Лак даммарный для чего нужен. Живописные лаки

Выбор лака для живописи может обернуться настоящей головной болью для начинающего художника, в то время, как опытный мастер уже точно знает, какой именно продукт ему нужен.

Придя в магазин, начинающий живописец рискует приобрести вовсе не то,что хотел, поэтому сначала необходимо четко определиться с назначением лака.

Для чего нужны лаки?

Главным назначением лака для живописи является покрытие уже завершенных произведений. Лаки, предназначенные для этой цели называют покрывными . Если цель художника - укрепить покрытие или разбавить красочную массу, а так же придать прозрачность покрытию - то ему необходим связующий или разжижающий лак.

Раньше лаки изготавливали в основном из натуральных смол, но со временем этому материалу пришли на смену синтетические материалы, что позволило сделать многие лаки универсальными в применении.

Вопрос о том, применять синтетический или натуральный лак зависит от личных предпочтений художника, но следует помнить, что людям с аллергией не желательно вдыхать пары синтетических материалов (например, акрила).

Интересно: некоторые профессионалы не доверяют производителям и изготавливают лаки сами, но для этого необходимо иметь все необходимые материалы и определенный уровень мастерства, чтобы лак не навредил картине.

Тонкий слой лака создает защитную пленку, которая не только предотвратит неблагоприятное влияние внешних факторов, но и сделает цвета глубже, ярче, а мелкие детали четче и фактурнее.

Например, каждый из нас видел выцвевшие под воздействием лучей солнца (если быть более точными-ультрафиолетового излучения) краски на различных носителях (уличные баннеры, бумага, картон, ткань). Это же может случиться и с рисунком. Большую роль играет так же влажность: при ее повышенном уровне краска может просто отваливаться от холста, а при пониженном — трескаться и крошиться. Особенно это характерно для масляных красок, нанесенных толстым, густым слоем.

Произведения живописного искусства так же подвержены влиянию перепадов температур, оседанию пыли, воздействию жидкостей и газов.

При добалении в краску лаки повышают ее прочность и эластичность, способны увеличить глубину и интенсивность цвета,придать покрытию прозрачность и эффект стеклянного покрытия.

Виды лаков для живописи

Среди современных лаков выделяют: даммарный, акрил-фисташковый, фисташковый и акрил-стирольный. Есть также лак ретушный, лак фиксатив и пихтовый.


Даммарный лак является самый распространенным. К его достоинствам относится дешевизна и способность защитить картину от солнечных лучей. Но, со временем такой лак желтеет, поэтому применять его для картин, выполненных в холодных тонах не целесообразно.

Для них идеально подойдет акрил-фисташковый лак. Он отличается прозрачностью и эластичностью покрытия, не мутнеет со временем, но стоит гораздо дороже и не так распространен.

Фисташковый лак получил такое название благодаря основному ингридиенту — фисташковой смоле. Он практически не отличается от предыдущего вида лака, но встречается в продаже еще реже.

Акрил-стирольный лак признан наиболее эффективным. Помимо того, что он создает тонкое, прозрачное покрытие, не меняет цвет и не желтеет, он обладает хорошими водостойкими свойствами.

Все эти лаки дают блики, поэтому, если картина будет находится под ярким освещением, есть основание отдать предпочтение матовым лакам. По свойствам они не отличаются от глянцевых, за исключением того, что не способны увеличивать глубину инасыщенность цвета.

При выборе лака обратите внимание на дату изготовления и срок годности. Для большинства продуктов он составляет не более шести месяцев, а для некоторых лаков - не более трех.

Если лак просроченный, то он будет липнуть даже после высыхания, притягивая пыль и грязь, может размягчаться при повышенной влажности.

Ретушные лаки нельзя путать с покрывными, так как принцип действия у них противоположный: они используются для растворения красочного слоя, чтобы продолжить работу над высохшей картиной. Он наносится перед началом работы на нужный участок. После высыхания лак снова наносится на рабочую область. Ретушный лак, слегка растворяя верхний высохший срой краски, усиливает сцепления нового слоя. Таким образом получается "защита" от пожухания.

Совет: простой и действенный способ от старых мастеров - срез головки чеснока - отлично заменяет ретушный лак.

Лак фиксатив используется для закрепления рисунков карандашом, углем, пастелью, и пр. После высыхания образует пленочку, которая позволяет убирать пыль с картины. Помимо физической "защиты" данный лак позволяет сохранить сочность цвета.

Пихтовый лак аналогичен даммарному, то есть также изготавливается из смол. Менее распространен, так как обычно используется даммарный лак, либо "тройник" (смесь разбавителя, лака и льняного масла).

Производители лаков

Среди производителей лаков наиболее известным является фирма СОНЕТ. Лаки этого производителя не дорогие, но при этом обладают неплохим функционалом, но плохо наносятся, поэтому идеально подойдут уже опытным художникам.

Для новичков больше подойдет лак REVEES . По цене он идентичен СОНЕТу , но наносится гораздо легче и создает ровное покрытие.

Более дорогой и долговечный вариант- продукт французкого производителя Lefranc Bourgeous . Он действительно сохранит красоту ваших работ на многие годы.

Даммарный лак

30%-ный раствор смолы (даммары ) в пинене. Применяется в масляной живописи в качестве разбавителя красок, протирки пожуханий и для покрытия произведения после его завершения. В иконописи, ранее покрываемой олифой или масляным лаком, используется в качестве защитного покровного слоя после реставрации. Из покровных смоляных лаков отличается светоустойчивостью пленки, но сама пленка недостаточно устойчива к воздействию влаги. Для предупреждения этого недостатка (разложения лакового покровного слоя ) в лак добавляют пчелиный воск.


Словарь изографа. - М.: Православный Свято-Тихоновский Богословский институт . В. В. Филатов . 1997 .

Смотреть что такое "даммарный лак" в других словарях:

    Вещество, основу которого составляет смола, растворимая в спиртах, углеводородах и при высыхании (испарении растворителя) способная образовывать пленку. В живописи используют даммарный, мастичный, фисташковый, акрил фисташковый С. Л. для… … Словарь иконописца

    Масляные лаки - Содержание 1 Общие сведения 1.1 Виды лаков в зависимости от применяемого растворителя … Википедия

    даммар - а, м. dammar m., dammara <лат. Dammara orientalis, малайское damar факел. Смола некоторых тропических деревьев; применяется в производстве прозрачных лаков, линолеума и пластырей. СИС 1954. Природная мягкая смола, выделяемая деревьями сем.… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

Лаки для масляной живописи по своему назначению делятся на 4 основные группы. К ним относятся: покрывные лаки, предназначенные для обработки поверхностей уже готовых картин, связующие - для укрепления живописного слоя, разжижающие - применяемые для разбавления красочной массы, и универсальные, имеющие многофункциональное назначение. Остановимся подробнее на особенностях покрывного даммарного лака, одного из самых востребованных и распространённых.

Выгорание красок на солнце

Известно, что недостатком большинства красителей как используемых в быту, так и применяемых в промышленном производстве, является их слабая устойчивость к воздействию солнечного света. Результатом этого являются выцветшие и поблёкшие обои комнат, уличные баннеры и многие другие окружающие нас вещи. О них обычно говорят: «Выгорели на солнце».

Подобная же участь постигнет и если художник не позаботится о сохранности их первозданного вида. Традиционным методом, используемым с незапамятных времён, является покрытие уже готовых живописных произведений специальными лаками, способными уберечь их от воздействия солнечного света. Изобретены они давно, и их состав на протяжении веков много раз менялся и совершенствовался.

В наши дни химическая промышленность предлагает живописцам широкий ассортимент средств защиты их произведений. Одним из самых распространённых среди них, как было сказано выше, является даммарный лак. Нанесённый тонким слоем, он после высыхания не только создаёт защитную плёнку, предохраняющую живописный слой от нежелательного воздействия ультрафиолетовых лучей солнечного спектра, но и придаёт общему колориту картины большую яркость и глубину. Кроме того, благодаря ему мелкие детали, изображённые на полотне, выглядят более чётко и фактурно.

Ещё одной важной особенностью даммарного лака является его способность противостоять воздействию влаги. Если картина будет храниться в помещении, где её содержание в воздухе повышено, то краска может начать отслаиваться от холста и отваливаться. Не менее пагубно воздействие на незащищённый живописный слой и чрезмерно низкой влажности помещений. В этом случае он может потрескаться и начать крошиться. Особенно этой опасности подвержены полотна, на которых краска нанесена густым, толстым слоем.

Кроме всего вышеперечисленного, могут оказаться подвержены и таким негативным воздействиям, как резкий перепад температур, оседание пыли, а также попадание на их поверхность жидкостей и газов. Таким образом, покрытие готового живописного произведения даммарным или каким-либо иным является неотъемлемым звеном общего процесса создания картины.

Наследие прошедших веков

Основным компонентом, входящим в состав даммарного лака, является смола растительного происхождения, давшая ему своё название. Она относится к группе мягких, спирторастворимых смол, на основе которых изготовление лаков было освоено ещё в XVII веке. Известно, что художники часто использовали их не только для покрытия готовых работ, но и добавляли в масла, добиваясь тем самым скорейшего высыхания красок.

Из истории искусства известно, что многие мастера прошедших веков в работе использовали сделанные на основе мягких смол (и даммарной в том числе) бальзамы и эфирные масла (живицу). Наиболее известными среди них являются венецианский, а также страсбургский терпин и копайский бальзам. Все они давали положительный эффект при использовании с обычными высыхающими маслами.

Эффект, достигаемый с помощью смоляных ингредиентов

Давно было замечено, что смоляные ингредиенты, обладающие высокой прозрачностью и светоотражающими свойствами, способны придавать живописным произведениям дополнительную яркость и глубину. Кроме того, они в значительной степени улучшали рабочие характеристики масляных красок, открывая новые возможности при создании на полотне эффектных лассировок.

Под эти термином имеется в виду техника, при которой за счёт нанесения поверх основного цвета полупрозрачных красок достигается эффект глубоких цветовых переливов. Среди мастеров прошлого наибольшего совершенства в ней достигли такие корифеи живописи, как Веласкес, Тициан, Рембрант и Леонардо да Винчи.

Изготовление лака своими руками

Даммарный лак можно приобрести в магазинах, специализирующихся на товарах данного профиля. Одним из его неоспоримых достоинств как раз является доступность и дешевизна. Однако многие художники предпочитают изготавливать его своими руками, внося в стандартную технологию собственные новшества. Не касаясь их профессиональных секретов, рассмотрим лишь общепринятый вариант этого процесса.

Основным компонентом лака является смола даммары, поставляемая в Россию из Сингапура. Внешне она представляет собой небольшие прозрачные гранулы соломенного цвета, покрытые снаружи тонким слоем измельчённой порошкообразной субстанции.

Рецепт, доступный каждому

Предварительно размельчив смолу, её помещают в небольшой мешок из тонкой хлопчатобумажной ткани (вполне подойдёт, например, старый чулок), а затем на несколько часов опускают в раствор художественного скипидара. Важно учесть, что ёмкость со скипидаром должна в течение всего этого срока быть плотно закрытой.

Находясь в скипидаре, предварительно размельчённые гранулы растворяются, а все твёрдые примеси оседают на дне мешка. В результате получается раствор смолы даммара, который затем следует тщательно профильтровать через муслиновую или хлопчатобумажную ткань.

Немаловажную роль играет соотношение количества растворяемой смолы к объёму скипидара, поскольку от этого зависит концентрация готового продукта. Согласно общепринятым нормам, она составляет 600 мл скипидара на 300 г смолы, однако многие из тех, кто предпочитает собственноручно готовить раствор, создают пропорции компонентов исходя из личного опыта. В дальнейшем если в процессе нанесения лака на поверхность картины он окажется чрезмерно густым, его можно разбавить спиртом.

Когда можно покрывать картину даммарным лаком?

Этот вопрос чрезвычайно важен, поскольку нарушения технологии, вызванные незнанием или халатностью, могут привести к повреждению, а в отдельных случаях и к гибели живописного произведения. Прежде всего, после завершения написания картины не следует торопиться, поскольку льняное масло, содержащееся в красках, должно успеть полимеризоваться, то есть, полностью высохнув, превратиться в твёрдый полимер. Сколько времени для этого требуется?

Ещё в недалёком прошлом было принято покрывать картины даммарным, а в равной степени и любым другим лаком не ранее чем через год после их завершения. В течение всего этого длительного времени полотна приходилось тщательно оберегать не только от пыли и грязи, но даже и от табачного дыма.

В наши пользуются красками, изготовленными на основе современных технологий, обеспечивающих им большую прочность и сокращающих срок высыхания. Ввиду этого минимальный промежуток времени между окончанием работы над картиной и её покрытием лаком сократился и составляет от одного до полутора месяцев.

Основное правило заключается в том, что при нанесении лакового слоя не следует торопиться, так как при быстрых движениях кисть неизбежно захватывает воздух, на полотне остаются его микропузырьки, образующие мутные белесые полосы. Если это всё же произошло, рекомендуется удалить неудачно нанесённый слой лака при помощи разбавителя и затем повторить попытку.

После того как лакирование завершено, картину следует положить на ровную горизонтальную поверхность и в течение 10-15 мин. дать ещё жидкому лаку равномерно растечься и слегка затвердеть. Затем её вешают в помещении с хорошей вентиляцией. Время высыхания даммарного лака составляет 12 часов. Соответственно, в этот период картину лучше не трогать и предохранять от попадания на неё пыли.

Есть и ещё одна важная деталь, которая может ускользнуть от внимания начинающего художника, - это срок годности даммарного лака. Если его не изготавливать собственными руками, как о том рассказывалось в одном из предыдущих разделов нашей статьи, а покупать в магазине, то следует учесть, что по прошествии 3 лет со дня выпуска он в значительной степени теряет свои свойства.

В результате лаковый слой может не полностью высохнуть и поверхность на долгое время останется липкой. На ней будет оседать пыль, удалить которую не удастся. Чтобы избежать этой проблемы, надо следить за тем, чтобы приобретаемый лак был свежим, поскольку в художественном салоне он мог простоять сколь угодно долго. Старый лак можно добавлять в краску для достижения живописных эффектов, об одном из которых говорилось выше.

В завершение статьи следует упомянуть, во-первых, о том, что даммарный лак пожаро- и взрывоопасен, поэтому обращаться с ним следует, соблюдая необходимые в таких случаях меры предосторожности. И во-вторых, он имеет весьма отрицательное свойство со временем желтеть. Ввиду этого им не рекомендуется покрывать картины, выполненные в холодных тонах. Этот эффект показан на последнем фото.

Перед тем как начать.

Никогда не наносите заключительную лакировку на картину до полного высыхания масляной живописи. Чтобы высохнуть, масляной живописи требуется где-то от 6 до 12 месяцев (или дольше), в зависимости от того, как толсто нанесена краска на холст. Если вы хотите сделать временную лакировку, пока картина основательно не просохла, используйте ретушный лак.

Если на вашем оригинале масляной живописи есть большие просевшие, тусклые и плоские участки, вы, возможно, захотите пройтись маслом по этим местам на картине, что бы их переписать до того, как сделать заключительную лакировку. Лакировка, конечно, выровняет поверхность готовой работы, но если на нелакированной картине есть одновременно места с повышенным блеском и просевшие, в зависимости от того, какие пигменты и растворители использовались, тогда после заключительной лакировки вы можете получить неожиданный результат. В этом случае рекомендуется пройтись маслом по местам, которые нужно переписать. Если вы решите сделать это, то нужно подождать дополнительно 6 месяцев перед тем как сделать заключительную лакировку, поэтому лучше исправлять работу в первые несколько недель после ее завершения.

В этом уроке мы выполним следующее:
1. освоим метод нанесения нескольких тонких слоев лака.
2. научимся технике лакировки кистью, минимизируя следы мазков, которые могут быть видны на готовой работе.
3. достигнем яркого финального блеска, подобного многим картинам, выставленным в музеях, который иногда так и называется, «музейная отделка».

Дополнительные моменты, о которых нужно помнить при лакировке:

Используйте хорошую вентиляцию: Если вы обратили внимание, на фотографиях, использованных для этого урока, я работаю возле окна и использую вентилятор, чтобы воздух двигался. Лакировка по этому уроку может занять один-два дня, поэтому вы должны быть уверены, что ваше рабочее место хорошо проветрено, чтобы предотвратить концентрацию испарений.

Выбор кистей: Размер самой большой картины, которая будет лакироваться в этом уроке, 30,4 на 40,6 см и меньшей 10,1 на 15,2 см. Я выбираю хорошую кисть из щетины шириной 2,5 см. Для картин, размер которых превышает 30,4 на 40,6 см, вы должны использовать кисти шириной от 3.8 до 7,6 см. Не жалейте денег когда покупаете кисть для лакировки, за исключением, если вам по нраву вытаскивать щетинки из лака. Также, если вы используете кисть для лакировки, НЕ ИСПОЛЬЗУЙТЕ ее для живописи, и, если кисть использовалась для живописи, НЕ ИСПОЛЬЗУЙТЕ ее для лакировки. Покупайте такую лакировочную кисть, которую будете использовать только по назначению.

Даммарный лак от фирмы Winsow & Newton. Вам нужно разбавлять Даммарный лак на 50% скипидаром. Специальный растворитель или уайт-спирит не растворяет дамарский лак; должен быть чистый скипидар. Для этого урока я использовал даммарный лак фирмы Winsow & Newton (Winsor & Newton Damar Varnish), который уже разбавлен (50% лака, 50% чистого скипидара). Он готов к использованию из баночки без последующего разбавления. НЕ ВЗБАЛТЫВАЙТЕ вашу баночку лака, потому что могут появиться пузырьки воздуха, как раз то, что вам хотелось бы избежать.

Теперь мы готовы начать...

Шаг 1. заметки.

Перед началом работы приготовьте все материалы и инструменты.
Кусок полиэтилена
Бумажное полотенце
Кусок алюминиевой фольги
Кисть для лакировки
Чистый скипидар
Даммарный лак (производитель Winsor&Newton) (Winsor & Newton Damar Varnish)
Керамическая емкость (#1)
Керамическая емкость (#2)
Стеклянная емкость для дамарского лака
Стеклянный емкость для средства очистки кистей
Пинцет
Картина (-ны) без лакировки
Маленькая воронка (не показана)

Шаг 2. заметки.

Разогреть воду почти до кипения, налить горячей воды в первую керамическую чашу (пункт 7а).

"Будьте внимательны, чтобы не обжечься горячей водой".


Заполните керамическую емкость достаточным количеством воды, чтобы баночка Даммарного лака (пункт 6) в основном была погружена в воду. Пусть Дамар нагревается примерно 5-10 минут. Нагревание лака снизит его вязкость без необходимости добавления большего количества скипидара, что делает его легче применимым. Я рекомендую использовать керамическую чашу из-за свойства керамики сохранять жар – вам нужно сохранить Даммарный лак теплым, пока вы не закончили нанесение тонкого слоя лака на вашей картине (-ах).

Я видел в одном учебнике другой урок с использованием Winsor & Newton Damar Varnish , где процесс согревания, описанный мной, не используется. В этом учебнике Дамарский лак сливали прямо в горшок без согревания, а затем применяли непосредственно на холсте кистью. Процедура согревания, описанная в этом учебнике, достаточно распространено описывается в других учебниках по лакировке. Вместе с тем, надо заметить... есть некоторые предостережения: "лак легковоспламеняющийся, поэтому электро/отопительные устройства нагрева не рекомендуется использовать!" метод горячей воды общепринят, широко признан и безопасен.

Шаг 3. примечания.

Перед выниманием баночки лака, погруженной в первую керамическую ёмкость, залейте свежей горячей водой (не кипящей) вторую керамическую ёмкость. (пункт 7b)

"Будьте внимательны, чтобы не обжечься горячей водой"


Вставьте стеклянную банку (пункт 8) в керамическую ёмкость с горячей водой так, чтобы ее стеклянная поверхность стала достаточно скрыта водой.
Вы можете использовать другой вид контейнера чем использовал я, в той степени, пока банка укладывается в чашу для нагревания без горячей воды, и она имеет достаточно большую горловину, чтобы принять кисть для лакировки. (См. ниже фото: показана установка другого художника)

Установка, использованная Джейми Уильямс Гроссман
в своем учебнике "Как лакировать масляные картины".

Шаг 4. примечания.

Налейте прогретый Даммарный лак из банки (пункт 6) в стеклянную банку (пункт 8), которая находится в согревающей миске (пункт 7b)

"Заметьте, я держу в руках сосуд с лаком, покрыв его тканевой тряпкой. Запомните - эта банка находилась в горячей воде".

В этом уроке я использовал 75ml банку с Winsor & Newton Damar Varnish , и я налил приблизительно 37ml в стеклянную банку. Как правило, наливайте по крайней мере 1 / 2 Лака в вашу банку." Каждый раз, когда я добавляю в банку больше лака, я также заменяю горячую воду (шаг 2), и горячую воду в банке (шаг 3), чтобы поддерживать температуру лака. "

Шаг 5. примечания.

Окуните кисть (пункт 4) в нагретый Даммарный лак и слегка промакните каждую сторону о край стеклянной банки (пункт 8), чтобы удалить излишки Дамарского лака.

Если кисть перегружена Даммарным лаком, и вы начинаете работать ей на холсте, то вы можете создать лужу, и ваше покрытие, вероятно, будет очень толстым. С другой стороны, если вы отожмете с кисти слишком много лака, вы не получите достаточного количества, кисть иссякнет, прежде чем вы сможете провести ей один раз по холсту.

Шаг 6. заметки.

Используйте бумажные полотенца (пункт 2), коснитесь их кончиком кисти для удаления избытка Дамара с нее (пункт 4).
Кажется, что все это удаление избытка лака с кисти будет многовато, и останется слишком мало для покрытия холста. Наша цель во время шагов 5 и 6 - это удаление излишков лака и предотвращение уплотнения лака на холсте, и не допустить толстого покрытия лаком за один раз. В то же время нам нужно достаточно лака на кисти, чтобы не застыть на полпути при работе на холсте, когда ведем кистью от одной стороны картины к другой. Техника, описанная в этом учебнике, является техникой применения нескольких тонких слоев лака.

С уже небольшой практикой вы узнаете, как избыток Даммарного лака удалить с вашей кисти, чтобы предотвратить любую из этих ситуаций.

Шаг 7. заметки.

Перед тем как начать применять лак, позвольте мне объяснить процесс вкратце. Мы будем наносить сперва лак колонками (по вертикалям картины), а затем строками (по горизонталям живописи). Мы будем вести кисть с лаком по колонке сначала в одном направлении, то обратно по ней же в противоположном направлении. Как только мы охватываем таким образом всю картину, колонку за колонкой, смачивая кисть каждый раз, поворачиваем картину на 90 градусов и повторяем мазки кисти в том же ключе, но по горизонтали, строка за строкой, но на этот раз без смачивания кисти свежим лаком после каждого прохода.

Начните нанесение из одного из углов вашего холста, зафиксируйте кисть и одним длинным мазком по всей картине. Сделайте еще один длинный мазок кисти с одной стороны на другую сторону, а затем оставить его в покое. Не останавливайтесь на полпути. Не возвращайтесь, чтобы подправить какое-то неудовлетворительное место, за исключением проблем типа больших непрокрашенных площадей или пузырьков.

Напоминание: Даже если вы согрели Даммарный лак, вам нужно работать быстро, потому что нанесенный на холст Дамарский лак начнет застывать (схватываться) немедленно. Примерно через 10 минут лак практически высохнет.

Шаг 8. заметки.

После нового смачивания кисти лаком делаем еще один длинный мазок в противоположном направлении, прямо по вашему первому мазку. Так же как мы сделали с первым мазком, перемещайте кисть длинным мазком от одной стороны к другой стороне. (Примечание: Лакируя пейзаж, я всегда применяю первый мазок ровно по вертикали. Когда я поворачиваю картину чтобы пройтись по первому нанесенному слою лака, мне нравится двигать кисть горизонтально)

Шаг 9. заметки.

Хорошо будет сделать небольшую проверку после каждого движения вперед и назад кистью, чтобы оценить охват работы. Если вы увидели большие непокрытые области, после нанесения на картину, вы, вероятно, удалили много лака с кисти на этапах 5 и 6.

Однако, если все идет хорошо, станет видна разница, где покрытие нанесено на картину маслом. Обратите внимание, как цвета становятся яркими, как если бы они были только что нанесены краской. (см. п. 9 изображений)

Повторите шаги с 5 по 8, пока картина не будет полностью покрыта лаком. При нанесении новой строки нужно немного перекрыть новые мазки с предыдущими. Следующий шаг (10) является очень важным для выравнивания покрытия лаком, который вы только что применили.

Шаг 10. заметки.

Поверните картину так, чтобы работать на горизонтальной поверхности. Без смачивания кисти лаком ведите её с одного угла прямо через картину без остановки, а затем кистью назад по мазку в противоположном направлении. Повторяйте это, пока не пройдетесь по всей картине. Этот шаг поможет распространить Даммарный лак более равномерно по всей вашей картине.

Шаг 11. заметки.

В любой момент в ходе применения Даммарного лака вы можете найти куски и обломки, упавшие на холст. Используя пинцет, аккуратно удалите загрязнение, стараясь не задеть лак.

Шаг 12. заметки.

Как только вы закончите покрывать лаком вашу картину, поместите кисти в емкость со скипидаром. Это позволит сохранить лак на кисти в целости, пока вы ожидаете просыхания лакированной картины, чтобы продолжать наносить второй, третий слой лака.

Шаг 13. заметки.

Лак годен для многоразового использования, поэтому вы должны слить весь неиспользованный лак в исходную банку. Я рекомендую делать это между слоями лака. Рекомендуется просушить лак в течение минимум двух часов между слоями, хотя время может меняться в зависимости от температуры и влажности в вашем районе. Если лак липкий на ощупь, он не готов для второго или третьего покрытия. Проверьте лак нажатием пальца на краю холста, если видно свои отпечатки пальцев, то он еще не готов. В одном из источников, о которых я говорил, сказано ждать целый день между лакокрасочными покрытиями.

Если вы собираетесь применять два или более слоев лака, пожалуйста, перечитайте это руководство с самого начала, нанося каждый новый слой лака как если бы он был первым. Это значит вновь, начиная с шага 2.

Шаг 14. заметки.

Примерно после 10 минут лак должен быть достаточно липким, чтобы не стекать или сгущаться. Здесь Кейт подняла картину после того как сделала экспертизу лака. Вы можете увидеть проблемные пятна, поднеся картину к источнику света, посмотрев через поверхность холста почти на уровне глаз. Не прокрашенные пятна или неровные мазки будут очень заметны. Обследуйте картину, чтобы определиться, необходим ли другой слой лака. Если необходимо, нанесите второй / третий слой, чтобы исправить грубые районы, после того как они высохли. Не пытайтесь исправить районы сами по себе, а применяйте повторное покрытие. я обнаружил, что три слоя лака дают мне тот результат, к которому я стремился.

Примечание:

Здесь я лакировал другую картину. Мне удобнее иметь несколько готовых картин, перед началом их лакировки. Лакирование живописи в два/три слоя лака может занять от одного до двух дней, и поэтому удобнее лакировать несколько картин в одно время. Окончив лакировку одной картины, я перемещаюсь ко второй, и третьей, и так далее. А потом оставляю высыхать одновременно.


Byron Pickering и Kate Nelson