Общение с ребенком до рождения. Что делать, как воспитывать ребенка в утробе

Исследования показали, что дети, с которыми общаются еще до их рождения, вырастают более коммуникабельными и уверенными в себе. Также они начинают говорить раньше своих ровесников, легче осваивают иностранные языки и демонстрируют более высокий IQ. Как же общаться с ребенком, пока он еще находится в утробе? Мы расскажем вам о 4 способах, как это можно делать с пользой для себя и малыша.

Слова

Практически каждая беременная разговаривает со своим будущим ребенком – это самый простой способ поддержать коммуникацию с ним. Не стесняйтесь общаться с малышом, отбросьте мысли о том, что беседуете сама с собой – кроха правда все слышит, запоминает мамин голос и успокаивается.

Начинать разговаривать можно уже с самого зачатия. В таком случае вы привыкните общаться с малышом, и это станет для вас естественным процессом. Только учтите, что в первые недели зарождаются жизненно важные системы крохи, поэтому он еще ничего не слышит. Зато с 8 недели внутриутробного развития ребенок начинает реагировать на звуки и различать их.

Разговоры приносят пользу, когда они разнообразные. Поэтому будущей маме нужно не просто комментировать что-то, но также читать детские стихи, возможно, даже рассказывать какие-то вещи на другом языке – по мнению ученых, так еще в утробе матери у ребенка закладывается способность усваивать иностранные языки. Будет неплохо, если общаться с крохой станет не только мама, но и папа, братья и сестры, если они есть.

Прикосновения

Беременные любят поглаживать себя по животу, щекотать его, легонько толкать в местах, где чувствуется шевеление ребенка. Так действительно нужно делать – вербальное общение сильно помогает наладить контакт.

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Движения можно разнообразить:

  • Рисуйте на животе пальцем разные фигуры и поясняйте: «Это цветочек, это солнышко, это дом, а вот и ты, мой дорогой, вот твои глазки, носик и ротик».
  • Массируйте живот – только очень мягко, не допуская боли и дискомфорта. Тогда карапузу это точно понравится.
  • Предлагайте папе ребенка, старшим детям и другим членам семьи тоже пообщаться с ребенком, прикасаясь к вашему животу.

Прослушивание классической музыки

Классическая музыка полезна всем людям. Она повышает стрессоустойчивость, укрепляет нервы и даже повышает IQ на 8-9 единиц – для этого нужно каждый день всего минут по 10 слушать Моцарта или другого композитора. Еще ученые доказали, что малыши, слушающие классику еще до своего рождения, в 4 раза опережают ровесников в речевом и умственном развитии. Кроме того, так ребенок может научиться сопереживать мелодии, грустить под нее и радоваться. Слышит кроха неплохо – на 8 месяце внутриутробного развития его слух уже такой же, как и у будущей мамы, разве что громкость звуков для него в 3 раза меньше.


В зависимости от ситуации малышу нужно ставить разную музыку:

  • композиции Вивальди успокаивают разбушевавшегося в животе малыша и помогают уложить его спать;
  • классика от Брамса и Баха способна, наоборот, взбодрить;
  • музыка Шопена успокаивает ребенка, когда что-то заставляет его понервничать;
  • мелодии Моцарта стимулируют развитие интеллекта и активизируют деятельность головного мозга.

Пение

Есть также способ пообщаться с ребенком, которым пользовались еще наши прабабушки, — напевать крохе песенки, уделяя особое внимание колыбельным. У пения есть множество плюсов:

  • Таким способом будущая мама делится с ребенком эмоциями и чувствами, которые она сама испытывает во время исполнения песни.
  • Наряду с прослушиванием классики пение положительно влияет не только на эмоциональное, но и на умственное развитие крохи. Этому есть даже научное объяснение: просто музыка задействует большое количество нейронов головного мозга.
  • Кроху, который еще не родился, песни знакомят с музыкальным творчеством, развивая у него музыкальный вкус.
  • У будущей мамы появляется возможность настроить биологический ритм ребенка: если петь ему колыбельную перед сном, он привыкнет засыпать под эту песенку. Сейчас, кстати, есть разные методики пения для беременных – например, «Сонатал», предложенная профессором Лазаревым. Она основана на том, что существует больше тысячи песен, которые будущей маме нужно исполнять, исходя из времени суток, режима, настроения и поведения малыша в утробе. В итоге кроха научится понимать, что медленная песенка означает «пора отдыхать», быстрая – «кушать» и т. д.
  • Пение приносит пользу и самой будущей маме – это и тренировка дыхания, и отличный способ релаксации, и упражнение для обезболивания.

Таким образом, существует достаточно способов способов пообщаться с малышом в утробе. Они не только помогают воспитывать еще не родившегося кроху, но также дают шанс развивать его интеллектуально и эмоционально, прививать ему основы режима и налаживать контакт.

Мы выполняем назначения врачей, правильно питаемся, не забываем принимать витамины. И так хочется пообщаться с ребенком, но не все из нас знают как - и поэтому просто гладят свои животики. Да и вообще, услышит ли, поймёт ли нас малыш? А к тому же что о нас подумают окружающие, глядя, как мы беседуем с частью своего тела?

Но, несмотря на то, что многие люди не верят в возможность общения со своим ещё находящимся в утробе малышом, будущие мамы и папы, не стесняясь, что-то шепчут и приговаривают ему.

Девочки, а я вот интересуюсь, кто-нибудь разговаривает со своим малышом? Ведь после 18 недель они все слышат, до 18 недель только различают интонацию и громкость голоса. Мы купили недорогие народные сказки, и я иногда по вечерам читаю. Так малышка перестает брыкаться и внимательно слушает. Да картинки показываю. Конечно, она не видит, но слышит что нарисовано. Мне даже свекровь советовала почаще разговаривать с животиком. Нам также пришлась по вкусу классическая музыка. Я вообще верю в пренатальное воспитание. Да и удовольствия куча, когда на твои слова малышка реагирует. По-крайней мере, папку мы слушаем. Если о-очень толкается, он руку положит, поговорит, и она у меня всю ночь спит.

Вот у корейцев, например, когда ребенок рождается, считается, что ему уже годик, то есть по паспорту один возраст, а по традициям - на год старше, то есть в то время, когда он еще в пузике, он все равно уже ЖИВЕТ. Мне эта традиция нравится, я с ней согласна. Уже по-другому разговариваешь с животиком - как с живым человеком, и обращаешься по имени, и шутишь как-то целенаправленно, что ли…

Мы не знали, кто будет, - муж говорил мальчик, а я девочка. В итоге, девочка - на двух УЗИ сказали. Но он все равно счастлив, говорит: «Ну и ладно, главное, что наша малюточка будет». Разговаривает с животиком, говорит: «Анюточка, девочка наша любимая, мы тебя ждем, любим. Положит ухо на живот, а она его как пинанёт, он аж весь сияет потом от радости...

У нас вообще хитрюга, вот лягу я полежать вечером, он вроде спит, только папа рядом сядет и начнет со мной разговаривать и животик целовать, так он сразу активизируется, начинает с отцом общаться, я уже смеюсь, что ребенок ещё во мне, а у мужчин моих уже своя тусовка.

Мой муж часто разговаривает с животиком. По вечерам постоянно спокойной ночи желает.

А все-таки она существует...

Начиная писать эту статью, я была уверена, что разговоры с животиком - это не более чем приятное развлечение, способ сблизиться «беременной» паре друг с другом. И если спросить своего гинеколога: «Марь Иванна, скажите, а как разговаривать с животиком?», то внятного ответа не получишь.

Но, оказывается, еще с 1971 года в мире существует такая необычная наука о человеке, как пренатальная и перинатальная психология. В нашей стране эта наука только начинает развиваться, но с 1996 года и у нас есть Российская ассоциация перинатальной психологии и медицины.

Специалист в пренатальных технологиях Наталья ПОДОБЕД, врач акушер-гинеколог высшей категории, кандидат медицинских наук, доцент кафедры акушерства и гинекологии ВолгМУ пишет («Вестник Военно-медицинской академии», 1999, N5, С. 89-91):

Основой перинатальной психологии является теория перинатальных матриц. Особенно много для их изучения сделано американским психиатром Станиславом Грофом. По Грофу, перинатальные матрицы — это стойкие функциональные структуры («клише»), которые являются базовыми для многих (если не для всех) психических и физических реакций в течение всей последующей жизни человека. Учение о формировании матриц при беременности и в родах стало уже стройной теорией. ...Активация сформировавшихся матриц является основой реакции человека в его повседневной жизни.

А пока медицина проводит исследования, составляет теории и разбирается во всех этих сложных понятиях, мы должны понять - а как можем мы, беременные кто в первый-второй, а кто и в шестой раз, просто пообщаться со своим малышом. Что пойдёт ему на пользу, а от чего его надо оградить?

О чём следует говорить животику в первую очередь?

Все знают о существовании установки «беременным нельзя волноваться», но мало кто знает, что и в этой области проводились исследования, показавшие, что в подсознании взрослого человека остаётся информация о происходившем с его матерью, пока она его вынашивала. Результаты этих работ были представлены ещё в 1983 году на I Американском конгрессе про пренатальному и перинатальному воспитанию. Выяснилось, что ребенок еще до рождения способен определять мамину реакцию на все хорошее и плохое, происходящее с ней. Пульс мамы и сердцебиение малыша тесно взаимосвязаны. Если вы только что пребывали в стрессе и сердце ваше стало биться учащеннее, ребенок непременно это почувствует. Чтобы малыш был эмоционально стабилен и устойчив, очень важно уметь быстро успокаиваться самой. Как только вы станете ровнее дышать - положите руку на животик, словесно успокойте и ребенка. Такое сознательное отношение к малышу чрезвычайно важно для того, чтобы психика его сформировалась здоровой, а также тем самым улучшится и ваша психологическая готовность к отношениям с ребенком.

Но не только в горести, как говорится, надо уметь «общаться с животиком», но и в радости. Эндорфины, выделяемые нами в период особенного счастья, малыш также ощущает. Поговорите, объясните ребенку, что с вами происходит, отчего вы радуетесь... Поверьте, это только на пользу и вам, и вашему малышу!


«Музыка нас связала»...

Давным-давно еще наши пра-прабабушки знали русские народные наговоры и напевы для беременных, которые передавались из поколения в поколение:

Как во утро птичка певчая

Звоном радости зарю поет,

Так душа моя зачуяла,

Что под сердцем зреет дитятко.

Ты дитя мое моленное,

Божьим даром воспринятое,

По молитве мне даровано,

Для любви, для ласки-радости.

Ты для матушки, для батюшки

Светом свет покрыл,

Стал надеждой, утешением.

Ждем тебя, тобою светимся,

Ко Христу идем с молитвою,

Чтобы милость на тебя послал,

Чтобы рос для нас наградою,

А для Господа - утехою.

В 1983 году Михаил ЛАЗАРЕВ, доктор медицинских наук и профессор Международной академии наук и искусств, заведующий отделением пре- и перинатального здоровья детей Научного центра здоровья детей РАМН, создал метод пренатального музыкального обучения при помощи музыки «Сонатал». Этот метод основан на безусловном влиянии музыки на сенсорные системы человека, на воздействии песен на оба полушария головного мозга. Метод рекомендован Минздравом РФ.

В своём интервью газете «Владивосток» (2002 год) Лазарев говорил:

В дородовом периоде формируется сам мозг, и чем его сформируют, таков он и будет. Он лепится физически. Даже числом нейронов, которые при рождении у большинства людей угасают из-за невостребованности. Не допустить это - одна из задач моей методики...

Если всё так серьезно, то наверняка не всякую музыку можно включать своему «животику»? Вот что пишет в своей книге «Воспитание в утробе матери, или рассказ об упущенных возможностях» президент Французской национальной ассоциации пренатального воспитания (ANEP), педагог Андрэ БЕРТИН:

Плод также воспринимает музыку, которую слушает мать во время концерта. Он избирательно реагирует на программу. Так, Бетховен и Брамс действуют на плод возбуждающе, тогда как Моцарт и Вивальди успокаивают его. Что касается рок-музыки, то здесь можно сказать только одно: она заставляет его просто бесноваться. Было замечено, что будущие матери часто вынуждены покидать концертный зал по причине непереносимых страданий, испытываемых от бурного движения плода. Таким образом, они должны слушать иную, более структурированную музыку.

Помимо формирования мозга, музыка помогает воздействовать на малыша и физически, и эмоционально - через мамины чувства. Достаточно пару раз в день включать хорошую музыку на 10-15 минут, когда захочется вам самой, и наслаждаться ею!

Я точно знаю, что внутриутробное развитие ребёнка не бред. Во-первых, доказано на практике (среди родивших подруг большинство - музыканты), что музыка, которая нравилась ребёнку в пузе, нравилась ему и после рождения, и он откликался на неё. Ребёнок любит сказки и колыбельные, которые мама читала беременной. У малыша закладываются навыки музыкальные\слуховые\эстетические при прослушивании живой музыки (классика).

Наука доказала, что уже в утробе матери ребенок слышит музыку, речь, интонации голоса. Когда мамочка общается с малышом через специальную мелодику, то между ними возникает полное взаимопонимание. А какое это счастье для уже родившегося малыша - услышать от мамы ту самую мелодию, которую она ему пела, когда он находился еще в утробе. Мамин голос напоминает ему о том состоянии покоя и умиротворенности и ребенок скорее забывает о своих беспокойствах и засыпает в хорошем настроении.

Учиться никогда не рано?

Все мы появляемся на свет с неким числом мозговых клеток, но самое главное - развить межклеточные связи. Стимулирование роста межклеточных связей музыкой ли, чтением или даже играми еще до рождения повышает вероятность того, что ваш ребенок будет более развит интеллектуально. Считается даже, что малыш будет узнавать язык, на котором вы разговаривали с ним. Так, может, стоит поговорить с ним не только на русском?

В своей статье («Внутриутробное воспитание плода. Вариант лекции-беседы с беременными как методический материал для инструктора», Перинатальная психология и акушерство, Волгоград, 2001) Наталья Подобед пишет:

Логическое мышление и способность к языкам формируется с 16 недель беременности и длится до 3-х лет. Чем больше слов на различных языках будет услышано ребенком в этот период, тем легче малыш сможет в дальнейшем осваивать трудности иностранной речи.

С этим соглашается журнал «Счастливые родители», где Дженнифер Боулбрен пишет: «Звук голоса передается малышу через околоплодные воды, и к тому времени, когда он родится, он сможет узнавать не только ваш голос, но и язык, на котором вы говорите. Исследования показали, что маленькие французы проявляют больший интерес к людям, говорящим по-французски, в то время как русские дети явно предпочитают родной язык» .

«Животику» можно не только петь колыбельные, приговаривать русские народные потешки, читать простые детские книжки, но и обсуждать прочитанное, и даже !

Такое общение не только пойдёт на пользу будущим родителям и позволит им отдохнуть и «потренироваться» в общении с ребенком, но и позволит укрепить духовную связь с малышом. Это подтверждает и Ольга АНТОНОВИЧ, педагог-психолог, кандидат психологических наук, которая после четырехгодичного исследования «Формирование психологической готовности родителей к взаимоотношению с будущим ребенком» среди 200 будущих мам сделала вывод:

Специальные занятия теоретического и практического плана, включенные в медицинское сопровождение беременных женщин, могут оказать существенное влияние на формирование психологической готовности родителей к взаимоотношению с будущим ребенком.

Мы с дочкой много «играли». Муж, например, складывал руку на животик со словами «ку-ку», дочка сразу ему в руку толкалась. Разговаривали, сказки читали - вот те сказки, которые в пузе ей читали, она потом с явным вниманием слушала уже месяца в 3. А голоса близких уже в роддоме узнавала - даже врачи отмечали, что она сразу головку поворачивала к папе! ...С пузом просто надо научиться общаться и не комплексовать перед близкими. Ребенок не «когда-то там будет», а он УЖЕ есть, и ему уже необходимо ваше внимание! И это незабываемые ощущения, когда находишь контакт со своим еще нерожденным ребенком!

Как уговорить малыша родиться?

Говорят, что даже такое «невозможное возможно»! Если на протяжении всей беременности мама разговаривает с ребенком, у нее в любом случае сформируется особенная связь, пусть и на ментальном уровне. Удивительно, но врачи иногда советуют мамам самим договориться с малышом в неправильном положении, чтобы он перевернулся, или даже уговорить ребенка родиться поскорее или попозже.

Лариса Свиридова, практикующий психолог, руководитель школы для родителей «Мама Лара» пишет о таком разговоре:

Невозможно переоценить разговора родителей с ребенком о предстоящих родах. Конечно, не нужно рассказывать ребенку о механизме родов, о том, сколько это будет продолжаться, - здесь более важно говорить с ребенком о том, как ждут его рождения родители, что приготовлено к его рождению, какие пеленки и распашонки нашиты для него мамой, какая люлька и коляска куплены папой, как заждались его бабушки и дедушки, братья и сестры. Этот разговор нужно продолжать в течение всех родов, и в этом смысле очень важным становится присутствие папы, поскольку в родах бывают такие моменты, когда с ребенком проще говорить отцу. Необходимо понять, что ребенок - активный участник процесса, поэтому в случае затянувшихся родов, перед тем как использовать медикаменты для стимуляции схваток, необходимо поговорить с ребенком, попросить его о помощи. Когда ребенок двигается, он стимулирует силу сокращений рожающей матки, и ему проще пробраться по родовым путям во время потужного периода. Это может показаться несколько нереальным и надуманным, но те люди, которые непосредственно принимают роды, говорят, что все дети ведут себя в родах по-разному: кто-то из них занимает активную позицию, а кто-то очень пассивен, и тогда всю работу выполняет мама.

Общайтесь с «животиком», пойте и читайте, включайте ему музыку и играйте с ним, и потом подрастающий ребенок будет с огромным интересом, радостью и гордостью слушать ваши рассказы о том, как мама с папой ждали его.

Статью подготовила Наталья Михеева.

Вы замечали, что будущие мамы часто поглаживают свой округлившийся животик, склоняют голову, чтобы сказать малышу, находящемуся в утробе, теплые ласковые слова...? Будущие мамы делают это интуитивно - сама природа и материнский инстинкт заставляют их нежно прикоснуться к своему животику, как будто обнимая и поглаживая ребенка, разговаривать с ним так, как будто он слышит и понимает каждое слово... А ведь действительно! Общение с малышом может и должно начинаться еще до его появления на свет!

Знаете ли вы, что существует такое понятие как внутриутробная педагогика? Специалисты по психологии выделяют внутриутробное развитие малыша в отдельную область исследования. И не случайно. В первые месяцы беременности у ребенка формируется головной мозг и вегетативная нервная система. Они формируются не сами по себе. Влияние на этот процесс оказывают не только законы природы и гены, но и те условия, которые созданы будущей мамой во время беременности. Известно, что состояние стресса, нагрузка, беспокойство и негативные эмоции во время беременности сказываются на малыше. Хорошее же настроение будущей мамы также передается и ребенку! Даже по поведению малыша в животе можно сказать, как он реагирует на состояние мамы. Если она устала, возбуждена, переживает или испытывает дискомфорт - малыш скорее всего продемонстрирует свою ответную реакцию - будет пинаться, долго не уснет у мамы в животике... Если же будущая мамочка спокойна, читает с удовольствием книгу или слушает любимую музыку, кушает вкусное пирожное или просто созерцает красоту в парке - малыш воспринимает спокойный ритм ее сердца, чувствует себя защищенным. И это не простые наблюдения! У всего этого есть научное объяснение. Когда мы испытываем чувство радости и счастья, наш мозг вырабатывает «гормоны счастья» - эндорфины, во время стресса надпочечники вырабатывают «гормоны стресса» - катехоламины. Так как между мамой и ребенком через плаценту идет активный обмен веществами, то все эмоциональные переживания мамы отражаются и на малыше. Кроме того, и сам малыш уже с десятой недели беременности может «сообщить» маме о своем состоянии.

Итак, мы выяснили, что ребенок, находясь у утробе матери, способен переживать те же эмоции, что и сама будущая мама. А значит, будущая мамочка еще до появления крохи на свет может посылать ему маленькие послания в виде поглаживания своего животика, нежных слов, произносимых в спокойном темпе мягким тихим голосом.

Малыш еще до рождения реагирует на звуки и свет, показывает свои симпатии к тому или иному состоянию мамы, пище, которую она принимает и даже музыке, которую она слушает! Исследования показали, что при ярком свете, направленном на живот матери, ребенок щурится и отворачивается. При звуках маминого голоса малыш может прислушиваться, напрягая свое личико, либо начинает шевелиться, показывая, что участвует в происходящем! Во втором триместре беременности малыш начинает глотать околоплодную жидкость: если будущая мамочка съела сладкое - такой же вкус приобретает и водная среда, окружающая ребенка - в этом случае на личике крохи возникает выражение, похожее на улыбку. Ощущая горький вкус, ребенок кривится и перестает глотать околоплодную жидкость. Таким образом, можно заключить, что общение малыша и мамы начинается задолго до родов.

Как же именно наладить контакт со своим еще не рожденным малышом? Оказывается, учеными разработана специальная методика! Некоторое время (несколько дней) будущая мама должна внимательно понаблюдать за шевлюшками своего крохи. Когда определенная цикличность и регулярность будет очевидна - запомните - в какое время суток, в какие часы малыш наиболее активен. Это время и будет идеальным для общения с ребенком, ведь он будет готов воспринимать информацию и делаться ею с вами! Каждый раз общение будущей мамы и ребенка должно начинаться одинаково - это может быть определенная песенка, поглаживание живота или любой другой способ. Главное, всегда один и тот же. Малыш должен на уровне рефлекса понять, что мама «выходит на связь». Таким образом, с малышом можно общаться около 20 минут в день. Постепенно вы начнете замечать, что малыш пинается именно в то место, где на животике лежит ваша рука. Ребенок привыкнет к тому, что в это время мама поет ему песенку и даже если дела отвлекут вас - малыш сам своим шевелением напомнит вам о приятной обязанности. Точно также с малышом может общаться и папа. Ребенку можно читать сказки, рассказывать стихи. А можно просто рассказать о том, как прошел ваш день.

Подобное общение с мамой еще до родов дает малышу уверенность в том, что он защищен, его покидает чувство страха и тревоги. Он знает, что мама рядом, она говорит с ним, она с ним каждый день и помнит о том, что он внутри нее. Общение с малышом во время беременности избавит от проблем с грудным вскармливанием. Малыш, прижавшись к груди мамы после рождения, узнает ее голос, успокоиться и перестанет плакать, ведь он будет точно знать, что с ним рядом та самая мамочка, которая на протяжении всех 9 месяцев нежно называла его своим маленьким счастьем и пела колыбельные...

Вы замечали, что будущие мамы часто поглаживают свой округлившийся животик, склоняют голову, чтобы сказать малышу, находящемуся в утробе, теплые ласковые слова...? Будущие мамы делают это интуитивно - сама природа и материнский инстинкт заставляют их нежно прикоснуться к своему животику, как будто обнимая и поглаживая ребенка, разговаривать с ним так, как будто он слышит и понимает каждое слово... А ведь действительно! Общение с малышом может и должно начинаться еще до его появления на свет!

Знаете ли вы, что существует такое понятие как внутриутробная педагогика? Специалисты по психологии выделяют внутриутробное развитие малыша в отдельную область исследования. И не случайно. В первые месяцы беременности у ребенка формируется головной мозг и вегетативная нервная система. Они формируются не сами по себе. Влияние на этот процесс оказывают не только законы природы и гены, но и те условия, которые созданы будущей мамой во время беременности. Известно, что состояние стресса, нагрузка, беспокойство и негативные эмоции во время беременности сказываются на малыше. Хорошее же настроение будущей мамы также передается и ребенку! Даже по поведению малыша в животе можно сказать, как он реагирует на состояние мамы. Если она устала, возбуждена, переживает или испытывает дискомфорт - малыш скорее всего продемонстрирует свою ответную реакцию - будет пинаться, долго не уснет у мамы в животике... Если же будущая мамочка спокойна, читает с удовольствием книгу или слушает любимую музыку, кушает вкусное пирожное или просто созерцает красоту в парке - малыш воспринимает спокойный ритм ее сердца, чувствует себя защищенным. И это не простые наблюдения! У всего этого есть научное объяснение. Когда мы испытываем чувство радости и счастья, наш мозг вырабатывает «гормоны счастья» - эндорфины, во время стресса надпочечники вырабатывают «гормоны стресса» - катехоламины. Так как между мамой и ребенком через плаценту идет активный обмен веществами, то все эмоциональные переживания мамы отражаются и на малыше. Кроме того, и сам малыш уже с десятой недели беременности может «сообщить» маме о своем состоянии.

Итак, мы выяснили, что ребенок, находясь у утробе матери, способен переживать те же эмоции, что и сама будущая мама. А значит, будущая мамочка еще до появления крохи на свет может посылать ему маленькие послания в виде поглаживания своего животика, нежных слов, произносимых в спокойном темпе мягким тихим голосом.

Малыш еще до рождения реагирует на звуки и свет, показывает свои симпатии к тому или иному состоянию мамы, пище, которую она принимает и даже музыке, которую она слушает! Исследования показали, что при ярком свете, направленном на живот матери, ребенок щурится и отворачивается. При звуках маминого голоса малыш может прислушиваться, напрягая свое личико, либо начинает шевелиться, показывая, что участвует в происходящем! Во втором триместре беременности малыш начинает глотать околоплодную жидкость: если будущая мамочка съела сладкое - такой же вкус приобретает и водная среда, окружающая ребенка - в этом случае на личике крохи возникает выражение, похожее на улыбку. Ощущая горький вкус, ребенок кривится и перестает глотать околоплодную жидкость. Таким образом, можно заключить, что общение малыша и мамы начинается задолго до родов.

Как же именно наладить контакт со своим еще не рожденным малышом? Оказывается, учеными разработана специальная методика! Некоторое время (несколько дней) будущая мама должна внимательно понаблюдать за шевлюшками своего крохи. Когда определенная цикличность и регулярность будет очевидна - запомните - в какое время суток, в какие часы малыш наиболее активен. Это время и будет идеальным для общения с ребенком, ведь он будет готов воспринимать информацию и делаться ею с вами! Каждый раз общение будущей мамы и ребенка должно начинаться одинаково - это может быть определенная песенка, поглаживание живота или любой другой способ. Главное, всегда один и тот же. Малыш должен на уровне рефлекса понять, что мама «выходит на связь». Таким образом, с малышом можно общаться около 20 минут в день. Постепенно вы начнете замечать, что малыш пинается именно в то место, где на животике лежит ваша рука. Ребенок привыкнет к тому, что в это время мама поет ему песенку и даже если дела отвлекут вас - малыш сам своим шевелением напомнит вам о приятной обязанности. Точно также с малышом может общаться и папа. Ребенку можно читать сказки, рассказывать стихи. А можно просто рассказать о том, как прошел ваш день.

Подобное общение с мамой еще до родов дает малышу уверенность в том, что он защищен, его покидает чувство страха и тревоги. Он знает, что мама рядом, она говорит с ним, она с ним каждый день и помнит о том, что он внутри нее. Общение с малышом во время беременности избавит от проблем с грудным вскармливанием. Малыш, прижавшись к груди мамы после рождения, узнает ее голос, успокоиться и перестанет плакать, ведь он будет точно знать, что с ним рядом та самая мамочка, которая на протяжении всех 9 месяцев нежно называла его своим маленьким счастьем и пела колыбельные...

Раньше, когда говорили о беременности, о ребенке упоминали лишь как о плоде.
А плод, он что - растет, развивается, шевелится…

С конца 80-х г.г. о ребенке стали активно говорить как о человеке. Врачи иногда говорят не плод, а ребенок, психологи считают, что ребенок у мамы в животе еще не личность, но и рождается он не "чистым листом" - это тоже давно известно.

Во многих центрах (а скорее всего во всех), где супружеским парам помогают подготовиться к рождению ребенка, большое внимание уделяют установлению контакта и общению с ним.
Отношение людей к этому очень разное: одни считают саму постановку вопроса полным абсурдом: "С кем там еще общаться?", другие каждый день поглаживают животик и так общаются с малышом, третьи утверждают, что чувствовали ребенка и общались с ним еще до зачатия.

Давайте же разберемся, можно ли общаться с ребенком до рождения, как это можно делать, и что это дает ребенку и будущим родителям.

Для того, чтобы ответить на вопрос "С кем там общаться?" достаточно обратиться к исследованиям внутриутробной жизни младенца, которые проводились различными специалистами в разных странах с самого начала ХХ века. Сейчас доподлинно известно, что, начиная с 6 недель, можно зафиксировать мозговые импульсы ребенка, он начинает реагировать на свет. 10 - 11 недель - время, когда малыш начинает чувствовать прикосновение, тепло, вибрацию, боль, давление и не только чувствовать, но и реагировать. Если ощущение ему "не нравится" - он отстраняется или отворачивается. 18-20-недельный ребенок уже проявляет свой характер. Там, где "тихоня" слыша громкие звуки, пугается, более активный - может рассердиться. Мимика ребенка выражает удовольствие, гнев, крик, плач, появляется улыбка. Ребенок уже хорошо слышит и "запоминает" отдельные слова и фразы, различает голоса, имеет музыкальные предпочтения. Известно, что детям больше нравится мелодичная музыка, особенно любят малыши Моцарта и Вивальди. На шестом месяце развивается вестибулярный аппарат - это значит, что ребенок начинает различать положение своего тела в пространстве и переворачиваться. В это же время появляется вкус, а обоняние разовьется только к девятому месяцу.

Так что сомнений не остается - общаться есть с кем. Более того, это маленькое существо ждет общения, а иногда активно добивается. Очень часто приходится слышать от будущих родителей, что пока папа руку на живот не положит, ребенок не угомонится и маме заснуть вечером не даст. Детка может требовать вечернюю прогулку, купание перед сном или любимую песенку, а иногда душевный разговор.

И вот мы уже говорим о том, как общаться. Поскольку слух у ребенка развивается раньше всего, а к моменту рождения малыш уже может узнавать маму и папу по голосам и интонациям, то конечно, с ним можно разговаривать. Не просто мысленно общаться или что-то тихонечко нашептывать, а именно говорить. Одно исследование показало удивительную связь такого общения с развитием ребенка после рождения. В семьях, где ожидался ребенок, папы в одно и то же время дня должны были похлопывать по животу и говорить одни и те же слова: "Я твой папа!". Когда детки родились, то выяснилось, что они меньше плакали, дольше и внимательнее слушали, когда родители с ними разговаривали, и раньше начали говорить сами, чем те дети, с которыми родители до рождения не общались. А ведь это только эксперимент, в жизни общение может быть и более разнообразным и более эмоциональным. Расскажите ребеночку, как вы его любите и ждете, какой он у вас замечательный, умный, добрый, любящий и талантливый, что чувствуете в своем сердце нежность и теплоту, и как вы счастливы, что он пришел к вам. И еще многое, и многое, что вам захочется сказать ему от самого сердца.

Еще один прекрасный способ общения - это пение. Когда женщина поет, она соединяется со своими чувствами и эмоциями и переживает их гораздо полнее. И, конечно же, ребенок тоже ощущает более сильные импульсы от своей мамы - не только голос говорит ему теперь о любви и нежности, но и ее дыхание и все тело как бы пропитывается этими вибрациями.
Вы можете вместе слушать музыку. Малыш узнает, что нравится вам, а вы по его поведению вскоре начнете чувствовать, что нравится ему. Вкусы детишек очень разнообразны: одним нравится спокойная мелодичная музыка, другим - более динамичная, ритмичная музыка, третьи не прочь "потанцевать" и немного подвигаться в такт. Наверное, в этом они схожи с нами - у них разные вкусы, и они любят, чтобы музыка соответствовала настроению.

Есть свидетельства, что ребенок может запоминать ту музыку, которая воспринималась мамой наиболее эмоционально. Например, описывался случай, когда один музыкант по памяти сыграл музыкальное произведение, которого прежде не слышал. Оказалось, что его мама, во время беременности исполняла это произведение, и это было единственное время, когда молодой человек мог его услышать. Эта музыка как бы звучала внутри него, было похоже, что он помнил ее всем телом.

Мы говорим об общении с ребенком до рождения. Но разве здесь речь не о воспитании? Ведь очевидно, что хороший музыкальный вкус, манеру разговора, тон и преобладающую эмоциональную окраску общения с людьми ребенок впитывает не только с молоком матери, но и гораздо раньше.
Образ жизни современной женщины часто бывает малоподвижным, особенно если работа связана с компьютером. Давно известно, что маленький человечек хорошо развивается, когда мама много двигается: ходит, совершает разнообразные движения, меняет положение тела. Все это способствует развитию мозга ребенка. Уже упоминалось, что во время беременности развивается вестибулярный аппарат ребенка, для этого и нужно движение. Когда мама ходит, ребенок ощущает покачивания, когда наклоняется - пространство ребенка тоже меняет положение, когда переворачивается - малыш тоже переворачивается. Все это готовит ребеночка к появлению на свет, ведь здесь, в условиях гравитации, очень важно уметь координировать свое тело, чувствовать верх и низ для того, чтобы научиться переворачиваться, ползать, а потом ходить. Делая упражнения, вы наверняка заметите, что одни из них ребенку нравятся, другие - не очень, и, выполняя их, вам придется приспособиться к малышу - когда-то делать чуть медленнее, может быть выбрать меньшую амплитуду движения, больше расслабиться и т.п. Все это тоже общение, потому что гимнастику вы делаете вместе.
С какого момента можно общаться с младенцем? А что говорят об общении в народе? "Друг сердечный", "сердцем чувствую", "сердечная связь"… Вот и ответ. Общаться можно еще до того, как ребенок начинает слышать, ощущать прикосновения и видеть, еще до того, как мы почувствуем его первые еле заметные движения.

С 18 дней бьется сердечко ребенка и отвечает на импульсы наших чувств и эмоций. В этом и парадокс, и объяснение того, что многие женщины чувствуют свое дитя в утробе еще до того, как появились какие-либо признаки беременности. Когда мы поем ребенку, говорим о своей любви и нежности к нему, когда кладем руку на живот, когда видим красивую природу или творения человеческих рук - наши сердца общаются, и устанавливается та самая сердечная связь, которая помогает родителям и дальше понимать своего ребенка без слов.

Итак, общение с ребенком до рождения безусловно для него и хорошо, и полезно. Но что оно дает нам, его будущим родителям?
Природа удивительно мудра: у нас есть целых 9 месяцев, чтобы привыкнуть и освоиться с мыслью о родительстве. Даже если беременность желанная и запланированная, даже если это не первый ребенок, все равно ничего нельзя знать наперед, все равно жизнь внесет свои коррективы. Время ожидания ребенка - это урок длиной в 9 месяцев - урок безусловной любви. Нам не дано знать наверняка, кто родиться - мальчик или девочка, каким будет этот ребенок - талантливым математиком, мудрым философом или веселым менестрелем, мы не знаем его характера, привычек и предпочтений, цвета глаз и волос, тембра голоса. И все-таки это уже наш ребенок - частичка нас обоих - мамы и папы, плод нашей любви. Общаясь с ним, мы учимся быть чуткими и внимательными, учимся понимать свои чувства и ощущения (ведь именно этот язык используют все новорожденные и все детки, особенно те, что не умеют говорить), мы учимся быть терпеливыми и открытыми, потому что беременность - это ожидание - таинство вынашивания и созревания нового человека. Иными словами у нас есть уникальная возможность развить в себе качества, нужные родителям, и приблизиться к тому, чтобы стать хорошими родителями именно для этого ребенка.

Еще древние целители хорошо знали, что не только у но-ворожденного, но и у еще не родившегося ребенка имеется сознание, но только сейчас медицинская техника по-зволила изучить тайную жизнь младенца в животе у матери. Вы-яснилось, что младенец может чувствовать и понимать свои чувства, проявлять ощущения и эмоции на гораздо более ранних стадиях внутриутробного развития, чем считалось еще не так давно.

Как показывают исследования, к шестой неделе эмбрион уже может двигаться, брыкается, когда слышит звук голоса матери или отца, которые что-либо говорят ему, наклоняясь к животу.

Существует множество различных программ образо-вания нерожденного ребенка. Разработаны даже специаль-ные пояса для беременных, куда вмонтированы пленки с записями, которые, по утверждению изобретателей, дают возможность парам рожать эмоционально уравновешенных детей с высоким уровнем коэффициента интеллектуального развития. Общение с ребенком во время беременности, таким образом, подразумевается не только как психологический акт, но и как акт образовательно-развивающий, способный оказать существенное влияние на его интеллектуальную сферу впоследствии.

Психологи глубоко убеждены в том, что если и нельзя пока считать полностью доказанным, что специальные пренатальные за-нятия улучшают интеллект ребенка, однако бесспорно, что эти занятия значительно укрепляют эмоциональную связь матери с ребен-ком. Общение с ребенком во время беременности имеет существенные положительные результаты: такие дети более активны, они улыбаются, садятся, начинают ходить и говорить раньше, и у них более глубокие узы любви с родителями.

Современные специалисты в области педиатрии настоятельно советуют уделять особое внимание общению с ребенком во время беременности, даже если вам кажется, что это не столь важно. Диалог матери и ребенка на самом деле происходит все время: это неосознаваемые вами обмен чувствами и ощущениями. И если будущая мать, ежедневно сосредоточи-ваясь на мыслях о своем ребенке, прислушивается к нему, проникает мысленно в его тайную жизнь, концентрирует на нем все свое внимание, тренирует свое воображение, разговаривает с ним, передает ему свое тепло, ласку и не-жность, то она создает глубочайшие взаимоотношения с ним ребенком, устанавливает с ним особые узы любви и взаимопонимания.

Имеется колоссальное количество доказательств того, что эмоциональная жизнь матери сильно влияет на плод. Эмоции беременной женщины в форме химических элементов и гормонов посылаются к ребенку че-рез ее кровь: через плаценту в кро-вообращение плода. Беременная женщина должна понять тот факт, что плод - это активная личность. Именно ребенок гарантирует успех эндокринной системы в процессе беременности и вызывает многочисленные изме-нения в физиологии материнского организма. Именно он решает, как ему лучше лежать и каким образом выходить на свет.

Найдите хотя бы пять минут в день, чтобы поговорить со своим ребенком, сосредоточиться на его чувствах, понять его ощущения, и тогда после рождения ваш эмоциональный контакт будет при-носить вам глубокое удовлетворение и радость. В равной степени это относится и к будущему отцу. Если муж хочет, чтобы ребенок не плакал, услышав незнакомый голос после рождения (а исследования показали, что новорожден-ный резко пугается и плачет, услышав чужой мужской го-лос), он должен класть руку на живот жены каждый день и что-то говорить малышу. Изу-чая новорожденных, чьи папы благоразумно заранее учи-лись любить своего малыша и разговаривали с ним до рож-дения, исследователи были изумлены, убедившись, что «не-разумные» новорожденные поворачивали голову в сторону мужского голоса, уже хорошо знакомого им заранее, и не плакали, а улыбались.