Людмила петрановская о советской и постсоветской семье. Особенности создания сексуальности и семьи в ссср или половые заповеди пролетарского человека

Что такое семья - знает практически каждый. В семье начинается наша жизнь, она вводит нас в мир, дает первые навыки, помогает пережить все радости и трудности. В семье мы получаем тепло, опору и поддержку, необходимые каждому. Только семья, конечно, если она благополучна, может создать ту неповторимую атмосферу близости, общности и взаимной заботы, без которой невозможно нравственное развитие человека. Не меньшее значение она имеет в жизни всего общества, как одна из важнейших его ячеек. От семьи зависит обеспечение непрерывной смены поколений и воспроизводство самого населения.

Согласно данным Всесоюзной переписи населения 1979 г., в СССР проживает 66,3 млн. семей. От благополучия семьи, психологического микроклимата зависит, какими вырастут в ней дети. КПСС рассматривает семью как одну из высших моральных ценностей нашего общества и требует от партийных, советских, хозяйственных и общественных организаций всячески поднимать престиж материнства, создавать атмосферу особого уважения к семьям, имеющим детей.

В СССР семейно-брачные отношения регулируются государственным законодательством. Законом устанавливается брачный возраст, недееспособность к браку, имущественные права супругов, ответственность за воспитание детей, правовые нормы поведения в семье, расторжение брака или его недействительность.

Советское законодательство, призванное охранять и укреплять брачно-семейные отношения, основано на глубоко гуманных принципах. В нем предусмотрены и оговорены все основные моменты семейных отношений: единобрачие, добровольность и свобода вступления в брак, материальная и моральная поддержка семьи, государственная охрана интересов матери и ребенка.

В СССР создана система государственных, общественных и медицинских мероприятий по охране материнства и детства, что способствует укреплению семьи. Забота о детях, охрана материнства и детства законодательно закреплены в Конституции СССР. В статье 42, гарантирующей права граждан на охрану здоровья, подчеркивается особая забота о здоровье подрастающего поколения, а в статье 53 говорится, что «Государство проявляет заботу о семье путем создания и развития широкой сети детских учреждений, организации и совершенствования службы быта и общественного питания, выплаты пособий послучаю рождения ребенка, предоставления пособий и льгот многодетным семьям, а также других видов пособий и помощи семье».

Гарантированный женщинам отпуск по беременности и родам оплачивается из средств государственного страхования в размере 100 % заработной платы. На время отпуска по беременности и родам за женщиной сохраняется место ее работы. При желании мать, имеющая грудного ребенка, после окончания послеродового отпуска может получить частично оплачиваемый отпуск с сохранением места работы до достижения ребенком 1 года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им 1 1 / 2 лет, а в дальнейшем и 2 лет, с сохранением непрерывного трудового стажа и стажа работы по специальности.

Ярким подтверждением заботы о матери и ребенке является постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей» (1981): введена выплата государственного единовременного пособия по случаю рождения первого ребенка в размере 50 руб. 100 руб. при рождении второго и третьего ребенка; увеличен на 3 дня ежегодный оплачиваемый отпуск женщинам-работницам, имеющим двух и более детей в возрасте до 12 лет; повышен размер государственного пособия одиноким матерям до 20 руб, в месяц на каждого ребенка (оно выплачивается до достижения ребенком 16 лет, а учащимся, не получающим стипендию,- 18 лет).

В последние годы проблемы семьи не сходят со страниц газет и журналов. Это свидетельствует не только о растущем интересе к тому, как живут и развиваются наши семьи, но и о стремлении помочь им в разрешении трудностей, возникающих на их жизненном пути. Вносят в это свой вклад и медики, изучая физиологические и психологические аспекты семейной жизни.

Все это полезно знать и неспециалистам: можно оценить свой опыт, сопоставив его с опытом других, увидеть свои особенности и задуматься над ними. В таком сравнении немалый смысл: не обязательно стремиться быть таким, как все, но опыт многих помогает выбрать правильный путь для себя.

Психологические особенности российской ментальности

Типичную советскую семью можно рассматривать как вариант ано­маль­ной языческой семьи с элементами православной модели. В такой семье:

– мужчина и женщина борются за доминирование; победа достается более сильному – не столько физически, сколько психически;

– существуют противостояние поколений, подавление детей и борьба детей с властью родителей;

– мужчина не несет ответственности за семью в целом;

– равенство мужчины и женщины рассматривается как достижение социализма.

Первоначальным идеалом женщины при социализме была рекорд­сменка, рабфаковка, ударница, боец Красной Армии: Гризодубова и Раскова, сестры Виноградовы, Роднина и Терешкова и пр. Сталин вспомнил о женщине-матери в связи со страшной убылью населения после Великой Отечественной войны: были введены звание «Мать-героиня», ордена и медали за воспитание родных и приемных детей. Фактически эти награды давались не за воспитание, а за рождение детей – за вклад в прирост населения.

Существует три варианта определения лидерства в семье: 1) нали­чие явного фактического главы семьи; 2) наличие формального главы семьи при фактическом равноправии родителей; 3) семья с неопреде­лен­ным понятием главы. Семьи второго типа чаще встречаются в городах, семьи первого типа – в сельской местности.

Единственный вариант приобретения устойчивости советской семьей – установление связи доминирования и ответственности: если ответственная за дела семьи мать, ей должна принадлежать власть.

По мнению З.А.Янковой и Е.Ф.Ачиловой, удовлетворенность браком определяется в основном наличием лидера в семье, что должно дополняться (но не заменяться) партнерскими отношениями в решении проблемы семьи, совместным проведением досуга. При этом для женщин важнее досуг во внесемейной сфере, а для мужчины – в семье, включая занятия с детьми. Вместе с тем воспитание детей является самостоятельной ценностью, не зависящей от «стабильности» семьи, под которой подразумевается риск развода.

Поскольку при социализме проблемы семьи – это в первую очередь проблемы, решаемые матерью, а не отцом, постольку большинство исследований в советской психологии, посвященных семье, отражают особенности отношений матери и ребенка. Причины трудностей социализации ребенка видят:

– в искажении структуры семьи (неполная семья),

1. Семья как важнейшая ячейка общества заслуживает внимания, защиты и поддержки со стороны государства независимо от типов семей, многообразия индивидуальных предпочтений и социальных условий. Все семьи вправе рассчитывать на поддержку государства.

2. Необходимо поощрять права и свободы индивида в семье.

3. Семейная политика должна быть направлена на поощрение равноправия между мужчинами и женщинами в разделении семейных обязанностей и закреплять равные их возможности участвовать в трудовой и общественной жизни.

4. Все меры семейной политики должны укреплять самостоя­тельность и независимость семей, обеспечивая помощь семье в выполнении присущих ей функций.

Мировым сообществом сформулированы также приоритетные для всех государств задачи семейной политики. На основе анализа «Руководящих принципов по вопросам семьи», разработанных Комитетом по вопросам семьи ООН, можно выделить наиболее важные положения, отражающие приоритеты семейной политики в современном мире:

Утверждение ценности семьи, уважение и защита всех типов семей независимо от их национальных, культурных, региональных различий, недопущение их дискриминации;

Обеспечение лучших условий жизнедеятельности семьи, создание предпосылок для здорового развития общества, социального и экономического прогресса в интересах семьи, перераспределение в этих целях ресурсов в пользу социальных программ;

Разработка гибкого законодательства о семье, его развитие с учетом изменяющихся условий жизни ;

Осуществление специальных мер социальной и экономической поддержки бедных семей, семей с особыми проблемами;

Оказание семьям поддержки в гармоничном сочетании ее членами профессиональных и семейных обязанностей;

Содействие семье в организации домашнего хозяйства, производства продовольственной продукции для внутреннего потребления;

Разработка систем налогообложения, учитывающих интересы семей;

Создание систем социальной помощи семьям, в том числе информационной, психологической, юридической;

Осуществление программ планирования семьи, предоставление молодым людям комплекса информации, необходимой для вступления в брак и функционирования семьи;

Социальная и медицинская защита материнства и детства в дородовой и послеродовой периоды;

Содействие полноценному физическому и умственному развитию девушек, подготовка их к материнству;

Предупреждение насилия, злоупотреблений и эксплуатации внутри семьи в отношении ее членов;

Предоставление помощи семьям, столкнувшимся с проблемами наркомании , алкоголизмом, преступностью, агрессией, принятие мер по их искоренению;

Формирование позитивного для семьи информационного пространства.

Все перечисленные задачи в равной мере актуальны для России.

Следующим актуальным вопросом является современное положение российских семей.

В структуре экономических проблем страны острейшая – это резкое падение реальных доходов большинства семей. Для абсолютного большинства семей с детьми реальным источником доходов является зара­бот­ная плата. В течение последних «перестроечных» лет наблюда­ется огромное несоответствие между заработной платой и потребитель­скими ценами. Минимальная заработная плата обеспечивает только пятую часть минимального потребительского бюджета. Фактически до нуля обесценились денежные сбережения граждан. Беспристрастная статистика констатирует, что семьи с несовершеннолетними детьми – наименее обеспеченная часть населения России. Их доходы ниже, чем у остальных семей .

Для большинства семей стали менее доступными услуги здравоохранения, квалифицированная медицинская помощь, лекарства и медикаменты.

Все больше семей не могут позволить себе пользоваться учреждениями культуры и отдыха, организовать семейный летний отдых, отправить своих детей в оздоровительные загородные лагеря. Сокращается посещение театров, кино, музеев, библиотек.

Особенно трудная для большинства семей проблема – улучшение жилищных условий. Особенно остра она для молодых семей, не имеющих собственного жилья.

Крайне тревожная ситуация складывается в демографической сфере. Экономическое и социальное неблагополучие проявляет себя в сокращении средней продолжительности жизни населения. Только за 1993 г. она снизилась на 3 года у мужчин, составив 59 лет, и на 1,1 года у женщин (72,7 лет). Такое снижение продолжительности жизни сопоставимо только с военным временем и беспрецедентно для мирного времени.

Снижается рождаемость, ухудшается здоровье людей, растет смертность, особенно от несчастных случаев, травм, отравлений, убийств и самоубийств. В 1992 г. (еще до начала боевых действий в Чечне) смертность населения России от неестественных причин превысила среднеевропейский уровень у мужчин в 4 раза, а у женщин – в 2 раза. Особенно велико превышение среднеевропейского уровня смертности от убийств: в 20,5 раз у мужчин и в 12 раз у женщин. В результате преждевременной смертности в стране увеличивается число вдов , вдовцов и детей-сирот.

Если до 1991 г. младенческая смертность в России постепенно снижалась, то с 1993 г. она стала расти, а уже к концу года составила 20 умерших на 1000 родившихся детей и продолжает увеличиваться до сих пор. С 1992 г. началась депопуляция России за счет превышения смертности над рождаемостью. Естественная убыль населения составила 207 тыс. человек в 1992 г.

Растет число семей беженцев и вынужденных переселенцев.

Обследования специалистов показывают, что отказ части семей от рождения детей из-за неблагоприятных экономических и психологи­ческих условий может при продолжении социально-экономического кризиса перерасти в новые репродуктивные установки, выражающиеся, в частности, в резком снижении ценности детей для родителей, что в дальнейшем приведет к новому витку депопуляции – например, сокращению численности населения и трудовых ресурсов.

Ухудшается психологический климат в обществе. Семья, являясь частью общества, перестает быть психологическим убежищем от общественных катаклизмов, увеличивается число неблагополучных семей. В психологическом состоянии российских семей превалируют неуверенность в завтрашнем дне и ощущение слабой защищенности от насилия и преступного мира.

Но, несмотря на тяжесть и остроту проблем, семья пока выстояла в экономических невзгодах и политических бурях. По данным последних социологических исследований, абсолютное большинство опрошенных ставит ценности семьи выше других человеческих ценностей (здоровье, интересная работа, материальное благополучие, комфорт).

Несомненно, без преодоления социально-экономического кризиса и дальнейшего подъема экономики, стабилизации общественно-политической обстановки решение значительной части семейных проблем невозможно. В то же время ослабление негативных последствий реформирования общества вполне реально. Выход видится не в отказе от реформ, а в придании им социальной направленности.

Необходимо рассматривать интересы семьи как цель развития экономики и социальной сферы. В сфере экономики это означает, во-первых, преимущественное развитие отраслей, обеспечивающих удовлетворение материальных потребностей семей; во-вторых, обеспечение сохранения социальных гарантий в труде независимо от формы собственности. В социальной сфере важно сосредоточить внимание на семье, что обеспечит комплексный, всеобъемлющий подход в социальной политике.

Очень многое можно сделать и уже делается для семей сейчас, даже в условиях социально-экономического кризиса. Прежде всего – это формирование национальных механизмов по разработке и реализа­ции государственной политики. Созданы региональные и федеральные структуры власти и управления в области семейной политики. К числу основных звеньев этой системы управления можно отнести: Комитет по вопросам женщин, семьи и молодежи Государст­вен­ной Думы; Комиссию по вопросам женщин, семьи и демографии при Президенте Российской Федерации; Департамент проблем семьи, женщин и детей Министерства социальной защиты населения Российской Федерации, а также структурные подразделения федеральных министерств и ведомств социальной направленности, занимающиеся вопросами образования, воспитания, охраны здоровья, отдыха, культуры, физической культуры, бытового обслуживания и обеспечивающие выполнение семьей ее репродуктивной, воспитательной и других важнейших функций.

Супружеские роли – ……………………………………………..

Родительские роли – ……………………………………………..

Родственные родительские роли – ………………………………

Родственные роли – ………………………………………………
Б) И.Френч и Б.Равен выделяют пять видов социальной власти, характеризующей отношения между ребенком и взрослым в семье.

………………………………………… – ребенка могут вознаградить за определенное поведение. Награда следует за одобряемым поступком, наказание – за порицаемым поступком.

…………………………………………. – в ее основе лежит жестокий контроль над поведением ребенка, каждый незначительный проступок подлежит наказанию (словесному или физическому).

…………………………………………….. – основана на большей компе­тентности родителей в том или ином деле.

……………………………………………… – в ее основе лежит уважение перед человеком, который является образцом – носителем социально-одобряемого поведения.

……………………………………………………. – единственная форма внеличностной власти, однако, носителем и толкователем закона для ребенка являются именно родители, взрослые.


В) Широко известна периодизация Э.К.Васильевой, выделившей пять стадий жизненного цикла:

1. ………………………………………………: с момента заключения брака до рождения первого ребенка.

2. ……………………………………………….: заканчивается с началом трудовой деятельности хотя бы одного ребенка.

3. ………………………………………………: с начала трудовой деятель­ности первого ребенка до момента, когда на попечении родителей не останется ни одного из детей.

4. Дети живут с родителями до тех пор, пока хотя бы один из детей не имеет собственной семьи .

5. Супруги живут с детьми, имеющими общие семьи.


6.Найдите ошибки и дайте правильное определение понятиям.

7. Используя данные текста, укажите на преобладание той или иной брачно-семейной структуры. Используйте знаки: .
А) Форма семьи:

нуклеарной семьи расширенной семьи
Б) Форма брака:
Распространенность Распространенность

моногамии полигинии


В) Выбор партнера:
Распространенность Распространенность

экзогамии эндогамии


Г) Выбор местожительства:
Неолокальный Матрилокальный

выбор выбор


Д) Родословная и наследование:
Наследование Наследование

по женской линии по мужской линии

Часть 1. Советский брак с 1917 г до начала 1950-х г

Несмотря на внешнюю интимность, форма свадебной церемонии почти всегда определяется установками власти. В императорской России существовал только церковный брак, который заключался по благословению церкви, а венчание проводилось по строгим религиозным обрядам. Только этот брак имел тогда подлинную юридическую силу, а регистрация актов гражданского состояния возлагалась исключительно на религиозные институты. В атрибутику этого значимого «действа» входило венчание в храме, при этом подразумевалось наличие обручальных колец, белого венчального платья невесты и фаты, а также пышного праздничного застолья.
С 1917 года новая коммунистическая власть отказалась от утонченной эстетики русского венчания, покончив с его пышностью и великолепием. Официальная брачная церемония теперь отличалась революционной простотой, сдержанностью и крайним аскетизмом: ни кольца, ни венчального белого платья, ни последующего праздничного застолья.
В новом советском государстве символику свадеб теперь определили кодексы о браке и семье. Первый такой документ появился уже в 1918 году. Таким образом, была реализована давно назревшая общественная потребность во введении гражданского брака. Такая форма брака обеспечивала определенную свободу частной жизни и способствовала уничтожению уже отживших, феодальных черт российской семьи.

В советской России при органах местного самоуправления стали действовать ЗАГСы, при этом они были подведомственны и НКВД.
Правила светской свадебной церемонии были значительно упрощены. В кодексе лишь указывалось, что заключение брака должно публично проводиться в определенном помещении. При этом от будущих супругов должно быть предварительное заявление и удостоверения их личности.
Уже после перехода к НЭПу вновь встал вопрос — в какой форме и с соблюдением каких правил следует заключать брак в обществе строителей коммунизма. Хотя, при этом, четкого и удобоваримого суждения о форме брачного ритуала новая власть так предложить и не смогла. Одна часть большевистской верхушки к институту брака относилась скептически. «А нужен ли он теперь свободному советскому человеку?». Другая, с особым остервенением и фанатизмом, воевала с церковными свадебными обрядами и ритуалами.
Еще в начале века Троцкий писал Ленину о том, что считает семью полностью изжившим себя буржуазным институтом. И что об этом обязательно надо разъяснять рабочим. Ленин соглашается с ним: «…И не только семья. Все запреты, касающиеся сексуальности, должны быть сняты… Нам есть чему поучиться у суфражисток: даже запрет на однополую любовь должен быть снят». Возможно благодаря столь смелым и сверхлиберальным взглядам большевиков во власти, в 1918 году в советском государстве был принят закон об отмене наказания за гомосексуализм.

В декабре 1917 года выходят декреты «Об отмене брака» и «О расторжении брака», а также — декрет «О гражданском браке». Согласно новым законам, признавался только гражданский брак, а церковный, «наряду с обязательным гражданским, является частным делом брачующихся». Брак, согласно новому закону, становится актом, который устанавливал гражданское и моральное право супругов, а внебрачные дети теперь уравнивались в своих правах с законнорожденными. Ведение регистрационных книг гражданского состояния теперь возлагалось на официальные государственные органы страны, а документы о заключении брака, выданные в дореволюционный период религиозными институтами, теперь приравнивались к документам, выданным советскими ЗАГСами.
Одной из самых ярких фигур, выступающих против института брака во времена НЭПа, была Александра Михайловна Коллонтай. Она была лидером женского движения, одной из разработчиц «Кодекса о браке», а также первой женщиной – наркомом (министром) и дипломатом в Советской России. В период НЭПа Коллонтай была заведующей женотдела ЦК РКП(б). Этот отдел вел борьбу за повышение статуса женщины в новом обществе и за уравнивание ее прав с мужчиной. Помимо этого женотдел вел активную работу по ликвидации неграмотности среди женщин, которая в тот период была просто катастрофической, а также занимался информированием о новых условиях труда и организации семьи.
Кстати, мало кто знает, но, в первые же послереволюционные месяцы, в принятых новой властью Декретах, содержались пункты, которые касались женских прав. Во-первых, был запрещен ночной труд женщин, во-вторых, с ноября 1917 года женщинам полагалось пособие по беременности и родам, в-третьих, устанавливалась равная оплата труда и для мужчин и для женщин, и в-четвертых, в Декрете о гражданском браке уравнивались женские права в семье и браке.

В первую половину 20-х годов ХХ века появились свои коммунистические ритуалы – «красные крестины», «октябрины» и «красные свадьбы». Подобные церемонии воспринимались советскими людьми не как семейные празднества, а как значимые общественно-политические события. Такое массовое явление как «красные свадьбы» просуществовало почти до середины 30-х годов. Первой «красной свадьбой» можно назвать свадьбу наркомов Коллонтай и Дыбенко (знаменитого предводителя балтийских «братишек»), которая состоялась в марте 1918 года. Невеста была старше жениха на 17 лет. К моменту свадьбы Александре было 46, а голубоглазому красавцу Павлу — 29. Их страстный, пламенный революционный брак просуществовал до 1923 года.
К середине 20-х годов ЗАГСы выходят из подчинения НКВД и полностью переходят под юрисдикцию местных советов. Но принятие в 1926 году нового брачно-семейного кодекса, приравнивавшего не зарегистрированные браки к зарегистрированным, свело на нет значимость свадебного обряда. Фактический брак теперь в любой момент мог по решению суда получить юридическую силу. Таким образом власть полностью устранялась от его регулирования.
Юридическое оформление брака и форма церемонии (церковный или гражданский) теперь стали частным делом вступающих в брак. На рубеже 20-30 –х гг. традиция ношения обручальных колец, зародившаяся еще в стародавние времена, начала отмирать. Теперь их не надевали не только молодожены, но и супруги со стажем. Причиной этому была прежде всего идеологическая властная установка – отрицание прежней церковной венчальной церемонии, как пережитка прошлого. А также материальные трудности, заставляющие нередко отдавать дорогие сердцу семейные реликвии в систему Торгсина. В начале 30-х годов, в связи со всеобщей паспортизацией населения и введением обязательной прописки паспортов, ЗАГСы были вновь переподчинены НКВД. Это было сделано с целью возможности учета демографических изменений в стране.
ЗАГСы НКВД теперь стали размещаться в зданиях местных отделов милиции. Это, естественно, не придало обряду бракосочетания дополнительной торжественности, если не считать штампа в паспорте. Единственный антураж – стол, покрытый красной скатертью, на стене – портрет Ленина и строгий делопроизводитель. А в качестве музыкального сопровождения – гимн… Так свадьба стала самым обыденным событием в жизни советского человека.

Интересное описание советской свадьбы дает иностранный гражданин (нотариус) Луис Ойос Каскон в своей книге «Московский меридиан». Ему «посчастливилось» побывать на свадьбе инженеров в августе 1932 года в качестве свидетеля. У жениха «была трехдневная щетина, он стоял в рубахе с засученными рукавами и без носков.» На невесте «также не было чулок, а голова была непокрыта». Они лишь предъявили сотруднице ЗАГСа свои профсоюзные билеты, она « зарегистрировала их брак без какой-либо торжественности», и через минуту они покинули помещение. Вот и вся церемония…. То есть свадьба, по его мнению, превратилась в самую скучную и обыденную процедуру, все- равно, что остановиться и «выпить аперитив, чтобы затем идти своим путем».
В 20-30-е годы в советском обществе семья потеряла былой статус, а слова — «семейный очаг», «семейный уклад» стали восприниматься обществом как некий архаизм, «буржуазная» семья с его эгоистическим, закостенелым индивидуализмом была объявлена виновной в моральной и социальной патологии отжившего дореволюционного общества. Семья теперь воспринималась как «ячейка общества», как часть большого и дружного коллектива единомышленников – счастливых строителей нового коммунистического общества. Главную ответственность за воспитание детей теперь возложили на государственные дошкольные и школьные учреждения. Они должны были исправлять «негативное» воздействие семьи на формирование личности ребенка.

К концу 30-х году в СССР были официально провозглашены нормы семейной жизни, включающие в себя ориентацию на моногамный брак. Несмотря на изменения формы брачного ритуала, суть семейных ценностей и норм семейной жизни в советском обществе остались прежними. Они практически полностью совпадали с традиционными, религиозно-патриархальными. А в 1944 году власть оформляет Указ, который вновь возвращает официальному браку былой статус. Теперь юридически действительным будет признаваться только зарегистрированный брак. Толчком этому послужило примирение в период войны государства с православной церковью. Это породило в народе надежду на более лояльное отношение к церковному венчальному браку, или хотя бы к традиционной брачной обрядности.

В период позднего сталинизма уже начинается приветствоваться проведение свадебных торжеств. Об этом свидетельствуют такие фильмы, как «Свинарка и пастух», «Свадьба с приданым», «Кубанские казаки». В «Свадьбе с приданым», которая вышла на экраны в 1953 году, была показана любовь бригадиров двух соревнующихся колхозов – Ольги и Максима. Апофеозом отношений молодых людей (которых блестяще сыграли Вера Васильева и Владимир Ушаков) стала традиционная осенняя большая свадьба, на которой невеста появляется в белом платье и в небрежно накинутом на голову белом шелковом шарфике, напоминающем фату.
Но в сталинскую эпоху власть придерживалась весьма строгих правил нормирования процедуры заключения брака. Так, в 1947 году официально было запрещено заключать браки между советскими и иностранными гражданами. Сама же свадебная церемония, с ее традиционными нарядами жениха и невесты, букетами цветов, обменом колец, застольем и танцами молодых, так юридически и не была закреплена, оставаясь по-прежнему лишь частным актом. Ритуал осуществлялся только по желанию вступающих в брак.
Возможно поэтому многие замечательные традиции и обряды русской свадьбы в наше время оказались безвозвратно утерянными. А ведь в старину этим обрядам придавалось огромное значение. Они считались самыми важными на пути молодых к браку. И если по какой-либо причине свадебный обряд нарушался, или не выполнялся как положено, то этот брак уже считался несостоятельным, то есть не совершенным до конца.

Революционные идеи начала XX века и Великий переворот 1917 года, в результате которого к власти пришли большевики, смяли, перевернули все прежние устои и традиции, по которым жило и развивалось российское общество на протяжении многих веков. Одни из самых основополагающих и фундаментальных устоев общества, всячески поддерживаемые Православной церковью – заключение брака и крещение детей, права и обязанности супругов, основы семейной жизни – всё это объявлялось поповским мракобесием, и было исключено из новой революционной действительности.

Упразднением института семьи и брака новая власть занималась целеустремлённо и творчески.

Церковный брак был упразднён ещё в конце 1917 года, а, по мнению В.И. , незачем, упразднив один ритуал (венчания), заменять его другим (гражданской регистрацией). Идеологами и вдохновителями отмены семейных отношений были, как ни странно, женщины – «музы » Александра Коллонтай и Инесса Арманд.

Эти умные, красивые, состоятельные и блестяще образованные женщины, пребывавшие в замужестве, не были измучены нищенским бытом, им потакали их мужья, они имели детей (у Арманд их было пятеро, у Коллонтай – один сын). Они оказались вовлечены в революционную деятельность, в которой не было места семейным отношениям, марксистская идеология скорее отвергала семью, революции требовались идейные борцы, раскрепощённые во всех отношениях, признающих, что семья – это пережиток буржуазного прошлого. Женщина и её дети прежде зависели от мужа и материально, и морально. Теперь же, в новых условиях, женщина станет самостоятельной и самодостаточной, воспитанием её детей займутся сады и ясли, приготовлением еды – общественные кухни, стиркой белья – прачечные, а соратники по революционной борьбе станут единомышленниками и в постели, благо, оба теперь, и он, и она называются «товарищ». Но, по иронии судьбы, именно регистрация брака А. Коллонтай и П. Дыбенко стала первой записью в первой книге Актов гражданского состояния Советской Республики, именно измена мужа станет для Коллонтай очень тяжёлым ударом, как бы Александра Михайловна себя не убеждала в отсутствии обиды и ревности.

К абортам новая власть отнеслась благосклонно, только требовала от женщин, чтобы проводилась эта операция в медучреждениях квалифицированным персоналом. Идеей коммунистического сожительства особенно глубоко прониклись перманентно пребывавшие в революционном угаре студенчество и пролетарская молодёжь: общие жёны, еда, жильё – права есть, а об обязанностях задумываться незачем, коммуна, товарищи!
Новый, второй Кодекс законов о браке и семье, принятый в 1926 году, ещё более усугубил маргинальную суть новых семейных отношений. Законодательством признавался действительным, так называемый фактический брак, то есть, достаточно было подтвердить факт совместного сожительства, ведения общего хозяйства, воспитания детей и демонстрация супружеских отношений перед посторонними (третьими) лицами.

В итоге, из 10 заключённых таким нехитрым способом браков, 9 распадались в течение года, и такая «семья» оказалась вполне легальным инструментом удовлетворения распущенности и беспорядочных половых связей.
Но, видимо, маятник дошёл до своей крайней точки либеральных семейных отношений, и в тридцатых годах столь же стремительно пошёл в обратную сторону. Начался активный процесс формирования и укрепления советской семьи – ячейки общества. Убеждённые марксисты и пламенные революционеры, обладавшие преимущественно ораторскими талантами, но не способные к практической созидательной работе, уходили с насиженных партийных мест (далеко не всегда добровольно). Пришедший к власти И.В. , прагматик и реалист, прекрасно понимал, что страну надо поднимать в кратчайшие сроки, и граждане этой страны должны заниматься производительным и самоотверженным трудом, а не поисками очередного партнёра для спаривания. Общинно-племенной строй ушёл безвозвратно, устойчивые семейные отношения надёжно цементировали общество, а государство позиционировало себя, как одну большую семью во главе с мудрым, всевидящим Отцом. Женщины, боровшиеся за равноправие с мужчинами, получили «прав» с избытком: кроме рождения и воспитания детей, домашней работы, советские женщины работали на стройках и предприятиях наравне с мужчинами, но за меньшую зарплату.

1936 год – принят третий Семейный кодекс. Регулированием семейных отношений, демографической ситуации в стране взяло под неустанный контроль государство. Сразу же были запрещены аборты, женотделы закрыли ещё в начале 1930 года, но парткомы и профкомы активно вникали в жизнь каждой семьи, даже когда их об этом не просили. Постепенно возвращается патриархальный уклад семьи, но с социалистическими поправками. Так, едва родившись, ребёнок оказывается в яслях, чтобы мать не отвлекал от строительства коммунизма. Далее – садик, школа, ПТУ (реже - институт), с младых ногтей дети получали изрядную дозу социалистической пропаганды и к 16-18 годам становились, в подавляющем большинстве, активными строителями коммунизма с правильной ориентацией на советские ценности и на верность партии. Свободная любовь была заклеймена как антисоветская, а выявленные лица с гомосексуальной ориентацией отсиживали свои немалые сроки в «местах не столь отдалённых».