Нравственные основы семейной жизни школа. Введение курса «нравственные основы семейной жизни

"Введение курса «НРАВСТВЕННЫЕ ОСНОВЫ СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ» в общеобразовательные школы Чердаклинского района»

С самого детства уклад родного дома запечатлевается в нашем сознании, влияет на тот стиль жизни, к которому мы будем стремиться много лет спустя, создавая уже свою семью. Так, в каждом доме существуют свои особенные и неизменные традиции и обычаи. Хорошая, крепкая семья живёт богатой внутренней жизнью, повседневно творит духовный мир индивидуальности каждого «чуда жизни», выводит его в большой мир.

Актуальность данного вопроса бесспорна. Меняются века, поколения, а семья была и есть основа государства. Его сила в её крепости, а это - рождение и воспитание детей, передача духовно-нравственного и культурного опыта новому поколению.

К сожалению, последние годы наблюдается кризис семейных отношений, который ведёт к катастрофе отечественную государственность и культуру. Одной из основных причин низкой рождаемости - ориентация жизни на культ потребления и получения удовольствий.

В эти рамки не вписывается забота о ближнем, тем более слабом и беззащитном ребёнке. Идёт разногласие в супружеских и детско-родительских отношениях, искажение процесса семейного воспитания, неподготовленность детей к самостоятельной жизни. У родителей отсутствуют представления о закономерностях становления внутреннего мира ребёнка, целях и содержании воспитания детей в разные периоды их развития.

Традиционная семейная культура нуждается в поддержке государства, в том числе с помощью образования.

Таким образом, для решения проблем сохранения и восстановления отечественных традиций семейного воспитания и передачи знаний о психологических, культурных и нравственных нормах семейной жизни молодому поколению я предлагаю ввести в школы курс «НРАВСТВЕННЫЕ ОСНОВЫ СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ», Целью моего проекта является - апробировать курс в МКОУ Чердаклинской СШ и распространить опыт в Чердаклинском районе.

Данный курс разработан для обучающихся 10,11 классов. Авторы пособия Д.А. Моисеев – иерей, священник храма Рождества Христова, г. Екатеринбург, кандидат биологических наук и монахиня Нина (Крыгина) – насельница Среднеуральского женского монастыря, кандидат психологических наук.

Задачи проекта:

- ознакомление учащихся с базовыми понятиями, раскрывающими ценности и нормы семейной жизни,

- формирование у старшеклассников основных представлений о семейной жизни с позиции психологии, культурологи и этики,

- пробуждение у учащихся желания создать крепкую, многодетную, счастливую семью,

- снижение и предотвращение риска на пути к проектированию и созданию крепкой, многодетной, счастливой семьи.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

Освоение обучающимися учебного содержания, входящего в учебный курс, должно обеспечить:

    понимание значения нравственности, морально-ответственного поведения в жизни человека и общества;

    формирование первоначальных представлений о семье, супружестве отцовстве, материнстве, мужественности, женственности;

    формирование уважительного отношения к семейным традициям;

    знакомство с ценностями: целомудрие, любовь, дружба, верность, милосердие, жертвенность, терпение, прощение;

    укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития духовных и культурных традиций;

    знакомство с культурными образцами (историями счастливых семей) из истории России;

    закрепление знаний с помощью тренажерных заданий.

Результаты:

    приобретение твердых моральных устоев.

    воспитание уважения к семье как личной и общественной ценности.

    Определение собственной стратегии подхода к семейной жизни.

В современном информационном и социальном пространстве, в котором находится старшеклассник, существуют ложные мнения и стереотипы, связанные с семейной жизнью. Отсутствие трансляции положительного опыта семейной жизни рождает разводы, случаи отказа от детей и стариков.

Новый предмет несёт в себе и обучающую, и воспитательную функции. Расширяет сферу партнёрства и взаимодействия родителей, учителей, детей.

Цель курса – формирование позитивных стремлений и установок на создание благополучной семьи. Затрагиваются не только психофизические, психосоциальные и этические стороны семейной жизни, но и понятия «семейного счастья», место семьи в социуме. На примерах показываются ценности и значимость семейной жизни.

Так, курс может помочь молодёжи уяснить семейные ценности: счастливое детство, материнство, отцовство, супружество, мужественность, женственность, взаимопомощь, честь семьи, почитание старших, ответственность за семью и перед семьёй (родом), любовь к Родине, служение Отечеству.

Через личное освоение содержания курса у части подростков выработается установка на саморазвитие и самовоспитание. Хотелось, чтоб через осознание материала были снижены риски на пути к созданию крепкой, многодетной, счастливой семьи.

Учебно-методический комплекс соответствует современным требованиям: включает учебное пособие, хрестоматию, методические рекомендации с мультимедийными приложениями. Технология преподавания предполагает использование таких педагогических ресурсов, как фильмы, музыкальные произведения, произведения живописи и классической литературы, народного творчества; Интернет-ресурсы; семейные архивы и рассказы родственников, друзей.

«Нравственные основы семейной жизни» уже прошел апробацию в качестве факультативного занятия в школах Свердловской, Калужской, Калининградской, Костромской, Курганской, Оренбургской и Челябинской областях, в Санкт-Петербурге - более чем в 30 регионах России.

Я думаю Ульяновская область, а в частности, Чердаклинский район не должны остаться в стороне. Данный курс помог бы задуматься как детям, так и родителям о важности создания сильных, крепких и любящих семей.

Учебно-методический комплекс «Нравственные основы семейной жизни. 10-11 кл.» предназначен для широкого круга современной молодёжи. Он носит светский характер. Выбор старшего звена школы для преподавания нового семейного курса не случаен, поскольку выпускники стоят на пороге взрослой жизни,создания собственной семьи, рождения и воспитания детей.

Особенностью учебно-методического комплекса «Нравственные основы семейной жизни» является то, что в нём аккумулированы знания по семье из разных научных областей: культурологи, психологии, социологии, медицине и теологии.

В настоящее время учебный курс «Нравственные основы семейной жизни» проходит апробацию на экспериментальных площадках страны. А именно: в Екатеринбурге и Свердловской области; в Калуге и Калужской области; в Калининграде и Калининградской области; в Костроме и Костромской области; в Курганской, Оренбургской и Челябинской областях; в Санкт-Петербурге и др.

Награды:

На I Международном фестивале социальных технологий в защиту семейных ценностей «ЗА ЖИЗНЬ», проходившем в 2010 году в г. Москве, проект - учебный курс «Нравственные основы семейной жизни» стал лауреатом номинации «Образовательные программы».Вручен диплом Международного фестиваля.

В 2012 году учебно-методический комплекс «Нравственные основы семейной жизни» стал победителем Всероссийского конкурсав области педагогики, воспитания и работы с детьми и молодёжью до 20 лет «За нравственный подвиг учителя» в номинации «Лучшее педагогическое исследование года».

Его авторы на ХХI Международных Рождественских образовательных чтениях были награждены грамотами Министерства образования и науки Российской Федерации и Благотворительного фонда Святителя Николая Чудотворца.

Иерей Дмитрий Моисеев, кандидат биологических наук, священник храма Рождества г. Екатеринбурга. В 2002 году в Екатеринбургской епархии был создан Центр защиты материнства «Колыбель», духовником которогоон стал. Понимая, что семейные ценности необходимо воспитывать со школьной скамьи, о. Дмитрий начал разрабатывать учебный курс «Нравственные основы семейной жизни», предназначенный для старшеклассников средних общеобразовательных школ.

В 2005 году к этой работе Владыка Викентий благословил подключиться монахине Нине (Крыгиной) (в миру - Надежде Николаевне Крыгиной), которая ушла в монастырь с должности профессора кафедры психологии Магнитогорского государственного университета. В течение 18 лет своей профессиональной деятельности в вузе она вела авторский спецкурс по «Психологии семейной жизни» для студентов дневного и заочного отделений. Кроме того, имела опыт преподавания «Этики и психологии семейной жизни» в старших классах средних общеобразовательных школ. Кандидатская диссертация по теме воспитания семейных ценностей была защищена ею в 1993 году в г. Москве в Институте психологии развития личности РАО в диссертационном совете академика В.С. Мухиной, у которой она училась со студенческих лет.

Объединив усилия, о. Дмитрий и монахиня Нина разработали уникальный учебный курс для молодых людей «Нравственные основы семейной жизни» и написали первые в Россииучебные пособия для старшеклассников по семейной жизни. (Учителя,преподававшиев 80-х годах ХХ в. предмет«Этика и психология семейной жизни»,помнят, что по тому учебному курсу учебников для старшеклассников разработаноне было.В распоряжение учителя предлагались только Книга для учителя и Хрестоматия).

В УМК«Нравственные основы семейной жизни» входят:

Примерная программа курса «Нравственные основы семейной жизни»;

2 учебных пособия для старшеклассников (по одному для 10 и 11 класса);

2 Методических пособия для учителя (по одному для 10 и 11 класса);

2 Хрестоматии для учителя (по одной для 10 и 11 класса);

Мультимедийное сопровождение учебного курса для 10 и 11 классов.

Логика изложения материалов курса «Нравственные основы семейной жизни»была выстроена с учетом возрастных особенностей старшеклассников. В психологии установлено, что в этом возрасте идет активное формирование мировоззрения. У старшеклассников перестраивается отношение к себе, к другим людям, к окружающему миру. Молодой человек задает себе вопрос: «Кто я?», «Что собой представляютдругие люди и окружающий мир?», «Кто я в этом мире?», «В чем смысл жизни?». В этой логике и разрабатывался данный учебный курс и все его содержание.

Начинается данный учебный курс в 10 классе с постановки проблемы - «Что такое счастье и как его достичь?».Вопрос о достижения счастья актуален для людей всех возрастов, но особенно остро он встаёт у молодёжи перед выходом во взрослую жизнь. К ответу на этот вопрос старшеклассники вернуться ещё раз на последнем уроке в 11 классе,подводя итог всему изученномув течение 2-х лет по курсу «Нравственным основам семейной жизни».

Введение Что такое счастье и как его достичь?

Раздел I.ЛИЧНОСТЬ И МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Глава I.Кто я?

Тема 1.2.Понятие личности

Тема 1.3.Тайна возраста

Тема 1.4.Тайна пола

Глава II. Я и Другие

Тема 2.1. Быть или казаться

Тема 2.2. Стыд и совесть

Тема 2.3. Дружба и любовь в жизни человека

Тема 2.4. Мужественность

Тема 2.5. Женственность

Раздел II.ВОЗРАСТЫ СЕМЬИ

Глава III. Добрачные отношения

Тема 3.1. Любовь и влюблённость

Тема 3.2. Испытание чувств

Тема 3.3. Предбрачный период

Тема 3.4. Союз двух родов

Глава IV. Свадьба. Началосовместной жизни

Тема 4.1. Самый важный день

Тема 4.2. Первый год совместнойжизни

Глава V. Молодые родители

Тема 5.1. Семья в ожидании ребёнка

Тема 5.2. Чудо жизни

Тема 5.3. «Не убий»

Тема 5.4. Молодая семьяс новорожденным

Раздел I. ВОЗРАСТЫ СЕМЬИ

Глава 1. Особенности зрелой семьи

Тема 1.1. Родители и дети. Значениедетей в жизни семьи

Тема 1.2. Уроки семейного взросления

Тема 1.3. Семейные конфликты

Тема 1.4. Супружеское многолетие

РАЗДЕЛ II. Я — СЕМЬЯ — ОБЩЕСТВО

Глава 2. Семья — основа всякого общества

Тема 2.1. Типы и функции семьи

Тема 2.2. Значение семьи для общества

Тема 2.3. Семья и государство. Вопросы демографии

Тема 2.4. История семейной политики в России

Глава 3. Устроение жизни семьи. Личность и семья

Тема 3.1. Иерархичность семейных отношений. Главенство мужа

Тема 3.2. Жена — хранительница домашнего очага

Тема 3.3. Положение детей в семье

Тема 3.4. Старшие члены семьи

Глава 4. Семейное воспитание

Тема 4.1. Традиции семьи, рода, народа

Тема 4.2. Воспитание чести и долга в семье

Тема 4.3. Патриотическое воспитание в семье

Тема 4.4. Трудовое воспитание в семье

Тема 4.5. Половое воспитание в семье

РАЗДЕЛ III.ДЛЯ ЧЕГО Я ЖИВУ?

Глава 5. Религиозные основы семьи

Тема 5.1. Вера, доверие и верность как ценности семейной жизни

Тема 5.2. Семья в религиозной традиции

Тема 5.3. Святые семейства. Святые покровители семьи

Глава 6. Семья в моей жизни

Тема 6.1. Радость семейной жизни

Тема 6.2. Значение семьи в жизни человека и смысл жизни

Тема 6.3. Семейное счастье — миф или реальность?

Важным моментом в создании УМК «Нравственные основы семейной жизни» является то, что экспертами этих методических разработок выступают такие известные ученые и постоянные члены Экспертного федерального совета, как

  • Слободчиков Виктор Иванович, руководитель отдела психологической антропологии Института психолого-педагогических проблем детства РАО, профессор, член-корр. РАО, доктор психологических наук.
  • Филиппов Борис Алексеевич, профессор кафедры систематического богословия и патрологии богословского факультета ПСТГУ, кандидат исторических наук.

Оба рецензента дали положительные оценки и отметили, что учебные пособия по данному курсу могут принести пользу не только старшеклассникам, но и взрослым людям.

Обращаем ваше внимание на то, что данный курс нацелен на воспитание семейных ценностей. Но для того, чтобы сформировать эти ценности, недостаточнодостичь только интеллектуального восприятия предложенного материала. Педагогу необходимо сформировать у учащихся определенный душевный настрой, способствовать тому, чтобы их сердца отозвались и души раскрылись к восприятию жизненно важных ценностей. Поэтому в помощь учителю авторы разработали большое количество аудио и видео материалов. Так, например, только по 10 классу разработано 76 аудио- и видеоматериалов. Преимущественное большинство из них предназначено для демонстрации на уроке. Другие (к ним относятся, прежде всего, аудиоматериалы) призваны оказать существенную помощь приподготовке учителя к урокам по данному курсу.

Клерикальную экспансию в современной России можно уподобить газу, который, распространяясь в пространстве, занимает все свободные ниши. Речь тут не идет о духовном возрождении, проповеди веры и прочих религиозных категориях.

Программа застройки парков и скверов храмами, передача РПЦ движимого и недвижимого имущества, «воцерковление» школы и армии — все это происходит в рамках корпоративной логики, когда клерикальная корпорация тупо занимает пространства, не защищенные институтами гражданского общества. А поскольку с гражданским обществом в России сейчас тяжело, то и таких «зачищенных» пространств появляется все больше и больше.

Пять лет назад во всех школах России, несмотря на отсутствие подготовленных учителей и очевидного социального запроса, был в обязательном порядке внедрен предмет «Основы религиозных культур и светской этики». В рамках этого предмета большинство российских школьников изучают «Основы православной культуры» (ОПК — отсюда термин «ОПКизация»). Предмет преподается пока только в 4-м и 5-м классах, но в течение всех последних лет патриархия не ослабевает в своей борьбе за его расширение. Причем чаще всего звучит предложение охватить предметом весь учебный процесс — с первого до последнего класса. И звучит оно из уст даже самых просвещенных представителей духовенства — например, митрополита Илариона (Алфеева).

Он как бы призван реставрировать уже забытый советский курс «Этика и психология семейной жизни», позже частично влившийся в «Основы безопасности жизнедеятельности». Лоббистом нового курса, методические пособия по которому составлены в Екатеринбургской епархии РПЦ, выступила Ассоциация родительских комитетов и сообществ России. Именно встреча главы этой ассоциации с замминистра образования и науки в конце прошлой недели привлекла внимание общества к новому проекту. Сейчас, когда во главе Министерства образования утвердился близкий РПЦ человек — специалист по истории этой церкви — Ольга Васильева, наступил благоприятный момент для клерикальной экспансии в школу. Судьбу «Нравственных основ семейной жизни» предполагается решить быстро — на заседании учебно-методического объединения по общему образованию при Российской академии образования через две-три недели. Однако из-за утечки в СМИ министерство немного отыграло назад и выпустило заявление о готовности допустить к обсуждению педагогов и родителей.

Монахиня Нина

Авторами курса являются два кандидата: биологических наук — священник Дмитрий Моисеев и психологических наук — монахиня Нина (Крыгина). Ныне под именем Варвары она является игуменьей того самого Среднеуральского монастыря во имя иконы Божией Матери «Спорительница хлебов», духовником которого состоит старец-схиархимандрит Сергий (Романов), известный также как духовник депутата Натальи Поклонской и покровитель «секты царебожников», проповедующей особое почитание царя-мученика Николая II. Сам монастырь является общепризнанным в РПЦ центром этого движения, и учебный курс, составленный его игуменьей, не может не содержать соответствующих коннотаций. В интернете нетрудно найти видеолекции матушки Нины (она же — Варвара) на темы семьи и брака, в том числе довольно деликатные для монахини.

Красной нитью через все лекции проходит указание на семью Николая II как на идеальный образец православной семьи. Много говорится и о «ритуальном убийстве» этой семьи (сами-знаете-кем) ради разрушения государства Российского. Проповедь «царебожия»? Пожалуй, хотя и в осторожной форме. Но не всем же шашкой с думской трибуны махать!

На популярном педагогическом сайте «Открытый урок» можно найти осторожную критику курса, причем от имени православного педагога. Эта критика сводится к двум позициям: во-первых, курс слишком «тяжеловесен» для обычной школы и адресован скорее педагогам и родителям, во-вторых — «школа не призывает к воцерковлению — это дело семьи и лично каждого человека».

И еще два вопроса вызывает новый курс, в порядке эксперимента уже преподающийся в школах 60 «православных» регионов России. Считается, что РПЦ выступает категорически против полового просвещения школьников, чтобы «не подталкивать» их к добрачным половым связям (как известно, благодаря спорам вокруг «Матильды», глава идеальной семьи Николай II таких связей не имел и иметь не мог). Однако новый курс содержит «биологические» компоненты, а один из его авторов — профессиональный биолог. Получается, что РПЦ вслед за католической церковью признает-таки необходимость полового просвещения, но хочет аккуратно взять его под контроль.

Другой вопрос — а столь ли однозначно вообще православное учение о семье, как полагают в Ассоциации родительских комитетов? Вот недавно упоминавшийся выше митрополит Иларион (Алфеев) заявил, что человек, который не родил детей, не может рассчитывать на счастье (по-церковнославянски оно называется «блаженством»). Постойте: а что, у самого митрополита Илариона есть дети? Его официальная биография гласит, что в возрасте 20 лет, в 1987 году, он был пострижен в монашество, а до этого служил в армии и ни в каком браке не состоял. Патриарх Кирилл (Гундяев), также постоянно призывающий людей вступать в брак и рожать как можно больше детей, принял монашество в 22-летнем возрасте и тоже (официально) в браке не состоял. А между прочим, святые отцы православной церкви постоянно призывают пастырей не учить других тому, чего они не исполняют сами, и признают лучшим наставлением пример собственной жизни.

Экспериментальный учебный курс «Нравственные основы семейной жизни» для учащихся 10-11 классов.

В настоящее время данный предмет введен на 20 базовых площадках Свердловской области - идет его апробация.

Этот курс разработан для учащихся 10-11 классов, - поясняет монахиня Нина. - Особенность курса - он светский, подходит для любых конфессий, а также для людей как верующих, так и неверующих. Курс призван помочь найти основы, ценности, на которых можно построить счастливую семью, и больше рассчитан не на интеллект, а на то, чтобы отозвалось сердце.

В программе применяется системный подход, объединяя знания по психологии, культурологии, философии, религии, медицине и социологии. В 10 классе школьникам предлагается осмыслить себя, как личность, изучить этапы добрачных отношений, вступление в брак и рождение ребенка, а в 11 классе - разобрать понятие «зрелости семьи» и подвести итоги. К учебнику прилагаются дополнительные материалы - учительская хрестоматия для правильной подачи материала и различные мультимедийные файлы, как то фрагменты их художественных фильмов, теле- и радиопередач.

Всем школам новый курс предлагается в качестве эксперимента с одобрения родителей. Обучение добровольное, факультативное. По словам монахини Нины Крыгиной, когда она провела первые три урока в классе одной из екатеринбургских школ, юные слушатели сошлись во мнении - такой курс им нужен.

Так ответило 95% учеников, - говорит монахиня. - А самым приятным и ценным для меня было то, что в анонимных анкетах прозвучала такая фраза: «Наконец-то с нами начали говорить о жизни».

Нина Крыгина в прошлом - кандидат психологических наук, профессор Магнитогорского Государственного Университета, ныне - монахиня Среднеуральского женского монастыря.