Нестандартное оборудование в доу. Основные требования к подбору физкультурного оборудования

Привитие навыков здорового образа жизни, создание мотивации для занятий гимнастикой и спортом — одни из приоритетных задач укрепления здоровья ребенка. Важную роль играет в этом правильно организованная предметно-пространственная среда, которая должна быть развивающей, интересной, стимулирующей к двигательной активности. Для этого нередко делают оборудование для детского сада своими руками. Такое оснащение способствует к проведению новых увлекательных игр на занятиях. Оно позволяет детям «отдохнуть» от приевшихся упражнений, а педагогам — реализовывать новые задачи с минимальной затратой финансов.

Для нового оборудования потребуется не так много: различный бросовый материал (ленточки, пакеты, футляры от киндер-яиц и прочее) и, конечно, Ваше терпение.

Предложенное в статье оборудование можно использовать как в повседневной жизни детей, так и на физкультурных занятиях.

Оборудование для детского сада своими руками: упражнения на дыхание

Игра «Накорми зверя»: нужно задуть футляр от киндер-сюрприза в отверстие. Дети не только тренируются в меткости, но и развивают глазомер.

Игра «Попьем чайку»: нужно охладить чай, подув на поднимающийся «пар».

Игра «Сдуй бабочку». Упражнение можно усложнить заданием сдуть бабочку на другой цветок, чтобы дети учились контролировать силу дыхания.

Игра «Дуновение ветра»: необходимо подуть на листья/снежинки, таким образом, чтобы они заколыхались.

Оборудование меняется в зависимости от сезона. Зимой к потолку подвешиваются снежинки, весной — цветы, летом — бабочки, осенью — листья.

Оборудование для детского сада своими руками: упражнения на меткость

Игра «Сбей фрукты». К сшитым муляжам фруктов приклеивается круг с мишенью.

Игра «Попади в тучку». Тучку следует подвешивать подальше от лампы, чтобы дети случайно ее не разбили. К тучке привязаны маленькие колокольчики. Когда ребенок задевает тучку, колокольчики звенят и бросок не засчитывается.

Оборудование для детского сада своими руками: ОРУ

ОРУ — комплекс многофункциональных упражнений. Как правило, для ОРУ используется универсальное оборудование, которое очень легко сделать. Вот пример того,

… как из обычных пластиковых тарелок можно сделать тарелки для зарядки;

… из пластиковых пакетов сделать яркие султанчики;

или косички;

… из палочки, футляра от киндерз-сюрприза, ленточек сделать цветы.

Основные требования к подбору физкультурного оборудования

Подбор оборудования определяется задачами как физического, так и всестороннего воспитания детей. В детском саду необходимо иметь достаточное количество физкультурного оборудования для обеспечения детей благоприятным уровнем двигательной активности в процессе разных форм физического воспитания дошкольников. Многообразие оборудования и пособий дает возможность продуктивно его использовать в разных видах занятий по физической культуре, при этом создавая их вариативное содержание для развития произвольности движений детей, их самостоятельности и творческих замыслов. Необходимо, чтобы оборудование (размеры, габариты и вес предметов) соответствовало возрастным особенностям детей и их антропометрическим показателям. Количество оборудования определяется из расчета активного участия всех детей в процессе разных форм двигательной активности. Габариты и вес переносного оборудования должны быть соразмеримы с возможностями детей. Одним из важных требований к отбору оборудования является обеспечение безопасности детей при его использовании. Каждое пособие должно быть устойчивое и прочное. С целью обеспечения страховки, предотвращения травматизма у детей во время занятий по физической культуре необходимо иметь хорошие крепления и гимнастические маты. Материалы, из которых изготовлено оборудование, должны отвечать гигиеническим требованиям, быть экологически чистыми и прочными. Разнообразие форм, цвета физкультурного оборудования должно способствовать воспитанию художественного вкуса у детей. Наиболее предпочтительны для окраски оборудования нежные пастельные тона. Целесообразно комплектовать оборудование в соответствии с разными видами движений, физических упражнений, подвижных и спортивных игр. С помощью оборудования и пособий должно обеспечиваться правильное выполнение разнообразных комплексов физических упражнений (общеразвивающих, упражнений в основных видах движений), а также целенаправленное формирование различных физических качеств (ловкости, гибкости, силы, выносливости, скоростных и скоростно-силовых качеств). Большинство физкультурных пособий используется детьми в процессе выполнения физических упражнений и подвижных игр. Поэтому в комплекты оборудования должны входить самые разнообразные предметы: крупногабаритные (гимнастические скамейки, лестницы, бумы и др.), переносные и стационарные, изготовленные из разных материалов (дерева, резины, пластмассы и т. п.), мелкие (резиновые кольца, мячи, шары, обручи и т.п.). Наличие в комплектах разнообразного оборудования обусловлено спецификой построения и содержания разных видов занятий по физической культуре (утренняя гимнастика, корригирующая гимнастика после дневного сна, занятие по физической культуре, игры и упражнения на воздухе и в помещении, физкультурные досуги и праздники). В связи с тем, что дошкольным учреждениям приходится самостоятельно обеспечивать себя необходимым оборудованием важно при его подборе учитывать рекомендации, которые достаточно полно раскрыты в аннотированном перечне Т. И. Осокиной, Е. А. Тимофеевой, М. А. Руновой "Физкультурное и спортивно-игровое оборудование для дошкольных образовательных учреждений", Москва, "Мозаика-Синтез", 1999. При подборе физкультурного оборудования существенное значение имеет учет особенностей физического развития детей и возрастных этапов формирования моторики. Поэтому в предлагаемом пособии оборудование подобрано в соответствии с возрастными группами. Кроме того, для большинства предметов физкультурного оборудования указаны размеры, соответствующие основным параметрам возрастного развития детей. Для рациональной организации двигательной активности детей дошкольного возраста важно обращать внимание на размещение оборудования по месту его использования (для определенных условий).

Предлагаем примерный перечень физкультурного оборудования для групповых комнат и физкультурного зала.

Первая младшая группа

Дети третьего года жизни очень активны, стараются действовать самостоятельно, совершая большое разнообразие движений с использованием разных пособий (ходьба по скамейке, лазанье и ползание под столом, стульями, прокатывание шарика, мяча, бросание мяча и различных предметов, ходьба по ограниченной опоре с сохранением равновесия и др.). Самостоятельная двигательная активность детей 2-3 лет связана с обыгрыванием разных предметов и игрушек. Дети тянутся за игрушкой, наклоняются, влезают на куб, прилагают определённые усилия, чтобы достать тот или иной предмет или пособие. Существенное значение для развития моторики детей имеет возникновение сюжетной игры. Однако, наблюдения показывают, что часто в этих играх малыши двигаются недостаточно. Их игры носят малоподвижный характер, так, все действия с куклой, мишкой, зайчиком и др. выполняются, главным образом, в процессе сидения, стояния или в ходьбе. Движения ребёнка 3-го года жизни ещё недостаточно сформированы как произвольные, они часто хаотичны и непреднамеренны. В освоении движений и проявлении своей двигательной активности значительную роль у малышей играет способность действовать по подражанию знакомым образам, взрослому, имитируя животных, птиц, транспорт и т. д. Имитационные движения занимают у детей важное место в их самостоятельной деятельности. Можно наблюдать, как ребёнок самостоятельно проявляет свою двигательную активность в играх с образными игрушками. Например, ребёнок с зайчиком прыгает, убегает от волка, подлезает под дуги, прячется в туннеле и т. д. Малыши стараются подражать действиям взрослого, но при этом они не придерживаются точно заданной формы движения. Для них главное многократно самостоятельно повторять движения и действия, при этом ощущая огромную радость. Значительно увеличивается двигательная активность детей 2-3 лет в процессе игр с использованием физкультурных пособий. Их действия с пособиями достаточно просты, они обычно обыгрывают их. Например, ребёнок берёт обруч, лежащий на полу, садится в него, представляя, что это домик, затем бежит к лисичке и садится вместе с ней. Потом берёт зайку, мишку и т. д. и опять кладёт их в свой "домик" и т. д. Другой ребёнок может использовать обруч в качестве руля автомобиля. Из верёвки, скакалки дети могут также соорудить дом (выложить на полу круг), построить заборчик из гимнастических палок, при этом используя такие действия, как перешагивание, подлезание. Если проанализировать действия ребенка, то можно заметить, что они выполняются в различных комбинациях и пространственно-временных соотношениях (разное направление, скорость, темп и т.д.). Важно педагогу находить рациональное сочетание пособий и движений, не допускать их однообразия. В таких условиях у детей быстро появляется умение переносить уже хорошо знакомые движения в новую обстановку. В процессе руководства двигательной активностью детей следует обращать внимание на то, чем заняты дети, и, в случае необходимости, переключать их с одного вида деятельности на другой. Учитывая быструю утомляемость младших дошкольников от однообразных движений и поз, их неумение регулировать свою двигательную активность, важно постоянно следить за сменой движений и чередованием их с отдыхом. Двух-трехлетние дети любят выполнять поручения взрослых, поэтому чаще надо привлекать малышей к расстановке и уборке пособий. Педагог должен поддерживать интерес детей к разным физкультурным пособиям с помощью внесения новизны в их использование (внесение нового пособия, перестановка его с одного места на другое, усложнение двигательной задачи с одним и тем же пособием). Для того, чтобы каждый ребенок в возрасте с 2-х до 3-х лет проявлял свою двигательную активность в разных видах деятельности необходимо иметь в группе достаточный набор физкультурного оборудования. В групповой комнате следует освободить место, соответствующим образом расположить оборудование, предоставив малышам в свободное пользование разные игрушки и пособия, стимулирующие их двигательную активность. Все пособия должны быть доступны детям, побуждать их делать самим все, что им посильно и интересно. Для этого советуем некоторые мелкие пособия (резиновые кольца, шарики, массажные мячи и т. д.) расположить на подвесной полке так, чтобы ребенок с пола не мог их достать. Под полкой следует поставить устойчивый ящик или куб (высотой 10-15 см), на который ребенок может встать и взять интересующий его предмет. С целью увеличения двигательной активности детей любимые игрушки (зайчик, мишка, лисичка) целесообразно расставлять на крупных пособиях (гимнастической лесенке и т. д.). Физкультурные пособия важно разместить таким образом, чтобы они способствовали проявлению двигательной активности детей. Так, рядом с кукольным уголком можно поставить игрушки-двигатели (машины, тележки). Крупное физкультурное оборудование требует много места, поэтому его лучше расставить вдоль одной свободной стены. Педагогам следует помнить, что у малышей быстро падает интерес к одному и тому же пособию. Поэтому все имеющиеся пособия нежелательно держать в групповой комнате. Лучше вносить их постепенно, чередуя их. Мелкие пособия следует держать в открытых ящиках так, чтобы дети могли свободно ими пользоваться.

Примерный набор физкультурного оборудования для первой младшей группы

Тип оборудования


Спортивный уголок во второй младшей группе

Двигательная активность детей 4-го года жизни характеризуется достаточно высоким уровнем самостоятельности действий с различными предметами и физкультурными пособиями (мячом, обручем, резиновыми кольцами и т. д.), так как они уже имеют необходимый двигательный опыт. Движения детей более разнообразны и координированы. У детей на четвертом году жизни формируются элементарные навыки совместной двигательной и игровой деятельности. В самостоятельной деятельности дети начинают всё больше использовать разные упражнения в ходьбе, беге, прыжках, бросании и ловле мяча, ползании и лазаньи. Детям младшего дошкольного возраста свойственна подражательная деятельность. Это объясняется тем, что накопленный ребёнком двигательный опыт позволяет ему управлять своими движениями, ориентируясь на образец. Во второй младшей группе сюжеты подвижных игр становятся более разнообразными. Однако основным их содержанием продолжает оставаться воспроизведение действий животных, птиц, движения транспортных средств различных видов, предметной деятельности людей. Проявляя самостоятельную двигательную активность дети 4-го года жизни выполняют довольно сложные движения (взбираются на горку и сбегают с неё, подползают под разные предметы и т. д.) и сочетания разных движений (прокатывание мяча по "дорожке" и бег за ним, прыжки вверх, стараясь поймать комара и др.). В связи с увеличивающейся самостоятельностью дети умеют ориентироваться в пространстве, улучшается согласованность их действий в коллективе. В то же время у детей этого возраста ещё быстро падает интерес к одной и той же игрушке, пособию, тому или иному движению. Воспитателю необходимо постоянно поддерживать интерес к движениям с использованием физкультурных пособий, внося разные варианты действий с ними (подбрасывание мяча и ловля, удар об пол, стену, прокатывание мяча и т. д.). К четырем годам дети уже способны самостоятельно объединяться небольшой группой для выполнения игровых упражнений, используя разные пособия и предметы. Однако, большинство детей затрудняется в выборе игр и могут длительное время находится в "бездеятельном состоянии". Им необходима помощь со стороны педагога. В самостоятельной двигательной деятельности детей младшего дошкольного возраста можно увидеть игры разной подвижности (с мячом, со скакалкой, с обручем, с сюжетными игрушками). К четырем годам у детей происходит развёртывание разных видов детской деятельности, что способствует значительному увеличению двигательной активности за день их пребывания в детском саду. Одним из средств повышения двигательной активности детей являются двигательные импровизации под музыку. Огромную радость приносят детям такие движения, как притопывание, кружение, различные подскоки. Поэтому чаще следует использовать музыкальное сопровождение в разных видах занятий по физической культуре. Увеличению двигательной активности малышей способствует благоприятная окружающая обстановка: много свободного места в группе, большое разнообразие предметов и игрушек, непосредственное участие воспитателя в подвижных играх и упражнениях.

Размещение физкультурного оборудования

Для хранения физкультурных пособий в групповых комнатах может быть использована секционная мебель с выдвижными ящиками или тележка "Физкультурный уголок". У детей второй младшей группы быстро падает интерес к одному и тому же пособию, поэтому советуем постоянно его обновлять (перестановка его с одного места на другое, внесение нового пособия и т. д.). Крупное оборудование требует много места, поэтому его лучше расставить вдоль стен. Мелкое физкультурное оборудование (массажные мячи, шарики, резиновые кольца и др.) следует держать в корзинах или открытых ящиках таким образом, чтобы дети могли им свободно пользоваться.

Примерный набор физкультурного оборудования для второй младшей группы

Тип оборудования


Спортивный уголок в средней группе

Размещение физкультурного оборудования В этой возрастной группе необходимо иметь "Физкультурный уголок" - тележку на колесах. В нем находятся короткие гимнастические палки, геометрические формы, массажные мячи, плоские обручи, кольца. "Физкультурный уголок" располагается в углу комнаты. Такие пособия, как мячи разных размеров, мячи-утяжелители, наборы (серсо, кегли, кольцеброс, шнуры), следует хранить в открытом виде в ящиках, которые располагаются вдоль стены. Гимнастические модули и мячи важно расположить у стен, где нет батарей. В средней группе хорошо иметь деревянную стенку (высота 150 см) для формирования правильной осанки, расположенную возле входной двери группы. С целью развития интереса у детей к разным видам упражнений с использованием пособий следует некоторые предметы и пособия хранить в кладовой комнате, что позволяет обновлять материал в группе. Примерный набор физкультурного оборудования для средней группы

Тип оборудования


Старшая и подготовительная группы

Старший дошкольный возраст является наиболее важным периодом для формирования двигательной активности. Дети 5-7 лет активны, умело пользуются своим двигательным аппаратом. Движения их достаточно координированны и точны. Двигательная активность становится все более целенаправленной и зависимой от эмоционального состояния детей и от мотивов, которыми они руководствуются в своей деятельности. Самостоятельность, уверенность в себе, чувство удовлетворения являются хорошим стимулом для развития целенаправленной двигательной активности. Старшие дошкольники овладевают сложными видами движений и способами выполнения, а также некоторыми элементами техники. Они способны получать удовлетворение в результате успешного достижения цели и преодоления трудностей. Детям этого возраста свойственен широкий круг специальных знаний, умение анализировать свои действия, изменять и перестраивать их в зависимости от ситуации. Для старших дошкольников необходимо создавать вариативные усложненные условия для выполнения разных видов физических упражнений с использованием пособий. Преодолевая полосу препятствий, (составленную из разных пособий, дети вынуждены применять свои двигательные умения и навыки и проявлять находчивость, решительность, смелость и самостоятельность. На шестом году жизни у детей появляется интерес к подвижным играм и упражнениям спортивного характера (баскетбол, бадминтон, теннис, ходьба на лыжах, езда на велосипеде). Дети уже способны решать двигательные задачи, подчиняясь определенным правилам и применять разученные ранее движения в соответствии с игровыми ситуациями. Размещение физкультурного оборудования Основной набор оборудования и пособий находится в физкультурном зале, так как разные виды занятий по физической культуре в основном проводятся в нем. Оборудование для спортивных игр желательно хранить в секционном шкафу или в закрытых ящиках Обручи, скакалки, шнуры советуем разместить на крюках одной свободной стены в группе. Физкультурное оборудование располагается в группе так, чтобы дети могли свободно подходить к нему и пользоваться им.

Примерный набор физкультурного оборудования для старшей и подготовительной групп

Тип оборудования

Примерный набор оборудования для физкультурного зала

Тип оборудования


Общие принципы размещения материалов в физкультурном зале.
В физкультурном и физкультурно-музыкальном залах расположена большая часть физкультурного оборудования. Эффективность использования оборудования значительно повышается при рациональном его размещении. Расстановка разных предметов оборудования зависит от их габаритов и предназначения. Гимнастическая стенка устанавливается стационарно, прочно крепится к стене. Целесообразно приобретать её с дополнительными пособиями: лесенка с зацепами, доски, горка-скат. Канаты, шесты, веревочные лестницы укрепляются на потолке с помощью специальных приспособлений: крюков, монорельса и т. п. Крупные предметы оборудования (мягкие модули, гимнастические скамейки, бумы, кубы и т. д.) размещаются вдоль стен помещения.
Для досок, лестниц с зацепами предусматривается место, где они могут быть подвешены или положены таким образом, чтобы не мешать детям проявлять свою двигательную активность.
Мелкое физкультурное оборудование (мячи, кольца, мешочки с грузом, кубики, булавы и т. д.) целесообразно хранить в секционных шкафах, на специальных полках, стеллажах, в выдвижных ящиках, расположенных также вдоль стен физкультурного зала. Обручи, шнуры, скакалки лучше всего разместить на стенах в разных местах зала на специальных крюках. Для растягивания сеток (для игр с мячом), натягивания шнуров, резинок (для подвешивания мелких предметов, для подлезания, перепрыгивания) удобны крепления в виде скоб и зажимов. Их следует расположить попарно на разных уровнях противоположных стен.
Желательно иметь передвижной "Физкультурный уголок" - тележку с разными пособиями: плоские обручи, резиновые кольца, геометрические фигуры и т. д.
Оборудование должно быть расположено таким образом, чтобы дети могли свободно подходить к нему и самостоятельно им пользоваться. Середину зала желательно всегда оставлять свободной для проведения подвижных игр и упражнений с использованием разных пособий.
Для игр и занятий по физической культуре детям первой младшей группы необходимо иметь базовый комплект физкультурного оборудования в групповой комнате, так как при большом количестве групп малыши редко попадают на занятия в физкультурный зал. Кроме того, оборудование для малышей не всегда подходит.
Для хранения переносного оборудования, мелких игровых пособий желательно иметь дополнительную комнату, расположенную недалеко от физкультурного зала, что позволит освободить место для двигательной активности детей.
При наличии свободного помещения необходимо создать тренажерный зал, где будут расположены детские тренажеры сложного и простейшего типа.
Для подвижных игр в зале необходимо иметь физкультурный передвижной уголок, лабиринт игровой, "Парашют", мини-стадион.

Литература:
1. Т. И. Осокиной, Е. А. Тимофеевой, М. А. Руновой "Физкультурное и спортивно-игровое оборудование для дошкольных образовательных учреждений", Москва, "Мозаика-Синтез", 1999.

2.Кудрявцев В.Т., Егоров Б.Б. Развивающая педагогика

Нетрадиционное нестандартное физкультурное оборудование в детском саду

"Здоровье свыше нам дано,
Учись, малыш, беречь его"

Одной из приоритетных задач формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста является создание мотивации, обучение и привитие навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.

Важным направлением в формировании у детей основ здорового образа жизни является правильно организованная предметно-пространственная среда, прежде всего это двигательная предметно-развивающая среда. Она должна носить развивающий характер, быть разнообразной, динамичной, трансформируемой, полифункциональной.

Для этого в нашем детском саду мы используем физкультурное нестандартное оборудование, изготовленное своими руками, ведь новое спортивное оборудование - это всегда дополнительный стимул активации физкультурно-оздоровительной работы.

Задача укрепления здоровья, одна из приоритетных направлений в работе нашего детского сада. Устойчивость организма к неблагоприятным факторам среды, снижение уровня заболеваемости зависит не только от индивидуальных особенностей организма ребенка, но и так же и от своевременного и правильного проведения специальных оздоровительных мероприятий.

При проектировании предметно-пространственной среды группы, уличного участка, спортивных и музыкального залов, помещения бассейна, способствующей формированию здорового образа жизни детей - дошкольников, мы исходим из необходимости учета следующих факторов:

1) индивидуальных социально-психологических особенностей ребенка;

2) особенностей его эмоционально-личностного развития;

3) индивидуальных интересов, склонностей, предпочтений и потребностей детей.

Ежегодно работа нашего ДОУ начинается с диагностики физического развития и двигательной активности детей, в результате которой ведется физкультурно - оздоровительная работа, нацеленная на улучшение здоровья детей (мероприятия по закаливанию, физкультурные занятия, спортивные досуги, работа с родителями по пропаганде здорового образа жизни).

На эффективность проведения занятий влияет качественная и глубоко продуманная предварительная работа по подготовке всех необходимых пособий и инвентаря, которые помогут проводить комплекс живо, эмоционально, интересно. Обязательным является анкетирование родителей и бесед с ними. Наша задача - насыщение пространства группы, уличного участка группы, музыкального и физкультурного залов, помещения бассейна недорогим, нестандартным, многофункциональным оборудованием и инвентарем, отвечающим гигиеническим, анатомо-физиологическим, психическим, эстетическим, эргономическим и другим требованиям, которое соответствует всем санитарно-гигиеническим требованиям и нормам.

Как показала практика, одна только развивающая среда уже позволяет повысить двигательную активность, подтолкнуть дошкольника к движению, совершаемому по собственной воле, желанию, без принуждения.

У меня разработаны различные виды упражнений с использованием изготовленного мной, коллегами и родителями нестандартного физкультурного оборудования, которые успешно применяются на практике. В нашей группе создан физкультурный уголок или "Уголок здоровья", где в доступном для детей месте находятся пособия для развития двигательной активности. Это и фабричное спортивное оборудование, и нестандартное (тоннели, пеньки, гантели, разноцветные плоскостные круги, цветные дорожки, погремушки, тканевые мячики и т. д).

Нестандартное оборудование - это всегда дополнительный стимул активизации физкультурно-оздоровительной работы. Использование данного оборудования и пособий увеличивает кол-во упражнений для разных групп мышц, а также позволяет применять дифференцированный метод работы с ребятами, имеющими различную патологию.

В нашем дошкольном учреждении существует отдельный спортивный зал и зал ЛФК, помещение бассейна, беговая дорожка, музыкальный зал, каждая возрастная группа имеет свой участок. Установленное в спортивном зале, зале ЛФК, музыкальном зале, в бассейне, на участках красочное многофункциональное оборудование, вызывает не только большой восторг у детей, но и позволяет расширить возможности для выполнения многообразных движений, упражнений и игр.

Дети с большим удовольствием лазают, бегают, прыгают, выполняют всевозможные упражнения, играют в подвижные игры. Посредством нестандартного оборудования, внося элементы необычности, новых интересов мы удовлетворяем крайне необходимую потребность ребенка в движении. Оно служит важным условием формирования всех систем и функций организма, одним из способов познания мира, ориентировки в нем, а так же средством всестороннего развития дошкольника.

Мы считаем, что движение - основа здоровья, поэтому ставим перед собой следующие задачи:

    создать развивающую среду, внедряя нестандартное оборудование;

    помочь накопить детям опыт и знания для укрепления их физического и психического здоровья;

    стимулировать к включению в процесс двигательной активности, побуждать его к самопознанию, создавать условия для внутренней активности личности и ее дальнейшей успешной социализации;

    направлять совместную работу всего педагогического коллектива и родителей на развитие и закаливание организма каждого ребенка;

    формировать навыки саморегуляции поведения дошкольника, направленные на осознанное сохранение и укрепление своего здоровья, что позволит быть детям физически, душевно и социально более благополучными при переходе от искусственно структурированной окружающей обстановки ДОУ к ситуациям реального мира, повседневной жизни.

ОПЫТ РАБОТЫ С НЕСТАНДАРТНЫМ ОБОРУДОВАНИЕМ

В ДОУ№ 459

ПЕРЕЧЕНЬ НЕСТАНДАРТНОГО ОБОРУДОВАНИЯ И УПРАЖНЕНИЙ С НИМ:

Описание дорожек, следов: бросовый материал – бруски распиленные пополам и укреплены на длинной доске, коврики сплетенные из толстой лески с закрепленными на ней деревянными шариками различных размеров (от мелких к крупным и от крупных к мелким) для дорожек и следов используются части пластикового покрытия с ворсом; на прочный шершавый пластик наклеиваются кусочки различных по текстуре ворса ковровых покрытий, части пластикового конструктора, трубочки разноцветных фломастеров, маркеров.

Бим – Бом, Бим – Бом, в детский садик мы идем. Мы шагаем по дорожке, укрепляем наши ножки. Наши ножки, наши ножки, ловко ходят по дорожке…



Тоннели

Описание: на обруч нашита ткань, другой конец – свободный

Подушечки

Описание: из различных лоскутков ткани, наполненные сухой крупой, мелкими шариками, маленькими игрушками.

Палки разных размеров

Описание: разные по длине и диаметру хорошо отшлифованные палки и украшенные яркими упаковочными материалами.

Дорожки

Описание: вырезаны из ковровых покрытий, с разной текстурой и уровнем жесткости ворса, широкие и узкие, короткие и длинные.

Ты не бойся темноты, по тоннелю проползи и Дракошу отыщи!

Разноцветные шары

Описание: от стены до противоположной стены по длине зала натянуты 2 лески, на них продеты по 10-12 разноцветных шаров, которые можно передвигать при помощи длинной палки, удерживаемой в вертикальном положении.

На прогулках тянемся до колокольчиков, подвешенных на палках, которые удерживает воспитатель, регулируя высоту по росту каждого ребенка.

Для игры на прогулке также использую сделанного своими руками (при помощи родителей) большого попугая, который подвешивается к высокой стойке. Дети поочередно «кормят попугая» - забрасывая в него мелкие пластиковые мячики – «зернышки»

Волшебные банки, Волшебный мешочек

Описание: бросовый упаковочный материал. К жестяным приклеиваются крышки, чтобы не открывались и раскрашиваются красками в одном стиле или по-разному, картонные можно использовать как для организации игры «Магазин», «Дом», так и для спортивных упражнений: «Построй башню ножками», «Перешагни, не задев верхушку башни» и др.

Мешочек сшит из небольшого лоскута ткани, который сверху затягивается веревочкой, либо на резинке.

Лыжи из пластиковых бутылок

Описание: бутылки прорезаны так, чтобы входила стопа ребенка, края обклеены цветной изолентой или цветной бумагой, которая укреплена скотчем или обвязаны крупным вязальным крючком и толстыми нитками по заранее проделанным дыркам.

Гантели

Описание: пластмассовые белые бутылочки, украшенные узкой цветной лентой, наполненные песком по 150-200гр

Разноцветные плоскостные круги

Описание: линолеум

Дуги

Металлические и пластиковые дуги разной высоты, укрепленные на устойчивых подставках, украшены упаковочным материалом, закрепленным скотчем.

Погремушки и мячики

Заводские и сделанные из упаковочного материала, мороженого и киндер сюрпризов, наполненные мелкими шариками, песочком, резаными трубочками для напитков.




И стандартное и нестандартное оборудование используется постоянно и во всех видах деятельности детей и на любых занятиях.

Оборудование группового участка создано своими руками и с помощью родителей воспитанников.



УПРАЖНЕНИЯ

«Бродилки» Ставим ножки так чтобы «косичка» находилась под сводом стопы и бочком проходим по всей длине.


«Ножки – помощницы» Необходимо захватить пальчиками ног жителя домика и через крышу опустить его в жилище. Или загрузить автомобиль различными грузами, не касаясь грузов руками.

«Большая стройка» Игру с песком можно разнообразить. И не только на улице, но и в группе. У нас в группе есть большая емкость с песком, в которой дети любят играть не только руками, но и ногами. Во время игры необходимо все делать только ножками, пальчиками ног.


«Разложи по контейнерам» Пальчиками ног необходимо захватить игрушку и положить в отделение контейнера.

Таким же образом мы делим мелкие игрушки из «киндер сюрприза», которые насыпаются в общую емкость по разным чашкам, чтобы всем досталось поровну (можно посоревноваться, кто быстрее наберет много игрушек).

«Сам себе сюрприз» Лежа на спине ребенок (перед ногами выкладываются предметы, игрушки) собирает себе ногами в коробочку мелкие игрушки, предметы – сюрприз и закрывает ее крышкой, потом рассказывает, что собрал. Затем все вместе проверяем.

«Волшебный мешочек» С завязанными глазами ребенок достает из мешочка предмет, ощупывает его, описывает, пытается назвать предмет и определить его назначение.

Интересно и необычно можно использовать в работе с детьми те игрушки, которые они приносят из дома. «Удочка с рыбками» Ножкой держим удочку и ловим рыбок. Играют все и соревнования проводим между ногами. Какая нога (левая или правая) больше рыбы наловила, та и победила!

«Лилипуты в стране Гулливера» Колокольчик подвешивается на палке и воспитатель регулирует подъем палки в зависимости от роста каждого ребенка. Необходимо в него позвонить дотянувшись.

«Покорми попугая» (можно взять любую другую игрушку – варежку) Каждому необходимо забросить в варежку «зернышко» - мячик. Но сделать это не просто попугай пугливый и сидит высоко! Дотянись и покорми!

«Рыцарский турнир» В боксерских перчатках разворачиваем мелкие предметы. Можно одну руку спрятать в перчатку, а другую оставить свободной.

«Золушка» Детям смешиваем различные крупы. Чем старше дети, тем крупы мельче! Можно взять горох и фасоль. Перебирают стоя на коленях или лежа в разные емкости.


Эстафета «Дотянись до картинки» Детям необходимо дотянуться до части картинки и отсоединить ее. Затем, когда сняты все части, необходимо собрать картинку. Победит та команда, которая быстрее соберет картинку.

Эстафета «Сшей подруге платье» Для работы необходимо собрать цветочки и шнурочки. Каждый из детей выбирает из общей массы ножками 1 цветочек и 1 шнурочек, затем пройдя по «волшебным дорожками», «пришивает» цветочек к платью. Победит та команда, которая быстрее «сошьет» платье.


«Собираемся в поход» Ножками складываем в рюкзак те предметы и вещи, которые необходимы в походе, застегиваем его. Таким же образом «Собираемся в школу», «К бабушке в деревню» и т. д.

«В гости к Кролику» В маленький Бычок-рюкзачок кладем небольшую игрушку – подарок Кролику. Под арками надо подползти и в тоннеле пройти так, чтобы подарок не повредился. Арки могут быть разной высоты, по убывающей или по возрастающей.

«Помоги гостям попасть к Кроту» Тоннель – это норка Крота. Гости – игрушки. По тоннелю необходимо проползти с игрушками – гостями и доставить их к Кроту.

«Карандаши в стаканы» Перед детьми большая масса цветных карандашей для рисования. Пальчиками ног расставляем карандаши по стаканам так, чтобы в каждом стакане были карандаши всех цветов.

«Крышечки» Необходимо пальчиками ног накрутить крышечки на бутылочки, которые удерживает другой ребенок тоже ногами, сначала на одну, например, правой ногой, потом – левой на другую бутылку. Затем дети меняются местами.

«Ножки – художницы» Необходимо удерживать кисть ногами, можно одной и рисовать что-то. Потом все вместе рассматриваем, у кого и что получилось.

«Водоносы» Перед ребенком две емкости. Одна с водой, другая – пустая и ложка. Необходимо ложкой, которую удерживаем пальцами ног, перелить воду из полной емкости в пустую.

«Строители» Ногами строим из деревянного строительного материала постройку. Потом все вместе решаем, чья постройка лучше и прочней.

«Ножки и ручки» Ребенок между ладошками и между стопами ножек зажимает палочки и старается крутить их с одинаковой скоростью.


Имея нестандартное оборудование, педагог может моделировать занятие, разнообразить праздники и развлечения. Ведь активные действия с предметами в процессе упражнений содействуют познанию цвета, веса, формы, качества материала и других свойств предмета, позволяют выстроить процесс обучения и развития интересно и с максимальной пользой для ребенка.

Статья. Из опыта работы воспитателя ДОУ «Использование нестандартного физкультурного оборудования в условиях дошкольного образовательного учреждения»


Автор: Кичигина Наталья Анатольевна, воспитатель МАДОУ № 18 «Детский сад «Ладушки» г. Гай Оренбургская область.
Описание. Предлагаю вашему вниманию статью, которая будет интересна как педагогам дошкольных образовательных учреждений, а также родителям. В статье рассказывается о том как можно своими руками сделать нестандартное спортивное оборудование и использовать его в повседневной работе с детьми.

От состояния здоровья детей в настоящее время зависит благополучие общества. Однако в последнее десятилетие во всём мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Экологические проблемы, различные отрицательные бытовые факторы, химические добавки в продуктах питания, некачественная вода, гиподинамия, - лишь некоторые факторы, которые агрессивно воздействуют на здоровье дошкольников. Исходя из практических наблюдений, можно отметить снижение интереса детей к организованной двигательной деятельности: их малоподвижность, нежелание принимать участие в подвижных играх и упражнениях.
Опираясь на мнение специалистов в области физического воспитания дошкольников утверждающих, что именно в дошкольном возрасте в результате целенаправленного педагогического воздействия формируется здоровье, создаются предпосылки для развития выносливости, скоростно-силовых качеств, происходит совершенствование деятельности основных физиологических систем организма, можно сделать вывод, что необходимо:
1.Повысить интерес детей к различным видам двигательной деятельности;
2.Увеличить объём двигательной активности детей;
3.Побуждать детей к самостоятельной двигательной деятельности;
4.Поднять эмоциональный настрой детей.
Все перечисленные задачи можно решить на физкультурных занятиях, а также в играх, эстафетах и самостоятельной двигательной деятельности детей с применением нестандартного оборудования. Что же понимается под термином «нестандартное физкультурное оборудование»?
Нестандартное физкультурное оборудование – это оборудование, сделанное своими руками из списанного инвентаря и подручных средств и материалов.
Работая над проблемой повышения интереса детей к различным видам двигательной деятельности, я решила разнообразить самостоятельную двигательную активность детей с помощью нестандартного физкультурного оборудования, сделанного своими руками из различных подручных средств и материалов, так как оно позволяет:
- повысить интерес детей к выполнению основных движений и игр;
- развивать у детей наблюдательность, эстетическое восприятие;
- воображение, зрительную память;
- развивать чувство формы и цвета;
- способствовать формированию физических качеств и двигательных умений детей.
Конечно к нестандартному оборудованию предъявляются определённые санитарно-гигиенические требования.
Нестандартное оборудование должно быть:
1.Безопасным;
2.Максимально эффективным;
3.Удобным к применению;
4.Компактным;
5.Универсальным;
6.Технологичным и простым в изготовлении;
7.Эстетическим.
Представляю вашему вниманию оборудование, разработанное и применяемое в работе с детьми нашей группы.
Массажные коврики и дорожки
Цели: развитие мышц нижних конечностей, координации, ловкости, внимания, массаж рефлекторных зон стопы; формирование навыков различных видов ходьбы, прыжков.
Материалы: на основу (пластинки, линолеум, плотная ткань) нашивают и наклеивают различные бусины, крышки от пластиковых бутылок, пенициллиновых пузырьков, камни, пуговицы, карандаши, деревянные палочки и т д.

Задания: ходьба и бег на носках, пятках, ладонях и стопах, скрёстным шагом, прыжки.




Тренажёры «Бильбоке»
Цели:
Материалы: пластиковые бутылки из-под сока, к которым на шнуре прикрепляются мягкие шарики.
Задания: поймать шарик ёмкостью.


Эспандер
Цели: развитие силы и гибкости, улучшение координации движений.
Материалы: пустые катушки от ниток, костяшки от счёт, шнур.
Эспандер называют универсальным тренажером. В некоторых странах растягивание эспандера стало признанным видом спорта (растягивание стальных пружин – «стрейнпулинг»).
Эспандеры используются при выполнении общеразвивающих упражнений в старшем возрасте.



Гантели
Цели: развитие мышц плечевого пояса и рук.
Материалы: пластиковые ёмкости из под сока (духов), наполненные крупой и соединённые друг с другом.
Задания: различные упражнения.



Султанчики
Цели: развитие дыхательного аппарата (речевого дыхания)
Материалы: на деревянной палочке крепятся полоски полиэтиленового пакета.
Задание: дуть на полоски, усиливая или уменьшая воздушную струю.


Тренажёры для профилактики плоскостопия
Цели: развитие и укрепление мышц стопы, воздействие на биологически активные точки стопы.
Материалы: крышки от пластиковых бутылок, цветные карандаши, фломастеры, цилиндры.




Задание: собирание крышек пальцами ног или перекладывание из одной ёмкости в другую; рисование цветными карандашами на листах бумаги; катание и захватывание цилиндров стопами.



Снаряды для метания «Бомбочки» «Мешочки»
Цель: развитие глазомера, меткости, координации, ловкости, внимания.
Материалы: мешочки с песком, связанные крючком бомбочки и наполненные поролоном.



Задание: попади в цель; пронеси не урони.



Моталочки
Материал: палки, шнур, упаковки от киндер-сюрпризов, сшитый из ткани круг, веревки.


Цель: Развивать мелкую моторику рук, ловкость, быстроту движений. Воспитание упорства, настойчивости, позитивного духа соперничества.
Использование: Можно использовать в свободной игровой деятельности, в соревнованиях. Дети наматывают шнур с привязанным киндером на палочку.
Игра «Кто быстрей?».


Массаж сосновыми шишками


Сосновые шишки намного грубее (колючие). Берем шишку и хорошо сжимаем в ладони, затем перекладываем в другую ладонь и (повторяем упражнение 3-4 раза). Кладем шишку на ладонь и перекладываем из ладони в ладонь (упражнение выполняем3-4 раза). Катаем «колобки» (упражнение выполняем 5-6 раз). Катаем шишку до локтевого сгиба, меняем руку (выполняем упражнение 5-6 раз).


Тренажёр «Солнышко»
Описание: «солнышко» сделано ткани и набит мягким поролоном. Глаза, нос, рот - из цветной клеящей бумаги.

Наш практически пустой контейнер для физкультурного оборудования натолкнул нас с родителями на мысль изготовить нестандартное физкультурное оборудование своими руками. В другом детском саду я, как родитель, принимала участие в изготовлении такого рода пособий и решила в новом детском саду тоже попробовать подобное новшество. На родительском собрании посмотрели презентации - готовое физ.оборудо-вание своими руками. Обсудили и договорились, кто, что будет делать. Так постепенно у нас и пополнился этот уголок. Теперь детям всегда интересно заниматься физкультурой и спортом!

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Муниципальная бюджетная дошкольная образовательная организация детский сад № 20 « Дельфинчик » Проект « Нестандартное физкультурное оборудование своими руками » Воспитатель 2 мл.гр.№8: Веселова Марина Валерьевна г.о.г. Выкса, 2017г. Муниципальная бюджетная дошкольная образовательная организация детский сад № 20« Дельфинчик » Проект « Нестандартное физкультурное оборудование своими руками » Воспитатель 2 мл.гр.№8: Веселова Марина Валерьевна г.о.г.Выкса, ноябрь 2016г.

Проблема проекта: В современном обществе приоритетным становится интеллектуальное развитие ребенка. Дети в большинстве своем испытывают «двигательный дефицит», в результате: увеличивается статистическая нагрузка на определенные группы мышц; снижается сила и работоспособность мускулатуры; нарушаются функции организма. Поэтому необходимо вести поиск новых подходов для привлечения детей к занятиям физкультурой и спортом, развивая интерес к движению как жизненной потребности быть ловким, сильным, смелым.

Гипотеза проекта Если организовать физическое развитие детей с использованием нестандартного оборудования, то это приведет к оптимизации уровня двигательной активности детей и может рассматриваться как одно из действенных средств сохранения здоровья ребенка, улучшения его физической подготовленности, обогащения двигательного опыта, увеличения творческого и познавательного потенциала. Оптимизация – это процесс приведения объекта (системы) в оптимальное (наилучшее) состояние, в наиболее общем случае: выбор наилучшего (оптимального) варианта из множества возможных.

Вид проекта по составу участников – групповой(дети второй младшей группы, родители, педагоги); по целевой установке – педагогический, информационно – практико – ориентированный, творческий; по содержанию – интегрированный; по срокам реализации – краткосрочный (2 недели)

Цель проекта Стимулирование и совершенствование развития двигательных способностей и физических качеств у детей посредством использования нестандартного физкультурного оборудования.

Задачи: Развивать выразительность и красоту движений; Развивать творчество, фантазию при использовании нетрадиционного оборудования; Мотивировать детей на двигательную активность, через использование нетрадиционного оборудования в самостоятельных видах деятельности.

Элементы физкультурно – оздоровительной работы в образовательных областях Физическое развитие: совершенствовать технику основных движений, добиваясь естественности, легкости, точности, выразительности их выполнения; развивать физические качества: силу, быстроту, выносливость, ловкость, гибкость; формировать потребность в ежедневной двигательной деятельности. Подвижные игры. Физические упражнения на прогулке. Индивидуальная и дифференцированная работа. Проводить комплекс оздоровительных мероприятий: Утренняя гимнастика. Гимнастика после сна. Физкультурные минутки во время НОД. Двигательные разминки.

Элементы физкультурно – оздоровительной работы в образовательных областях Социально – коммуникативное развитие: совершенствовать технику основных движений, формирование навыков безопасного поведения в подвижных и спортивных играх в непосредственно образовательной деятельности (НОД), при пользовании нестандартным спортивным инвентарем во время прогулок, при самостоятельном использовании нестандартного оборудования. Создание на физкультурных занятиях педагогических ситуаций и ситуаций морального выбора, развитие нравственных качеств, поощрение проявлений смелости, находчивости, взаимовыручки, выдержки и пр., побуждение детей к самооценке и оценке действий и поведения сверстников. Подвижные игры. Участие детей в расстановке и уборке физкультурного инвентаря и нестандартного оборудования во время образовательной области «Физическая культура» и самостоятельной деятельности.

Элементы физкультурно – оздоровительной работы в образовательных областях Познавательное развитие: активизация мышления детей (через самостоятельный выбор игры, оборудования, пересчет мячей и пр.), специальные упражнения с нестандартным оборудованием на ориентировку в пространстве, подвижные игры и упражнения, закрепляющие знания об окружающем (имитация движений животных, труда взрослых), построение конструкций для подвижных игр и упражнений (из нестандартного спортивного оборудования), просмотр и обсуждение познавательных книг, фильмов о спорте, спортсменах. Речевое развитие: проговаривание действий и называния упражнений, поощрение речевой активности детей в процессе двигательной деятельности, обсуждение пользы занятий физической культурой.

Элементы физкультурно – оздоровительной работы в образовательных областях Художественно - эстетическое развитие: закреплять умение детей согласовывать движение со стихотворным текстом, закреплять знания детей о произведениях на сюжетных занятиях и развлечениях: Элементы логоритмики; Физкультминутки; Двигательные разминки. Привлечение дошкольников к оформлению помещения; использование на занятиях физкультурой изготовленных детьми и родителями нестандартных физкультурных пособий. Ритмическая гимнастика, игры и упражнения под музыку; развитие артистических способностей в подвижных играх имитационного характера Подвижные игры под музыку; ОРУ под музыку.

Участники проекта

Этапы реализации проекта Подготовительный этап (октябрь 2016г.) Выявление потребности в нестандартном оборудовании; Проведение родительского собрания на тему: «Изготовление нестандартного физкультурного оборудования своими руками» (презентация) Практический этап (01.11.16- 15.11. 2016г.) Составление картотеки нестандартного оборудования; Изготовление оборудования совместно с родителями; Разработка содержания занятий; Проведение комплекса оздоровительно–образовательных мероприятий с использованием нестандартного оборудования; Заключительный этап (15.11. 2016г.) ; Утренняя гимнастика с участием родителей; Составление и оформление методических рекомендаций использования нестандартного оборудования в двигательной активности детей.

Рекомендации: Для успешного решения проблемы физического воспитания детей дошкольного возраста необходимо: Особое внимание уделять просвещению родителей по вопросам физического воспитания в семье. Тематика должна отражать вопросы физического воспитания детей в дошкольном учреждении и его преемственности в семье, создания условий в семье для достаточной двигательной активности детей. 2. Теоретические знания родителей подкреплять активным вовлечением их к участию в спортивных праздниках и развлечениях, открытых мероприятиях, для обеспечения их сознательного отношения к системе физического воспитания. 3. Для повышения заинтересованности семьи педагогам регулярно информировать родителей о развитии физических качеств ребенка.

Применение нестандартного спортивного оборудования в целях совершенствования физического развития детей Задачи физического развития можно решать с применением нетрадиционного оборудования, которое позволяет: повышать интерес детей к выполнению основных движений и игр; способствовать формированию физических качеств и двигательных умений детей; чередовать различные виды активности детей, направляя их интересы, стимулируя желания детей заниматься двигательной деятельностью; повысить моторную плотность физкультурных занятий; уточнять представления о форме предметов, положении частей, их относительной величине, о цвете предметов; развивать чувство цвета и формы; развивать у детей наблюдательность, эстетическое восприятие, воображение, зрительную память. В реализации этих задач особое значение придается использованию нестандартного физкультурного оборудования, которое позволяет более быстро и качественно формировать двигательные умения и навыки, способствует повышению интереса к физкультурным занятиям, обеспечивает активную двигательную деятельность детей в течение всего дня.

Требования, предъявляемые к нестандартному оборудованию Нестандартное оборудование должно быть: безопасным; максимально эффективным; удобным к применению; компактным; универсальным; технологичным и простым в изготовлении; эстетическим.

Материалы для изготовления нестандартного оборудования: Бросовый материал: пробки, потолочная плитка, футляры от «киндер-сюрпризов», пластиковые бутылочки, нитки, палочки, проволока, бисер, дощечки, фломастеры, пуговицы, лоскутки ткани и др.

Основные принципы использования нестандартного оборудования Оборудование может быть использовано на физкультурных занятиях и в самостоятельной двигательной деятельности детей. Начиная упражнения с оборудованием от самых простых, следует постепенно переходить к более сложным, разнообразить движения. Важно чередовать упражнения так, чтобы нагрузка в движениях, идущих друг за другом, не приходилась на одни и те же группы мышц. Полезно использовать дыхательные упражнения на расслабление мышц. В процессе выполнения упражнений необходимо внимательно следить за состоянием самочувствия детей, не допускать перегрузок.

Перечень нестандартного оборудования № Оборудование Применение Развитие 1. «Парашют» Подвижные игры Ловкость, внимание, быстроту реакции, умение ориентироваться в пространстве, целеустремлённость 2. «Пенёчки» Перешагивание, ориентир, бег змейкой Устойчивость во время движений и в статическом положении, координацию движений 3. «Бильбоке» Самостоятельная деятельность, для игр Развития ловкости, внимания, глазомера, быстроты реакции, умения регулировать и координировать движения, формирование навыков самоконтроля 4. «Ветерок в бутылке» Дыхательная гимнастика Органы дыхания 5. «Труба здоровья» Для основных видов деятельности (перешагивания, перепрыгивания, обегания) Устойчивость во время движений и в статическом положении, координацию движений 6. «Рыбалка» Подвижная игра Развивает мелкую моторику пальцев рук, ловкость 7. «Цветная дорожка» Укрепление осанки Развитие координации движений, пространственных представлений(вправо – влево)

Перечень нестандартного оборудования № Оборудование Применение Развитие 8. «Осьминожка» Для ОРУ, игр – соревнований, ходьбы, бега, прыжков, для упражнений в равновесии, как сюрпризный и игровой момент в сюжетном занятии Укрепление мышц ног, рук, спины, плечевого пояса, брюшного пресса, равновесия 9. «Султанчики» Для общеразвивающих упражнений (ОРУ), помогают в создании веселой, красочной атмосферы, праздника, развлечения, соревнования. Используется для приветствия команд Развивает мускулатуру рук 10. «Силачи» Тренажёр для рук Развивает мускулатуру рук 11. Дорожки «Здоровья» Для профилактики плоскостопия у детей Массаж стоп 12. «Мягкие мячики» Игра с мячом, для метания Развитие глазомера, меткости 13. Разноцветные ленточки Подвижные игры, при выполнении ОРУ, на праздниках и для забав, для выполнения музыкальных упражнений Развития координационных способностей 14. Платочки Подвижные игры, при выполнении ОРУ, на праздниках и для забав, для выполнения музыкальных упражнений Развитие координационных способностей

Перечень нестандартного оборудования № Оборудование Применение Развитие 15. «Липкие рукавички» Ловля мячика Развивает координацию движений, глазомер, ловкость, умение играть в паре, положительные эмоции 16. «Лабиринт» Упражнения в равновесии, для прокатывания мяча, ползания, прыжков, игр, профилактики плоскостопия, для построений в круг, как ориентир Развитие: равновесия ориентировки, координации, мелкой моторики рук, мышц ног Развитие правильной остановки стоп при ходьбе, внимательности 17. Тренажер «Орешки» Массаж шеи, головы, верхнего плечевого пояса, спины, груди, ног Улучшает кровообращение 18. «Качели» Самостоятельная деятельность, для игр Развитие равновесия 19. «Необычные гантели» Для ОРУ, самостоятельная деятельность Развитие мускулатуры рук 20. «Весёлые колечки» Кольцеброс, самостоятельная деятельность Развитие меткости, глазомера 21. «Колючие ёжики» Массажер для ладоней Развитие мелкой моторики 22. Канатоходцы Ходьба приставным шагом боком, как зрительные ориентиры; для подвижных игр Для профилактики плоскостопия

№ Оборудование Применение Развитие 23. Массажер из счет Самомассаж стоп Предупреждение и коррекция плоскостопия и косолапости 24. Коврик «Травка» Массаж стоп Предупреждение и коррекция плоскостопия 25. Дорожки «След в след» Упражнять детей в ходьбе с правильным разворотом стопы. Развивает координацию движений, равновесия 26. «Сороконожка» Массаж ступней Ходьба с целью профилактики плоскостопия 27. Флажки Для общеразвивающих упражнений (ОРУ), помогают в создании веселой, красочной атмосферы праздника, развлечения, соревнования. Используется для приветствия команд Развивает координацию движений 28. «Паучок» Самостоятельная деятельность Развитие мелкой моторики пальцев рук 29. «Мяч над головой» Многофункциональный тренажёр (игровые упражнения – «Достань мячик», «Кто выше подпрыгнет», «Проползи змейкой») Тренажер для развития мышц разгибателей бедра и подошвенных разгибателей, для брюшного пресса, а также для игр Перечень нестандартного оборудования

Перечень нестандартного оборудования № Оборудование Применение Развитие 30. Мешочки для метания Для общеразвивающих упражнений, для метания вдаль, в горизонтальную и вертикальную цель. Развитие силы рук, профилактики нарушений осанки 31. «Поймай рыбку» Самостоятельная деятельность Развивает мелкую моторику пальцев рук, ловкость. 32. Кольцеброс Используется в играх Развивает глазомер детей, координацию движений, ловкость, упражнять в счёте, воспитывать волевые качества 33. «Весёлые колечки» Для общеразвивающих упражнений, для метания, самостоятельная деятельность Развивает мышцы ног, рук, координация движений 34. «Лужицы» Перешагивание, ориентир. Развивать устойчивость во время движений и в статическом положении, координацию движений. 35. «Степ – платформа» Используется для профилактики заболеваний, к оторые вызваны гиподинамией, т.е. недостатком движений. Развитие координации движений, выносливости посредством степ – аэробики, укрепляет и развивает сердечно – сосудистую и дыхательную системы 36. «Идём в гости» (шляпа) Самостоятельная деятельность, для игр Для развития мелкой моторики пальцев рук, ловкость

Перечень нестандартного оборудования № Оборудование Применение Развитие 37. «Киндер - сюрприз» Используется для выполнения обще развивающих упражнений; как зрительные ориентиры для перешагивания, перепрыгивания построений и перестроений т.д.; для подвижных игр Развитие мускулатуры рук и плечевого пояса 38 «Найди свой домик» Используется как подвижная игра Быстроту, ориентировка в пространстве, мелкая моторика, глазомер 39. «Лыжи» (из пластмассовых бутылок) Используется в играх – эстафетах, например по «Горной Тропе» Развивае т мышцы ног, координацию движений 40. Атрибуты для игр (маски, эмблемы различных животных) Используются в подвижных играх, для проведения праздников, эстафет 41. Теннисные мячики Упражнение на дыхания («Сдуй шарик со стола», «Выдуй шарик из чашки») Развивает силу воздушной струи, формирует ритмичный выдох 42. «Мяч в сетках» В самостоятельной деятельности, в коррекционной работе Развивает мышцы ног, координацию движений 43. «Попади в цель» Используется в играх Развивает глазомер 44. «Разноцветные шары» В самостоятельной деятельности, в коррекционной работе профилактика при нарушении осанки, развитие ОВД

Комплекс оздоровительно – образовательных и воспитательных мероприятий с использованием нестандартного оборудования Тренировка различных групп мышц детского организма посредством нестандартного оборудования. Утренняя гимнастика. Гимнастика после дневного сна. Подвижные игры. Физические упражнения на прогулке. Индивидуальная и дифференцированная работа – разработка комплексов упражнений для групп с низким уровнем развития физических качеств.

Профилактика нарушений речи и развития моторики. Использование элементов логоритмической гимнастики. Снятие утомления и повышения умственной работоспособности детей; приобретение необходимых знаний, умений и навыков. Физкультминутки. Двигательные разминки. Физкультурные занятия (интегрированных, сюжетных, комплексных). Комплекс оздоровительно – образовательных и воспитательных мероприятий с использованием нестандартного оборудования

Ожидаемые результаты на уровне ребенка: Обогащение двигательного опыта; Стремление к достижению более высоких спортивных результатов; Развитие сноровки, внимания, ловкости, умения быть в коллективе; Повышение самооценки; Управление своим поведением и деятельностью, способность предвидеть результаты и контролировать их выполнение; Бережное обращение с пособиями, применение их творчески. Навыки самостоятельной двигательной активности при использовании нестандартного оборудования

Ожидаемые результаты на уровне родителей: Вовлечение родителей в образовательное пространство. Повышение интереса у родителей к физкультурно- оздоровительной работе.

Ожидаемые результаты на уровне педагога: Предложена технология физического и психоэмоционального развития детей с использованием нестандартного оборудования. Пополнение предметно – развивающей среды группы, путём создания нового нестандартного оборудования, помогающего полноценному физическому развитию детей; Раскрытие творческого потенциала педагога; Повышение профессиональной педагогической компетентности (стимулирование к самообразованию); Обобщение и распространение опыта работы по использованию нестандартного оборудования для двигательной среды. Мотивация педагогического коллектива на использование нестандартного оборудования в работе с детьми;

Ожидаемые результаты на уровне педагогических технологий: Обогащение методов, приемов и форм работы по развитию двигательных способностей и физических качеств у детей посредством использования нестандартного оборудования. на уровне предметно-пространственной среды: Создание материально-технической базы для работы по данной теме.

Продукт проекта Технология применения нестандартного оборудования для физического развития детей; Картотека нестандартного оборудования; Виды нестандартного оборудования для двигательной активности детей; Методические рекомендации использования оборудования в двигательной активности детей.

Перспективы дальнейшего развития проекта Распространение опыта применения нестандартного оборудования в физическом развитии детей; Продолжить работу по формированию двигательной активности детей с использованием нестандартного оборудования; Продолжить оснащать физкультурный уголок нестандартным оборудованием в соответствии с возрастными особенностями детей; Провести конкурс среди педагогов на лучшее нестандартное оборудование для развития физических качеств. Конкурс поможет педагогам поверить в свои силы, открыть таланты и увидеть как просто и не дорого возможно пополнить физкультурный уголок своей группы, украсив и разнообразив развивающую среду;

Информационные ресурсы Воронцова О. Как сделать занятия физкультурой интереснее. // Здоровье дошкольника №2 – С. 14. – 2011 г. Мокина Е. Материалы и оборудование своими руками. // Здоровье дошкольника №5 – С. 21. – 2011г. Подольская Е. Суставная гимнастика для дошкольников. // Здоровье дошкольника №3 – С.16. – 2011г. Горелова С. Сюжетно – игровые физкультурные досуги. // Здоровье дошкольника №5 – С.39. - 2011г. Федоренко Н. «Сказка про Лень» сюжетно – познавательное физкультурное занятие для детей младшего возраста. // Здоровье дошкольника №1.-С.16. – 2012г. Исса О.Ф., Рютина Л.Т. Оптимизация двигательной активности детей старшего дошкольного возраста в сюжетно – тематических физкультурных занятиях. // Научно – практический журнал «Инструктор по физкультуре» №2 – С.30. – 2008г.

Информационные ресурсы Прищепа С.С. Этапы педагогического взаимодействия детского сада и семьи в физическом воспитании дошкольников. // Научно – практический журнал «Инструктор по физкультуре» №2 – С.99. – 2008г. Иванова Т.В. Система работы по формированию здорового образа жизни. Младшая группа. / - Волгоград. ИТД – Корифей – 96 с. – 2000г. Давыдова О.И., Майер А.А., Богославец Л.Г. Проекты в работе с семьей. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера 2012 – 128с. (Библиотека журнала «Управление ДОУ») Казина О.Б. Роль родителей в физическом оздоровлении дошкольников. // Научно – практический журнал «Инструктор по физкультуре» №3 – С.72. – 2010г. Малых Н.А. Нетрадиционные пособия для развития координации детей!// Практический журнал «Воспитатель ДОУ» №8 – С.33. – 2012г.

Спасибо за внимание!