобщей взаимосвязи мира. «Древо человеческой жизни» соединяет прошлое, настоя-щее и будущее, в нем торжествует идея бессмер-тия и вечного продолжения жизни. Этот же смысл придавался и родословному древу рода, семей-ства: его листья умирают и падают, но само древо рода продолжает жить.

В основании генеалогического древа помеща-лось имя родоначальника, а на стволе и ветвях рас-полагались в картушах (медальонах) имена, порт-реты и гербы его потомков. В других вариантах дре-ва в основании помещалось имя того, для кого со-ставлялась родословная, а его предки образовы-вали «ствол» и «крону». Дополнительную инфор-мацию передавали с помощью цвета: медальоны с именами замужних женщин было принято изобра-жать лиловым, девиц - синим, мужчин, имевших потомство - желтым, не имевших - красным.

Со средневековья наиболее употребительной графической формой обобщения генеалогических сведений стали таблицы. Внешний вид генеалоги-ческих таблиц также разнообразен, они могут быть вертикальными, горизонтальными и круговыми. Таблицы очень удобны в использовании, так как на-глядны и компактны. Их недостатком считается чрезвычайный лаконизм. Кроме того, генеалогичес-кая таблица, как правило, охватывает не более десяти поколений, так как дальнейшее ее продол-жение затрудняет работу.

В этом случае более удобной формой, чем таб-лицы, оказывается родословная или поколенная роспись. В поколенной росписи под № 1 помещает-ся родоначальник, а далее идет перечисление его потомков в каждом колене, снабженных собствен-ными номерами. Роспись ведется построчно и по-зволяет помещать при имени все необходимые све-дения, включая ссылки на источники.

Таким образом, для записи родословий приме-няется три способа: родословное древо, родослов-ная таблица и родословная роспись.

В самом общем виде родословия делятся на восходящие и нисходящие. Их определения был даны Л.М. Савеловым.

В восходящем родословии главным объектом исследования является то лицо, о предках которого собираются сведения, начинают сбор информации с него, а затем уже идут по восходящим ступеням или коленам, т.е. к отцу, деду, прадеду и т. д Этот вид родословия носит первоначальный, пред верительный характер и составляется тогда, когда у исследователя еще нет достаточного количестве сведений и ему целесообразнее двигаться от из-вестного к неизвестному.

Когда же собрано уже достаточное количество материалов и предки данного лица выяснены, то переходят к родословию нисходящему, т.е. начи-нают с самого отдаленного из известных предков и постепенно переходят к его потомкам. Это родос-ловие более удобно для справок и более наглядно показывает общую картину жизни и деятельности рода, начиная с более отдаленных времен и посте-пенно разворачиваясь до последних дней.

Восходящие и нисходящие родословия бывают мужские и смешанные. Мужским нисходящим ро-дословием называется такое родословие, которое указывает все потомство данного родоначальника, но происшедшее только от мужчин, женские пред-ставительницы рода представлены именами сво-их супругов.

Смешанно-нисходящим называется такое родос-ловие, которое указывает все потомство данного ро-доначальника, происшедшее как от мужчин, так и от женщин. Это родословие не является родословием одной фамилии потому, что охватывает большое ко-личество родов, происшедших от одного родоначаль-ника по женским линиям. Оно необходимо для выяс-нения родственных связей между боковыми род-ственниками в процессах о наследстве, т.е. пресле-дуют материальные интересы.

Смешанно-восходящим родословием называет-ся родословие, указывающее всех прямых предков данного лица как по мужской, так и по женской ли-ниям, совершенно пренебрегая не только женски-ми именами, но и боковыми линиями, происшед-шими от мужских представителей того же рода. По-добное родословие всегда имеет довольно пра-вильную форму в графическом плане, т.к. в пер-вом колене указывается одно лицо, во 2-м - два, в 3-м - четыре, в 4-м - восемь и т.д. в геометричес-кой прогрессии, причем каждое из этих лиц в од-ном колене принадлежит к другому роду, так что в четвертом колене мы имеем представителей вось-ми различных фамилий, а в пятом - уже шестнад-цати и т.д.

Смешанные родословия, не только восходящие, но и нисходящие, употребляются весьма редко и большею частью со специальными целями.

Таким образом, имеются следующие виды ро-дословий:

1) восходящее-мужское, в котором ука-заны лишь прямые предки по мужской линии;

2) вос-ходящее-мужское с указанием не только прямых предков данного лица, но и братьев и сестер каж-дого из них;

3) нисходящее-мужское является са-мым распространенным и единственно принятым в научных работах, если они не имеют каких-либо специальных задач;

4) нисходящее-смешанное: В этом примерном родословии в 4-м колене от родо-начальника уже 7 различных фамилий. Возможны случаи, когда их может быть больше.


И.В. Купцов, город Челябинск, 1999 год.

Тема: Генеалогия как наука

Цель урока - познакомить с наукой генеалогией, с понятиями «семейная генеалогия», «генеалогическое дерево», «геральдика», с историческими сведениями и фактами

Задачи : Способствовать становлению личности детей подросткового возраста с помощью изучения родословной и жизни своих предков, повторить сведения о родственных связях; воспитывать уважение и любовь к близким и родным людям, к своим предкам, своему дому, чувства патриотизма, гордости за историю нашей Родины, родного края.

Оборудование: компьютер, презентация

План.

    Предмет и метод генеалогия.

    История генеалогии.

Ход урока:

    Организационный момент.

    Изучение нового материала.

    Физкультминутка.

    Поведение итогов.

    Домашнее задание.

    предмет и метод генеалогии

Составлением родословий и собиранием сведений о различных родах и фамилиях занимается специальная историческая наука - ге­ неалогия. Генеалогия - слово греческое, буквально означающее «уче­ ние о происхождении». Русский аналог этого понятия - родословие - знание рода, наука о роде.

Родословие занимается выяснением происхождения того или ино­ го лица или семьи, установлением родства по крови и свойству (бра­ кам), а также исследованием места и роли рода в истории путем изучения всех видов деятельности его представителей.

В научной литературе имеется несколько определений предмета генеалогии. «Советская историческая энциклопедия» содержит сле­ дующее определение: «Генеалогия - вспомогательная историчес­кая дисциплина, занимающаяся изучением происхождения ро­дов, фамилий и отдельных лиц, родственными связями, состав­лением родословий».

Проведение генеалогического исследования - сложный многоэтап­ный процесс, включающий в себя поиск, сбор, первичную обработку, анализ собранного материала и результатов исследования. Настоящий исследователь, начиная поиск материалов по истории рода, постарается сначала определить верное направление и сформулировать рабочую ги­ потезу, основанную на знании трех основных параметров: 1) сведения о лице; 2) сведения о месте генеалогического события и 3) сведения о времени генеалогического события. Возможно, что в процессе поиска рабочая гипотеза не раз будет уточняться, пока исследовательские

Генеалогия подразделяется на научную и практическую.
Различия между практической и научной генеалогией принципиальны. Научная генеалогия всегда подчинена задачам исторического исследования, практическая – оформляет или изучает степень родства между определенным кругом лиц, определяя их положение в структуре общества.

2. История генеалогии

Генеалогия, как знание родства, появилась вместе с человеческим обществом и живет на всех этапах его развития. В современных зарубежных энциклопедических словарях статья "Генеалогия" начинается с библейского ветхозаветного раздела. Библия рассказывает о происхождении и родстве всех многочисленных народов. Расцвет генеалогии во многих странах Европы совпадает с развитием феодализма. Когда в обществе появляется собственность и обсуждаются права ее наследования, особенно важно знание степени родства. Издавна повелось: чтобы преумножить владения, лучше родниться с зажиточной семьей. Расслоение общества приводит к появлению замкнутых групп (сословий), каждая из которых имеет свои особые права, обязанности, привилегии. Такая обособленность заставляет фиксировать степень родства внутри каждой семьи, чтобы не затесался чужак, и между различными семьями. В Англии и Франции в XVI веке создаются государственные должности, отвечавшие за правильность составления родословий.

В России родословные росписи появляются в конце XV века. Образование единого Русского государства требует юридического закрепления отношений между родами правящего класса. В сороковые годы XVI века появляются первые родословные книги, составленные в Разрядном приказе, ведавшим назначениями на военную службу. При Петре I была создана Герольдмейстерская контора. Меняя названия, она просуществовала при Сенате до 1917 года. Именно здесь официально утверждалось происхождение семей, велись генеалогические документы, которые начинали высоко цениться в обществе.

Генеалогия веками вырабатывала нормы оформления сведений о родстве в виде различных таблиц, росписей, досье, карточек. Устанавливались четкие правила заполнения этих документов: графика, символика, нумерация и так далее. Благодаря унифицированной системе знаков, своеобразному языку генеалогии, независимо от того, где составлен генеалогический справочник, прочесть его могут практически везде.

Новый подъем наук пришёлся на эпоху Возрождения. В это время для составления родословий стали использоваться документы, начали складываться первые генеалогические коллекции, рассчитанные на использование их историками, вышел ряд ценных справочников по истории правящих династий. В XV в. была выработана и утвердилась генеалогическая таблица - удобная графическая форма фиксации родственных связей.

«Золотой век» генеалогии приходится на XVI-XVIII вв., когда в Западной Европе начали закладываться основы научной генеалогии (критическое изучение документальных актов, мемуаров и вещественных памятников, лежащих в основе родословных); усилился научный интерес к теоретической генеалогии (разрабатывались методы составления родословных таблиц и росписей, системы нумерации родства); начали открываться кафедры генеалогии в университетах и издаваться учебники, генеалогические справочники по истории королевских и аристократических родов.

В 1687г. была составлена «Родословная книга князей и дворян российских и выезжих…», вошедшая в историю как «Бархатная книга» которая в окончательной редакции состояла из «Государева родословца» и дополнений, сделанных после Указа царя Федора Алексеевича и закрепления Соборного уложения об отмене местничества 1682 г., в виде выписок из родословных тех фамилий, которые уже имелись в «Родословце».Так было положено начало официальным работам по составлению родословных книг.

Как вспомогательная историческая дисциплина генеалогия впервые была названа в 1830 г. в работе М. Гастева «О вспомогательных науках для истории». Он же первым разграничил теоретическую и практическую генеалогии, «кроме того, он разделял понятия генеалогии исторической, т.е. тех росписей, которые составляются для нужд исторического исследования, и генеалогии частной – росписей, которые составляются для практических нужд семьи».

Расцвет российской генеалогии пришелся на последнюю четверть XIX –начало XX вв., когда стали появляться работы теоретического характера, которым был присущ источниковедческий анализ и критическое осмысление генеалогических источников; генеалогия обратилась к изучению недворянских родов (буржуазии, купечества, крестьянства, чиновничества и прочих); были созданы Русское генеалогическое общество в Санкт-Петербурге (1898-1922 гг.) и Историко-родословное общество в Москве (1904-1917); начали издаваться профильные генеалогические журналы. Это время связано с деятельностью Н.П. Лихачева, разработавшего научную методику исследования генеалогических источников, и Л.М . Савелова, автора «Лекций по русской генеалогии» (1909), фактически первого российского учебного пособия по данной дисциплине.

После Октябрьской революции 1 917г . многие отечественные генеалоги оказались за границей и там продолжили свои исследования. В СССР, начиная с 1920-х гг., генеалогические исследования значительно сокращаются. С одной стороны генеалогия объявляется «буржуазной наукой», но с другой стороны она преобразовывается в составную часть источниковедения, методику исторического исследования. Она используется при изучении феодального периода политической истории России, а также литературного творчества писателей..

Краткий период частичной реабилитации генеалогии приходится на середину 1960- х годов, когда в связи с общим патриотическим подъемом, связанным с подготовкой к 20-й годовщине Победы над фашистской Германией в 1945 г., возрос интерес к истории Отечественной войны 1812 г.

Настоящее возрождение началось с 1989 г. – даты проведения первой Всесоюзной научной конференции «Генеалогия. Источники. Проблемы. Методы исследования», организованной Московским государственным историко-архивным институтом.

Новый этап в развитии генеалогии в России пришелся на время демократических реформ и социально-политических преобразований.Характерной чертой новейшей генеалогии является стремление к актуализации исследований, интеграция со вспомогательными и специальными научными дисциплинами (геральдика, дипломатика, сфрагистика, нумизматика, источниковедение, историческое краеведение, историческая ономастика и др.) и сближение с другими науками и научными дисциплинами (биология, генетика, медицина, психология, социология и др.).

Современная генеалогия значительно расширила источниковую базу, разработала новые методы исследования источников, стала использовать новейшие компьютерные технологии.

Последнее десятилетие ХХ века стало временем возрождения интереса к своим корням, своей родословной. Сегодня генеалогия, или историческое родословие, получила большое распространение и популярность среди разных слоев населения, людей разных возрастов и профессий. Это, прежде всего, связано с тем, что люди не хотят быть «Иванами не помнящими родства». В стране стали воссоздаваться старые или создаваться новые общественные организации историко-родословной направленности. Так, в 1990 г. возобновили деятельность Российское Дворянское собрание и Историко-родословное общество в Москве.

Первые четыре шага по составлению Родословной:

    Составление Родового (Генеалогического) дерева

    Создание альбома "Родословная книга"

    Создание комплекта для обмена с родственниками.

Законы генеалогии.

а) Закон трех поколений. Один из них относится к таблице нисходящего родства:
НА СТО ЛЕТ ПАДАЕТ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТРЕХ ПОКОЛЕНИЙ. Это может означать вот что; если семейная легенда или роспись гласит, что предок рода участвовал в государственном перевороте, который привел Екатерину II на престол, а его потомок в шестом колене, ваш дедушка, приехал в Казахстан осваивать целину, то это можно проверить. Нужно взять отрезок времени между этими событиями и разделить на число поколений (у нас около 190 лет, делим на 6 получается примерно 31,5). Если в результате получается цифра 30 или очень близкая к ней (28-33), этот текст можно считать достоверным. А вот если разница между поколениями получилась 20-21 год или 38-40 лет - здесь что-то не то, надо все перепроверить. Как из всякого закона бывают исключения, так и из этого тоже. Но при больших величинах, когда перед нами роспись в 6-8 поколений или временной интервал в 200-250 лет, в правильности закона никто не сомневается.Сейчас распространяется мнение, что в современных условиях, когда число браков, заключаемых между людьми в более молодом возрасте, чем ранее, резко возросло, нужно вводить поправку в этот закон. Но это положение требует дополнительных исследований.

б) Закон удвоения числа предков.

Работая с таблицей восходящего родства можно заметить, что В КАЖДОМ СЛЕДУЮЩЕМ ПОКОЛЕНИИ ЧИСЛО ПРЕДКОВ УДВАИВАЕТСЯ. Это второй закон генеалогии. Это понять легко, поскольку у каждого из нас есть папа и мама, а их папы и мамы дают нам четверых бабушек и дедушек и т.д.

в) Закон убывания предков.

Если соединить два правила: "Удвоения числа предков", и "На сто лет падает деятельность трех поколений" можно будет представить следующее. Если вы родились, к примеру, в 60-е годы нашего века, то ваши дедушка и бабушка - дети начала века. Тогда в начале XIX века должно появиться шестое поколение ваших предков (32 человека), в эпоху Ивана Грозного - четырнадцатое поколение, и у каждого человека, родившего в 60-е годы XX века, в это время должно жить 8192 реальных предка. Прикиньте, сколько реальных пращуров каждого из нас жило в начале новой эры, сопоставьте с тем, что знаете о росте населения на нашей планете, и вы скажете: это невозможно. Действительно, невозможно, потому что в действительности у каждого из нас реальных предков гораздо меньше, чем предполагает теория.

Составление календаря памятных дат.

У каждого из нас бывают такие моменты, когда мы когда мы вдруг вспоминаем, что забыли вовремя поздравить с днём рождения своих родных, друзей, близких знакомых. Составление Родословной книги включает в себя и создание Календаря семейных памятных дат, наличие которого исключает подобные неловкие моменты.

По мере заполнения Родословной книги в Календарь записываются даты рождения родных людей, даты их свадеб, даты поминовения усопших. Календарь семейных памятных дат создаётся на целый год и на каждый месяц. В календаре записываются все основные даты, события для каждого родственника. К таким событиям относятся день рождения, свадьбы, смерти, крещения, даты других важных для человека событий. Но так как этот Календарь принадлежит лично Вам, то в нём уместно отметить и все другие памятные для Вас даты: это и дни рождения друзей и знакомых, даты окончания учебных заведений, да мало ли какие еще даты, например: религиозные праздники и другие важные события.

Листы из Календаря памятных дат за соответствующий месяц можно вывешивать и на работе, и дома. В Календаре семейных памятных дат не указаны дни недели, а это значит, что Календарь, и его отдельные листы можно использовать всю жизнь, дополняя их сведениями и заменяя по мере необходимости.

Поскольку Календарь не относится к конкретному роду из Родословной книги, то весь он (за исключением листа, используемого в данный месяц) хранится в специальной папке в Родословном ларце. Согласно нашей идее, занятие составлением своих родословных будет объединять всех россиян. И наличие в каждом доме, в каждой семье, на каждом рабочем месте Календаря семейных памятных дат будет положительно способствовать этому благотворному для нашего общества процессу».

С этой точки зрения Календарь Семейных Памятных Дат является, чуть ли не самым важным документом в родословии. Нам надо чаще туда заглядывать и посылать пожелания добра, счастья, здоровья, благополучия, успехов в благих начинаниях всем нашим родственникам и знакомым. И такое упражнение постепенно отучит нас судить, а тем более осуждать наших близких. Отношения с близкими будут улучшаться и вся наша жизнь станет спокойной и счастливой".

Литература

    Бычкова М. Семейный летописец.// Родина. N 2,4. 1991.

    Савелов Л. Лекции по русской генеалогии. М., 1995.

    Онучин А.Н. Твое родословное древо. Пермь, 1992.

    Сейненский А.Е. Родной край: Страницы истории: В помощь историку-краеведу. М.: Интерфакс, 1994.

    Л.В.Тарасов, И.А.Мишина, Л.Н.Жарова. История. 5 класс. 1 часть. Экспериментальный учебник развивающего типа. М.: 1994.

Памятка 1. Правила составления родословных.

    Родословную изображают так, чтобы каждое поколение находилось на своей горизонтали. Поколения нумеруются римскими цифрами, а члены родословной – арабскими.

    Составление родословной начинают с пробанда. Расположите символ пробанда (в зависимости от пола – квадратик или кружок, обозначенный стрелочкой) так, чтобы от него можно было рисовать родословную как вниз, так и вверх.

    Сначала рядом с пробандом разместите символы его родных братьев и сестер в порядке рождения (слева направо), соединив их графическим коромыслом.

    Выше линии пробанда укажите родителей, соединив их друг с другом линией брака.

    На линии родителей изобразите символы ближайших родственников и их супругов, соединив их степени родства.

    На линии пробанда укажите его двоюродных и т. д. братьев и сестер, соединив их соответствующим образом с линией родителей.

    Выше линии родителей укажите линию бабушек и дедушек.

    Если у пробанда есть дети или племенники, расположите их на линии ниже линии пробанда.

    После изображения родословной (или одновременно с ним) соответствующим образом покажите обладателей или гетерозиготных носителей признака (чаще всего гетерозиготные носители признака определяются уже после составления и анализа родословной).

    Укажите (если это возможно) генотипы всех членов родословной.

    Если в семье несколько наследственных заболеваний, не связанных между собой, составляйте родословную для каждой болезни по отдельности.

Генеалогия - историческая дисциплина, занимающаяся изучением и составлением родословных, выяснением происхождения отдельных родов, семей и лиц, и выявлением их родственных связей в тесном единстве с установлением основных биографических фактов и данных о деятельности, социальном статусе и собственности этих лиц. Раздел исторической науки, изучающий происхождение и связи отдельных родов.

1. Генеалогия есть построенное на достоверных документах и других источниках доказательство родства, существующего между лицами, имеющими общего родоначальника или потомка, независимо от общественного положения этих лиц.

2. Генеалогия есть история того или другого рода во всех проявлениях жизни его представителей, как общественной, так и семейной.

Говоря живым языком, к примеру, расследование причин гибели того или иного предка не является работой для генеалога, но для поисковика. Но задокументированная архивная цепочка данных фактов (рождений, смертей, фактов жизни) и есть результат генеалогического исследования.

Всем новичкам считаю необходимым знать, что генеалогические древа бывают восходящими и нисходящими, смешанными и мужскими. Восходящее строится от необходимого времени в глубь веков, нисходящее из глубины веков до необходимого времени. Ваше нисходящее древо до родоначальника (или точнее от родоначальника до вас) - это древо, проведенное только между вами и вашим родоначальником.

Виды родословной

В генеалогии принято два вида родословия: восходящее и нисходящее.

В восходящем - объектом исследования является лицо, о предках которого собирают сведения. С него начинают, затем идут по восходящим коленам к его отцу, деду, прадеду и так далее.

В нисходящем - объектом исследования является самый отдаленный из известных предков. От него постепенно переходят к его потомкам.

Как восходящие, так и нисходящие родословия бывают мужские и смешанные.

Восходящее мужское - родословие выглядит вертикальной последовательностью мужских имен, так как в каждом колене указывается прямой предок - мужчина.

Смешанным восходящим родословием называется родословие, которое указывает всех прямых предков данного лица по мужской и женской линиям.

Нисходящее мужское - обычная форма родословия, указывающая потомство родоначальника от мужчин.

Смешанным нисходящим называется такое родословие, которое указывает на все потомство данного родоначальника, как происшедшее от мужчин, так и от женщин.

Восходящие и нисходящие родословия изображаются:

  • Родословным древом;
  • Родословными таблицами;
  • Родословной росписью.

Родословная может быть представлена в виде дерева, где стволом, к примеру, будет обозначено лицо, чью родословную составляют, разветвлением - родители этого лица, более мелкими ветвями - дедушки и бабушки и так далее. Такое дерево будет восходящим. Нисходящее дерево будет похожим, но в основании будет наиболее дальний известный предок, а в кроне - его потомки. Имя и фамилия при оформлении древа пишутся на кружках, которые прибиты на стволах и ветвях или изображаются в виде листков или плодов, подвешенных к дереву. По обычаю, принятому в Западной Европе, все мужчины, имеющие потомство, пишутся на желтом фоне, не имеющие детей - на красном. Имена женщин замужних - на лиловом, девушек - на синем. Все лица, находящиеся в живых - на зеленом фоне, мужчины - более темном, женщины - более светлой. Мужские имена писались в прямоугольниках или ромбах, женские - на кружках или овалах.

Родословное древо выглядит красиво и наглядно, но оно не может дать подробную информацию об упоминаемых в нем личностях.

Родословная таблица

Родословная таблица также может быть восходящей и нисходящей, по ней можно более подробно узнать о каждом лице, упоминаемом в ней. Родословная таблица - это то же, что и родословное древо, только выполненное не рисунком, а строго графически. Если таблица выполнена графически правильно, - каждое поколение, расположено строго на одной горизонтали, то хорошо просматриваются родственные связи внутри рода. Нисходящую таблицу труднее начертить, так как ее построение затрудняет не совпадающее число имен в каждом поколении, но и разное число потомков у каждого лица в одном поколении.

По виду таблицы могут быть горизонтальными, вертикальными и круговыми.

При составлении родословного паспорта очень удобен принцип круговой росписи, которая наглядно отражает родословную одного человека и может служить своеобразным генеалогическим паспортом того лица, фамилия, имя, отчество и дата рождения которого записывается в центр, а далее от центра по окружности - данные родителей, затем - дедов, ещё далее - прадедов.

Необходимым для генеалогического паспорта является отражение в нём фамилий породнившихся родов. Такая круговая запись прекрасно передаёт равную значимость мужчин и женщин в создании потомства. Генеалогический паспорт - персональный документ, который может хранить каждый член семьи, по нему легче проследить своё прямое происхождение, чем по развёрнутому родословному дереву.

Круговая родословная таблица охватывает все линии предков, и по ней легко ориентироваться, планируя дальнейшие поиски своих предков. Если в семье войдёт в обычай составление таких паспортов, то генеалогическая информация будет без труда передана тем, кто будет жить, например, через 100-200 лет.

Наиболее часто используются и родословные росписи как вид родословия. Роспись ведется построчно. Колена росписи обозначаются римскими цифрами. Арабскими цифрами обозначаются все лица, присутствующие в росписи. Нумерация арабских цифр - сквозная. Общему предку присваивается номер 1. Детям присваиваются номера 2/1,3/1,4/1. Внукам: 5/2,6/3,7/3,8/4. Знаменатель дроби обозначает отцовский номер. Матери, бабушки нумеруются арабскими цифрами без дробей, при соблюдении сквозной нумерации числителей.

Римские цифры отделяют представителей одного колена от другого. Они проставляются с новой строки.

Сведения родословной росписи могут быть перенесены в карточки, работа с которыми намного удобнее и эффективнее, так как в карточку можно внести любые сведения.

В поколенных росписях, как и в таблицах, такие слова, как «родился», «крещён», «венчан», «умер», «убит на войне», «погребён» и некоторые другие, часто заменяют условными знаками. Это заметно ускоряет запись и экономит место.

Информация о представителях рода должна быть краткой, лаконичной и содержать необходимый минимум: имя, отчество, фамилию, года жизни, звание, титул, профессию, место рождения, некоторые исторические подробности, награды. Далее по усмотрению составителя.

Генеалогия - наука о родословной. Практика показывает, что люди к 30-40 годам жизни начинают непроизвольно интересоваться своими корнями, но у них до этого то не доходят руки, то нет времени, то нужных источников, да мало ли причин найдётся человеческому бездействию.

Изучать историю своего рода они будут с большим интересом, потому что, как показывает практика, в жизни почти не встречается таких людей, которые не интересовались бы своими предками. И мы должны воспользоваться этим интересом. Бабушки и дедушки особенно любят вспоминать свою молодость, свои детские годы, это ведь и есть страницы истории семьи. Плодотворны воспоминания во время семейных праздников, но лишь в небольшом кругу и когда нет посторонних людей.

В родословное древо вносятся только точные имена, точная информацию. Генеалогия есть история того или иного рода во всех проявлениях жизни Л.М.Савелов Родословная - это лишь небольшая, видимая часть работы. Генеалогия - это наука о происхождении и родственных связях отдельных родов и лиц, а также методика обоснования и составления родословной, поколенных росписей, выяснения биографических данных о лицах. Леонид Михайлович Савелов, учёный-генеолог конца XIX - начала XX века, давал такое определение этой науки Генеалогия есть построенное на достоверных документах и других источниках доказательство родства, существующего между лицами, имеющими общего родоначальника или потомка, независимо от общественного положения этих лиц. Это определение довольно узкое и характеризует саму науку.

Понятие родословная на Руси появилось в конце XV века. Впервые это слово в русском языке употреблено в 1499 году. С этого же времени составителя родословных именуют генеологом. Началом практической генеалогии в России считают родословные книги 40-х годов XVI века. В 1555 году был создан Государев родословец. При Иване IV появился разрядный приказ, который проверял частные родословцы.

Государев родословец составлял А.Адашев, там были указаны все славные и древние роды на службе у московских князей и царя. При Федоре Алексеевиче в 1628 году эта деятельность была продолжена, вместо Государева родословца появилась Бархатная книга, содержащая родословие старейшего боярства и служилого дворянства.

Во второй половине века вносятся изменения в Соборное уложение 1649 года, касающиеся непосредственно следования. Это так называемые статьи о поместьях, внесённые 10 марта 1676 года, а также о вотчинах - 14 марта года. В 1684 году указ О наследовании после умерших ещё более систематизирует порядок наследования и в кой-то степени способствует также развитию генеалогии. А появление Департамента герольдии при Сенате в XVШ и вовсе заставляет привести в порядок не только наследственные документы, но и вопросы формальной генеалогии.

В 1714 году при Петре 1 появился закон Наследование имущества. С этого времени в России появляется понятие восходящие и нисходящие линии родства. Уже в этот период возникает необходимость защищённости родословца от самозванства. XVIII век для России стал веком истинного расцвета отечественной генеалогии. Это объясняется экономическим расцветом государства, а вместе с ним и активизацией деятельности иных, недворянских, сословий с другой стороны - бурным развитием исторической науки.

Да и в обществе знанию родства стали уделять значительное внимание. Именно в XVIП веке стали впервые применяться родственные таблицы, росписи, которые являлись приложением к общим трудам по истории России. Авторами их были М.В.Ломоносов, Екатерина II, Н.М.Карамзин. В 1786 году в свет вышел первый Родословный российский словарь, в котором были отражены данные о дворянских родах по службе.

Авторами этого труда были сенатор М.Г.Спиридонов и историк, князь М.М.Щербатов. В начале XIX века вводится понятие генеалогическое древо. Генеалогия наряду с геральдикой становится вспомогательной исторической дисциплиной. Это связано с появлением различных генеалогических справочников, что имело под собой глубокую социально-экономическую платформу. В начале века издаётся ряд указов о предоставлении прав различным сословиям, в том числе и крепостным крестьянам, на покупку земли у помещиков, а также указ о предоставлении права покупать и приобретать в собственность земли, дома, лавки и недвижимое имущество. В 1854 году вышла в свет 1 часть российской родословной книги П.В.Долгорукова.

В предисловии к этому труду автор изложил и систематизировал родословия всех дворянских родов, а также иностранных родов, переданных на службу в Россию. Были сюда включены и угасшие фамилии. В конце XIX - начале ХХ века появляются первые генеалогические, так называемые историко-родословные общества в Москве, в Санкт-Петербурге.

Организаторами деятельности их были М.П. Лихачёв, Л.М.Савелов, Н А.Зимин, С.Б.Веселовский. В 1901 году Л.М.Савеловым было основано Московское историко-родословное общество. Был разработан устав Общества любителей родословия. А в 1904 году было получено и официальное разрешение на открытие Историко-родословного общества. Оно просуществовало до революции 1917 года. Общество издавало свою летопись, проводило генеалогические семинары, разрабатывало простейшие методы исследований по родословию.

В последнее десятилетие к генеалогии обращается всё большее и большее число людей. Этот интерес становится буквально массовым. В различных городах создаются родословные общества и объединения. Генеалогией занимаются учёные и дети. Организуются научные симпозиумы, конференции, семинары. В 1989 году в Москве состоялась первая тогда ещё всесоюзная конференция Генеалогия. Источники. Проблемы. Методы исследования. Отдельная секция Моя родословная работает вот уже семь лет на всероссийских конференциях детского краеведческого движения Отечество, проходящих в столице.

Автор самой длинной родословной монах Игнатий Римcкий-Kopcaкoв а он сумел проследить историю своего рода, начиная от Адама и Евы считал, что генеалогия должна прежде всего учить добродетели, заставлять стремиться к славе, а слава состоит во всемерном служении Отечеству. Генеолог Л.М.Савелов считал, что доброе чувство к предкам означает присутствие чувства и к родине, и к своему народу, а именно эти-то чувства и заставляют человека жертвовать всем для блага своего народа и для величия своей родины. Отец Павел Флоренский считал генеалогию своеобразной педагогикой История рода должна давать нравственные уроки и задачи. Отец Павел призывал к активному познанию своего рода, его задачи, закона его роста, критических точек, соотношений отдельных ветвей и их частных задач.

А на фоне всего этого - познать своё место в роде и собственную задачу - как члена рода, органа высшего целого. Только при этом родовом самопознании возможно сознательное отношение к жизни своего народа и к истории человечества, но обычно не понимают этого и родовым сознанием пренебрегают, почитая его в худшем случае - за предмет пустого тщеславия, а в лучшем - за законный, исторически заработанный повод к гордости. 1.2 Сущность традиций и обычаев, их социальные функции В мире нет ни одного народа, который не имеет своих традиций и обычаев, передающих новым поколениям его опыт, знания и достижения.

Традиции, обычаи и обряды играют важную роль в воспроизводстве культуры и всех сфер духовной жизни, в реализации многовековых усилий сменяющих друг друга поколений сделать жизнь богаче, краше, содержательнее, в обеспечении преемственности нового и старого, в гармоническом развитии общества и личности.

Они существуют, поддерживаются народными массами во всех сферах общественной жизни трудовой, социально-политической, семейно-бытовой, социально-культурной и т. д. Соответственно особенностям различных форм и видов общественных отношений выделяются традиции национальные, революционные, интернациональные, патриотические, религиозные, социально-культурные, семейно-бытовые и т. п. Существуют особые традиции в школьной, студенческой, научной, творческой, в сельской и городской среде и т. д. Традиции - это прочно установившиеся, унаследованные от предшествующих поколений и поддерживаемые силой общественного мнения формы поведения людей и их взаимоотношений или принципы, по которым развивается общечеловеческая культура например, реалистические традиции в литературе и искусстве. Когда речь идет о семейно-бытовой сфере, чаще употребляется слово обычай, который является древнейшей формой хранения и передачи от поколения к поколению стандартных действий и поведения людей в определенных типичных обстоятельствах и конкретных ситуациях.

Обычай - это общепризнанная норма поведения, неофициально узаконенная властью массовой привычки, традиций и общественного мнения хотя сам факт обязательности данного обычая может и не осознаваться людьми и стихийно воспроизводимая действиями множества людей. У традиций и обычаев есть определенное сходство.

Оно основывается, во-первых, на выполнении одинаковой роли в жизни общества во-вторых, они обладают одинаковыми чертами и признаками устойчивость, нормативность, связь с общественным мнением, нравственными нормами, общественными привычками, стандартами поведения и т. п. в-третьих, они имеют одинаково широкое распространение.

Через систему традиции и обычаев новые поколения общества наследуют выработанные в нём отношения и весь общественный опыт, вплоть до самых конкретных поступков и действий.

Наследование социального опыта с его критическим осмыслением позволяет обществу с меньшими издержками идти по пути социального развития. Способствуя этому, обычаи и традиции сами воспроизводятся, причём некоторые из них отмирают, а другие появляются или постепенно видоизменяются. Традиции и обычаи, будучи включёнными в моральную систему, а также в систему общественной психологии, выполняют функцию общественного регулятора.

Усвоение традиций и обычаев способствует формированию у людей социально необходимых качеств, привычек и навыков общественной деятельности и поведения. Традиции и обычаи выполняют также познавательную и воспитательную функции. Без выполнения этих функций они в значительной степени лишились бы общественного смысла. Традиции и обычаи сближаются, так как выполняют сходные по своей общественной направленности функции.

Однако это ещё не свидетельствует об их абсолютном сходстве. Как раз их различие обнаруживается в том, что свои функции они выполняют в обществе различными путями и в различной форме. Содержанием обычая является правило поведения, детальное предписание поступка в конкретной ситуации, а содержанием традиции - общая норма, принцип поведения. Обычай жёстко фиксирует действие или запрет какого-то действия, реализация строго регламентированного действия - цель обычая.

Традиция не имеет жёсткой связи с конкретным действием в определенной ситуации. Через обычаи люди приобретают необходимые знания, навыки поведения, опыт, связанный с непосредственным окружением, а через традиции происходит в самой большей степени приобщение к социальному опыту человечества интернациональные, революционные традиции и т. п Различен и характер воспитательного воздействия на людей обычаев и традиций. На основе усвоения обычаев и следования им формируются простые привычки, стереотипные навыки поведения, а следование традициям способствует формированию не только сложных привычек, но и сложных социальных чувств патриотического, интернационального и т. п Различие между обычаями и традициями отнюдь не свидетельствует о преимуществе одних перед другими.

Например, воспитательное воздействие обычаев очень велико в том отношении, что люди, следуя им, исподволь прививают себе определённые духовные черты и качества, воспитываются незаметно для себя, естественно и просто.

Поэтому правдивость как нравственная черта личности у детей формируется намного раньше, чем содержание понятия правда, и именно под влиянием обычаев, в частности семейно-бытовых. Основной закономерностью формирования обычаев и традиций является обусловленность их экономическим развитием, определенным уровнем и характером производства. Влияние социально-экономических отношений велико и на такой вид традиций и обычаев, как семейно-бытовые.

Очень важно учитывать особенности семейно-бытовых традиций и обычаев. Изменения в быту происходят медленнее, чем в экономике, в системе образования и социального воспитания, а также в некоторых других сферах общественной жизни. Консерватизм семейно-бытовых отношений обусловлен интимностью, специфичностью, относительной самостоятельностью и замкнутостью семьи. Здесь порой сказывается и длительное, весьма глубокое влияние религии, националистической психологии, трудностей и противоречий в развитии индивидуального сознания.

Именно в семейно-бытовой сфере мы чаще всего встречаемся с рецидивами старых, потерявших и экономическую, и идейную основу обычаев и традиций. Ведь бывают случаи, когда после торжественной регистрации брака молодожёны тайно где-нибудь в другом месте венчаются в церкви. Таким же образом совершается крещение новорожденных, освящение нового дома и т. п. Похороны с попом, поминки и другие религиозные обряды пока не изжиты в нашем быту. И причиной тому не только живучесть старых обычаев и обрядов, но и недостаточно активная организаторская и воспитательная работа.

Старые семейно-бытовые традиции, обычаи и обряды далеко не все так уж плохи и вредны, чтобы их надо было начисто искоренять. Многие из них имеют непреходящее нравственно-эстетическое значение. Традиции эти формировались под влиянием экономической необходимости, они являлись самым действенным средством воспитания трудолюбия, не говоря уже о влиянии на физическое развитие и закалку детей.

И уважение к результатам труда, и понятие о долге и многие другие нравственные качества формировались у подрастающего поколения непосредственно. Правда, в самой семейно - бытовой жизни было прежде значительно больше объектов для приложения посильного труда детей. Но вот под влиянием роста материального благосостояния, развития техники в быту убавилось этих объектов, да и сама традиция стала угасать. И последствия не заставили себя ждать чётко обозначилась тенденция снижения трудолюбия у детей.

Некоторые другие семейно-бытовые традиции и обычаи, несмотря на значительные социальные изменения в нашей жизни, необходимо сохранять и совершенствовать, потому что в них в значительной степени выражен народный идеал тех человеческих качеств, формирование и наличие которых предопределяет семейное счастье, благоприятный микроклимат семьи и в целом человеческое благополучие. Так, большое значение имеет традиционная дружба семей, как бы породнившихся при рождении детей, дружба семей передовиков труда и т. п. Неотъемлемой частью социалистической эстетической культуры является возрождение некоторых народных праздников русская масленица, татарский сабантуй - праздник плуга и др Однако вряд ли можно считать полезными те изменения в народных обычаях и обрядах, которые извращают их суть и снижают эстетическую ценность.

В среднеазиатских республиках наблюдается возрождение позорного обычая прошлого - ненавистного калыма - выкупа за невесту.

Пышные свадьбы, разорительные похоронные обряды нельзя выдавать за народные обычаи и обряды, как и нельзя красивые народные обычаи превращать в мещанский культ. Некоторые обычаи и традиции обретают такой вред, что в борьбу с ними приходится включать силу государственной власти. Поэтому необходимо строго разграничивать традиции, обряды и обычаи, в том числе и возрождённые, несущие в себе положительные нравственно-эстетические ценности, и те, которые не только не содержат ничего социально полезного, но и наносят вред развитию социалистической культуры.

Народные традиции, обряды и обычаи, в том числе традиционные празднества, должны служить средством развития эстетической культуры, коллективного развлечения и отдыха, совершенствования социалистического быта. Не надо забывать при этом, что, кроме праздников, есть будни, а в них важнейшим элементом эстетической культуры являются хорошие трудовые и семейно-бытовые традиции. Недаром труд и семейная жизнь так нерасторжимы в сознании трудового народа, недаром они нашли такое широкое отражение в народных пословицах и поговорках, в былинах, народных песнях и сказках, представляющих в совокупности идейное содержание народных традиций и обычаев. Во всем народном творчестве, составляющем важнейший элемент эстетической культуры, прославляется дружба в семье, уважение к родителям, любовь к труду, а осуждается лень, тунеядство, обжорство, нечестность, мотовство и другие человеческие пороки, происходящие от стремления жить обеспеченной жизнью, не прилагая для этого труда.

И это вполне естественно, потому что труд всегда был, есть и будет основой народного образа жизни.

Трудовые традиции советского народа отличаются от других его традиций, потому что за годы социалистического строительства резко изменился характер труда вообще, семейно-бытового в частности. Неотъемлемой чертой прежнего образа жизни, особенно сельского, было неизбежное участие детей в общем семейном труде по содержанию жилища, уходу за животными, обработке земли и т. п Семейно-бытовой уклад предполагал обязательное трудовое участие детей, потому что трудовых дел и по характеру, и по объёму было в семье значительно больше, чем в настоящее время. Сейчас семейно-бытовой уклад изменился, и весьма значительно.

И совершенно не случайно нередко в работящей, честной семье вырастают дети бездельники. А одна из причин тому - некоторое угасание названной выше вековой традиции. Угасает и традиция потомственности профессионального труда раньше дети приобретали профессиональные навыки и умения чаще всего от родителей, работая рядом с ними. Теперь эту функцию почти полностью выполняет система государственного профессионального обучения.

Но значит ли это, что в советском семейно-бытовом укладе исчезают трудовые традиции? Отнюдь нет. Другое дело, что в прежние времена они формировались под влиянием материальных трудностей семейной жизни, а в настоящее время их в каждой семье надо формировать с целью организации трудового воспитания детей.

В тех семьях, где этой важной задаче придаётся должное значение, хорошей традицией является посильное и справедливое распределение постоянных трудовых обязанностей между всеми членами семьи. Ныне преемственность трудовой культуры заключается не в передаче узкопрофессиональных навыков и умений или, как раньше нередко было, секретов профессии отцов и дедов, а в привитии глубокого уважения к труду и его результатам, в формировании здорового желания быть полезным людям, обществу, навыков и привычек организованности, самодисциплины, работоспособности и собранности. Если традиции и привычки органически спаяны в жизнедеятельности людей, то первые должны устанавливаться, а вторые тренироваться с помощью старших в семье, тех, кто имеет больший по сравнению с другими жизненный опыт и моральный авторитет.

Таких маленьких и больших традиций, в каждой семье по-своему поддерживаемых, но подчинённых общему принципу, может быть немало. Хорошей семейной традицией для поддержания всеобщей заинтересованности в заботах и успехах каждого члена семьи является постоянный обмен мнениями о делах трудовых, общественных, впечатлениями о виденном, слышанном, о важных событиях.

В семье очень важно формировать здоровое общественное мнение. Это тоже должно 6ыть традицией. Обрядовое оформление событий семейного значения, советских праздников и других важных общественных событий играет очень важную роль во всестороннем развитии личности, в обеспечении эффектности воспитания и т. д. Специфика обряда, как и ритуала, состоит, прежде всего, в символическом, порой строго определённом характере.

В любой традиции особенно в обычаях существует их обрядная, ритуальная сторона. Свадьба как традиция и обычай по своему смыслу содержанию, пожалуй, мало, чем отличается в разных странах. Но обрядовое оформление этого события имеет существенные различия у разных народов. Обряд как составная часть обычая, той или иной традиционной деятельности подчиняет поведение и действия людей единому эмоциональному настрою, создаёт такой нравственно-эстетический фон, на котором разум и чувство, рациональные и эмоциональные побуждения и действия людей сливаются, направляются в единое русло.

Для обряда характерна впечатляющая, яркая, оказывающая эстетическое и психологическое воздействие форма. Многие обряды, их эстетическое оформление включают все основные виды искусства. Одна из особенностей обряда заключается в том, что, несмотря на различие ролей в том или ином обрядовом ритуале, все участники его внутренне активны, переживают одинаковые чувства. Обряды особым образом выполняют важные социальные функции массового общения, воспитательную, социально-нормативную функцию социального наследования.

Обряд представляет собой особый способ передачи новым поколениям идей, социальных норм, ценностей и чувств. Эта передача осуществляется путём непосредственных личных контактов. Социальная природа обряда обусловила его коллективистский характер. Люди при этом удовлетворяют потребность коллективных переживаний, соучастия и общественной оценки важных для них событий.

Обряд не только формирует, но и углубляет чувства людей, обогащает их эмоциональный мир, что в нашу эпоху - эпоху научно-технической революции с её социальными последствиями - особенно важно. Торжественные символические акты формируют у каждого их исполнителя чувство принадлежности к коллективу, обществу. Если учесть, что в большинстве своём обряды совершаются в узловые моменты жизни человека, семьи, коллектива, народа, государства, общества, то станет ясным, насколько велико их воспитательное значение.

Характерной чертой обряда является его консерватизм, устойчивость к внешним воздействиям, стереотипность действий людей. В этом его общественная сила и слабость. Обслуживая общество на протяжении ряда исторических эпох, он весьма эффективно обеспечивает преемственность в развитии человеческой культуры. Но во время социальных революций консервативная сила обрядов играет трудно преодолимую антисоциальную роль, становится препятствием на пути общественного прогресса.

Поэтому в коммунистическом строительстве, в развитии и совершенствовании нового образа жизни особое значение имеет как борьба против старой обрядности, так и создание новой, соответствующей новым формам жизни и быта, общения и социального развития обрядности. 1.3

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Знакомство дошкольников с родословной

Под патриотическим воспитанием понимается постепенное и неуклонное формирование у учащихся любви к своей Родине Патриотизм - одна из важнейших черт.. Многое требуется от школы её роль в этом плане невозможно переоценить. Системе народного образования принадлежит ведущая роль в гражданском становлении подрастающего поколения, воспитании у..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях: