Консультация (младшая группа) на тему: «Сенсорное воспитание – как основа умственного развития детей. Сенсорное воспитание дошкольников

Введение

Дошкольный возраст – период первоначального ознакомления с окружающей действительностью; вместе с тем в это время интенсивно развиваются познавательные силы и способности ребенка. Ребенок познает предметный мир, а также явления природы, события общественной жизни, доступные наблюдению.

Первоначальной ступенью познания мира является чувственный опыт, который наиболее интенсивно накапливается в раннем детстве. Отдельные ощущения, полученные от предмета, суммируются в целостное его восприятие. На основе ощущений и восприятия формируются представления о свойствах предметов, становиться возможным их дифференцировать, выделять один из множества других, находить сходство и различия между ними.

Видный отечественный ученый Н.М. Щелованов называл ранний возраст золотой порой сенсорного воспитания. Отсутствие целенаправленного восприятия искажает представления детей о предмете. Они бывают неопределенными, иногда ошибочными.


1. Понятия и значение сенсорного воспитания в развитии личности ребенка

Основой умственного воспитания является сенсорное воспитание, которое обеспечивает развитие и обогащение чувственного опыта ребёнка, формирует его представления о свойствах качествах предметов. Сенсорное воспитание – это целенаправленное развитие ощущений и восприятий. Слово «сенсорный» происходит от латинского слова «sensus» - «чувство», «ощущение», «восприятие», Основой умственного воспитания является сенсорное воспитание, которое обеспечивает развитие и обогащение чувственного опыта ребёнка, формирует его представления о свойствах и качествах предметов «способность ощущения». Сенсорное воспитание направлено на то, чтобы научить детей точно, полно и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве, высоту звуков и т.п.). Психологические исследования показывают, что без такого обучения восприятия детей долго остается поверхностным, отрывочным и не создает необходимой основы для общего умственного развития, овладения разными видами деятельности (рисованием, конструированием и др.), полноценного усвоения знаний и навыков в начальных классах школы.

Значение сенсорного воспитания хорошо понимали видные представители дошкольной педагогики: Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, Е. И.Тихеева и другие. Для детей создавались разнообразные игры и упражнения, направленные на совершенствование зрения, слуха, осязания. Среди них было немало удачных находок, но их авторы не знали подлинных закономерностей развития восприятия у детей и поэтому не смогли разработать содержание и методы сенсорного воспитания, соответствующие этим закономерностям. Были созданы системы в основу которых положены современные педагогические и психологические знания о сенсорном воспитании и развитие ребенка, о месте дидактических игр и упражнений в общем процессе сенсорного воспитания. Применение системы будет успешно только в том случае, если воспитатель достаточно глубоко усвоит принципы подбора и усложнения заданий, поймет особенности их связи друг с другом. Ф для этого необходимо познакомиться с основными положениями теории сенсорного воспитания дошкольников, разработанной советскими учеными, и с тем, как эта теория, была использована при подборе, разработке и систематизации игр и упражнений.

Далее изучение показало, что развитие восприятия – сложный процесс, который включает в качестве основных моментов усвоение детьми сенсорных эталонов, выработанным обществом, и овладение способами обследования предметов. Сенсорное воспитание должно быть направленно на обеспечение этих моментов.

2. Цель и задачи сенсорного воспитания

Сенсорное воспитание на занятиях является основой организации чувственного опыта детей. Именно на занятиях создаются все условия для планомерного руководства формированием ощущений, восприятий и представлений детей. Обучая детей восприятию различных предметов и явлений, необходимо четко объяснять детям смысл их действий. Этот смысл становится особенно понятен детям, если они затем используют свои представления в практической деятельности; в этом случае восприятие детей делается более осознанным и целенаправленным: ведь если плохо рассмотришь предмет, то затем трудно изобразить его или сконструировать.

В процессе воспроизведения предмета проверяются и уточняются уже сформированные представления детей. В связи с этим основная задача сенсорного воспитания заключается в том, чтобы сформировать у детей такие умения воспринимать и представлять предметы и явления, которые способствовали бы совершенствованию процессов рисования, конструирования, звукового анализа слов, труда в природе.

Можно выделить основные задачи в сенсорном воспитании детей от рождения до 6 лет.

На первом году жизни это обогащение ребенка впечатлениями. Следует создать для малыша условия, чтобы он мог за движущимися яркими игрушками, хватать предметы разной формы и величины. На втором – третьем году жизни дети должны научиться выделять цвет, форму и величину как особые признаки предметов, накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине. Начиная с четвертого года жизни у детей формируют сенсорные эталоны: устойчивые, закрепленные в речи представления о цветах, геометрических фигурах и отношениях по величине между несколькими предметами. Позднее следует знакомить с оттенками цвета. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию для детей 3-5 лет сгруппированы по возрастным группам, а для каждой группы – по видам внешних свойств предметов, с которыми работают дети (форма, величина, цвет, сочетание разных свойств.) Рекомендуемая последовательность и их использование указана в специальном перечне. Однако эта последовательность не является обязательной. Воспитатель должен творчески подходить к использованию предлагаемых дидактических игр и упражнений, связывая их с с общей системой сенсорного воспитания. Важно только перемежать задания, предусматривающие работу с разными свойствами предметов. В противном случае существует опасность фиксировать внимание детей на выделении одного из свойств в ущерб друг друга.

Таким образом, сенсорное воспитание должно осуществляться в неразрывной связи с разнообразной деятельностью. Усвоить сенсорный эталон – это вовсе не значит научиться правильно называть то или иное свойство. Необходимо иметь четкие представления о разновидностях каждого свойства и, главное, уметь пользоваться такими представлениями для анализа и выделения свойств самых разных предметов в самых различных ситуациях. Иначе говоря, усвоение сенсорных эталонов – это использование их в качестве «единиц измерения» при оценке свойств веществ.

Содержание сенсорного воспитания должно быть согласованно содержанием детской деятельности. Это значит, что обучение детей восприятию предметов, умению их анализировать, сравнивать должно быть согласованно с последующим процессом изобразительной, конструктивной или другой де4ятельности. В противном значительно снижается эффект обучения и создаются определенные трудности при решении детьми изобразительных, конструктивных и других задач.

Остановимся несколько подробнее на содержании сенсорного воспитания. Ребенок в жизни сталкивается с огромным разнообразием форм, красок и других свойств предметов. Ему самому еще очень трудно разобраться во всем этом многообразии, и нуждается в помощи воспитателя (взрослого). Воспитатель организует чувственный опыт ребенка, используя определенный общественный опыт. В процессе общественно – исторического развития человечество систематизировало все многообразие свойств предметов. Были выделены основные формы предметов (шар, круг, квадрат), основные цвета. Овладевая этими основными формами, цветами и т. д. и их словесными обозначениями облегчает ребенку ориентировку в окружающем мире. Приобретенные знания и умения помогают детям правильно анализировать различные формы. Эти основные формы, основные цвета выступают как эталоны, образцы, которые помогают детям разобраться во всем многообразии. Причем эта часть чрезвычайно существенна: овладение ею в значительной степени определяет общий успех в сенсорном воспитании детей. Изобразительная деятельность позволяет детям ближе познакомиться с такими качествами как слитность и расчлененность, округлость и прямолинейность контура, пропорциональность. В процессе каждого вида деятельности ставятся конкретные задачи: что то нарисовать, построить. Чтобы выполнить эти задачи, требуются не только исполнительские умения и навыки, но и умения предварительно рассмотрев тот или иной предметно, который должен быть воплощен в рисунке или в конструкции.В содержание сенсорного воспитания входит развитие слуховой чувствительности, умения вслушиваться и различать звуки, развитие речевого слуха (восприятие звуковой стороны речи) и музыкального (умение различать звуки по высоте, воспринимать ритмический рисунок и др.

В каждой возрастной группе ориентировка во времени представляется по разному. В младшей дошкольной группе уточняют представление детей о таких промежутках времени, как утро, день, вечер и ночь. Педагог называет отрезок времени и перечисляет соответствующие ему виды деятельности детей: « Сейчас утро. Мы сделали гимнастику, умылись и теперь будем завтракать». Или: « Мы уже позавтракали, позанимались. Сейчас уже день.Скоро будем обедать». С детьми рассматривают картинки, фотографии, изображающие деятельность детей и взрослых в разные отрезки времени. Предлагает вопросы: «А что ты делал утром? Днем?». И т. п. Постепенно слова утро, день, вечер, ночь наполняются конкретным содержанием, приобретает эмоциональную окраску. Дети начинают ими пользоваться в своей речи. В средней группе как и в младшей ориентировка во времени развивается в повседневной жизни. Важно, чтобы она базировалась на прочной чувственной основе. Педагог уточняет представление детей о частях суток, связывая их названия с тем, что делают дети, близкие им взрослые утром, днем, вечером, ночью. Временные понятия «сегодня», №»завтра», »вчера» носят относительный характер; детям трудно их усвоить. Поэтому необходимо как можно чаще пользоваться словами сегодня, завтра, вчера, и побуждать детей к этому. Воспитатель постоянно обращается к детям с вопросами: « Когда мы рисовали? Что мы видели сегодня (вчера)? Значение слов быстро и медленно раскрывают на конкретных примерах. Во время одевания он хвалит тех, кто быстрее одевается, порицает медлительных; на прогулке сравнивает скорость движения пешехода и велосипедиста, автомобиля и поезда, гусеницы и жука. В старшей группе в начале учебного года закрепляют и углубляют представление о таких временных отрезках как утро, день, вечер, ночь. Для упражнения детей в использовании временных терминов в старшей группе широко используют словесные дидактические игры и игровые упражнения, например «Продолжай». Это упражнение можно проводить в форме игры с мячом. Дети встают вкруг. Воспитатель произносит короткую фразу и бросает мяч. Тот кому попал мяч, называет соответствующее время. Например: воспитатель бросает мяч и говорит: « На почту мы ходили …», «… вчера», - заканчивает фразу ребенок, поймавший мяч « Занятие по математике у нас было..» « … сегодня». В подготовительной к школе группе закрепляют такие знания о таких периодах времени, как утро, день, вечер, ночь, неделя, дают представление о месяцах ребята запоминают их названия. Ориентировка во времени должна базироваться на прочной чувственной основе, т.е. переживании длительности времени в связи с осуществлением разнообразной деятельности, по разному эмоционально окрашенной, а также наблюдениями за явлениями природы, событиями общественной жизни.

4. Методика сенсорного воспитания дошкольника

На занятиях рисованием, лепкой, аппликацией мы учим детей различным видам изображения: предметному, сюжетному, декоративному. Сенсорное развитие детей обеспечивается на любом из этих занятий. Занятия предметного содержания чаще всего проводятся на основе обследования предметов, их частей, строении предметов, их положении в пространстве.

Вначале детей знакомят с основным положением предмета в пространстве в состоянии покоя. И в первых изображениях дети отражают именно эти положения. Постепенно надо подводит детей к пониманию изменчивости пространственного положения вещей и живых существ, к обогащению их представлений об окружающем мире.

Обследование

Успешное выполнение практических действий зависит от предварительного восприятия и анализа того, что нужно делать. Поэтому совершенствование сенсорных процессов на занятиях должно быть в основном осуществлено до начало практических действий.

Специально организованное восприятие предметов с целью использования его результатов в той или иной содержательной деятельности мы называем обследованием. Обследование – основной метод сенсорного воспитания детей. В процессе его дети овладевают умениями воспринимать такие свойства предметов и явлений, как величина, форма, пространственные отношения, цвет, особенности звуков человеческой речи и музыкальных звуков. Все эти свойства составляют содержание сенсорного воспитания. Обследование предмета начало выступать как необходимое звено, предшествующее собственно исполнительской деятельности. У детей формировалось умение членить конкретную задачу конструирования какого – либо предмета или его изображение в рисунке на более частые задачи и устанавливать их последовательность.

Несмотря на различия в обследовании предметов в зависимости от последующей продуктивной деятельности можно выделить общие основные моменты, которые характерны для многих видов обследования:

1. Восприятие целостного облика предмета

2. Вычленение основных частей этого предмета и определение их свойств.

3. Вычленение более мелких частей предмета и установление их пространственного расположения по отношению к основным частям.

4. Повторное целостное восприятие предмета.

Такой способ обследования может быть применен для анализа любой формы самых различных предметов, поэтому он может быть назван обобщенным.

Иной характер носит обследование в процессе труда в природе. Одно из основных условий успешной деятельности детей – Обучению их умению действовать в зависимости от тех или иных свойств почвы, растений и т.д. Например, при посадке семян в почву рыхлую и плотную, влажную и сухую, при прополке растений – отличать стебли и листья культурных растений от сорняков. В соответствии с этим определяется направленность сенсорного воспитания в процессе труда, отбираются способы обследования свойств почвы и растений. Например при обследовании почвы важно обратить внимание на ее цвет, консистенцию, влажность,. При обследовании какого либо культурного растения важно выделить несколько характерных признаков стебля и листьев и организовать восприятия детьми этих признаков стебля и листьев и организовать детьми этих при знаков.

Таким образом, способы обследования, применяемые в сенсорном воспитании, разнообразны и зависят, во – первых, от обследуемых свойств, во – вторых, от целей обследования.

Обучение обследованию должно проводиться с учетом возрастных различий детей. Так, детям младшего возраста следует предлагать для обследования предметы простые по форме и строению, чтобы процесс выделения частей и установления их взаимоотношений был более легким.


ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Знакомство с формой предметов.

Дидактическая задача. Учить детей выполнять простейшие действия с предметами, учитывая их форму.

Материал. Ведерко с крышкой и мелкие, удобные для захватывания предметы разной формы и цвета: пирамидка, кубик, брусок, грибочек, цилиндр, яйцо, мячик. Высота ведерка 10 – 12 см; размер предметов для вкладывания 3 – 5см.

Руководство. Взрослый показывает ребенку ведерко, закрытое крышкой, и поясняет, что внем что-то есть. Снимая крышку, показывает предметы, находящиеся в ведерке. Они лежат в такой последовательности, чтобы ребенок мог достать в начале более устойчивые предметы (кубик, брусок, пирамидку, грибок), затем катающиеся (цилиндр, яйцо, мячик.)

Взрослый предлагает малышу опустить руку в ведерко достать какую – либо игрушку. Ребенок вынимает кубик или брусок. Взрослый радостно восклицает: «Какая красивая игрушка! Молодец, что достал ее из ведерка!», вызывая у малыша эмоциональный отклик.

Предоставив ребенку возможность рассмотреть кубик, поиграть с ним, взрослый просит малыша положить кубик на стол и обращает внимание на то, что он стоит устойчиво. Затем напоминает, что в ведерке есть и другие игрушки, можно достать еще что - нибудь.

В процессе игры ребенок накладывает кубик на кирпичик и ставит на него пирамидку или грибочек. Он пытается наложить один на другой круглый и овальный предметы, постигая на практике, что они не накладываются, но зато хорошо катаются.

Когда все предметы будут рассмотрены, можно сложить их в ведерко и закончить игру. Вначале взрослый проделывает это сам, затем подключает ребенка, далее полностью предоставляет ему инициативу. Если же малыш пассивен на занятии и не проявляет желание сложить игрушки, взрослый может мягким движением обхватить руку ребенка своей рукой и таким образом выполнить все необходимые действия. Важно, чтобы у ребенка при этом было хорошее настроение. Особенно понравившуюся игрушку, например мячик, можно оставить для самостоятельной игры.

Иногда малыш пытается снова достать игрушки. В этом случае игра повторяется. Общая продолжительность игры не должна превышать 5-8 минут.

Игра заканчивается складыванием всех игрушек в ведерко. Если ребенок откажется ребенок делает это сам. Игра может проводиться с одним и тем же материалом три- четыре раза. При частичной или полной смене игрушек она бывает интересной более длительный период.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении следует отметить, что в результате сенсорного воспитания дети овладели способами чувственного познания мира, наглядно – образным мышлением, произошло совершенствование всех видов детской деятельности, начала формироваться самостоятельность в познавательной и практической деятельности. Становится очевидным, что, создавая условия для формирования сенсорного опыта, решается важнейшая задача своевременного и полноценного развития ребенка.


Список используемой литературы

1. Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. – М.: Просвещение, 1988. – 144с.

2. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / Под ред. Л.А. Венгера. – М.: Просвещение,1978. – 96с.

3. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. Л.Т. Фрониной. – М.: Министерство просвещение РСФСР, 1987, - 191с.

4. Развитие детей раннего возраста в условиях вариативного дошкольного образования / Под ред. Т.Н. Дороновой., Т.И. Ерофеева. М.: Обруч, 2010. – 304с.

5. Журнал. Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. №1/2010.

Садия Карабудакова
Основы сенсорного воспитания детей дошкольного возраста

Основы сенсорного воспитания детей дошкольного возраста

Как определяется понятие «сенсорное воспитание » ?

Познание человеком окружающего мира начинается с ощущений и восприятия предметов и явлений . Все другие формы познания - запоминание, мышление, воображение - строятся на основе образов восприятия , являются результатом их переработки. Особое значение чувственное познание имеет в дошкольном детстве . Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Характер этих представлений, их точность, отчетливость, полнота зависят от степени развития сенсорных процессов , которые обеспечивают отражение действительности. Развитие восприятия - сложный процесс , который включает в качестве основных моментов усвоение детьми сенсорных эталонов , выработанных обществом, и овладение способами обследования предметов. Сенсорное воспитание должно быть направлено на обеспечение всего вышеуказанного.

Сенсорное воспитание - целенаправленный процесс, в ходе которого при организации правильного педагогического взаимодействия развивается восприятие , накапливается сенсорный опыт ребенка , формируются представления об окружающем мире.

Результатом сенсорного воспитания является сенсорное развитие ребенка . Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также о запахе, вкусе и прочих внешних свойствах предметов.

Установлено, что большинство человеческих способностей имеет ярко выраженную сенсорную основу . Например, в деятельности художника, архитектора, конструктора точное восприятие , различение

И представление форм, их пространственного расположения, отношений по величине необходимы, без этого успешного результата деятельности не достичь. В деятельности музыканта, врача, механика особую роль играет точное восприятие и различение звуков по длительности, высоте, тембру, силе и т. д. Эти слуховые восприятия лежат в основе создания музыкальных произведений или их исполнения (у музыканта, в основе диагностики ряда заболеваний (у врача, в определении характера неисправности работающего механизма (у автослесаря) .

Таким образом, своевременное сенсорное воспитание на этапе дошкольного детства - главное условие познавательного развития растущего человека, правильной и быстрой ориентировки в бесконечно меняющемся окружении, формирования эмоциональной отзывчивости, способности воспринимать красоту и гармонию окружающего мира.

В чем специфика задач и содержания сенсорного воспитания в детском саду ?

Целью сенсорного воспитания является обогащение чувственного опыта восприятия окружающего мира и развитие сенсорных способностей у детей . Сенсорные способности дошкольника проявляются и развиваются в процессе разнообразных видов детской деятельности (изобразительной, конструктивной, трудовой) и в свою очередь влияют на развитие этих видов детской деятельности.

На этой основе можно определить следующие задачи сенсорного воспитания :

Формировать у детей разнообразные обследовательские действия;

Формировать у детей знание систем сенсорных эталонов - обобщенных представлений о свойствах, качествах и отношениях предметов;

Побуждать детей точно обозначать словом обследовательские действия, свойства предметов и материалов;

Развивать у детей умение применять обследовательские действия

И эталоны свойств предметов в самостоятельной деятельности.

Содержание сенсорного воспитания представляет собой определенный объем представлений о свойствах и качествах, отношениях предметов и явлений, который осваивается ребенком на протяжении дошкольного возраста . Этот объем определяется, с одной стороны, многообразием особенностей окружающего ребенка мира, а с другой - разнообразием деятельностей, которые начинают складываться в дошкольном возрасте и имеют различные сенсорные основы .

Для каждой деятельности необходима способность целостного восприятия и представления (предметов, звуков речи, действий, отношений, а также анализирующего восприятия и представления . Так, важно в предметах выделять форму, величину, цвет, материалы, части и пространственное их отношение, скорость и направление перемещения предмета относительно других, соотношение предметов по величине, удаленность предметов и др. Слуховые ориентировки строятся на умении выделять, различать и представлять характер звуков вообще ив речи в частности : их силу, высоту, тембр, темп, ритм, временную последовательность и т. д.

Для другой деятельности важно уметь выделять и представлять такие качества, как плотность материалов или предметов, влажность, твердость или мягкость, гладкость, прозрачность, температурные показатели, тяжесть, эластичность, хрупкость и др.

Очень важным является умение воспринимать и представлять действия не только в целом, но и выделяя в них отдельные движения, их последовательность, длительность, направление, величину размаха движения, усилие и т. д. - и регулировать на этой основе свои действия . Это необходимо в ситуации любой детской деятельности для освоения действий и операций. Современная теория сенсорного воспитания утверждает , что содержание сенсорного воспитания должно охватывать все многообразие сенсорных характеристик окружающего мира.

Для выделения более сложных качеств, отношений, системы признаков требуется не одиночное действие, а система действий, производимых в определенной последовательности. Так, чтобы выяснить, из чего сделан тот или иной предмет, необходимо выявить признаки материала : прочность, твердость, прозрачность, особенности поверхности

ит. д. Например, признаками металла, в отличие от других материалов, будут блеск, ощущение прохлады при прикосновении , прочность, особенности звучания при ударе и др. Для их выявления нужно владеть системой обследовательских действий. Эта система необходима также для выявления звуковысотных отношений и ритма, звукового состава слова (слушание, проговаривание, движение, модулирующее длительность звука, зрительное восприятие движений и кинестетическое его воспроизведение и т . д.).

Именно поэтому в программу сенсорного воспитания включаются разнообразные способы обследования предметов, то есть перцептивные действия для выделения тех или иных качеств, свойств, отношений, которыми должен овладеть ребенок. При этом для вычленения одной группы качеств требуются более простые действия, например поглаживание для выделения гладкости или шероховатости; сжимание, надавливание для определения твердости или мягкости; взвешивание на ладони для определения массы и т. п.

Многообразный сенсорный опыт ребенок получает в процессе деятельности. Он сталкивается с конкретными проявлениями цветов, форм, величин, материалов, звуков, количественных и пространственных отношений. Так, для того чтобы получить в рисунке сходство с изображаемым предметом, ребенок должен достаточно точно уловить особенности его формы, цвета, материала. Конструирование требует тщательного исследования формы предмета (образца, его структуры и строения. Ребенок выясняет соотношение частей в пространстве и соотносит свойства образца со свойствами имеющегося материала. Без постоянной ориентировки во внешних свойствах предметов невозможно получить объективные представления о явлениях живой и неживой природы, в частности об их сезонных изменениях. Развитие математических представлений предполагает знакомство с геометрическими формами и их разновидностями, сравнение объектов по величине. При усвоении грамоты огромную роль играет фонематический слух - точное дифференцирование речевых звуков - и зрительное восприятие начертания букв .

Ориентировка в многообразном конкретном опыте требует обобщений, сведения многообразия к общим типичным явлениям, то есть усвоения меры качеств - эталонов, выработанных человечеством. Это эталоны цвета (цвета спектра, форм (геометрические плоскостные

И объемные формы, материалов, эталоны пространственного положения и направлений (вверху, внизу, слева, справа и др., эталоны величин (метр, килограмм, литр и др., длительности времени (минута, секунда, час, сутки и др., эталоны звучания звуков речи, звуковысотных интервалов (тон, полутон) и т. п.

Понятие «сенсорные эталоны » предложено А. В. Запорожцем. Еще раньше (в конце XIX века) И. А. Сикорский наметил подход к рассмотрению процесса интериоризации, употребляя специальный термин для обозначения понятия сенсорного эталона («шаблон» ). Оно включает в себя определенные системы, или закономерно построенные ряды форм, цветов, величин и других воспринимаемых качеств вещей , определенным образом обозначенные вербально. Овладевая такого рода системами, человек получает как бы набор мерок, или эталонов, с которыми может сопоставить любое вновь воспринятое качество

И дать ему надлежащее определение, найти ему место в ряду других.

ПЕДАГОГИКА

Сенсорное воспитание , направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт.

Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

В истории дошкольной педагогики , на всех этапах ее развития, эта проблема занимала одно из центральных мест. Видными представителями дошкольной педагогики (Я. Коменский, Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, Е. И. Тихеева и др.) были разработаны разнообразные дидактические игры и упражнения по ознакомлению детей со свойствами и признаками предметов.

Принципы сенсорного воспитания

1. В основу первого принципа положено обогащение и углубление содержания сенсорного воспитания, предполагающего формирование у детей начиная с раннего возраста широкой ориентировки в предметном окружении, т. е. не только традиционное ознакомление с цветом, формой и величиной предметов, но и совершенствование звукового анализа речи, формирование музыкального слуха, развитие мышечного чувства и т. д.

2. Второй принцип предполагает сочетание обучения сенсорным действиям с различными видами содержательной деятельности детей, что обеспечивает углубление и конкретизацию педагогической работы, позволяет избежать формальных дидактических упражнений. В процессе этих видов деятельности ребенок ориентируется на свойства и качества предметов, учитывая их значение в решении важных жизненных задач.

3. Третьим принципом теории сенсорного воспитания предопределяется сообщение детям обобщенных знаний и умений, связанных с ориентировкой в окружающей действительности. Правильная ориентировка детей в окружающем может быть достигнута в результате специфических действий по обследованию величины, формы, цвета предметов.

4. Четвертый принцип предполагает формирование систематизированных представлений о свойствах и качествах, которые являются основой - эталонами обследования любого предмета, т. е. ребенок должен соотносить полученную информацию с уже имеющимися у него знаниями и опытом.



При определении содержания и методов работы по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста исходными явились принципы теории сенсорного воспитания.

Задачи

1. Основная задача ознакомления малышей со свойствами предметов - это обеспечить накопление представлений о сенсорных эталонах: цвете, форме, и величине предметов (основные цвета спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, белый и черный), 5 фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал), 3 разновидности величины (большой, средний, маленький)

2. Формирование у детей обобщенных способов обследования многих качеств, служащих решению ряда сходных задач. Ведущей в раннем детстве является предметная деятельность, поэтому сенсорные задания целесообразно включать именно в этот вид деятельности, где учет цвета, формы и величины объектов является необходимым условием выполнения предметных действий. В качестве таких действий могут выступать раскладывание предметов на две группы, размещение вкладок в гнезда, втыкание грибков-втулочек в отверстия доски.

3. Обучение детей внешним приемам сопоставления объектов , например накладывание объектов друг на друга в случае ознакомления с формой, прикладывания их друг к другу с уравниванием по одной линии при знакомстве с величиной и, наконец, прикладывание вплотную при распознавании цвета. Один из приёмов - выкладывание мозаики разной величины, формы, цвета по образцу в сочетании со словесным заданием.

Современные тенденции нравственно-трудового воспитания дошкольников.

Вечность и актуальность проблем нравственного воспитания подрастающего поколения бесспорны. На всех этапах развития педагогической науки под разным углом зрения и с разной глубиной обсуждались цели, содержание, методы нравственного воспитания. Необходимость особого внимания к нравственному воспитанию дошколь­ников на современном этапе обусловлена тем, что оно явля­ется стержнем приобщения ребенка к культуре. С его помощью обеспечива­ется овладение нормами и правилами взаимодействия с природой и окружа­ющими людьми, а именно это и составляет суть культуры. Поэтому, если ребенок активно развивается в нравственном плане, то его вхождение в мир культуры происходит значитель­но легче, а его трудовое, умственное, эстетическое воспитание доставляет взрослым гораздо меньше хлопот.

«Нравственное воспитание » - целенаправленный процесс формирования у подрастающего поколения высокого сознания, нравственных чувств в соответствии с принятыми в обществе нормами.

Трудовое воспитание – это совместная деятельность воспитателя и воспитанников, направленная на развитие у последних общетрудовых умений и способностей, психологической готовности к труду, формирование ответственного отношения к труду и его продуктам.

Экономическое воспитание – это целенаправленное взаимодействие воспитателей и воспитанник, направленное на формирование у воспитанников знаний, потребностей, интересов и стиля мышления соответствующих природе, принципам рационального хозяйства и организации производства, распределения и потребления.

Традиционные блоки в содержании нравственного воспитания:

а) коллективизм включает в себя воспитание в деятельности, формирование дружеских взаимоотношений (Т.А.Маркова), ответственности (К.А.Климова) взаимопомощи (Л.А.Пеньевская, С.А.Козлова), с помощью художественных произведений (Л.А.Таллер)

б) гуманизм, воспитание гуманности представляет

Формирование такого нравственного качества, которое подразумевает гуманные взаимоотношения: сочувствие, сопереживание, отзывчивость, эмпатию (Л.А.Пеньевская, А.М.Виноградова)

в) патриотизм - патриотическое и интернациональное воспитание (Р.И.Жуковская, Н.Ф.Виноградова, С.А.Козлова, М.И.Богомолова, Э.К.Суслова)

г) трудолюбие и отношение детей к труду изучалось по таким направлениям: содержаниетруда, овладение трудом как деятельностью (В.Г.Нечаева, Я.З. Неверович), виды и формы организации труда (З.Н.Борисова, Г.Н.Година, Р.С.Буре, А.Д.Шатова), воспитание в труде нравственных качеств личности (Д.В.Сергеева, Г.Н.Година).

Исследования:

· Виды и формы труда

Поручение (А.Д.Шатова): по форме организации - индивидуальные, подгрупповые, общие; по продолжительности – кратковременные, длительные, одноразовые; по содержанию – соответствовать видам труда

Дежурства - иссл. З.Н.Борисовой, Г.Н. Годиной, Л.Г.Нисканен

Общий, совместный, коллективный труд – Р.С.Буре, Д.В.Сергеева, С.А.Козлова, Л.В.Крайнова

· Становление компонентов трудовой деятельности (В.И. Логинова, В.Г. Нечаева, М.В. Крулехт) Постановка цели; мотивы трудовой деятельности, трудовые действия, планирование, оценка

· Задачи нравственно-трудового воспитания

1. Ю.К.Бабанский

воспитание интереса к труду взрослых и уважения к человеку-труженику (на примерах доступных пониманию детей профессий, а также на примерах из жизни близких людей);

воспитание желания и умения трудиться, устойчивой привычки к труду;

подготовка к выбору прфесии

2. В.И.Логинова

Формирование знаний, представлений о трудовой деятельности- ее цели, планировании, - общественного значения, необходимости добиваться хороших результатов;

3. В.Г. Нечаева

формирование нравственно-волевых качеств: старательности, добросовестности, привычки доводить дело до конца; воспитание культуры труда (умения подобрать необходимые инструменты и материалы, бережного с ними обращения, правильной подготовки рабочего места); воспитание бережного отношения к результатам труда (например, после уборки комнаты не разбрасывать игрушки, беречь вещи, сделанные членами семьи, самим ребенком, и т. п.)

Проблемы экономического образования детей (Шатова):

1. ознакомление с явлениями социальной действительности (понимание и оценка окружающего предметного мира).

2. трудовое воспитание (работа, ее результат, индивидуальный и коллективный труд, цена, стоимость и главное – уважение к людям, умеющим хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги и др.);

3. игровая деятельность (закрепление знаний о жизни людей, их труде);

4. воспитание необходимых качеств у детей (бережное отношение к предметному миру: игрушкам, книгам, живой и неживой природе, ко всему, что окружает ребенка);

5. формирование навыков разумного поведения и потребностей адекватных жизненных ситуаций

Художественно-эстетическое воспитание дошкольников в целостном педагогическом
процессе дошкольного образовательного учреждения.

Приобщение ребенка к прекрасному в искусстве и окружающей жизни имеет важное значение не только для эстетического, но и для нравственного и умственного развития.

В эстетическом и умственном воспитании общий объект познания и освоения – окружающий мир ребенка. Эстетические ценности имеют и искусство, и природа, и быт, и взаимоотношения людей.

Эстетическое воспитание – целенаправленный процесс формирования творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное и создавать художественные ценности (Б.Т. Лихачев)

При этом следует правильно понимать соотношение и взаимосвязь эстетического и художественного воспитания. Эстетическое воспитание воздействует на всю личность, его психику, помогает выработке морально-этических чувств, а не только хорошего художественного вкуса, имеет непосредственное отношение ко всем проявлениям жизни. Художественное воспитание – это область эстетического воспитания, осуществляемая средствами искусства (изобразительное искусство; музыка; Театр и литература; гармония поведения). Результатом эстетического воспитания является эстетическое развитие – это длительный процесс (Логинова) становления и совершенствования эстетического сознания, отношений и эстетической деятельности.

Психологические вопросы занимают особое место в теории эстетического воспитания.

Особое значение имеет проблема эстетического переживания – категории, обобщенно выражающей такие конкретные формы отношения человека к действительности, как эмоции, вкусы, идеалы. (А.В. Запорожец – эмоциональное развитие; Я.З. Неверович – участие эмоций и мотивов в формировании личности; А.Д.Кошелева – воспитание эмоциональной отзывчивости; Эстетические чувства -А.Г.Ковалев; Н.А.Менчинская). Развитие эстетического чувства тесно связано с развитием воображения (Л.С.Выготский)

Творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия жизненного опыта.

Задачи эстетического воспитания: Н.А. Ветлугина, В.И. Логинова,

Козлова С.А выделяет следующие группы задач:

Первая группа задач – приобщение к эстетическим ценностям, формирование эстетического отношения к окружающему (видеть и чувствовать красоту в природе, поступках, искусстве, понимать прекрасное, воспитывать художественный вкус, потребность в познании прекрасного): восприятие художественных произведений (А.В.Запорожец, Т.А.Репина, Р.И. Жуковская, А.М.Виноградова, Л.П. Стрелкова), иллюстраций к книгам (В.А.Езикеева), восприятие музыкальных произведений (К.В.Тарасова, И.Л.Дзержинская, Е.А. Дубровская, Л.Н.Комиссарова)

Вторая группа задач – формирование художественных умений в области разных искусств: обучение рисованию, лепке, конструированию, пению, движениям, развитие словесного творчества (В.Н.Шацкая, Е.А.Флерина, Н.П.Сакулина, Н.А.Ветлугина, Т.С.Комарова, Т.Г. Казакова, Л.В.Компанцева, Г.Н.Пантелеев, и многие другие………).

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Контрольная работа

Сенсорное воспитание

2. Психолого - педагогические основы сенсорного воспитания

1. Понятие сенсорного воспитания

Одна из задач дошкольного воспитания - сенсорное развитие детей, которые именно в этом возрасте наиболее восприимчивы к окружающему миру, «настроены» на познание явлений действительности, предметов, их внешних свойств.

Сенсорное воспитание - это целенаправленное педагогическое воздействие, обеспечивающее формирование чувственного познания и совершенствования ощущений и восприятий. Сенсорное воспитание - целенаправленное развитие ощущений и восприятий.

Вопрос сенсорного воспитания изучают психологи и педагоги:

*Лев Семёнович Вогодский

*Борис Герасимович Ананьев

*Сергей Леонидович Рубенштейн

* Алексей Николаевич Леонтьев

*Александр Владимирович Запорожец

Период дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребёнка - совершенствования его ориентировки во внешних свойствах и отношениях предметов и явлений, в пространстве, времени.

Воспринимая предметы и действуя с ними, ребёнок начинает все более точно оценивать их цвет, форму, величину, вес, температуру, свойства поверхности. При восприятии музыки он учится следить за мелодией, выделять отношения звуков по высоте, улавливать ритмический рисунок, при восприятии речи - слышать тончайшие различия в произношении сходных звуков. Значительно совершенствуется у детей умение определять направления пространства, взаимное расположение предметов, последовательность событий и разделяющие их промежутки времени.

Сенсорное развитие дошкольника включает две взаимосвязанные стороны - усвоение представлений о разнообразных свойствах и отношениях предметов и явлений и овладение новыми действиями восприятия, позволяющими более полно и расчленено воспринимать окружающий мир.

2. Психолого - педагогическиен основы сенсорного воспитания

Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно в этом возрасте наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Выдающиеся зарубежные педагоги в области дошкольной педагогике (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли), а так же известные представители отечественной дошкольной педагогике и психологии (Е.И. Тихеева, А.В. Запорожец, А.П. Усова, Н.П. Сакулина и другие) справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребёнка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребёнка в детском саду.

С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания - запоминание, мышление, воображение - строятся на основе образов восприятия, является результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.

В детском саду ребёнок обучается лепки, конструированию, знакомится с явлениями природы, начинает осваивать основы грамоты. Овладение знаниями и умениями во всех этих областях требует постоянного внимания к внешним свойствам предметов, их учёта и использования. Так, для того чтобы получить в рисунке сходство с изображённым предметом, ребёнок должен достаточно точно уловить особенности его формы, цвета. Конструирование требует исследования формы предмета (образца), его строения. Ребёнок выясняет взаимоотношения частей в пространстве и соотносит свойства образца со свойствами имеющегося материала. Без постоянной ориентировки во внешних свойствах предметов невозможно получить отчётливые представления о явлениях живой и неживой природы. Формирование элементарных математических представлений предполагает знакомство с геометрическими формами и их разновидностями, сравнение объектов по величине. При усвоении грамоты огромную роль играет фонематический слух - точное дифференцирование речевых звуков - и зрительного восприятия.

Готовность ребёнка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития.

Значение сенсорного развития ребёнка для его будущей жизни выдвигается перед теорией и практикой дошкольного воспитания задачу разработки и использования наиболее эффективных средств и методов сенсорного воспитания в детском саду. Главное направление сенсорного воспитания должно состоять в вооружении ребёнка сенсорной культурой.

Понятие «Сенсорная культура» вошло в дошкольную педагогику благодаря работам Монтессори. Она считала, что для приобретения такой культуры достаточно систематически упражнять органы чувств ребёнка в различении формы, цвета, величины и других свойств предметов. Её точка зрения была ошибочной, она не учитывала, что развитие ребёнка коренным образом отличается от развития детёнышей животных. Ребёнок развивается путём «социального наследования», которое в отличии от наследования биологического, предполагает не упражнение врождённых способностей, а приобретение новых при усвоении общественного опыта. Сенсорная культура ребёнка - результат усвоения им сенсорной культуры, созданной человечеством (общепринятые представления о цвете, форме и других свойствах вещей). Если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь - то и приходит на помощь сенсорное воспитание - последовательное планомерное ознакомление ребёнка с сенсорной культурой человечества.

Большое значение в сенсорном воспитании имеет формирование у детей представлений о сенсорных эталонах - общепринятых образцах внешних свойств - предметов. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности, в качестве эталонов формы - геометрические фигуры, величины - метрическая система мер. Свои виды эталонов имеются в слуховом восприятии (это фонемы родного языка, звуковысотные отношения), свои - во вкусовом, обонятельном восприятии.

Усвоение сенсорных эталонов - длительный и сложный процесс, не ограничивающийся рамками дошкольного детства и имеющий свою предысторию. Усвоить сенсорный эталон - это вовсе не значит научится правильно называть то или иное свойство. Необходимо иметь четкие представления о разновидностях каждого свойства и, главное, уметь пользоваться такими представлениями для анализа и выделения свойств самых различных предметов в самых различных ситуациях. Иначе говоря, усвоение сенсорных эталонов - это использование их в качестве «единиц измерения» при оценке свойств веществ. Ознакомление с этими свойствами составляет основное содержание сенсорного воспитания в детском саду.

3. Задачи и содержание сенсорного воспитания в ДОУ

В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определённое звено сенсорной культуры.

На первом году жизни основная задача состоит в представлении ребёнку достаточного богатства и разнообразия внешних впечатлений, развитии внимания к свойствам предметов. Когда у малыша начинают формироваться хватательные движения, к этой задаче присоединяется ещё одна - необходимо помочь ребёнку приспособить хватательные движения к форме предмета, его величине и положению в пространстве. Постепенно такое приспособление приведёт к тому, что эти свойства начнут приобретать для малыша определённое значение (маленькое - это то, что можно схватить одной рукой, большое - двумя, круглое - то, что охватывает всей ладошкой, квадратное - то, что берётся пальцами, обхватывающими предмет с двух сторон.)

Сенсорное воспитание в этот период - основной вид воспитания вообще. Обеспечивая приток всё новых впечатлений, оно становится необходимым не только для развития деятельности органов чувств, но и для нормального общего физического и психического развития ребёнка. Известно, что в условиях ограниченности притока впечатлений младенцы испытывают «сенсорный голод», ведущий к значительным задержкам общего развития.

На втором и третьем году жизни задачи сенсорного воспитания существенно усложняются. Хотя ребёнок раннего возраста ещё не готов к усвоению эталонов, у него начинают накапливаться представление о цвете, форме, величине и других свойствах предметов. Важно, чтобы эти представления были достаточно разнообразными. А это значит, что ребёнка следует знакомить со всеми основными разновидностями свойств - шестью цветами спектра (голубой цвет следует исключить, так как дети плохо отличают его от синего), белым и чёрным цветом, с такими формами как квадрат, круг, овал, прямоугольник.

Знакомя детей с различными свойствами предметов, не следует добиваться запоминания и употребления их названия. Главное, чтобы ребёнок умел учитывать свойства предметов во время действий с ним. Взрослый, занимаясь с детьми, употребляет название форм и цветов, но не требует этого от воспитанников. Достаточно чтобы дети научились правильно понимать слова: «форма», «цвет», «такой же». Исключение здесь составляет ознакомление с величиной предметов. Величина не имеет «абсолютного» значения. Она воспринимается только в сравнении с другой величиной. Предмет оценивается как большой по сравнению с другим предметом, который в этом случаи является маленьким. И это отношение может быть зафиксировано только в словесной форме.

Обучая малыша выполнять простейшие продуктивные задания, необходимо добиваться того, чтобы каждый ребёнок усвоил, что форма, величина, цвет - постоянные признаки предметов, которые нужно учитывать при выполнении самых различных действий. К трёхлетнему возрасту завершается подготовительный этап сенсорного воспитания ребёнка, и далее начинается организация систематического усвоения им сенсорной культуры.

Начиная с трёх лет, основное место в сенсорном воспитании детей занимает ознакомление их с общепринятыми сенсорными эталонами и способами их использования.

Сенсорными эталонами в области восприятия цвета, служат так называемые хроматические (цветные) цвета спектра (красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый) и ахроматические цвета - белый, серый, чёрный.

Хроматические цвета расположены в спектре в строгой последовательности от красного к фиолетовому в зависимости от длины световой волны. Смешение двух цветов, лежащих в спектре не подряд, даёт промежуточный между ними цвет, а смешение соседних цветов - оттенок (красно - оранжевый, жёлто - зелёный и другие). Хроматические цвета делятся на две группы - тёплых (от красного до желтого) и холодных тонов (от зелёного до фиолетового). Каждый хроматический цвет или оттенок цветового тона имеет определённую светлоту и насыщенность. Светлота - это степень близости данного цвета к белому, а насыщенность - это степень его чистоты.

В начале у детей формируют представления о хроматических цветах, белом и чёрном цвете, создают условия, способствующие усвоению названий цветов. На первых порах целесообразно, как и в раннем детстве, вводить не семь, а шесть цветовых тонов, исключив голубой, который усваивается с трудом. Знакомство с голубым цветом лучше перенести на более поздний период, когда дети получают представление об оттенках. Знакомство с оттенками даёт возможность сопоставить светло - синий и голубой цвета, установив их различие, а усвоение спектральной последовательности позволяет определить голубой цвет, как находящийся между зелёным и синим.

При ознакомлении детей с оттенками цветовых тонов нецелесообразно рассматривать отдельно их светлоту и насыщенность. В окраске реальных предметов светлота и насыщенность изменяются обычно одновременно, создавая различную яркость цвета. Поэтому вполне достаточно, если дети усвоят изменяемость цветовых тонов по светлоте и соответствующие названия оттенков. Здесь следует иметь в виду, что некоторые светлотные оттенки имеют в быту особые названия (светло - красный называют розовым). Употребление детьми таких названий вполне допустимо (кроме неверного названия светло - синего цвета голубым), но дети при этом должны знать и правильное название.

Эталонами формы служат геометрические фигуры. Ознакомление с ними в рамках восприятия сенсорной культуры отличаются от изучения этих фигур в процессе формирования элементарных математических представлений. Усвоение эталонов формы предлагает знакомство с квадратом, прямоугольником, кругом, овалом, треугольником. Позднее может быть введена форма трапеции. Однако во все случаях имеется в виду умение узнавать соответствующую форму, называть её и действовать с нею, а не производить её анализ (указывая количество и величину углов, сторон). Прямоугольник и квадрат, овал и круг даются детям как отдельные фигуры вне их соотношения, устанавливаемого геометрией (то есть квадрат не рассматривается в качестве частного случая прямоугольника).

Разновидность геометрических форм с которыми следует знакомить детей, - это овалы с разным соотношением осей и прямоугольники, различающиеся по соотношению сторон «короткие», «длинные», а так же прямоугольные, остроугольные, тупоугольные треугольники (дети должны различать эти разновидности на глаз, различия треугольников по величине углов им не сообщается, а названия разновидностей не дают.

Важное значение имеет вопрос, о целесообразности использования при обучении детей в качестве эталонов плоскостных и объёмных геометрических фигур. Плоскостные фигуры являются более обобщенными по сравнению с объёмными. Они отображают наиболее существенную для восприятия сторону формы предметя - его контур и могут быть использованы в качестве образцов при восприятии формы и объёмных и плоскостных предметов. Так, круг выражает особенности формы мяча и тарелки. Это даёт основание использовать в процессе сенсорного воспитания в качестве эталонов формы именно плоскостных фигур.

Особый характер носят эталоны величины. Поскольку величина - относительное свойство, её точное определение производиться при помощи условных мер. Отличие этих мер от геометрических форм состоит именно в их условности. Система мер сознательно устанавливается людьми, причём за основу может быть принята в принципе любая произвольная единица, в то время как геометрические фигуры являются отвлечением от формы реальных предметов. Усвоение системы мер и способов их использования - особая задача, требующая определённой математической подготовки и не входящая в программу дошкольного обучения.

Величина предмета обычно устанавливается в зависимости от места, занимаемого им в ряду однородных предметов. Так, большая собака - это собака, которая больше большинства других собак. Но при этом она намного меньше маленького слона. Таким образом, в качестве эталонов величины выступают представления об отношениях по величине между предметами, обозначаемые слова указывающие на место предмета в ряду других («большой», «маленький», «самый большой»…). Усложнение этих представлений заключается в постепенном переходе от сравнения двух - трёх предметов к сравнению многих предметов, образующий ряд убывающих или возрастающих величин. Сенсорное воспитание тесно переплетается здесь с развитием мышления ребёнка. Специальные исследования показали, что эта задача посильна для дошкольника.

Перейдём к вопросу об ознакомлении детей с системами сенсорных эталонов. Сначала дошкольников знакомят с основными образцами, а позднее - с их разновидностями. Важно, чтобы воспитатель, показывая и называя их, предлагал детям задания, направленные на сопоставление разных эталонов между собой, подбор одинаковых, закрепление каждого эталона в памяти. В момент действий с эталонами от дошкольников требуется запоминание и использование их названий. Это закрепляет представления о каждом эталоне и дает возможность выполнять действия по словесной инструкции.

Знакомя с каждым видом эталонов имеет свои особенности, поскольку с разными свойствами предметов могут быть организованы разные действия. Дети лучше запоминают цвета спектра и особенно их оттенки, если получали их самостоятельно (например, получали все более бледные оттенки при разведении красок). Знакомя детей с геометрическими формами и их разновидностями, педагог обучает их приёму обведения контура с одновременным зрительным контролём за движением руки, а также сопоставлению фигур, воспринимаемых зрительно и осязательно. Формированию представлений о величине способствует выстраиванию предметов в ряды убывающей или нарастающей величины. При этом сначала ребёнок ориентируется на общую форму образца, а потом

Начинает осознавать отношения между элементами (каждый следующий элемент больше или меньше предыдущего).

Представления об основных разновидностях цвета, формы, о соотношениях величин, которые дети усваивают, становятся сенсорными эталонами и применяются в качестве образцов при обследовании разнообразных предметов.

Ребёнок должен научиться воспринимать цвет конкретных предметов, применяя полученные представления о хроматических и ахроматических цветах, а позднее - и об их оттенках.

Дошкольников учат группировать предметы, различающиеся по форме, величине, назначению, но имеющие одинаковый цвет. Далее вырабатывают умение группировать предметы, имеющие одинаковый цвет, представленный разными оттенками. После этого осуществляется переход к выделению и узнаванию оттенков.

Более сложным является обучение детей обследованию формы предметов. Прежде всего возникает необходимость отделить геометрические фигуры от других предметов, придать им значение образцов. Это достигается тем, что каждую фигуру сравнивают с рядом предметов сходной с ней формой, предметы (или их изображения группируются вокруг соответствующих фигур. Затем осуществляется переход к словесному обозначению формы предметов («круглый», «квадратный»,»овальный»).

При обследовании предмета детей приучают к соблюдению строгой последовательности осмотра по определённой схеме. Этому порядку и должно соответствовать и словесное описание формы. На всех этапах обучения действиям по обследованию формы может использоваться прием обведения детьми контура предмета и его частей.

При сравнению предметов по величине происходит развитие глазомера. Для совершенствования глазомера необходимо учить детей решению всё более сложных глазомерных задач. Простой глазомерной задачей, доступной для детей трёх лет, является выбор на глаз большего (или меньшего) предмета из двух, затем - выбор предмета по образцу (когда из двух предметов нужно выбрать на глаз тот, который равен третьему). Наконец, на протяжении дошкольного возраста дети могут научиться соизмерять на глаз не только величины отдельных предметов, но и отношения между ними, то есть овладеть зрительной оценкой пропорций.

В процессе обучения детей способам обследования величины предметов полезно научить их пользоваться простейшей меркой, выступающей в качестве промежуточного средства при переходе от прикладывания соизмеряемых предметов друг к другу к глазомерному действию. Так, выбирая предмет, равный образцу, ребёнок измеряет образец полоской бумаги, а затем по этой мерке отыскивает предмет нужной величины. Освоение действий с меркой подводит детей к последующему применению общепринятой системы мер.

Особые трудности для детского восприятия возникают в тех случаях, когда требуется оценить сочетание цветов, форм, величин, составляющее сложную структуру.

Восприятия сочетаний, связанное с выделением элементов, из которых они состоят, и связей между элементами, называются аналитическим.

Недостаточно уметь точно воспринимать отдельные цвета и оттенки. Ребёнка нужно научить обследовать эти сочетания, улавливать определённый ритм в расположении отдельных цветовых тонов, отличать сочетания тёплых цветов от сочетаний холодных.

Глубокое восприятие формы предполагает умение зрительно раздробить предмет на отельные элементы, соответствующие тем или иным геометрическим образцам, и определить соотношение этих элементов между собой.

Аналитическое восприятие величины связано не с выделением и объединением частей сложного целого, а с выделением разных измерений величины предмета - длины, ширины, высоты. Но нельзя длину и ширину отделять от самого предмета. Поэтому правильным путём является сопоставление предметов по данным измерениям. При этом нельзя забывать, что сами измерения предмета носят относительный характер: их определение зависит от его положения в пространстве.

Таким образом, можно выделить основные задачи в сенсорном воспитании детей от рождения до шести лет.

На первом году жизни это обогащение ребёнка впечатлениями. Следует создать для малыша условия, чтобы он мог следить за движущимися яркими игрушками, хватать предметы разной формы и величины.

На втором - третьем году жизни дети должны научиться выделять цвет, форму и величину как особые признаки предметов, накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношений между двумя предметами по величине.

Начиная с четвёртого года жизни у детей формируются сенсорные эталоны: устойчивые, закреплённые в речи представлений о цветах, геометрических фигурах и отношения по величине между несколькими предметами. Позднее следует знакомить их с оттенками цвета, с вариантами геометрических фигур и с отношениями по величине, возникающими между элементами ряда, состоящего из большого количества предметов.

Одновременно с формирование эталонов необходимо учить детей способам обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов - эталонов, последовательному осмотру и описанию формы, выполнению все более сложных глазомерных действий.

Наконец, в качестве особой задачи выступает необходимость развивать у детей аналитическое восприятие: умение разбираться в сочетании цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные измерения величины.

На основе этих задач разработана система дидактических игр и упражнений.

4. Условия и методика сенсорного воспитания в ДОУ

Планомерность обучения детей - один из важнейших принципов решения комплекса воспитательно-образовательной работы в детских дошкольных учреждениях. Только при правильном планировании процесса обучения можно успешно реализовать программу всестороннего развития личности ребёнка.

При планировании занятий по ознакомлению с величиной, формой, цветом предметов учитывают возраст детей, уровень их развития.

Занятия с детьми первого года жизни проводятся индивидуально. Если в подгруппе будут заниматься двое маленьких детей в возрасте от 1 года 3 месяцев, то одновременно можно объединить на занятии ещё 2 - 4 детей более старшего возраста. Если же самыми маленькими в группе окажутся полуторагодовалые дети, то в подгруппе могут заниматься одновременно 6 - 8 детей.

Прежде чем провести занятия по сенсорному воспитанию с детьми второго года жизни, малышей надо научить сидеть спокойно, слушать воспитателя, выполнять его указания, требования. Обучение маленьких детей на занятиях довольно сложный процесс, возможный при определённом уровне нервно - психического развития малышей.

На занятиях по сенсорному воспитанию каждым заданием предусмотрено решение сенсорных задач при наличии у детей различных умений и навыков. В свою очередь, на этих же занятиях дети приобретают новые знания, умения, которые используются ими в других видах деятельности.

Сенсорное воспитание планируется в тесной взаимосвязи со всеми остальными разделами работы. Так, успешная организация занятий по ознакомлению с величиной, формой, цветом предметов возможна при наличии определённого уровня физического развития ребёнка. Прежде всего это относится к развитию движений рук при осуществлении действий по выкладыванию, выниманию, вытеканию предметов, при работе с мозаикой, рисовании красками. Сочетание сенсорных и моторных задач, как указывала Е.И. Радина, является одним из главных условий умственного воспитания, осуществляющегося в процессе предметной деятельности. На первом году жизни детей увлекают действия с яркими игрушками разной формы и величины: нанизывания колец, раскладывание предметов и так далее. Задачи сенсорного характера не являются на данном возрастном этапе ведущими. Некоторые занятия предусматривают объединение детей по двое, умение уходить с занятия тихо, чтобы не помешать товарищам, а это, в свою очередь, требует определённого уровня взаимоотношений, который достигается в процессе нравственного воспитания.

На каждом занятии дети приучаются выполнять также элементарные трудовые поручения. Они должны относить индивидуальный материал на стол воспитателя и складывать его. Педагог следит за тем, чтобы малыши делали это тихо, не отвлекая тех, кто ещё не справился с заданием.

Эстетическая сторона занятий по сенсорному воспитанию определяется во многом качеством приготовления дидактического материала. Чистые цветовые тона (цвета радуги), приятная фактура, чёткая форма дидактических пособий доставляют детям радость, способствуют накоплению сенсорных представлений на уровне их предэталонного значения.

Тематическое планирование материала согласуется со временем года, с сезонными явлениями, с программой ознакомления с окружающим. Так, прежде чем предложить детям рисовать красками на тему «Листочки деревьев», необходимо поставить в воду срезанные ветки и дождаться, чтобы почки распустились.

Важным фактором в планировании занятий по ознакомлению детей с цветом, формой, величиной предметов является принцип последовательности, предусматривающий постепенное усложнение заданий. Это усложнение идёт от элементарных заданий на группировку однородных предметов по различным сенсорным качествам, к соотнесению разнородных предметов по величине, форме, цвету и далее к учёту этих признаков и свойств в изобразительной и элементарной продуктивной деятельности.

Принципом последовательности обуславливается и ознакомление детей вначале с вполне осязаемыми сенсорными свойствами - величиной и формой предметов, которые можно обследовать путём ощупывания, а уж потом с таким сенсорным свойством, как цвет, ориентировка на который возможна только в плане зрительного восприятия.

Предусмотрено также последовательное ознакомление детей вначале с резко различными свойствами предметов (круглой - квадратной формой, красным - синим цветом), а затем с более близкими признаками (круглой - овальной формой, желтым - оранжевым цветом).

Важным принципом организации процесса обучения является систематичность. На этапе раннего детства усвоение знаний, равно как и формированию умений, должно проходить систематически. Обучение на занятиях по сенсорному воспитанию проводиться с детьми с1 года - 1года 3 месяцев 1-2 раза в неделю, с более старшими - 1 раз в 2 недели. Ввиду того что большой интервал между занятиями нежелателен, возникает необходимость закрепления у детей полученных знаний, умений в самостоятельной деятельности и частично на занятиях, направленных на овладение детьми действиями с предметами, на занятиях по изобразительной деятельности и других.

Особого внимания требует анализ проведённых занятий. Критерием может служить оценка уровня самостоятельности их выполнения. Некоторые дети выполняют задания быстро, без ошибок. Основная часть детей выполнения индивидуальные задания с периодической помощью педагога. Воспитателю важно проследить успехи детей от занятия к занятию.

Перспективное планирование занятий по сенсорному воспитанию имеет некоторые варианты, если неодинаков возрастной состав групп, равно как и уровень нервно -психического развития детей или степень их организованности (под степенью организованности в данном случае понимается умение заниматься, обучаться на занятиях: слушать объяснение взрослого, выполнять его инструкцию).

Предложенная методика занятий в основном последовательно выдержана и предназначена для детей второго и третьего года. Работа начинается с группой детей второго года жизни с сентября и ведётся систематически до мая. Однако следует помнить, что в период комплектования групп из - за сложности адаптации детей к новым условиям данные занятия в первой половине сентября могут не проводиться. Если же основное комплектование группы не закончено до середины сентября, занятия по предлагаемой методике можно начинать с октября.

Методика занятий по ознакомлению со свойствами предметов рассчитана на первом году обучения на минимальный возраст детей (для начинающих обучаться с года). Но бывает, что большинство детей данной группы старше, следовательно, особых трудностей при проведении занятий возрастной аспект тоже не представляет.

Учитывая особенности различного комплектования групп детьми раннего возраста в яслях и яслях - сада, предлагает занятия по сенсорному воспитанию для детей, начинающих обучение с третьего года жизни. Имея в виду возросшие возможности обучения в этом возрасте по сравнению со вторым годом жизни, можно рекомендовать все типы заданий по сенсорному, воспитанию для прохождения их в течение года. Методика обучения несколько видоизменяется. Основным её различием является более быстрое прохождение программы. Прежде всего это относится к группировке предметов по разным сенсорным признакам. Методика обучения детей третьего года жизни на занятиях уплотняется.

Существенным фактором в планировании и методике проведения занятий по сенсорному воспитанию является взаимосвязь обучения на занятиях с закреплением знаний и умений в повседневной жизни: на прогулке, во время самостоятельной деятельности и так далее.

После обучения на каждом конкретном занятии дидактический материал можно дать малышам и для самостоятельных игр. Особое место занимает сенсорное воспитание в режиме дня. Занятия, на которых осуществляется ориентировка на цвет, должны проводиться только при естественном освещении. При искусственном освещении малыши не могут воспринимать цвет предметов, который искажается из -за примеси желтоватого или сиреневатого оттенка. Дидактический материал раскладывается на светлых скатертях, они предупреждают скольжение предметов и снижают эффект постукивания.

Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть от того, насколько совершенно ребёнок слышит, видит, осязает окружающее.

Дошкольный возраст является периодом, когда складываются наиболее благоприятные условия для развития памяти. По мнению известного психолога Л.С. Выгодского, именно память является в детском возрасте одной из центральных функций психики, в зависимости от которой строят все остальные, например, мышление и воображение.

Дидактические игры развивают сенсорные способности детей. Процессы ощущения и восприятия лежат в основе познания ребёнком окружающей среды. Ознакомление дошкольников с цветом, формой, величиной предмета позволило создать систему дидактических игр и упражнений по сенсорному воспитанию, направленных на совершенствование восприятия ребёнком характерных признаков предметов.

На каждом занятии решение задач преемственно ориентировано на фактический уровень сенсорного развития детей и перспективно направлено на освоение комплексной программы сенсорного воспитания в дошкольном детстве.

Литература

1. Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина. «Воспитание сенсорной культуры ребёнка от рождения до шести лет», Просвещение - 1988год.

2. Л.А. Венгер. «Игры и упражнения по сенсорному воспитанию», - Просвещение - 1988год.

3. А.К. Бондаренко. «Дидактические игры в детском саду», Просвещение - 1991 год.

4. Дошкольное воспитание 4/1994год.

5. Г.А. Урунтаева. «Учимся запоминать», методическое пособие - Мурманск, 1993 год.

Подобные документы

    Исследование проблемы сенсорного воспитания. Характеристика сенсорных процессов. Сенсорное воспитание детей раннего возраста, его задачи, содержание и методика работы. Влияние планомерного сенсорного воспитания на развитие детей третьего года жизни.

    дипломная работа , добавлен 17.05.2012

    Сущность дидактических игр как средства обучения и воспитания. Психолого-педагогические основы сенсорного воспитания, содержание и задачи данного процесса в дошкольном возрасте. Использование дидактической игры в сенсорном воспитании дошкольников.

    курсовая работа , добавлен 24.07.2014

    Значение сенсорного воспитания в умственном развитии дошкольников, его особенности, понятие, задачи, этапы. Анализ зарубежной и отечественной систем сенсорного воспитания. Изучение процесса формирования сенсорных представлений у детей раннего возраста.

    курсовая работа , добавлен 24.12.2013

    Природа как общечеловеческая ценность. Научная основа содержания экологического воспитания детей дошкольного возраста. Влияние элементарной поисковой деятельности на сенсорное воспитание детей. Труд в природе как основной метод сенсорного воспитания.

    курсовая работа , добавлен 08.04.2011

    Понятие и характеристика сенсорных процессов, их возникновение и развитие у детей раннего возраста. Задачи, содержание и методика сенсорного воспитания. Разработки игровых занятий по сенсорному воспитанию ребенка первого, второго и третьего года жизни.

    курсовая работа , добавлен 07.02.2010

    Психофизиологические основы сенсорного воспитания, его возрастные особенности, сущность и принципы. Исследование уровня сенсорного развития детей дошкольного возраста в группах различного направления. Методики изучения аспектов сенсорной культуры.

    курсовая работа , добавлен 21.11.2014

    Цели и задачи воспитателя по сенсорному воспитанию детей и формированию представлений об окружающем мире. Роль и место игры в сенсорном воспитании и познавательном развитии детей. Рисование как неотъемлемый элемент воспитания ребенка в детском саду.

    презентация , добавлен 15.07.2011

    Природа как средство воспитание детей, сенсорного и экологического. Предметная среда в дошкольном учреждении. Труд в природе детей старшего дошкольного возраста как метод сенсорного воспитания, разработка соответствующей программы и ее эффективность.

    дипломная работа , добавлен 17.03.2015

    Анализ теоретических основ сенсорного воспитания детей раннего возраста посредством дидактических игр. Основные особенности разработки программы по формированию представлений о цвете у детей третьего года жизни. Понятие сенсорного воспитания ребенка.

    дипломная работа , добавлен 15.11.2012

    Понятия и значение сенсорного воспитания в развитии личности ребенка, его содержание и задачи. Методика, применяемая для дошкольников. Формирования сенсорного опыта путем обучения детей выполнять простейшие действия с предметами, учитывая их форму.

Дети дошкольного возраста сталкиваются с необходимостью развивать в себе многие полезные навыки. Воспитатели учат детей правильно контактировать с окружающим миром, адекватно реагируя на происходящие вокруг события.

Однако невозможно взаимодействовать с этим миром в полной мере до тех пор, пока не научился объективно его воспринимать. Ребенок только в том случае готов полноценно взаимодействовать с окружающей средой, когда имеет правильное четкое и развернутое представление о том, что происходит вокруг него.

Малыш постоянно сталкивается в своей жизни с огромным разнообразием предметов, каждый из которых имеет свою форму, краски, размеры и другие признаки. Ребенок ежедневно попадает в окружение природы с ее многочисленными сенсорными свойствами – запахами, звуками, различными цветами. И даже без вмешательства взрослых неосознанно ребенок воспринимать все это.

Естественные механизмы мозга очень хорошо выполняют свою работу. Но без грамотного вмешательства взрослых в этот процесс познания окружающего мира, у детей формируется ограниченное, неполноценное и поверхностное представление о том, что их окружает. А ведь именно от этого зависит то, сможет ли при взрослении человек принимать правильные решения, гармонично взаимодействуя с людьми, вещами и природой.

Отсюда возникает одно из приоритетных направлений в педагогике – это сенсорное воспитание в дошкольном возрасте. Эта методика подразумевает целенаправленное развитие и усовершенствование различных сенсорных механизмов, свойственных человеческой природе: внутренние представления об окружающем пространстве, ощущения человека и восприятия.

Задачи сенсорного воспитания

Какие задачи должен ставить перед собой педагог?

Воспитание сенсорной культуры ребенка начинается с усвоения принятых в науке сенсорных эталонов.

Что сюда включается?

  • форма;
  • величина;
  • вкус;
  • запах;
  • цвет;
  • время;
  • пространственные представления;
  • осязание.

Важно не только запомнить эти термины, но и безошибочно давать сенсорную оценку окружающей действительности, предметам и явлениям в любой момент времени и в любых обстоятельствах. Только в таком случае ребенок будет способен адекватно реагировать и взаимодействовать с миром.

Для того чтобы усвоить все перечисленные выше эталоны, ребенку нужно правильно использовать органы сенсорной чувствительности: сюда включаются органы зрения и слуха и механизмы осязания в теле человека. В задачи воспитания ребенка входит обучение его в полной мере использовать возможности своего тела для формирования полной и детальной картины об окружающем пространстве, используя при этом все органы чувств одновременно.

Выдающиеся представители науки о дошкольном воспитании (М.Монтессори, Ф. Фребель, К.И. Тихеева, Н. Блехер, Н.А. Ветлугина и прочие) по праву этой области дошкольного образования приписывали чуть ли не главную роль.

Дидактические игры как средство воспитания сенсорной культуры

Рассказывать трехлетнему малышу о том, что предметы бывают большие или маленькие, что цвет может быть зеленым или красным, что есть узкие или широкие двери не произведет нужного эффекта. Маленьким детям (впрочем, как и взрослым), эти знания представляются довольно скучными и ненужными. Даже если просто использовать красивые картинки и наглядно показывать ребятам свойства предметов, это вряд ли возымеет большой эффект на большинство из них. Как же тогда прививать детям дошкольного возраста культуру сенсорного восприятия?


Вот тут-то на помощь и приходят дидактические игры!

Игра – это основной способ познания ребенком окружающей среды. Игра не только позволяет познавать этот мир, но и развивает навыки, отвечающие за адекватное взаимодействие с ним.

Игра запускает механизмы усвоения нового материала в мозгу у ребенка. Именно поэтому дидактические игры подходят для решения задачи совершенствования способности воспринимать детьми характерные эталонные признаки предметов.

Дидактическая игра обладает двумя полезными функциями. Во-первых, она помогает ребенку самостоятельно и с удовольствием впитывать всю новую информацию. С другой стороны, с помощью игры взрослый имеет возможность напрямую влиять на этот процесс. То есть получается что ребенок воспринимает новые сведения самостоятельно, но руководит этим процессом педагог. Причем делает это ненавязчиво и очень эффективно.

И хотя ребенок воспринимает эту методику обучения как обыкновенную игру, взрослые должны очень серьезно подходить к этому виду игр, воспринимая их как одну из основных методик обучающего воздействия педагогом на ученика.

Грамотное и СИСТЕМАТИЧЕСКОЕ использование дидактических игр запускает интенсивный управляемый процесс совершенствования сенсорных восприятий у детей до 7 лет. Это очень мощный инструмент, который способен буквально творить чудеса в сознании детей, но только при условии, что инструмент этот находится в руках хорошего специалиста, сумевшего правильно организовать учебный процесс.

Несмотря на внешнюю простоту, дидактическая игра – это очень сложное явление, представляющее собой структуру из пяти элементов:

Дидактическая задача . Она определяется тем, какие задачи ставит перед собой обучающий и какое именно воспитательное воздействие он планирует оказать.

Правила игры. Нужно определить, каков характер и способы взаимодействия участников игры и как этот процесс будет организован в командной или одиночной игре.

Игровые действия. Определяют то, что именно должен делать каждый участник, выполняя свои задачи. Именно этот элемент игры активизирует способность ребенка к усвоению нового материала и делает этот процесс увлекательным.

Результат. Он показывает, насколько хорошо дети усвоили знания и приобрели новые навыки.

Очень важно грамотно проработать каждый перечисленный выше пункт. Дидактическая игра в развитии сенсорного восприятия сыграет положительную роль только при условии, если педагог сумеет вызвать у детей определенные сильные эмоции: удивление, ощущение поиска и восторг открытия, радость, удовольствие, веселье.

Вы можете ознакомиться с некоторыми эффективными играми в статье «20 дидактических игр на развитие сенсорной культуры у детей дошкольного возраста» (ссылка)

Здесь же мы ознакомимся с двумя разновидностями дидактических игр:

Игры для . Эти игры, как правило, побуждают ребят работать с большим разносортным массивом предметов, имеющих разные характеристики. Как правило, в качестве дополнительных материалов используются большое количество разных карточек, картинок, игрушек. Нужно отыскать все предметы определенной формы. Или нужно рассортировать картинки по цветам. Или предлагается в зависимости от формы предмета, положить его в определенную коробочку. Чаще всего через эти игры дети учатся различать формы, цвета и величины.

Игры с предметами. Эти игры подразумевают работу с какими-то конкретными предметами. Например, нужно собрать матрешку, построить пирамиду, сделать из конструктора дом или вылепить что-то из пластилина. Взаимодействуя с предметами, дети неосознанно знакомятся с их формой, размером, цветом. Это позволяет им организовывать различные предметы между собой, тем самым творя что-то новое.

Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста и его влияние на общее развитие детей



Развитие сенсорного восприятия положительно влияет на общее развитие ребенка. Каждая игра, помимо своей основной функции, побуждает детей выполнять целую серию упражнений, развивающих детей умственно, обучающих детей помогать товарищам, замечать свои ошибки и исправлять их.

Дети в целом настроены более позитивно, если имеют более полное, детальное и ясное понимание окружающей их обстановки. Они держатся более уверенно и расслабленно. Они с большим удовольствием занимаются познавательной деятельностью и развивают коммуникативные связи со своими сверстниками и взрослыми людьми.

Задачи, которые выполняют дидактические игры, выходят далеко за пределы только лишь сенсорики.

Они оказывают позитивное влияние на следующие аспекты:

  1. Высокое интеллектуальное развитие;
  2. Наблюдательность;
  3. Развитое эстетическое восприятие;
  4. Способность концентрации внимания;
  5. Быстрое обучение новым способам познания окружающего мира;
  6. Быстрое усвоение новых навыков учебной деятельности;
  7. Большой словарный запас;
  8. Хорошая слуховая, зрительная, образная, моторная память.

Если спросить большинство родителей: «Много ли времени лично вы уделяете сенсорному развитию вашего ребенка?», большинство из них признаются, что нет. Многие даже никогда не слышали этого понятия. А ведь это именно то, что им нужно!

Именно эта область воспитания позволяет заложить прочный фундамент для общего умственного развития детей и определяет, насколько успешным будет обучение ребенка в более позднем возрасте.

Именно сенсорное восприятие запускает процесс познания мира. Все другие методы познания плавно вытекают из этого и являются результатом того, каков объем информации человек получил об окружающем мире, как он смог обработать все эти данные и как научился взаимодействовать с внешней средой.