Конспект занятия «Зимние забавы» учителя-дефектолога с детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР. Конспект НОД по коммуникации «Зимние забавы»

А. Ж. Касенова – воспитатель

г.Атбасар. Акмолинская область.

Конспект интегрированного занятия в старшей группе на тему:

"Зимние забавы"

Цель: развивать умение детей составлять простые распространенные предложения по картине.

Задачи:

1. расширять и активизировать словарный запас по теме "Зима", "Зимние забавы",

2.формировать умение работать и играть в коллективе,

3. воспитывать толерантное отношение к ответам детей.

Оборудование: снежок из ткани для игры; ИКТ, клей, картон, кисточки, готовые детали для снеговика.

Предварительная работа: беседы с детьми о зиме и зимних забавах, выставка рисунков на тему "Зимние забавы"; чтение художественной литературы о зиме и зимних развлечениях.

1. Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Послушайте загадку:

Дел у меня немало-

Я белым одеялом

Всю землю укрываю,

В лед реки убираю,

Белю поля, дома.

Зовут меня… (зима)

А сейчас какое время года? (зима)

А по каким признакам вы узнали зиму? (кругом снег, реки замерзли, сугробы.)

Да, ребята после осени наступает зима. Это самое холодное время года. Часто бывают морозы, идет снег. Земля покрывается белым пушистым ковром. Зимой дети катаются на санках, лыжах, коньках. В теплый зимний день можно лепить из снега. А что же интересного на улице зимой наблюдаете вы? (зимой можно кататься на санках и коньках, лыжах, строить снежные крепости, играть в снежки, лепить снежную бабу). Ребята, когда я была маленькой, я очень любила кататься на санках и играть в снежки.

Сейчас я буду бросать вам снежок и задавать вопрос. А вы должны его поймать и ответить на вопрос.
Итак, начнём. Зима какая? (снежная, суровая, морозная, холодная)
Снег какой? (пушистый, белый, легкий, серебристый, липкий)
Настроение у нас какое? (весёлое, радостное, прекрасное)

А давайте посмотрим, как проводят время зимой другие дети?
выставляю картину.

Рассмотрите картину. Что вы на ней видите? Расскажите. Спрашиваю по- одному. (дети катаются на санках с горки. Девочка катается на коньках по льду, остальные дети лепят снеговика)

Ребята, а как вы думаете, каким был день, когда гуляли дети?(солнечный, ясный)

Чем покрывается земля?(белым пушистым ковром)

Почему снег был липкий? (потому что дети лепят из него снеговика)

А как вы думаете, на чем катаются дети зимой? (на санках, лыжах, коньках)

Что можно делать в теплый зимний день? (лепить из снега)

Итак, послушайте мой рассказ:
Наступила зима. Дети вышли на прогулку. Витя и Малика лепили снеговика. Альбина каталась на коньках. Марат катался на санках с горки. Всем было хорошо и весело. Настроение у всех детей было радостное.

А сейчас вы сами составите по картине рассказ о зимушке-зиме. (заслушиваем 2-3 ребенка)

Пока немного разомнемся сделаем физкультминутку «Зайчик»

Дети выполняют движения по тексту стихотворения.

Зайка беленький сидит и ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть.

Лапки вверх, лапки вниз, на носочки поднимись.

Лапки ставим на носок, на носочках скок- скок- скок,

А затем вприсядку, чтоб не мерзли лапки.

Молодцы! А сейчас отгадайте загадки. (отгадки появляются на экране)

Загадки
- С неба звезды падают, Лягут на поля.

Пусть под ними скроется черная земля.

Много-много звездочек, тонких, как стекло;

Звездочки холодные, а земле тепло! (снежинки)

Бегут по дорожке
Доски да ножки (лыжи)

Ой, насыпало снежка,
Вывожу коня-дружка.
За верёвочку-узду
Через двор коня веду
С горки вниз на нём лечу
А назад его тащу… (санки)

Что за нелепый человек пробрался в 21 век.
Морковка-нос, в руке – метла, боится солнца и тепла(снеговик).

А наш снеговик не боится солнца и тепла, потому что мы его сделаем из бумаги. Аппликация "Снеговик". На экране презентация"Зимние забавы". Звучит спокойная музыка. Дети выполняют аппликацию "Снеговик"

Итог занятия: Итак, наше занятие подошло к концу. Мы сегодня вспомнили, какое весёлое время года - зима. Как много игр и забав она нам приготовила. Ребята, а что вам понравилось на занятии? Запомнилось?

За хорошую и плодотворную работу на занятии Зимушка угощает вас конфетами.

Раздел программы: Ознакомление с окружающим миром и развитие речи.

Коррекционно-образовательные цели:

1. Расширение и уточнение представле­ний детей о временах года.

2. Познакомить с понятием «Зимние забавы» (забавнее, интересные зимние игры).

3. Расширить представления детей о разнообразии игр и развлечений зимой (катание на санках, лыжах, коньках, лепка снеговика, игры в снежки).

4. Продолжать знакомить детей с зимними явлениями в природе.

5. Расширение словаря по теме:

Понятия: снежки, каток, горка, снеговик, санки, лыжи, хоккей.

Действия: кататься, съезжать, разгоняться, бросать, лепить и т.д.

Признаки : снежный, зимний, морозная, ледяная, белая, белоснежная, холодный.

6. Совершенствование грамматического строя речи:

  • Согласование существительных с глаголами и числительными.
  • Согласование понятий с признаками и наоборот.
  • Употребление предлогов в, на, по, с.
  • Употребление местоимений (моя — твоя, мой — твой, мои – твои).

7. Совершенствование связной речи: Работа над предложением (распространение однородными членами).

Формирование умения составлять простое предложение по модели:

— «Кто? — что делает?». Составление описательного рассказа по картинке.

Коррекционно-развивающие цели:

1.Активизация речевой дея­тельности детей. Развитие диалогической речи.

2. Развитие мышле­ния, внимания, конструктивного праксиса, тонкой и общей моторики.

Коррекционно-воспитательные цели:

1. Формирование положи­тельной установки на участие в занятии, доброжелательных отно­шений, навыков сотрудничества.

Оборудование: Плюшевая игрушка – зайка.

Демонстрационный материал: сюжетные картинки с изображением «Зимы».

Предметные картинки: зимние забавы (катание на лыжах, санках, коньках, лепка снеговика).

Оргмомент. Колокольчик звенит, вот!

Значит, начался урок.

Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас занятие по ознакомлению с окружающим миром. На этом занятии мы узнаем и рассказываем о том, что нас окружает. Если мы посмотрим вокруг, мы увидим, что нас окружает много красивых снежинок. Скажите, какое время года наступило? Правильно.

Основная часть занятия.

Чтение стихотворения.

Пришла красавица – зима.

Нам много снега принесла.

И вместе с ней пришел мороз.

Он щиплет уши, щиплет нос.

Не злой мороз. Он много радостей принес!

Принес он зимние забавы.

Все то, что радость детям дарит!

Беседа по картинке «Зимние забавы».

Посмотрите на сюжетную картинку и скажите, что на ней нарисовано.

1. Какое это время года? Правильно, это зима. Зима какая? (красивая, снежная, холодная).

2. Дети надели теплую одежду, и вышли на прогулку. Чем заняты дети на прогулке?

3. Кто катается на санках? Где она катается? (Девочка катается на санках с горки).

4. Кто катается на коньках?

5. Кто катается на лыжах? Где они катаются?

6. Чем заняты остальные ребята? Мальчик лепит снеговика.

7. Сколько детей гуляет на улице. Правильно. 4 ребенка: один лепит снеговика, второй катается на лыжах, третий ребенок катается на коньках, а четвертый ребенок катается на лыжах.

8. Какое настроение у детей во время прогулки?

9. Какие птицы прилетели и сели на дерево? (два снегиря и одна синица). Это ребята, зимующие птицы!

10. Кто еще нарисован на картинке. Правильно, медведь и зайка. Что они делают? Медведь спит в своей берлоге. А зайка смотрит на зимние забавы малышей и радуется. Он очень хочет поиграть с ними, но боится. Посмотрит и побежит в лес, расскажет своим братьям – зайцам о том, как весело играет детвора.

Сюрпризный момент – появление зайчика.

Зима – красивая, чудесная пора. Зимой случаются чудеса! Вот и у нас с вами сегодня произошло чудо. В гости к нам пришел зайчик. Поздоровайтесь с ним. Зайчик смотрел на зимние забавы ребят и пришел к нам, чтобы спросить в какие игры играете вы зимой на прогулке!

Беседа о зимних видах спорта.

Чем интересным можно заниматься на улице зимой? (ответы детей: можно кататься на лыжах и коньках, играть в хоккей, строить крепости из снега, лепить снеговика, бросаться снежками).

Молодцы, ребята! Я для вас приготовила конвертик с сюрпризом. Посмотрите что в них (каждый ребенок достает из конверта разрезную картинку с изображением зимних видов спорта, собирает и называет его). После того, как все разрезные картинки собраны, педагог вывешивает на доску сюжетные картинки с зимними видами спорта и называет их.

Пальчиковая гимнастика

Раз, два, три, четыре, Загибать пальчики начиная с больших.

Мы с тобой снежок лепили. Изображать, как лепят снежок.

Круглый, крепкий, очень гладкий Показать руками круг.

И совсем-совсем не сладкий. Погрозить пальчиком.

Раз – подбросим, Подбросить воображаемый снежок.

Два – поймаем, Поймать воображаемый снежок.

Три – уроним Уронить воображаемый снежок.

И … сломаем. Топнуть ногой.

Дидактическая игра «Что изменилось?».

На доске висят картинки с зимними видами спорта. Давайте назовем их вместе: коньки, лыжи, санки, хоккей. Посмотрите и запомните их месторасположение. Закройте глаза. Я поменяю карточки местами. Открывайте глаза и скажите, что изменилось. Молодцы, я поменяла местами карточки.

Дидактическая игра «Чего не стало?».

На доске висят картинки с зимними забавами: коньки, лыжи, санки, снеговик, горка, крепость. Всего шесть картинок. Закройте глаза. А я уберу одну из картинок. Откройте глаза. Скажите, чего не стало?

Итог занятия. Рефлексия.

Ребята, о чем мы сегодня говорили? Что понравилось? Что было сложным? Кто приходил в гости?

На этом наше занятие закончилось. Встаем, задвигаем стулья, встаем за стульями ровно и красиво. Вижу, что умеете себя хорошо вести на занятии. Молодцы Занятие закончилось. До свидания! Теперь спокойным шагом идем в группу.

Интегрированное занятие в старшей группе "Зимние забавы" (Связная речь + аппликация)

Составили: Бондарева Е.А.(логопед 1кв.кат.) и Мальцева Т.В. (воспитатель 1кв. кат.)

Цель : закрепление знаний детей о зиме.

Задачи:

Познание. Закрепить знания о времени года зиме, ее приметах.

Коммуникация: Учить подбирать однородные определения и глаголы.

Развивать диалогическую речь. Совершенствовать умение чётко отвечать на вопросы.

Учить составлять сложные предложения со значением противопоставления.

Совершенствование коммуникативных навыков , установление межличностного доверия, развитие эмпатии и интереса к партнерам по общению.

Художественно – творческие. Учить детей вырезать круги из квадратов, аккуратно наклеивать их на бумагу. Закреплять правила работы с ножницами.

Физкультура. Формировать двигательную активность, гибкость пальцев, кистей рук, умение подражать действиям педагога, понимать его словесные установки.

Социализация. Способствовать накоплению эмоционально положительного опыта. Воспитывать у детей доброжелательность, умение выполнять совместное задание.

Предварительная работа . Наблюдения, игры, постройки из снега снеговиков, крепости; беседы, рассматривание иллюстраций, чтение рассказов о зиме, зимних развлечениях.

Материал: ватман синего цвета, квадраты, ножницы, клестер, кисточки, клеенки, мячи.

Ход занятия .

1 часть. Педагог: Ребята давайте возьмемся за руки и поприветствуем, друг друга и тех, кто у нас находится в гостях.

В этот чудный зимний день

Нам здороваться не лень

Шлем привет мы всем вокруг.

Я твой друг и ты мой друг!

Шлем привет мы всем гостям.

Очень, очень рады вам!

Л: говорит несколько пословиц о дружбе

Дружба - самое дорогое сокровище.
- Дружба дороже денег.
- Без друга в жизни туго.
- Дружба как стекло: разобьешь - не сложишь.
- Дружбой дорожи, забывать её не спеши.
- Человек без друзей, что дерево без корней.

Посмотрите, какая красота! (показываю иллюстрации или слайды с зимними пейзажами)

Скажите, какое время года на этих фотографиях? (Зима. Это зима.)

Вы любите зиму? (ДА)

Летом я ездила на юг и познакомилась с ребятами из южного детского сада, а вчера я получила от них письмо. Они пишут, что не знают, какая у нас зима.

Как же помочь им узнать о зиме? (Рассказать, нарисовать, написать, снять фильм) Правильно. Давайте составим для них рассказ о зиме, но сначала вспомним все об этом прекрасном времени года.

Давайте представим, какая зима.

Закроем глаза и послушаем музыку. Что вы представили?

Ребята, а что еще можно сказать о нашей зиме?

(Зимой холодно и много снега, водоемы покрыты льдом.)

Что такое лед? Что такое снег? Каким он бывает? ((Дети. Белый, холодный, пушистый, чистый, легкий, искристый, серебристый, скрипучий, сухой, липкий, мокрый, рыхлый) А какими бывают снежинки? На что они похожи? (возьмите снежинки)

Дыхательная гимнастика.

Как подул Дед Мороз –
В воздухе морозом
Полетели, закружились
Ледяные звезды.

А вы умеете правильно дуть? Делаем глубокий вдох через нос, плечи не поднимаются, выдыхаем через рот, медленно и долго.

Дети берут снежинки на ниточках и долго дуют на них, наблюдая за кружением снежинок, пока педагог читает стихотворение:

Кружатся снежинки в воздухе морозном.
Падают на землю кружевные звезды.
Вот одна упала на мою ладошку.
Ой, не тай, снежинка, подожди немножко.

Доскажи словечко»

Зимой вся земля покрыта снегом, поиграем со словом «снег», доскажите словечко:

Тихо, тихо, как во сне,

Падает на землю. (Снег.)

С неба все скользят пушинки -

Серебристые. (Снежинки.)

На посёлки, на лужок

Все снижается. (Снежок.)

Вот веселье для ребят -

Все сильнее. (Снегопад.)

Все бегут вперегонки,

Все хотят играть в. (Снежки.)

Словно в белый пуховик

Нарядился. (Снеговик.)

Рядом снежная фигурка -

Эта девочка -. (Снегурка.)

На снегу-то, посмотри -

С красной грудкой. (Снегири.)

Словно в сказке, как во сне,

Землю всю украсил. (Снег.)

Повторите все родственные слова к слову СНЕГ.

Составление сложных предложений со значением противопоставления.

Дети должны закончить предложение, а затем повторить его полностью :

осенью бывает листопад, а зимой…. снегопад
–летом бывает дождь, а зимой…снег
–весной снег тает, а зимой…падает
–летом катаются на велосипедах, а зимой… на санках
–весной лес просыпается, а зимой… спит
–летом катаются на роликах, а зимой… на коньках
–летом бывает жарко, а зимой… холодно
–осенью деревья разноцветные, а зимой… белые, голые
–летом растут цветы, а зимой… сугробы
–летом купаются, а зимой… лепят снеговика
–весной насекомые просыпаются, а зимой… прячутся

Физкультминутка.

Мы зимой в снежки играем, мы играем, мы играем.

По сугробам мы шагаем, мы шагаем, мы шагаем.

И на лыжах мы бежим, мы бежим, мы бежим.

На коньках по льду скользим, мы скользим, мы скользим.

И снегурку лепим мы, лепим мы, лепим мы.

Гостью зиму любим мы, любим мы, любим мы.

Скажите, а можем мы рассказать ребятам из южного детского сада о своих любимых зимних забавах? Что мы любим делать зимой? (Кататься на лыжах, коньках, санках, лепить снеговика…)

Мы с вами вспомнили какая погода зимой, в какие игры вы играете.Сейчас мы будем составлять предложения о зиме. Но они должны быть разными, непохожими друг на друга. Вот послушайте, какое я составила предложение (на магнитную доску прикрепляются заснеженные дома, деревья) .

Наступила суровая зима. (Теперь вы придумайте свои предложения) .

К нам в гости пришла зима. Зимой идет снег. Деревья спят, стоят голые, без листьев. Они покрыты снегом как пуховым одеялом или меховой шапкой. На улице мороз, холодно. Зима пришла не с пустыми руками. Она принесла подарки: снегопады, сугробы, метели, лед. Эти подарки нужны людям для того, чтобы кататься на лыжах, коньках, санках, снегокатах. А еще можно слепить снеговика, построить крепость, поиграть в снежки. Это – зимние забавы. Мы очень любим зиму».

Посмотрите, какой замечательный рассказ у нас получился.

2 часть А сейчас мы поиграем со снежками. Возьмите по одному снежку и вставайте в круг. Повторяйте движения за мной.

Я снежком круги катаю

(между ладоней)

Взад-вперёд его гоняю

(смена рук)

Им поглажу я ладошку

(соответственно)

Будто я сметаю крошку,

(смена руку)

И сожму его немножко,

(соответственно)

Как сжимает лапу кошка

(смена рук)

Каждым пальцем шар прижму

(соответственно)

И другой рукой начну

(смена рук)

А теперь последний трюк:

Снежок летает между рук.

(переброс мяча из руки в руку)

Поиграли со снежками. Скажите, пожалуйста, а что можно построить из снежных комков (снеговика, снежную крепость, горку) Правильно. Давайте мы с вами построим снежную крепость и покажем ее ребятам из южного детского сада. Из чего мы построим крепость? (из бумаги) Ребята, а какой формы снежки? (круглой) А круги мы с вами будем вырезать из квадрата. Посмотрите, пожалуйста, я вам покажу, как мы будем это делать. Работаем с ножницами очень аккуратно. Берем ножницы и срезаем у квадрата уголки, немного их закругляя. Получился круг, теперь мы его намазываем клеем на клеенке и приклеиваем, прижимая салфеткой. Первый комок в нашей крепости заложен. Приступаем к работе.

Дети выполняют задание.

Ребята, посмотрите какая большая крепость у нас получилась. Молодцы. Всем спасибо.

Как вы думаете, удалось ли нам сегодня на занятии показать и рассказать о зиме так, чтобы дети, которые написали мне письмо, смогли полюбить это время года так же, как любим его мы?

Спасибо вам за работу. Я обязательно отправлю наш рассказ о зиме и крепость моим знакомым ребята в южный детский сад.

Беседа с детьми в подготовительной к школе группе

«Зимние забавы и игры »

Ребята, сегодня мы с вами побеседуем о зимних играх и забавах. Зима – это прекрасное время года, а так же самое подходящее для укрепления здоровья! Прохладный ветер, легкий мороз, движение на воздухе - хорошая закалка. Еще совсем недавно все тропинки и дорожки были грязными, черными (недаром ноябрь называют «чернотропом»), деревья стояли грустные, потемневшие от густой влаги, висящей в воздухе.

А сегодня вы обратили внимание, как все преобразилось! Выпал снег.

Зима-зимушка

Зима-зимушка пришла,

Коней в сани запрягла,

Путь-дорожку вывела,

Лед на речке вымела,

С берегом связала,

К земле приковала!

Малых ребят

Да милых девчат

На салазки усадила,

Да с горы покатила!

После снегопада воздух особенно чистый, и можно отправляться кататься с горы на санках.

Сани

По снежку на санках дети

Мчатся с горки, словно ветер.

Кто боится в снег свалиться -

Пусть на санки не садится.

Катаясь на санях, легко развить ловкость, сноровку, быстроту и координацию движений.

А у вас есть санки? Как вы думаете, в какие игры можно поиграть используя санками?

Можно поиграть в такие игры: съезжая с горы, сорвать с ветки куста ленту, достать флажок, воткнутый в сугроб, попасть снежком в обруч. И все это на ходу!

Скажите ребята, а какие еще есть зимние игры и забавы? Верно! Катание на лыжах, коньках, игры в снежки, хоккей.

Есть ли у вас лыжи? Что вы предпочитаете: кататься с горок или бежать на лыжах по ровной местности? Почему?

Я думаю, что вы все уже умеете бежать на лыжах, т.е. делать длинные скользящие шаги. Бег на лыжах развивает мышцы. Если вы будете регулярно совершать лыжные прогулки, у вас быстрее подрастут и окрепнут руки, станут длиннее и сильнее ноги. Отталкивайтесь посильней то правой, то левой ногой, сгибая ноги в коленях. Палки помогут вам скользить и выработать ритмичность движений.

В какие игры можно поиграть, двигаясь на лыжах?

Например, в ручеек. Чтобы поиграть в эту игру, нужно сделать ворота из наклоненных палок и проехать в эти ворота, не задев палки. Это не так-то легко! Особенно для начинающего лыжника!

Многие ребята любят съезжать на лыжах с горок. Съезжая с горы, нужно научиться тормозить, делать повороты. Ехать с горы лучше наклонившись вперед, а палки держать сзади. Если вы почувствовали, что не можете удержаться на ногах, то постарайтесь падать на бок.

А как правильно нужно подниматься на гору?

Можно елочкой, а можно и боком - лесенкой.

Ах, лыжи мои

Ах, лыжи мои, лыжи, -

Без вас я сам не свой.

Ну что на свете ближе

Мне снежною зимой?

На валенки нацепишь

Хрустящие ремни

И день гоняешь целый,

И напролёт все дни.

Ну а потом чуть дышишь,

Чуть на ногах стоишь…

Ах, лыжи мои, лыжи -

Нет в мире лучше лыж!

Как вы думаете, а как правильно надо одеться для катания на лыжах? Одеваться нужно легко, но тепло. Современная одежда лыжника состоит из комбинезона или костюма, сшитых из искусственного материала с добавкой шерсти, шапочки, которая должна надежно прикрывать лобные пазухи и уши, шерстяного трикотажного белья, тонких шерстяных носков, мягких кожаных перчаток или рукавиц.

Скажите, а вы умеете ли кататься на коньках? Есть ли у вас коньки? А вы сразу научились кататься?

Главное, помните: катаясь на коньках, всегда наклоняйте туловище вперед!

Коньки

Что за славные деньки!

Ну-ка, дети, взяв коньки

Поспешите на каток!

Торопись и ты, дружок.

Вот играем мы у ёлки,

Катимся гурьбою с горки.

Всем нам весело до слёз

И не страшен дед Мороз.

Любит зиму детвора:

Что за чудная пора!

Я уверена, что многим из вас по душе веселая, подвижная игра - хоккей.

Что нужно для игры в хоккей? Правильно. Коньки, клюшки, шайба, ворота и конечно же лед. Игроки разбиваются на две команды, и каждая старается забить шайбу в ворота противника. В воротах стоит вратарь. Его задача - не пропустить шайбу.

Хоккей

С клюшками друг против друга стоят

В красном и синем команды ребят.

В шлемах, как рыцари, но не робей,

Бой здесь учебный – играют в хоккей!

Здесь силовые приемы бывают –

С ног игроков очень часто сбивают.

Кто на коньках и ловчей, и быстрей –

Тот побеждает, играя в хоккей.

Зимой случаются и оттепели. Тогда снег становится липким, влажным. Очень весело поиграть в такую погоду в снежки!

Как вы считаете, в какие игры можно поиграть со снегом?

Можно построить снежную крепость или снежный дворец. Но это мы будем сами делать, когда пойдем гулять на улицу. А сейчас я предлагаю поиграть в игру. Но для этого нам надо разделиться на две команды.

Игра «Чья команда соберет больше снежков» (на полу разбросаны снежки из ваты). На противоположных сторонах спортзала стоят корзины, по сигналу дети начинают собирать снежки и относить в свою корзину. Побеждает та команда, чья больше соберет снежков.

Ответьте на вопросы:

  1. Чем полезны зимние игры и забавы?
  2. Какие зимние забавы ты знаешь?
  3. На чем можно кататься зимой?
  4. Есть ли у тебя санки, коньки, лыжи, снегокат?

Отгадай загадки «На чем катаются дети?»:

Палками я оттолкнусь

И с крутой горы помчусь. (На лыжах.)

Быстро я лечу вперед,

Серебристый режу лед. (На коньках.)

Управляю я рулем,

Еду я с горы на нем. (На снегокате.)

Мчусь как пуля я вперёд

Лишь поскрипывает лед

Да мекают огоньки

Кто несет меня…? (коньки)

Выполни задание

Нарисуй: снежинку, коньки, клюшку, шайбу, лыжи и палки, санки.