Не хочу идти на родительское собрание. Посещение классных родительских собраний – необходимость или обязанность

Вчера была на родительском собрании.

Родителей было много - 19 из 25. Это больше, чем обычно. И это заслуга классного руководителя, которая умеет поднять родителей с дивана, или создать такую мотивацию, чтобы они пришли. Это впечатляет.

Но сохранить эту мотивацию ни на собрании, ни на директорском совете, хотя на него ходят все, все-таки, на мой взгляд, не совсем удается. Иногда даже я и себя ловлю на мысли о том, зачем я там сижу , ведь все одно и то же, и ничего нового?

Быть может, поэтому на все собрания ходят одни и те же родители, дети которых и так неплохо учатся и со всем справляются, но которые все-таки надеются услышать что-то полезное для себя и для своего ребенка, и не упустить из виду того, что происходит.

Но быть может, и у родителей, которые не посещают родительских собраний, есть своя правда? И они просто ведут себя так же, как их дети, которые не хотят учиться и плохо себя ведут.Они просто не надеются услышать там ничего нового и интересного и не верят, что такие коллективные обсуждения проблем могут помочь им реально решить их проблемы, и не только с детьми.

Поэтому из двух зол: сидеть на собрании, тратить время и расстраиваться по поводу того, что все равно не можешь изменить, или сидеть дома, ничего не предпринимая, выбирают последнее.

И я подумала о том, что же хотела бы я, как родитель, услышать на этом собрании?

Нет, я не говорю, что в школе педколлектив ничего не делает. Это далеко не так. И я уважаю их за все. что они делают. Сейчас я говорю о том, что есть большая разница в том, что люди делают, и как они об этом говорят.

Ведь говорить о своей работе - это не значит хвастаться, или как -то вести себя не скромно. Речь сейчас совсем не об этом. Я просто полагаю, что было бы интереснее услышать какие-то более конкретные вещи, которые были реализованы в школе за последнюю четверть, чтобы добиться той успеваемости, которая есть.

А слушать о том, что в нашей школе процент успеваемости - 68%, или 73% мне, конечно, очень приятно, но когда это слышишь постоянно, то результат нивелируется. Ведь ты не можешь оценить, сколько труда было вложено именно в этой четверти, чтобы сохранить такой высокий процент? Какие конкретные вещи были сделаны, чтобы дети улучшили успеваемость?

Тогда бы и родители могли бы осознавать реальный вклад учителей в дело обучения их детей. Возможно, все это есть, и методы, и задачи, и примеры, и все это делается, но пока слушать об этом неинтересно, не говоря уже о том, чтобы что-то начать применять в домашних условиях.

Конечно, знать о том, как учиться твой ребенок и как ребенок уживается в коллективе и как себя проявляет в школьной жизни, знать надо, ведь дети не всегда говорят родителям о том, что с ними происходят, или говорят так, что картина может казаться более благополучной, чем есть на самом деле.

И для получения какой-то объективной картины бывать там никому не мешает. Хотя, я думаю, что очень мало что можно узнать про своего ребенка, если он не нарушает дисциплины и хорошо учиться. А разве у нас нет проблем с воспитанием?

Но, как и детей, заставлять родителя ходить на собрание и интересоваться жизнью своего ребенка - дело бесполезное и неблагодарное. Кроме раздражения, это ничего не вызывает.

А вот создать внутреннюю потребность заниматься воспитанием и наблюдать за своим ребенком - это уже не все могут.

Может быть, не хватает конкретных примеров о том, как поступать в том или другом случае, и о том, чем руководствоваться, и что считать правильным, когда что-то объясняешь своему ребенку. И разбора конкретной проблемы…

Но здесь возникает другой вопрос, ведь у всех свои проблемы, и возможно, будет кому-то неинтересно слушать одно и тоже? - можете сказать вы.

Но если выделять общие проблемы, которые могут проявляться на всех ступенях развития, во всех возрастах… и каждый раз готовить своего рода - « справочник» и методичку о том, как лучше помочь ребенку справиться, то может, это будет более интересно и для тех, кто учит, и для тех, кто воспитывает?

Например, вчера учительница математики сказала о том, что у детей страдают вычислительные навыки.

Но о том, как их совершенствовать, кроме того, что надо просто делать домашнюю работу и как превратить эти вычислительные навыки в интересное занятие по вечерам, или о чем-то еще, в чем могла бы проявиться любовь к математике, об этом ничего и никогда не говорится, кроме общих слов «НАДО» и «ДОЛЖНЫ».

Хотя есть не мало отличных книг по этому вопросу, но ведь не все их читают и мало кто о них знает…

Т.е. надо «заразить» своей любовью к математике родителей, а уж те найдут способы передать свой энтузиазм своим детям.

Нет, я не говорю о том, что не выдаются никакие рекомендации о том, в чем учителю нужна родительская помощь? О них говорят. Но все они какие-то сухие и неинтересные, что ребенок вряд ли будет с энтузиазмом их выполнять…

Их нельзя превратить в игру - вот в чем, на мой взгляд, проблема.

Так к чему все это я сейчас говорю?

Просто мы никогда не сможем разбудить у ребенка интерес к знаниям, если нам самим не будет интересно то, что мы делаем. И те, кто НЕ успевает, не обязательно вырастут плохими людьми.

Но очень часто из них получаются неплохие предприниматели, у которых нет проблем с деньгами. Не из всех, конечно. Но и у отличников не всегда все получается.

ПОЛУЧАЕТСЯ У ТЕХ, кто докопался до того, что их больше всего на свете интересует , и позволил себе следовать за своим интересом.

Так может, и нам, взрослым, почаще следовать за своим?

Вот и первые родительские собрания этой школьной осени. И родители (обычно мамы мальчиков), которым ой как не хочется на эти собрания идти, потому что «будут ругать». Как почувствовать себя в школе не провинившимся ребенком, а взрослым и построить конструктивный разговор с учителем?

«Мой сын заявил, что их классная руководительница — дура. Я, разумеется, сказала, что он не имеет права так отзываться о старших. Но, честно говоря, я и сама не люблю разговаривать с этой учительницей. Я вообще боюсь учителей, как первоклассница, боюсь ходить на собрания, потому что у сына проблемы с поведением на уроках. Что с этим можно сделать?»

Некоторые мамы боятся школы, потому что из-за особенностей своих детей выслушивают от педагогов множество претензий. Вообще часто диалог между родителями и учителями сводится к поиску виновных. Родители воспринимают замечания учителя как обвинение в личной несостоятельности и защищаются: доказывают, что виноват учитель или ребенок. Некоторые, напротив, проникаются чувством «я плохая мать, я во всем виновата», но от этой позиции пользы тоже мало.

Цель вашего общения с учителем — не искать крайнего, а выяснить, что мешает вашему ребенку хорошо учиться и нормально себя вести, и вместе решить, как ему помочь.

Важно разделять себя и ребенка. Если вы еще «мыкаете» («нам поставили двойку»), если всякая детская обида причиняет вам острую боль и желание отомстить — то в этом конфликте вы не взрослый, а ребенок. Вы не можете помочь своему чаду как старший человек: эмоции мешают вам думать и действовать конструктивно. Но сделать это нужно, ведь родитель — адвокат и помощник ребенка.

Помните, что в конфликте страдают все стороны: плохо не только вам и ребенку, но и учителю. Разговор с ним вообще имеет смысл начать с того, что вы понимаете, как ему трудно.

Первое, что надо сделать, — точно сформулировать проблему : описать ее, а не дать оценку. Не «бездельничает» — а «не пишет классную работу», не «плохо соображает» — а «не умеет составлять уравнения». Уточняйте факты, выясняйте причины поступков: «шумит и скачет на географии по вторникам, поскольку не успевает успокоиться после долгой перемены».

Не бросайтесь в контратаку, не дослушав. Не реагируйте гневно, если учитель некорректен, держите в уме цель общения: ваша задача — помочь ребенку, а не доказать, что вы круче.

Следующий шаг — определить, что для решения проблемы могут сделать родители, школа и сам ребенок (например, регулярно созваниваться; отправлять в начале урока географии мыть тряпку и стирать с доски). Если учитель отказывается идти навстречу — просите его предложить свои варианты; в некоторых случаях придется обратиться к завучу или директору. К ним лучше идти не с жалобой (если учитель не нарушает своих должностных обязанностей), а с просьбой дать совет, помочь договориться с учителем.

Если договориться не удалось из-за негибкой позиции учителя — следующим шагом может стать жалоба директору или в управление образования.

Иногда, наоборот, стоит поговорить с ребенком и убедиться, что на проблему легче махнуть рукой (дотерпеть до конца года придирки учителя рисования).

А иногда бывает нужно менять — особенно если попытки наладить диалог упираются в равнодушие педагогов, а проблема требует срочного решения (например, в ситуации травли ребенка в классе).

Не стоит пытаться разжалобить учителя и ссылаться, например, на диагнозы ребенка. Даже если диагнозы и есть, учителю важно знать другое: как работать с таким учеником в условиях массовой школы. Опишите трудности ребенка (нетерпелив, легко смущается, нуждается в дополнительном времени для ответа и т.п.), расскажите, что помогает вам дома, попросите о помощи в конкретных ситуациях (позволить отвечать устно, отправить умываться, если начинается истерика, и т.п.), спросите, что посоветует педагог. Непременно узнайте, какие сильные стороны есть у вашего ребенка, в чем он успешен.

Иногда поведение действительно выходит за рамки обычного: ребенок поднимает руку на учителя, бросается на одноклассника с циркулем, на уроках ползает под партами и хохочет — это все примеры из жизни. Он и сам не учится, и всему классу не дает, и создает угрозу для безопасности других детей; здесь уходить от диалога со школой — безответственно.

Родителям обязательно надо искать причину такого поведения, а школе — предложить семье обсудить другие возможные формы обучения (семейное, надомное, по индивидуальному учебному плану).

В общем, не бояться учителя — не так уж трудно. Надо научиться видеть в нем человека и своего союзника — и наладить конструктивный диалог. А это не врожденный дар, а наживное умение.

Купить эту книгу

Обсуждение

Так статья не о собрании,а о личном разговоре с учителем.
Причем тут собрание?

16.09.2014 08:18:59, муркаф

Комментировать статью "Мама боится школы. Разговор с учителем: как не теряться?"

Я такую форму родительских собраний встречаю часто, но вот чтобы кто-то догадался сделать предварительную запись - ни разу не слышала. Мама боится школы. Разговор с учителем: как не теряться? Как ходить на родительские собрания, если ребенок плохо себя ведет.

Обсуждение

Я вообще хожу в школу пообщаться. С классной и с родителями. Мне нравятся собрания. И когда предметники приходят в класс, интересуются, у кого к ним вопросы. У кого есть, те спрашивают.

у ребенка в школе четыре собрания и четыре ДОДа в год (чередуются - месяц собрание, месяц - ДОД). очень удобно. информация про всякие мероприятия и школьно-классную жизнь - на собрании. про успеваемость и проблемы с конкретными предметами можно поговорить в индивидуальном порядке на ДОДе.

Так родительские собрания - это не проблема, а обязанность учителя. Он обязан их проводить, а не от скуки сидит до ночи в школе Я ж ходила практически на все собрания в двух школах, помогала как могла и учителям и РК. Как примерный и ответственный родитель)...

Обсуждение

вообще не хожу - ни к старшей ни к младшей. К младшей сделала попытку 1 раз в первом классе пойти - 3 часа потерянного времени((

если что то срочное учитель и так прозвонит; деньги сдать - девушки из род.комитета сообщат; о ребенке -только твоем, без маш глаш, и петь - можно поговорить когда забираешь из школы (мы в началке учимся).

что там еще делать на родительском собрании?? хотя некоторые так ходят, так носят, и так в глаза заглядывают, что на медаль все таки нализывают.

Старшая сейчас на 1ом курсе ВУЗа,младшая в 3ем классе. никто не страдал, что нас не было на родительском собрании.Учатся обе прекрасно!!!

Конечно, хожу. А разве можно иначе?

НО - у нас собрания строго макс. 1,5 часа.

Дочка боится учителя. ...затрудняюсь выбрать раздел. Подростки. Воспитание и взаимоотношения с детьми подросткового У моей было похоже по многим предметам, правда, она не боялась учителей, а боялась поднимать руку и спрашивать: "А за что снижена оценка?"

Обсуждение

возможно это подход учителя или гимназии к оценкам. У нас в гимназии тоже двойку получить проще простого: забыл терадь - 2, забыл учебник - 2, опаздал -2, не услышал вопрос -2. А уж не ответил или не сдал, тут даже не обсуждается.

у нас так по русскому и по математике,
а вот по географии и физике не так, там могут предупредить, поставить 2 карандашм, короче дать шанс.

у нас даже у тех кто хорошо учится (ну на 4 и 5) двойки текущие есть почти у всех по руссому и математике. в мою школьную бытность двойка - это было событие, катастрофа, а сейчас...
мой плохо учится, у него за триместр двоек штук 20-25 наверное (по всем пердметам вместе) но я привыкнуть не могу....

тоже 7 класс

У моей было похоже по многим предметам, правда, она не боялась учителей, а боялась поднимать руку и спрашивать: "А за что снижена оценка?"
В общем, когда у нее "критическая масса" накопилась (она из многого складывалась), то она научилась выяснять требования учителя, подходить к нему и поднимать руку на уроке. Ну, подсказывали ей, конечно, как это сделать, много раз говорили.
У учителя просто спросите: какие требования к оформлению работ, к их выполнению, как она оценивает знания Вашего ребенка и почему, соотвестсвенно, поговорите с репетитором, чтобы он ориентировался на эти критерии.
Может нахватать троек и даже двоек по разным предметам, но успешно их закрыть хорошими отметками (ответить на уроке, переписать самостоятельную и пр.)(с)
Вот это - нехорошая тенденция в сегодняшней школе, ИМХО. Дети знают, что можно переписать, - и не относятся к написанию самостоятельной как к последней возможности написать ее. Жаль, что у Вашей учительницы не хватает х-ра сказать твердо: "Даю переписывать только двойки", например.
Ну, Вы же видите, что учителю не нравится переписывание, но ей сложно противостоять давлению классных рук-лей. Ну, так избавьте ее от этого, настройте дочь на то, что по этому предмету возможности переписать нет, отсюда и пляшите.
Ну, и объясните ей, что бояться поднять руку, когда знаешь ответ - слишком большая роскошь для того, кто хочет получать хорошие оценки. Боишься? Значит, будешь платить за это тем, что тебя будут вызывать, когда ты не знаешь. Много ли отметок хороших так можно получить? Я со своей так разговаривала.

04.12.2012 12:31:29, В. с работы

Сегодня родительское собрание. Приходит сейчас старший и рассказывает какие "все учителя сегодня злые. А рябята уже заранее бояться, что дома нагоняй получат". Забавно получается: Дети не хотят собраний, потому что боятся наказаний; родители не хотят собраний, т.к. знают...

Обсуждение

я не знаю, кому это нужно. Мне не нужно - я и не хожу.

я в начальной школе ненавидела собрания - 3-4 часа переливания из пустого в порожнее...
Сейчас хожу с удовольствием, все четко, строго по делу. Мозг выносят конечно, но не мне))

И ни одного родительского собрания. Почти по всем предметам свои учителя. Английский каждый день. Да нет, трудностей не хотим. Я боюсь упустить сейчас время и что-то пропустить. Меня интересует внимание, письмо, моторика, активность в ходе урока, общение с...

Обсуждение

У нас было собрание, на котором мы знакомились друг с другом. Дети читали стихи, пели частушки. В конце учительница рассказала об успехах наших детей. А так у нас учитель всегда готова на общение и всё объяснит и расскажет.

У нас каждые 2 недели проводились собрания. Плюс ежедневные мини-консультации для родителей в момент выхода детей из школы. (обычная школа в МО)

Учителя русского языка есть? Девочки, у меня вот какой вопрос - исходя из чего ставятся оценки? Нам на родительском собрании года два назад учительница зачитала нормативный документ, где чётко было прописано о снижении оценок.

Обсуждение

5 - когда все без ошибок
4 - 2 ошибки
3 - до 5 ошибок
2 - все остальное

27.10.2008 17:31:36, учитель русского

моя дочь в прошлом году поступила в 5-ый класс физико-маттематич. школы и на 2-м родительском собрании нас классная руководительница предупредила, что очень даже не стоит ходить к учителям по математике, русскому и еще некоторым, чтобы узнать что-то про детей своих или повыяснять справедливость оценок, тк еще хуже может быть для ребенка, к нему будет после этого очень предвзятое отношение.
Я для себя решила в школу лишний раз не ходить, на собраниях помалкивать. Дочка вроде школьной жизнью своей довольна, оценки у нее хорошие, домашнее задание она сама делает. Я ее тетрадки и не смотрю. Только за недельный табель оценок в дневнике расписываюсь.

Или недоволент тем, сколько денег собирает родительский комитет и как их расходует. Вот откуда это - на собраниях и при дличных встречах с работниками школы все улыбаются, а К учителю не пойду по той причине, что боюсь сама распустить руки, если повод для разборок...

На родительских собраниях (90% родителей детей из школы забирают, поэтому какую-то информацию получают от учителя, а не воспринимает, как боится учителя (в тоже время от учительницы по английскому - в восторге и одна из лучших учениц по этому предмету), как не...

Обсуждение

Продолжение истории. Экскурсия закончилась. Дочка позвонила и опять плачет. Идут в школу, будут доп.занятия и кружки, у нее нет с собой учебников и пенала: опять будут ругать.Говорю, подойди к учительнице, попросись сбегать домой (соседний дом со школой - от школы - 3-5 минут). Боится подойти-спросить. Попросила передать трубку учительнице. Объясняю ситуацию, повторяю ее же слова, что экскурсия на целый день. Спрашиваю удобное время когда можно прийти поговорить по поводу того, какие претензии есть к ребенку. Ответ: претензий к ребенку нет, есть претензии ко мне. Договорились на понедельник.

Для начала, нужно бы разобраться с Вашей собственной реакцией, немного она неадекватна ситуации, имхо. В школе учителя орут - для Вас это новость?! Вы сами в школе не учились? Некоторые орут громче, кто-то тише, но такой у них способ защиты и разрядки, почти у всех. Ничего с этим не поделаешь. Просто это надо принять как данность, а учителей можно пожалеть разве что. Вот пришли Вы с ребенком, учитель на вас орет. Не нужно орать в ответ, драться или плакать. Спокойно спрашиваете - что случилось собсно? А если и так понятно, что случилось (опоздали, например), объясняете - не знали, нам сказали, что надо прийти к 9.30, извините пожалуйста, ай-яй-яй, постараемся быть пособраннее. Все. Еще раз повоторю, на форму высказывания учителя вообще не надо обращать никакого внимания. Ребенок, глядя на Вашу спокойную реакцию, тоже не будет так нервничать. Можно с дочкой поговорить о том, что по форме учитель может быть и не права, но что поделаешь, работа у нее нервная и она не совсем здорова. А идти к учителю и говорить - "не орите на моего ребенка" - глупо. Реакция будет только обратная, имхо.

У нас в школе сегодня родительское собрание, на прошлом я не была,потому что на работе были какие-то жуткие запарки и отпроситься я не Разговор с учителем: как не теряться? Я вообще боюсь этих родительских собраний. Мне после них очень хочется напиться.

Обсуждение

Обязательно хожу, вот уже 7-й год подряд. Мне все важно, что связано с сыном, на собраниях много информации для себя получаю, с родителями общаюсь.
И для сына важно, чтобы мы ходили на собрания. Вот не знаю, почему, для меня это загадка. Помню, что мне в школе тоже важно было, чтобы родители на собрания ходили.

Типичное описание родительского собрания: «Быстро поведали у кого неуды, плохое поведение, похвала отличникам и успевающим, а затем любимая часть – сбор денег» .

Действительно ли так должны проходить встречи родителей и классного руководителя? Какими они должны быть в действительности?

Что это такое?

Это официальное мероприятие, которое организуется школой для демонстрации и обсуждения успехов учащихся и улучшения условий, в которых они обучаются (совместными усилиями).

В законе «Об образовании в РФ» о родительских собраниях не говорится. Каждая школа выпускает свой документ «Положение о классном родительском собрании» , в котором освещает цели, задачи, правила и т. д., и раскрывает функции .

Возникли проблемы на родительских собраниях или с родительским комитетом, и вы хотите пожаловаться? Ознакомьтесь с положением «О родительском собрании» вашей школы. В заявлении опирайтесь на его пункты, чтобы претензии были подкреплены документально. Пишите, какие статьи нарушены, тогда претензия будет выглядеть убедительнее.

Что обязательно для всех родительских собраний:

1) Проводятся раз в четверть (но могут и чаще, если необходимо, например, проблемы в классе);
2) Обязательны для посещения мамами и папами (если вы не можете прийти, нужно предупредить классного руководителя звонком, смс или через ребёнка);
3) Родители должны знать, когда будет собрание не позже, чем за три дня до события (как правило, через вклейки в дневниках или в группах социальных сетей).

Что должно быть на родительских собраниях:

1) ознакомление с новыми законами и локальными актами (принятыми на уровне школы, города, региона), связанные с образованием детей.
2) Встреча с предметниками (сразу скажу, что учителя не любят ходить на родительские собрания, у них в это время может быть своё, да и часто такие встречи затягиваются). Приглашает классный руководитель. Попросите провести встречу с более «проблемными» педагогами. Недопонимания родителей и учителя наверняка после этой встречи рассеются.
3) Ведение протокола собрания . Пишет секретарь (выбранный родитель), подписывается председателем родительского комитета. Нужен больше для отчётности школы перед проверяющими органами.

Что может быть на родительском собрании?

1) встреча со специалистами (психологом, врачом, юристом, уполномоченным по правам несовершеннолетних и др.). Какая проблема волнует родителей – такого специалиста и можно пригласить (приглашает либо классный руководитель, либо родители, может и администрация);
2) просмотр документальных и обучающих фильмов о воспитании, физиологическом развитии детей в подростковом возрасте и т.д.

Чего не должно быть на родительском собрании:

1) публичного обсуждения успехов и неуспехов отдельных учеников, их поведения, внешнего облика и т.д. (полная бестактность со стороны классного руководителя или родителей-зачинщиков разговора!). Если такое происходит на собрании вашего класса – вы вправе подать жалобу. Всё, что классный руководитель хочет сказать о вашем ребёнке, знать должны только вы в индивидуальном порядке.
Если в классе возник конфликт, в котором замешаны несколько учеников класса, беседа проводится только с родителями этих учеников, а не со всеми.
2) такого масштабно осуждаемого явления, как сбор денег (фонд школы, охрана, услуги уборщицы — это не обязанность родителей!). В я подробно рассказала, что делать родителям, если опять собирают «дань».
Конечно, не всегда это должно осуждаться. Иногда приходится собирать деньги на и подарки или , но организовывать это должен родительский комитет и обеспечивать полный отчет за все потраченные средства .

Что делать, если пропустил родительское собрание

Конечно, никто вас не будет ругать и писать заявление на имя завуча по этому поводу тоже не нужно. Родительские собрания организуются для вас, родители, чтобы ознакомить с нововведениями школы, проблемами класса, обсудить успеваемость и куда пойти на каникулах. Часто только на собраниях получается раздать родителям какие-либо анкеты, заявления и прочее и тут же их получить заполненными. Ведь дети могут их потерять, порвать или просто не донести до родителей.

Если вы знаете, что по каким-то причинам пропустите — сообщите об этом классному руководителю. А лучше будет, если вы еще договоритесь, что придете в другое время . С классного руководителя за посещаемость родительских собраний спрашивают, поэтому для него важно, чтобы вы были на них. Если родитель практически не посещает родительские собрания, для учителя это станет «звоночком» о том, интересуется ли вообще родитель своим ребенком.

Если вы не ознакомлены с уставом школы , с положением «О классном родительском собрании» вашей школы обязательно почитайте . Возникнет проблема – будете во всеоружии.

Остались вопросы? Напишите в комментарии, мы обязательно постараемся вам помочь.

«Васильев , Орлов , Никифоров, Демченко …*». Учительница Александра Яблокова одну за другой назвала 19 фамилий. «Встать!». Сидеть остались только пять ребятишек. Остальные третьеклашки растерянно поднялись из-за парт и… простояли весь урок. А потом еще и перемену.

Без вины виноватые!

Это случилось в 44-й красноярской школе. Дети, как выяснилось, ни в чем не провинились. А вот их родители… не пришли накануне на общешкольное собрание. А ведь там должны были обсудить очень важные темы. Руководство школы хотело услышать мнение родителей, какой будет школьная форма на следующий год, как дети будут отдыхать летом. Впрочем, собрания класс пропускал регулярно. Кроме трех-четырех самых ответственных родителей…

На следующий день родители отозвались почти в полном составе. Возмущенно звонили учительнице, дошли до директора. Самые активные рассказали о ЧП журналистам.

Звали, звали – не пришли

О том, когда будет родительское собрание, стало известно за неделю. Всем детям Александра Яблокова старательно вклеила в дневники записки, а потом еще обзвонила родителей. Предупредила: собрание важное, оно проходит раз в год, на нем обсуждаются планы на следующий учебный год. Пошла навстречу даже тем, кто не успевал: «Если вы не можете прийти в 6 часов, приходите в семи». Когда после всего увидела, что кабинет пустой. Не выдержала.

Я сегодня с ними разговаривала, - по телефону рассказала молодая учительница нашим коллегам из телеканала «Прима». - Попросила прощения за то, что не должно в такой форме это было произойти. На собрание ходят одни и те же родители, которые принимают участие и в различных мероприятиях, и по учебной части помогают детям. На самом деле гораздо большему количеству учеников требуется помощь.

Ходить или нет, право каждого

Директор 44-й школы Светлана Гребенникова вздыхает: Александра Яблокова – молодой педагог, в школе три года. Но никогда на нее родители не жаловались. Случившееся – как гром среди ясного неба.

Учительница, однозначно, не права, - оправдывается директор. - Такие методы воспитания родителей – через наказание детей – недопустимы. Мы поговорили с теми родителями, кто к нам обратился сразу после инцидента, постарались их успокоить, извинились. Тем более, что посещать родительские собрания – это не обязанность родителей, а право. Это закреплено законодательно. Но учитель хотел бы видеть на родительском собрании каждого родителя, ведь там поднимаются вопросы, которые напрямую касаются их детей. Особенно это важно для начальных классов. Получается, родители не посчитали нужным отзвониться классному руководителю вечером и предупредить: прийти не сможем.

Что в итоге? Многие родители пришли в школу и без скандала поговорили с учителем. Попросили директора педагога строго не наказывать, хотя Александре Яблоковой уже «влепили» выговор.

Детям даже предложили психолога – если кто-то пережил из-за этого стресс. Но малыши, к счастью, уже все почти забыли.

СКАЗАНО

«С кем сидит за партой ваш ребенок»?

Борис Грачевский, художественный руководитель журнала «Ералаш»:

Это безобразие! Никому не позволено никаким образом мучить детей. Есть масса способов увидеться с родителями. В конце концов, известный с советских времен: прийти к ним домой. Но ни в коем случае детей нельзя трогать. Сын за отца не отвечает, и они ни в чем не виноваты. Этому посвящен мой фильм «Крыша», - об отсутствии внимания взрослых к своим детям. Посмотрите его. Он как раз об этом. Невнимание приводит к тому, что дети оказываются на краю крыши. В этом фильме директор школы, хоть это и отрицательный герой, говорит на собрании очень важную вещь, как критерий оценки взаимоотношений: «А знаете ли вы, с кем сидит за партой ваш ребенок?». Задайте себе этот вопрос. И вам все сразу станет понятно.

Мнение «против»

У каждой истории всегда есть две стороны. И сейчас дружно сказать, что родители – сволочи, наверное, проще всего. Я тоже иногда пропускаю собрания. Не всегда. Но иногда – бывает. Почему? Во-первых, потому иногда их проводят для проформы. На них выступит школьный психолог, который поучит нас жить (пишу как есть, простите). Потом мы в классе заполним пару ненужных анкет. Во-вторых, потому что иногда бывает физически некогда. Ребенка (ребенков, - двоих), надо кормить, значит – надо работать и маме, и папе. Оправдываю себя тем, что с учительницей постоянно на связи. Подойду, забирая дочку из школы, позвоню, если есть какой-то вопрос. Не знаю, правильно ли я поступаю. Но даже если я не права, с ребенка спроса быть не может. А вы как считаете?

Мария Мишкина, редактор «КП »-Красноярск

Мнение «за»

Я не оправдываю педагога. Мне, как матери, тоже не понравилось бы, если бы мой ребенок целый час простоял у парты, как часовой на плацу, с чувством вины. Но мне непонятно поведение родителей. Уважаемые мамы и папы, а вам что, не интересно, что хочет сказать вам учитель, которому вы доверили любимое чадо? Вам не хочется узнать, чем он занимается, как ведет себя на уроках, какие у него отношения с ребятами? А потом получается: если чадо получает пятерки – это заслуга мамы с папой – ах, какого умного родили! А если принес двойку или синяк под глазом – учитель виноват, не досмотрел?

Елена Серебровская , корреспондент

* фамилии изменены

Каждый учитель и родитель сталкивался с проблемой – нежеланием родителей приходить на школьное собрание. Оно воспринимается родителями подчас страшнее, чем ребенком, например, контрольная работа по математике. Причин этому несколько – и нежелание выслушивать про двойки своего чада, и пустая трата времени, и непонимание практической значимости похода.

Родитель должен избавиться от установки, что если передали ребенка в школу, то теперь только школа должна им заниматься. Счастье ребенка и плодотворное его развитие не находится в прямой зависимости от того, сколько денег потратит семья на ремонт школьных классов, охрану школы.

Между тем, участие в общем собрании крайне необходимо и самим родителям, и учителю, и ребенку. Ребенок чувствует заботу о себе, включенность в общую жизнь коллектива. Родители могут узнать о текущей успеваемости, проблемах ребенка в коллективе, его успехах и неудачах. Учитель надеется получить поддержку со стороны родителей, помочь скорректировать поведение ребенка.

Успех родительского собрания зависит от того, насколько конструктивно учитель сможет выстроить его ход, наладить диалог с родителями, избавиться от менторского тона.

Творческий подход учителя к проведению собрания обеспечит заинтересованность родителей и даст результат. Не стоит заниматься скучными нравоучениями! Деликатный тон со стороны учителя, подсказка - как выбраться из проблемной ситуации – настроят родителей на оптимистичный деловой лад.

Организуйте небольшие концертные номера – и кто из родителей не будет стремиться прийти посмотреть на выступление своего чада. Совершите совместные походы на природу, экскурсии – и начало взаимопонимания будет положено. Родитель, учитель и ребенок – не враги друг другу, а сотрудники!

Какие бывают родительские собрания

Практически все родители стремятся быть рядом со своим ребенком, понимать его проблемы, учить преодолевать трудности, при необходимости вовремя протянуть руку помощи. Но почему-то к моменту, когда ребенок становится школьником, их активность зачастую снижается. Есть родители, которые стремятся узнать, как помочь ребенку с домашними заданиями, в работе над ошибками, думают, как дополнить школьную жизнь экскурсиями и походами. Есть и такие, кто мало интересуется учебной деятельностью сына или дочери. И для тех, и для других родителей будут очень полезны родительские собрания.

Текущие – собрания с традиционной повесткой дня: результаты успеваемости в четверти, подготовка к проведению праздников и другие текущие мероприятия.

Тематические – собрания, посвященные актуальной теме, в обсуждении которой заинтересовано большинство родителей учеников класса. Темы могут быть предложены учителем или самими родителями, например: “Роль книги в развитии интеллекта ребенка”, “Как преодолеть застенчивость”, “Поощрение и наказание” и др. Тематические родительские собрания чаще всего носят просветительский характер и направлены на пополнение знаний родителей в области воспитания детей.

На итоговых собраниях анализируются результаты достижений детей за определенное время. В ходе собрания родители имеют возможность узнать об успехах собственного ребенка и других учеников класса в учебе, о победах в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах и т.п. Формой проведения итогового родительского собрания могут быть праздники, походы, торжественные собрания.

Первое родительское собрание

Накануне первого учебного года у родителей возникает много вопросов. Каковы особенности учебно-воспитательного процесса в первом классе? Каким должен быть режим дня малыша? Сколько времени он теперь может проводить у телевизора? Какие учебные пособия и принадлежности ему нужны? И т.д. Поэтому первое родительское собрание, как правило организационное, проводится в начале сентября (иногда даже в конце августа). Учитель компетентно ответит на все вопросы родителей, подробно расскажет о работе группы продленного дня, кружков и секций. Чтобы ничего не упустить, заранее составьте список интересующих вас вопросов.

И еще один важный момент. Первое родительское собрание задает тон всему учебному году. Учитель, внося свои предложения по организации классных праздников, экскурсий, других мероприятий, надеется на активное сотрудничество с родителями. Не зря ведь в народе говорят: “Ум – хорошо, а два — лучше”. А если перефразировать эту пословицу на школьный лад, можно сказать и так: “Ум – хорошо, а 22 — лучше” (по количеству учеников класса). Принимайте активное участие в жизни класса. Ведь это единственная, неповторимая, насыщенная событиями, интересная, разнообразная жизнь вашего ребенка-школьника. У вас, как у любых современных родителей, наверняка есть большой запас знаний, богатый жизненный опыт. Возможно, именно вам придет в голову замечательная идея проведения урока-праздника для класса, в котором учится ваш ребенок.

Стоит попробовать

Собрание, на котором учитель ограничивается только замечаниями и пожеланиями родителям по поводу успеваемости и поведения детей и решением так называемых организационных вопросов, — не лучшая форма подобных мероприятий. Поэтому в некоторых школах практикуются деловые игры для родителей, тренинги, семинары, лектории. Конечно, многое решает стиль работы учительского коллектива и заинтересованность в ней конкретной школы. Но и родители могут сделать эти встречи более познавательными и интересными. Не стесняйтесь предлагать наболевшие вопросы для совместного обсуждения. Возможно, опыт других родителей поможет вам в решении каких-то проблем воспитания и общения с детьми. Пригласите для разговора по интересующей вас теме психолога или другого специалиста. Спрос рождает предложение – от инициативы родителей не меньше, чем от инициативы классного руководителя и воспитателя, зависит продуктивность совместной работы. Иначе говоря, родительское собрание – замечательная возможность получить необходимую вам консультацию по целому ряду вопросов.

Инициатива приветствуется

Школьные годы быстротечны. Первый класс, так же как и второй, и третий, и девятый, будет у сына или дочери только один раз. Поэтому каждый новый учебный год запомнится им новыми яркими событиями. Принимая активное участие в жизни класса, вы повысите свой авторитет в глазах ребенка. Он будет уважать вас и гордиться тем, что школьная деятельность – ваше общее дело. Вы станете еще большими друзьями. Вам в полной мере удастся реализовать себя в качестве родителей, вы получите удовлетворение от того, что ваше мнение важно, что ваша идея будет реализована.

Видя заинтересованность со стороны родителей и их готовность оказать помощь, учитель постарается относиться к учебно-воспитательному процессу более творчески, и взаимоотношения с классом будут искренними и доверительными.

Как же могут участвовать родители в повседневной жизни класса?

  • Совместно с учителем продумать проведение дней именинника (составить программу праздников, наметить подарки).
  • Предложить маршруты экскурсий и свое сопровождение детской туристической группы.
  • Предложить экскурсию на свое предприятие, в организацию, фирму, если сфера ее деятельности будет интересной детям этого возраста и безопасной для них.
  • Совместно с учителем провести нестандартный урок по предмету школьной программы.

Каждый год – что-то новое

Результаты учебы, творческие успехи, поведение ученика – это минимум того, о чем готов рассказать учитель на родительском собрании. Родители дошкольников, посетив родительское собрание, могут узнать о том, как помочь копуше или молчуну, как приобщить ребенка к миру общечеловеческих ценностей, в каких ситуациях стоит наказывать малыша, а в каких – нет, как не перехвалить ребенка, как научить ребенка ответственности, как правильно подготовить его к школе, чем руководствоваться при выборе школы и т.д.

Не менее интересным будет разговор о свободном времени малыша. Учитель подскажет, чем можно занять ребенка, какие игры помогут с пользой провести время. Родителям первоклашек учитель подскажет, что необходимо сделать, чтобы ребенок легче преодолел период адаптации, как правильно организовать уголок школьника в доме, как помочь ему справиться с первыми трудностями, расскажет о правильном режиме дня. Ведь от первого года обучения зависит очень многое, и надо сделать все возможное, чтобы этот год стал удачным стартом всей школьной жизни.

Начало второго года обучения для детей во многом определяется тем, насколько успешным был для них первый год. Младший школьный возраст – узловой в становлении самооценки. Поэтому внимание родителей второклассников учитель обратит на то, что позитивная самооценка школьника зависит не только от его собственных успехов в учебе, но и от положительного отношения к нему со стороны близких взрослых. Он посоветует, как правильно построить отношения с ребенком в случае его неуспеваемости.

Третий класс является переломным в жизни младшего школьника. Именно с третьего года обучения дети начинают действительно осознанно относиться к учебе, проявлять активный интерес к знаниям. Это во многом связано с теми значительными изменениями, которые происходят в общем интеллектуальном развитии детей в данный период. Родителям третьеклассников учитель напомнит, что важно не упустить это время, чтобы реализовать потенциальные возможности ребенка.

Четвероклассники – выпускники начальной школы, и именно этот факт во многом определяет акценты, которые расставит учитель на собрании для родителей. Он подскажет, что нужно делать, чтобы без стресса перейти в среднюю школу, даст рекомендации для налаживания успешной учебы ребенка, посоветует, какие способности вашего ребенка нужно развивать.

Когда ребенок повзрослел

Переходя из класса в класс вместе с детьми, родители тоже взрослеют. Школьная жизнь входит в привычную колею, все проблемы практически улажены. И порой можно услышать высказывания некоторых родителей о том, что ходить на родительские собрания необязательно, ведь они и так уже все знают. Но как опытный учитель я считаю, что посещать родительские собрания необходимо. Хотя бы для того, чтобы быть в курсе классных дел, ориентироваться в изучаемой программе. Ведь на каждом собрании классный руководитель рассказывает об успехах класса, дает рекомендации по организации домашней самостоятельной работы. На собрании также часто выступают и учителя-предметники.

Кроме того, собрание – это возможность пообщаться не только с учителями, но и с другими родителями. Подобное неформальное общение бывает весьма полезным, а со временем может перерасти в настоящую дружбу. А если еще и дети дружат между собой, такое общение может получить дополнительный оттенок.

Обычно сообщение о том, что состоится родительское собрание, дети записывают в дневник заблаговременно. Поэтому приучите ребенка ставить вас в известность о дне родительского собрания и времени его проведения тоже заранее и не забывайте регулярно просматривать и подписывать дневник. Постарайтесь так организовать свой день, чтобы найти время посетить собрание. Ваше присутствие – для учителя лучший показатель того, что вы заинтересованы в успешном обучении ребенка, вникаете во все школьные дела сына или дочери, что вы – ответственные родители.

Это необходимо знать родителям

Некоторые родители с неохотой идут на собрание потому, что считают основной его целью сбор денег на нужды класса или школы. Средств, выделяемых школе из государственного бюджета, конечно, не хватает. Ни новых жалюзи на окнах, ни красиво и современно оформленных кабинетов, ни качественного ремонта не будет без родительских или спонсорских денег. Однако надо знать и другое: родителям никто не может приказать материально помогать школе. Поэтому чаще всего в школах создаются Попечительские советы, которые занимаются вопросом сбора и расходования денежных средств. При этом каждый родитель имеет право знать, на что тратятся деньги. Как правило, из собранных денег формируется Благотворительный фонд, средства которого расходуются только с согласия Попечительского совета. Директор школы должен регулярно отчитываться о потраченных суммах перед Советом школы, в который входят представители родительского комитета от каждого класса.

Если вы считаете денежные поборы безосновательными и чрезмерными, говорите об этом учителям. Вы имеете право задавать вопросы и членам родительского комитета, и администрации школы, а далее уже решать, стоит ли вам сдавать деньги.

Советы родителям

  • Чтобы получать объективную оценку учебы и поведения своего ребенка, постарайтесь сами ходить на родительское собрание, а не посылать бабушку, дедушку или няню.
  • Оставьте за порогом школы ваши проблемы и плохое настроение. Сосредоточьте внимание на том, ради чего вы пришли на собрание.
  • С личными вопросами к учителям и классному руководителю лучше всего подойти до собрания или договориться о встрече в другой день, если хотите, чтобы вам уделили больше времени.
  • Как бы ни были ужасны “прегрешения” ребенка, никогда не распекайте его в присутствии учительницы. Поговорите с ним наедине и объясните, что у вас был неприятный разговор с учителем, воспитателем и вы хотели бы вместе разобраться в ситуации.
  • Родители, которые общаются между собой и знакомы с одноклассниками ребенка, всегда достигнут больших успехов в воспитании своих детей, будут лучше ориентироваться в школьных проблемах.
  • Если назрел конфликт, не пытайтесь решить все вопросы на собрании. Поговорите с учителем, когда останетесь с ним наедине. Так ему будет легче углубиться в суть вопроса и изменить свою точку зрения.