Конспект занятия по художественному творчеству во второй младшей группе «Волшебные морковки. «Колобок»

яна булдакова
Перспективное планирование по образовательной области «Художественное творчество» (вторая младшая группа)

Перспективно-тематическое планирование образовательная область «Художественное творчество »

(2ая младшая группа )

Сентябрь

1ая неделя «Хорошо у нас в саду» .

Рисование : «Смотрит солнышко в окошко»

Цель : Вызвать интерес к процессу рисования, закрепить навыки рисования цветными карандашами вертикальных линий.

Лепка : «Карандашики для кукол»

Цель : Вызвать интерес к процессу лепки, формировать умение подготавливать пластилин к лепке, упражнять в лепке колбасок, развивать моторику.

Аппликация : «Воздушные шарики»

Цель : Познакомить детей со свойствами бумаги (цветная, рвется, режется, развивать умение аккуратно намазывать детали клеем, располагать детали по ориентирам.

2ая неделя «Овощи и фрукты» .

Рисование : «Груша»

Цель : Упражнять детей в закрашивании изображения при помощи тычков , развивать аккуратность, закреплять цвета.

Лепка : «Заборчик в огороде»

Цель : Закреплять умение подготавливать пластилин к лепке. Упражнять в раскатывании столбиков, формировать умение скреплять столбики для забора между собой.

3я неделя «В лесу»

Рисование : «Мухомор»

Цель : Формировать умение рисовать точки ватными палочками, добивать равномерного распределения точек по изображению .

Лепка : «Мухомор»

Цель : Упражнять в отщипывании маленьких кусочков пластилина двумя пальчиками, примазывании пластилина в намеченных местах на заготовку.

Аппликация : «Грибок на полянке»

Цель : Формировать умение создавать изображение , составляя его из двух частей, аккуратно наклеивать детали, не оставляя между ними пустых мест.

4ая неделя «Золотая осень»

Рисование : «Осенний дождик»

Цель : Учить передавать в рисунке впечатления от окружающей жизни, видеть в рисунке образ явления . Закреплять умение рисовать короткие штрихи и линии.

Лепка : «Грибок»

Цель : Развивать умение скатывать шарик и сплющивать его в ладонях. Закреплять умение раскатывать колбаски. Формировать умение соединять детали, прижимая их друг к другу.

1ая неделя «Деревья на нашем участке»

Рисование : «Листочки летят»

Цель : Развивать цветовосприятие, умение узнавать и называть жёлтый цвет. Учить

пользоваться гуашью и кисточкой, рисовать листочки способом «примакивания» .

Лепка : «Осенняя веточка»

Цель : Упражнять в отщипывании маленьких кусочков от большого куска, примазывании пластилина в намеченных местах.

Аппликация : «Клен»

Цель : Познакомить с оранжевым цветом, учить соотносить цвет с его наименованием. Закреплять знания о желтом, зеленом, красном цветах. Закреплять навыки правильного наклеивания.

2ая неделя «В мире животных»

Рисование : «Заяц»

Цель : Учить детей делать тычки жесткой полусухой кистью внутри контура.

Лепка : «Конфетки для мишки»

Цель : Развивать умение раскатывать колбаски продольными движениями, формировать умение делить кусок пластилина на части, развивать моторику

3я неделя «Я и мои друзья»

Рисование : «Мыльные пузыри»

Цель : Формировать умение рисовать предметы круглой формы разной величины, закреплять знание цветов.

Лепка : «Мой веселый, звонкий мяч»

Цель : Формировать умение скатывать шарик, развивать моторику, укреплять мышцы ладони. Закреплять знание цветов.

Аппликация : «Пирамидка»

Цель : Учить детей изображать предмет , состоящий из нескольких частей, располагать части в порядке уменьшения. Закреплять знание цветов. Развивать восприятие цвета.

4ая неделя «Наши игрушки»

Рисование : «Дорожка для машины»

Цель : Упражнять в рисовании непрерывной горизонтальной линии гуашью без отрыва руки.

Лепка : «Мишутка»

Цель : Продолжать развивать умение действовать согласованно двумя руками одновременно при раскатывании (лапы) и скатывании (голова) пластилина.

1ая неделя «Комнатные растения»

Рисование : «Украсим горшочек с цветком»

Цель : Формировать умение составлять изображение цветка из кружочков , выполненных тычками. Развивать пространственное восприятие.

Лепка : «Цветок в горшке»

Цель : Развивать умение выполнять поделку в технике барельефа. Закреплять приемы раскатывания (стебель, листья, скатывания (цветок) и сплющивания.

Аппликация : «Комнатный цветок»

Цель : учить наклеивать семена тыквы на готовое изображение . Развивать чувство композиции, воображение , творчество . Аппликация из семян тыквы

2ая неделя «Золотая рыбка»

Рисование : «Волшебные ладошки. Рыбки в аквариуме»

(коллективная работа)

Цель : Продолжать знакомить детей с приемом рисования ладошками, со способом превращения изображения ладошки в рыбку . Развивать фантазию, интерес к творчеству .

Лепка : «Рыбка»

Цель : Продолжать развивать умение раскатывать колбаски и укатывать ее с двух сторон, умение дополнять готовую поделку деталями (хвост и плавники из картона) .

3я неделя «Домашние питомцы»

Рисование : «Клубочки для котенка»

Цель : Формировать умение рисовать слитные линии круговыми движениями, не отрывая карандаш от бумаги; использовать карандаши разных цветов.

Лепка : «Подарок любимому щенку»

(кольцо, мяч) .

Цель : Вызывать стремление использовать в лепке ранее приобретенные умения. Развивать моторику, интерес к лепке.

Аппликация : «Собачка»

Цель : учить выклеивать силуэт мелко нарезанными нитями, передавая эффект «пушистой шёрстки» . Развивать технические навыки. Аппликация из ниток

4ая неделя «Моя семья»

Рисование : «Чашка для мамы»

Цель :

Лепка : «Баранки к чаю»

Цель : Закреплять способ раскатывания колбасок продольными движениями, формировать умение соединять концы пальцами.

1ая неделя «День рождения куклы Гали»

Рисование : «Красивый поезд»

Цель : Продолжать формировать умение изображать предмет , состоящий из нескольких частей прямоугольной круглой формы. Развивать инициативу и воображение .

Лепка : «Кукла Аня» (по мотивам потешки)

Цель : Формировать умение лепить фигурку девочки из нескольких частей : головы (шар, туловище (конус, руки (столбики, плотно соединять части.

Аппликация : «Красивая салфетка»

Учить составлять узор из кружков и квадратиков, на бумажной салфетке квадратной формы. Развивать чувство ритма.

2ая неделя «Зимушка-зима»

Рисование : «Снежное дерево»

Цель : Формировать умение объединять в одном рисунке два приема рисования : ватными палочками (снег на ветках) и тычками (сугробы) . Развивать композиционные умения.

Лепка : «Снеговик»

Цель : Формировать умение лепить предмет, состоящий из трех шариков разного размера, располагая эти части в порядке убывания. Развивать моторику, мышцы ладони.

3я неделя «Зимние забавы»

Рисование : «Снежные комочки»

Цель : Закреплять умение рисовать предметы круглой формы, но разного размера.

Лепка : «Хоровод снеговиков»

Цель : Продолжать формировать умение лепить предмет, состоящий из трех шариков разного размера, располагая эти части в порядке убывания. Развивать мышцы ладони.

Аппликация : «Падают снежинки»

Цель : Познакомить детей с новым видом аппликации – обрыванием (отрывать от листа бумаги небольшие кусочки, наносить на них клей и наклеивать на картон).

4ая неделя «Елочка-красавица»

Рисование : «Бусы на елке»

Цель : Закреплять умение рисовать круги тычками на одной линии. Воспитывать эстетические чувства, вызывать желание рисовать.

Лепка : «Шары на елку»

Цель : Закреплять умение скатывать пластилин в шарики, развивать моторику, укреплять мышцы ладоней.

1ая неделя «Зимние каникулы»

Рисование :

Цель творчества , отбирать нужные краски.

Лепка : «Лепка по замыслу»

Цель образы знакомых предметов

2ая неделя

Рисование : «Рисование красками по замыслу»

Цель : Развивать самостоятельность в выборе темы. Учить вносить элементы творчества , отбирать нужные краски.

Лепка : «Лепка по замыслу»

Цель : Закреплять умение передавать в лепке образы знакомых предметов . Учить самостоятельно определять, что хочется слепить; доводить задуманное до конца.

3я неделя «Посуда»

Рисование : «Украсим чайник»

Цель : Развивать умение копировать узор с предложенного образца , упражнять в рисовании гуашью тычками, кистью, ватными палочками.

Лепка : «Миска»

Цель : Развивать умение защипывать края диска, действуя обеими руками одновременно. Развивать моторику

Аппликация : «Угостим кукол чаем»

Цель : Развивать умение составлять изображение из готовых деталей , располагать изображение по центру листа , декорировать по образцу .

4ая неделя «Машины-помощники»

Рисование : «Колеса для машины»

Цель : Продолжать упражнять в рисовании предметов круглой формы кистью. Вызывать желание рисовать.

Лепка : «Самолеты стоят на аэродроме»

Цель : Формировать умение лепить самолет из двух частей. Развивать умение расплющивать колбаску в ладонях для изготовления крыльев самолета

1ая неделя «На бабушкином дворе»

Рисование : «Козленок»

Цель : Продолжать учить детей рисовать пальчиками точки, располагая близко друг к другу. Развивать мелкую моторику рук.

Лепка : «Красивая птичка» (по дымковской игрушке)

Цель : Учить лепить по образцу народной игрушки . Закреплять прием прищипывания; умение прочно скреплять части, плотно прижимая их.

Аппликация : «Цыплята на лугу» (коллективная работа)

Цель : Продолжать развивать умение составлять композицию из нескольких предметов, свободно располагая их на листе, изображать предмет из нескольких частей.

2ая неделя «В гостях у Айболита»

Рисование : «Витаминки для Маринки»

Цель : Продолжать формировать умение рисовать предметы круглой формы определенного размера (витаминки, располагая их в обозначенных ограничениях.

Лепка : «Таблетки и витаминки»

Цель : Продолжать упражнять детей в скатывании шариков и сплющивании их в ладонях. Формировать умение отщипывать одинаковые по размеру куски пластилина, развивать глазомер

3я неделя «Дом, в котором я живу»

Рисование : «Мой красивый шкафчик»

Цель : Продолжать развивать умение декорировать изображение , развивать чувство симметрии.

Способствовать развитию детской фантазии, стремления к творчеству

Лепка : «Стол»

Цель : Продолжать развивать у детей умение раскатывать и скатывать пластилин, сплющивать его в ладонях, соединять части.

Аппликация : «Красивый коврик»

Цель : Учить детей резать ножницами по прямой линии. Аккуратно приклеивать полоски, чередуя их по цвету.

4ая неделя «Защитники Отечества»

Рисование : «Подарок для папы»

Цель : Продолжать развивать умение рисовать красками, правильно держать кисть, промывать ее, набирать краску, использовать в рисовании несколько цветов. Способствовать развитию творческих способностей .

Лепка : «Танк»

Цель : Продолжать учить лепить предмет, состоящий из двух частей одинаковой формы; делить пластилин на части

1ая неделя «Вот какая мама!»

Рисование : «Мимоза»

Цель : Развивать умение рисовать красками кистью и ватными палочками. Развивать глазомер, ориентировку в пространстве, умение правильно и пропорционально располагать изображение на листе бумаги .

Лепка : «Тарелочка для мамы»

Цель : Продолжать развивать моторику, согласованность движения обеих рук. Развивать умение передавать форму предмета (диск, загибать его края (защипывание, украшать поверхность стекой.

Аппликация : «Мимоза»

Цель : Учить детей обрывать салфетку, сминать в комочек и наклеивать в нужном месте на листе бумаги.

2ая неделя «Весна пришла!»

Рисование : «Светит солнышко»

Цель : Развивать умение рисовать круг в центре листа, упражнять в рисовании прямых коротких и длинных линий, исходящих от солнца.

Лепка : «Птицы прилетели»

Цель : Учить изображать детали птицы (клюв)

3я неделя «В гостях у сказки»

Рисование : «Украсим рукавичку-домик»

Цель : Учить рисовать по мотивам сказки «Рукавичка» , создавать сказочный образ . Развивать воображение , творчество .

Лепка : «Машенька»

Цель : Закреплять умение лепить фигурку девочки из нескольких частей : головы (шар, туловище (конус, руки (столбик, плотно соединять части.

Аппликация : «Зайчик»

Цель : Познакомить детей с аппликацией из ватных дисков, стимулировать развитие фантазии детей, творческих способностей .

4ая неделя «Чудесная водичка»

Рисование : «Красивые платочки сушатся»

Цель : Развивать умение рисовать предметы квадратной формы на одной линии, аккуратно закрашивать их. Закреплять цвета, развивать чувство пропорций.

Лепка : Утята»

Цель : Формировать умение лепить уточку из двух частей (туловище и голова) . Закреплять прием «прищипывания» при лепке клюва и хвоста. Развивать моторику.

1ая неделя «Птицы – наши друзья»

Рисование : «Накормим птиц»

Цель : Продолжать формировать умение выстраивать композицию рисунка, грамотно располагать изображение в пространстве .

Закреплять умение рисовать горизонтальные и вертикальные ограниченные линии (кормушка, упражнять в рисовании кончиком кисти.

Лепка : «Птичка в гнездышке»

Цель : Закреплять способы лепки птички и гнездышка. Развивать согласованность движения обеих рук, моторику.

Аппликация : «Домик для птички»

Цель : Развивать аппликативные умения, творческие способности . Развивать умение создавать изображение из готовых форм , наклеивать детали в соответствии с последовательностью аппликационной работы.

2ая неделя «Удивительный мир космоса»

Рисование : «Звездное небо»

Цель : Учить детей изображать звезды на небе при помощи ватных палочек.

Лепка : «Ракета»

Цель : Формировать умение лепить ракету, передавая конусную форму, раскатывая продольными движениями рук, постепенно сжимая один конец.

3я неделя «Зоопарк»

Рисование : «Жираф»

Цель : Упражнять в рисовании пальчиком пятен на заданном силуэте.

Лепка : «Наш игрушечный зоопарк» (коллективная работа)

Цель : Развивать интерес к лепке знакомых предметов. Закреплять приемы лепки

Аппликация : «Лев»

Цель : Познакомить детей с аппликацией из кусочков губки, выполнять наклеивание кусочков друг к другу.

4ая неделя «Профессии»

Рисование : «Расчёска»

Цель : Закреплять умение рисовать прямые линии одинаковой длины карандашом, регулировать силу нажима на карандаш. Стимулировать развитие желания декорировать изображение , развивать фантазию, эстетический вкус.

Лепка : «Повар»

(лепка из теста)

Цель : Учить детей раскатывать тонкую колбаску прямыми движениями рук, соединять ее концы внахлест, накладывая друг на друга и прижимая

1ая неделя «Цветы»

Рисование : «Одуванчик в траве»

Цель : Упражнять в рисовании тычками цветов одуванчика, в рисовании травки способом «примакивания» . Стимулировать развитие творческих способностей .

Лепка : «Носит одуванчик желтый сарафанчик»

Цель : Продолжать вызывать интерес у детей к технике барельефа. Упражнять детей в размазывании пластилина, изображая бутон цветка . Развивать моторику, регулировать силу нажима на пластилин.

Аппликация : «Золотая полянка»

Цель : Продолжать развивать интерес к аппликации, к творчеству . Развивать пространственную координацию, умение располагать изображение по центру листа .

2ая неделя «Спасибо деду за победу!»

Рисование : «Праздничный салют»

Цель : Учить детей изображать праздничный салют , используя прием штампа.

Лепка : «Цветы для ветеранов»

Цель : Познакомить детей с техникой барельеф. Учить размазывать пластилин в пределах контура.

3я неделя «Удивительный мир насекомых»

Рисование : «Божья коровка»

Цель : Упражнять в технике рисования ватными палочками. Закреплять умение равномерно наносить точки на всю поверхность предмета, рисовать травку различных оттенков.

Лепка : «Божьи коровки на лужайке» (коллективная работа)

Цель : Продолжать развивать интерес детей к лепке созданием ярких образов . Закреплять основные приемы лепки (скатывание, сплющивание, раскатывание, отщипывание мелких кусочков)

Аппликация : «Жучки»

(коллективная работа)

Цель : Продолжать учить детей составлять коллективную композицию; доводить изделие до нужного образа с помощью фломастеров.

4ая неделя «Скоро лето!»

Рисование : «Рисование красками по замыслу»

Цель : Развивать самостоятельность в выборе темы. Учить вносить элементы творчества , отбирать нужные краски.

Лепка : «Красивая бабочка»

Цель : Продолжать учить детей наносить пластилин на поверхность тонким слоем внутри контура рисунка, украшать изделие.

Источники :

Комплексно-тематическое планирование по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой. Вторая младшая группа / авт . – сост. В. Н. Мезенцева, О. П. Власенко – Волгоград : Учитель, 2010.

Т. С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду. Вторая младшая группа » - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.

Д. Н. Колдина «Рисование с детьми 3-4 лет. Конспекты занятий» . - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2013.

Д. Н. Колдина «Лепка с детьми 3-4 лет. Конспекты занятий» . - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2013.

Д. Н. Колдина «Аппликация с детьми 3-4 лет. Конспекты занятий» . - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2013.

Именно в детском саду дети получают первые сведения о различных явлениях жизни, узнают много нового и интересного о прошлом и настоящем нашей страны, знакомятся с произведениями искусства и мастерами, создающими их, впитывают уважение к труду. Поэтому чрезвычайно важно в этот период сформировать вокруг ребенка одухотворенную среду, развить эстетическое к ней отношение; подготовить дошкольника не столько информационно, сколько эмоционально к восприятию произведения искусства. Эта работа должна быть систематической и целенаправленной, и организовываться в каждой возрастной группе детского сада.

МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №16» г. Кировска Мурманской области работает по программе воспитания и обучения в детском саду М.А. Васильевой. Согласно программе, в рамках ознакомления детей с народным и декоративно-прикладным искусством, существуют следующие требования к подготовке детей 2 младшей группы:

готовить детей к восприятию произведений искусства, выделению их из окружающей действительности. Знакомить с элементарными средствами выразительности в разных видах искусства (цвет, звук, форма, движение, жесты), подводить к различию разных видов искусства через художественный образ. Развивать интерес к произведениям народного и профессионального искусства. Изобразительная деятельность:развивать умение видеть красоту цвета в народных игрушках (дымковские, филимоновские игрушки, матрешки). Вызвать положительный эмоциональный отклик на произведения искусства (книжные иллюстрации, изделия народных промыслов). Рисование:приобщать детей к декоративной деятельности: учить украшать дымковскими узорами силуэты игрушек, вырезанных воспитателем, и разных предметов.

К концу учебного года дети уже могут: проявлять эмоциональную отзывчивость при восприятии иллюстраций, произведений народного декоративно-прикладного искусства, знать названия народных игрушек (матрешка, дымковская игрушка).

Также в детском саду используется парциальная программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» (автор И.А. Лыкова) , основными задачами которой являются:

  1. Развитие эстетического восприятия художественных образов (в произведениях искусства) и предметов (явлений) окружающего мира как эстетических объектов.
  2. Создание условий для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами.
  3. Ознакомление с универсальным «языком» искусства – средствами художественно-образной выразительности и др.

В соответствии с данной программой в конце учебного года во 2 младшей группе проводятся следующие занятия:

1. Рельефная лепка «Филимоновские игрушки» (Знакомство с филимоновской игрушкой. Рассматривание, обследование, сравнение, обыгрывание разных фигурок (петушок, курочка, медведь, лиса, барыня и др.). Лепка фигурок в стилистике и по мотивам народной пластики. Воспитание интереса к народному декоративно-прикладному искусству. Развитие «зрительской» культуры и художественного вкуса.)

2. Рисование «Филимоновские игрушки» (Продолжение знакомства с филимоновской игрушкой. Оформление силуэтов фигурок освоенными декоративными элементами. Проведение тонких прямых линий кисточкой, нанесение цветных пятен приёмом «примакивание». Воспитание интереса к народному декоративно-прикладному искусству. Развитие «зрительской» культуры и художественного вкуса).

В младшей группе дети учатся рисовать мазки, точки, клетки, округлые формы. Сначала они рассматривают пятнистых лошадок, нарядных кукол, играют с ними, а затем украшают фартуки, платки, салфетки для кукол, разрисовывают силуэты животных. Первоначально идет освоение точек-горошин кистями, далее учим делать клетки – пересечение вертикальных и горизонтальных линий и заполнять их мазками-точками.

В работе с детьми широко использую такие формы , как:

– экскурсии в изостудию и на выставки: хохлома (экспонаты: хохломская посуда, репродукции), музей кукол (коллекция кукол от оберега до барби), матрешка, дымково и др.;

– рассказы, беседы по ознакомлению с народным творчеством;

– рассматривание иллюстраций, фотографий, экспонатов;

– проведение мини-спектаклей с участием народных игрушек. Яркие, сказочные образы декоративно-прикладного искусства побуждают эмоционального дошкольника воплощать чувства и мысли в собственных изделиях;

– продуктивная деятельность (после рассказа и показа, воспитатель предоставляет детям возможность заняться продуктивной деятельностью: украсить бумажные игрушки, чашки, ложки, костюм в соответствии с особенностями какого-либо промысла).

В свободной деятельности использовались серии альбомов для детского художественного творчества «Наш вернисаж» («Дымковская игрушка», «Филимоновская игрушка», «Изразцы», «Писанки»).

Для восприятия и понимания детям наиболее доступны народная игрушка (филимоновская, богородская, дымковская, каргопольская), народные игрушки-забавы (пирамидка, грибок, матрешка), с которыми дети легко могут действовать, а также народные детские песенки, песенки-потешки, хороводы, народные игры и т.д. Поэтому в группе создан мини-музей народной игрушки, целями деятельности которого являются: приобщение детей к миру искусства, знакомство с народной игрушкой (дымковская, филимоновская, матрешка), развитие художественного вкуса, предоставление условий для самостоятельной творческой деятельности, совместных дидактических игр. Музей находится в групповой комнате, в зоне художественного творчества. Экспонаты обитают на полочках, выполненных в виде облачка, воздушного шара. Стена оформлена в виде летнего пейзажа: ясное небо, стрекозки, солнышко с кисточкой, бабочка с палитрой. Стол в виде ромашки. На полочке-самолете – материалы для самостоятельной художественной деятельности. В музее также размещены: иллюстративный материал, дидактические игры. Все выставленные объекты доступны детям. На базе мини-музея организовываются кратковременные выставки. Соприкосновение с искусством оказывает на ребенка сильное эмоциональное воздействие.

Воспитателем изготовлены дидактические игры по ознакомлению с дымковской игрушкой: «Сложи узор» (цель: закреплять знания о характерных особенностях и технике росписи дымковской игрушки (элементы узора, цветовая гамма), развивать умение складывать узор из отдельных элементов по образцу); «Найди дымковскую игрушку» (цель: расширять знания о характерных особенностях дымковской игрушки (элементы узора, цветовая гамма), развивать умение отличать дымковскую игрушку от других видов росписи; развивать эстетический вкус; учить видеть красоту росписи народной игрушки).

В МДОУ «Детский сад №16» есть изостудия , называется «Волшебная кисточка». Помещение изостудии визуально разделено на несколько зон. В 1 части представлены предметы русского обихода (прялки, чугунки, коромысла, кухонная утварь и др.), русский народный костюм. Здесь дети могут ознакомиться с бытом, традициями, песнями, художественной литературой (сказки, потешки, былины и т.д.), участвовать в занятиях по развитию речи, слушать музыку. Следующая часть посвящена декоративно-прикладному искусству (гжель, дымковская игрушка, городецкая роспись и др.). Художественные предметы народного творчества интересны и понятны ребенку. Есть сменная композиция, где проходят тематические выставки. Создавая интерьер изостудии, администрация и воспитатели исходили из того, что она должна способствовать развитию детей, их эстетического восприятия, образных представлений, воображения, творчества.

Философы и психологи подчеркивают, что творчество в любой области человеческой деятельности – это создание объективно нового, ранее не созданного произведения. Специфика детского творчества состоит прежде всего в том, что создать объективно новое ребенок по целому ряду причин (отсутствие определенного опыта, ограниченность необходимых знаний, умений и др.) не может. Одним из важных средств поощрения и развития детского изобразительного творчества являются выставки детских рисунков, поделок. Они систематически организуются в изостудии детского сада, групповых помещениях, холле. При этом выставляются произведения всех детей, а не только тех, кто хорошо владеет навыками изобразительной деятельности. Такие выставки радуют и детей, и родителей.

Ознакомление детей с искусством требует специальной подготовки, которая включает расширение знаний педагогов и родителей в области искусства и подбор иллюстративного материала. Во 2 младшей группе МДОУ №16 вниманию родителей в течение учебного года были представлены консультации: «Ознакомление с дымковской игрушкой», «Народная игрушка в жизни дошкольника», «Домашние занятия по рисованию и лепке» и другие; специальная литература, фотографии, открытые просмотры занятий по ознакомлению с дымковской игрушкой, совместная выставка «Красота дымки» в мини-музее группы; совместное посещение выставок в изостудии. Воспитатели группы расширяют свои знания, читая специальную искусствоведческую литературу, справочники. В группе подобран наглядный и иллюстративный материал: репродукции, фотографии, изделия и т. д.

В соответствии с Программой воспитания и обучения в детском саду М.А. Васильевой мною был составлен мини-проект по художественно-эстетическому воспитанию детей 2 младшей группы «Знакомство с дымковской игрушкой», позволяющий приблизить детей к народному искусству.

Цель проекта: Развивать эстетическое восприятие через приобщение к декоративной деятельности, учить видеть красоту цвета в народных игрушках (дымковских). Формировать интерес к занятиям изобразительной деятельностью.

Задачи:

  1. Познакомить с дымковской игрушкой, учить украшать дымковскими узорами силуэты игрушек и других предметов.
  2. Формировать навыки использования инструментов и материалов для рисования (как держать карандаш, кисть, промывать ее, как набирать краску и т.д.) и аппликации (как намазывать кисточкой фигуру, прижимать салфеткой и т.д.); формировать навыки аккуратной работы.
  3. Вызывать положительный эмоциональный отклик на красоту узора дымковской игрушки, радость от созданного изображения.

Актуальность: Дымковская глиняная игрушка – это чудо-ремесло. И взрослых, и детей привлекают яркие, забавные игрушки. Изделия эти радуют глаз, поднимают настроение, раскрывают мир веселого праздника. Дымковские игрушки просты, но своеобразны, наивны и выразительны. Они дают возможность показать и фантазию ваятеля, и творчество художника, отразить в своей работе эстетическое видение и чувствование окружающего мира.

Использование дымковской народной игрушки в дошкольном учреждении дает возможность решать задачи художественного развития и воспитания детей; постоянное продуманное знакомство с промыслом, планомерное, целенаправленное обучение лепке и росписи игрушек позволяет добиваться хороших изобразительных навыков у детей, развивает у них творческую инициативу, уверенность, активность, самостоятельность; воспитывает интерес к народному творчеству.

Русская народная игрушка является особым видом народного творчества. Она будит мысль и фантазию ребенка. От занятия к занятию в ходе данного проекта развивается фантазия и воображение ребенка; вся деятельность подводит его к восприятию художественных достоинств предмета, учит сравнивать предметы, выделять их отличительные признаки, красоту, декоративность и любоваться дымковской игрушкой.

Участники проекта: дети 2 мл. группы, воспитатель.

Сроки реализации: январь (1 неделя).

Конспекты занятий (см. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности во второй младшей группе детского сада).

Занятие 1. Рисование «Знакомство с дымковскими игрушками. Рисование узоров». (Познакомить с народными дымковскими игрушками. Вызвать радость от рассматривания яркой, нарядной расписной игрушки. Обратить внимание детей на узоры, украшающие игрушки. Учить выделять и называть отдельные элементы узора, их цвет).

Занятие 2. Рисование «Украсим дымковскую уточку». (Продолжать знакомить детей сдымковской игрушкой. Учить выделять элементы росписи, наносить их на вырезанную из бумаги уточку. Вызывать радость от получившегося результата; от яркости, красоты дымковской росписи).

Занятие 3. Аппликация «Узор на круге». (Учить детей располагать узор по образцу, правильно наклеивая фигуры друг на друга по величине; составлять узор в определенной последовательности: в центре – большой круг, по краю – маленькие. Закреплять умение намазывать клеем всю форму. Развивать чувство ритма. Воспитывать самостоятельность).

Дидактические игры:

  1. «Найди такой же узор» (развитие зрительного внимания, памяти, мышления, обучение рассматриванию узоров и их описанию).
  2. Разрезные картинки на тему «Дымковские игрушки» (учить собирать картинку из 4-6 частей, развивать эстетическое восприятие).

Рассматривание: игрушек дымковских, иллюстраций с их изображением. Экскурсия в изо-студию. Цель: развивать наблюдательность, любознательность, внимание; учить любоваться народной игрушкой, яркостью и красотой ее узоров.

Работа с родителями: Поместить в родительский уголок консультацию на тему «Как организовать домашнее занятие по рисованию и лепке», специальную литературу, провести беседу (индивидуально) на тему «Программные требования по рисованию» (с целью наблюдения за ребенком дома, развития умений и навыков в соответствии с программой детского сада, творческих способностей), организовать совместную выставку «Красота дымки» в мини-музее группы.

В возрасте 3-4 лет изобразительная деятельность естественно связывается с игрой через игрушку. Предложение нарисовать, вылепить или вырезать и наклеить игрушку вызывает радость. Изображая игрушку, ребенок переживает те же добрые, радостные чувства, что и при игре с ними. А это, в свою очередь, вызывает стремление лучше изобразить предмет. Таким образом, весь творческий процесс приобретает эмоционально положительную окраску.

Результаты проекта показывают, что детям доставляет радость дымковская игрушка, ее яркость, выразительность и простота форм, а больше всего возможность создать этот образ самим. Удовольствие, получаемое в продуктивной деятельности, сочетается с развитием у ребенка эстетического вкуса, творческих способностей, художественных навыков и умений. Польза и красота, ярко и образно выраженные в предметах народных умельцев, становятся близки и понятны детскому восприятию. А нам, воспитателям, родителям, детские рисунки, поделки доставляют истинное эстетическое наслаждение.

В заключении, хочется сказать, что народное и декоративно-прикладное искусство является неотъемлемой частью воспитательно-образовательного процесса в детском саду. Дети видят богатство фантазии народа, его мастерство, жизнелюбие, талант и трудолюбие. Это способствует не только их эстетическому, но и нравственному воспитанию. Дети познают мир, происходит их социализация в обществе.

Конспект непосредственно - образовательной деятельности для детей младшего дошкольного возраста
«Кто потерял корзинку?»

Данный методический материал поможет разнообразить занятия по художественному творчеству, увлечь малышей, настроить их на продуктивную деятельность через игру и путешествие в лес. Думаю, этот конспект может пригодиться педагогам, работающим на младшей группе, а также над темой "Нетрадиционное рисование".
Цель: познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования - печатками из пластилина.
Задачи: закреплять знания детей о лесных жителях, о местах их обитания, о способах приспособляемости к сезонным изменениям в природе; продолжать учить применять в рисовании необычные материалы, дополнять рисунок недостающими деталями; продолжать развивать мелкую моторику пальцев рук, способствовать развитию связной диалогической речи; расширять кругозор детей, развивать умение аккуратно работать с гуашью и прищепками; воспитывать гуманное отношение к природе, желание заботиться о животных.
Словарная работа: впал в спячку, куст, дерево.
Предварительная работа: индивидуальная работа - лепка печаток из цельного куска пластилина, беседа «Как дикие животные готовятся к зиме», рассматривание иллюстраций с изображением диких животных.
Оборудование:
раздаточный материал (силуэты ёжиков без иголок, прищепки, печатки из пластилина, гуашь в блюдце, влажные салфетки);
демонстрационный материал (корзинка, платочек, морковка, шишка, яблоко, игрушки: белка, ёж, заяц, иллюстрации с изображением белки, ежа, зайца, ёжики из солёного теста, длинная лента, диск с музыкальными записями, образец выполнения работы).
Логика непосредственно - образовательной деятельности.
Организационный момент.

Тихо, детки, проходите,
Нашу сказку не спугните.
Вставайте рядком-
Поиграем ладком,
Приготовьте ушки, глазки.
Начинаем нашу сказку.
Я сегодня в садик шла
И корзиночку нашла.

А корзинка, ребятки, не пустая. Давайте посмотрим, что в ней лежит? (Шишка, морковь, яблоко).
Дидактическая игра «Отгадай, что в корзинке».
(Корзинка сверху закрыта платочком. Дети опускают руку в корзинку и называют предмет).
Цель: формировать умение узнавать предметы на ощупь.
Убираю платочек.

Вступительная беседа.
Что это такое? (Шишка). Как вы думаете, кто любит есть семена из шишек? (Белка). Правильно, это белка. На улице стало холодно, и все животные готовятся к зиме.
А это что? (Морковка). Кто любит есть морковку? (Заяц).
Это что такое? (Яблоко). Кому мы можем подарить яблоко? (Ежу).
Наверно, кто-то приготовил подарки для животных. Как вы думаете,кто это? (Осень, Дед Мороз и т.д.) Нужно их обязательно вернуть. Где мы можем найти белку, зайца и ежа? (В лесу).
У нас есть волшебный паровозик, на нём мы отправимся в лес. Садитесь тихонечко в него. Все готовы?
Вот мы и в лесу. Где сидит белочка? (На дереве). Что мы ей подарим? (Шишку). Настя, возьми шишку и подари белке.
«Спасибо вам, ребятки!» - говорит белочка. «Теперь мне не страшна холодная зима». Идём дальше.
По ровненькой дорожке шагают наши ножки.
Шагали, шагали, нисколько не устали.
Где сидит зайка? (Под кустом). Что мы подарим ему? (Морковку). Дима, возьми морковку и подари зайчику. Зайчик очень обрадовался: «Как хорошо, что вы накормили меня, теперь я буду бегать ещё быстрее и не замёрзну!»
Погреемся вместе с зайчиком?
Подвижная игра «Зайка серенький сидит».
(Включаю музыкальную запись).
Вот мы и погрелись, и зайку порадовали. Ускакал довольный зайчик. А что ещё осталось у нас в корзинке? (Яблоко). Кому мы хотели его подарить? (Ёжику). А где же Ёжик? Что-то его нигде не видно... (Он заснул на целую зиму - впал в спячку).
Как же нам быть? Может, мы нарисуем ёжика и подарим яблочко ему?
Дидактическая игра «Прищепки».
Посмотрите, на столе лежат ёжики. Только они какие - то не настоящие. Чего им не хватает? (Иголок). Вот иголочки. Давайте прицепим их каждому ёжику. Какие красивые получились у нас ёжики!
Пальчиковая гимнастика.
Моя ладошка, как тетрадь, в тетради можно рисовать.
Моя ладошка, как окно, его помыть пора давно.
Моя ладошка, как корзина, в неё кладу я апельсины.
Моя ладошка, как дорожка, а по дорожке ходит кошка.
Показ и объяснение последовательности выполнения работы.
А теперь давайте нарисуем иголочки ёжикам. Садитесь за этот стол. Спинки у всех прямые, глазки смотрят на меня. Вчера мы слепили с вами вот такие печатки. Я беру печатку в руку, обмакиваю в краску и аккуратно прижимаю к ёжику. Шлёп - иголочка! Шлёп - вторая! Какие иголки? (Длинные, чёрные). Много - много иголочек сделаю ёжику. А теперь вы.
Художественное творчество. Индивидуальная помощь.
Ёжику бы понравилось, если бы ты сделал так...
Думаю, что ёжик будет рад, если ты добавишь иголочек тут...
Анализ и выставка детских работ.


Посмотрите, какие красивые ёжики у вас получились! Они с радостью примут от вас в подарок это большое яблоко.
Кого мы встретили сегодня в лесу? Вы такие молодцы, ребятки, и зверюшек лесных отыскали, и запасы на зиму помогли им сделать, и ёжику иголочки нарисовали. Мне очень понравилось с вами играть, я приготовила для вас маленький сюрприз. (Ёжики из солёного теста).
А сейчас держитесь за эту ленту, поедем в садик мыть руки. (Включаю музыкальную запись).

Текущая страница: 1 (всего у книги 8 страниц) [доступный отрывок для чтения: 2 страниц]

Т. С. Комарова

Занятия по изобразительной деятельности во второй младшей группе детского сада

Конспекты занятий

2-е издание, исправленное

Библиотека «Программы воспитания и обучения в детском саду» под общей редакцией М. А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой.

Комарова Тамара Семеновна – заведующая кафедрой эстетического воспитания Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова, заслуженный деятель науки РФ, доктор педагогических наук, профессор, действительный член Международной академии наук педагогического образования, действительный член Международной педагогической академии, действительный член Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка. Автор многочисленных трудов по различным вопросам дошкольной педагогики, истории педагогики, эстетического воспитания, развития детского творчества и художественно-творческих способностей, преемственности в воспитании и обучении детей дошкольного и младшего школьного возраста, создатель и руководитель научной школы. Под руководством Т.С. Комаровой защищено более 90 кандидатских и докторских диссертаций.

Предисловие

Изобразительная деятельность, включающая рисование, лепку и аппликацию, имеет большое значение для всестороннего развития дошкольников. Она привлекает детей, радует их возможностью самостоятельно создавать что-то красивое. А для этого необходимо накопление и расширение личного опыта ребенка, полученного им непосредственным путем через органы чувств; успешное овладение рисованием, лепкой и аппликацией. Начинать приобщение детей к изобразительной деятельности в условиях дошкольного учреждения следует с 2–3 лет.

Данное пособие адресовано воспитателям, работающим по «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой, для организации и проведения занятий по изобразительной деятельности во второй младшей группе.

В книгу включена программа по изобразительной деятельности для второй младшей группы, планирование работы на год и конспекты занятий по рисованию, лепке и аппликации. Занятия расположены в том порядке, в котором их следует проводить. Это не значит, однако, что воспитатели должны слепо соблюдать предлагаемый в книге порядок занятий. Изменение последовательности занятий – может быть продиктовано особенностями группы (например, дети воспитывались в дошкольном учреждении с первой младшей группы), региональными особенностями, необходимостью сократить разрыв между двумя занятиями, взаимосвязанными по содержанию и т.п.

Представленные в пособии занятия разработаны на основе следующих положений.

Изобразительная деятельность является частью всей воспитательно-образовательной работы в ДОУ и взаимосвязана со всеми ее направлениями. Особенно важное значение для воспитания и развития ребенка имеет связь занятий рисованием, лепкой и аппликацией с игрой. Разносторонняя связь повышает интерес детей и к изобразительной деятельности и к игре. При этом необходимо использовать различные формы связи: создание изображений и изделий для игры («красивая салфетка в кукольный уголок», «угощение для игрушек-зверюшек» и др.); использование игровых методов и приемов; применение игровых и сюрпризных моментов, ситуаций («слепить мишке друзей» и т. п.); рисование, лепка, аппликация предметов для игр, на темы игр («Как мы играли в подвижную игру „Охотники и зайцы“ („Воробушки и кот“)» и др.).

Для развития детского творчества необходимо создавать эстетическую развивающую среду, постепенно вовлекая в этот процесс детей, вызывая у них радость, удовольствие от уютной, красивой обстановки группы, игровых уголков; включать в оформление группы созданные детьми индивидуальные и коллективные рисунки, аппликации. Большое значение имеют эстетическое оформление занятий; удачный подбор материалов для занятий, удобное и рациональное их размещение; доброжелательное отношение педагогов к каждому малышу, эмоционально-положительная атмосфера занятия; уважительное отношение взрослых к детским рисункам, лепке, аппликациям.

В основе развития любых способностей детей лежит опыт непосредственного познания предметов и явлений. Необходимо развивать все виды восприятия, включать в процесс освоения формы и величины предметов и их частей поочередные движения по контуру кистей обеих рук (или пальцев), чтобы образ движения рук закреплялся и на основе его ребенок мог создавать изображения. Этот опыт следует постоянно обогащать и развивать, формируя образные представления об уже знакомых предметах.

Для того чтобы выработать у детей свободу творческого решения, необходимо научить их формообразующим движениям, движениям рук, важным для создания изображений предметов разнообразных форм, – сначала простым, а затем более сложным. Это позволит детям изображать разнообразные предметы и явления окружающего мира. Чем лучше ребенок овладеет формообразующими движениями во второй младшей группе, тем легче и свободнее он будет создавать изображения любых предметов, проявляя творчество, в дальнейшем. Известно, что всякое целенаправленное движение может быть произведено на основе имеющихся представлений о нем. Представление о движении, производимом рукой, формируется в процессе зрительного и кинестетического (двигательно-осязательного) восприятия. Формообразующие движения руки в рисовании и лепке различны: пространственные свойства изображаемых предметов в рисунке передаются линией контура, а в лепке – массой, объемом. Движения руки при рисовании различаются по характеру (силе нажима, размаху, длительности), поэтому мы рассматриваем каждый вид изобразительной деятельности, включенной в педагогический процесс, отдельно. Вместе с тем, все виды изобразительной деятельности должны быть взаимосвязаны, ведь в каждом из них дети отражают предметы и явления окружающей жизни, игры и игрушки, образы сказок, потешек, загадок, песен и т.д. Овладение формообразующими движениями обеспечивает детям свободу творчества, снимает необходимость постоянного показа воспитателем способов изображения, позволяет активизировать опыт ребят («Как вы обводили пальчиками форму, так и будете рисовать»).

Создание изображений в рисовании, лепке и аппликации, а также формирование творчества основываются на развитии одних и тех же психических процессов (восприятия, образных представлений, мышления, воображения, внимания, памяти, ручной умелости), которые развиваются и в процессе изобразительной деятельности, если воспитатель помнит о необходимости их развития.

На всех занятиях необходимо развивать активность, самостоятельность и творчество детей. Следует побуждать их вспоминать, что они видели интересного вокруг, что им понравилось; учить сравнивать предметы; спрашивать, активизируя опыт ребят, что похожее они уже рисовали, лепили, как они это делали; вызывать ребенка для показа остальным, как можно изобразить тот или иной предмет.

Каждое занятие должно заканчиваться коллективным просмотром всех созданных ребятами изображений. Важно чтобы дети видели общий результат занятия, слышали оценку педагогом их работ, активно включались в доступный им разговор, оценку выразительных образов предметов, явлений; чтобы каждый ребенок видел свою работу среди работ других детей. В процессе оценки созданных детьми изображений важно обращать их внимание на наиболее интересные из них, вызывать положительные эмоции. Это способствует повышению их интереса к изобразительной деятельности.

При работе с детьми второй младшей группы воспитатели должны учитывать личный опыт каждого ребенка и всей группы в целом. Особенности каждой группы могут определяться возрастом детей (в одной группе могут оказаться ребята чуть постарше; дети, живущие в одном микрорайоне или в разных; группа может состоять из детей, перешедших в нее из первой младшей группы). Перед воспитателями стоит задача осмыслить особенности своей группы и скорректировать работу по изобразительной деятельности в соответствии с этим, усложняя задания в тех случаях, если группа состоит из детей, воспитывавшихся в первой младшей группе или из ребят, который в массе своей старше на 2–4 месяца. Усложнения могут состоять в использовании более широкого круга материалов (включение большего количества красок, жирной пастели, сангины), увеличения числа изображений (не одной елочки, куколки и др., а нескольких) и т. д.

В представленных в данном пособии конспектах занятий выделяются следующие рубрики.

Программное содержание. В этой рубрике указывается, какие задачи обучения и развития решаются на занятии.

Методика проведения занятия. В этой части последовательно раскрывается методика проведения занятия, постановка перед детьми изобразительной задачи и постепенное направление на получение результата.

Материалы. В этой рубрике перечислен весь наглядный и раздаточный материал, необходимый для создания изображений.

Связь с другими занятиями и видами деятельности. Эта часть конспекта раскрывает возможные взаимосвязи занятия с разными разделами воспитательно-образовательной работы, с играми и другими занятиями. Установление взаимосвязи и ее реализация позволит детям разносторонне познать предметы и явления, обогатит их опыт.

В конспектах некоторых занятий мы предлагаем варианты той или иной темы, вида деятельности. Это дает педагогам возможность понять, что одни и те же изобразительные задачи могут быть решены на разном тематическом содержании и в дальнейшем творчески относиться к выбору тематики занятий.

Во второй младшей группе еженедельно проводится 1 занятие по рисованию, 1 по лепке и один раз в две недели 1 занятие по аппликации. Всего в месяц проводится 10 занятий (4 по рисованию, 4 по лепке и 2 по аппликации). В учебном году 9 учебных месяцев, и, следовательно, около 90 занятий. В ряде месяцев 4,5 недели (если в месяце 31 день), и если в этом месяце прибавляется одно занятие, педагог может взять его из включенных в конспекты вариантов занятий или выбрать занятие по своему усмотрению.

Мы надеемся, что эта книга поможет педагогам дошкольных образовательных учреждений в организации работы по обучению рисованию, лепке и аппликации детей 3–4 лет, в развитии их творчества.

Программа по изобразительной деятельности

Развивать эстетическое восприятие; обращать внимание детей на красоту окружающих предметов (игрушки), объектов природы (растения, животные), вызывать чувство радости. Формировать интерес к занятиям изобразительной деятельностью. Учить изображать в рисовании, лепке, аппликации простые предметы и явления, передавая их выразительность.

Включать в процесс обследования предмета движения обеих рук по предмету, охватывание его руками, обведение предмета по контуру одной, затем другой рукой, следя взором за их действием.

Развивать умение видеть красоту цвета в объектах природы, одежде детей, картинках, народных игрушках (дымковские, филимоновские игрушки, матрешки).

Вызывать положительный эмоциональный отклик на красоту природы, произведения искусства (книжные иллюстрации, изделия народных промыслов, предметы быта, одежда).

Учить создавать как индивидуальные, так и коллективные композиции в рисунках, лепке, аппликации.

Рисование

Предлагать детям передавать в рисунках красоту окружающих предметов и природы (голубое небо с белыми облаками; падающие на землю разноцветные листья; опускающиеся на землю снежинки и т.п.).

Продолжать учить правильно держать карандаш, фломастер, кисть, не напрягая мышц и не сжимая сильно пальцы; добиваться свободного движения руки с карандашом и кистью в процессе рисования. Учить набирать краску на кисть: аккуратно обмакивать ее всем ворсом в баночку с краской, снимать лишнюю краску о край баночки легким прикосновением ворса, хорошо промывать кисть, прежде чем набрать краску другого цвета. Приучать осушать промытую кисть о мягкую тряпочку или бумажную салфетку.

Закреплять знание названий цветов (красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный), познакомить с оттенками (розовый, голубой, серый). Обращать внимание детей на подбор цвета, соответствующего изображаемому предмету.

Приобщать детей к декоративной деятельности: учить украшать дымковскими узорами силуэты игрушек (птичка, козлик, конь и др.), и предметов (блюдечко, рукавички), вырезанных воспитателем.

Учить ритмичному нанесению линий, штрихов, пятен, мазков (опадают с деревьев листочки, идет дождь, «снег, снег кружится, белая вся улица», «дождик, дождик, кап, кап, кап…» и др.).

Учить изображать простые предметы, рисовать прямые линии (короткие, длинные) в разных направлениях, перекрещивать их (полоски, ленточки, дорожки, заборчик, клетчатый платочек и др.). Подводить детей к изображению предметов разной формы (округлая, прямоугольная) и предметов, состоящих из комбинации разных форм и линий (неваляшка, снеговик, цыпленок, тележка, вагончик и др.).

Формировать умение создавать несложные сюжетные композиции, повторяя изображение одного предмета (елочки на нашем участке, неваляшки гуляют) или изображая разнообразные предметы, насекомых и т. п. (в траве ползают жучки и червячки; колобок катится по дорожке и др.). Учить детей располагать изображения по всему листу.

Формировать интерес к лепке. Закреплять представления о свойствах глины, пластилина, пластической массы и способах лепки.

Учить раскатывать комочки прямыми и круговыми движениями, соединять концы получившейся палочки, сплющивать шар, сминая его ладонями обеих рук.

Побуждать детей украшать вылепленные предметы, используя палочку с заточенным концом.

Учить создавать предметы, состоящие из 2–3 частей, соединяя их путем прижимания друг к другу.

Закреплять умение аккуратно пользоваться глиной, класть комочки и вылепленные предметы на дощечку.

Учить детей лепить несложные предметы, состоящие из нескольких частей (неваляшка, цыпленок, пирамидка и др.). Предлагать объединять вылепленные фигурки в коллективные композиции (неваляшки водят хоровод, яблоки лежат на тарелке и др.). Вызывать радость от восприятия результата общей работы.

Аппликация

Приобщать детей к искусству аппликации, формировать интерес к этому виду деятельности. Учить предварительно выкладывать на листе бумаги в определенной последовательности готовые детали разной формы, величины, цвета, а затем наклеивать полученное изображение на бумагу.

Учить аккуратно пользоваться клеем: намазывать его кисточкой тонким слоем на обратную сторону наклеиваемой фигуры (на специально приготовленной клеенке); прикладывать стороной, намазанной клеем, к листу бумаги и плотно прижимать салфеткой.

Вызывать у детей радость от полученного изображения. Формировать навыки аккуратной работы.

Учить создавать в аппликации на бумаге разной формы (квадрат, розета и др.) предметные и декоративные композиции из геометрических фигур и природных материалов, повторяя и чередуя их по форме и цвету. Развивать чувство ритма.


К концу года дети могут

Проявлять эмоциональную отзывчивость при восприятии иллюстраций, произведений народного декоративно-прикладного искусства, игрушек, объектов и явлений природы; радоваться созданным ими индивидуальным и коллективным работам.

В рисовании

Знать и называть материалы, которыми можно рисовать; цвета, определенные программой; народные игрушки (матрешка, дымковская игрушка).

Изображать отдельные предметы, простые по композиции и незамысловатые по содержанию сюжеты.

Подбирать цвета, соответствующие изображаемым предметам.

Правильно пользоваться карандашами, фломастерами, кистью и красками.

В лепке

Знать свойства пластических материалов (глины, пластилина, пластической массы); понимать, какие предметы можно из них вылепить.

Отделять от большого куска глины небольшие комочки, раскатывать их прямыми и круговыми движениями ладоней.

Лепить различные предметы, состоящие из 1–3 частей, используя разнообразные приемы лепки.

В аппликации

Создавать изображения предметов из готовых фигур.

Украшать заготовки из бумаги разной формы.

Подбирать цвета, соответствующие изображаемым предметам, и по собственному желанию; аккуратно использовать материалы.

Примерное распределение программного материала на год

Сентябрь

Занятие 1. Рисование «Знакомство с карандашом и бумагой»

Программное содержание. Учить детей рисовать карандашами. Учить правильно держать карандаш, вести им по бумаге, не нажимая слишком сильно на бумагу и не сжимая его сильно в пальцах. Обращать внимание детей на следы, оставляемые карандашом на бумаге; предлагать провести пальчиками по нарисованным линиям и конфигурациям. Учить видеть сходство штрихов с предметами. Развивать желание рисовать.


Занятие 2. Лепка «Знакомство с глиной, пластилином»

Программное содержание. Дать детям представление о том, что глина мягкая, из нее можно лепить, можно отщипывать от большого комка маленькие комочки. Учить класть глину и вылепленные изделия только на доску, работать аккуратно. Развивать желание лепить.


Занятие 3. Рисование «Идет дождь»

Программное содержание. Учить детей передавать в рисунке впечатления от окружающей жизни, видеть в рисунке образ явления. Закреплять умение рисовать короткие штрихи и линии, правильно держать карандаш. Развивать желание рисовать.


Занятие 4. Лепка «Палочки» («Конфетки»)

Программное содержание. Учить детей отщипывать небольшие комочки глины, раскатывать их между ладонями прямыми движениями. Учить работать аккуратно, класть готовые изделия на доску. Развивать желание лепить.


Занятие 5. Аппликация «Большие и маленькие мячи»

Программное содержание. Учить детей выбирать большие и маленькие предметы круглой формы. Закреплять представления о предметах круглой формы, их различии по величине. Учить аккуратно наклеивать изображения.


Занятие 6. Рисование «Привяжем к шарикам цветные ниточки»

Программное содержание. Учить детей правильно держать карандаш; рисовать прямые линии сверху вниз; вести линии неотрывно, слитно. Развивать эстетическое восприятие. Учить видеть в линиях образ предмета.


Занятие 7. Лепка «Разные цветные мелки» («Хлебная соломка»)

Программное содержание. Упражнять в лепке палочек приемом раскатывания глины прямыми движениями ладоней. Учить аккуратно работать с глиной, пластилином; класть вылепленные изделия и лишнюю глину на доску. Развивать желание лепить, радоваться созданному.


Занятие 8. Рисование «Красивые лесенки» (Вариант «Красивый полосатый коврик»)

Программное содержание. Учить детей рисовать линии сверху вниз; проводить их прямо, не останавливаясь. Учить набирать краску на кисть, обмакивать ее всем ворсом в краску; снимать лишнюю каплю, прикасаясь ворсом к краю баночки; промывать кисть в воде, осушать ее легким прикосновением к тряпочке, чтобы набрать краску другого цвета. Продолжать знакомить с цветами. Развивать эстетическое восприятие.


Занятие 9. Лепка «Бублики» («Баранки»)

Программное содержание. Продолжать знакомить детей с глиной, учить свертывать глиняную палочку в кольцо (соединять концы, плотно прижимая их друг к другу). Закреплять умение раскатывать глину прямыми движениями, лепить аккуратно. Развивать образное восприятие. Вызывать у детей чувство радости от полученных изображений.


Занятие 10. Аппликация «Шарики катятся по дорожке» (Вариант «Овощи (фрукты) лежат на круглом подносе»)

Программное содержание. Знакомить детей с предметами круглой формы. Побуждать обводить форму по контуру пальцами одной и другой руки, называя ее (круглый шарик (яблоко, мандарин и др.)). Учить приемам наклеивания (намазывать клеем обратную сторону детали, брать на кисть немного клея, работать на клеенке, прижимать изображение к бумаге салфеткой и всей ладонью).


Занятие 11. Рисование «Разноцветный ковер из листьев»

Программное содержание. Развивать эстетическое восприятие, формировать образные представления. Учить детей правильно держать кисть, опускать ее в краску всем ворсом, снимать лишнюю каплю о край баночки. Учить изображать листочки способом прикладывания ворса кисти к бумаге.


Занятие 12. Рисование «Цветные клубочки»

Программное содержание. Учить детей рисовать слитные линии круговыми движениями, не отрывая карандаша (фломастера) от бумаги; правильно держать карандаш; в процессе рисования использовать карандаши разных цветов. Обращать внимание детей на красоту разноцветных изображений.


Занятие 13. Аппликация «Большие и маленькие яблоки на тарелке»

Программное содержание. Учить детей наклеивать круглые предметы. Закреплять представления о различии предметов по величине. Закреплять правильные приемы наклеивания (брать на кисть немного клея и наносить его на всю поверхность формы).


Занятие 14. Рисование «Колечки» («Разноцветные мыльные пузыри»)

Программное содержание. Учить детей правильно держать карандаш, передавать в рисунке округлую форму. Отрабатывать кругообразное движение руки. Учить использовать в процессе рисования карандаши разных цветов. Развивать восприятие цвета. Закреплять знание цветов. Вызвать чувство радости от созерцания разноцветных рисунков.


Занятие 15. Лепка «Колобок»

Программное содержание. Вызывать у детей желание создавать в лепке образы сказочных персонажей. Закреплять умение лепить предметы округлой формы, раскатывая глину между ладонями круговыми движениями. Закреплять умение аккуратно работать с глиной. Учить палочкой рисовать на вылепленном изображении некоторые детали (глаза, рот).


Занятие 16. Рисование «Раздувайся, пузырь…»

Программное содержание. Учить детей передавать в рисунке образы подвижной игры. Закреплять умение рисовать предметы круглой формы разной величины. Формировать умение рисовать красками, правильно держать кисть. Закреплять знание цветов. Развивать образные представления, воображение.


Занятие 17. Лепка «Подарок любимому щенку (котенку)»

Программное содержание. Формировать образное восприятие и образные представления, развивать воображение. Учить детей использовать ранее приобретенные умения и навыки в лепке. Воспитывать доброе отношение к животным, желание сделать для них что-то хорошее.


Занятие 18. Аппликация «Ягоды и яблоки лежат на блюдечке»

Программное содержание. Закреплять знания детей о форме предметов. Учить различать предметы по величине. Упражнять в аккуратном пользовании клеем, применении салфеточки для аккуратного наклеивания. Учить свободно располагать изображения на бумаге.


Занятие 19. Лепка по замыслу

Программное содержание. Закреплять умение детей передавать в лепке образы знакомых предметов. Учить самостоятельно определять, что им хочется слепить; доводить задуманное до конца. Воспитывать умение и желание радоваться своим работам.


Занятие 20. Рисование по замыслу

Программное содержание. Учить детей самостоятельно задумывать содержание рисунка. Закреплять ранее усвоенные умения и навыки в рисовании красками. Воспитывать желание рассматривать рисунки и радоваться им. Развивать цветовое восприятие, творчество.

наташа ищенко

«Снеговики играют в снежки»

Цель : Вызвать интерес к созданию сюжетной композиции в сотворчестве с воспитателем и другими детьми (воспитатель лепит снеговика, а дети снежки) . Учить лепить шар – раскатывать круговыми движениями ладоней. Развивать чувство формы, мелкую моторику. Воспитывать аккуратность, самостоятельность.

Предварительная работа : Знакомство с зимними явлениями природы. Игры с ватными и бумажными комками (сминание, раскатывание, поддувание) . Рассматривание изображение снеговика. Лепка Снеговика и снежков на прогулке.

Материалы и инструменты : Пластилин белого цвета, картон голубого цвета для фона, салфетки бумажные и матерчатые.

Ход занятия.

Читаю стихотворение З . Александровой :

…В рукавичках маленьких

Спрятаны ладошки.

Помоги на валенки

Мне одеть колошки…

Ночью выпал первый снег .

Мы оделись раньше всех.

Я санки качу-

Гулять хочу.

Из белого пластилина леплю двух снеговиков и показываю их детям.

Ребята, на улице выпал снег и снеговики решили поиграть в снежки, а лепить их не умеют, давайте мы с вами поможем им. Возьмите в руки кусочки белого пластилина и покатайте его между ладошками, так чтобы получились снежные комочки (показываю как это сделать)

Ребята а на что похожи наши снежки? На маленькие мячики, они такие же круглые.

На синем картоне по диагонали прикрепляю снеговиков, а дети добавляют к композиции свои снежки.




Публикации по теме:

Конспект НОД по художественному творчеству (аппликации) во второй младшей группе «Теремок» Цели и задачи: - воспитывать аккуратность в работе при пользовании клеем; - закреплять названия геометрических фигур: квадрат большой,.

Конспект НОД по художественному творчеству (ИЗО) в первой младшей группе «Королевство красок» Задачи: учить детей правильно держать кисть, обмакивать ее в краску, снимать лишнюю краску о край баночки, промывать кисть в воде и осушать;.

Конспект НОД по художественному творчеству в младшей группе «Узор на носовом платке» Вопросы развития творческого потенциала детей для меня всегда являлись особенно значимыми. Придя работать в детский сад, я поняла, что каждый.

Конспект НОД по художественному творчеству в младшей группе «Ромашки для мамы» (пластилинография) Направление: художественно-эстетическое развитие. Образовательная область: художественное творчество (лепка). Цель: совершенствовать навыки.

Конспект НОД по художественному творчеству во второй младшей группе «Волшебные животные» Тема: «Волшебные животные». (Бобкова А. П.) Программное содержание: познакомить детей с новой техникой ручного труда (создание животных своими.

Конспект НОД по экспериментированию и художественному творчеству «Снеговик» во второй младшей группе Конспект НОД по художественному творчеству и экспериментированию во второй младшей группе. «Снеговик». Задачи: 1. Формирование представления.

Конспект занятия по Художественному творчеству (лепка) с детьми второй младшей группы «Мой любимый город» Конспект непосредственной образовательной деятельности по Художественному творчеству (лепка) с детьми второй младшей группы. Тема: «Мой.

Конспект занятия по художественному творчеству во второй младшей группе «Домик для зайчика и петуха» Цели:Образовательные: закреплять умение детей доводить изделие до нужного образа с помощью пластилина; учить понимать содержание сказки,.