Материалы и оборудование для занятий по изобразительной деятельности. Занятие по изо в старшей группе Итоговое занятие по изо в старшей группе

Тема «Волшебство под водой»

Техника: рисование «по мокрому листу»

Программные задачи:

  1. Учить детей рисовать нетрадиционным способом «по мокрому» листу.
  2. Учить передавать композицию в сюжетном рисунке.
  3. Развивать разнонаправленные, слитные, плавные движения руки, зрительный контроль за ними, воображение, фантазию.
  4. Воспитывать у детей стремление к достижению результата.

Материал:

Белый лист плотной бумаги, акварельные краски, поролоновая губка, кисточки (№6 и №3) , салфетки на каждого ребёнка.

Методические приёмы:

  1. Показ и объяснение воспитателя.
  2. Игровая ситуация, с использованием художественного слова.
  3. Наблюдение за работой детей.
  4. Анализ работ воспитателем и детьми.

Предварительная работа:

Чтение сказки А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»; рассматривание иллюстраций к этому произведению; рассматривание картинок и фотографий с изображением морских обитателей.

Ход занятия

В. Сегодня, ребята, на нашем занятии по рисованию краски будут вести себя не совсем обычно, они будут расплываться, выходить за рамки вашего рисунка. Необыкновенная лёгкость красок, получение новых цветов прямо на рисунке, сделают вашу работу удивительно интересной. А рисовать мы с вами будем « по мокрому» листу.

Д. А как?

В. А что это такое, я сейчас расскажу и покажу.

Главным инструментом сегодня станет губка. Мы смочим ею наш лист. Смачивается лист быстрыми движениями (показ воспитателя) , рука движется свободно. А потом уже « по мокрому» листу наносится краска. Кисточка слегка касается листа, краска ложится красиво, образуя волшебные переливы.

В. Ребята, хотите почувствовать себя волшебниками?

Д. (ответы детей)

В. Итак, если мы с вами захотели почувствовать волшебство, то нам надо произнести волшебные слова, которые сделают наше рисование волшебным, удивительным и сказочным.

Физкультурная минутка

Звёздочка в небе колышется кротко

(руки подняты вверх, пальцы широко расставлены, лёгкое покачивание руками)

В белом тумане качается лодка,

В лодке той – чудесные краски

(руки опущены вниз, немного разведены в стороны, раскачивание туловища влево и вправо)

Шепчутся в ней небылицы и сказки

(руки к губам, повороты головы влево и вправо)

Лодочку ветер тихонько качает

В волшебное царство он нас приглашает

(дети садятся на стулья, за столы)

В. А сейчас я вам прочитаю отрывок из сказки, а вы её отгадаете.

«Жил старик со своею старухой, у самого синего моря»

Д. Это сказка (ответы детей)

В. Правильно, слушайте дальше:

Они жили в ветхой землянке, старик ловил неводом рыбу, а старуха пряла свою пряжу. Дед был добрым, а старуха спокойная, и в доме у них был мир и согласие. И природа была спокойная: голубое небо, спокойное море. И в этом спокойном море жила добрая, волшебная «золотая рыбка». Но жила она не одна.

Как вы думаете, кто ещё жил в её волшебной стране – подводном царстве?

Д. (ответы детей)

В. Молодцы! Ребята, а какой краской мы будем рисовать тихое, спокойное море?

Д. синей, голубой – (ответы детей)

В. А «золотую рыбку»?

Д. оранжевой, жёлтой – (ответы детей)

В. Посмотрите, как я буду рисовать море. Губкой смачиваю лист быстрыми движениями, слева на право. Кисточкой, сверху, провожу по всему листу. Попробуйте!

А с помощью тонкой кисточки мы будем рисовать песчаное дно, водоросли, а может кто – то из вас нарисует и «золотую рыбку» или её сказочный дворец.

(дети выполняют работу, воспитатель наблюдает за рисованием, при затруднении детей проводит индивидуальный показ)

Анализ работы

(когда все ребята закончат рисование, листочки разложить на одном большом столе, получится «подводное царство»)

В. Ребята, посмотрите, какое огромное спокойное синее море у нас получилось. И обитатели царства спокойно передвигаются в воде среди зелёных водорослей. И от того, что море мирное, спокойное – золотых рыбок стало много, все они такие яркие, красивые. Когда я смотрю на ваши рисунки, я чувствую, что в этой волшебной стране торжествует только добро.

(время проведения 25 минут)

Конспект НОД по изо в старшей группе
на тему: «Платье для мамы».
Цель: Расширять представления детей о празднике «День матери». Программные задачи: - Учить детей рисовать по замыслу, заполняя все намеченное пространство, находить красивые сочетания красок. - Совершенствовать технические навыки рисования кистью. Вызвать интерес к работе с гуашью. Развивать творческие способности. Воспитывать заботливое отношение к своим мамам.
Материал: Коллекция «Ткани», журнал мод с изображением вечерних платьев, гуашь, кисти, баночки с водой, салфетки бумажные, листы бумаги с силуэтом платья, шаблон для показа.
Предварительная работа: беседа о празднике «День матери», рассматривание коллекции тканей, журналов, презентации.
1. Организационный момент
Воспитатель: Здравствуйте, мои друзья!
Рада видеть вас всегда.
Утром рано мы проснулись,
Солнышку мы улыбнулись.
Все друг другу улыбнулись
И на стульчики вернулись.
2. Основная часть
Вступительная беседа.
Воспитатель: Ребята совсем скоро у ваших мам будет праздник. Вы знаете, как он называется? Ответы детей: «День матери». Сейчас я прочитаю вам стихотворение, вы его послушайте и скажите о чем оно?
Платье у мамы ну прямо не счесть.
Синее есть и зеленое есть,
Есть голубое с большими цветами-
каждое служит по-своему маме.
В этом уходит она на работу.
В этом в театр и в гости идет,
В этом сидит, занята чертежами.
Каждое служит по-своему маме.
(Г. Демыкина)
Вам понравилось стихотворение?
Дети: да, понравилось.
Воспитатель: о чем стихотворение?
Дети: о маминых платьях.
Воспитатель: Скажите, а у мамы много нарядов? Зачем ей нужны разные наряды?
Высказывания детей
Воспитатель: Сегодня я предлагаю вам побыть модельерами для своих мам. Модельер – это специалистом по изготовлению одежды, в их обязанности входит создание одежды с учетом модных веяний и спроса потребителей. Я предлагаю придумать подарок для вашей мамы – праздничное платье, каждый сам сможет сделать маме именно такое платье, какое захочет. Мы с вами научимся рисовать узоры для маминого платья.
Игра «4 лишний»
Воспитатель: как мы понимаем, что перед нами именно праздничное платье? Давайте попробуем поиграть в игру 4 лишний. (находим среди разных видов одежды праздничное платье, находим среди изображений «мам» маму в праздничной одежде.
Дети высказывают точку зрения – длинное, пышное, «как у принцессы», красивый, яркий узор.
Воспитатель: из каких частей состоит платье?
Дети (с помощью воспитателя): юбка, лиф, воротник, пояс.
Воспитатель: давайте посмотрим, какие же бывают узоры на ткани (показываем образцы узоров). Какие узоры вы видите?
Дети: завитки, полосы, точки, круги, все яркого цвета.
Воспитатель: а сейчас давайте немного отдохнем, а после начнем делать подарок маме.
Физкультминутка:
Маме нужно отдыхать. (потягиваться)
Маме хочется поспать.
Я на цыпочках хожу. (Ходьба на носочках)
Маму я не разбужу.
Я на кухню проскользну, (Семенящий шаг)
Подарок мастерить начну.
Ребята рассаживаются за столы, и приступают к работе. При необходимости воспитатель оказывает индивидуальную помощь.
Воспитатель: у каждого из вас на столе есть шаблон платья. Нужно правильно расположить его на листе бумаги и аккуратно обвести карандашом. Одной рукой мы держим шаблон неподвижно, а второй держим карандаши и обводим.
Дети выполняют работу – на демонстрационной доске представлен промежуточный этап работы – обведенный шаблон платья.
Воспитатель: как мы уже говорили, у платья есть ворот, лиф, юбка. На юбке мы видим складки. Нужно сейчас изобразить их на ваших работах с помощью красок.
Дети выполняют работу самостоятельно – на демонстрационной доске представлен промежуточный этап работы – обведенный шаблон платья с деталями.
Воспитатель: теперь каждый из вас может взять краски. Сначала необходимо красками по вашему желанию сделать контур и обвести детали.
На доске представлен промежуточный этап работы.
Воспитатель: теперь самый важный этап работы. Ребята, вы сейчас будете рисовать красками тот узор на платье, который вы задумали.
Дети рисуют самостоятельно – воспитатель по необходимости оказывает помощь индивидуально.
3. Заключительная часть (снятие эмоционального напряжения):
Воспитатель: Ребята, какие чудесные платья вы нарисовали для своих мам.
Давайте на минутку закроем глазки и представим, как обрадовалась мама вашему подарку, как она улыбнулась, обняла вас и поблагодарила.

Задачи:

- познакомить с техникой рисования восковыми мелками, наложением сверху краски;

- определить особенности строения и формы воздушного транспорта, их отличие от наземного (из каких геометрических фигур состоит самолет, вертолет, воздушный шар, дирижабль);

- передать в рисунке обтекаемость формы, строение крыльев, аэростатов;

- развивать воображение, пространственное мышление, посредством моделирования авиатехники в рисунке.

Средства и материалы: бумага для рисования большого формата, восковые мелки, акварель, толстые кисти; музыка В. А. Моцарта «Увертюра к опере «Свадьба Фигаро». , дельтаплана, дирижабля, воздушного шара. Модель-игрушка самолета или вертолета.

Ход занятия по рисованию:

Ребята, я расскажу вам удивительную историю (звучит музыка до конца рассказа). Давным-давно, когда люди еще только мечтали взлететь как птицы, и не было ни самолетов, ни вертолетов, ни даже воздушных шаров, в Древней Греции жил известный мастер и изобретатель Дедал. Слава о нем дошла до правителя острова Крит — царя Миноса. Он приказал Дедалу построить огромный лабиринт для чудовища Минотавра — множество запутанных ходов среди высоких стен, из которого невозможно найти выход. Дедал исполнил приказ. Но злой царь Минос заточил в нем самого изобретателя Дедала и его сына Икара. Спастись оттуда можно было только чудом. И Дедал сотворил чудо — он сделал крылья себе и сыну, и они вылетели на свободу. Крылья были сделаны из перьев птиц, скрепленные клеем из воска. Дедал предупредил сына, чтобы он не взлетал слишком высоко, иначе воск растает под горячими лучами Солнца, и крылья распадутся на маленькие перышки. Но Икару так понравилось летать, парить в небе как птица, что он забыл предупреждение отца и поднимался все выше и выше. Воск растаял и Икар упал в море.

Люди до сих пор хранят легенду об Икаре, для которого полет был важнее жизни. И в память о нем многие изобретатели пытались смастерить такой летательный аппарат, который был бы надежнее восковых крыльев.

Благодаря им, мы с вами можем летать. А как? Узнаете когда отгадаете загадку:

Это что за чудо птица

В синем небе быстро мчится?

По бокам десятки глаз,

Больше птичьих во сто раз.

Обойдет в полете птицу

И на землю приземлится.

Догадались? Это самолет. Какие еще приспособления для полета вы знаете? (Дети называют авиатранспорт, а педагог показывает картинки). Чем отличается воздушный транспорт от наземного? У него должна быть обтекаемая форма т.е. без углов, чтобы легче рассекать воздух. Какие фигуры без углов вы знаете? Круг и овал (чертят в воздухе пальцем фигуры). Еще нужен узкий нос, чтобы быстрее лететь, крылья, чтобы держаться в воздухе. Сделан он должен быть из легких материалов, иногда приделывают винт или пропеллер, чтобы лететь вверх и вперед (при обсуждении педагог показывает модели самолета и вертолета; дети чертят в воздухе крылья — треугольники, показывают вращательными движениями пропеллер).

Вот как много вы уже знаете об авиатранспорте. Слово «ави» переводится с латинского как «птица».

Сегодня вы будете авиаконструкторами — людьми, которые придумывают и строят летательные аппараты.

Рисовать мы начнем мелками. Это очень просто и удобнее, чем карандашами. Мелки оставляют яркий широкий след на бумаге. Можно рисовать короткими штрихами или длинными линиями, попробуйте как вам удобнее (показываю на доске).

Пусть каждый выберет или придумает для себя вид транспорта и можно приступать к работе. А чтобы вам легче было рисовать, послушаем произведение

В.А.Моцарта (музыка звучит до конца занятия). Слышите, какая музыка торжественная и возвышенная, нетерпеливая и дерзкая, стремительная, решительная и уверенная в себе, как люди, покоряющие воздушное пространство. Попробуйте передать все это в рисунке.

Рисуем контур — овал с вытянутым носом или круг (у дирижабля, воздушного шара), а может это будет какая-то сложная форма, состоящая из нескольких простых. Продумайте форму для крыльев, корзины, хвоста, пропеллера. Можете по желанию добавить какие-то украшения, например, полоски, звёздочки, флажки и любые другие.

Небо будем рисовать красками. Хотите увидеть фокус? Я закрашиваю рисунок краской, а он все равно остается и не исчезает. Это потому, что волшебные мелки невозможно закрасить, так как они сделаны из воска (помните про крылья Икара?). Рисуя небо, облака, солнце красками, вам не нужно обводить рисунок, можете смело закрашивать сверху, а рисунок все равно останется. Чтобы выбрать цвет для неба, вспомните, что в разное время дня оно разного цвета — голубое, синее, розовое, фиолетовое и других цветов.

Подведение итогов занятия по рисованию.

Дети выставляют свои работы и рассказывают, что они придумали и изобрели сами, чем их транспорт отличается от обычного, а что они сохранили общего от всех авиамоделей, без чего они не смогут взлететь в воздух.

Занятие по ИЗО с детьми старшей группы подготовила Котлобай О.

| ИЗО. Конспекты занятий по ИЗО в детском саду

Цель : создание условий для формирования навыков рисования нетрадиционным способом, при помощи губки. Задачи : Закрепить знания о времени года (осень) и об осенних листьях; Развивать внимание, мелкую моторику, мышление; Формировать умение раскрашивать осенние листья. Ход...

Цель : создание условий для развития у детей творческих способностей через рисование с использованием элементов росписи (капелька, волнистая линия, точка. Задачи : -развивать умение составлять композицию рисунка : умение располагать предметы на плоскости, развивать стремление...

ИЗО. Конспекты занятий по ИЗО в детском саду - Конспект НОД по рисованию «Моя любимая игрушка» в подготовительной группе

Публикация «Конспект НОД по рисованию «Моя любимая игрушка» в подготовительной...»
Задачи: знакомить детей с игрушками и их историей, закрепить знания об игрушках. Развивать воображение, память, внимание, аккуратность. Учить умению рисовать и закрашивать рисунок, правильно соблюдать пропорции предмета, красиво располагать его на листе бумаги. Воспитывать...

Библиотека изображений «МААМ-картинки»


Конспект НОД с использованием нетрадиционной техники пластилинография: "Урожай овощей" для детей старшего дошкольного возраста. Назначение: данный конспект может быть полезен воспитателям ДОУ, педагогам дополнительного образования, родителям. Цель: развивать у детей интерес к...


Фото отчет: занятия по рисованию «Ветка рябины в вазе» Фото отчет: занятия по рисованию «Ветка рябины в вазе» Педагога дополнительного образования Шелехиной Нины Сергеевны МДОУ д/с №16 города Орехово – Зуево Московской области. Добрый день уважаемые гости моей странички....

ИЗО. Конспекты занятий по ИЗО в детском саду - Фотоотчёт о занятии по рисованию «Осень в лесу» в средней группе


Цель: формирование умения вести наблюдения за изменениями в природе Задачи: - учить соблюдать пропорции предметов при рисовании; - формировать умение создавать сюжетные композиции; - развивать навыки работы с акварельными красками; - повторить названия осенних месяцев....

Цель: учить детей видеть красоту природы через средства изобразительной деятельности. Задачи: Образовательные: уточнить и обобщить знания детей об осени, учить детей подбирать необходимые цветовые решения (осенняя палитра, познакомить с нетрадиционным способом рисования -...

Конспект открытого занятия по ИЗО в старшей группе №9 «Русалочка»
Название: «Волшебная синева»
Автор: Аграфонова Т.А.
Цель занятия: ознакомление с техникой росписи «гжель».
Задачи:
Образовательные:
 Продолжать знакомить детей с русскими народными промыслами на примере
гжельской керамики.
 Учить оформлять работу элементами узора гжельской росписи.
 Закреплять представления детей о народных промыслах.
Развивающие:
 Развивать чувство композиции, умение красиво располагать узор на плоскости.
 Развивать у детей интерес к народному декоративно­прикладному искусству,
способствовать развитию эстетического вкуса, формированию прекрасного.
 Развивать речь детей, мелкую моторику рук.
Воспитательные:
 Воспитывать чувство гордости за талант своего народа, уважение к мастерам.
Оборудование: презентация «», трафареты чайники, гуашь ­ белая и синяя, кисти,
непроливайки, палитра, салфетки.
Предварительная работа: Знакомство с народными промыслами: рассматривание
иллюстраций, рисование, лепка из глины, роспись с элементами дымковских,
городецких узоров.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Воспитатель: Ребята, у нас сегодня гости. Поздороваемся с ними, подарим им свои
улыбки и хорошее настроение. (Дети берутся за руки, улыбаются друг другу).
«Доброе утро солнцу и птицам,
Доброе утро улыбчивым лицам,
Доброе утро всем нам ­
Добрым, хорошим друзьям».
(дети проходят, садятся на стулья)
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами совершим необычное путешествие в мир
красоты, добра, в мир удивительных творений народных умельцев.
Мы отправляемся в путешествие в сине­голубую сказку. Почему она так называется?
Сейчас вы поймете сами.
Расскажу вам сказку.
Так вот. В некотором царстве, в некотором государстве ­ Россия, недалеко от Москвы,
стоит деревенька Гжель. А живут там люди простые, но талантами не обделённые.
Собрались они однажды и стали думу думать, как бы им мастерство свое показать, да
людей порадовать, край свой прославить. Посмотрели на небо, на реку и придумали.

Нашли они в своей сторонушке глину чудесную, белую­белую, и решили лепить из нее
разную посуду и расписывать ее синей краской различных оттенков.

Роспись выполняется вручную, что позволяет создавать множество вариантов одного
и того же декоративного мотива. Рисовали на посуде узоры из цветов, капелек,
полосочек, сеточек.
При виде гжельских чайников глаза разбегаются. Уж очень они хороши! Один мастер
слепил чайник: носик в виде головки петушка, а на крышке – курочка красуется.
Нет предела фантазии гжельских мастеров. Другой мастер маслёнку сделал ­
сказочную.

А ещё один солонку придумал. Слепил он её в виде рыбки сказочной. Улыбается
рыбка, хвостом помахивает, в плавничках чашу держит. Дивная получилась солонка.

Гжельские мастера большие фантазеры. Посмотрите какие шахматы придумали.
Каждая фигурка – произведение искуства.

Лепили гжельские мастера животных и птиц. Каждая поделка несёт в себе частицу
души мастера, а потому особенная.
Делают в Гжели и часы. Форма у них непростая, причудливая. Расписаны они снизу
доверху цветами невиданными. Искустно вылеплены зверушки разные.

У каждого художника есть свой узор любимый, и в каждом отражается сторонушка
родимая. Её трава шелковая, горы высокие, реки быстрые, её цветы весенние и
мастерство волшебное достойное восхищения.

Вот так и повелось, что каждый мастер своим мастерством всех радовал. Своих детей и
внуков разным премудростям учил, чтобы они хорошими мастерами были. Всего один
цвет… А какая нарядная и праздничная получилась роспись.
Воспитатель: Понравилась вам моя сказка?
Ответы детей:
Беседа по сказке.
Воспитатель:
­ О каком промысле эта сказка?
­ Из чего гжельские мастера делают свои изделия?
­ Каким узором украшают мастера свои изделия?
­ Какие изделия делали мастера из глины?
Воспитатель: Давайте отдохнем.
Физминутка « Гжель».
Раз, два, три, четыре, пять, (сгибают и разгибают кулачки)
Будем с вами рисовать, (поворачиваются друг к другу)

Черточки, полоски, (изображают короткие черточки, а затем длинные полоски двумя
руками)
Капельки и точки. (изображают «дождик», а затем «ставят» точки двумя руками)
Лишь запомнить нам теперь (руки к голове, качают головой)
Как мы рисуем с вами гжель. (руки вниз и в стороны)
Воспитатель: Посмотрите, ребята на столе у каждого из вас по чайнику, но они
совершенно белые. Дети, пришло время стать вам народными умельцами и украсить эти
чайники гжельскими узорами. Только мастера свою посуду расписывали красками из
кобальта, а вы это сделаете гуашью. У каждого из вас будет свой узор, но элементы
росписи одинаковые. Я вам покажу как изобразить цветок.(показ на мольберте).
Бордюры вы можете выбрать самостоятельно.
Где расположен цветок? (В середине).
Из каких элементов состоит цветок? (Серединка и лепестки).
На что похожи лепестки цветка? (На капельку).
Капелька ­ один из любимых элементов мастеров Гжели.
Воспитатель: А для того чтобы вам веселее работалось, слушайте песню «Незабудковая
гжель»
Самостоятельная работа детей, воспитатель поощряет словесно, помогает не
успевающим детям.
В конце занятия дети несут свои работы на выставку.
Воспитатель: Вы все расписали по одному предмету, а вместе получилась красивая,
нарядная коллекция. Нравится она вам? У русских людей есть поговорка «Умелец да
рукоделец себе и людям радость приносит». Она о вас. Своей работой вы подарили
радость себе и окружающим людям.
О каком промысле мы сегодня беседовали?
Ответы детей.