Коротко, но по существу (сексуальное образование, половое воспитание, просвещение, обучение). Перспективы полового воспитания в России

Половое (сексуальное) воспитание – процесс целенаправленного педагогического воздействия на личность с целью формирования у нее сексуальной культуры и способности адекватно переживать и осознавать свои физиологические и психологические особенности в соответствии с установившимися в обществе нормами и правилами. С появлением Федерального Закона«О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»в 2012 годусталонельзя изображать и описывать действий сексуального характера детям в возрасте до 16 лет. В связи с этим проблемы формального и неформального сексуального воспитания в нашей стране полностью легли на плечи родителей и сверстников.

Половое (сексуальное) обучение — это познавательная деятельность людей и (или) целенаправленное, организованное воздействие на личность с целью получения и совершенствования знаний, навыков, умений в ходе сексуального развития. Половое обучение не заканчивается в классе или аудитории, оно продолжается всю жизнь. А начинается с рождения ребенка, которого обучают в процессе полового просвещения и воспитания.

Сексуальное образование — целенаправленный процесс предоставления и получения знаний в области сексуальности, сопровождающийся констатацией уровня достижений обучающейся личности установленным образовательным стандартам.

Явная необходимость профессиональной работы в этом направлении сегодня осознана в самых широких слоях населения. Вопрос стоит «КАК? и КТО?» будет заниматься. В настоящее время, в нашей стране, половое просвещение представлено в основном различными «сексуальными энциклопедиями» зарубежных авторов и авторскими программами, курсами, формами. Сексуальное просвещение и обучение осуществляется в разных учебных заведениях исключительно лишь по инициативе неравнодушных к проблеме энтузиастов. В средних школах, колледжах, кадетских корпусах и иных государственных образовательных учреждениях по решению их руководства, по вопросам сексологии проводятся разовые лекции, беседы и выступления. В ВУЗах на различных гуманитарных кафедрах (психологии, педагогики и др.) по основам сексологии читаются для студентов очного, очно-заочного и заочного обучения 20-120 часовые факультативные курсы. В ВУЗах, центрах образования, коммерческих учебных заведениях, клубах, и т.д. организуются авторские курсы, семинары, тренинги по сексологии.
РНСО решает проблему сексуального просвещения через систему сексуального образования на основе выработанной в 2010 году социальной программы «Половая социализация развивающейся личности: методология и психологическое консультирование». По этой программе выпущена серия книг для взрослых (см.: http://kea-com.ru/category/knigi/nauchno-populyarnye/):

  • Для родителей с детьми от 6 до 12 лет — Кащенко Е.А. Откровенный разговор про ЭТО . М.: ЭКСМО, 2012 . –96 с. http://fiction.eksmo.ru/c atalogue/nonfiction/kraso ta-i-zdorove/otkrovennyy- razgovor-pro-eto-3-5_ID72 914/
  • Для родителей подростков — Кащенко Е.А. Откровенный разговор про ЭТО с подростком /Е.А.Кащенко, А.Н.Котенева - М: ЭКСМО, 2013. – 344 с. (Переходный возраст). http://fiction.eksmo.ru/e lektronnie-knigi/knigi-dl ya-detey-prochee/otkroven nyy-razgovor-pro-eto-s -podrostkom_ID450964/
  • Кащенко Е.А. Как говорить с детьми о сексе /Е.А.Кащенко, А.Н.Котенева - М: ЭКСМО, 2015. – 208 с. (Переходный возраст). http://fiction.eksmo.ru/c atalogue/nonfiction/kraso ta-i-zdorove/kak-govorit- s-detmi-o-sekse-4-4_ID138 1310/
  • Для самих родителей с детьми — Кащенко Е.А. Котенёва А.Н. Половое воспитание детей и подростков .Издательские решения. Ridero, 2015. 242 с .

Часть II. Половое просвещение подростков в возрасте от 12 до 18 лет

Когда ребенку исполняется 12–13 лет, ему открывается новая сторона жизни, а родителям добавляется проблем: секс, отношения, изменения, происходящие с телом, привлекательность для сверстников… Но обсуждать подобные темы с «предками» подросток стесняется, по привычке черпая знания из Интернета. Могут ли случайные ссылки удовлетворить его жажду надеждой и актуальной информацией? Вряд ли. Нужна кропотливая работа и доброе участие родителей подростка. С помощью предложенных здесь ответов специалистов родители смогут сформировать у своих подрастающих детей сексуальную культуру, укрепить взаимное доверие и позаботиться об их здоровье и будущей счастливой жизни уже сегодня.

В этой части книги мы продолжаем откровенный разговор с родителями, чьи дети подросли и теперь называются подростками. Эта книга не энциклопедия, и не сборник ответов на все вопросы о сексуальности. Не нравоучительные статьи, и не учебник по сексу. Это ответы специалистов в области сексологии на вопросы, заданные современными подростками. Иногда в этой части будут возвращения к первым главам, повторение некоторых проблем, но уже с учетом взросления ребенка, изменения его взглядов на происходящие события. Мы предлагаем взрослым цифры, факты, аргументы, которые они могут использовать в половом воспитании подростков.

Именно в подростковом возрасте девушки и юноши, впервые почувствовав новые изменения в своем теле, пытаются понять, что с ними происходит. Первый поцелуй, лишение девственности, первый половой акт, способы предохранения, размеры половых органов, как поддерживать интимную близость, понравиться друг другу - такие вопросы всегда волновали и волнуют молодых людей. А родители, в лучшем случае, молчат, стараются не говорить на эти «скользкие» темы, а порою облекают их во что-то стыдное и непристойное. В школах нет полового просвещения, и учителя не знают, как говорить с подростками о сексуальности. Друзья и одноклассники «выуживают» информацию из интернета, щедро делятся своим «горе-опытом», самостоятельно отвечают на все волнующие их проблемы.

Чтобы узнать, что интересует современных юношей и девушек, мы провели опрос во многих российских городах и оказалось, что во всех регионах России подростков интересуют примерно одни и те же темы, только формулируют они их по-разному. Мы не ставим перед собой цели рассказывать обо всей сексуальности. В одной книге это просто невозможно.

Нам очень важно, чтобы каждый человек помнил: подростковый период - это только началобольшого пути интимных отношений мужчины и женщины. От того, каким будет это начало, напрямую зависит сексуальное здоровье в будущем. Эта книга поможет родителям вместе с подростком комфортнее пройти непростой возрастной этап полового созревания. Именно в нём формируется половая зрелость, а вместе с ней, счастье интимного общения. Мы постарались прислушаться к тому, что волнует родителей и дали профессиональные ответы на вопросы про «это»: Кто? Что? Когда? Сколько? С кем? Как? Почему?

Из книги Пол и характер автора Вейнингер Отто

Из книги Уши машут ослом [Современное социальное программирование. 1-е издание] автора Матвейчев Олег Анатольевич

Из книги Экзистенциальная психотерапия автора Ялом Ирвин

ПРОСВЕЩЕНИЕ ДЕТЕЙ НА ТЕМУ СМЕРТИ Многие родители (возможно, большинство) в нашей культуре непрестанно пытаются уйти от реальности в том, что касается информации о смерти. Маленьких детей защищают от смерти, их открыто и сознательно вводят в заблуждение. Очень рано в них

Из книги С.В. Березин, К.С. Лисецкий, Е.А. Назаров автора Академия Международная Педагогическая

У подростков с антинаркотическими установками обнаруживается высокая личностная значимость сценарного будущего. Мы полагаем, что вера в подобный сценарий в подростковом возрасте оказывается важным механизмом личностной эффективности. Существенно, что знакомство с

Из книги Психологические основы педагогической практики: учебное пособие автора Корнева Людмила Валентиновна

Приложение 1 Психологическое просвещение школьников Особенности психологического познания и его роль в жизниИзвестно, что самосознание и самосовершенствование невозможны без знания психологии. Но знание становится живым, если оно применяется для достижения

Из книги Гармония семейных отношений автора Владин Владислав Зиновьевич

ПОЛОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ПОДРОСТКОВ И ЮНОШЕЙ И женщина живет, беду тая, С душой усталой - а ведь не стара еще! А рядом - муж, не вышедший в мужья, И дети - настоящие товарищи… Р. Казакова «…Его

Из книги Половое воспитание детей автора Кругляк Лев

Из книги Педология: Утопия и реальность автора Залкинд Арон Борисович

Из книги Язык тела автора Антоненко Елена Юрьевна

Просвещение «Просвещение - это выход человека из состояния своего несовершеннолетия, в котором он находится по собственной вине. Несовершеннолетие есть неспособность пользоваться своим рассудком без руководства со стороны кого-то другого. Несовершеннолетие по

Из книги Чего хотят мужчины и как им это дать автора Щедрова Юлия

Часть 4 Знакомства в зрелом возрасте

Из книги Самооценка у детей и подростков. Книга для родителей автора Эйестад Гюру

Часть III Самооценка у подростков В этой части книги мы увидим, какие факторы особенно сильно влияют на самооценку в подростковом возрасте и каким образом родители помогают своим детям совершить переход к самостоятельной взрослой жизни. Инструменты достижения

Из книги Чувственность и сексуальность автора Бурбо Лиз

Из книги Половое воспитание детей и подростков автора Котенёва Анна Николаевна

Часть I. Половое просвещение детей в возрасте от 6 до 12 лет Сексология Первый вопрос ребёнка о сексе, который может заставить вас врасплох: «Как рождаются дети?» или «Откуда они берутся?» Мы предлагаем ответ в интересной истории, где дедушка-врач отвечает на эти вопросы

Из книги Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте автора Семенович Анна Владимировна

Часть III. Вопросы подростков и ответы сексологов В этой части книги мы отобрали часть вопросов подростков, которые участвовали в нашем опросе, и предлагаем такие ответы на них, которые помогут родителям в щекотливой ситуации. Мы сознательно так поступаем, чтобы родители

Споры о том, вводить или не вводить уроки полового воспитания в России идут не первый год. Пока политики, юристы и социологи ломают копья в кабинетах, мы разбираемся на примере других стран, что же это такое, как осуществляется и к каким результатам приводит.

Что такое половое воспитание

Уроки полового воспитания существуют для того, чтобы рассказывать людям разного возраста об анатомии человека, средствах контрацепции, беременности и родах, заболеваниях, передающихся половым путем (ЗППП) и борьбы с ними, сексуальной ориентации и отношении к партнеру.

Получить половое воспитание можно формальным и неформальным путем. К первому относятся специальные курсы при образовательных или медицинских учреждениях, разработанные специалистами и одобренные государством. Второй способ (широко распространен в нашей стране) предполагает самостоятельное получение информации по методу «что-то где-то услышал». Из бесед с родителями, друзьями, интернета, СМИ. Говорить о том, что ребенок получил полноценное половое образование можно лишь в первом случае.

Примеры воспитательных программ в странах мира

Программы полового просвещения есть не только в европейских странах, но и в Азии, Африке, США, то есть, практически во всем мире. Разумеется, все они разные, и во многом зависят от цели, которую преследует государство, а также от того, какая структура (религиозная или светская) создавала и продвигала программу обучения.

Разобрать подробно все варианты невозможно, поэтому выберем лишь самые популярные и широко распространенные.

Нидерланды

Именно Нидерланды любят приводить в пример сторонники введения в российских школах полового воспитания. Это неслучайно: первые знания здесь дети получают в возрасте 4-7 лет, и при этом в Нидерландах самый низкий в мире уровеньподростковых беременностей и ЗППП у несовершеннолетних. Связь между этими фактами можно оспаривать до бесконечности, однако именно здесь появились первые обучающие мультфильмы для дошкольников и младших школьников, которые считаются частью курса биологии. Стоит уточнить, что в таком возрасте детиполучают не знания о сексе , а информацию о своем теле и его особенностях.

Великобритания

Программа полового просвещения есть в каждой школе Великобритании, однако любой родитель может написать отказ от посещения ребенком этих занятий. При этом, по результатам многочисленных опросов, сами британские подростки хотят получать больше информации по этому предмету. В Великобритании существует несколько версий программы (для светских и религиозных школ), все они проходят только в форме лекций, не предусматривают контрольных или дискуссий по темам. Занятия посвящены физиологии половых отношений и беременности, а вопросы контрацепции и безопасного секса учитель может поднять по собственному желанию.

Германия

Педантичные немцы и в этом вопросе оказались самыми упорным – у них половое воспитание нации является обязанным. Начиная с младших классов школьники получают знания по всем гендерным вопросам. В самом начале это мультфильмы и книги с картинками, рассказывающие о различиях между мальчиками и девочками, появлении детей и создании комфортной обстановки в семье.

Затем в ход идут обучающие фильмы и лекции по психологии взросления, пубертата, выстраивании первых отношений, недопустимости насилия. Подросткам в старших классах подробно и наглядно рассказывают о контрацепции, заболеваниях, беременности и абортах, гомосексуальности. Как и другие предметы, этот также оценивается, по нему проводятся контрольные и экзамены.

Франция

Половое воспитание во Франции является частью школьной программы уже больше сорока лет. В 8-9 классах школа выделяет на этот предмет 40 часов и делает особый упор на вопросы контрацепции и уважения к партнеру.

США

В Соединенных Штатах существует два типа преподавания полового просвещения в школах - «полное» и «ограниченное воздержанием». То, какая программа в итоге окажется у ребенка, зависит от штата, типа школы и даже директора. В случае полного полового воспитания ребенок с 3 по 10 класс будет получать информацию о половых различиях, беременности, родах, контрацепции, заболеваниях половой сферы, сексуальной ориентации, насилии, абортах и т.д. Если же речь идет о воспитании ограниченном воздержанием, то курс обучения будет гораздо короче (всего два года) и упор будет делаться на этическую сторону межполовых отношений. Проще говоря, преподаватель будет два года рассказывать детям о том, что сексом до брака заниматься нельзя, при этом не уточняя почему и к каким последствиям это может привести.

Страны Азии

В таких странах Азии как Китай, Япония, Таиланд, Филиппины и Малайзия половым просвещением занимаются в школах, однако основной упор делают на изучение физиологии процесса. Впрочем, и этого хватает для того, чтобы школьники знали необходимый минимум и не рисковали здоровьем. А вот в Бангладеше, Непале и Пакистане подобных знаний не дают ни в школе, ни в институте.

Страны Африки

Половое просвещение в странах Африки ведется «Красным Крестом» и другими добровольческими организациями на протяжении последних тридцати лет. Главной цель программы - снижение роста заболеваемости СПИДом и подростковых беременностей. К сожалению, многие африканские страны еще «не доросли» до собственных образовательных инициатив и полностью зависят от волонтеров.

Статистические результаты полового воспитания в мире

Вопреки предрекаемому российскими экспертами росту разврата и разрушению нравственных норм, страны, проводящие уроки полового просвещения, могут похвастать отличными результатами в сфере подросткового здоровья.

Статистика утверждает, что число подростковых беременностей закончившихся родами или абортом, а также случаи ЗППП среди несовершеннолетних гораздо ниже в государствах активно пропагандирующих сексуальную грамотность.

Итак, число беременностей на тысячу несовершеннолетних женщин:

  • Нидерланды - 12
  • Испания - 12
  • Италия - 13
  • Греция - 13
  • Бельгия - 15
  • Германия - 18
  • Финляндия - 19
  • Франция - 22
  • Норвегия - 31
  • Великобритания -51
  • США - 86

К сожалению, официальной статистики абортов среди несовершеннолетних жительниц России нет, разные источники говорят о цифре от 45 до 75 девушек на тысячу, однако стоит понимать, что речь идет лишь о зарегистрированных операциях, проведенных в государственных клиниках. Количество рожающих несовершеннолетних равно примерно 30 из тысячи. Таким образом, Россия изрядно опережает все страны Европы, хотя не может сравниться с африканскими странами, где подобные показатели начинаются от 105 человек на тысячу и доходят до 300.

Перспективы полового воспитания в России

Несмотря на смену детского омбудсмена , ситуация с половым воспитанием в России едва ли изменится в лучшую сторону в ближайшие годы. Государство по-прежнему оставляет эту тему на откуп семье, а родители не находят сил и слов для обсуждения. Абсолютно безграмотные в вопросах межполового взаимодействия подростки продолжают искать информацию самостоятельно и, как результат, наносят существенный ущерб своему здоровью.

Елена Анатольевна Родионова, директор средней общеобразовательной школы

iconmonstr-quote-5 (1)

Ситуация с половым воспитанием в российских учебных заведениях крайне неоднозначна. За последние годы в школьной программе появилось множество новых, нетипичных предметов. Нужны ли они? Безусловно. Но вот готовы ли программы, методические пособия, есть ли преподаватели по этим предметам? Увы, ответы не радостны. Конечно, школа может взять на себя еще и половое воспитание детей, но для этого нужно выполнить некоторые условия.

Во-первых, разработать курс, включающий работу с психологом, врачами, биологами. Во-вторых, обеспечить каждую школу этими специалистами, причем опытными и грамотными. И третьим, на мой взгляд самым сложным условием, будет получение согласия от родителей. Ведь рассказывать о контрацепции девятиклассникам уже поздно. Начинать половое просвещение имеет смысл в 5 классе, но для многих родителей их дети в этом возрасте еще несознательные крохи. Сейчас эти знания школьники частично получают на классных часах и на нескольких занятиях в курсе ОБЖ, однако этой информации недостаточно, она не систематизирована, да и преподаватели часто не готовы к разговорам. Так нужны ли современным школьникам курсы полового воспитания? Да. Готова ли школа взять это на себя? На данном этапе - нет».

Ваш ребенок так долго оставался для вас самым маленьким и нежным созданием на всей земле. Но время идет неумолимо, и вот перед вами уже подросток, который заявляет свои права и желания, а кроме того, у него появляется множество неудобных вопросов. Менструальный цикл, первые и сексуальные фантазии, изменения тела и отношения с противоположным телом. Темы очень щекотливые, и большинство родителей предпочитает их избегать. Однако половое воспитание подростков - это крайне важный вопрос, а его игнорирование приводит зачастую к катастрофическим последствиям.

Первые изменения

Возраст, в котором они становятся особенно заметными, может быть различным. Для одних это 11 лет, для других - 14. В это время происходит активное развитие организма в целом. Существенно увеличивается масса тела и рост, возрастает работоспособность, активно развиваются все физиологические системы. Но активнее всего работают в это время железы внутренней секреции. Под их воздействием меняется даже поведение. Половое воспитание подростков нужно начинать как можно раньше, грамотно отвечая на все вопросы и не замалчивая интересующие его темы, чтобы не создать информационный вакуум.

Школа или родители

Это еще один важный вопрос. Сравнительно недавно половое воспитание подростков вообще не имело места. Информацию приходилось собирать самим детям по крупинкам, узнавая ее у старших товарищей. В результате она поступала в искаженном и не всегда полном виде. Сегодня общество наконец дошло до того, что крайне важно просвещать подростка не только в лоне семьи, но и проводить специальное обучение в рамках школьного воспитания.

Введение специальных предметов позволяет повысить уровень информационной осведомленности и дает возможность каждому подростку задать интересующие его вопросы. Таким образом, можно сказать, что половое воспитание подростков - это задача всего общества в целом. Именно поэтому сегодня создается столько информационных роликов, которые транслируются по телевидению. Они призваны в доступной и простой форме донести до вчерашнего ребенка самую важную информацию, которая ему так необходима.

На стыке физиологии и психологии

И мальчик, и девочка в свои неполные 14 лет становятся совсем другими, что часто является причиной тревог для заботливого родителя. Да и как не переживать, если ласковый и контактный ребенок вдруг начинает замыкаться в себе, отгораживаться, у него появляется собственная жизнь, о которой он ничего не хочет рассказывать. На самом деле он и сам не до конца понимает, что с ним происходит. Дело в том, что пубертатному периоду свойственен резкий Именно благодаря этому происходит активное появление вторичных половых признаков, формирование конституционных особенностей тела, ломка голоса и все сопутствующие изменения с наружными и внутренними половыми органами.

Но это еще не все. Мальчик и девочка пока еще не знают, что именно происходит в их организме, поэтому все перемены могут пугать. Активность половых желез легко объясняет неустойчивость вегетативных функций и частые перепады настроения. Как видите, перемены в поведении вполне обоснованы. Повышенная активность половых желез в этот момент тоже играет свою роль. Гормонов выделяется столько, сколько не бывает даже у взрослого. При этом у подростка нет возможности для полноценной реализации этой энергии. Это выливается в грубость и упрямство. Не стоит обижаться, лучше всего научить ребенка адекватно реализовать на все в нужном русле. Помогут интересные занятия, спорт, активный отдых.

Задачи школы

Половое воспитание в школе у нас находится в зачаточном состоянии. Этому способствует тот момент, что большинство информации, которая связана с сексом, в нашем обществе является табуированной. Это пережиток советского прошлого, когда половое воспитание в школе сводилось к страничке в учебнике анатомии, где были нарисованы половые органы мужчины и женщины. Но и к этой информации не поступало никаких комментариев со стороны учителя.

Почему рекомендуется проводить работу именно в коллективе? Потому что есть возможность пригласить квалифицированных специалистов и экспертов, которые дадут информацию, которой каждый родитель в отдельности владеет не в полной форме. Либо если и владеет, то не умеет донести до подрастающего чада. Второй момент: эта информация сразу распространяется на весь класс, то есть у каждого из учеников формируется правильное представление о природе сексуальности. В результате им будет легче вести обсуждение за стенами класса.

Основные проблемы, которое решает половое воспитание в школе

  • В первую очередь нужно назвать заполнение информационного вакуума. Подростков всегда интересовали запретные темы. Однако искаженная или недостоверная информация чаще всего приносит больше вреда, чем пользы.
  • Профилактика проблем, которые несет в себе раннее начало половой жизни. Сегодня этот вопрос становится все более актуальным. Даже если сам факт раннего вступления во взрослую жизнь сохранится, крайне важно, чтобы соблюдалась безопасность для обоих партнеров.
  • Профилактика сексуального насилия. Половое воспитание девочек должно обязательно включать в себя информирование подростков о проблеме педофилии, чтобы сократить количество надругательств над ними со стороны взрослых мужчин.

Информационный блок

Не забывайте о том, что информация должна поступать своевременно и строго в необходимом объеме. В три года на вопрос "как я появился?" можно рассказать сказку про короля и королеву, которые очень любили друг друга и спали крепко обнявшись в одной постели. И однажды они поняли, что в животе у королевы кто-то появился. Он быстро рос, и скоро придворный врач сказал, что это девочка. Все очень обрадовались. А когда она выросла, то вышла на свет.

Обычно с поступлением в сад ребенок начинает понимать разницу между полами. И снова не стоит отмахиваться от подобных вопросов. Подтвердите, что половые органы устроены по-разному, у мальчиков похожи на краник, а у девочек - на щелочку. Пока этого будет достаточно.

Когда ребенок достигнет пятилетнего возраста, можно добавить немного информации о том, как он попал к маме в животик. Здесь уместно рассказать, что папа дал маме клеточку себя. Она соединилась с маминой клеточкой, и из нее развился ребенок. Если малыш увидел на улице собак или кошек в интимный момент, и у него вновь возникли вопросы, то можно придерживаться той же версии. Так животные передают друг другу свои клеточки, и скоро в животике у женской особи появятся малыши.

Возраст 8-9 лет считается оптимальным для первых разговоров о сексе. Это не говорит о том, что ребенка нужно посадить и выложить ему все, что вы знаете. Но, увидев рекламу прокладок, можно начать разговор с девочкой о том, что у нее скоро начнутся менструации и начнет расти грудь. Теперь она станет еще красивее и превратится в юную девушку. Мальчику муж может тактично рассказать о приближающихся поллюциях и ломке голоса. И снова нужно подчеркнуть, что это нормальное явление, и оно говорит о том, что у него с организмом все в порядке.

Примерно в 8-9 лет уже можно рассказать и о сексе. Объясните, что у половых органов есть серьезные названия - пенис и влагалище. Объятия и поцелуи очень приятны и для мужчины, и для женщины. От этого пенис увеличивается и его можно ввести во влагалище, как ключик. Из него выходят сперматозоиды, которые соединяются с женской яйцеклеткой и образуют новую жизнь. На эту основу в 13-14 лет можно будет наложить разговор о контрацепции и защите от венерических заболеваний. Главное - не сочинять сказок и небылиц, а разговаривать с ребенком серьезно и откровенно.

Что должны усвоить родители

Вопросы полового воспитания подростков кажутся нам такими щекотливыми в первую очередь потому, что с нами родители не вели подобных бесед. И до сих пор, хотя у нас у самих уже взрослые дети, заговорить про «это» кажется слишком неэтичным. Однако вы должны хорошо осознавать следующие моменты:

  • Личность и сексуальность неделимы. Это правило работает и в отношении полового воспитания, которое нельзя рассматривать в отдельности. Ребенка нужно просто правильно воспитывать, общаться с ним и отвечать на его вопросы.
  • Работа по половому воспитанию с подростками должна вестись задолго до того, как они достигли этого самого возраста. Все вопросы, которые задает ребенок, должны быть восприняты серьезно, а ответ на них построен максимально грамотно. Не нужно рассказывать трехлетнему малышу сказки про аиста. Достаточно сейчас сказать, что родители любят друг друга и поэтому в животике у мамы появился малыш. По мере его роста можно будет увеличивать количество информации.
  • На самом деле дать ребенку грамотное представление об интимной жизни не сложнее, чем научить любым другим вещам.

Основные правила для родителей

Все мы родом из советского детства, что накладывает свой отпечаток. Но на самом деле половое воспитание подростков родителями - это следствие правильно выработанных Дома его всегда выслушают, ему поверят и защитят. Если родители сумели на практике доказать, что они достойны этого доверия, то никаких проблем не возникнет и в будущем.

Второй момент - это личность самого родителя. Проблемы полового воспитания часто связаны с тем, что взрослому приходится встречаться со своими комплексами и проблемами, проводить над ними внутреннюю работу. И самое главное - это не передать их своему ребенку. Речь идет лишь об отношении к своему телу и процессу зачатия как таковому. Оно должно быть однозначно позитивным. В теле нет ничего плохого.

Ну и еще один момент: в процессе полового воспитания очень большую роль играет обстановка в семье. Нормальные, доверительные и теплые отношения мамы и папы способствуют естественному восприятию ребенком полоролевых различий между мужчинами и женщинами.

Педагогика полового воспитания

Конечно, далеко не все родители являются педагогами и психологами, поэтому этот аспект воспитания воспринимается с определенными сложностями. Более того, половое просвещение подрастающего поколения - это одна из самых слабых областей современной и, в частности, семейной педагогики. Не все родители, как и учителя, в полной мере понимают, что в него входит.

Гендерные проблемы полового воспитания подростков остро встают в неполных семьях, где родитель воспитывает ребят противоположного пола. Однако и семейная пара порой не может решить, кто будет разговаривать с дочерью или сыном на ту или иную тему. Однако главное здесь понять, что половое воспитание - это комплекс педагогических воздействий на воспитуемого. Рассматривается этот вопрос с двух сторон:

  • Это составная часть нравственного воспитания. Если у ребенка четко сформированы такие понятия, как девичья честь, нравственная чистота, мужское достоинство, уважение к женщине, дружба и любовь, то считайте, что свою миссию вы выполнили.
  • Второй аспект - это социально-гигиеническая проблема, которая связана со здоровьем и самочувствием. То есть определенный минимум знаний просто необходим.

Именно полноценное раскрытие этих двух аспектов и подразумевает под собой половое воспитание. Темы должны подниматься по мере формирования интереса ребенка. Нельзя отделить половое просвещение от развития нравственных качеств.

Основные задачи, которые едины для семьи и школы

Программа полового воспитания подростков должна быть единой, поскольку она служит одним и тем же целям. Сегодня в нашем обществе наблюдается тенденция к ведению беспорядочной половой жизни, растет количество разводов. Причем сказывается на демографической ситуации это далеко не лучшим образом. Появившиеся и укрепившиеся понятия гражданский и гостевой брак вносят свою сумятицу в общую картину мира, которую и впитывают дети. Нет ничего лучше для формирования правильной модели мира и полоролевых отношений, чем модель крепкой и дружной семьи.

Исходя из этого, давайте сформулируем основные задачи, которые преследует половое воспитание подростков, и роль школы в этом вопросе:

  • Формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни и желания иметь настоящую, дружную семью.
  • Помощь в осознании своих потребностей и адекватных способов их удовлетворения.
  • Обеспечение ребят грамотной информацией, которая даст возможность понять, что с ними происходит и адаптироваться к изменениям.
  • уважения к другим людям, представителям мужского и женского пола.

Школа - это социальный институт, где мальчики и девочки учатся не только читать и писать, но и строить первые отношения с представителями противоположного пола. Поэтому педагоги не менее чем родители должны быть вовлечены в процесс. У них задачи даже глобальней, поскольку коррекция полового воспитания подростков, запущенного в семье, ложится на плечи именно школьного учителя или социального работника.

Основные направления полового воспитания

Мы уже рассмотрели основные задачи, в соответствии с которыми нужно строить работу как педагогам, так и родителям. Половое воспитание девочек в классическом понимании будет направлено на формирование понимания себя, как хранительницы семейного очага, традиций, продолжательницы рода. Мальчики учатся уважению к женщине, нежному и бережному отношению к ней, защите. Таким образом, можно сформулировать несколько направлений полового воспитания:

  • Полоролевое воспитание. Оно помогает формировать психологическую мужественность и женственность. Кроме того, именно в школе ребята учатся устанавливать эффективные коммуникации между собой, как представителями мужского и женского пола.
  • Сексуальное воспитание. Оно направлено в первую очередь на оптимальное формирование сексуально-эротических ориентаций.
  • Подготовка к ответственному супружеству. В первую очередь здесь должны быть выработаны установки взаимно ответственного партнерства.
  • Подготовка к ответственному родительству.
  • Красной нитью здесь должна проходить идея здорового образа жизни. Она усваивается через разъяснение зависимости сексуальности, супружества и родительства от таких вредных привычек, как алкоголизм и наркомания, от измен и сопутствующих им венерических заболеваний.

Методы полового воспитания подростков

Мы уже хорошо поняли, какие задачи стоят перед нами, чтобы будущее поколение нормально вышло во взрослую жизнь. При этом хочется заметить, что не так много требуется от родителей и педагогов, чтобы осуществить эти задачи. Основным инструментом является общение. В первую очередь нужно установить контакт с ребенком и заручится его доверием, а затем уже осуществлять процесс воспитания. Однако общение бывает разное. Сегодня мы выделим два основных, которые могут быть использованы:

  • Методы ориентирующего общения - это неспешные беседы и разъяснения в процессе общения. Самым эффективным способом такого общения является вариант вопрос-ответ. Обсуждение различных ситуаций и лекций - это еще одна форма осуществления воспитательных мероприятий.
  • Методы воспитывающего общения - это еще один большой раздел, который говорит о том, что человек в процессе воспитания не просто усваивает некоторые нормы и правила, но еще и испытывает некоторые чувства, которые и формируют психические новообразования. Половое воспитание нельзя сводить только к усвоению определенных норм. Среди методов воспитания можно выделить прием положительных образцов полоролевого поведения, а также приемы одобрения и неодобрения. Однако действуют они лишь потому, что вызывают определенные эмоции. Поэтому правильный выбор средств воздействия и индивидуальный подход так важны.

Лучшие помощники

Большинство родителей сталкиваются с тем, что у них не хватает правильных слов и объяснений, особенно когда речь заходит про половое воспитание. Книга - это лучшее подспорье. Выбирайте хорошую энциклопедию и подарите ее подростку, когда ему исполнится 10-12 лет. Его интерес к запретным темам будет только расти, и когда он подойдет с вопросом о том, кто такой гей или трансвестит, всегда можно сослаться на книгу. Например: «В энциклопедии этот вопрос освящен лучше, давай посмотрим вместе».

Половое воспитание ребенка - это совместное путешествие в мир взрослых людей. Вы с самых первых дней его жизни учите малыша столь многим вещам, что для вас это является делом привычным. Все сложности, возникающие с половым воспитанием, связаны лишь с нашими собственными страхами и комплексами и стыдом. Не делайте акцент на этом, чтобы не передавать их ребенку. Отвечайте спокойно и точно. А чтобы ребенок не застал вас врасплох, заранее продумывайте возможные ответы на вопрос.

Не ждите, пока ребенок сам начнет задавать вопросы. В соответствии с возрастом, можно и самому начинать сложные разговоры в виде информационных сказок или неспешных бесед в самый подходящий для этого момент. А самое главное - это сформированное доверие между вами и ребенком.

На полках магазинов много литературы, но далеко не вся подходит для грамотного просвещения подростка. Причем есть книги, которые лучше всего читать родителям, чтобы уметь грамотно рассказать ребенку обо всем, что его интересует. Среди них можно отметить:

  • «От пеленок до первых свиданий» Д. Хаффнер.
  • «Откуда я взялся. Сексуальная энциклопедия для детей 5-8 лет» В. Дюмон.
  • «Энциклопедия сексуальной жизни для детей 7-9 лет. Физиология и психология». К. Верду.

Если вы хотите дополнительно дать возможность подростку самостоятельно почитать и найти ответы на вопросы, то рекомендуется купить ему книгу «Мое тело меняется. Все, что хотят знать подростки и о чем стесняются говорить родители» издательства Clever. Подарив эту книгу, не забудьте сказать своему ребенку о том, что вы открыты к диалогу, и все, что он прочтет здесь, вы можете обсудить дополнительно.

Чем отличается сексуальное образование от полового просвещения? Или половое обучение от полового или сексуального воспитания? Трудно ответить? Скорее «да», чем «нет» по банальной причине: и там, и там осуществляется некий процесс, формулируемый множеством синонимов, которые каждый человек понимает по своему.

Противоречивые, многочисленные и часто недостоверные трактовки терминов сексологии обостряют негативное отношение людей к этому междисциплинарному научному знанию. Ситуация с не устоявшимися понятиями хорошо известна в мировой паутине, где экономисты и социологи, массажисты и журналисты, врачи и психологи пиарят себя в интернете, а обыватель верит Википедии или читает тексты проплаченных сайтов, часто не заглядывая дальше второй страницы в поисковике.

При этом современные педагоги и философы стараются не обращаться к сексуальной тематике или пользуются информацией прошлого века, которую забросили в интернет их предшественники в последнее десятилетие. В результате терминологическая чехарда сбивает с толку всех, кто обращается к таким «близким» понятиям как: половое воспитание, половое просвещение, половая социализация, сексуальное образование и пр.

В этой ситуации хочется расставить точки над «i», предложив точные формулировки, но претендовать на истину в последней инстанции довольно трудно в силу сложившихся стереотипов и отсутствия единого подхода к данным терминам у большинства представителей официально признанных в нашем государстве наук. Не говоря о чиновниках, которые принципиально стараются не замечать сексологию в последние годы, избегают споров о ней те, кто вошел в инволюционный период, стесняются обыватели, негодуют церковнослужители! Тем не менее, с позиции редукционизма суть формулировок сводится к следующему:

Социализация — освоение; просвещение — передача и получение информации; воспитание — воздействие с разными целями; обучение — передача и получение не только знаний, но и умений с навыками; образование — предоставление и получение знаний, навыков и умений с констатацией их уровня усвоения. Похоже? В общем-то » да»,

Основные определения

В сексологии есть определения основных педагогических понятий, которые лучше всего рассматривать с позиций социокультурной сексологии. Самое широкое из них - половая социализация . Это процесс освоения норм и ценностей, регулирующих сексуальные отношения и поведение в обществе, где через прямое и (или) косвенное воздействие на индивида, пару, социальную группу формируется сексуальная культура.

Институциональная половая социализация - это прямая половая социализация представителей социальных формирований различных категорий, возрастов, половой принадлежности и опыта сексуальной жизни. Это многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность по приобретению знаний, получению навыков, освоению норм и ценностей институциональной сексуальной культуры.

Половая социализация существует в двух формах: опосредованной и непосредственной.

При опосредованной половой социализации формирование определенного уровня сексуальной культуры осуществляется за счет пассивной адаптации представителей социума к организации их половой жизни, типичному сексуальному поведению окружающих, детерминированному различными факторами и сложившемся сценариям, социальным укладом, нравственным установкам и ценностям в обществе.

Под непосредственной (прямой) половой социализацией понимается активная интеграция и адаптация личности в ходе её сексуального развития к нормальному для данного общества сексуальному поведению под целенаправленным воздействием определенных социальных структур. Такая форма половой социализации представляет собой синтез элементов:

  • Половое просвещение,
  • Половое воспитание,
  • Половое обучение,
  • Сексуальное образование.

Половое (сексуальное) просвещение представляет собой ознакомление с информацией о сексуальности. Это соответствующий возрасту и культуре подход к связанному с половой жизнью и сексуальными отношениями преподаванию, обеспечивающему передачу и усвоение научной, реальной и объективной информации. Половое просвещение дает возможность осмыслить собственные ценностные ориентиры и взгляды и приобрести навыки принятия решений, ведения диалога и снижения рисков, связанных со многими аспектами сексуальной жизни.

Половое (сексуальное) воспитание – процесс целенаправленного педагогического воздействия на личность с целью формирования у нее сексуальной культуры и способности адекватно переживать и осознавать свои физиологические и психологические особенности в соответствии с установившимися в обществе нормами и правилами.

Половое (сексуальное) обучение - это познавательная деятельность людей и (или) целенаправленное, организованное воздействие на личность с целью получения и совершенствования знаний, навыков, умений в ходе сексуального развития. Половое обучение не заканчивается в классе или аудитории, оно продолжается всю жизнь.

Сексуальное образование - целенаправленный процесс предоставления и получения знаний в области сексологии, сопровождающийся констатацией уровня достижений обучающейся личности установленным образовательным цензам или стандартов. Сексуальное образование является результатом взаимодействия полового (сексуального) обучения и институциональной половой социализации и предполагает:

1.Процесс централизованного обучения человека или группы людей в течение определенного периода времени с предполагаемой выдачей итогового документа: сертификата, удостоверения, диплома и т.п.

2. Определенный объем и структуру знаний, умений и навыков человека, полученных в результате образовательного процесса.

Диаметральное отличие взглядов на сексуальное образование заключается в позициях сторон. Противники уверены, что половое образование сводится к обучению детей и подростков техники секса. Сторонники сексуального образования ратуют за формирование у людей сексуальной культуры, поддержание сексуального здоровья и гармоничные половые отношения (см.: ).

Существующие формы сексуального образования в России

В образовательной структуре нашего государства нет начального, среднего, высшего, общего профессионального сексологического образования. Отсутствуют бакалавриат и магистратура. Нет дисциплины «сексология» в перечне специальностей, нет ученых и диссертационных советов по сексологии. Нет ни отрасли, ни научного направления, связанных с сексологией. Нет уже в Санкт-Петербурге института психологии и сексологии (ректор — Л.Щеглов), просуществовавшего несколько лет и «не вписавшийся» в современные требования реформ. Есть только специализация «врач-сексолог» в числе медицинских специальностей и специализированное дополнительное образование, по результатам которого выдается документ (свидетельство и/или сертификат), в следующих формах:

А. Факультативные занятия на некоторых факультетах в ряде институтов и академий. Эта форма образования появилась в девяностые годы прошлого века. Энтузиасты от ряда дисциплин, самостоятельно освоив основы сексологии, предложили свои услуги и с разрешения ректоров ВУЗов стали проводить факультативы в различных учебных заведениях: МГУ (Кон И.С., Агарков С.Т.), ВУ МО (Кащенко Е.А., Харитонов А.Н.), СпбГУ (Щеглов Л.М.), академия МВД (Дерягин Г.Б.), МИЭПП, ГППУ и многие другие. Названия этих, как правило, тридцати-сорока часовых курсов были совершенно различными: «Психосексуальное развитие личности», «Основы сексологии», «Основы сексуальной культуры» и др., — и варьировались от направления исследований самих авторов до потребностей кафедр, где проводились занятия. Со временем лекционные курсы по сексологии вошли в программы подготовки психологов, педагогов, врачей, юристов как факультативные дисциплины. А с 2006 года некоторые из них приобрели статус дисциплин Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, как, например, по специальности 030302 «клиническая психология» в МГУ имени М.В.Ломоносова, где существует программа дисциплины «Психология сексуальности и сексуальных расстройств» объемом в 30 часов.

Б. Послевузовское (последипломное) профессиональное образование в аспирантуре и докторантуре (если предмет и/или объект исследования является сексологическим понятием). Диссертации, прямым или косвенным образом связанные с сексуальностью, регулярно защищали медицинские специалисты. А с конца девяностых годов прошлого века эпизодически стали допускать к защите в различных диссертационных советах ученых других специальностей. Наиболее известными среди них являются докторские диссертации по социологии «Институционализация сексуальной культуры военнослужащих» Е.Кащенко и психологии «Знаково-символическое опосредствование сексуальной функции в норме и патологии» Зинченко Ю.П.

В.Научно-исследовательская деятельность в сексологии представлена прежде всего различными диссертационными исследованиями на соискание степени кандидата наук. Такие диссертации защищены по философии, филологии, психологии, педагогике, ряду других дисциплин. Появились авторские исследования, которые легли в основу книг, статей и выступлений по сексологии. Большинство из них опубликованы в интернете, сборниках тезисов конференций, в журналах и профессиональных изданиях. Чаще всего различные исследования в области сексологии проводятся при непосредственном участии заказчиков - производителях секс-продукции.

Г.Повышение квалификации. Эта форма существует более двадцати лет для врачей-сексологов, которые повышают квалификацию на кафедре психотерапии и сексологии в Москве и Санкт-Петербурге. Для специалистов других профессий с 2009 года появилась возможность очно получить образование на курсах повышения квалификации «Психологическое консультирование в сексологии», «Криминальная сексология» и «Половая социализация развивающейся личности», а с 2012 года — дистанционно и очно. Они проводятся на кафедре сексологии Академии социально-экономического развития в Москве, где преподавали и преподают ведущие отечественные специалисты в области сексологии, профессора и доктора наук: И.Кон, С. Агарков, А. Ткаченко, Г. Введенский, Е.Кащенко, Н.Кибрик, М.Сокольщик, Л.Щеглов и многие другие.

Д.Профессиональная переподготовка. Врачи-сексологи проходят курс переподготовки и повышения квалификации в Федеральном Центре сексологии и сексопатологии в Москве. На кафедре сексологии Академии социально-экономического развития только создается программа профессиональной переподготовки для специалистов не медицинских специальностей.

Перспективы сексуального образования в России

О сексуальном образовании в России наиболее предметно заговорили несколько лет назад. В прошлом веке сексуальное образование представлялось государством только сексопатологам. Узкая направленность работы врачей-сексологов (как их называют с 2002 года), сложность получения базового медицинского образования делали сексологию несколько узкой, кастовой, приписывая ей медико-биологический оттенок. Может быть поэтому широкому кругу россиян говорить о сексуальном образовании в ХХ веке было бессмысленно. Чаще речь шла о половом воспитании и школьников и сексуальном просвещении взрослых.

Однако, с реформированием образования в России конца ХХ — начала ХХI веков, появлением у учебных заведений большей самостоятельности, сексуальное образование теперь могут получать не только врачи, но и психологи, педагоги, юристы и др. Практика сексологического образования заметно видоизменилась. Оно проводится не только в процессе самообразования личности и в семье, но и в государственных, частных (не государственных) учреждениях, очно и дистанционно. Однако, в государственных учебных заведениях, где читается курс по сексологии он не превышает 30-ти часов. Между тем не государственные учебные заведения проводят сексуальное образование с часовым диапазоном на порядок выше.

Сегодня вопросы сексуального образования необходимо решать комплексно. Желательно с применением тривиумальной концепции сексуального развития при которой учитывается физиологическое, психическое и социокультурное развитие с учетом их подвижного баланса. Не случайно, РНСО выдвинула и проводит свою социальную программу половой социализации, где происходит дифференциация форм половой социализации согласно возрасту:

Главная цель полового просвещения для детей и молодых людей в том, чтобы они получили знания, приобрели навыки и осознали ценности, которые позволят им сделать ответственный выбор относительно своей сексуальной жизни и социальных отношений в мире, охваченном эпидемией ВИЧ и ЗППП. Поэтому:

Дети до 12 лет должны получать половое просвещение и половое воспитание в семье, с родителями, которым предлагается в этих целях книга Е.Кащенко «Откровенный разговор про это» (ЭКСМО, 2012).

Подростки от 12 до 16 лет согласно государственному образовательному стандарту проходят половое обучение и получают половое просвещение в ходе школьного обучения, где в ряде дисциплин им предлагается получить знания по вопросам сексуальности. Плюс к этому издательство ЭКСМО готовит книгу членов РНСО Е.Кащенко и А.Котеневой «Ответы сексолога подросткам».

Для самообразования молодых людей в возрасте от 16 до 20 лет предложено учебное пособие Е.Кащенко «Основы социокультурной сексологии», по которому школьные учителя, психологи и воспитатели могут проводить лекции, беседы, уроки в рамках госстандарта.

Сексуальное образование для взрослых должно быть разделено на две категории: для специалистов, способных применять свои знания на практике и неспециалистов с целью повышения их уровня сексуальной культуры. Для этих целей есть литература известных в стране авторов (И.Кон, Г.Васильченко, Л.Щеглов, С.Агарков и др.) и зарубежных специалистов (У.Мастерс, В.Джонсон, Х. Каплан и др.)

В ближайшие годы обязательное сексуальное образование планируется ввести во всех странах, подписавших «Европейскую социальную хартию». Однако в России сексуальное образование до сего дня имеет больше декларативный характер, когда с трибун звучат слова о необходимости подобного просвещения и воспитания, реально же проблема отдана на откуп одной общественной организации и ряду энтузиастов (без экономических и финансовых субсидий, без организационной и материальной помощи и т.д.). Надо, чтобы государство не игнорировало проблем сексуального образования и просвещения, а повернулось лицом к сексологии. Хорошо было бы создать национальный институт сексологии — не коммерческую организацию, которую планирует в 2013 году РНСО, а государственное учреждение (с кафедрами медицинской, судебной, социокультурной сексологии, центром сексуального здоровья, научно-исследовательской лабораторией и т.д.). Ввести специальности сексолог-педагог, психолог-сексолог, сексолог-консультант с предоставлением рабочих мест (хотя бы по тем нормативам, что были утверждены в девяностые годы прошлого века).

Итак, сексуальное образование в России, как многоуровневая практика, только делает свои первые шаги. Появились планы и программы, преподаватели и учебники, есть опыт организации занятий. Но без государственного участия данный процесс может длиться бесконечно долго, а страдать от этого будут люди…