Конспект вводного занятия по театральной деятельности «Вот и лето прошло! Конспект занятия по развитию речи Беседа о театре.

Конспект фронтальной ОУД по развитию речи с использованием нетрадиционных техник рисования на тему «Вот оно какое наше лето!» для детей старших групп детских дошкольных образовательных учреждений. Прилагается список используемой литературы и графические материалы.Тема: Лето. Составление рассказа с опорой на картину.Программное содержание: Образовательная цель: Учить детей составлять рассказ с опорой на картину.Коррекционные цели: Учить согласовывать имена прилагательные с именами существительными в роде и числе; расширять словарный запас детей по данной лексической теме, упражнять в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, в употреблении глаголов настоящего времени единственного и множественного числа.Развивающие цели: Развивать связную речь, логическое мышление, воображение, общую и мелкую моторику.Воспитательные цели : Воспитывать умение доводить начатое дело до конца.Оборудование: печатное изображение Бонифация, картины на летнюю тематику, с изображением летней природы, сюжетные картины с изображением летнего отдыха, яркая коробка, мяч, соль, раскраски на летнюю тематику, гуашь, кисточки, стаканы-непроливайки с водой, салфетки, клеенки для столов.Ход занятия: Логопед: Дети! Посмотрите, кто сегодня у нас в гостях! Вы узнали этого героя? (Бонифаций) Правильно, это лев, который на время каникул едет отдыхать к своей бабушке. Как вы думаете, какое время года приближается, если Бонифаций едет в отпуск? Подскажет вам загадка:Я соткано из зноя, несу тепло с собою,Я реки согреваю, «купайтесь!» - приглашаю.

И любите за это вы все меня, я …

Беседа по теме.

Логопед: Среди вас все любят лето?

Кто из вас ждет лето? Почему?

С кем вы проведете лето?

Как вы собираетесь отдыхать?

Где, по-вашему, лучше всего отдыхать летом?

Как нужно готовиться к поездке?

Если вы останетесь дома, и никуда не поедете, то чем будете заняты?

Логопед: Расскажите, пожалуйста нашему гостю, за что же вы так любите лето?

Игра «Я люблю лето…»

Я люблю лето, потому что летом солнце светит ярко и греет жарко.

Я люблю лето, потому что летом день длинный, а ночь короткая.

Я люблю лето, потому что летом дует теплый ветер.

Я люблю лето, потому что летом часто идут теплые дожди, иногда с грозами.

Я люблю лето, потому что летом после дождя на небе бывает радуга.

Я люблю лето, потому что летом можно кататься на велосипеде.

Я люблю лето, потому что можно загорать и купаться.

Логопед: Да, лето действительно прекрасная пора! Предлагаю сыграть в игру. Если я говорю верно – хлопаете в ладоши, если я ошибаюсь – топаете ногами.

Игра «Бывает – не бывает»

Летом дети катаются на санках.

Летом на деревьях распускаются почки.

Летом дети лепят снеговика.

Летом дети пускают в ручьях кораблики.

Летом дети загорают и купаются.

Летом дети одевают легкую одежду.

Летом дети мастерят скворечники.

Летом на полях убирают урожай.

Логопед: Бонифаций очень любит подвижные игры и предлагает нам немного отдохнуть.

Физкультурная минутка (Выполняются движения в соответствии со словами)

У реки (в полной версии документа)

Логопед: Чем же еще знаменито лето? Посмотрите на картинки (Выставляются картины с летними пейзажами)

Упражнение «Подбери слово-действие».

На лугу…. много благоухающих цветов.

На деревьях …. много зеленых листьев.

На тропинках …. много ловких кузнечиков.

В траве …. много трудолюбивых муравьев.

Над душистыми цветами …. много пестрых бабочек.

На одуванчиках.… мед много мохнатых пчел.

В кронах деревьев весело … звонкие птицы.

Над летом ярко … солнце.

Логопед: У вас на столе лежат картинки, на которых нарисованы предметы. Внимательно посмотрите на них и придумайте к ним ласковые слова.

Игра с мячом «Назови ласково».

Солнце – солнышко

Речка – реченька

Лес – лесок

Трава – травушка

Лист – листочек

Цветок – цветочек

Гриб – грибочек

Ягода – ягодка

Стрекоза – стрекозка

Птица – птичка

Логопед: За время своего путешествия Бонифаций услышал некоторые интересные слова и выражения, но значение их он не знает. Надеюсь, вы сможете ему помочь.Упражнение «Почему так говорят?» Лето красное, потому, что цветы красивые.Лето солнечное, потому что солнце светит ярко.Лето ягодное, потому что много ягод.Лето дождливое, потому, что часто идет дождь.Лето грибное, много в лесу грибов выросло.Лето спортивное, потому, что летом можно заниматься спортом.Пальчиковая гимнастика «Лето» (загибаются пальцы по одному на каждый счет)(в полной версии документа)Логопед: Сегодня мы будем придумывать рассказ, который называется «Наше лето». А помогут нам в этом картинки. Но они не простые. Рассмотрите их. На них нарисован летний отдых, как отдыхают взрослые и дети в летний период. Летом можно много гулять на улице, кататься на велосипеде, строить песочные замки, играть в мяч, бегать босиком, ездить в гости к бабушкам и дедушкам. Бонифаций очень хотел привезти своей бабушке подарок, но не успел ничего приготовить. Но посмотрите, у него с собой большая, яркая коробка. Интересно, что же в ней? (Раскраски. Столы накрываются клеенками, выставляются гуашь, соль, кисточки, стаканы-непроливайки с водой, салфетки)Нужно помочь и сделать подарочные летние открытки. Для этого мы будем раскрашивать наши картинки гуашью, а пока она не высохла, посыплем сверху солью. Вот такие необычные открытки у нас получатся!Кроме того, вы должны рассказать нашему путешественнику, что нарисовано на вашей открытке, а он обязательно передаст их своей бабушке. Рассказы не должны быть похожи друг на друга.(Заслушиваются 2-3 рассказа)Логопед оценивает ответы детей на вопросы и анализирует их. Затем включается музыка на летнюю тематику. Дети слушают, закрыв глаза.Логопед: Благодаря чудесной музыке, вашим прекрасный рисункам и увлекательным рассказам мы смогли почувствовать приближающееся лето. Бонифаций очень рад что погостил у нас. Говорит нам всем «Спасибо» и спешит на поезд. До новых встреч!Итог занятия. О каком времени года говорили?Как лучше всего провести лето?Что больше всего вам нравится в этом времени года?Список литературы Приложение

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 24» города Подольска Московской области


Открытый урок

по окружающему миру

в 1 классе

УМК Планета знаний

Подготовила учитель начальных классов

____________/ Вацура Владислава Евгеньевна

Тема: «Вот и лето прошло. Осень.»


Задачи урока: формировать представления о годовом цикле – временах года, месяцах, их последовательности, учить выделять характерные признаки времён года.
Планируемые достижения учащихся: усвоить, в какой последовательности сменяются времена года, месяца; научиться узнавать время года по характерным признакам.
Оборудование: У учащихся – картинки с изображениями времен года, клей, заготовка круга
Предварительная работа:
    Во время прогулки понаблюдать с детьми за осенними изменениями в природе. С родителями подготовить картинки времён года и круг (но не клеить). Нарисовать совместно с родителями рисунок времени года на альбомном листе. Составить мини-рассказ по рисунку времени года по плану:
    Какое время года тебе нравится? Чем тебе нравится это время года? Чем любишь заниматься в это время года?
    Выучить стихи о временах года?

Ход урока:

    Орг. момент.
Расставить парты на четыре больших стола по каждому времени года. Подготовить слайды к показу. Подготовить подарки.
    Сообщение темы и целей урока.
Учитель: Здравствуйте, ребята. Садитесь. Сегодня у нас необычный урок. Необычен он тем, что на нашем уроке присутствуют гости - учителя, завуч, директор школы и родительский комитет. Сегодня на уроке окружающего мира мы с вами будем говорить о временах года: - какие бывают времена года и месяцы, - как называются, - сколько их, - как они сменяются друг за другом, - будем учиться их различать по характерным признакам. К концу урока мы должны:
    усвоить, в какой последовательности сменяются времена года; научиться узнавать время года по характерным признакам.
    Проверка домашнего задания:
Учитель: Но сначала, давайте вспомним, о чём мы говорили на прошлом уроке, что узнали нового. А для этого ответим на вопросы:
    Какой сегодня день? Какой день был вчера? Какой день будет завтра? Сколько дней в неделю? Назовите все дни по порядку? Назовите первый день недели? Назовите седьмой день недели? Назовите дни, когда мы отдыхаем, не учимся? А какое сейчас время года?
Учитель: как и на прошлом уроке, мы разделились на 4 группы, 4 команды, каждая из которых представляет определенное время года. ВЕСНА, ЛЕТО, ОСЕНЬ И ЗИМА Учитель: Придумала мать дочерям имена,
Вот Лето и Осень, Зима и Весна.
Приходит Весна – зеленеют леса,
И птичьи повсюду звенят голоса.
А Лето пришло – всё под солнцем цветёт,
И спелые ягоды просятся в рот.
Нам щедрая Осень приносит плоды,
Дают урожаи поля и сады.
Зима засыпает снегами поля.
Зимой отдыхает и дремлет земля.

Учитель: Ребята! Сколько времен года вы знаете? Правильно, 4, поэтому первым мы послушаем стихотворение под названием Воробьиный дневник, которое нам прочитают весна, лето, зима и осень.

Воробьиный дневник М. Пляцковский (БАДАКИНА ВИКА) Весна
И вкривь, и вкось, и напрямик
Бегут ручьи. Чирик-чирик!
Кричат скворцы, дрозды, грачи –
Попробуй всех перекричи! (ДАВЫДОВА МАФТУНА) Лето
Чирик-чик-чик. Светло. Тепло.
И,значит, лето вновь пришло.
Пою со всеми заодно:
«Пусть не кончается оно!» (КЛАНОВЕЦ СОФЬЯ) Осень
Закрыли тучи синеву.
Дождинки падают в траву.
Чик-чик-чирик! На край земли
Летят куда-то журавли. (ЧЕРЕМУХИНА ЛИЗА) Зима
Повсюду снег. И кто-то мне
Кормушки ставит на окне.
Быть благодарным я привык.
Спасибо, люди!
Чир-чирик! Учитель: М олодцы ребята! Теперь мы знаем 4 времени года. А кто знает, что у каждого времени года есть свой цвет. Четыре цвета года И. Суриков (БОЙДИНОВ ЖЕНЯ) Белый
Белые шапки на белых березах.
Белый зайчишка на белом снегу.
Белый узор на ветвях от мороза.
По белому лесу на лыжах бегу. (ЕВЛАНОВ ДАНИИЛ) Синий
Синее небо, синие тени.
Синие реки сбросили лёд.
Синий подснежник – житель весенний,
На синей проталинке смело растет.

(КОМИСАРОВ МАКСИМ) Зеленый
В зеленом лесу на зеленой травинке,
Поводит усами зеленый жучок.
Зеленую бабочку на тропинке,
Накрыл мой сачок, нитяной колпачок.(СИНЮКОВ СТЕПАН) Желтый
Желтое солнце греет слабее.
Желтые дыни на желтой земле.
Желтые листья шуршат по аллее.
Желтая капля смолы на стволе. Учитель: Ребята, а ведь каждое время года мы меняем обувь и одежду. И это правильно, ведь зимой холодно, а летом жарко. Ведь глупо и смешно было бы зимой увидеть человека в шортах и майке, а летом в шубе и шапке. Правда? Давайте послушаем стихотворение …

Кто в чём В. Орлов (БОРМОТОВА КРИСТИНА) Блещут лужи
На тропинках –
Осень топает
В ботинках. (МАМЕДОВА НЕЙЛА) Туча дождик
Унесла –
Ходит в туфельках
Весна. (КУСТОВА НАСТЯ) Лето ходит
Босиком
Или в босоножках, (ЛАКУТИНА ВИКА) А зима,
Скрипя снежком, –
В тепленьких
Сапожках. Учитель: мы рассмотрели 4 времени года, запомнили, что за чем, идет, узнали, что у каждого времени года есть свой цвет, своя одежда обувь. А теперь ребята давайте рассмотрим каждое время года более подробно, ведь каждое время года состоит из 3 месяцев, а в году их ровно 12 и у каждого месяца есть свои особенности. Азбука времён года В. Степанов Приглашаем команду зима ЗИМА (ФРАНЦ САБРИНА) Бела дороженька, бела.
Пришла зима. Зима пришла.
Я шапку белую ношу,
Я белым воздухом дышу,
Белы мои ресницы,
Пальто и рукавицы, -
Не различить меня в мороз
Среди белеющих берез.
Замру. И белка в тишине
Вдруг спрыгнет на руки ко мне. (БОРИСОВ ДЕНИС) Декабрь
Стынут ветви у берез,
По утрам трещит мороз.
Ну а мишке все равно -
Он в берлоге спит давно. (ЛАКУТИНА ВИКА) Январь
Замело в лесу пригорки
И овражки замело.
Зайка выскочил из норки -
Тихо. Холодно. Бело… (ЛЕПНОВ СЕРГЕЙ) Февраль
Ходит грозный Вьюговей
В снежной шапке до бровей.
Даже волк, разбойник-волк,
Испугался и примолк. (ГОДЯ АРТЕМ) ВЕСНА По опушке шла Весна,
Ведра с дождиком несла.
Оступилась на пригорке -
Опрокинулись ведерки. Зазвенели капли -
Загалдели цапли.
Испугались муравьи -
Двери заперли свои. Ведра с дождиком Весна
До села не донесла.
А цветное коромысло
Убежало в небеса
И над озером повисло -
Чу-де-са! (КОЛЬЦОВА НАДЯ) Март
Замер лес в прозрачной дымке,
На деревьях тают льдинки.
С веток падает капель,
И слышна синицы трель. (ХОТНИЧУК КИРИЛЛ) Апрель
Снег сошел. Запахло прелью.
Прокатился в небе гром.
Муравьи под старой елью
Всем семейством строят дом. (БОДАКИНА ВИКА) Май
Дружно лопаются почки,
Распускаются листочки.
На траве роса дрожит,
Лось за радугой бежит. (ТОПИЛЬСКИЙ МИША) ЛЕТО Соломенное лето,
Соломенный песок.
Соломенная шляпа
Сползает на висок. Соломенные дали,
Соломенные дни.
Соломенные кони
На солнышке видны. Соломенное небо,
Соломенный шалаш.
Соломинкой рисую,
Забыв про карандаш. (БОНДАРЧУК ПОЛИНА) Июнь
Солнце в небе светит ярко,
Но в густой тени не жарко.
Тут и там поют птенцы -
Леса новые жильцы. (КУСТОВА НАСТЯ) Июль
В золотых цветах опушка,
Пчелы водят хоровод.
В камышах кричит лягушка:
Из-за речки дождь идет. (КОМИСАРОВ МАКСИМ) Август
До утра в лесу тепло
От смолистых сосен.
Белка гриб несет в дупло…
Наступает осень. (МАДЮКОВ АРТЕМ) ОСЕНЬ Заглянула осень в сад -
Птицы улетели.
За окном с утра шуршат
Желтые метели.
Под ногами первый лед
Крошится, ломается.
Воробей в саду вздохнет,
А запеть -
Стесняется. (КЛАНОВЕЦ СОФЬЯ) Сентябрь
Пусто в домике стрижа -
Улетел бедовый,
И как зонтик у ежа
Желтый лист кленовый. (КОПЫЧЕВ ВЛАДИСЛАВ) Октябрь
Вяжет сети паучок,
Гонит тучи ветер.
Загрустил бурундучок
О прошедшем лете. (БОРМОТОВА КРИСТИНА) Ноябрь
В инее ложбина,
В огоньках рябина.
Дятел клювом бьет -
Зиму в гости ждет.

Учитель: Молодцы ребята. Мы многое узнали про времена года. А теперь загадки.

Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю,
Но не касаюсь елочек и сосен.
Я - красивая желтая...
Осень

Снег на полях, лед на водах,
Вьюга гуляет. Когда это бывает? Зимой
Тает снежок,
Ожил лужок.
День прибывает.
Когда это бывает?
Весной
Зеленеют луга,
В небе - радуга-дуга.
Солнцем озеро согрето:
Всех зовёт купаться...
Лето

      Закрепление изученного.

Учитель: Ну вот, ребята, мы с вами освоили огромный материал. Давайте повторим, что мы сегодня узнали.

    сколько месяцев во времени года

    сколько всего месяцев в году

    из каких месяцев состоит осень

    …. Зима

    …. Весна

    … Лето

И так из года в год пролетают дни, недели, месяцы и времена года. И вы с каждым годом растёте, становитесь старше, взрослеете, умнеете. А месяцы и времена года остаются те же.

Мы с вами заранее готовили круг, означающий круговорот времен года и картинки с изображением времен года. Давайте вклеим картинки со временами года в круг – круговорот в той последовательности, в которой они идут друг за другом.

      Творческое задание и домашнее задание.

Учитель:

1. Ребята, я знаю, что вы дома ещё рисунки рисовали – рисунки своего времени года и составили по ним небольшой рассказ. Расскажите об этом нам и своим одноклассникам.

(Дети показывают рисунки и рассказывают

небольшие рассказы по рисункам).

      Подведение итогов. Обобщение изученного.

Учитель:

Ребята, можем ли мы теперь ответить на вопрос –

После какого времени года бывает лето? (После весны).

А сейчас какое время года? (Осень).

А какое время года будет после осени? (Зима).

А после зимы? (Весна)

А после весны? (Лето). И будут летние каникулы.

А после лета? (Осень). И мы снова придём учиться в школу уже во 2 класс.

А кто запомнил названия месяцев? Сколько месяцев в году? (12 месяцев) .

Отгадайте загадку: Двенадцать братьев

Разно называются

И разными делами

Занимаются.

(Месяцы года).

Давайте с помощью круга назовём хором все месяцы года. Начнём с месяца, с которого начинается каждый год. (Дети хором называют названия месяцев с января по декабрь). Их можно увидеть в календарях (маленьких и больших), численниках. (Показ календарей, численника).

Спасибо, ребята. Вы очень постарались! Все сегодня молодцы! И заслужили подарки!

На этом наш урок закончен.

Открытый урок Страница 11

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №32 «Березка»

Конспект занятия по развитию речи

Старшая группа

«Лето!»

Воспитатель: Яценко Д.А.

Задачи :

Упражнять детей в образовании и употреблении имен прилагательных в сравнительной степени,

Упражнять детей в подборе действий и признаков к предметам,

Закреплять умение образовывать глаголы в прошедшем времени,

Развивать логическое мышление и связную речь,

Упражнять в умении согласовывать числительное с существительным и прилагательным,

Воспитывать интерес к изменениям в природе, происходящим летом .

Ход занятия:

В. Ребята, здравствуйте! Сегодня у нас с вами будет очень интересный разговор, а загадка поможет вам узнать, о чем мы поговорим:

Я соткано из зноя, несу тепло с собою,

Я реки согреваю, «купайтесь!» — приглашаю.

И любите за это вы все меня, я …

В. Вот, наконец, и наступило лето красное! Мы так долго ждали его с вами!

Расскажите лето оно какое? (Ответ детей)

Лето какое? (теплое, яркое, разноцветное, радостное, жаркое.).

Солнце летом какое? (желтое, жаркое, яркое, теплое.).

Трава летом какая? (зеленая, душистая, высокая, низкая, мягкая.).

Вода летом какая? (теплая, прохладная, приятная, освежающая.).

Дождь летом какой? (теплый, долгожданный, проливной. короткий. затяжной.).

Дети летом какие? (веселые, радостные, забавные, шумные.).

Небо летом какое? (голубое, яркое, светлое, безоблачное, грозовое.).

Облака летом какие? (высокие, белые, голубые, грозовые, дождевые.).

Молодцы. Летом поспевают ягоды и фрукты. Давайте расскажем какой сок получится из фруктов, выбирайте себе картинку и называйте сок.

Дети : Яблоко - яблочный сок, апельсин - апельсиновый сок, мандарин - мандариновый сок, лимон - лимонный сок, ананас - ананасовый сок, груша - грушевый сок, виноград - виноградный сок, персик - персиковый сок.

В. Очень много существует пословиц и поговорок про лето. Как вы думаете, как можно объяснить такие поговорки и пословицы: «Летом заря с зарёй встречаются». (Большой световой день.) «В июне солнце высоко, а с утра до вечера далеко». Почему говорят: летом каждый кустик ночевать пустит? (Потому что летом очень тёплые ночи) (Ответы детей)

В. А теперь давайте немного отдохнем и поиграем.

Подвижная игра «Косари».

Выбираются 3 водящих - косари, остальные играющие - цветы. Каждый играющий ребенок получает цветную ленту, обозначающую цветок: желтая лента - одуванчик, белая лента - ромашка, синяя - василёк. Ленты закрепляются у детей сзади на поясе. Водящие заранее договариваются, кто какой цветок будет срывать. Играющие произносят текст и имитируют движение: цветы, стоя на месте, раскачиваются, двигают руками-листочками, растут. Косари делают энергичные движения руками в сторону -вперёд и ходят между цветами по полю.

Слова цветов:

Зелен, зелен луг, всё цветёт вокруг,

И роса блестит, и коса звенит.

Одуванчик, василёк и ромашка здесь растут.

Слова косарей:

Я косой траву скошу и букетик наберу.

Раз, два, три…

На слова: «Раз, два, три… » - цветы разбегаются, стараясь добежать до условленного места. Косари срывают с убегающих ленточки только своего цвета, так как по договору каждый косарь собирает или только одуванчики, или ромашки, или васильки. Побеждает тот, кто больше сорвал ленточек, соответствующих заданному цветку.

В: Сейчас расскажите что все делают летом.

Солнце что делает? (светит, греет, припекает, нагревает, сушит.).

Облака что делают? (стоят, плывут, надвигаются, проливаются дождем.).

Трава что делает? (пахнет, зеленеет, сохнет, растет, лежит.).

Цветы что делают? (растут, цветут, пахнут, радуют, украшают.).

Фрукты что делают? (растут, созревают, опадают, наливаются.).

Птицы что делают? (летают, поют. щебечут, радуются, выводят, учат птенцов, заботятся о них.).

Дети что делают? (загорают, купаются, греются, играют, прыгают, веселятся, радуются.).

Ребятки, давайте поиграем в игру "А что вчера?".

Сегодня фрукты созревают, а вчера. (созревали) .

Сегодня дети загорают, а вчера. (загорали) .

Сегодня птицы поют, а вчера. (пели) .

Сегодня облака плывут, а вчера. (плыли) .

Сегодня дождь идет, а вчера. (шел) .

Сегодня молния сверкает, а вчера. (сверкала) .

Сегодня гром гремит, а вчера. (гремел) .

Сегодня дети купаются, а вчера. (купались) .

Давайте сделаем гимнастику для пальчиков.

1,2,3,4,5. Здороваются пальцы.

В лес идем мы погулять. Пальцы идут по столу.

За черникой, за малиной. Загибаем по одному пальцу с мизинца.

За брусникой, за калиной,

Землянику мы найдем. Соединяем ладошки корзиночкой.

Маме с папой отнесем.

В. А сейчас, ребята, я вам предлагаю нарисовать лето такое каким вы его себе представляете. После этого воспитатель спрашивает пару детей, что они будут рисовать.

Итог занятия.

О каком времени года говорили?

Как лучше всего провести лето?

Что больше всего вам нравится в этом времени года?

Занятие в логопедической группе по теме: «Вот и лето прошло»

Занятие №1.

Тема «Формирование представления о звуках».

Коррекционно-образовательные задачи. Расширение представлений об изменениях, происходящих в природе. Совершенствование навыков звукового и слогового анализа слов. : пробуждение интереса к познанию новых звуков, создание положительного настроя на учение.

Коррекционно-развивающие задачи. Развитие речевого слуха, связной речи, памяти, мышления, артикуляционной, тонкой и общей моторики.

Коррекционно-воспитательные задачи. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Оборудование. Зеркало на каждого ребенка, ширма, музыкальные инструменты, бумага, молоток, ножницы, пиктограммы, символизирующие эмоциональное состояние человека, маски зверей.

Ход занятия.

1. Оргмомент

Психогимнастика.

Посмотрите на эти лица.

Детям показывают пиктограммы.

Какие они разные!

Дети называют эмоциональное состояние человека: радостный, огорченный, печальный, сердитый. Мимические упражнения.

Изобразите злую Бабу Ягу, доброго волшебника, печальную Аленушку, огорченного Ивана-царевича. Возьмите зеркало, оно поможет вам.

2. Сообщение темы занятия

Сегодня мы будем слушать, узнавать и произносить разные звуки.

3. Развитие слухового внимания

Закройте глаза. Раз, два, три, четыре, пять - начинаем мы молчать и спокойно слушать звуки.

Проводится игра «Молчанка»

Что вы услышали? Вокруг вас множество звуков. Предметы могут звучать по-разному. Послушайте эти звуки.

Игра на музыкальных инструментах, резание бумаги, шуршание бумагой, постукивание молотком.

А сейчас отгадайте эти предметы по звучанию.

Действия выполняются за ширмой, а дети называют, что звучало.

Вы слышали разные звуки и по ним узнавали, какой инструмент звучал. Чем мы слушали? (Ушами.) Уши – это важный орган нашего тела. Что надо делать, чтобы сохранить наш слух и не причинить ему вреда? (Нельзя кричать громко друг другу на близком расстоянии и класть в уши любые предметы. Нужно закрывать уши в холодную погоду.)

4. Знакомство с термином «Речевой звук»

Вы уже слышали, как звучат разные предметы. Все живые существа тоже издают звуки. Послушайте стихотворение «Разные звуки».

Где-то собаки рычали:

Р-р-р!

В стойле коровы мычали:

Мммуу!

В комнате мухи жужжали:

Жжж!

Мимо машины бежали:

Тррр!

Гудели от ветра все провода:

Зззнь!

Капала в кухне из крана вода:

Динь!

Перекликались в ночи поезда:

Ууу! Ууу!

Листья на ветру шумели:

Тсс!

Змеи в лесу шипели:

Шшш!

А комары все пели:

Ззз!

Непоседа мячик днем и ночью

Успокоиться не хочет:

Пам! Пам!

Куклы кашляют в постели -

Днем мороженое ели!

Кхх! Кхх!

Э. Нийт (Перевод с эстонского Е. Ракеева).

Как перекликались поезда? (Ууу!) Вы сегодня еще не сможете повторить все звуки, но мы обязательно научимся их износить.

Звуки издают животные, а мы с вами - говорим. Человек обладает речью. Звуки речи соединяются, и получаются слоги, слоги образуют слова. Мы будем учиться слушать и произносить речевые звуки.

5. Физминутка

Пантомима «Прогулка в лес». Ходьба с высоким подниманием колен.

Перешагиваем через высокую траву. Перепрыгиваем через лужу.

Прыжки на двух ногах.

Посмотрите, какая красота! Выразим восхищение: о-о-о! Прислушаемся к шуму листьев. Вдруг подул ветерок.

Легкий выдох с округлением губ. Имитация сильного ветра во время бури.

Ветер утих. Будем собирать грибы. Мы по лесу шли, шли, подосиновик (подберезовик, боровик) нашли.

6. Произношение отдельных звуков. Развитие просодии

Однажды на лесной полянке собрались зайка, мишка, лисонька, волк, белочка и ежик. Решили показать друг другу, как хорошо они умеют петь. Лисонька запела: а-а-а. Волк у-у-у. Мишка ы-ы-ы. Белочка: и-и-и. Ежик: э-э-э. Как пели звери?

Дети надевают маски. Повторение детьми «песенок» зверей с изменением силы и высоты голоса.

За зверей мы пропели разные звуки. Звуки речи звучат по-разному. Р-р-р, д-д-д (громко), п-п-п, т-тп-т (тихо), ж-ж-ж (с голосом), ш-ш-ш (без голоса).

7. Ознакомление с органами артикуляционного аппарата

Как вы думаете, что помогает нам произносить звуки? (Язык, губы). Правильно, мы произносим звуки ртом. Наш рот - домик звуков.

В домике этом Красные двери, Рядом с дверями - Белые звери. Любят зверушки Конфеты и плюшки.

В каждом домике есть дверь, и даже не одна. Первая дверь - губы, вторая - зубы. Произнесите звук п-п-п. Этот звук произносим губами. Произнесите звук б-б-б. Этот звук тоже произносится... (губами). Произнесите звук л. Посмотрите, как прижался к губам наш язычок. В домике есть потолок. Это - нёбо. Пощелкайте язычком. Поднимите его за верхние зубы и постучите д-д-д. Почувствовали, как язычок стучит по бугоркам? Это альвеолы.

Положите ладошку на горло. Произнесите д-д-д-б-б-б. Здесь живет голос. Иногда он спит и его не слышно. Произнесите звук к. Вы услышали голос? (Нет). А теперь произнесите звук г. Голос проснулся, запел так громко, что стенка домика задрожала. Так что же нам помогает произносить звуки? (Губы, зубы, нёбо, язык, альвеолы.) Как надо заботиться о нашем рте? (Чистить зубы. Полоскать рот после еды. Не кусать твердые предметы.)

8. Артикуляционная гимнастика

Чтобы красиво произносить звуки, надо научить губы, язык. Выполнять разные упражнения. Вытяните губы трубочкой, а теперь улыбнитесь.

Упражнения для губ и языка

А еще надо научиться правильно дышать.

Упражнение на дыхание «мячик-ямка»

9. Итог занятия

Что мы слушали? (Звуки.) Чем мы слушали? (Ушами.) произносим звуки? (Ртом.)


Тема: «Вот и лето прошло!»

Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, физическое развитие.

Программное содержание:

Собрать детей вместе после летнего перерыва, порадоваться теплой встрече;

Активизировать знания детей о театре;

Учить передавать при помощи жестов, мимики и голоса образ героя;

Учить разыгрывать знакомую сказку при помощи настольного театра;

Совершенствовать исполнение художественно-образных умений;

Развивать мелкую моторику и артикуляционный аппарат;

Воспитывать интерес к театральной деятельности, дружеские взаимоотношения со сверстниками.

Методы и приемы:

Словесные:

Беседа и рассказ о театре;

Проблемные вопросы, объяснение;

Загадки, художественное слово и скороговорки;

Наглядные:

Демонстрация способа действия, наблюдение;

Практические:

Игра-импровизация;

Разыгрывание сказки при помощи настольного театра;

Артикуляционная и пальчиковая гимнастика;

Физкультминутка;

Дидактические:

Игровая ситуация.

Предварительная работа: беседа о театре, игры импровизации, разыгрывание этюдов, подготовка к спектаклям, разучивание стихотворений, монологов и чтение художественной литературы.

Индивидуальная работа: разучивание пальчиковой гимнастики и физкультминуток, работа над выразительным произношением слов и реплик сказочных героев.

Демонстрационный материал: небольшой мяч, волшебный мешочек, свиток, фигурка колобка из настольного театра, музыкальное сопровождение, маски персонажей из сказки «Колобок».

Словарная работа: театр, декорации, артисты, зрители, сцена, грим, костюмы, маски, афиша, мимика, жесты, импровизация, комедия, драма, мюзикл.

ХОД НОД:

1. Организационный момент.

Звучит музыка, дети проходят в зал, встают свободно у центральной стены и выполняют движения вслед за воспитателем.

В понедельник я купался, (Изображаем плавание.)

А во вторник — рисовал. (Изображаем рисование.)

В среду долго умывался, (Умываемся.)

А в четверг в футбол играл. (Бег на месте.)

В пятницу я прыгал, бегал, (Прыгаем.)

Очень долго танцевал. (Кружимся на месте.)

А в субботу, воскресенье (Хлопки в ладоши.)

Целый день я отдыхал. (Дети садятся на корточки, руки под щеку — засыпают.)

После игры, дети садятся полукругом на ковре.

П. : Здравствуйте, мои друзья! Так много времени прошло с тех пор, как мы встречались с вами в нашем уютном зале! Я очень рада всех вас увидеть, и теперь, когда жаркое лето позади, мы снова будем играть, импровизировать и показывать спектакли для друзей.

2. Словесная игра «Назови имя ласково».

П. : Давайте вспомним, как кого зовут, и познакомимся с «новенькими» ребятами. (Ребенок, поймавший мяч, проговаривает свое имя, или имя соседа, соблюдая ласковую интонацию.)

3. Беседа о театре.

А в них играть?

Тогда скажите мне, друзья,

Как можно изменить себя?

Чтоб быть похожим на лису?

Или на волка, или на козу?

Или на принца, иль на Бабу Ягу?

(Изменить внешность можно с помощью костюма, маски, грима, прически, головного убора.)

А без костюма можно, дети,

Превратиться, скажем, в ветер,

Или в дождик, или в грозу,

Или в бабочку, или в осу?

Что поможет здесь, друзья?

(Жесты и конечно мимика.)

П. : А какое искусство объединяет в себе импровизацию и преображение, помогает при помощи костюма, мимики, жестов и голоса превращаться в разных людей и животных?

П. : Конечно же, театр! А вы знаете, как и когда появился театр? Это было так давно, что никто и не помнит когда. Первыми актёрами были бродячие актёры, скоморохи. Их ёще по-другому называли, комедиантами. Тогда даже не было самого здания театра. Комедианты выступали прямо на улице под открытым небом. И только через много-много лет, стали строиться здания для театров. Сейчас артисты выступают на сцене. А что, по-вашему, является необходимой составляющей театра? (Сцена, декорации, маски, костюмы, афиша, грим, оркестр, актеры, зрители.)

П. : А какие виды театра вы знаете? (Кукольный, пальчиковый, конусный, театр на палочках, би-ба-бо, перчаточный, варежковый, масочный.)

П. : А что вы можете сказать о жанрах, каких видов могут быть представления? (Комедия, драма, мюзикл.)

П. : Ну а самое главное ребята, мы должны помнить, что театр это волшебный мир, который в одно мгновение может перенести нас в сказку, прошлое или будущее, рассказать о добре и зле, подарить хорошее настроение.

4. Игра-импровизация.

Воспитатель незаметно достает свиток с заданиями.

П. : Давайте с вами, под веселую музыку, не произнося ни одного слова, изобразим, то что, написано в этом свитке:

На паркете «Дружбы вальс»

Мухи танцевали.

Увидали паука - в обморок упали. АХ!

Дети показывают миниатюру, воспитатель помогает по необходимости, отмечает успехи детей.

5. Артикуляционная гимнастика.

П. : Молодцы, справились с заданием. Но впереди, для вас я подготовила еще одно задание, оно сложное, поэтому для начала, необходимо провести артикуляционную гимнастику. Для того чтобы у вас все получилось, повторяйте за мной:

Наш Дениска - озорник,

Тянет губки к ушкам,

Посмотрите, — говорит,

Я теперь — лягушка!

(Удержание губ в улыбке, зубы не видны.)

Кто играет на гитаре,

А Денис на дудочке,

Губы вытянул вперед

Узкой-узкой трубочкой.

(Рот открыт, боковые края языка загнуты вверх.)

Кончик языка в зубки упирается,

Спинку выгибаем — горка получается.

Быстро- быстро с горки вниз,

На санках катится Денис.

(Рот открыт. Кончик языка упереть в нижние зубки, спинку языка поднять вверх.)

У Дениса есть часы -

Удивительной красы!

Ходят стрелочки по кругу

И хотят догнать друг друга.

(Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком языка, попеременно тянуться под счёт педагога к уголкам рта.)

Язычок - вверх и вниз -

На качели сел Денис.

Вот качели высоко,

Вот качели низко.

До чего же хорошо

Весело Дениске!

(Рот открыт. Напряжённым языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним зубам.)

Недавно бабушка Анфиса,

Купила барабан Денису.

И теперь он делом занят:

Громко - громко барабанит.

(Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчётливо произнося звук «Д-Д-Д.)

Вот Денискин пароход

Смело по морю плывёт.

Не боясь крутой волны,

Весело гудит он: «ы - ы -ы»!

(Прикусить кончик языка и длительно произносить звук «Ы», как гудит пароход).

6. Упражнение на развитие дикции (Скороговорка).

П. : А теперь, как и обещала, для вас сложное задание, но после наших специальных упражнений, вы обязательно справитесь. Нужно пропеть скороговорку на одном звуке.

Наварила щука щей.

Пригласила трех ершей.

Говорили всем ерши:

«Щи у щуки хороши!»

(Педагог помогает детям во время выполнения упражнения.)

П. : Замечательно справились с заданием.

7. Пальчиковая гимнастика.

П. : Ой, что-то мы засиделись, давайте немного разомнемся:

(Дети выполняют пальчиковую гимнастику.)

Вышивает, шьет иголка,

Пальцу больно,

Пальцу колко.

Левая ладошка раскрыта, в правой руке воображаемая иголка, которая «шьет» и задевает пальчик.

А наперсток

В тот же миг

К девочке на пальчик

Делают вид, как будто, надевают на палец наперсток.

Говорит иголке: шей,

А колоться ты не смей! Грозят пальцем иголке.

8. Физкультминутка.

Зайки, где ж вы пропадали?

(Дети показывают руками ушки зайчиков)

Мы в капусте отдыхали.

(дрожат от страха)

А зачем капусту съели?

(руки ставят на пояс, качаются)

Мы лишь носиком задели.

(пальцем дотрагиваются к носу)

Ох, вас надо наказать.

(грозят пальцем)

Что ж, попробуйте догнать.

(быстро прыгают на месте).

9. Игра-спектакль по сказке «Колобок».

(Педагог достает волшебный мешочек и загадывает загадку.)

Прямо с полки, за порог.

Убежал румяный бок.

Укатился наш дружок,

Кто же это?. (Колобок)

(Достает фигурку колобка.)

П. : Правильно вы ребята угадали, а давайте обыграем эту сказку, у нас есть декорации, и маски. Я буду сказочницей, а вас, ребята, попрошу распределиться по ролям и занять свои места (Раздают детям маски персонажей).

Звучит русско-народная мелодия. У домика сидят дед и бабка. Дед что-то строгает, бабка вяжет.

Сказочница:

В деревушке, рядом с речкой,

В теплом доме с русской печкой,

Жили - были, много лет,

Бабка старая и дед.

Дед: Испеки, бабка, колобок.

Бабка: Из чего печь-то? Муки нет.

Дед: А ты, бабка, пойди, по сусекам поскреби, по амбару помети! Авось муки и наберется.

Бабка перестает вязать, заходит в дом.

Сказочница: Взяла старуха перышко, по сусекам поскребла, по амбару помела, и набралось муки пригоршни с две. Замесила тесто, истопила печку, испекла колобка. Получился колобок и пышен, и ароматен.

Бабка ставит на подоконник игрушечного колобка.

Положила бабка колобок на окошко остывать. А колобок прыг за окно — и покатился себе по тропинке.

Вместо игрушки, на сцене появляется ребенок, исполняющий роль Колобка. Он бежит в лес, приговаривая.

Я по сусекам скребен,

По амбару метен,

В печку сажен,

На окошке стужен!

Я от Дедушки ушел и

От Бабушки ушел!

(Из-за елки справа выпрыгивает навстречу Колобку Заяц).

Заяц: Колобок, румяный бок! Я тебя съем!

Колобок: Не ешь меня, косой Зайчик! Я тебе стишок расскажу.

Я по сусекам скребен,

По амбару метен,

В печку сажен,

На окошке стужен!

Я от Дедушки ушел и

От Бабушки ушел!

А от тебя, Заяц, и подавно уйду!

Колобок быстро «катится» мимо зайца, и исчезает за елками справа. Заяц убегает в противоположную сторону. Играет музыка.

Колобок появляется из-за елок слева, из-за елок справа выходит навстречу Колобку Волк.

Волк: Колобок, румяный бок! Я тебя съем!

Колобок: Не ешь меня, серый Волк! Я тебе стишок расскажу.

Я по сусекам скребен,

По амбару метен,

В печку сажен,

На окошке стужен!

Я от Дедушки ушел и

От Бабушки ушел,

Я от Зайца ушел, а от тебя, Волк, и подавно уйду!

Колобок быстро «катится» мимо Волка и исчезает за елками справа. Волк убегает в противоположную сторону. Играет музык. Колобок появляется из-за елок слева, из-за елок справа выходит навстречу Колобку Медведь.

Медведь: Колобок, румяный бок! Я тебя съем!

Колобок: Не ешь меня, Косолапый! Я тебе стишок расскажу.

Я по сусекам скребен,

По амбару метен,

В печку сажен,

На окошке стужен!

Я от Дедушки ушел и

От Бабушки ушел,

Я от Зайца ушел,

Я от Волка ушел, а от тебя, Медведь, и подавно уйду!

Колобок быстро «катится» мимо Медведя и исчезает за елками справа. Медведь уходит в противоположную сторону.

Играет музыка.

Колобок появляется из-за елок слева, из-за елок справа выходит навстречу Колобку Лиса.

Лиса: Колобок, румяный бок! Я тебя съем!

Я по сусекам скребен,

По амбару метен,

В печку сажен,

На окошке стужен!

Я от Дедушки ушел и

От Бабушки ушел,

Я от Зайца ушел,

Я от Волка ушел,

От Медведя ушел, а от тебя, Лиса, и подавно уйду!

Лиса: Ах, как славно ты поешь! Да вот, плохо я слышать стала. Подкатись-ка ближе, да расскажи еще разок!

Сказочница: Колобок обрадовался, что его послушали, и подкатился близко-близко к хитрой лисе.

Я по сусекам скребен,

По амбару метен,

В печку сажен,

На окошке стужен!

Сказочница: А лисичка, его - Ам! - и съела.

Хотя нет. Колобку все же удалось убежать. Но после этого он больше никогда не хвастался.

Вот и сказочке конец! А кто слушал - молодец!

10. Подведение итогов.

П. : Наша встреча подошло к концу. Что вам понравилось на занятии? (Ответы детей.)

П. : Мне очень понравилось, как вы изображаете мимикой, жестами и голосом все своих героев, как смело выполняли все задания. Молодцы! Артистами сегодня побывали, И сказку вы, ребята, показали. Артисты все были хороши, поаплодируем друг другу от души!