Контроль над взрослыми детьми. Что хотят родители и как быть детям? Кто деспот в семье

Вопрос психологу:

Не могу понять, почему родители до сих пор так влияют на меня. Мне 20 лет и я ощущаю себя взрослым, адекватным человеком. И так и есть, если поблизости нет моих родных. Не могу понять, почему они имеют такую власть надо мной? Зачем они настолько контролируют меня и этим убивают любое желание чего-то добиться или стремиться к чему-либо? Помню себя с лет 10-12, и осознаю, что все это время у меня постоянно появляются идеи, чем можно заниматься или что-то делать, но все это рушится от криков и непонимания родителей. Зачем они это делают? Сейчас временно проживаю с родителями и вечером не могу никуда выйти, потому что они начинают орать, как только видят, что куда-то собираюсь пойти. И в такие моменты настолько теряюсь, ручки потеют, всю начинает трястись, просто ужасное состояние. Ругаться не хочется, все-таки мне с ними жить, и себе дороже выходит. Объяснять ничего смысла нет, они просто игнорируют любые доводы. Тяжело осознавать сколько всего потеряла и теряю, пока сижу дома. Это и общение и друзья и новые возможности и работа и мечты и надежды. Даже если нахожусь не дома, разговоры с родителями по телефону меня угнетают. Мой мир каждый раз рушится от этих криков, ругани и негатива. Хочется просто умереть. Прошу. Помогите мне, пожалуйста.

На вопрос отвечает психолог Севумян Эллона Владиславовна.

Здравствуйте Анна! К большому сожалению, ваша проблема очень распространённая. Родительская гипер опека иногда переходит все разумные границы. Посыл такой опеки конечно добрый, но получается все наоборот. Пытаясь огородить своё чадо от ошибок и разочарований, родители, зачастую сами того не замечая, просто лишают ребёнка права идти своим путём,реализовываться, принимать свои решения и даже если ошибаться, то и учиться на своих ошибках.

Кончено родители не специально «вставляют вам палки в колёса» и уж тем более не пытаются навредить. Скорее всего их точно так же как и вас опекали в юности, поэтому для них это норма, и они не видят в этом ничего плохого. Но вам ни в коем случае нельзя опускать руки,и идти на поводу у них. У вас впереди очень важные десять лет жизни, от которых сильно будет зависеть все ваше дальнейшее будущее. Как правило к тридцати годом мы приходим, с профессией которая приносит нам прибыль,и желательно удовольствие, и с семьёй, ну или хотя бы с умением строить нормальные гармоничные отношения. Вот всем этим,вам нужно будет овладеть и эту главную мысль донести до родителей. Для того, что бы начать налаживать отношения с родителями, попробуйте им в чем нибудь уступить. К примеру, они разрешают вам работать, а вы в свою очередь пытаетесь найти работу которая заканчивается не поздно, чтоб они не переживали. И вот так вот потихоньку нужно отвоёвывать свои позиции. Как вариант, можно поговорить с одним из родителей, с которым у вас более доверительные отношения. Рассказывайте о своих планах, желаниях, о том как это для вас важно. Обязательно делились своими успехами, это и окрыляет родителей, и даёт им понимания того, что их ребёнок уже не маленький, они больше начинают вам доверять и меньше беспокоится. Ну и обязательно советуйтесь, вы этим показываете значимость их мнения, уважение к ним, ну а родители в свою очередь будут, относиться с большим пониманием к вашим решениям, и потихоньку давать вам больше свободы.

Хочется, чтобы вы понимали, что от вас зависит очень многое, а именно наберитесь терпения, и из-за дня в день постоянными беседами пытайтесь донести до родителей, то что для вас важно, и у вас обязательно все получится.

Как-то моя подруга ради шутки сказала, что завидует людям, которые уверены в том, что знают все лучше других и делают все правильно. Их, так сказать, никогда не мучает совесть, их решения появляются без какой-либо нерешительности и они убеждены, что только они правы. Что-то в этом, конечно, есть. Но если вам приходилось встречаться с такими людьми или работать вместе с ними, то вы, наверное, согласитесь, что находиться рядом с такими лицами не очень комфортно. Но мы же с вами, дорогие родители, сами очень часто становимся такими в отношениях с собственными детьми.

Разве же не мы с нашим жизненным опытом, наученные собственными ошибками, знаем лучше, что именно нужно нашему ребенку? Разве он, такой маленький и неразумный, способен на правильные решения? И разве ребенок может иметь другую, отличную от нашей, точку зрения? Да и вообще, кто он такой, чтобы командовать? Такие или похожие мысли часто или изредка все-таки возникают в наших с вами головах и кажутся вполне обоснованными и правильными. Разве нет? Так понемногу мы и превращаемся в домашних тиранов и деспотов. Выбираем, с кем ребенок должен дружить, какие секции посещать, лишаем его права самостоятельно принимать решения и отвечать за свои поступки. Все это, конечно, из самых наилучших соображений и любви к нашим ребятишкам, которым мы на самом деле оказываем медвежью услугу.

Дети, которые выросли под постоянным надзором властных родителей, или дети, которыми чрезмерно опекались, чаще всего чувствуют себя в этой жизни не очень комфортно. Им тяжело в жизни и в обществе. Депрессия – их постоянный спутник. Таким людям тяжело контролировать свое эмоциональное состояние, поведение и события, они не способны на самостоятельные решения. И поэтому живут с чувством постоянной потери: потери возможностей, отношений, финансов, склонны все время обвинять кого-то в своих неудачах. Не достигают желаемого, разочаровываются.

Они редко ставят вопрос, что нужно сделать в этой ситуации, а только переживают: "Что будет со мной?". Страх и повышенная тревога постоянно присутствуют в их жизни. Часто уже в семейной жизни такой человек попадает в полнейшую зависимость от партнера, не выдвигая никаких требований, молча страдает и ничего не предпринимает, чтобы сделать свою жизнь лучше.

С ребенком, который превратился в послушного робота, способного без возражений выполнить все пожелания родителей и учителей, взрослые чувствуют себя уверенно и легко. Родители не имеют с ним никаких проблем, учителя - тоже. Проблемы имеет лишь ребенок. Кстати, во многих странах родители чересчур вежливых детей обращаются к психологам, считая это патологией. Именно такие дети часто становятся жертвами педофилов, у них легко возникает зависимость от сигарет и наркотиков, потому что они привыкли подчиняться. И если лидер в какой-то компании предложит им рюмку или шприц, скорее всего, они не откажутся, потому что не научены отстаивать собственное мнение и противостоять. Впрочем, такие дети его часто и не имеют.

Как правило, из детей властных родителей вырастают хорошие и добросовестные исполнители, но не более. Даже если ребенок имеет чрезвычайные способности.

Такие дети всю жизнь хотят угодить своим родителям, оправдать их ожидания. Они пренебрегают собственной необходимостью самовыразиться и реализоваться. Эти дети инфантильны и зависимы от родителей, даже тогда, когда сами становятся родителями.

Возможно, правда, и другое, на первый взгляд кардинальное отличительное развитие событий. Ели родители воспитывают детей жестко, слишком требовательны и каждый раз вынуждают подчиняться чужой воле, то им приходится подавлять свою волю, стремление, нужды. Это вызывает то, что у них аккумулируется чувство ненависти и разрушения, которую ребенок может направить и на себя, и на родителей, и на людей, которые его окружают. Относительно первого, то у дошкольников и детей младшего школьного возраста эти накопленные негативные чувства проявляются в постоянных болезнях, а у подростков - в тяге к спиртному, сигаретам или наркотикам.

Относительно второго, - разрушительная энергия направлена на других людей: дети завистливые, недоброжелательные и неприветливые.

Как правило, чем больше родители подавляли личность маленького ребенка, тем более сложным и затяжным будет его подростковый переходный период.

Спорить с ребенком надо не переходя определенных границ, не унижая его или просто запрещая (не пойдешь, потому что я так решил), а убеждая его.

"Ребенка будто подменили", - жалуются родители. Вежливый мальчик превращается в неконтролируемого хамовитого подростка, который не хочет брать во внимание чувства и желания родителей, так же, как еще совсем недавно они пренебрегали стремлениями своего сына. Если вы не понимали его, то теперь ощутите на себе, что это такое, когда не понимают и игнорируют вас. Доверия в так семьях нет.

Еще одна ошибка властных родителей - они никогда не рассказывают детям, какими разгильдяями были в детстве; смешные случаи, которые случились с ними, - тоже табу. Такие родители или в самом деле убеждены, что в детстве были идеалом, или хотят, чтобы дети так думали.

Один мой знакомый рассказал мне смешной, но весьма поучительный случай. Отец всегда ругал его за плохие оценки и ставил себя за пример. "Олежек, - любил повторять он, - я окончил школу только с двумя "четверками". А ты?" Ну, и так дальше. Так вот, уже студентом физико-математического факультета Олег случайно нашел аттестат своего отца. Там и в самом деле было только две четверки, все остальные оценки - "тройки". Процитирую знакомого: "Из напыщенного индюка отец наконец превратился в нормального человека".

Не подавляйте личность ребенка, направляйте, а не давите! Чтобы на тебя равнялись, чтобы тебя уважали и любили - это можно заслужить, однако никогда не достичь этого с помощью приказа.

Речь в этой статье пойдет о негативных жизненных программах, которые закладывают родители своим детям.

1. «Не живи / не существуй/ сгинь/ исчезни»

Это, пожалуй, одна из самых тяжелых жизненных программ. Она формируется, если ребеночек выжил вопреки желанию мамы: попытка аборта, тяжелые роды, многодетная семья или случайная беременность. Здесь мы будем часто слышать такие мамины фразы:

«Если бы не ты, мне было бы лучше»,

«Исчезни с моих глаз»,

«Я убью тебя, если ты сделаешь это…».

Ну а когда родитель бьет или оскорбляет ребенка, то такая программа передается открыто. Только ребенок все понимает буквально! т.е. «мама станет счастливее, если меня не будет».

С такой программой живут люди, которых посещают мысли о самоубийстве. Часто среди них встречаются люди, выбирающие экстремальные профессии: летчики, мотогонщики, скалолазы.

Иногда тяжесть этой программы «Не живи» может смягчить программа «Раз уж ты родился, живи, но при этом ты должен…» или такая программа: «Не проявляй эмоцийне радуйся» или так: «Слушайся меня, раз уж ты появился на свет». Человек, выросший с таким установочным пакетом, будет временами чувствовать себя бесполезным, он безынициативен и тревожен.

Бывает, программа «Не живи» смягчается и дополняется посланием «Помогай!», в этом случае человек будет чувствовать себя хорошо только тогда, когда занят важным делом. Но во времена отдыха ему будет тяжело и неловко, он будет чувствовать себя ненужным, бесполезным. Пока человек работает, он живет, но когда он не занят делом, он не имеет права на жизнь. Трудоголизм истощает, а значит, медленно убивает человека, но и отдых его истощает-убивает…

2. Программу «Не чувствуй!» формируют родители, которые сами подавляют свои чувства. Обычно, это запрет на чувства и эмоции определенного характера, например, не чувствовать гнев или страх.

Я думаю, многие сталкивались с родительскими замечаниями: «Большие мальчики не плачут» или «Нужно быть смелым, как солдат!» Тем самым ребенку запрещается быть печальным или бояться.

Есть еще один вариант, когда ребенку транслируется послание «Чувствуй то, что я чувствую». Например, мама может сказать: «Мне холодно, надень свитер» или «Я проголодалась, что ты хочешь съесть?»

3. «Не думай!»

Это еще одна программа, где самостоятельная деятельность ребенка (в этом случае мыслительная) унижается и высмеивается. Или же путем подражания: когда дочь, наблюдая за поведением истеричной матери, приходит к выводу – для того, чтобы добиться чего-то от мужчины, нужно отключить разум и отдаться чувствам.

Взрослый человек, следуя этой установке, будет, скорее, сокрушаться по поводу возникающих проблем, чем решать их.

4. «Не будь ребенком!»

Такую программу формируют взрослые, которые сами пребывают в состоянии Ребенка: я сам хочу внимания. Послания, которые они передают, выглядят примерно так: «Я согласен тебя терпеть, если ты будешь вести себя как взрослый». Инфантильно-истеричная мама, которой выгодно, если ребенок как можно скорее станет самостоятельным, формирует эту программу, приговаривая: «Хорошие мальчики заботятся о своих мамах», «Подумай о маме, ей неприятно, когда ты не слушаешься», «Подрастай скорее, чтобы маме не было так тяжело»…

Родители, выросшие в семьях, где вести себя по-детски считалось неприемлемым, также транслируют это послание. Они попросту не понимают, как вести себя в такой ситуации и чего от нее ждать.

С установкой «нельзя вести себя по-детски» часто сталкиваются старшие дети, когда на них перекладывают ответственность за самых младших. Им приходиться всегда поступать правильно и «быть примером».

К программе «Не будь ребенком» очень часто привязывается программа «Не радуйся» или «Не веселись». Безусловно, чтобы веселиться, не обязательно быть ребенком, но, заложенная в детстве установка, что для того, чтобы быть примером, быть взрослым и серьезным, нужно отказаться от веселья, будет срабатывать всякий раз, когда Вам представится возможность повеселиться.

5. «Не растиоставайся маленьким!»

Это обратная установка. Она характерна для младших в семье или поздних детей. Родители всеми возможными способами будут ограничивать самостоятельность ребенка, чтобы он, не дай Бог, не вырос слишком скоро.

Мать-одиночка может транслировать послание «Я родила тебя на радость себе», и ребенок поймет это как «я должен быть послушным, чтобы мама была довольна».

Родители, пребывающие в состоянии Ребенка, могут формировать как программу «Не будь ребенком» — чтобы место ребенка оставалось за ними, — так и обратную программу «Не расти», чтобы не потерять товарища по играм. Но такое развитие событий противоестественно. Также как и программа «Не покидай меня», когда родитель намертво привязывает к себе ребенка. Отдавая или не отдавая себе в этом отчет, уже взрослый человек все равно не может жить самостоятельно, вне влияния своего родителя. Женщина средних лет, посвятившая всю свою жизнь уходу за вечно недовольной матерью, явно живет по такому сценарию.

6. «Не будь лидером!»

«Будь скромным, а не выскочкой», «первая роль уже занята», «Я тут главный», «будешь плохим, если сделаешь то-то…». Так властные родители подавляют своих детей.

Боязливый родитель тоже может дать такое послание, если у него у самого нет навыков лидера: «Страшно быть первым».

7.«Не будь собой».

Эта программа формируется, когда родители хотели мальчика, а родилась девочка и наоборот. Или когда ребенок хочет для себя одного, а родители для него – другого. Также — если ребенка сравнивают с кем-то (из родственников) и дают ему имя в его честь, тем самым «награждая» постоянным напоминанием: «Она была такая то…», «Ты такая же красивая как…». И когда родители постоянно сравнивают ребенка с другими детьми: «Маленький Артем уже умеет читать, а ведь он на год младше тебя».

8. Программу «Не делай успехов» формируют родители, ревностно относящиеся к успехам ребенка. Они завидуют тем возможностям, что есть у ребенка, обвиняют его в неблагодарности. Как родители они очень даже горды своим чадом, но глубоко внутри них сидит маленький мальчик/девочка, который полон черной зависти: а что если у него все получится? он докажет, что лучше меня! Сколько угодно такой родитель может заставлять своего ребенка прилежно учиться, но на невербальном уровне он будет транслировать строжайший запрет на успех.

Тот же самый сценарий закладывают родители, которые берут на себя ответственность за то, что делает их ребенок. К примеру, ребенок пишет сочинение, а мама исправляет слова и выражения на — как ей кажется — более точные и емкие. Или когда ребенок нарисовал картинку, а папа берет и дорисовывает ее, «чтобы совсем хорошо было». Так родители отнимают у ребенка действие, отнимают успех. Несмотря на посыл «ты должен все делать хорошо», они не научили его завершать начатое. Люди, выросшие с такой программой, привыкли все делать хорошо, но на завершающей стадии они вдруг попадают в ситуацию, начисто перечеркивающую все их усилия.

9. «Не будь здоров»

Такая программа формируется, когда ребенок может получить родительское внимание, тепло, ласку и заботу только когда он болен: пропадающие на работе родители вдруг находятся рядом целый день, читают сказки, пекут блинчики, гладят по голове и интересуются, как ребенок себя чувствует.

Не замечая этого, родители налагают на ребенка запрет быть здоровым. И во взрослой жизни в любой неугодной ситуации человек, выросший по этому сценарию, будет использовать недомогания как единственное верное средство.

10. «Не доверяй, Не сближайся»

Здесь кроется запрет на близость, как в физическом смысле, так и в эмоциональном. Это послание может передаваться из поколения в поколение. Если в семье не принято выражать чувства, говорить по душам и обнимать друг друга, то ребенок делает вывод: нужно все держать в себе.

К этому посланию очень часто присоединяется послание «Не доверяй». Если родители позволяют себе обманывать или оскорблять ребенка, он решает, что безопаснее и спокойнее держаться на расстоянии. Повзрослев, такой человек частенько будет использовать принцип «лучше первым бросить/обидеть, чем ждать пока бросят или обидят тебя». И даже когда окружающие относятся к нему с теплотой, он будет подозрителен и недоверчив, потому что уверен, где-то здесь подвох. Он будет подвергать отношения всяческим испытаниям вплоть до полного их разрушения. А после спокойно скажет: «Я же говорил».

11. Программа «Ничего не делай!» по смыслу чем-то схожа с программой «Не делай успехов». Родители не позволяют ребенку совершать какие-то ответственные действия: забивать гвозди, резать овощи и т.п. «Зачем ребенку делать опасные вещи?», «Отдохни, наработаешься еще!» Или мотив такого послания может быть другим: «все, что ты делаешь неаккуратно/бесполезно/никудышно». Здесь имеет место уверенность родителя, что ребенку не удастся сделать что-либо хорошо, находясь вне его опеки.

В любом случае, основанием для подобного посыла лежит не объективная действительность, а собственный сценарий родителя, его опыт.

12. «Не принадлежи»

Для примера представим ситуацию: мальчик воспитывается матерью и свекровью, между женщинами отношения прохладные. Ребенок больше привязан к бабушке, внешне мама ей благодарна, но внутри она настроена недоброжелательно. Сама не отдавая себе отчета в том, что стало тому причиной, мама будет наказывать ребенка, если замечает, что на руках у бабушки ему находиться приятнее. И у ребенка формируется программа «Те, с кем мне хорошо, вызывают неодобрение у мамы», а отсюда он делает вывод, нужно быть сдержанным, никому не принадлежать.

Он будет взрослеть, чувствуя себя посторонним в любых группах и компаниях, а окружающие будут считать его нелюдимым и необщительным. Такой же результат достигается посредствам постоянных замечаний со стороны родителей, что их ребенок не такой, как все – как в положительном смысле, так и в отрицательном.

Нам всем случалось в детстве в сердцах восклицать: «Никогда не буду обращаться со своим ребенком, как обращались со мной!» Но часто все повторяется, сами того не осознавая, мы проживаем свою жизнь по родительскому сценарию. Приходит время, и, в состоянии слабости, усталости, плохого самочувствия мы повторяем как раз то, что так не нравилось нам в поведении наших родителей.

Юнг говорил, что то, что мы не осознаем, входит в нашу жизнь как судьба. И, чтобы выйти на свой собственный путь, необходимо разобраться, какие же тайные посылы (программы) были заложены в нас родителями.

В том-то и состоит задача психолога – помочь выявить те ограничения, установки, запреты, которые мешают Вам жить качественной и полноценной жизнью, следовать своему истинному пути. И заменить негативные ограничивающие жизненные программы на новые разрешающие программы. Т.е. переписать свой жизненный сценарий, написать новую сказку своей жизни. И начать жить так, как хочется именно вам! Хватит уже боли, страданий, слез, постоянного самосовершенствования! Ты уже достаточно совершенна просто по праву рождения!

Я все время говорю своим клиентам, что по факту есть только Рождение и Смерть. Все остальное – это наш выбор! Даже когда мы лежим на диване и ничего не предпринимаем – это тоже наш выбор! Поэтому, мои дорогие, можно и дальше продолжать передавать негативные жизненные программы своим деткам, а можно выбрать написать новую разрешающую программу своей жизни. Т.е. стать, наконец, АВТОРОМ своей Жизни!

Говорят, что главная задача родителей – как можно лучше подготовить детей к самостоятельной жизни. От себя можно добавить – не только подготовить, но и предоставить возможность пожить этой самой жизнью. В реальности же все происходит с точностью до наоборот: от избытка любви родители никак не могут отпустить на свободу своих выросших детей. Вот и получаем инфантильных сорокалетних «дочек» и «сыночков»… Так кто же виноват?

Жизненный цикл каждого человека с родителями таков: рождение – детство – взросление – уход из семьи для создания своей собственной. Однако в силу разных причин последняя стадия может так и не наступить. Все эти этапы логичны и естественны, и хорошо, если родители понимают это и поддерживают во всем.

Детско-родительские игры

И все же по разным причинам часто родители не готовы провести ребенка в его собственный путь, норовя идти рядом, чтобы оберегать, ограждать и наставлять. Или наоборот, «влезают на руки» к своим детям – «Ах, твоя мама такая беспомощная, но ведь ты поможешь мне, правда?». Или, что чаще всего, ребенок и родитель (или родители) меняются местами и «несут» друг друга по очереди. Со стороны – семейная помощь и взаимовыручка, с точки зрения психологии – странный и сложный симбиоз неуверенных родителей и ребенка, который так и не сумел вырасти (или ему не дают этого сделать).

К сожалению, отношения взрослых детей с родителями складываются по такому сценарию: родитель жаждет быть главным человеком в жизни сына или дочери (знакомая фраза: «Жены приходят и уходят, а мама у тебя одна»?) или продолжают контролировать свое чадо – вдруг оступится, что-то сделает не так?

Почему же столь многие родители не желают отпускать своих уже взрослых детей?

  1. Эгоизм. Частый сценарий в семьях с властным родителем и послушным ребенком («ребенку», напоминаю, может быть и 30, и 50 лет). Несомненно, родителю так удобнее: вместо того, чтобы сидеть дома в одиночестве, можно коротать вечера с дочкой или сыном, ну и поручения разные давать, а как же. Многие помнят и о пресловутом стакане воды – и ради этого стакана не готовы разрешить ребенку попробовать жить своей жинью.
  2. Самопожертвование . В свое время родитель принес во имя своих детей жертву, которую никто от него, по сути, не требовал. Ну, а теперь жаждет «возвращения долга», искусно взращивая в ребенке (зачастую неосознанно) чувство вины: «Родители сделали для меня все», «Мама из-за меня не вышла замуж», «Папа оставил интересную работу ради более денежной, чтобы нас прокормить». Сказать здесь можно только одно: очень удобно, знаете ли, все сложные факторы и причины, в числе которых и нерешенные личные проблемы, сваливать на ребенка. Высокими целями можно оправдать свою нерешительность, слабость, неумение выстраивать отношения.
  3. Реализация мечты. Родители диктуют ребенку, что ему делать, на основе собственных нереализованных амбиций. Рабочие из кожи вон лезут, чтобы их чадо получило высшее образование, забыв уточнить, хочет ли этого сам будущий студент. Мама, мечтавшая о карьере музыканта, отдает дочь, лишенную слуха и голоса, в музыкальную школу, где она становится одной из худших учениц – и все становится только хуже… То, насколько решительно родители будут перекраивать вашу жизнь по своим идеалам, зависит от степени важности их амбиций для них и со степенью смирения с отсутствием их реализации.
  4. Гипертрофированная . Вы просто не представляете своей жизни без ребенка и с ужасом думаете о том, что когда-нибудь он захочет уйти. Но ведь ваша любовь напоминает оковы, она не дает человеку развиваться по-настоящему! Разве этого вы хотите для него?
  5. Недоверие. Контроль – это вседа признак недоверия. Так почему же вы все стараетесь «подстелить соломки взрослому ребенку, всячески оберегая его от всех невзгод, поддерживая, помогая (в том числе материально)? Просто потому, что в глубине души вы ему не доверяете – не верите, что он способен справиться самостоятельно. Неужели вы считаете своего ребенка настолько никчемным человеком?
  6. Замена супруга. Речь идет о психологических функциях супружества: помимо физической любви супруги дают друг другу взаимопонимание, поддержку, возможность выговориться, заботу. Если супруга нет, с этими функциями вполне может справляться и ребенок. Вот только когда-то он захочет создать свою собственную семью, и тогда начнутся проблемы. Кстати, необязательно для этого супруг должен отсутствовать: бывает так, что в паре царят эмоционально пустые отношения, когда ни о какой поддержке и советах речи нет, и тогда кто-то из супругов может начать втягивать в отношения ребенка, делая его своим другом и зачастую жалуясь на партнера. Стоит ли говорить, что это неправильно: ребенок никогда не сможет решить проблемы внутри вашей пары, а такая «дружба за спиной» только усилит отчуждение.
  7. Смысл жизни. К сожалению, очень распространенная ситуация: «плохой ребенок» и «хорошая мама», которая вынуждена посвящать все внимание ребенку, потому что иначе он наделает ошибок! К примеру, дочь замужем не за тем человеком, неправильно воспитывает детей, работает не тем, кем нужно – а мама, конечно же, бросается помогать и советом, и делом. И что интересно: как бы ни пыталась дочь исправиться (сменить работу, развестись) – все равно она все делает неправильно. А секрет прост: матери нужна «плохая» дочь, иначе чем она будет заниматься в жизни? Так что, если и вы всегда чувствуете себя «без вины виноватым», отбивайтесь от советов и упреков – рискуете прогнуться под чужой сценарий, а счастливее от этого еще никто не становился.

Если вы ребенок, которого никак не хотят отпускать, у вас есть 2 сценария – так и прожить всю жизнь «послушной крошкой» или прорываться к самостоятельности – пусть с болью, через непонимание и негодование родителей…

Почти все люди в какой-то момент ощущают, что родители слишком уж давят на них. Но не все давящие родители созданы равными. И если одни делают это очень редко (в экстремальных, скажем так, ситуациях), то другие - постоянно. Причем, если мы говорим о родителях второго типа, то этот контроль продолжается и во взрослой жизни тоже.

В комментарии для Refinery29 семейный терапевт Эстер Бойкин (Esther Boykin) говорит, что контролирующие родители - это те, кто «не оставляет своим детям места на собственный и не позволяет им развивать чувство автономии» . И добавляет, что такой подход вполне естественно переносится во взрослую жизнь, но он не будет определять ваши отношения с родителями, если вы знаете, как решить проблему.

Взгляд в прошлое

«Разницу между контролирующими родителями и родителями, которые просто иногда заботятся о ребенке чуть больше, чем необходимо, получается увидеть только тогда, когда наступает . В этом возрасте, как правило, дети ищут свой путь и пытаются быть как можно более самостоятельными» , - объясняет Бойкин.

Так что если у вас были ограничения на то, что вы могли делать, в подростковом возрасте, скорее всего, ваши родители как раз чрезмерно контролирующие. Увидеть это, оглядываясь на прошлое, не то чтобы очень просто, но вполне возможно - попробуйте.

Бойкин замечает, что может быть трудно осознать разницу в данный момент, поскольку контролирующие родители могли повлиять на то, как вы рассматриваете свою автономию в том числе, но нет ничего странного или страшного в том, чтобы поднимать этот вопрос с родителями, даже если вы давно выросли.

В более взрослом возрасте способы, которыми родители стремятся держать детей под контролем, изменяются. Это может быть помощь в оплате обучения, жилья и автомобиля, но всегда с какими-то условиями. Например, если квартира, которую ребенок снимает, будет в том районе, где они живут. «А если вы отказываетесь делать так, как хотят они, вы чувствуете вину» , - добавляет эксперт.

Как выстроить разговор

Но надежда на здоровые отношения с определенно одними из самых близких людей в вашей жизни все-таки есть. Для этого важно понять, насколько сильно и как часто родители вмешиваются в вашу жизнь. Так, если речь идет о случайных комментариях , то фразы «Я не думаю, что это нормально, что вы принимаете решения за меня» может быть достаточно.

Но если вы обнаруживаете, что контролирующие родители влияют на вашу жизнь в более широких масштабах, вам может потребоваться серьезный разговор на тему. «Будьте предельно конкретны в отношении поведения, которое больше не будете принимать» , - советует Бойкин, добавляя, что вы не должны спрашивать у родителей, почему они вообще так делают (почти всегда они делают это из побуждений, так что ваши вопросы причинят им боль).

Если же родители не захотят услышать вас, то вам полезно будет вместе с ними . Радикальный, зато крайне эффективный метод.