Мелкая моторика рук: что это и рекомендации по развитию моторики. Мелкая моторика: развиваем у детей до трех лет

Все мамы слышали о важности развития мелкой моторики рук у детей, но не все понимают, что это такое и какие манипуляции необходимо производить для того, чтобы ребенок нормально развивался. В данной статье мы рассмотрим особенности развития мелкой моторики у детей, а также основные способы развития в виде упражнений и игр.

Мелкая моторика: что это такое

Мелкой моторикой называют способность к воспроизведению точных движений кистей и пальцев для осуществления как простых, так и более сложных задач, необходимых в обычной жизни. Мелкая моторика заключается не только в простых движениях и жестах, но также включает в себя такие способности, как письмо и рисование, учиться которым необходимо достаточно длительное время.

Процесс развития мелкой моторики начинается сразу же после рождения. Изначально малыш долго всматривается в свои руки, со временем пытается понять, для чего они нужны, и постепенно порывается ими управлять.

Пытаться схватить предметы и удерживать их малыш начинает ладонью, со временем осваивая пальчики. Выделяют связь мелкой моторики с нервной системой младенца, развитие навыков связывают со зрением, памятью, вниманием и восприятием.

Знаете ли вы? Учеными был доказан факт зависимости развития мелкой моторики и речи. Этому есть вполне простое объяснение. Центры, отвечающие за речь и моторику, располагаются в мозгу малыша совсем рядом, поэтому, когда постоянно стимулируется моторный центр, в активность приходит и речевой.


Поэтому польза развития моторики заключается в быстром освоении речи. Если развивать моторику с раннего детства, это в дальнейшем повлияет на ловкость, аккуратность почерка и скорость реакции.

То, насколько были приложены усилия для развития мелкой моторики в детстве, позволит сформировать общее мнение о том, насколько ребенок готов к школе, насколько развито его логическое мышление, как он запоминает информацию, может ли концентрироваться, правильно и четко говорить.

Особенности развития мелкой моторики у детей

Каждому периоду жизни ребенка, начиная с 1 года и до 5 лет, соответствуют свои характерные особенности развития мелкой моторики. Для того чтобы понимать, правильно ли происходит процесс развития и необходимость в корректировке навыков, рекомендуется обратить внимание на приблизительные нормы для каждого возраста.

До 1 года

В период до 4 месяцев малыш пытается научиться справляться с движениями рук, дотягиваться до предметов, которые ему интересны, может отодвигать большой палец на 90 градусов. В таком возрасте ребенок одинаково контролирует как правую, так и левую руку.

У ребенка может быть ярко выраженный рефлекс захватывания чего-либо рукой, но данный процесс происходит неосознанно. Начиная с годовалого возраста, малыш начинает лучше контролировать руки.

Ранее сложные задачи, для выполнения которых задействовались обе руки, теперь даются ему более легко, для их выполнения необходима только одна рука. К примеру, он уже может вполне осознанно схватить игрушку одной рукой, причем чем старше ребенок становится, тем более мелкие игрушки его привлекают.

Важно! К годовалому возрасту в разы возрастает риск обструкции дыхательных путей, так как ребенок старается попробовать все на «зуб», а особенный интерес у него вызывают мелкие детали.

В возрасте 1 года малыши могут перекладывать игрушки из руки в руку, пинают мячик, пытаются переворачивать страницы в книжке.

До 2 лет

Руки ребенку в таком возрасте нужны уже только для того, чтобы играть, так как держаться ими, чтобы ровно сидеть, или удерживаться за опору во время хождения больше не нужно. До 1,5 лет детки также одинаково пользуются обеими руками, а ближе к двум годам определяют доминантную.

Двигать пальчиками ребенок может уже достаточно хорошо, большим пальцем пытается лопать пузыри, рисует, захватывая карандаш всей рукой, может брать кубик сверху пятью пальцами. К двум годам у малыша просыпается интерес к рисованию, но рисует он в основном кружочки, со временем у него начинают получаться вертикальные и горизонтальные линии.


До 3 лет

В этом периоде жизни малыша ребенок уже хорошо контролирует туловище и выполняемые движения, для совершения необходимых задач активно пользуется кистью и пальчиками, последние становятся еще более послушными. Ребенок для захватывания кубика пользуется уже не пятью, а тремя пальчиками.

После двухлетнего возраста манера рисования меняется, он держит карандаш перпендикулярно листу, у него хорошо получается рисовать круги, линии, пытается сложить из них какой-то рисунок.

К трем годам ребенок уже может использовать ножницы и разрезать лист бумаги на несколько частей. Большой интерес у малыша вызывают игры в песке, он уже способен аккуратно насыпать его в ведерко, лепить куличики.

До 4 лет

В этом возрасте малыш в процессе работы использует обе руки, к примеру, основной рисует, вспомогательной придерживает листик. Малыш пытается рисовать более сложные рисунки, может перерисовывать простейшие фигурки, которые увидел в книжке, у него получаются практически ровные вертикальные и горизонтальные линии.
Ему удается лучше справляться с ножницами - резать по нарисованным линиям. Малыш может строить небольшие башни из 3-5 кубиков. В этот период ребенок уже уверено пользуется пальчиками, может взять указательным и большим пальцами мелкую крошку или бусинку со стола.

До 5 лет

Выполнение необходимых движений осуществляется уже исключительно кистью, ребенок отлично раскрашивает рисунки, не выходит за контур, ножницами ребенок пользуется уже достаточно уверено, может без труда вырезать простые геометрические фигуры.

К 5-летнему возрасту ребенок уже уверено удерживает карандаш, как взрослый - тремя пальцами, это является признаком готовности к освоению письменных навыков, рисунки становятся более понятными, ребенок уже достаточно хорошо рисует людей, деревья, тучки, солнышко и другие простые элементы.

Особое место в данном возрасте занимает конструктор и пазлы. Если раньше соединять элементы в одну картинку не совсем получалось, к пяти годам ребенок уже может сложить небольшую картинку самостоятельно.

Как развивать мелкую моторику рук: упражнения и игры

Чтобы развить мелкую моторику, для деток разного возраста были придуманы специальные упражнения и игры, рассмотрим их подробнее.

Маленькие детки не могут выполнять упражнения самостоятельно или играть в игры, чтобы развивать мелкую моторику, поэтому им рекомендуют делать массаж ладошек и пальчиков.

  1. Изначально массируют каждый пальчик, начиная с мизинца. Производите движения от кончика пальца до ладони, тщательно массируя каждый сустав.
  2. Затем уделите внимание подушечкам пальцев, произведите массаж, слегка прижимая каждую подушечку.
  3. Далее выполняется массаж ладошек круговыми движениями указательного пальца.
  4. После этого ладонь малыша необходимо расположить в своей руке и большим пальцем производить легкие надавливающие движения в центр детской ладошки.
  5. Для выполнения следующих массажных движений необходимо использовать кольцевой спиральный массажер. Его надевают на кончик пальца малыша и выполняют движения вниз-вверх. Так поступают с каждым пальчиком.
  6. Для выполнения заключительного этапа используют массажные щетки, которыми проводят по ладоням ребенка.

Игра «Ладушки»

Старой, но не утратившей своей популярности является детская игра «Ладушки». Эту увлекательную потешку используют во время игры в ладоши, которая позволяет учить малышей держать пальчики ровно, производить хлопки ладошками, развивая тем самым мелкую моторику рук.

Играть в «Ладушки» достаточно просто. В процессе игры необходимо приговаривать: Ладушки, ладушки! (выпрямить пальчики малыша) Где были? (соединить ладошки ребенка легким хлопком) У бабушки! (разъединить ладошки) Что ели? (произвести легкий хлопок ладошками) Кашку! (разъединить ладошки) Что пили? (снова легкий хлопок в ладоши) Бражку! (разъединить ладошки) Полетели-полетели-полетели, (теперь произвести движения руками малыша, имитируя взмахи крыльями) На головку сели! (раскрытыми ладошками малыша коснуться его головы)

После года малыша можно учить перелистывать страницы в книгах и журналах. Выбирайте для этого книги с плотными станицами, чтобы облегчить процесс перелистывания для неопытных детских рук.
Благодаря таким упражнениям малыш старается задействовать два пальчика (большой и указательный), соединяя которые происходит хорошее развитие мелкой моторики.

Деткам постарше можно предложить игру в конструктор. Такая игра подходит деткам с 2-летнего возраста и старше, конструктор отличается размером элементов, наличием дополнительных деталей, фигурок. Выбирая конструктор для самых маленьких, необходимо обращать внимание на то, чтобы элементы легко соединялись и разъединялись, а их размер был большой.

Деткам постарше, наоборот, интересно собирать более мелкие детали, очень популярными и интересными являются наборы определенной тематики, созданные по мотиву мультиков или сказок, с наличием красочных фигурок и декоративных элементов.

Наличие множества элементов в конструкторе, которые необходимо соединять между собой, создавая разнообразные композиции, отлично развивает мелкую моторику ребенка, позволяет развивать память, пространственное видение, абстрактное и образное мышление.

Лепить из пластилина можно начиная с 2 лет. Для этого в продаже существует множество видов детского пластилина, различающегося по составу, цене и возрастной категории. Для самых маленьких можно приобрести тесто-пластилин, которое безвредно для здоровья даже в случае его проглатывания. Для экономии средств можно сделать домашний пластилин из соленого теста.

Для его приготовления необходимо использовать:

  • холодную воду - 1 стакан;
  • соль - 1 стакан;
  • растительное масло - 2 ч. л.;
  • пищевой краситель - на кончике ножа;
  • муку - 3 стакана;
  • кукурузный крахмал - 2 ст. л.
Процесс приготовления:
  1. В глубокой миске смешивают жидкие компоненты и соль до однородности.
  2. Постепенно добавляя крахмал и муку, довести смесь до густой консистенции, пригодной для лепки.

Хранить готовое тесто необходимо в плотно закрытом контейнере. Лепка хорошо тренирует мелкую моторику, благодаря тому что малыш учится отщипывать небольшие кусочки пластилина, скатывать их в шарики, трубочки, соединять между собой. Таким образом, максимально тренируются и напрягаются как пальчики, так и ладошки.

Кинетический песок

Кинетический песок является современным и достаточно популярным средством для развития мелкой моторики малыша. Он представляет собой массу, напоминающую влажный речной песок, позволяющий лепить куличи и строить замки или скатывать в шарики, жгутики, как обычный пластилин.

Кинетический песок относят к экологически чистому и безопасному материалу, он очень приятный на ощупь, с ним легко работать даже самым маленьким деткам.

Знаете ли вы? Кинетический песок является современным изобретением, впервые его произвели в Швеции, в продажу продукт поступил в 2013 году и оказался настолько популярным, что уже спустя 3 месяца на него обратили внимание и начали закупать зарубежные магазины детских товаров .


Рисовать, для того чтобы развивать мелкую моторику, можно, начиная с раннего возраста. Для самых маленьких существуют специальные безопасные пальчиковые краски, которыми можно разукрашивать рисунки или создавать шедевры самостоятельно.

Также в продаже представлен широкий ассортимент раскрасок, где пальчиковыми красками прорисовываются отдельные элементы рисунка, что очень хорошо развивает пальчики и ладошки.

Детки постарше могут раскрашивать картинки карандашами, фломастерами или красками. Для того чтобы разукрасить картинку, не выходя за контур рисунка, необходимо прикладывать немалые усилия, параллельно тренируя мелкую моторику.

Игра с бусами

Бусы разного размера и формы обязательно заинтересуют ребенка, особенно интересно будет деткам до 2 лет. Бусы можно надевать себе на шею, таким образом, малышу будет еще интереснее, а перебирая каждую бусинку пальцами, будет происходить развитие мелкой моторики.

Деткам постарше можно предложить сделать бусы самостоятельно. Для этого подготовьте ребенку самодельные или приобретенные бусины и нитку, на которую ребенок будет их нанизывать. Из бусин можно выкладывать дорожки, приклеивать их к бумаге, создавать картины, что будет не только развивать мелкую моторику, но и воображение.

Игры с крупами

Для развития мелкой моторики очень хорошо подходят игры с крупой. В качестве основного компонента игры можно использовать любую крупу, которая есть в доме, желательно использовать несколько видов, чтобы ребенок почувствовал пальчиками разные формы и размеры зернышек и крупинок.

Важно! Играя с крупами, ребенок из любопытства может попробовать зернышки или даже засунуть их в нос, поэтому будьте особенно внимательны и следите за малышом в процессе игры.


С крупой можно играть в разные игры. Маленьким деткам можно предложить пересыпать крупу из одной ладошки в другую, спрятать в емкости с крупой мелкую игрушку, чтобы ребенок ее нашел, насыпать ровным плотным слоем на столе мелкую крупу и порисовать пальчиками.

Деткам постарше можно предложить сделать аппликацию из разной крупы; соединить несколько круп между собой и предложить отсортировать каждую крупу в отдельную миску.

Собирать мозаики можно детям с 2 лет, им предлагают игры с большими элементами, которые нельзя проглотить, и малышу удобно держать их в руке. Мозаики позволяют тренировать не только мелкую моторику, но и воображение, когда малыш стремится создать какую-либо картинку с помощью родителей.

Деткам после 3 лет предлагают мозаики с более мелкими элементами, которые позволяют создавать большие композиции.

Пальчиковые игры

Под пальчиковой игрой подразумевают инсценировку рифмованной истории или сказки с помощью пальцев рук. Начинать играть в пальчиковые игры можно деткам с 1 года, используя только одну руку, повторить движения родительской руки под силу уже 2-летним деткам.

С 3-летнего возраста вовлекать в игру можно уже обе руки малыша и понемногу усложнить задачу, научив сменять одно движение рук другим.

Такие игры хорошо развивают мелкую моторику и готовят кисти и пальцы ребенка к письму и рисованию. Кисти рук становятся более подвижными, гибкими, исчезает скованность, что в будущем станет хорошей основой в процессе обучения письму.

Закручивание крышек

Отличным упражнением для развития мелкой моторики является закручивание и раскручивание крышек. Как правило, малышам очень нравится играть с бутылками, поэтому научите ребенка раскручивать и закручивать бутылки.

Видео: игра «закрути крышку» Для того чтобы ребенку было легко справиться с поставленным заданием, предоставьте им маленькие бутылки с небольшими крышками, которые помещаются в маленькой руке.

Начинать заниматься развитием детской моторики необходимо с раннего возраста. Как только малыш начинает удерживать в руках предметы, рекомендуют предлагать ему игрушки разной формы и текстуры.

Если предлагаемые игры или упражнения не вызывают у ребенка интерес, их всегда можно заменить другими более интересными развивающими занятиями. Если ребенку не нравятся те игры, которые вы предлагаете, в магазине всегда можно найти более красочные и интересные варианты либо проявить фантазию и сделать самостоятельно игрушки не хуже.

Также рекомендуют не оставлять малыша наедине с игрой, рассказывайте, что и как нужно делать, объясняйте, поддерживайте, если что-то не получается, и заинтересовывайте. Если вы покажете малышу, как увлекательно заниматься с вами, то в скором времени он обязательно проявит интерес к игре.

Видео: идеи для развития мелкой моторики

Важно! Если вы предлагаете ребенку какую-либо игру, приобретенную в магазине, обязательно смотрите на возрастные ограничения, которые указаны на упаковке, для того чтобы исключить возможность проглатывания некоторых элементов или возникновения других опасных для жизни малыша ситуаций.

Таким образом, развитию мелкой моторики у детей необходимо уделять особое внимание и начинать заниматься с малышом уже с раннего возраста. Существует множество игр, упражнений и других увлекательных занятий, которые можно выбрать в соответствии с возрастом, предпочтениями и возможностями малыша.

Татьяна Миронова
Консультация «Зачем нужно развивать мелкую моторику рук»

Ученые - нейробиологи и психологи, занимающиеся исследованиями головного мозга и психического развития детей , давно доказали связь между мелкой моторикой руки и развитием речи . Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук , имеют более развитый мозг , особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Иначе говоря, чем лучше развиты пальчики малыша , тем проще ему будет осваивать речь.

Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику . Но просто делать упражнения малышу будет скучно - надо обратить их в интересные и полезные игры.

Мелкая моторика рук - это разнообразные движения пальчиками и ладонями. Крупная моторика - движения всей рукой и всем телом.

Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память , внимание, а также словарный запас вашего малыша.

Сегодня у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание , в особенности у детей городских. Вспомните, сейчас даже в детские сады просят приносить обувь на липучках, чтобы воспитателям не брать на себя труд учить ребенка завязывать шнурки. Еще 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками : перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать. Сейчас же на каждое занятие есть по машине. Следствие слабого развития общей моторики , и в частности - руки, общая неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием . Зависимость между развитием тонких движений руки и речи была замечена еще в прошлом веке Марией Монтессори, а до нее - и Сегеном, т. е. можно заключать, что если с речью не все в порядке, это наверняка проблемы с моторикой .

Однако даже если речь ребенка в норме - это вовсе не значит, что ребенок хорошо управляется со своими руками. Если в возрасте 4-5 лет завязывание шнурков вызывает у ребенка затруднения, а из пластилина кроме шариков и колбасок ничего не лепится, если в 6 лет пришивание настоящей пуговицы - невыполнимая и опасная задача - значит, и ваш ребенок не исключение.

Родители должны понять : чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка.

К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка : кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш. Что же делать, если обнаружилось недостаточно хорошее развитие тонкой моторики ? Во-первых, надо набраться терпения и постепенно, шаг за шагом, исправлять этот недостаток. А, во-вторых, заниматься развитием руки не время от времени, а систематически, каждый день. Особенно много об этом говорят в последнее время, создавая целые системы и пособия. А ведь можно сделать все намного проще!

Разминать пальцами тесто, глину, пластилин, лепить что-нибудь.

Нанизывать бусинки, пуговки на нитки.

Завязывать узлы на толстой и тонкой верёвках, шнурках.

Заводить будильник, игрушки ключиком.

Штриховать, рисовать, раскрашивать карандашом, мелками , красками.

Резать ножницами (желательно небольшого размера) .

Конструировать из бумаги («оригами» , шить, вышивать, вязать.

Рисовать узоры по клеточкам в тетради.

Заниматься на домашних снарядах, где требуется захват пальцами (кольца, перекладина) .

Хлопать в ладоши тихо, громко, в разном темпе.

Катать по очереди каждым пальцем мелкие бусинки , камешки, шарики.

Делать пальчиковую гимнастику

Можно использовать для этого обычные занятия ребенка. Посмотрите, как ребенок моет и вытирает руки. Приучите его тщательно мыть каждый пальчик, а потом также тщательно вытирать его полотенцем, хорошо массируя каждую фалангу.

Если у вас есть дача и приусадебный участок, воспользуйтесь этим и привлеките ребенка к сбору ягод. Когда вы готовите, например, пельмени или равиоли, пусть и ребенок вместе с вами лепит их, польза будет безусловная. Очень полезно умение вдевать нитку в иголку - попробуй, попади с первого раза, ведь дырочка такая маленькая, а нитка такая непослушная!

Хорошо, если ребенок учится сам завязывать шнурки на ботинках, плести косички из волос (это, конечно, больше подходит девочкам, застегивать и расстегивать пуговицы, даже самые тугие. Все это заставляет пальчики ловко действовать и очень пригодится в дальнейшем.

Конечно, существуют и специальные игры и упражнения для развития тонкой моторики руки . Некоторые из них известны вам давно. Помните игру в тени, когда, строя комбинации из пальцев, можно показывать различные теневые фигуры - собачку, зайчика, оленя, человечка. Эта игра - как раз то, что вам нужно . Наверняка вы помните и другую распространенную игру : на столе под салфетку прячут несколько мелких предметов , ребенок должен на ощупь определить, что это за предмет.

В детских журналах сейчас можно найти очень много развлекательно - развивающих заданий , например, когда требуется соединить точки и посмотреть, что за рисунок получится. К заданиям такого же типа относятся и различные лабиринты, дорисовка картинок, раскрашивание картинок и т. д. Важно приучать ребенка стремиться все делать аккуратно. Если у него не получается хорошо, не следует ругать его, торопить. Наоборот, его следует постоянно поощрять и вселять у него уверенность, что у него все получится. Надо только постараться.

Руки - инструмент тонкий, и «настраиваются» они в течение долгого времени. Очень полезны мозаики, аппликации, рисование карандашами, мелками , красками, а то и просто пальчиками, а также вырезание из бумаги. В общем-то, практически все действия, требующие работы руки и пальцев, способствуют формированию тонкой моторики руки .

Игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук .

Лепка из глины и пластилина. Это очень полезно. Если во дворе зима – что может быть лучше снежной бабы или игр в снежки. А летом можно соорудить сказочный замок из песка или мелких камешков .

Рисование или раскрашивание картинок – любимое занятие дошкольников и хорошее упражнение на развитие мелкой моторики рук .

Изготовление поделок из бумаги. Например, вырезание самостоятельно ножницами геометрических фигур, составление узоров, выполнение аппликаций.

Изготовление поделок из природного материала : шишек, желудей, соломы и других доступных материалов. Эти занятия развивают также и воображение , фантазию ребенка.

Конструирование . Развивается образное мышление , фантазия, мелкая моторика рук .

Застёгивание и расстёгивание пуговиц, кнопок, крючков. Хорошая тренировка для пальчиков, совершенствуется ловкость и развивается мелкая моторика рук .

Завязывание и развязывание лент , шнурков, узелков на верёвке.

Закручивание и раскручивание крышек банок, пузырьков и т. д. также улучшает развитие мелкой моторики и ловкость пальчиков ребенка.

Нанизывание бус и пуговиц. Летом можно сделать бусы из рябины, орешков, семян тыквы и огурцов, мелких плодов и т . д.

Плетение косичек из ниток, венков из цветов.

Все виды ручного творчества : для девочек – вязание, вышивание и т. д., для мальчиков – чеканка, выжигание, художественное выпиливание и т. д. Научите своих детей всему, что умеете сами!

Как занять ребенка на кухне, чтобы успеть все приготовить.

Крупа на тарелочке. Насыпьте на большую плоскую тарелку два-три вида круп. Ребенок перебирает, щупает ее, сравнивает, а вы рассказываете, откуда она берется и что с ней можно делать (кашу, например) .

Покройте тонким слоем пластилина лист (картон, пластик) . Насыпьте малышу в разные тарелки гречку, рис, горох и покажите, как можно выкладывать узоры, вдавливая продукты в пластилин. 10 – 15 минут тишины вам обеспечено.

Самые вкусные игры – ссыпать вместе два-три сорта изюма, орехов, разных по форме, цвету и вкусу. И пусть он их разбирает.

Берем разные баночки и крышечки к ним. Ребенок должен подобрать крышки к баночкам. Желательно, чтобы крышечки были разных размеров, тогда ребенку легче их подбирать. Крышки могут быть одевающиеся, закручивающиеся. Это могут быть небольшие пластиковые бутылочки, баночки от детского питания и другие, которые вы можете найти у себя на кухне. Закрывая крышечки ребенок тренирует пальчики и совершенствуется развитие мелкой моторики рук .

На тарелочку налейте немного сока от ягод. Дайте ребенку несколько кусочков сахара-рафинада. Пусть малыш по очереди опускает кусочки в сок и наблюдает за тем, как сок постепенно поднимается вверх и окрашивает сахар в красивый цвет.

Поставьте перед ребенком две чашки. В одну насыпьте крупу, а другую оставьте пустой. Покажите ребенку, как набрать ложкой крупу в одной чашке и пересыпать ее в другую. Когда крупы в первой чашке останется мало, покажите, как нужно наклонить чашку , чтобы собрать всю крупу.

Дайте малышу формочки для льда, пипетку и воду. Чтобы было интересней, воду можно подкрасить соком. Пусть ребенок набирает жидкость в пипетку и переливает ее в формочки. Эта игра прекрасно способствует развитию мелкой моторики рук и концентрации внимания.

Насыпьте на плоское блюдо или поднос манку или другую крупу. Пусть ребенок рисует пальчиком по крупе, оставляя различные фигуры. Покажите малышу, как рисовать простейшие фигуры : квадратики, ромбики, кружочки.

Дайте малышу кусочек теста. Он с удовольствием будет лепить из него, улучшая при этом развитие мелкой моторики своих пальчиков .

Развивающая игра «Делаем бусы» . Потребуются макароны с крупным просветом и длинный шнурок. Задача для ребенка : нанизать макаронины на шнурок.

Помните, что любой процесс обучения требует массу терпения и труда. Будьте мудрыми, внимательными и любящими родителями. Не пренебрегайте навсегда уходящим временем – используйте его рационально. Ведь это такое счастье – наблюдать, как растет и развивается ваш ребенок ! И принимать непосредственное участие в этом увлекательном процессе.

Мозг человека – это сложная система организма, посылающая сигналы к действию. Центры, отвечающие за речь и движение пальцев рук, находятся в непосредственной близости друг от друга. Таким образом, развитие мелкой моторики у детей, стимулируют зону речи, а также помогает контролировать свои действия при помощи зрения.

Мелкая моторика – это координация и контроль движения пальцев рук либо всей кисти разными системами организма: нервной, костной, мышечной, зрительной.

Чем раньше, любящие родители начнут стимулировать моторику рук, тем быстрее будет проходить развитие крохи.

Маленький человечек приходит в наш огромный мир без каких-либо знаний и навыков. Даже движения пальцами он совершает неосознанно, мышцы ребенка слабы и неразвиты. Одна из первостепенных задач родителей – это помочь своему малышу освоиться, сформировать необходимые навыки:

  • развитие памяти и речи;
  • освоение рисования и письма;
  • формирование логического мышления;
  • развитие ловкости;
  • расширение кругозора;
  • развитие воображения и фантазии;
  • подготовка к навыкам ручного труда.

Ребенок до года

Существует мнение, что крохам до года нет необходимости развивать моторику пальцев рук. Но не следует забывать, что новорожденный стремится познать окружающий мир, который постепенно расширяется вокруг него.

К трем месяцам у ребенка формируется хватательный рефлекс. Сначала он тянется всей ручкой к яркому пятну, затем начинает хватать и сжимать пальчиками все что попадется.

Что могут сделать родители для развития мелкой моторики у малыша до года?

  1. Каждый день выполнять нежный массаж пальчиков и ладошек. При кормлении, осторожно поглаживать сжатые кулачки, аккуратно разжимая каждый пальчик. Малыш до года хорошо запоминает эмоции – положительные и отрицательные, поэтому приятное поглаживание будет действовать на него успокаивающе.
  2. Новорожденные всегда стараются ухватиться за протянутые пальцы рук, через некоторое время, почувствовав свою силу, они смогут приподниматься с помощью родителей и опираться только на свои пальчики.
  3. Когда у ребенка появится достаточно сил удержать игрушку, необходимо приобрести погремушку с волнистой поверхностью, которая станет первым помощником в развитии мелкой моторики.
  4. Детям до года очень нравится шелест бумаги. Покажите, что газетные листы и салфетки можно скручивать, мять, рвать.
  5. Полугодовалым детям уже можно покупать кубики, большой конструктор, пирамидку. Играя, малыши развивают свои пальчики.
  6. Для малыша от 6-7 месяцев до года большой интерес представляет все предметы на кухне. Позвольте ему поиграть под вашим присмотром с фасолью, макаронами, раскладывая и пересыпая их по разным мисочкам, тарелочкам и кастрюлькам.

Важно! Не оставляйте ребенка наедине с бумагой и мелкими предметами. Малыши очень любят пробовать все на вкус.

Игра и развитие мелкой моторики у детей

Маленького человечка нельзя заставлять силой что-нибудь выполнить. Итог будет один – слезы и капризы.

Запомните! Только при помощи игр мы развиваем мелкую моторику у малышей и тем самым способствуем расширению их кругозора.

1.Гимнастика для маленьких пальчиков.

Очень важно развивать гибкость пальцев рук, так как скоро малышу предстоит осваивать навыки письма. Гибкость также поможет формированию аккуратного и разборчивого почерка.

Инсценировка маленьких стишков и сказок будет способствовать не только развитию моторики рук, но и запоминанию, а также научит ребенка фантазировать. Простой стишок-потешку про шатающегося бычка со временем можно превратить в целое представление с добавлением слов и мелких театральных реквизитов. Например:

  • добавить разную интонацию – грустную или комедийную;
  • дорисовать на пальчиках глазки, носик, ротик, копытца;
  • построить шатающийся мостик.

Игра позволит ребенку ориентироваться, где находятся: верх, низ, право, лево.

Следите за временем! Не утомляйте ребенка, особенно если ему нет еще и года. Лучше прекратить игру через 3-4 минуты, чем стараться удерживать внимание.

2.Игры с мелкими предметами.

Лучше всего подойдут детям постарше, которые уже отличают предметы друг от друга и знают их свойства. Можно предложить ребенку на ощупь, с закрытыми глазами определить, что это такое.

Пуговицы, бусинки, камешки, орехи – все эти предметы можно перекладывать, пересыпать.

Бусинки и пуговицы можно нанизывать на нитку, а из семян и крупы – выкладывать картинки на столе.

Все дети обожают строить фигурки из песка. Необязательно сидеть на улице в песочнице, наберите в ведерко песок, промойте его. Для ребенка станет увлекательным занятие – поиск мелких предметов, спрятанных в коробке с песком. Это занятие принесет несомненную пользу для развития мелкой моторики рук.

Предложите пальчиками нарисовать на песочной поверхности простой рисунок или буквы.

4.Аппликация.

Покажите, что бумагу можно не только мять и рвать на мелкие клочки, а можно вырывать кусочки, которые затем приклеивать на другой лист бумаги, составляя узор.

Объясните малышу правила пользования ножницами, доверьте ему что-нибудь вырезать.

Не оставляйте ребенка наедине с острыми предметами. Если малыш начинает баловаться – заберите у него ножницы, спокойно объясните причину, не поддавайтесь на слезы.

Все малыши любят лепить. Материал для лепки – тесто, пластилин, глина.

Если вы боитесь, что пластилин и глина отправятся в рот, то тесто станет самым прекрасным материалом для первых фигурок. Если вы самостоятельно готовите тесто для пельменей или печенья, то даже кроха чуть старше года сможет слепить колобка или маленькую колбаску. Научите кроху пользоваться маленьким пластмассовым ножичком для теста, и процесс лепки станет занимательней. С детьми постарше вы можете собирать более сложные композиции из глины и пластилина.

6.Шнуровка.

Существует много разных игр с использованием шнуровки. Но намного интересней – будет изготовленная игрушка своими руками, например, из коробки от набора конфет. Через хаотично расположенные отверстия по очереди протягивайте шнурки (ленточку), создавая паутинку для паучка.

7.Завинчивание.

Дети с удовольствием будут закручивать и откручивать пробки у бутылок и баночек. Устройте соревнования.

8.Раскраски нашего детства.

Вспомните, как сами сидели за столом, неловко держа карандаш и чуть высунув язык, старательно раскрашивали картинку.

Приучайте своего ребенка к аккуратности с первого момента, тем самым вы способствуете чувствовать прекрасное, учите сочетать цвета, развиваете творческое мышление.

9.Рисование.

Учить рисовать можно начинать красками без кисточки. Макаем пальчик в краску и учим ставить первые следы и кляксы на бумаге.

Затем, даем ребенку карандаш, фломастер, ручку. Для начала можно научить:
  • обводить контур ладошки, стакана, формочек;
  • рисовать по намеченному контуру;
  • дорисовывать рисунок.

После, можно приступать к выполнению более сложных рисунков.

Способы развития моторики у малышей до года и после разнообразны. Главное правило – используйте игровые элементы, тогда обучение превратится в легкий и необременительный процесс.

Мелкая моторика рук играет важную роль в развитии памяти, речи, мышления. Игровой процесс поможет не только сформировать необходимые навыки, но и выявить скрытые таланты малыша.

Вам может быть интересно:


  • Можно ли заниматься с грудным пребенком или стоит подождать, пока он подрастет? Ответ однозначный - можно и нужно.

    Для чего нам ловкие пальчики? Пожалуй, каждая мама легко ответит на этот вопрос. Сначала чтобы справляться с самыми разными бытовыми задачами (застегнуть молнию, расстегнуть пуговички, завязать шнурки, покушать ложкой). Потом чтобы успешно осилить написание палочек и крючочков в тетрадке. А позже, чтобы умело держать в руках любой необходимый инструмент и выполнять даже самую тонкую работу. Но, оказывается, упражнения по развитию мелкой моторики нужны малышу не только для этого. Отечественные физиологи, в частности В. М. Бехтерев, в своих работах доказали, что простые движения рук улучшают произношение многих звуков, развивают речь ребенка. Это происходит оттого, что нервные окончания на пальцах непосредственно связаны с речевым центром головного мозга. Но пальчиковые игры влияют не только на речь. Они оказывают позитивное воздействие на весь мозг в целом.

    Но есть и еще одна замечательная польза от пальчиковых игр и упражнений. Они оказывают положительное влияние на здоровье ребенка! Интересно, что в Японии в дошкольных учреждениях применяется специальная методика пальцевого массажа. И это неспроста! Японцы считают, что массаж каждого пальца стимулирует и улучшает работу определенного органа, делает крепче здоровье, обладает иммуностимулирующим эффектом.

    Итак, как же мы можем помочь своему малышу? Как сделать его ручки и пальчики более ловкими, умелыми и натренированными? Будем искать способы!

    1–3 месяца: первый массаж

    Очень скоро наступит время, когда ваш сынок или дочурка будет перебирать пальчиками бусинки на игрушках, складывать пазлы и мозаику, лепить из пластилина и теста, нанизывать бусы, самостоятельно застегивать пуговички на рубашке, завязывать шнурки на кроссовках, повторять за вами все движения веселых пальчиковых потешек и совершать множество других таких простых и одновременно сложных для маленьких пальчиков действий. Но пока крохе все это недоступно. Он только родился и мало что умеет делать сам. Но развивать пальчики несложно даже у новорожденного малыша! Для этого будем делать крохе простой пальчиковый массаж.

    Массажировать пальчики можно в любое подходящее время: когда вы играете с малышом, когда переодеваете его, купаете. А удобнее всего делать массаж во время кормления грудью. Здесь все очень просто: нежно погладьте каждый пальчик ребенка, проводя по нему своими пальцами по направлению от ладошки к концам. Затем аккуратно поразминайте пальчики, уделяя особое внимание их кончикам. Можно сгибать и разгибать пальчики крохи, гладить, разминать круговыми движениями и щекотать ладошку и всю кисть. Кулачки малыша пока напряженно сжаты. Осторожно раскрывайте их, выпрямляя пальчики. Главное, чтобы у малыша такой массаж не вызывал отрицательных эмоций. Разминать пальчики можно несколько раз в день по 2–3 минуты.

    3–5 месяцев: первые игры

    В возрасте около трех месяцев в жизни крохи происходит важное и интересное событие: он начинает замечать свои ручки, а чуть позже станет активно ими пользоваться! Такой прогресс, конечно, нужно использовать, предлагая малышу самые первые игры и игрушки, которые сделают его пальчики более ловкими.

    Полезные игрушки. Подберите для малыша легкие, удобные для захватывания погремушки ярких цветов. Когда малыш пребывает в хорошем настроении, вкладывайте ему погремушку то в правую, то в левую ручку. Даже если кроха подержит ее всего несколько секунд, а потом уронит – ничего страшного. Он же только учится! Постепенно погремушка станет задерживаться в маленьком кулачке все дольше и дольше, малыш будет рассматривать ее, трясти, греметь, пытаться засунуть в рот. Эти самые первые игры с погремушками очень важны для развития моторики малыша.

    Старайтесь так подбирать игрушки, чтобы они были разные по объему. Тогда всякий раз, играя с ними, кроха будет тренировать разные виды захвата: одну игрушку нужно обхватывать ладошкой, другую – брать только двумя-тремя пальчиками. Разные формы игрушек тоже важны, ведь для удержания каждой из них необходимо по-разному раскрывать пальчики и поворачивать кисть. А еще разнообразие внесут разные материалы, из которых сделаны игрушки и разнообразная фактура поверхности. Игры с ними станут дополнительным массажем маленьким пальчикам, будут развивать и моторику, и тактильную чувствительность.

    Смастерите для малыша самодельную игрушку, которой он будет с удовольствием играть на протяжении многих месяцев. На прочные шнурки разной длины нанижите крупные пуговицы, бусины, пустые деревянные катушки, костяшки от старых счет, игрушки из шоколадных яиц (в них предварительно нужно просверлить отверстия) и т.п. так, чтобы все это могло легко двигаться. Свяжите концы шнурков. В целях безопасности закрепить концы нужно очень надежно, чтобы кроха не смог шнурок развязать или разорвать. Кроме того, получившиеся «бусы» не должны быть слишком длинными, чтобы ребенок не смог надеть их на шею. Такие бусики можно давать малышу в ручки, вешать в кроватке и коляске. Перебирая пальчиками разные предметы, кроха будет развивать моторику и массажировать пальчики.

    Игры с руками. Примерно в этом же возрасте можно начинать играть с малышом в первые игры с ручками и пальчиками. Старайтесь всячески стимулировать желание малыша тянуться ручками к игрушкам, разным предметам, вашему лицу. Для этого наклоняйтесь пониже, чтобы малыш мог достать до вашего лица и потрогать его. Берите кроху за ручки и сами подносите к своему лицу, прикладывайте его ладошки к своим щекам. Вешайте игрушки в кроватке таким образом, чтобы кроха мог протянуть руку и взять их. Наденьте на одну ручку ребенка яркий носочек или большую яркую резинку. Заметив необычный предмет, малыш станет пытаться достать его свободной рукой. А захватывание одной ручки другой – очень полезный навык. В следующий раз наденьте носочек на другую ручку. А потом придет время и ножкам, пусть малыш пытается поймать ручками и их. Первое время помогайте малышу, подтягивая ножки к ручкам, чтобы он мог за них ухватиться. При этом можно приговаривать потешку:

    Ножки-ножки, где вы были?
    – В гости к бабушке ходили!
    Эй, вы, ручки! Хвать да хвать!
    Нас попробуйте поймать!

    Ручки малыша все еще сжаты в кулачки. Чтобы помочь пальчикам быстрее расслабиться и распрямиться, продолжайте делать массаж и играйте с малышом в простые пальчиковые игры. Рассказывайте стишок и поочередно разгибайте пальчики:

    Сидит белка на тележке,
    Продает она орешки:
    Лисичке-сестричке,
    Воробью, синичке,
    Мишке толстопятому,
    Заиньке усатому…

    5–7 месяцев: продолжаем развиваться!

    Пальчики малыша уже достаточно развиты. Возможно, у него даже получается нажимать на кнопочки или он вот-вот этому научится…

    Полезные игрушки. Ребятишкам этого возраста для развития рук необходимы игрушки с большим количеством всяческих колечек или крупных бусин, которые можно перебирать пальчиками (колечки, соединенные вместе, стержни с колечками и т.п.). Можно порадовать малыша целым игровым центром, где будет множество полезных развивалок для пальчиков. Пусть ощупывает детали игрушки, двигает колечки, бусины, хватается за выступающие ручки…

    Непременно предложите крохе игрушки с кнопочками и клавишами: развивающие панели, детское пианино и т.п. Укладывайте малыша на животик, а перед ним – игрушку. Понажимайте на кнопочки, чтобы малыш послушал звуки. Потом путь попробует сам. Сначала он станет просто хлопать ладошкой по кнопкам. Возьмите его пальчик, нажмите на кнопочку или клавишу, а затем восхититесь результатом: «Молодец! Получилось!» Постепенно кроха научится нажимать на кнопки самостоятельно. Это не только развлечет его, а и будет укреплять пальчики.

    Можно сделать игрушки для развития моторики и тактильной чувствительности самостоятельно. Например, сшейте несколько мешочков из разной по фактуре ткани и наполните их разными наполнителями (манка, горох, макароны, гречка и т.п.). Эти мешочки можно подвесить в кроватке малыша или просто давать время от времени крохе в ручки, чтобы он их мял и ощупывал. Можно дополнительно пришить к мешочкам крупные пуговица и бусины, пустые деревянные катушки, детальки от четок и т.п. Малышу будет интересно захватывать их пальчиками и тянуть. Главное условие: мешочки должны быть надежно зашиты, а пуговицы крепко пришиты, чтобы свободные мелкие детали не попали малышу в руки, а затем в рот.

    Пальчиковые игры. Играя с малышом, непременно уделяйте внимание и пальчиковым играм. Пока кроха мал, он не сможет выполнять движения самостоятельно. Но за него с этим прекрасно справится мама. Есть много народных и авторских игр с пальчиками. Но вы пока выбирайте из них самые простые и коротенькие, чтобы они не успели надоесть малышу. Четко, ритмично и весело рассказывайте стишок и загибайте-разгибайте пальчики малыша, стараясь вызвать у маленького игрока эмоциональный отклик.

    – Пальчик-мальчик, где ты был?
    – С этим братцем – в лес ходил.
    С этим братцем – щи варил.
    С этим братцем – кашу ел.
    С этим братцем – песни пел!
    Этот мышонок в норке сидит,
    Этот мышонок в поле бежит,
    Этот мышонок колосья считает,
    Этот мышонок зерно собирает,
    Этот мышонок кричит: «Ура!
    Все собирайтесь, обедать пора!»

    Еще одно полезное упражнение для этого возраста – «причесывание». Поочередно поднимайте ручки ребенка и проводите вперед-назад по голове, как будто малыш причесывает сам себя. Упражнение укрепляет мышцы ладоней и пальцев.

    7–9 месяцев: пальчики-хватайчики

    «Перешагивание» во второе полугодие заметно меняет поведение малыша. Если раньше крохе больше нравились «разговоры» с мамой, то теперь его любимое занятие хватать все, что попадется под руку, будь то мамины волосы или разные предметы в зоне досягаемости. Кроме того, малыш уже умеет действовать двумя руками одновременно. Эти особенности крохи нужно активно использовать, предлагая ему для игры самые разные игрушки и неопасные бытовые предметы: расческу, коробочки, судки для пищи, крышки, прищепки, поролоновые губки, пластиковые флаконы и т.п. Пусть хватает их, ощупывает, сжимает, изучает с помощью пальчиков.

    Полезные игрушки. Примерно с этого возраста в игрушечном арсенале малыша должна появиться первая пирамидка. Это – замечательная игрушка, развивающая и мышление малыша, и его моторику, и координацию движений. Но чтобы пирамидка принесла крохе пользу, выбирайте ее правильно. Игрушка должна быть крупной, с толстым стержнем и большими, легко надевающимися, кольцами. С такой игрушкой малыш сможет справляться, и, значит, она не наскучит ему уже через полминуты игры. По-прежнему актуальны игрушки и игровые центры, где нужно что?то хватать, двигать, поворачивать, нажимать, перебирать. Например, игровой лабиринт, в котором разноцветные шарики двигаются по изогнутым проволочкам.

    Непременно приобретите для крохи несколько резиновых игрушек-пищалок. Чтобы они издавали звуки, их нужно хорошенько сжать в руке. А это уже совсем новое движение, которое будет укреплять пальчики и кисть. Такой себе малышовый эспандер получается! Игрушки не должны быть слишком «жесткими», иначе малыш не сможет с ними справиться и быстро потеряет интерес. Будут кстати первые конструкторы и кубики, состоящие из нескольких крупных деталей. Пусть малыш пробует захватывать детали рукой и, под вашим руководством, ставить их одна на другую.

    Пальчиковые игры. Малыш взрослеет, и пальчиковые игры начинают доставлять ему все больше удовольствия. Если вы еще не играли с крохой в «Сороку-ворону», самое время попробовать. Несмотря на кажущуюся простоту, это очень полезная игра для малыша. Но чтобы воздействие было более эффективным, стоит не просто загибать пальчики, а слегка их массировать, начиная с мизинчика и заканчивая большим пальцем. «Варить» кашу на ладошке тоже будем достаточно интенсивно, круговыми движениями разминая ладошку. Не забывайте играть поочередно то с правой, то с левой ручкой. Ближе к году малыш научится выполнять часть движений самостоятельно. Например, «варить» кашу пальчиком. Потешку о сороке знают, наверное, все. А вот вам для разнообразия схожий стишок с такими же движениями:

    Наша Маша
    Варила кашу, (водим пальчиком по ладошке)
    Кашу сварила,
    Малышей кормила: (загибаем по очереди пальчики)
    Этому дала,
    Этому дала,
    Этому дала,
    Этому дала,
    А этому не дала.
    Он много шалил.
    Свою тарелку разбил.

    Вот еще одна пальчиковая потешка, которую можно предложить малышу. Сожмите его ручку в кулачок. Проговаривая стишок, разжимайте пальчики по одному, а в конце снова спрячьте их в кулак.

    Раз, два, три, четыре, пять,
    Вышли зайчики гулять.
    Раз, два, три, четыре, пять,
    В домик спрятались опять.

    Веселые забавы. Развивать моторику можно даже во время купания. Набросайте на дно ванной небольшие игрушки и предметы (ложки, игрушки из киндер-сюрпризов, ракушки, крупные камешки и т.п.) Подойдут и такие игрушки, которые плавают на поверхности. Они непременно заинтересуют малыша, и он захочет их достать. Для захвата мелких предметов ему придется особенно постараться. Ведь захватывать их всей ладошкой не слишком удобно, лучше брать пальчиками. Значит, пальчики смогут потренироваться в новых движениях. Покажите крохе, что выловленные предметы можно складывать в плавающую на воде пластиковую мисочку. Научите малыша шлепать раскрытыми ладошками по поверхности воды. Конечно, это вызовет массу брызг, но зато хорошо помассажирует ладошки, что очень полезно.

    9–12 месяцев: мы многое умеем!

    Ближе к году умения малыша и его мышление развиваются с такой стремительностью, что буквально каждый день маленький умничка преподносит нам что-нибудь новенькое. Расширяйте ассортимент развивающих игрушек, предлагайте крохе новые игры. Это принесет неоценимую пользу его развитию.

    Полезные игрушки. Пальчики крохи становятся все более ловкими, еще чуть-чуть – и они научатся открывать самые разные коробочки. Нужно им в этом помочь! Для этого добавьте в малышовый игрушечный арсенал всяческие игрушки, которые связаны с открыванием и вставляются одна в одну. Например, большую матрешку, внутри которой прячется целая команда матрешек поменьше. И еще набор пластмассовых колпачков, которые можно вставлять один в другой или построить из них высокую башню. Если у вас есть набор разных по величине судков для пищи, они тоже станут отличной игрушкой. Пусть малыш вставляет их один в другой, старается снять с них крышки (надевать крышки он научится чуть позже). Для того, чтобы стимулировать желание ребенка снимать крышки с судочков, положите в каждый по небольшой игрушке. Дайте крохе бутылку с завинчивающейся крышкой, баночку из?под крема (для интереса туда на глазах у малыша тоже можно что-нибудь положить, например, печеньице) – и пусть тренируется в откручивании-закручивании. Не менее полезными будут несколько матерчатых платочков разной величины. С ними можно совершать самые разные манипуляции: брать в руки, накрывать себя, маму или «прятать» игрушку, заворачивать маленькую куколку или машинку.

    В этом возрасте уже можно предлагать малышу крупные рамки-вкладыши и всяческие сортеры, где нужно просовывать разные детальки в соответствующие отверстия. Выбор подобных игрушек огромен.

    Пальчиковые игры. Продолжайте играть в любимые пальчиковые игры малыша и, конечно, добавляйте новые. Например, про капустку. Если будете активно тренироваться, ближе к году малыш научится выполнять все движения самостоятельно.

    Мы капусту рубим-рубим, (поочередно ударяем ребрами ладоней о поверхность стола),
    Мы капусту солим-солим, («солим» небольшими щепотками левой и правой руки)
    Мы капусту трем-трем, (потираем ладошки),
    Мы капусту жмем-жмем (сжимаем-разжимаем левую и правую руки в кулачки)

    Веселые забавы. Во время купания запустите в ванну всевозможные емкости: пластиковые стаканчики, мисочки, бутылочки, ложки. Покажите малышу, как переливать воду из одного стаканчика в другой, как наливать жидкость из маленькой бутылочки. Не беда, если водяная струйка не сразу попадет по назначению. Во всем нужна тренировка. Дайте ребенку зубную щетку, и пусть он водит пальчиком по щетине. Помогите ему помассировать каждый пальчик по очереди.

    Полезные идеи

    Можно придумать множество занятий для развития моторики малыша, даже не используя дорогие покупные игрушки. Например, дайте крохе несколько листов белой бумаги. Пусть комкает бумагу в руках, разворачивает и снова сминает. Для этой же цели подойдет пачка бумажных салфеток. Их так весело рвать на мелкие кусочки! А заодно и пальчики упражнять. Только не давайте малышу «на растерзание» журналы и газеты. Если вы не уследите, бумага может попасть крохе в рот. Пусть уж она будет просто белой, без типографской краски.

    Покажите малышу, как можно бросать в пятилитровую пластиковую бутылку самые разные небольшие предметы: прищепки, мелкие игрушки, конфетные фантики и другие бумажки, разные тряпочки, колпачки от фломастеров и сами фломастеры, камешки, каштаны… Одним словом все, что пролезет в горлышко. Это простое, но вместе с тем очень полезное упражнение для пальчиков малыша. Только не давайте крохе слишком мелкие предметы (фасоль, пуговицы, бусины) и обязательно находитесь во время игры рядом!

    А теперь, вдохновившись этими простыми идеями, вы наверняка сможете придумать множество своих собственных игр для тренировки пальчиков сына или дочурки. Пусть эти игры будут и веселыми, и полезными!

    Мелкой моторикой называют умение воспроизводить кистью руки и пальцами точные движения. Это важно не только для выработки , надо также помнить, что фаланги пальцев являются основными инструментами в работе для представителей многих профессий. Развитию мелкой моторики рук у детей 6 - 7 лет способствует рисование, игра на музыкальных инструментах, работа с пластилином и мелким конструктором. Но наибольший эффект получается в результате проведения специальных занятий.

    Упражнения, которые предлагаются детям, способствуют развитию точности и быстроты движения. В результате их выполнения кисти рук и пальцы станут более сильными гибкими и подвижными. Различают три вида таких заданий:

    • упражнения с мелкими предметами;
    • графические задания;
    • пальчиковые игры.

    В свете подготовки к школе наибольшее внимание нужно уделять выполнению графических заданий. Дети должны научиться штриховать, проводить линии разной толщины и формы. При этом надо следить, чтобы они наносили линии без отрыва ручки от бумаги, не выходили за обозначенные контуры, не оставляли пробелы, правильно выполняли движения (сверху вниз, слева направо), не поворачивали тетрадь, правильно сидели за столом.

    Занятия по развитию мелкой моторики рук нужно проводить регулярно, занимаясь по 10 - 20 минут в день. Нельзя допускать монотонности и однообразия, в ходе занятия следует предлагать детям несколько разных упражнений с увлекательным игровым содержанием. Для этого воспитателю и родителям предлагается воспользоваться картотекой упражнений для развития мелкой моторики рук у детей 6 - 7 лет.

    Графические задания

    Большинство таких заданий выполняются на подготовленных карточках. Можно приобрести специальные тетради, прописи, разукрашки.

    Контуры

    На карточке нанесены контуры предметов и образец штриховки (вертикальная, горизонтальная, наклонная). Указано направление линий.

    Детям нужно заштриховать рисунки, стараясь не выходить за их контуры и делать равномерные отступы между линиями.

    Дождик

    На картинке нарисованы тучки, а внизу цветы. Детей просят полить цветочки, чтобы они не завяли. Для этого им надо провести линии. Такое задание можно выполнять несколько раз, предлагая каждый раз картинку с другими видами линий.

    Волны

    Нужно обвести кораблик и нарисовать волны на воде. Следует обратить внимание, что линии разного вида (прямые и изогнутые).

    Рыбка

    Следует дорисовать линии плавники, навести чешуйки.

    Узорная штриховка

    На карточке расположены примеры фигурных линий. Дети должны поставить карандаш на точку и провести линию, закончив узоры. Главное, стараться не отрывать ручку от бумаги, пока линия не будет дописана до конца.

    Дорисуй рисунок

    Детям понравится выполнять задания на дорисовку картинок:

    • дорисуй клетку тигренку;
    • дорисуй пирамидку, каждое второе кольцо заштрихуй;
    • дорисуй бабочку и т.д.

    Соедини точки

    Необходимо не просто проводить линии в нужном направлении, а нарисовать траву у дома соединяя точки парами. В более сложном варианте предлагается соединить все точки одной линией.

    Развивай глазомер

    В таких заданиях нужно постараться самостоятельно провести линии между предметами. Сначала детям дается более легкие задания, когда нужно проводить дугообразные кривые линии. Намного сложнее детям проводить прямые линии таким образом, чтобы они как можно точнее попали в цель.

    • помоги зайчику попрыгать по кочкам;
    • попади мячом в корзину;
    • помоги восстановить волейбольную сетку;
    • порази цель в тире.

    • Рисуй с нажимом
    • В этом задании нужно выполнить штриховку, делая правильный нажим:
    • заштрихуй облака так, чтобы одно было темнее, а другое светлее;
    • заштрихуй стаканы — один с водой (она почти прозрачная), другой с соком (намного темнее);
    • заштрихуй листочки, делая их разными по интенсивности цвета.

    Повторение рисунка по клеточкам

    Для такого задания подготавливаются карточки разлинованные в клетку. В начале строки задан «ритм» рисунка, который нужно самостоятельно повторить до конца строчки.

    Графические диктанты

    Игры с предметами

    Обычно маленьких детей ограждают от игр с мелкими предметами. Ведь они могут взять их в рот или засунуть в ухо. Однако после 5 лет такие занятия просто необходимы.

    Игры с песком и сыпучими веществами

    Детям можно предлагать такие задания:

    • пересыпать песок из одной емкости в другую;
    • отсыпать песок мерной ложкой;
    • просевать песок через сито;
    • рисование пальцами по песку;
    • лепка из мокрого песка;
    • поиск в песке зарытых мелких предметов.

    Самое захватывающее занятие из этой серии — создание поделки из цветной соли.

    Игры с крупами и семенами

    Крупы имеют более крупную фактуру, чем песок. Поэтому их можно использовать для сортировки. Для этого берут по горстке круп или семян трех разных видов и ссыпают в одну кучку. Ребенку дают три мелких емкости, куда он должен разложить крупинки. Это можно делать пальцами или же использовать пинцет.

    В еще одной игре детям предлагается определить, где какая крупа на ощупь. Для этого их рассыпают в небольшие тканевые мешочки, которые плотно завязывают. Надо взять мешочек и, помяв его в руках, назвать крупу.

    Из круп и семян можно выкладывать картинки, создавать аппликации на пластилине.

    Игры с пуговицами

    Пуговицы более крупные. Они также подходят для сортировки (по размеру, форме, цвету). Кроме этого из пуговиц можно выкладывать орнамент, дорожки, линии по заданному рисунку, картинки.

    взять на векторе

    Очень интересное задание — заполнить пуговицами кружочки на рисунке, подбирая их по цвету.

    Игры с веревочками

    Отлично подходят для развития мелкой моторики у детей игры с веревочками и шнурками. Их можно использовать для завязывания и развязывания узелков, плетения косичек или макраме.

    Очень полезно задание, связанное с нанизыванием бусинок. Лучше такие «бусинки» сделать самостоятельно, порезав трубочки для коктейля. Можно указывать точное число бусинок, которые нужно нанизать или попросить создать из них красивый узор, чередуя их по цвету.

    Много игр связано со шнуровкой. Такие задания часто можно встретить на страничках развивающих книг из фетра.

    Игры с бумагой

    Работая с бумагой, предлагайте детям такие задания:

    • сминание и разглаживание листа бумаги;
    • складывание оригами.

    Очень увлекательная игра по созданию запланированного беспорядка. Сначала детям предлагается порвать цветную бумагу на мелкие кусочки, а затем устроить из них разноцветный дождь, подбрасывая их в воздух. После активной фазы игры нужно попросить малышей помочь собрать все обрывки, что тоже очень полезно для развития мелкой моторики. Эти кусочки можно использовать для рваной аппликации. В ходе такой игры предлагайте детям рвать бумагу разной толщины (от газет до картона).

    Игры с прищепками

    В наборе должны быть прищепки разных цветов. Также для таких игр надо подготовить разные шаблоны. Можно предлагать такие задания:

    • приделать ежу иголки;
    • добавить лучики солнышку;
    • сделать прическу мальчику.

    Игры с прищепками очень популярны на занятиях по математике и обучению чтению, так что можно объединить такие виды упражнений и попросить детей с помощью прищепок:

    • посчитать примеры;
    • прикрепить на шаблон цифры соответствующее количество прищепок;
    • указать нужную букву.

    Игры со спичками

    Хоть спички детям не игрушка, но для занятий по развитию мелкой моторики их вполне можно применять, давая такие задания:

    • перекладывание со стопки в стопку;
    • выкладывание из спичек фигурки, которая нарисована на картинке;
    • складывание в коробочку.

    Детям нравится собирать спички в кубик с проделанным небольшим отверстием в центре одной из граней. Можно вместо спичек использовать ватные палочки.