Мнестическая дислексия механизмы симптоматика методика коррекционной работы. Дислексия мнестическая: причины, механизмы и лечение этого расстройства

Дислексия – нарушение восприятия информации, при котором человеку сложно читать и писать. Оно также влияет на концентрацию, память и самоорганизацию. Когда вы поймете, какой подход нужен к обучению детей с дислексией, вы сможете научить их лучше понимать себя, а также развить их когнитивные навыки с помощью особых методов обучения, которые затрагивают разные органы восприятия. Это поможет им не только на учебе, но и в жизни.

Шаги

Корректировка методов обучения

    Используйте мультисенсорный структурированный язык. Этот метод считается основой обучения детей с дислексией, однако он полезен и при работе со всеми детьми. С помощью этой методики развивается фонематическое восприятие, ведется работа с фоникой. Помимо этого, эта система позволяет развить понимание, расширить словарный запас, повысить точность лексики и уровень владения ею, а также улучшить орфографию и навыки письма. На занятиях дети могут использовать все способы восприятия информации (с помощью осязания, зрения, движений, звуков).

    Преподносите материал четко и понятно. Важно описать, смоделировать навык, разбить его на шаги, дать четкие инструкции и получить обратную связь, привести примеры, озвучить цель занятия и необходимость отработки этого навыка, а также преподнести информацию в логическом порядке. Следует повторять процесс до тех пор, пока ученики не усвоят новый навык.

    Почаще повторяйте свои слова. Поскольку у детей с дислексией могут возникать проблемы с краткосрочной памятью, им может быть сложно запоминать то, что вы им говорите. Повторяйте инструкции, ключевые слова и основные понятия, и тогда ребенок с большей вероятностью запомнит эту информацию - как минимум, этого хватит для того, чтобы записать ее.

    Применяйте метод диагностического обучения. Вам следует постоянно оценивать то, насколько хорошо ученик понимает материал. Если он чего-то не понимает, все нужно повторить заново. Это непрерывный процесс. Ученикам с дислексией на освоение нового понятия часто нужно больше времени и более подробные инструкции.

    Используйте время разумно. Детям с дислексией бывает сложно сконцентрироваться. Их могут отвлекать самые разные вещи, и им может быть сложно выслушать длинную лекцию или посмотреть продолжительную видеозапись. У них также могут возникать проблемы с краткосрочной памятью, из-за чего им сложнее делать пометки или воспринимать простые инструкции.

    • Не торопитесь. Не пытайтесь дать материал как можно скорее. Пусть у детей будет достаточно времени для того, чтобы переписать материал с доски. Прежде чем переходить к новой теме, убедитесь, что ребенок усвоил информацию.
    • Регулярно делайте короткие перерывы. Ребенку с дислексией обычно сложно усидеть на месте долгое время. Разбивайте длинные лекции и делайте побольше перерывов. Можно также менять характер заданий. Например, проведите лекцию, потом устройте игру, снова лекцию, а потом занятие на запоминание.
    • Помните о необходимом времени. Детям с дислексией нужно больше времени на выполнение заданий, с которыми другие ученики справляются быстро. Давайте ученикам с дислексией больше времени на выполнение контрольных работ и домашних заданий, чтобы их ничто не подгоняло.
  1. Придерживайтесь заведенного графика. Распорядок дня позволяет детям с дислексией понимать, чего ожидать и что будет потом. По возможности размещайте график с картинками и словами на стене учебного кабинета, чтобы ученики видели его.

    • Вам следует также включить в распорядок ежедневное повторение ранее изученного материала. Это позволит ученикам связать информацию, полученную раньше, с новым материалом.
  2. Используйте разные подходы. Не думайте, что вы единственный преподаватель, кому нужно работать с детьми с дислексией. Есть различные источники информации, которые позволят вам улучшить процесс обучения. Поговорите с другими учителями, специалистами по дислексии и людьми, которые работали с детьми с этой проблемой.

    • Спросите самого ребенка и его родителей о том, в чем его сильные и слабые стороны, как ему проще запоминать материал, какие предпочтения в обучении у него есть.
    • Предлагайте ученикам заниматься вместе. Это позволит им поддерживать друг друга. Они могут читать материал друг другу вслух, просматривать записи друг друга или вместе проводить эксперименты в лаборатории.
    • Технологии могут улучшить процесс обучения. Игры, текстовые редакторы, приложения, воспринимающие речь, и устройства, записывающие голос, будут очень полезны ребенку с дислексией.
  3. Попробуйте разработать индивидуальный план обучения. Это подробный план, который описывает потребности ребенка, дает рекомендации по системе обучения и определяет необходимые изменения в учебной программе. Такой план - это документ, в подготовке которого участвуют родители, учителя, психотерапевты и сотрудники школы, и он позволяет учесть все потребности ученика.

    • Процесс создания плана обучения сложен, однако это того стоит. Если у вашего ребенка дислексия, вам следует обсудить этот вопрос с кем-нибудь из сотрудников школы. Если вы - учитель, расскажите родителям о плюсах такого плана.
  4. Всегда помните о самооценке и эмоциях ребенка. Многие дети с дислексией имеют низкую самооценку. Очень часто им кажется, что они не такие умные, как другие, или что к ним относятся как к ленивым или проблемным ученикам. Старайтесь поддерживать веру ребенка в себя и почаще говорить о его успехах.

    Обеспечьте ребенка раздаточным материалом. У детей с дислексией бывают трудности с запоминанием, поэтому распечатанный материал позволит лучше усваивать информацию, особенно если лекция длинная. Ученику будет проще следить за темой занятия, делать пометки, и он всегда будет знать, чего ожидать дальше.

    • Чтобы подчеркнуть важные моменты, используйте визуальные подсказки: звездочки, метки и другие знаки.
    • Пишите условие домашнего задания в материале урока, чтобы ребенок точно знал, что нужно сделать. Также поощряйте использование различных пометок - к примеру, букв или цифр.
  5. Проводите контрольные работы иначе. Поскольку процесс восприятия у детей с дислексией отличается от этого процесса у обычных детей, контрольные работы стандартного формата могут не отражать всех знаний ребенка. Лучше проводить контрольные работы устно либо давать на их выполнение неограниченное количество времени.

    • Во время устного экзамена зачитывайте ученику вопросы и просите ответить на них устно. Можно записать вопросы заранее и проиграть запись на экзамене. Следует также записывать ответы ученика.
    • Ученикам с дислексией сложно делать что-то, когда на них оказывается давление. Кроме того, им нужно больше времени на то, чтобы изучить вопросы и задания. Если ученик не будет ограничен во времени, у него будет время разобраться в вопросе, подумать и записать ответ.
    • Если ученик будет видеть все вопросы сразу, это вызовет у него стресс. Если показывать по одному вопросу за раз, ему будет проще сосредоточиться.
  6. Не заставляйте ученика лишний раз переписывать информацию. Людям с дислексией нужно больше времени на копирование информации с доски, на пометки по ходу лекции и для записи заданий для домашней работы. Выдавайте текст лекции и распечатанное условие домашнего задания, чтобы ученики могли сосредоточиться на главном. Учитель также может поручить другому ученику делать пометки или разрешить ученику с дислексией пользоваться конспектом ученика, который хорошо ведет записи.

  7. Выдавайте ученикам карточки с буквами и словами каждую неделю. Если они запомнят всю информацию, похвалите их и сделайте для них что-нибудь приятное.
  8. На занятиях по математике разрешайте детям пользоваться тетрадками как в клетку, так и в линейку. В тетради в линейку будет проще решать определенные уравнения, и делать это можно как вертикально, так и горизонтально.
  9. При работе с детьми с дислексией используйте какие-либо предметы. Так детям будет интереснее, и они лучше поймут материал.
  10. Предлагайте детям читать вслух и слушать аудиокнигу одновременно.
  11. Никогда не называйте таких детей глупыми. Покажите им список известных дислектиков, среди которых есть, к примеру, Альберт Эйнштейн.
  12. Предупреждения

  • Не заставляйте детей, страдающих дислексией, читать перед классом. Вместо этого пусть они читают наедине с учителем или учеником, который не будет их дразнить.

. Не зная причин, лежащих в основе данной проблемы, и педагоги, и родители чаще всего интерпретируют ее как нежелание ребенка учиться или простое упрямство; обвиняют детей во вредности и обыкновенной лени. Они даже и не догадываются о том, что причиной всему дислексия – неврологически обусловленное, часто наследственное нарушение, препятствующее овладению языковыми процессами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мнестическая дислексия и пути ее коррекции

(из опыта работы).

Учителя начальных классов сталкиваются с тем, что у некоторых детей процесс овладения чтением связан с большими сложностями и вызывает негативные реакции . Не зная причин, лежащих в основе данной проблемы, и педагоги, и родители чаще всего интерпретируют ее как нежелание ребенка учиться или простое упрямство; обвиняют детей во вредности и обыкновенной лени. Они даже и не догадываются о том, что причиной всему дислексия – неврологически обусловленное, часто наследственное нарушение, препятствующее овладению языковыми процессами.

В зависимости от степени дислексия проявляется в трудностях рецептивной и экспрессивной речи (языка), включая фонологический процессинг; нарушениях письма, чтения, звукового анализа, почерка и иногда математики.

С учетом нарушенных операций процесса чтения Р.И.Лалаева выделяет фонематическую, семантическую, аграмматическую, мнестичекую, оптическую и тактильную дислексию.

Хочу остановиться более подробно на мнестической дислексии.

Данный вид дислексии обусловлен нарушениями слухоречевой речевой памяти, вследствие чего у ребенка затруднено образование связи между звуком и зрительным образом буквы. Ребенок не запоминает буквы, смешивает их, заменяет при чтении (не запоминает названия букв). Поэтому логопедические занятия по коррекции направлены на запоминание графического образа звуков, развитие графомоторных функций, изобразительной деятельности устранение нарушения всех этапов чтения. Традиционная система логопедических занятий по коррекции дислексии предполагает работу над всеми нарушенными сторонами устной речи и неречевыми процессами. Занятия по коррекции данного вида дислексии направлены на развитие слухоречевой и речезрительной памяти и включает в себя упражнения на развитие слухоречевого и речезрительного запоминания, пространственных представлений, словесного мышления, обогащение словаря, Можно включать задания на дермалексию, на дифференциацию тактильно воспринимаемых букв, как и при тактильной дислексии, а также кинезиологические упражнения, которые направлены на развитие межполушарной симметрии.

Базовым методом коррекции является восстановление работы различных отделов мозга, отвечающих за тонус, за разные формы восприятия, за контроль. Иногда, для того чтобы в тупиковой ситуации появились сдвиги, достаточно десяти занятий общей «энергетической» направленности, тогда на фоне оптимального тонуса заметно улучшаются речевые процессы. А через один-два месяца (или сразу) начинают формироваться новые адекватные интеллектуальные навыки в счете, письме, чтении.

Для мнестической дислексии важно стимулировать работу правого пространственного полушария и связи между левой и правой половинками мозга. Поэтому полезно будет ползание разными способами на животе и четвереньках. Кроме того, на следующем этапе начинают работать с образом и пространственной организацией рисунка буквы: лепят ее из пластилина, вырезают из бумаги, угадывают на ощупь. Для автоматизации буквы подключают все формы восприятия: зрительное (цвет, форма, величина), кинестетическое (кожное и др.), слуховое.

Если есть устойчивый и крайне непродуктивный навык угадывающего чтения, то для его разрушения используют т.н. «рамку»: лист с прорезью размером в одну букву, слог, слово. Этим листом закрывают страницу и читают строго побуквенно сначала, а затем увеличивают размер окошка.

Нестандартный подход к коррекции дислексии предлагает методика Рональда Д. Дейвиса, предполагающая придание печатным словам и символам мысленного образного выражения, с помощью которых устраняются пробелы в восприятии. Данная методика представляет собой комплексную программу помощи страдающим дислексией, помогающая в кратчайшие сроки справиться с трудностями восприятия, дезориентацией и проблемами при чтении и письме. Но чтобы овладеть этой методикой, необходимо пройти специальный курс обучения.

Хочу предложить некоторые приемы работы по коррекции мнестической дислексии из собственного опыта.

На своих занятиях с детьми, имеющими сложности в запоминании букв, я использую такие виды работы, в которых задействованы разные воспринимающие модальности. Задания предполагают развитие зрительной, слуховой, кинестетической, двигательной памяти, что способствует лучшему усвоению предъявляемой информации. Например, при изучении гласных букв на первых порах я обязательно (как и при традиционном подходе) использую красный цвет (впоследствии я ухожу от цвета, чтобы ребенок ориентировался не на цвет, а на графический образ). Чтобы дети лучше запомнили образ печатных букв я предлагаю каждую изучаемую букву обрисовывать по контуру. Буквы, которые являются для детей шаблоном, обязательно имеют трехмерное измерение, т.е. я беру не плоские буквы, а объемные. Затем мы сверяем обведенный контур с шаблоном. Контур гласных букв мы выделяем красным цветом с помощью ватных палочек и краски. Помимо этого мы обязательно используем пластилин, из которого создаем образ буквы как аналитическим, так и синтетическим способами (если это возможно). Также выкладываем изучаемые буквы из ниток и различных мелких предметов: пуговиц, бисера, наломанных спичек, скрепок и т.д. Работа по закреплению образа буквы продолжается до тех пор, пока ребенок четко не научится находить изучаемую букву на фоне других букв и символов. Для этого я использую таблицы по типу корректурных проб, печатные небольшие стихотворные тексты. Работа по усвоению графического образа занимает несколько этапов и подчиняется принципу: от простого к сложному. На начальном этапе дети находят только один вариант записи буквы (большая печатная, маленькая печатная, заглавная письменная, строчная письменная), а затем все варианты. Так с каждой буквой. А в последующем дети находят сразу несколько разных букв по инструкции логопеда. Обязательно провожу работу над пониманием того, что стоит за словосочетаниями: большая печатная, маленькая печатная, заглавная (письменная), строчная (письменная), потому что то, что нам кажется простым и понятным, у детей с мнестической дислексией (да и у обычных детей) на первых порах обучения еще не сформировалось на уровне понятия.

С печатными буквами проще – там идет ориентир на размер, т.к. большинство печатных букв действительно различаются только размером. С буквами на письме посложнее. Поэтому здесь надо четко сформировать знание о том, что «строчная» буква – это та, у которой главный элемент четко вмещается в строку (в комнатку), а «заглавная» «хочет быть главной, важной, потому и тянется выше потолка» (пол у нас – это нижняя граница строки, а потолок – верхняя). Я не боюсь уходить от научной терминологии даже в более старших классах, потому что термины – это определенная абстракция, а таким детям (да и детям вообще) легче мыслить знакомыми и понятными образами. У нас, вообще, не алфавит, а город фырчалок, хохотушек, хвастушек, певуний, иголочек, ежиков, бабушек, дедушек, лошадок, жуков, собачек, заборчиков, щук, цыплят, котов, тапочек. Некоторые буквы мы изображаем с помощью тела с произнесеним соответствующего звука. Гласные А,О,У,Ы,Э,И мы сопровождаем движением кисти и рук: А – кулачок широко раскрывается, как ротик, О – указательный и большой пальчики смыкаются в кружок, У – рука совершает поступательное движение вперед с вытягиванием кисти, Ы – руки в кулачках прижимаются в плечах, как будто держим гантелю, Э – рука вытягиватся в сторну вверх, как будто кричим другу, который сидит на дереве, И – движение от груди вверх с последующим вытягиванием руки в сторону (любой рукой). Гласные Я,Е,Ю,Е отрабатыватся так же, только перед гласными звуками идет удар кулачками друг от друга (звук и буква Й). Детям очень нравятся такие занятия. Даже «гиперактивникам» некогда заниматься посторонними делами.

Таким образом, при задействовании как можно большего количества воспринимающих модальностей и многократном повторении дети гораздо легче запоминают буквы..

Бывает, что образ какой-либо буквы ребенку абсолютно не дается для запоминания. Тогда я подключаю способ ассоциаций либо с какими-то животными, предметами, значимыми людьми, событиями, либо с помощью вкусовых или обонятельных ассоциаций.

Обязательным в работе я считаю развитие апперцепции, которая является большим помощником. Например, для лучшего усвоения образа букв я использую игру «Чудесный мешок», где дети наощупь определяют, какую букву они нашли. Если задание выполняется правильно, ребенок объясняет, как он догадался. А если неверно, то ему это буква отдается, чтобы он обвел ее на бумаге, вырезал по контуру (причем, вся эта работа сопровождается обязательным называнием буквы вполголоса, пока другие продолжают доставать буквы из мешочка). Затем ребенку предлагается закрыть глаза, тщательно ощупать пластмассовую букву, произнести ее название и положить в мешочек. Перемешиваю буквы и предлагаю ребенку среди других букв найти именно эту. Такой вид работы способствует лучшему усвоению образа букв и, к тому же, очень нравится детям. А положительные эмоции всегда являются хорошим спутником в любой работе.

Очень люблю на занятиях использовать плакаты с «контаминированными» буквами. На них можно проводить сразу несколько видов работы, как и с корректурными пробами. Но здесь развивается еще и пространственное восприятие и представление, что немаловажно для детей, страдающих мнестической дислексией.

Для развития слухоречевой памяти и внимания использую игру «Путаница»: называю детям части тела, а показываю другие. Дети должны ориентироваться только на словесную инструкцию, а не на увиденное. Очень хороша для развития слухоречевой памяти игра «Ручеек-речка-море-океан». Суть этой игры заключается в следующем. Детям предъявляется предложение из 4-х слов. Затем логопед говорит, например, «ручеек – речка», а дети должны вспомнить первые два слова из предложения и назвать их. Если логопед говорит «океан – море», дети должны назвать последнее и предпоследнее слова соответственно. Комбинации заданий в игре могут быть разными на выбор логопеда.

Для развития межполушарной симметрии мы с детьми рисуем двумя руками (см. « Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет. Практикум для психологов и логопедов С. В.Коноваленко), пишем буквы поочередно и ведущей, и неведущей рукой, играем в игры – трехминутки «Сегодня главная – левая», «Руки – подружки» и т.д. Так же используем руки при ловле мяча и в других упражнениях.

На наших занятиях, помимо коррекции дислексии, дети учатся работать на личный и общий результат, решать проблемные задачи, выстраивать коммуникации на уровне «ученик-ученик», «ученик-учитель», пополняют пассивный и активный словари, развивают лексически и грамматически правильную связную речь. Все занятия выстроены таким образом, что при выполнении задания, дети кому-то помогают: спасают кошечку от собачки, устраивают праздник для смешариков, наряжают новогоднюю елку и т.д. Для каждого ребенка на занятии создается ситуация успеха, а после каждого занятия заполняется экран «Цвет моего настроения». Занятия детям очень нравятся.

Коррекционная работа.

Устранение фонематических дислексий.

Фонематические дислексии связаны с недоразвитием основных функций фонематической системы:
Фонематического восприятия;
Фонематического анализа и синтеза слов;
Выделение звуков на слух в потоке речи и дифференциация звуков;
Определение количества звуков в слове, название их по порядку.

Упражнения по развитию фонематического восприятия и
слогозвукового - буквенного анализа.

1. Выделение гласного звука среди других гласных: (у) ау, эуа, аыо, иоу и т.д.
2. Назвать и показать первый гласный звук в сочетаниях гласных: уиа, аио, эоы, оиу…
3. Повторить за логопедом сочетания гласных звуков: уиу, уиуа, аиуо…
4. Выделение гласных звуков из слов (начало слова):
Ударная позиция:
Окунь, узел, аист, окна, угол, имя, ужин, эхо, отпуск.
Безударная позиция:
Аптека, изюм, арбуз, улитка …
Если дети уже знают буквы, то поднимать соответствующую букву.
Выделение гласного звука в любой позиции.
5. Выделение согласного звука на слух в потоке речи (начало слова, конец слова, в любой позиции). Можно поднимать соответствующую букву. (Игра «Пограничники». Выделить первые звуки, составить слово),
6. Определение места звука в слове.
7. Повторение за логопедом слоговых рядов.
Сочетание гласных (ранее);
Па-па-ап
Ло-лу-лы
Со-со-шо, шу-су-шу
СА-ша-ща
Сас-сос-сус
Пра-про-пру.
8. Упражнения для развития ритмической структуры слова:
Тататататата…
Тата – тататата …
Та-тататата, та-татата …

Та-та-та
То-то-то
Ту-ту-ту
9. Отобрать картинки или записать только те слова, где есть нужный звук.
10. Дифференциация звуков. Расставить картинки (или записать слова) в 2 столбика (Игра «Нагрузим грузовики»).
11. Назвать картинки, выделить звук, обозначить буквой.
12. Придумать слова с заданным звуком (или найти эти слова на сюжетной картине).
13. Разложить картинки (или слова, или записать слова) в 3 столбика.
14. Разложить картинки (или слова на карточках) в 2 столбика – двусложные слова с ударением на первом слоге, с ударением на втором слоге.
15. Придумать слова
Или выбрать из множества картинок и слов, или найти на сюжетной картинке слова.
Игра «В огороде», «В лесу» и т.д.
Пошли дети в огород, а там выросло много всяких овощей. Вот красный помидор … (Надо найти из множества схем ту, которая подходит к слову, помидор, а вот и горох …
16. Определить на слух, каким по счету в слове парта стоит звук (т)…
17. Ещё труднее, провести полный анализ слов, т.е. назвать на слух, сколько в слове слогов, звуков, гласных, согласных, твердых и мягких согласных, звонких и глухих.
18. Если дети знают буквы, то следующий этап анализа слов – это обозначить звуки буквами. Для этого лучше подбирать такие слова, где количество звуков не совпадает с количеством букв (соль), где звук не соответствует букве, чтобы сразу же развивать у детей орфографическую зоркость (дуб, корова).
19. Проводить игры по типу «Поля чудес».
20. Игра «Кто больше составит слов из данного слова: сверло – село, ров, вор, сев, вес…».
21. Составить слова из данных букв: т, с, о, м, и, з, а. «Что в корзине у Кирюши».
22. Игра «Кто больше придумает слов с буквами ол по середине»?

о л

23. Какие здесь могут быть слова?

о о о
24. Игра «Шифровальщик». Шифровальщик придумывает слово и зашифровывает его. Вариантами шифровки будут пропуски букв, перестановки букв в слове: жыил – лыжи, ански – санки, нолс – слон. Составляют и записывают слова. Из расшифрованных слов дети убирают лишнее.
25. Игра «Бюро находок». Зон – зонт, утг – утюг.
26. Игра «Буква заблудилась». (Чтобы дети понимали смысл читаемого).
Корова- корона
Мама с почками (бочками) пошла по дороге вдоль села.
Синеет море перед нами, летают майки (чайки) над волнами.

27. Игра «Составь слово». У детей карточки со слогами, у логопеда тоже. Логопед прочитывает свой слог, а дети у себя пишут такой слог, который вместе с названым составит слово (ко-сы, мы-ло), или соединяют написанные на доске слоги:
Во ва
Со сы
У са
Ро вок
О да

28. Игра «Варим щи»

Давай сегодня, варим щи!
Слова такие отыщи,
Чтоб в каждом было щей немножко!
Уже кастрюля на плите,
Берите буквы только те,
Что смотрят из лукошка.

Ы, е, и, к, я, п, л, щ, ц – щипцы, ящик, клещи.

29. Преобразование слов.

а) Изменение одной буквы: мышка-мошка-мушка…,
ночка-дочка-почка-бочка…

б) наращение слов одной или несколькими буквами:
- превратите слово пол в полк, рот в крот, вол в ствол.
в) Перестановки букв и слов:
Лыжи-жилы.
Пила-липа,
Нос-сон

30. Работа со слоговой таблицей
А О У Ы И
Н НА НО НУ НЫ НИ
К КА КО КУ КЫ КИ
Т ТА ТО ТУ ТЫ ТИ
С СА СО СУ СЫ СИ
Л ЛА ЛО ЛУ ЛЫ ЛИ

А) Логопед показывает на буквы и слоги, дети читают слова.
Б) Ученики сами составляют слова: «Кто больше?» (из 3- букв, 4-х, 5-и…).

31. Логопед составляет слово из букв разрезной азбуки. Затем говорит: «Раз, два, три! Усни!» и делает перестановки букв или слогов в слове. «Раз, два…» дети читают новое слово и говорят, что изменилось. (Масло-смола).
32. Поставить буквы в названном порядке.

II. При оптической дислексии наблюдаются трудности усвоения букв, замены, смешения в процессе чтения. В основе оптических дислексий лежат трудности оптического и оптико-пространственного анализа, недифференцированность представлений о формах, сходных оптически, нарушения зрительного восприятия и памяти; недоразвитие пространственного восприятия и пространственных представлений.
Поэтому при устранении данного нарушения проводится работа по следующему плану:
1. формирование зрительного восприятия;
2. развитие зрительной памяти;
3. формирование пространственных представлений, зрительного анализа и синтеза.

Упражнения, игры.

1. Найти букву среди других букв в тексте.
2. К печатной букве поставить письменную и наоборот (можно в виде игры).
3. Определить буквы в неправильном положении (разного цвета), перевернуть, прочитать.
4. Обвести контуры букв (печатных и письменных). Заштриховать буквы. Вырезать из наждачной бумаги.
5. Добавить недостающие элементы букв.
6. Выделить буквы, наложенные друг на друга
7. Игра: «Что изменилось?» (на предметах, картинках, буквах, словах).
8. Логопед показывает на мгновенье картинки (буквы, слова). Затем называет их по порядку, или выкладывает из азбуки буквы или пишет их. (Самые трудные – графически сходные буквы).
9. Игра «Алфавит». Кто быстрее назовет все буквы алфавит? На таблице написаны все буквы вразброс. Дети должны назвать и показать их в алфавитном порядке. Победит тот, кто затратит на это меньше всего времени. Игры «Заветный мешочек».
10. Игра «Не ошибись!». Прочитать буквы и сочетания букв:
а) а,и,и,а – аи-аи
б) и,а,а,и – иа-иа
в) и,и,а,а – аи-иа-аи
г) а,а,а,и - иа-иа-аи

11. Чтение различных слоговых таблиц:
- таблица в книге «Читаем сами».
- прямые обратные слоги
- графически сходные буквы
- со стечением согласных
- с наращением
- на дифференциации.

12. Цветовое восприятие слога, как прием обучения чтению:
кабрь - декабрь
13. Чтение слов написанных наоборот: лобтуф – футбол
14. Прочитай так, чтобы получилось слово: с ка ка л ка, тю с л а.
15. Прочитай. Сколько слов ты прочитал?
Р а еб тя пошлизагрибами.
16. Прочитай. Найди и исправь ошибки.
Дым на улице стоит
Дом из труб его валит.
17. Чтение с разными заданиями (сначала в словах, затем в текстах):
- прочитать только с буквой «а» (у,и …).
- слова с одним слогом …
- читать слова с ударением на первом слоге…
18. Сравнение предложений, в которых содержаться 1-2 одинаковых слова: Паша ударил рыбу – дети ударили рыбу.
Дети читают первое предложение и находят у себя похожее предложение, но всё же чем-то отличающееся от первого. Читают оба предложения.
19. Чтение слов, отличающихся между собой приставками, суффиксами, окончаниями: купался – искупался.
20. Чтение предложений, где встречаются слова, различающиеся окончаниями, приставками, суффиксами:
Петя посадил березу
Петя посадил березку
Петя посадит березы.

Читают, сравнивают.

21. Чтение слогов с постоянным наращиванием до слова:
Ва-рва-рвами
Ли-сли-сливы
22. Чтение с постоянным открыванием слогов.
23. На мгновенье показать слово на карточке, дети должны восстановить его из букв разрезной азбуки. (Птичка) скворец.
24. Для расширения «поля зрения» полезно читать предложения, написанные так:
А) Лара
Сама
Мыла
Раму
Б) Лара сама
Мыла раму.
В) Лара сама мыла раму.

25. Чтение текстов, где предложения разбиты на синтагмы и записаны стихотворным набором:
Гнездо у белки,
Как у птицы, устроено:
Из веточек,
Из сучьев.

26. Еще об одном методе хочется рассказать. Многолетняя практика учителей показала высокую эффективность метода орфографического чтения. В основе его лежит артикуляционная память. Но при этом подключается ещё один вид памяти – слуховая.
Опираясь на артикуляционную память, орфографическое чтение открывает широкую дорогу обогащению словарного запаса учащихся. Ученик в процессе работы над книгой сам будет узнавать различные оттенки каждого слова. Когда же надо будет воспроизвести слово графически, артикуляционная память последователь подскажет слово, даже не переводя его в звуки, и ученик запишет его правильно.
При орфографическом чтении слово не должно распадаться на слоги, иначе оно потеряет цельность, индивидуальность и не останется в памяти движений артикуляционного аппарата.
Дети легко осваивают 2 вида чтения: читай как пишем, читай как говорим.
Обучая двум видам чтения, преследуем 2 цели:
1.Передачу мыслей и чувств орфографическим чтением;
2. Отработку звуковой графической формы орфографическим чтением.

III. Семантические дислексии проявляются в нарушениях понимания прочитанных слов, предложений, текста.
Нарушения понимания прочитанного наблюдаются у детей с очень поздним развитием речи, с аграмматической речью, у которых выявляется недоразвитие как фонетико-фонематической, так и лексико-грамматической стороны речи.
Приведу несколько упражнений по развитию лексической стороны речи (понимание значения слов).
1. Расширение и активизация словаря по темам понятийного словаря (овощи, фрукты…) и обобщающих слов. При работе над этим полезны игры «Четвертый лишний» (логические упражнения).
2. Логические упражнения. Разложи картинки или слова в 2 столбика:
Инструменты транспорт
Цвет предметов форма предметов
Имя фамилия

3. Объяснение значения слов паронимов:
белка-палка, нос-нёс, банка–банька.

4. Соединить слова с их объяснением:
Читатель тот, кто изобретает
Строитель тот, кто читает
Избиратель тот, кто строит

5. Дополни объяснения слов:
Вязальщик – тот, кто ……
Сварщик – тот, кто …….

6. По данному объяснению назови слово:
Очень сильный - …
Очень добрый - …
Очень здоровый - …
Очень хитрый …..
Слова для справок: здоровяк, хитрец, силач, добряк.

7. Объяснить значения родственных слов устно (или подобрать соответствующие картинки): часы, часовой, часовщик.
8. Игра «Правильно ли Незнайка объяснил образовании е слов?»
Горисный – горе,
Сырник – сырой,
Плавка – плавать.

9. Подбор синонимов:
А) Старый - …
Веселый - …
Прилежный - …
Слова для справок: оживленный, радостный, смешной, дряхлый, ветхий, древний, старательный.
Б) Игра «То же самое».
Дети читают слово, а на обороте карточки записывают синоним: глаза – очи, чумазый – грязный.

10. Игра «Все наоборот». (Устно по картинкам, по карточкам слов).
Например: с мячом, или дети читают слова и ставят их под соответствующими картинами (длинный - короткий).
11. Игра: «Что может быть тяжелым? Красным?»….
12. Назови предмет по описанию (или картинку)
- рыжая, хитрая, пушистая…
13. На одних карточках написаны загадки, на других отгадки в виде слов или картинок. Дети читают загадки, представляют отгадки.
14. Логическое ударение. Итак, устранение дислексий является дифференцированным. Методика устранения нарушений чтения строится с учетом проявлений его расстройств, характера нарушения, механизмов дислексий.

Коррекция нарушений чтения у учащихся начальных классов с ОВЗ

Характеристика навыка чтения.

Чтение является письменной формой речевой деятельности, при которой осуществляется понимание заложенной в тексте информации в результате перевода зрительных знаков в речеслуховые. Многие ученые указывают на огромную роль чтения в формировании человека как саморазвивающейся личности.

Чтение - это сложный психофизиологический процесс. Оно осуществляется в результате совместной деятельности зрительного, речедвигательного и речеслухового анализаторов и включает зрительное восприятие. Выделяется две стороны процесса чтения: с одной стороны, восприятие буквенных значков, соотнесение зрительного образа слова и его слухопроизносительного образа, т.е. его техническая сторона, с другой стороны - понимание читаемого. Полноценный навык чтения характеризуется следующими качествами: беглость, правильность, выразительность, сознательность. Три первых качества составляют технику чтения. По мере развития технической стороны осознание читаемого становится главным качеством. Становление технической стороны идет поэтапно: от послогового к чтению целыми словами, затем - словосочетанием и предложением. Постоянная тренировка превращает техническую сторону в автоматизированный навык.

Процесс чтения можно представить графически при помощи метафоры «велосипедного колеса» (смотри рисунок). На предлагаемой модели техника чтения соотносится с покрышкой, все нейропсихологическое обеспечение с помощью спиц, личный опыт отмечается осью, способность превращать содержание текста в свой личный, познавательный опыт в виде обода. Представив «колесо чтения» движущимся по поверхности условного текста, видно согласованную работу всех элементов структуры. По данной схеме также видно, невозможность правильного усвоения читаемого текста при нарушении одного из структурных элементов.

Нарушения чтения (дислексия) у учащихся с нарушением интеллекта.

Дислексия, или специфическое расстройство чтения, является наиболее распространенным расстройством учебных навыков у детей. Слово "дислексия" имеет греческое происхождение и означает "трудности со словами" (dys - плохой, неадекватный, lexis - слова, речь). Термин применяют к тем людям, которые с большим трудом овладевают навыками чтения и правописания, в частности, с трудом осваивают письменную речь. Это частичная неспособность к освоению навыка чтения, связанная с нарушениями функций или недоразвитием определенных участков коры головного мозга. Дети не "перерастают" дислексию! Коррекция дислексии представляет собой комплексный подход, включающий немедикаментозное воздействие, направленное на тренировку познавательных функций, и/или их закрепление в качестве компенсаторного механизма. Кроме того, полезным может оказаться медикаментозное лечение дислексии.

При устранении нарушений чтения необходимо учитывать, что дислексия не является изолированным нарушением. Поэтому логопедическое воздействие направляется на весь комплекс речевых нарушений, на устранение нарушений устной речи, чтения и письма. Дислексии различаются по своим механизмам и степени выраженности.

Выделяются следующие виды дислексий, в зависимости от нарушенных механизмов: фонематические, оптические, мнестические и семантические.

Фонематические дислексии вызываются недоразвитием функций фонематической системы: слухопроизносительной дифференциации фонем, фонематического анализа и синтеза. Выделяются две группы нарушений чтения:

Нарушения чтения, связанные с недоразвитием слухопроизносительной дифференциации фонем, различение звуков;

Нарушения, связанные с недоразвитием фонематического анализа и синтеза;

Затруднения вызывают буквы, обозначающие звуки сходные акустически и

артикуляторно: ц - с, ш - щ, ч - щ, ж - ш, з - с, б - п, д - т , твёрдые и мягкие, идёт замещение при чтении данных букв. При недоразвитии функций фонематического анализа и синтеза наблюдается побуквенное чтение, вставки, пропуски, перестановки; трудности чтения обратных слогов.

Оптические нарушения чтения связаны с недоразвитием высших зрительных функций: зрительного анализа и синтеза, оптико-пространственных представлений. В процессе овладения чтением отмечаются трудности в усвоении сходных графически букв, их смешения и замены.

Мнестические нарушения чтения связаны с трудностями установления связей между звуком и буквой, не запоминает, какая буква соответствует тому или иному звуку. Проявляются в трудностях усвоения всех букв, в недифференцированных заменах букв.

Семантические нарушения чтения (механическое чтение) - это нарушение понимания читаемого при технически правильном чтении. Вызываются недоразвитием звуко-слогового синтеза; нечеткостью, недифференцированностью представлений о синтаксических связях слов внутри предложения.

Следует отметить, что нарушения чтения у детей с недостатками интеллекта встречаются преимущественно в комплексном, осложненном, а не в чистом виде.

При устранении нарушений чтения используется принцип поэтапного усложнения заданий, большое количество упражнений. Методика устранения строится с учетом особенностей его проявления, степени выраженности, механизмов дислексии. При работе использовать взаимодействие различных анализаторов, опираться на более сохранные психические функции. Следует учитывать и общедидактические принципы: индивидуального подхода, доступности, наглядности, конкретности.

Пути коррекции различных видов дислексий.

Устранение фонематических дислексий .

В случаях, если дети смешивают буквы, проводится работа по дифференциации смешиваемых звуков. Работа проводится по плану:

  • Уточнение артикуляции звука с использованием зрительных, кинестетических, тактильных, слуховых восприятий;
  • Выделение звука на фоне слога;
  • Определение наличия звука в слове;
  • Определение места звука в слове

В дальнейшем проводится работа по сопоставлению смешиваемых звуков: изолированно, в слогах и словах, в предложениях. Соответственно проводится соотнесение звука и буквы.

Пример: дифференциация Ц - С.

Изолированно:

1.С помощью кинестетических ощущений уточняется расположение органов артикуляции.

2.Определение звуков по артикуляции.

В слогах:

1.Логопед произносит слоги: ца, су, со, цу, сы. Ученики поднимают нужную букву.

2.Повторение слогов за логопедом.

3.Чтение слогов

4.Придумывание слогов.

В словах:

1.Определить, какой звук в слове (ц или с): находится в начале слова, в конце, в середине.

2.Определить, в какой последовательности идут данные звуки в словах: скворец, лисица, синица нарцисс.

3.Подобрать слова со смешиваемыми звуками.

4.Назвать слова из прочитанного текста со смешиваемыми звуками.

5.Отобрать картинки, в названиях которых звук С, затем Ц.

6.Загадки, лото.

При побуквенном чтении, искажениях звукового и слогового состава слова проводится следующая работа:

1.Фонематический анализ звукового ряда, состоящего из двух гласных.

2.Фонематический анализ звукового ряда, состоящего из согласного и гласного (первоначально обратный слог):

3.Составление слогов: прямых и обратных.

4.Работа по таблицам:

А У О О А У

5.Фонематический анализ слова.

6.Развитие слогового анализа и синтеза:

Изменить порядок звуков в слоге (прямой - обратный)

Добавить недостающий слог: -пог, по- -да, -бака (са, су, со)

Составить слово из слогов.

Устранение оптических дислексий .

Работа проводится в следующих направлениях:

  • Развитие зрительного восприятия и узнавания;
  • Расширения объёма и уточнение зрительной памяти;
  • Формирование пространственного восприятия и представления;
  • Развитие зрительного анализа и синтеза.

Можно предложить следующие упражнения:

Назвать предметы, изображенные на картинке

Назвать контурное изображение предметов

Назвать перечеркнутые контурные изображения

Выделить контурные изображения, наложенные друг на друга

Найти букву среди ряда других

Соотнести буквы, выполненные разным шрифтом

Узнать буквы, перечеркнутые дополнительными линиями

Определить буквы в неправильном положении

Выделить буквы, наложенные друг на друга

Упражнения на уточнение представлений детей о форме, величине, цвете

Упражнения на развитие зрительной памяти («Чего не стало?» и др.)

Упражнения, направленные на формирование пространственного восприятия, пространственных представлений, зрительного анализа и синтеза (право - лево, верх - низ с использованием предлогов, запомнить расположение предметов по отношению друг к другу, рисование по речевой инструкции и др.).

Устранение мнестических дислексий .

Одним из методов устранения мнестической дислексии, когда дети не могут запомнить, какая буква соответствует тому или иному звуку, является использование пальцевого показа изображения буквы. Ведь известно, что развитие мелкой моторики руки тесно связано с развитием речи ребенка. Например: буква О - круг, составленный из большого и указательного пальцев; А - эти же пальцы широко раздвинуты, Р - изображение головы лошади. Первоначально, при изучении буквы дети сопровождают называние буквы показом, затем по мере запоминания буквы, показ отходит. Практика показывает, что с использованием данного метода дети быстрее запоминают буквы, в дальнейшем улучшается скорость чтения, постепенно механическое чтение переходит в осознанное.

Устранение семантических дислексий .

Семантические нарушения чтения, возникающие в следствие недоразвития звуко-слогового синтеза, преодолевается частично при улучшении технической стороны чтения. Когда ребенок перестает обращать внимание на узнавание буквы, слияние букв в слоги; начинает читать целыми словами, тогда внимание и мышление ребенка освобождается для усвоения семантического значения слов и текста в целом. В данном случае используются различные тренировочные упражнения, направленные на развитие техники чтения. Другая сторона работы направлена на расширение активного и пассивного словаря, актуализации имеющегося опыта учащихся, их представлений, понятий.

Виды работы:

Подготовка к восприятию текста через беседу, рассказ, экскурсии, демонстрацию картин, видеоматериалов

Работа над незнакомыми и сложными для понимания словами и выражениями

Упражнения, направленные на определение смысловой структуры текста.

Разнообразные виды упражнений для устранения дислексий.

Упражнения на выработку речевого дыхания .

  • футбол Скатать ватный шарик и поставить два кубика в качестве ворот. Ребенок должен, дуя на шарик, загнать его в ворота.
  • ветряная мельница Ребенок дует на лопасти игрушки-вертушки или мельницы из песочного набора.
  • снегопад Сделать снежинки из ваты (рыхлые комочки). Объяснить ребенку, что такое снегопад и предложить ребенку сдувать "снежинки" с ладони.
  • листопад Вырезать из цветной бумаги различные осенние листья и объяснить ребенку, что такое листопад. Предложить ребенку подуть на листья, так, чтобы они полетели. Попутно можно рассказать, какие листочки с какого дерева упали.
  • бабочка Вырезать из бумаги бабочек и подвесить их на нитках. Предложить ребенку подуть на бабочку так, чтобы она полетела (при этом следить, чтобы ребенок сделал длительный плавный выдох).
  • одуванчик Предложите ребенку подуть на отцветший одуванчик (следите за правильностью выдоха).
  • шторм в стакане Предложите ребенку подуть через соломинку в стакан с водой (нужно следить, чтобы щеки не надувались, а губы были неподвижными).

Техника выполнения упражнений:

  • воздух набирать через нос
  • плечи не поднимать
  • выдох должен быть длительным и плавным
  • необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно придерживать руками)
  • нельзя много раз подряд повторять упражнения, так как это может привести к головокружению

«Медвежата»

Представьте, что вы маленькие медвежата и просите у мамы кушать. Слова произносятся протяжно, на выдохе, четко произнося звук М:

Мам, меду б нам.

Мам, молока бы нам.

«В лифте»

Мы едем на лифте и объявляем этажи. Чем выше этаж, тем выше голос: едем с первого этажа на девятый, а затем спускаемся.

«Ручка в зубах»

Произнесите своё имя, зажав ручку зубами и губами.

«Работа с таблицей»

Учащиеся, делают вдох и на выдохе читают 15 согласных одного ряда:

Н Б С М Н П Х Ч М К Б П Р В С

Ш Ж Н Б В Д З Т Г П Ц Г Х З Н

М Н Д Г М Л Р В С Ж З Ш Н К Ц

Д Л Р П В Ф Т Б Х З Ш Н Г К П

Т С Ч П Р Л Г Н Ш К В Б З Н Щ

Развитие фонематического восприятия

  • покажите букву и назовите звук, четко артикулируя: ребенок должен хорошо видеть ваши губы;
  • произнесите вместе с ребенком звук перед зеркалом и обратите внимание ребенка на движение губ (когда мы произносим звук «а» - рот широко открыт; когда произносим «о» - губы выглядят как овал; при произнесении «у» - губы сложены трубочкой; при произнесении «и» - губы вытянуты в улыбку)
  • поймай звук Взрослый произносит гласные звуки, а ребенок должен хлопнуть в ладоши, услышав заданный звук.
  • внимательный малыш Взрослый называет звук, а ребенок должен показать соответствующий символ.
  • дирижер Прорисуйте рукой ребенка в воздухе заданную букву. Затем пусть ребенок попробует сделать это самостоятельно.
  • архитектор Сложите заданную букву из палочек или спичек. Затем пусть ребенок попытается проделать это самостоятельно. Помогите ему при необходимости.
  • звуковые песенки Предложите ребенку составить звуковые песенки типа «а-у» (дети кричат в лесу), «у-а» (плачет ребенок), «и-а» (кричит ослик), «о-о» (мы удивляемся). Сначала ребенок определяет первый звук в песенке, протяжно пропевая ее, затем - второй. Потом малыш с помощью взрослого выкладывает эту песенку из звуковых символов и прочитывает составленную схему.

По данной же схеме идет работа с другими звуками речи и буквами их обозначающими.

Развитие четкости произношения.

Упражнения, развивающие артикуляционный аппарат.

Работа со скороговорками. Проговаривать медленно с постепенным увеличением скорости. Читается хором и отдельными учениками.

Тренировка в произнесении гласных по порядку, сочетаний гласных, сочетаний гласных и согласных, сочетаний согласных.

Чтение блоков.

Цель: отработка навыка чтения целыми словами, тренировка глазных мышц и развитие произвольного внимания.

Запись блоков производится на доске в столбик или ряд во время урока, с требованием читать про себя по мере написания. Затем блок прочитывается хором.

Первая группа блоков.

Ба бы б-э-э-э во! Вы га да до ды же

Ка ку ли ля лю ми м-у-у мы мэ-э-э но

Ай-ай ей-ей ек-ек ой-ой! Во-во! Га-га-га! Ба-ба

Га-га-га! Да-да-да! Эй-эй!

Ба-ба дя-дя па-па ма-ма

Вторая группа блоков.

Ага бай сам шар пол

Аут баз бык бэр вон

Выя дар дом уже зал

Ему бош кар зим лот

Ива лом сон мыс шаг

Лю люк лук лос лис мыс рис

Бэ бэр бор бур бук бим бус

Уж муж луж лыж пыж паж маж

Третья группа блоков.

Бокс борт борщ верх волк толк полк

Зонт зонд корт лифт лярд морж торт

Фонд форт порт цинк шарф шест шёлк

Четвертая группа блоков.

Вверх взмах взнос взмыл вклад

Смысл спорт столб страж трест

Гвалт тракт Днепр Днестр Дрозд

Значения незнакомых слов объясняются логопедом.

Упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям.

«Сложи слова»

Слова пишутся на двух карточках. Сложить карточки так, чтобы получилось слово (бе-реза, ли-са, моло-ко, пе-тух).

«Словесные горки»

из ры ста

изб рыб стар

изба рыба старый

избушка рыбка старик

старушка рыбак старичок

соседний

скворечник

«Полустертые слова»

1.Шалунья - резинка стерла часть букв. Попробуйте восстановить и прочитать слова. Стерты элементы букв.

2.В словах стерта верхняя или нижняя часть. Догадайтесь, какие слова написаны.

Логопед-дефектолог Стаценко Л.В.

Когда одноклассники уверенно и с выражением одолевают страницу за страницей, ваш малыш с трудом соединяет знакомые буквы в слова? Скорее всего, логопед вынесет вердикт – дислексия. Попробуем разобраться с этим модным словечком и решить, как быть, чтобы оно навсегда исчезло из списка ваших поводов для расстройства.

Ваш малыш сообразительный, хитрый и проявляет всевозможные способности? Папа гордо утверждает, что это его гены и с удовольствием ходит на родительские собрания в детский сад. Но в первом классе картина меняется. Оказывается, не все так гладко. Ребенок не может научиться читать. Это проблема, и вас она беспокоит, ведь вам хочется видеть своего ребенка успешным, вам хочется (и правильно!), чтобы в 1 классе он читал правильно и быстро, укладывался в нормы и осознавал прочитанное. Давайте разбираться…

Что такое дислексия?

Внимательный логопед при качественном обследовании ребенка в детском саду должен заподозрить возможные трудности с формированием процесса чтения. Однако чаще всего диагноз «дислексия» родители слышат впервые, когда у первоклассника возникают проблемы с обучением грамоте.

Дислексия – это частичное нарушение способности к овладению навыком чтения.

Если малыш в начале обучения смешивает буквы, это не значит, что у него серьезные проблемы. Обратите внимание, если ребенок:

  • заменяет графически сходные буквы (И – Ш, Б – Д);
  • читает побуквенно;
  • смешивает или заменяет графемы, которые обозначают похожие по звучанию звуки;
  • пропускает слоги или буквы при чтении, переставляет, добавляет;
  • пропускает слова, предложения, а то и целые абзацы;
  • не понимает смысл прочитанного;
  • прикрывает один глаз во время чтения.

Если вышеуказанные симптомы стойкие и проявляются периодически, обратитесь к специалистам , т.к. проблема дислексии решается комплексно – возможно, вашему ребенку порекомендуют посетить невролога, лора, психолога, окулиста и логопеда.

Ну-ну, спокойнее. Ваш малыш нормальный, совершенно нормальный. Не может же он быть способным во всех областях. Поэтому не нагнетаем обстановку и уж тем более не обвиняем его в возникшей проблеме. Следуйте рекомендациям врачей, будьте готовы к тому, что занятия могут длиться годами, поэтому терпения вам и вашему малышу понадобится довольно много.

Как помочь ребенку, страдающему дислексией?

Безусловно, дислексия требует повышенного внимания со стороны не только специалистов, но и со стороны родителей. Помогите своему ребенку.

Прежде чем приступать к домашним заданиям по коррекции ныне модного недуга, запомните некоторые правила.

  • Спокойствие и терпение. Даже, когда нервы на пределе. Помните, что дислексия – это не признак лени, это действительно нарушение, проблемы здоровья.
  • Нельзя наказывать вяло читающего малыша за ошибки при чтении.
  • Хвалите. Подчеркивайте достижения. Ситуация успеха окрыляет.
  • Не делитесь своими переживаниями по этому поводу с другими людьми при ребенке, это может серьезно его ранить.
  • Дислексия может проявляться в различных вариантах. Не будем углубляться, для этого есть специалисты.

Приступая к занятиям, помните, что они должны проходить не от случая к случаю, а регулярно. Чтобы малышу не наскучили ежедневные упражнения, старайтесь организовать их в увлекательной игровой форме, не перегружайте растущий организм.

Нарушение чтения: упражнения для коррекции дислексии

Предлагаем вам задания, которые пойдут на пользу всем детям с дислексией. Упражнения направлены на развитие зрительного внимания, восприятия и памяти, на обогащение словарного запаса и улучшение навыка чтения.

Составление слова из начальных букв

Выложите перед ребенком картинки, начальные буквы которых вместе составят слово. Можно использовать игрушки или любые другие предметы. Попробуйте предложить обратный вариант: малыш аналогичным образом «заколдует» слово, а вы его прочитаете.

Слова потерялись

«В комнате спрятались слова, которые начинаются на звук Р. Давай их искать». Далее усложняйте задание и предложите найти предметы, которые заканчиваются на определенный звук.

Письмо по памяти

Почини слово

Предложите ребенку составить слово из набора слогов. В самом начале обучения, если возникают трудности, покажите картинку-подсказку.

Слова на липучке

«Слова «приклеились» друг к другу. Им надо помочь разделиться».

МАМАПАПАБАБУШКАДЕДУШКАСЛОВОКАРТИНКА

Впоследствии усложните задачу и предложите разделить предложение на слова.

ЯИДУГУЛЯТЬ.МНЕКУПИЛИКРАСИВУЮКУКЛУ.ЕЕЗОВУТНАТАША.

Игра в слова

Мы все играли «в города». Принцип игры с ребенком аналогичный, только тематику определите попроще. А то и вовсе без нее. Просто придумывайте вместе цепочку из слов, которые заканчиваются на последний звук предыдущего. Например: мама – альбом – мел – луна – аквариум.

Найди слово

Напечатайте на листке ряды букв, среди которых ребенок должен найти определенное слово. Например, «сосиска». Можете для начала облегчить задание и положить перед своим учеником карточку с потерявшимся словом.

Кулинарная азбука

Пока вы готовите обед, дайте ребенку задание выложить «макаронные» схемы – количество макаронин должно соответствовать количеству звуков в слове. Здорово, если вы вместе придумаете свою именную систему обозначений звуков. Например, макароны обозначают гласные, фасоль – твердые согласные, а горох – мягкие. Получится необычная «продовольственная» пиктограмма.

Пишем, лепим, вырезаем

Если первоклассник смешивает при чтении зрительно похожие буквы, можно использовать упражнения, которые предлагают при устранении дисграфии (нарушения письма). Об этом мы писали в статье

Ищите вместе с ребенком предметы, напоминающие непослушные буквы, пишите их на манке, на запотевшем стекле, выкладывайте, сравнивайте графемы и старайтесь найти ярко выраженные отличия. Лепите, вырезайте, выжигайте на доске, выкладывайте из бисера. Вариантов множество, было бы желание.

Узнай букву по описанию

«Внимание! Пропала буква, особые приметы – две длинные ровные палочки, между ними по серединке короткая. Объявляется срочный розыск». Пусть ребенок попробует вам загадать загадку и своими словами опишет букву.

Письмо на спине

Малыш не только будет совершенствоваться в чтении, но и получит неплохой расслабляющий массаж, когда мама на его спине будет чертить буквы, слоги и слова.

Найди букву

Предложите ребенку заштрихованные буквы и предметы, наложенные друг на друга, перевернутые. Интересный вариант: к букве добавить элемент, чтобы получилась другая графема.

Допиши букву

Суть задания ясна из названия. Самостоятельно изготовьте карточки с недописанными буквами, пропустите отдельные элементы. Задача ребенка – восстановить неполноценную графему. Упражнение направлено на развитие зрительного внимания и воображения, а также на дифференциацию смешиваемых букв.

Словарный запас дислектиков часто ограничен, поэтому важной частью занятий является работа по обогащению лексикона и формированию навыка словоизменения.

Чтобы было понятнее, рассмотрим несколько вариантов игр.

Назови ласково

Стул – стульчик, стол – столик, дерево – деревце и пр.

Чей хвост?

«У кошки – кошачий, а у собаки? А у волка?».

Профессии

«Кто воспитывает детей? Кто шьет одежду? (воспитатель, швея)».

Непослушные слова

«Слова баловались и стали не на свои места. Интересно, что же было написано. Давай починим предложение». Можно для помощи использовать картинки.

Не забываем покупать ребенку детские журналы с кроссвордами, анаграммами и прочими «развивалками».

Дислексия – дар?

А теперь – пару ложечек меда на большую бочку дегтя.

Дислексия – в некоторой степени дар, который дается не каждому (приблизительно 5% людей). В большинстве случаев дети с этим нарушением имеют недюжинные способности в других областях.

Дислектики обладают нестандартным мышлением, что позволяет им подойти к решению возникающих проблем креативно. У них отлично развита интуиция, они любознательны и имеют богатое воображение.

Эйнштейн, Уолт Дисней, Квентин Тарантино… А вдруг ваш малыш сможет продолжить список этих талантливых людей, которые тоже обогатили свою биографию диагнозом «дислексия»?

Как вы и ваш ребенок справились с дислексией? Подскажите нашим читателям способы устранения проблем при обучении чтению и адреса центров, в которых вам оказали помощь.