Можно ли сажать ребенка в 2 месяца. Во сколько месяцев дети начинают сидеть

Многих начинающих родителей волнует вопрос - с какого возраста можно сажать ребенка. Опытный врач педиатр на это обычно отвечает, что не стоит торопить события. Если ребенок сам не садится, то, значит, для этого еще не время. И его организм элементарно не готов к новому положению тела. Можно научить ребенка сидеть, но вот польза от этого для его здоровья весьма сомнительна.

Физиологически грудные дети начинают испытывать потребность в сидячем положении для игр и бодрствования примерно . Именно к этому возрасту у малыша достаточно сформированы мышцы грудной клетки, вдоль позвоночного столба и в области брюшного пресса. Процесс сидения для него не доставляет неудобств и неприятных ощущений. Ребенок уже держит спинку прямо и не нуждается в дополнительных опорах. Это время, когда учить ребенка сидеть не только можно, но и нужно.

Некоторые родители начинают присаживать детей, начиная . Это неправильно как для девочек, так и для мальчиков. Мышцы спины в это время еще не достаточно развиты. Может сформироваться нарушение сочленений позвоночника. В школьном возрасте это приведет к сколиозу, лордозу или другим видам искривления позвоночника. У девочек раннее присаживание может искривить кости малого таза, что в дальнейшем может создать трудности в естественном процессе изгнания плода из полости матки.

Если ребенок сам не садится….

В педиатрической практике часто встречаются ситуации, когда ребенок сам не садится после достижения им 6-ти месячного возраста. Если у малыша нет серьезных поражений центральной нервной системы, выраженного рахита или дистрофии мышечной ткани, то родителям следует уделить внимание физическому развитию младенца.

Обычно такие ситуации наблюдаются, когда родители мало занимаются с малышом, не делают ему массаж, не проводят комплексные физические упражнения. Важный фактор - избыточная масса тела и рыхлая структура. Помочь в этом случае может лечебная физкультура. Врач должен объяснить маме, как правильно делать гимнастику с малышом, как проводить массаж и как откорректировать его питание. После всех предпринятых мер можно начинать учить ребенка сидеть. Но делать это надо правильно.

Можно ли научить ребенка сидеть?

Для начала поинтересуйтесь - как правильно сажать ребенка, недопустимо для этого использовать различные подушки и валики. Малыш должен приучаться в сидячем положении, самостоятельно держать спинку. Посторонние опоры могут сформировать у него неправильную осанку и привычку сутулиться.

Начинайте процесс обучения с кратковременного присаживания на своих коленях. Можно вначале прислонять малыша к себе. В дальнейшем продолжайте занятия, совмещая их с массажом и физическими упражнениями. После небольшой гимнастики посадите ребенка не некоторое время на жесткой поверхности. При этом контролируйте его, не позволяя упасть, но и не особо придерживая. Постепенно увеличивайте продолжительность сидения ребенка.

Если позволяет физическое и нервное развитие, вы сможете научить ребенка сидеть достаточно быстро. Но не делайте этого до достижения им полугодовалого возраста. Ребенок начинает самостоятельно садиться и долгое время проводить в таком положении спустя 5-6 занятий.

Уход за новорожденными предполагает обязательное физическое воспитание – ежедневная гимнастика, массаж, купание. Двигательная активность позволяет деткам быстро и правильно развиваться. Чтобы они могли увидеть окружающий мир не только из положения лежа, малышей нужно поднимать, носить, подсаживать. Во сколько месяцев можно присаживать мальчиков, дабы они потихоньку учились сидеть. Ведь это новый этап в жизни маленького человечка, открывающий множество возможностей.

Как развивается грудной ребенок

У мальчиков и девочек в первый год после рождения скелет до конца не сформирован. Со временем он обрастает мышечной тканью, необходимой для нормального функционирования. С 1 по 3 месяц позвоночный столб младенца совершенно прямой. Кроха в основном только лежит. Постепенно развиваясь, он учится управлять конечностями, поворачивать и .

По достижении 3 месяцев у ребенка формируется шейный изгиб. Только тогда он может уверенно удерживать голову. К полугоду укрепляется грудной отдел. В это время некоторые дети, в основном мальчики, стараются присаживаться без посторонней помощи, сначала на бедро, а затем на попу. К 9 месяцам, когда полностью окрепнет поясничный отдел, они начинают вставать.

Родители, которых интересует, когда можно пробовать присаживать мальчика, должны знать мнение специалистов. Они считают, что, невзирая на пол ребенка (мальчик это или девочка), пытаться присаживать грудничка можно только с 6 месяцев . То же самое касается и вставания. Не следует во время игры преждевременно ставить малютку на ножки, так как неокрепший позвоночник подвергается сильной нагрузке.

Что подразумевается под присаживанием

Термин «присаживать» имеет два значения:

  1. Когда кроха спинкой опирается о живот взрослого, а ножки его слегка согнуты.
  2. Полусидячая поза, которую ребенок занимает в коляске. При этом спинка коляски находится под 45 градусным углом.

Существует несколько мнений и подходов к присаживанию мальчиков и девочек:

  1. Американский. Когда кроху присаживают с самого раннего возраста. Именно для таких родителей производятся кенгуру, ходунки, прыгунки и пр. детские изделия такого типа. Рано усаживают как мальчиков, так и девочек.
  2. Отечественный. При котором присаживать мальчика можно не ранее, чем с 6-7 месяцев. Иначе чрезмерное давление на детский хребет спровоцирует развитие сколиоза в будущем.
  3. Естественный. Его придерживаются многие психологи и педиатры. Согласно этому мнению каждый организм развивается индивидуально, и малыш может сесть в 5, 6, а то и в 7 полных месяцев. Если это произошло раньше, значит, мышечная система ребенка уже достаточно окрепла. Если ребенок не сел в 6 месяцев, нужно подождать, а не подталкивать его к этому, равняясь на соседского малыша-сверстника. Родителям в таком случае нужно заниматься с малюткой гимнастикой, массажем, стимулировать и развивать мышцы спины, а не насильно усаживать, обкладывая подушками.

Есть несколько мифов, бытующих среди родителей, по поводу присаживания мальчиков и девочек:

  1. Обкладывание подушками поможет крохе сесть быстрее. Малыш лишается возможности самостоятельно пробовать садиться, его мышцы не развиваются, он заваливается на бок (это происходит часто), что ведет к сколиотическим патологиям.
  2. Ребенок нуждается в помощи, когда пытается сесть. Маленький человек методом проб и ошибок учится переворачиваться, ползать, сидеть, отталкиваться ногами. Эти неуклюжие движения как гимнастика, укрепляют его мышцы и волю. Помогая грудничку, родители делают «медвежью услугу», и мешают нормальному процессу развития.
  3. Если 4,5 месячный малыш сел сам, допускать повторных попыток присаживаться нельзя. У каждого ребенка свои темпы развития, и если кроха готов сидеть, вмешиваться не нужно. Это чревато протестами малыша и испорченными нервами родителей.

Как понять что ребенок готов

Распознать момент, удобный для начала присаживания мальчика можно по таким признакам:

  • карапуз легко переворачивается без родительской помощи — ;
  • сам держит головку и пробует приподниматься на руках;
  • грудничок тянется к игрушкам и охотно играет ими;
  • он пытается присесть, подтягивается, крепко захватив пальцы взрослых.

Для стимулирования присаживания используют несколько простых упражнений:

  1. Малышу вкладывают в ладошки большие пальцы и удерживают их на одном уровне. При этом ребенок пытается подняться. Поднимать его за ручки нельзя. Это грозит травмированием или растяжением.
  2. Ребенок лежит на спине, в его ладошку вставляют палец. Когда он захватывает его пальцами, руку подтягивают так, чтобы побудить кроху повернуться на животик.
  3. Помогают укрепить мышцы спины . На этом мяче можно делать много полезных движений. К примеру, малыша легонько катают на нем, выкладывая по очереди на спинку и животик.

Если кроха болен, устал, голоден или просто капризничает, занятия нужно прекратить и подождать, пока он будет в хорошем расположении духа.

Особенности присаживания детей мужского пола

Считается, что мальчики позже , но раньше девочек садятся и ходят. Научного доказательства этому нет, так как все сугубо индивидуально. С какого возраста разрешается присаживать мальчика, и когда он готов освоить этот навык?

С 3-5 месяцев младенца присаживают на руках, когда он находится в полусидячем положении с согнутыми ножками. Первые попытки ограничиваются одной-двумя минутами. К 5 месяцам мальчика можно попробовать присадить на колени. При этом его попа должна находиться между ногами родителя, а не упираться в них. Просидеть в таком положении ребенок может пару секунд, не больше.

К полугоду малыш начнет пробовать . Оставлять его без присмотра нельзя. Нужно страховать ребенка, чтобы, завалившись на бок, он не скатился с дивана и не упал. Чуть позже время сидения малыша увеличится, и он уверенней будет удерживать спинку. К 9 месяцам навык сидения мальчика будет полностью освоен. Он научится садиться из любого положения, удобного ему.

Крепыши плотного телосложения садятся позже своих худеньких и легких сверстников. Их вес отрицательно сказывается на еще неокрепшем позвоночнике. Если ребенок не хочет присаживаться или садиться, принуждать его к этому не стоит. Позже он сам выявит желание сесть и посмотреть на окружающих под новым углом. Некоторые мальчики сначала ползают, а потом садятся. Это считается нормальным, и волноваться не стоит.

Пробуем самостоятельно присаживать мальчика

Бывает, что 9 месячный малыш сам не садится. Здесь нужно показать ребенка врачу , так как отсутствие естественного навыка связано с наличием какого-либо заболевания. Врач осмотрит маленького пациента, и на основании полученных данных скажет родителям, что нужно делать, и есть ли причина для тревоги.

Если мальчик здоров, а его координация недоразвита для вертикального положения, ему необходима помощь:

  • ребенку предлагают игры, требующие сидячего положения;
  • ежедневная гимнастика помогает укрепить мышечную систему и выработать координацию;
  • занятия в бассейне считаются отличным способом для развития мышечного корсета;
  • курс профессионального массажа снимет , и укрепит мышцы спины и плеч.

Некоторым мамочкам не терпится воспользоваться модными приспособлениями, по типу ходунков или прыгунков. Ведь малыш будет занят, а мама освободится на некоторое время. Но здесь нужно смотреть на возраст ребенка и его подготовку.

Детские стульчики рассчитаны на малышей, достигших 8-9 месяцев и уже умеющих уверенно сидеть без помощи родителей. Прыгунки, тарзанки, ходунки и пр. – довольно сомнительные приспособления, которые могут навредить как мальчикам, так и девочкам. Их разрешено использовать после 9 месяцев, когда хребет ребенка достаточно окрепнет, а не в 4-5, как считают некоторые взрослые.

Видео о присаживании от Семьи Бровченко

Забрав свою малышку из роддома, родители окружают драгоценное чадо всем самым лучшим, искренне радуются каждому достижению, даже самому пустячному, на первый взгляд. Молодые мамы, которые проводят много времени не только со своим ненаглядным ребенком, но и с другими мамочками и их карапузами, не всегда могут отучить себя от привычки сравнивать собственное чадо с другими.

Будучи с сыном или дочкой тет-а-тет, вряд ли родительница будет сильно переживать по поводу того, что ее ребенок перевернулся на неделю или две позже, чем положено по нормам, или, наоборот, сел немного раньше, чем принято у детей определенного возраста. Однако, послушав подруг и «коллег по цеху», мамы часто начинают подталкивать своего ребенка к тем или иным действиям, опережая естественное развитие.

Стимуляция физиологических процессов хороша только под строгим наблюдением педиатра, ведь во многих случаях она категорически запрещена. В первую очередь это касается сидения, многие недоумевают: почему девочек нельзя сажать до 6 месяцев, что же в этом плохого? Ответ на этот, а также многие другие вопросы можно прочесть в статье.

Меняем положение

Чтобы не заставлять особо ретивых читателей нервно рыскать в поисках нужной информации, оговоримся сразу: поменять позу малышки с лежачей на сидячую можно и до того, как она отметит свое первое полугодие, но лишь если она сама к этому готова.

Когда присаживают девочек? Между сидением и присаживанием есть огромная разница. Одно дело - обложить четырехмесячную кроху пуховыми подушками и усадить ее в это «гнездо», совсем другое - помочь малышке осознать, что она должна учиться управлять своим телом.

Процесс обучения предполагает, что специально подготовленный человек (патронажная медсестра, массажист, невропатолог) или мама после консультации специалиста будет заниматься с девчушкой развивающей гимнастикой, оздоровительным массажем и специальными упражнениями, которые помогают деткам укрепить свою костную и мышечную систему. Овладевая новыми навыками, ребенок постепенно учится привставать на ручках, переворачиваться, ползти, садиться, а затем подниматься на ноги и ходить. Каждый этап этого длинного пути должен идти один за другим, нельзя перескакивать «ступени», чтобы в спешке не нанести непоправимый вред нежному и неокрепшему организму.

Всему свое время

Почему девочек нельзя сажать до 6 месяцев и когда можно позволить малышке увидеть мир под другим углом? Желание родителей показать своей принцессе весь мир вполне понятно и оправданно. Им просто трудно осознать все то, через что придется пройти маленькому человеку, ведь они уже давным-давно прошли свой путь взросления и забыли, как это было.

Однако дети устроены таким чудным образом, что молодые мамы и папы оглянуться не успеют, как их карапуз будет убегать от них не то что по всей квартире, а по всему двору, просто необходимо дать ему возможность самому дойти до этого. Ведь проблема того, почему девочек нельзя сажать до 6 месяцев, скорее волнует не саму малышку, а ее родителей.

В тот момент, когда она будет к этому готова и физически, и психологически, она сама поднимется, не спрашивая ни разрешения, ни советов. Маме с папой важно подготовить ее к этому, но не торопить. Теоретически с полугода сажать детей уже можно, но так как все имеют собственные темпы развития, у одних малышей это может произойти в пять месяцев, другие сядут в семь.

Поспешишь - девчонке навредишь

Мифов относительного того, почему девочек нельзя сажать до 6 месяцев, существует немало. Самой распространенной является теория о том, что в случае раннего присаживания малышку в будущем непременно ждет и связанные с этим женские проблемы. Ортопеды и гинекологи опровергли эту легенду давно, медицинская наука утверждает, что данная патология не зависит от того, когда ребенка начали сажать или когда он сел сам. Загиб может возникнуть как некая врожденная аномалия либо быть приобретенным, причиной чему становятся разного рода инфекционные болезни.

А вот почему нельзя рано сажать ребенка на самом деле, педиатры рассказывают без секретов и обиняков. Неокрепший позвоночник, который не поддерживается развитым мышечным корсетом, в результате нерациональной нагрузки выгибается абсолютно неестественным для себя образом. Если мама не хочет, чтобы спина у ее дочери в будущем была дугой, лучше не торопиться с сидячей позой.

Посидим?

Испуганные рекомендациями и предостережениями родители частенько противятся естественному ходу событий. То есть дело выглядит с точностью до наоборот: малышке нет еще и полугода, она уже вовсю подтягивается за решетки кроватки или стенку манежа и сидит ровнехонько, как столбик. Увидав такую картину, родители укладывают кроху на лопатки, шутками и прибаутками пытаются в таком положении удержать, ведь они знают, что когда присаживают девочек в таком малом возрасте, это чревато проблемами со здоровьем.

Спешим успокоить обеспокоенных родителей: если дитя готово к сидению, оно само не то что хочет, но воплощает свое желание в жизнь, значит, так тому и быть. Врачи рекомендуют не слишком напрягать маленькую спинку и попробовать сменить положение девочки, но, не укладывая ее, а простимулировав ползанье, стояние на четвереньках с последующим раскачиванием. Все эти упражнения помогают укрепить спинку и позвоночник, способствуют гармоничному и плавному развитию организма.

Физиология девочки до полугода

За полгода своей жизни маленькая леди прошла огромный путь. Сразу после выписки из роддома она могла лишь лежать на кроватке и хаотично шевелить ручками и ножками. С каждым месяцем родители наблюдали, как их принцесса крепчала, вначале у нее улучшилась она осознала, что может руководить не только родителями, но и своими конечностями.

Переворачивая ребенка на животик, мама меняет мир крохи, уже по истечении нескольких недель девочка может несколько минут держать голову в поднятом положении и смотреть на окружающий ее мир. Вполне естественно, что спустя еще пару недель ей хочется самой крутиться с одного бочка на другой, а затем переворачиваться на животик и обратно на спинку, не дожидаясь милости от родителей.

Чем старше становится девочка, тем интенсивнее происходит ее развитие. Девочки в 6 месяцев практически всегда могут сидеть, они научились ползать по-пластунски, Они с удовольствием играют любимыми игрушками, самостоятельно берут, кладут или бросают их. Родители должны всячески поощрять движение своей малышки, хитрить, раскладывая дорогие ее сердцу предметы в стороне, тогда у нее появится стимул для ползанья и поворотов. Кроме того, существенно расширяется список допустимых физических упражнений. К плаванью и развивающей гимнастике можно подключать занятия на фитболе.

Обязательные навыки

На этом этапе родители часто интересуются у врачей: что должна уметь девочка в 6 месяцев?

  • Ребенок в полгода очень активный, чтобы удовлетворить жажду познания, он должен уметь вертеть головой и поворачиваться всем туловищем, сидеть, переворачиваться, вставать на четвереньки, пробовать ползти, брать руками предметы и класть их обратно.
  • Развивается мелкая моторика, помочь в этом можно, давая малышке пощупать разные по фактуре, температуре, прочности и размеру предметы. Это могут быть купленные в детских магазинах развивающие игрушки или сделанные своими руками, малышам на самом деле неважно, чем играть, лишь бы было разнообразие.
  • Дети в 6 месяцев довольно развиты интеллектуально и эмоционально. Они уже знают свое окружение, умеют показать огорчение, радость, тревогу, восторг. У них появляются гастрономические предпочтения, формируются вкусовые пристрастия.
  • Ребенок очень хорошо может фокусировать взгляд на движущихся предметах и любит игры с мячиком, машинкой, ему по душе игрушки, в которых есть за что подергать, есть вращающиеся и передвигающиеся элементы.

А что такого?

Кто-то, прочитав эти строки, порадуется за своего малыша, кто-то может и встревожиться. Что если малыш не умеет производить те или иные действия, неужели он отстает в развитии? Совсем необязательно - любое отставание или проблемы со статокинетическим, физическим или психологическим состоянием малышей - это вопрос, который должен утвердить или опровергнуть врач.

Если, по-вашему, наступило время, когда сажать девочек уже пора, а ваша малышка все никак не желает порадовать родителей, не стоит насильно ее усаживать, лучше обратиться к специалистам.

Педиатр может определить первичные проблемы и оценить степень отставания от тех или иных норм комплексно. Важно учитывать наличие сопутствующих заболеваний, то, родился ли ребенок доношенным, с нормальным весом и ростом, или они были недостаточны, были ли у него проблемы с тонусом мышц или другие симптомы неврологического характера.

Если насильно пытаться усадить ребенка, причем делать это часто и подолгу, проблем со спинкой малышу в будущем не избежать. При искривлении позвоночника не только будет страдать опорно-двигательный аппарат (что само по себе очень плохо), но и внутренние органы из-за смещения могут развиваться аномально.

Первые шаги: помощь или вред?

В контексте этой проблемы актуальным будет еще один вопрос, касающийся такого приспособления, как ходунки: для девочек можно их использовать или не стоит? Однозначно - нет, если еще малышка не сидит самостоятельно. А дальнейшее их использование - это вопрос развития навыка ходьбы.

Производители этого аксессуара утверждают, что вреда он не причиняет. Ряд педиатров также не видят проблемы в использовании ходунков. Другая половина детских врачей, среди которых и педиатры, и физиотерапевты, и ортопеды, утверждают, что механизм перемещения малышей в ходунках не имеет ничего общего с нормальным хождением. Часто малыши не хотят учиться ходить самостоятельно, ведь для этого нужно научиться правильно ставить ногу, держать равновесие, иногда и падать.

Конечно же, даже те малыши, которые бегают в ходунках до года и дольше, со временем распрощаются с этой штуковиной и пойдут самостоятельно, вопрос в другом: стоит ли оттягивать этот момент ради кратковременной разгрузки родителей?

Горшок для принцессы

Еще одно замечательное место, которое дети используют как некое сиденье, - это горшок. Очень часто молодых мам атакуют настоятельными рекомендациями многоопытные бабушки, от всей души они советуют приучать чадо к горшку как можно раньше. Когда наступит этот возраст? Детские психологи в один голос утверждают, что ребенок поймет окончательно и бесповоротно, для чего ему этот предмет личной гигиены, после года. До этого времени его можно познакомить с горшком, начиная с демонстративных высаживаний (но не раньше чем с 6 месяцев), которые будут длиться буквально пару минут (не более пяти!).

Из-за того что сидеть на таком «троне» долго нельзя, педиатры не рекомендуют приобретать горшок со встроенными игрушками, музыкальным сопровождением, рулем, кнопками и другими девайсами. Горшок - это не развивающий и не развлекательный комплекс, а всего лишь сосуд для справления нужды.

Когда в семье появляется первый ребёнок, родителей беспокоит множество вопросов, связанных с его развитием, особенно в первый год жизни. Когда можно присаживать мальчиков? Сколько времени ребёнку можно давать сидеть? Можно ли сажать грудничка в стульчик для кормления? Такие вопросы задают себе многие мамы. Кто-то торопится и желает поскорее усадить малыша, а другие, наоборот, беспокоятся, что ребёнок слишком рано пытается сесть. В каком возрасте или на каком этапе развития можно сажать малыша? Давайте разбираться.

Помогать ему или ждать?

Пожалуй, самый волнующий вопрос в теме физического развития детей первого года жизни – нужно ли помогать ребёнку управлять своим телом? Поднимать за него голову, переворачивать на живот и обратно, присаживать, подталкивать, чтобы научить ползать, ставить на ножки, делать первые шаги, держа за поднятые кверху руки – оправдано ли такое активное участие родителей в формировании двигательных навыков малыша? Ответ на этот вопрос достаточно прост.

Чтобы совершить очередной рывок в развитии, ребёнок должен быть к нему готов. Все процессы в развитии грудничка связаны между собой. Невозможно научить переворачиваться новорождённого, если он ещё не умеет держать голову. Чтобы научиться стоять, сначала нужно научиться садиться, и т. д.

Основная задача родителей в уходе за ребёнком первого года жизни – создание подходящих условий для его гармоничного развития. Говоря иначе, чтобы малыш научился садиться, не нужно его сажать, гораздо важнее обеспечить ему безопасное место для тренировок своих навыков и следить за состоянием его здоровья. Здоровый малыш, без неврологических заболеваний, не нуждается в том, чтобы его сажали, он легко справится с этим сам, как только будет готов. Если нервная система и опорно-двигательный аппарат в норме, ребёнок получит соответствующие сигналы в мозг и начнёт движение.

Очень часто при рождении первого ребёнка родителям не терпится поскорее научить его всему. Любопытство, стремление к росту, равнение на других приводят к тому, что ребёнка загоняют в рамки, ждут от него стремительной двигательной активности. Комментарии подруг в духе «Мы уже в 5 месяцев сидеть научились, а вы во сколько?» заставляют неопытную маму нервничать и беспокоиться о том, правильно ли развивается её малыш.

Чтобы успокоиться и убедиться, что с ребёнком всё в порядке, важно понимать: традиционно устоявшиеся сроки освоения того или иного навыка, на которые ориентируется большинство мам, не совпадают с реальными нормами развития моторики ребёнка. Например, мнение о том, что новорождённый должен держать голову ко 2 месяцу жизни, ошибочно. В неврологии на это отводится 3, а то и 4 месяца. Разговоры о том, что в 10 месяцев ребёнок должен уже делать первые шаги, также не подтверждаются педиатрическими нормами. С точки зрения неврологии, нормальным возрастом для начала самостоятельной ходьбы считается 12–18 месяцев. Именно в этот период позвоночник полностью готов к нагрузкам, сформировались его изгибы.

Что касается присаживаний малыша, здесь медицинские нормы сильно отличаются от общепринятых сроков, на которые ориентируются родители. Связано это с тем, что многие дети садятся раньше положенного срока, при этом зачастую у них не наблюдаются нарушений в опорно-двигательном аппарате. Возможные отклонения в развитии скелета при ускоренном развитии незаметны, и во сколько лет они дадут о себе знать, предугадать трудно. Когда таких ранних малышей набирается большое количество, остальные дети, развивающиеся по нормам, на их фоне кажутся отстающими.

Признаки нормального развития

С точки зрения неврологии, ребёнок должен научиться садиться самостоятельно без опоры в 9 месяцев. Если в 9–10 месяцев малыш не умеет сидеть или сидит, опираясь на руки, не может сесть из положения лёжа на спине, врач-невролог оценит моторику малыша, поставит диагноз «задержка моторного развития» и назначит курс лечения (массаж, лекарства, физиопроцедуры). Не стоит бояться этого диагноза и пытаться пораньше усадить малыша, чтобы он вдруг не получил задержку развития. Очень часто дети, которые до 8 месяцев не умели садиться на попу без опоры на руки, в 9 месяцев легко этому учатся сами, без поддержек. Диагноз «задержка моторного развития» в таком случае не ставится или снимается.

Чтобы убедиться, что ребёнок развивается правильно, следует обратить внимание на следующие показатели. Если он готов садиться, значит, он уже умеет:

  • держать голову в вертикальном положении,
  • переворачиваться с живота на спину и наоборот,
  • подтягиваться на руках, держась за пальцы мамы,
  • ровно, не заваливаясь, сидеть 30 секунд, когда мама пробует его усадить.

Когда перечисленные навыки освоены, малыш готов самостоятельно садиться. Сколько времени ему потребуется, чтобы сидеть уверенно, определить не получится. Очень часто бывает так, что сегодня малыш не умеет сидеть, а завтра он уже сам сел.

Во время кормления с 6 месяцев жизни допускается сажать малыша в положение полулёжа. Начинать сажать можно периодически, с обязательной поддержкой спины. Не следует сажать в стульчик для кормления малыша, который ещё не умеет сидеть. Это приведёт к повышенной нагрузке на неокрепший позвоночник.

Гимнастика для укрепления позвоночника

Чтобы кроха быстрее и легче садился, полезно несколько минут в день посвящать физическим занятиям. Комплекс несложных упражнений поможет укрепить спину, подготовить ручки и шею к плавному переходу от горизонтального положения к вертикальному. Сколько раз в день проводить гимнастику, родители решают самостоятельно. Если процесс доставляет малышу удовольствие, можно начинать занятия с утра, а затем после дневного сна и вечером. После купания гимнастику не делают, чтобы не перевозбуждать нервную систему крохи. Делайте упражнения столько, сколько позволяет малыш, не заставляйте.

Упражнения для укрепления шеи:

  1. Начинайте выкладывать малыша на живот сразу после пробуждения. В возрасте 4–5 месяцев он уже может легко поднимать голову, опираться на локти, начинает пытаться поднимать попу. Выкладывание на живот ребёнка старше 4 месяцев помогает укреплению не только шеи, но и рук. Сколько раз в день проводить упражнение? Ориентируйтесь на настроение малыша, но не торопитесь сразу же переворачивать его на спину, если он сразу начинает плакать. Подержите его в таком положении не меньше 1 минуты.
  2. Покачайте малыша на фитболе. Большой гимнастический мяч яркого цвета привлечёт внимание крохи и поможет укрепить не только шею, но и мышцы живота. Чтобы не испугать ребёнка выкладыванием на холодный резиновый мяч, накройте фитбол пелёнкой.
  3. Положите малыша на спину, дайте ему ухватиться за ваши пальцы и плавно потяните на себя. Если захват у крохи слабый, он сразу же отпустит пальцы, тогда можете придержать его за запястья.

Упражнения для укрепления рук:

  1. Растирание и поглаживание рук во время общего массажа.
  2. Положите малыша на спину, разведите руки в стороны, затем скрестите на груди, снова разведите. Поднимите обе руки надо головой, опустите вдоль тела. Такие элементарные движения оказывают сильное воздействие на растущий организм.
  3. Давайте малышу плавать в полной ванне. Находясь в воде, он будет рефлекторно, а потом и с интересом, дёргать ручками и ножками, хлопать по воде, тренируя и руки, и ноги.

Упражнения для укрепления ног:

  1. Положите ребёнка на спину, согните ноги в коленях и плавно разведите в стороны. Если тонус мышц в норме, ножки спокойно разводятся, колени касаются опоры. Проделайте по 4–5 круговых движений каждой согнутой в колене ножкой.
  2. Согните правую ногу в колене, а левую руку в локте. Притяните ногу к руке, так чтобы колено соприкоснулось с локтем. Проделайте то же самое с левой ногой и правой рукой.
  3. Согните ножку малыша и попытайтесь потрогать пальцами ног его носик, лобик, ушки. При нормальном мышечном тонусе это упражнение выполняется очень легко, и дети сами часто захватывают ножки и тянут пальцы ног в рот.

Эта гимнастика – базовая. Выполнять её можно уже с первого месяца жизни новорождённого. Несмотря на простоту, она является фундаментом для дальнейшего развития крохи. Если ребёнок радостно реагирует на занятия, упражнения даются ему легко – значит, он развивается правильно и в скором времени начнёт сидеть. Если же вы заметите, что у грудничка проблемы с растяжкой, ножки не разводятся или руки тяжело поднимать кверху, обратитесь к педиатру или неврологу. Возможно, малышу потребуются курс профессионального массажа или физиопроцедуры.

Помните: чтобы научить ребёнка сидеть, достаточно выполнять простые упражнения и ежедневно делать массаж с лёгкими поглаживаниями, растираниями и постукиваниями. Заставляя ребёнка сидеть, когда он ещё не умеет делать это сам, вы мешаете естественному формированию опорно-двигательного аппарата.

Вопрос, который волнует всех мам, во сколько месяцев можно начинать присаживать ребенка и как к этому подойти с минимальными негативными последствиями. Когда его можно присаживать и что для этого делать, использовать ли кенгуру, с какого возраста это проводить читайте ниже.

Как развивается малыш?

Уже в первые месяцы возраста ребенка он начинает активно двигаться, лежит и двигается в горизонтальном положении. Уже через пару месяцев его мышцы крепнут, так что он начинает переворачиваться и познавать мир. Самостоятельность ребенка волнует родителей, поэтому они задаются вопросом, когда начинать его присаживать и что для этого следует делать, использовать ли кенгуру или другие приспособления.

Когда малыш только родился, позвоночник его может находиться лишь в горизонтальном пространстве, потому что у него нет в нем изгибов, формируемых естественным путем. Они формируются позднее, поэтому служат проявлением нормальной осанки в положении сидя или стоя. У новорожденного же позвоночник не находится в стабильном состоянии, поэтому мышечный каркас у него слабый. Если рано присаживать ребенка, то позвоночник будет искривлен и пострадают кости, мышцы, образующие двигательную систему, внутренние органы. Все это происходит под собственным весом ребенка.

Как и когда присаживать мальчиков и девочек?

Когда можно присаживать малыша, уточните у врача, но в основном все советуют дождаться общего развития ребенка. Мышцы и позвоночник укрепляются, когда ребенок переворачивается, поднимает головку и очень быстро и легко двигает конечностями. Взрослому человеку эти движения могут показаться не стоящими внимания, но для ребенка это важные действия, постепенно приводящие к тому, что организм укрепляется.

В полгода достигается нужное положение опорно-связочного аппарата в анатомическом плане, поэтому именно в этом возрасте можно присаживать ребенка - не раньше. Срок сажания зависит от характера проявления ребенка: если он флегматичный и с неохотой переворачивается, проявляет возмущение при переворачивании, то значит, он не развивается активно. Мышцы с костями крепнут медленнее, поэтому раньше 6 месяцев их не стоит присаживать.

Некоторые же могут, наоборот, уже с рождения проявлять высокую двигательную активность, самостоятельно переворачиваться и вертеть головой. Они машут конечностями, что укрепляет позвоночник с мышечным корсетом, поэтому, когда они достигнут возраста 5 месяцев, можно начинать их аккуратно присаживать.

Со скольки месяцев можно сажать в ходунки грудничка, назначает педиатр. Проявлениями времени, когда следует присаживать ребенка, станут:

  • малыш сам переворачивается с живота на спину и обратно;
  • может стоять, держась за руки;
  • пытается подняться самостоятельно или держась за пальцы.

Телосложение ребенка также скажет о времени, когда его можно начинать присаживать. Если у грудничка плотное тельце, он много весит, то лучше начать садить его позже, чтобы масса тела не влияла отрицательно на позвоночный столб. Если же грудничок худенький и мало весит, то можно присаживать его уже в 5 месяцев, используя кенгуру. Когда малыш начал ползать, его можно присаживать ненадолго, чтобы при передвижении на четвереньках позвоночник формировал свою позицию.

Девочек сажают в более позднем возрасте, чтобы не допустить влияния на органы малого таза. Девочки - будущие матери, поэтому лучше присаживать их в 7-8 месяцев, если только они сами не научатся сидеть. Влияние на органы малого таза ведет к их неправильному развитию, что влияет на возможность иметь в будущем детей и даже может привести к бесплодию.

Когда вы начинаете присаживать малыша, то резкий переход от лежания к сидению недопустим. Нельзя сразу укладывать малыша в кенгуру или обкладывать подушками, чтобы нагрузка на все органы не принесла вреда. Тем более запрещено оставлять малыша в кенгуру в позе сидения надолго.

Начинать присаживать малыша нужно постепенно - сначала держите его на руках в 3-4 месяца в полусидячем положении и не с сильно согнутыми ножками. Присаживание в первые разы не должно длиться дольше 3-4 минут, затем нужно следить за состоянием малыша. Если он не переворачивается сам, плохо стоит и не ползает, то присаживание в кенгуру лучше отложить.

Для укрепления мышц нужно проводить легкий массаж, каждодневную гимнастику, выкладывать ребенка на живот и стимулировать его переворачиваться. С ним же будет происходить поднятие головки, хватание за пальцы и возможность подниматься.

Присаживать малыша лучше на коленях мамы, чтобы спинка была зафиксирована и без упирания копчика в жесткое основание. Это приводит к безопасному сидению, что влияет на полноценное сажание в течение нескольких секунд с 5 месяцев. Затем можно переходить к использованию кенгуру или ходунков.

Иногда малыш не хочет сидеть на стуле, в кенгуру или на диванчике даже в подходящем возрасте. Если он капризничает и упирается, то лучше не присаживать его, пока он этого не сделает самостоятельно. Впоследствии можно использовать и кенгуру, и прочие приспособления. Иногда грудничок может сначала научиться ползать, потом вставать и лишь после этого сидеть. Это не является отклонением от нормы, поэтому поводов для беспокойства нет.