Младенец сидит. Во сколько месяцев ребенок начинает сидеть? Рассказывает врач-педиатр

Наступления времени, когда ребенок начинает сидеть, с замиранием сердца ожидают все родители. Кто-то терпеливо дожидается этого момента, не вмешиваясь в естественный ход событий, а кто-то начинает рьяно тренировать кроху задолго до того, как он будет готов принять вертикальное положение тела.

В любом случае, и тем, и другим будет полезно знать, когда ребенок физиологически готов сидеть и каким способом можно подготовить его мышцы к новому виду нагрузки.

Из этой статьи вы узнаете:

Примерно к трем месяцам, большинству карапузов наскучивает горизонтальное видение мира, и они во что бы то ни стало, пытаются расширить грани взаимодействия с ним. Это проявляется в удерживании головы и фиксации ее движений, в попытках встать на четвереньки, поползти, перевернуться с боку на бок, с боку на спинку, а также стремлении добраться до заманчивого предмета, лежащего неподалеку.

К 5 месяцам, когда базовые навыки отточены практически до совершенства, наступает момент попробовать по-настоящему сесть. Правда, на первых парах подобные действия выглядят неуклюже, но все же, они многое значат для развития мышечной силы ребенка.

По мнению педиатров, оптимальный возраст, когда ребенок начинает сидеть следующий:

  • 6 месяцев – малыши уверенно сидят с поддержкой: на коленях у мамы, на диване или кресле, облокотившись о его спинку или опираясь на подушку;
  • 7 месяцев – ребенок хорошо сидит сам: в такие моменты ему можно предложить игрушки, книжки или устроить небольшую фотосессию на память о беззаботных днях;
  • 7,5-9 месяцев – кроха способен самостоятельно сесть и быстро сменить положение тела с вертикального на горизонтальное. В это время родителям следует быть на чеку – уж слишком высока вероятность того, что ребятенок свалится с дивана или кровати, на которых ранее с гордостью восседал.

Физически развитые, крепкие дети могут научиться сидеть гораздо раньше положенного срока. Слабенькие, недоношенные отстают от них на месяц-полтора. В данном случае, отклонение от нормы не свидетельствует о патологиях развития.

Задав доктору вопрос: «Когда мой ребенок будет сидеть?», скорее всего, ответом станет – «Всему свое время».

Стоит ли помогать ребенку учиться сидеть?

По мнению педиатров, разумные способы стимуляции развития опорно-двигательной активности ребенку не навредят. А вот излишняя усердность родителей в попытках досрочно посадить его могут обернуться весьма плачевными последствиями – искривлением позвоночника и нарушением развития костей тазовой области.

Вы поступите правильно, если будете придерживаться нескольких важных правил:

  • Началом освоения навыка сидеть является тренировка мышц шеи, путем краткосрочного, регулярного выкладывая малыша на животик;
  • Если ребенок хорошо держит голову, можно переходить к тренировке его верхнего плечевого пояса, позволяя оторвать грудную клетку от твердой поверхности, на которой он лежит, с опорой на руки;
  • Все мышцы тела эффективно тренируют «парения» в воздухе – малыш фиксируется за корпус, а взрослый, тем временем, организовывает ему плавное передвижения по комнате;
  • Не стоит пренебрегать упражнениями, тренирующими сгибание/разгибание, повороты и вращения конечностей – эластичность суставов необходима для правильного принятия позы сидя;
  • Присаживая кроху к себе на колени, не забывайте – в таком положении самые маленькие не могут находиться более 3-5 минут подряд;
  • Если малыш, которого посадили на попу, начинает ерзать и заваливаться на бок – это сигнал родителям о том, что ему дискомфортно.

Посильная физическая нагрузка не только способствует укреплению мышц тела ребенка, но и позволяет ему гармонично развиваться в эмоциональном плане. Ежедневные занятия налаживают контакт ребенка с родителем и обеспечивают обоим хорошее настроение.

Чего не стоит делать, если ребенок еще не сидит?

Как уже было сказано ранее, многие родители стараются приложить максимум усилий для того, чтобы заставить малыша поскорее сесть. Для этого они используют все доступные методы и подручные средства.

Специалисты предупреждают, что не нужно:

  • Обкладывать малыша подушками – подобные действия пагубным образом сказываются на здоровье неокрепшего позвоночника;
  • Возить ребенка в коляске сидя – угол наклона спинки может подниматься, но не более, чем на 45 градусов;
  • Переносить кроху в сидячих переносках – уж слишком высок риск деформировать позвонки;
  • Насильно усаживать ребенка на руки, особенно, если он того не желает.

Мальчишки и девчонки – кому можно сидеть раньше

Бытует мнение, что мальчикам можно сидеть раньше, чем девочкам. Оно обосновано тем, что у маленьких представительниц прекрасного пола при скором усаживании могут развиваться проблемы с тазовой областью (деформация костей), следовательно, и половыми органами.

На практике, данная теория достаточно спорная. Научного подтверждения того, что именно раннее присаживание девочек вызывает у них проблемы с женским здоровьем, на сегодня не существует.

Педиатры «старой» закалки считают, что ребенок в принципе не готов сидеть до исполнения полугодовалого возраста. Современная медицина столь четких временных рамок не придерживается. Считается, что если малыш, в независимости от половой принадлежности, демонстрирует полную готовность сидеть, то мешать ему не целесообразно, хоть в четыре, хоть в пять месяцев.

Подводя итог всему вышесказанному, напрашивается вывод – ребенок, когда придет его время, сядет сам, без посторонней помощи. Это произойдет абсолютно с каждым: и с тем, кто занимался гимнастикой во младенчестве, и с тем, кому позволили развиваться по законам природы. Торопить, подгонять или всячески влиять на исход событий можно, но каковы будут последствия данных действий – вам никто не скажет.

Лучшим советом, который можно дать родителям, задающимся вопросом, когда ребенок начинает сидеть – это запастись терпением. Поверьте, вы не успеете оглянуться, как ваш малыш с рюкзаком наперевес побежит добывать знания в школе.

Признаки нормального развития ребенка
от 1 до 12 месяцев

Довольно часто молодые родители не вполне представляют себе, зачем нужен осмотр новорожденного неврологом. А между тем он позволяет своевременно заметить малейшие отклонения в развитии малыша. Только врач может оценить степень зрелости нервной системы малыша, потенциальные возможности его организма, особенности реакций на условия внешней среды, предотвратить нарушения развития или их последствия. Основы здоровья или нездоровья человека закладываются в самом раннем возрасте, поэтому своевременная диагностика и коррекция имеющихся нарушений - одна из основных задач, которую решает невролог при первом осмотре новорожденного.

К середине 1-го месяца , а иногда и раньше, дети начинают "осмысленно" оглядываться по сторонам, все дольше останавливая взгляд на заинтересованных их предметах. Первыми "объектами" повышенного внимания бывают лица самых близких людей - мамы, папы и тех, кто ухаживает за ребенком. К концу 1-го месяца ребенок начинает вполне осознанно улыбаться при виде любимых людей, поворачивать голову к источнику звука, недолго следить за движущимся предметом.

Большую часть суток новорожденный проводит во сне. Однако ошибаются те, кто считает, что спящий ребенок не воспринимает звуки окружающего мира. Младенец реагирует на резкие, громкие звуки, поворачивая голову к источнику звука, закрывает глаза. А если они были закрыты, то ребенок еще сильнее смыкает веки, морщит лоб, на лице появляется выражение испуга или недовольства, учащается дыхание, малыш начинает плакать. В семьях, где родители постоянно разговаривают на повышенный тонах, у детей нарушается сон, появляется раздражительность, ухудшается аппетит. Спетая мамой колыбельная, напротив, поможет ребенку спокойно заснуть, а ласковый доброжелательный тон, принятый в семье, формирует у малыша чувство защищенности и уверенности в дальнейшей взрослой жизни.

На 2-м месяце у ребенка значительно снижается тонус в мышцах-сгибателях конечностей и повышается тонус в мышцах-разгибателях. Движения малыша становятся более разнообразными - он поднимает руки, разводит их в стороны, потягивается, удерживает вложенную в руку игрушку и тянет ее в рот.

Малыш начинает интересоваться яркими красивыми игрушками, подолгу их рассматривает, задевает и толкает их руками, однако самостоятельно захватить ладонью еще не может. Лежа на животе, а затем и в вертикальном положении ребенок поднимает голову - это первое сознательное движение, которое он освоил. Вскоре, находясь на руках у мамы, он уже уверенно оглядывается по сторонам, причем первое время его внимание привлекают неподвижные предметы, расположенные на большом расстоянии. Это связано с особенностями строения зрительного аппарата. Затем малыш начинает рассматривать и более близкие предметы, поворачивать голову и следить глазами за движущейся игрушкой. В этот период у детей преобладают положительные эмоции - улыбка, двигательное оживление, гуление при виде маминого лица, в ответ на ласковое обращение.

На 3-м месяце ребенок становиться еще более активным, начинает переворачиваться вначале со спины на бок, а затем на живот, уверенно держать голову. Малышу очень нравиться лежать на животе, при этом он опирается на предплечья, поднимает голову и верхнюю часть туловища, внимательно осматривает окружающие его предметы, игрушки, делает попытки дотянутся до них. Движения руками разнообразны. Лежа на спине, ребенок быстро и точно захватывает предмет, вложенный в ладонь, тянет его в рот. У него уже появляются свои предпочтения - одни игрушки его радуют больше других, как правило, это небольшие погремушки, которые он может самостоятельно удержать в руке. Он различает лица и голоса своих и чужих, понимает интонацию.

В 4 месяца малыш совершенствуется в умении поворачиваться со спины на живот и с живота на спину, садится с поддержкой за руку. У младенца полностью угасает хватательный рефлекс, а на смену ему приходит произвольное захватывание предметов. Вначале, при попытке взять в руки и удержать игрушку, малыш промахивается, захватывает ее обеими руками, совершает множество лишних движений и даже открывает рот, однако вскоре движения становятся все более точными и четкими. Помимо игрушек, четырехмесячный малыш начинает ощупывать руками одеяло, пеленки, свое тело и особенно руки, которые затем внимательно рассматривает, подолгу удерживая в поле зрения. Значение этого действия - рассматривания рук - в том, что ребенок вынужден долго удерживать их в одном положении, что невозможно без длительного сокращения отдельных групп мышц и требует определенной степени зрелости нервной системы, зрительного анализатора и мышечного аппарата. Малыш начинает сопоставлять свои тактильные ощущения и зрительно воспринимаемые образы, расширяя тем самым представления об окружающем мире.

К 5-6 месяцу малыш уверенно берет и удерживает различные предметы, оказавшиеся в поле его досягаемости. Все, что попадает в руки ребенка в этом возрасте, после ощупывания и рассматривания неумолимо оказывается во рту. Некоторых родителей это тревожит и даже огорчает, так как им кажется, что у малыша появляются вредные привычки, от которых потом будет трудно отучить. Но дело в том, что младенец, исследующий мир, помимо привычных взрослому человеку зрения, слуха и обоняния, активно использует осязание и вкус, значение которых для процесса познания в этом возрасте трудно переоценить. Поэтому ни в коем случае нельзя препятствовать исследовательскому интересу ребенка, стремящемуся все "попробовать на зуб". Однако родители должны следить за тем, чтобы рядом не оказалось мелких или острых предметов, опасных для малыша.

При общении со взрослыми у 4-5 месячного ребенка развивается комплекс оживления, который включает в себя эмоциональные, двигательные и речевые реакции - улыбку, энергичные движения, длительное гуление со множеством гласных звуков.

Ребенок переворачивается на бок и, опираясь на руку, садится. Лежа на спине, он быстро и точно протягивает руку за игрушкой и уверенно захватывает ее. Активно развивается речь, малыш произносит согласные звуки, слоги "ба", "ма", "да", лепечет, начинает по-разному реагировать на маму, папу, родственников и незнакомых людей.

В 7-8 месяцев , по мере развития реакций равновесия, малыш начинает самостоятельно, без опоры, садиться из положения на спине и на животе с помощью рук. Лежа на животе, он опирается на предплечья, его голова поднята, взгляд устремлен вперед - это самое оптимальное положение для ползания, которые пока еще осуществляется только с помощью рук, на которых ребенок подтягивается вперед, ноги в движении не участвуют. При поддержке малыш встает на ноги и непродолжительное время стоит, причем вначале он может опираться "на носочки", а затем на полную стопу. Сидя, он подолгу играет с погремушками, кубиками, рассматривает их, перекладывая из одной руки в другую, меняя местами.

Ребенок этого возраста постепенно пытается привлечь к себе внимание взрослых, четко различает всех членов семьи, тянется к ним, подражает их жестам, начинает понимать смысл обращенных к нему слов. В лепете ясно различаются интонации удовольствия и недовольства. Первая реакция на чужих часто бывает негативной.

К 9-10-месячному возрасту ползание на животе сменяется ползанием на четвереньках, когда одновременно передвигаются перекрестные рука и нога, - это требует хорошей координации движений. Малыш с такой скоростью перемещается по квартире, что за ним трудно уследить, хватает и тянет в рот все, что попадается ему на глаза, включая провода электроприборов и кнопки аппаратуры. Учитывая возможности этого возраста, родителям необходимо заранее обеспечить безопасность вездесущего младенца. К 10 месяцам ребенок встает из положения на четвереньках, сильно оттолкнувшись руками от пола, стоит и переступает ногами, держась за опору двумя руками. Ребенок с удовольствием подражает движениям взрослых, машет рукой, достает из ящика или собирает разбросанные игрушки, берет мелкие предметы двумя пальцами, знает название любимых игрушек, находит их по просьбе родителей, играет в "ладушки", "сороку", "прятки". Он подолгу повторяет слоги, копирует различные речевые интонации, голосом выражает эмоции, выполняет некоторые требования взрослых, понимает запреты, произносит отдельные слова - "мама", "папа", "баба".

На 11-м и 12-м месяцах у детей появляются самостоятельные стояние и походка. Малыш переступает ногами, держась за мебель или перила одной рукой, приседает, берет игрушку, снова встает. Затем отпускает руку от барьера и начинает ходить один. Вначале он ходит, наклонив туловище вперед, на широко расставленных и полусогнутых в тазобедренных и коленных суставах ногах. По мере совершенствования реакция координации, его походка становится все более уверенной, во время ходьбы он останавливается, поворачивается, наклоняется за игрушкой, сохраняя при этом равновесие.

Малыш познает части тела и учится показывать их по просьбе взрослых, удерживает ложку в руке и пытается есть самостоятельно, пьет из чашки, поддерживая ее двумя руками, кивает головой в знак утверждения или отрицания, с удовольствием выполняет простые поручения родителей: найти игрушку, позвать бабушку, принести свои ботинки.

В его словарном запасе, как правило, уже несколько слов. Однако не следует огорчаться, если ваш малыш все еще не выговаривает отдельных слов, поскольку речь является одной из наиболее сложных высших психических функций и ее развитие очень индивидуально. Мальчики обычно начинают говорить на несколько месяцев позже, чем девочки, что связано с особенностями формирования и созревания их нервной системы. Речевая задержка часто наблюдается и у детей, чьи родители относятся к разным языковым группам и общаются с ребенком каждый на своем языке. Членам таких семей рекомендуется в интересах малыша выбрать единый язык общения до тех пор, пока ребенок его полностью не освоит, и лишь тогда обучать его второму. У большинства детей речь короткими фразами появляется от года до двух, а затем происходит ее усложнение и усовершенствование.

Родители малышек часто интересуются, можно ли присаживать дочек, и с какого возраста это можно делать. Их запугивают бабушки, которые твердят, что сажать девочек нельзя, поскольку это чревато проблемами с деторождением. На форумах мам пугают «опущением матки у дочки» и другими последствиями раннего сидения. Интересно, можно ли верить таким утверждениям, и когда, действительно, начинают садиться маленькие девочки.

Сроки и этапы

Точно назвать сроки, в которые девочка начнет садиться, сложно, ведь навык этот очень трудоемкий для малышки. Чтобы такое умение стало возможным, у ребенка должны быть крепкими мышцы спины и живота, шеи и рук, в достаточной степени созреть суставы и позвоночник. Педиатры считают, что среднестатистический малыш может начать сидеть с 6 месяцев с поддержкой, с 7 месяцев - без нее, а с 8-9 месяцев ребенок должен уметь самостоятельно садиться из положения лежа.



Нужно отметить, что эти нормы являются усредненными, поэтому к отдельно взятой девочке до года применять их в категоричной форме не стоит. Многое будет зависеть от целого ряда факторов, оказывающих влияние на скорость освоения ребенком нового двигательного умения. Некоторые такие факторы нуждаются в пояснениях.

  1. Вес малышки. Девочки, обладающие пухлыми формами и весом, превышающим средние нормы, сядут позже обычных сроков. Дело в том, что их костной системе будет сложней удерживать собственный вес.
  2. Темперамент. Есть девчушки спокойные и невозмутимые, а есть подвижные и любознательные. Если девочка по характеру темперамента холерик или сангвиник, то у нее все шансы начать садиться раньше спокойных малышей.
  3. Состояние здоровья. Недоношенные малышки дольше готовятся к переходу к новым физическим возможностям, ослабленные и часто болеющие девочки развиваются с некоторой задержкой.
  4. Среда обитания. Если у девочки достаточно пространства для перемещений, если она не ограничена ограждением кроватки или манежа, если ее умеют заинтересовать яркими игрушками, то сидеть и ползать она станет раньше.


Некоторые подвижные и активные девочки начинают демонстрировать намерение присесть до шестимесячного возраста. Родители смогут понять, что время пришло по подготовительному этапу. К сидению малыш готовится активными переворотами с боку на бок, со спины на живот и наоборот.

Следом за подготовкой начинается стадия кратковременного сидения, в ходе которой девочка может присесть, но удержаться в таком положении еще не сумеет. Чтобы исключить травмы, нужно максимально смягчить для малышки падения - подушки и пуфики вокруг ребенка должны быть не поддержкой, а страховкой. Через полтора-два месяца после начала кратковременного сидения девочки осваивают стадию сидения с поддержкой. Уже на этом этапе проявляются яркие индивидуальные особенности - одни девочки сидят с опорой на собственную руку, другие предпочитают опираться на локоть, третьи и вовсе норовят перевернуться и встать на четвереньки.

Но эта стадия не бывает продолжительной по времени, ведь для интересного времяпрепровождения ребенку нужно обе руки, а необходимость опираться, чтобы сохранить равновесие, не дает возможности наслаждаться игрой.

В 8 месяцев большинство девочек может довольно долго играть в положении сидя, а в 9-10 месяцев ребенок начинает сидеть самостоятельно.


Когда и как присаживать девочек?

Педиатры, в том числе и известный доктор Евгений Комаровский, не рекомендуют присаживать девочек вообще до тех пор, пока они сами на начнут садиться или предпринимать активных попыток сделать это. Как минимум, до 6-7 месяцев не следует предпринимать активных попыток усадить ребенка. В этом вопросе рекомендации одинаковые для детей любого пола. И мальчики, и девочки с незрелым позвоночником и недостаточно окрепшими мышцами рискуют стать жертвами ранней вертикализации.

Для девочек это опасно не только искривлением позвоночника и деформацией ножек, но и определенными травмами костей малого таза. Матка, естественно, никуда сместиться не может, но вот проблемы с костной структурой малого таза действительно могут сказаться на последующих репродуктивных способностях малышки.


Попытки родителей помочь ребенку в освоении нового навыка, насильственное усаживание на попу, в стульчик, коляску, в возрасте до полугода опасны и для мальчиков, и для девочек.

И уже тем более следует избегать различных детских товаров, цель которых - вертикализировать ребенка. Прыгунки и ходунки считаются развивающими приспособлениями для ребенка, но на самом деле они калечат неоформившийся позвоночник. А потому использовать такие устройства до 9 месяцев нельзя. Положение, которое принимает ребенок в ходунках и прыгунках, противоестественно в определенном возрасте.

Природа задумала развитие так, чтобы кроха прошел все стадии эволюции самостоятельно - новорожденные лежат, 2-6 месяцев - возраст для укрепления мышц и костей, и только потом нужно пройти стадии сидения, ползания, чтобы однажды обрадовать маму еще более сложным навыком - хождением на ножках.

Вот малыш уж переворачивается в разные стороны, пытается ползать на животике, еще немного и он научится сидеть, намного больше видеть вокруг. А мама наконец-таки сможет его усадить и заняться своими делами.

Вопрос, когда ребенок начинает сидеть, интересует всех молодых родителей. А ответ знает только сам малыш: когда захочет, вот тогда и сядет. А именно, когда его развитие это ему позволит. Ребенок вначале учится держать головку, переворачиваться на спинку и на животик, потом пытается ползать, и только после этого у него появляется уверенное желание сидеть: 4-5-месясному малышу достаточно протянуть руки, и он, держась за них, пытается сесть.

Семимесячный малыш еще сидит с трудом, у него спинка устает, а 8-9-месячный может сидеть уверенно и ровно. Это – средние цифры, на которые можно приблизительно ориентироваться. Но точного ответа, в каком возрасте малыш должен уметь сидеть, вам не даст даже многодетная мать и опытный педиатр: одинаковых детей не бывает, и у каждого ребенка все происходит по-своему.

Первые попытки

Если малыш развивается адекватно собственному возрасту, из положения полулежа ребенок может пытаться сесть уже в 4-5 месяцев. Если он будет падать при этом вперед или в стороны, бояться не надо. Не спешите поднимать его: пусть тренируется. Такие упражнения укрепляют его спину. Попытки сесть, держась за мамины руки, только на пользу пойдут, ему будет полезно посидеть хоть немного.

Случается, что малышу интереснее ползать, чем сидеть. У ползающего, но не пытающегося сесть семимесячного ребенка более сильные мышцы на руках и ногах, чем спинные мышцы, он немного позже сядет. Пусть вволю ползает пока на четвереньках – сидеть научится все равно.

Для мамы всегда облегчение, когда ее ребенок сам начинает сидеть. Как правило, мальчик может научиться сидеть раньше, чем девочка, хотя не следует считать это абсолютной нормой. Спешить не нужно, ребенок должен быть готов к тому, чтобы сидеть, физически.

Спину пятимесячный ребенок вполне удерживает, хотя не стоит такого малыша обкладывать подушками и оставлять сидеть. Он даже в шесть месяцев пока не сможет сидеть самостоятельно. Для него умение сидеть – настоящее открытие нового мира, так что он сам уверенно стремится к этому.

Как научить ребенка сидеть

Допустим, малыш к шести месяцам не сидит самостоятельно, не бойтесь – просто у него пока еще не окреп позвоночник. А вот если он и к восьми месяцам не садится, потребуется ему помочь. Вот упражнения, которые наверняка помогут вашему ребенку научиться сидеть.

  1. Положить малыша на спину, после чего потянуть его вперед за обе ручки, чтобы сел, а затем, продержав несколько секунд, отпустить. Можно поднимать по очереди за обе руки, следя, чтобы он пытался сидеть самостоятельно.
  2. Посадить малыша спиной к себе и подпереть его локотки руками, положить вокруг игрушки, чтобы у него было, к чему тянуться.
  3. Посадить ребенка перед собой и, взяв за ручки, покачивать в стороны.

Решая вопрос, как научить ребенка сидеть, попробуйте его сажать на пол, раздвинув ему ноги и опирая об пол ручками. Или высаживать на детский стульчик вашего малыша. Во сколько месяцев ребенок начинает сидеть – вопрос индивидуальный, и только если к 9 месяцам он все еще сидеть не научился, можно обратиться к врачу. Если малыш в этом возрасте не пытается садиться, это может быть отклонением от обычных норм.

Развитие ребенка проходит постепенно, каждый день с самого рождения он учится чему-то новому и познает окружающий мир. Многие родители хотели бы помочь своим малышам, поэтому часто задаются вопросом, как научить ребенка сидеть, ползать, бегать. Однако нужно помнить, что для каждого навыка и умения есть свой возраст. И торопить события нежелательно, поскольку детский организм может быть не готов физически.

В каком возрасте дети учатся сидеть

Прежде чем выяснить, во сколько дети садятся, нужно понимать процесс наращивания силы и мышечной массы новорожденного. Укрепление детского организма проходит через несколько последовательных этапов:

  • в возрасте 3-4 недель кроха начинает держать головку;
  • между 1 и 2 месяцем малыш учится держать голову, лежа на животе, и опираясь на свои ручки;
  • ближе к 3 месяцу он научится переворачиваться со спины на живот и обратно;
  • в возрасте 5-6 месяцев малыш начнет предпринимать попытки, чтобы сесть самостоятельно;
  • в 6-7 месяцев большинство детей умеют сидеть сами без поддержки, уверенно поворачиваясь телом в разные стороны.

Такое последовательное укрепление мышц спины и грудной клетки готовит новорожденного к дальнейшему ползанию и первым самостоятельным шагам. Многие мамы замечают, что ребенок пытается сесть в 4 месяца, напрягает мышцы живота, тянется ручками. Но это еще не значит, что он готов, поэтому в этом возрасте помогать ему, присаживать, поддерживать, обкладывать подушками – рано. В среднем возраст освоения этого навыка детского организма – 6 месяцев. Девочки, как правило, садятся чуть раньше, мальчики могут научиться этому позже. Хотя именно девочек торопить нельзя, чтобы не возникли проблемы с органами мочеполовой системы.

Самое важное для родителей – дать своему чаду развиваться индивидуальными темпами, контролируя этот процесс и помогая ему. Но не торопить события и не воспитывать с пеленок чемпиона. Тем более, не стоит сравнивать успехи крохи с другими детьми. Лучше дождаться возраста, когда ребенок начинает садиться, и только потом помогать ему и поддерживать в освоении этого навыка.

Как понять, что ребенок готов садиться

Гармоничное и правильное развитие грудничка возможно только тогда, когда все происходит постепенно и по мере его возможностей. Наращивание сил и мышечной массы поможет крохе осваивать новые навыки, а умелая и своевременная помощь родителей – расти сильным и здоровым. Пока ребенок не готов сидеть, поддерживать его, присаживать или способствовать нахождению в вертикальном положении не стоит.