Общая характеристика детского мышления. Возрастные особенности мышления

Мышление является социально обусловленным, связанным с речью психическим процессом поиска и открытия существенно нового, опосредованного и обобщенного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза. Возникает оно на основе чувственного познания и выходит далеко за его пределы.

Мышление - процесс опосредованного и обобщенного познания человеком предметов и явлений объективной действительности в их существенных свойствах, связях и отношениях.

Основы мышления формируются в раннем детстве. Со временем на основе наглядно-действенного мышления развивается наглядно-образное, формируются первые обобщения, основанные на опыте практической предметной деятельности и закреплены в слове.

Общая характеристика мышления дошкольников

В дошкольном возрасте ребенок усваивает основы знаний об окружающем мире, взаимоотношения людей, о внешних и внутренних качества, существенные связи предметов. Старшие дошкольники уже способны делать умовисловы и обобщения, их мышление характеризует любознательность, активность и тому подобное.

Основными направлениями развития мышления дошкольника является совершенствование наглядно-действенного мышления, интенсивное развитие наглядно-образного и начало активного формирования словесно-логического путем использования языка как средства постановки и решения интеллектуальных задач, усвоение научных понятий.

В ВОЗРАСТЕ примерно 2-х лет ребенок уже способен называть один и тот же предмет в нескольких словах, что свидетельствует о формировании такой умственной операции как сравнение. На основе сравнения развиваются индукция и дедукция, которые до 3-3,5 лет достигают значительного уровня развития. До 4-х лет мышление приобретает наглядно-действенного характера, который, несмотря на то что это элементарный уровень, сохраняется на всю жизнь. Постепенно происходит переход к наглядно-образного мышления, которое в 4-5 лет становится главным.

Важнейшей особенностью мышления ребенка дошкольного возраста является связь с действием первых обобщений (ребенок мыслит "действуя"). Например, когда 4-5-летнему ребенку предлагают определить общее и отличное между мячиком и кубиком, ему быстрее и легче это сделать, держа их в руках, и очень трудно - мысленно. Взрослый человек может выяснить, какая картинка изображена на кубиках, не складывая их, а проанализировав фрагменты, изображенные на каждом кубике. Ребенку понять это не под силу, ей необходимо сложить кубики.

Не менее характерной особенностью детского мышления является его наглядность. Ребенок мыслит, опираясь на доступные факты из опыта или наблюдений. Например, на вопрос: "Почему нельзя играть на дороге?" отвечает, приводя конкретный факт: "Один мальчик играл, и его переехал автомобиль".

Со временем ребенок решает все сложные и разнообразные задачи, требующие выделения и использования связей, отношений между предметами, явлениями, действиями. В игре, рисовании, лепке, конструировании, при выполнении учебных и трудовых заданий он не только пользуется заученными действиями, но и видоизменяет их, получая новые результаты. Благодаря этому находит и использует зависимость между, например, влажностью и податливостью глины при лепке, между формой и устойчивостью конструкции, между силой удара по мячу и высотой его подпрыгивания и др. Развитие мышления помогает предвидеть результаты действий, планировать их. У ребенка активизируются любознательность, познавательные интересы мышления в познании окружающего мира. Эти интересы значительно шире, чем задачи практической деятельности ребенка. Она все время ставит перед собой познавательные задачи, ищет объяснения явлениям, которые приходится наблюдать, иногда прибегая к экспериментам. Все чаще дети рассуждают о явлениях, не связанные с их опытом, о которых они знают из рассказов взрослых, телепередач, книг и т. Не всегда их размышления бывают безошибочными, поскольку им не хватает для этого знаний и опыта.

От выяснения простых связей и отношений дошкольники постепенно переходят к познанию и пониманию значительно более сложных, скрытых зависимостей. Одним из важнейших видов таких зависимостей является отношение причины и следствия. 3-летние дети могут найти лишь причине, что проявляются во внешнем воздействии на предмет (стульчик толкнули - он упал) 4-летние - начинают понимать, что причиной явлений могут быть и свойства предметов (стульчик упал, потому что у него только одна ножка) 5-б-летние - учитывают и заметны на первый взгляд, особенности предметов и их постоянные свойства (стульчик упал, поскольку он имеет одну ножку, у него много краев, он тяжелый и не подпертый т.д.).

Наблюдение за ходом явлений, анализ собственного опыта действий с предметами позволяет старшим дошкольникам уточнить свои представления о причинах явлений, приблизиться благодаря этому к более правильному их понимания.

Развитие понимания причинно-следственных связей происходит благодаря переходу ребенка от отражения внешних причин к выделению скрытых, внутренних; путем трансформации недифференцированного, глобального понимания причин в дифференцированное и точное объяснение; в результате отражения не одиночных причин явления, а его общих закономерностей.

Понимание ребенком новых задач, обусловлено усвоением новых знаний, является обязательным условием развития мышления. Одни знания малыш получает непосредственно от взрослых, остальные - из собственных наблюдений и деятельности, управляемых и направленных взрослыми. Однако обогащение знаний - не главная предпосылка развития мышления, ведь усвоение их в развязыванием мыслительных задач и происходит в результате размышлений. Усвоенное новое знание включается в дальнейшее развитие мышления, используется в мыс-лительного действиях для решения новых задач.

Еще до поступления ребенка в школу у него формируются первичная картина мира и начала мировоззрения. Однако познания дошкольником действительности происходит не в понятийной, а в наглядно-образной форме. Усвоение форм образного познания способствует пониманию ребенком объективных законов логики, способствует развитию понятийного мышления, основой которого является формирование и совершенствование мыслительных действий, от которых зависит возможность усвоения и использования ребенком знаний. Овладение этими действиями в дошкольном возрасте происходит по закону усвоения и интериоризации внешних ориентирующих действий. В зависимости от характера внешних воздействий и их интериоризации мыслительные действия ребенка происходят так, как действия с образами или действия со знаками-слова-ми, числами и тому подобное.

Действуя с образами мысленно, ребенок представляет себе реальное действие с предметами и ее результат, решая таким образом актуален для нее задачи. Такое мышление называется наглядно-образным. Выполнение действий со знаками требует абстрагирования от реальных предметов, использование слов и чисел как их заменителей. Мышление, которое выполняется с помощью таких действий, является абстрактным, подчиненным правилам логики, так и называется логическим.

Абстракция (лат. Аbstractio - отвод) - мысленное отделение признаков и свойств от предметов и явлений, которым они принадлежат.

Наглядно-образное и логическое мышление позволяют выделение свойств для различных ситуаций, правильное решение различных задач. Образное мышление эффективно при решении задач, требующих воображения, способности увидеть через призму внутреннего мира. Так, ребенок представляет преобразования снега на воду. Часто свойства предметов и явлений являются скрытыми, их невозможно представить, но можно обозначить словами, другими знаками. В таком случае задача может решаться на основе абстрактно-логического мышления, которое позволяет, например, выяснить причину плавания тел. Представить плавание мяча, деревянного полена не трудно, но соотношение удельного веса тела, плавающего и жидкости можно обозначить только словами или соответствующей формуле. Использование образа в такой ситуации является малопродуктивным.

Для использования слова как самостоятельного средства мышления, который обеспечивает решение умственных задач без использования образов, ребенок должен усвоить выработанные человечеством понятия.

Понятие - знания об общих, существенные и закреплены в словах признаки предметов и явлений объективной действительности.

Объединенные в стройную систему понятия помогают выводить из одного знания другое, то есть решать мыслительные задачи без использования предметов или образов. Так, зная, что все млекопитающие дышат легкими, и выяснив, что кит - млекопитающее, легко сделать вывод о наличии у него этого органа.

К тому времени, пока мышления ребенка является наглядно-образным, слова для нее выражают представление о предметах, свойства, отношения, которые они обозначают. Слова-представление ребенка и слова-понятия взрослого существенно отличаются. Представление быстрее и ярче отражают действительность, чем понятие, но не такие четкие, определенные и систематизированы как они не могут стихийно превратиться в понятия, но их можно использовать при формировании понятий, дети усваивают в процессе изучения основ наук.

Систематическое овладение понятиями начинается в процессе школьного обучения. Однако при соответствии организованного обучения некоторые понятия могут быть усвоены и старшими дошкольниками. Для этого необходимо прежде всего организовать особые внешние ориентировочные действия детей с материалом, который они изучают. При этом дети, как правило, должны с помощью собственных действий выделить в предметах или их соотношениях существенные признаки, которые должны войти в содержание понятия. Далее формирования понятий происходит при переходе от внешних ориентировочных действий к действиям в уме. Для этого внешние средства заменяют словесным обозначением.

При образовании абстрактных понятий и внешние ориентировочные действия, и процесс интериоризации является другими "чем при овладении наглядно-образным мышлением. Ведь абстрагирования связано с заменой" реального действия развернутым словесным рассуждением, которое со временем происходит не вслух, а про себя, сокращается и превращается в действие абстрактно-логического мышления, происходит с помощью внутренней речи. В дошкольном возрасте полноценно выполнить такие деяния еще не удается, ребенок основном применяет их, рассуждая вслух.

Для того чтобы понять, как маленький человек воспринимает окружающую его действительность, нужно иметь представление о том, каким образом ребёнок осмысляет и систематизирует получаемую из внешнего мира информацию.

Поэтому понимание закономерностей развития мыслительных процессов у детей дошкольного возраста сделает общение родителей и маленького ребёнка более продуктивным и приятным.

Мышление дошкольников: этапы и особенности

Наглядно-действенное мышление

В самом раннем периоде свой жизни, в возрасте полутора — двух лет, малыш «размышляет» руками – разбирает, исследует, иногда ломает, таким образом, пытаясь в доступной форме исследовать и сформировать своё представление о том, что его окружает.

Поэтому можно говорить о наглядно-действенном образе мышления. То есть, мышление ребёнка полностью обусловлено его активными действиями, направленными на исследования и изменения окружающих его предметов.

Способы развития наглядно — действенного мышления

На этом этапе основная задача родителей — не мешать стремлению маленького исследователя опробовать все своими руками. Несмотря на то что, несомненно, в процессе своих действий малыш может что-то сломать, разбить, повредить, и даже пораниться сам. Поэтому важно поощрять его желание познавать, при этом, не забывая о мерах безопасности.

Хорошо тренируют такой тип мышления игрушки, элементы которых, каким-то образом отражают результат действий ребёнка — сортеры, наборы для прикладной деятельности, занятия с разными материалами — сыпучим песком, крупами, водой, снегом.

Старайтесь, чтобы малыша во время игры формировалась четкая связь – «действие-результат действия», это будет полезно для будущих занятий логикой и математикой.

Наглядно-образный тип мышления

На следующем этапе, с трёх-четырёх лет и до первого класса, у ребёнка активно формируется наглядно-образный тип мышления. Это не означает что, предыдущий, наглядно-действенный, вытесняется, нет. Просто помимо уже имеющихся навыков освоения окружающих предметов путём активного восприятия их «руками», кроха начинает мыслить, оперируя системой образов. Особенно ярко этот тип мышления отражается в проявляющейся способности ребёнка к рисованию.

Рисуя любой предмет, например, домик, дети опираются на своё представление о нём, на те его характерные черты (крыша, стены, окошко), которые запечатлелись в их памяти. При этом полученное изображение не индивидуализируется – это лишь образ, сложившийся в представлении малыша на данный момент времени.

Очень важно, чтобы ребёнку нравилось визуализировать, воплощать в действительность, возникающие в его сознании образы.

Этому хорошо способствуют занятия рисованием лепкой, конструированием, аппликацией.

Словесное – логическое мышление

В возрасте 5-7 лет у дошкольников начинает активно развиваться следующий тип мышления — словесно-логический. Умение не просто сообщать факты, но и подвергать их развёрнутому анализу в словесной форме говорит о хорошо развитом словесно-логическом мышлении.

Например, если малыша трёх-четырёх лет спросить, «Что такое кот?», то он скажет: «Котик – это Пушок, и он живёт у бабушки во дворе». Ребёнок пяти-шести лет на этот вопрос, скорее всего, ответит, так: «Кот — это животное, которое ловит мышей и любит молоко». Такой ответ демонстрирует наглядную способность ребёнка к анализу – одной из важнейших мыслительных операций, которая является своего рода «двигателем» развития мышления у детей дошкольного возраста.

Творческое мышление

Этот тип мышления характеризует способность к творчеству – то есть созданию новых, нестандартных решений. Успешное развитие творческих способностей ребёнка во многом будет зависеть от желания родителей развить в нём творческое начало.

В отличие от предыдущих типов мышления, творческий тип не обусловлен факторами роста и формирования интеллектуальных способностей ребёнка.

Такие формы психической деятельности, как фантазии и воображение свойственны любому малышу и являются неотъемлемым условием для возникновения творческого процесса. Важно лишь создать обстановку, в которой маленький человек сможет развить свои творческие порывы. В этом помогут абсолютно все виды творчества: литературное, изобразительное, хореографическое, музыкальное.

Неспособных к творчеству детей – нет, об этом должны помнить родители дошкольника. Даже отстающие в развитии дети, способны находить оригинальные творческие решения предложенных задач, если занятия с родителями и педагогами способствуют этому.

Мыслительные операции и их роль в развитии мышления у дошкольников

Универсальными мыслительными операциями, присущими мышлению человека, являются анализ, синтез, сравнение, обобщение и классификация. Именно способностью пользоваться этими операциями и определяется развитие мышления у детей дошкольного возраста.

Сравнение

Для того чтобы ребёнок полноценно умел пользоваться этой категорией, необходимо обучить его навыку видеть одинаковое в различном, и различное в одинаковом. Начиная с двухлетнего возраста, учите малыша сравнивать и анализировать предметы путём сопоставления однородных признаков, например: формы, цвета, вкуса, консистенции, набора функций и т.д.

Необходимо, чтобы ребёнок понимал важность анализа на основе однородных признаков, умел их выделять и называть. Расширяйте горизонты сравниваемых понятий – пусть это будут не только предметы, но и природные явления, времена года, звуки, свойства материалов.

Обобщение

Эта мыслительная операция становится доступна дошкольнику в возрасте 6-7 лет. Ребёнок в возрасте трёх-четырёх лет прекрасно оперирует словами «чашка», «ложка», «тарелка», «стакан», но если вы попросите его назвать всю эту группу предметов одним словом, то он не сможет это сделать.

Однако по мере наполнения словарного запаса и связной речи использование обобщающих понятий станет доступным для дошкольников, и они смогут оперировать ими, расширяя свои мыслительные способности.

Анализ

Этот способ мышления позволяет «расчленить» анализируемый предмет, явление на его составляющие его компоненты либо выявить ряд отдельных, свойственных ему признаков и черт.

Попросите ребёнка описать растение. В возрасте 3-4-х лет, он, скорее всего уже без затруднений укажет и назовёт его части: стебель, листья, цветок, таким образом, демонстрируя свою способность к анализу. Анализ может быть направлен не только на «расчленение» понятия, но и на выделение свойственных только ему исключительных признаков.

Синтез

Мыслительная операция, обратная анализу. Если анализируя, ребёнок «расчленяет» предмет, понятие явление, то синтез, как результат анализа, позволит ему объединить полученные по отдельности признаки. Очень хорошо эту операцию иллюстрирует освоение дошкольником навыков связного чтения. Из отдельных элементов (букв и звуков) он учится складывать слоги, из слогов – слова, слова формируют предложения и текст.

Классификация

Овладение этим способом мыслительного действия, позволит ребенку выявить сходства или различие тех или иных предметов, понятий и явлений. Выделяя один, но, как правило, существенный признак малыш может классифицировать группу рассматриваемых предметов.

Например, игрушки можно классифицировать по материалу, из которого они изготовлены — это игрушки, сделанные из дерева, пластика, мягкие игрушки, из природных материалов и т.д.

Упражнения, позволяющие развивать навыки анализа, синтеза и классификации

«Что лишнее?»

Положите перед ребёнком несколько картинок, изображающие понятные ему предметы. Можно использовать карточки детского лото, можно сделать картинки самостоятельно.

Например, на картинках изображены следующие предметы: яблоко, конфета и книга. Ребёнок должен проанализировать и правильно классифицировать данные предметы. Яблоко и конфету можно съесть, а книгу – нет. Значит, картинка с книгой в этом ряду будет лишней.

«Кот в мешке» (тренируем навыки анализа и синтеза)

Один из игроков (в случае если ребёнок еще мал и не очень хорошо разговаривает, пусть это будет взрослый) берёт картинку из детского лото, и, описывает то, что на ней изображено, не показывая её другому игроку. При этом сам предмет называть нельзя! Другой игрок должен угадать, исходя из описания, что изображено на картинке. Со временем, когда ребёнок подрастет (начиная с 4-5 лет), можно меняться ролями – пусть ребёнок описывает то, что изображено на картинке, а взрослый игрок отгадывает. В этом случае тренируются не только мыслительные способности, но и навыки связной речи.

«Подбери пару» (тренируем анализ, сравнение)

Необходимы два набора детского лото с одинаковыми карточками. Один ребёнок (игрок) берёт карту и, не показывая её, объясняет другим игрокам, что на ней нарисовано. Другие игроки анализируя, предлагают свой вариант карточки, на котором, по их мнению, изображено то, что описывал первый ребёнок. Если описание и отгадка совпали, две одинаковые карты выводят из игры, а игра продолжается дальше, с оставшимися карточками.

«Что это?» (анализ, сравнение, обобщение)

Предложите ребёнку охарактеризовать следующие словарные ряды, использовав обобщающее слово.

  • стакан, тарелка, вилка, нож; /посуда/;
  • слива, яблоко, апельсин, банан; /фрукты/;
  • воробей, аист, гусь, голубь; /птицы/;
  • кошка, свинья, кролик, овца; /животные, домашние животные/;
  • роза, тюльпан, ландыш, мак; /цветы/.

Придумывайте словарные ряды самостоятельно, со временем усложняйте задания, переходите от простых предметов к понятиям и явлениям (времена года, чувства человека, природные явления и т.д.).

Развитие мышления у детей дошкольного возраста – задача, решение которой напрямую зависит от того, насколько успешно ребёнок освоил и может пользоваться вышеперечисленными мыслительными операциями.

Занятия и игры направленные на их тренировку, обеспечат не только интеллектуальное развитие дошкольника, но гармоничное формирование личности подрастающего ребёнка в целом, ведь именно развитое мышление отличает человека в ряду других живых существ.

Преподаватель, специалист детского развивающего центра
Дружинина Елена

Полезное видео о развитии творческого мышления детей:

В дошкольном возрасте происходит дальнейшее развитие наглядно-действенного мышления, формирование элементов словесно-логического мышления. Основной формой мыслительной деятельности дошкольников является наглядно-образное мышление.

Дошкольники продолжают использовать при решении задач наглядно-действенное мышление, которое находится в тесной связи с практическими действиями, преобразующими познаваемый предмет. На протяжении дошкольного возраста под влиянием расширяющейся практики ребенка, возрастающих потребностей, побуждающих его к постановке и решению более разнообразных и сложных мыслительных задач, речевого развития, наглядно-действенное мышление совершенствуется, переходя на более высокий уровень, отличающийся следующими особенностями:

  • у старших дошкольников наглядно-действенному решению задачи предшествует ее мысленное решение в словесной форме;
  • изменяется сущность выполняемых ребенком действий (пробовательные действия сворачиваются, теряют свою проблемность, все больше заменяются исполнительными).

Наглядно-действенная форма мышления не исчезает, при решении новых умственных задач ребенок вновь прибегает к действенному способу их решения. В процесс решения таких задач тем или иным образом включается речь. Формирование ребенком активного и пассивного словаря и грамматического строя речи способствует осмыслению самой задачи, осознанию способов ее решения. Речь при включении в практическую деятельность ребенка трансформирует его мыслительный процесс, способствуя преобразованию практического действия в умственное действие, сложное по своей структуре.

Доминирующей формой мыслительной деятельности дошкольников является наглядно-образное мышление, при котором ребенок действует не с конкретными предметами, а с их образами и представлениями. Такой вид мышления формируется на основе способности дифференцировать план реальных объектов и план моделей, отображающих данные объекты. Действия с моделями, соотносящимися с оригиналом, дают возможность дальнейшего "отрыва" действия от конкретных объектов и приводят к их осуществлению в плане представлений. Важнейшая предпосылка образного мышления – подражание взрослому, в процессе которого ребенок воспроизводит, моделирует действия взрослого и строит их образ. Игру также можно считать одной из форм подражания, поскольку в игровой деятельности у ребенка появляется способность представить одну вещь посредством другой.

Наиболее характерной чертой образности мыслительной деятельности ребенка является синкретизм – это качество мышления, свойственное дошкольнику, при котором он мыслит схемами, слитными, нерасчлененными ситуациями в соответствии с тем образом, который у пего сохраняется на основе восприятия, без его дифференцировки и последовательного анализа, путем произвольного соединения наиболее ярких частей. Не умея вычленить в сохраняющемся образе существенные свойства предмета, ребенок выделяет любые, наиболее акцентированные для него признаки. По данным случайным признакам дошкольник узнает тот или другой предмет. Синкретизм отчетливо проявляется в том, как воспринимают дети малознакомое содержание. У маленького ребенка слово вызывает конкретный образ связанного с этим словом единичного предмета. Этот образ является слитным, он еще не анализируется, а поэтому используется в целом. Первый распад образа осуществляется путем выделения не существенного признака объекта, а признака, получившего в опыте ребенка наиболее сильное и "деловое" подкрепление.

Еще одной формой мыслительной деятельности ребенка является словесно-логическое мышление, складывающееся к концу дошкольного возраста. Логическое мышление отличается оперированием абстрактными категориями и установлением различных отношений, которые не представлены в наглядной или образной форме. Дети рано заучивают слова, обозначающие объекты, их свойства и действия с ними, однако понятия, которые обозначаются этими словами, как обобщенное отражение совокупности однородных предметов с общими существенными признаками, формируются у дошкольников только постепенно.

Лишь к старшему дошкольному возрасту возникает способность выделять в предмете те существенные детали, но которым конкретный предмет может быть отнесен к определенной категории. Однако, встречая малознакомые предметы, даже старший дошкольник вновь переходит к беспорядочному перечислению их внешних признаков или указывает на назначение предмета. Правильно группировать предметы дети могут, если им известно соответствующее обобщающее слово-термин. Большое значение для группировки предметов имеют те их свойства и связи, которые выделяет дошкольник в своем практическом опыте.

Уровень развития обобщения в дошкольном возрасте находится в прямой зависимости от:

  • степени знакомства дошкольников с многообразием предметов, включенных в данную группу;
  • знания слова, которое обобщает все предметы данной группы;
  • требований, предъявляемых взрослым к ребенку (среди них особенно трудным является определение понятия, т.е. ответ на вопрос "что такое?"; объединение однородных предметов в группу является более легким для детей).

Конкретная образность мышления дошкольника не исключает некоторых примитивных форм рассуждений и умозаключений. Логическое мышление дошкольника в любой форме отличается некоторыми общими характерными чертами: легкой постановкой в задаче и ее решении на место малознакомых условий более известных на основе "чувства знакомости", установлением простых связей не только между существенными свойствами объектов, но и между случайными, внешними, второстепенными сторонами. Это обусловливает своеобразие мыслительного процесса дошкольников (рис. 9.4).

Ж. Пиаже обнаружил определенные психологические явления, связанные с развитием интеллекта у детей среднего дошкольного возраста, которые впоследствии стали называться феноменами Пиаже. Проявляются они в ошибочных суждениях детей об абстрактных свойствах предметов, которые связаны с их измеряемыми характеристиками (количество, размер, объем и пр.) и обусловлены неспособностью детей дошкольного возраста осознать обратимость операций, непониманием принципов сохранения количества вещества и количества предметов при изменениях их формы или взаимного расположения. Для мышления детей дошкольного возраста характерны анимизм (неразличение психического и объективного мира), артификализм (рассмотрение природных явлений как результата сознательной деятельности людей) и познавательный эгоцентризм (особая интеллектуальная позиция ребенка, при которой весь мир рассматривается со своей собственной точки зрения, единственной и абсолютной, недоступность понимания относительности познания мира и координации разных позиций).

Рис. 9.4.

Практический пример

Таню В., 6 лет, спросили: "Солнышко – живое или нет?" – "Да". – "Почему ты так думаешь?" – "Солнышко ведь двигается".

Между наглядно-действенной, наглядно-образной и словеснологической формами мышления складываются сложные и противоречивые связи. С одной стороны, внешние действия с предметами, интериоризуясь, превращаются во внутренние, т.е. практические действия лежат в основе всех видов мыслительной деятельности.

Но само практическое действие требует учета изменений объекта в процессе действия с предметами с помощью представлений предшествующих состояний объекта и сравнения их с наличными. Помимо этого, в структуру внешнего предметного действия включена его цель, будущий результат, существующие только в плане представлений или понятий. Эффективность внешнего действия находится в прямой зависимости от понимания дошкольником общего смыслового контекста и от его собственного накопленного жизненного опыта. Следовательно, выполнение практических действий всегда подразумевает наличие образного плана и основывается на нем. Данные о соотношении различных форм мышления на протяжении дошкольного возраста представлены в табл. 9.3.

Таблица 9.3

Эффективность решения детьми задач с опорой на вид мышления в дошкольном возрасте

Η. Η. Поддьяков выделил особый тип мышления ребенка – детское экспериментирование, которое представляет собой единство наглядно-действенного и наглядно-образного мышления и направлено на выявление скрытых от наблюдения свойств и связей предметов. Детское экспериментирование не задается взрослым, а осуществляется самим ребенком. В процессе экспериментирования дошкольник получает новую, часто неожиданную для него информацию, что способствует изменению самих действий и представлений ребенка об объекте. Преобразования объекта приводят к обнаружению ребенком его новых свойств, которые, в свою очередь, позволяют осуществлять новые преобразования более сложного уровня. Процесс мышления предполагает не только использование уже отработанных готовых способов действия, но и создание новых (в пределах возможностей самого ребенка). Экспериментирование активизирует поиски новых действий и развивает смелость и гибкость детского мышления. Самостоятельное экспериментирование дает дошкольнику возможность попробовать различные варианты действия, преодолевать скованность детского мышления готовыми схемами. Мыслительная деятельность развивается не только от незнания к знанию (от неясных знаний к более четким и определенным), но и в обратном направлении – от понятного к непонятному, от определенного к неопределенному. Роль взрослого в процессе при этом сводится к созданию специальных объектов или ситуаций, стимулирующих познавательную активность ребенка и способствующих детскому экспериментированию.

Таким образом, мыслительная деятельность дошкольника представляет собой сложное взаимодействие и взаимосвязь наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического мышления, при котором осуществляется постепенный переход внешних действий по решению мыслительной задачи во внутренний план.

У детей дошкольного возраста происходит интенсивное развитие мышления. Ребёнок приобретает ряд новых знаний об окружающей действительности и вместе с тем научается анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать свои наблюдения, т.е. производить простейшие умственные операции. Важнейшую роль в умственном развитии ребёнка играет воспитание и обучение.

Развитие мышления ребёнка-дошкольника неразрывно связано с развитием его речи, с обучением его родному языку. В умственном воспитании дошкольника всё большую роль играют, наряду с наглядным показом, словесные указания и объяснения родителей и воспитателей, касающиеся не только того, что ребёнок воспринимает в данный момент, но и предметов и явлений, о которых ребёнок впервые узнаёт при помощи слова. Необходимо, однако, иметь в виду, что словесные объяснения и указания понимаются ребёнком (а не усваиваются механически) лишь в том случае, если они подкрепляются его практическим опытом, если они находят опору в непосредственном восприятии тех предметов и явлений, о которых говорит воспитатель, либо в представлениях ранее воспринимавшихся, сходных предметах и явлениях.

Мышление приобретает у дошкольника характер связного рассуждения, относительно независимого от непосредственных действий с предметами. Теперь перед ребёнком можно поставить познавательные, мыслительные задачи (объяснить какое либо явление, отгадать загадку, решить какую-либо головоломку). [ А. В. Запорожец. "Психология", М., Учпедгиз, 1953 г.]

Основная линия развития мышления - переход от наглядно-действенного к наглядно-образному и в конце периода - к словесному мышлению. Основным видом мышления, тем не менее, является наглядно-образное, что соответствует репрезентативному интеллекту (мышлению в представлениях) в терминологии Жана Пиаже. Дошкольник образно мыслит, он еще не приобрел взрослой логики рассуждений. [Кулагина И. Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. 3-е изд. - М.: Изд-во УРАО, 1997. - 176]

Ребенок 3-6 лет занимается разными видами деятельности, которые обогащают его знания о предме­тах и их свойствах. Дошкольник все более самостоятельно выби­рает и применяет различные способы и приемы решения встав­ших перед ним практических задач. Специальные исследования мышления дошкольника показали, что на этом возрастном этапе происходит перестройка отношений практического действия к ум­ственному. Вместе с переходом процесса мышления во «внутрен­ний план» (интериоризация) происходит перестройка практиче­ского действия. Предлагая детям 3-6 лет составить из плоскост­ных фигурок на фоне (сад, полянка, комната) картинку (А. А. Люблинская, З. С. Решко), починить испортившуюся игрушку (А. А. Люблинская, З. А. Ганькова), выбрать орудие, чтобы достать из вазы конфетку (И. М. Жукова), или удержать на столике с наклонной поверхностью шарик (А. А. Веигер), исследователи получили данные, позволяющие сделать некото­рые общие выводы.

Младшие дошкольники (3-4 года) не всегда используют действие, адекватное поставленной задаче. Дети сразу приступают к действенному решению за­дачи, делая порой беспорядочные, «шарящие» пробы. Не видя существующих в действительности связей (в частно­сти, пространственных) и грубо нарушая их, трех-, четырехлетние дети составляют порой совершенно бессмысленные картины.

Таким образом, конкретно данную задачу дети этого возра­ста решают пробовательными действиями, а получаемый резуль­тат осмысливают лишь после завершения действия.

У детей среднего дошкольного возраста осмы­сливание задачи и способы ее решения совершаются в самом процессе действия. Речь пяти-, шестилетних детей обыч­но служит опорой, или аккомпанементом, выполняемого действия (Л. С. Выготский).

У детей старшего дошкольного возраста (6-7 л.) снова изменяются отношения чувственного восприятия, практического действия и речи. Теперь, лишь взглянув на кар­тинки, ребенок мысленно их комбинирует. Он может, не прибегая к практическим манипуляциям фигурками, решить в уме предло­женную задачу. После решения, найденного в уме, ребенок быстро распо­лагает фигурки на определенном фоне. Его рассказ после выпол­ненного действия по существу повторяет то, что он сказал в самом начале опыта. Действие уже ничего не добавило к решению задачи. [Люблинская А. А. Детская психология. Учебное пособие для сту­дентов педагогических ин-тов. М.: Просвещение, 1971. – 415 с. С. 243]

Для того чтобы ребёнок хорошо учился в школе, необходимо, чтобы за время дошкольного детства его мышление достигло определённого уровня развития. Ребёнок должен прийти из детского сада в школу с интересами к приобретению новых знаний,с запасом элементарных понятий об окружающей действительности, с простейшими навыками самостоятельной умственной работы. [ А. В. Запорожец. "Психология", М., Учпедгиз, 1953 г.]

Основу развития мышления составляют формирование и совершенствование мыслительных действий. От того, какими мыслительными действиями владеет ребенок, зависит, какие знания он может усвоить и как он их может использовать. [ Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. Вузов.-7-е издание, стереотип.-М.:Издательский центр «Академия», 2003.-с.193.]

Родители дошкольников более всего заняты поиском ответа на вопрос "как и чему учить ребенка?". Они выбирают из множества новаторских методик "самую-самую", записывают ребенка в различные кружки и студии, занимаются различными "развивающими играми" и учат малыша чуть ли не с пеленок читать и считать. Что же такое – развитие мышления в дошкольном возрасте? И, действительно, чему приоритетно обучать детей?

Как и в любой сфере развития личности,мышление ребенка проходит несколько стадий формирования.В психологии принято определять три стадии развития мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое.

1) Наглядно-действенное мышление:

Один из наиболее ранних видов мышления, данное мышление обязательно включает в себя внешнее действие с предметом, определенное преобразование предмета (хотя бы перемещение в пространстве), что обеспечивает решение какой-либо задачи. Ребенок переживает лишь потребность решить практическую задачу. Самостоятельного мыслительного действия еще нет, решение осуществляется путем внешних предметных действий – это начальная ступень развития мышления. Самое главное в стадии развития наглядно-действенного мышления – то, что ребенок для удовлетворения своей потребности использует различные предметы в качестве орудий, средств достижения цели; в действии он осуществляет предметный анализ окружающей его ситуации, устанавливает некоторые пространственные отношения между предметами, выделяет в предметах- орудиях свойства, важные для достижения цели. Затем, по мере того как ребенок овладеет специализированными действиями с предметами домашнего обихода, он познает функциональные свойства этих предметов и их взаимосвязи в житейских ситуациях.

Почему необходимо развивать наглядно-действенное мышление?

Данный вид мышления является необходимым базисным образо­ванием для развития мышления наглядно-образного, со­ставляющего основу успешного обучения в начальной школе.

Что такое сформированное наглядно-действенное мышление?

Ребенок с высоким уровнем развития нагляд­но-действенного мышления хорошо справляется с любы­ми видами продуктивной деятельности, где для решения поставленной задачи требуется умение работать по на­глядному образцу, соотносить размеры и формы предме­тов (блоков конструктора, деталей механизмов).

Как развивать наглядно-действенное мышление?

На этом этапе основная задача родителей - не мешать стремлению маленького исследователя опробовать все своими руками. Несмотря на то что, несомненно, в процессе своих действий малыш может что-то сломать, разбить, повредить, и даже пораниться сам. Поэтому важно поощрять его желание познавать, при этом, не забывая о мерах безопасности.

Хорошо тренируют такой тип мышления игрушки, элементы которых, каким-то образом отражают результат действий ребёнка - сортеры, наборы для прикладной деятельности, занятия с разными материалами - сыпучим песком, крупами, водой, снегом.

Старайтесь, чтобы малыша во время игры формировалась четкая связь – «действие-результат действия», это будет полезно для будущих занятий логикой и математикой.

Самым эффективным спосо­бом развития наглядно-действенного мышления является предметно-орудийная деятель­ность, которая наиболее полно воплощается в деятельно­сти конструирования. Поэтому желательно, чтобы в каждой группе, а также дома был набор самых разных конструкторов (пластмассовых, металлических, деревян­ных и др.).

Развитию этого этапа мышления способствуют зада­ния и упражнения со спичками (выложить фигуру из определенного числа спичек, перенести одну из них так, что­бы получить другую фигуру), а также задания с ножница­ми и бумагой.

2) Наглядно-образное мышление:

На базе наглядно-действенной формы мышления зарождается наглядно-образная форма мышления, при которой решение задачи происходит в результате внутренних действий с образами. Это вид мышления, который осуществляется на основе преобразований образов восприятия в образы-представления, дальнейшего изменения, преобразования и обобщения реальности в образной форме. Переход от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению происходит при стремлении ребенка определить существенные связи и отношения объектов и представить их в целостном организованном виде. Малыши становятся способными к первым обобщениям, основанным на практическом опыте их предметной деятельности, результаты которой закрепляются в слове и реализуются в игровой деятельности.

Почему необходимо развивать наглядно-образное мышление?

Еще в работах Аристотеля отмечена важность развития этого вида мышления. Создание мысленного образа помогает личности быть нацеленной на результат, стремиться к достижению запланированного, позволяет быть ориентированной в собственных поступках. Именно оно помогает активизировать творческий потенциал, заложенный в каждом из нас. Тот, у кого развито образное мышление, способен мыслить быстрее, чем те, у кого доминирует абстрактная память (так, скорость первого вида мышления – 60 бит/сек, а абстрактного – лишь 7 бит/сек).

Что такое сформированное наглядно-образное мышление?

Развивающееся мышление дает детям возможность заранее предусматривать результаты своих действий, планировать их. По мере развития любознательности, познавательных интересов мышление все шире используется детьми для освоения окружающего мира, которое выходит за рамки задач, выдвигаемых их собственной практической деятельностью. Ребенок начинает ставить перед собой познавательные задачи, ищет объяснения замеченным явлениям.

Дошкольники прибегают ксвоего рода экспериментам для выяснения интересующих их вопросов, наблюдают явления, рассуждают о них и делают выводы. К концу дошкольного возраста появляется тенденция к обобщению, установлению связей. Возникновение ее важно для дальнейшего развития интеллекта, несмотря на то, что дети часто производят неправомерные обобщения, недостаточно учитывая особенности предметов и явлений, ориентируясь на яркие внешние признаки. Дети проявляют высокий уровень познавательной потребности, задают большое количество вопросов, в которых отражается их стремление по-своему классифицировать предметы и явления, найти общие и различные признаки живого и неживого, прошлого и современности, добра и зла. Дети приобретают возможность рассуждать и о таких явлениях, которые не связаны с их личным опытом, но о которых они знают из рассказов взрослых, прочитанных им книжек.

Как развивать наглядно-образное мышление?

Развитию наглядно-образного мышления способствуют следующие виды заданий:

  • прохождение лабиринтов;
  • рисование;
  • чтение, дальнейший анализ характеров главных героев;
  • упражнения, в результате которых каждой картинке, с изображенной на ней элементарной фигурой, следует придумать как можно большее количество ассоциаций;
  • использование игр с перестановкой палочек, спичек (к примеру, необходимо составить из 5 спичек два равнобедренных треугольника);
  • составление рассказов, в которых пропущена основная часть;
  • упражнения на поиск аналогов (следует отыскать как можно большее количество одинаковых свойств у одного выбранного предмета с любыми другими).

3) Словесно-логическое мышление:

Наконец, третьей формой интеллектуальной деятельности ребенка является логическое мышление , которое только склады­вается к концу дошкольного возраста. Оно предполагает развитие умения оперировать словами, понимать логику рассуждений. И здесь обязательно потребуется помощь взрослых: родителей и педагогов.

Сделать актуальной сферу обучения детей – создать такие ситуации, используя различные методы обучения, при которых тяга к познанию и восприятию того или иного материала, события станет постоянной, доминирующей. Необходим творческий подход обеих сторон – взрослых и детей – к данной проблеме. Это возможно, когда ребенок прилагает собственные усилия через созданную взрослыми ситуацию творческого общения при решении различных задач. При этом развиваются не только исполнительские способности: память, внимание, умение копировать действия других, повторять увиденное или услышанное, что не мало важно для развития детей, - но и творческие: наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать, находить связи и зависимости, закономерности.

К шести годам у ребенка развивается глазомер, зрительная оценка пропорций, характеризующих какой-либо предмет, преднамеренное запоминание и умение воспроизводить усвоенное. О знакомых явлениях он может уже высказывать правильные суждения, делать умозаключения.

Почему необходимо развивать словесно-логическое мышление?

Одним из главных показателей готовности ребенка к школе является уровень его умственного и речевого развития. Понимание словесных указаний учителя, умение ответить на его вопросы и сформировать собственные вопросы к нему – первое, что потребуется от ребенка в учебном процессе.

Что такое сформированное словесно-логическое мышление?

Возможность переходить к решению задач в уме возникает благодаря тому, что образы, которыми пользуется ребенок, приобретают обобщенный характер, отображают не все особенности предмета, ситуации, а только те, которые существенны с точки зрения решения той или иной задачи.

Как развивать словесно логическое мышление?

Составление рассказа по картинкам. Перед ребенком в беспорядке кладут 4 картинки, на которых изображена определенная, хорошо известная ребенку последовательность событий. Взрослый просит ребенка разложить картинки в нужном порядке и объяснить, почему он расположил их именно так. Затем предлагается составить рассказ по картинкам.

Понимание грамматической конструкции предложений.

“Наташа пошла гулять после того, как полила цветы”.- Что Наташа сделала раньше: пошла гулять или полила цветы?

“Через много лет Сереже будет немного больше лет, чем Саше сейчас”. – Кто старше? (Саша).

Узнавание предметов по заданным признакам.

Назови предмет, про который можно сказать:

желтый, продолговатый, кислый;
продолговатый, зеленый, твердый, съедобный.

Какой предмет обладает следующими признаками:

пушистый, ходит, мяукает;
гладкое, стеклянное, в него смотрятся, оно отражает.

Кто или что может быть:

высоким или низким;
холодным или горячим;
твердым или жидким;
узким или широким.

Какому времени года соответствует следующее описание:

"День становится длиннее. Все больше становится солнечных дней. Тает снег. С юга прилетают птицы и начинают строить гнезда."

Сравнение двух или более предметов.

  • Чем похожи эти слова:
    • кошка, книга, крыша;
    • число, весло, кресло;
    • Назовите общие признаки:
      • яблока и арбуза;
      • кошки и собаки;
      • стола и стула;
      • ели и сосны;
      • голубя и дятла;
      • ромашки и гвоздики.
    • Чем отличается:
      • ручка от карандаша;
      • рассказ от стихотворения;
      • сани от телеги;
      • осень от весны;
      • дерево от кустарника;
      • лиственное дерево от хвойного дерева.

Проанализировать три логически связанных понятия, выделить одно, отличающееся от других каким-либо признаком. Объяснить ход рассуждений.

ночник, торшер, свеча;
слива, яблоко, персик;
брюки, шорты, юбка;
корова, лошадь, лев;
елка, береза, сосна;
картофель, морковь, огурец;
петух, гусь, воробей;
коза, свинья, корова.

Подобрать слово противоположного значения. Объяснить свой выбор. Составить предложение с союзом “а”, в котором будут объединены оба антонима.

  • покупать –
  • открывать –
  • помнить –
  • встречать –
  • толстый –
  • мелкий –
  • полный –
  • знаменитый –
  • голодный –
  • брать -

К каждому сочетанию слов подобрать двойной антоним. С каждой парой слов составить предложение.

Пример: умный друг – глупый враг.

тихий плач –
радостная встреча –
вспомнить радость –
светлый верх –
темное прошлое –
слабый мороз -

Логические задачи:

  • Рыбак поймал окуня, ерша, щуку. Щуку он поймал раньше, чем окуня, а ерша позже, чем щуку. Какая рыба поймана раньше всех?
  • На веревке завязали три узелка. На сколько частей эти узлы разделили веревку?
  • Коля ростом выше Егора, но ниже Сережи. Кто вше Егор или Сережа?
  • Маша купила 4 шара красного и голубого цвета. Красных шаров было больше, чем голубых. Сколько шаров каждого цвета купила Маша?
  • На столе стояло 3 стакана с вишней. Костя съел 1 стакан вишни. Сколько стаканов осталось?
  • Когда гусь стоит на одной лапе, он весит 2 кг. Сколько будет весить гусь, если встанет на обе лапы?
  • Что тяжелее килограмм ваты или килограмм железа?

Наиболее полно и связно объяснить, в чем неясность, неправдоподобность ситуации.

по рисунку

  • по изложенному в стихотворении:

Сел воробушек на дом,
Провалилась крыша.
Под березою с котом
Пляшут польку мыши.
Рыбка с мостика нырнула,
Вскрикнула и утонула.
Черепаха хвост поджала
И за зайцем побежала,
Возле речки, ну дела,
Серого обогнала!
Сидела кошка в птичьей клетке,
А птичка съесть ее хотела,
Но кошка прыгнула на ветку
И, прочирикав, улетела.

Подробно объяснить, в чем ошибка предложенных суждений.

  • ваза хрустальная, а стакан легкий;
  • зебра полосатая, а леопард злой;
  • холодильник белый, а ковер мягкий;
  • огурец зеленый, а яблоко растет на дереве.

“Отвечай быстро”. Цель - упражнять в классификации, сравнении, обобщении; упражнять в согласовании числительных и прилагательных с существительными.

Таблица, разделенная на 9 клеток.

В каждой клетке изображены птицы или животные: в первом ряду – воробей, голубь, дятел; во втором – оса, лиса, стрекоза; в третьем – волк, бабочка, снегирь.

Вопросы по таблице:

  • Как можно назвать всех, кто нарисован в первом ряду?
  • Сколько всего птиц в таблице? Назови их.
  • Кого больше зверей или насекомых?
  • На сколько групп можно разделить всех, кто нарисован в таблице?
  • Посмотрите на рисунки в третьем столбике. Что общего у всех, кто там нарисован?
  • Сравните животных первого и второго столбика. Что вы заметили общего?

Игры и игровые упражнении дают педагогу и родителям возможность проводить занятия с детьми более живо и интересно. Почти все игры, направлены на решение многих задач. К ним можно возвращаться неоднократно, помогая детям усвоить новый материал и закрепить пройденный.

  • Вперёд >