Къырытматар той адетлери (крымскотатарские свадебные традиции). Свадебный обряд крымских татар

© Предоставлено А. Олимовым

Свадебные традиции крымских татар: с хной, кофе и Кораном

14:38 01.04.2014

Крымскотатарская свадьба представляет собой яркий, зрелищный, многолюдный праздник с соблюдением всех самобытных обычаев народа. Обряд разделяется на три основных периода: предсвадебный, собственно саму свадьбу и послесвадебный.

Предсвадебный период включает в себя несколько этапов: знакомство и выбор невесты; сватовство — сез кесим, обручение — нишан, или агъырнишан; жертвоприношение и дува (молебен); вечер-прощание в доме невесты; обряд окрашивания невесты хной.

Знакомство молодежи, как правило, происходило на свадьбах. Большое влияние на выбор жениха и невесты оказывало общественное мнение, репутация семей. Смотрят не только на богатство, хотя оно тоже играет свою роль, сколько на корни семьи, «на породу». С незапамятных времен в крымско-татарском народе не допускались близкие по крови браки. Чем дальше родство, тем лучше. Отмеривали до седьмого колена, чтобы не приведи Аллах, не жениться на своих кузинах — считалось, что тогда крепкого потомства не будет.

Сватовство и подготовка

Одним из важных моментов предсвадебного цикла обрядов является сватовство — сез кесим, которое и завершает выбор брачного партнера. Роль сватов доверяют уважаемым людям. Заметим, что со времен Крымского Ханства юридически было запрещено отдавать дочерей замуж насильно. Каждая невеста во время визита посланных жениха, стояла за ширмой и сама изъявляла свое желание или нежелание. Если она была согласна, то после троекратного вопроса послов жениха, она подавала знак родителям кончиком платья высунутого из-за ширмы, в противном случае, она хранила молчание, тогда отец находил предлог для отказа претенденту. Если же родители и невеста были согласны, последняя передавала сватам вышитый собственноручно платочек. Взамен сваты отдавали ей приготовленный заранее подарок от жениха (платок, платье, отрез на платье, золотое кольцо и т. п.). Таким образом, при обоюдном согласии сторон, совершалась помолвка (сез кесим). А спустя некоторое время заключался агъырнишан (тяжелое заручение).

Сваты приносят с собой богъча (узел). В наше время это красиво украшенные корзины, сундуки, подарочные коробки, в которых лежат подарки для невесты и для всех ее родственников, включая и грудных детей. Невесте обычно приносят подарки из золота. Родные невесты, в свою очередь, готовят подарки родне жениха.

После нишана с обеих сторон идет подготовка к свадьбе. Невеста с подругами и родными занимается приданым. Оно зависит от благосостояния семьи и обычно включает подушки, ковры, посуду, постельное белье, одеяла, шали, полотенца, салфетки, скатерти, носовые платочки, спальный гарнитур. Незадолго до свадьбы обязательно обе стороны проводят жертвоприношение и дува (молебен) по умершим, посвященные предстоящей свадьбе. Исполнившие этот обычай получают как бы благословение и поддержку у умерших на создание семьи.

© Предоставлено А. Олимовым

На кануне свадьбы в доме невесты устраивается прощальный вечер, на котором присутствуют и гости со стороны жениха, но не он сам.
За день до этого события совершается ритуал с хной в присутствии родственников и свах жениха, которым в доме невесты накрывали стол. После угощения в специальной посуде начинают разводить хну. В это время девушки поют песню, посвященную этому обряду. Затем невесте красят хной кончики пальцев рук, а в некоторых районах и пальцы ног, а также волосы. На прощальном вечере у невесты всем желающим гостям в специально отведенной комнате показывают приданое.

Свадьба на стороне невесты

Как правило, она проводится в среду (до револю​ции​ — в пятницу). Заранее, до начала свадьбы, назна​чают​ родственника-руководите​ля свадьбы — той агъасы — и официантов​ (чаще мужчин).

Вечером же прибывает жених с семьей и друзь​ями. Родителей жениха на стороне невесты быть не должно. Вначале их заводят в отдельную комнату в доме, уго​щают кофе и сладостями​. Они отдыхают до начала свадьбы, которое согласуетс​я с отцом невесты. Музыканты играют песню «Салгъыр бою» («Вдоль Салгира»). При появ​лении​ гостей игра этой песни прекращает​ся и звучит специ​альн​ая мелодия «Хош келъди авасы».

Гостей встречают отец и мать. Гости поздравляю​т с торжеством​ и вручают им по​дарки. Затем их рассаживаю​т по местам. По прибытии большинст​ва гостей руководите​ль свадьбы приглашает​ выйти жениха и невесту. Они выходят в сопровожде​нии гостей как со стороны жениха, так и с подругами невесты. Исполняетс​я мелодия «Кельсин, кельсин киев — кельсин келин» — про​сят выйти жениха и невесту. Впереди жениха и невесты идут, танцуя, близкие невесты. Они садятся за специально​ серви​рова​нный стол. С правой стороны жениха садятся его гости, а с левой — сопровожда​ющие невесты.

Тойагъасы предлагает​ музыкантам​ исполнить мелодию «Акъшам шериф Такъсив» («Слушайте​ все»). Затем играют мелодию «Пешремы»,​ что означает начало торжества. Род​ственн​ик или руководите​ль свадьбы, открывая ее, поздрав​ля​ет родителей,​ молодых, гостей с созданием новой молодой семьи, желает им счастья, благополуч​ия, много детей.

© Предоставлено А. Олимовым

После выступлени​я исполняетс​я мелодия «Долу». Это приглашени​е к наполнению​ бокалов напитками. Через неко​торое​ время начинаются​ танцы. Первыми приглашают​ на та​нец родителей невесты. Они ис​полняют​ ритуальный​ танец «Агъырава и хайтарма». Во время исполнения​ национальн​ого танца гость исполняет не​сколько​ движений, вручает танцующим деньги, и так по​ступает​ каждый, кто хочет участвоват​ь в танце. Собранные таким образом деньги от танцующих после окончания танца вручают музыкантам​.

Тойагъасы следит, чтобы танцевали гости также и со стороны жениха.

Свадьба завершаетс​я танцем жениха и невесты, исполня​ющ​ими «Агъырава и Хайтарма». Гости одаривают их деньга​ми как описано выше.
Деньги отдают музыкантам​.

Молодых под мелодию «Сухбет олсын бу гедже» («Пусть ночь будет благослове​нной») отправляют​ в дом прибывшие сопровожда​ющие жениха и невесты. Затем жених отбывает к себе домой со своими гостями. Невеста остается у себя дома. Гости танцуют «хоран».

На второй день невесту готовят к выезду в дом жениха.

Свадьба на стороне жениха

На стороне жениха свадьба начинается​ в субботу (до ре​волюции​ — в четверг). Основным мероприяти​ем является выезд сватов жениха за невестой. Обычно будущий муж в этом ритуале не участвует и делегирует кого-то из родственников.

Жених для доставки невесты и ее гостей предоставл​яет несколько легковых автомашин и музыкантов​. Сватов в доме невесты встречают с большим почетом. Столы накрывают различными​ закусками и горячими блюдами. Через некото​рое​ время сваты спрашивают​, готова ли невеста к выезду?

В это время невеста начинает прощаться с отцом, мате​рью, братьями, сестрами, просит у них прощения и благо​слов​ения.

Отец одевает девушке пояс-кушак. Мать поручает маль​чику доставить к дому жениха Коран. Отец и мать благослов​​ляют молодую. Юноши и девушки не пропускают​ сватов со стороны жениха в комнату, где находятся невеста и ее вещи, требуя у них выкупа. Сваты откупаются​ и выводят невесту с сопровожда​ющими ее лицами к машинам. В момент отъез​да позади машины, где находится невеста, привязываю​т бе​лую нить. Когда машины трогаются,​ за машинами выплескива​ют воду.

При подъезде к дому жениха молодые люди перекрываю​т дорогу, требуя выкупа.

У ворот невесту встречает мать жениха. Вместе с невес​той едет мальчик, у которого в руках Коран. Мать жениха должна «выкупить»​ Коран. Хотя существует​ выражение «вы​куп», на самом же деле Коран бесценен. Это просто поощ​рение​ за услугу.

© Предоставлено А. Олимовым

При выходе из машины невесту осыпают монетами, кон​фетами​ и зерном. Когда невеста должна войти в комнату, со стороны невесты говорят: «Невеста не может пройти через калитку (дверь)». Тогда отец жениха должен дать подарок. Жених встречает невесту и сопровожда​ет ее в отведенную​ комнату.

Свадьба — той (пир) начинается​ поздно вечером. Весь про​цесс организаци​и проведения​ и исполнения​ ритуалов свадь​бы аналогичен​ свадьбе на стороне невесты.

Вхождение невесты в семью мужа

Утром после торжества собираются​ родственни​ки молодых. Новоиспеченная жена це​лует всем руки, а взамен родственни​ки одаривают ее и поздравляют. Невеста выходит на кухню, готовит кофе, преподноси​т сидящим родственни​кам жениха. Этот ритуал означает, что она вошла в его семью.

На третий день после этой процедуры сестры или под​ружки приходят проведать молодую и вручают ей красиво оформленны​й веник. А через неделю-две родители молодой приглашают​ к себе в гости дочь, зятя и его ближайших родственни​ков. После этого зять и его родители наносят ответный визит.

Так завершаетс​я обряд создания новой семьи.

Арсен Бекиров
Белое платье, брызги шампанского, черная машина с кольцами. Одним словом - свадьба. О том, что женятся крымские татары, а не славяне, теперь можно понять только по фамилиям в свидетельстве о браке.

Все по-новому
Современные крымскотатарские свадьбы сильно отличаются от тех, которые играли лет двадцать назад, говорит президент Фонда поддержки и исследований коренных народов Крыма Надир Бекиров.
«Некоторые невесты начали одеваться так, словно готовы отдаться не только жениху, но и всем гостям сразу. А процентов восемьдесят свадебного музыкального репертуара не имеет к нашей музыке никакого отношения», - говорит Бекиров. По его словам, свадьбы перестали быть традиционными народными гуляниями с песнями, танцами и состязаниями. Рождение новой семьи все чаще превращается в банальное застолье, где спиртное льется рекой. А чтобы свадьба отличалась от славянских, в процесс включают «восточную экзотику», не имеющую ничего общего с обычаями крымских татар.

Как это было
На свидания крымские татары не бегали - молодых знакомили родители или профессиональные свахи. Не смейтесь, но эта традиция сохранилась до сих пор. Далеко за пределами Крыма прославилась «профессиональная сваха» Мунивер Темешева. Она объединяет сердца уже шестьдесят лет. Сейчас Мунивер-битай (то есть бабушке Мунивер) почти восемьдесят, но она с молодым задором продолжает свое нелегкое дело. В ее «картотеке», как она призналась, около 750 имен потенциальных невест. Денег сваха не требует: может принять некоторую сумму, если предложат, но только после свадьбы.
«С каждым годом становится все труднее. Молодежь либо не знает национальных традиций, либо ими откровенно пренебрегает», - сетует сваха.
Традиционно крымскотатарская свадьба была целым комплексом ритуалов и длилась не один день. Такая растянутость во времени позволяла будущим супругам поближе узнать друг друга и если что - вовремя отказаться от затеи.
Сначала молодой человек вместе с родителями или близкими родственниками посещал дом невесты и просил «разлык» - разрешение на брак. Если родители и невеста не возражали, стороны готовились к помолвке. В отличие от многих мусульманских народов, крымские татары учитывали мнение своих дочек - выдавать замуж насильно было не принято. Конечно, родители могли настоять, но делали это мягко. Например, говорили, что девушке в 17-19 лет желательно быть замужем, иначе она рискует остаться в «старухах».
Следующий этап - помолвка, или «сез кесим» - на крымскотатарском это значит «дать слово». Влюбленный татарин в компании сватов («къуда») приезжал к невесте. Происходил обмен подарками («нишан») и оговаривалась дата свадьбы. С этого момента молодые считались «полноценными» женихом и невестой.
За две недели до свадьбы происходил «агъыр нишан» - окончательный договор между сватами. Стороны обменивались более богатыми подарками. Как правило, это была одежда, вышивки и украшения. Саму свадьбу играли несколько дней. Сначала в доме невесты, а потом - жениха.
Обряд мусульманского бракосочетания «никях» мулла проводил в доме молодой. В доме невесты гуляли два дня. В конце второго дня проводили обряд «хна геджеси» - аналог девичника. Подруги и родственницы невесты окрашивали ее волосы, ступни ног и ладони хной. Все это происходило под музыку и песнопения. На следующее утро ее готовили к отъезду в дом супруга.
Одновременно в доме жениха проводили другой ритуал - его торжественно брили под специальную музыку - «траш авасы». Церемония могла длиться долго, поэтому жениху приходилось часами сидеть с намыленной шеей.
Когда приезжала невеста, начиналась свадьба на стороне жениха. Ближе к полуночи молодых вели в отдельную комнату и оставляли одних. Утром свекровь дарила невесте драгоценное украшение, а завершал свадьбу ритуал «келин къавеси» - молодая жена варила кофе родителям мужа и гостям.

Как теперь
Современные свадьбы проходят под лозунгом простоты и зрелищности. Часть ритуалов, увы, «отменили» или «модернизировали» до неузнаваемости. В первую очередь пострадал обычай делать две свадьбы. В последнее время все чаще играют одну - из соображений экономии. Зато вырос масштаб - до депортации крымские татары не приглашали на свадьбы столько гостей. Застолья, рассчитанные больше, чем на сотню людей, были нечастыми. Теперь же считается, что любой крымский татарин обязан пригласить на свадьбу 300-400 человек. Средняя стоимость такой гулянки - 5-10 тысяч долларов. Нехитрые подсчеты показывают, что если проводить торжество по всем национальным канонам - два дня в доме невесты, еще два - у жениха, торжество обойдется еще в четыре раза дороже. Неудивительно, что все стараются сэкономить.
Предсвадебные «подготовительные процедуры» тоже становятся формальностью, превращаясь в обычные посиделки в гостях, или вовсе отмирают. В прошлом остались и бритье жениха под музыку и традиция «хна геджеси».
Пострадало также традиционное музыкально-танцевальное оформление торжества. Прежде у каждой свадебной хайтармы был свой порядковый номер, а женщины обязательно танцевали сложный «танец кистей» - «тым-тым». Но в последние пять-шесть лет на свадьбы пришла новая мода - танец живота, который исполняют нанятые танцовщицы. Пышнотелые девы под арабскую музыку трясут всем, чем наделила мать-природа. Редко какая свадьба обходится без кавказской лезгинки. Не лучше и с песнями: потакая желаниям публики, свадебные музыканты играют в основном попсу и кавказский шансон. Например, настоящим бичом многих свадеб стала композиция азербайджанца Арсена Бедросова «Кайфуем», а его соотечественник Руслан Набиев держит второе место с песней «По ресторанам».

Предсвадебный период включает в себя несколько этапов: знакомство и выбор невесты сватовство (первое сватовство - сез кесын, то есть дать слово, договориться, второе сватовство –нишан) жертвоприношение и молебен по умершим (дува) вечер-прощание в доме невесты-обряд окрашивания невесты хной.

Знакомство молодежи, как правило, происходило на свадьбах.. Юноши заглядывая в окна и двери комнат, в которых находились девушки, выбирали себе среди них невесту. Если одному из молодых людей понравилась девушка, присутствующая на свадьбе, то он прибегнув к помощи посредников, просил чтобы они попросили эту девушку исполнить танец. Пока она танцевала, молодой человек наблюдал за ней.

Местом вероятного знакомства являлись и девичьи вечеринки. Девушки села собирались в одном доме для приготовления сладостей. Каждая из них приносила что-нибудь из продуктов: сахар, муку, масло и т. п. Там они готовили, обменивались новостями, пели, шутили. Парни, как правило, знали, где собирались девушки и, находясь неподалеку, использовали любой удобный случай разглядеть девушек, подходили, стучали в окна, чтобы девушки выглянули, или ждали, когда они выйдут за чем-либо во двор. Знакомились и на праздниках, гуляньях. Люди собирались на природе, резали барана, устраивали различные соревнования, веселились.

Помимо этого, несколько раз в году устраивались скачки, на которых парень мог присмотреть себе невесту.

Выбрав девушку, парень, не решаясь признаться родителям, говорил об этом кому-нибудь из близких родственников, например, тете. Последняя, в свою очередь, ставила в известность родителей. Если они одобряли выбор сына, то в дом девушки посылали сватов.

Как правило, невесту или зятя предпочитали выбирать из своей деревни. Из круга возможных брачных партнеров исключались все родственники до седьмого колена. Крымским татарам известны различные формы заключения брака: уводом (уходом), по взаимному согласию молодых, но против воли родителей, умыканием (выкрадывание девушки без согласия или с согласия ее родителей). Известны случаи браков с колыбели (родители договаривались о свадьбе детей, когда те еще находились в колыбели). Но самой распространенной формой был брак, обозначенный в этнографической науке, как брак по сговору, сопровождающийся комплексом традиционных обрядов. Одним из важных моментов предсвадебного цикла обрядов являлось сватовство, которое и завершало выбор брачного партнера. Сватать приходили обычно в четверг или в пятницу в течении дня. Сваты одевались празднично. Мужчинам-сватам через плечо повязывали платок голубого, зеленого или красного цвета - обязательный символ сватовства.

Женщины надевали специальное нарядное платье, которое шилось из бархата, на голову повязывали платок. Роль сватов доверяли уважаемым и ни в коем случае не разведенным людям. Это могли быть родственники жениха. В первом сватовстве участвовали 2-3 человека. Они брали небольшой подарок для невесты, отправлялись к ее родителям и у порога громкими голосами приветствовали хозяев. Получив приглашение войти, посидев немного для приличия и поговорив на общие темы, сваты принимались за порученное им дело. Если жених чем-то не нравился родителям, они находили какой-нибудь предлог, чтобы отказаться, заявляя, например, что дочери еще рано выходить замуж. Отказ не расценивался как оскорбление, хотя в некоторых случаях это могло быть поводом для временной обиды, размолвки между семьями. В случае отказа обычно уходили, говоря, что ничего не сделаешь, значит, не судьба.

Большое влияние на выбор жениха и невесты оказывало общественное мнение, репутация семей. Смотрели не только на богатство, хотя оно тоже играло свою роль, сколько на корни семьи, “на породу”, если семья хорошая, трудолюбивая, не скандальная, тогда и жених (невеста) будут хорошими. Кроме того, существовали представления о “хорошем” парне и “хорошей” девушке. Здесь уже учитывались только личные качества. В парне ценились уважение к старшим, смелость, трудолюбие, порицались неисполнение воли родителей, нарушение обычаев (пьянство, курение, употребление свинины, прелюбодеяние). В девушке ценились хозяйственность, уважение к старшим, порицались лень, грубость, нечистоплотность, вульгарность.

Если родители не имели ничего против жениха, то они через посредника (тетю или подружку) узнавали мнение дочери. Невеста, как правило, не шла против родительской воли и почти всегда отвечала, что как родителям будет угодно, как они решат, так и будет, она не против. Если же родители и невеста были согласны, последняя передавала сватам вышитый собственноручно платочек. Взамен сваты отдавали ей приготовленный заранее подарок от жениха (платок, платье, отрез на платье, золотое кольцо и т. п.), кроме того, сваты обязательно приносили кофе, конфеты или другие сладости. Таким образом, при обоюдном согласии сторон, совершалась помолвка. Это первое посещение считалось малым сватовством. На нем, при положительном результате, решался вопрос о сроках второго, большого сватовства. Оно проходило спустя две-четыре недели после первого На этот раз сватов приходило человек пятнадцать-двадцать. С собой они приносили узел (бохча), в котором лежали подарки как для невесты, так и для всех ее родственников, включая и грудных детей. Невесте обычно приносили подарки из золота. Родные невесты, в свою очередь, готовили подарки жениховой родне. Бывало, что о подарках договаривались заранее, то есть определяли круг одариваемых. Как во время первого, так и во время второго сватовства девушка к гостям не выходила. На стол накрывали ее сестры или тети, или мать. Во время второго сватовства решался вопрос о сроках предстоящей свадьбы, которая могла состояться через шесть месяцев или даже спустя несколько лет.

После “нишана” жених получал право изредка видеться с невестой, но только украдкой, чтобы никто из старших не видел их вместе. Обычно парень приходил к окну невестиной комнаты и стучал по стеклу. Поговорив немного, молодые расходились.

После нишана с обеих сторон шла подготовка к свадьбе. Невеста с подругами и родными занималась приданым, хотя в основном оно давно уже было приготовлено, так как начинали его готовить со дня рождения девочки. Приданое зависело от благосостояния семьи и обычно в него входило постельное белье, перины, одеяла, шелковые головные платки, шали, полотенца, салфетки, скатерти, носовые платочки и т.п. , а также настенные подушки, ковры, медная посуда.

Незадолго до свадьбы как в доме жениха, так и в доме невесты обязательно проводились жертвоприношение и молебен по умершим, посвященные предстоящей свадьбе. Исполнением этого обычая получали как бы благословление и поддержку у умерших в предстоящей свадьбе.

В доме невесты устраивался прощальный вечер, на котором присутствовали и гости со стороны жениха, но не он сам.

За день до этого события совершался ритуал с хной в присутствии родственников и свах жениха, которым в доме невесты накрывали стол. После угощения в специальной посуде начинали разводить хну. В это время девушки пели песню, посвященную этому обряду. Затем невесте красили хной кончики пальцев рук, а в некоторых районах и пальцы ног, а также волосы. Остатками хны красили пальцы всем всем присутствующим девушкам с пожеланиями скорейшего замужества. На прощальном вечере у невесты всем желающим гостям в специально отведенной комнате показывали приданое.

Это веселье (с песнями, танцами) продолжалось до следующего утра. Утром жених посылал подводу за невестой и приданым.

В некоторых районах, венчание проходило в доме невесты. В этом случае на подводах вместе со свахами приезжали мулла, представитель от жениха и его свидетели. После омовения и переодевания невесту с головой покрывали шалью, вводили в комнату, где сидели подруги, а также свидетели и представители жениха. Мулла обращался к невесте со словами: “Именем бога, словами пророка, согласна ли ты стать вечной подругой жизни такого-то?” Вопрос повторялся три раза. Сначала невеста молчала, но когда вопрос повторялся в третий раз, начинала громко плакать, выражая таким образом свое согласие. Затем мулла обращался с тем же вопросом к стороне жениха. Получив утвердительный ответ, он обращался уже ко всем присутствующим со словами: “Вы слышали? Так будьте же свидетелями”. Существовало представление, что во время обручения какую себе жизнь невеста попросит у Бога, что загадает, то и исполнится. Для этого ей давали два куска хлеба, которые она клала подмышки, и зеркало. Невеста заходила в угол, огороженный занавеской, садилась там и, глядя в зеркало, загадывала свою судьбу как бы она хотела жить, сколько иметь детей. Затем она отдавала один кусок хлеба жениху, а другой съедала сама..

Если же венчались в доме жениха, то сваты и свахи ждали прощания невесты с родными и подругами, чтобы потом отвести ее к жениху.

После того как невесту одевали, она поворачивалась на восток и молилась, потом с плачем прощалась с подругами. Затем следовало прощание с матерью, которая с плачем благословляла дочь. После ее ухода входил отец. Он надевал на дочь серебряный пояс. Дочь просила у него прощения, если чем обидела. Невеста целовала руки родителям и всем старшим. В момент расставания обычно плакала не только невеста, но и все родные. После прощания дочери с отцом в комнату заходили ее близкие и родственники (дядя, братья), выводили ее и усаживали в разукрашенный фаэтон. Рядом сажали маленького мальчика с Кораном в руках. За фаэтоном невесты двигались подводы с ее близкими родственниками и подвода с приданым. В таком составе свадебная процессия торжественно выезжала к жениху. Впереди посылали верховых с известием, что невеста выехала из дома. Они везли с собой подушку. Эту подушку шили подруги невесты. Затем, в момент отъезда невесты, подушка эта продавалась с торга по низкой цене одному из друзей жениха, а тот по дороге продавал ее по более высокой цене другому, тот - третьему, и так - до приезда в дом жениха, где ее выкупали по высокой цене. По ней сторона жениха узнавала о приближении невесты.

По дороге свадебная процессия останавливалась для проведения различных соревнований, джигитовок, танцев, сопровождаемых музыкой; свадебную процессию мог остановить и потребовать выкупа каждый. Сам свадебный обряд (той) проходил в доме жениха. Продолжительность его в прошлом была семь дней, позже он сократился до трех дней. Всадники с полотенцами через плечо, которое им подвязывала мать жениха, были вестниками предстоящей свадьбы Они объезжали будущих гостей и приглашали их на торжество.

Один из первых подготовительных дней в доме жениха назывался молоть кофе. В этот день собиралась молодежь, с песнями мололи кофе и помогали в других делах. За это хозяева накрывали им стол. Приходили помогать также родственники и соседи. В доме жениха готовили несколько комнат для разных групп гостей: стариков, замужних женщин, мужчин, девушек, парней, а особую для жениха и невесты. В специальной комнате под потолком, крест-накрест, из угла в угол натягивали веревку, на которой затем развешивали приданое, посмотреть которое мог зайти каждый. Музыканты по очереди обходили эти комнаты и развлекали гостей.

В день приезда невесты жених уходил к своим близким родственникам, так как считалось, что жених, увидевший приезд невесты, рано умрет.

Все ждали приезда невесты. И когда процессия подъезжала к дому жениха, у самых ворот ее встречали музыканты, исполняющие встречный марш. Близкие родственники вели невесту в дом жениха. У дверей ее встречали родители. Мать жениха обсыпала невесту пшеницей, сладостями, орехами, монетами. Сопровождающие невесту говорили: “ Дверь что-то у вас маленькая, невеста войти не может”. Тут родители жениха перечисляли, что они подарят молодым. После этого сопровождающие невесту говорили: “Теперь дверь ваша расширилась, и невеста сможет спокойно войти”. Невесту провожали в специальную комнату, где происходил обряд обручения, если его не совершили в доме у невесты.

У приехавших с невестой выкупался Коран. Мальчику, привезшему Коран, давали большой подарок. Также выкупали и зажигали привезенные от невесты свечи. Делала это сестра жениха. Она же давала невесте деньги, чтобы та раздала их в качестве милостыни нищим людям.

После приезда невесты начиналась свадьба.. Гостей сажали за столы, на которые подавали плов, чебуреки, сарма, долма, шашлыки, отварное мясо, сладости, сухой торт-слоенку (курабье), печенье и т.д.

Музыканты переходили из комнаты в комнату, развлекая гостей. Мать жениха шла в комнату невесты, где при ее входе старшая из сопровождающих невесту приподнимала покрывало, и будущая свекровь клала невестке в рот мед или варенье и масло. Затем, выпив кофе, она уходила, посылая через некоторое время угощение в эту комнату.

После приезда невесты двое приближенных жениха, так называемые "головы жениха", начинали приготовление к его бритью (к тому времени он уже возвращался от родственников). Этот обряд символизировал прощание с холостяцкой жизнью и смену социального статуса. Зимой и летом этот ритуал происходил во дворе, а если не позволяла погода, то в отдельной комнате. Парикмахер брил жениха. Бритье периодически прерывалось танцами всех присутствующих. Тут же, на земле, лежал платочек, на который все присутствующие бросали деньги, которые затем отдавали парикмахеру. А от невесты ему же дарили красивое полотенце. Жених после этого с помощью друзей переодевался и обходил родителей и всех присутствующих стариков и целовал им руки. Отец и мать благословляли сына, отец надевал ему на голову шапку. В это время в приготовленной для жениха и его друзей комнате накрывали стол.

После угощения молодежь с музыкантами выходила во двор и пела песню: “Выходи жених”, повторяя ее несколько раз. Жених выходил и вместе с друзьями удалялся со свадьбы (они развлекались вдали от дома, где-нибудь на природе, у речки). Там устраивали различные соревнования, например, борьбу.

Во время развлечений брат невесты снимал с жениха пиджак и требовал взамен все, что хотел. Его требования обязательно выполнялись.

С заходом солнца приближенные невесты начинили украшать приданым специально отведенную для этого комнату. Затем невесте и ее родственникам подавался ужин. После ужина невесту провожали в отдельную комнату, где она, совершив омовение, начинала читать молитвы. После этого ее начинали одевать, надевалось красивое, дорогое платье, подаренное женихом, которое шили из бархата и обшивали серебряной тесьмой, опоясывали серебряным поясом, на голову надевали велюровую шапочку, украшенную золотыми монетами, по бокам которой свисали кисточки из бахромы, обычно желтого цвета, под цвет хны. Поверх фески надевался шарф. На ногах у невесты были кожаные туфли без каблуков, а зимой- вышитые, мягкие, кожаные сапоги. Кроме того, на ней было много различных украшений: браслеты, кольца, бусы, серьги, большое количество золотых украшений на груди. Сверху невесту покрывали покрывалом. Бывало и так: пользуясь тем, что невеста закрыта покрывалом ото всех, показывали одну дочь, а в день свадьбы подсаживали другую (например, старшую). Так как свадьбы раньше были дорогими, то таких невест не возвращали.

Невесту сажали за занавес, где она ждала жениха.

К вечеру девушки в доме жениха украшали свадебные свечи, при этом исполняли особые песни. По окончании этого обряда они выходили во двор и с украшенными свечами начинала танцевать.

После застолья, разговоров, песен, музыки и танцев гости начинали расходиться по домам.

После двенадцати ночи жениха с песнями и музыкой вели к невесте. У дверей их встречала одна из близких родственниц невесты, она раздавала всем сопровождающим жениха по полотенцу. Далее в комнату невесты его провожал дядя. Войдя в комнату они начинали молиться на приготовленных ковриках. По окончанию молитвы жениха оставляли одного. Через некоторое время в комнату вводили невесту.

Постель молодым стелили две тетки (со стороны жениха и невесты). Опасаясь порчи, под матрац клали хлеб. Затем приглашали старую женщину лет семидесяти-восьмидесяти, которая брала на руки маленького мальчика и валяла его по постели, приговаривая при этом различные добрые пожелания молодоженам. Этим действием желали обеспечить молодым дружную, долгую и многодетную жизнь. Затем этого мальчика и старую женщину одаривали деньгами и подарками.

Утром молодых будили музыканты. Невеста с женихом вставали, совершали омовение. Затем жених уходил к молодежи. А к невесте приходили свахи, переодевали ее в другое платье. Невеста ждала прихода родственников мужа. Свахи снимали простынь и передавали ее свекрови, а та, если невеста была “честной”, дарила ей ценный подарок. Через некоторое время приходили родственники мужа посмотреть на молодую. Невеста подходила сначала к свекрови, затем ко всем гостям и целовала им руки. После этого устраивали угощенье, подавали кофе, за то, что видели молодую. После этой процедуры свахи, сопровождавшие невесту все это время, уезжали к ее матери.

На третий день после свадьбы подружки невесты ходили проведывать ее. Мать невесты жарила чебуреки, готовила различные угощения и все это вместе с разукрашенным венком посылала дочери.

Через некоторое время родители невесты приглашали молодых в гости. Там жених целовал руки родителям невесты, за что последние дарили ему подарок.

При всем разнообразии и локальных различиях обычаев и обрядов свадебного цикла его ключевые моменты к концу Х1Х-го -началу ХХ-го вв. оставались общими для всех групп крымских татар. Его основу составляли разнообразные ритуалы.

В предсвадебном периоде это знакомство и выбор невесты сватовство, жертвоприношение и молебен по умершим, вечер -прощание в доме невесты, обряд окрашивания невесты хной.

В собственно свадьбе это приезд невесты к жениху и встреча его в доме, обручение молодых обряд бритья жениха, свадебная трапеза, одаривание молодых, уход жениха с друзьями со свадьбы на холостяцкую пирушку, проводы молодых на ночлег, утреннее омовение молодых, смотрины молодой посещение и одаривание ее родственниками жениха.

В послесвадебный период это сорокадневный запрет выхода невесты из дома жениха и показа ее на люди посещение молодыми родителей невесты.

Крымско-татарский народ имеет один очень яркий и особенный обряд, который связан с бракосочетанием. Для каждого из нас бракосочетание – один из самых важных моментов в жизни, а крымские татары придают ему совершенно особое значение. Даже в наше время в Крыму свадебные обряды проводятся с соблюдением всех основных этапов и элементов.

К свадебному обряду довольно долго готовятся, прежде всего, собирают приданное – нишан, джиез, богьчасы, для убранства жилья – донатма. Также подготавливается все для угощения гостей на свадьбе, куда приходят родственники и друзья, это приблизительно 250 человек, а иногда даже больше.

Когда-то приданное в крымско-татарских семьях начинали собирать, когда дочь только начинала подрастать. У них даже есть народная пословица, которая на русском звучит как: «Девочка еще на руках, а приданное уже в сундуках». В приданном должен быть докъуз, так называют свадебный подарок жениху, который складывают из 9 наименований (верхней одежды, полотенец, носовых платков, кисет и т.п.). Девушки, которые уже были на выданье, вышивали этот набор. Их этому обучали дома, передавая тем самым все секреты крымско-татарской вышивки.

Перед тем, как решить жениться молодые люди должны посоветоваться с родителями и попросить их разрешения. При принятии решения родители молодых знакомятся, чтобы убедиться в порядочности семьи. Если они родственники до 7 колена со стороны отца или до 5 колена со стороны матери, то им нельзя жениться.

Потом в дом девушки направляются сваты – къудалар, для того, чтоб совершить помолвку – сез кесим. Именно тогда и намечают день свадьбы, для девушки преподносят дорогой подарок – нишан, а ее родители в ответ передают жениху подарок. После этого жених уже может встречаться с девушкой в статусе, когда-то был еще обряд пенджереге бармакъ, когда жених подходил к окну невесты и дарил ей подарок, как знак нового статуса.

За несколько недель до свадьбы (2-3) происходит агъыр нишан, а именно заключение окончательного договора между сторонами, который затем скрепляют молитвой. От жениха к родителям невесты едет три представителя с подарками для нее и ее родных. А родители невесты готовят подарки для другой стороны.

Следующим шагом является никях – это мусульманский обряд бракосочетания. В наши дни его совершают во время агьыр нишан, а когда-то – на второй день свадьбы. Для этого должен быть жених с невестой и свидетели, а также родственники. Местный мулла при свидетелях спрашивает у невесты и жениха согласны ли они стать супругами, но задают этот вопрос невесте трижды, так как обычно стеснительные невесты отвечают на третий раз. После согласия мулла объявляет о заключении никяха. И наступает день свадьбы, который именуют никях-тою.