Крылатые фразы Фаины Раневской. Золотые цитаты Ф

Фаина Георгиевна Раневская - советская актриса, призванная королева вторых планов. Практически все ее роли в кино были мимолетными. Она лишь ненадолго появлялась на экране, однако в сердцах зрителей Раневская оставалась навсегда. Ее крылатые фразы и афоризмы уходили «в народ», не успев слететь с языка актрисы. Хлесткие, остроумные, иногда за гранью приличия - они и сегодня востребованы.


Фаина Раневкая родилась в Таганроге, в далеком 1896 году. Когда ей стукнуло 19, девушка отправилась покорять Москву. Однако в театральную школу ее не взяли, мотивируя это тем, что у Раневской не было таланта. Фаина Георгиевна не особо огорчилась, и поступила в другую частную школу. Следующие девятнадцать лет она провела на театральных подмостках, сменила несколько театров. В кино актриса пришла уже тогда, когда ей было 38 лет.

Неизвестно, почему столь талантливая актриса за все время работы в кино так и не получила долгожданной главной роли. Но зрители сразу же полюбили харизматичную и остроумную актрису. Ее появления на экране ждали, затаив дыхание, а выражения ее героинь потом активно вворачивались в разговор при любом удобном случае.


Смешные и остроумные фразы были у Фаины Георгиевны буквально на любой случай. Что бы вас ни беспокоило - политика, внешность, сварливый супруг, надоедливые гости, унылое самочувствие, недостаток внимания - крылатые станут настоящим лекарством. Они заставят улыбнуться и вспомнить о том, что наша жизнь не окрашена одним серым цветом, а блистает всеми оттенками радуги.

Смешные фразы Раневская выдавала, давая интервью, общаясь с коллегами, друзьями и поклонниками. Интересно, что актриса никогда не использовала шаблоны, не продумывала свою речь и не готовилась к искрометному юмору. Смешные фразы рождались всегда спонтанно.



Иные выражения становились крылатыми, слетая с губ персонажа, которого играла Раневская. Самым популярным изречением того времени было «Муля, не нервируй меня!» Эту фразу кричала ребятня при виде актрисы, ее же часто вспоминали журналисты и друзья Фаины Георгиевны. Даже Брежнев не обошел вниманием эту крылатую фразу, награждая Раневскую орденом Ленина.

Раневская была острословной не только на сцене, но и в быту. Ее смешные выражения помогали справиться с досадой. Например, однажды Фаина Георгиевна отправилась в путешествие.
На вокзале она вздохнула и сообщила родным:
- Эх, жаль рояль с собой не взяли.
- Совсем не смешно, - ответили раздосадованные родственники.
- Конечно, не смешно, - согласилась Раневская. - я на крышке рояля все билеты оставила.

Своим гостям актриса давала напутствие:
- Когда будете у моей двери, стучите ногами.
- Но почему ногами? - удивлялись будущие визитеры.
- А как иначе? Вы что, собираетесь прийти ко мне с пустыми руками?

Чувство юмора и острый ум помогали актрисе не только справиться с житейскими трудностями, но и не теряя достоинства ответить на хамство. Однажды на людной улице Фаину Георгиевну толкнул прохожий. Даже не извинившись, неприятный мужчина крайне вульгарными словами выразил Раневской свое недовольство по поводу того, что она препятствует его движению.

Однако дама быстро нашлась с ответом:
- Как жаль, что нынче я не могу опуститься до вашего уровня и ответить вам такими же словами. Однако я надеюсь, что по приходу домой ваша мать выбежит из-за забора и как следует вас искусает.



Гениальна актриса не дожила месяц до своего 88-летия. Немногим известно, что фамилия, под которой Фаина Георгиевна снискала популярность и народную любовь - это псевдоним, который она взяла еще в юности, заменив им фамилию Фельдман. Почему выбор молодой Фаины пал именно на этот вариант? Новая фамилия была взята из пьесы «Вишневый сад». Таким образом начинающая актриса хотела отдать дань своему земляку - Антону Павловичу Чехову.


Несмотря на свою одаренность и талант, она всю жизнь была одинока. Но ее лучшие крылатые фразы и выражения мы употребляем до сих пор. И вполне вероятно, что даже наши дети будут вспоминать и использовать те смешные и остроумные афоризмы, которые стали частью нашего фольклора благодаря Фаине Раневской.

Крылатые фразы Фаины Раневской. Золотая коллекция: ‣ Когда в Москву привезли "Сикстинскую мадонну", все ходили на неё смотреть. Фаина Георгиевна услышала разговор двух чиновников из Министерства культуры. Один утверждал, что картина не произвела на него впечатления. Раневская заметила: - Эта дама в течение стольких веков на таких людей производила впечатление, что теперь она сама вправе выбирать, на кого ей производить впечатление, а на кого нет! ‣ Бог создал женщин красивыми, чтобы их могли любить мужчины, и - глупыми, чтобы они могли любить мужчин. ‣ Почему все дуры такие женщины? ‣ Женщины, конечно, умнее. Вы когда-нибудь слышали о женщине, которая бы потеряла голову только от того, что у мужчины красивые ноги? ‣ Напора красоты не может сдержать ничто! (Глядя на прореху в своей юбке) ‣ Раневская изобрела новое средство от бессонницы и делится с Риной Зеленой: - Надо считать до трех. Максимум - до полчетвертого. - Вы не поверите, Фаина Георгиевна, но меня еще не целовал никто, кроме жениха. - Это вы хвастаете, милочка, или жалуетесь? ‣ Раневская как-то рассказывала, что согласно результатам исследования, проведенного среди двух тысяч современных женщин, выяснилось, что двадцать процентов, то есть каждая пятая, не носит трусы. - Помилуйте, Фаина Георгиевна, да где же это могли у нас напечатать? - Нигде. Данные получены мною лично от продавца в обувном магазине. ‣ Раневская стояла в своей грим-уборной совершенно голая. И курила. Вдруг к ней без стука вошел директор-распорядитель театра имени Моссовета Валентин Школьников. И ошарашено замер. Фаина Георгиевна спокойно спросила: "Вас не шокирует, что я курю?" - Чем я занимаюсь? Симулирую здоровье. О здоровье - Фаина, спрашивает ее старая подруга, как ты считаешь, медицина делает успехи? - А как же. В молодости у врача мне каждый раз приходилось раздеваться, а теперь достаточно язык показать. ‣ На вопрос: "Вы заболели, Фаина Георгиевна?" - она обычно отвечала: "Нет, я просто так выгляжу". ‣ Я себя чувствую, но плохо. ‣ Здоровье - это когда у вас каждый день болит в другом месте. ‣ Если больной очень хочет жить, врачи бессильны. ‣ Склероз нельзя вылечить, но о нем можно забыть. О старости ‣ Старость - это когда беспокоят не плохие сны, а плохая действительность. ‣ Я как старая пальма на вокзале - никому не нужна, а выбросить жалко. ‣ Старость - это просто свинство. Я считаю, что это невежество бога, когда он позволяет доживать до старости. ‣ Страшно, когда тебе внутри восемнадцать, когда восхищаешься прекрасной музыкой, стихами, живописью, а тебе уже пора, ты ничего не успела, а только начинаешь жить! ‣ Мысли тянутся к началу жизни - значит, жизнь подходит к концу. ‣ Стареть скучно, но это единственный способ жить долго. О работе ‣ Деньги съедены, а позор остался. (О своих работах в кино) ‣ Сняться в плохом фильме - все равно что плюнуть в вечность. ‣ Когда мне не дают роли, чувствую себя пианисткой, которой отрубили руки. ‣ Я жила со многими театрами, но так и не получила удовольствия. ‣ Четвертый раз смотрю этот фильм и должна вам сказать, что сегодня актеры играли как никогда! ‣ Успех - единственный непростительный грех по отношению к своему близкому. ‣ Получаю письма: "Помогите стать актером". Отвечаю: "Бог поможет!" ‣ Я не признаю слова "играть". Играть можно в карты, на скачках, в шашки. На сцене жить нужно. - Жемчуг, который я буду носить в первом акте, должен быть настоящим, - требует капризная молодая актриса. - Всё будет настоящим, - успокаивает ее Раневская. - Всё: и жемчуг в первом действии, и яд - в последнем. ‣ Я вообще заметила, что талант всегда тянется к таланту и только посредственность остается равнодушной, а иногда даже враждебной к таланту. О себе и жизни ‣ Жизнь слишком коротка, чтобы тратить ее на диеты, жадных мужчин и плохое настроение. ‣ В моем тучном теле сидит очень даже стройная женщина, но ей никак не удается выбраться наружу. А учитывая мой аппетит, для нее, похоже, это пожизненное заключение. ‣ Все приятное в этом мире либо вредно, либо аморально, либо ведет к ожирению. ‣ Я не пью, я больше не курю и я никогда не изменяла мужу потому еще, что у меня его никогда не было, заявила Раневская, упреждая возможные вопросы журналиста. - Так что же, не отстает журналист, значит у вас, совсем нет никаких недостатков? - В общем, нет, скромно, но с достоинством ответила Раневская. И после небольшой паузы добавила: - Правда, у меня большая ж*па и я иногда немножко привираю! ‣ Удивительно, сказала задумчиво Раневская. - Когда мне было 20 лет, я думала только о любви. Теперь же я люблю только думать. - Когда я выйду на пенсию, то абсолютно ничего не буду делать. Первые месяцы просто буду сидеть в кресле-качалке. - А потом? - А потом начну раскачиваться. ‣ Жить надо так, чтобы тебя помнили и сволочи. ‣ В Москве можно выйти на улицу одетой, как бог даст, и никто не обратит внимания. В Одессе мои ситцевые платья вызывают повальное недоумение - это обсуждают в парикмахерских, зубных амбулаториях, трамвае, частных домах. Всех огорчает моя чудовищная “скупость” - ибо в бедность никто не верит. ‣ Одиночество как состояние не поддается лечению. ‣ Проклятый девятнадцатый век, проклятое воспитание: не могу стоять, когда мужчины сидят. ‣ Жизнь проходит и не кланяется, как сердитая соседка. ‣ Страшно грустна моя жизнь. А вы хотите, чтобы я воткнула в ж*пу куст сирени и делала перед вами стриптиз... На разные темы ‣ Сказка - это когда женился на лягушке, а она оказалась царевной. А быль - это когда наоборот. ‣ Если женщина идёт с гордо поднятой головой, значит у неё есть любовник. Если женщина идёт опустив голову, у неё есть любовник. Если у женщины есть голова, у неё есть любовник! ‣ Семья заменяет все. Поэтому, прежде чем ее завести, стоит подумать, что тебе важнее: все или семья. ‣ Вот женишься, Алешенька, тогда поймешь, что такое счастье. Но поздно будет. ‣ Оптимизм - это недостаток информации. ‣ Чтобы мы видели, сколько мы переедаем, наш живот расположен на той же стороне, что и глаза. ‣ Понятна мысль моя неглубокая? ‣ Однажды Раневскую спросили: Почему красивые женщины пользуются бoльшим успехом, чем умные? - Это же очевидно, ведь слепых мужчин совсем мало, а глупых пруд пруди. ‣ Союз глупого мужчины и глупой женщины порождает мать-героиню. Союз глупой женщины и умного мужчины порождает мать-одиночку. Союз умной женщины и глупого мужчины порождает обычную семью. Союз умного мужчины и умной женщины порождает лёгкий флирт. ‣ Сколько раз краснеет в жизни женщина? - Четыре раза: в первую брачную ночь, когда в первый раз изменяет мужу, когда в первый раз берет деньги, когда в первый раз дает деньги. А мужчина? - Два раза: первый раз когда не может второй, второй когда не может первый. - Сегодня я убила 5 мух: двух самцов и трех самок. - Как вы это определили? - Две сидели на пивной бутылке, а три на зеркале, - объяснила Фаина Георгиевна. ‣ Идущую по улице Раневскую толкнул какой-то человек, да еще и обругал грязными словами. Фаина Георгиевна сказала ему: - В силу ряда причин я не могу сейчас ответить вам словами, какие употребляете вы. Но я искренне надеюсь, что когда вы вернетесь домой, ваша мать выскочит из подворотни и как следует вас искусает. ‣ Актеры обсуждают на собрании труппы товарища, который обвиняется в гомосексуализме: "Это растление молодежи, это преступление" Боже мой, несчастная страна, где человек не может распорядиться своей ж*пой, вздохнула Раневская. ‣ "Лесбиянство, гомосексуализм, мазохизм, садизм это не извращения" строго объясняет Раневская: "Извращений, собственно, только два: хоккей на траве и балет на льду". ‣ Объясняя кому-то, почему презерватив белого цвета, Раневская говорила: "Потому что белый цвет полнит". ‣ Раневская приглашает в гости и предупреждает, что звонок не работает: - Когда придете, стучите ногами. - Почему ногами, Фаина Георгиевна? - Но вы же не с пустыми руками собираетесь приходить! - А вы куда хотели бы попасть, Фаина Георгиевна - в рай или в ад? - спросили у Раневской. - Конечно, рай предпочтительнее из-за климата, но веселее мне было бы в аду - из-за компании, - рассудила Фаина Георгиевна.

  • — Жемчуг на мне в первом акте должен быть настоящим,- требует начинающая актриса. — Всё будет настоящим, — успокаивает ее Раневская, — жемчуг в первом акте, и яд — в последнем.
  • - Сегодня я убила 5 мух: двух самцов и трех самок. - Как вы это определили? - Две сидели на пивной бутылке, а три на зеркале, - объяснила Фаина Георгиевна.
  • — Старость, — говорила Раневская, — это время, когда свечи на именинном пироге обходятся дороже самого пирога, а половина мочи идет на анализы.
  • — Страшно грустна моя жизнь. А вы хотите, чтобы я воткнула в жопу куст сирени и делала перед вами стриптиз.
  • (Глядя на прореху в своей юбке) Напора красоты не может сдержать ничто! Критикессы — амазонки в климаксе.
  • ..Тошно от театра. Дачный сортир. Обидно кончать свою жизнь в сортире.
  • Анна Ахматова как-то спросила у Фаины Раневской: «Скажите, пожалуйста, на зачем Вам понадобилось всеми танками проехаться по грудной клетке старой, бедной женщины?»
  • Бог мой, как прошмыгнула жизнь, я даже никогда не слышала, как поют соловьи.
  • Бог создал женщин красивыми, чтобы их могли любить мужчины, и — глупыми, чтобы они могли любить мужчин
  • Боже мой! Как быстро прошмыгнула мимо жизнь! А я даже не слышала, как соловьи поют.
  • В Москве можно выйти на улицу одетой, как бог даст, и никто не обратит внимания. В Одессе мои ситцевые платья вызывают повальное недоумение — это обсуждают в парикмахерских, зубных амбулаториях, трамвае, частных домах. Всех огорчает моя чудовищная “скупость” — ибо в бедность никто не верит.
  • В письме к Фаине Раневской Любовь Орлова уже в возрасте писала: «Я долго думала, как подло и возмутительно. Ведь вы и я не выпрашивали те роли, которые театр кормят. Мы неправильно себя вели, нам надо было орать, скандалить, жаловаться в Министерство. Но…У нас не те характеры. Достоинство не позволяет.»
  • Воспоминания - это богатства старости.
  • Всю свою жизнь я проплавала в унитазе стилем баттерфляй
  • Вы знаете, милочка, что такое говно? Так оно по сравнению с моей жизнью - повидло.
  • Вы не поверите, Фаина Георгиевна, но меня еще не целовал никто, кроме жениха. — «Это вы хвастаете, милочка, или жалуетесь?»
  • Глядя на прореху в своей юбке: Напора красоты не может сдержать ничто!
  • Говорят, что этот спектакль не имеет успеха у зрителей? - Ну, это еще мягко сказано, - заметила Раневская. - Я вчера позвонила в кассу, и спросила, когда начало представления. - И что? - Мне ответили: «А когда вам будет удобно?»
  • Деньги съедены, а позор остался. (О своих работах в кино)
  • Для меня всегда было и остается загадкой: как великие актеры могли играть с бездарными артистами, от которых и заразиться-то нечем — даже насморком? / Советская актриса Фаина Раневская
  • Думайте и говорите обо мне, что пожелаете. Где вы видели кошку, которую бы интересовало, что о ней говорят мыши?
  • Душа — не жопа. Высраться не может.
  • Если больной очень хочет жить, врачи бессильны.
  • Если бы я, уступая просьбам, стала писать о себе, это была бы жалобная книга - «Судьба - шлюха».
  • Если женщина идет с опущенной головой — у нее есть любовник! Если женщина идет с гордо поднятой головой — у нее есть любовник! Если женщина держит голову прямо — у нее есть любовник! И вообще — если у женщины есть голова, то у нее есть любовник!
  • Жемчуг, который я буду носить в первом акте, должен быть настоящим, - требует капризная молодая актриса. - Все будет настоящим, - успокаивает ее Раневская. - Все: и жемчуг в первом действии, и яд - в последнем.
  • Женщины, конечно, умнее. Вы когда-нибудь слышали о женщине, которая бы потеряла голову только от того, что у мужчины красивые ноги?
  • Животных, которых мало, занесли в Красную книгу, а которых много — в Книгу о вкусной и здоровой пище.
  • Жизнь моя…Прожила около, все не удавалось. Как рыжий у ковра.
  • Жизнь проходит и не кланяется, как сердитая соседка.
  • Жить надо так, чтобы тебя помнили и сволочи.
  • Здоровье — это когда у вас каждый день болит в другом месте.
  • Знаете, когда я увидела этого лысого на броневике, то поняла: нас ждут большие неприятности. (О Ленине)
  • Идущую по улице Раневскую толкнул какой-то человек, да еще и обругал грязными словами. Фаина Георгиевна сказала ему: — В силу ряда причин я не могу сейчас ответить вам словами, какие употребляете вы. Но я искренне надеюсь, что когда вы вернетесь домой, ваша мать выскочит из подворотни и как следует вас искусает. — У него голос — будто в цинковое ведро ссыт.
  • Как грустно, когда они улетают! — сказала Фаина Раневская, когда на выходе из банка ветер вырвал из её рук денежные купюры.
  • Как ошибочно мнение о том, что нет незаменимых актеров.
  • Когда мне не дают роли, чувствую себя пианисткой, которой отрубили руки.
  • Когда у попрыгуньи болят ноги, она прыгает сидя.
  • Когда я умру, похороните меня и на памятнике напишите: “Умерла от отвращения”.
  • Критикессы — амазонки в климаксе.
  • Кто бы знал мое одиночество? Будь он проклят, этот самый талант, сделавший меня несчастной. Но ведь зрители действительно любят? В чем же дело? Почему ж так тяжело в театре? В кино тоже Гангстеры.
  • Лесбиянство, гомосексуализм, мазохизм, садизм — это ещё не извращения, — говорила Раневская. — Настоящие извращения — это хоккей на траве и балет на льду.
  • Лесбиянство, гомосексуализм, мазохизм, садизм — это не извращения. Извращений, собственно, только два: хоккей на траве и балет на льду.
  • Лесбиянство, гомосексуализм, мазохизм, садизм это не извращения строго объясняет Раневская: «Извращений, собственно, только два: хоккей на траве и балет на льду».
  • Мне всегда было непонятно — люди стыдятся бедности и не стыдятся богатства.
  • Мне попадаются не лица, а личное оскорбление
  • Мысли тянутся к началу жизни — значит, жизнь подходит к концу.
  • На вопрос: «Вы заболели, Фаина Георгиевна?» — она обычно отвечала: «Нет, я просто так выгляжу».
  • На вопрос: «Вы заболели, Фаина Георгиевна?» — она привычно отвечала: «Нет, я просто так выгляжу».
  • На голодный желудок русский человек ничего делать и думать не хочет, а на сытый — не может.
  • На улице Раневскую толкнул прохожий, да ещё и обругал. Фаина Георгиевна сказала ему: — В силу ряда причин я не могу сейчас ответить Вам словами, какие употребляете Вы. Но искренне надеюсь, что когда Вы вернётесь домой, Ваша мать выскочит из подворотни и как следует Вас искусает.
  • Напора красоты не может сдержать ничто! (Глядя на прореху в своей юбке)
  • Народ у нас самый даровитый, добрый и совестливый. Но практически как-то складывается так, что постоянно, процентов на 80, нас окружают идиоты, мошенники и жуткие дамы без собачек. Беда! / Советская актриса Фаина Раневская
  • Нас приучили к одноклеточным словам, куцым мыслям, играй после этого Островского!
  • Настоящий мужчина — это мужчина, который точно помнит день рождения женщины и никогда не знает, сколько ей лет. Мужчина, который никогда не помнит дня рождения женщины, но точно знает, сколько ей лет — это ее муж.
  • О своей жизни Фаина Георгиевна говорила: — Если бы я, уступая просьбам, стала писать о себе, это была бы жалобная книга — «Судьба — шлюха».
  • Объясняя кому-то, почему презерватив белого цвета, Раневская говорила: «Потому что белый цвет полнит».
  • Одиночество как состояние не поддается лечению.
  • Однажды Раневскую спросили: Почему красивые женщины пользуются большим успехом, чем умные? — Это же очевидно ведь слепых мужчин совсем мало, а глупых пруд пруди.
  • Однажды Юрий Завадский, худрук Театра им. Моссовета, где работала Фаина Георгиевна Раневская (и с которым у нее были далеко не безоблачные отношения), крикнул в запале актрисе: «Фаина Георгиевна, вы своей игрой сожрали весь мой режиссерский замысел!» «То-то у меня ощущение, что я наелась дерьма!» — парировала Раневская.
  • Он умрет от расширения фантазии.
  • Орфографические ошибки в письме — как клоп на белой блузке.
  • Ох уж эти несносные журналисты! Половина лжи, которую они распространяют обо мне, не соответствует действительности.
  • Паспорт человека - это его несчастье, ибо человеку всегда должно быть восемнадцать, а паспорт лишь напоминает, что ты можешь жить, как восемнадцатилетняя.
  • Перпетум кобеле. (О режисере Ю. Завадском)
  • Пи-пи в трамвае — все, что он сделал в искусстве.
  • Получаю письма: «Помогите стать актером». Отвечаю: «Бог поможет!»
  • После спектакля Раневская часто смотрела на цветы, корзину с письмами, открытками и записками, полными восхищения - подношения поклонников ее игры - и печально замечала: - Как много любви, а в аптеку сходить некому.
  • Посредственность всегда мнит о себе много и говорит себе: «Сегодня я играла так изумительно, как никогда! А Вы знаете, я ведь ещё и очень скромная? Вся Европа знает, какая я скромная!» / Советская актриса Фаина Раневская
  • Поэтов не может быть много. / Советская актриса Фаина Раневская
  • Проклятый девятнадцатый век, проклятое воспитание: не могу стоять, когда мужчины сидят.
  • Пусть это будет маленькая сплетня, которая должна исчезнуть между нами.
  • Раневская со всеми своими домашними и огромным багажом приезжает на вокзал. — Жалко, что мы не захватили пианино, — говорит Фаина Георгиевна. — Неостроумно, — замечает кто-то из сопровождавших. — Действительно неостроумно, — вздыхает Раневская. — Дело в том, что на пианино я оставила все билеты.
  • Ребенка с первого класса школы надо учить науке одиночества.
  • С такой жопой надо сидеть дома!
  • Сейчас актёры не умеют молчать. А кстати, и говорить тоже. / Советская актриса Фаина Раневская
  • Семья заменяет все. Поэтому, прежде чем ее завести, стоит подумать, что тебе важнее: все или семья.
  • Сказка — это когда женился на лягушке, а она оказалась царевной. А быль — это когда наоборот.
  • Склероз нельзя вылечить, но о нем можно забыть.
  • Сколько раз краснеет в жизни женщина? — Четыре раза: в первую брачную ночь, когда в первый раз изменяет мужу, когда в первый раз берет деньги, когда в первый раз дает деньги. А мужчина? — Два раза: первый раз когда не может второй, второй когда не может первый.
  • Сняться в плохом фильме — все равно что плюнуть в вечность.
  • Сотрудница Радиокомитета N. постоянно переживала драмы из-за своих любовных отношений с сослуживцем, которого звали Симой: то она рыдала из-за очередной ссоры, то он ее бросал, то она делала от него аборт Раневская называла ее «жертва ХераСимы».
  • Спутник славы — одиночество.
  • Стало смешно. Великие живут как люди, а я живу бездомной собакой, хотя есть жилище! Есть приблудная собака, она живёт моей заботой, — собакой одинокой живу я, и недолго, слава Богу осталось. Кто бы знал, как я была несчастна в этой проклятой жизни, со всеми своими талантами. Кто бы знал моё одиночество! Успех — глупо мне, умной, ему радоваться. Я не знала успеха у себя самой…У меня хватило ума глупо прожить жизнь, — уже перед самой смертью жаловалась Фаина Раневская
  • Старая харя не стала моей трагедией. В 22 года я уже гримировалась старухой, привыкла, полюбила старух. / Советская актриса Фаина Раневская
  • Стареть скучно, но это единственный способ жить долго.
  • Старость — это время, когда свечи на именинном пироге обходятся дороже самого пирога, а половина мочи идет на анализы.
  • Старость — это когда беспокоят не плохие сны, а плохая действительность.
  • Старость — это просто свинство. Я считаю, что это невежество бога, когда он позволяет доживать до старости.
  • Страшно, когда тебе внутри восемнадцать, когда восхищаешься прекрасной музыкой, стихами, живописью, а тебе уже пора, ты ничего не успела, а только начинаешь жить!
  • Такая задница называется «жопа-игрунья».
  • Толстой сказал, что смерти нет, а есть любовь и память сердца. Память сердца так мучительна, лучше бы ее не было… Лучше бы память навсегда убить.
  • У меня хватило ума глупо прожить жизнь.
  • Успех — единственный непростительный грех по отношению к своему близкому.
  • Чем я занимаюсь? Симулирую здоровье.
  • Четвертый раз смотрю этот фильм и должна вам сказать, что сегодня актеры играли как никогда!
  • Чтобы мы видели, сколько мы переедаем, наш живот расположен на той же стороне, что и глаза.
  • Эта дама может уже сама выбирать, на кого ей производить впечатление.
  • Это не комната. Это сущий колодец. Я чувствую себя ведром, которое туда опустили.
  • Я — выкидыш Станиславского.
  • Я говорила долго и неубедительно, как будто говорила о дружбе народов.
  • Я жила со многими театрами, но так и не получила удовольствия.
  • Я как старая пальма на вокзале — никому не нужна, а выбросить жалко.
  • Я не признаю слова «играть», Играть можно в карты, на скачках, в шашки. На сцене жить нужно. / Советская актриса Фаина Раневская
  • Я переспала со всеми театрами Москвы, но ни с кем не получила удовлетворения! / Советская актриса Фаина Раневская
  • Я провинциальная актриса. Где я только ни служила! Только в городе Вездесранске не служила!..
  • Я себя чувствую, но плохо.
  • Я социальная психопатка. Комсомолка с веслом. Вы меня можете пощупать в метро. Это я там стою, полусклонясь, в купальной шапочке и медных трусиках, в которые все октябрята стремятся залезть. Я работаю в метро скульптурой. Меня отполировало такое количество лап, что даже великая проститутка Нана могла бы мне позавидовать.
  • Я, в силу отпущенного мне дарования, пропищала как комар.

О женщинах

Когда в Москву привезли «Сикстинскую мадонну», все ходили на неё смотреть. Фаина Георгиевна услышала разговор двух чиновников из Министерства культуры. Один утверждал, что картина не произвела на него впечатления. Раневская заметила:
- Эта дама в течение стольких веков на таких людей производила впечатление, что теперь она сама вправе выбирать, на кого ей производить впечатление, а на кого нет!
*
- Бог создал женщин красивыми, чтобы их могли любить мужчины, и - глупыми, чтобы они могли любить мужчин.
*
- Какие, по вашему мнению, женщины склонны к большей верности брюнетки или блондинки?”
Не задумываясь она ответила: “Седые!”
*
- Женщины, конечно, умнее. Вы когда-нибудь слышали о женщине, которая бы потеряла голову только от того, что у мужчины красивые ноги?
*
- Напора красоты не может сдержать ничто! (Глядя на прореху в своей юбке)
*
- Критикессы - амазонки в климаксе.
*
- Когда у попрыгуньи болят ноги, она прыгает сидя.
*
- С такой жопой надо сидеть дома!

О здоровье

На вопрос: "Вы заболели, Фаина Георгиевна?" - она обычно отвечала: "Нет, я просто так выгляжу".
*
- Чем я занимаюсь? Симулирую здоровье.
*
- Я себя чувствую, но плохо.
*
- Здоровье - это когда у вас каждый день болит в другом месте.
*
- Если больной очень хочет жить, врачи бессильны.
*
- Склероз нельзя вылечить, но о нем можно забыть.

О старости

Старость - это когда беспокоят не плохие сны, а плохая действительность.
*
- Я как старая пальма на вокзале - никому не нужна, а выбросить жалко.
*
- Старость - это просто свинство. Я считаю, что это невежество бога, когда он позволяет доживать до старости.
*
- Страшно, когда тебе внутри восемнадцать, когда восхищаешься прекрасной музыкой, стихами, живописью, а тебе уже пора, ты ничего не успела, а только начинаешь жить!
*
- Бог мой, как прошмыгнула жизнь, я даже никогда не слышала, как поют соловьи.
*
- Мысли тянутся к началу жизни - значит, жизнь подходит к концу.
*
Когда я умру, похороните меня и на памятнике напишите: “Умерла от отвращения”.
*
Стареть скучно, но это единственный способ жить долго.
*
- Старость - это время, когда свечи на именинном пироге обходятся дороже самого пирога, а половина мочи идет на анализы.

О работе

Деньги съедены, а позор остался. (О своих работах в кино)
*
- Сняться в плохом фильме - все равно что плюнуть в вечность.
*
- Когда мне не дают роли, чувствую себя пианисткой, которой отрубили руки.
*
- Я - выкидыш Станиславского.
*
- Я провинциальная актриса. Где я только ни служила! Только в городе Вездесранске не служила!..
*
- Я, в силу отпущенного мне дарования, пропищала как комар.
*
- Я жила со многими театрами, но так и не получила удовольствия.
*
- Четвертый раз смотрю этот фильм и должна вам сказать, что сегодня актеры играли как никогда!
*
- Успех - единственный непростительный грех по отношению к своему близкому.
*
- Как ошибочно мнение о том, что нет незаменимых актеров.
*
- Нас приучили к одноклеточным словам, куцым мыслям, играй после этого Островского!
*
- Получаю письма: "Помогите стать актером". Отвечаю: "Бог поможет!"
*
- Перпетум кобеле. (О режисере Ю. Завадском)
*
- Он умрет от расширения фантазии. (О режисере Ю. Завадском)
*
- Пи-пи в трамвае - все, что он сделал в искусстве.
*
- Я не признаю слова "играть". Играть можно в карты, на скачках, в шашки. На сцене жить нужно.
*
- Жемчуг, который я буду носить в первом акте, должен быть настоящим,- требует капризная молодая актриса.
- Всё будет настоящим, - успокаивает ее Раневская. - Всё: и жемчуг в первом действии, и яд - в последнем.

О себе и жизни

Всю свою жизнь я проплавала в унитазе стилем баттерфляй.
*
- Я социальная психопатка. Комсомолка с веслом. Вы меня можете пощупать в метро. Это я там стою, полусклонясь, в купальной шапочке и медных трусиках, в которые все октябрята стремятся залезть. Я работаю в метро скульптурой. Меня отполировало такое количество лап, что даже великая проститутка Нана могла бы мне позавидовать.
*
- Спутник славы - одиночество.
*
- Жить надо так, чтобы тебя помнили и сволочи.
*
- У меня хватило ума глупо прожить жизнь.
*
- Кто бы знал мое одиночество? Будь он проклят, этот самый талант, сделавший меня несчастной. Но ведь зрители действительно любят? В чем же дело? Почему ж так тяжело в театре? В кино тоже Гангстеры.
*
- В Москве можно выйти на улицу одетой, как бог даст, и никто не обратит внимания. В Одессе мои ситцевые платья вызывают повальное недоумение - это обсуждают в парикмахерских, зубных амбулаториях, трамвае, частных домах. Всех огорчает моя чудовищная “скупость” - ибо в бедность никто не верит.
*
- Одиночество как состояние не поддается лечению.
*
- Проклятый девятнадцатый век, проклятое воспитание: не могу стоять, когда мужчины сидят.
*
- Жизнь проходит и не кланяется, как сердитая соседка.

На разные темы

Орфографические ошибки в письме - как клоп на белой блузке.
*
- Сказка - это когда женился на лягушке, а она оказалась царевной. А быль - это когда наоборот.
*
- Я говорила долго и неубедительно, как будто говорила о дружбе народов.
*
- Семья заменяет все. Поэтому, прежде чем ее завести, стоит подумать, что тебе важнее: все или семья.
*
- Пусть это будет маленькая сплетня, которая должна исчезнуть между нами.
*
- Мне попадаются не лица, а личное оскорбление.
*
- Чтобы мы видели, сколько мы переедаем, наш живот расположен на той же стороне, что и глаза.
*
- Настоящий мужчина - это мужчина, который точно помнит день рождения женщины и никогда не знает, сколько ей лет. Мужчина, который никогда не помнит дня рождения женщины, но точно знает, сколько ей лет - это ее муж.
*
- Мне всегда было непонятно - люди стыдятся бедности и не стыдятся богатства.
*
- Понятна мысль моя неглубокая?
*
- Ребенка с первого класса школы надо учить науке одиночества.
*
- Толстой сказал, что смерти нет, а есть любовь и память сердца. Память сердца так мучительна, лучше бы ее не было… Лучше бы память навсегда убить.
*
- Это не комната. Это сущий колодец. Я чувствую себя ведром, которое туда опустили.
*
- Вы не поверите, Фаина Георгиевна, но меня еще не целовал никто, кроме жениха.
- Это вы хвастаете, милочка, или жалуетесь?
*
Сотрудница Радиокомитета N. постоянно переживала драмы из-за своих любовных отношений с сослуживцем, которого звали Симой: то она рыдала из-за очередной ссоры, то он ее бросал, то она делала от него аборт Раневская называла ее "жертва ХераСимы".
*
Однажды Раневскую спросили: "Почему красивые женщины пользуются бoльшим успехом, чем умные?"
- Это же очевидно: ведь слепых мужчин совсем мало, а глупых - пруд пруди.
*
Сколько раз краснеет в жизни женщина?
- Четыре раза: в первую брачную ночь, когда в первый раз изменяет мужу, когда в первый раз берет деньги, когда в первый раз дает деньги.
А мужчина?
- Два раза: первый раз когда не может второй, второй когда не может первый.
*
Раневская со всеми своими домашними и огромным багажом приезжает на вокзал.
- Жалко, что мы не захватили пианино, - говорит Фаина Георгиевна.
- Неостроумно, - замечает кто-то из сопровождавших.
- Действительно неостроумно, - вздыхает Раневская. - Дело в том, что на пианино я оставила все билеты.
*
Однажды Юрий Завадский, худрук Театра им. Моссовета, где работала Фаина Георгиевна Раневская (и с которым у нее были далеко не безоблачные отношения), крикнул в запале актрисе: "Фаина Георгиевна,
вы своей игрой сожрали весь мой режиссерский замысел!"
- То-то у меня ощущение, что я наелась дерьма! - парировала Раневская.
*
— Сегодня я убила 5 мух: двух самцов и трех самок.
— Как вы это определили?
— Две сидели на пивной бутылке, а три на зеркале, — объяснила Фаина Георгиевна.
*
Идущую по улице Раневскую толкнул какой-то человек, да еще и обругал грязными словами. Фаина Георгиевна сказала ему:
- В силу ряда причин я не могу сейчас ответить вам словами, какие употребляете вы. Но я искренне надеюсь, что когда вы вернетесь домой, ваша мать выскочит из подворотни и как следует вас искусает.
*
Актеры обсуждают на собрании труппы товарища, который обвиняется в гомосексуализме:
"Это растление молодежи, это преступление"
- Боже мой, несчастная страна, где человек не может распорядиться своей жопой, - вздохнула Раневская.
*
"Лесбиянство, гомосексуализм, мазохизм, садизм это не извращения", - строго объясняет Раневская: "Извращений, собственно, только два: хоккей на траве и балет на льду".
*
Объясняя кому-то, почему презерватив белого цвета, Раневская говорила:
"Потому что белый цвет полнит".
*
- Я не пью, я больше не курю и я никогда не изменяла мужу потому еще, что у меня его никогда не было,- заявила Раневская, упреждая возможные вопросы журналиста.
- Так что же, - не отстает журналист, - значит у вас, совсем нет никаких недостатков?
- В общем, нет, - скромно, но с достоинством ответила Раневская. И после небольшой паузы добавила:
"Правда, у меня большая жопа и я иногда немножко привираю!"

Ее знаменитый юмор – едкий, очень точный и почти всегда циничный – давно считается классикой. Мы используем ее выражения, даже не подозревая, кому принадлежит «копирайт» на них.

1. Надоедливым поклонникам

Фраза: «ПионЭры, идите в **пу!»

Фаину Георгиевну ужасно раздражало, когда, увидев ее на улице, прохожие (особенно дети) начинали кричать: «Муля, не нервируй меня!» Однажды ее окружила толпа школьников, радостно скандировавших знаменитую фразу из «Подкидыша». Тогда Раневская и сказала в сердцах: «Пионеры, идите в **пу!»

Схожая участь постигла тимуровцев, заявившихся домой к актрисе с предложением помочь по хозяйству. «ПионЭры! Возьмитесь за руки – и идите в **пу!» - отчеканила она и захлопнула дверь.

К слову, однажды за любовь к шутке про Мулю досталось даже Брежневу. Он не удержался и повторил ее, прикалывая к груди Раневской Орден Ленина, на что получил гневную отповедь: «Леонид Ильич, так меня называют или мальчишки, или хулиганы!» «Простите, но я Вас очень люблю», - смутился генсек.

Кто вы из героинь советского кино? - пройдите тест и узнайте >>
2. Против пафоса

Фраза: «Под каждым павлиньим хвостом скрывается куриная **па»

Этот афоризм едва ли не самый известный среди высказываний Раневской: «Под самым красивым павлиньим хвостом скрывается самая обычная куриная **па. Так что меньше пафоса, господа!»

Так точно выразить отношение к жизни, к коллегам и к самой себе удавалось мало кому. Кстати, недавно во время очередного твиттер-скандала это выражение прозвучало в адрес телеведущей Ксении Собчак, ранее употребившей афоризм Раневской о пионЭрах в адрес журналистов. В общем, с помощью обмена меткими фразами Фаины Георгиевны нового витка громкой ссоры Собчак с папарацци удалось избежать. По крайней мере, пока.
3. О свободе выбора

Фраза: «Каждый волен распоряжаться свой **пой, как хочет»

Вообще, похабное слово из четырех букв было у Фаины Георгиевны одним из любимых. Однажды она так и ответила некой дотошной журналистке: «Мата я не стесняюсь. И в лексиконе моем любимое слово – «**па», а не «отлично».

Доказала это Раневская на партсобрании в театре, где одного из актеров, заподозренного в гомосексуальных связях, пламенно клеймили за недостойное советского работника искусств поведение. «Каждый волен распоряжаться своей **пой, как ему хочется, - заявила артистка. – Поэтому я свою поднимаю, и у*бываю!»
4. С критикой по жизни

Фраза: «Вы знаете, милочка, что такое говно?... Так вот, оно по сравнению с моей жизнью – повидло».

Так резюмировала Раневская. До глубокой старости она оставалась востребована в кино и театре, созданные ей роли, включая эпизодические, цитировались и были любимы советским зрителем. При этом неуживчивость характера привела к тому, что Фаина Георгиевна жила в полном одиночестве – не считая любимую дворняжку по кличке Мальчик и сиамского кота Тики.

5. Сестрам по разуму

Фраза: «Почему все дуры такие женщины?»

Ответ на этот вопрос можно попробовать найти в книге с одноименным названием. Ее авторство приписывается Раневской, но это до сих пор вызывает у многих справедливые сомнения. Хотя зная насмешливый нрав Фаины Георгиевны, вполне логично было бы предположить, что крылатая фраза принадлежит именно ей.

Острая на язык актриса не щадила никого, и представительниц прекрасного пола – в том числе: «Всю жизнь я страшно боюсь глупых. Особенно баб. Никогда не знаешь, как с ними разговаривать, не скатываясь до их уровня».
6. О формах...

Фраза: «С такой **пой надо сидеть дома!»

К слову о критике, которую Раневская обрушивала на своих соотечественниц. Фаина Георгиевна редко стеснялась открыто обсуждать чью-либо внешность – хоть свою, хоть прохожих.

Однажды, провожая взглядом проходящую мимо даму, актриса – то ли язвительно, то ли одобрительно - заявила: «Такая называется «**па-игрунья».

А вот другой прохожей досталось от Раневской по полной программе. «А с такой **пой надо было сидеть дома!» - резко бросила артистка.
7. ... и содержании

Фраза: «Знали бы вы, сколько в человеке дерьма!»

Однажды во время проходивших за городом съемок в очередном фильме, у Раневской приключилось серьезнейшее расстройство желудка.

Утомленные долгим ожиданием участники съемочной группы уже заподозрили, что случилось что-то непоправимое, когда дверь деревянного туалета распахнулась и оттуда вышла Фаина Георгиевна. «Братцы вы мои! – заявила актриса. – Если бы вы только знали, сколько в человеке дерьма…»
8. Свой взгляд на официальное искусство

Фраза: «Это какой-то холодильник с бородой!»

В 60-е годы прошлого века на Театральной площади в Москве установили памятник Карлу Марксу. Очевидно, соседство бронзовой фигуры с Большим театром Раневской не понравилось.

Когда актрису спросили, видела ли она монумент великому автору «Капитала», она удивленно вскинула брови и уточнила: «Вы имеете в виду этот холодильник с бородой, что недавно поставили у Большого театра?»
9. В любой неловкой ситуации

Фраза: «Вас не шокирует, что я курю?»

Однажды в гримерку Раневской по какому-то сверхважному делу вбежал один из сотрудников театра. Увиденное там заставило торопливого мужчину буквально потерять дар речи: Фаина Георгиевна курила у окна абсолютно голая.«Дорогой мой, вас не шокирует, что я курю?» - невинно спросила актриса, повернувшись к незваному гостю и не сделав ни малейшей попытки прикрыться.
10. Деликатно, но далеко

Фраза: «Надеюсь, вас в подворотне искусает ваша мать»

Похабные выражения Раневской, уж конечно, не были показателем отсутствия культуры. Наоборот – они были вызовом косности, можно сказать, маленьким перформансом с ее стороны. И когда Фаина Георгиевна сталкивалась с грубостью на улице, она умела и держать лицо, и подбирать слова.

Однажды на одной из московских улиц немолодую уже актрису толкнул некий молодой человек. Едва не сбив Раневскую с ног, он не только не извинился, но и нецензурно выругался в ее адрес.

Поначалу артистка опешила, но вскоре быстро нашлась и бросила вслед грубияну: «В силу ряда причин я не могу сейчас ответить вам словами, какие употребляете вы. Но я искренне надеюсь, что когда вы вернетесь домой, ваша мать выскочит из подворотни и как следует вас искусает».

Ругался Дмитрий Ковальчук