Мышление жертвы: как уберечь от него ребенка. Как не вырастить из ребенка жертву

Маньяка-педофила, который поставил на уши весь Челябинск, задержали. Оказалось, что изнасилование 7-летней девочки — не единственный преступный эпизод, в котором замешан 35-летний уроженец Таджикистана - предприниматель и примерный семьянин. Почему опасной для ребенка становится даже дорога в школу и прогулка во дворе и как защитить свое чадо - в материале сайт.

Информация о нападениях на детей начала появляться с прошлого года. Жертвами становились девочки, почерк был один и тот же: на школьниц в возрасте 10-14 лет неизвестный набрасывался в темное время суток и насиловал. В последний раз маньяк напомнил о себе 16 августа. Тогда его жертвой стала 7-летняя челябинка. Он познакомился с ней на детской площадке по улице Худякова, вошел в доверие, заманил за гаражи и надругался.

В субботу, 3 сентября, стало известно, что в аэропорту Екатеринбурга при попытке вылететь в Таджикистан задержан 35-летний Вадим Есипов, подозреваемый в совершении насильственных действий сексуального характера в отношении лица, не достигшего 14-летнего возраста. В следственном комитете уточнили: мужчина, скорее всего, причастен сразу к серии аналогичных преступлений. Пока речь идет о семи эпизодах. Именно он может оказаться «маньяком с ЧТЗ», который якобы изменил внешность, чтобы уйти от правоохранительных органов. Расследование уголовного дела продолжается, пока Есипову вменяли только один эпизод. Вероятно, пострадавшим девочкам предстоит принять участие в опознании насильника.

Британская выпускница Шэннон Парцифер не пошла на школьный выпускной из-за нападок одноклассников. Когда ее мать выложила снимок дочери в платье в соцсети, чтобы девушка хотя бы виртуально поприсутствовала на празднике, история школьной травли попалась на глаза байкерам. В итоге выпускной девушка встретила в их компании: байкеры помогли устроить для нее праздник вдали от агрессии одноклассников. На импровизированный праздник пришло больше ста родственников и друзей девушки, а сама она даже сумела прокатиться на настоящем байке.

Но байкеры спасают от моббинга (от англ. mob — толпа) не каждую выпускницу. Собеседница Sputnik Анастасия через годы после окончания школы вспоминает учебу в средней школе. Перейдя в новый класс, девушка столкнулась с неприятием такой силы, что за нее пришлось вступиться учителю физкультуры.

"В школе меня "зажимали" ребята, в какой-то момент физрук неверно расценил действия одного из моих одноклассников и разбил ему нос. Но дальше спортзала эта история не пошла. Девочки же были разделены на группки — гламурные и оторвы. Первые не обсуждали ничего, кроме вещей и мальчиков, а вторые курили, пили, гуляли. Я совсем выбивалась из этих компаний. Теперь на одной из встреч выпускников многие извинялись за прежнее поведение", — рассказала Анастасия.

О буллинге и моббинге, проще — травле, в школе корреспондент Sputnik побеседовала с психологом Анной Ромашко, работающей в одной из минских гимназий.

Травля — заслуга взрослых

Может ли ребенок, который подвергся нападкам, самостоятельно обратиться к учителю с жалобой или учителям приходится выявлять такие случаи самостоятельно? И как в таком случае учителю распознать травлю в классе?

- Распознать порой очень сложно, так как зачастую травля носит скрытый характер. Учителю нужно быть достаточно хорошо информированным об этой проблеме, правильно реагировать и понимать, что причина травли не в особенностях ребенка, на которого нападают, и не в агрессивности одного или нескольких детей, а в характере отношений между детьми в коллективе.

Риск оказаться жертвой травли увеличивается для тех детей, которые тревожны, не уверены в себе, и тех, у кого нет друзей в коллективе.

Травля может начаться практически на пустом месте. Абсолютно любая характеристика человека может стать причиной травли. И это желание найти повод и излить свой гнев на

невинного, отличного от толпы, часто является заслугой взрослых, не научивших детей справляться со своими эмоциями и терпимо относиться к другим.

Учителю нужно быть внимательным к таким проявлениям поведения учащихся: окрики, общение на повешенных тонах, высмеивание, социальная изоляция, игнорирование, распространение разнообразных слухов и сплетен, клевета, унижение, обесценивание поступков и достижений, несправедливые обвинения, критика, выражающаяся как вербально, так и невербально, утаивание необходимой информации.

Ведь оправдать свои неудачи за счет кого-то, привлекая внимание к чужим недостаткам, является самым легким способом на пути достижения цели.

Но ребенок и сам может обратиться за помощью к педагогу. Все зависит от степени доверия между ними. Чаще с жалобами самостоятельно обращаются учащиеся начальной школы. Подростки, в большинстве случаев склонны считать себя ответственным за проявления травли. Чувство вины, заставляет ребенка замыкаться и на вопросы бурчать под нос: "Все нормально".

Как вести себя родителю, чей ребенок подвергся травле? И что делать родителю, ребенок которого стал агрессором?

- Родители часто в таких ситуациях начинают бояться, что они неправильно воспитывают ребенка, что им как-то надо воздействовать на него, чтобы "стал адекватнее", но это напрасные ожидания. Важно создавать для ребенка пространство вне школы, где он будет чувствовать себя принятым, нужным, успешным. Очень помогают группы поддержки, хобби, увлечения. Если родители выявляют серьезную травлю — конечно, нужно, не откладывая, идти к классному руководителю, педагогу-психологу, администрации учебного заведения. Важно принять меры для защиты ребенка от дальнейшей травли и четко обозначить свою позицию в отношении происходящего: "Это не допустимо!".

Ситуация травли очень травматична для всех ее участников. Иногда удается помочь, работая только с ребенком-жертвой или ребенком, который выступает в роли агрессора, но очень редко. Работая только с ребенком-жертвой можно помочь ему справиться с конкретной ситуацией, но нельзя исключить повторения или продолжения травли в том или ином виде. В подавляющем большинстве случаев требуется контакт и работа со всеми участниками и свидетелями травли. В некоторых случаях бывает невозможно помочь в условиях конкретного класса, и тогда приходится рекомендовать родителям перевести ребенка-жертву травли в другой класс или другое учебное заведение.

Если школьник был объектом насмешек в школе, как это отразится на его будущей жизни и возможно ли, что бы такой факт прошел бесследно с выпускным вечером?

- Насилие, проявляющееся прямо или косвенно, всегда травматично. В зависимости от психической устойчивости и наличия поддержки со стороны семьи и значимых взрослых дети выходят из ситуации травли с меньшими или большими потерями, формируется отношение к себе и людям в будущем. Подросток может получить конструктивный опыт, если взрослые занимают твердую позицию неприятия любых видов издевательств, если не только декларируют, но и сами следуют четким правилам поведения, конфликты

внимательно обсуждаются, разъясняются, не поощряется нездоровая конкуренция между учениками, взращивается терпимость по отношению к различиям между людьми.

Для меня примером-иллюстрацией является сюжет произведения Владимира Железникова "Чучело", в котором понятен механизм травли и отлично прорисованной схема: новенькая в классе становится жертвой травли, так как своим появлением смещает иерархическую структуру сформировавшейся группы детей, есть лидер, стоящий несколько в стороне и явно или исподтишка направляющий более податливых соучастников. Кстати, фильм Ролана Быкова, снятый в 1983 году, благодаря подбору актеров и таланту режиссера, не потерял свою актуальность и в настоящее время.

Не отмахивайтесь от детских жалоб, не жалейте времени на разговоры и объяснения, совместный просмотр знакомых фильмов или поиск увлекательного хобби.

Не сам виноват

Собеседница Sputnik Анастасия из опыта школьного моббинга сделала один вывод — ее дети никогда не услышат от нее "сами виноваты".

"То, что вспоминается, чаще всего вызывает улыбку с высоты лет. Своих детей могу научить, как себя вести, на опыте. Разумеется, в подростковом возрасте люди сталкиваются с проблемой становления личности, и взрослым нельзя от этих проблем отмахиваться. Нужно быть рядом с детьми, чтобы они могли почувствовать, что есть родительские плечи и отец и мать в любой ситуации будут за своего ребенка и не предадут его "ты сам виноват", — резюмировала собеседница агентства.

Каждое воскресенье «Такие дела» отвечают на вопросы читателей. После разоблачения сексуальных скандалов в школе у многих возник вопрос: «А куда смотрели родители?» Разбираемся, по каким признакам можно понять, что ребенок подвергся сексуальному насилию, и как себя вести в такой ситуации. На вопрос отвечает психолог фонда «Сохраняя жизнь» Светлана Зайнутдинова и психолог центра «Сестры» Марина Эрлих.

- Как понять, что ребенок подвергся именно сексуальному насилию?

Центр «Сестры» написал целую методичку о том, по каким признакам можно определить, что подросток подвергся сексуальному насилию, и как с этим справиться. Однако основные признаки (нарушение сна, энурез, ухудшение успеваемости, необъяснимые страхи, язык и игры, имеющие сексуальный оттенок, усиленная мастурбация, суицидальные угрозы, сниженная самооценка) можно в разной степени и комбинации наблюдать у всех подростков в период полового созревания. Поэтому в первую очередь важен контакт между родителем и ребенком. Если он есть, вы, скорее всего, просто не сможете не заметить, что с ребенком происходит что-то не то.

Вы чувствуете, что с ребенком происходит что-то нехорошее, подозреваете самое страшное. Какие слова подобрать, чтобы поговорить с ребенком о таких непростых вещах?

Нет каких-то правильных и специальных слов. Но есть главное правило: не занимать обвинительную позицию. Необходимо объяснить ребенку, что, что бы ни случилось, его вины в этом нет. Дать ему понять, что вы в любом случае на его стороне, - это самое главное.

Хорошо, если у ребенка налажен особенно близкий контакт с кем-то из родителей или есть другой значимый взрослый. Этот человек может спросить о том, чего боится, опасается ребенок. Он не хочет говорить? Не нужно его дожимать. Если не давить на ребенка, уважать его желания, то он сам расскажет вам о том, что оказался в сложной ситуации.

Обсудите ситуацию с психологом. Возможно, выслушав вас, психолог захочет встретиться с ребенком, чтобы провести несколько тестов. Если ваши страхи подтвердятся, ребенку понадобится индивидуальная программа реабилитации.

Если ребенок сам говорит, что подвергся насилию, что делать? Как реагировать? Нужно ли отвести ребенка к психологу?

Главное - совладать с собой и не показывать испуг. Сконцентрируйтесь на том, что ребенок жив, здоров и вне опасности. Эта ключевая мысль помогает не падать в обморок. В этом случае родителю даже стоит порадоваться, что у них с ребенком настолько доверительные отношения, что он говорит ему о таком открыто.

Почему это важно? Ребенок настроен на родителей, он по ним проверяет, что хорошо, что плохо, что можно пережить, а что нельзя. Чем младше ребенок, тем важнее для него реакция родителя. Взрослый своим поведением транслирует ребенку, как нужно относиться к произошедшему. Особенно, когда ситуация нагружена словом «сексуальное», что в нашем обществе кардинально меняет ситуацию.

В словосочетании «сексуальное насилие» ключевое слово – насилие. Как будут относиться родители к ребенку, которого оскорбляют одноклассники или учителя? Это ведь тоже насилие. Суть не меняется, не должна меняться и реакция родителя. Даже если речь идет о самом страшном насилии - со стороны, например, учителя.

Если родитель будет твердо уверен в том, что все поправимо, то и ребенку будет легче это пережить. Объясните, что это несчастный случай, что необходимо принять меры. Тут в дело вступают психологи. Они же обязаны довести информацию до социальных педагогов. В школах есть специальные рекомендации, как действовать в подобных случаях.

Есть опасность того, что подростки могут солгать о насилии. Тема популярная, обсуждают ее много и по телевизору, и в интернете. При нынешней информированности дети очень ловко используют такие вещи для манипуляции. Разобраться в том, правда ли слова подростка или манипуляция, - обязанность психолога.

Какой уровень огласки стоит придать случившемуся? Стоит ли обращаться в полицию, СМИ, к руководству школы, где учится ребенок?

Это решать родителю. В правоохранительные органы родители сообщить обязаны. А вот будут ли они обсуждать это с родителями одноклассников ребенка, передадут ли информацию в СМИ - это их личный выбор.

С одной стороны, гласность помогает, привлекает внимание к проблеме, дает некую гарантию того, что насильник не уйдет от ответственности, и, возможно, таким образом другие дети не окажутся в подобной ситуации. С другой стороны, родители таким образом разглашают не только имя насильника, но и имя его жертвы. Анонимность обеспечить очень трудно, а для жертв сексуального насилия огласка может стать травмой посильнее прочих. К тому же, информация о случившемся будет храниться в Интернете всегда.

- Как родителю самому пережить этот стресс?

Кризисное сопровождение семей, где дети подверглись сексуальному насилию, всегда включает в себя период невмешательства - это может быть неделя, а может быть и месяц-два, у всех по-разному. Уже потом можно подключать к работе специалистов. Психолог работает не только с ребенком, но и с его родителями.

В момент невмешательства рядом должны быть только близкие люди, чтобы поддержать, помочь пережить ситуацию и справиться с каким-то бытовыми вещами. Например, если все соседи судачат о том, что случилось, и ни родителям, ни ребенку не хочется высовывать нос на улицу, то родственники должны помочь - принести продукты, купить лекарства.

Как не позволить мысли о том, что ребенок может подвергнуться сексуальному насилию, превратиться в паранойю?

Нужно учиться говорить с детьми. Развивать доверие, а не контроль. Нужно помнить, что если я не доверяю ребенку, то и у ребенка нет оснований доверять мне. Развитие доверия - это пошаговая работа, которой нужно учиться. Но тогда вы будете уверены, что ребенок расскажет вам, если с ним что-то произойдет.

Еще один важный момент: некоторые родители не допускают мысли о том, что ребенку может что-то не понравиться. «Надо», «обязан», «должен». У ребенка, который слышит такие слова, нет права возражать, он послушный. И почему-то считается, что послушный ребенок - хороший ребенок. Но, к сожалению и к удивлению родителей, это послушание иногда приводит к трагическим последствиям. Ребенок привык к тому, что обязан подчиняться взрослому, независимо от того, нравится ему это или нет. На самом деле у ребенка должно быть право отказываться от того, что ему не нравится. Он должен четко знать, что если ему не нравится, что кто-то без разрешения трогает его, то он имеет право себя защищать.

Спасибо, что дочитали до конца!

Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в нашей стране. Мы уверены, что их можно преодолеть, только рассказывая о том, что происходит на самом деле. Поэтому мы посылаем корреспондентов в командировки, публикуем репортажи и интервью, фотоистории и экспертные мнения. Мы собираем деньги для множества фондов - и не берем из них никакого процента на свою работу.

Но сами «Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям. И мы просим вас оформить ежемесячное пожертвование в поддержку проекта. Любая помощь, особенно если она регулярная, помогает нам работать. Пятьдесят, сто, пятьсот рублей - это наша возможность планировать работу.

Пожалуйста, подпишитесь на любое пожертвование в нашу пользу. Спасибо.

Хотите, мы будем присылать лучшие тексты «Таких дел» вам на электронную почту? Подпишитесь

Травля – это психологическая травма. Необходимая информация о «детях-жертвах» и «детях-агрессорах» – в материале психолога Ксении Бурцевой.

Эмоциональное насилие

Психологическую травму в школе ребенок может получить как от физического, так и от эмоционального насилия. Эмоциональное насилие вызывает у ребенка-жертвы эмоциональное напряжение, чувства унижения и стыда, снижает самооценку. Эмоциональное насилие может быть пассивным – ребенка избегают, не приглашают играть, игнорируют, и активным – это насмешки, издевки, придумывание кличек, «обзывательства». Физическое насилие связано с применением силы, нарушением телесных границ — сюда же относятся случаи, когда отнимают или портят вещи, причиняют боль, наносят физические травмы. Эти два вида насилия часто сопутствуют друг другу.

Дети-жертвы

Важными характеристиками «жертв» являются «выученная беспомощность», «внешний локус контроля» и неразвитость «совладающего поведения». Давайте разберемся, что это такое.

Выученная беспомощность. Это состояние, когда ребенку кажется, что внешние события от него не зависят, и он ничего не может сделать, чтобы их предотвратить или изменить. Непродолжительного опыта неконтролируемости окружающего мира бывает достаточно для того, чтобы выученная беспомощность сформировалась.

Внешний локус контроля. Личная предрасположенность и склонность ребенка обвинять в своих неудачах других людей и обстоятельства, не принимая на себя никакой ответственности.

Совладающее поведение. Это способность справляться со стрессом. Оно включает в себя несколько важных элементов: определение смысла и значения ситуации для себя, способность делать выводы на будущее; настойчивость в попытках изменить ситуацию, противостоять ей; наличие надежной связи с родителями, другими родственниками, друзьями, кому можно довериться и попросить о помощи; наличие способности сохранять внутреннее равновесие, не впадать в панику; способность, несмотря на стрессовые ситуации, сохранять себя — свою самоидентичность, уверенность в себе. Отсутствие у ребенка этих элементов делает его уязвимым в любых ситуациях и формирует комплекс жертвы.

Как ребенок получает комплекс жертвы. Качества жертвы не появляются у ребенка просто так. Этому всегда способствуют семейные, детско-родительские отношения, которые формируют у ребенка черты личности, в том числе качества жертвы. Так же причиной могут быть пережитые ребенком любые травмирующие ситуации, случившиеся с ребенком не по вине семьи — например, госпитализация. Черты жертвы формируются в ситуациях, в которых ребенок чувствовал себя жертвой. И если эти черты закрепились, это всегда означает, что семья не помогла ребенку правильно прожить стресс. Известно, что при развитии пост-стрессовых состояний, проживание чувств и осознание всех аспектов травмы становится непременным условием исцеления.

Случайная жертва. В этом случае обидчик выбирает жертву, исходя из своих внутренних предпосылок. То есть сам ребенок-жертва своим поведением не влияет на выбор обидчика. Случайной жертвой может стать практически любой ребенок, но вероятность повышается у новеньких, поменявших место учебы, и у детей, имеющих какие-либо физические отличия (например, очки, рыжие волосы, худоба или избыточный вес, слишком высокий рост или слишком маленький). В начальных классах большое значение имеет отношение учителя к ученикам. В 1-3 классах фигура учителя является очень важной, и если по каким-то причинам учитель невзлюбил кого-то из детей, это отношение «подхватывается» детским коллективом. Бывает, учитель своими действиями провоцирует конфликт, противопоставляя одного ученика другим, выделяя кого-то, не отпуская на перемену или наказывая весь класс из-за одного человека. В более старших классах важнее становится общение со сверстниками, что определяется социальной ситуацией развития, и здесь провокатором может стать неформальный лидер части коллектива. Такой лидер собирает вокруг себя тех, кто слепо ему подражает, и выбирает для преследования любого, кто ему чем-то не понравился. Когда жертвы выбраны случайно, и они, дети-жертвы, никак не провоцировали конфликт, работа проводится с агрессивной стороной для прекращения насилия. А с ребенком–жертвой — только в случае, если он получил психологическую травму, то есть когда ситуация сильно повлияла на его эмоциональное состояние.

Жертва, прямо или косвенно причастная к совершению над ней насилия. Если случайные жертвы обычно справляются с ситуацией, выходят из нее и больше не склонны проигрывать одни и те же сценарии, то несколько иной вид имеют ситуации, когда жертва выбирается не случайно. В облике и поведении ребенка-жертвы может существовать нечто, провоцирующее обидчиков. Такие дети чаще других становятся жертвами разного рода насилия, потому что более беззащитны и уязвимы. Часто их поведение провоцирует агрессию. В психологии даже существует такое понятие, как «жертвенность» или «виктимность». Имеется в виду определенный тип личности, который характеризуется следующими проявлениями: замкнутостью, импульсивностью в поведении, страхом перед людьми и общением, страхом перед школой, неразвитыми социальными навыками, отсутствием опыта жизни в коллективе, неуверенностью в себе, низкой самооценкой, тревожностью, подозрительностью, склонностью к вранью, фантазированию, подавляемой агрессией (направленной как на других, так и на себя), плохим самоконтролем.

Дети-агрессоры

Давно замечено, что агрессоры и насильники сами когда-то являлись жертвами насилия. Качества жертвы и агрессора во многом схожи. Схожи и ситуации, формирующие эти качества. Отличие состоит в пассивной позиции жертвы и активной позиции преследователя, которым может становиться бывшая жертва с теми, кто более уязвим. Агрессия, всегда появляющаяся от ситуаций насилия, от переживания боли и унижения, и подавляемая в пугающей ситуации, прорывается с теми, кто не несет угрозы. В этом случае срабатывает защитный механизм, так называемая «идентификация с агрессором». Бессознательно бывшая жертва пытается взять контроль над ситуацией своей травмы, играя активную агрессивную роль в другой ситуации. Этим объясняется большая трусость агрессоров, потому что на самом деле внутри прячется напуганная жертва. Часто (но не всегда) агрессорами являются люди, чей тип личности психологи называют «социопатическим». Эти люди понимают только язык силы. Внутренние нормы морали у них в принципе отсутствуют. Проявление доверия к ним они воспринимают так, что смогли вас одурачить. Только жесткие силовые меры способны остановить социопата. В большинстве случаев может быть достаточно предупредительного разговора. Предоставлять детям самим разбираться в ситуации может быть оправдано, только если коллектив выдвигает агрессору кодекс правил поведения, а иное поведение игнорирует. Но чаще всего в школьном возрасте это чревато продолжением насилия и неуправляемостью процесса. Поэтому вмешательство взрослых потребуется.

Как прекратить ситуацию насилия

Узнайте больше. Важно как можно больше узнать о происходящем, подробно расспросить ребенка о том, что происходит, узнать ситуацию в классе, по возможности посидеть на уроках, понаблюдать за учителем, поговорить с ним и с другими родителями.

Поговорите с учителем. Если инициатором является учитель – здесь работа родителей будет заключаться в том, чтобы учитель перестал провоцировать конфликт. К сожалению, в нашей сегодняшней действительности известны случаи, когда приходилось перевести ребенка в другой класс, и даже школу, так как учитель не менял своего отношения, а администрация школы и другие родители активно вставали на сторону учителя. В данном случае самое главное для родителей страдающего ребенка — защитить его, вывести из травмирующей ситуации. Не так безнадежны бывают случаи, когда учителя адекватны, и сами пытаются защищать одних учеников от нападок других.

Радикально действуйте с родителями ребенка-агрессора. Многое зависит от того, как ведут себя родители ребенка-агрессора. Если с их стороны не возникает понимания, и не принимаются меры, то необходимо подключить администрацию школы, учителей, других родителей. Необходимо действовать радикально — оказывать влияние на агрессоров и его родителей, установить требования к их поведению. Бывает нелишне обратиться в полицию, написать заявление. Важно сделать так, чтобы ваша проблема, как страдающей от агрессии стороны, стала зоной ответственности агрессора и его родителей. Чаще всего, сами родители социопатически настроенных детей являются начальным звеном в распространении агрессии, и с ними важно строго и радикально выстраивать границы, ссылаясь на закон и немедленные социальные потери в случаях его нарушения.

Нейтрализуйте агрессора. Если вы заметили, что ситуации насилия с вашим ребенком повторяются, и у него присутствуют выше названные черты жертвы, родителям нужно работать в двух направлениях: нейтрализовать агрессора (разговаривать с ним нужно жестко, с позиции силы, определяя для него кодекс правил), и параллельно обратиться к специалисту для работы по преодолению виктимности у ребенка, а также для понимания и устранения негативных факторов внутри семьи.

Позвольте ребенку проживать стресс. Если ваш ребенок перенес травму от одноклассников или любую другую травму, необходимо говорить с ним об этом, позволять ему плакать, проживать страх столько, сколько ему необходимо, быть с ним, поддерживать его. Важно вместе понять, как это событие повлияло на изменение у ребенка образа себя и окружающего мира. Он может сказать, что теперь никому не доверяет или чувствует себя неудачником.

Разберите ситуацию подробно. Проявите сочувствие и поощряйте выражение чувств. Вместе подумайте о том, что позволит ребенку чувствовать себя спокойнее, и как сделать так, чтобы можно было использовать этот опыт в будущем, чтобы избежать повторений.

Устраните стресс. При работе по предотвращению последствий травмы важно, чтобы стрессовая ситуация была устранена. Победой будет, если ребенок снова почувствует себя в безопасности, уйдет от ощущения неуправляемости и беспомощности. И если вы видите, что ему не становится лучше, необходимо подключить психолога, иначе эта травма может вызвать посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР), психосоматические заболевания, повлиять на развитие его личности.

Наикнулась на интересную статю о помощи подросткам. Думаю, каждой мамочке будет не лишним знать, что делать, если ее ребенок стал жертвой агрессии.Большинство школьников время от времени становятся жертвами агрессивных действий – их толкают или пинают, чтобы отнять игрушку, или они становятся жертвой оскорбления со стороны другого человека, пытающегося спасти лицо. Тем не менее существует некоторый процент детей, становящихся хроническими жертвами хулиганов и задир. Как в Европе, так и в США около 10% детей, учащихся начальной школы и подростков, становятся хроническими жертвами агрессии. Дороти Эллисон в своем романе «Хулиган из Каролины» дает описание такого издевательства. Когда Шеннон после окончания занятий садилась в школьный автобус, она шла по узкому проходу мимо дюжины улюлюкающих мальчиков и еще дюжины краснеющих и шепчущихся девочек. Пока она продвигалась по проходу, я наблюдала, как мальчики пододвигались на край сиденья, чтобы помешать ей сесть рядом, a девочки отворачивались, словно Шеннон была заразной. На сиденье перед нами Дэнни Харборо наклонился над проходом и сделал вид, будто его тошнит: «Вши ползут! Вши ползут!» крикнул кто-то, когда автобус пришел в движение, а Шеннон еще не нашла себе места.

В этом эпизоде Шеннон – жертва словесного оскорбления. Однако дети довольно часто также становятся и жертвами физического издевательства: представьте себе ребенка, которого каждый день другие дети бьют на игровой площадке.

Как вы можете представить, дети плохо переносят такие ежедневные издевательства своих сверстников. Исследования показывают, что дети, становящиеся хронической жертвой агрессии, часто уединяются и впадают в депрессию; они не любят ходить в школу; у них низкая самооценка.

Одни дети, оказавшись хроническими жертвами агрессии, слишком остро реагируют, когда их задирают, а другие ретируются и подчиняются агрессии.

Почему некоторых детей постигает печальная участь жертв? Прежде всего, чтобы ответить на эти вопросы, нужно более пристально взглянуть на детей, становящихся жертвами агрессии. Небольшой процент этих детей на деле агрессивны сами. Эти младшие дети часто чересчур остро реагируют на вызов, беспокойны и легко раздражаются. Их агрессивные сверстники вскоре понимают, что таких детей легко задеть. Группа детей может, например, оскорблять или смеяться над ними, зная, что они, вероятнее всего, затеют драку, даже если противники численно будут их превосходить.

Подавляющее большинство детей, становящихся жертвами агрессии, не отличаются сильной реакцией, они не слишком беспокойны или раздражительны. Напротив, эти жертвы, как правило, замкнуты и покорны. Они не желают или не могут защититься от агрессии своих сверстников, и поэтому их обычно называют пассивными жертвами. Когда на них нападают, они показывают очевидные признаки страдания и обычно уступают нападающим, тем самым вознаграждая агрессивное поведение.
Как дети оказываются жертвами? История семьи и стиль воспитания помогают ответить на этот вопрос. Чтобы понять влияние этих сил, нам нужно отличать жертв с повышенной реактивностью от пассивных жертв и в последней группе отличать мальчиков от девочек. Жертвы, чересчур остро реагирующие, как правило, растут во враждебной, карающей или даже жестокой семейной обстановке. Среди пассивных жертв у мальчиков, как правило, оказываются матери, которые чересчур сильно их опекают и проявляют слишком сильное эмоциональное участие в их жизни, в отличие от них девочки – пассивные жертвы – обычно имеют контролирующих и неотзывчивых матерей.

Положение жертв агрессии всегда вызывает жалость, а иногда заставляет даже ужаснуться, но и этим детям можно помочь. Их можно научить справляться с направленной на них агрессией эффективнее, а не просто бурно и остро реагировать или пассивно уступать (например, не разражайтесь гневными упреками, когда на вас нападают; не показывайте, что вы испугались, когда вам угрожают). Кроме того, может помочь повышение самооценки у этих детей. Когда на них нападают, дети с низкой самооценкой могут подумать: «Я проигравший и надо с этим примириться, потому что у меня нет выбора». Повышение самооценки детей делает их менее терпимыми к личным нападкам.

Наконец, самый легкий способ помочь жертвам – это способствовать их дружбе со сверстниками. Когда у детей есть друзья, то они редко становятся жертвами издевательств.

Когда я перешла в пятый класс в другую школу, на меня пытались нападать одноклассники, постоянно пытались задеть, обидеть. Я – человек воспитаный педагогами, мне было тяжело противостоять им. И пожаловаться я не могла. Терпела какое-то время, а потом начала просто быть морду. Помогло.

Всречались ли Вы с такими проблемами?