Кризис 3 х лет у ребенка ms. В качестве заключения

Еще вчера вы не могли нарадоваться новым успехам и открытиям своего малыша, а сегодня приходите в недоумение от его истерик?

Не переживайте: через этот этап проходят практически все родители.

Подобное поведение у детей можно объяснить просто.

Скорее всего, у малыша произошел так называемый кризис трех лет.

Как родителям реагировать на капризы правильно? И, главное, когда же это прекратится?

Кризис трех лет у ребенка: симптомы

Три года – это очень важный возраст для формирования психики. Маленький человечек учится делать оценку предметам, событиям и действиям людей, получает совершенно новые социальные навыки.

Конечно, без последствий такой бурный рост личностных качеств не обходится, и мы сталкиваемся с первыми признаками возрастного кризиса.

Проявления кризиса в три года индивидуальны для каждого малыша. У кого-то этот период проходит более или менее спокойно, у других же детей кризис выражен чересчур явно.

Попробуем рассмотреть основные симптомы начала кризиса трех лет:

1 Преимущественно негативные реакции на просьбы.

Проявления негативизма не стоит путать с простым непослушанием.

В последнем случае малютка будет отказываться выполнять те или иные просьбы по причине усталости или просто потому, что делать это крохе не хочется.

Когда в ход вступает негативизм как симптом кризиса, непослушание принимает принципиальный характер.

Отказ от выполнения действий происходит из-за того, что просьба поступила от лица взрослого.

Детский негативизм может быть направлен и на одного человека. Невзлюбить кроха может кого угодно: взрослого или сверстника.

При этом к остальным людям кроха будет относиться вполне нормально.

2 Проявления деспотизма. Особенно ярко этот признак выражен в семьях, в которых недавно родился младший брат или сестра.

Дает о себе знать : с одной стороны, представитель старшего поколения считает себя главным и командует.

С другой стороны, он начинает вести себя подобно грудничку. Малютка отказывается оставаться в комнате без мамы, отказывается от приема той или иной пищи, постоянно просится на руки.

Иными словами, ребенок в три года хочет вернуться в то время и состояние, когда все его желания удовлетворялись по первому требованию.

3 Бунт. Маленький член семьи считает, что справедливо относиться к его требованиям так же серьезно, как и к поручениям взрослых.

Вы просите о чем-то кроху, а он ставит в ответ свои условия, порой совершенно нелепые.

Ситуация перерастает в конфликт: родителям начинает казаться, что сын или дочка просто издевается над ними.

Большинство детей в возрасте трех лет начинают бояться темноты, высоты, чужих людей.

Не относитесь к детским страхам поверхностно. Вы должны убедить малютку, что он находится под надежной защитой.

Вероятно, у малыша и раньше случались истерики. Только до возраста трех лет они были обоснованы плохим самочувствием или недосыпанием, а сейчас обрели характер манипуляции.

Маленький упрямец ищет публику. Знакома ситуация, когда дома дитя ведет себя прекрасно, а при выходе в супермаркет или парк буквально теряет контроль?

Интересно! Совместный сон с ребенком: кому это нужно?

Продолжительность кризиса у детей в три года предугадать сложно. Это будет зависеть и от личностных особенностей, и от внимания, уделяемого родителями. Если последнее условие отсутствует, кризис может затянуться и на несколько лет.

Что делать при кризисе трех лет у ребенка?

Родители спрашивают: «Как пережить кризис трех лет у ребенка?». Этот вопрос поставлен изначально неправильно. Кризис нельзя пережить или переждать.

Ваша обязанность – помочь маленькому бунтарю, который и сам не понимает, что с ним происходит. В противном случае, вся тяжесть ляжет на плечи малыша, а это непременно скажется на его развитии.

Правильная реакция родителей на детские истерики:

1 Игнорируйте явные манипуляции. Сохраняйте спокойствие, даже если вам кажется, что ребенок находится на грани нервного срыва. До таких серьезных последствий истерики доходят крайне редко.

А вот поведясь однажды на уловку сорванца, вы рискуете надолго стать «ведомым» таким способом получения желаемого.

2 Не делайте за ребенка те вещи, которые он может (хочет) сделать сам.

Цель, с которой природой было заложено явление кризиса в три года, — приспособление к условиям окружающего мира.

Не ведите счет сломанным игрушкам и разбитым тарелкам.

Главное, чтобы самостоятельность крохи не приносила существенный вред ему и окружающим.

3 Не наказывайте малыша. Поймите, что сегодняшнее поведение сына или дочери – это не направленная на вас агрессия и не вредность характера. Дитя просто не заслуживает наказания.

Строго отчитывая его после каждой его выходки, родители рискуют вырастить слабохарактерного и нерешительного человека.

Вседозволенность также ни для кого полезной не бывает. Маленькому тирану, не знавшему отказов во всех капризах, будет чрезвычайно сложно адаптироваться в обществе.

4 Предоставляйте выбор. Если ребенок хочет, чтобы с ним общались на равных – делайте так. Спрашивайте перед прогулкой, какой наряд ему хотелось бы надеть сегодня, а не ставьте кроху перед фактом.

Доктор Комаровский о кризисе в три года у ребенка

Педиатр считает, что основой гармоничного развития малыша является правильный режим дня. Пробуждение, кормление, игры, прогулки, сон – все это должно иметь привычный порядок.

Само явление конфликта может дать толчок для развития разговорной речи. Приучайте маленького члена семьи к выражению своего недовольства словами, а не истериками. Крохе важно знать, что его слышат и понимают.

Наталья Грушева
Кризис трех лет. Рекомендации родителям

Кризисы развития – это относительно короткие (от нескольких месяцев до года – двух) периоды в жизни, в течение которых человек заметно меняется, поднимается на новую жизненную ступень. Кризисы бывают не только в детстве (1 год, 3 года, 7 лет, 13 лет, так как личность человека развивается непрерывно. При этом всегда происходит смена периодов : относительно длинных и спокойных - стабильных и более коротких, бурных – критических, то есть кризисы – это переходы между стабильными периодами.

Кризис трех лет может начаться уже с 2,5 лет, а закончиться в 3,5-4 года. Границы его могут быть очерчены не четко. На подходе к кризису присутствует четкая когнитивная симптоматика : острый интерес к своему изображению в зеркале, ребенок озадачивается своей внешностью, заинтересован тем, как он выглядит в глазах других. У девочек интерес к нарядам, мальчики начинают проявлять озабоченность своей эффективностью, например, в конструировании. Остро реагируют на неудачу. В середине этого периода, как правило, возникает резкое обострение, когда значительная часть детей становятся неуправляемыми, капризными. Поэтому этот период труден как для педагогов и родителей , так и для самого ребенка.

Кризис трех лет – это граница между ранним и дошкольным детством. Это разрушение устоявшейся системы социальных отношений, кризис выделения своего «Я» .

Кризис трех лет – это кризис социальных отношений. Он представляет собой ломку взаимоотношений, которые существовали до сих пор между ребенком и взрослым. Ребенок с момента рождения физически отделен от матери, но, ни его питание, ни передвижение невозможно без матери. Ребенок в раннем детстве биологически отделен, но психологически он еще не отделен от окружающих его людей. К концу раннего возраста возникает тенденция к самостоятельной деятельности, которая знаменует собой то, что взрослые больше не закрыты для ребенка предметом и способом действия с ним, а как бы впервые раскрываются перед ним, выступают как носители образцов действий и отношений в окружающем мире.

В чём же суть этого кризиса , как же он проявляется и чем же можно помочь ребёнку…

Во-первых, хочется отметить, что это необходимый этап в развитии ребёнка. Так или иначе, все дети проходят через него. Кризисы помогают перейти на новую ступеньку развития. Кризис 3 лет – это важный этап в становлении психического развития ребёнка. Главное, чтобы ребёнок был уверен в том, что, как бы он себя ни ведёт, его всегда будут любить и никогда не бросят. Кризис может быть как ярко выраженным, так и слабо, но он обязательно должен наступить. Яркое проявление ребенка в самоутверждении в новом возрастном качестве говорит о том, что в его психике сложились все возрастные новообразования для дальнейшего развития его личности и адаптивных способностей. И, наоборот, внешняя «бескризисность » , создающая иллюзию благополучия, может быть обманчивой, свидетельствовать о том, что в развитии ребенка не произошло соответствующих изменений. Ребенок должен выйти из кризиса с набором положительных качеств, главная задача родителей и педагогов – не допустить закрепления их крайних проявлений.

Основные симптомы кризиса трех лет

Для того, чтобы осмыслить, что происходит в период кризиса трех лет , надо прежде всего рассмотреть основные симптомы данного возраста. Как правило, говоря о кризисе 3 лет , в качестве его симптомов называют упрямство, негативизм, протест против близких взрослых, строптивость, стремление к деспотическому управлению окружающими. Это те симптомы кризиса , которые выдвигаются на первый план и которые в литературе принято называть «первым поясом симптомов» или «семизвездием кризиса трех лет » .

Негативизм. Детский негативизм следует отличать от обычного непослушания. При негативизме все поведение ребенка идет вразрез с тем, что предлагают ему взрослые. Если ребенок не желает сделать что-нибудь, потому что это неприятно ему (например, он играет, а его заставляют идти спать, он же спать не хочет, это не будет негативизмом. Это будет отрицательной реакцией на требование взрослых, реакцией, которая мотивируется сильным желанием ребенка. Негативизмом называют такие проявления в поведении ребенка, когда он не желает чего-то, только потому, что это предложил кто-то из взрослых, то есть это реакция не на содержание действия, а на само предложение взрослых. Негативизм включает в себя в качестве отличительного признака от обычного непослушания то, что ребенок не делает потому, что его об этом попросили. При резкой форме негативизма доходит до того, что можно получить противоположный ответ на всякое предложение, сделанное авторитетным тоном.

Пример негативизма : к мальчику подходит взрослый и говорит, что у него новая машина. На что мальчик возражает : «Нет, она не новая, а старая» . Взрослый говорит : «Ну, хорошо, у тебя старая машина» . Ребёнок отвечает : «Моя машина новая» . Обратите внимание, мальчик знает понятия «новая и старая» , он просто хочет сказать наперекор взрослому . Негативизм адресован к человеку, а не к содержанию того, о чём ребёнка просят. Еще пример, ребенок, который очень любит гулять, отказывается идти на прогулку, потому что ему предлагает это мама. Как только мама перестает уговаривать его, он настаивает : «Гулять! Гулять!»

Упрямство. Если негативизм надо уметь отличать от обычного упрямства, то упрямство следует отличать от настойчивости. Например, ребенок желает что – то и настойчиво добивается исполнения. Это не упрямство, это встречается и до кризиса трех лет . Упрямство – такая реакция ребенка, когда он настаивает на чем-либо не потому, что ему этого сильно хочется, а лишь потому, что он этого потребовал. Скажем, ребенка зовут к столу; он отказывается, ему приводят доводы, которые его убеждают, но он все равно не идет потому, что он уже отказался. Мотивом упрямства является то, что ребенок связан своим первоначальным решением. Два момента отличают упрямство от обычной настойчивости. Первый момент – общий с негативизмом, имеет отношение к мотивировке. Если ребенок настаивает на том, что ему сейчас желательно, это не будет упрямством. Например, он любит играть в «салочки» и поэтому стремится целый день находиться во дворе. И второй момент : если для негативизма характерна социальная тенденция, то есть ребенок делает что-то, наоборот, по сравнению с тем, что говорят ему взрослые, то здесь, при упрямстве, характерна тенденция по отношению к самому себе.

Пример настойчивости : ребёнку нравится кататься на велосипеде, и поэтому он отказывается от предложения мамы зайти домой.

Пример упрямства : мама зовёт гуляющего во дворе ребёнка домой, но он отказывается. Мама приводит ему разумные доводы (он с ними согласен) . Но ребёнок всё равно отказывается идти (по тому, что он уже отказался и ни за что не хочет от него отступать.

Строптивость. От негативизма строптивость отличается тем, что она безлична. Негативизм всегда направлен против взрослого, который сейчас побуждает ребенка к тому или иному действию, а строптивость – против норм воспитания, установленных для ребенка, против образа жизни; она выражается в своеобразном детском недовольстве всем, что ему предлагают и что делают. Здесь сказывается строптивая установка не по отношению к человеку, а по отношению ко всему образу жизни, который сложился до трех лет , по отношению к нормам, которые предлагаются, к интересовавшим прежде игрушкам. Строптивость от упрямства отличается тем, что она направлена вовне, по отношению к внешнему и вызвана стремлением настоять на своем желании.

Своеволие. Это «тенденция к самостоятельности» . В противоположность первым трем симптомам, своеволие это не протест, а наоборот, стремление к некоторому действию, предмету, ситуации. Очень часто родители трехлетних детей жалуются на то, что ребенок вдруг начинает проявлять свою самостоятельность. Он кричит, что сам завяжет шнурки, сам нальет в тарелку суп, сам перейдет через дорогу. Родители в зависимости от ситуации, от индивидуальных особенностей ребенка, от семейных традиций могут решать проблему разными способами :отвлечь его, уговорить, позволить действовать самостоятельно. Но, если это действие опасно для жизни и здоровья малыша, взрослые могут твердо запретить ему делать самостоятельно что-либо : переходить дорогу, включать газ и т. п.

Три последующих симптома имеют второстепенное значение (протест, обесценивание личности близких, деспотизм и ревность)

Протест-бунт. Все поведение ребенка приобретает черты протеста, как будто ребенок находится в состоянии войны с окружающими, в конфликте с ними. Детские ссоры с родителями являются обычным делом.

Симптом обесценивания. Ребенок старается обесценить игрушку, отказывается от нее, в его лексиконе появляются слова и термины, которые означают все плохое, отрицательное, и все это относится к вещам, которые сами по себе никакой неприятности не приносят.

Пример : Малыш может начать обзывать мать или отца бранными словами, которые раньше не употреблял. Он вдруг резко меняет отношение к своим игрушками, отказывается с ними играть.

Стремление к деспотизму. У ребенка появляется желание проявлять деспотическую власть по отношению к окружающим. Он изыскивает тысячи способов, чтобы проявить власть над окружающими. Ребенок старается вернуть то состояние, которое было в раннем детстве, когда фактически исполнялись все его желания, и стать господином положения. В семье же с несколькими детьми этот симптом называется симптомом ревности : по отношению к младшим или старшим, если в семье есть еще дети. Здесь та же тенденция к господству, деспотизму, к власти выступает как источник ревнивого отношения к другим детям. В общем, симптомы, взятые вместе, производят впечатление эмансипации ребенка : как будто раньше взрослые водили его за руку, а теперь у него появилась тенденция ходить самостоятельно.

Из опыта работы :

Во-первых –мы организовываем деятельность детей так, чтобы они как можно больше были заняты, проявляли самостоятельность.

Например, научили детей культурно-гигиеническим навыкам : мыть руки, умываться, предложили им делать это самостоятельно, а мы наблюдали. В сюжетно-ролевой игре “Семья ” ребенок сначала наблюдает за воспитателем, учится действовать с предметами, а затем мы предлагаем ему : “Одень куколку теплее. На улице холодно, она может замерзнуть”. Здесь используется обучающий прием и в то же время ребенок проявляет самостоятельность в одевании. Затем ребенок самостоятельно кормит, готовит обед для куклы и т. д.

Во-вторых, через игры-драматизации можно снять проявление агрессии. На роль отрицательного героя выбираем ребенка, проявляющего признаки агрессии. “Волк очень злой, он громко рычит, хочет испугать козлят (предлагаем ребенку порычать) . Сильно стучит в дверь, топает от недовольства ногами”. С помощью этих занятий выгоняем агрессию. Чем сильнее ребенок рычит, стучит ногами, тем эффективнее это упражнение. Так же эти приемы способствуют развитию актерского мастерства. Если в группе несколько человек проявляют агрессию, то вовлекаем их в игру. “Ребята, к нам в группу пришел Бармалей. Он хочет забрать у нас все игрушки, чтобы мы сидели на стульчиках и плакали. Давайте выгоним его”. Предлагаем “забросать” Бармалея мешочками с песком, комочками из ваты. Это может быть игрушка или картинка. Эффективнее всего использовать эти приемы на занятии физкультурой или на прогулке (метание, топот, крик) .

Можно проводить коррекцию негативных проявлений через лепку, т. к. это пластичный материал, затем можно слепить другого героя. “Давайте слепим лису, которая выгнала зайку из избушки. Она у нас получилась злая, у нее хитрые глаза, на лапках острые когти. Давайте изменим сюжет сказки, слепим добрую лису. Пусть они живут с зайчиком дружно, вместе. А эту лису мы выгоним. Сомнем пластилин, крепко будем на него нажимать, чтобы злая лиса поскорее ушла и появилась добрая”.

Закрашивание рисунка резкими размашистыми движениями также помогает сбросить агрессию. Для этого понадобиться большой листок с изображением отрицательного героя. “Закрась мишку, который сломал теремок”.

Бороться с упрямством можно путем создания фантастических ситуаций. “Не хочешь кушать, не кушай. Послушай историю. Жила-была девочка Машенька. Она никогда ничего не кушала. Сначала она была пухленькой, у нее были пухленькие щечки. Потом она стала худеть, стала легкой. На улице ей пришлось держаться за маму, т. к. ветер сдувал ее с места. А потом Маша исчезла”. Обычно такие истории имеют обратную реакцию. Можно использовать серию стихов Г. Остера “Вредные советы”.

Никогда не мойте уши,

Шею, руки и лицо.

Это глупое занятье

Не приводит ни к чему.

Вновь испачкаются руки,

Шея, уши и лицо.

Так зачем же тратить силы,

Время попусту терять.

Так же с проявлением негативного поведения помогает бороться художественная литература.

И. Демьянов “Дразнилки”.

Замарашка рук не мыл,

Месяц в баню не ходил.

Столько грязи, столько ссадин!

Мы на шее лук посадим,

Репу – на ладошках,

На щеках – картошку,

На носу морковь взойдет –

Будет целый огород.

Русская народная песенка “Бабушкин козлик”;

Узбекская народная сказка “Упрямые козлики”.

Сказкотерапия -. через восприятие сказок мы воспитываем ребенка, развиваем его внутренний мир, даем знания о законах жизни и способах проявления творческой силы и смекалки, а также помогаем ему лучше узнать и понять самого себя.

Для работы может использоваться существующая авторская или народная сказка.

Воспитатель и ребенок могут сочинять сказку вместе, одновременно драматизируя ее всю либо отдельные элементы.

Ребенок может сочинять сказку самостоятельно.

1)Сказкотерпию необходимо проводить некоторое время спустя после предположительно травмирующей ситуации, когда ребенок успокоился и способен взглянуть на происшедшее со сторон. Наиболее подходит для такого общения время перед дневным или ночным сном.

2) «В некотором царстве, в некотором государстве» … Эти слова как будто дают понять, что такая история могла произойти где угодно : может быть, за тридевять земель, а может быть, и совсем рядом. Это будет зависеть от того, насколько близко к себе захочется принять сказочную историю. Определенное место действия психологически отделяет ребенка от событий, происходящих в сказке. Ребенку сложно перенести себя в конкретное место, особенно если он там никогда не был.

3) Для того чтобы ребенок лучше воспринимал то, что с ним происходит в сказке, можно придумать ритуал перехода в Волшебную страну. Одним из элементов такого ритуала может стать «превращение» ребенка в любого сказочного героя (по его выбору) .

4) Способ подачи сказочного материала и привлечения ребенка к творческому процессу можно выбрать самостоятельно. Например, рассказывать сказку, задавая включающие вопросы ребенку в пиковых ситуациях : например, как ты думаешь, почему герой поступил так, тебе понравился его поступок, как бы ты поступил на его месте? Можно предложить ребенку сочинить сказку вместе, рассказывая ее небольшие фрагменты по очереди. Также возможен вариант, когда взрослый предлагает ребенку сочинить сказку на заданную тему.

Нужно отметить, что кризис может проявляться не только в негативном проявлении, но и в замкнутости, неуверенности в себе. Здесь нужны постоянные поощрения. Такого ребенка мы включаем в игру. Сначала в роли ведомого, затем в роли ведущего, но в игре с куклами. Постепенно подводя к роли ведущего в подвижных и сюжетно-ролевых играх.

Помочь справиться с кризисом трех лет и направить воспитание малыша в нужное русло помогут сюжетные игры.

1) Игра в магазин. Ребенку отведите роль продавца, а родители или старшие дети – покупатели. Когда малыш продает что-нибудь, ему тяжело расставаться с вещью, отдавать кому-то свое. Со временем он поймет, что вещь ему вернут назад, и будет просить поиграть с ним в эту игру еще раз. Если ваш ребенок часто устраивает истерики в супермаркетах, отправьте к нему в магазин куклу-маму и куклу-дочку. Пусть дочка устроит скандал, успокаивайте бунтующую куклу вместе с малышом.

2) Придумайте малышу «очень важное дело» – готовку еды для кукол, постройку дома, создание новой картины. Пусть малыш проявляет свою самостоятельность в игре, не стоит прерывать его своими советами.

3) Посадите за стол любимого игрушечного друга малыша. Пусть он постоянно ведет себя неправильно. Вместе воспитывайте из него приличного ребенка. Уложите его спать. Возьмите с собой на прогулку. Вместе разбирайте поведение шалуна – что он делает неправильно и почему так делать не надо. Пусть малыш учится отличать хорошее поведение от плохого. Беря на себя роль «воспитателя» в игре, малыш и в жизни будет вести себя соответствующе.

4) Вместе с ребенком делайте различные игрушки и поделки своими руками. Этот творческий процесс позволит стать малышу более усидчивым.

5) Сочиняйте с ребенком сказки. В возрасте трех лет малыши любят фантазировать. Пусть в сказках будут воспитательные моменты. Узнавайте вместе друг друга.

Так как эта проблема очень сложная, одному воспитателю с ней не справиться. Нужна помощь родителей . Родителям , которые более или менее просвещены в плане воспитания детей, которые понимают, что такое кризис трех лет , можно посоветовать самостоятельно почитать литературу, предложенную воспитателем. А с теми, кто своим воспитанием обостряет кризис , не замечает его проявлений, путает симптомы кризиса с непослушанием , нужно проводить индивидуальные беседы.

Мы показываем работу, которую проводим с детьми в группе, советуем почитать литературу. Обращаем внимание на ребенка, на его внутренний мир, стараемся сблизить ребенка и родителей .

Вывод : чтобы не было места негативным проявлениям, нужно постоянно занимать ребенка интересными для него делами : игры, пение песен, драматизации, чтение, прогулки и т. п.

Вот и остались позади бессонные ночи, бесконечные укачивания и тревоги по поводу здоровья малыша. К великому счастью он самостоятельно кушает, ходит, бегает и уже задает массу вопросов. Смешные истории, высказывания детей родители незамедлительно стараются запечатлеть. Веселые прогулки по парку, посиделки в кафе или краткосрочные экскурсии – это все могут позволить себе родители детей трех лет.

Кризис 3-х лет может наступить и 2,5 и в 3,5 года

Но наступает другой этап, не менее сложный – период детского кризиса 3 лет и как вести себя родителям сейчас, чтобы как можно быстрее пережить эти испытания?

Даже самый покладистый и радушный ребенок может превратиться в вечно недовольное, упрямое и ноющее создание. Всему виной – кризис! Малыш вдруг отказывается выполнять просьбы или наказы родителей, вести себя неподобающе, бросаться на пол, впадать в истерику и требовать, чтобы все подчинились его требованиям. Чем не террорист? Порой даже самые терпеливые родители опускают руки и в панике выполняют все капризы, лишь бы их чадо не плакало.


Ребенок всем недоволен и постоянно плачет

К счастью, детский кризис трех лет – это проходящее явление, особенно если подойти к этому вопросу грамотно и разобраться, каковы причины, вызывающие такое неадекватное поведение ребенка.

Подготовившись к нему заранее, родители не только смогут вытерпеть все капризы малыша с минимальными психическими потерями для себя, но и помогут ребенку преодолеть эти сложности. На самом деле данный кризис происходит не из-за излишнего упрямства ребенка, он связан с непониманием и незнанием, как вести себя в неизведанных жизненных условиях, как приспособиться к этому новому этапу?

Каковы же симптомы, как меняется поведение детей 3 лет?

Симптомы, характеризующие кризис, проявляются у многих детей дошкольного возраста. Излишнее упрямство, отрицание всего – вот свидетельство начала этого сложного этапа. Кризис не посещает ребенка в четко обозначенные сроки, приступы могут начаться и задолго до трехлетнего возраста или же по истечении его, перед началом школьного периода. Все зависит от личных особенностей развития ребенка.


Что такое кризис

О начале кризиса трех лет свидетельствует следующее поведение:

  • ребенок становится истеричным, даже без особой причины;
  • совместные посещения магазинов становятся несносными, он постоянно требует купить что-нибудь для себя. В противном случае, родителей ждет «показательное выступление» с рыданиями и катаниями по полу;
  • постоянно пытается перейти границу дозволенного, проверить реакцию взрослых, не реагирует на запреты или просьбы, понятия «нельзя» для него не существует;
  • на прогулке может убежать в противоположное направление движения и спрятаться;
  • отвечает на все предложения негативно, ему все не нравится, он не желает подчиняться;
  • пытается самостоятельно одеться, поесть, но столкнувшись с трудностями или препятствиями, закатывает истерику;
  • попытки поговорить с ребенком не заканчиваются положительным результатом, он в любом случае все делает по-своему.

Каковы причины такого поведения?

В возрасте 3 лет ребенком осознается то, что он является самостоятельной личностью. Постепенно личное «я» отделяется от родительской опеки.


Кризис 3 года - ребенок не хочет ничего слушать

Свои желания нужно отстаивать ради удовлетворения детских потребностей. Чаще всего поведение ребенка – демонстративно, он у всех на виду может устроить истерику из-за пустяковой причины или вовсе без нее. Такое тираническое поведение вызывает у родителей немало беспокойства. В некоторых случаях оно переходит в раздражение или рукоприкладство. Однако, не нужно забывать, что такое поведение вовсе не направлено на то, чтобы специально огорчить взрослых, досадить им. Ребенку просто не знакомы другие модели поведения для того, чтобы самоутвердиться и доказать всем, что он также является личностью со своим характером и желаниями.


Кризис 3 года - перечень симптомов

Как вести себя родителям?

Советы родителям помогут преодолеть все негативные проявления этого периода, научат, как правильно вести себя с ребенком трех лет.

Соблюдение правильного баланса

Критический трехлетний кризис – это пора, когда родителям нужно научиться соблюдать правильный баланс. Не следует ребенка переделывать, «ломать» его психику, подстраивая под свои нужды. Угнетая малыша наказаниями или нравоучениями, оскорблениями, мы загоняем проблему еще дальше, а не позволяем ей разрешиться. Целесообразнее переключить внимание ребенка на что-нибудь другое во время истерики. Если не получается отвлечь его, лучше переждать. Затем, в спокойной обстановке нужно обговорить с ним проблему, объяснить, что такое поведение очень огорчает папу и маму, и в обществе так вести себя недопустимо.


Истерика ребенка - самое частое проявление кризиса 3-х лет

Предоставление выбора

Желание самостоятельно решать и выбирать – вот, что овладевает ребенком в период кризиса трех лет.

Советы родителям помогут быстро и эффективно устранить все негативные проявления поведения малыша. Ведь не сложно во время прогулки спросить совета у малыша: «Куда мы пойдем сначала – на горки или качели?» Или разрешить ему самостоятельно решить, что кушать на завтрак: кашу или бутерброд. Так он будет чувствовать себя полноценным членом семьи со своими желаниями и потребностями.

Игра на противоречии – это искусный маневр родителей, которым лучше пользоваться в крайних случаях. Например, если ребенок неохотно собирается в детский сад, ноет, можно заявить, что сегодня он не идет туда. Тогда ребенок из упрямства скажет: «Нет, пойду!» Подчеркнув, что сегодня выполняете его просьбу, скажите, что в другой раз придет и его черед выполнить вашу.


Главный посыл кризиса 3-х лет: я сам

Принятие своего «я»

И в этом должны ребенку помочь родители. Главное, не переходить на оскорбления и унижение достоинства малыша. Критиковать нужно поведение ребенка, а не его лично. При всех временных трудностях, малыш должен чувствовать заботу и любовь взрослых. Лучше подчеркивать это при каждом удобном случае. Хвалить ребенка нужно, особенно если он выполнил поручение или его поведение в течение дня было удовлетворительным.

Помощь специалистов

В крайнем случае, когда воспитатели и родители не в силах справиться с последствиями кризиса 3 лет у детей, как вести себя – подскажут психологи. Обратившись к помощи специалистов, можно найти верное решение в той или иной ситуации. Многие практикующие психологи имеют большой опыт в этой сфере, они всегда окажут помощь, дадут правильные советы, как преодолеть трудности, сопутствующие этому периоду.


Негативизм детей 3-х лет - одно из проявлений кризиса

В любом случае, родителям пригодится огромное терпение, спокойствие и позитивный настрой.

Сколько времени длится кризис трех лет?

Длительность этого периода индивидуальна для каждого ребенка и во многом зависит от реакции родителей на детское поведение.

Некоторые дети довольно быстро проходят через все трудности этапа, другие долго мучаются, пытаясь доказать окружающим свою самостоятельность.

В любом случае, кризис 3 лет считается отправной точкой формирования личности, поэтому предлагаемые советы и основанное на них правильное поведение взрослых, помогут эффективно справиться со всеми трудностями, преодолеть эти сложные времена.

Похожие материалы

Воспитывая доброго и милого малыша третьего года жизни, в один прекрасный день родители видят, что их карапуз стремительно меняется в худшую сторону – так проявляет себя первый детский возрастной кризис 3 лет. Чаще всего он проходит очень бурно и повергает родителей в панику – они не в состоянии справится с маленькой «грозовой тучей», в которую превратился их ребенок.

Симптомы кризиса 3 лет

Необязательно, чтобы все они имелись у каждого ребенка, но чаще всего все эти симптомы сменяют друг друга или присутствуют одновременно.

  1. Негативизм – малыш противоречит сам себе, доводя до абсурда ситуацию. Такое поведение отличается от обычного непослушания, ведь ребенок отказывается делать даже то, что минуту назад хотел сам. Главная причина такого поведения – указания исходят от родителей, а ребенок не желает им подчиняться, ведь он сам уже взрослый, только не умеет своей взрослостью управлять и грамотно направлять ее в правильное русло. Отсюда и постоянные «нет» на любые просьбы и предложения старших.
  2. – нельзя сравнивать с настойчивостью, когда ребенок планомерно идет к поставленной цели и ее добивается. Упрямится ребенок потому, что хочет так делать вопреки воле родителей, и чем больше они настаивают на своем, тем сильнее сопротивляется малыш.
  3. Своенравность – кризис детского возраста 3 лет – это стремление маленькой личности к самостоятельности, несмотря ни на что. Ребенок делает только то, что сам считает нужным и это «Сам» проявляется во всех его действиях, даже тогда, когда малыш явно не справится без помощи взрослых.
  4. Протест – малыш протестует против всего, что пытаются привить ему родители, воспитательный процесс начинает тормозиться, ведь ребенок не желает слышать разумных доводов. Консультация детского психолога при кризисе 3 лет, может помочь взрослым понять, как вести себя с маленьким бунтарем.
  5. – так проявляется внезапно появившаяся взрослость ребенка, когда он не один в семье. Он хочет подчинить детей своей воле, наподобие родителей, но проявляет это через ревностное отношение к ним.
  6. Деспотизм – во время кризиса 3 лет, психолог может дать рекомендации родителям, как вести себя с домашним «тираном» который считает себя центром вселенной и хочет беспрекословного подчинения. Бессмысленно доказывать свою правоту, а лучше постараться решать все вопросы мирным путем.

Для того чтобы с минимальными потерями пережить этот непростой период, родители, как бы это странно ни звучало, должны слегка подчиниться ребенку. Не впадать в ярость, показывая свое бессилие, не пытаться криками и наказаниями добиться подчинения себе. Такие действия подавляют личность малыша, которая только начала проявлять себя. Ведь кризис этого возраста как раз способствует становлению целостной личности. Вы же не хотите вырастить нытика и безынициативного исполнителя чужой воли?

Нужно предоставить ребенку максимум простора для проявления самостоятельности, к которой он так стремится. Родителям следует оберегать малыша только от ситуаций, непосредственно угрожающих его здоровью и безопасности.

Когда ребенок увидит, что с ним взрослые общаются на равных, прислушиваются к его мнению и позволяют ему самостоятельно принимать важные для него решения, кризис закончится быстрее и с наименьшими потерями.

Родители должны осознавать, что все кризисные ситуации тяжело переносятся психикой малыша, ему тоже непросто в данной ситуации. Такое состояние не продлится вечно, обычно кризис проходит через несколько месяцев, максимум год. В это время ребенку, как никогда, нужна поддержка родных и их любовь, даже когда кажется, что он в ней не нуждается.

Еще вчера ваш малыш был таким мягким и послушным, а сегодня устраивает истерики, грубит по любому поводу, категорически отказывается выполнять мамины просьбы. Что с ним случилось? Скорее всего, ребенок вступил в так называемый кризис трех лет. Согласитесь, звучит внушительно. Но как же реагировать взрослым на такое детское поведение и что делать уставшим от капризов родителям?

В психологической литературе кризисом трехлетнего возраста называют особый, относительно непродолжительный по времени жизненный период ребенка, который характеризуется значительными изменениями в его психическом развитии. Кризис не обязательно наступает в третий день рождения, средний возраст возникновения – от 2,5 до 3,5 лет.

«Не хочу! Не буду! Не надо! Я сам!»

  • Период упрямства начинается примерно с 1,5 лет.
  • Как правило, эта фаза заканчивается к 3,5-4 годам.
  • Пик упрямства приходится на 2,5-3 года.
  • Мальчики упрямятся сильнее, чем девочки.
  • Девочки капризничают, чаще, чем мальчики.
  • В кризисный период приступы упрямства и капризности случаются у детей по 5 раз в день. У некоторых – до 19 раз.

Кризис — это перестройка ребенка, его взросление.

Продолжительность и острота проявлений эмоциональных реакций во многом зависят от темперамента ребенка, семейного стиля воспитания, особенности отношений между мамой и малышом. Психологи уверены, чем авторитарнее ведут себя родственники, тем ярче и острее проявляется кризис. Кстати, он может усилиться с началом посещения .

Если недавно родители не понимали, как приучить детей к самостоятельности, то сейчас ее чересчур много. Фразы «я сам», «я хочу/я не хочу» слышны регулярно.

Ребенок осознает себя отдельной личностью, с собственными желаниями и потребностями. Это важнейшее новообразование данного возрастного кризиса. Таким образом, для столь непростого периода характерны не только конфликты с матерью и отцом, но и появление нового качества – самосознания.

И все-таки, несмотря на кажущуюся взрослость, кроха не понимает, как получить признание и одобрение от родителей. Взрослые продолжают обращаться с ребенком, как с маленьким и несмышленым, а для него самого он уже самостоятельный и большой. И подобная несправедливость заставляет его бунтовать.

7 основных признаков кризиса

Помимо стремления к независимости кризис трех лет имеет другие характерные симптомы, благодаря которым его невозможно спутать с плохим поведением и детской вредностью.

1. Негативизм

Негативизм вынуждает малыша выступать против не только маминого, но и собственного желания. Например, родители предлагают сходить в зоопарк, а кроха категорически отказывается, хотя сам очень хочет увидеть животных. Дело в том, что предложения исходят от взрослых.

Следует отличать непослушание и негативные реакции. Непослушные дети поступают в соответствии со своими желаниями, которые часто идут вразрез с желаниями родителей. Кстати, негативизм зачастую избирателен: ребенок не выполняет просьбы отдельного человека, чаще всего мамы, а с остальными ведет себя как прежде.

Совет:

Не следует говорить с детьми в приказном тоне. Если ребенок по отношению к вам настроен негативно, дайте ему возможность успокоиться и отойти от чрезмерных эмоций. Иногда помогают и просьбы наоборот: «Не одевайся, мы сегодня никуда не пойдем» .

2. Упрямство

Упрямство часто путают с настойчивостью. Однако настойчивость является полезным волевым качеством, которое позволяет маленькому человечку достигать цель, несмотря на сложности. К примеру, достроить-таки домик из кубиков, даже если он разваливается.

Упрямство отличается стремлением малыша стоять на своем до конца только потому, что он этого уже однажды потребовал. Допустим, вы позвали сына обедать, а он отказывается. Вы начинаете убеждать, а он отвечает: «Я уже сказал, что не буду кушать, значит, не буду» .

Совет:

Не старайтесь переубедить кроху, потому что вы лишите его шанса выйти с достоинством из затруднительного положения. Возможный выход – сказать, что вы оставите еду на столе, а он сможет покушать, когда проголодается. Этот способ лучше применять лишь на время кризиса.

3. Деспотизм

Наиболее часто этот симптом встречается в семьях с единственным малышом. Он пытается заставить мать и отца делать так, как ему хочется. К примеру, дочка требует, чтобы мама все время находилась рядом с ней. Если в семье несколько деток, то деспотические реакции проявляются как ревность: малыш кричит, топает, толкается, отбирает у братика или сестренки игрушки.

Совет:

Не поддавайтесь на манипуляции. И в то же время старайтесь уделять больше внимания детям. Они должны осознать, что родительское внимание можно привлечь и без скандалов и истерик. Привлекайте кроху к домашним делам – готовьте вместе ужин для папы.

4. Симптом обесценивания

Для ребенка пропадает ценность старых привязанностей – к людям, любимым куклам и машинкам, книгам, правилам поведения. Внезапно он начинает ломать игрушки, рвать книжки, обзывать или кривляться перед бабушкой, произносить грубости. Тем более что лексикон малыша постоянно расширяется, пополняясь, в том числе, и разными нехорошими и даже неприличными словами.

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Совет:

Постарайтесь отвлечь детей другими игрушками. Вместо машин займитесь конструктором, вместо книжек выберите рисование. Почаще рассматривайте картинки на тему: как следует себя вести с другими людьми. Только не стоит читать нравоучений, лучше проигрывайте тревожащие вас реакции ребенка в сюжетно-ролевых играх.

5. Строптивость

Этот неприятный симптом кризиса безличен. Если негативизм касается конкретного взрослого, то строптивость направлена на привычный образ жизни, на все действия и предметы, которые родные предлагают ребенку. Зачастую она встречается в семьях, в которых существуют разногласия по вопросу воспитания между мамой и папой, родителями и . Малыш просто перестает выполнять любые требования.

Совет:

Если кроха не хочет убирать игрушки прямо сейчас, займите его другой деятельностью – например, порисуйте. А через несколько минут вы обнаружите, что он сам начнет складывать машинки в корзину, без вашего напоминания.

6. Бунт

Трехлетний ребенок пытается доказать взрослым, что его желания столь же ценны, как их собственные. Из-за этого он идет на конфликт по любому поводу. Кажется, что малыш находится в состоянии необъявленной «войны» с окружающими, протестуя против каждого их решения: «Не хочу, не буду!» .

Совет:

Попробуйте оставаться спокойными, доброжелательными, выслушивайте детское мнение. Однако настаивайте на своем решении, если дело касается безопасности ребенка: «Нельзя играть с мячиком на проезжей части!».

7. Своеволие

Проявляется своеволие в том, что дети стремятся к самостоятельности, причем независимо от конкретной ситуации и собственных возможностей. Ребенок хочет самостоятельно купить какой-либо товар в магазине, рассчитаться на кассе, перейти дорогу, не держась за бабушкину руку. Неудивительно, что подобные желания не вызывают особого восторга у взрослых.

Совет:

Разрешите малышу самому сделать то, к чему он стремится. Если выполнит желаемое – получит бесценный опыт, если не сумеет – сделает в следующий раз. Конечно, это относится лишь к тем ситуациям, которые абсолютно безопасны для детей.

Видео консультация: Кризис 3 Лет, 8 проявлений кризиса. Что нужно знать родителям

Что делать родителям?

В первую очередь, взрослым нужно понять, что детское поведение – это не плохая наследственность или вредный характер. Ваш ребенок уже большой и хочет стать независимым. Пришло время выстраивать с ним новые взаимоотношения.

  1. Реагируйте взвешено и спокойно. Следует помнить, что малыш своими поступками проверяет родительские нервы на прочность и ищет слабые места, на которые можно надавить. Также не стоит кричать, срываться на детях, и тем более наказывать физически – жесткие методы способны усугубить и продлить течение кризиса ().
  2. Установите разумные ограничения. Не нужно забивать жизнь маленького человека всевозможными запретами. Однако не стоит впадать и в другую крайность, иначе из-за вседозволенности вы рискуете воспитать тирана. Найдите «золотую середину» – разумные границы, за которые категорически нельзя переступать. Например, запрещается играть на дороге, прогуливаться в холодную погоду без головного убора, пропускать дневной сон.
  3. Поощряйте самостоятельность. Все, что не представляет опасности для детской жизни, ребенок может попробовать сделать, пусть даже в процессе познания разобьется несколько кружек (). Кроха хочет рисовать на обоях? Прикрепите к стене ватман и дайте несколько фломастеров. Проявляет неподдельный интерес к стиральной машине? Небольшой тазик с теплой водой и кукольная одежда надолго отвлекут от проделок и капризов.
  4. Предоставьте право выбора. Родительская мудрость предполагает дать даже трехлетнему малышу возможность выбора как минимум из двух вариантом. Например, не натягивайте на него силком верхнюю одежду, а предложите выйти на улицу в зеленой или красной куртке:). Конечно, серьезные решения по-прежнему принимаете вы, но в непринципиальных вещах можно и уступить.

Как справиться с капризами и истериками?

В большинстве случаев плохое поведение трехлеток – капризы и истерические реакции – направлено на привлечение родительского внимания и получение желаемой вещи. Как следует вести себя маме во время кризиса трех лет, чтобы избежать постоянных истерик?

  1. Во время аффективной вспышки бесполезно объяснять что-то малышу. Стоит подождать, пока он не успокоится. Если истерика застала в общественном месте, попробуйте отвести подальше от «публики» и отвлечь детское внимание. Вспомните, какую кошечку вы видели во дворе, сколько воробьев сидело на ветке перед домом.
  2. Вспышки гнева постарайтесь сгладить при помощи игры. Дочка не хочет есть – усадите рядом куклу, пусть девочка ее покормит. Однако скоро игрушке надоест кушать в одиночку, поэтому одна ложка куколке, а вторая – малышке (смотрите видео в конце статьи) .
  3. Для профилактики капризов и истерик в период кризиса учитесь договариваться с детьми еще до начала какого-либо действия. К примеру, до похода за покупками договоритесь о невозможности приобретения дорогой игрушки. Попробуйте объяснить, почему вы не сможете купить эту машинку. И обязательно поинтересуйтесь, что бы кроха хотел получить взамен, предложите свой вариант развлечения.

Чтобы минимизировать проявление истерик и капризов , необходимо:

  • оставаться спокойными, не показывая раздражение;
  • предоставить ребенку внимание и заботу;
  • предложить малышу самому выбрать способ решения проблемы («что бы ты сделал на моем месте?» );
  • узнать причину подобного поведения;
  • отложить разговор до окончания скандала.

Некоторые родители, прочитав нашу статью, скажут, что не наблюдали у своих трехлетних детей подобных негативных проявлений. Действительно, иногда кризис трех лет протекает без явных симптомов. Однако главное в этом периоде не то, как он проходит, а то, к чему он может привести. Верный признак нормального развития детской личности на этом возрастном этапе – возникновение таких психологических качеств, как настойчивость, воля и уверенность в своих силах.

Мамам на заметку!

Девочки привет! Сегодня я расскажу вам, как же мне удалось прийти в форму, похудеть на 20 килограммов, и, наконец, избавиться от жутких комплексов полных людей. Надеюсь, информация окажется для вас полезной!