Легенда пигмалион и галатея. История любви пигмалиона и галатеи

МИФ О ПИГМАЛИОНЕ И ГАЛАТЕЕ

Boris_Velladzho_Pigmalion_i_galateya_

Афродита дарит счастье тому, кто верно служит ей. Так дала она счастье и Пигмалиону, великому кипрскому художнику. Пигмалион ненавидел женщин и жил уединенно, избегая брака. Однажды сделал он из блестящей белой слоновой кости статую девушки необычайной красоты. Как живая стояла эта статуя в мастерской художника. Казалось, она дышит; казалось, что вот-вот она начнет двигаться, пойдет и заговорит. Целыми часами любовался художник своим произведением и полюбил наконец созданную им самим статую. Пигмалион целовал ее холодные уста, разговаривал с ней, называя самыми нежными именами. Он дарил статуе драгоценные ожерелья, запястья и серьги, одевал ее в роскошные одежды, украшал голову венками из цветов и сделал ей ложе из сидонского пурпура. Как часто шептал Пигмалион:

— О, если бы ты была живая, если бы могла отвечать на мои речи, о, как был бы я счастлив!

Но статуя была нема.

Наступили дни празднеств в честь Афродиты. Пигмалион принес богине любви в жертву белую телку с вызолоченными рогами, он простер к богине руки и с молитвой прошептал:

— О, вечные боги и ты, златая Афродита! Если вы можете дать все молящему, то дайте мне жену, столь же прекрасную, как та статуя девушки, которая сделана мной самим.

Пигмалион не решился просить богов оживить его статую, он боялся прогневить их такой просьбой. Ярко вспыхнуло жертвенное пламя перед изображением богини любви Афродиты; этим богиня как бы давала понять Пигмалиону, что боги услышали его мольбу.

Вернулся художник домой. Он подошел к статуе и — о счастье, о радость! Статуя ожила! Бьется ее сердце, в ее глазах светится жизнь. Славя великую богиню любви Афродиту и полный благодарности ей за то счастье, которое она ему послала, Пигмалион в восторге обнял прекрасную девушку, спустившуюся к нему с пьедестала. Так дала богиня Афродита красавицу жену Пигмалиону.

Н.А. Кун. "Мифы Древней Греции"

ZHanLeon_ZHerom_Pigmalion_i_Galateya_1892_Metropoliten_SZH

Галатея (Ночной шёпот Галатеи ученику Пигмалиона)
Стихи Майи Борисовой

Перелепи моё лицо, скульптор,
В ладонях мни его, как мнут глину.
Поторопись меня лепить, скульптор,
А то я снова пропаду, сгину...
Твоя коморка так темна, милый,
Под лестницей, где белый свет клином,
Пигмалион сейчас пройдёт мимо
В опочивальню, и меня кликнет.

Lui_Gauffer_Pigmalion_i_Galateya_1797_Florenciya

Он будет ласков, а потом бешен,
А после - в непробудный сон канет.
Он не признается богам, бедный,
Что под его рукою я - камень.
Все говорят: Пигмалион - мастер,
Он мою душу вызвал из мрака,
А я увидела тебя, мальчик,
И позабыла вмиг, что я - мрамор.

Ivan_Parhomenko_Pigmalion_i_Galateya_2006_szh

Пигмалион сиял, как грош медный,
Касался рук моих, колен, стана,
А я дрожала - где ты, что медлишь?
Ведь для тебя живою я стала.
В легенде холодно мне, как в склепе,
Меня доверие небес давит.
Пигмалион себе ещё слепит:
Он всё же, в общем-то, не бездарен.

Loran_Peshyo_Pigmalion_i_Galateya_1784

Растрёпан факел молодым ветром,
Горячий отблеск на твоих скулах.
Чтобы лицо моё - к тебе вечно, -

Я умоляю - всех богов ради -
Ведь счастье роздано нам так скупо -
Чтоб нам не узнанным уйти рядом,
Перелепи моё лицо, скульптор!

Anolo_Bronzino_Pigmalion_i_Galateya_152930_Palacco_Veko_Flo renciya_SZH

LuiZHanFransua_Lagrene_Pigmalion_i_Galateya_1781_Inst

По легенде Пигмалион был не только правителем острова Кипр, но ещё и талантливым скульптором. Однажды он высек из драгоценной слоновой кости статую прекрасной девушки. Она показалась ему настолько привлекательной, что затмила всех настоящих женщин. Пигмалион делал своей возлюбленной дорогие подарки, одевал в прекрасные наряды, но статуя продолжала оставаться холодной и бесчувственной. Известный психолог Аннетта Орлова пояснила, почему людям свойственно создавать идеальные образы Любимых людей.

«У каждого из нас формируется определённое понимание того, какой рядом с нами должен быть партнёр. И естественно мы наделяем его какими-то определёнными чертами, о чём-то мы мечтаем…И, основываясь на всех этих переживаниях и на всех этих критериях, мы постепенно формируем вот этот идеальный образ партнёра. И он может быть наделён такими противоречивыми качествам, которые практически невозможно встретить в одном человеке в реальной жизни. И тогда этот идеал становится как будто бы недостижимым».

Согласно мифологии все древние греки отмечали праздники, посвящённые их богам. И вот, в день Богини Любви Афродиты царь Пигмалион обратился с мольбой к своей покровительнице. Он не осмелился просить богиню оживить статую и надеялся лишь на то, что Афродита поможет ему найти жену столь же прекрасную, как это творение. Искренность и сила чувств Пигмалиона тронули богиню.она исполнила просьбу царя в лучшем виде. Через некоторое время щёки статуи покрылись румянцем, и влюблённый скульптор услышал тихое ровное дыхание. Так мечта стала явью. Солистка группы «Рефлекс» Ирина Нельсон уверена, что такая любовь возможна и в реальности.

«В нашем случае с Вячеславом так и произошло, потому что когда мы вместе начали работать, мы перестали находить разницу, где мы продюсер и певица, а где мы уже более близкие люди. Мы влюблялись в тот продукт, что делали вместе, и это было уже наше детище. Мы друг друга вылепили, собственно говоря».

Известно, что в первоначальной версии мифа, ожившая статуя Пигмалиона не имела имени. Галатеей же впервые назвал царицу Кипра французский писатель восемнадцатого столетия Жан-Жак Руссо. Имя стало нарицательным, а сам миф был взят за основу многих произведений искусства. Так, например, родилась гениальное произведение драматурга Бернарда Шоу «Пигмалион». Своими наблюдениями поделился знаменитый художник Никас Сафронов.

«Мы видели огромное количество реплик на эту тему художников и Ренессанса, и современных художников 19 века и 20 века. Всё посвящено этой Галатее, где она всегда изображена возвышенно, красиво, изысканно, желанна и т.д.».

Сам Никас тоже был задействован в создании вариации на тему этого знаменитого мифа. Он создавал картины для постановки пьесы «Пигмалион» в театре Армена Джигарханяна, которые появляются на сцене в виде условных, визуальных стен.

«Спектакль был интересен, и с ним приятно было работать, с Джигарханяном Арменом Борисовичем. В Пигмалионе Бернарда Шоу она обучается всем манерам, которые ей пытается внедрить главный герой. Полковник является как бы в образе Афродиты, которая даёт возможность, шанс ситуацию решить в этом русле».

Так, мифические персонажи Пигмалион и Галатея увековечили свою историю и доказали всему миру, что любовь, знакомая нам по мифам и легендам, вполне может стать реальностью. Настоящие чувства делают людей лучше, добрее и способны даже камень превратить в прекрасного человека.

Пигмалион и Галатея

Этот миф известен только по творчеству Овидия и поэтому богиню любви в нем, естественно, зовут Венерой. Он представляет собой великолепный пример свойственной Овидию манеры «изысканно приодеть» известные мифы.

Одаренный молодой скульптор Пигмалион, живший на Кипре, был ярым женоненавистником.

Оскорбясь на пороки, которых природа

Женской душе в изобилье дала, холостой, одинокий

Жил он, и ложе его лишено было долго подруги.

Пигмалион решил не жениться никогда. Ему достаточно его искусства, говорил он себе. Тем не менее статуя, которую он изваял и которой отдал весь свой гений, была статуей женщины. Вероятно, он или не мог чувствами отрешиться от того, чего не одобрял умом и даже отрицал образом своей жизни, или же намеревался создать образ идеальной женщины, продемонстрировав таким способом мужчинам те недостатки, которыми природа наделила реальных женщин.

Как бы там ни было, он работал над статуей очень долго, весь отдаваясь любимому делу, и в конце концов создал совершеннейшее произведение искусства. Тем не менее он продолжал свою работу, и день ото дня под его искусными пальцами статуя становилась все прекраснее. Ни одна когда-либо жившая на земле смертная женщина, тем более ни одна статуя не могли с нею сравниться. Когда далее совершенствовать ее уже стало невозможным, со скульптором произошло нечто удивительное: он влюбился в собственное творение. Объяснением здесь может послужить то обстоятельство, что эта статуя совсем не выглядела статуей: никто не мог бы подумать, что перед ним – слоновая кость или мрамор; нет, каждый чувствовал перед собой теплое человеческое тело, лишь на мгновение застывшее в неподвижности. Таково было искусство этого преисполненного профессиональной гордости молодого человека. Это была вершина его творчества, когда искусство заставляет забыть о самом себе.

Пигмалион и Галатея

С этого времени прекрасный пол, которым Пигмалион так пренебрегал, начал мстить за себя. Ни один юноша, влюбленный в реальную земную девушку, не страдал, как он. Он целовал эти манящие губы, но они не могли ему отвечать; он заключал ее в объятия, но она оставалась холодной и неподвижной. Иногда он пытался поступать с ней так же, как дети поступают со своими игрушками. Он одевал ее в богатые одежды, проверяя, как на ней смотрятся наряды скромных или, наоборот, ярких расцветок, и представляя себе, какое удовольствие она от них получает. Он приносил ей дары, которые приносят живым девушкам: маленьких птичек, веселые цветы и сверкающие слезы янтаря, которые роняли сестры Фаэтона, а потом ему начинало казаться, что она его благодарит. На ночь он переносил ее в постель и закутывал со всех сторон, чтобы ей было тепло и мягко – так поступают со своими куклами маленькие дети. Но он не был ребенком и не мог играть в такие игры вечно. В конце концов Пигмалион сдался. Да, он полюбил безжизненную статую и был крайне несчастлив от этого.

Эта удивительная страсть не могла долго оставаться скрытой от богини любви. Венера заинтересовалась этим доселе неведомым ей феноменом – новой разновидностью возлюбленного, и решила помочь Пигмалиону, который был истинно и страстно влюблен и в то же время предавался чудачествам.

Торжества в день Венеры, естественно, устраивались на Кипре, острове, на котором она впервые появилась, рожденная из морской пены. В жертву ей приносились снежно-белые телки с позолоченными рогами; небесный аромат благовоний, поднимающийся от алтарей Венеры, распространялся по всему острову; толпы паломников заполняли ее храмы, и среди этих паломников можно было встретить не одного несчастного влюбленного, пришедшего с дарами и молящегося о том, чтобы та, в которую он влюблен, оказалась милостива к нему. Среди этих несчастных влюбленных был, конечно, Пигмалион. Он осмелился просить богиню всего лишь о том, чтобы она помогла ему сыскать девушку, похожую на его статую, но Венера хорошо знала его истинное желание, и в знак того, что его молитва принята благосклонно, пламя на алтаре, перед которым он стоял, трижды разгоралось и затухало.

Весьма озадаченный этим предзнаменованием, Пигмалион отправился к своему дому, к своей любви, статуе, которую он создал и которой отдал свое сердце. Она по-прежнему возвышалась на своем пьедестале, потрясающе прекрасная! Он погладил ее, а потом отошел на несколько шагов назад. Был ли это самообман или она действительно была теплой, когда он касался ее? Он поцеловал ее в губы. Это был долгий и томительный поцелуй, и вдруг он почувствовал, что ее губы становятся мягче. Он дотронулся до ее рук, ее плеч; они уже не были больше такими твердыми. Они напоминали воск, растапливаемый солнцем. Он взял ее за запястье; там пульсировала кровь. «Это сделала Венера», – подумалось ему. И с несказанной радостью и признательностью богине он заключил в объятия свою любимую и смотрел, как она улыбается, глядя прямо ему в глаза, и медленно покрывается нежным румянцем.

Венера сама почтила их свадьбу своим присутствием. А о последующих событиях мы не знаем ничего, кроме того, что Пигмалион назвал девушку Галатеей, а их сын, Пафос, дал имя любимому городу Венеры.


Ocтaвь Пигмалиона, Галатея…
Талaнтом, как недугом, одержим,
У мрамора заоблачно немея,
Земному он становится чужим.
Он снова сны в холодной глыбе прячет,
Как будто бы надеется опять
Изведать богоданную удачу -
Любовь из невозможного создать…
Оставь его! Иди. Там ждут Афины.
Там шумный мир. Hу, чтo жe ты? Иди!
Сильны мужи и юноши невинны…
Повелевай - округлостью груди,
Капризом бёдер, зовом лoнa, властью
Влечений, изгоняющих покой…
Ночной жасмин благоухает страстью,
И дышит влажным сумраком левкой,
И роза зачарованно запела!
Иди же, Галатея!
...А потом,
Когда поймёшь - душа окаменела -
Вернись для пробужденья в этот дом,
Где нежность - не разменная монета,
Где камню повелели - Оживи! -
И где любовь есть продолженье света,
А тело - продолжение любви,
Где вишнями колышется аллея,
Где за окном цикада голосит...
Вернись к Пигмалиону, Галатея.
Никто другой тебя не воскресит.
Inn_Gallery
ЛЕГЕНДА ГРЕЦИИ. Афродита покровительствовала всем, чья любовь была сильна и постоянна. Примером исключительного благоволения Киприды к одному из любящих является история, произошедшая с царем Кипра, юным Пигмалионом, искусным в ваянии.
Однажды Пигмалиону удалось вырезать из драгоценной слоновой кости статую молодой женщины удивительной красоты. Чем чаще любовался Пигмалион своим творением, тем больше находил в нем достоинств. Ему стало казаться, что ни одна из смертных женщин не превосходит его статую красотой и благородством. Ревнуя к каждому, кто мог бы ее увидеть, Пигмалион никого не пускал в мастерскую. В одиночестве - днем в лучах Гелиоса, ночью при свете лампад - восхищался юный царь статуей, шептал ей нежные слова, одаривал цветами и драгоценностями, как это делают влюбленные. Он назвал ее Галатеей, одел ее в пурпур и посадил рядом с собой на трон.
Во время праздника Афродиты, отмечавшегося всеми островитянами, Пигмалион в загородном святилище богини принес ей жертвы с мольбой:
- О, если бы у меня была жена, похожая на мое творение.
Много жарких молитв услышала богиня в свой день, но снизошла к одному Пигмалиону, ибо знала, что нет на всем Кипре человека, любившего так горячо и искренне, как Пигмалион. И трижды вспыхнул в алтаре жертвенный огонь в знак того, что Афродита услышала Пигмалиона и вняла его мольбе.
Не чуя под собой ног, помчался царь во дворец. И вот он в мастерской, рядом со своей рукотворной возлюбленной.
- Ну что же ты еще спишь! - обратился он к ней с ласковым упреком.- Открой глаза, и ты увидишь, что уже взошла солнечная колесница Гелиоса, и он сообщит тебе добрую весть.
Лучи легли на лицо из слоновой кости, и Пигмалиону показалось, что оно немного порозовело. Схватив свою подругу за кисть руки, он почувствовал, что кость уступает давлению пальцев, увидел, что кожа на лице становится белее и на щеках проступает румянец. Грудь расширилась, наполнившись воздухом. И Пигмалион услышал спокойное и ровное дыхание спящей. Вот приподнялись веки, и глаза блеснули той ослепительной голубизной, какой блещет море, омывающее остров Афродиты.
Весть о том, что силой любви оживлена кость и родился не слон, которому она принадлежала, а прекрасная дева, за короткое время облетела весь остров. Огромные толпы стекались на площадь перед дворцом, счастливый Пигмалион уже не боялся завистливых взглядов и пересудов. Он вывел новорожденную, и, увидев ее красоту, люди упали на колени и громогласно вознесли хвалу владычице Афродите, дарующей любовь всему, что живет, и могущей оживлять камень и кость во имя любви и для любви.
Тут же на глазах у всех Пигмалион провозгласил девушку царицей Кипра и покрыл ее благоуханные волосы царской короной. В пурпурном одеянии с сияющим от обретенного счастья лицом она была прекрасна, как сама Афродита.

ЖИВОПИСЬ И СКУЛЬПТУРА
Jean-Baptiste Regnault 1786 г


Пигмалион и Галатея.Этьен Морис Фальконе, 1763 г

Бронзино Аньоло - Пигмалион И Галатея.



Берн-Джонса сэра Эдварда Коли: GALATAEA


Жером, Жан-Леон

Константин Егорович Маковский

Рене Магритт

Борис Велланджо

Огюст Роден (1840-1917) Пигмалион и Галатея. 1889. Музей Метрополитен.

Франсуа Буше, 1767 г.

Франц фон Штук (1863-1928)

François Lemoyne Pygmalion Seeing His Statue Come to Life. 1729 г.

Поль Дельво, Пигмалион И Галатея

Жером Жан-Леон

Ernest Normand 1886

ЭТО ЕЩЕ ОДНА ЛЕГЕНДА. Самая красивая легенда о скульпторе, прославляющая его необыкновенный дар, посвящена кипрскому ваятелю по имени Пигмалион. Этот талантливый человек был так увлечен своей работой, что не нашел времени на женитьбу.
Однажды Пигмалион решил изваять фигуру девушки, которую рисовало ему воображение. Многие дни и ночи не выходил он из мастерской, как будто действительно торопился освободить девушку из плена своих фантазий. Статуя вышла на диво хороша. Молодая красавица стояла посредине мастерской и будто слегка улыбалась своему творцу. Скульптор назвал ее Галатеей. Мастер был уверен, что его рукой водила сама богиня любви Афродита.
Когда пришло время праздников в честь великой богини, решил Пигмалион попросить у нее счастья. На закате дня он подошел к ее статуе в храме, стал перед нею на колени и сказал: «О великая богиня любви, прекрасная Афродита! Не напрасно зажгла ты огонь в моем сердце и дала мне силы вырезать в твою честь девушку, чья красота может украсить мир. Прошу тебя, оживи ее, и будет она самой любимой и желанной для меня женщиной». Пигмалиону показалось - лицо богини озарила улыбка. В радостном ожидании он возвратился домой, купив в подарок Галатее дорогие одежды, браслеты и другие украшения. На пороге дома его встретила живая возлюбленная. Боги оценили талант ваятеля и подарили ему созвездие Скульптор.


Созвездие "Скульптор" Южное полушарие зведного неба.

Древняя мифология примечательна фантастическими сюжетами с непредсказуемой логикой повествования и необычными сплетениями перипетий и коллизий. Греческая мифология, описывающая божественный Олимп, населенный сверхсуществами, и его взаимоотношения с миром простых смертных, представляет собой обширный пласт культурного наследия, на базе которого формируются произведения искусства, научные исследования и творческие проекты.

История создания

По преданию, Галатея появилась на свет от союза Нерея и Дориды. Значение ее имени – «молочная» или «беломраморная». В одних мифах девушка называется богиней, в других нимфой, с чьей помощью усмирялись бурные морские волны.

Легенда гласит, что в девушку влюбился по имени Полифем. Приревновав возлюбленную, остававшуюся холодной к нежным чувствам чудовища, Полифем убил ее избранника Акида, сына бога Пана. Полифем пустился на ухищрения, подкараулив соперника. Он зашиб юношу большим валуном. Галатея превратила Акида в речку, чтобы избавить от страданий.

Эллины воспевали этот миф, и любопытный сюжет был переложен Феокритом в его литературном сочинении. Поэты и драматурги черпали вдохновение из древнегреческой легенды. Произведения о трагической любви Галатеи написали авторы Торелли, Гундлич, Саннадзаро, .


Традиционно сюжет воспевался и в музыкальных произведениях. Оперы по мотивам мифа создали композиторы Орланди, Виттори, Шарпантье, Штельцель, Гендель и . Дидло и Новер написали балет по сюжету легенды.

Большой популярностью пользуется миф о Пигмалионе и Галатее. В нем повествуется о нежной любви скульптора, изваявшего прекрасную статую и потерявшего голову от нее.


Пигмалион жил на Кипре и славился талантом скульптора. Однажды он создал непревзойденную статую из слоновой кости. Изваяние изображало прелестную девушку, затмевавшую красотой всех прелестниц, которых когда-либо видел художник. Влюбившись в собственное творение, Пигмалион ухаживал за скульптурой, одевая ее в восхитительные наряды и делая дорогие подарки. Статуя же оставалась безмолвной и не отвечала мужчине взаимностью.

Пигмалион страдал от неразделенных чувств и в праздник, посвященный , обратился к богине за помощью. Он просил покровительницу помочь найти супругу, которая оказалась бы столь же красивой, как его произведение. Афродита была тронута страстностью просители и оживила статую.


Спустя некоторое время оттенок кожи скульптуры потеплел, а грудь изображенной девушки начала вздыматься от дыхания. Самая невероятная мечта Пигмалиона оказалась реальностью.

Любопытно, что древнегреческий миф не называет имени ожившей скульптуры. Имя для прекрасной героини придумал . Многие литераторы вдохновлялись этой легендой, а написал пьесу «Пигмалион», находясь под впечатлением от греческой легенды.

Рафаэль изобразил Галатею на фреске в 1515 году, Гюстав Мюро создал портрет нимфы в 1870 году, Жан-Жером Леон писал девушку в 1890. В 1952 году сюрреалист изобразил героиню мифа на картине «Галатея сфер». Среди скульпторов извечный сюжет воспроизводили в изваяниях Фальконе, Понторно, Ванлоо и Буше. Наброски на тему мифа делал даже .


Картина Сальвадора Дали "Галатея сфер"

Пигмалион и Галатея неоднократно изображались на картинах современных художников, а история их любви нашла отражения в различных сферах. Так, например, исследуя случаи серьезной влюбленности, некоторые психологи присваивают ей название, соответствующее мифу.