Конспект занятия по экологии в старшей группе «Волшебница вода»
Тема: «Волшебница вода»
Цели:
Продолжать знакомить детей со свойствами воды: прозрачность, не имеет запаха, вкуса, вода растворитель.
Сформировать у детей знания о значении воды в жизни человека;
Уточнить представления детей о том, что вода важна для всех живых существ;
Развивать навыки проведения лабораторных опытов;
Активизировать и обобщать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия;
Развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера, а так же отстаивать свое мнение, доказывать свою правоту
Учить правильно, вырезать силуэт, передавая плавные изгибы формы, дополнять аппликативное изображение графическим (дорисовывать чешуйки, глаза)
Воспитывать усидчивость, аккуратность.
Предварительная работа:
Проведение мини-беседы «Если б не было воды»
Рассматривание глобуса, карты мира
Заучивание стихотворений о реке, море, отгадывание загадок о воде
Оборудование и материал:Иллюстрации на тему «Вода», плакаты. Капельки воды, изготовленные из бумаги, аудиозапись, колбы, вода, молоко, сахар, мелкие игрушки, стакан с питьевой водой, фломастеры, клей, цветная бумага, кисточки, салфетки, подставки, заготовка панно «Речка».
Ход занятия:
В: Ребята, для того чтобы узнать о чем сегодня пойдёт речь, отгадайте загадку:
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего, не может мама,
Ни готовить, ни стирать?
Без чего мы, скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варились кисели,
Чтобы не было беды-
Жить нельзя нам без (воды)
Итак, поговорим мы о воде. Мы вспомним, что знаем. Узнаем новое, будем рассуждать, играть.
I Игровой практикум: «Мама тучка»
В: Давайте представим, что я – мама Тучка, а вы – мои детки. Делайте всё, что я скажу.
Капельки, вам пора отправиться в путь (звучит аудиозапись со звуками дождя). Полетели капельки на землю. Попрыгали, попрыгали (дети прыгают). Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими веселыми ручейками (дети составляют ручейки, взявшись за руки).
Встретились ручейки и стали большой рекой (ручейки соединяются в одну цепочку).
Плывут капельки к большой реке, путешествуют. Текла, текла речка и попала в большой океан (перестраиваются в большой хоровод и двигаются по кругу).
Плавали, плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала им домой вернуться. А тут солнышко пригрело. Стали капельки легкими, потянулись вверх. Испарились они под лучами солнышка, и вернулись к маме Тучке (разбегаются и рассаживаются на стульчиках).
В: Где встречается капелька воды?
Д: В капельке дождя, ручейке, реке, океане
В: А кто это к нам пришел? Ты кто?
Девочка: Я капелька
В: Как зовут тебя?
Дев: Меня зовут Капитошка.
В: А зачем ты к нам пришла?
Дев: Я пришла в гости к своим сестричкам-капелькам, которые живут у вас в группе.
В: У нас в группе? Ребята, а вы знаете, где живут сестрички-капельки? Тогда давайте покажем Капитошке, что они делают эти сестрички у нас в группе и какую пользу приносят.
II Дети идут по группе и делают остановки.
I-уголок природы - возле растений.
Д: цветы надо поливать, они живые. Без воды засохнут, завянут – им нужна вода.
В: Правильно ребята. (приклеивают капельку)
II-аквариум - приклеивают капельку.
III-мойка в подсобном помещении
Д: Помощнику воспитателя надо вода и много, чтобы мыть посуду, полы, вытирать пыль, убираться в группе. (приклеивают капельку)
IV –игровой уголок.
В: А здесь где вода нужна? Зачем?
Д: Чтобы мыть игрушки грязные, стирать кукольную одежду. (приклеивают капельку)
V-туалетная комната
Д: Здесь, чтобы мы могли мыть руки, лицо, выполнять гигиенические требования (приклеивают капельку)
VI – У стола, где стоит кувшин с водой.(приклеивают капельку)
В: Ну вот Капитошка, сколько в нашей группе живёт сестричек-капелек, которые приносят нам большую пользу. Вода из большой речке течет по специальным трубам и попадает к нам в детский садик и в ваши дома – эти трубы называются водопроводными. Как называются эти трубы?
Повтори Повтори
Для того чтобы мы с вами могли пить чистую воду, умываться и мыть руки, нужно беречь воду – не тратить её зря. Если вы помыли руки или лицо, не забывайте закрывать кран.
Что же такое вода, какими свойствами она обладает – все это выяснить, мы попробуем в нашей лаборатории
III Основная.Исследование «Волшебная вода»
В: Прежде, чем приступить к исследованиям, давайте вспомним правила поведения в лаборатории:
Д: Не шуметь – этим мы мешаем другим. Аккуратно обращаться с посудой.
В: Помните, что стекло может биться и им легко порезаться.
Д: Слушать воспитателя
Внимательно следить за результатом опыта.
Закончив наблюдение, сделать вывод.
В: Молодцы! Все правила вы помните. Ну, что приступим (дети проходят к рабочим местам. На столах колбы, вода, молоко, сахар, мелкие игрушки, стакан с питьевой водой)
Исследования
В: Перед вами две ёмкости с водой. Как вы думаете, вода в них одинаковая?
Д:Нет. Одна чистая, другая – грязная.
В: А как вы думаете очистить грязну воду можно? Посмотрите – я для этого возьму воронку, вложу в неё листок специальной бумаги и начну пропускать грязную воду через эту воронку. Что у нас получается?
Д: Вода становится чистой.
В: А что стало с нашей бумагой?
Д: Гряная стала
В: Ребята, как вы думаете, в какой воде смогут жить рыбки?
Д: В чистой
В: Да, только в чистой воде могут жить рыбки и лягушки.
Этот опыт провела я. А сейчас вы будете проводить свои опыты.
1 стол – прозрачность воды. Опустить в стакан с молоком мелкую игрушку видна она или нет. Затем в стакан с водой.
Вывод – Вода прозрачна.
2 стол - есть ли вкус у воды? Пахнет ли вода?
Вывод – не имеет запаха и без вкуса.
3 стол - опустить кусочек сахара в воду. Растаял, растворился.
В: Где в жизни мы можем наблюдать это?
Д: За завтраком, когда кладем сахар в чай.
В: Каким становится он?
Д: Сладкий
В: Итог эксперимента – вода – одно из самых удивительных веществ. Она обладает многими свойствами:
Прозрачность
Нет запаха
Без вкуса
Растворитель.
Молодцы! Хорошо по работали. А сейчас не много отдохнём.
ФИЗКУЛЬТУРНАЯ МИНУТКА.
Пальчиковая игра «Дождик»
Дождик капнул на ладошку - правой рукой касаемся левой
На цветы – круговые движения правой рукой
И на дорожку – обе руки перед собой
Льётся, льется –ой-ой-ой! – покачивание головы
Побежали мы домой – бег на месте.
IV Творческая работа
В: Ребята, мы с вами говорили, что только в чистой речке могут жить рыбки. У меня есть маленькая речка с чистой водой, но в ней нет рыбок. Давайте их запустим. Для этого у вас на столах есть картон, трафареты и карандаши.
Обведите рыбок, дорисуйте детали и опустите из в речку (приклеить).
Старайтесь всё выполнить аккуратно, тогда и рыбки получатся красивыми.
Самостоятельная работа детей. Играет тихая спокойная музыка (звуки воды)
В: Молодцы дети! Какая веселая чистая речка у нас получилась и рыбки в ней все разные, красивые. Такое могли сделать только добрые дети с доброй улыбкой. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте друг другу добра. Р: Вы, слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в речке, в океане,
И в водопроводном кране.
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит,
Мы её не замечаем,
Мы привыкли, что вода-
Наша спутница всегда!
Капитошка:
Без меня вам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без меня вам не прожить!
Вы меня в пруду найдёте,
И в сыром лесном болоте,
Путешествует всегда,
Наша спутница – вода!
В: Молодцы ребята! Видишь Капитошка дети показали хорошие знания о твоих сестричках-капельках.
Капитошка: Спасибо, ребята! На память о себе я дарю вам волшебную капельку, которая будет поить вас живительной силой. Только вы не забывайте о пользе воды и бережном к ней отношении (вешает каждому капельку).
На этом наше занятие закончено.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение -
детский сад общеразвивающего вида «Солнышко» с. Березовка
Первомайского района Алтайского края
Конспект НОД
в старшей группе «Волшебница вода»
2018 г.
Расширить знания детей о свойствах воды; о её роли в жизни живых организмов, о том, где она встречается в природе.
Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования с водой.
Развивать мышление детей, любознательность, наблюдательность.
Активизировать слово: бесцветная, безвкусная, прозрачная.
Воспитывать интерес к исследованию, самостоятельность, умение сотрудничать с другими детьми.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций «Кому нужна вода». Беседы на тему: «Где можно встретить воду», «Какая она, вода». Чтение рассказов, сказок познавательного характера о воде.
Методы и приёмы: Игровой (сюрпризные моменты); наглядный (иллюстрации, символы); практический (опыты); словесный (беседы, вопросы поискового характера).
Материалы и оборудование: инвентарь для опытов: стаканы с водой (по количеству детей), пустые стаканы, гуашь (красная, синяя, жёлтая, зелёная), ложечки; ёмкости: с солью, с сахарным песком; яйца, кисточки, подставки под кисточки; символы, обозначающие правила поведения в лаборатории, иллюстрации «Вода в природе».
Планируемый результат: непосредственно - образовательная деятельность
по теме «Волшебница вода»
- углубит знания детей о свойствах воды;
Разовьет мыслительные процессы, исследовательские умения и навыки, умение детей выдвигать предположения.
Вызовет интерес к исследованиям, повысит уровень любознательности, самостоятельности детей.
Ход работы:
Звучит мелодия «От улыбки»
В: «Доброе утро солнцу и птицам. (руки к солнцу)
Доброе утро приветливым лицам!
Собрались все детки в круг.
Я твой друг и ты мой друг. (показ руками на себя, на детей)
Крепче за руки возьмёмся,
И друг другу улыбнёмся!»
Дети садятся на стулья
В: Ребята, закройте глаза, представьте. Много зрителей вокруг, все аплодируют, всё залито светом, это горят софиты, арена, звучит музыка. Ребята, где мы оказались? (В цирке) И сейчас на арену выходит фокусник.Встречайте его аплодисментами. (Входит фокусник, показывает фокусы под музыку.1 фокус - окрашиваем воду (3 ёмкости); 2 фокус -надуваем шарик.
Ф: А вы хотите научиться показывать фокусы? В каждом фокусе есть секрет, а чтобы узнать эти секреты вам нужно научиться проводить опыты и эксперименты.
В: Ребята, поблагодарим его аплодисментами. (Фокусник уходит).
В: Фокусник с чем проводил фокусы? (с водой)
Давайте поговорим о воде.
Имеет ли цвет вода? (нет, она прозрачная)
Как ещё можно сказать? (бесцветная). (Закрепление слов)
Имеет ли вода запах? (Без запаха).
Имеет ли вода вкус? (Безвкусная).
В:
- Кому нужна вода?
(людям, животным, растениям).
- Где использует человек воду?
(готовит пищу, стирает, умывается, моется, пьёт, тушит пожар…).
- Да, вода нужна всем. Без воды не будет жизни на Земле.
Где в природе вода встречается? (в ручейке, роднике, реках, морях, океанах, озерах, болотах) . А ещё мы видим воду в виде дождя, льда, снега, тумана - это тоже вода, только в разных её состояниях. (показ иллюстраций)
Воспитатель.
Читает
стихотворение Н. Рыжовой «Волшебная вода».
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
Вы в пруду ее найдете
И в сыром лесном болоте,
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька, замерзает.
В лес туманом заползает,
Без нее нам ни умыться,
Ни наесться, ни напиться!
Смею вам я доложить:
Без нее нам не прожить!
Ребята, подойдите, пожалуйста ко мне . Представьте, что мы с вами на берегу реки (звучит шум воды) .
Физкультминутка
Тихо плещется вода
(Плавные движения руками)
Мы плывём по тёплой речке.
(Плавательные движения руками.)
В небе тучки, как овечки,
(Руки вверх)
Разбежались, кто куда.
(Потягивания — руки вверх и в стороны)
Мы из речки вылезаем,
(Высокое поднимание колен)
Чтоб обсохнуть, погуляем.
(Ходьба на месте.)
А теперь глубокий вдох.
(Делаем вдох)
И присядем на песок.
(Дети садятся.)
В: -А сейчас приглашаю вас в лабораторию. Я вас научу проводить опыты, чтобы вы потом сами показывали фокусы. Наденем фартуки.
Вспомним правила поведения в лаборатории (показ сигнальных карточек)
1. Не кричать!
2. Не трогать без разрешения!
3. Не пробовать на вкус!
4. Соблюдать осторожность!
В: - Проведём исследования. Перед вами по 2 стакана с водой, по 2 яйца, соль. Берём соль и высыпаем её в стакан с зелёной меткой. Размешиваем.
Какая получилась вода? (солёная).
А теперь послушайте: если мы опустим в каждый стакан по яйцу, они будут плавать или опустятся на дно? (ответы детей). Давайте проверим. Берём яйца и опускаем по 1 в каждый стакан. Смотрите, что произошло. (В стакане с солёной водой яйцо вверху, плавает, а в простой воде опустилось на дно). Знаете, почему?Потому что плотность солёной воды выше, поэтому яйцо не тонет.
В: - Как думаете, где легче научиться плавать - в море или реке? (В море) Правильно, потому что в море вода солёная.
В: Отгадайте загадку.
Разноцветное коромысло в небе повисло. (Радуга).
Вспомним о лете и сделаем с вами кусочек радуги.
Каждому лаборанту нужно положить ложкой в маленький стакан с водой сахар. Перемешайте. (дети перемешивают). Берём краску, кисточкой закрашиваем воду. (дети выполняют).
А теперь лаборанты по двое будут подходить ко мне с приготовленными растворами. Сначала те, у кого в стакане синий цвет (4 ложки сахара), затем у кого зеленый (3 ложки сахара), жёлтый (2 ложки сахара), красный (1 ложка сахара)
А сейчас самое интересное. ( В чистый стакан при помощи шприца без иглы воспитатель начинает добавлять содержимое стаканов, начиная с 4-го, где сахара больше всего, и по порядку - в обратном отсчете. Старается лить по краю стенки стакана.В стакане образуется 4 разноцветных слоя - самый нижний синий, зеленый, желтый и красный. Они не перемешиваются). Смотрите, радуга получилась! (читаю стихотворение И.Векшегоновой «Радуга») Стою радуюсь: Радуга, радуга!
Полоса - к полоске, линия - к линии:
Жёлтая, зелёная, красная, синяя…
В: - В чем же секрет? Почему не перемешалась вода? (Количество сахара в каждой раскрашенной воде была разной, поэтому плотность воды разная) . Этот опыт вы еще повторите.
Вам понравилось быть исследователями?
Я благодарю вас за прекрасную работу и дарю вам медали «Юный исследователь» (раздаю медали)
(звонок телефона)
В: Извините, ребята, мне нужно ответить. Это звонит фокусник (показываю на телефоне фото, включаю на громкую связь)
Фокусник по телефону: Ребята, мне очень понравилось быть у вас в гостях.
Вы такие, молодцы!
Все старались, не ленились
И, играючи учились!
От меня за труд такой
Вам подарок небольшой!
Вы меня не подводите,
А скорей его найдите:
Не далеко, не близко,
Не высоко, не низко,
Не в шкафу он, не в руке,
А в волшебном сундучке!
(Дети и воспитатель находят сундучок с мыльными пузырями)
Конспект занятия в детском саду по познавательному развитию ВОЛШЕБНИЦА ВОДА
Конспект занятия в детском саду по познавательной деятельности подготовила воспитатель Никанорова Л. А., Тема занятия в детском саду: Вода. Занятие предназначено для детей старшей группы.
Цель занятия в детском саду
развивать знания детей о значении воды, закреплять знания о разнообразном состоянии воды, её свойствах;
воспитывать бережное отношение к природе.
Материал для занятия в детском саду
стаканчики с водой;
емкости с песком и сахаром;
чайные ложечки;
термос с кипятком;
зеркало;
лед.
Ход занятия в детском саду
Воспитатель:
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у Вас кипит,
Паром чайника шипит.
Без неё Вам не умыться,
Ни наесться, ни напиться!
Смею Вам я доложить:
Без воды нам не прожить!
Воспитатель: - Ребята, какую воду и где вы сегодня видели? (В помещении, на улице) Для чего нужна вода? (Пьём, моемся, стираем, поливаем цветы) Какие свойства воды вы знаете? (Жидкая, без цвета, без запаха, принимает форму сосуда, в которой находится) Как можно изменить цвет воды? А можно ли изменить запах воды? А вкус? А какой песок можно растворить в воде?
Опыт 1:
В один стаканчик дети положили обычный песок, в другой сахарный. Пробуют размешать. Что получается? Сахар растворился, а песок нет. Если бы сахар в воде не растворился, пришлось бы пить несладкий чай или компот.
Дети, а почему нельзя пить морскую воду? (Потому что в ней растворено множество разных солей и минералов, которые приносят с собой реки и она горькая.)
А в каком состоянии бывает вода? (В жидком, твёрдом, газообразном.) Какие загадки вы знаете о воде?
Загадки о воде
1. Меня ждут, не дождутся,
А как завидят – разбегутся.
/Дождь/
2. Над тобой и надо мной
Пролетел мешок с водой.
Наскочил на дальний лес
Прохудился и исчез.
/Дождевая туча/
3. С неба - звездой,
На ладошку - водой.
/Снег/
4. Висит за окошком кулёк ледяной,
Он полон капели и пахнет весной.
/Сосулька/
5. Сам вода, а по воде плавает.
/Лёд/
6. Утром бусы засверкали,
Всю траву собой застлали.
А пошли искать их днём –
Ищем, ищем – не найдём.
/Роса/
7. Кругом вода, а с питьём беда.
/Море/
Воспитатель: - Ребята, давайте проверим, правда ли, что пар - это тоже вода.
Опыт 2:
Воспитатель открывает термос с кипятком, показывает детям пар. Помещает под паром зеркало. На нём выступают капельки воды, показывает их детям.
А как доказать, что лёд это тоже вода? (Подержать лёд в тепле или в воде, чтобы он растаял.) А в какой воде лёд быстрее растает?
Опыт 3:
Воспитатель даёт детям льдинки, дети опускают их в свои стаканчики с холодной водой. А воспитатель свою льдинку опускает в стакан с горячей водой.
А пока наши льдинки тают, скажите: откуда берётся вода в кране? (Сначала вода течёт в реке, потом насосы закачивают её в трубы, и по ним вода попадает в дома.)
Если речка по трубе
Прибегает в дом к тебе
И хозяйничает в нём
Как мы это назовём?
/Водопровод/
Игра ХОДЯТ КАПЕЛЬКИ ПО КРУГУ
А в речке откуда вода? Давайте поиграем в игру «Ходят капельки по кругу». Я мама Тучка, а вы дети-капельки (звучит музыка дождя). Капелькам пора отправляться в путь. Полетели капельки на землю, прыгают, веселятся (дети разбегаются по комнате, танцуют). Скучно им стало поодиночке прыгать, собрались они вместе и потекли маленькими весёлыми ручейками (дети по несколько человек образуют цепочки, двигаются по комнате). Встретились ручейки и стали одной большой рекой (цепочки соединяются в одну). Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла речка, текла и попала в большой-пребольшой океан (дети образуют круг). Плавали-плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала домой вернуться. А тут как раз Солнышко пригрело (появляется Солнышко, танцует). Стали капельки лёгкими, потянулись вверх (дети поднимаются на носочки, поднимают руки вверх). Испарились они под лучами Солнышка, вернулись к маме Тучке.
Молодцы, капельки, хорошо себя вели, прохожим за воротник не залезали, не брызгались. Теперь со мной побудьте, я без Вас соскучилась. Полетаем над землёй, а потом я вас опять отпущу.
А теперь посмотрим, где лёд быстрее растаял, стал ли он водой? (Дети отвечают.)
А кому, кроме нас, людей нужна вода? Как её нужно беречь? (Зря не лить, не загрязнять, даже на заводах есть специальные очистительные сооружения, чтобы грязная вода не попала в реку).
Не умыться, не напиться,
Без воды.
Листику не распуститься
Без воды.
Без воды прожить не могут
Птицы, зверь и человек.
И поэтому всегда
Всем везде нужна вода!
Родник иссяк, ручей ослаб,
А мы из крана кап, кап, кап.
Мелеют реки и моря
Не тратьте воду зря, зря, зря.
А то пройдёт немного лет –
И нет водицы
Нет, нет, нет.
Молодцы, ребята! Много сегодня узнали о волшебнице-воде, и поэтому она покажет вам ещё одно своё волшебное свойство.
Воспитатель опускает в стаканчик с водой каждому ребёнку комочек цветной бумаги, это вырезанный цветок, сложенный лепестками к середине. Вода проникает в волокна бумаги и на глазах у детей распускаются бумажные цветы.
___________________
Интегрированное занятие
по экологии, ознакомлению с окружающим миром, развитием речи в классе предшольной подготовки
Тема :Волшебница –вода
Задачи :
значение воды в жизни человека, животных, растений;
закрепить представления о свойствах воды: прозрачная, не имеет цвета, запаха, вкуса, формы, способность растворять различные вещества.
активизация и обогащение словаря - формировать лексико-грамматический строй речи (словообразование, словоизменение, согласование)
развитие связной речи: учить использовать в речи разные виды предложений, развивать речь-доказательство
развивать творческо-поисковую активность, самостоятельность, инициативу, интерес к практической деятельности.
воспитывать бережное отношение к воде как к основному природному ресурсу, развивать экологическую культуру.
1.Психогимнастика «Доброе утро»
Доброе утро! Я вам говорю!
Доброе утро! Я всех вас люблю!
И прошу сегодня очень постараться,
Слушать внимательно и отлично заниматься!
Сегодня у нас много гостей, а гостям принято что-нибудь дарить. Давайте подарим им наши улыбки, чтобы создать хорошее настроение.
Сюр.момент: В гости к детям приходит инопланетянин Лунтик..
К нам прилетел гость с далёкой планеты – Лунтик. Он узнал, что на нашей планете есть вода, а Лунтик и его друзья понятия не имеют, что же такое вода. Сегодня я предлагаю вам вспомнить все, что мы знаем с вами о воде и рассказать, о ней Лунтику.
Только предупреждаю вас, что Лунтик плохо понимает нашу речь, поэтому нам необходимо говорить чётко.
2. Показывает детям глобус.
Вы узнали, что это? Правильно – глобус. Как можно по-другому назвать? (модель нашей планеты)
Вспомните, что обозначено на глобусе зелёным цветом? Коричневым? жёлтым? А голубым?
Какого цвета на глобусе больше всего? Правильно, голубого, потому что вода занимает большую часть всей поверхности земного шара. Но пресной воды, которая нужна для птиц, животных, человека, очень мало. А много соленой воды, которая находится в океане, море.Давайте расскажем Лунтику стихотворение о воде. (дети рассказывают стихотворение «Вы слыхали о воде»)
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
Ледником в горах зовется
Лентой серебристой вьется.
Мы привыкли, что вода –
Наша спутница всегда!
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться.
Смею вам я доложить,
Без нее нам не прожить!
Вы в пруду ее найдете
И в сыром лесном болоте.
Путешествует всегда
Наша спутница - вода!
А скажите как человек использует воду? (ответы детей)
3.Д\Игра «Кому нужна вода» -разложить вокруг изображения воды фигурки людей, птиц, животных., кому и для чего нужна вода.
Физ. Минутка Игра «Какая бывает вода»(с мячом).
Воспитатель. Дети, встаньте в круг, давайте поиграем. Я буду бросать мяч, а вы будете отвечать и бросать мне мяч. Вода бывает:
Холодная – горячая;
Сильная – слабая;
Сладкая – кислая;
Быстрая – медленная;
Прозрачная – мутная;
Бесцветная – цветная;
Чистая – грязная;
Соленая – пресная;
Живая – мертвая.
А теперь я хочу вам предложить стать учёными и провести небольшой эксперимент, а Лунтик пусть посмотрим, ему будет полезно.
Опыт № 1 .Я приготовила для вас 2 стакана, в одном налита вода, в другом – молоко. Попытайтесь увидеть, что лежит в каждом из стаканов. (дети смотрят и делают вывод)
Почему в стакане с водой мы увидели предмет, а в молоке нет?
Мы ещё раз с вами убедились, что вода обладает свойством – она прозрачная.
Опыт №2: “Вода не имеет формы ”
Сравни форму воды в своем стакане с водой у соседа, воспитателя (воспитатель показывает, что, если перелить воду в посуду другой формы, вода принимает форму этой посуды).
– Что можно сказать о форме воды?
Опыт №3: “Вода жидкая, может течь”
Дать детям 2 стакана: 1 – с водой, 2 – пустой. И предложить им перелить воду из одного стакана в другой. Задать вопрос: “Льется вода? Почему?”. Вывод: вода жидкая, льется.
Опыт №4: “У воды нет вкуса”
Знаете ли вы вкус соли, сахара, лимона, лука? Вам хорошо знаком вкус яблок, картошки, помидора, хлеба, торта. Попробуйте воду в стакане на вкус. Можно ли назвать воду соленой, горькой, сладкой, кислой? Ни один из знакомых вкусов нельзя отнести к воде. Вывод: вода не имеет вкуса. Но если мы добавим сахар, то вода станет какой?
Опыт №5: “У воды нет запаха”
Когда мама печет пирожки и булочки, аппетитный запах вы почувствуете за дверями квартиры. Тонкий аромат издают цветы, духи. А понюхайте воду, чем она пахнет? Вывод: вода не имеет запаха.
4.А теперь поиграем в игру «Вырастим цветы»
Вы будете семенами. Я сажаю вас в землю.(дети садятся) .Ярко светит солнышко, я беру лейку и поливаю семена. Они набухают и начинают потихоньку прорастать.(медленно поднимаются). Вот уже появились первые росточки. Они тянутся-тянутся вверх, я ещё раз поливаю семена водой, солнышко согревает своими лучиками. (встали во весь рост).Вот наши цветы подросли и распустили свои прекрасные бутоны. Как же красиво кругом…
Мы выяснили, что пресной воды на Земле… (дети договаривают ответ: мало)
Как вы думаете, как нужно относиться к воде? (бережно, экономно)
Да, без воды все живое на земле погибнет. Вода - это жизнь, и воду надо беречь, правильно и разумно расходовать. Человек без пищи может прожить три месяца, а без воды - всего неделю.
Не умыться, не напиться,
Без воды.
Листику не распуститься
Без воды.
Без воды прожить не могут
Птицы, зверь и человек.
И поэтому всегда
Всем везде нужна вода!
Родник иссяк, ручей ослаб,
А мы из крана кап, кап, кап.
Мелеют реки и моря
Не тратьте воду зря, зря, зря.
А то пройдёт немного лет –
И нет водицы
Нет, нет, нет.
Молодцы, ребята! Мы много сегодня узнали о волшебнице-воде, и рассказали об этом Лунтику, но вода-волшебница покажет вам ещё одно своё волшебное свойство.
Воспитатель опускает в стаканчик с водой каждому ребёнку комочек цветной бумаги, это вырезанный цветок, сложенный лепестками к середине. Вода проникает в волокна бумаги и на глазах у детей распускаются бумажные цветы.
А теперь мы попрощаемся с Лунтиком, он говорит вам спасибо, он теперь всё знает о воде и он приготовил вам подарки.
На столе у воспитателя стоит сундучок (мотивация!), дети обращают внимание на него. Воспитатель берет в руки сундучок и задает вопрос:– Кто знает, как называется предмет, который я держу в руках? (Ответы детей).
– Как вы думаете, что может лежать в моем сундучке?
(Предположения детей).
– Хотите посмотреть?
(Воспитатель открывает сундучок и достаёт глобус и карту. Карту вешает на стену).
– Что это? (Дети называют)
– Что общего у этих двух предметов? (Для путешествия, преобладание голубого и синего цвета)
– А кто знает, что обозначается на карте и глобусе оттенками синего цвета? (Вода в море, океане….)
– Да, ребята, вы правы – это вода. Предположите о чём мы сегодня будем вести разговор? Чем будем заниматься? Что узнаем нового? (Мы будем путешествовать по воде; узнаем о путешествии воды на планете и др. варианты ответов).
Показ детям модели земного шара, общего для всех жителей планеты – глобус).
– Ребята, почему на глобусе и на карте вода обозначается бледно-голубым, синим, темно-синим цветом? (Предположения детей)
– Если вас заинтересовала эта особенность изображения водной поверхности земного шара, то можете к следующему занятию с нами поделиться этой новостью, спросить это у родителей.
– А какие ещё цвета вы видите на глобусе и карте? (Жёлтый, зелёный, коричневый)
Знающие дети могут назвать обозначение цветом определённой поверхности: коричневый – горы и т.д.)
– А каким одним словом можно назвать поверхность земного шара, где нет воды? (Суша)
– Учёными доказано, что суша занимает одну четвёртую часть земного шара. Чтобы вам было понятно, приведу пример на яблоке. (На глазах у детей разрезаю яблоко на четыре равные части)
– Кто сможет выйти и показать ту часть, которая условно равна суше? (Вызываю двух детей по очереди, один из которых показывает правильно, а другой ошибается)
– Ребята, а кто же прав? (Выслушиваются размышления детей. Кто-то из ребят пытается сделать вывод – воды больше, чем суши)
– А, по-вашему, мнению, чего на поверхности нашей планеты Земля (Держу в руках глобус) больше воды или суши? (Варианты ответов детей)
– Итак, ребята, мы с вами условно представили планету Земля в виде яблока, разделили на четыре равные части и взяли одну – это суша (показываю). Остались три части – вы сказали, что это – вода. Молодцы! Воды на планете действительно больше, чем суши.
(Воспитатель читает стихотворение Н.Рыжовой о воде, по ходу вывешиваются на магнитной доске иллюстрации дождя, града, снега, росы, пара, сосульки, тумана и т.д.):
– Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране,
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит,
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без нее нам не прожить!
– Кто из вас купался в реке или бассейне? (Все
поднимают руки)
– А кто купался в море или в нашем озере Карачи?
(Кто-то дважды поднимает руку)
– Есть ли какое отличие воды в море и озере
Карачи? (По количеству воды, по вкусу – солёная,
несолёная. Дети замечают, что морская вода –
солёная, а с озера Карачи – очень солёная).
– «Загадку» озера Карачи мы рассмотрим на
последующих занятиях, но заинтересовавшимся
ребятам, можно обратиться к родителям.
– Действительно, вы заметили, что в море вода
солёная, а в реке – нет. (Словарная работа –
пресная вода).
– Ребята, я вам привезла воду с Чёрного моря
(показываю на карте) и с озера Карачи (показываю
на карте Новосибирской области). Хотите
попробовать на вкус?
– Дети посмотрите ещё внимательно на глобус –
здесь есть белый цвет. Что он обозначает? (Льды,
снега, которые никогда не тают).
– Выберите из картинок на доске те объекты,
которые на карте и глобусе изображены белым
цветом.
ФИЗМИНУТКА
Подвижная игра «Ходит капелька по кругу» –
воспитатель тучка, дети – капельки – прыгают,
танцуют, разбегаются).
Тучка подсказывает, что капелькам делать.
Скучно стало поодиночке прыгать на земле.
Собрались все вместе и потекли веселыми
ручейками к большой речке. А большая речка попала
в океан большой. Плавали – плавали капельки в
океане и вспомнили о маме-тучке. А тут
солнышко пригрело, капельки стали легкими и
потянулись вверх, испарились они под лучиками
солнца, вернулись к «маме-тучке».
– А сейчас послушайте пословицы и поговорки о
воде.
- Тяжело против воды плыть.
- Капля мала, а по капле – море.
- Под лежащий камень вода не течёт.
- Март с водой, апрель – с травой.
– Как вы понимает их смысл?
– Для чего нужна вода? (Растениям, животным,
человеку)
– Давайте сделаем вывод: что мы узнали о воде?
(Обозначение на карте оттенками синего цвета,
занимает 3/4 части земного шара, солёная и пресная,
жидкая, твёрдая, газообразная)
Под руководством воспитателя дети проводят
эксперименты, обнаруживая свойства воды:
холодная, горячая, тёплая; чистая – грязная;
бесцветная, прозрачная, без вкуса, без запаха.
Опыт подтверждает, мяч в воде плавает,
металлическая ложка тонет.
– Показ схемы с объяснением круговорота воды в
природе.
– А теперь подумайте и скажите: откуда берется
вода в кране? Наблюдали ли вы такую картину:
открытый кран, впустую течёт чистая вода. Вот
послушайте, о чём говорят капли, когда капают из
неплотно закрытого крана:
Родник иссяк, ручей ослаб,
А мы из крана кап- кап-кап…
Мелеют реки и моря,
Не тратьте воду зря-зря-зря…
А то пройдет немного лет,
И нет водицы нет-нет-нет…
– А кто из вас сможет назвать правила для сохранения воды? (Варианты ответов детей: закрывать плотно кран, не пускать воду сильной струей, набирать воды столько, сколько необходимо, не засорять водоемы содержать в чистоте реки, озера).
Релаксация
– сесть удобно, включается
аудиозапись: шум воды, послушать «голос» воды;
закрыть глаза и пофантазировать. Образы – ручей
журчит, плещется рыба в реке. Капает дождь,
волнуется море, ревет водопад…)
(Дети рассказывают, что они представили,
увидели).
– Что нового узнали о воде? Что понравилось на
занятии? (Ответы Детей)
На доске прикреплены изображения двух туч
(голубая, темно-синяя). Определение настроения
этих туч: голубая – весёлая, тёмно-синяя –
грустная.
– С каким настроением вы заканчиваете занятие?
Подойдите к такой тучке. Я подошла к
жизнерадостной тучке, потому что мне понравилось
наше занятие и то,
как мы с вами вместе поработали (дети выходят
и встают рядом с тучками).
– Спасибо, вам, ребята, за работу.
Звучит музыка. Дети в своих рисунках передают
свое настроение и прикрепляют к тучкам.
Итог занятия
Продолжение на прогулке
На прогулке
– на столе подносы с
губками (на каждого ребенка – облака, сверху
сухие, а внутри слегка влажные). Дети сжимают
губку, вода не выделается. Т.к. мало капелек.
Добавить немного воды и снова сжать губку,
получился «дождь» но не сильный, а если добавить
много воды, то будет сильный дождь (дети
повторяют опыт несколько раз) – Идет закрепление
материала (капельки собираются вместе в туче,
а когда им становится тесно, убегают из тучи на
землю, падают дождем, а зимой – снегом.
Затем дети представляют, что наступила зима, все
лежит (имитируя) снеговика (движения рук). Пришла
весна, пригрело солнышко, побежали ручьи и
снеговик растаял. На смену весне пришло лето.
Летом идет теплый дождик. (Полить детей теплой
водой из лейки).
Затем пустить бумажные кораблики в тазик с водой
(дети работают самостоятельно, любуются и
обыгрывают ситуации…)