Конспект занятия "путешествипо дням недели, временам года, месяцам".

Ирина Юркина

Цель: закрепить представление о характерных признаках, особенностях разных времён года; развивать мышление. Активировать в речи детей употребление прилагательных (подбором определений); учить отгадывать загадки, понимать смысл народных примет. Развивать моторику рук, собирать целое из нескольких частей. Вызвать желание рисовать. Воспитывать любовь к природе.

Материал к занятию: пейзажи всех времен года, макеты елки и деревьев по временам года, конверт с загадками, разрезные картинки с изображением пейзажей, половина альбомного листа, цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки, воздушные шары синего, зеленого, красного, желтого цвета.

Предварительная работа: наблюдение на прогулке за изменениями в природе при смене времен года. Чтение стихов, рассказов, заучивание народных примет, стихов, отгадывание загадок. Работа с календарём природы. Рассматривание иллюстраций, рисование пейзажей. Аудиозапись голоса птиц, шум ветра.

Ход занятия

Мы сегодня побеседуем временам года. Какие вы знаете времена года? А можно одновременно побывать во всех? (предположительные ответы детей).

Но мы сейчас можем совершить путешествие по всем временам года. И начнем мы….

Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки.

Радость детям подарила

И на санках прокатила.

Какое это время года? (Зима)

Дети подходят к макету заснеженного дерева, из-за него выходит девочка в костюме Зима - «Здравствуйте, я – Зима, это очень красивое время года, когда приходит мой черед, все вокруг становится сказочным. Посмотрите на мои заснеженные пейзажи (показ слайдов, звукозапись шума ветра, вьюги). Скажите, какая бывает зима? (Предположительные ответы детей: снежная, холодная, морозная и т. д.)

А наши дети знают народные приметы о зиме. (Дошкольники называют приметы зимы).

Девочка - Зима – «А у меня для вас есть задание, отгадайте загадки» (дает конверт, в котором написаны загадки о зиме, воспитатель читает их, дети отгадывают).

До свидания Зима, а нам пора отправляться в следующее время года.

Она приходит с ласкою

И со своею сказкою.

Волшебной палочкой взмахнет,

В лесу подснежник расцветет. (Весна)

Дети отгадывают загадку и подходят к макету дерева, с едва распустившимися листиками и под деревом подснежник.

Из-за дерева выходит девочка в костюме Весны – «Здравствуйте, я – Весна, светлое, радостное время года, вся природа оживает, расцветает, да вы сами посмотрите (показ слайдов, звучит музыка – журчание ручья, чириканье воробьев). Что происходит с природой весной? (Предположительные ответы детей: просыпается, оживает, расцветает и т. д.)

Девочка – Весна: «А что вы еще знаете о моем времени года?»

(Дети проговаривают народные приметы о весне.)

Девочка – Весна: «А у меня для вас есть задание, отгадайте загадки» (дает конверт, в котором написаны загадки о весне, воспитатель читает их, дети отгадывают).

До свидания Весна, а нам пора отправляться в следующее время года.

Я соткано из зноя,

Несу тепло с собою,

Я реки согреваю,

«Купайтесь!» - приглашаю.

И любят все меня за это,

А зовусь я – … (лето).

Дети отгадывают загадку и подходят к макету дерева с зелеными листьями.

Из-за дерева выходит девочка в костюме Лето – «Здравствуйте, я - Лето, самое жаркое, сладкое, вкусное время года. Мои подружки – ягоды и цветы всегда к вам приходят в гости в мое время года (показ слайдов о лете, звучит музыка - жужжания пчел, пение птиц, стрекот кузнечиков).

Лето обращается к детям: «А какие вы знаете ягоды? Назовите летние цветы. А что народный календарь говорит про лето?» (Дети проговаривают народные приметы о лете, называют ягоды, летние цветы садовые и полевые).

Девочка – Лето: «А теперь отгадайте мои загадки» (дает конверт, в котором написаны загадки о лете, воспитатель читает их, дети отгадывают).

До свидания Лето, а нам пора отправляться в следующее время года.

Несу я урожаи,

Птиц к югу отправляю,

Деревья раздеваю,

Но не касаюсь елочек

И сосен. А зовусь я …. (осень)

Дети отгадывают загадку и подходят к макету дерева с желтыми листьями. Из-за дерева выходит девочка в костюме Осени. «Здравствуйте, я – Осень, погода в мое время года очень переменчива: бывают солнечные деньки, но может пойти холодный дождь и даже выпасть первый снег, но не одно время года не может похвастаться таким разнообразием красок, в которое я перекрашиваю деревья. Посмотрите сами (слайд – показ осенних пейзажей звучит спокойная музыка). Что вокруг происходит осенью? (Предположительные ответы детей: все готовятся к зиме, собирают урожай, улетают птицы на юг и т. д.)

А мы еще знаем народные приметы об осени. (Дети называют народные приметы об осени).

Девочка – Осень: «А теперь отгадайте мои загадки» (дает конверт, в котором написаны загадки об осени, воспитатель читает их, дети отгадывают).

Дети прощаются с Осенью.

Вот мы с вами и совершили путешествие по всем временам года, начали с зимы и вернулись опять в зиму, совершили круг. Давайте черед времен года повторим еще раз.

Логоритмика «За зимой идет весна»

За зимой идет весна, Дети идут друг за другом по кругу.

Снова будет не до сна. Потягиваются.

За весною будет лето, Взявшись за руки, идут по кругу.

Не забудем мы про это. Грозят пальцем.

А потом приходит осень, Руки на плечи, идут по кругу.

Хоть ее мы и не просим. Пожимают плечами.

А за осенью - зима, Оглядываются назад.

Заморозит всех она. «Греемся».

Во время нашего путешествия вы много узнали о каждом времени года, и я предлагаю выполнить следующее задание.

Задание «Закончи предложение»

– Зимой бывает снегопад, а осенью…. (листопад).

– Зимой бывает снег, а летом… (дождь).

– Зимой снег падает, а весной… (тает).

– Зимой катаются на санках, а летом… (на велосипеде).

– Зимой лес спит, а весной… (просыпается).

– Зимой катаются на коньках, а летом… (на роликах).

– Зимой бывает холодно, а летом… (жарко).

– Зимой деревья белые, а осенью… (желтые).

– Зимой растут сугробы, а летом растут… (цветы)

Посмотрите, времена года приготовили вам новое задание.

На четырех столах разложены разрезные пейзажи каждого времени года. Дети делятся на группы и выполняют задание. Девочки, наряженные в костюмы времен года, оценивают работы детей и на память дарят картины с изображением каждого времени года.

Во время нашего путешествия мы увидели, что у каждого времени года есть своя особенность. Я предлагаю поиграть в игру и вспомнить характеристики всех времен года.

Дети встают в круг и передают друг другу воздушный шар, сначала синего цвета – зима. Каждый говорит слово, которое характерно только для зимы, например, снег, санки и т. д. Когда шар сделал круг, ведущий передает зеленый – весна, красный – лето, желтый – осень.

А теперь садитесь за столы и нарисуйте характерную деталь, признак своего любимого времени года.

По окончании работы вывешиваются на доску, разделенную на четыре части (цветовое деление или пейзаж) – каждый рисунок в свое время года и дети проговаривают, какое время года они любят больше всего и почему.

Наше путешествие окончено.




Название: Конспект занятия «Четыре времени года»
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий НОД,интегрированное занятие, Подготовительная группа

Должность: музыкальный руководитель
Место работы: МДОУ ЦРР д/с № 13
Месторасположение: Костромская область, г.Галич

Четыре времени года.
(совместно-образовательная деятельность детей старшего возраста)

Цель : Проверить знания детей о временах года.

Программные задачи: Закрепить представление детей о годовом цикле, как о непрерывной смене времен года. Развивать творческие способности в разных видах деятельности: музыке, танцевальной импровизации, декламировании стихов, театрализованной деятельности, художественно – ручном труде. Развивать воображение, формировать словарный запас детей.

Оборудование: Оформление музыкального зала «Четыре времени года»; дидактическая игра «Собери пейзаж»; цветные шарфики, подносы с песком, влажные салфетки, карточки для разделения на подгруппы, аудиозаписи, экран, проектор, 12 слайдов для каждого месяца, картонные маски для каждого месяца.

Дети входят в зал под музыку, подходят к оформлению, разглядывают его.

Музыкальный руководитель:

Сегодня у нас необычная встреча, в нашем зале встретились все четыре времени года. Давайте мы с вами вспомним название сказки, где тоже встречаются все месяцы?

Дети: Сказка « 12 месяцев».

Музыкальный руководитель :

Правильно, вот и у нас с вами будет удивительная встреча, а начнем мы ее с самого вашего любимого времени года – это Лето.

На экране появляется первый летний слайд.

Выходят трое детей в масках: Июнь, Июль, Август.

Июнь:

Весна уходит, лишь успела

Махнуть сиреневым платком

И тополиным пухом белым

Июнь влетает в каждый дом.

Июль:

И вот уже в разгаре лето

Июль печет во всю, жара!

Но во дворах забыв про это

С утра резвиться детвора!

Август:

Совсем другое дело – август,

Прохладней среднего он брата.

В садах так много груш и яблок

Поспело! Радуйтесь ребята!

Музыкальный руководитель:

Летние месяцы все правильно рассказали о себе, а что еще мы любим делать летом?

Дети: — Купаться, кататься на велосипедах, собирать ягоды, гулять, играть.

Педагог ИЗО: — Дети, когда художник рисует времена года, он старается подбирать правильные нужные цвета. Вот, например, какими красками можно изобразить лето?

Дети: Яркими, солнечными, разноцветными…

Педагог ИЗО : — Правильно, но если под рукой нет красок, и карандашей, а нарисовать лето очень хочется, можно нарисовать его просто — на песке. Давайте попробуем?

Дети рисуют на песке пальцем или палочкой.

Музыкальный руководитель :

Я вам предлагаю поиграть в веселую летнюю игру.

Игра « Ищи»

Музыкальный руководитель :

Закончилось звонкое лето, в лесу полетели легкие паутинки, дунули прохладные ветры. И все деревья вдруг надели красивый наряд. Какое же время года наступило?

Дети: — Осень.

Музыкальный руководитель :

Осень очень красивое время года, особенно та пора, которую называют «золотая осень».

Почему ее так называют?

Дети: ……………

Осенью мы любуемся разноцветным убранством деревьев, наблюдаем, как звери готовятся к зиме. Вот и к нам пришли три ее брата: Сентябрь, Октябрь, Ноябрь.

Выходят трое детей, меняются слайды.

Сентябрь:

Лето кончилось привольное,

Наступило время школьное,

И по правде говоря,

Он любимый и желанный

Звонкий праздник сентября.

Октябрь:

Листья опали, птицы пропали,

Все что цвело притаилось в опале,

Заняты норы, замерли споры.

Заиндевели утром заборы.

Что же так сладко в этой поре,

В сердце сжимающем на октябре?!

Ноябрь:

И вот уже зима спешит,

Чтоб встретить осень на пороге

А за окошком снег кружит,

Ноябрь месяц к нам приходит.

Педагог ИЗ О: — Дети, а если бы вы рисовали осень, какими бы красками вы её изобразили?

Дети: — Жёлтую, оранжевую…………

Музыкальный руководитель:

Ребята, а как вы думаете, какой танец больше всего соответствует летящим осенним листьям?

Дети: — Вальс.

Беседа с детьми «Почему это именно вальс?».

Детям раздаю осенние листья и предлагаю потанцевать.

Импровизация с осенними листочками.

Музыкальный руководитель:

Следом за осенью наступает…

Дети: — Зима.

Дети вспоминают о ее признаках, о том какие трудности будут у зверей и птиц зимой,

как им можно помочь зимой, о зимних праздниках. Перечисляют зимние месяцы.

Выходят дети, меняются слайды.

Декабрь:

У декабря полно забот-

Как все успеть не знает

Он провожает старый год

И Новый год встречает

Он должен елку нарядить

Последний день сегодня,

Чтоб всех на свете пригласить

На праздник новогодний.

Январь:

Под снегом спят

Кусты и сад, и пруд и огород

Открыл январь наш календарь

И начал новый год.

Февраль:

Февраль последний зимний месяц

Но, февралю какая жалость

Не потому ль он так невесел?

Лишь двадцать восемь дней досталось.

Педагог ИЗО : — Дети, а если бы вы рисовали зиму, какие бы краски вы взяли?

Дети: — Белую, голубую……

Музыкальный руководитель : сейчас я вам предлагаю взять в руки голубые и белые шарфы, цвет выбирайте сами, и под музыку А. Вивальди выложить зимнюю картину.

(дети вместе с педагогом по изо выкладывают картину)

Песня о зиме (по желанию детей)

Музыкальный руководитель:

— И вот после долгой, холодной зимы наступает долгожданная…

Дети : — Весна.

Дети называют приметы весны, перечисляют весенние месяцы.

Выходят трое детей в масках- 3 весенних месяца, меняются слайды.

Март:

Снег тает и бежит ручьями,

Весна-красавица идет.

С весною месяц март встречаем!

Нам звонкая капель поет.

Апрель:

За ним апрель спешит и греет,

И вот уже из-под земли

На тонкой ножке, словно феи,

Цветы подснежники взошли.

Деревья в мае зеленеют,

И все вокруг вдруг зацвело

А солнце с каждым сильнее

Нам дарит летнее тепло.

Педагог ИЗО : — Дети, а какие бы краски вы взяли, если бы весну рисовали?

Дети: — Светлую, зелёную, голубую……

Музыкальный руководитель:

Сейчас мы с вами послушаем знакомое музыкальное произведение и по характеру произведения подберем соответствующие музыкальные инструменты.

Звучит «Подснежник» П.И.Чайковского , дети вспоминают композитора, рассказывают о характере произведения. В беседе используются эпитеты: музыка прозрачна, просветленная, лирическая, возвышенная.

Дети выбирают соответствующие характеру музыкальные инструменты и озвучивают отрывок из музыкального произведения.

Педагог ИЗО: — Дети, я вижу, вы хорошо разбираетесь во временах года и их красках. И сейчас я предлагаю вам доказать это ещё раз. Составьте четыре картины о каждом времени года. Для этого нам надо разделиться на 4 подгруппы.

Дети разбирают жетончики и расходятся за столы: 1 стол – бабочка,

2 стол – осенний листок, 3 стол – снежинка, 4 стол – подснежник.

Практическая деятельность.


Дети составляют композицию под звучание спокойной музыки. По окончании работы взрослые и дети рассматривают картины, делятся впечатлениями.

Музыкальный руководитель:

Наше путешествие по временам года подошло к концу. Каждое время года неповторимо и прекрасно по- своему. Что бы сохранить красоту природы, нужно ее беречь. Ведь это такое счастье почувствовать на ладошке первую снежинку, подставить лицо первому весеннему дождику, увидеть летнюю радугу, поймать упавший с дерева осенний листок.

Педагог ИЗО:

Вы так хорошо рассказали о каждом времени года, пели, танцевали, у вас получились прекрасные картины, что у нас не осталось никакого сомнения в том, что вы любите каждое из них.

Дети прощаются и уходят в группу.

Цель: Закрепить представление о характерных признаках, особенностях разных времён года; развивать мышление, фантазию при составлении предложений. Активировать в речи детей употребление сложных предложений, прилагательных (подбором определений); закрепить описывать предмет по его основным признакам; учить понимать смысл пословиц, поговорок, примет; упражнять в регулировании темпа речи и силы голоса, выделение звука в слове; учить придумывать предложения с предлогами и передавать голосом чувства радости, удивления, огорчения. Воспитывать любовь к природе, поддерживать чистоту в экологической среде.

Материал к занятию: иллюстрации времён года, план-схема к д/игре “Ящик ощущений”, кормушка для птиц, силуэты птиц, корм для птиц (пшено, овёс, хлебные крошки), модели предложений, картинки с первоцветами, альбомные листы, карандаши цветные.

Предварительная работа: прогулка в парк, по улицам города, наблюдение за трудом взрослых. Изготовление кормушек, кормление птиц. Чтение стихов, рассказов, заучивание пословиц, поговорок, закличек, стихов. Работа с календарём природы, посадка огорода на окне. Рассматривание иллюстраций, рисование пейзажей. Аудиозапись П.И.Чайковский времена года”, голоса птиц, шум ветра.

Ход занятия

Дети входят в группу под песню В.Шаинского “Вместе весело шагать по просторам”

Воспитатель: В нашей группе дружат все дети, и взрослые. Мы умеем дружить друг с другом и подружим с нашими пальчиками.

Пальчиковая гимнастика.

Дружат в нашей группе девочки и мальчики,
Мы подружим с вами, маленькие пальчики.
1-2-3-4-5- начинаем мы считать,
1-2-3-4-5- мы закончили считать.

Воспитатель: Скоро вы пойдёте в школу и будите вспоминать наш детский сад, своих друзей, наши игры и занятия, праздники и прогулки. Мы сегодня поговорим с вами о нашей Сибирской природе. И отправимся в путешествие по временам года, вспомним, что мы знаем о них. С давних пор человек наблюдал за природой: собирал пословицы, поговорки, приметы. Сочинял стихи, придумывал загадки и передавал их от отца к сыну, от матери к дочери. Сберегали природу для нас с вами. Вот и получается, что мы поговорим о нашей Сибирской земле, о нашей Родине, как надо её беречь и охранять. Ведь только у нас в Сибири такая бывает осень, зима, лето и весна. В других областях, странах, всё по иному.

Воспитатель: Как вы думаете, в каком времени года мы находимся? Как вы узнали? Ответы детей.

Выставляется иллюстрация.

Воспитатель: ребята, расскажите, какое лето бывает у нас в Сибири?

Ответы детей: жаркое, зелёное, ясное, дождливое, солнечное, разноцветное, тёплое, долгожданное и т.д.

Воспитатель: чем вам лето нравится? А чем вы бываете не довольны летом?

Ответы детей.

Воспитатель: ребята, а какие вы знаете заклички о лете.

Ответы детей.

Дождик, дождик, пуще
Всходы будут гуще!
Радуга-дуга
Не давай дождя.
Давай солнышка
Выше брёвнышка!
Дождик, дождик, поливай –
Будет хлеба каравай!
Дождик, дождик,
Пожалей,
Хоть дороги не залей!

Воспитатель: Люди летом отдыхают на море, ездят в лес, ходят в походы. Что бы вы пожелали отдыхающим, чтоб осталось чисто после них на природе? Что можно делать и чего нельзя делать на природе? Разбейтесь на пары и договоритесь, какие плакаты вы разместили бы на природе? Зарисуйте свои предложения. Дети рисуют экологические знаки поведения в природе. Объяснят, что нарисовали и почему.

Звучит музыка И.П. Чайковского “Времена года”

Воспитатель: Как вы думаете какое время года приходит после жаркого лета?

Ответы детей. Осень.

Выставляется иллюстрация осени.

Воспитатель: расскажите какой бывает осень у нас в Сибири?

Ответы детей: золотой, дождливой, солнечной, грязной, урожайной, грибной, весёлой, листопадной и т.д.

Воспитатель: какие вы знаете пословицы и поговорки о осени, как вы их понимаете?

Ответы детей:

  • Осенью паутина – на ясную погоду.
  • Осень студит воду.
  • Сентябрь без плодов не бывает.
  • Осенью птицы летят низко – к холодной, высоко – к тёплой зиме.
  • Какова погода в ноябре, таков и май.

Воспитатель: Осень урожайная пора и мы с вами сейчас узнаем, чем она нас порадует.

Д/И “Ящик ощущений”

Составление описательного рассказа о предмете находящегося внутри ящика по плану схеме. Внутри ящика находятся натуральные овощи и фрукты. Воспитатель: чем вам нравится осень? Почему? Ответы детей. Воспитатель: ребята как мы помогаем природе осенью?

Ответы детей: собираем урожай, чистим газоны от мусора. Начинаем строить кормушки для зимующих птиц.

Звучит аудиозапись со звуками вьюги, ветра, голосов птиц.

Воспитатель: ребята, как вы думаете какое сейчас наступило время года? Почему?

Ответы детей: Зима, ветер завывает, мороз трещит и.т.д.

Выставляется иллюстрация о зиме.

Воспитатель: какой бывает зима у нас в Сибири?

Ответы детей: морозная, холодная, белая, снежная, ветреная, долгая, весёлая и т.д

Воспитатель: помогите досказать пословицу, я начну, а вы закончите её.

  • Декабрь год кончает, ... (зиму начинает)
  • Дым столбом к... (морозу)
  • Зимой солнце садится в облака... (к снегопаду)
  • У зимы с летом ладу... (нету)
  • Снег глубок – год... (хорош)
  • Зима не лето: в шубу... (одета)
  • Два друга – мороз да... (вьюга)

Воспитатель: чем вам нравится зима? Почему?

Д/И “Что мы делаем не скажем, а что делаем покажем”

  • Покажите чем вам нравится зима, чем можно заниматься зимой.
  • Чем вам не нравится зима?

Имитация движений рук, ног, мимика, жесты.

Воспитатель: молодцы! Хорошо всё изобразили, давайте подышим и произнесём зимние звуки.

Дыхательная гимнастика.

Заметает дорожки пороша ш-ш-ш- ш (руки внизу лёгкие махи руками из стороны в сторону)
Завьюжит вьюга: в-в-в (круговые движения рук)
Закружит метель у-у-у (дети кружатся и присаживаются)

Воспитатель: ребята как мы зимой помогаем зимующим птицам?

Д/И классификация птиц.

Разместите зимующих птиц на кормушке, назовите их.

Ответы детей: синица, воробей, голубь, сорока, ворона, дятел и т.д.

Воспитатель: чем мы кормим птиц?

Ответы детей: семечки, крошки, зёрна овса, пшена. Кормим птиц. Дети выбирают, корм для птиц.

Звучат аудиозапись со звуками капели, весёлым пением птиц, ручейка.

Воспитатель: прошла холодная зима и наступила...

Ответы детей: весна.

Выставляется иллюстрация.

Воспитатель: какая у нас в Сибири бывает весна?

Ответы детей: холодная, тёплая, пасмурная, солнечная, дождливая, журчащая, зелёная и т.д.

Воспитатель: назовите любое весеннее слово и звук, на который заканчивается слово.

Ответы детей: проталина (А), почка (а), ручей (Й), гололёд (Т), солнце (Э) и т.д.

Воспитатель: какие вы знаете пословицы и поговорки о весне, как их понимаете? Ответы детей: Весенний день целый год кормит.

  • Март – водой, апрель - с травой, а май - с цветами.
  • Всякое семя знает своё время.
  • Что посеешь, то и пожнёшь.
  • Майский мороз не выдавит слёз.

Придумайте предложения со словами: капель, ручей, весна, первоцвет. Выложите своё предложение схемой и прочитайте. Дети выполняют задание.

Воспитатель: Ребята, знаете ли вы охраняемые растения, первоцветы.

Ответы детей: мать-и-мачеха, медуница, жарок, баранчик, одуванчик обыкновенный и т.д.

Воспитатель: почему нельзя уничтожать эти растения, где их применяют?

Ответы детей: первоцветы лекарственные растения, можно использовать в пище, (суп, салат, варенье).

Воспитатель: Найдите эти растения на картинках и мы с вами сделаем свою красную книгу. Дети выполняют задание.

Воспитатель: послушайте стихотворение:

Берегите землю, берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинках солнечные блики.
Над пустыней тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем,
Ласточку, мелькающую в жите
Берегите землю! Берегите!

Воспитатель: наше путешествие закончилось. Вам скоро в школу идти. Учитесь видеть, чувствовать, наблюдать. Потому, что природа и родина неотъемлемы друг от друга. Даже слова похожи ПРИРОДА и РОДИНА. Давайте скажем вместе ласково и нежно: “Родина любимая, что мать родимая”.

Игра “Что понравилось на занятии”

Дети стоят в кругу. Воспитатель бросает мяч, задаёт вопрос, ребёнок отвечает.

Тема занятия: «Двенадцать месяцев»

Скороговорка дня: «Налетели метели, завертели, загудели, зашумели».

Цели занятия: актуализация, обобщение и дополнение знаний о временах года; знакомство с календарем.

Оборудование и материалы : кукла Почемучкин; фотографии, по которым несложно определить месяц, когда они сделаны заготовка для работы «Наш календарь».

Предварительная работа

Понятия «год», «календарь», «месяцы» слишком абстрактны и обширны для детского сознания. Поэтому в рамках данного занятия предполагается лишь начать интересный разговор о разных «характерах» месяцев, о смене времен года, о деятельности людей и жизни животных в разные месяцы. При освоении детьми данной темы акцент делается на ознакомлении с текущим и недавно прошедшими месяцами.

Чтение . С. Маршак «Двенадцать месяцев», Н. Сладков «Почему год круглый», «Лесные тайнички», В. Бианки «Синичкин календарь».

Часть I. «Двенадцать месяцев в году в свою играют чехарду»

Цели : актуализация представлений о временах и месяцах года, ознакомление с изобразительными средствами музыки; формирование умения выбирать необходимую информацию из текстов различной стилевой принадлежности.

Слушаем музыку. Обсудим с детьми, сколько месяцев в году. У каждого из двенадцати месяцев свой характер. Предложим детям рассмотреть репродукции картин и их собственные рисунки, посвященные ноябрю. Узнают ли дети, какой месяц нарисован? Что могут вспомнить о его «характере».

Прослушаем два музыкальных произведения Петра Ильича Чайковского — «Ноябрь» и «Апрель». Какая из пьес соответствует картинам? Осенний месяц ноябрь встречает зиму. Он мрачный, в нем мало солнечных дней, дождь сменяется снегом, лед — слякотью. Природа засыпает, приходят покой и тишина.

А каков месяц, о котором рассказывает второй музыкальный отрывок? Предложим детям догадаться, какое время года так «звучит», что происходит в природе? Кто из детей знает, как называется месяц, когда природа просыпается, тает снег, появляются цветы, листья на деревьях, птицы вьют гнезда, у животных появляется потомство, солнце пригревает все сильнее?

В гости к детям приходит Почемучкин. Он хочет разложить в альбоме фотографии, присланные его друзьями (на фото — елка, празднование Дня знаний, дети собирают ягоды или грибы, цветет черемуха и т.д.). Но без помощи детей ему не справиться. Почемучкин не может определить, когда, в каком месяце сделана каждая из фотографий.

Как же помочь Почемучкину? Необходимо вспомнить то, что мы знаем о месяцах.

Работа по рисунку.

Предложим детям познакомиться с братьями-месяцами. Прочитаем стихотворение М. Погарского. Детям нужно внимательно слушать, стараться найти на рисунке всех братьев.

Двенадцать месяцев в году

Двенадцать месяцев в году

В свою играют чехарду.

Январь очень любит на санках кататься.

Февраль очень любит снежками кидаться.

А март очень любит пускать корабли.

Апрель весь снежок убирает с земли.

А май деревца одевает листвой.

Июнь — тот клубнику приносит с собой.

Июль очень любит детишек купать.

А август — любитель грибы собирать.

Сентябрь разным цветом покрасит листочки.

Октябрь льет дождиком, словно из бочки.

Ноябрь ледком покрывает озера.

Декабрь на окнах рисует узоры.

И вот с декабрем завершается год,

Он елку ребятам в подарок несет.

Разминка «Братья-месяцы» . Педагог еще раз читает стихотворение. Детям нужно найти соответствующий месяц на рисунке или самостоятельно придумать движение, показывающее, что делает данный брат.

Поможем Почемучкину разложить по порядку фотографии.

Часть II. Говорящие названия

Цели : формирование навыков словотворчества, использование знаний о характерных для каждого месяца явлениях природы.

Почемучкин. Спасибо, ребята! Вы мне очень помогли. Как все-таки замечательно много знать! А еще мне всегда было любопытно, почему месяцы носят такие названия: март, декабрь?

Педагог . Названия одних месяцев происходят от латинских слов, обозначающих их порядковый номер в году: сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь. Другие месяцы получили имена древнеримских богов и императоров.

А вот названия месяцев у славянских народов были связаны с событиями, происходящими в природе. Догадайся, почему месяцы получили такие названия: травень, березень, лютень, листень, цветень. К какому времени года относится каждый из них?

(Ответы детей.)

Почемучкин . Я хочу познакомить вас с героем книги А. Усачева «Ас Бука, или Пособие для маленьких детей и пожилых инопланетян». Его зовут Ас Бука, он прилетел с планеты Бук. Там месяцы имеют такие названия: снегирь, блинварь, зимарт, капрель, громыхай, медунь, кислюль, жа- равгуст, осентябрь, охотябрь, сноябрь, дикабрь. Догадайтесь, почему? (Предположения детей.)

Итог занятия . Почемучкин еще раз благодарит детей за помощь, обсуждает с ними, какие знания им пригодились сегодня. Он предлагает детям создать свой календарь, где будут фотографии и рисунки, отражающие интересные и важные события, характерные для каждого месяца явления природы, изменения в жизни животных и растений.

Последующая работа

Познакомимся с героями книги Андрея Усачева девочкой Аней и инопланетянином с планеты Бук. Прочитаем ребятам стихотворение о названиях месяцев, принятых на планете Бук, из книги А. Усачева «Ас Бука, или Пособие для маленьких детей и пожилых инопланетян». Дети смогут проверить свои догадки, высказанные на занятии. Обсудим, почему мы используем слово «месяц», а буки — «лунец». Чем похожи по смыслу эти слова?

ОСЕНТЯБРБ — лунец осиный,

Самый первый, самый длинный.

Спеют лук и абрикос.

Буки прячутся от ос.

ОХОТЯБРЬ. Кому охота -

Ждет отличная охота:

По полям гуляет Бук,

Сжав в руке большой бамбук.

В СНОЯБРЕ Бук спать ложится.

Первый снег уже кружится.

Закрывайте крепко дверь,

Чтоб не влез голодный зверь.

В ДИКАБРЕ — дикий холод.

В СНЕГИРЕ — метель и голод.

В БЛИНВАРЕ — отбросив сны,

Ждут весны, пекут блины.

Хоть и холодно в ЗИМАРТЕ,

Но весна уже на старте.

И когда придет КАПРЕЛЬ,

Начинается капель.

В ГРОМЫХАЕ грянут грозы,

Почки, бабочки, стрекозы.

В молоке стрекозьем яд,

Потому их не доят!

Лучше всех МЕДУНЬ. Тепло,

Все в округе расцвело.

Зреют ягоды в КИСЛЮЛЕ.

Пчелы носятся как пули.

Но плоды еще кислы,

Их едят одни ослы.

Пыль в ЖАРАВГУСТЕ,

И мухи, и ужасная жара.

Хорошо, когда у Буки

Есть прохладная нора.

Творческая работа «Наш календарь». Предложим детям, посоветовавшись с родителями, нарисовать свой любимый месяц, а точнее, событие, из-за которого этот месяц можно признать любимым. Это может быть любой месяц и самые разные события: катание на санках, празднование дня рождения, Нового года, поездка в деревню или к морю. Изображенному на рисунке месяцу нужно дать соответствующее название. Дети придумывают такие названия: «катай-ка», «подарочник», «разгуляй», «грибник» и др.

Главное в этой работе — помочь детям и взрослым вспомнить проведенные вместе дни, знаменательные события, интересные впечатления. Замечательно, если месяцы на рисунках можно будет узнать. В этом случае можно составить свой календарь из любимых детьми группы месяцев с необычными названиями. Обсудим, какое время года нравится большинству ребят.

Можно начинать вместе с Почемучкиным работу и над настоящим календарем. Рассмотрим настенный календарь, обсудим, зачем он нужен. Подписав названия очередного месяца, будем собирать картинки с изображениями характерных для него явлений, рисунки детей, фотографии знаменательных событий. Часть материалов у нас уже есть — это детские работы, подготовленные для выставки «Наша осень».