Материалы по обобщению опыта воспитателя. Описание опыта работы воспитателя

Все мы родом из детства. И, от того каким оно будет, зависит будущее человека. Сможет ли он стать личностью, реализоваться в жизни, получать радость и дарить её другим людям… Важно, чтобы в эти такие короткие, но определяющие годы рядом были мудрые, любящие взрослые. Одними из них являются воспитатели в детском саду.

В моем профессиональном развитии и становлении большую роль сыграл педагогический коллектив МБДОУ БГО Детский сад № 1комбинированного вида под руководством Т. П. Первушиной, где в атмосфере творчества и профессионального долга продолжается рост моего педагогического мастерства.

Сегодня обществу нужен педагог - компетентный, всесторонне подготовленный, являющийся примером человеколюбия, порядочности; педагог, владеющий педагогическим мастерством. На современном этапе общественного развития главенствующее значение имеет формирование физически здоровой, социально активной, гармонически развитой личности.

Детский сад, в котором я работаю, - стабильно функционирующий, развивающийся, работающий в поисковом режиме. Я выделила для себя актуальную проблему социальной зрелости дошкольников: детское дошкольное учреждение должно стать школой социального действия, в которой в ежедневной совместной работе детей и взрослых развиваются любознательность, воображение, коммуникативные умения. По моему мнению, основная задача воспитания и обучения детей состоит в физическом и интеллектуальном развитии детей и содержание обучения должно максимально предусматривать физическое, нравственное, эстетическое, эмоциональное и трудовое воспитание дошкольников. Но достичь всего этого можно только тогда, когда дети здоровы.

Мой каждый рабочий день начинается с утренней гимнастики с детьми. Регулярно на каждом занятии провожу физкультминутки, дыхательную гимнастику, гимнастику для глаз, игры разной подвижности, обращаю внимание на правильную осанку детей. Различные спортивные соревнования, эстафеты, подвижные игры на свежем воздухе, ежедневные прогулки, экскурсии - это направления для укрепления здоровья, развития физических качеств. Недаром в народе говорят: «В здоровом теле - здоровый дух», а у ребенка со «здоровым духом» и познавательные способности, и знания, и умения будут высокими.

Главной целью в своей педагогической деятельности считаю создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие физических и психических качеств, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника. Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения. Предпочтение отдаю игре, так как игра является ведущей деятельностью в дошкольном периоде. Решение этой проблемы я осуществляю на основе внедренных в практику инновационных педагогических программ и технологий: «Играя учимся говорить» Р. К. Шаеховай, «Пособие для педагогов ДОУ Г. С. Швайко. На занятиях я помогаю детям в полной мере проявить свои способности, развивать инициативу, самостоятельность через игру. В каждом моем занятии главенствует дух «открытия» (ничего не сообщаю детям в готовом виде) ; при подготовке и проведении занятий предусматриваю вариативность ответов детей; не принимаю ответы детей без обоснования. При этом не оставляю без внимания ни одного ответа, учу детей исправлять свои ошибки и устанавливать их причину. При организации режима пребывания детей в детском саду непосредственная образовательная деятельность не является преобладающей формой организации обучения. В течение дня предусматриваю сбалансированное чередование специально организованных занятий, нерегламентированную деятельность, свободного времени и отдыха детей. Использую в работе нестандартные формы организации занятий и инновационные технологии: занятия - путешествия, театрализованные, сюжетные, интегрированные занятия, которые строятся с учетом дифференцированного и индивидуального подхода к детям. Большое внимание уделяю нравственным проблемам, воспитанию в детях таких общечеловеческих ценностей, как доброта, порядочность, отзывчивость, милосердие.

Я уверена, что каждый человек, даже самый маленький, - творец. Развитие детского творчества играет важную роль в становлении полноценной личности, в выявлении способностей ребёнка, удовлетворении его потребностей в самовыражении. И потому, в своей многоплановой работе с детьми, я уделяю большое внимание продуктивным видам деятельности. Мои воспитанники очень любят рисовать, делать аппликации, конструировать. Я стараюсь учить детей не механическому копированию предметов, а пытаюсь дать им почувствовать радость творчества, возможность выразить в рисунках, поделках свои впечатления, своё отношение к тому или иному предмету или явлению. Для заинтересованности детей использую разные сюжеты и музыкальные образы, красочные рисунки, схемы, карточки с фигурами игровых персонажей, ИКТ.

На мой взгляд, наша цель не только в том, чтобы дать знания умения и навыки, а научить детей лучше понимать процесс жизни, уметь ориентироваться в ней и быть способным найти свое индивидуальное место. Главную же свою человеческую задачу вижу в том, чтобы помочь ребенку стать свободной, интеллектуальной, творческой и ответственной личностью, умеющий найти свое место в современном мире, ведь первые задатки для этого закладываем мы - воспитатели. Чем больше ребенок развивается через творчество, чем больше он впитывает, и начинает ощущать все богатство и разнообразие нашей культуры, тем больше у него возникает вопросов духовного характера, тем больше он задумывается над смыслом жизни.

Мое педагогическое кредо - большинство детей талантливы, творческими способностями наделен каждый. Творчеству во всем, как любой деятельности можно учиться и развивать. Для этого нужно изучить каждого ребенка, определить его талант и уровень его развития в той или иной области образовательного процесса. В этом мне помогает диагностическая работа, которая имеет прогностический характер, то есть помогает выявить перспективные линии развития дошкольника, а так же профилактический характер поскольку позволяет заметить факторы риска в развитии ребенка. Полученные мониторинговые данные создают информационную базу для индивидуализации образовательного процесса, исходя из индивидуальных, образовательных потребностей каждого воспитанника группы.

В моей группе осуществляется тесное сотрудничество с родителями, отношения с которыми строятся по принципу доверительного партнёрства, моральной поддержки и взаимопомощи. Положительно зарекомендовали такие формы работы, как "Дни открытых дверей", веб консультации, совместные исследовательские творческие проекты, спортивные, экологические и фольклорные праздники с участием родителей. Родители принимают участие в экскурсиях, пеших походах. Вместе с детьми посещают выставки в краеведческом музее. Они оказывают помощь в оформлении уголков природы, интерьера групп, в пошиве костюмов к фестивалям, в благоустройстве и озеленении территории детского сада.

Особую роль я уделяю наглядно-информационному направлению, которое включает в себя: родительские уголки, папки-передвижки, библиотека, выставки: "Из жизни группы", "Букет для мамочки моей", "Умелые руки мамы", "Мой папа самый, самый. ", "Виды транспорта", "Домашние животные", "Конкурс осенних букетов", "Конкурс новогодних игрушек". Активное участие родителей говорит о том, что эти формы работ являются востребованными и дают возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме.

Постоянно повышаю уровень знаний путём изучения литературы, через курсов повышения квалификации, семинаров, самообразование. Продуктивно работаю в составе творческих групп в разработке дидактических и методических материалов. Разработала свою рабочую программу. Имею сертификаты за публикацию статей в международном электронном журнале Предметник», « Педагогическое мастерство», « Академия дошкольного образования». Свидетельство о создании в социальной сети работников образования свой персональный блог, сертификат о создании своего электронного портфолио на сайте работников образования. Награждена почетной грамотой за значительные успехи в совершенствовании учебно - воспитательного процесса, плодотворный труд в системе образования Борисоглебского городского округа.

При организации взаимодействия с детьми, стремлюсь к проявлению методического мастерства в своей деятельности. Мои воспитанники занимают призовые места на различных конкурсах.

В заключение хочу сказать, одна из самых важных профессий-это профессия воспитателя, любящего детей, прекрасно знающего свое дело и ясно представляющего себе, что любые потери в развитии ребенка дошкольного возраста невосполнимы.

Галина Эдуардовна Фетисова
Обобщение опыта работы воспитателя ДОУ в соответствии с ФГОС

Введение

«Ребенок становится счастливым,

как только ощущает к себе

искреннюю и бескорыстную любовь»

Ш. А. Амонашвили

Когда ребенок только начинает ходить в детский сад, с самых первых дней очень важно постоянно подчеркивать, что его здесь любят, ждут, и всегда поддержат в трудную минуту. На этом этапе главные помощники воспитателя – это игры – забавы : мыльные пузыри, надувные шарики, музыкальные игрушки, плавающие и летающие; дергунчики, каталки, настенные коврики с бабочками и цветами на пуговицах и кнопках. Пусть малыш бежит в детский сад в предвкушении : что еще новое ждет его сегодня в группе?

Воспитательно-образовательную работу в группе осуществляю на основе образовательной программы ДО, которая построена на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Мир открытий» под общей редакцией Л. Г. Петерсон.

В дошкольном возрасте эмоции играют едва ли не самую главную роль в развитии личности. Поэтому необходимым условием организации образовательного процесса является создание психологического комфорта ребенка. Прежде всего необходимо создать в группе положительную эмоциональную атмосферу, установить доверительные отношения между педагогом и каждым ребенком; дружеские взаимоотношения между детьми – тогда дети с удовольствием идут утром в детский сад; они в предвкушении : вот сейчас я увижу своих друзей и поиграю с ними в любые игры; воспитатель расскажет нам сегодня что – то новое, и т. п. На таком эмоциональном фоне дети с удовольствием воспринимают новые знания . Занятия проводятся в игровой форме; образовательный процесс сориентирован на развитие творческих способностей каждого ребенка и приобретение им собственного опыта творческой деятельности.

Образовательную деятельность я провожу в технологии «Ситуация» , которая включает шесть последовательных шагов, или этапов. На этапе «Введение в ситуацию» я стараюсь создать условия для возникновения у детей внутренней потребности включения в деятельность – например, завожу беседу «подводящую» к задуманной мною игровой задаче; или предлагаю вспомнить подходящие к теме сказки. Эмоциональное включение детей в беседу позволяет плавно перейти к сюжету, с которым будут связаны все последующие этапы. Ключевыми на этом этапе являются вопросы детям : «Хотите помочь? А сможете?» При этом у детей формируются такие важные интегративные качества, как эмоциональная отзывчивость, активность, вера в собственные силы.

Следующий этап – «актуализация» - является как бы подготовительным к следующим этапам. Здесь в процессе дидактической игры я организую практическую, предметную деятельность детей, активизирую мыслительные операции, а также знания и опыт детей . При этом дети продолжают двигаться вперед в общем игровом сюжете занятия. На этом этапе детям часто предлагают задания для выполнения парами, командами. Эти задания помогают развитию коммуникативных навыков, учат детей действовать совместно, договариваться. Не всегда это получается сразу. Например, недавно для усвоения темы «Что сначала, что потом» нужно было выложить последовательно 4 - 6 картинок с развитием несложного действия. Некоторые пары детей просто поделили между собой картинки и выложили каждый свой «мини – ряд» . А при работе командами , подгруппами, приходится регулярно «перемешивать» детей, так как в постоянной команде очень быстро выделяется лидер, который чаще всего берет решение задачи на себя, а остальные члены команды ему безоговорочно доверяют. Поэтому я стараюсь, чтобы каждый смог побыть таким «лидером» , чтобы дети достигли совместного результата.

Третий этап – «Затруднение в ситуации» - является ключевым. С помощью вопросов : «Смогли?» , «Почему не смогли?» , мы вместе с детьми выясняем, в чем главное затруднение, каковы его причины. Здесь я учу детей тому, что затруднений и неудач не надо бояться, а надо найти причину затруднения и способ ее преодоления. Таким образом, в поиске этого способа, дети естественным путем подходят к следующему этапу – «Открытие нового знания» , способа действия.

С помощью вопроса «Что нужно делать, если чего – то не знаешь, я вовлекаю детей в процесс самостоятельного поиска решен6ия проблемы, открытие нового знания, умения. Главное на этом этапе – научить ребенка задать правильный вопрос, грамотно сформулировать его. Еще один способ преодоления затруднения – «Придумаю сам, а потом проверю себя по образцу» . Таким образом, дети получают опыт выбора метода решения проблемной ситуации, опыт успешного преодоления возникших трудностей. Двигаясь дальше, я предлагаю ситуацию, в которой новое знание, умение, способ действия используется совместно с освоенными раньше способами, то есть включаю новое знание в систему знаний и умений ребенка. Отдельные задания этого этапа выполняются в тетрадях, часто я использую дидактические игры, когда дети работают в паре или мини группе, причем нацеливаю детей на взаимный контроль правильного способа выполнения задания.

Заключительный этап – «Осмысление» - подводит итог занятия, создает ситуацию успеха; дети проводят прямую линию от своих усилий к достижению результата. Обычно, дети к концу занятия испытывают удовлетворение от хорошо сделанного дела, и на волне этого радостного подъема мне удается в течение дня закрепить новое знание – на прогулке, в дидактических играх, беседе.

Для решения задач познавательного развития очень важно правильно организовать предметно - развивающую среду в группе. Дети нашей группы очень любят собирать «Пазлы» , это занятие стимулирует мыслительные процессы, развивает логическое мышление. Объединяясь в подгруппы, наши дети уже собирают картины из 500, 600, 1000 деталей. Этот материал мы постоянно обновляем. Всегда присутствуют также «Лото» разной тематики, домино, шашки, шахматы, «Танграм» , объемные «Пазлы» , большое разнообразие конструкторов : металлический, «Лего» , «Ферма» , средний и крупный пластмассовые конструкторы, деревянные строительные наборы. Очень привлекают детей также задачи – лабиринты, ребусы, игры серии «Учимся, играя» . Дети не замечают, что идет обучение – они перемещаются по группе, работают с игрушками , картинками, мячами, конструкторами – вся система образовательных ситуаций воспринимается ими как естественное продолжение их игровой и практической деятельности.

Первоочередной задачей в познавательном развитии ребенка является формирование целостной картины мира, расширение сферы познания (кругозора) . Дети, по своей природе чрезвычайно любознательны, большинство из них не надо подталкивать, заинтересовывать – скорее задача воспитателя направить этот познавательный интерес в нужное русло; вооружить инструментом познания, «научить учиться» . В своей группе я стараюсь не столько руководить познавательной деятельностью, сколько обеспечивать ее моральной, материальной, интеллектуальной поддержкой : подсказать, как действовать; помочь получить результат, оформить его. Мои дети уже знают достаточно много об окружающем, но эти знания – не самоцель, гораздо важнее, что мы научили их обобщать , систематизировать свои знания, делать выводы, устанавливать причинно – следственные связи. Важно, что дети знают, какие существуют способы добыть информацию : спросить у воспитателя или родителей , провести эксперимент, сходить в библиотеку, посмотреть фильм, альбом, познавательную литературу, обсудить с друзьями, а также внимательно наблюдать, думать, сравнивать. Процесс познания никогда не заканчивается, так что очень важно быть готовым к переменам и усвоению новых знаний.

Для наиболее результативного сочетания специфических видов детской деятельности (коммуникативной, игровой, познавательной, речевой, творческой, конструктивной) – наиболее оптимальным я считаю проектный метод.

Стержнем всего российского воспитания является патриотизм . Понятие «патриотизм» включает в себя любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения народа. Но в силу последних перемен в жизни нашей страны все более заметной стала утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания. Поэтому необходимо еще до школы сформировать у детей первоначальные достоверные представления об истории нашей Родины, ее героическом прошлом; интерес к ее изучению в будущем. В силу этой необходимости мной разработан и реализован в период с января по май 2015г. творческо – информационный, игровой проект под названием «Никто не забыт, ничто не забыто» . Цель проекта : воспитание патриотизма , чувства гордости за подвиг нашего народа в Великой Отечественной войне. В ходе реализации проекта были проведены следующие мероприятия :

1. Рассказ – беседа : «Великая Отечественная война» .

2. Рассказ – беседа : «Женщины на защите Отечества» .

3. Чтение художественной литературы : В. Осеева «Андрейка» , Л. Кассиль «Твои защитники» , Л. Воронкова «Девочка из города» (главы из повести, С. Алексеев «Они защищали Москву» , С. Михалков «День Победы» , заучивание стихов Е. Благининой, З. Александровой.

4. Рассказ – беседа : «Дети и война» .

5. Спортивно – патриотический утренник «День защитников Отечества» .

6. Конкурс на лучший рисунок, поделку, стенгазету ко Дню Победы.

7. Рассматривание книги-альбома В. Богаткина «Дорогами войны» .

8. Экскурсия в ДШИ с целью : слушания военно – патриотических песен, ознакомления с вернисажем детских работ о войне .

9. Оформление стенда : «Советы родителям : Что и как рассказывать детям о войне»

10. Экскурсия в библиотеку, где ознакомились с выставкой книг «Дети войны» , услышали рассказ и посмотрели презентацию о детях – участниках ВОВ.

11. Встреча с ветераном ВОВ Семизоровым В. А.

12. Экскурсия и возложение цветов к памятнику воинам, павшим в войне с фашизмом.

13. Праздничный концерт, посвященный 70 – летию Великой Победы.

Результаты :

Позитивные изменения в речи детей;

Уважение к ветеранам ВОВ;

Знание истории своего края;

Правильное отношение к войне : «Худой мир лучше доброй ссоры»

В данный момент реализую проект : «Сторона Донская". Данная работа способствует воспитанию гордости за героическое прошлое наших земляков-казаков, привития интереса к традициям и обрядам; развитию чувства коллективного творчества. Через игры, песни и танцы, обрядовые действа дети знакомятся с традиционными навыками поведения. Современная семья утратила многие старые добрые традиции, выполнявших воспитательные функции и , задача воспитателей и родителей найти средства взаимодействия друг с другом, для понимания мира ребенка

В ходе проекта уже проведена следующая работа : - дети посетили музей станицы Багаевской с целью ознакомления с бытом казаков, с помощью родителей собран мини - музей «Из бабушкиного сундука» , оформлен фотоальбом «Наши родные» , «Улицы нашей станицы» ; проведены экскурсии к достопримечательностям станицы; дидактическая игра «Сундучок Аксиньи» оформлена в форме лэпбука, пополняется материалами. Предполагаемый результат : - сформировано чувство любви к своей маленькой родине с ее далеким прошлым; - через продуктивную деятельность умеет изготавливать предметы казачьего быта; - ребенок осознает себя (открытие своего «я» ) и этапы своего развития.

Одной из основных образовательных задач Программы является индивидуализация образовательного процесса. Взаимосвязь индивидуальных и групповых стратегий образования – важнейшее условие реализации личностно – ориентированного подхода в дошкольном образовании. Под индивидуальной образовательной стратегией понимается система дидактических мер, обеспечивающих полноценное развитие ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями и социальным заказом его родителей (или законных представителей) .

Вариативность образовательных технологий, гибкость использования педагогических методов и приемов, используемых в Программе, обеспечивают многогранность развития дошкольников с учетом их индивидуальных особенностей. Роль педагога состоит в создании условий для свободной творческой деятельности детей и организации образовательного процесса методом реального сотворчества (с педагогом, родителями, другими детьми) в разных формах взаимодействия.

Деятельность педагога направляется, в первую очередь, на индивидуальную помощь ребенку в планировании своей деятельности, на консультирование по применению тех или иных информационных источников и дидактических пособий. Важнее не то, что знают и умеют воспитанники ДОУ , а как они умеют реализовывать свой личностный потенциал в соответствии с индивидуальными способностями. Педагогу отводится роль помощника, партнера по общему делу и консультанта. Он выполняет сложную задачу создания оптимальных условий для самореализации ребенка как свободной личности в «умном» , гибком, комфортном образовательном пространстве.

В целях обеспечения индивидуализации образовательного процесса особое внимание в Программе уделяется :

Поддержке интересов ребенка со стороны взрослых, поощрению вопросов, инициативы и самостоятельности детей в различных культурных практиках;

Ознакомлению родителей с задачами индивидуального развития детей, методами, средствами и формами их реализации; согласование с родителями маршрутов индивидуального развития ребенка; учет конструктивных пожеланий родителей «во благо» ребенка.

Исходя из данных диагностики на начало учебного года, мы, оба воспитателя группы , составляем индивидуальный маршрут развития каждого ребенка согласно его способностям, предпочтениям, физическому и психическому состоянию. Эти маршруты для каждой образовательной области, согласуются со специалистами, дополняются их рекомендациями и выполняются в тесном сотрудничестве с семьей.

Наш детский сад небольшой, очень уютный, почти домашний, поэтому все педагоги взаимодействуют в тесном контакте. Инструктор по ФК планирует и проводит занятия в русле здоровьесберегающих технологий, дает рекомендации воспитателям по отбору материала для проведения утренней гимнастики, подвижных игр, физминуток в процессе НОД. С инструктором мы обсуждаем изготовление и приобретение атрибутов для спортивных танцев и упражнений для профилактики плоскостопия; спортивного инвентаря для основных видов движений. Большую помощь коллега оказывает в подборе таких специфических комплексов гимнастики, как дыхательная, рефлекторно – коррегирующая, пальчиковая. С другой стороны, инструктору необходима помощь воспитателя в процессе занятия для наблюдения и индивидуальной работы с ослабленными детьми; детьми после болезни или просто долго не посещавших детский сад. Также сложно организовать в одиночку работу с подгруппами или в форме соревнований 2-3-х команд. При совместном проведении занятий хорошо видно, с какими детьми какими видами движений необходимо заняться в индивидуальном порядке на прогулке, в промежутках между режимными моментами, а то и дать задание на дом. Чтобы не упустить все эти важные моменты, в группе ведется журнал взаимодействия со специалистами, для рекомендаций воспитателям и родителем . Совместно с инструктором по физической культуре мы готовим и проводим такие мероприятия, как эстафеты – соревнования между группами; родительские собрания на тему : «Папа, мама, я – спортивная семья» и «О, спорт, ты мир!» ; ежегодный спортивно – патриотический утренник «День защитников Отечества» ; летние спортивно – оздоровительные праздники. Сейчас мы активно готовимся к ежегодным спортивным соревнованиям «Веселые старты» .

Для интеграции содержания образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» в общее содержание дошкольного образования необходимо тесное сотрудничество воспитателя , музыкального руководителя и родителей. В первую очередь – для сбережения и развития органов слуха, дыхания, опорно – двигательного аппарата дошкольников. С большим вниманием совместно с музыкальным руководителем мы подбираем репертуар музыкальных произведений для пения, слушания, музыкально – ритмических движений – так, чтобы сбалансировано использовать их как в непосредственной образовательной деятельности, так и в течение всего дня жизни ребенка в детском саду и дома. Отрывки музыкальных произведений сопровождают творческую деятельность детей (рисование, лепка, аппликация, художественное моделирование) . Несложные танцевальные движения используются для физминуток, разминок, в утренней гимнастике, а более сложные разучиваются вечером, в свободное время, небольшими подгруппами, парами и индивидуально.

Сценарии праздничных утренников и развлечений, рекомендованные музыкальным руководителем, обсуждаются заранее, за 4-5 недель до мероприятия. В процессе подготовки детей очень важен индивидуальный подход : из всей группы выделяются как особо одаренные дети, способные нести более высокую нагрузку, так и более слабые, не успевающие освоить программу за то же время, что и другие дети. Музыкальный руководитель дает рекомендации воспитателю и родителям для дополнительных занятий, игр, упражнений, размещает информацию для родителей на стенде, в папке – передвижке, участвует в родительских собраниях.

В группах музыкальный руководитель оформляет и постоянно обновляет «музыкальный уголок» соответственно возрасту детей : «Шумовой оркестр» , элементарные музыкальные инструменты : барабан, дудочка, губная гармошка, металлофон и т. д. Музыкально – дидактические игры для развития чувства ритма, звуковысотного и тембрового слуха, «книги песен» - подборка картинок на темы знакомых песен с целью стимуляции детского пения в свободное время. В старшей и подготовительной группе добавляются портреты композиторов, изображения музыкальных (оркестровых) инструментов. Отдельно создана «музыкотека» классических, народных, легких мелодий, детских песен, мелодий из мультфильмов для использования воспитателем в течение дня . Очень часто для танцев, утренников, развлечений необходимо изготовление костюмов и их элементов, атрибутов, оформление зала, исполнение ролей, к этому процессу мы активно привлекаем родителей.

Совместная работа воспитателя , музыкального руководителя и родителей также отражается в журнале взаимодействия со специалистом.

Важной задачей является организация предметно – пространственной среды, обеспечивающей творческую деятельность каждого ребенка, позволяющей ему проявить собственную индивидуальность и активность, чтобы наиболее успешно реализовать себя. Не указывая, что нужно делать, на зная, как образована конкретная область знания и из чего складывается процесс освоения ее содержания, через какие этапы он проходит, взрослый обустраивает среду для работы детей , подает идеи, демонстрирует образцы, является источником сведений, снабжает справочными изданиями и материалами для труда.

Создавая развивающую среду в своей группе, я стараюсь привносить в эту работу свои идеи , оригинальные задумки, идущие от моих увлечений. Например, в младшей группе – это настенные коврики для развития мелкой моторики и сенсорного развития, вязанные или сшитые из ткани самой разной фактуры, представляющие собой лужайку, или море, или берег реки, или цветник – к которым крепятся небольшие элементы (цветы, бабочки, стрекозы, рыбки, тучки, гусенички, камешки, улитки) самыми разными способами : пуговицами, крючками, кнопками, липучками, шнуровками. Такие пособия развивают сенсорную сферу, мелкую мускулатуру кистей рук, помогают усвоить первичные знания об окружающем мире (рыбки плавают в море, улиточки живут на берегу, там же ползают гусенички, бабочки и стрекозы летают над цветами и т. п.); создают положительный эмоциональный настрой. Хороший тренажер для пальчиков – мягкое солнышко с ореолом «лучиков» из длинных желтых нитей : для заплетания косичек, завязывания бантиков, прикалывания заколок. Его можно положить на стол, как ковер, повесить на стенку – так, как ребенку удобнее с ним манипулировать. В средней группе мои дети очень увлекались игрой «помоги Золушке» : коробка с несколькими отделениями, наполненная пуговицами всевозможных видов, бусинами, мелкими фигурками (например, из «киндерсюрпризов» ). Особенно впечатлили детей пуговицы : сегодня мы сортируем их по цвету, завтра – по величине, а потом – по количеству дырочек. Помимо мелкой моторики, тренируются операция классификации, внимание, усидчивость, умение доводить начатое дело до конца. Большой простор для фантазии представляют такие простые предметы, как самые разнообразные коробочки : из под косметики, зубной пасты, игрушек и многого другого. Мы постоянно их собираем и используем в своих целях. Вырезанные из бумаги и приклеенные к коробочкам фигурки героев сказок – вот и готовый настольный театр, причем изготовленный детскими руками. Оклеенные цветной бумагой : побольше с окошками – дома, поменьше, с колесиками – машинки. Добавляем дорожные знаки, склеиваем дорожные переходы и светофор – и вот уже в группе возник автогородок, с которым дети долго увлеченно играют.

В старшей группе мы вместе с детьми «доросли» до работы с нитками . Мелко нарезанные ножницами цветные нитки, «посыпанные на намазанный клеем рисунок – и это травка, и снежок, и крона дерева, и пушистый мех самых разнообразных животных. Оформляем работы бусинками , пайетками, пуговицами (глазки, серединки цветов, ягоды) – и готова красивая открытка в подарок, эффектный элемент оформления группы, оригинальная тематическая поделка, коллективная работа .

В подготовительной группе мы освоили более сложную технику. Основу поделок составляет вязанная крючком косичка – «цепочка» вполне доступная для выполнения детьми 6-7 лет. «Цепочки» разного цвета укладываются на клей – ровными рядами, или по контуру элемента рисунка, или произвольными завитками – так, как требует фантазия, творческая задумка ребенка. Изготовленная таким способом картинка кажется связанной цельно, одним полотном, и выглядит очень оригинально. В таком стиле в нашей группе оформлены календарь природы, уголок безопасности, зона художественного творчества. А связанная «цепочками» крупная мягкая сетка – хорошая основа для элементов самых различных костюмов : пелеринки для «подснежников» - для танца, головной убор «Золотой рыбки» , шапочка для «репки» . Еще из цветных ниток мы создали совместно с родителями «помпоны болельщиков» для спортивных танцев : папы и мамы нарезали нитки нужной длины, а дети складывали их пополам и выкладывали в ряд, чтобы мне было удобно подцепить их крючком и прикрепить к вязаному манжету. Атрибут, хоть самодельный, получился очень ярким, эффектным и удобным.

Таким образом, привлекая детей к участию в создании развиваюшей среды, мы решаем задачи творческого самовыражения ребенка, воспитания инициативности , а впоследствии – активной, созидательной жизненной позиции.

Для того, чтобы лучше понять потребности ребенка, его индивидуальные особенности и способности, крайне необходимо действовать в тесном контакте с его родителями, с самого начала, как только ребенок пришел в детский сад, мы выясняем предпочтения детей в игре, творчестве, особенности его физической формы, черты характера и способности взаимодействовать со сверстниками. Это способствует адаптации ребенка в коллективе; более полному раскрытию его способностей. Формы работы применяю самые разнообразные : традиционные родительские собрания; консультации по интересующим родителей вопросам, совместные творческие выставки работ на различные темы : времена года; любимые праздники; правила безопасности; творческие отчеты и т. п. В группе есть несколько родителей, которые с удовольствием участвуют в оформлении группы : бабушка Лизы сшила постельное белье для кукол, мама Ромы оформила зону творчества. Осенью 2015г. многие родители приняли активное участие в сборе старинных вещей для мини – музея казачьего быта. Папа Димы изготовил оборудование для игр на участке : замечательные кольца для забрасывания мяча в виде попугаев. Ярко раскрашенные, сделанные с любовью и выдумкой, они украшают участок нашей группы, к тому же, побуждают детей больше двигаться.

Всей своей работой сотрудники ДОУ доказывают родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно -образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель , а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.

Работа по обобщению педагогического опыта. Тема: «Патриотическое воспитание дошкольников».

Выполнила: Кутурова Марина Викторовна, воспитатель МБДОУ "ЦРР - детский сад №172"
г. Иваново
Назначение: Уважаемые коллеги предлагаю вашему вниманию работу по обобщению педагогического опыта на тему: "Патриотическое воспитание дошкольников".Данный материал может быть полезен воспитателям.
Цель:

Задачи:
1. Формирование чувства привязанности к своему дому, детскому саду, друзьям в детском саду, своим близким.2. Формирование чувства любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям.

Патриотизм – любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатства – эти чувства и особенности характера начинают формироваться уже в дошкольном возрасте. Невозможно воспитать чувства собственного достоинства, уверенность в себе, а, следовательно, полноценную личность без уважения к истории и культуре своего Отечества, к его государственной символике. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши деды и отцы. Нет сомнения в том, что уже в детском саду в результате целенаправленной воспитательной, систематической работы у детей могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма.
С опытом такой работы в детском саду я предлагаю вам познакомиться.
Одной из задач, наряду с сохранением и укреплением здоровья детей считаю воспитание нравственных качеств маленького человека. Патриотическое воспитание – неотъемлемая часть нравственного воспитания. Настоящий патриот должен быть здоров и физически, и нравственно. Вот почему воспитание здорового образа жизни теснейшим образом связано с патриотическим воспитанием, воспитанием активной гражданской позиции. Не случайно ведь народная мудрость гласит: «В здоровом теле – здоровый дух». В процессе формирования чувства патриотизма в дошкольном возрасте важно давать детям начальные знания о Родине, представления о нашей стране, народе, обычаях, истории, культуре. Но при этом, на мой взгляд, необходимо понимать, что истоки патриотизма зарождаются в человеческом сердце. Именно поэтому период дошкольного детства, в силу присущих ему непосредственных душевных и эмоциональных реакций, в силу еще неутраченной открытости души наиболее важен для формирования чувств патриотизма.
Актуальность темы:
Ребенок, начинает познавать Родину – через свою семью, ближайшее его окружение. Очень важно, чтобы дети как можно раньше поняли, что большая Родина – Россия, Российская Федерация, она одна на всех, кто родился на ее просторах, полюбил ее, кто прилагает усилия, чтобы она стала еще краше, богаче, стала бы могучей державой. И каждому из нас надо уметь быть ей полезным. А для этого надо много знать и уметь; с детства совершать такие дела, которые были бы на благо своего дома, детского сада, города, а в дальнейшем – и на благо всей страны.
Цель:
Организация эффективной системы работы по формированию у детей старшего дошкольного возраста чувства патриотизма и активной гражданской позиции.
Развитие основ начала нравственно-патриотического воспитания через общение к истории родного края, ознакомление с прошлым и настоящим.
Задачи:
1. Формирование чувства привязанности к своему дому, детскому саду, друзьям в детском саду, своим близким.
2. Формирование чувства любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям.
3. Формирование представлений о России как о родной стране, о Москве как о столице России.
В своей работе использую различные технологии:
игровые,
информационные,
коммуникативные,
проблемные,
развивающего обучения,
консультативные,
визуальные,
проектные,
ИКТ.
В работе по нравственно-патриотическому воспитанию особое место отводим произведениям детской художественной литературе, русским народным играм, устному народному творчеству, народно-прикладному искусству.
Содержание работы по направлениям включает:
Формирование понятия у ребёнка семья, связь времён, составление родословной.
Знакомство с родным городом: значимыми объектами, природой, традициями.
Знакомство с профессиями.
Знакомство с государственной символикой города и других стран.
Знакомство с Россией, символикой России, наиболее значимыми историческими событиями народа.
Знакомство с героями сказок и их подвигами.
Знакомство с понятием патриотизм, героизм и их проявлениями.
Знакомство с устным народным творчеством: потешками, праздниками и обрядам, народным декоративно-прикладным искусством.
Заключение:
На мой взгляд, важное и необходимое условие успеха в педагогической деятельности – любовь к своей профессии, детям. Любить детей нужно за то, что они есть, дети с благодарностью отзовутся на любовь и веру в них.
По моему мнению, организовывать жизнь детей в детском саду следует так, чтобы каждый день и час открывал им что-то, новое, развивал их ум, формировал основы личности, приносил успех, и тогда работа педагога будет успешной и плодотворной.
Диагностика.
По итогам диагностики дети овладели, знаниями, усвоенными на занятиях и в повседневной жизни по нравственно-патриотическому воспитанию.
Проявляют активный интерес к прошлому и настоящему своего народа, своей семьи, родного города, поселка. Знают некоторые сведения об истории, достопримечательностях, знаменитых людях.
Имеют представления о природных богатствах края.
Проявляют интерес к стране, в которой живут.
Выражают положительное отношение к миру, к своему городу, поселку, дружбе, ко всему живому.
Стали внимательны к эмоциональному состоянию других, проявляют сочувствие, активно выражают готовность помочь.
Осуществляют элементарный самоконтроль.

Государственное казенное общеобразовательное учреждение для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья г.о. Чапаевск

Консультация для педагогов

«Обобщение и представление педагогического опыта:

советы воспитателю дошкольного учреждения»

Обобщение и представление педагогического опыта:

советы воспитателю дошкольного образовательного учреждения

Умение обобщать и представлять опыт работы - показатель уровня компетентности воспитателя дошкольного образовательного учреждения и, закономерно, показатель качества развития учреждения в целом. В помощь воспитателю предложена структура описания опыта работы, критерии и показатели для его самооценки. Даны общие рекомендации и практические советы к обобщению и презентации педагогического опыта.

Ключевые слова : профессиональная компетентность, профессиональное самообразование воспитателя, обобщение и презентация опыта работы, статья по материалам опыта работы, профессиональное периодическое издание .

Профессиональная компетентность воспитателя современного дошкольного образовательного учреждения определяется его умелостью профессионально решать проблемы и типичные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной деятельности. В самом общем виде группы профессиональных задач выглядят следующим образом:

    видеть ребенка в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения (диагностические задачи);

    строить образовательный процесс, ориентированный на достижение целей дошкольного образования (проектировочные задачи);

    устанавливать взаимодействие с другими субъектами образовательного процесса, партнерами дошкольного образовательного учреждения (задачи профессионального взаимодействия);

    создавать и использовать в педагогических целях образовательную среду (пространство дошкольного образовательного учреждения);

    проектировать и осуществлять профессиональное самообразование.

Профессиональное самообразование педагога - это непрерывный

процесс, который помогает воспитателю уверенно обобщать свой профессиональный опыт. Умение обобщать, презентовать и тиражировать опыт работы - показатель уровня компетентности воспитателя дошкольного образовательного учреждения и, закономерно, показатель качества развития учреждения в целом. Профессиональное самообразование воспитателя - главнейший ресурс развития дошкольного образовательного учреждения. Следует признать, что умение обобщать и презентовать опыт работы - это задача, к решению которой будущего воспитателя не готовит ни педагогическое училище, ни колледж, ни университет, ни центры повышения квалификации, ни научно - методические центры. Вместе с тем, требования к умению воспитателя накапливать, систематизировать и обобщать опыт работы, создавать инновационные педагогические продукты, осуществлять исследовательскую работу ежегодно повышаются.

Решить обозначенную проблему воспитателю помогает организация опытно-экспериментальной работы в дошкольном образовательном учреждении и сотрудничество с научным консультантом, но подобная работа ведется не в каждом детском саду. Активизируют и стимулируют воспитателей к обобщению опыта работы конкурсы профессиональных достижений «Воспитатель года», «Лучший по профессии», «Знак качества» и т.п. Но не каждый воспитатель готов к подобным испытаниям, не каждый в состоянии в рамках предъявляемых требований грамотно обобщить и представить свою работу, продемонстрировать целостность подхода в воплощении идеи.

Прежде всего, определимся с требованиями к обобщению и презентации опыта работы воспитателя и прокомментируем их.

1. Актуальность педагогического опыта. Раскрывается необходимость, степень важности решения проблемы для дошкольного образовательного учреждения (системы

дошкольного образования) предложенными педагогическими средствами, босновывается современность подходов к решению затронутой проблемы, инновационность опыта (что нового он привносит в практику работы воспитателя, дошкольного образовательного учреждения).

2. Ведущая идея опыта и теоретическое обоснование . Раскрывается основной замысел работы: ее ключевая идея, иными словами - «изюминка», новизна предложенного педагогического подхода и т.п. Используйте для этого простые, не наукообразные формулировки.

Прежде, чем описывать свой опыт, попробуйте одним предложением ответить на вопрос «Чему посвящена ваша работа? О чем она?». Если вы можете ответить на этот вопрос, значит, опыт действительно удался. Всякий опыт имеет теоретическое обоснование, это ведущие концепции, теории и научно-методические посылы, которые развивают вашу идею, позволяют ей быть объективной и правильной. Определиться с теоретическими основами (предпосылками) вашей идеи поможет ознакомление с соответствующей литературой. Читая ее, выделяй те главное по смыслу и содержанию, попробуйте выделенное пересказать своими словами, как будто вы переводите теорию на язык практики, интерпретируйте (объясняйте сами себе) прочитанное. Основополагающие теоретические идеи вашего педагогического опыта постарайтесь кратко (тезисно) представить до изложения вашей технологии, методики, совокупности способов и приемов работы с детьми.

В качестве примера рассмотрим краткое теоретическое обоснование педагогической технологии развития игровой деятельности детей среднего и старшего дошкольного возраста средствами музыки.

1. Сюжет является содержательной канвой игры. Сюжетно-ролевая, как и любая другая коллективная игра дошкольников, не может существовать без игрового сюжета.

Игровой сюжет - это объединенные и комбинированные события и явления реальной жизни ребенка, пережитые им и зафиксированные в сознании в образах, впечатлениях,

эмоциональных отношениях, отражаемые в игре и по ходу игры. Чем старше ребенок, тем богаче опыт его переживаний и представлений об окружающей действительности,

что в полной мере отражается в его играх.

2. Умения сюжетосложения - это основная группа игровых умений, формирующаяся в дошкольном детстве и обеспечивающая успешность игровой деятельности дошкольников. Придумывание сюжетной линии - это уже игра, в соответствии с ней ребенок распределяет роли и игровые действия, определяет их последовательность, особенности ролевого взаимодействия. Уже в играх детей пятого года жизни обнаруживаются умения простейшего сюжетосложения, ребенок начинает игру с проговаривания: во что он сейчас будет играть, кем будет в игре, что будет делать.

3. В играх старших дошкольников ясно прослеживается замысел, сюжет, усложнение игрового содержания. Оно основывается на развитии определенных отношений между участниками игры. Общая сюжетная линия вырабатывается детьми по ходу игры посредством пошагового планирования, т.е. в общении друг с другом дети определяют игровые действия партнеров. Развитие сюжета идет от исполнения ролевых действий к ролям-образам, для создания которых ребенок использует различные выразительные средства (речь, движение, мимика, позы и жесты), игровые атрибуты, выражает отношение к исполняемой роли.

4. Эффективным педагогическим условием обогащения и развития сюжетов детских игр является музыкальное искусство. Это объясняется тем, что музыка отображает взаимодействие людей, а сюжеты детских игр строятся на переносе отношений между людьми; музыка развивает воображение, творческое мышление богатство сюжетного повествования, а также музыка, содержащая программу слушания (программная), активизирующая фантазию и творческое воображение ребенка, побуждающая к игровому действию, самостоятельной игре, направляющая (подсказывающая) использовать те или иные выразительные движения, мимику, жесты и пр.

5. Музыка является средством обогащения сюжетов детских игр, так как эмоциональна, образна, подвижна и поэтому привлекательна для детей, она содержит в себе множество идей, мыслей, образов, побуждает к фантазированию и игре. Обогащать сюжеты детских игр в первую очередь будет музыка, которая соответствует таким критериям, как художественность, образность, богатство сюжетного повествования, а также музыка, содержащая программу слушания (программная), активизирующая фантазию и творческое воображение ребенка, побуждающая к игровому действию, самостоятельной игре, направляющая (подсказывающая) использовать те или иные выразительные движения, мимику, жесты и пр.

Профессиональное самообразование воспитателя - главнейший ресурс развития дошкольного образовательного учреждения.

6. Обогащение сюжетов игр детей среднего и старшего дошкольного возраста в процессе восприятия музыки будет происходить эффективнее, если воспитатель использует соответствующий музыкальный репертуар, создает в группе интегративную музыкально-игровую среду, организует разные формы совместной деятельности с детьми по слушанию музыки и игр в нее в педагогическом процессе детского сада.

3. Цель и задачи, которые решает воспитатель в ходе своей работы. Цель всегда шире, чем задачи. Задачи конкретизируют цель, определяют, что вы будете делать на пути достижения цели. Цель - это тот результат, к которому вы стремитесь, реализуя опыт своей работы. Поэтому, подводя итоги опыта, обратитесь еще раз к цели, сравните, тот ли результат получен вами.

4. Этапы накопления и систематизации опыта.

1-й этап - предварительный или подготовительный. Описывается работа по созданию условий для реализации педагогического опыта. Например, разработка игр-этюдов или игр-экспериментирований здоровьесберегающего характера, создание банка дидактических игр или разработка сюжетно-ролевых игр, создание игровой предметно-развивающей среды и прочего, необходимых для формирования и закрепления культурно-гигиенических навыков у детей.

Практическим результатом на этом этапе являются картотека игр, конспекты проблемных ситуаций, примеры ситуационных задач, конспекты занятий или бесед с детьми, поисковой, исследовательской деятельности и др. (они могут быть вынесены в приложения). Описываются изменения, произошедшие в предметно-развивающей среде, каким образом она изменилась, что добавилось и т.п.

2-этап - внедренческий или этап внедрения. Описывается логика реализации опыта, т.е. последовательность действий воспитателя по внедрению своей работы, место и время введения педагогических инноваций в жизнь ребенка. Например: репродуктивное обучение детей культурно-гигиеническим умениям и навыкам → развитие навыка и закрепление его в разных видах детской деятельности → закрепление навыка в самостоятельной деятельности (перенос в игровые и манипулятивные действия). Описывается, как включены игры-этюды, игры-экспериментирования, дидактические и сюжетно-ролевые игры в каждый из этих этапов, как используются воспитателем на занятиях, в режимных моментах, в самых разных видах детской деятельности, в самостоятельной деятельности.

Приводятся примеры из опыта работы, фрагменты профессиональной деятельности в определенной, уже описанной последовательности.

5. Приложения . Содержат разработки игр, циклов игровых ситуаций, картотеки ситуационных задач, планирование работы на год, подробные конспекты занятий, бесед, игр с детьми, фотографии и прочие материалы, иллюстрирующие опыт работы воспитателя.

Критерии и показатели для самооценки обобщенного опыта работы и качества его презентации

Теоретическая

обоснованность

– Актуальность (необходимость внедрения опыта);

– целесообразность выбранной формы опыта работы (проект, программа, методический комплекс и т.д.)

– Оригинальность инновационных подходов;

– влияние опыта на изменение целей, содержания, методов, средств, форм и способов организации образовательной деятельности

Практическая

значимость

– Оптимизация методического обеспечения образовательного процесса при внедрении опыта;

– влияние используемых методов, способов и средств реализации опыта на становление профессиональной компетентности педагогов;

– влияние опыта на развитие системы образования города, развитие

районной системы образования, на развитие образовательного процесса в образовательном учреждении

Технологичность

– Технология реализации опыта (описание структуры, элементов, форм, графика и процедур реализации, инструментария применения);

– соответствие диагностического инструментария реализации опыта;

– возможность определения и фиксации результатов реализации опыта

различными способами

Востребованность

– обоснованного анализа потребительского спроса на опыт работы или продукт опыта;

– отзывов о реализации инновации (анкетирование, экспертиза и т.д.)

Качество

оформления

– Качество визуального оформления;

– качество презентации

Идея опыта: сформировать у дошкольников способности выражать восприятие окружающего их мира, совершенствовать их интеллектуальные и творческие способности с помощью нетрадиционных техник рисования.

“Ум ребенка – на кончиках его пальцев”.

В.И. Сухомлинский

1. Условия формирования опыта

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка.

В.А. Сухомлинский писал: “Общение с искусством – одна из больших радостей жизни”. Дошкольный возраст – это тот период, когда изобразительная деятельность может стать и чаще всего является устойчивым увлечением не только “особо” одаренных, но и всех детей.

Все дети любят рисовать, когда это у них хорошо получается. Рисование карандашами, кистью требует высокого уровня владения техникой рисования, сформированных навыков и знаний, приемов работы. Очень часто отсутствие этих знаний и навыков быстро отвращает ребенка от рисования, поскольку в результате его усилий рисунок получается неправильным, он не соответствует желанию ребенка получить изображение, близкое к его замыслу или реальному объекту, который он пытался изобразить.

Наблюдения за эффективностью применения различных техник рисования на занятиях, обсуждение с коллегами в образовательном учреждении и в рамках городского методического объединения привели меня к выводу о необходимости использования таких техник, которые создадут ситуацию успеха у воспитанников, сформируют устойчивую мотивацию к рисованию. Изучив методическую литературу, я сделала вывод, что использование на занятиях по изобразительному искусству нетрадиционных техник рисования позволяют ребенку преодолеть чувство страха перед неудачей в данном виде творчества.

Можно сказать, что нетрадиционные техники позволяют, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке чувства и эмоции, дают ребенку свободу и вселяют уверенность в своих силах. Владея разными техниками и способами изображения предметов или окружающего мира, ребенок получает возможность выбора.

Идея моего опыта – сформировать у дошкольников способности выражать восприятие окружающего их мира, совершенствовать их интеллектуальные и творческие способности с помощью нетрадиционных техник рисования.

Для развития творчества и систематизации знаний детей поставила перед собой следующие задачи:

  1. Учить детей использовать в рисовании разнообразные материалы и технику, разные способы создания изображения, соединяя в одном рисунке разные материалы с целью получения выразительного образа.
  2. Развивать эстетические чувства формы, цвет, ритм, композицию, творческую активность, желание рисовать. Учить видеть и понимать красоту многоцветного мира.
  3. Формировать у детей творческие способности посредством использования нетрадиционных техник рисования.
  4. Воспитывать умение доводить начатое дело до конца, работать в коллективе, индивидуально.

2. Теоретическая база опыта

Изобразительная деятельность – специфическое образное познание действительности. Из всех ее видов детское рисование изучено наиболее полно и разносторонне.

Рисование тесно связано с развитием наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, также с выработкой навыков анализа, синтеза, сопоставления, сравнения, обобщения. Работая над рисунком, дошкольники учатся выделять особенности, качества, внешние свойства предметов, главные и второстепенные детали, правильно устанавливать и соотносить одну часть предмета с другой, передавать пропорции, сравнивать величину деталей, сопоставлять свой рисунок с натурой, с работами товарищей.

В процессе рисования дети учатся рассуждать, делать выводы. Происходит обогащение их словарного запаса. При рисовании с натуры у детей развивается внимание, при рисовании по представлению – память.

О нетрадиционных техниках рисования, системе построения занятий можно узнать из следующих источниках

1. Е. Н.Лебедева “Использование нетрадиционных техник в формировании изобразительной деятельности дошкольников”

2. А. А. Фатеева “Рисуем без кисточки”.

3. О. Г. Жукова, И. И. Дьяченко “Волшебные ладошки”, “Волшебные краски”.

4. Мэри Энн, Ф. Колль “Рисование красками”.

5. К. К. Утробина, Г. Ф. Утробин “Увлекательное рисование методом тычка”

6. А. М. Страунинг “Развитие творческого воображения дошкольников на занятиях по изобразительной деятельности”.

8. Перспективный план работы по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования.

3. Актуальность и перспективность опыта

На занятиях, по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник, у детей развивается ориентировочно – исследовательская деятельность, фантазия, память, эстетический вкус, познавательные способности, самостоятельность. Ребенок использует цвет как средство передачи настроения, экспериментирует (смешивает краску с мыльной пеной, на изображенный предмет цветными мелками наносит гуашь). При непосредственном контакте пальцев рук с краской дети познают ее свойства: густоту, твердость, вязкость. В изображении сказочных образов появляется умение передавать признаки необычности, сказочности.

Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию рисуночной деятельности, вызывает радостное настроение у детей, снимает страх перед краской, боязнь не справиться с процессом рисования. Многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно – моторной координации. Например, рисование по стеклу, роспись ткани, рисование мелом по бархатной бумаге.

Данные техники не утомляют дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Для будущего наших детей это очень важно, так как время не стоит на одном месте, а движется вперед и поэтому нужно использовать новые развивающие технологии:

  • личностно – ориентированные (проблемные вопросы и ситуации);
  • коммуникативные (эвристическая беседа и диалог, расширение и активизация словаря);
  • игровые (оригинальность сюжета, мотивация);
  • педагогические (доверительная беседа, стимулирование, авансирование успеха, пауза).

Свою работу строю на следующих принципах:

  • От простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к сложным.
  • Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление.
  • Принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребенка в воспитательный процесс.
  • Связь обучения с жизнью: изображение должно опираться на впечатление, полученное ребенком от окружающей действительности.

Техники изображения могут способствовать ослаблению возбуждения слишком эмоционально расторможенных детей. Хочу отметить, что нетрадиционное рисование, например, игра в кляксы, увлекает детей, а чем сильнее ребенок увлечен, тем больше он сосредотачивается. Таким образом, использование нетрадиционных техник изображения способствует познавательной деятельности, коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников в целом.

4. Новизна опыта

Нетрадиционные техники рисования ранее использовались разрозненно, как отдельные элементы занятий по изобразительной деятельности. На мой взгляд, их использование возможно и необходимо взять за основу для организации творческой деятельности воспитанников.

Многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно – моторной координации. Если чрезмерно активный ребенок нуждается в обширном пространстве для разворачивания деятельности, если его внимание рассеянно и крайне неустойчиво, то в процессе нетрадиционного рисования зона его активности сужается, уменьшается амплитуда движений. Крупные и неточные движения руками постепенно становятся более тонкими и точными. Нетрадиционные техники изображения способствуют развитию познавательной деятельности, коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников в целом. Занятия рисованием очень важны при подготовке ребенка к школьному обучению, благодаря рисуночной деятельности дети учатся удерживать определенное положение корпуса, рук, наклон карандаша, кисти, регулировать размах, темп, силу нажима, укладываться в определенное время, оценивать работу, доводить начатое до конца.

Все дети с успехом справляются с выполнением работ в нетрадиционной технике рисования, после чего можно приступать к изучению других техник и приемов.

5. Адресность опыта

Данный педагогический опыт может быть полезен воспитателям дошкольных учреждений, педагогам дополнительного образования, заинтересованным и внимательным родителям, учителям начальных классов, студентам педагогических колледжей.

6. Трудоемкость опыта

Данную работу может провести любой заинтересованный воспитатель дошкольного учреждения, педагог дополнительного образования, учитель. Многие рекомендации могут использовать также родители и другие участники образовательного процесса.

Организация данной работы не трудоемка при наличии художественных материалов, образцов рисунков в нетрадиционной технике рисования, методической базы и соответствующей подготовки самого педагога. Для выполнения заданий нужны определенные средства – оборудование, канцтовары, фонотека, видеотека, мольберты.

Трудности при применении данного опыта нетрадиционных техник рисования могут заключаться в:

Планировании и построении системы занятий с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;

Подборе оборудования и материалов;

Применении методов и приемов работы с детьми, исходя из их индивидуальных особенностей;

Разработке критериев отслеживания уровня освоения знаний, умений и навыков детей.

7. Технология опыта

Сущность опыта: процесс художественно-эстетического, экологического воспитания дошкольников строится на основе формирования у детей знаний о многообразии техник отражения реального мира на листе бумаги с использованием нетрадиционных техник рисования в сочетании с другими методами и приемами обучения и воспитания. Участвуя в творческом процессе, дети проявляют интерес к миру природы, гармонии цвета и форм. Это позволяет по особенному смотреть на все их окружение, прививать любовь ко всему живому.

В своей работе использую такие формы организации и проведения занятий, как беседы, путешествия по сказкам, наблюдения, целевые прогулки, экскурсии, фотовыставки, выставки рисунков, конкурсы, развлечения. Методы: наглядный, словесный, практический. Знания, которые приобретают дети, складываются в систему. Они учатся замечать изменения, возникающие в изобразительном искусстве от применения в процессе работы нестандартных материалов.

Обучение с помощью нетрадиционных техник рисования происходит в следующих направлениях:

  • от рисования отдельных предметов к рисованию сюжетных эпизодов и далее к сюжетному рисованию;
  • от применения наиболее простых видов нетрадиционной техники изображения к более сложным;
  • от использования готового оборудования, материала к применению таких, которые необходимо самим изготовить;
  • от использования метода подражания к самостоятельному выполнению замысла;
  • от применения в рисунке одного вида техники к использованию смешанных техник изображения;
  • от индивидуальной работы к коллективному изображению предметов, сюжетов нетрадиционной техники рисования.

Приобретя соответствующий опыт рисования в нетрадиционных техниках, и, таким образом, преодолев страх перед неудачей, ребенок в дальнейшем будет получать удовольствие от работы, беспрепятственно переходить к овладению новых техник рисования. В работе с дошкольниками использую разные техники беспредметного рисования:

“Монотипия”

“Печатание листьями”

“Рисование нитками”

“Печатание бумагой”

“Рисование мыльной пеной”

“Рисование методом наката”

“Рисование ребром картона”

“Рисование с помощью соли”

Рисование методом напыления”

“Рисование кляксами”

“Клеевая техника”

“Рисование руками, ладонью, кулаком, пальцами”

“Рисование ногами”

“Рисование по кругу”

“Мятый рисунок”

“Рисование по клейстер”

“Рисование по стеклу”

“Рисование методом тычка”

“Печатание спичечным коробком”

“Оттиск поролоном”

“Пуантилизм”

Каждый из этих методов – это маленькая игра, которая доставляет детям радость, положительные эмоции. Создавая изображения, передавая сюжет, ребенок отражает свои чувства, свое понимание ситуации, накладывает свою шкалу “зла” и “добра”. На занятиях нетрадиционной техникой рисования нужно научить растущего человечка думать, творить, фантазировать, мыслить смело и свободно, нестандартно, в полной мере проявлять свои способности, развивать уверенность в себе, в своих силах.

“Мы хозяева нашей Родины, и она для нас кладовая солнца с великим сокровищем жизни” (М.М. Пришвин). Сложившееся на Земле положение ученые определяют как экологический кризис. И нет на сегодня более важной задачи, чем поиск путей выхода из него. Один из выходов это привить детям любовь к окружающему миру, рисовать с помощью бросового материала (коробки от духов, сока, пером от подушки, пластиковыми бутылками, палочками.). Через такие занятия раскрывается и показывается смысл этой идеи – в воспитании у юного поколения практичности, бережливости к окружающему миру, самостоятельности в выборе решений задач разными способами. Чтобы выжить, человечество должно научиться жить на Земле по-новому. Каждому человеку с детства необходимо научиться любить и оберегать нашу планету.

Работая с ребенком, неизбежно сотрудничаешь с их родителями. И я использую любую возможность общения с родителями для установления доверительных отношений. Провожу для родителей консультации и беседы, занятия, развлечение, дни открытых дверей, интеллектуальные игры. Малыш всему учится в общении с взрослыми, ранний опыт ребенка создает тот фон, который ведет к развитию речи, умению слушать и думать. Я сделала вывод, что общение ребенка в семье, с близкими ему людьми - важнейшее условие его психического развития. Совместно с родителями выпускаем праздничные газеты, устраиваем различные конкурсы, тренинги, коллективные игры, фотовыставки. Одним из важных средств поощрения и развития изобразительного творчества детей, является выставка детского рисунка. Она очень радуют детей и их родителей, ребенок становится успешнее. Я думаю, что моя совместная работа с родителями создает ребенку эмоционально- комфортное состояние.

8. Результативность опыта

В процессе творчества маленькие дети научились создавать вещи своими руками, познали загадки, радости и разочарования созидания – все это важные составляющие процессы обучения и развития. Творческий процесс научил детей исследовать, открывать и умело обращаться со своим миром. Большинство из нас уже забыло о той радости, которую нам приносило рисование в детстве, но она была – несомненно.

Результатом своей работы я считаю не только процесс развития дошкольника во всех видах его творческой деятельности, но и сохранение навыков, которые помогут им в будущем совершенствовать их потенциальные возможности.

Таким образом, на основе проделанной работы я увидела, что у детей возрос интерес к нетрадиционным техникам рисования. Дети стали творчески всматриваться в окружающий мир, находить разные оттенки, приобрели опыт эстетического восприятия. Они создают новое, оригинальное, проявляют творчество, фантазию, реализуют свой замысел, и самостоятельно находят средства для воплощения. Рисунки детей стали интереснее, содержательнее, замысел богаче. Шедевры живут, дышат, улыбаются, а главное, каждый рисунок кажется произведением искусств. Дети обрели уверенность в себе, робкие преодолевают боязнь чистого листа бумаги, начали чувствовать себя маленькими художниками.

Положительным результатом в своей работе считаю участие детей в конкурсах, выставках различного уровня.

Достижения детей.

В рамках МДОУ:

  • Конкурс детского изобразительного творчества “Моя любимая мамочка” (диплом за активное участие)
  • Выставка конкурс изобразительного искусства “Наши папы - бравые солдаты” (диплом за активное участие)
  • Конкурс фотогазет “Моя семья” посвященный Международному дню семьи (диплом в номинации “За оригинальность”)

На муниципальном уровне:

  • Конкурс рисунков Лабытнангского ТВ, посвященному 140-летию г. Лабытнанги (Благодарственное письмо)
  • Городской конкурс детских творческих работ “Осторожно, огонь” - I место

На региональном уровне:

  • Участие в окружном конкурсе детских рисунков “Ямал будущего”
  • Участие в III окружном конкурсе детских творческих работах юных натуралистов – экологов. Тема: “Экологическая катастрофа” Сергей Е.
  • Участие в окружном конкурсе детских рисунков “Лики победы” (диплом за участие)

Проведенная работа показала, что эмоции, вызванные изобразительным искусством, способны творить чудеса. Они приобщают детей к высоким духовным ценностям, развивают их способности, творчество и развивают горизонты сознания.

В течение ряда лет наблюдается устойчивый рост количества детей с высоким уровнем освоения нетрадиционных техник рисования (с 36% до 70%) при отсутствии детей с низким уровнем освоения. Средний показатель освоения детьми данных техник с высоким уровнем за три года составляет 51% , со средним уровнем 49%.

Диагностические данные показали, что у большинства детей освоение нетрадиционных техник рисования высокого и среднего уровней. Исходя из этого, можно сделать вывод, что дети приобрели определенные умения и навыки в этом виде обучения. А именно: дошкольники слышат воспитателя, правильно выполняют задания, анализируют получившиеся рисунки, оценивают их.

Нетрадиционная техника рисования дает ребенку возможность выразить в рисунке свои чувства и

эмоции, почувствовать свободу и вселить уверенность в своих силах. Владея разными навыками и способами изображения предметов, явлений окружающего мира, ребенок получает возможность выбора, что делает для него занятия творческими.

Библиография

  1. Белошистая А.В., Жукова О.Г. Волшебные краски. 3–5 лет: Пособие для занятий с детьми. – М.: Аркти, 2008. – 32 с.
  2. Утробина К.К., Утробин Г.Ф. Увликательное рисование методом тычка с детьми 3–7 лет: Рисуем и познаем окружающий мир. – М.: “Издательство Гном и Д”, 2008. – 64 с.
  3. Лахути М.Д. Как научиться рисовать. – Москва “Росмэн”, 2008. – 96 с.
  4. Одинокова Г.Ю. Шлеп…Ежик: Издательский дом “Карапуз”, 2006. – 15 с.
  5. Сахарова О.М. Я рисую пальчиками: Издательский дом “Литера”, 2008. – 32 с.
  6. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. - Ярославль: Академия развития, 2004. – 96 с.