«Не могу забыть, как надо мной издевались в школе. Что делать, если над ребёнком издеваются в школе Над ней издеваются в школе

Все началось с начальных классов - меня морально унижали. Учительница провела беседу с одноклассниками, а потом отвела меня в сторону и сказала, что в этом моя вина. Она посоветовала следить за собой и больше стараться. Издевательства не прекращались до пятого класса. Потом обо всем узнала мама, встретилась с родителями одноклассников, и от меня отстали. В оставшиеся 6 лет настоящих друзей я не завела, только немного общалась с одной девушкой. Я стала ко всем относиться настороженно, стараюсь не подпускать близко, потому что боюсь, что опять будут издеваться. Сейчас учусь в мединституте на 1 курсе, но так и не могу найти общий язык с одногруппниками. Проблема усугубляется тем, что я считаю себя уродом. Даже не пытаюсь что-то предпринять, потому что уверена, что ничего не получится.

Елена, 18 лет

Школьные годы закончились, но вы продолжаете жить под воздействием старой детской травмы. Раньше у вас не было сил и психологических инструментов, чтобы выйти из изоляции, в которой вы оказались по ряду причин. Сейчас вы окружаете себя недоверием, словно защитной броней. Но эта броня перестала оберегать, она доставляет страдания.

Пока вы только на первом курсе, впереди еще много лет, когда вы можете наслаждаться общением с одногруппниками. У вас есть шанс убедиться, что коллектив может принять и понять вас.

Самое время начать жить по-другому, не так, как вы привыкли. Начните с самого простого - заговаривайте с другими ребятами, во время выполнения учебных заданий присоединяйтесь к обсуждению. Найдите людей, для начала одного человека, кто, возможно, пока не успел влиться ни в одну из неформальных групп. Возможно, вы уже пытались так сделать, но вам было так же трудно и страшно, как в школьные годы. Постарайтесь найти возможность поработать с психологом, чтобы понять, насколько сильно продолжает влиять детская травма.

Задайте вопрос эксперту online

В современной школе проблема буллинга, или травли, стоит остро — по разным оценкам в различных детских группах ее жертвами становятся до 50% детей. Психолог Вячеслав Аманацкий объясняет, кто может стать жертвой травли в классе и как с этим бороться.

По мнению психологов, буллинг — это системная болезнь класса, вызванная тем, что при отсутствии четкой цели, способной сплотить коллектив, дети вынуждены сами искать то, что способно их объединить. Часто объединяющим фактором становится именно травля другого, поэтому для белорусской школы, в которой обучение зачастую сводится к получению фиктивных оценок и посещению «обязательных» мероприятий, проблема буллинга стоит особенно остро.

Как выбирают жертву

Принято считать, что жертв буллинга выбирают по объективным причинам — должен быть какой-то повод. Действительно, ребенка могут дразнить за то, что он очкарик. Или рыжий. Или прыщавый. Или самый умный. Или самый глупый. Самый молчаливый. Самый навязчивый…

По сути, объектом насмешек может стать любая особенность ребенка. Существуют ли дети вообще без особенностей? Если да, то причиной издевательств может стать тот факт, что этот мальчик, в отличие от других, «самый обычный». Жертву могут дразнить даже за «отсутствующую» особенность — порой кличку «жирный» получает далеко не самый упитанный ребенок в классе.

«В начальной школе я носила брекеты. Помогло. Но кривозубой меня перестали называть только в лицее» (Нина ).

По результатам исследований, жертвы травли более чувствительны к насмешкам, ярче («забавнее») реагируют на издевательства. Однако, скорее всего, это не причина буллинга, а ее закономерный результат. Если ребенок уже стал изгоем, советы «не обращай внимания» или «им надоест, они отстанут» принесут только вред. Не надоест и не отстанут. Напускная невозмутимость только раззадорит мучителей.

Стать жертвой травли может абсолютно любой ребенок. И чаще всего причина не в особенностях детей, а в случайном стечении обстоятельств.

Виды буллинга

Основных видов травли четыре. И в большинстве случаев они чередуются и дополняют друг друга.

Физические издевательства могут варьироваться от «невинных» тычков до самого жестокого избиения. В представлении родителей именно они являются наиболее опасными. Однако физическое насилие заметно — и это повышает шансы того, что ребенку в итоге помогут.

Поэтому, чтобы не оставлять улик, мучители могут использовать эмоциональный, или психологический буллинг. Как и в случае физического насилия, диапазон психологического воздействия очень широк — от распускания грязных слухов про жертву до коллективного игнорирования.

Эмоциональный буллинг часто путают с обычной непопулярностью в классе. Однако невнимание и презрение — абсолютно разные вещи. С непопулярным ребенком общаться неинтересно, с отверженным — опасно: можно оказаться на его месте.

«На день святого Валентина у входа в школу раздавали сердечки с номерами, чтоб каждый нашел себе пару. Кто найдет — тому конфеты. Получилось, что у мальчика из моего класса был один номер со мной. Узнав об этом, он демонстративно порвал свое сердечко» (Мария )

«Серая мышка» может привлечь внимание интересным увлечением, учебными успехами, новыми гаджетами. Затравленному это принесет только вред. Его положение схоже со статусом задержанного из криминальных сериалов — все, что он сделает, будет использовано против него.

«Новый телефон? Родители хотят, чтоб ты чувствовал себя менее ущербным?». «Какое красивое платье! Обидно, что на тебе оно висит как на пугале».

Это — словесная травля. Обесценивание. И обесценить можно абсолютно все. Если мальчик займется плаванием, все станут спрашивать, не жмет ли ему «купальник». Займется боксом — будут на каждой перемене «учить держать удар». Если девочка вместо очков станет носить линзы, одноклассницы очень «расстроятся», заявив, что очки хотя бы скрывали ее «кривоносость».

Словесная травля легко превращается в кибербуллинг — издевательства в интернет-пространстве. Для современных детей информационное пространство куда более реально, чем для их родителей — но интернет-травля к тому же происходит онлайн. Нельзя отдохнуть от хулиганов дома — ребенка могут преследовать практически круглосуточно, поддерживая жертву во взвинченном состоянии до следующего учебного дня.

В погоне за статусом

Как показывает практика, вовлеченным в травлю оказывается весь класс.

В роли зачинщика обычно выступает главный хулиган класса, но им может стать даже круглый отличник, находящийся на очень хорошем счету у учителей и дирекции. Особенностью зачинщика является высокая и часто неадекватная самооценка. Он полностью удовлетворен общением и считает, что его статус среди одноклассников высок — ведь чтобы не стать новой жертвой, другие дети подобострастно «уважают» зачинщика. Результаты анонимных исследований, однако, показывают: преследователь — это последний человек, с которым большинство детей на самом деле хотело бы общаться.

Также зачинщик считает себя слишком добрым (!), и эта иллюзия не исчезает даже в том случае, если агрессору непосредственно указывают на его жестокие действия. Классическое оправдание зачинщика — «если бы не я, жертве было бы куда хуже».

Однако травля — это не конфликт между зачинщиком и жертвой. В конфликте силы примерно равны. В случае травли наблюдается значительный дисбаланс, который достигается за счет помощников преследователя.

Как и предводитель, они имеют крайне низкий реальный статус в классе. Но, в отличие от зачинщика, c его приспешниками водиться никто не хочет в открытую, что делает их еще более жестокими. В конечном счете именно помощники принимают непосредственное участие в травле, тогда как их босс лишь разрабатывает план унижения жертвы.

При буллинге нарушается нормальное развитие жертвы: снижается самооценка, возникают тревожность и депрессивные мысли. Однако привычка преследователей решать все вопросы силой — это тоже нарушение адаптации. Как показывает практика, повзрослев, эти дети составляют основной контингент тюрем в большинстве стран мира. В конечном счете буллинг приносит вред и им.

У жертвы порой есть и защитники. Чаще всего ими становятся эмоционально зрелые дети, которые искренне сопереживают изгою и готовы вмешаться в ситуацию, если насилие переходит всяческие границы. Их участие (даже обычная эмоциональная поддержка) очень значимо, но есть и обратная сторона — если жертве нужны «адвокаты», это может стать еще одним поводом для насмешек.

Помощники жертвы обладают одним из самых высоких статусов в классе — именно он помогает защитникам время от времени вступаться за жертву, не становясь в свою очередь объектом травли.

Однако большая часть класса остается сторонними наблюдателями, не поддерживая буллинг, но и не препятствуя ему. Порой бездействие вызвано тем, что они боятся оказаться на месте жертвы. Однако наблюдатели могут даже одобрять травлю, так как постоянные издевательства над другим учеником поддерживают самооценку «немых» участников травли.

«У нас в классе была одна девочка. Сама в травле не участвовала. Но когда били „Сереженьку“, всегда подходила и молча с улыбкой смотрела. Выглядело жутковато » (Максим )

Дети, которые «ни при чем», тоже страдают от буллинга. Видя, на что способны их одноклассники, немые свидетели боятся, что уже завтра ветер в классе поменяется и роль жертвы придется играть им. Такие дети, даже обладая способностями, стараются «не высовываться» на уроке и остаются на позиции середнячка. Кроме того, роль свидетелей приводит их к патологической боязни публичного осуждения, которая может серьезно помешать самореализации во взрослой жизни.

Роль учителя

О роли учителя в школьной травле существуют два противоположных, но одинаково вредных мифа. Первый — учитель ничего не знает о буллинге, поэтому с него взятки гладки. Второй — учитель прекрасно понимает, что происходит в классе, и разберется без участия родителей.

Первый миф поддерживают сами учителя. Если мама ребенка придет в школу и пожалуется классному на травлю, в большинстве случаев тот сделает вид, что впервые об этом слышит. Однако, как показывают исследования, педагоги не только прекрасно осведомлены о травле, но и способны описать реальную структуру класса лучше, чем психологи, вооруженные самыми точными методиками.

Однако вопреки второму мифу менять ситуацию учителя не стремятся. Более того — порой педагоги сами участвуют в травле ребенка. Унизительно комментируют ответ жертвы. Ставят более низкую оценку. «Не замечают», как ребенка шпыняют в школьном коридоре. Казалось бы, мелочь, но агрессоры понимают — учитель «свой».

«Чтоб не убежал, они сдвигали парты и прижимали меня к стене. Однажды это заметила англичанка и отругала их за порчу школьного имущества. На меня ей было фиолетово» (Олег )

Подобное поведение в большей степени характерно для молодых педагогов. В ситуации, когда зарплата учителя стремится к уровню бюджета прожиточного минимума, а о престиже профессии просто неудобно говорить, пассивное участие в травле жертвы — это один из немногих способов поднять свой авторитет у остальной части класса. Однако и опытные педагоги не гнушаются буллингом — ведь в отсутствие реальной цели травля жертвы действительно помогает сплотить детей. Учителя младших классов, способные сами обозначать жертву, используют угрозу унижений как дополнительную нагрузку к плохой оценке.

Иногда учителя настраивают против ребенка не только класс, но и родителей, которые пришли разобраться с ситуацией. Чаще всего это подается в красивой обертке: «Ваш ребенок такой умный (тонкий, ранимый, талантливый) — его неизбежно будут травить обычные дети». Верить этому нельзя — учитель не хвалит ребенка, учитель выгораживает себя. Однако порой педагоги напрямую обвиняют родителей в том, что они не научили сына «взаимодействовать с коллективом». В этом случае учителю стоит напомнить, что коллектив — это группа, нацеленная на решение общественно полезных целей, например, обучения. А класс, в котором основной целью является травля жертвы, не может называться коллективом.

«Наш классный руководитель хороший, он такого делать не будет», — думают многие. К сожалению, не факт. Даже хорошие учителя порой опускаются до травли. Часто неосознанно затравленный ребенок поневоле вызывает у многих педагогов отторжение.

«Больше всего я ненавидела, когда мама приходила с родительского собрания и говорила бабушке с дедушкой, как же „нам“ повезло с классной руководительницей. А эта замечательная классная очень любила шутить на тему того, что деловой стиль одежды подходит всем, кроме меня, потому что на мне все как на корове седло» (Алина). Однажды мама все-таки отпросилась со своего завода к «заслуженному учителю», который вел продленку. Маме было сказано «Ваша дочь - слишком упрямая, и ее надо ломать».

Разумеется, к мнению учителей можно, а в некоторых случаях нужно прислушиваться. Но для родителя на первом месте должны быть не интересы «коллектива», а чувства его собственного ребенка.

Что делать

Универсальных рецептов того, как справиться с травлей в школе, не существует. Однако важно помнить: нет детей, которых травят, есть классы, в которых любой может подвергнуться издевательствам. Нельзя обвинять ребенка, называть его слабаком, подзуживая дать сдачи. Не поможет. В лучшем случае жертву перестанут избивать — однако никто не помешает обидчикам обзываться или незаметно портить вещи ребенка. Но скорее всего, попытка отпора просто сорвет обидчикам всякие тормоза. Совет не обращать внимания может помочь на стадии, когда класс только выбирает жертву — в этом случае есть шанс попасть в категорию наблюдателей (однако их роль тоже незавидна).

Травля — это болезнь класса, и решать ее нужно системно. Если учитель адекватный — можно обратиться за помощью к нему. Но адекватный — не вежливый, не хороший предметник, а тот, который готов реально разобраться с проблемой.

Порой удается найти поддержку у других родителей. На вашей стороне могут быть мамы и папы других жертв, их защитников, порой — сторонних наблюдателей. Помощь может прийти и с самой неожиданной стороны — нередко родители зачинщиков приходят в ужас, когда узнают, чем их чадо на самом деле занимается в школе.

Если поддержка найдена, с классом придется работать комплексно. Как именно — хорошо расписано в статье психолога Людмилы Петрановской . Важно помнить: чем раньше удастся определить проблему и начать работу, тем больше шансов на успех. В младшей школе авторитет взрослого выше, а отношения в классе более пластичны.

Если решить проблему не получилось, лучше перейти в другую школу. Однако нельзя превращать это в бегство. «Где не будут бить» — плохой мотив. Нужна уважительная причина — перевестись в заведение с более высоким уровнем педагогов, или хорошим спортзалом, или эстетическим уклоном. Лучше всего, если ребенок сам выберет школу в соответствии со своими интересами.

«Не могу сказать, что в началке меня прямо травили, но помню, что отношение одноклассников было лучшим мотивом, когда поступала в гимназию» (Света )

К переводу следует подготовиться. Часто затравленные дети, попадая в новый класс, по привычке воспринимают даже самые доброжелательные шутки одноклассников как угрозу и избегают общения. Это не сделает ребенка изгоем — однако роль серой мышки тоже не самая завидная.

За помощью лучше обратиться к психологу — простые наставления вряд ли помогут. Можно обратиться к частному или государственному специалисту. А можно — к психологу в той школе, в которую ребенок собирается перейти. Тянуть с визитом не следует: психологическая травма — не насморк, и за один сеанс не лечится. Кроме того, хорошо, если психолог будет работать с ребенком и в период адаптации в новом коллективе.

Травлей в школе ребёнка сегодня не удивишь . В последнее время это явление стало особо жестоким и изощрённым. Учащиеся класса никогда не остаются равнодушными к происходящему: у всех своя позиция.

Ученический коллектив обычно делится на тех, кто издевается, на тех, над кем издеваются, и на тех, кто стоит в стороне и держит нейтралитет, потому что боится примкнуть к первому или второму лагерю. По данным статистики каждый шестой ребёнок в современной школе испытывает жестокое обращение к себе . Это официальные данные. А в жизни таких детей в разы больше.

Всё начинается с шуток, которые со временем приобретают подобный стиль общения, а иногда переходят в оскорбления, для которых характерны системность (а системность это уже истязания! Подробнее ) и желание затронуть чувства, обидеть, довести до истерики.

Формы выражения подобной агрессии могут быть разными, но всегда видно: неуверенный в себе ребёнок является жертвой более уверенного. Издевательства можно классифицировать следующим образом:

  • словесные;
  • физические;
  • психологические.

Издевательство над ребёнком уголовно наказуемо только в том случае, если деянием подростков нанесён вред здоровью или к лишению жизни.

Как правило они редко встречаются в чистом виде. На практике всегда это смешение их. Ясно, что физическое издевательство возможно только при личном общении, а вот словесное и психологическое встречается сегодня и дистанцированно, при использовании телефона, интернета, оставление неприличных записей на стенах домов, на асфальте.

Что можно предпринять для защиты ребенка?

К сожалению, бывают в практике случаи, когда оскорбления в адрес ученика звучат со стороны учителя: за внешний вид, за плохую успеваемость, за непутёвых родителей.

В этом случае надо поступать так:

  • встретиться с учителем и лично поговорить;
  • подать жалобу директору;
  • обратиться с заявлением в Комиссию по урегулированию конфликтов;
  • написать обращение в суд, прокуратуру, инспекцию по контролю за образованием.

По установлении фактов издевательского отношения к вашему ребёнку вы имеете право потребовать:

  • привлечения к дисциплинарной ответственности (разбирательства в рамках школы);
  • привлечения к административной ответственности (или даже уголовной). Согласно ст.5.61. КоАП за оскорбление следуют штрафные санкции на граждан – в пределах от 1 000 до 3 000 рублей; должностные лица подвергаются штрафу от десяти тысяч до тридцати тысяч;
  • компенсации морального вреда в случае обращения в суд (ст.151 ГК РФ) при доказательстве такового: депрессии, обращение к психологу.
  • Статья 151. Компенсация морального вреда

    Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

    При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.

    Нанесение физического вреда

    Более опасным видом издевательства по отношению к ребёнку является физическое издевательство. Оно всегда связано с нанесением побоев. Если о словесном оскорблении можно не знать, то результаты физического воздействия выражены открыто в виде синяков, кровоподтёков, переломов.

    Нанесение вреда здоровью влечёт за собой уголовную ответственность , которая наступает с 16 лет. Но есть ряд статей УК, согласно которым подростку самому придётся понести наказание уже с 14 лет. К ним относится:

    • умышленное причинение (ст. 112).

    Физические воздействия способны привести к вышеуказанным последствиям, и подростку придётся за них отвечать.

    До достижения четырнадцатилетнего возраста за действия своих детей несут ответственность родители.

    Обращение в суд

    Обращение в суд является последней мерой по защите вашего ребёнка от травли . Только до подачи заявления необходимо пройти досудебное урегулирование конфликта.

    При отсутствии досудебного разбирательства вам могут вернуть исковое заявление.

    Нет однозначных указаний, в каких случаях следует обращаться в суд. Всё зависит от степени тяжести оскорблений по отношению к ребёнку. Это могут быть и словесные оскорбления, и физические издевательства.

    Алгоритм действий
  • Выяснить подсудность вашего дела . Дела подобного рода являются подсудностью мировых судей.
  • Составление заявления в свободной форме (практикуется электронные формы) с указанием паспортных данных заявителя, его адреса. В текстовой части – изложение сути.
  • Сбор доказательств . Доказательная база должна быть очень убедительной. Это могут быть фотоснимки, видеосъёмка, аудиозапись, показания очевидцев, скриншот аккаунта (заверенная нотариусом).
  • Квитанция об уплате госпошлины .
  • Каждый родитель при необходимости будет защищать своего ребёнка. И от издевательств тоже. Столкнувшись с подобной ситуацией, нужно изучить законодательную основу, чтобы грамотно вести диалог. Стучитесь во все двери! При необходимости обращайтесь в судебные органы. Берегите своего ребёнка от издевательств в школе. Здесь закладывается залог счастливой жизни каждого.

    Если вы подозреваете или есть подтверждение, что ваш ребенок подвергается насилию или травле - посетите школу. Не откладывайте это. Цель: выяснить знают ли учителя, что в школе, классе происходит настоящая травля детей.

    Если знают, что предпринимают для защиты детей? Помните: учителя в состоянии контролировать и принимать меры по предотвращению дальнейшего насилия. Тесное сотрудничество родителей, учителей и детей может снизить вероятность издевательств над детьми в школе. Успешное сотрудничество родителей и учителей - это защита для детей.

    Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

    Хотя школьные годы – веселое и крайне важное время для формирования характера, они также могут оказаться очень трудным периодом в жизни (особенно учитывая хрупкую подростковую психику).

    16-летняя Хлоя Робсон из графства Дарем в Великобритании может подтвердить этот факт, поскольку над ней издевались с 7 лет, пишет Bored Panda.

    Она пережила тяжелые времена, вплоть до физического насилия: ее толкали, бросали в нее разные предметы и всячески оскорбляли.
    "Они убеждали меня, что я никто", - говорит она.
    Неудивительно, что девушка боялась и не хотела появляться на выпускном.Она очень сильно волновалась, как отреагируют на нее одноклассницы.
    К счастью, 28 июня ее дядя Грант Робсон с сообщества байкеров «Северо-восточные байкеры против хулиганов», пришел ей на помощь!
    Изобретательный мужчина организовал группу из 126 байкеров, которые сопровождали его племянницу.
    "Я была настолько шокирована, когда услышала звук двигателей и когда появились все эти байкеры - я не ожидала, что их будет ТАК МНОГО!", - рассказала девушка.
    "Я сразу же почувствовала себя очень смелой и уверенной в себе. Ох, какое же это было зрелище!"
    "Этот момент просто невозможно описать словами: все мои друзья подбежали ко мне и заорали: «Ничего себе, вот это ты эффектно появилась!»", - вспоминала девушка.
    Девушка была очень вдохновлена этим поступком и заверила: больше никогда не позволит кому-то указывать, что ей делать.
    Этот акт поддержки очень помог Хлое, но она не единственный человек, который нуждается в чем-то подобном.
    Члены «Северо-восточных байкеров против хулиганов» часто выезжают, чтобы вдохновлять и поощрять детей, которые подвергаются издевательствам.И это поистине круто!
    Все, кто когда-либо сталкивался с издевательствами со стороны окружающих, должен знать – хулиганы не определяют, кем вы есть!
    Так же как и Хлое, эти байкеры хотели бы помочь всем, над кем когда-нибудь издевались в школе.
    Все должны вспомнить свои подростковые годы и понимать эту проблему.
    Помогите своим родным и близким! Не допускайте несправедливости!
    Посмотрите полное видео о том, как все происходило (не помешает знание английского)!А вот как отреагировали на событие пользователи Сети:

    "Ха! Уверен хулиганы уже не были такими смелыми, когда увидели всех этих байкеров".

    "Просто до слез. Молодец девочка - выстояла! Издевательства порождает неуверенность в себе - таким людям можно только посочувствовать. Приятно смотреть, когда что-то меняется в лучшую сторону. Поистине вдохновляюще!"

    "Благослови Господь таких добродушных байкеров. Делают хорошее дело".

    А что вы думаете по этому поводу? Сталкивались с издевательствами со стороны других?

    О том, что делать, если над ребенком издеваются в школе расскажет психолог Елена Смирнова. Как правильно вести себя родителям, чтобы издевательства прекратились.


    Она бывает нескольких видов:

    • Вербальная . Жертве придумывают оскорбительные прозвища, унижая ее и оскорбляя этим. Обидные слова тут – главное оружие. При
    • вербальной травле возможно параллельный кратковременный бойкот врагами или же полный отказ от общения с изгоем.
    • Физическое насилие . Избиение жертвы, ежедневные удары как бы «невзначай», порча или отнятие у изгоя личных вещей.
    • Киберзапугивание . Этот метод достаточно распространен в последнее время. Травля в интернете проявляется через анонимные угрозы,
      с помощью взлома страниц и через публикацию скриншотов и видео с жертвой запугивания.

    Но чаще всего эти виды насилия идут в совокупности.

    Как распознать потенциального агрессора?

    Если внимательно проследить за компанией или классом, то агрессора легко вычислить невооруженным глазом. Он чаще смеется над коллективом или отдельными людьми. Возможно, просто подхватывает смех одним из первых, если зачинщиками травли являются разные люди. Именно такие активные дети склонны к насилию.

    На желание поиздеваться влияют социальные, экономические и даже климатические обстоятельства. Но чаще всего ребенок способен вымещать свои проблемы на других, если к нему так же относятся дома, он имеет сложности в семье или живет в неблагоприятных условиях. Отсюда выливается и еще одна причина – недостаток внимания в семье. Ребенок таким образом пытается обратить на себя внимание, и травит своей агрессией других.

    Часто в роли агрессоров выступают лидеры, которые реализовывают себя не за счет действительно положительных качеств, а за счет издевательств над сверстниками. И очень печально, что другие дети подхватывают его действия. Такие лидеры не в состоянии реализоваться в учебе или спорте, они способны лишь травить более слабых детей. Никогда они не будут приставать к сильным или старшим, потому что быстро лишатся лидерского качества, пусть и такого сомнительного.

    Агрессорами могут быть не только парни, но и девочки. Мужская агрессия проявляется чаще всего драками, а женская – сплетнями и издевательствами.

    Как бороться с агрессией?

    Пресекать такое поведение нужно при первых же проявлениях. Если травля происходит в школьных стенах, учительница должна встать , над которым издеваются сверстники. С агрессором и заводилой необходимо поработать отдельно.

    Родители обеих сторон должны быть введены в курс проблемы сразу же, потому как они чаще всего узнают о травле своего ребенка или своим ребенком последними. И уже тогда, когда ситуация слишком запущена.

    Почему родители узнают об этом последними? Тут все просто. Агрессоры дома ведут себя иначе, а пострадавшие могут просто промолчать о таких ситуациях перед родными.

    Как понять, что ваш ребенок стал объектом издевательств?

    Если у вас появились подозрения, что ребенка травят в школе, поговорите с ним об этом, но осторожно. Разговор ведите в спокойном тоне, видел в вас защитника. Расспросите его об отношениях с одноклассниками, учителями и другими детьми. Если в семье царит доверие, то ребенок не будет скрывать информации об издевательствах, ведь увидит в лице родителей поддержку.

    Жертвы агрессии жалуются на плохой сон и аппетит, могут развиться проблемы, которые касаются не только психики. У ребенка может резко меняться настроение, появляется тревожность, заикание и нервный тик.

    Если каждое утро ребенок отказывается идти в школу и плачет при расспросах – это прямой признак травли. Обратите внимание на шарканье ногами. Оно указывает на то, что ребенок испытывает стресс. При физическом насилии на теле можно обнаружить синяки, ссадины, порезы.

    Действия ребенка, если его или его друзей травят в школе

    В первую очередь – рассказать родителям, не обращая внимания на то, что сверстники припугнули о том, что если он расскажет – будет хуже. При активном и адекватном подключении родителей обеих сторон будет наказан виновный, а травля закончится, практически и не начавшись. В ином случае родители помогут с переходом в другое учебное заведение, что поможет решить проблему.

    Если травля вербальная , главное – не поддаваться на провокации. Не отвечайте грубостью на грубость. Игнорирование поможет вам оставить ни с чем обидчиков.

    Если травят друга – не бросайте его. Переметнуться на вражескую сторону проще простого, но ничего героического в этом нет. Когда жертва чувствует поддержку, ей пережить издевательства намного легче, чем когда она одна. Всегда защищайте друг друга.

    Не нужно терпеть травлю. Если у вашего ребенка обнаружились такие проблемы в школе, а учителя не реагируют, единственный выход — перевод ребенка в другую школу. Повышайте самооценку ученика, не критикуйте. В запущенном случае будет верным показать психологу.