Конспект занятия "коллективно - творческие дела". Коллективное творческое дело "поиск клада" План конспект воспитательного мероприятия ктд

План-конспект коллективного творческого дела, посвященного

Дню Матери.

«При солнышке тепло, при матери добро»

Цели:

Формировать у детей навык творческой деятельности;

Развивать аккуратность и творческое воображение у детей;

Развивать память;

Формировать умение выступать на сцене, не бояться ее;

Воспитывать уважение и внимательно отношение к родителям.

Учить изготавливать костюмы и необходимые театральные атрибуты своими руками из подручных материалов;

Развивать оформительские (декораторские и дизайнерские) качества (чувство цвета, формы, материала);

Развивать творческие способности;

Формировать эстетическую культуру в творческой деятельности.

Задачи для учащихся:

Придумать и самостоятельно изготовить открытки для мам;

Выучить стихотворения;

Выступить на общешкольном празднике-концерте с собственным номером.

Оборудование: белая и цветная бумага, карандаш, ручка, ножницы, клей.

Время проведения КТД: за две недели до Дня Матери, два раза в неделю.

Ход КТД.

1 день . Объяснить ребятам цели и задачи КТД. Рассказать, что приближается праздник День матери, и школа организует концерт-поздравление для мам. А нашему классу предлагается выступить с собственным номером – прочитать стихотворения. Далее предложить изготовить для своих мам поздравительные открытки, ведь лучший подарок – это подарок, сделанный своими руками.

На листах бумаги изобразить придуманные каждым эскизы открыток, которые будут изготавливаться позже.

2 день. Практическое занятие по трудовому обучению. Ребята под руководством учителя делают аппликации – изготавливают открытки для мам. В начале урока проводится беседа по технике безопасности.

Домашнее задание: найти и принести в класс стихотворение о маме, для мамы или поздравление с праздником.

3 день. Дети приносят готовые открытки и поздравления, под руководством учителя подписывают открытки.

Учитель раздает учащимся стихотворения, которые они должны будут выучить к выступлению на концерте. Затем ученики рисуют небольшую стенгазету-плакат, посвященный наступающему празднику, плакат будет представлен на общешкольном конкурсе стенгазет.

4 день. Ребята под руководством учителя несколько раз репетируют свой номер. Исправляют ошибки, работают над выразительностью.

5 день. Праздничный концерт, посвященный Дню Матери. Ребята приносят с особой изготовленные открытки, выступают с номером, дарят открытки мамам.

Коллективное подведение итогов.

Проводится общее собрание коллектива, которое посвящается подведению итогов КТД. На собрании может происходить просто обмен мнениями о том, что получилось, а что не совсем. Учитель благодарит ребят за активное участие, коллектив задумывает новое КТД.

Татьяна Титова
Конспект коллективно-творческого дела с использованием ИКТ «Подарок другу» для детей старшей группы (5–6 лет)

Интеграция образовательных областей :

«Познавательное развитие» ,

,

,

«Речевое развитие» ,

«Физическое развитие»

Задачи :

Продолжать знакомить детей с праздниками нашей страны с использованием ИКТ («Познавательное развитие» )

Продолжать обогащать нравственный опыт дошкольников через систему коллективных творческих дел («Познавательное развитие» )

Развивать умение договариваться о совместной работе, ее содержании со сверстниками («Социально-коммуникативное развитие» )

Развивать коммуникативные способности детей (умение слушать товарища, высказывать свою точку зрения, прислушиваться к мнению других ) («Речевое развитие» )

Воспитывать в детях дружеские отношения («Социально-коммуникативное развитие» ,

Развивать творческие способности, эстетическое восприятие детей при создании коллективных работ («Художественно-эстетическое развитие» ).

Методы и приемы :

Практические : работа с раздаточным материалом.

Игровые : динамическая пауза.

Словесные : вопросы к детям, пояснения.

Наглядные : показ презентации.

Материалы и оборудование :

Ноутбук, проектор.

Презентация «Государственные праздники РФ»

Открытки-сердечки.

Плакат-основа для коллективной композиции .

Шаблоны голубей и фигурок людей.

Цветная бумага, белая бумага

Простые карандаши, ножницы, клей, кисти клеевые, салфетки тряпичные и влажные, корзинки для мусора, кленки.

Ход НОД:

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята, посмотрите, сколько сегодня к нам пришло гостей. Давайте их поприветствуем. А сейчас поприветствуйте друг друга .

2. Игра-приветствие «Здравствуй, друг »

Здравствуй, друг ! (здороваются за руку)

Как ты тут? (похлопывают друг друга по плечу )

Где ты был? (теребят друг друга за ушко )

Я скучал! (складывают руки на груди в области сердца)

Ты пришел! (разводят руки в сторону)

Хорошо! (обнимаются)

3. Презентация «Государственные праздники» .

Ребята, а вы любите праздники?

А какие праздники вы знаете? (Ответы детей .)

У каждого праздника свои традиции и ритуалы, свои приметы, свои краски и звуки, свой праздничный стол и даже свой особый запах.

Но всё-таки у всех праздников есть и общие черты : встречи с гостями, хлебосольное застолье, настоящее веселье. И взрослые, и дети живут в ожидании хорошего праздника – весёлого, нарядного, вкусного, чтобы душа радовалась.

Праздники бывают разные : народные, религиозные, профессиональные, семейные и другие . А есть и такие, которые отмечаются сразу во многих странах, их называют международными, например : 8 Марта, День защиты детей и многие другие . Есть праздники государственные – этот праздник отмечают всей страной.

В наше время в России государственными праздниками являются :

1 января – Новый год - самый любимый и веселый праздник, главным украшением которого является зеленая красавица – ёлочка, приходит волшебник - Дед Мороз и приносит подарки .

23 февраля – День защитника Отечества. В этот день мы поздравляем самую сильную половину человечества, защитников нашей родины - пап, дедушек, братьев.

8 Марта – Международный Женский день. Это весенний праздник наших мам, бабушек и всего женского населения нашей планеты. Мама – это самое главное слово на земле, ласковая, добрая, нежная, самая любимая мамочка на свете.

1 мая – Праздник Весны и Труда. Наступила весна. Все вокруг оживает и расцветает. Люди выходят на улицы для благоустройства поселков и городов. Этот праздник зовет всех к труду на благо России, к миру и согласию.

9 мая – День Победы - священный праздник. Тяжелая доля досталась тем, кто сражался в годы ВОВ, защищая честь, достоинство и свободу нашей России. Мы чтим память павших в боях за Родину, чествуем ветеранов ВОВ.

А сколько ещё множество праздников отмечают в нашей стране : 1сентября – День знаний, последнее воскресенье ноября – День матери России, 1 апреля – День юмора, 25 января – День студентов, Пасха, Масленица и ещё много разных праздников.

В России никогда не было недостатка в праздниках. Все праздники отмечаются с большим удовольствием.

Ребята, а назовите мне, какой же самый главный личный праздник? (День рождения.)

Да, это День рождения – праздник, когда рядом родные, близкие и, конечно, друзья. День веселья, радости, добрых слов и чудесных подарков .

К сожалению, день рождения только раз в году. А так хочется порадовать друга . Скоро у Трофима день рождения, сейчас его нет в детском саду, давайте приготовим ему подарок . Только это будет нашей маленькой тайной.

Как вы думаете, что можно подарить другу , чтобы порадовать его, устроить маленький праздник, сделать сюрприз ? (улыбку, открытку, шарик, стихотворение, песню, торт, конфетку) Ведь денег у нас нет, торт мы без мам не сможем спечь. А давайте мы с вами смастерим подарок нашему имениннику ? (Ответ детей )

Стать добрым волшебником,

Ну-ка попробуй,

Тут хитрости

Вовсе не нужно особой!

Понять и исполнить желанье другого ,

Одно удовольствие, честное слово!

4. Физминутка.

В группе нашей каждый день

Делаем зарядку ,

Выполняем упражненья

Строго по порядку :

Все присели,

Дружно встали,

Повертели головой,

Потянулись, повернулись

И друг другу улыбнулись !

(Дети выполняют движения за воспитателем)

Улыбку нам дарит и солнышко, которое дарит свет и тепло и подарит хорошее настроение !

Сейчас я вам раздам открытки - сердечки. Сердечки с одной звёздочкой – 1 группа , с двумя – 2 группа , с тремя звёздочками – 3 группа . Давайте пройдем к столам и посмотрим, кто какую работу будет выполнять.

5. Объяснение выполнения работы каждой группе .

1группа – изготовление по шаблону голубей, так как голуби - символ мира.

2 группа – обводят свои ладони, так как в трудную минуту друг придёт на помощь и протянет руку помощи. Друг в беде не бросит .

3 группа – изготовление по шаблону фигурок детей . Все люди на земном шаре должны жить в мире.

6. Самостоятельное выполнение детьми заданий.

7. Сборка композиции (коллективной открытки ) .

В центре нашей композиции земной шар.

1 группа над шаром располагает и прикрепляет на клей голубей.

2 группа внизу композиции располагает и прикрепляет ладони.

3 группа вокруг земного шара располагает и прикрепляет фигурки детей .

Как вы считаете, чего не хватает в нашей композиции? (Цветов)

Цветы – прекрасный подарок , спутник любого праздника! (Воспитатель прикрепляет на открытку объёмные цветы, заранее приготовленные). Ромашки – это символ семьи.

Ещё мне хочется вложить в одну из ладошек сердечко, так как только человек, имеющий отзывчивое и щедрое сердце может сделать подарок другу от души .

Ребята, посмотрите, какой славный подарок у нас получился ко дню рождения, подарок для друга от души .

Мы не знаем, кто и когда сделал первый подарок , как это произошло. Но за три вещи, можно ручаться : кто-то отдал другому , что-то ценное, увидел на его лице благодарность и сделал величайшее открытие – понял, что давать может быть, даже радостнее, чем брать. Это в подарке главное . Попробуйте дарить, помня об этом.

Что получилось? Понравилось? Что нового узнали?

Было трудно?

А мне хочется тоже вам, ставшими моими помощниками, сделать подарок , чтобы у вас было праздничное настроение. Я дарю вам воздушные шарики, ведь с их помощью можно быстро поднять настроение и устроить веселый праздник.

В сфере воспитания коллективная деятельность и коллективные творческие дела (КТД) уже на протяжении десятилетий занимают свое особое место. Эта замечательная методика, технология, прекрасно учитывающая и психологию младшего и старшего подросткового и юношеского возраста, действительно способна творить чудеса. У каждого, кто погружался в чарующую атмосферу коммунарского сбора, участвовал в КТД, магическим образом пробуждался творческий потенциал, возникали самые добрые чувства к своим товарищам.

Сейчас коллективная творческая деятельность переживает второе рождение их разнообразие, и периодичность позволяет учащимся реализовывать свои интересы и потребности, развивать интеллектуальные и творческие способности, социальное творчество. Данная система предполагает широкое участие каждого в выборе, разработке, проведении и анализе коллективных дел.

В работе “Энциклопедия коллективных творческих дел” по Иванову выделяет несколько видов КТД по направленности деятельности и дает их описание.

Познавательные дела. Их цель – развитие у школьников познавательных интересов, заинтересованного отношения к таким сторонам жизни, которые недостаточно познаны, полны тайн, загадок, требуют своего раскрытия в коллективном поиске. Познавательные КТД обладают богатейшими возможностями для развития у школьников таких качеств личности как стремление к познанию непознанного, целеустремлённость, наблюдательность и любознательность, пытливость ума, творческое воображение, товарищеская заботливость, душевная щедрость. Можно рекомендовать несколько интересных познавательных КТД: вечер веселых задач, вечер – путешествие, вечер разгаданных и неразгаданных тайн, город весёлых мастеров, устный журнал, пресс – бой, турнир знатоков, пресс – конференция.

Трудовые дела . Цель трудовых КТД – обогатить знание ребят об окружающем мире, выработать убеждения, что труд – основной источник радостной жизни, воспитать стремление вносить свой вклад в улучшение действительности, а так же привычку реально, бескорыстно, на деле заботиться о близких и далёких людях, работать самостоятельно и творчески. В трудовых КТД воспитанники и их старшие друзья осуществляют заботу через труд – творчество. Примерами трудовых КТД могут быть трудовая атака, трудовой десант, почта, трудовой рейд, сюрприз, подарок далёким друзьям.

Художественные дела позволяют целенаправленно развивать художественно – эстетические вкусы детей и взрослых, пробуждают желание испробовать себя в творчестве, воспитывают восприимчивость и отзывчивость, благородство души. Можно рекомендовать следующие КТД: кольцовка песен, концерт – молния, концерт – ромашка, эстафета любимых занятий, литературно – художественные конкурсы, кукольный театр.

Спортивные дела развивают у воспитанников гражданское отношение к спортивно – оздоровительной стороне жизни, к себе как здоровым и закалённым гражданам общества, готовым к труду и обороне. Можно рекомендовать следующие КТД: бой неуловимых, веселая спортакиада, космонавты и метеоры, спартакиада народных игр. Спортивные КТД помогают выработать быстроту, ловкость, выносливость, находчивость и настойчивость, смелость и мужество, коллективизм, дисциплинированность.

Есть еще Экологические и Досуговые дела.

Область действия и содержания КТД сегодня должны отвечать тем процессам обновления, которые происходят во всех областях жизни страны. Главное, чтобы это были дела, в которых детей и взрослых объединяли бы общие цели, общие жизненно важные заботы, а их отношения строились бы на принципах сотрудничества и сотворчества.

Как известно, готовых рецептов воспитания не бывает. Один к одному повторить чью – то авторскую идею КТД невозможно, но “схватить” эту идею, почувствовать её и разработать с детьми в обновленном варианте – уже творчество. Существуют сотни и тысячи моделей работы с детьми. У каждой свой сценарий, своя композиция, свой монтаж, своё содержание, свой набор творческих ролей. Здесь важен замысел коллективно творческого дела. Сам потенциал коллективного дела (в котором куча индивидуальных ролей, положений, заданий, ситуаций, находок) богат коллективными мыслями ребят. Детская импровизация – высшее достижение КТД. И у каждого из нас всё получается по-разному. Любую модель можно насытить содержанием разных направлений воспитательной деятельности. Главное, чтобы дети нашли себя, реализовались в деле, насытились роскошью общения, содружеством и сотворчеством. В работе с КТД педагог постоянно опирается на микроколлективы: отряды, звенья, команды, советы дела, творческие объединения, приятельские группы, чтобы дойти до каждого в том или ином КТД. Дети могут на разных этапах подготовки, проведения и анализа быть в разных микрогруппах. И это очень важно. В разных группах ребенок вступает в новые отношения, занимает новые положения. Разбить ребят на “группы действия” помогут такие приемы, как жеребьевка, считалка, добровольное желание, заявка на участие. Ребят можно “развести” по группам, по игровым и даже шуточным приметам: по цвету волос, глаз, росту, именам, по дню рождения, месту жительства и т.д. Можно назвать трех – четырёх первых членов группы, те выберут по одному партнёру, выбранные назовут следующих, так быстро скомплектуется команда. Можно разложить цветные кружочки, эмблемы и другие “амулеты”, дети выберут их произвольно, создав группу. Группа – главный “инструмент” КТД. Ребят надо учить работать вместе, уважая мнение каждого своего товарища, считаясь с его интересами и желаниями. Если все хотят делать что-то, используйте конкурс, если никто не хочет жеребьевку. Каждому предоставляется возможность определить для себя долю, характер своего участия и ответственности. КТД позволяет создать широкое игровое творческое поле, которая заключается в том что каждый ученик находится в ситуации придумывания, сочинительства, фантазии, т.е. создания чего-то нового. Результатом такого творчества становятся написанные детьми или взрослыми по отдельности или совместно сценарии, сочинения, стихи, песни, на сцене демонстрируются спектакли, миниатюры и т.д. Выставки организуемые почти всегда во время поведения КТД, демонстрируют широкий спектр творческих работ прикладного характера.

Большие выставки прикладного и письменного творчества, а так же публичные выступления ребят на сцене друг перед другом, часто не просто перед ровесниками из параллели, а перед младшими и старшими, создают ситуации демонстрации успеха, ситуации оценки своих достижений относительно успехов других. КТД имеет огромное влияние на личность каждого человека, на класс, который является первичным коллективом, так и на весь большой ученическо – учительский коллектив.

В процессе КТД ребята приобретают навыки общения, учатся работать в коллективе, делить успех и ответственность с другими, узнают друг о друге много нового, наконец, просто знакомятся и приобретают друзей. В процессе общей работы происходит взаимодействие людей разных возрастов, старшие помогают младшим, младшие учатся у старших. КТД становятся мощной силой, обеспечивают широкую внеурочную занятость детей. Положительно эмоциональный настрой, гарантированная ситуация успеха высвобождает добрые чувства, сопереживания всех всем.

КТД – это верный путь соединения и создания школьной общности на длительное время, создание и расширение пространства, способствующего развитию личности.

КТД дают возможность

ученику

  • реализовать и развивать свои способности
  • расширить знания об окружающем мире;
  • приобрести навыки проектирования;
  • проявить организаторские умения;
  • закрепить коммуникативные навыки
  • формировать способности к рефлексии (анализу)

педагогу

  • развивать творческий потенциал;
  • совершенствовать организаторские возможности;
  • изучить классный коллектив;
  • объединить учащихся, педагогов, родителей;
  • управлять процессом развития личности школьника;
  • развивать рефлексивные возможности

Воспитательно-образовательное содержание КТД формируется в виде дидактических задач, однако для детей они не выступают открыто, реализуются через игровые действия и правила, что значительно облегчает их решение, делает процесс увлекательным, эмоционально насыщенным. Игра способствует формированию положительной мотивации, расширяет состав участников КТД, делает его привлекательным.

Игра как средство воспитания выбрана не случайно. В процессе игры требования взрослых к детям становятся их требованиями к себе, значит, активным средством воспитания и самовоспитания. Игра – это свободная, естественная форма проявления деятельности детей, в которой осознается, изучается окружающий мир, открывается просмотр для проявления своего “Я”, личного творчества, активности, самопознания, самовыражения, саморазвития.

Игра – главная сфера общения детей, в ней решаются проблемы межличностных отношений, партнёрства, дружбы, товарищества; игра – это сильнейшее средство социализации.

Важнейшими воспитательными и развивающими функциями игры являются:

  • социокультурное назначение игры;
  • функция самореализации ребёнка в игре;
  • коммуникативная;
  • диагностическая;
  • игротерапевтическая;
  • коррекционная;
  • развлекательная.

Предмет игры – наслаждение ее процессом, конечный результат – реализация и развитие способностей, формирующих личность.

Организация КТД начинается с того, что образуется временная инициативная группа, которая на основе решений предыдущих КТД и насущных интересов коллектива школы предлагает тему, предусматривает цель, задачи нового КТД, распределяет обязанности между членами коллектива по его подготовке.

Этапы КТД:

Старт КТД.

Промежуточный этап.

Итоговое КТД.

Итогом любого КТД становятся театрализованные представления, интеллектуальные, развлекательные, спортивные игры, литературные гостиные, телепередачи на сцене, КВН, конкурсы и т.д.

Здесь же подводятся итоги КТД. Лучшие участники получают дипломы, благодарственные письма за лучший сценарий, лучшую творческую работу, самое яркое выступление, лучший реферат. Вручаются медали выдающимся знатокам, эрудитам, организаторам КТД и т.д.

Анализ КТД.

После итогового КТД в каждом классе проводится анализ. Это один из важнейших этапов работы: оценка результата, соотнесение полученного с запланированным. Для педагога это педагогическая диагностика. Основные вопросы, которые должны быть обсуждены, на первый взгляд, просты: Как было организованно дело? Что мы узнали друг о друге? Что делал лично я, чему научился, что узнал? Какие мысли и чувства вызвало у тебя КТД? и т.д. Отмечаются успехи класса и личный вклад каждого.

Задача педагога – фиксировать и отслеживать роли и позиции, которые занимают дети в различных КТД. Стремиться к тому, чтобы не “эксплуатировались” явные способности (например, умение рисовать – позиция оформителя); при его умелом руководстве ребёнок меняет роли, приобретая тем самым новые способности и умения.

Таким образом, КТД становятся личностно ориентированным. А их периодичность и повторяемость способствует приобретению положительных привычек, формированию характера, приобретению и развитию способностей.

Структура каждого коллективного творческого дела определяется шестью стадиями коллективного творчества.

Первая стадия – предварительная работа коллектива. На этой стадии руководитель и члены коллектива определяют конкретные воспитательные задачи данного КТД, намечают свои исходные направляющие действия, необходимые для выполнения этих задач, и приступают к таким действиям, проводя “нацеливающие” воспитательные занятия с воспитанниками (беседы, экскурсии и т.д.), готовят их к коллективному планированию.

Вторая стадия – коллективное планирование. Коллективное планирование начинается в микроколлективах, постоянных или временных объединениях. Здесь каждый высказывает свое мнение, оно обсуждается, в результате вырабатывается мнение микроколлектива.

Третья стадия – коллективная подготовка КТД. Для подготовки и проведения выбранного КТД создается специальный орган – Совет дела, в который входят представители каждого микроколлектива. Это объединение действует только во время подготовки и проведения данного КТД. Для следующего дела подобный орган создается уже в новом составе. Проект КТД уточняется и конкретизируется сначала Советом дела, с участие руководителя коллектива, затем в микроколлективах, которые планируют и начинают работу по воплощению общего замысла.

Четвертая стадия – проведение КТД. Руководитель коллектива и другие педагоги, опираясь на коллективный опыт подготовки КТД, говорят о самом главном, нужном. Действия воспитанников являются исходным, в них проявляется опыт, примерный и накопленный в процессе планирования и подготовки данного дела. Однако и в этой ситуации возникает необходимость “взывать к жизни” те действия воспитанников, которые по каким-либо причинам не осуществляются, хотя назрели, нужны для развития положительных и преодоления отрицательных личностных качеств.

Пятая стадия – коллективное подведение итогов КТД. Подведение итогов происходит на общем сборе, которому может предшествовать письменный опрос – анкета, содержащая первичные вопросы – задачи на размышление: Что у нас было хорошо и почему? Что не удалось осуществить и почему? Что предлагаем на будущее?

Шестая стадия – стадия ближайшего последствия КТД. На этой стадии в исходных направляющих действиях педагогов непосредственно реализуются выводы и предложения, выдвинутые при подведении итогов проделанной работы.

Таковы внутренние связи каждого КТД, которые можно назвать связями развертывания КТД – развертывания нужных развивающих действий.

Итак, дело ценно тогда, когда всему коллективу находятся творческие роли, поручения и задания. Когда именно это дело по душе, когда оно творческое по сути, т.е. имеет сюжет, вариативность, сюрпризы, новинки и придумки, интересно всем и каждому.

Педагогу необходимо найти и свое место в КТД. Это совсем необязательно должна быть командная роль. В творческом деле он может быть лидером, может быть членом совета дела, отвечать за какую-то часть КТД; может быть лишь оценщиком дела (член жюри, конкурсной комиссии); может руководить КТД через актив ребят; может быть рядовым членом дела или гостем, а может и вовсе не принимать в нем участия. Но контроль не исключать. Какую выбрать себе роль в деле, подскажут обстоятельства, уровень отношений с ребятами, личное амплуа, умения, интересы.

Каждая модель КТД вариативна и несёт своё воспитывающее и развивающее назначение. Следует помнить, что форма – уже содержание, что практически любое КТД можно использовать в работе с малышами, младшими и старшими подростками “облегчая” или усложняя её композицию, программу и содержание. КТД – сфера педагогического изобретательства, в котором участвуют и дети. Часто в одной модели встречаются элементы других КТД, которые её только обогащают. Есть несколько условий успешного использования КТД

Творческое дело должно опираться на предшествующий личный опыт ребят, знания, умения и навыки.

Любая модель КТД не самоцель. Не форма ради формы. Главное в ней – участие или соучастие ребёнка, его личное самовыражение и самоутверждение. Необходимо, чтобы любой ребёнок был нужен, нашёл себя в деле. Вот почему мы называем его коллективным и творческим. КТД – поле импровизации, вольного проявления, а не исполнения роли “по бумажке”.

Необходимо соблюдать последовательность действий по отбору, подготовке, планированию, проведению и оценке совместного дела.

Любой “этап” КТД есть творчество ребёнка, который необходимо заметить. Если один сшил костюм, другой сделал своими руками атрибутику, а третий использовал и костюм и атрибутику в своей роли, то успех следует поделить на всех. Это их коллективный успех.

Воспитательная работа с детьми – счастливый процесс, если рождает богатство человеческих отношений, если дети и взрослые действуют сообща, если они партнёры и друзья.

I этап. Предварительная работа

В связи с праздником Победы в ВОВ разработать и провести КТД в совместной деятельности педагогов, детей, родителей и ветеранов.

Цель КТД:

Расширить представление детей о войне, о событиях, людях.

Задачи, решаемые в процессе коллективной творческой деятельности:

Воспитание у ребенка нравственно-патриотических чувств, любви к Родине; воспитание патриотизма; воспитывать чувство гордости за героизм нашего народа и чувство благодарности к мужеству защитников земли русской;
- развивать уважение к истории своего Отечества, к людям, защищавшим родной край в тяжелые годы;
- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам и их традициям и формирование у детей любви к Родине в процессе накапливания знаний и представлений об окружающем и общественной жизни страны, жизни людей.

Высокие чувства любви к Родине, преклонение перед памятью о тех, кто отдал за нее жизнь, не возникают сами по себе в сердцах наших детей, их надо пробуждать. Рассказы близких людей – участников Великой Отечественной войны – в доступной форме являются одним из самых эффективных средств, служащих этой цели. Неправы те, кто считает, что воспоминания о тяжелом прошлом могут омрачить счастливое детство, кто готов ограждать ребенка от любых жизненных коллизий, могущих вызвать у него переживания. Замечательный педагог, посвятивший свою жизнь детям, Герой Социалистического Труда, ветеран войны В.А. Сухомлинский в своей книге «Сердце отдаю детям» писал:
«Пусть маленький ребенок задумается над судьбой родной земли… Пусть события прошлого предстанут перед ним как истоки настоящего.
… Нельзя облагородить детское сердце, если оно не почувствовало, не пережило величайшего горя нашей Родины – горя утраты 22 миллионов жизней, горя страшных мучений, пожаров и разрушений – всего того, о чем наш народ не может ни забыть, ни простить фашистам.
… Радость бытия не должна быть безмятежной». Истинную радость можно испытать лишь тогда, когда дети осмыслят цену завоеванного для них счастья.

Ожидаемый результат:

1. Сформированность патриотических чувств в процессе реализации данной цели и задач.
2. Приобщение детей к истории страны и народа.
3. Применение полученных знаний в добрых делах и поступках. М.Горький отмечал: «Чем лучше мы будем знать прошлое, тем более глубоко и радостно поймем великое значение творимого нами настоящего».

Предварительная работа:

Беседа «Тех дней не смолкнет слава».
Рассматривание иллюстраций и художественных произведений, посвященных событиям ВОВ.
Посещение Нежинского музея «Боевой славы».
Выступление детей на митинге в честь 65-летия Великой Победы. Музыкально-танцевальная композиция «У моей России».
Предложение КТД, который будет проходить в форме концертного выступления и практической деятельности: закладка «Аллеи славы» с ветеранами Шульгой, Обуховым.
Привлечение родителей: выкопать лунки под саженцы.
Обращение за саженцами в лесхоз.

II этап. Коллективное планирование и подготовка КТД

Изготовление пригласительных для ветеранов и приглашение.
Изготовление памятных сувениров – коллективная творческая работа детей старшей группы и руководителя ИЗО.
Разработка сценария военно-патриотической тематики. Разучивание и постановка с детьми: музыкальный руководитель, воспитатели подготовительной группы.
Оформление музыкального зала для проведения утренника.
Установка мемориального камня памяти.
Подбираются фонограммы марша «Триумф победителей» и матросского танца «Яблочко».
Готовятся красные и желтые ленты – по два одного цвета каждому ребенку; музыкальные инструменты – барабаны, тарелки, бубны, маракасы; цветы – по два для каждой девочки.
Подбираются костюмы: мальчики одеты в морскую форму – белые рубашки, темные шорты, гюйсы, бескозырки; на девочках платья, соответствующие цвету цветка; одна девочка в русском костюме – сарафан, белая блуза, кокошник.

III этап. Проведение КТД

Концерт подготовительной группы для ветеранов «Благодарим, солдаты, Вас!» Действующие лица:

Ведущий, ветеран ВОВ - взрослые. Моряки - дети.

По краям центральной стены натянуты красные ленты. На них прикреплены ордена Великой Отечественной войны I степени и «Победа». В центре – красные цифры «1941-1945», над которыми звездочки салюта. Внизу под ними стоит напольная ваза с цветами. На боковой стене зала оформлена выставка детских рисунков на тему «Нам не нужна война!»
Дети с разноцветными ленточками входят в зал, маршируя под марш «Триумф победителей» (кассета «День Победы»), расходятся через середину по одному и строятся в две шеренги.

Ведущий:

Дорогие гости! Поздравляем всех с великим праздником Днем Победы!

1-й ребенок:

Я знаю от папы, я знаю от деда,
Девятого мая пришла к нам Победа.
Тот день весь советский народ ожидал,
Тот день самым радостным праздником стал.

Песня «Праздник веселый» Д. Кабалевского 1-й ребенок:

Что за гром гремит весной
Над родной моей страной?
Сколько радостных огней
В небе вспыхнуло на ней!

2-й ребенок:

Это праздничный салют:
В честь Победы пушки бьют.
Помнит свято наш народ
Сёрок пятый светлый год!

Карельская народная мелодия «Танец с лентами» Ведущий:

К празднику мы приготовили выставку рисунков наших ребят.

Ребенок:

Завтра праздник. И для деда
Я учусь писать: «Победа».
Трудно мне писать пока:
Очень устает рука,
Буквы ровно не встают.
Легче рисовать салют!
Защитил страну мой дед.
3агорайтесь, сто ракет!
Становитесь, буквы, в строй!
Мир принес мне дед-герой.
Празднуем Победу с ним.
Новых войн мы не хотим!

(Показывает всем рисунок).

Песня «Девятое Мая» Т. Чудовой Девочка:

Наступит День Победы
Когда придет весна,
И дедушка достанет
Из шкафа ордена.
Но, как бы ни хотелось
Узнать побольше мне,
Мой дедушка не любит
Рассказов о войне.

1-й ребенок:

Вот был 6ы внук у деда,
Тогда б он рассказал,
Как над Балтийским морем
С фашистом воевал.

2-й ребенок:

Но грустная история
Под Новый год стряслась:
Не Виктор, а Виктория
В семействе родилась.

Девочка:

Мой дед вздыхал и мучился:
Опять не повезло!
У деда трое внучек –
Нет внука, как назло.
На День Победы к дедушке
С цветами я поеду.
Меня назвал Викторией
Дедуля в честь Победы.

Рассказ ветерана

Ветеран рассказывает о Великой Отечественной войне.

1-й ребенок:

Мне дедушка рассказывал
О том, как воевал,
Награды мне показывал
И в праздник надевал.

2-й ребенок:

Мой дедушка был раненым,
А бабушка ждала,
И много горя бабушка
Познала в те года.

3-й ребенок:

Давайте, люди всей России,
Сегодня соберем все силы,
Построим памятник великий
Погибшим в той войне!

Ведущий:

Всем павшим на полях сражений посвящаем мы этот танец и дарим цветы.

«Танец с цветами» под вальс «Прощание с Петербургом» И. Штрауса

Исполняют девочки.

1-й мальчик:

Белая бумага,
Красный карандаш
Дедушка у флага,
Рядом – экипаж …

2-й мальчик:

Снежная опушка,
Белые снега.
Танковая пушка
Смотрит на врага.

3-й мальчик:

Лица молодые,
Автомат в руке.
Все они живые
На моем листке:
Дедушка у флага,
Рядом – экипаж.
Белая бумага,
Красный карандаш.

Песня «Три танкиста» Дан. и Дм. Покрасс из к/ф «Трактористы»

Исполняют мальчики.

Девочка:

Бабушка дала мне
Красный лоскуток.
Подарила шелку
Желтенький моток.
Ножницы мы взяли,
Вырезали флаг
И на красном флаге
Написали так:
«Миру – мир!»

Песня «Защитница мира» Е Тиличеевой

Исполняет девочка.

1-й моряк:

В морях и океанах,
От берега вдали,
В дозоре неустанно
Родные корабли.

2-й моряк:

Под знаменем российским,
Под знаменем отцов
Идут, идут отряды
Отважных моряков.

3-й моряк:

Страна гордится ими:
Смелы они, крепки!
Мы вырастем такими,
Как наши моряки!

Матросский танец «Яблочко»

Исполняют мальчики.

Девочка в русском костюме:

Песни русские люблю,
Пусть я не Русланова,
Я сейчас вам их спою
Голоси заново.

«Военные частушки»

Девочки вместе поют первую и последнюю частушку, остальные исполняют по очереди.

Девочки, беда, беда,
Девочки, война, война.
Надо дом наш защищать,
В Германию фашистов гнать.

Вижу, в море при тумане
Забелелся пароход.
Вижу мальчика в шинели –
Отправляется в поход.

Бей блох, комаров,
Чтобы не кусалися.
Бей по шее всех врагов,
Чтобы не мешалися.

Мой миленький – боец,
А я – санитарочка.
Будем в армии служить –
Отчаянная парочка.

На горе стоит береза,
Под берёзой танки.
Наши парни – партизаны,
А мы – партизанки.

Гитлер ехал на Москву
На машинах-таночках.
А оттуда – из Москвы
На разбитых саночках.

Ой, подруга дорогая,
На границе – тишина.
Сорок пятого, девятого
Окончилась война.
Дорогие ветераны,
Надевайте ордена,
Чтобы мы не забывали
Ваши славные дела!

1-й ребенок:

Зори блещут в орденских лучах,
Солнышками светятся медали.
Нет, нельзя, чтоб в письменных столах
Свет Победы на год, запирали.

2-й ребенок:

Не для личной славы вам страна
Выдала награды, не жалея:
Доставайте чаще ордена,
Мир от них становится светлее.

3-й ребенок:

За все, что есть сейчас у нас,
За каждый наш счастливый час,
За то, что солнце светит нам,
Спасибо доблестным солдатам –
Нашим дедам и отцам.

«Марш» С. Прокофьева

Дети играют в оркестре.

Ведущий:

Наступает светлый май,
Поскорей беги, встречай
Бабушек и дедов,
Поздравляй с Победой.
Пожелай им счастья,
Мира и тепла,
Чтоб назло ненастью
Родина цвела!

Дети вручают гостям-ветеранам цветы, поздравительные открытки и сувениры, сделанные своими руками.

Ребенок:

Мы все вместе в День Победы Песни старые поем, И они, как наши деды, Опаленные огнем!

Песня «Катюша» М. Блантера

Дети и гости поют вместе. Песня исполняется в тональности ре-минор.

1-й ребенок:

Пусть солнце нам светит,
Пусть реки текут,
Пусть мамочки наши
Нам булки пекут.

2-й ребенок:

А папы пусть пашут
И сеют зерно...
Землю разрушить
Никому не дано.

Песня «Наследники России» Е. Гомоновой

Посадка «Аллеи славы» в честь 65-летия Победы совместно: дети, ветераны, педагоги и родители.

IV этап. Подведение итогов КТД

Коллективный анализ:

Положительные моменты

Наличие и решение (достижение) комплексных задач обучения, воспитания и развития ребенка;
- соответствие цели КТД концепции педагогической деятельности: «Воспитание всесторонне развитой личности ребенка»;
- целесообразность чередования видов деятельности, их взаимосвязь;
- рациональное распределение обязанностей, времени; оптимальность темпа, эмоциональность;
- соответствие содержания КТД целям, возрастным, индивидуально-типологическим, интеллектуальным особенностям детей; учет индивидуальных особенностей детей, их эмоциональное состояние;
- развитие интереса и мотивации средствами содержание КТД (новизна, актуальность);
- познавательная активность, творчество и самостоятельность детей (участие в поисковой деятельности, диалоге, совместной деятельности с педагогами, сверстниками, ветеранами, родителями);
- адекватность выбора форм, методов и средств цели образовательной и воспитательной деятельности КТД;
- эффективность и оригинальность КТД;
- целесообразность использования наглядности и предварительной работы;
- соответствие результатов цели КТД;
- на обобщающем занятии дети показали хорошие знания по событиям ВОВ.

Отрицательные моменты

Отсутствие просмотра документально-художественных кадров из-за отсутствия материалов;
- отсутствие технических средств;
- недостаточное привлечение родителей в данной КТД.

V этап. Последействия

Экскурсии к Вечному огню – возложить цветы.
Семейный конкурс рисунков на асфальте: «В каждом рисунке солнце».
Предложить родителям и детям совместно (в том числе с педагогами группы) сходить на митинг в честь 65-летия Победы.
Продолжить работу в том же направлении (нравственно-патриотическое воспитание). Предложить новое КТД: «Край родной – земля Уральская».
Напечатать в средствах массовой информации (в районной или местной газете) о данной КТД.
Продолжить ведение фотоальбома МДОУ Детский сад «Золотое зернышко» по КТД.

Обо всём на свете:

В 1930 году в американский прокат вышел фильм "Песня мошенника" (The Rogue Song) про похищение девушки в горах Кавказа. Актеры Стэн Лорел, Лоуренс Тиббетт и Оливер Харди сыграли в этом фильме местных жуликов. Удивительно, но эти актеры очень похожи на героев...

Материалы раздела

Занятия для младшей группы.

  • сплочение детского коллектива,
  • научить быстро принимать решения,
  • показать необходимость жертвовать личными интересами на благо коллектива.

1) знакомство детей с коллективной игровой деятельностью;
2) формирование у детей навыка работы в группах, умения принятия коллективных решений в процессе обсуждения подсказок;
3) выявление лидеров.

План проведения КТД

1. Совместная подготовка и разработка КТД - организатор лагеря, вожатые, воспитатели, совет министров лагеря.
2. Старт игры – игровая комната одного из отрядов, где предварительно собирают оба отряда.
3. Чтение Указа и выдача первой подсказки.
4. Игра (прохождение станций и выполнение заданий).
5. Финиш.
6. Награждение.

Условия проведения

1. В игре принимают участие два отряда, соединенные в одну команду.

2. На каждом этапе предлагаются подсказки - задания, их выполнение оценивают игротехники (вожатые).

3. Основная задача игротехника не только заслушивать ответы участников игры, но и принимать решение, если ответ неверный, то даются наводящие вопросы, так как если подсказка не будет взята – потеряется логическая связь между станциями.

4. На каждом этапе задания выполняют либо определенные представители, либо все участники игры, согласно условиям подсказки.

5. Во время выполнения задания группой игроков, остальные игроки не имеют права вмешиваться. Если задание из подсказки выполнено не верно, игроков «стражники» (вожатые) садят в «темницу» до конца игры, пока участники не вызволят их оттуда своей смекалкой на Финише (разгадывание шарад и загадок).

7. В случае подсказок, пассивности при выполнении заданий, игрок отстраняется от участи в игре и забирается так же в темницу. Дальнейшая его судьба зависит от остальных игроков (захотят ли они его оттуда вызволить).

Этот факт фиксируется в маршрутном листе «ведущего» и учитывается при подведении итогов игры.

  1. «Поле богатырское»;
  2. «Марья Искусница»;
  3. «Ярмарка»;
  4. «Русская печь»;
  5. «Кони дивные»;
  6. «Царевна - Несмеяна»;
  7. «Лестница в небо»;
  8. «Радуга»;
  9. «Путанка»;
  10. «Сокровища сказок».

Способы мотивации детей на участие в совместной деятельности

Используемый способ мотивации детей на участие в совместной деятельности - совместная организаторская и творческая деятельность детей и взрослых, при КТД. Такая форма воспитательной работы, ориентирована на развитие фантазии и творческих способностей детей, предполагает наличие совместной деятельности детей и педагогов, в данном случае вожатых и совета министров лагеря.

Поэтапная организация совместной деятельности:

Предварительная работа. На этой стадии происходит так называемая «стартовая беседа», во время которой организатор лагеря увлекает Совет министров лагеря радостной перспективой интересного и полезного дела. Идёт поиск ответов на вопросы: для кого? когда? где? с кем вместе? Главная задача: вовлечь каждого в совместную деятельность и выявить лидеров среди коллектива, который окажется и без вожатых и без своих уже выбранных и утвержденных лидеров – Совета министров лагеря.

Проведение. Стадия проведения КТД – это итог работы, проделанной при его подготовке.

Последействие. Общественное мнение, выработанное на стадии коллективного подведения итогов КТД, становится содержанием шестой стадии КТД – его ближайшего последействия.

Предполагаемые результаты

  1. Участники игры должны получить опыт работы в коллективе, опыт принятия коллективного решения в процессе обсуждения.
  2. Должны быть выявлены явные лидеры, способные разрешать общие вопросы, которые впоследствии становятся помощниками Совета министров лагеря.

Анализ проведенного мероприятия

Основополагающей целью данного КТД стало сплочение коллектива детей лагеря.

Продолжительность данного мероприятия - 3 часа. Мероприятие предполагало совместную деятельность детей и педагогов при прохождении этапов.

Дети самостоятельно и очень успешно справились с данной задачей. Такая форма работы является эффективным средством мотивации совместной деятельности.

Данное мероприятие носило не только игровой и конкурсный, но и познавательный характер. Дети получили опыт работы всем коллективом, опыт принятия коллективного решения в процессе обсуждения.

Заключительным этапом КТД «Поиск клада» стало награждение отрядов.

Сценарий мероприятия

Мероприятие начинается неожиданно: при общем сборе детей, собранных для заполнения анкет одним из игротехников (вожатый, воспитатель или один из министров лагеря) запускается в воздух самолет – письмо следующего содержания:

В некотором царстве-государстве «РАДУГА» день 15 месяца июня года 2006 объявляется заколдованным днем.

В этот день запрещается:

  • Ходить по одному;
  • Думать и отвечать поодиночке;
  • Бегать в разные стороны;
  • Кричать в людных местах.

Разрешается:

  • Ходить по 40 человек;
  • Думать и делать сообща с сударями и сударынями;
  • Активно участвовать во всех конкурсах и играх;
  • Вести себя прилично.

Кто будет соблюдать все вышеперечисленные пункты, тот сможет открыть тайну пиратского клада.

А первые условия ты найдешь вместе с картой, которая спрятана в темнице. Ключ от этой темницы находится у главной Радуги лагеря.

Разгадка: нужно найти и снять ключ от кабинета, где лежит карта - маршрут начала игры. Ключ у главной Радуги - ключ, который висит на гвоздике возле вывески лагеря.

А условия на карте такие:

«Во широком поле, где добры молодцы силушкой меряются и богатырскую удаль свою показывают, стоят деревянные кони. Обойдите широкое поле, найдите нужного скакуна, который подскажет вам нужную дорожку».

Разгадка: рядом с лагерем дневного пребывания находится поселковый стадион «ЛУЧ», на котором по одну сторону расположены трибуны, а по другую стоят деревянные скамейки. Под одной из скамеек заранее на скотч игротехниками цепляется «подсказка» следующего содержания:

«Есть среди вас Марья Искусница. Чтобы получить от нее подсказку о дальнейшем пути – выполните ее условия»

Разгадка: дети должны догадаться, что Марья Искусница – это их вожатая Мария Викторовна, которая проводит у них занятия по прикладному творчеству. Когда они догадываются, игротехник (Марья Искусница) дает им поручение: разделиться на 2 отряда и пройти по «мостику» (лавочке) навстречу друг другу никого не уронив «в воду».

Когда задача выполняется без потерь, Марья Искусница отдает ребятам подсказка следующего содержания:

«ЭЙ! Собирайся, честной народ! Доставай свои пятаки да гривны! Ведь путь – дороженька ведет вас на главную ярмарку!

И чего только там нет: ковры-самолеты самотканые, сапоги-скороходы спортивные и домашние, скатерти – самобранки заморские китайские! А среди этого добра стоит русская печь с душистыми хлебами и булками. Подойди к печке попроси вежливо булку с начинкой, она тебе и подскажет путь-дорожку!»

Разгадка: рядом со стадионом находится рынок, где торгуют как продовольственными товарами, так и продуктовыми. Русская печь – это «Хлебная лавка». Попросить булку с начинкой – спросить у продавщицы дальнейший путь. Продавца предупреждают заранее и в уже купленную булку суют записку. Чтобы получить булку с запиской от продавца – нужно выполнить его задание. (Задание зависит от фантазии продавца – в данном случае продавщица оказалась человеком творческим и с удовольствием пела частушки вместе с детьми). Когда задание выполнено - ребята получают булку с подсказкой:

«Оглянись вокруг, увидишь большую поляну. Иди туда – стоят там дивные кони и спрятаны они по 300 штук под каждым капотом. Возьмитесь на этой поляне все за руки и встаньте в круг. А дальше – увидите, что будет...»

Разгадка: записка указывает на автостоянку перед рынком, где есть большая площадка, отсыпанная гравием. На ней игротехники устраивают массовую игру (игра зависит от возраста детей, можно «Кошки – мышки», можно и «Русскую мафию»)

Когда игра окончена – игротехник, отвечающий за эту станцию, отдает следующую подсказку

«Подойдите к нужному кучеру и шутками, да прибаутками вежливо попросите указать дорогу».

Разгадка: детям нужно угадать, под капотом какой из машин спрятана очередная подсказка, для этого нужно выполнить задание водителей, присутствующих здесь же. Определив водителя, при этом придется и отвечать на вопросы водителей и может даже станцевать, нужно попросить у него следующую подсказку и выполнить его условия. Опять же все зависит от водителя, который вам попадется, нам попался водитель школьного автобуса, который загадал детям следующую загадку:

«3 женщины решили купить чайник, который стоит 30 долларов, и скинулись по 10 долларов. Потом менеджер узнал, что чайник стоит 25 долларов, он получил из кассы 5 долларов и решил отдать их женщинам. Но как поделить 5 на 3. Поэтому он каждой женщине отдал по 1 доллару (всего получается 3), а себе взял 2. Итак, каждая женщина получила обратно по 1 доллару. То есть вместо 10 потратила 9 долларов.

Во сколько обошелся чайник женщинам?.. Правильно, в 9х3 = 27 долларов. К ним прибавляем 2 доллара, которые менеджер положил себе в карман. Получается 29. Вопрос: где тридцатый доллар?»

Ответ: чайник обошелся женщинам в 25 долларов. А 2 доллара от 27 надо отнимать, А не прибавлять.

После отгадывания водитель отдает подсказку с дальнейшим маршрутом.

«А путь ваш дальнейший лежит к белому терему, что стоит неподалеку, цепями окованный. Напротив того терема в двухэтажных палатах живет Царевна - Несмеяна! И ходят к ней и ее помощникам дети обучаться разным премудростям. Рассмешите ее своими потешками, и подскажет она вам путь к заветному кладу»

Разгадка: белый терем – цепями окованный – здание МНС (налоговой инспекции района, оно расположено прямо напротив здания Детского центра творчества. Следовательно, идти нужно прямо в ДЦТ, где на крыльце ребят ждет Царевна - Несмеяна (директор Детского центра). Она встречает ребят с грустным выражением лица. Дети должны придумать, как рассмешить царевну.

Когда Несмеяна рассмеется – она загадает им следующую загадку.

«Есть в моем царстве – государстве лестница в небо и растет она корнями в земле. Пошлите гонца на эту лестницу, пусть он добудет вам верную подсказку! А если ошибется гонец, попадет он ко мне в темницу глубокую и выручит его только мудрый человек».

Разгадка: На территории детского центра растет много деревьев, среди них есть 2 сросшиеся у корня березы, из стволов которых туристы соорудили нечто в виде перекладин так, чтобы можно было на тренировках залезть высоко на дерево. Над последней перекладиной подвешиваются 3 зеленых воздушных шарика надутых не до конца, чтоб их снизу было плохо видно и чтоб подсказка, написанная на бумажке и спрятанная в одном из шариков, была плохо видна. Гонец должен выбрать только один шарик. Ребята должны в точности исполнять то, что там написано. Если подсказка не верная, а человек, который шел по этой подсказке упирается лбом в лагерный флагшток с флагом лагеря, гонец «садится за решетку», т.е. закрывается на ключ в одном их кабинетов. Посылается следующий гонец на лестницу за другой подсказкой и так пока не найдут верную.

Подсказки для шариков:

1. Стоит в поле пенек, встань на этот пенек лицом к главным воротам и отсчитай 10 шагов, повернись налево – сделай 3 шага, повернись еще раз налево и путь твой лежит прямо, иди и не оглядывайся... (верная подсказка)

2. Встаньте на крыльцо терема лицом к воротам. Отсчитайте 12 шагов прямо, повернитесь налево, пройдите 20 шагов, повернитесь направо, сделайте еще 10 шагов, еще раз направо и 9 шагов.

Теперь налево повернись и 9 шагов пройди, еще раз налево – 2 шага, повернись налево и еще 2 шага, и еще раз налево -20 шагов!

Увидишь радугу!.. (флаг лагеря) – подсказка не верна!

Разгадка правильной подсказки: отсчитав шаги, дети упираются прямо в березу, на которой висит записка:

«А сокрыт-то клад глубоко в земле, пойди – отыщи его...

Встань спиной к волшебной лестнице, лицом к главной радуге, сделай 20 шагов, повернись направо - еще 20 шагов. Возьмитесь все за руки и встаньте в круг. А дальше – тайна великая, и откроется она вам после условий главного градоначальника «Радуги»

Разгадка: встать спиной в 2-ум сросшимся березам и сделать 20 шагов в сторону крыльца ДЦТ, где висит вывеска лагеря «РАДУГА». От крыльца, сделав 20 шагов, дети получаются в середине поляны для игр на территории центра, где их ждет следующий игротехник, который проводит с ними игру «Я змея, змея, змея…»

По окончании игры, игротехник отдает последнюю подсказку детям.

«Найди на этой поляне одинокую березу со скворечником. Встань к березе спиной – увидишь пенек. Дойди до нужного пенька 10 шагов. Повернись направо, сделай 3 шага. УРА! Вы открыли тайну сокровищ!!!»

Разгадка: в 3-х шагах от пенька находится клумба, а возле ее бордюра зарыты сладости.