Нет памяти у 9 летнего ребенка лечение. Если у ребенка плохая память…

Иногда родители замечают, что их ребенок не спешит выполнять просьбу мамы или папы. Но не стоит обвинять его в непослушании. Вполне возможно у него просто плохая память. Большинство малышей запоминают всю новую информацию стремительно, будто впитывая в себя, как губка. Но у некоторых деток возникают проблемы с применением ее и воспроизведением.

Если мама стала замечать за ребенком именно такое состояние, то следует вплотную заняться этим вопросом, ведь со временем проблема только может увеличиться. Не нужно все пускать на самотек, надеясь, что малыш перерастет. Ведь в школе такой ребенок сразу попадет в число отстающих, он не сможет своевременно усваивать всю информацию в том объеме, который требует программа.

Важно заниматься с ребенком и развивать его память с раннего возраста.

Влияние загруженности на память

Прежде, чем начинать говорить о плохой памяти, необходимо проанализировать загруженность ребенка . Ведь такая невнимательность может быть вызвана переутомлением. На состояние малыша влияет загруженность в школе, внешкольные занятия танцами или спортом, чтение книг, в общем, все, что делает ребенок в течение дня.

Очень важно, чтобы детский распорядок дня был составлен максимально правильно, ведь он устает за день не меньше взрослого человека. А ночного времени ребенку может не хватать для полноценного отдыха и восстановления сил. Если именно такие нарушения присутствуют, то исправить проблему достаточно легко, просто нужно нормализовать день ребенка и проконтролировать соблюдение нового режима. Если случай достаточно запущен, то можно воспользоваться посторонней помощью, например, профессионального психолога, который практикует именно работу с детьми.

Иногда неуспеваемость в школе во многом зависит от слабо тренированной памяти. Такую проблему с лету не решишь, здесь нужно, чтобы оба родителя проявили максимум внимания и уделили свое время. Так как для тренировки потребуется проводить с ребенком специальные упражнения, а без терпения ничего не получится.

А вот если ребенок не может логично высказать свою мысль, не формулирует окончания предложений, то следует уже вести разговор о недостаточном развитии речи для его возраста. А это первый признак проблем с памятью.

Каждый из перечисленных ранее пунктов следует пересмотреть еще раз, по-новому проверить распорядок. Убрать лишние кружки, выделить время в течение дня для прогулок на улице. Конечно, всесторонне развитие – это мечта любых родителей, но в такой ситуации здоровье должно стоять на первом месте.

Как определить есть ли нарушения в памяти

Прежде, чем говорить о плохой памяти следует исключить все другие факторы, которые могут присутствовать. Важно убедиться, что проблемы с памятью вызваны не из-за недостатка сна . Если малыш сидит за телевизором до поздней ночи, или долго перед сном играет в компьютер, то причина именно в недосыпании. У любого ребенка сон в сутки должен состоять не менее 10 часов. Именно такого времени должно хватить маленькому организму для полного восстановления.

Но не только режим и тренировки – залог прекрасной памяти. Не стоит упускать тот момент, что каждый человек это индивидуальность, и он имеет свои особенности во многом, даже в способности запоминать.

Но все же память вполне реально развивать. При необходимости следует обратиться к профессионалам, которые в индивидуальном порядке разработают комплекс упражнений, что поможет максимально быстро добиться результата. С ребенком нужно будет заниматься специальными упражнениями дома.

Существует список проблем, которые определяют плохую память у ребенка:

  1. В общении с детьми возникают проблемы.
  2. Ребенок не может следовать определенной конкретной инструкции.
  3. Ответить даже на прямой вопрос у малыша плохо получается.
  4. Невнимательность.
  5. Не может выполнить четко сформулированное задание.
  6. Не справляется с простым заданием, цель которого переработать и сохранить информацию.

Если мама замечает проблемы у малыша по некоторым из пунктов, то следует уделить особое внимание памяти и начать регулярно заниматься с ребенком.

Решение проблемы с плохой памятью

Если мама начинает замечать такую проблему еще в раннем возрасте ребенка, то ей следует заниматься с ним постоянными упражнениями . Для этого существуют специальные комплексы, но начинать стоит с простого.

Для начала можно вовлечь малыша в легкую игру – придумывать рифмы к словам. Это достаточно просто и весело, например советы – ответы, рак – бурак и так далее.

Также можно пробовать читать отрывки из популярных детских стихотворений, а затем просить закончить строчку. Например, Наша Таня громко … плачет, уронила в речку … мячик. Постепенно слов, которые должен говорит ребенок, должно становиться больше.

Специалисты утверждают, что лучше всего ребенок учится запоминать информацию из первых уст. Для этого следует уделять максимально возможное время для общения с собственным ребенком:

  • Рассказывать сказки перед сном, обсуждая определенные моменты;
  • Расспрашивать о прошедшем дне, причем, периодически, между прочим, просить повторить напомнить какую-то информацию;
  • Учить больше стихотворений;

Особого внимания требует подготовка к школе , ведь именно здесь от ребенка будут нужны большие усилия. Для того чтобы учеба давалась с легкостью, следует заниматься развитием как слуховой, так и зрительной памяти. Для этого следует читать больше книжек с картинками, подробно описывая нарисованное. Стараться чаще спрашивать у малыша об увиденном за окошком или на улице.

Многие игры предназначены не только для развития двигательных игр, но и логики и памяти. Из наиболее популярных вариантов можно выделить пазлы, пирамидки, конструктор. Совместное использование таких развлечений даст лучший результат, чем малыш будет пытаться освоить их самостоятельно.

Во многом хорошая память ребенка зависит от внимания и терпения родителей.

Часто родители маленького школьника жалуются, что их ребенок плохо запоминает объяснения учителя, забывает записывать домашние задания, не может выучить стихи или пересказать короткий рассказ. “Что делать-то с ним, не пойму!” – горестно делится одна мама своей проблемой в разговоре с подружкой. – “И сидим подолгу, и учим, и повторяем, а результата – ноль.”

Бывает, что память, на которую сетуют озабоченные родители и учителя, вовсе не плохая. Ребенок, к примеру, отлично помнит о своих желаниях и намерениях. С удовольствием рассказывает вам о своих впечатлениях, делится новостями в школе. Значит, есть что-то другое, что мешает успешной учебе… Вот что именно?

Чтобы разобраться в причинах плохого усваивания и запоминания, достаточно провести ряд несложных тестов, которые помогут определить источник проблемы.

Детьми они воспринимаются как игра, а вот взрослым дадут информацию к размышлению.

Проверяем общую память:

Попробуйте в непринужденной обстановке поинтересоваться у своего ребенка, что он делал сегодня утром? Вчера днем? Куда ездил отдыхать прошлым летом? Т.е. расспрашиваете его о минувших событиях, о которых знает не только он, но и вы (чтобы проконтролировать правильность ответов).

Довольно редко дети не отвечают на подобные вопросы. У тех, кто не может вспомнить события прошлого из своей жизни (чистый лист, провал памяти), вероятна недостаточность корковой активности мозга или дисфункция его глубинных структур.

Зрительно-предметная память:

Предложите ребенку (6-9 лет) несколько карточек с изображением разных предметов, например, машина, кошка, тетрадь, стул, карандаш, поезд, чемодан и т.п. Всего их должно быть 5-6 штук. Пусть он посмотрит на них и постарается запомнить. Затем он закрывает глаза, а вы переворачиваете одну из этих картинок или совсем убираете. Ребенок должен вспомнить “исчезнувший” предмет. Если он тест выполнил с 1-2 попытки – с зрительно-предметной памятью все нормально.

Усложняем задание. Ребенка просят запомнить порядок расположения карточек. Он снова закрывает глаза. Теперь к этим картинкам добавляем еще 3 – 4 предмета, перемешиваем и оставляем в произвольном порядке. Теперь просим его открыть глаза, отобрать карточки, которые лежали до добавления остальных трех – четырех и разложить в прежнем порядке.

Обычно дети младшего школьного возраста (6-9 лет) с нормальным уровнем развития памяти в спокойной обстановке легко выполняют тест.

Ошибки и затруднения в результате этого теста могут говорить о:

  • недостаточной памяти
  • низком уровне внимания как произвольного, так и непроизвольного

Слухо-речевая память:

1. Ребенку зачитываются три слова: луч, рама, гриб . Просят повторить один раз, затем еще раз. Потом читают еще три слова: книга, хвост, рама . Эти слова он также повторяет.

Затем просят вспомнить первые три слова (луч, рама, гриб)…, вторые три слова (книга, хвост, рама).

2. Читаете ребенку коротенький рассказ:

Умная ворона

Хотела ворона пить. На дворе стоял кувшин с водой, а в кувшине вода была только на дне. Вороне нельзя было достать воду. Она стала кидать в кувшин камушки и столько побросала, что вода стала выше и можно было пить.

После прочтения попросите его пересказать своими словами. Если справился – замечательно. Ошибки или трудности воспроизведения могут указывать на:

  • недостаточную память
  • низкий уровень произвольного внимания
  • слабость фонематического слуха (наиболее частая причина плохого усвоения информации)
  • недостаточное развитие образного мышления
  • низкий уровень речевого развития

Если вы видите, что тесты на общую и зрительно-предметную память выполнены успешно, а тест по слухо-речевой памяти имеет ошибки, скорее всего проблема заключается в восприятии на слух материала (проверьте фонематический слух и уточните, все ли звуки он выговаривает) или в низком уровне внимания, образного мышления.

В следующих постах я расскажу о том, какие упражнения помогут школьнику в развитии памяти.

Психологические причины плохой памяти у ребенка.
Клинический случай

Что делать, если у ребенка плохая память? – с таким вопросом ко мне обратилась мама 13-летней девочки.

При рождении в нас уже заложены свойства характера, но это еще не умения, и, конечно, мы не обладаем всем тем багажом, что накоплен благодаря открытиям и опыту предыдущих поколений. А потому нам приходится много учиться, чтобы ориентироваться в этом мире, иметь ту базу знаний, на основе которой можно делать следующие открытия, делать нашу жизнь еще более комфортной.

Если же у ребенка плохая память, то процесс обучения может серьезно осложняться.

Именно память является тем самым инструментом, который позволяет нам запоминать большие объемы различной информации и использовать ее в дальнейшей жизни. Вот почему как учителя, так и родители проявляют беспокойство, когда замечают, что у ребенка плохая память. И если плохая память у ребенка в 6 лет еще не так заметна, поскольку требования к памяти в дошкольном возрасте не так велики, объем информации, нуждающейся в запоминании, небольшой, то плохая память у ребенка в 7 лет уже бросается в глаза. Это обусловлено тем, что с началом обучения в школе растет объем и диапазон информации, которую необходимо запоминать ребенку, а значит – растут требования к свойствам памяти.

Вернемся к вопросу, который привел к врачу маму 13-летней дочери:

Почему у ребенка плохая память?

Их беспокойство было обусловлено тем, что сами они были не в состоянии найти объяснение этому факту, потому что эпизоды плохого запоминания информации чередовались с эпизодами хорошей памяти в течение дня, даже в течение одного урока, без каких-либо видимых закономерностей. Нельзя сказать, что какой-то предмет запоминался лучше, чем другой. При опросе жалоб на головные боли, головокружения, обмороки не было выявлено.

С учетом жалобы к моменту обращения уже было проведено обследование по рекомендации невролога, не выявившее патологии, которую можно было бы отнести к органической или функциональной. Тем не менее не было и ответа на вопрос, почему у ребенка плохая память? А значит, оставалось непонятно, как этому противодействовать?

Чтобы выявить причины плохой памяти у ребенка, используем знания системно-векторной психологии Юрия Бурлана, которая помогает понять устройство психики человека. Системно-векторная психология различает людей по психическим свойствам с учетом их врожденных желаний, выделяя таким образом 8 вариантов (векторов) психического строения. Знание основ системно-векторной психологии Юрия Бурлана позволяет прояснить картину происходящего и определить, влияние на свойства какого из векторов лежит в основе эпизодов плохой памяти у ребенка.

Чем может быть обусловлена плохая память у медлительного ребенка?

С точки зрения системно-векторной психологии, наилучшей памятью могут похвастаться обладатели анального вектора. С детства их отличает от других неторопливость, усидчивость, старательность. Они очень внимательны к деталям, потому лучше других способны к анализу и систематизации поступающей информации. Именно поэтому любое задание, порученное дело, они выполняют медленно, скрупулезно, но качественно и до конца. Этому способствует стремление быть хорошими, лучшими, характерное для детей, наделенных анальным вектором. В школе эти дети обычно предпочитают историю и уроки труда.

У такого ребенка плохая память и внимание могут проявляться в ситуациях, когда его торопят и подгоняют. Кроме того, дети, обладающие анальным вектором, нуждаются в справедливой оценке своих успехов. И если ребенок чувствует, что он выполнил порученное ему задание достойно, а одобрения/похвалы взрослых вслед за этим не последовало, это также может быть причиной снижения памяти у ребенка с анальным вектором в составе психического. Более подробно о таких детях можно .

Причины плохой памяти у ребенка-непоседы

Наша маленькая пациентка по своим свойствам не соответствует анальному вектору. Она не отличается усидчивостью, любит спорт и особенно танцевать. Несколько лет занималась в танцевальном кружке. В танцах ей нравится следовать ритму мелодии и участие в конкурсах, где она занимала первые места. Она отличается хрупкой фигурой и гибкостью.

Она поделилась, что ей гораздо легче, когда день расписан по часам и нет больших периодов свободного времени. До конца прошлого учебного года именно так и было. Но поскольку учебные нагрузки возросли, родители приняли решение с начала учебного года отказаться от кружка танцев, чтобы освободить больше времени для выполнения уроков. При этом, несмотря на большее количество свободного времени, чем раньше, результативность подготовки к урокам хуже, чем в прошлом году. В семье это связывают с возросшими нагрузками по предметам и ухудшением памяти у ребенка.

С учетом описанных предпочтений и свойств мы можем сделать вывод, что наша пациентка является обладательницей кожного вектора. Об этом свидетельствуют все вышеописанные свойства: подвижность и гибкость тела, чувство ритма и даже хрупкость конституции. Характерно, что обладатели кожного вектора гораздо лучше реализуют свои свойства в условиях ограничений. Так, например, у них работа спорится гораздо лучше, когда известно, что время на ее выполнение ограничено (в отличие от людей, наделенных анальным вектором, чью производительность такие условия снижают).

Если говорить о памяти, то у обладателей кожного вектора более развита кратковременная память, она отличается большей поверхностностью. Про таких людей часто говорят: «в одно ухо влетело – в другое вылетело». Обусловлено это тем, что их мышление носит логический характер, нацелено на вычленение причинно-следственных связей, а потому в любой информации они стараются уловить самую суть, не вдаваясь глубоко в детали.

В нашем клиническом случае исключение из распорядка дня девочки танцев отрицательно сказалось на свойствах кожного вектора, и в том числе памяти, по двум причинам.

  • Во-первых, танцы, наряду со спортом, являются одним из факторов, обеспечивающих комфорт психическим свойствам кожного вектора (движение, ритм и победы). Не имея комфорта, ребенок начинает мельтешить, что мешает сосредоточению и ведет к ухудшению памяти.
  • Во-вторых, наличие занятий танцами требовало составления четкого распорядка дня, где для каждого занятия было выделено ограниченное время, что предпочтительней для развития и реализации психических свойств (в том числе и памяти) обладателя кожного вектора .

Почему у ребенка со звуковым вектором может быть очень плохая память?

В части жалоб, касающейся трудностей выполнения домашних заданий, была еще одна деталь, которая помогла найти основную причину плохой памяти у этого ребенка. При расспросе оказалось, что, несмотря на то, что дома все уроки приходится выполнять в одних и тех же условиях, есть предметы, задания по которым не вызывают затруднений: физика, математика и информатика. В то время как домашние задания по литературе может выполнять часами, постоянно отвлекаясь на происходящее вокруг.

Такой выбор предпочтительных предметов не случаен – есть дисциплины, способные концентрировать внимание обладателей звукового вектора. Отражением его свойств у нашей пациентки также являются тихий, малоэмоциональный голос во время разговора; лицо, отличающееся скупой мимикой; потребность в уединении.

Обладатели звукового вектора очень чувствительны к громким звукам, которые способны оказать на их психику в прямом смысле травмирующее действие. При условии шума, криков они склонны отгораживаться от окружающего мира, уходя в себя, и не в состоянии вести диалог: могут не услышать обращенные к ним слова, не говоря уже о том, чтобы их запомнить.

Я попросила привести примеры ситуаций, когда память у ребенка вдруг становилась плохой, и услышала два возможных варианта:

  • На уроке девочка отвечала материал, который накануне учила. Сначала отвечала хорошо, но в середине ответа вдруг все забыла и не смогла вспомнить больше ничего, чтобы продолжить ответ.
  • Еще эпизод: учительница диктовала домашнее задание. До какого-то момента ребенок помнит, а вторую половину задания вдруг не помнит.

Ответ на вопрос «Что же происходило в эти моменты в классе?» помог расставить все по своим местам. Оказывается, в это время абсолютно во всех случаях, которые удалось вспомнить, в классе начинался шум: некоторые одноклассники уставали от длительного сидения и/или сосредоточения и начинали разговаривать, кричать или даже петь. И вот тут-то чуткий к звуковым раздражителям мозг обладателя звукового вектора отказывался как воспроизводить выученную информацию, так и запоминать входящую. Именно громкие звуки в описанном клиническом случае и оказались основной причиной «плохой памяти» у ребенка.

К подобному анализу не только причин плохой памяти у ребенка, но и других нарушений, способны сами родители после прохождения тренинга по системно-векторной психологии Юрия Бурлана . Самостоятельно определить вектора своего ребенка, чтобы создать условия, способствующие максимальному развитию его врожденных свойств , и устранить причины, способные отрицательно на нем (развитии) сказаться.

В описанном клиническом случае были даны рекомендации для улучшения памяти с учетом определенных у ребенка звукового и кожного векторов:

  • дома во время выполнения уроков ребенком исключить ситуации, дискомфортные для звукового вектора: не греметь посудой, не стучать дверями, не разговаривать слишком громко между собой, не отвлекать ребенка разговорами на другие темы;
  • создать расписание, в котором выполнению домашнего задания по каждому предмету отводилось бы строго определенное время;
  • по возможности вернуться к занятиям танцами.

Объяснение реальных причин, почему в определенных ситуациях ее память так себя ведет, успокоило не только родителей, но и самого ребенка. Каждый раз, когда она пропускала что-то мимо ушей в дальнейшем, она видела подтверждение, что произошло это именно по причине шума вокруг. В результате наша маленькая пациентка перестала считать эти эпизоды плохой памяти чем-то постыдным и не стеснялась переспрашивать задание у учителей в таких случаях. Именно разъяснение причин, способствующих снижению памяти у этого ребенка, способно в дальнейшем уберечь его от возможного формирования заниженной самооценки на базе этого т. н. «дефекта».

P. S. Прошло уже несколько месяцев, на протяжении которых выполняются данные рекомендации, за исключением возвращения к занятиям танцами. Ни родители, ни учителя, ни сама маленькая пациентка не могут пожаловаться на ее память.

Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов по системно-векторной психологии Юрия Бурлана
Раздел:

Привет! С вами Екатерина! В прошлой статье я вам рассказала о том, к каким опасным последствиям может привести . Сейчас я отвечу на больной вопрос, с которым сталкиваются многие родители. Сегодня я постараюсь ответить на вопрос: что делать если у ребенка плохая память?

Учите и запоминайте играючи! Огромная коллекция кейс — уроков разных возрастов — узнать подробнее

Дети очень активны, они изучают окружающий мир и впитывают всю информацию, как губки. Но вокруг так много нового и интересного, что они просто не успевают отфильтровать и сохранить увиденное и услышанное. С возрастом эта проблема усугубляется и если первые признаки появились, например, в 4 года, то в 7 лет недостаток внимания может серьезно портить умственное развитие. Ведь когда ребенок идет в школу, поток информации увеличивается, нужно много запоминать. Поэтому так важно знать, что делать если у ребенка нет памяти.

Чтобы удостовериться в наличии проблемы, ответьте на следующие вопросы:

  • У него хорошие отношения с ровесниками.
  • Не отвечает на прямо поставленный вопрос.
  • Выглядит невнимательным.
  • Трудно выполнять что-то по инструкции.
  • Не может сделать сложное задание.
  • Работа, где нужно сохранять и обрабатывать информацию, дается нелегко.

Если на большинство из них вы дали утвердительные ответы, то у вашего ребенка есть проблема.

Причины плохой памяти и методы борьбы с ними

Невроз


Заболевание может возникнуть как в один год, так и в 14-летнем возрасте. Невроз поражает головной мозг и нервную систему. Ребенку сложно понять происходящее вокруг, ему плохо дается запоминание. Врач может назначить специальные упражнения и лечение. Но если в 5 лет еще можно обойтись одними упражнениями, то в 12 – требуется и медикаментозная терапия.

Наследственность


Интеллектуальные способности передаются детям от родителей. Если помните, что в детстве вы тоже плохо все запоминали, то у ребенка могут быть те же проблемы. Поэтому с детства старайтесь играть с малышом в логические игры, водите его в группы раннего развития, где в игровой форме специалист будет тренировать память.

Недосып


Эта причина более распространена с 6-8 лет, когда ребенок идет в школу и у него не хватает времени на сон. Важно наладить режим отдыха и активности, спать минимум 8 часов. Если у него проблемы с засыпанием, делайте ванны с успокаивающими травами. Также проследите, чтобы на ночь ребенок не смотрел много мультфильмов, не играл в компьютерные игры и снизил физическую активность. Выстройте процедуру отхождения ко сну, чтобы мозг малыша реагировал на привычные сигналы и запускал режим отдыха. Главным ритуалом засыпания должно стать чтение книги. В 9 лет ребенок уже может утром пересказывать прочитанное и анализировать текст с точки зрения правильно или нет, а как в жизни, что будет дальше и т.д. Это станет отличной тренировкой памяти.

Гиперактивность


Данная проблема актуальна с 3-х и ориентировочно до 10 лет. Это распространенное состояние центральной нервной системы. Из-за того, что ребенку просто сложно усидеть на одном месте, он постоянно отвлекается на что-то, и возникают проблемы с запоминанием. Обычно неврологи советуют больше заниматься зрительной памятью – элементарно можно попросить ребенка запомнить дорогу к школе или саду и во время следующего похода туда подсказывать дорогу. Или уже дома задавать ему вопросы о том, что он видел по пути домой. Кроме того, уделяйте чаду больше внимания и отдайте его в спортивные кружки. Также педиатр или невролог может назначить ребенку специальные медикаменты, но это крайняя мера.

Отсутствие тренировок


Если у ребенка совсем плохая память, то вы ее вообще не тренируете. Мозг, как и тело, тоже нужно постоянно развивать. В раннем возрасте эту проблему помогут решить логические игры и кружки раннего развития, а в школьном — можно подключать математические задачи и учить стихи наизусть.

Питание


Правильно составьте рацион, чтобы он был полноценным и сбалансированным. Начините принимать витамины (особенно зимой и весной). Так мозг будет получать максимум энергии для запоминания поступающей информации.

Отсутствие интереса


Не знаете, почему у ребенка может быть плохая память? Может, ему просто неинтересно. У взрослого человека важная информация попадает в долгосрочную память, а все остальное оказывается в краткосрочной и быстро оттуда исчезает. Поэтому малыша важно заинтересовать познанием нового, изучением чего-либо. Здесь на помощь всегда придет игровая форма и поощрения.

Перебор информации


Может, вы просто слишком нагружаете своего ребенка? В современном мире так модно отдавать свое чадо на множество кружков, что у него просто не остается времени на игры. Оставьте только самые важные занятия и разгрузите график, чтобы детский мозг успевал перерабатывать полученную за день информацию.

Переутомление

Если ваш ребенок часто забывает о просьбах взрослых, а разучивание небольшого четверостишия для него является непосильным занятием, не стоит считать, что он непослушный и невнимательный, возможно, у него просто плохая память. Исправить этот недостаток реально. И рекомендуется это делать, пока ребенок еще не ходит в школу, иначе в дальнейшем эта проблема будет усугубляться, из-за чего будет страдать успеваемость школьника. Как итог – двойки в дневнике, отсутствие знаний, полная апатия к учебе. Итак, у ребенка плохая память: что делать в этом случае и какие меры предпринимать?

Как распознать проблему?

Если взрослый занимается с ребенком с самого его рождения, о плохой памяти вряд ли придется беспокоиться. Однако даже в этом случае нет гарантий, что малыш будет обладать идеальным запоминанием. Как же тогда понять, что вашему чаду нужно помочь? Постарайтесь выяснить следующие моменты:

  1. Отвечает ли ребенок на прямые вопросы взрослых?
  2. Выполняет ли он простые задания или отказывается от них, не пытаясь даже запоминать элементарные вещи?
  3. Умеет ли малыш удерживать внимание на конкретной деятельности, или он вам кажется рассеянным, невнимательным?
  4. Насколько легко ему следовать точным инструкциям, которые предоставляет взрослый?
  5. Проблема ли для него – делать задания, где нужно собирать и обрабатывать информацию?

Хоть один положительный ответ на указанные вопросы является поводом для начала серьезных занятий по развитию памяти ребенка. Однако прежде нужно понять причину проблемы.

Плохая память у ребенка: главные причины

Плохой памятью ребенок может страдать по целому ряду причин.И чаще всего проблема не так страшна: исправить ее можно, если взрослый знает, что и как делать для этого. Если в итоге коррекции память малыша улучшается, как следствие, он с легкостью сможет концентрировать свое внимание на деятельности, что в дальнейшем положительно повлияет на успешность в школе. Итак, причинами плохой памяти могут быть:

Причина Характеристика причины
Неврозы Если проблема с памятью заметна у ребенка в возрасте от 1 года, нужно посетить невролога, дабы исключить либо подтвердить проблемы с нервной системой и головным мозгом малыша. Неврозы часто наблюдаются у детей младшего дошкольного возраста. Как правило, опасности никакой не представляют, но все же некоторые неудобства ребенок испытывать будет. Поэтому невропатологи таким деткам назначают 2 вида терапии: специальный комплекс упражнений и медикаментозное лечение. Первый вид терапии больше подходит для маленьких детей. Если же ваш ребенок – школьник или подросток, ему пропишут медикаментозное лечение.
Наследственность Эта причина достаточно распространена. Исправить ситуацию можно, однако не всегда это получается. Если у ребенка плохая память и внимание из-за наследственности, единственное правильное решение – развивать эти процессы. Взрослый должен больше заниматься с чадом, тренировать память посредством логических игр, упражнений, заданий. Как вариант – отправить ребенка в раннюю школу развития, где с малышами занимаются в игровой форме, уделяя много внимания тренировке памяти и внимания.
Недосыпание От недосыпания больше страдают школьники и подростки. Если ребенок ночью спит меньше 8 часов (при том, что норма детского сна – 10 часов), запоминать новую информацию ему будет крайне сложно, так как его мозг не отдохнул полноценно, а значит, работать в полную силу он не сможет. Исправить проблему можно, причем достаточно легко. Просто давайте ребенку выспаться: укладывайте его в постель раньше, чем обычно, выкупав перед этим в успокаивающих травах. У выспавшегося ребенка память и внимание значительно улучшаются.
Гиперактивность Проблема проявляется излишней активностью ребенка, его неусидчивостью, невнимательностью. Естественно, в таких условиях память и внимание развиваться нормально не могут. Устранить проблему поможет невролог. Для этого предлагаются методы по тренировке памяти, целенаправленной двигательной активности (посещение спортивных секций), медикаментозной терапии (прием витаминных комплексов, не более). Очень важный момент: родители должны уделять гиперактивному ребенку максимум внимания и свободного времени.
Отсутствие тренировок памяти Если головной мозг регулярно не подпитывать новой информацией, он теряет свойства к развитию. Исправить ситуацию можно, выполняя различные задания и задачи на развитие внимания, логики, мышления.
Неполноценное питание Родители должны так составить рацион питания ребенка, чтобы в организм малыша ежедневно поступало нужное количество витаминов и минералов. Дополнить питание можно приемом витаминных комплексов. Если все сделано правильно, головной мозг ребенка будет получать достаточно энергии, чтоб запомнить и обработать новую информацию.
Отсутствие интереса Мозг человека устроен таким образом, что та информация, которая важна для конкретной личности, запоминается легко и надолго, а та, что неинтересна, запоминается на короткий период времени. Поэтому, если ваш ребенок не запоминает какую-либо информацию, возможно, она просто ему не интересна. Единственно возможная терапия в таком случае– заинтересованность. Вовлеките кроху в процесс, и проблема исчезнет.
Неправильный режим дня Эта причина приводит к тому, что малыш становится раздражительным, рассеянным, невнимательным. Как следствие – возникают проблемы с памятью.
Много информации Большой поток информации может спровоцировать плохое ее запоминание. Поэтому рекомендуется снизить нагрузку для малыша.
Переутомление Если ребенок-школьник страдает плохой памятью, причем раньше такого за ним не наблюдалось, возможно, он переутомляется на занятиях, из-за чего мозг работает не на всю силу. Позволяйте ребенку после уроков отдохнуть и расслабиться так, как он захочет. Отдохнувший малыш всегда будет внимателен на уроках и легко запоминать новую информацию.
Загруженность не по возрасту Головной мозг человека устроен таким образом, что в определенный возрастной период он способен воспринимать и запоминать определенную информацию. Если эта информация не соответствует возрасту ребенка, то она либо не запомнится, либо запомнится, но на короткий временной промежуток.
Ранний возраст Говорить о плохой памяти у детей до 3-4 лет рано. Как правило, к этому возрасту и память, и внимание еще недостаточно развиты. Однако тренировать эти процессы нужно. Регулярные тренировки обеспечат вашему малышу в дальнейшем умение запоминать информацию быстро и без особых усилий.

Как тренировать память ребенка?

Чем раньше вы начнете тренировать память своего ребенка, тем лучше. С самого рождения малышу нужно читать стишки и сказки, рассказывать потешки, петь песенки. Для младшего дошкольника полезными будут сказки с множественным повтором слов и фраз: они невольно запоминаются ребенком. Когда кроха пытается воспроизводить услышанное, не скупитесь на похвалу – это окажется лучшим стимулом для разучивания новых стихотворений.

Не менее важно общаться с ребенком на разные темы, обсуждать увиденное и услышанное. Говорите с крохой, внимательно слушайте его рассказ. Описывая новый предмет, делать это нужно эмоционально, ярко, обращайте внимание на мельчайшие детали. Спустя несколько дней закрепите результат беседы.

Ежедневно играйте с ребенком в развивающие игры: предлагайте запомнить предметы, после чего расположить их в правильном порядке, найти лишний или недостающий предмет и т.д. В детских магазинах можно приобрести настольные развивающие игры для детей любого возраста. Таким образом развитие памяти будет разнообразным и разносторонним.

Тренировка памяти – длительный и трудоемкий процесс. Поэтому ждать скорых результатов не стоит: только усердная ежедневная работа позволит получить то, к чему вы так стремитесь. Но если спустя время постоянных тренировок улучшений не заметно, стоит обратиться к неврологу за консультацией. Возможно, вам потребуется медикаментозное лечение или специальный комплекс упражнений. Помните, своевременное решение проблемы поможет исключить развитие неприятных моментов в старшем возрасте.