Никитина я учусь быть мамой. Я учусь быть мамой

Наталья Богданова

Время на чтение: 11 минут

А А

Французский диетолог Мишель Монтиньяк в 1990-х годах создал диету, основанную на подсчете гликемических индексов продуктов. Испробовав этот принцип питания на себе, он похудел за три месяца на шестнадцать килограммов. Сегодня действенность этой системы диетического питания признается диетологией на мировом уровне.

Основные принципы и правила питания в 1, 2 фазах диеты Монтиньяка — в таблице

Создавая свою систему питания, Мишель Монтиньяк отталкивался от воздействия продуктов питания на содержание в крови сахара. Уровень такого воздействия измеряется показателем, названным гликемическим индексом (ГИ) .

Проще говоря, продукты, имеющие высокий ГИ, намного больше повышают уровень сахара в крови , нежели продукты с низким гликемическим индексом.

Если уровень сахара в крови становится выше нормы, поджелудочная железа человеческого организма начинает вырабатывать гормон инсулин . Присутствие инсулина в крови снижает уровень сахара — процесс стабилизируется.

Постоянное наличие в рациона пищи с высоким гликемическим индексом может привести к проблемам с распознаванием инсулина . В этом случае снижение уровня сахара в крови не происходит, а выработка организмом инсулина становится чрезмерной. Это, в свою очередь, нарушает работу нескольких ферментов и приводит к возникновению жировых отложений и увеличению массы тела.

Основные принципы диеты Монтиньяка:

  • употребление в пищу полезных и питательных продуктов питания;
  • ограничение в рационе углеводистых продуктов с высоким гликемическим индексом;
  • исключение из питания насыщенных жирных кислот (сливочное масло, животные жиры);
  • включение в рацион продуктов, которые содержат ненасыщенные жирные кислоты;
  • животные или растительные белки должны сочетаться друг с другом.

Полная диета по Монтиньяку состоит из двух этапов.

Правила питания и разрешенные продукты в 1 фазе

Первая фаза нацелена на снижение веса. Для этого потребление углеводов следует резко ограничить. Употреблять в пищу можно лишь продукты, содержащие углеводы с низким, не более 36 , гликемическим индексом.

На этом этапе диета Мишеля Монтиньяка предлагает питаться продуктами, которые не вызовут резкого подъема уровня сахара в крови. За счет грамотно составленного рациона в организме не происходит накопления жиров , а имеющиеся жировые отложения сгорают, отдавая энергию.

На первом этапе диеты Монтиньяка для похудения важно ориентироваться на продукты с максимально низким ГИ.

Прилагаемая к диете Монтиньяка таблица гликемических индексов выглядит следующим образом:

Правила питания и разрешенные продукты во 2 фазе

На втором этапе диеты от Монтиньяка следует уделить особое внимание закреплению достигнутых результатов. Сброшенные в первой фазе лишние килограммы не должны вернуться. Для стабилизации результата нужно продолжать придерживаться тех же принципов питания, слегка расширив рацион за счет разрешенных продуктов.

Важным моментом для второй фазы диеты Монтиньяка является употребление не менее двух литров чистой питьевой воды ежедневно .

Остальные принципы, придерживаться которых следует на данном этапе, таковы:

  • пить без кофеина;
  • не есть сладкого в виде мёда, сахара, варенья или конфет;
  • не позволять себе лимонады и им подобные напитки;
  • удерживаться от мучного и выпечки;
  • хлеб есть только грубого помола;
  • кушать много рыбы;
  • постепенно добавлять в схему питания цельные продукты, бобовые, растительный маргарин;
  • если жиры смешиваются при питании с углеводами, нужно сбалансировать это содержащим клетчатку ;
  • не злоупотреблять вредными углеводами.
«Плохие» углеводы содержатся в варёных и моркови, в супах и пюре быстрого приготовления, в белом хлебе, печенье, кукурузе, свёкле, в дыне и бананах, в очищенном рисе, в макаронах высшего сорта, в сахаре и глюкозе.

Меню на 7 первых дней

При составлении меню следует пользоваться списками разрешенных продуктов.

Понедельник:

1-й Завтрак. Свежие фрукты (можно взять 2 груши или апельсин).
2-й Завтрак. Ломтик хлеба из отрубей, перловая каша, молоко с низким процентом жирности, кофе (обязательно без кофеина).
Обед. Салат из краснокочанной капусты, скумбрия с белым вином или треска, зажаренная с сыром и сухарями. Некрепкий чай.
Ужин. Овощной суп, ветчина, нежирный йогурт. Минеральная вода без газа или чай.

Вторник:

1-й Завтрак. Нежирный йогурт, мандарин.
2-й Завтрак. Травяной чай, несладкие мюсли, мармелад без сахара.
Обед. Морковный салат с лимонным соком или оливковым маслом, шпинат, два небольших ломтика сыра. Сок или черный чай.
Ужин. Салат из помидоров, чечевица или бобы в соевом соусе. Вода минеральная без газа.

Среда:

1-й Завтрак. Киви.
2-й Завтрак. Хлеб грубого помола с несладким джемом, кофе без кофеина с обезжиренным молоком.
Обед. Ростбиф, салат, ломтик сыра, закуска из рыбы. Стакан травяного чая или сок апельсина.
Ужин. Овощной суп, нежирный йогурт, вареная фасоль или бобы. Вода без газа или домашний лимонад без сахара.

Четверг:

1-й Завтрак. Яичница.
2-й Завтрак. Кофе с нежирным молоком, немного ветчины.
Обед. Салат из редиса со сметаной, филе хека на гриле. Чай.
Ужин. Цветная капуста, запеченная с сыром, зеленый салат, нежирный йогурт. Вода.

Пятница:

1-й Завтрак. Свежевыжатый сок апельсина.
2-й Завтрак. Мюсли с молоком, чай.
Обед. Овощное рагу, куриная грудка отварная, белое вино или некрепкий чай.
Ужин. Отварной коричневый рис с помидорами, вода.

Суббота:

1-й Завтрак. Яблоко, маложирный йогурт.
2-й Завтрак. Овсяная каша с молоком, кофе или минеральная вода без газа.
Обед. Салат из авокадо, телятина с овощами, вода либо некрепкий чай.
Ужин. Отварные макароны из твердых сортов пшеницы, ломтик ветчины, зеленый салат.

Воскресенье:

1-й Завтрак. Пара ломтиков отрубного хлеба, молоко с низкой жирностью.
2-й Завтрак. Маложирный творог, кофе без кофеина.
Обед. Рыбное филе с запеченными овощами или салат из рукколы с креветками, чай.
Ужин. Ягоды и фрукты.

Плюсы и положительные результаты похудения

Следование правилам этой системы питания и таблице гликемических индексов помогает добиться положительных результатов за 2-3 месяца .

Безусловные плюсы такого питания в том, что:

  1. В первую очередь, нормализуется обмен веществ в организме.
  2. Диета не требует ограничения по соли.
  3. Кушать позволительно всё, к чему человек привык, даже выпечку и сладости — важно этим не злоупотреблять.
  4. Все разрешенные продукты имеют высокую питательную ценность.
  5. Во время данной системы питания у человека практически отсутствует чувство голода.
  6. Организм во время диеты насыщается большим количеством витаминов и микроэлементов.
  7. Выбор продуктов широк, человек может составить свой рацион из наиболее предпочитаемой пищи.

Кроме того, у последователей данной диеты сохраняется наработанная мышечная масса. Прилагаемая к диете Мишеля Монтиньяка таблица полезных продуктов весьма обширная, поэтому систему питания французского диетолога проще соблюдать, чем классические диеты.

Особенно подходит данная диета женщинам с грушевидной формой тела.

Наглядно показаны результаты диетической системы питания Мишеля Монтиньяка на фотографиях ниже:

Вред диеты и противопоказания

Существенным недостатком системы питания французского диетолога является необходимость запоминания большого количества гликемических индексов . Впрочем, в диете по Монтиньяку таблица рекомендованных продуктов помогает не сильно напрягать память.

Несмотря на то, что при диете Монтиньяка результаты чаще всего положительные, данная система питания не рекомендуется людям:

  • Страдающим психическими заболеваниями.
  • С нарушенным обменом веществ.
  • Больным сахарным диабетом.
  • Беременным женщинам.
  • В период восстановления после длительной болезни.
  • Во время послеоперационной реабилитации.
  • Подросткам в период полового созревания.

К основным минусам французской диеты можно отнести:

  1. Её недостаточную сбалансированность.
  2. Необходимость постоянно следить за соотношением между жирами, белками и углеводами.
  3. Приходится постоянно решать вопрос, как разнообразить рацион.
  4. Требуется отказ от алкогольных напитков.
  5. Диета требует достаточно длительного (около 2-3 месяцев) её соблюдения для достижения результата.
  6. Затруднения, связанные с ограничением жиров, если происходит увеличение потребления белковой пищи.
  7. Постоянный контроль за гликемической нагрузкой, чтобы она не превышала норму.

Что думают об этой системе питания специалисты?

От диетологов можно услышать неоднозначные отзывы о диете Монтиньяка.

  • Некоторые врачи отмечают тот факт, что диета несколько устарела.
  • Кроме того, они усматривают несоответствие в том, что диета не учитывает калорийность пищи , ратуя одновременно за разделение углеводов, белков и жиров.
  • Подвергается сомнению скептиками зависимость всей системы питания от гликемического индекса продуктов .
  • Повод для критики дает также высокое содержание белковой пищи в диете Монтиньяка.

Сложность, связанная с гликемическим индексом, усугубляется тем, что он не является постоянной величиной . Гликемический индекс разный у свежих и не слишком свежих продуктов, он меняется у одной и той же пищи, приготовленной различными способами.

Слабым моментом диеты считают специалисты подход её автора к Мишель Монтиньяк не уделяет им никакого внимания, возлагая ответственность за сброс лишних килограмм исключительно на рацион питания.

В то же время, отзывы врачей о диете Монтиньяка можно встретить и положительные. Важно, что соблюдающие диету люди не испытывают чувство голода и не ощущают особенных ограничений в еде.

«Вот противница я диет, а всё же одна мне прям по душе стала, прям вот как я люблю. И сидеть на ней можно хоть всю жизнь.

И это диета Монтиньяка.

Смысл в ней прост: исключить продукты с ГИ (гликемическим индексом) более 35.

Ведь это позволяет не только вес сбросить, но и сосуды в норму привести и от холестерина избавиться.

Продуктов с низким ГИ множество, так что питание будет разнообразным и жиры и белки не исключаются (просто соблюдаются по ним рекомендации), а значит и сбалансированным.

Еще один не знаю даже плюс или минус — разрешается выпивать вино. Не везде и не во всех диетах такое встретишь.

Как и в любой диете есть свои минусы, но по сравнению с другими они я считаю, не значительны (уж можно первое время позаглядывать в таблицу продуктов с ГИ<35).

Так что питайтесь правильно и будьте здоровы!»

Приветствующие диету специалисты говорят о правильной нацеленности метода. В ходе исследований, проводившихся Канадским университетом на протяжении нескольких лет, изменение содержания в крови триглицеридов отмечено уже в самом начале диеты.

Если поискать в Интернете отзывы похудевших на диете Монтиньяка, становится понятной реальная эффективность предложенной французом системы питания . Люди пишут о том, как им удалось похудеть на 10-12 килограммов за полгода. Кто-то похудел, благодаря этой диете, на 16 кг за пять месяцев, а кто-то, избрав для себя этот стиль питания, сбросил на протяжении двух лет целых сорок килограммов.

Инна, 27 лет: «Раньше увлекалась моно-диетами и на чём только не сидела: гречке, рисе, кефире, сухофруктах, даже горьком шоколаде. Итог всегда один и тот же – сброшенный вес возвращается. Поэтому стала искать в интернете системы медленного, здорового похудения и наткнулась на диету Монтиньяка. Здесь разрешается в больших количествах употреблять продукты с низким гликемическим индексом (до 35), а остальные – в умеренных. Удобно, что не нужно считать калории. При составлении рациона просто сверяешь продукты с таблицей. Мне понравилась диета Монтиньяка, потому что я практически не испытывала чувство голода. Единственная трудность заключалась в отказе от сладкого. За 3 месяца сбросила 8 кг и не собираюсь останавливаться».

Вероника, 31 год: «Диета Монтиньяка эффективна, но сладкоежкам и гурманам не подходит. Мой муж не выдержал и недели, а я сижу уже 2 месяц. На весах – минус 4,5 кг. В основном ем овощные салаты, фасоль, куриное филе, грибы, обезжиренную молочку. Полюбила горький шоколад (70% какао) хотя раньше ела только молочный. Надеюсь когда перейду ко 2 фазе, сброшенные килограммы не вернутся».

Наталья, 25 лет: «Питание по Монтиньяку – очередная псевдоздоровая система от гуру диетологии. Почему-то все пишут, что на этой диете нет чувства голода. Вы издеваетесь??? Из за того, что приходится есть продукты с низким гликемическим индексом, глюкоза в крови постоянно понижена. А это не только голод, но и усталость, раздражительность, упадок сил. На Монтиньяке (по крайней мере, в начале) нельзя есть даже такие нормальные продукты как картошка, морковка, свекла, тыква. Якобы в них тонны сахара. В «чёрный» список попадают многие фрукты, а сладости – это вообще вселенское зло. Я сидела на диете Монтиньяка 3 дня и чуть в обморок не падала от слабости. Больше не хочу, спасибо».

Анжела Панина | 17.04.2015 | 786

Анжела Панина 17.04.2015 786


Чтобы похудеть, не обязательно придерживаться жесткой диеты. Можно просто нормализовать пищевую деятельность организма, придерживаясь, например, системы питания известного французского диетолога Мишеля Монтиньяка.

Предложенный французом подход к здоровому питанию прельщает своей простотой и отсутствием строгих ограничений. Это не диета, а образ жизни, которого вам не сложно будет придерживаться на протяжении долгих лет. В результате вы не только получите стройную фигуру, но и нормализуете работу кишечника и поджелудочной железы, очистите организм от токсинов, приведете в порядок кожу.

Почему мы толстеем: теория Монтиньяка

По мнению Мишеля Монтиньяка, полнеют не те, кто переедает, а те, кто неправильно сочетает продукты в своем рационе . Ведь продукты, которые «не дружат», нарушают нормальную работу поджелудочной железы. Это и приводит к увеличению массы тела.

Причиной ожирения является неправильное сочетание продуктов

Придерживаясь своей теории, француз условно разделил всю еду в зависимости от ее гликемического индекса на «хорошую» и «плохую».

Гликемический индекс (англ. glycemic (glycaemic) index, сокращенно GI) − показатель влияния продуктов питания на уровень сахара в крови после их употребления.

Если продукт имеет низкий гликемический индекс, значит, при его попадании в организм уровень сахара в крови будет подниматься медленно. Быстрое повышение этого показателя вызывает еда с высоким GI.

Для абсолютного большинства людей (за исключением спортсменов) более предпочтительной является пища с низким GI. Постепенное снижение и увеличение уровня сахара позволяет диабетикам отслеживать концентрацию глюкозы в крови, а тем, кто имеет проблемы с лишним весом, быстрее худеть.

Для кого не подойдет эта система питания?

Если вам нужен быстрый результат, питание по Монтиньяку не для вас. Основная цель этого метода – не резкое похудение, а изменение рациона в целом, чтобы быть стройным и чувствовать себя здоровым.

Если же вы готовы кардинально пересмотреть свои пищевые привычки, милости просим ознакомиться с основными принципами системы питания, разработанной Мишелем Монтиньяком.

Система питания по Монтиньяку

Систему питания по Монтиньяку обычно разделяют на две фазы. Во время первой упор делается на очищении организма и снижении веса, второй − поддержании полученных результатов.

Первая фаза может длиться от месяца до года и завершается, когда вес достигает желаемой отметки или просто перестает снижаться.

Если вы решили изменить свои пищевые привычки, руководствуясь методом французского диетолога, на первых порах вам необходимо исключить из своего рациона продукты с гликемическим индексом выше 50 .

Продукты с высоким гликемическим индексом Продукты с низким гликемическим индексом
солод (100) хлеб из муки грубого помола с отрубями (50)
глюкоза (100) неочищенный рис (50)
печеная картошка (95) горох (50)
белый хлеб из муки высшего сорта (95) необработанные злаковые без сахара (50)
картофельное пюре быстрого приготовления (90) овсяные хлопья (40)
мед (90) фруктовый сок свежий без сахара (40)
морковь (85) серый хлеб из муки грубого помола (40)
кукурузные хлопья макаронные изделия из муки грубого помола (40)
попкорн (85) цветная фасоль (40)
сахар (75) сухой горох (35)
белый хлеб (70) хлеб из цельной муки (35)
обработанные злаковые с сахаром (мюсли) (70) молочные продукты (35)
шоколад (в плитках) (70) сухие бобы (30)
вареный картофель (70) чечевица (30)
печенье (70) горох турецкий (30)
кукуруза (70) ржаной хлеб (30)
очищенный рис (70) свежие фрукты (30)
серый хлеб (65) фрукты консервированные без сахара (25)
свекла (65) шоколад черный (60% какао) (22)
бананы, дыня (60) фруктоза (20)
джем (55) соя (15)
макаронные изделия из муки высшего сорта (55) зеленые овощи, томаты, лимоны, грибы (менее 15)

Питаться нужно не реже трех раз в день, желательно в одно и то же время. При этом особое внимание нужно уделить сочетаемости продуктов. Так, хлебобулочные изделия и «крахмалистую» еду не стоит класть на одну тарелку вместе с мясом, яйцами, растительным маслом. Продукты с гликемическим индексом от 20 до 50 нельзя сочетать с пищей, в которой содержится большое количество жиров.

Мясо и хлеб лучше не есть вместе

Есть в любом количестве и сочетать с чем угодно можно лишь продукты, в которых GI меньше 15. Это зеленые овощи, томаты, лимоны, грибы.

На первом этапе нужно полностью исключить из своего рациона алкоголь. Хорошо бы отказаться и от крепкого кофе.

Перед приемом пищи лучше ничего не пить, во время – также не стоит увлекаться жидкостями. Утолить жажду можно спустя 15 минут после еды. Стакан свежевыжатого сока можно позволить себе, если голод одолел, а до очередного приема пищи еще долго.

Не голодайте, но и не ешьте, если чувство голода еще не пришло.

На первом этапе диеты по Монтиньяку важно снизить вес, на втором – закрепить полученный результат

Вторая фаза диеты по Монтиньяку не менее важна, чем первая.

Если вы успешно прошли первую фазу и достигли желаемого результата, можете употреблять в пищу продукты с GI выше 50, но не злоупотребляйте.

По-прежнему под запретом остаются белый хлеб и крахмалосодержащие продукты.

Последний прием пищи – не позднее 20:00. Если поужинать до этого времени не удалось, выпейте стакан нежирного йогурта без сахара. А от поедания на ночь фруктов придется отказаться: они долго перевариваются.

Как и что готовить?

Чтобы начать правильно сочетать продукты в блюдах, необходимо будет, во-первых, изучить книги известного француза («Ешьте и молодейте», «Рецепты питания по Монтиньяку», «Секреты питания Монтиньяка»), во-вторых, потратить не один час, чтобы разработать полноценное меню.

В связи с тем, что следование системе питания по Монтиньяку все же предполагает некоторые ограничения в пище, обязательно употребляйте для хорошего самочувствия витаминные комплексы.

Если желание кардинально изменить свою систему питания слишком велико, можете, не погружаясь в теорию, . Позже, когда основные принципы будут усвоены, вы легко сможете экспериментировать с сочетаниями продуктов и изобретать уникальные рецепты здоровой пищи.

Будьте здоровыми и красивыми!

comments powered by HyperComments

Сегодня читают

1971

Заочное знакомство с семьей Никитиных для меня началось с книги "Мы, наши дети и внуки", подтолкнул меня к этому кризис 3 лет, как его называют и частые болезни ребенка с тех пор, как мы пошли в садик. С момента рождения ребенка я старалась дать ему все самое лучшее - грудное молоко, качественную пищу после года (все пюре готовила сама на пароварке-блендере из деревенских продуктов), физическое развитие (плавали в ванной с 1го месяца, делали каждый день массаж и гимнастику для малышей, высаживались над непромокаемыми пеленками с месяца, над тазиком с 3х) и умственное развитие (развивающие игры, чтение вслух детских книг с момента как ребенок начал держать головку лежа на пузике, постоянное общение с ним с момента рождения). За свои усилия я была вознаграждена здоровым веселым ребенком, опережающим в развитии сверстников, с которым можно обо всем поговорить и договориться. С 1,5лет у моего ребенка был богатый словарный запас, он уже знал все буквы(причем специально я ни по какой методике не занималась), в 1,9 говорил логичными взрослыми предложениями, по шведской стенке без поддержки ребенок научился лазить раньше, чем ходить. До 2,5лет мы вообще не болели, но случилось так что в 2,5 пришлось делать операцию, вроде бы и несерьезную, но под общим наркозом. Наркоз, антибиотики, стресс в больнице от уколов - после нее нам пришлось долго восстанавливаться, ребенок стал похож на маленького старичка - грустный, серьезный. Я так радовалась, когда снова начались шалости, что не заметила как шалости переросли в кризис 3 лет. Ребенок постоянно требовал от меня внимания, играть и даже смотреть мультики в одиночку не хотел, почувствовал себя главным членом семьи и ни на какие уговоры не поддавался, началась пора капризов плюс снизился иммунитет после больницы и мы проболели все лето, не успев еще пойти в садик. А уж в садике эпопея продолжилась по полной... Я чувствовала себя загнанной в угол и не могла понять, в какой момент все пошло не так. Год назад ребенок с удовольствием играл со мной, а я с ним, мы легко договаривались без ультиматумов и капризов, с удовольствием учились всему новому, а теперь в одночасье все стало по-другому. Каюсь, в какой-то момент глядя на детей своих подруг, которые смотрели часами мультики, послушно играли в одну игрушку, не знали частей тела и букв, но зато вообще не требовали внимания со стороны мам, я пожалела о раннем развитии, которое требовало от меня все больше времени и усилий.

Вот в таком растерянном состоянии я начала искать способы восстановить здоровье ребенка и к счастью мне попалась книга Никитиных (хотя до этого момента у нас давно была игра "Сложи квадрат" Никитина, который мы с удовольствием собирали, но видимо время еще не подошло и я не проявила интереса ни к другим играм, ни к самому автору). Извиняюсь за долго предисловие, но без него я считаю, что картина была бы неполной.

Прочтя книгу "Мы, наши дети и внуки" старого издания я была в восторге от смелости авторов в воспитании собственных детей, с глубокой болью думала какие ошибки я совершила и как много упустила за эти 3 года, а ведь они самые главные в жизни ребенка. С воодушевлением говорила мужу, что дети могут быть совершенно послушными если им не потакать с самого рождения и удивлялась КАК?! Лена Никитина не побоялась довериться своему мужу, не вмешаться в его процесс воспитания, кажущийся диким со стороны обычных людей. Ведь материнское сердце все-таки постоянно переживает о детях, как не ошибиться, не навредить... Вот такое однобокое восприятие их методики у меня сложилось. Эта книга все-таки более "мужская", этакий гимн методике воспитания Никитиных с показом достижений и открытий, но без эмоциональной окраски. Хотя первая книга и называется "Правы ли мы?" в самой книге стоит далеко не вопрос, а огромный восклицательный знак и всю ее пронизывает гордость не за себя (какие молодцы придумали методику), а за своих детей и их возможности. Но на их сайте есть отрывок из дневника, который не был опубликован в книгах, и в нем видно насколько трепетно и с большой любовью относился Борис Павлович к своим детям, они не были для него "материалом для научно-педагогических экспериментов" как считали многие, все что он делал с ними, даже ошибки которые допускал в воспитании он делал для них и из большой любви, в чем я убедилась прочтя другие книги Никитиных.

Книгу Я учусь быть мамой. Л. А. Никитина я прочитала на одном дыхании, для меня настолько близкими оказались мысли и чувства, передаваемые автором, хотя у меня пока всего один ребенок, а не семеро.

У меня она в старом издании, маленькая брошюра меньше половины формата А4 с микроскопическим шрифтом, но зато с невероятно большим смыслом и жизненным содержанием.

Заметьте, автор в ней всего лишь делится своим опытом воспитания семерых! детей, а не призывает всех поступать точно так же, как в ее семье. Неоднократно она извиняется за высказывание своих мыслей перед теми, для кого они кажутся прописной истиной и слишком наивными, в то время как для нее (да и для меня) они стали настоящим открытием, основанным на своем опыте.

Без тени смущения и лукавства откровенно рассказывает о жизни своей семьи, о том что Никитины такие же живые люди, у которых бывают и несогласия, и конфликты. И что нельзя слепо следовать по их пути, а в первую очередь нужно чувствовать свое сердце и своего ребенка.

Вся семья должна в первую очередь основываться на любви и уважении. Никого не хочу обидеть, но если вы вышли замуж не за того человека и внутри вашей семьи негармоничные отношения, то можно сколько угодно выгонять детей на снег, заставлять лазить их по шведским стенкам и обклеивать комнаты развивающими плакатами, оставаясь при этом сторонними наблюдателями или хуже того - осуждать то, что у них не получается. Здоровее и умнее они от этого не станут, хорошо еще, если не навредите.

Итак в первую очередь - любовь к себе, к мужу, к своим детям. И тогда Вам будет легко и интересно заниматься со своими детьми любым делом и любой игрой.

Во вторую - доверие, человек создан по подобию Божьему и ваш ребенок не исключение. Доверьтесь ему, иногда он знает что ему нужно делать лучше и раньше Вас, не обрезайте ему крылья и не загоняйте в рамки!

В третью - труд, объединяющий семью. И не важно, что Вы будете делать - лепить пельмени, мыть пол или вешать картину. Делайте это вместе с детьми, не отнимайте у маленьких исследователей возможности приучаться к труду с любовью в доброй домашней обстановке. Это не только веселое занятие, но и физическая активность, которой так не хватает нашему "планшетному" поколению.

В четвертую, если Вы требуете что-то от ребенка подумайте сначала, настолько же ли Вы требовательны к себе. И соответствуете ли Вы своим принципам идеала, в которые пытаетесь загнать своего ребенка. Чтобы не было бессмертного "А судьи кто?"

Если Вы хотите его шлепнуть, то сначала вспомните, ударили ли Вы соседа, который поставил машину на ваше место на парковке, начальника, который урезал вашу зарплату или продавца, нахамившего в магазине и задумайтесь почему.

В пятых, не слушайте ничьих советов - любимое дело мам, гуляющих с колясками не разговоры со своим ребенком об окружающей природе,"ведь он же еще маленький и ничего не понимает", а обсуждение чужих детей и сравнивание своего, а затем неверное применение чужих советов. К сожалению добрые советчики умудряются даже прописывать лекарства вместо врачей, что приводит иногда к ужасным последствиям. Включайте свою материнскую интуицию и не доверяйте никому, кроме себя и ребенка. Даже врачам (в исключительных случаях), к сожалению большинство из них сейчас покупает дипломы и ваш ребенок всего лишь очередной пациент. Правило "семь раз отмерь, один отрежь" здесь как нельзя кстати.

В шестых и последних, у Вас должно быть хобби или любимое дело, чтобы не раствориться в ребенке полностью и не потерять свою личность. Будучи сами интересными людьми, Вы сможете дать ребенку гораздо больше и избавить его от лишней опеки.

Если у Вас на первом месте в жизни - работа, развлечения, друзья и только потом дети, то я не советую даже тратить время на чтение этой книги, все равно ваше восприятие не совпадет с мнением автора. Эта книга для тех, кто хочет научиться лучше понимать своих детей, проводить с ними вместе время с удовольствием, стать настоящей Мамой и вырастить из каждого своего ребенка настоящего Человека. Ни больше, ни меньше.

Мне как человеку, с детства любящему литературу так же крайне ценными показались ее размышления и аналогии с художественной литературой, а также приведение чужих писем и примеров. В свое время, "Семейное счастье" Толстого буквально спасло мой брак. Считаю крайне полезным сравнение чужого опыта, в том числе и художественной литературы, если оно своевременно и подходяще к ситуации.

После прочтения этой книги я провела работу над ошибками: избавилась от комплекса "плохой мамы" и излишней опеки над ребенком, мое настроение и самооценка улучшились, стала играть с ребенком в игры Никитиных (именно играть, а не заниматься, ибо мне это приносит такое же удовольствие как и ребенку). С введением в нашу жизнь игр и некоторых принципов воспитания Никитиных мой хороший добрый ребенок вернулся, наш кризис 3 лет благополучно разрешился, ребенок стал более усидчивым, самостоятельным, сам собирает игрушки после игры на место, подолгу рисует и строит прекрасные домики и города из деревянного конструктора, болеть мы тоже стали меньше.

Теперь в моих планах организовать домашний спорткомплекс, как у Скрипалева, чтобы продолжать физическое развитие и укрепление здоровья ребенка.

Лена Никитина

Я учусь быть мамой

Любое использование текста и иллюстраций разрешено только с письменного согласия издательства.

© Лена Алексеевна Никитина, текст, 1982, 1998, 2008

© Виктория Михайленко, фотография на обложке, 2015

© Издание на русском языке, оформление. ООО «Издательский дом “Самокат”», 2016

Каждый человек рано или поздно задумывается о правильности своего пути и о том, какие возможности были упущены. В 2010 году на наш вопрос: «Если бы не столько детей, кем бы ты была, мама?» – 80-летняя Лена Алексеевна ответила: «Крокодилом!»

В это издание вошли три ее работы.

«Отчий дом», первая книга, подписанная только ее именем, появилась в 1982 году. В ее основу положен цикл авторских публикаций в «Комсомольской правде» – самой популярной и смелой газете Советского Союза, куда маму пригласили вести рубрику «Домашний педсовет». Сказали: «Надо, Лена Алексеевна! Кому же, как не вам!» – и она добросовестно читала сотни писем, анализировала, обобщала и писала целыми подвалами.

Признаюсь, «Отчий дом» я не люблю. Это памятник периоду, когда мамы у нас просто не было. Была известный педагог, «та самая Никитина». Были непрекращающиеся заседания каких-то советов и ассоциаций, работа для «Комсомолки» и на ТВ (передача «Для вас, родители!», тоже всесоюзная), череда выступлений и поездок по всему Союзу.

А если она и оставалась дома, то часто мы слышали одно: «Мама работает». Хозяйство – на старших сестрах, а она сидит где-нибудь на втором этаже за прикрытой (не до конца, впрочем) дверью, за стареньким столом, приспособленным под письменный. Стол и все его окрестности покрыты раскрытыми книжками и журналами, слоями писем и выписок. Посередине – рукописные, заклеенные бумажными лоскутками листы, исписанные ее крупным твердым почерком учителя-словесника. Старая настольная лампа, большие чашки с чаем, которые мы ей носим по очереди…

Потом мама читает всему семейству то, что у нее получилось.

Семейство всерьез обсуждает, делает замечания и советует что-нибудь подправить. Нам – от 8 (младшей Любаше) до 20 (Алексею). Мне, «главному критику», – едва ли 14. Так сказать, «педагогика сотрудничества» в действии.

Мама выслушивает, поправляет. По ходу обсуждает с нами разные воспитательные проблемы и включает потом наши суждения в книжки. Мы, дети, знаем, что вместе с мамой делаем нечто очень важное, причем для всего человечества.

Это много значило для нас. И все же, вздыхая, свидетельствую: чрезмерная уважительность к детским мнениям, да еще помноженная на публичность, дала не самый лучший результат. Как мне представляется сейчас, «сотрудничество» со взрослыми превысило меру, когда оно было нам по-настоящему полезно, и перегрело нашу амбициозность.

В самом начале книжки «Я учусь быть мамой» я, 16-летняя, отвечаю на вопрос: «Зачем детям нужна мама?». В то время я не вылезаю из книг, могу настрочить вполне связный текст на любую гуманитарную тему и уже вижу себя едва ли не лучшим журналистом страны. Ну как же: ведь я в маминых книжках выступаю равноправным собеседником!

В главке «Разговор о совести» Лена Алексеевна после жаркой дискуссии соглашается с 17-летним Алексеем, который убежден, что «ребенок приобретает свои нравственные критерии, когда еще ничего не понимает, как бы впитывает с молоком матери свои нравственные оценки».

В дополненном издании 1989 года публикуется письмо из армии 19-летнего Ивана, который размышляет о важности семьи, словно бы говоря с трибуны.

20-летняя Анна дает в пользование «всему человечеству» личные дневники. Сейчас она вспоминает: «Редактор требовал книгу в расширенном варианте, да еще в сжатые сроки. Мама уговаривала меня опубликовать фрагменты из моих записей о детях: “Анютик, ты столько времени мне сэкономишь – несколько страниц готового текста! Да и книга намного живее и интереснее станет!”»

Сегодня, конечно, интереснее всего не читать наши категоричные и не всегда собственные юношеские мысли, а видеть, какой импульс к размышлениям они дают Лене Алексеевне. Ее внутренняя работа не останавливается. Она постоянно готова к «обратной связи», к рассмотрению другой позиции, критическому пересмотру собственных взглядов. Сила ее доверия к нам и нашим мнениям была просто невероятной. Она была убеждена, что в совместном поиске истины взрослый и ребенок имеют абсолютно равные позиции.

«Отчий дом» – отлично сконструированная методичка. Но все же в ее авторе – больше от публициста, воспитателя, лектора, чем от нашей мамы. И название соответствующее – высоконравственное и претенциозное, в духе тогдашнего официального газетного и педагогического стиля.

Часть вторая – это собственно книга «Я учусь быть мамой», которая писалась и дополнялась в течение 15 лет. В ней уже мысли, заложенные когда-то в «Отчем доме», разворачиваются во многом совершенно неожиданным образом.

Так, в главке «Время на воспитание» («Отчий дом») она пишет: «Меня спрашивают: “Когда вы все успеваете: работа, хозяйство и детей куча?” – а я смеюсь: “Все-то как раз не успеваю. Просто из всех дел выбираю: что важнее – то и делаю…”»

А в «Я учусь быть мамой» (главка «Четыре наши ипостаси») признается, что все равно «разрывалась на части»: «У Бориса все ясно: главное – дело, остальное – постольку поскольку. А у меня что главное? И есть ли оно у меня? Я стараюсь везде успеть одинаково, но…»

И дальше, размышляя, она приходит к настоящему открытию, которому вскоре находит подтверждение у серьезных ученых: оказывается, самой природой предусмотрено, что женщина сначала должна состояться как мать, а уже затем – профессионально. Более того, «материнство требует высочайшего развития чувств. Образование и профессиональная деятельность должны развивать, а не угнетать эту сильную сторону женской психики…» (главка «Одно другому должно помогать!»).

Удивительно, как у такого замечательного аналитика, каким была моя мама (ей было вполне под силу пару докторских диссертаций написать), все «головные», рассудочные тезисы пропитываются тем явным, но неосязаемым, что называется любовью!

Период, когда были написаны все три части нынешнего издания, охватывает более двадцати пяти лет. За это время с мамой и с нашей семьей произошло многое. И одним из самых сложных и опасных испытаний была слава, «медные трубы». В какой-то момент в «семье-лаборатории» (открытой на всеобщее обозрение и использование!) роль авторитетной и представительной главы почти целиком поглотила нашу маму.

В 1992 году она запишет: «Как-то после очередного выступления в большой аудитории у меня заботливо спросили: “Столько было встреч; вы, наверное, устали?” А мне стало смешно: от этого да устать? От эйфории взаимной симпатии и уважения, атмосферы значительности происходящего? Да это все только бодрит! А возвращаюсь домой – обступают совсем другие дела и люди, среди которых ты обыкновенный человек, и я быстро выдыхаюсь, сникаю, даже болею… Раньше мы жили и об этом рассказывали и писали, а теперь рассказываем и пишем, не успевая жить… Фактически поменяли трудное и безусловно важное на куда более легкое и не столь уж нужное, зато приятное… Лучше бы продолжать жить и попытаться осмыслить и обобщить нажитое, наработанное, ведь никто за нас это не сделает…»

Любимый мамин вопрос. О выборе, который каждый из нас делает ежедневно и ежесекундно.

Папа наш, Борис Павлович, был как инопланетянин. На него земные законы, правила и соблазны как будто не распространялись. Для него не имели значения ни жестокие гонения, ни оглушительная слава. Его не волновали ни бедность, ни достаток; и даже необходимость спать и есть не должны были мешать куда более важным вещам.

То, что ему давалось органично, легко и оставляло после себя только свет и благодарность, Лена Алексеевна, абсолютно земная женщина, добывала как шахтер, как крестьянин – через круглосуточную мучительную, противоречивую внутреннюю работу. Точно по ее любимому Чехову: «Беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение, штудировка, воля…» Если бы она продолжила свою творческую и общественную деятельность, то, вне всяких сомнений, написала бы еще много и добилась бы еще большего признания.

Но к началу XXI века мама взбунтовалась против роли великого педагога. Она стала решительно отказываться от лекций, встреч и предложений написать еще пару-тройку новых книг. Большая удача, что зимой 2007–2008 годов питерский журналист Егор Болтаев все-таки сумел взять у Лены Алексеевны несколько интервью. За это ему – отдельная благодарность. Ведь иначе не появилась бы моя любимая часть – «Я учусь быть бабушкой».

«Я учусь быть бабушкой» – это ее душа сплошным потоком. Многие мысли встречаются гораздо раньше, в том числе и в «Отчем доме»; но здесь они уже по-настоящему часть жизни, и оттого в тысячу раз весомее. Эти мысли, вплавленные в кровь, сами идут прямиком в сердце.

Лена Никитина

Я учусь быть мамой

Любое использование текста и иллюстраций разрешено только с письменного согласия издательства.

© Лена Алексеевна Никитина, текст, 1982, 1998, 2008

© Виктория Михайленко, фотография на обложке, 2015

© Издание на русском языке, оформление. ООО «Издательский дом “Самокат”», 2016

Каждый человек рано или поздно задумывается о правильности своего пути и о том, какие возможности были упущены. В 2010 году на наш вопрос: «Если бы не столько детей, кем бы ты была, мама?» – 80-летняя Лена Алексеевна ответила: «Крокодилом!»

В это издание вошли три ее работы.

«Отчий дом», первая книга, подписанная только ее именем, появилась в 1982 году. В ее основу положен цикл авторских публикаций в «Комсомольской правде» – самой популярной и смелой газете Советского Союза, куда маму пригласили вести рубрику «Домашний педсовет». Сказали: «Надо, Лена Алексеевна! Кому же, как не вам!» – и она добросовестно читала сотни писем, анализировала, обобщала и писала целыми подвалами.

Признаюсь, «Отчий дом» я не люблю. Это памятник периоду, когда мамы у нас просто не было. Была известный педагог, «та самая Никитина». Были непрекращающиеся заседания каких-то советов и ассоциаций, работа для «Комсомолки» и на ТВ (передача «Для вас, родители!», тоже всесоюзная), череда выступлений и поездок по всему Союзу.

А если она и оставалась дома, то часто мы слышали одно: «Мама работает». Хозяйство – на старших сестрах, а она сидит где-нибудь на втором этаже за прикрытой (не до конца, впрочем) дверью, за стареньким столом, приспособленным под письменный. Стол и все его окрестности покрыты раскрытыми книжками и журналами, слоями писем и выписок. Посередине – рукописные, заклеенные бумажными лоскутками листы, исписанные ее крупным твердым почерком учителя-словесника. Старая настольная лампа, большие чашки с чаем, которые мы ей носим по очереди…

Потом мама читает всему семейству то, что у нее получилось.

Семейство всерьез обсуждает, делает замечания и советует что-нибудь подправить. Нам – от 8 (младшей Любаше) до 20 (Алексею). Мне, «главному критику», – едва ли 14. Так сказать, «педагогика сотрудничества» в действии.

Мама выслушивает, поправляет. По ходу обсуждает с нами разные воспитательные проблемы и включает потом наши суждения в книжки. Мы, дети, знаем, что вместе с мамой делаем нечто очень важное, причем для всего человечества.

Это много значило для нас. И все же, вздыхая, свидетельствую: чрезмерная уважительность к детским мнениям, да еще помноженная на публичность, дала не самый лучший результат. Как мне представляется сейчас, «сотрудничество» со взрослыми превысило меру, когда оно было нам по-настоящему полезно, и перегрело нашу амбициозность.

В самом начале книжки «Я учусь быть мамой» я, 16-летняя, отвечаю на вопрос: «Зачем детям нужна мама?». В то время я не вылезаю из книг, могу настрочить вполне связный текст на любую гуманитарную тему и уже вижу себя едва ли не лучшим журналистом страны. Ну как же: ведь я в маминых книжках выступаю равноправным собеседником!

В главке «Разговор о совести» Лена Алексеевна после жаркой дискуссии соглашается с 17-летним Алексеем, который убежден, что «ребенок приобретает свои нравственные критерии, когда еще ничего не понимает, как бы впитывает с молоком матери свои нравственные оценки».

В дополненном издании 1989 года публикуется письмо из армии 19-летнего Ивана, который размышляет о важности семьи, словно бы говоря с трибуны.

20-летняя Анна дает в пользование «всему человечеству» личные дневники. Сейчас она вспоминает: «Редактор требовал книгу в расширенном варианте, да еще в сжатые сроки. Мама уговаривала меня опубликовать фрагменты из моих записей о детях: “Анютик, ты столько времени мне сэкономишь – несколько страниц готового текста! Да и книга намного живее и интереснее станет!”»

Сегодня, конечно, интереснее всего не читать наши категоричные и не всегда собственные юношеские мысли, а видеть, какой импульс к размышлениям они дают Лене Алексеевне. Ее внутренняя работа не останавливается. Она постоянно готова к «обратной связи», к рассмотрению другой позиции, критическому пересмотру собственных взглядов. Сила ее доверия к нам и нашим мнениям была просто невероятной. Она была убеждена, что в совместном поиске истины взрослый и ребенок имеют абсолютно равные позиции.

«Отчий дом» – отлично сконструированная методичка. Но все же в ее авторе – больше от публициста, воспитателя, лектора, чем от нашей мамы. И название соответствующее – высоконравственное и претенциозное, в духе тогдашнего официального газетного и педагогического стиля.

Часть вторая – это собственно книга «Я учусь быть мамой», которая писалась и дополнялась в течение 15 лет. В ней уже мысли, заложенные когда-то в «Отчем доме», разворачиваются во многом совершенно неожиданным образом.

Так, в главке «Время на воспитание» («Отчий дом») она пишет: «Меня спрашивают: “Когда вы все успеваете: работа, хозяйство и детей куча?” – а я смеюсь: “Все-то как раз не успеваю. Просто из всех дел выбираю: что важнее – то и делаю…”»

А в «Я учусь быть мамой» (главка «Четыре наши ипостаси») признается, что все равно «разрывалась на части»: «У Бориса все ясно: главное – дело, остальное – постольку поскольку. А у меня что главное? И есть ли оно у меня? Я стараюсь везде успеть одинаково, но…»

И дальше, размышляя, она приходит к настоящему открытию, которому вскоре находит подтверждение у серьезных ученых: оказывается, самой природой предусмотрено, что женщина сначала должна состояться как мать, а уже затем – профессионально. Более того, «материнство требует высочайшего развития чувств. Образование и профессиональная деятельность должны развивать, а не угнетать эту сильную сторону женской психики…» (главка «Одно другому должно помогать!»).

Удивительно, как у такого замечательного аналитика, каким была моя мама (ей было вполне под силу пару докторских диссертаций написать), все «головные», рассудочные тезисы пропитываются тем явным, но неосязаемым, что называется любовью!

Период, когда были написаны все три части нынешнего издания, охватывает более двадцати пяти лет. За это время с мамой и с нашей семьей произошло многое. И одним из самых сложных и опасных испытаний была слава, «медные трубы». В какой-то момент в «семье-лаборатории» (открытой на всеобщее обозрение и использование!) роль авторитетной и представительной главы почти целиком поглотила нашу маму.

В 1992 году она запишет: «Как-то после очередного выступления в большой аудитории у меня заботливо спросили: “Столько было встреч; вы, наверное, устали?” А мне стало смешно: от этого да устать? От эйфории взаимной симпатии и уважения, атмосферы значительности происходящего? Да это все только бодрит! А возвращаюсь домой – обступают совсем другие дела и люди, среди которых ты обыкновенный человек, и я быстро выдыхаюсь, сникаю, даже болею… Раньше мы жили и об этом рассказывали и писали, а теперь рассказываем и пишем, не успевая жить… Фактически поменяли трудное и безусловно важное на куда более легкое и не столь уж нужное, зато приятное… Лучше бы продолжать жить и попытаться осмыслить и обобщить нажитое, наработанное, ведь никто за нас это не сделает…»

Любимый мамин вопрос. О выборе, который каждый из нас делает ежедневно и ежесекундно.

Папа наш, Борис Павлович, был как инопланетянин. На него земные законы, правила и соблазны как будто не распространялись. Для него не имели значения ни жестокие гонения, ни оглушительная слава. Его не волновали ни бедность, ни достаток; и даже необходимость спать и есть не должны были мешать куда более важным вещам.

То, что ему давалось органично, легко и оставляло после себя только свет и благодарность, Лена Алексеевна, абсолютно земная женщина, добывала как шахтер, как крестьянин – через круглосуточную мучительную, противоречивую внутреннюю работу. Точно по ее любимому Чехову: «Беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение, штудировка, воля…» Если бы она продолжила свою творческую и общественную деятельность, то, вне всяких сомнений, написала бы еще много и добилась бы еще большего признания.