Методы и приемы поддержания дисциплины у дошкольников. Как наладить дисциплину в группе – несколько советов из личного опыта

Уважаемые коллеги!

Вашему вниманию предоставляется доклад на тему: . Проведенный нами, анализ трудов отечественных и зарубежных педагогов и психологов показали, что проблемой дисциплины детей - дошкольников занимались Макаренко А.С., И. Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий («Возрастная психология» ) , Б.С. Волков, Н.В. Волкова («Психология общения в детском возрасте» ) , А. Кравцова («Непослушные детки» ) , Ю.Б. Гиппенрейтер («Как быть ребенком» ) . Все они в той или иной мере подчеркивают, что дисциплинированность – обязательное и сознательное подчинение своего поведения установленным нормам общественного порядка.

Наличие дисциплины необходимо для организации любой деятельности, особенно в условиях коллектива. Проявляя дисциплинированность, человек выражает этим и свое уважение к правилам поведения в обществе, к людям, с которыми вместе трудится, живет, отдыхает. Дисциплина играет важную роль в формировании личности, помогая воспитывать такие ее стороны, как способность подчиняться общим требованиям коллектива, выполнять установленные правила жизни в нем, сдерживаться от неразумных желаний, идущих в разрез с общими интересами или возможностями для их выполнения, организованность поведения, послушание, самоконтроль. И потому дисциплина должна рассматриваться как результат всей воспитательной работы. Это положение особенно подчеркивает А.С. Макаренко.

На протяжении дошкольного детства при правильно организованных условиях воспитания происходит значительный рост дисциплинированности детей. Так, уже в младшей группе они под влиянием интереса к специально созданной педагогом ситуации проявляют сдержанность, организованность (осторожно встают со стульчиков и убирают игрушки перед сбором на прогулку, чтобы не разбудить куклу, стараются самостоятельно, не отвлекаясь, одеться, чтобы порадовать Петрушку, и т.д.) Способствуя накоплению детьми опыта поступков, соответствующих правилам поведения, педагог добивается, чтобы эти необходимые способы поведения закреплялись, становились более осознанными, устойчивыми, проявлялись как под его наблюдением, так и произвольно. Старшие дошкольники в результате формирования дисциплинированного поведения способны к выбору нужного действия, к таким рассуждениям, как «Хочу, но нельзя, и потому должен отказаться от своего желания» ; «Не хочу, но надо, и потому должен выполнить порученное дело» .

Наиболее важным условием воспитания дисциплинированности у детей являются авторитет и культура воспитателя и родителей. Культура педагога, характер его общения с детьми, стиль взаимоотношений имеют первостепенное значение в формировании их дисциплинированности. Умение воспитателя использовать вместо замечаний совет, а порой шутку, тактично исправить допущенное нарушение, интерес к детским начинаниям, стремление их поддержать, доверие и ласка- все это непременные условия того, чтобы у детей росло доверие к нему, желание с ним общаться, подчиняться его распоряжениям, с готовностью откликаться на каждую просьбу. Такой педагог пользуется большим авторитетом у детей. Они стремятся получить его одобрение, а более холодное обращение, некоторая строгость во взгляде в ответ на нарушение дисциплины заставляют виновника ощутить не обиду, а недовольство собой, побуждают поскорее исправить допущенную оплошность, попросить извинения за проступок. Дети подражают авторитетному воспитателю, переносят во взаимоотношения со сверстниками его ласковый тон, тактичность.

Немаловажным условием формирования и поддержания дисциплины в группе является четкое осуществление режима. Правильный режим дня позволяет поддерживать у дошкольников уравновешенное состояние, своевременно переключать их от одной деятельности к другой, не допуская переутомления, чередовать часы активной деятельности и отдыха. Находясь в уравновешенном состоянии, дети спокойнее реагируют на вмешательство сверстников в их деятельность, положительно воспринимают советы, а порой и замечания педагога, исправляют допущенные ошибки, легко переносят обиду, быстрее успокаиваются, т.е. четкое проведение режимных моментов, в т.ч. систематическая и последовательная организация НОД, дисциплинирует ребенка. Четкий режим позволяет формировать стереотип поведения. Дети постепенно усваивают последовательность и относительную продолжительность режимных отрезков, организуют самостоятельную деятельность, учитывая время, а также следующий режимный момент. Так, между занятиями организуют подвижные игры, а после дневного сна – продолжительные творческие коллективные игры, труд.

Особое внимание педагог должен уделить тому, чтобы в группе сохранялась атмосфера доброжелательности, разнообразной и активной содержательной деятельности детей. Этому способствует правильная организация развивающей предметно-пространственной среды, в которой находятся дети. Подбор игрушек, разнообразных материалов, пособий и оборудования для труда, соответствующих возрасту детей, их интересам и содержанию накопленных знаний, умений и представлений об окружающем, удобная расстановка мебели, продуманный порядок размещения игрового материала, наличие игрушек, способствующих объединению детей в коллектив - все это создает условия для развертывания разнообразной деятельности, увлекает дошкольников, позволяет им играть, трудиться, находить занятия по интересам и тем самым предупреждает срывы в поведении. Это воспитывает у детей стремление к постоянной занятости, организует их жизнь, положительно отражается на формировании у них дисциплины.

К одним из следующих методов формирования и поддержания дисциплины у дошкольников можно отнести четкую формулировку правил поведения. Поведение детей в детском саду регулируется правилами, соответствующими моральным нормам нашего общества. В силу конкретности мышления дошкольнику доступны лишь такие правила, которые предполагают определенные, конкретные поступки. Например: «Любую вещь, которой пользовался, надо класть на место» , «Входя в групповую комнату, надо поздороваться со всеми присутствующими в ней» , «Надо вежливо обращаться с просьбой, благодарить за услугу» и т.д. Все правила, которые даются детям, должны быть сформулированы четко, доступно для их понимания, в форме указаний, а не запретов. Следует помнить, что каждое новое правило требует времени для его усвоения детьми. Воспитатель разъясняет им правило, обучает его выполнению, напоминает о нем, предупреждая возможные нарушения. Например, перед входом в раздевальную комнату он говорит малышам: «Когда будете входить в комнату, не забудьте вытереть ноги. Наша няня чисто вымыла пол, постараемся не испачкать его» . Или «Машенька первая вошла в раздевалку и не забыла чисто вытереть ноги. Я уверена, что все ребятки тоже так поступят» . Детям среднего дошкольного возраста тоже следует неоднократно напоминать новое правило, так как у них слабо развит самоконтроль. Организуя опыт поведения детей, соответствующий принятым правилам, важно обеспечить единство педагогических требований. Недопустимо такое положение, когда один воспитатель постоянно требует от детей точного и своевременного выполнения правил, добивается осознания необходимости поступать в соответствии с ними, а другой уделяет этому недостаточное внимание. В этом случае возникает опасность формирования у детей умения приспосабливаться к особенностям взрослых. Воспитывая дисциплинированность, педагог постоянно усложняет требования к поведению детей, при этом он учитывает их опыт, уровень усвоения правил, а также способность сознательно регулировать свое поведение. В младших группах, приучая детей к правильному поведению, воспитатель должен быть в меру требователен к ним, ибо для малышей регуляция собственного поведения представляет достаточную трудность. В то же время он последовательно и терпеливо работает над тем, чтобы добиться послушания, некоторой самостоятельности детей в выполнении элементарных правил поведения. В средней группе дети уже освоили первые правила, и поэтому воспитатель постоянно следит за самостоятельными, их выполнениями, а в случае нарушения добивается своевременного исправления ошибки. В этом возрасте дошкольники уже обладают большими возможностями в регулировании своего поведения. Но у них может проявляться расхождение между знанием правил и поступками. Ребенок нередко поступает вразрез с требованием взрослых, потом осознает неправильность своего поступка, искренне раскаивается в нем. Поэтому важной задачей педагога является предупреждение возможных нарушений, чему способствует напоминание правил, предваряющая оценка. К концу пребывания в средней группе от детей уже можно добиться сравнительно высокой дисциплинированности. В старшем дошкольном возрасте должны быть сформированы достаточно устойчивые навыки дисциплины. На этом этапе резко возрастает способность к произвольному поведению, что позволяет детям сдерживаться от нежелательных поступков, сознательно следовать установленным правилам. Одновременно формируются и мотивы поведения, желание поступать правильно не потому, что этого требует воспитатель, а в силу осознания справедливости установленных правил.

Исходя из вышеизложенного, нам бы хотелось выделить главные принципы общения с ребенком - принять, понять, поддержать.

Психологами доказано, что потребность в признании, внимании – одна из фундаментальных человеческих потребностей. Ее удовлетворение- необходимое условие нормального развития ребенка. Эта потребность удовлетворяется, когда ребенок понимает, что вы уважаете его, цените, что он вам интересен, если вы сообщаете ему это в приветливых взглядах, в выражении заинтересованности, в доброжелательной интонации. Ребенку подобные знаки принятия нужны как пища растущему организму. Они его питают эмоционально, помогая психологически развиваться. Если же ребенок не получает знаков внимания ни дома, ни в детском саду, то у него появляются эмоциональные проблемы, отклонения в поведении, различные заболевания.

Принятие – безусловно положительное отношение к ребенку, к его индивидуальности, признание его уникальности независимо от того, радует он в данный момент взрослых или нет. Безусловно принимать ребенка – значит ценить его не за то, что он красивый, умный, способный, помощник и так далее, а просто так, просто за то, что, он есть!

Язык принятия Язык непринятия

Контакт глаз, приветливый взгляд Игнорирование, строгий взгляд

Позитивные телесные контакты (поглаживание, прикосновение) Негативные телесные контакты (отталкивание, одергивание, физические наказания, угрожающие или игнорирующие позы)

Доброжелательные, приветливые интонации Негативные, грубые, нравоучительные интонации, окрик

Приглашение к совместной деятельности, выражение заинтересованности Отказ от общения и совместной деятельности, игнорирование, равнодушие

Улыбка Жесткая мимика

Одобрение, похвала, комплимент Негативные оценки, подчеркивание неудачи

Позиция «рядом» , «вместе» с ребенком Позиция «над» ребенком

Поддержка в трудной ситуации Критика, подчеркивание неудач, высмеивание

«Временный язык» («Сегодня у тебя это задание не получилось» ) «Постоянный язык» («У тебя никогда ничего не получается как следует» )

Сравнение ребенка с самим собой, положительные оценки

Сравнение ребенка с другими детьми, обсуждение поведения ребенка в присутствии других, негативные оценки.

Ласковые слова Оскорбления, насмешки, упреки, негативные высказывания.

Просьба Команды, приказы

Обращение по имени, использование ласковых форм имени Обращение по фамилии, придумывание «прозвищ»

Опоры на сильные стороны ребенка Подчеркивание «промахов» ребенка

Иногда взрослые говорят: «Как я могу принимать этого ребенка таким, какой он есть, если он дерется, хулиганит, не слушается? Сначала дисциплина, а потом уже добрые отношения» . Естественно, чем послушнее дети, тем легче их любить. Любое неадекватное поведение ребенка – это защита от нелюбви. Энергетика ребенка слаба, она требует подпитки в виде внимания, признания, и, если этого не хватает, он «добирает» внимание к себе другими способами.

Следующий принцип - понимание. Если представить процесс формирования личности ребенка в виде строящегося дома, то его фундаментом будет уважение взрослого, основанного на понимании. У ребенка в силу его возраста ограниченный запас средств выражения своих чувств, мыслей, желаний. Поэтому очень важно уметь понимать ребенка, не только слышать то, что он говорит, но и чувствовать его состояние.

Следующий принцип – поддержка. В поддержке ребенок нуждается постоянно, даже когда у него все получается. Поддержка – это процесс, в котором:

  • взрослый сосредоточивается на позитивных сторонах и преимуществах ребенка с целью укрепления его самооценки,
  • помогает ребенку поверить в себя и свои способности,
  • помогает ребенку избежать ошибок, поддерживает ребенка при неудачах.

Хотелось бы отметить методы эффективного общения с ребенком:

  1. «Язык принятия»
  2. Метод отражения чувств ребенка- проговаривание чувства, которое испытывает ребенок.

«Мне кажется, ты обижен» ,

«Вероятно, ты чувствуешь себя расстроенным» ,

«Ты боишься, что у тебя не получится» ,

«Ты злишься на меня. Наверное, я тебя чем-то обидела» .

Эффект метода: мы помогаем ребенку осознать свое эмоциональное состояние и рассказать о нем. Дети будут меньше бояться негативных чувств. Они видят, что взрослые их понимают.

3. Метод выражения своих чувств в необидной для ребенка форме.

Полностью подавить свои эмоции нельзя, и ребенок всегда знает, сердиты мы или нет. Делиться с ребенком своими чувствами, значит доверять ему.

Здесь следует придерживаться следующего правила:

Когда вы говорите о своих чувствах ребенку, говорите от первого лица. Сообщите о себе, о своем переживании, а не о ребенке, не о его поведении.

«Меня это очень огорчает» ,

«Я начинаю сердиться, когда приходится повторять одно и то же» ,

«Я рада, что у тебя так хорошо получилось» .

Этот метод дает возможность детям ближе узнать нас, взрослых. Нередко мы закрываемся от детей броней «авторитета» , который стараемся поддержать, во что бы то ни стало. Когда мы открыты и искренни в выражении своих чувств, дети становятся искреннее в выражении своих. Дети начинают чувствовать: взрослые им доверяют, и им тоже можно доверять.

И тогда они начинают учитывать наши желания и переживания.

4. Метод «смещения негативной оценки»

На самого себя

Сравните: «Опять ты все перепачкал!» «Мне обидно, когда не уважают мой труд. Вымой, пожалуйста, руки» .

«Не умеешь вести себя как все нормальные дети!» «Мне неприятно такое поведение» .

«Опять подрались. Будете оба наказаны» «Мне грустно видеть, когда вы ссоритесь» , «Я удивлена, что вы не смогли договориться. Я уверена, что вы сможете найти общий язык, если постараетесь» .

«Да сколько же можно повторить!» «Я начинаю сердиться, когда приходится повторить одно и то же» .

На третье лицо

Сравните: «Не смей трогать чужие вещи!» «Маше не нравится, когда ее вещи берут без спроса. Если ты хочешь поиграть ее куклой, нужно спросить разрешения» .

«Ты достал всех сегодня на физкультуре!» «Ребята могут на тебя обидеться» .

На объективные последствия нежелательных слов, действий, поступков

Сравните: «Сколько раз можно напоминать про грязные кисточки!»

«Если не вымыть кисточки сразу, потом это сделать будет гораздо труднее» .

«Вечно разбросаешь все игрушки, а убирать их потом не хочешь!» «Об игрушки на полу можно споткнуться» .

5. Метод «временного языка»

Сравните: «Постоянный» язык («У тебя никогда ничего не получается как следует!» ) «Временный» язык («Сегодня у тебя это задание не получилось. Я верю, что завтра ты постараешься, и у тебя все получится» ) .

6. Метод проецирования положительных качеств и поведенческих реакций. Зная «сильные» стороны ребенка, педагог в определенной ситуации озвучивает их.

Напоминание: «Ты же умная, терпеливая, способная девочка» .

Выражение удивления, сопоставление достоинств ребенка с его негативным поведением: «Неужели это говорит Миша? Ну, Миша, не ожидала от тебя такого» .

7. Прием смены ролей - моделирование ситуации, в которой «нарушитель порядка» оказался на месте другого человека. «Представь себе, что ты оказался на месте Миши, которого ты обидел» , «А тебе самому было бы приятно слышать слова, которые ты сказал Тане?» .

8. Метод оценки действия. Можно выражать свое недовольство отдельными действиями ребенка, но не ребенком в целом. («Ребенок хорош, плох его поступок» )

Сравните: «Ты злой и невоспитанный мальчик» «Я очень недовольна тем, что ты ударил девочку» .

Можно осуждать действия ребенка, но не его чувства, какими бы нежелательными или «непозволительными» они не были, раз они у него возникли, значит, для этого есть основания. Недовольство действиями ребенка не должно быть систематическим, иначе оно перерастает в непринятие его.

Тем не менее в повседневной жизни группы могут возникать случаи конфликтов между детьми, нарушение дисциплины, неподчинение правилам. Причины этого различны. Одной из основных является:

  1. несогласованность требований к ребенку в детском саду и семье, отсутствие единства методов воздействия на него. Так, если кто- либо из родителей часто прибегает к угрозам, окрикам в случае непослушания ребенка или непоследователен в требованиях к нему (например, сегодня надо обязательно самому убрать постель, а завтра это делает бабушка и т.д) , то воспитателю довольно сложно добиться положительного результата. Тут необходима неукоснительная требовательность, сочетаемая с поощрением ребенка, постоянный контроль за его поведением;
  2. нарушение дисциплины может происходить с целью привлечения к себе внимания;
  3. нарушение дисциплины с целью показать свою «власть» над воспитателем («Вы мне все равно ничего не сделаете» ;

4)дети нарушают дисциплину и в случае утомления, длительных ожиданий, в начальный (скрытый) период заболевания, поэтому педагогу необходимо учитывать состояние детей, своевременно переводить их от одной деятельности к другой;

5) нарушение дисциплины может также происходить вследствие того, что ребенком руководит мотив «избегания неудачи» .

Во всех этих случаях можно использовать следующие приемы поддержания дисциплины:

  • Минимизировать внимание (возможно игнорирование)
  • Пристальный взгляд без осуждения, подойти и встать рядом
  • Использование техники «интонирования» (снижение, изменение голоса)
  • Прекращение деятельности
  • Отвлечение ребенка (прямой вопрос, просьба что-то сделать, изменение деятельности)
  • Обращение на примеры хорошего поведения
  • Пересаживание на «стул размышлений»
  • Поддержка ребенка, раскрытие сильных сторон
  • Подчеркивать достижения, даже незначительные
  • Признание авторитета
  • Исключение из работы
  • Удаление от зрителей
  • Откладывание или лишение чем – то заниматься
  • Беседа с родителями

Таким образом, в современной психолого - педагогической литературе проблема изучения дисциплины как социально – психологического феномена представлена достаточно широко (на нашем круглом столе Вы видите труды ученых по данной проблеме) . Подводя итог представленного вам анализа литературы, можно заключить, что дисциплина – это неотъемлемая характеристика детского коллектива, а воспитание ее – одна из основных обязанностей воспитателей.

Доброго здоровья, физического и психического, друзья! Сухих Татьяна на связи. Мне поступил очень интересный вопрос от читательницы о том, как наладить дисциплину в группе детского сада. С проблемой непослушания и откровенного игнорирования общепринятых норм поведения детками каждый педагог сталкивается в своей жизни не раз и не два. Ситуация обостряется отсутствием взаимодействия с родителями в вопросе дисциплины. Разберемся?

Для начала процитирую читательницу: «…я пришла работать в подготовительную группу, где детки от 5-7лет. Сначала вроде справлялась и детки слушались, но сейчас никак не могу с некоторыми (их, слава богу, не много) сладить. Где упустила их не пойму. Еще проблема в том, что эти некоторые лидирующие дети тянут за собой всю группу. Итог: все «стоят на ушах» и собрать их потом очень тяжело.

Посоветуйте, как себя вести, или может какие методы есть, прошу совета как у опытного педагога. Опыта у меня, к сожалению, нет, только учусь. Пришла в сад, и не хотелось бы оттуда убегать, деток люблю они все большие молодцы, но вот поведение…»

Ситуация понятна, проходили через это многие из нас. Видимо, насколько я могу судить, моя коллега изначально не хотела быть строгой и ставить рамки дозволенного в группе для воспитанников. А рамки и правила нужны детям для полноценного развития. Чем раньше устанавливаются ограничения, тем проще будет воспитателям, родителям и самим детям в дальнейшем.

Моя коллега понимает, что допустила ошибку, но не знает, где. Мне трудно судить в этой ситуации, что именно спровоцировало потерю авторитета педагога, но постараемся исправить дело. Вы, коллега, это сделаете не только для себя самой, но и для своих воспитанников, которые готовятся в школу, где вопрос дисциплины стоит очень жестко.

Привыкнув ухом не вести на слова педагога, в стенах учебного заведения они заработают клеймо неуправляемых и нежелательных учеников.

Психологи выделяют несколько причин плохой дисциплины среди дошкольников:

  • Потребность во внимании;
  • Борьба лидеров;
  • Защита от неудач, неодобрения;
  • Месть за нанесенные обиды;
  • Банальная скука.

Если в группе один ребенок с харизмой лидера, здесь проще наладить дисциплину, а если таких «конкурентов» у воспитателя несколько, придется вести комплексную терапию в коллективе. Приготовьтесь к тому, что вы должны будете планомерно и настойчиво внедрять новые правила и менять уклад в группе.

Методы, позволяющие наладить дисциплину

Для начала стоит поработать над собой, выстроив такую линию поведения, чтобы установить авторитет. Стиль общения с детками предполагает строгость в принципиальных вопросах, ласку в любых ситуациях и добросердечность, юмор, но без сарказма, тактичность, но откровенность, отзывчивость. Главное – искренний интерес к личности каждого ребенка. Плохих деток нет, есть несчастные…

Конечная цель педагога – вызвать интерес к себе, желание общаться со стороны детей, подчиняться распоряжениям с удовольствием, готовность выполнить просьбу, заслужить одобрение, ласковый взгляд, слово, жест. Ваш строгий взгляд, слово при нарушении дисциплины должны вызывать не гнев, обиду, недовольство, а стыд за свои поступки и стремление немедленно исправить ситуацию.


В вашей ситуации, коллега, нужно лидеров организовать и возглавить. Такие ребята очень ждут признания их лидерских качеств, поэтому делегируйте полномочия лидерам, поручайте им дежурство по дисциплине. Думаю, стоит провести беседу с группой на тему, что такое плохо и хорошо, вместе определите и напишите правила, оформив специальный стенд, где также есть фото детей и ежедневные отметки по поведению в виде звезд трех цветов.

Красный – плохо, желтый – нормально, зеленый – отлично. Каждый день не забывайте выставлять оценки совместно с детьми, пусть сами определяют, какую они заслужили звездочку. Не забывайте о поощрении и авансах. Если ребенок слишком глубоко обижается на заслуженные красные звезды, поощрите его желтой или даже зеленой, но объясните свое решение всем детям. Не допускайте несправедливости!

А для привлечения внимания и искоренения вспышек непослушания во время занятий, есть такой прием: колокольчик, бубен, свисток, дудочка. Объявите, что будете проверять, кто самый внимательный и по сигналу свистка или бубна умолкнет и будет смотреть на воспитателя. Тренируйте постоянно, пока не выработается рефлекс.

Можно усложнить, задачу: как только прозвучит сигнал, все останавливаются и повторяют за воспитателем движения пальчиковой гимнастики или просто упражнения. Звонок: все смотрят и повторяют, кто молодец, заслужил похвалу или звезду. И так ежедневно, пока не достигнете автоматизма. Предупредите детей, что будете подавать сигнал неожиданно.

Другие приемы остановки негативных проявлений

При единичных проявлениях нарушений дисциплины во время важных режимных моментах можно предпринять такие меры к «нарушителю спокойствия», особенно, если действия ребенка, мягко сказать, неадекватны:

  • Игнорирование или минимальное внимание к нарушителю;
  • Сфокусированный пристальный взгляд в глаза ребенку без злобы или осуждения, спокойно, но пристально как бы останавливаем взглядом;
  • Обращение к ребенку, специально интонируемым голосом: каким-то особенным тоном говорим типа «Посмотри на меня, пожалуйста», сниженным, измененным голосом;
  • Резко останавливаем любую деятельность и говорим: «Подождем, пока Петя сможет присоединиться к нам»;
  • Нестандартный вопрос или жест (ласковый), который отвлечет ребенка;
  • Озвучивание его состояния: «Ты меня ненавидишь, ты очень злишься на Петю, ты устал и злишься»;
  • Похвала часто останавливает: «Ты так красиво ножками дрыгаешь, как это у тебя получается?», но без издевки, дружелюбно, без смеха;
  • Можно усадить на стул размышления, но не в угол.
  • «Планирование организованной образовательной деятельности воспитателя с детьми подготовительной группы: технологические карты на каждый день по программе «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Декабрь-февраль» ;
  • «Организация деятельности детей на прогулке. Подготовительная группа» ;
  • «Как помочь аутичному ребенку. Книга для родителей. Методическое пособие» ;
  • «Спецпредложение на пополнение личного счета + участие в офлайн-вебинаре «Как организовать трудовую деятельность дошкольника?»

Я очень надеюсь, что молодая моя коллега воспользуется предложенными мной идеями и сможет справиться с негативными проявлениями в детском коллективе. Кому моя статья показалась интересной – поделитесь ею с друзьями, а кто хочет постоянно читать материалы – подписывайтесь на новости.

Татьяна Пермякова
Психологические приёмы организации дисциплины в группе детского сада

Дисциплина - это система правил, ритуалов, традиций, отношений в коллективе, формирующая у ребенка чувство безопасности и принадлежности к группе и способствующая его гармоничному развитию.

Дисциплина в детском саду - это основа спокойствия и порядка в группе .

Дисциплина нарушается тогда , когда затрагиваются свободы другого ребенка или детей. Не поделили игрушку, не хотят выполнять задание, медленно одеваются на прогулку, отвлекаются во время еды - причин может быть масса.

Дисциплина на занятии проявляется в умении педагога привлечь к себе и удерживать внимание детей, в том числе и за счет организации их собственной деятельности

Наличие дисциплины в группе детского сада способствует :

профилактике межличностных проблем, установлению положительных отношений, сотрудничества между детьми и взрослыми;

формированию у детей умений решать или предотвращать проблемы, принимать правильные решения и нести за них ответственность;

развитию ребенка как личности - формированию лучшего мнения о себе, уверенности, умения полагаться на внутренний контроль и собственные правила.

Наличие дисциплины делает жизнь детей более понятной, предсказуемой и безопасной, а значит, достигнуть целей дошкольного образования становится легче.

В младшей группе они под влиянием интереса к специально созданной педагогом ситуации проявляют сдержанность, организованность (осторожно встают со стульчиков и убирают игрушки перед сбором на прогулку, чтобы не разбудить куклу, стараются самостоятельно, не отвлекаясь, одеться, чтобы порадовать Петрушку, и т. д.) Способствуя накоплению детьми опыта поступков, соответствующих правилам поведения, педагог добивается, чтобы эти необходимые способы поведения закреплялись, становились более осознанными, устойчивыми, проявлялись как под его наблюдением, так и произвольно.

Детям среднего дошкольного возраста тоже следует неоднократно напоминать новое правило, так как у них слабо развит самоконтроль. Организуя опыт поведения детей, соответствующий принятым правилам, важно обеспечить единство педагогических требований.

Старшие дошкольники в результате формирования дисциплинированного поведения способны к выбору нужного действия, к таким рассуждениям, как «Хочу, но нельзя, и потому должен отказаться от своего желания» ; «Не хочу, но надо, и потому должен выполнить порученное дело» .

Условия формирования и поддержания дисциплины в группе :

Культура общения воспитателя и родителей. Умение воспитателя использовать

вместо замечаний совет, а порой шутку, тактично исправить допущенное нарушение, интерес к детским начинаниям , стремление их поддержать, доверие и ласка- все это непременные условия того, чтобы у детей росло доверие к нему, желание с ним общаться, подчиняться его распоряжениям, с готовностью откликаться на каждую просьбу. Такой педагог пользуется большим авторитетом у детей. Они стремятся получить его одобрение, а более холодное обращение, некоторая строгость во взгляде в ответ на нарушение дисциплины заставляют виновника ощутить не обиду, а недовольство собой, побуждают поскорее исправить допущенную оплошность, попросить извинения за проступок. Дети подражают авторитетному воспитателю, переносят во взаимоотношения со сверстниками его ласковый тон, тактичность.

Правильная организация развивающей предметно-пространственной среды, в которой находятся дети. Подбор игрушек, разнообразных материалов, пособий и оборудования для труда, соответствующих возрасту детей, их интересам и содержанию накопленных знаний, умений и представлений об окружающем, удобная расстановка мебели, продуманный порядок размещения игрового материала, наличие игрушек, способствующих объединению детей в коллектив - все это создает условия для развертывания разнообразной деятельности, увлекает дошкольников, позволяет им играть, трудиться, находить занятия по интересам и тем самым предупреждает срывы в поведении. Это воспитывает у детей стремление к постоянной занятости, организует их жизнь , положительно отражается на формировании у них дисциплины .

Четкое осуществление режима позволяет поддерживать у дошкольников уравновешенное состояние, своевременно переключать их от одной деятельности к другой, не допуская переутомления, чередовать часы активной деятельности и отдыха. Находясь в уравновешенном состоянии, дети спокойнее реагируют на вмешательство сверстников в их деятельность, положительно воспринимают советы, а порой и замечания педагога, исправляют допущенные ошибки, легко переносят обиду, быстрее успокаиваются, т. е. четкое проведение режимных моментов, в т. ч. систематическая и последовательная организация НОД , дисциплинирует ребенка . Четкий режим позволяет формировать стереотип поведения. Дети постепенно усваивают последовательность и относительную продолжительность режимных отрезков, организуют самостоятельную деятельность, учитывая время, а также следующий режимный момент. Так, между занятиями организуют подвижные игры , а после дневного сна – продолжительные творческие коллективные игры, труд.

Наличие правил жизни группы , сформулированных доступно для их понимания, в форме указаний, а не запретов. Правила отражают аспекты поведения :

организационные (по лестнице идем друг за другом) ;

коммуникативные (помогаем, если у кого-то что-то не получается) ;

коммуникативно - организационные (если я тут играю, не убирайте) .

Единство педагогических требований;

Формирование самоконтроля, как свойства личности.

Требования к правилам группы :

Четкость - правила должны быть четкими, разумными, соответствовать уровню развития ребенка, доступно его понимания в форме указаний, а не запретов. Например : «Любую вещь, которой пользовался, надо класть на место» , «Входя в групповую комнату , надо поздороваться со всеми присутствующими в ней», «Надо вежливо обращаться с просьбой, благодарить за услугу» и т. д.

Без «не» - в формулировках необходимо избегать отрицательной частицы, доказано - мозг ее не воспринимает.

Эффективность - правило будет работать в том случае, если оно небольшое по объему и воспитатели также его придерживаются.

Количество - одновременно в группе действует не более 3–5 правил.

Согласованность - правила должны быть согласованными взрослыми между собой и детьми.

Тон обращения - требования, запреты сообщаются дружественно-разъяснительным тоном.

Альтернатива - к запрету предлагаются альтернативные способы поведения.

Повторяемость - введенные правила необходимо периодически повторять.

Наглядность - для усвоения правил используются плакаты с изображением определенных ситуаций. Когда они надежно приживутся в группе , плакаты можно убирать.

Не вступают в противоречие с важнейшими потребностями ребенка : в движении, познании, упражнении.

Воспитывая дисциплинированность , педагог постоянно усложняет требования к поведению детей, при этом он учитывает их опыт, уровень усвоения правил, а также способность сознательно регулировать свое поведение.

Технология ведения и соблюдения правил :

правила вводятся постепенно, поэтапно;

предпочтительно их введение в начале учебного года;

правила вводятся в специально отведенное для этого время;

правила должны быть четкими, с объяснением, почему нужно делать именно так;

правила демонстрируются воспитателем или ребенком (проигрывание) ;

правила периодически повторяются;

для иллюстраций правил используются плакаты с изображением соответствующих ситуаций, которые составляются вместе с детьми; если правила выполняются, плакаты убираются.

Главные принципы общения с ребенком - принять, понять, поддержать.

Психологами доказано , что потребность в признании, внимании – одна из фундаментальных человеческих потребностей. Ее удовлетворение - необходимое условие нормального развития ребенка. Эта потребность удовлетворяется, когда ребенок понимает, что вы уважаете его, цените, что он вам интересен, если вы сообщаете ему это в приветливых взглядах, в выражении заинтересованности, в доброжелательной интонации. Ребенку подобные знаки принятия нужны как пища растущему организму . Они его питают эмоционально, помогая психологически развиваться . Если же ребенок не получает знаков внимания ни дома, ни в детском саду , то у него появляются эмоциональные проблемы, отклонения в поведении, различные заболевания.

Принятие – безусловно положительное отношение к ребенку, к его индивидуальности, признание его уникальности независимо от того, радует он в данный момент взрослых или нет. Безусловно принимать ребенка – значит ценить его не за то, что он красивый, умный, способный, помощник и так далее, а просто так, просто за то, что, он есть!

Язык принятия

Контакт глаз, приветливый взгляд Игнорирование, строгий взгляд

Позитивные телесные контакты (поглаживание, прикосновение) Негативные телесные контакты (отталкивание, одергивание, физические наказания, угрожающие или игнорирующие позы)

Доброжелательные, приветливые интонации Негативные, грубые, нравоучительные интонации, окрик

Приглашение к совместной деятельности, выражение заинтересованности Отказ от общения и совместной деятельности, игнорирование, равнодушие

Улыбка Жесткая мимика

Одобрение, похвала, комплимент Негативные оценки, подчеркивание неудачи

Позиция «рядом» , «вместе» с ребенком Позиция «над» ребенком

Поддержка в трудной ситуации Критика, подчеркивание неудач, высмеивание

«Временный язык» («Сегодня у тебя это задание не получилось» ) «Постоянный язык» («У тебя никогда ничего не получается как следует» )

Сравнение ребенка с самим собой, положительные оценки

Сравнение ребенка с другими детьми, обсуждение поведения ребенка в присутствии других, негативные оценки.

Ласковые слова Оскорбления, насмешки, упреки, негативные высказывания.

Просьба Команды, приказы

Обращение по имени, использование ласковых форм имени Обращение по фамилии, придумывание «прозвищ»

Опоры на сильные стороны ребенка Подчеркивание «промахов» ребенка

Иногда взрослые говорят : «Как я могу принимать этого ребенка таким, какой он есть, если он дерется, хулиганит, не слушается? Сначала дисциплина , а потом уже добрые отношения». Естественно, чем послушнее дети, тем легче их любить.

Понимание. Если представить процесс формирования личности ребенка в виде строящегося дома, то его фундаментом будет уважение взрослого, основанного на понимании. У ребенка в силу его возраста ограниченный запас средств выражения своих чувств, мыслей, желаний. Поэтому очень важно уметь понимать ребенка, не только слышать то, что он говорит, но и чувствовать его состояние.

Поддержка. В поддержке ребенок нуждается постоянно, даже когда у него все получается. Поддержка – это процесс, в котором :

Взрослый сосредоточивается на позитивных сторонах и преимуществах ребенка с целью укрепления его самооценки,

Помогает ребенку поверить в себя и свои способности,

Помогает ребенку избежать ошибок, поддерживает ребенка при неудачах.

Хотелось бы отметить методы эффективного общения с ребенком :

1. «Язык принятия»

2. Метод отражения чувств ребенка - проговаривание чувства, которое испытывает ребенок.

«Мне кажется, ты обижен» ,

«Вероятно, ты чувствуешь себя расстроенным» ,

«Ты боишься, что у тебя не получится» ,

«Ты злишься на меня. Наверное, я тебя чем-то обидела» .

Эффект метода : мы помогаем ребенку осознать свое эмоциональное состояние и рассказать о нем. Дети будут меньше бояться негативных чувств. Они видят, что взрослые их понимают.

3. Метод выражения своих чувств в необидной для ребенка форме.

Полностью подавить свои эмоции нельзя, и ребенок всегда знает, сердиты мы или нет. Делиться с ребенком своими чувствами, значит доверять ему.

Здесь следует придерживаться следующего правила :

Когда вы говорите о своих чувствах ребенку, говорите от первого лица. Сообщите о себе, о своем переживании, а не о ребенке, не о его поведении.

«Меня это очень огорчает» ,

«Я начинаю сердиться, когда приходится повторять одно и то же» ,

«Я рада, что у тебя так хорошо получилось» .

Этот метод дает возможность детям ближе узнать нас, взрослых. Нередко мы закрываемся от детей броней «авторитета» , который стараемся поддержать, во что бы то ни стало. Когда мы открыты и искренни в выражении своих чувств, дети становятся искреннее в выражении своих. Дети начинают чувствовать : взрослые им доверяют, и им тоже можно доверять.

И тогда они начинают учитывать наши желания и переживания.

4. Метод «смещения негативной оценки»

На самого себя

Сравните : «Опять ты все перепачкал!» «Мне обидно, когда не уважают мой труд. Вымой, пожалуйста, руки» .

«Не умеешь вести себя как все нормальные дети!» «Мне неприятно такое поведение» .

«Опять подрались. Будете оба наказаны» «Мне грустно видеть, когда вы ссоритесь» , «Я удивлена, что вы не смогли договориться. Я уверена, что вы сможете найти общий язык, если постараетесь».

«Да сколько же можно повторить!» «Я начинаю сердиться, когда приходится повторить одно и то же» .

На третье лицо

Сравните : «Не смей трогать чужие вещи!» «Маше не нравится, когда ее вещи берут без спроса. Если ты хочешь поиграть ее куклой, нужно спросить разрешения».

«Ты достал всех сегодня на физкультуре!» «Ребята могут на тебя обидеться» .

На объективные последствия нежелательных слов, действий, поступков

Сравните : «Сколько раз можно напоминать про грязные кисточки!»

«Если не вымыть кисточки сразу, потом это сделать будет гораздо труднее» .

«Вечно разбросаешь все игрушки, а убирать их потом не хочешь!» «Об игрушки на полу можно споткнуться» .

5. Метод «временного языка»

Сравните : «Постоянный» язык («У тебя никогда ничего не получается как следует!» ) «Временный» язык («Сегодня у тебя это задание не получилось. Я верю, что завтра ты постараешься, и у тебя все получится»).

6. Метод проецирования положительных качеств и поведенческих реакций. Зная «сильные» стороны ребенка, педагог в определенной ситуации озвучивает их.

Напоминание : «Ты же умная, терпеливая, способная девочка» .

Выражение удивления, сопоставление достоинств ребенка с его негативным поведением : «Неужели это говорит Миша? Ну, Миша, не ожидала от тебя такого» .

7. Прием смены ролей - моделирование ситуации, в которой «нарушитель порядка» оказался на месте другого человека. «Представь себе, что ты оказался на месте Миши, которого ты обидел» , «А тебе самому было бы приятно слышать слова, которые ты сказал Тане?» .

8. Метод оценки действия. Можно выражать свое недовольство отдельными действиями ребенка, но не ребенком в целом. («Ребенок хорош, плох его поступок» )

Сравните : «Ты злой и невоспитанный мальчик» «Я очень недовольна тем, что ты ударил девочку» .

Можно осуждать действия ребенка, но не его чувства, какими бы нежелательными или «непозволительными» они не были, раз они у него возникли, значит, для этого есть основания. Недовольство действиями ребенка не должно быть систематическим, иначе оно перерастает в непринятие его.

Тем не менее в повседневной жизни группы могут возникать случаи конфликтов между детьми, нарушение дисциплины , неподчинение правилам. Причины этого различны. Одной из основных является :

1. несогласованность требований к ребенку в детском саду и семье , отсутствие единства методов воздействия на него. Так, если кто- либо из родителей часто прибегает к угрозам, окрикам в случае непослушания ребенка или непоследователен в требованиях к нему (например, сегодня надо обязательно самому убрать постель, а завтра это делает бабушка и т. д, то воспитателю довольно сложно добиться положительного результата. Тут необходима неукоснительная требовательность, сочетаемая с поощрением ребенка, постоянный контроль за его поведением;

2. нарушение дисциплины может происходить с целью привлечения к себе внимания;

3. нарушение дисциплины с целью показать свою «власть» над воспитателем («Вы мне все равно ничего не сделаете» );

4)дети нарушают дисциплину и в случае утомления, длительных ожиданий, в начальный (скрытый) период заболевания, поэтому педагогу необходимо учитывать состояние детей, своевременно переводить их от одной деятельности к другой;

5) нарушение дисциплины может также происходить вследствие того, что ребенком руководит мотив «избегания неудачи» .

Во всех этих случаях можно использовать следующие приемы поддержания дисциплины :

Минимизировать внимание (возможно игнорирование)

Пристальный взгляд без осуждения, подойти и встать рядом

Использование техники «интонирования» (снижение, изменение голоса)

Прекращение деятельности

Отвлечение ребенка (прямой вопрос, просьба что-то сделать, изменение деятельности)

Обращение на примеры хорошего поведения

Пересаживание на «стул размышлений»

Поддержка ребенка, раскрытие сильных сторон

Подчеркивать достижения, даже незначительные

Исключение из работы

Удаление от зрителей

Откладывание или лишение чем – то заниматься

Беседа с родителями

Заключение ВАЖНО ПОМНИТЬ : Любое неадекватное поведение ребенка – это защита от нелюбви. Энергетика ребенка слаба, она требует подпитки в виде внимания, признания, и, если этого не хватает, он «добирает» внимание к себе другими способами.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ.

— это основа спокойствия и порядка в группе. Дисциплина нарушается тогда, когда затрагиваются свободы другого ребенка или детей. Не поделили игрушку, не хотят выполнять задание, медленно одеваются на прогулку, отвлекаются во время еды — причин может быть масса. Воспитателю необходимо держать все время ситуацию под контролем.

Cуществует несколько игр, которые помогут восстановить дисциплину в группе. Вот некоторые рекомендации.

Воспитатель должен чувствовать себя комфортно и уверенно . Говорить следует четко и серьезно. Обращаясь к группе детей, рекомендуется говорить погромче, однако не переходить на повышенные тона.

Для привлечения внимания можно использовать игровые моменты , которые привлекают внимание детей и настраивают их на спокойный лад. Например, если перед началом занятия дети расшумелись, скажите: «Внимание! К нам в гости на занятие сегодня заглянет зайка (или любой другой персонаж). Она будет играть вместе с нами». Затем следует от лица персонажа поздороваться с детьми.

Не бойтесь использовать подручные средства. Тишины в группе можно достичь, прибегнув к помощи музыкальных инструментов: колокольчика, бубна, игрушечного барабана.

Основные «возмутители» спокойствия, для которых дисциплина в детском саду не указ — гиперактивные дети. Они просто не могут усидеть на месте и несколько минут. Как это ни странно, но такие дети отличаются хорошей памятью на рифмы и стихи. Воспользуйтесь этим. Начните занятие с легкого стишка , вроде «Нам не надо драться, нам надо заниматься», «Один-два-три-четыре-пять. Сейчас мы будем все читать!».

Вообще, золотое правило порядка в группе — чем интереснее занятие, тем спокойнее дети. Важна мотивация. И, как говорят психологи, это не детям неинтересно, а взрослые не умеют их заинтересовать.

Если дети разбаловались в середине занятия, то можно попробовать применить несложные упражнения.

Например, поиграйте в игру «Руки-ноги» . По одному хлопку дети должны поднять руки, на два хлопка — встать, на три хлопка — топать. Несмотря на кажущуюся простоту, даже взрослые часто путаются в действиях. Однако это незаменимая игра для того, чтобы привлечь внимание детей и помочь им сконцентрироваться на предмете.

Другое упражнение называется «Кто меня слышит» . Воспитатель по мере проведения занятия обращается к детям с просьбами: «Кто меня слышит, хлопни один раз/посмотри на дверь/изобрази кошку». Каждый раз задания меняются. Дети, будучи заинтригованы и находясь в ожидании следующего задания, слушают воспитателя более внимательно.

В современном обществе, предъявляющем к человеку жесткие требования, воздвигающем на его пути множество препятствий и вызывающим массу стрессов, дисциплина становится крайне необходимой для человека, и её основы закладываются в детстве.

Умение быть дисциплинированным и эффективно использовать это качество помогает ребенку выстроить путь во взрослую жизнь.

Ребенок с навыками самодисциплины даже в отсутствие родителей или кого-либо еще, кто мог бы о нем позаботится, будет действовать разумно, потому что усвоил необходимые правила поведения.

Самодисциплина – это жизненно важный компонент чувства ответственности за собственное поведение.

Осознание ребенком того, что нужно делать, вовсе не гарантирует адекватных поступков. Для того чтобы совершить, необходимое действие нужна самодисциплина.

Для развития дисциплины в повседневном общении с детьми необходимо научить детей общаться, развивать способность выражать эмоции, обретать чувство собственного достоинства, научить решать проблемы, принимать решения и иметь гражданскую позицию.

Слово «дисциплина » происходит от латинского слова «ученик» и чаще всего ассоциируется с учебным процессом. Дети воспринимают дисциплину как обучение, которое ассоциируется у них с запугиванием, унижением и стыдом. Когда родители пытаются воспитывать ребенка путем крика и рукоприкладства, они своим поведением демонстрируют именно то, что хотят искоренить в ребенке.

Вопрос, «Какие навыки следует прививать детям, чтобы развивать в них самодисциплину?» может быть сформулирован и по-другому: «Что мы хотим получить в результате нашего воспитания?» — чтобы у ребенка сформировались стрессоустойчивые жизненные установки. Жизненная установка складывается из нашего мировосприятия и отношения к себе, формирующих у нас набор определенных моделей поведения и навыков, из которых складывается наша индивидуальность. И наоборот, наши модели поведения, и навыки влияют на мировосприятие, делая процесс выработки жизненных установок чрезвычайно динамичным.

Дети, обладающие стрессоустойчивой жизненной установкой, полны надежд на будущее и обладают высокой самооценкой. Они чувствуют свою индивидуальность и значимость. Эти дети научились ставить для себя вполне реальные цели и задачи, они демонстрируют самодисциплину и способность решать проблемы и принимать решения. Они способны анализировать ошибки и справляться с жизненными трудностями, и при этом избегать стрессов, выбирая те стратегии, которые способствуют развитию личности. Они осведомлены о слабых сторонах своей личности, но осознают свои сильные стороны и таланты, умеют реально оценивать свои силы и возможности. Эти дети эффективно развили свои навыки межличностного общения с ровесниками и взрослыми, могут легко и непринужденно принять помощь и поддержку взрослых.

Будучи родителями, мы хотим воспитать самодостаточную личность, наделенную чувством самодисциплины. Мы хотим, чтобы у наших детей сформировались, такой образ мысли и такая модель поведения, которые позволили бы им оптимистично воспринимать себя и окружающих, быть стрессоустойчивыми.

Родители могут научить ребенка самодисциплине, если они постараются привить ему стрессоустойчивую жизненную установку. Каждый из нас вырабатывает свою родительскую модель поведения на основе своих ожиданий и представлений о нас самих и наших детях. Частично эти представления основаны на опыте взаимоотношений с собственными родителями и другими взрослыми. Психологи и другие специалисты, занимающиеся детьми, изучили влияние моделей поведения родителей и их стиля воспитания на детей.

Выделяют следующие модели поведения родителей.

Родители, практикующие этот стиль, проявляют теплоту, интересуются делами ребенка. Они готовы оказать ему эмоциональную поддержку, но при этом твердо определяют его линию развития, устанавливают ограничения. Для этого стиля воспитания характерны позитивные взаимоотношения между родителями и детьми, чаще применяются поощрение и похвала, а не наказание.

Как правило, они не принимают во внимание чувства своих детей, не готовы идти на компромисс, не обсуждают с детьми устанавливаемые в доме правила. Им легче сказать: «Это нужно сделать, потому что я сказала тебе это сделать».

РАЗРЕШАЮЩИЙ СТИЛЬ

Выделяют два вида разрешающей модели поведения родителей: допускающее-снисходительный и равнодушный. Допускающее-снисходительные родители могут проявлять любовь и теплоту, но, судя по их поведению, руководствуются убеждением, что дети должны самостоятельно познавать мир. Правила и границы, которые устанавливают такие родители, весьма сложно определить. Ребенок начинает сам устанавливать в доме порядки. Если родители, наконец, решают ввести ограничения и правила и начинают, говорит «нет», ребенок может начать сопротивляться, потому что он привык управлять ситуацией.

Равнодушные родители не потакают своим детям, но при этом не в состоянии организовать порядок в эмоционально насыщенной обстановке. Они часто невнимательны. Если привязанность между родителями и детьми и существует, то она очень незначительна. Отсутствует позитивное взаимодействие, которое является основой эмоционального развития личности.

У авторитетных родителей наблюдается здоровая самооценка, хорошие отношения со сверстниками, они уверены в себе, независимы и добиваются успехов в учебе. К тому же, у них, судя по всему, меньше эмоциональных проблем, чем у детей, чьи родители выбрали другие стили поведения. Эти дети хорошо умеют справляться со стрессами, стремятся к достижению целей и умеют сочетать самоконтроль с любознательностью и интересу к различным сферам жизни.

Дети авторитарных родителей часто бывают необщительными, запуганными и замкнутыми, они чаще находятся в состоянии депрессии. Им бывает трудно принимать решения, так как они привыкли, что все решают за них. Авторитетные родители не принимают ни малейшего несогласия, поэтому детям приходится бороться за свою независимость.

Дети, воспитанные родителями с разрешающим стилем поведения не слушаются других взрослых. Они требовательны, плохо принимают решения и легко выходят из себя. Они не умеют ставить цели и получать удовольствие от их достижения. Они могут быть приятными в общении и хорошо вести себя, но лишь до тех пор, пока все идет так, как ими нужно. Такие дети теряют контроль, если ситуация развивается не так, как хочется. У таких детей очень часто возникают трудности эмоционального характера, а также проблемы поведения, трудности с учебой, низкая самооценка и даже алкогольная зависимость. И в этом нет ничего удивительного, потому что дети безучастных, равнодушных родителей не чувствуют, что их любят и принимают, безусловно.

Хорошие взаимоотношения служат фундаментом для эффективного воспитания. Дети чаще прислушиваются к тем взрослым, которые кажутся им сочувствующими, справедливыми и уважающими их мнение, чем к резким, бескомпромиссным и злым.

Мы не можем ожидать от детей благодарности за установление ограничений и мер наказания, но мы надеемся, что они прислушаются к нам. Когда наше поведение становится злобным, бескомпромиссным и агрессивным, наши попытки воспитания вряд ли достигнут своей цели. Вместо самодисциплины мы встретим озлобленность и сопротивление со стороны детей.

В основе самодисциплины лежит умение думать, прежде чем действовать, и способность рассматривать различные варианты решения проблемы.

Если в воспитании ребенка вы действуете непоследовательно (основываясь на своих чувствах в тот или иной момент, или же постоянно меняете правила, или слишком часто наказываете ребенка), он вряд ли станет дисциплинированным и стрессоустойчивым. К сожалению, родители не так часто задумываются о том, что в их воспитательной позиции присутствуют «двойные стандарты», а ведь именно они – одна из самых частых причин непослушания и «неуправляемости» ребенка.

Двойные стандарты проявляются следующим образом:

— «можно» или «нельзя» зависит от настроения родителя («Хорошее настроение – разрешу, плохое – запрещу!»). Или так: «Можешь делать все, что хочешь, только не мешай мне играть в компьютерную игру»;

— один член семьи разрешает то, что запрещает другой, (мама говорит – «можно», папа – «нельзя»);

— одному ребенку можно то, что нельзя другому, если при этом нет разумных причин, которые разъясняются детям, то – это двойной стандарт;

— родитель говорит одно, а сам делает другое, например, требует от ребенка порядка в игрушках, не обращая внимания на беспорядок в собственных вещах.

Дети активно протестуют против «нельзя», но, тем не менее, нуждаются в четко обозначенных границах поведения. Двойные стандарты часто не отслеживаются родителями, а ведь именно они мешают наладить сотрудничество.

Последствия любых действий ребенка не должны быть случайными или слишком жесткими. Следует заранее обсуждать эти последствия со своими детьми и объяснять, к чему может привести тот или иной поступок. Для малышей последствия их поступков определяются тем, как до этого взрослые поступали с ними в сходных ситуациях.

Наиболее эффективный способ контроля поведения – это естественные и логичные последствия поступков, которые применимы в том случае, если ситуация не ставит под угрозу безопасность ребенка и окружающих. Естественные последствия являются прямым результатом действий ребенка. Родителям не приходится их придумывать, так как они естественным образом проистекают из поведения ребенка. Эти последствия дают детям понять, что их действия и совершаемый ими выбор находятся в зоне их контроля и приводят к определенным результатам.

Для того чтобы ребенок был ответственным и способным сам принимать решения, а так же чтобы у него было чувство контроля за собственную жизнь, необходимо четыре действия:

1 — совместное определение правил, действий и их последствий;

2 — выявление и обсуждение моделей поведения, которые требуют корректировки;

3 — определение возможных решений проблем поведения;

4 — акцентирование внимания ребенка на том, что он может сделать выбор сам, но его выбор приведет к определенным последствиям.

Эффективное воспитание можно описать пословицей: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».

Плохое поведение детей не стоит оставлять безнаказанным. Нужно найти причину плохого поведения, чтобы исправить ситуацию. Вместо того чтобы применять строгие наказания, родителям стоит свести к минимуму факторы, которые провоцируют негативное поведение детей.

Ожидания, связанные с детьми, должны быть реалистичными. Не нужно ставить ребенка в ситуацию, когда он вынужден вести себя плохо. Важно родителям «застать ребенка в тот момент, когда он совершает правильный поступок и объяснить ему это». Несмотря на то, что кажется довольно легкой задачей – положительно отреагировать на поведение ребенка, когда он ведет себя должным образом, — многие родители не справляются с ней. Скорее наоборот, они тратят много времени на то, чтобы объяснить ребенку, что он делает неправильно, вместо того, чтобы похвалить его за хороший поступок. Если мы хотим стимулировать хорошее поведение, его нужно поощрять. Часто мы забываем, что простые комментарии, такие как «спасибо за то, что ты говоришь спокойным голосом, потому что нам так гораздо легче понять, что ты говоришь, чем когда ты плачешь». Некоторые родители редко хвалят своих детей и часто их критикуют. Они убеждены, что если дети делают что-то правильно, то это, само собой разумеется, а если дети ведут себя плохо, их следует отчитывать и наказывать.

Мы все нуждаемся в поощрении. Слова поддержки и признания в любви очень важны для становления чувства собственного достоинства и высокой самооценки ребенка. Воспитание наиболее эффективно при хороших взаимоотношениях. Когда дети чувствуют, что их любят и ценят, когда их хорошее поведение находит поощрение и поддержку, они вряд ли захотят вести себя плохо.

По мере того, как у ребенка развивается способность думать, и он учится реагировать на свои действия и их последствия, родителям следует постепенно перекладывать часть ответственности на ребенка. Если ребенок успешно приспосабливается к новым обязанностям, значит, у него есть навыки самодисциплины и контроля над ситуацией.

Если ваше поведение все же в основном последовательно, и вы основываете свои отношения с ребенком на разумных правилах, а последствия поступков известны вашему ребенку, то он постепенно будет становиться все более внимательным и ответственным. Действия родителей должны быть не только последовательны, но и согласованы между отцом и матерью. Дисциплинированные дети, которые способны контролировать свое поведение, сами несут ответственность за свои действия. Такие слова, «как всегда и никогда», используемые при разговоре («ты никогда не научишься быть вежливым»), вызывают у детей гнев и не способствуют развитию у них самодисциплины. Важно установить хорошие отношения с ребенком, а также выбирать такие слова, которые способствуют развитию у ребенка самодисциплины, ответственности и навыков самоконтроля.

Есть мнение, что наши дети тщательно наблюдают за нашим поведением, в том числе за тем, как мы решаем различные возникающие перед нами проблемы. Если ваши дети часто видят, как вы злитесь, сталкиваясь со сложностями, у них не будет возможности усвоить навыки решения задач на вашем примере.

Основная цель воспитания ребенка состоит в том, чтобы развить в нем самодисциплину и навыки самоконтроля, чтобы он сам научился справляться со своими проблемами и задачами. Для этого важно, чтобы дети с раннего возраста активно участвовали в решении проблем и принятии решений. Необходимо предоставлять возможность выбора в простейших жизненных ситуациях даже малышам.

Например:

Ты сам будешь умываться, или тебе помочь?

Какое платье ты наденешь – синее или зеленое?

Если ты не уберешь игрушки, то завтра не будешь с ними играть.

Ты будешь чай пить с печеньем или булочкой? и т.д.

Рекомендуется после каждого такого вопроса добавлять: «это твой выбор». Когда мы подчеркиваем слово «выбор» мы таким образом сообщаем детям, что доверяем их способности, принять решение. Таким простым способом можно поощрять стремление ребенка самостоятельно решать проблемы.

Чаще отвечаете себе на такие вопросы:

Приятно ли мне будет, если со мной будут говорить так, как я говорю со своим ребенком?

Чего я хочу добиться от ребенка, говоря и поступая с ним таким образом?

Воспитывают ли мои слова у ребенка желание слушать и понимать то, что я пытаюсь до него донести?

Для детей непоследовательность в действиях родителей – сигнал, что они могут не всегда слушаться.

Чтобы стать дисциплинированным, детям нужно почувствовать ответственность за свои действия.

Родители должны использовать профилактический подход, поощряя сильные качества детей, которые называются островками компетентности. Чем больше дети применяют свои способности, тем меньше времени у них остается на все то, что мы считаем плохим поведением, и тем меньше они сами заинтересованы вести себя плохо.

Задумайтесь о способностях своего ребенка, а не о том, на что он не способен. Родители должны учиться принимать своих детей такими, какие они есть, а не такими, какими их хотят видеть. Родители должны знать, что один из лучших профилактических методов воспитания состоит в том, чтобы ценить, воспитывать и использовать детские естественные склонности и таланты. Когда дети достигают высот в сфере своих интересов, они редко выбирают негативную модель поведения. Когда они увлечены делами, которые приносят им чувство удовлетворения, у них остается меньше времени на поступки, вызывающие неодобрение родителей, а также гнев и наказания. К тому же когда ребенок добивается успеха, в какой — то области, ему легче пробовать себя в других сферах, вызывающих у него больше трудностей.

Как только дети понимают, что родители не настроены, отступать, они потихоньку начинают менять свое поведение. Если родители не проявляют в нужные моменты строгость, они фактически вредят своим детям.

Когда на детей ставят клеймо «плохого ребенка», это редко побуждает их изменить свое поведение, скорее наоборот, они и сами начинают себя так воспринимать и совершают поступки, которые лишь подтверждают правильность суждения о них.

Ключевые принципы воспитания:

1. Воспитание – это учебный процесс, при котором родители не должны оскорблять ребенка или лишать надежды на успех, так как иначе он не сможет стать ответственным и не научится контролировать свое поведение.

2. Цель воспитания – помочь ребенку понять, что ошибки дают ему возможность учиться чему-то новому, и они не должны влиять на его самооценку.

3. Когда дети понимают, что могут учиться на ошибках, они менее склонны принимать негативную модель поведения, которая часто провоцирует карательные меры родителей.

4. Родители должны признать, что их мышление, включая их интерпретацию поведения ребенка, определяет отношение к собственному ребенку.

5. Поскольку родители стреляться исправить негативное поведение ребенка, им следует поощрять и развивать его способности и таланты.

Когда родители пытаются защитить своих детей и облегчить им жизнь, они могут на самом деле вредить им.

Если мы слишком опекаем ребенка, мы словно не верим в его способность справиться с трудностями.

Несмотря на то, что большинство детей кажутся эгоистичным и, прежде всего, требуют удовлетворения собственных потребностей, дети получают огромное удовольствие, когда помогают взрослым и оказываются полезными. Чем больше ребенок чувствует себя полезным, тем реже он будет вызывать гнев взрослых своим поведением.

Очень часто родители, которые хотят, чтобы дети помогали им по дому, выбирают неверный тон и вешают ярлык «домашние обязанности» на помощь по хозяйству. Когда родители говорят: « Нам нужна твоя помощь!», дети лучше реагируют на просьбу и не рассматривают ее как требование или обязанность. Просьба о помощи намного эффективнее, чем требование что-либо сделать. Прося ребенка выручить вас, вы воспитываете в нем сострадание, ответственность и стрессоустойчивость.

Когда дети чувствуют, что их принимают такими, какие они есть, они становятся более восприимчивыми к нашим требованиям и с уважением принимают установленные родителями меры наказания. Они лучше воспринимают требования и ограничения в атмосфере любви и поддержки.

Атмосфера любви – благодатная почва для развития в ребенке дисциплины. Уверенность ребенка в том, что мир несправедлив, часто вызывает у него злость и негодование, такой ребенок вряд ли станет дисциплинированным и ответственным.

Ваш стиль воспитания играет главную роль в становлении мышления вашего ребенка и его отношении к успехам и неудачам. Задача воспитания – развивать в ребенке чувство собственного достоинства и ответственности, поощрять его сильные стороны и сводить к минимуму страх ребенка перед совершением ошибок. Если мы будем помнить об этом, то поможем своим детям стать дисциплинированными и начать уважать себя и других.