Новый год по старому славянскому календарю. Какой сейчас год по-старославянски


Благослови, мати,
Ой мати Лада, мати,
Весну закликати
!
Многие знают, что Новый год на Руси далеко не всегда отмечали 1 января. В древности славяне встречали Новый год в первый весенний день — 1 марта, который по новому стилю приходится на 14 марта. Это наиболее древнее из достоверных и известных нам празднований Нового года. Празднования происходили широко, потому что начало нового года было символом начала нового времени.

Путём многолетних наблюдений и анализа результатов в Древнейшей Руси была сформирована календарная взаимозависимость многочисленных проявлений природы, которая в виде примет легла одним из информационных слоёв в состав структуры календарно-астрономических знаний древнерусского народа.

У древних славян год начинался с марта, а потому январь являлся одиннадцатым по счету месяцем. Несколько позже Новый год отмечался в сентябре, в Семенов день, после чего январь стал пятым месяцем года.

Ученые также склонны начинать новый год у древних славян с 20-х чисел марта. Из этих чисел наиболее значимы 21 марта и 25 марта, на которые у древних европейцев приходились важные праздники.

По старинному поверью солнце в апреле встречается с месяцем, а с первого мороза они расходятся в дальние стороны: один на восток, другой на запад, и с той поры не встречаются друг с другом до самой весны (индоевропейский мотив свадьбы месяца и солнца). Это говорит о том, что счёт дней древних европейцев начинался с марта.

Славяне считали время по дням «днями» («инии деньми лето чтяаху»), объединяя этот счёт в небольшие периоды (неделя, две недели, 40 дней, месяц (или «луна»), а до того как узнать 12 месяцев солнечного календаря, считали время по луне («овии по луне чтяху»), то есть ночами (у англичан 2 недели называются — «14 ночей»), учитывая таким образом порядковое положение дня относительно других дней и соотношение всего годичного цикла с астрономическими и природными явлениями.

Такими явлениями по мнению некоторых исследователей были дни солнечного равноденствия и солнцестояния — славянские праздники Масленица, Купала, Овсень малый и Коляда.

У Коляды был брат-близнец Овсень (Авсень), который появился на свет чуть позже и потому считался вторым, младшим. Ему же досталась роль на практике осуществлять те божественные знания, которым учил людей Коляда.

В «Книге Коляды» записано:

Как два сокола летели — Овсень и Коляда!
Там лето — здесь зима!
Как они летели — все люди глядели.
Как они садились — все люди дивились.
Как они вспорхнули — все люди вздохнули...

Чествование двух братьев приходилось на один и тот же сезон — зиму. Сначала праздновали Коляду, затем по деревням ходили «овсенщики», славившие Овсеня.

«Лето» в песне символизирует вечное благоденствие жизни на небесах. «Зима» — это трудности земной жизни. Еще не так давно по белорусским селам под Новый год водили двух братьев.

Один, одетый богато и красиво, был Колядой, другой, во всем старом и рваном, — Овсень. Входили в дом, прикрывали братьев занавеской, а хозяин дома должен был выбрать одного из двух «коляд». Угадает первого — будет ему во всем удача, счастье в жизни и богатый урожай. Ну а если выберет второго, то тут уж все наоборот: сплошные заботы и труды, а урожай все равно соберет скудный.

Но сильно огорчаться не стоило — это ж не на всю жизнь, а только на год. На следующие колядки снова следует попытать счастья, авось оно и улыбнется горемыке. Главное же в том, что следовало запомнить: небесное — Коляда — выше земного — Овсеня, выбирать нужно его.

Известный исследователь русских верований Александр Афанасьев предполагал, что изначальное имя этого бога — Усень (поэтому так много вариантов названия — Авсень, Баусень, Таусень). Это русская форма имени бога утренней зари, которого латыши знают как Усиньша, а литовцы — как Аушру.

Коляда и его брат Овсень — реальные личности, жившие на земле 8,5 тысяч лет назад.

Овсень — это мост в будущее, по которому брат Коляды первым переправляется в наступающий новый год. Овсень начинал не день, а год, полный трудов и забот. Он первым идет в неизведанное будущее, встречается там с нечистью, рассеивает ее и тем самым расчищает путь людям, словно бы говоря: «Добро пожаловать в новую жизнь!».

На Овсень люди выпекали особое печенье — в виде жаворонков, которым следовало угощать не только близких и соседей, детей и странников, но и стихии — огонь и воду, чтобы те были послушными в новом году и не доставляли людям неприятностей.

По традиции во время щедрования хозяина обсеивали зерном, с пожеланиями. Готовили также блюдо, названное в честь праздника, которое состояло из целиком запечённой в тесте свиной головы с гарниром.

В «Остромировом евангелии» (XI в.) и других древнейших памятниках письменности март еще назывался сухий (так как в некоторых местах уже подсыхала земля), зимобор, протальник, грачевник. С этого дня (14 марта) можно было начинать новый цикл полевых работ, заниматься другими сельскохозяйственными работами.

После принятия христианства этот праздник стал отмечаться, как день преподобной мученицы Евдокии.
1 сентября 325 года на Первом Вселенском соборе в Никее было принято решение о перенесении начала Нового года с 1 марта на 1 сентября.
А 20 декабря 1699 года именным Указом Петра I было установлено, что празднование Нового года в России переносится с 1 сентября на 1 января.

В день Евдокии кликали весну. Первый призыв весны начинается с этого дня. Женщины, девицы и дети поют:
Весна красна!
Что ты нам принесла?
Красное летичко.
Весна красна! На чем пришла? На чем приехала?
На сошечке,
На вороночке.

--
Весну «окликали», лето «вызывали»:
Лето, лето, вылазь из подклета,
А ты, зима, иди туда -
С сугробами высокими,
С сосульками морозными,
С санями, с подсанками!

Веснянки, величавы, протяжны, пелись хором. В них надежды на перемены к теплу, зиме заклятье - шибче б ей под гору катиться, назад не вертаться постылым холодом.
Принесла весна
Золоты ключи,
Ай люли-люли,
Золоты ключи.
Ты замкни, весна,
Зиму лютую,
Аи люли-люли,
Зиму лютую...

--
«Весна, Весна красная!
Приди, Весна, с радостью, с великою милостью».

Тот же призыв повторяется 9-го , 22-го (в меньшей степени) и 25-го марта , на Красную Горку.
В некоторых местностях обрядовые причитания прямо обращаются к Ладе, богине летнего плодородия, любви и брачных связей:
Благослови, мати,
Ой мати Лада, мати,
Весну закликати!
Или:
Благослови, Боже,
Благослови, мати,
Весну закликати,
Зиму провожати!
Зимочка - в возочку,
Летечко - в човночку.

Зима отъезжает по сухому пути - на возу, а Лето приплывает на челноке, пользуясь весенним разливом вод.

Заждались Весны? Тогда будем Весну окликать!

Весна красна! Что ты нам принесла? Красное летечко!

В допетровские времена празднование нового года приходилось на 1 сентября. Но так было не всегда, если обратиться к истории древних славян, можно узнать, что и эта дата была временной.

В пору языческой Руси существовало некое подобие этого праздника, хотя называлось оно несколько иначе – новолетие. Как же встречали новый год наши предки, и в чем заключалась суть праздника?

В языческие времена люди верили в целый пантеон Богов и центральной фигурой, конечно же, было солнце. Язычники связывали свою жизнь, традиции, обряды со сменой времен года, а солнце здесь является ключевой фигурой, ведь оно греет и светит, а значит, дает жизнь. Солнце имело, по мнению славян, 4 стадии жизни:

— только родившееся после длинной зимней ночи, именуемое Коляда;
— наполняющееся силами весеннее-Ярило;
— окрепшее летнее-Купайла;
— дряхлеющее осеннее-Световит, которое в конце умирает.

От этих стадий, привязанных к важным астрономическим явлениям, и отталкивались язычники в своем летоисчислении и проведении праздников. Нужно отметить, что основной целью пиршеств было задабривание Богов, чтобы те проявили свою милость в предстоящем году. У язычников было 4 праздника, 2 из которых чем-то напоминают современный новый год:

— встреча Коляды–празднование-приветствие вновь народившегося солнца;
— Комоедица–праздник пробуждения всего живого, когда Ярило побеждает зиму.

Как праздновали Новый год славяне?

Поверья древних славян гласили, что в конце месяца студень (декабрь) Световит теряет свои силы и умирает, чтобы затем вновь народиться младенцем Колядой. Длилось такое перерождение 12 дней, а самая продолжительная ночь в период зимнего солнцестояния, когда Световит уже умер, а Коляда еще не родился, считалась загадочной и страшной. В такое время, когда обретали силу темные сущности и духи, а люди оставались без покровительства своего солнечного Бога, древние старались держаться вместе с племенным родом и устраивали веселые застолья, для отпугивания нечисти.

Чтобы помочь родиться Коляде, в период зимнего солнцестояния зажигались большие костры, которые должны были гореть все 12 дней. Существовала традиция, по которой ненужные старые вещи сжигали в огне костра, готовясь встретить молодое солнце обновленными.

Слово колядки, которое сегодня знает каждый, образовалось именно в языческие времена. Тогда люди пели хвалебные песни Богу — Коляде, а также песни, которые помогут ему победить злых духов. Исследователи предполагают, что язычники украшали дома колючими еловыми ветками также, чтобы отпугнуть нечисть. Существовал зимний дух – Студенец или Колотун, который насылал лютые морозы, покрывал реки и озера льдом. Его славяне старались задобрить, ведь суровая зима в те времена была большим испытанием, часто люди умирали от холода и голода. Для задабривания духа у окон выставляли угощения кисель, кутью и блины.

Рождение Коляды знаменовало начало начал, поэтому люди старались прибрать свои дома, надеть новую одежду и приготовить много угощений. На протяжении всех дней праздника люди проводили обряды .

Откуда пошла Масленица?

Многие элементы Коляды перешли затем в христианство. На какие-то моменты официальная церковь закрывала глаза, а какие-то ритуалы тщательно пыталась искоренить. Вторым важным мероприятием древних язычников на Руси была Комоедица, которая начиналась в день весеннего равноденствия. По поверью, в этот период Бог — Ярило, набравшись сил, побеждал зиму, которую символизировала Марена или Мара — чучело, которое делали из соломы, наряжали в женские наряды, а затем сжигали. Считалось, что это поможет прогнать зиму и природа пробудится ото сна.

На протяжении всей Комоедицы люди устраивали застолья, различные игры, состязались в силе и ловкости, молодые люди в это время присматривали себе пару. Главным символом солнца считались ароматные круглые лепешки, которые затем заменили блины и ватрушки. В каждом доме их пекли в большом количестве и угощали друг друга.

В языческой мифологии Велес – Бог которому приносили подношения перед началом сельскохозяйственных работ. Язычники верили, что он может показываться людям в образе медведя, поэтому косолапого особенно почитали. В Комоедицу славяне относили первые выпеченные блины в лес и раскладывали их на видных местах, чтобы пробудившиеся от зимней спячки медведи полакомились этими дарами.


Интересен тот факт, что привычное сегодня выражение «первый блин комом», пошло именно из язычества и имеет совсем не тот смысл, который в него сегодня вкладывают. В древности медведей называли комами, а первые блины по обряду доставались именно им, отсюда и пошло выражение, что первый блин – комам.

Славяне с нетерпением ждали наступления теплых времен, чтобы начать трудиться в поле и обеспечить себя пропитанием на последующую длинную зиму. Кроме этого, в теплое время года было множество других забот: запасти дрова впрок, подготовить к следующей зиме свои жилища и сараи для животных. Поэтому по окончании веселых и шумных гуляний люди сразу приступали к работе, надеясь на то, что достаточно задобрили Богов и те не оставят их в трудный час.

Историки склонны полагать, что именно Комоедицу можно считать древним языческим новым годом. По сути, у славян год делился на зиму и лето и после весеннего равноденствия, когда Бог Ярило побеждал холод и снег, у них наступало новое лето или новолетие. Позже Комоедица трансформировалась в Масленицу, которая широко отмечается и по сей день, а Коляда стала частью рождественских и новогодних ритуалов у христиан.

Император Петр I многое позаимствовал из Европы: бород, курение табака, регулярную , но самым глобальным его нововведением стало изменение системы летоисчисления. Ту дату, которую мы сейчас считаем началом нового года , начали считать с первого января 1700 года. До революции 17 года после упоминания даты обязательно говорили «от рождества Христова» и в этом есть коренное отличие нового летоисчисления от того, что было ранее, когда года считались «от сотворения мира».

Самое интересное в том, что европейское , позаимствованное Петром I, и в самой Европе было принято не сразу, а в конце XVI века по указу Римского Папы Григория.

Введенная большевиками дата по «новому стилю», которой мы пользуемся сейчас, как раз и есть летоисчисление по Григорианскому календарю.

Лишь с 1582 года Европа отмечает Новый Год подобным образом.
Одним из пунктов обвинения, предъявленных Копернику инквизицией, было его несогласие с введением исчисления даты от Рождества Христова.

Как года считали раньше

То, как велось летоисчисление в России до января 1700 года, привычно называют «старославянским ». Но это в корне неверное мнение. Церковь не могла исчислять дату по языческому , поэтому исчисляла года по тому же принципу, что и в Византийской империи, из которой на Русь и пришло Православие. Страна, являющаяся нашей духовной прародительницей, считала года от сотворения мира. По византийскому календарю Христос 5508 лет после сотворения Адама.

В летоисчисление не раз вмешивалась политика. Например, Антиохийская церковь считала, что Христос родился на 8 лет раньше, а византийская дата принята лишь для удобства исчисления даты наступления Пасхи.

С датой наступления Нового Года на Руси тоже были разночтения: считала, что он наступает 1 сентября, а по гражданскому календарю год начинался с 25 марта, дня сотворения Богом первой женщины – Евы.

25 марта празднуется Благовещенье – дата, когда Богородица узнала о том, что родит Христа.
Петр, со свойственной ему прямолинейностью, решил этот вопрос просто, приведя все к единому знаменателю – первому января.

Ну и какой сейчас год?

Если вы хотите узнать сейчас год по старославянскому календарю, то прибавьте к текущей дате 5500 или 5508 (цифру, более верную исторически). Получится, что не в 2014 , а в 7522 году. Ну, а тот, кто подарил нам эти зимние каникулы, родился в 7180 году от Сотворения Мира.

Календарь месяцеслов, 1790-1800 гг.

Вот каким был календарь у русских христиан до 1700 года. Месяц генварь по счёту был 5-м

В средние века враги рода человеческого активно трудились над тем, чтобы вычеркнуть из мировой истории правдивую информацию о великой цивилизации нашей планеты, процветавшей многие тысячи веков . Наша планета была колонизирована Славяно-Ариями около 800 тысяч лет назад после длительной подготовки и планеты, и Солнечной системы. За это время происходили разные события, некоторые из которых были в своё время увековечены в новых календарях . Последний нормальный календарь был введён нашими предками 7520 лет тому назад в ознаменование победы над Аримией (древним Китаем). После тяжёлой, длительной и кровопролитной войны Китай был разбит, и в Звёздном Храме был заключён Мирный Договор . От этого события и пошло новое летоисчисление, названное «от Сотворения Мира в Звёздном Храме» (СМЗХ ). В 1700 году этот календарь был заменён на европейский по указу .

Кстати сказать, в некоторых европейских странах окончанием лета (летнего периода) до сих пор считается не последний день августа, именно день осеннего равноденствия – 22 сентября. К сожалению, подавляющее большинство людей не знает, что в действительности эта дата означает не окончание летнего периода, а окончание Лета, т.е. календарного года. Но, тем не менее, это тоже факт, который говорит о многом…

Наступил новый 7520 год от СМЗХ

Традиция встречи уходит корнями в глубокую древность. В древние времена праздник символизировал начало нового жизненного цикла. По мере развития цивилизации, сакральные ритуалы постепенно вплетались в канву официальных празднеств. Современные новогодние традиции практически в неизменном виде дошли до нас из античности.

В новогодний праздник молитвы возносились богу, покровителю родившегося месяца и наиболее почитаемым Богам. Причём каждый просил даровать не только личное благополучие, но и мир и процветание всему государству. В новогоднюю ночь весь народ приходил в волнение: все ходили друг к другу в гости, обменивались подарками и пожеланиями.

Новолетие славян приурочили к дням осеннего равноденствия (22-26 сентября) и начинали встречу Нового Лета с 14 сентября. После сбора урожая люди знали, что основной урожай уже в амбарах, и в родах славян решались справлять свадьбы, устраивать смотрины и праздничные гуляния.

После указа Петра I Новый год в России был перенесён на 1 января (25 декабря), на восьмой день от Рождества Христова. Странным образом «указной» Новый год совпал с восьмым днём от Рождества Христова, т.е. Днём обрезания Христа (на самом деле причина была не в этом, и Иисус Христос , настоящее имя которого Радомир , родился совсем в другое время и в другом месте. См. об этом статью «Кто родился в Рождество?»). Согласно эзотерическим учениям, в результате обрезания младенца «заземляется» человеческая натура и перестают работать две нижние чакры. Согласно другим мировоззренческим утверждениям, обрезание иудеев в младенчестве понижает уровень духовной организации личности до человека, управляемого средствами массовой культуры (человек-«зомби», человек-«биоробот», человек-«животное») и раввинатом.

Поскольку эти традиции привнесены извне, то возвращение к празднованию Новолетия всеми народами, составляющими русский суперэтнос (все, совместно проживающие народы в России, разговаривающие на русском языке), видится как серия совместно решаемых задач: «задач по восстановлению РОДовой памяти и переписанной истории нашей РОДины и человечества, частично утраченной в результате «обрезания исторической памяти». Потому что не будет любить и защищать РОДИНУ тот, кто не знает подлинную историю своего РОДа.

В 1700 году н.э. Пётр I издаёт указ об упразднении старого календаря, существовавшего на Руси, и вводит западно-европейский календарь от Рождества Христова. При этом он переносит начало календаря (Новолетие) с дня осеннего равноденствия (у славян-староверов) и 1 сентября (у христиан) на 1 генваря (января). 1700 год он выбирает как начальную дату.

Дата начала нового календаря была выбрана Петром Первым неслучайно. 25 декабря, весь христианский мир отмечает Рождество Христово . Согласно Библии, на восьмой день младенец Иисус был обрезан по иудейскому обряду , т.е. 1 генваря христианской церковью отмечалось Обрезание Господне. Вот эту дату и выбрал . Он своим указом приказал всем подданным отмечать начало нового календаря и поздравлять друг друга с Новым Годом.

Почему Новое Лето, а не год

При дворе Петра Первого на русском языке почти не разговаривали, потому что он считался языком простого народа. В основном всё общение шло на немецком и голландском языках. Так вот, слово «Год» (God) на этих языках означает «Бог». Т.е. своим указом Пётр заставил подданных поздравлять друг друга с Новым Богом, в день его обрезания. Эта петрова шутка существует до сих пор, и люди, потеряв изначальный смысл, продолжают 1 января поздравлять друг друга с Новым обрезанным Богом, а не с Новолетием, как это было раньше.

Вспомним: древние своды о прошедших событиях назывались Летописями, а не Годописями. Мы до сих пор спрашиваем друг друга: «сколько тебе лет», а не «сколько тебе годов». У староверов и поныне летоисчисление ведётся от осеннего равноденствия (22-23 сентября). В отличие от 1-го января, эта дата хоть как-то привязана к астрономическим событиям.

Наши предки тоже любили широко отмечать Новый год. А знаете ли вы, когда и как они его встречали? К какому событию был он приурочен, какие обычаи тогда существовали, и зачем нужно было сжигать полено?

Удивительно, что традицию отмечать новый год можно найти у всех народов на всех континентах. Мало того, этот праздник пришёл к нам из глубокой древности. И со временем он не только ни умер, но и обрёл глобальный, мировой масштаб. И если сейчас люди разных культур встречают новый год практически одинаково, то раньше они праздновали его по-разному. Где-то его отмечали широко, а где-то скромно, где-то он имел сакральное значение, а где-то «гражданское». А какое значение он имел в жизни наших предков?

Когда отмечали наступление нового года?

В древности календарь был нужен людям ничуть не меньше, чем нам сейчас. Все посевные работы проводились согласно нему. Знание времени было важно также для охотников и рыболов, для бортников и скотоводов. Правда, календарь тогда хранили не на бумаге, а в голове, а даты определяли по природным приметам. И, естественно, он совсем не совпадал с тем календарём, который мы ведём сейчас.

В самой глухой древности наши предки пользовались лунным календарём. Доказательством тому служит само название 12-ти циклов в году: месяцы. Но позже, когда славяне широко освоили земледелие, в их жизни стало играть большую роль солнце. Календарь изменился, и все праздники были привязаны к положению на небе дневного светила.

Приходом весны, лета, осени и зимы считались дни равноденствий и солнцестояний. То есть каждое 22-ое число марта, июня, сентября и декабря. А наступление нового года отмечалось в марте и в сентябре. Эти две даты существовали параллельно на разных территориях. Весенний новый год назывался новолетием, так как этот праздник знаменовал приход нового лета, то есть нового рабочего сезона.

Но большинство наших предков предпочитало сентябрьскую дату. Почему? В этот период заканчивались почти все полевые работы, поспевал урожай в огородах и в садах: наступало время отдыха и изобилия. Когда ещё устраивать праздник, как не в это время?

Славянский Новый год

Славянский Новый год (и весенний и осенний) имеет более давнюю историю, чем тот, который мы отмечаем по григорианскому календарю. Вспомните, царь Пётр Великий ввёл его только в 1700-ом году, а это значит, что мы встречаем праздник по новому образцу только 317 раз. Ничтожно малое чисто в сравнении с многовековой традицией наших предков!

С праздником наших предков связано множество традиций, поверий и обычаев. Например, не к добру считалось начинать новый год не прощённым, с обидами и с долгами. Поэтому накануне праздника нужно было уладить все ссоры и вернуть долги (в том числе оброки и дани). Также считалось к добру переехать в новый дом именно к этому празднику.

В последний день уходящего года славяне ранним утром обходили все свои поля и пели заклинательные песни, которые должны были помочь в наступающем году поспеть хорошему урожаю. Обход сопровождался весёлыми шутками и плясками.

Вечером последнего дня хозяйки дома гасили в печи огонь, а затем проводили обряд зажжения нового огня. Если он разгорался быстро, то это означило, что будущий год будет счастливым. И, также как мы сейчас, наши предки навещали родных и знакомых, а вечером накрывали богатый стол.

В 1492 году государство официально утвердило дату наступления нового года по юлианскому календарю: 14 сентября. Этот праздник назывался Первым днём во году, а Новолетием стали называть религиозный праздник. С тех пор новогодние гуляния повсеместно проводились в сентябре.

Зимний славянский праздник

Но и в середине зимы у наших предков был весёлый праздник, похожий на наш нынешний Новый год: Коляда. Что это за праздник?

Он приходился на 22 декабря, то есть, опять же, на зимнее солнцестояние. В это время наблюдается самый короткий день в году и самая длинная ночь. Поэтому, видимо, славяне считали, что именно в этот день умирает «старое» солнце и рождается «новое». Смысл самых древних, языческих колядок состоял в том, чтобы восславлять новорожденное дневное светило и желать добра всем своим близким. В ночь на 23 декабря было принято надевать лучшую одежду, гадать, накрывать стол для гостей и петь особые песни, выражающие пожелание добра и счастья. Также наши предки разводили костры и сжигали на них большое полено, символизировавшее «старое» солнце, уходящий год и все несчастья. Чем ярче горело полено, тем урожайнее будет следующее лето.

С приходом христианства появилось поверье, что в эту ночь из потустороннего мира к нам приходят духи умерших и всякая злая нечисть. И значение колядования – хождения по улицам и распевания песен – изменилось. Теперь молодые люди и дети наряжались и пели песни для того, чтобы прогнать или напугать нечисть. Но, в основном, традиции праздника остались теми же, только обрели религиозную основу.

С введением нового календаря в 1700-ом году, когда празднование Нового года перешло с сентября на январь, традиции славянского Новолетия и Коляды сплелись. Не правда ли, древние традиции напоминают наши современные?

Напоследок…

По славянскому календарю сейчас наступает 7525 год – год Крадущейся Лисицы. Удачное время для смелых и предприимчивых людей, для начала новых дел, особенно тех, что касаются финансового вопроса.