Можно ли православному праздновать Новый год? Нужно ли праздновать новый год православным.

Близиться празднование Нового года, и для многих православных встаёт вопрос — как провести этот светский праздник?

Во всём мире Рождество отмечается до Нового года? Пост заканчивается, и люди весело справляют Новый год. Почему у нас не делают так же?

Причина в том, что у нас есть два стиля. Новый (грегорианский) и старый (юлианский). Русская Православная Церковь придерживается старого стиля. Его же придерживаются Иерусалимская, Грузинская, Сербская Православные Церкви и на монашеской Святой горе Афон. И не случайно. Юлианский календарь сохраняет преимущества как астрономические, так и церковные над григорианским календарем. Именно юлианский календарь удовлетворяет требованиям Вселенских Соборов праздновать христианскую Пасху после Пасхи еврейской. Только по старому стилю, в Великую субботу, перед Пасхой, совершается великое чудо: в этот день, по молитвам Патриарха Иерусалимского, нисходит на землю Благодатный Огонь. Это – показатель того, что Господь благоволит именно старому стилю, а календарь — это отражение Небесного в земном, Вечного в преходящем.

Сейчас Новый год приходится на время Рождественского поста. Но было время, когда Новый год у нас праздновался после Рождества. Поста уже не было. Всё было в норме. До 1918 года летоисчисление в нашей стране было по юлианскому календарю, которого сейчас и продолжает придерживаться Русская Православная Церковь. Новый год был праздником светским и приходился на святки — дни после Рождества Христова. И поэтому не было никакого греха в череде святочных дней отмечать и новолетие, вкушая скоромную пищу и вино.

Конечно, когда мы праздновали по старому стилю, все у нас стояло на своих местах. Однако после революции 1917 года была проведена календарная реформа: вместо юлианского был принят григорианский календарь (новый стиль), так что, из-за смешения стилей, празднование Нового года стало выпадать на конец Рождественского поста. Поэтому возникла проблема для людей, соблюдающих духовные традиции: как праздновать Новый год и праздновать ли его вообще?

Для многих православных христиан встреча Нового года — это определенное искушение или компромисс. Особенно это касается тех семей, не все члены которых верующие или в которых наряду со взрослыми есть и дети.

В современной России празднование Нового года возведено в культ, для нецерковных людей этот праздник стал чуть ли не самым главным праздником года. Людьми движет желание повеселиться. Сделать торжество плоти. Отмечать Новый год пьянкой и гулянкой — обычай советский, а никак не русский православный. Церковь же больше думает о духовном, чем о плотском.

Новый год вовсе не церковный праздник, но его можно наполнить духовным смыслом и отметить вполне по-православному (хотя можно, конечно, вообще не отмечать Новый год, ограничиться новогодним молебном — это тоже допустимо).

Новый год — это новое благословение Божие, новые испытания, новые радости и печали. Для православных людей, которые привыкли за десятилетия советской власти отмечать этот праздник с 31- го декабря на 1 -е января, мы советуем встретить его в кругу семьи за торжественно сервированным, но все же постным столом . Возблагодарить Бога за все, что было в истекшем году и попросить благословения на год грядущий. «Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем » (1 Кор 8:8). «Кто ест, для Господа ест, ибо благодарит Бога; и кто не ест, для Господа не ест, и благодарит Бога » (Рим 14:6).

Не в празднике грех, а в том, как праздновать . И если в новогоднюю ночь ты изначально помолишься, постараешься простить всех и ни на кого зла не держать, то, затем смело можно и с Новым Годом поздравить, и бокал с шампанским пригубить, и дольку мандаринки скушать. Видя радостные лица наши, и Господь возрадуется.

Новый год - это семейный праздник, и надо сохранить мир, согласие. Отмечая Новый год с нецерковными близкими, можно сделать два стола - постный и обычный. Пусть приготовление двух столов будет одним из ваших «постных» поступков, знаком смирения перед родными. Никого не следует осуждать. Дело в том, что пост - это глубоко личное состояние человека. У каждого есть своя мера поста. Если вы хотите поститься строго - пожалуйста. Но относитесь с уважением к тем, кто не постится — по здоровью ли, по каким-то другим причинам. Вы вполне можете поднять бокал шампанского или вина вместе с родителями.

Кстати, похожее предписание мы находим в канонических правилах для священников. Когда на свадьбе веселье уже переходит известную меру и начинаются всевозможные пляски, в которых недопустимо принимать участие священнослужителю, каноны предписывают батюшке откланяться и уйти с торжества. Но при этом не сказано, что священник должен обличать гостей и призывать всех к порядку.

Некоторые православные люди занимают очень крайнюю, строгую позицию: Новый год — праздник бесовский, богомерзкий. Эта позиция вполне объяснима, ведь Новый год всегда сопровождается телебеснованием и пьянством. Однако полностью отрицать Новый год и видеть в его праздновании один грех нельзя. Просто не нужно подменять им Рождество и бесчинствовать постом. Ведь мы, православные люди, являемся гражданами своей страны. И хотим этого или не хотим, живем по новому, григорианскому, календарю, строим нашу жизнь и трудовую деятельность по календарю гражданскому. Например, отправляемся в отпуск, сдаем отчеты по работе в конце года по новому, а не по старому стилю. Поэтому не является грехом проводить старый год, подвести итоги, поблагодарить Бога и, конечно, помолиться, вступая в новолетие. Начав год с молитвы, с просьбы о помощи Божией, будем надеяться, что Господь не оставит нас в год грядущий и благословит наши труды и дела.

Мы, православные христиане, не должны забывать, что впереди у нас ещё один праздник, который имеет для нас большее значение, чем Новый год. Этот праздник – Рождество Господа нашего, Иисуса Христа . Если мы хотим праздновать Новый год, то мы должны его праздновать через призму значимости Рождества Христова. А Рождество для нас – величайший праздник, ибо в этот день пришёл в мир наш Спаситель и исполнился обет, который был дан ещё первым нашим прародителям. Господь, после их грехопадения, обещал им приход в мир Искупителя, Который спасёт их от греха, проклятия и смерти. Если мы будем помнить об этом, то и Новый год будем праздновать соответственно.

Текущая неделя — не самая строгая часть Рождественского поста (более строгий пост начинается со 2-го января — за пять дней до праздника) , но все же состояние поста трудно совместить с празднованием чего-либо, особенно если это празднование «мирское». Поэтому церковь призывает православных, которые будут «встречать» новый год с 31-го декабря на 1-е января, сделать это по-христиански, ведь празднование празднованию рознь. И не нужно придавать празднованию Нового года такое первостепенное, порой просто мистическое значение. Ведь это всего лишь условная дата новолетия, принятого в светском обществе (например, раньше такой датой было и 1 марта, и 1 сентября). Тем более православные не должны праздновать Новый год согласно языческим традициям, нарекая его годом какого-либо животного, ориентируясь на восточный календарь.

Среди интересующих тем - как совместить Рождественский пост и празднование Нового года? Вот уж 20 лет популярность этого вопроса не угасает, и дискуссия вновь и вновь идет по кругу. Удивляют завидное постоянство вопрошающих и не меньшая сила воли отвечающих. Не ясно только одно, почему 20 лет одно и то же?

Рождественский пост

Рождественский пост - это один из четырех длительных постов Православной церкви. По своей строгости он умеренный.

Любой христианин знает, что пост - это не диета. Пост - это воздержание ради предстоящего праздника, который христиане стремятся пережить особо, нежели рядовые дни. Во все времена и во всех народах практиковалось воздержание в какие-то ответственные моменты жизни: перед важным военным сражением, перед религиозными праздником, в случае какой-то скорби. Отголосок этого - наши дни траура. С древности и у христиан установился обычай поститься перед великими праздниками в честь Господа Иисуса Христа. Естественно, ограничение себя призвано быть во всех сферах жизни и прежде всего в развлекательной, увеселительной. Но непосредственно как поститься - каждый христианин должен решать сам. Кто-то ущемляет себя в еде, кто-то в развлечениях, кто-то экономит средства и раздает нищим, кто-то свободное время отдает на служение ближним, пусть это будут его родные, нуждающиеся в помощи. Если христианин это делает ради Христа, если при этом он жертвует чем-то своим, то это и есть пост.

С кулинарной точки зрения, не вдаваясь в тонкости устава, можно сказать, что рядовым христианам предлагается так соблюдать Рождественский пост. Отказываются полностью от мясных и молочных блюд во все дни. В среды, пятницы и последние пять дней перед Рождеством отказываются также от рыбных блюд. К рядовым христианам не относятся люди пожилые и больные, а также беременные и кормящие женщины. Они вправе сами принять решение о мере воздержания, следя за своим здоровьем и самочувствием. Естественно, что мера поста детей определяется родителями. Как правило, дети едят молочные продукты, но получают меньше сладостей.

Крайне необходимо понимать, что указанную меру воздержания именно предлагают и только православным христианам. Дело в том, что никто не может заранее знать жизненные обстоятельства каждого. Поэтому конкретный вариант воздержания каждый христианин должен принять сам.

О празднике нового года

Сразу упомянем о сложившейся доброй традиции во многих храмах вечером перед наступлением Нового года служить специальный молебен, где всем предлагается вознести молитвенную благодарность Богу за год прошедший и испросить благословение Божие на год наступающий. Желающие могут узнать в храмах расписание и прийти в назначенное время помолиться.

Теперь о застолье. Среди православных христиан в наше время сложилось, наверное, три группы людей. Одни празднуют Новый год, другие празднуют старый Новый год, третьи не празднуют этот праздник вовсе. Понятно, что для вторых и третьих вопрос о соотнесении поста и праздника не стоит вовсе.

Для тех, кто постится и желает отметить праздник за праздничным столом, честно говоря, проблема возникает далеко не всегда. Сейчас такое обилие рыбных блюд и блюд из морепродуктов и всяких заморских фруктов и овощей, что раз в году устроить рыбный праздник - это даже романтично. Одна японская кухня чего стоит. Дело лишь в мере съеденного и выпитого. Понятно, что обжорство и тем более чрезмерное употребление алкоголя - вне зависимости от поста - плохи и не могут быть одобрены.

Трудности возникают, если Новый год приходится на среду или пятницу. Это означает, что от рыбы предлагается также отказаться, что и делают многие христиане, но немалая часть из них оставляют на столе морепродукты, поскольку о них ничего ни в каких предписаниях не сказано. Другие в честь праздника все-таки оставляют рыбу, третьи - составляют меню только из растительной пищи.

Важным моментом является состав участников. Дело в том, что еще сам Христос сказал, что правила существуют для людей, а не люди для правил. Если чего-то от нас вопреки правилам требует наша любовь к ближним, наша забота о них, то это выше дисциплинарных положений. Применяя к нашей ситуации, можно сказать, что предложенное выше меню относится только к тем, кто сам отвечает за празднование и сам готовит еду и увеселительную программу. Если человек взял на себя ответственность пойти в гости, то тут действует закон: в чужой монастырь со своим уставом не ходят. Что есть на столе, то и придется кушать.

В нашей стране Новый год часто воспринимается как праздник семейный. Это редкая возможность хоть раз в год и старикам, и внукам, и близким друзьям собраться вместе, пообщаться, порадовать друг друга сюрпризами и разделить совместную праздничную трапезу. Такое понимание праздника в наш век разделения, эгоизма, самодостаточности побуждает церковное священноначалие рекомендовать священникам снисходительно смотреть на некоторые нарушения постных установлений. На одном из ежегодных епархиальных собраний почивший Патриарх Алексий II с некоторым возмущением рассказывал о чрезмерно ретивом и неумном священнике, который не допустил к Причастию на Рождественской Литургии девушку, отметившую Новый год в кругу семьи, не соблюдя всю букву закона.

О просвещении народа

Одно то, что чисто дисциплинарная, прямо скажем, несерьезная тема актуальна в нашей стране уже 20 лет, говорит о какой-то системной недоработке, о том, что упущено что-то важное. Складывается впечатление, что вопрошающие - как дети, боятся сами принять какое-то решение и требуют санкции, а отвечающие не хотят указать вопрошающим на их свободу воли и ответственность и санкцию дают. Серьезных попыток просветить народ, подтянуть его к самостоятельному принятию решений я не припомню.

Если людей оставлять только на уровне регламентированных ответов и не предпринимать никаких усилий к воспитанию, то мы получим ту картину и те плоды, о которых в свое время писал один современный философ: «

В отличие от животных, инстинкты не диктуют человеку, что ему нужно, и в отличие от человека вчерашнего дня, традиции не диктуют сегодняшнему человеку, что ему должно. Не зная ни того, что ему нужно, ни того, что он должен, человек, похоже, утратил ясное представление о том, чего же он хочет. В итоге он либо хочет того же, чего и другие, либо делает то, что другие хотят от него».

Понятно, что первоочередной задачей Церкви в постсоветское время было сохранить единство, встать на ноги, обрести материально-техническую базу. Слава Богу, все это сбылось. Но теперь, наверное, настало время заняться и просвещением, а то и воспитанием тех людей, кто доверяет Церкви. Воспитание - это трудный процесс, цель которого привести человека к взрослой, осмысленной, ответственной жизни в свободе. Воспитанный христианин - это тот, кто действует не по шпаргалке, не по инструкции, а по совести, по заповедям Божьим. Такой человек понимает смысл происходящего в церкви, знает по сути, что такое пост, молитва, богослужение, милосердие, и это знание, просвещаемое совестью, дает ему возможность самому решать о месте и значении правил в его жизни.

Очень бы хотелось, чтобы люди, доверяющие церкви, с годами все меньше отказывались от своей свободы и все меньше перекладывали ответственность за устроение своей жизни на церковнослужителей. Как было бы хорошо, если бы уровень церковного просвещения достиг такой отметки, где начинается личное принятие решений.

Нужно ли праздновать Новый год? Многие православные люди, особенно из новоначальных, с жаром отвергают этот праздник, тем более что он приходится на Рождественский пост. Они считают, что у православных - другое время и что истинный Новый год может наступить по «старому стилю» только 14 января. На самом деле гражданское новолетие, или Новый год, Церковью не отвергается. Накануне гражданского Нового года совершается благодарственный молебен. Когда-то Новый год в России праздновался 1 сентября и совпадал с церковным новолетием. До сих пор именно в этот день начинается богослужебный круг. Лишь при Петре I гражданский Новый год перенесли на 1 января, как в Европе.

Отвечая на вопрос, нужно ли праздновать Новый год, отец Александр (Шергунов) говорит: «Вообще, это число совершенно условное и, в конце концов, можно было бы выбрать наугад любой день, начиная отсчет нового года именно с него.

Участие в праздновании Нового года - это наше естественное человеческое общение, и мы должны в этом участвовать, как все. Это так же нормально, как если мы называем город именно тем именем, которым он сейчас называется, а не так, как нам хочется.

Новый год для всех людей - особенно теплый праздник. Это - как повеяло весною, это - как весна среди зимы. Все чувствуют торжественность, и зло как бы уходит. Как бы человеку ни было плохо, у него, непонятно откуда, берется надежда, что может произойти чудо, что добро победит. В предновогодние дни человек как будто немного порхает - уже как будто не идет, а летит. Но что означает эта поэзия, откуда эта обновленность, будто каждый из нас не стареет на год, а молодеет на год - больше чем на год? Еще на год сократилась наша жизнь, и, может быть, наступающий новый год будет для кого-то из нас последним годом жизни. Еще на год сократилась наша жизнь, и еще на год приблизились мы к вечности. Вот где разгадка этого праздника. Может быть, юность еще ждет ослепительной новизны земных даров, но зрелость знает, что все повторится. Что было, то и будет, что делалось, то и будет делаться, и «нет ничего нового под солнцем». На земле - утомительная повторность, но с каждым годом мы приближаемся к той вечно новой, бесконечной новизне, которая от Бога, от вечности. Поэтому даже на войне под бомбежками, в смертельной опасности люди не могут не встречать Новый год. «Я хочу дожить хотя бы до Нового года», - говорит безнадежно больной. Не еще один год прожить на земле, а чтобы ощутить эту предновогоднюю легкость и радость. Бессмертная душа каждого человека по природе - христианка и неосознанно чувствует тайну, но только христиане понимают, что это значит. Новый год - это праздник всех людей. Он - как бы Рождество Христово для незнающих Бога. А нам, христианам, дано видеть, как Вечность вступает во время, приоткрывается значимость нашего пребывания на земле и ценность человеческой жизни во Христе Боге.

Столько горя и зла на нашей земле, и мы знаем, что в новом году нам не удастся избежать новых бед. Так хотелось бы хотя бы на время праздника об этом забыть, но это - мир, в котором мы стоим на пороге нового года. Но что бы ни было - в Новый год всем предлагаются дары, каждому дается новая возможность. В Новом годе присутствует какой-то блеск, каждый человек, как сказал один ребенок, чувствует себя немножко елочной игрушкой, он как бы озарен невидимым солнцем. С Новым годом, с новым счастьем!»

В Рождественский пост выпадает немало церковных праздников, когда по уставу разрешается рыба и вино. И в Новый год для православного человека нет ничего предосудительного сесть за праздничный стол со своими близкими и выпить с ними бокал вина.

Приблизилось празднование гражданского Нового года, и в Церкви вновь оживают споры: стоит ли отмечать этот праздник и если отмечать, то как это следует делать?

С «новым гадом»?

Конечно, православному христианину чуждо пьяное веселье под телевизионные завывания и прославления нового «гада»: мыши, крысы, свиньи, собаки и прочих скотских красот буддистского календаря.

С другой стороны в наших семьях много невоцерковленных да и просто неверующих людей. Для них всё это буйство - праздник. Причем, пожалуй, единственный действительно общенародный праздник, когда все россияне чувствуют единение по нейтральному поводу.

Для большинства неверующих россиян все календарные восточные «гады» - лишь милая экзотика, а праздник - повод к веселому общению. Причем далеко не всегда алкогольному: люди выезжают на природу, устраивают экскурсии, навещают родственников и т. п. Даже сложилась традиция, идущая еще от дореволюционного празднования Рождества Христова, отмечать этот праздник в семейном кругу.

Плохо ли это? Нет. Грешно ли нам так праздновать Новый год: семейным застольем, лыжными прогулками в зимнем лесу и пр.? Думаю, тоже нет.

Но ведь пост идёт…

Строгий пост, исключающий по монастырскому уставу рыбу, елей и вино начинается со 2-го января.

Для христианина в данном случае важно даже не то, что мы празднуем (повод ведь нейтральный - календарное начало года), а как мы это делаем. И не так важно, есть пост или нет. Можно ведь и на Пасху напиться по «совершенно церковному» поводу, на «законных основаниях» уничтожая килограммы колбасы и салатов.

Следовательно, празднование православного христианина всегда будет сопровождаться неким воздержанием, независимо от меню и качества пищи.

Поэтому для христианина не вопрос, что есть и пить в Новый Год. Морепродукты, фрукты и овощи найти не трудно. Даже не проблема, смотреть телевизор или нет - во многих семьях смотрят только обращение Президента. Затем продолжается живое общение, а «ящик» лишь жужжит фоном для беседы или выключается вовсе.

Иными словами - можно отпраздновать вместе с невоцерковленными родственниками Новый Год и не нарушить Устава Церкви. Только надо добавить очень важную часть празднования - молитву.

Ведь для христианина праздник это повод для сугубой молитвы. Освятить молитвой наступающий год, к которому все мы, как граждане страны, живущей по новому стилю, имеем отношение. Поэтому естественно сложилась традиция совершать Новогодний молебен либо после вечерней службы 31 декабря, либо после литургии 1 января.

Есть даже храмы, где за последние годы сложилась традиция служить литургию прямо в ночь с 31 на 1-е января, за которой желающие могут начать Новый Год причащением Святых Христовых Таин.

По моим наблюдениям, в эту ночь бывает до 20 причастников. Многие приходят целыми семьями, а затем в трапезной храма вкушают постную трапезу с шампанским и доброй беседой начинают новогодние торжества.

Преображающая сила Церкви

Итак, для нас важно как мы встретим праздник: и православный, и 1-е января, и другие, сложившиеся в нехристианском обществе памятные даты. Не стоит бояться делать их миссионерским оружием Христовой Церкви, иначе они станут орудием нехристианских сил.

Вспомним, как Церковь постепенно вытесняла языческие обычаи и празднования христианскими и так воцерковляла неофитов, во множестве пришедших после Миланского Эдикта (IV в.).

Ведь и сам праздник Рождества Христова заменил собой языческий день «непобедимого солнца», и масленица со святками, войдя в церковный календарь, перестала быть прославлением языческих божеств.

Для Церкви каждый день - это полноценный праздник пришедшего в мир Христа Спасителя. Поэтому любой день наполняется при необходимости тем или иным миссионерским содержанием для удобства обучения членов Церкви основам веры и благочестия.

Поэтому стоит не разражаться гневными обличениями в адрес новомодных праздников, отдаляясь от наших соотечественников и закрывая от них богатство и красоту Православия. Нужно молиться в эти дни, помня, что мы сами недалеко от них ушли и в вопросах нравственности, и в любви к Богу.

Наше свидетельство о Православии должно выражаться в стремлении к осмысленной молитве в храме, знании церковных канонов и применении их в послушании священноначалию.

По моему мнению, надо Евхаристически преображать суть новых праздников, разумно празднуя «Новые Года», «Восьмые Марта» и «Дни Святого Валентина». И тогда даже не придется искусственно переносить суть этих праздников на другие дни.

Нужно дать возможность маловоцерковленным людям придти в эти дни в храм, услышать доброжелательную проповедь, почувствовать дух Любви Христовой и радости. И если люди почувствуют нашу любовь, то и праздники будут ими праздноваться по-другому.

Языческая и нехристианская шелуха с этих праздников спадет, и мы будет поздравлять друг друга не с новым «гадом», а все мы встретим новый гражданский год в единении веры и молитвы.

Православие ищет золотую середину и меру во всем, уверен иерей Андрей Чиженко.

Ответ, наверное, возможен такой: «Можно, если осторожно». Отметим, что в традиции нашего народа и частично в церковной у нас три Новых года.

Первый Новый год в богослужебном употреблении называется церковное новолетие. Он празднуется 1 сентября по старому стилю (14 сентября н. ст.). Данное церковное установление имеет историческое основание.

Во-первых, древние иудеи праздновали Новый год 1 сентября, и именно в этот день Христос вошел в синагогу своего родного города Назарет и прочитал слова пророка Исаии: «Дух Господень на Мне, Его же ради помаза Мя… проповедати лето Господне приятно» (Лк. 4:18, 19).

Во-вторых, потому что именно 1 сентября 313 года святой равноапостольный император Константин Великий одержал победу над своим противником Максентием, после чего государь византийский специальным документом – Миланским эдиктом – даровал христианам свободу исповедовать свою веру. Со времен Первого Вселенского Собора 325 года принято праздновать Новый год именно 1 сентября (ст. ст.). Потому годовой круг праздников и богослужений в Православной Церкви начинается 1 сентября.

Примечательно, что у древних славян, зависевших во многом от климата и природы, новый год начинался с марта, когда природа начинала пробуждаться от зимней спячки.

Второй Новый год 1 января ст. ст. (14 января (н. ст.) был утвержден в Российской империи указом Петра Первого в 1700 году. Этот календарь получил название «юлианского», потому что он впервые был введен Юлием Цезарем на территории Римской империи в 45 году до Рождества Христова.

Сейчас кроме Православной Церкви, оставшейся на юлианском летоисчислении, общество живет уже по третьему календарю – григорианскому, введенному Папой Римским Григорием XIII в 1582 году.

Таким образом, мы видим, что в различные эпохи человечество, включая и наш народ, праздновало Новый год в различное время. С одной стороны, это было связано с общественно-историческими предпосылками, с другой – с попыткой более точно приспособиться к движению Солнца, Луны и других небесных светил.

С точки зрения Нового года как праздника, Церковь, конечно же, его не запрещает. Ранее – по юлианскому календарю – праздновать его было удобнее: Рождество Христово, окончание поста и потом уже Новый год, именуемый сейчас старым Новым годом. Но большевики, конечно же, из-за противоборства Церкви и в силу антирелигиозных кампаний ввели в 1918 году на территории союзных республик григорианский календарь. И теперь Новый год уже является скорее «ловушкой», соблазном для истинного православного, который должен поститься, когда множество людей веселятся, танцуют и едят оливье и колбасы.

Итак, вопрос: «Можно ли праздновать Новый год?».

Ответ: «Конечно же, можно». Но без излишеств, пьянства и чревоугодия. Мы должны помнить, что Новый год – не праздник в полном смысле этого слова. К нему не привязано никакое духовное, историческое или общественное событие. Это лишь арифметическая дата, позволяющая человеку оценить вехи своей земной жизни: с одной стороны, подвести итог своим достижениям и неудачам в прошлом году, а с другой – построить планы на следующий год.

Потому, конечно же, лучшим препровождением времени для православного 31 декабря и 1 января было бы богослужение. Так, например, 31 декабря можно отслужить благодарственный молебен Богу за то, что Он сподобил прожить еще один год и дал все необходимое для жизни, а 1 января хорошо было бы встретить Божественной Литургией и молебном о начале всякого доброго дела или молебном на новый год, чтобы Господь даровал нам свое благословение на нашу жизнь в следующем году.

Можно отпраздновать Новый год в кругу родственников, близких, друзей. Только не нарушая поста. С рыбкой, с салатом из крабовых палочек вместо оливье. Можно и пообщаться, уделить свое внимание близким, подарить им свою любовь. Конечно же, удержитесь от пьянства, дискотек, танцев и прочего того, что не положено делать в пост.

Все хорошо в меру. И праздник должен быть без языческого разгула. Нужно понимать, что православие ищет золотую середину и меру во всем.

Будем помнить, дорогие братья и сестры, что уже с 1 января вплоть до Рождества Христова церковный устав предписывает строгий пост: следует принимать только пищу растительного происхождения. Нужно усугубить пост, чтобы достойно встретить Рождество Христово. Также не забудем, дорогие друзья, что 1 января по новому стилю в Церкви установлен день памяти святого мученика Вонифатия, которому молятся об избавлении от недуга пьянства.

Хочется всем нам пожелать, чтобы мы встретили 1 января колокольным звоном, свечечкой в храме и хрустящим снежком, а не с больной головой и тяжелым животом.

Иерей Андрей Чиженко