Обычаи и традиции Масленицы. Проводы Масленицы — проводы зимы

Согласно ритуалу, в воскресенье происходят проводы Масленицы (как праздника), которые заключаются в сожжении чучела Зимы или ее символических похоронах. Чучело это в весенних обрядах славян называлось Мареной (Мореной, Марой), по имени богини, связанной с ритуалом умирания и воскресения природы. Это соломенное чучело было воплощением смерти и зимы, которое топили или сжигали.

Анна Виноградова Сожжение чучела Масленицы.


Воскресенье светлое быстро наступает.
Облегчают душу все в «Прощенный день».
Чучело соломенное - Зимушку - сжигают,
Нарядив в тулупчик, валенки, ремень...
Пышные гуляния ярмарка венчает.
До свиданья, Масленица, приходи опять!
Через год Красавицу снова повстречаем.
Снова будем праздновать, блинами угощать!

Историки пишут, что сожжение чучела было традиционным для северных, центральных и поволжских губерний. Чучело Масленицы везли участники масленичного поезда (иногда в нём насчитывалось несколько сот лошадей). В костёр с горящим чучелом бросали традиционную поминальную пищу (блины, яйца, лепёшки). В Поволжье, в частности в Татарстане, также существует традиция бросания в костёр специальных масленичных кукол, с которыми уходили все невзгоды. В некоторых деревнях чучело сажали на колесо, символизирующее солнце, которое держалось на шесте.

Семен Кожин Масленица. Проводы зимы. XVII век.

Частушки

С наступленьем воскресенья
Просим мы у всех прощенья.
Наши добрые стремленья
Вызывают восхищенье.

На прощанье весь народ
Масленицу подожжет.
Разгорайся поскорей,
Чтоб жилось нам веселей!

По двору возили диву,
Ой, да статну и красиву.
Жаль такую мне сжигать,
Да жена не даст мне спать.

Нарисовану личину
Блином мы прикроем чинно.
Пусть сгорит она совсем,
От зимы устали все.

Алексей Тимков Масленица. 2003 г.

В южнорусских, среднерусских, западных и ряде поволжских губерний был распространён ритуал похорон Масленицы, которые все же выглядели, как пародия похоронной процессии.
Её участники носили по деревне чучело в корыте, люльке или специальном ящике-гробе. В процессии участвовали «поп» (девушка в ситцевой ризе с бородой из пеньки или шерсти; роль мог исполнять и мужчина), «дьякон» с «дьячком», а также группа плакальщиц, замыкавшая шествие. Похороны Масленицы сопровождались поношением ее в специальных песнях, где она называлась объедалой, блиноедой, обманщицей, разорительницей. В ряде случаев такое прощание с Масленицей приобретало черты масленичного поезда, где чучело помещали в сани, которые часто везли не лошади, а мужчины. После того, как процессия прошествовала по всему селу, происходила «кремация покойницы», другими словами, её сжигали, что по поверьям должно было принести хороший урожай.

Елена Кудрий Масленица 2008 г.

Последний день - прощенье, воскресенье,
Ты покаянным отпусти грехи!
Гулянье всю неделю тут гремело,
То масленицы крупные штрихи!

Простим друг друга братски, троекратно!
Не будем про обиды вспоминать,
Закон от предков, нам это понятно,
По правде жить - значит любить, прощать!

Дмитрий Холин Широкая масленица. Прощённое воскресенье.

Дмитрий Холин Прощённое воскресенье. 2011 г.

В старину чучело делали всем селом, каждая семья должна была принести свой пучок соломы и старое тряпье, из которого готовился наряд Масленицы. В первый день праздничной недели чучело устанавливали на видном месте, в последующие дни водили вокруг нее хороводы и пели песни. Часто в течение недели устраивали катания на санях с этим чучелом, а устанавливали его для сожжения только в воскресенье.

Сергей Крылов Масленица. 2000 г.

***
Веет в воздухе весной,
В парк спешит народ честной,
Да с утра, да семьями,
В это воскресение!
Всяк идёт, кому не лень:
На Руси - особый день!
На плечах я у отца!
Нынче - Масленица!
Видят всё глаза мои:
Вот концерт, а там бои.
Звонкая да чистая -
Песня голосистая
То летит, то стелется,
Про купца, про девицу!
Больше нравится мне пляска -
Это праздник, это сказка!
Встала мама в хоровод -
Лебедь белая плывёт…
С папой мы удивлены:
И ватрушки, и блины,
С пылу с жару - их съедают,
А они не исчезают!
Пахнет солнцем и блинами -
Март. И - Масленица с нами!
Станем чучело сжигать,
Будем Зиму провожать!

Ольга Ларионова Масленица.

Ольга Ларионова Масленица.

Обычно чучело сжигалось на костре, который разводили за селом у реки или просто на возвышенности. Уничтожив, таким образом, символ зимы, наши предки ждали воскрешения его силы весной в семенах и зернах.
Через костер зачастую прыгали, причем не ради забавы, а для роста льна и конопли, а пепел от сожженного чучела традиционно развеивали над полями опять же для хорошего урожая.
Иногда чучело Масленицы не сжигали, а топили в проруби или разрывали на части. Солому чучела раскидывали по полям (как вы понимаете, для богатого будущего урожая).
А еще историки описывают ритуал проводов Масленицы, когда по селу возили не чучело, а человека - какого-нибудь местного пьяницу или наоборот - молодую девушку. Со смехом и песнями «живую Масленицу» вывозили за село и там прощались с Масленицей, бросая ее «воплощение» в снег. Впрочем, возникает вопрос - а ритуального сожжения соломенного чучела в таких случаях не происходило?

Павел Балод Масленица.

***
...Воскресенье - день прощанья,
Проводы седой зимы.
В каждой хате целованья,
Год ждать новой Маслены.
Колокольный звон играет,
Всех к заутрене зовёт.
Молодой и старый знает:
Завтра пост в дома придёт.
После службы в поле выйдут
Все с поклоном казаки.
К Солнцу взор с молитвой вскинут
И попросят по-людски:
- Солнце красное, будь щедрым,
В поле семена согрей!
Будь, Господь, к нам милосердным:
Землю дождичком полей.
Дотемна идёт веселье,
Угощается народ,
До звезды до первой чтобы
Всем наесться наперёд.

Ираида Мордовина

Игорь Шаймарданов Проводы зимы.

Игорь Шаймарданов Проводы Масленицы.

Игорь Шаймарданов Проводы Зимы. 2005 г.

Хотя встречается описание проводов Масленицы, где чучела не делали, а просто устраивали большой костер, в котором сжигали остатки скоромной пищи и всякое ненужное старье - от лаптей и веников до прохудившихся бочек и сломанной бороны. Обязательным было сожжение в костре колеса, как знак приближающейся весны и горячих лучей солнца.

Даша Самойлова Сожжение чучела Зимы.

День прощенный праздник старый
Но со смыслом он великим
Пусть прощенье будет светлым
Радостным и не безликим.
Этот день надежду дарит
И приносит облегченье
Так прости меня за все ты
Просто в это воскресенье.

Использованы материалы и стихи из Википедии, сайтов о праздниках каждый день и сайтов поздравительных стихов.
murony_zimbitor
А можно последнюю картинку тоже подписать? Рыкова Марина Проводы Масленицы 2011 г.

Россия – страна, где старые традиции и обычаи чтут миллионы людей. Одним из самых ярких и необычных праздников нашей страны является Широкая Масленица. В этот день люди выходят на улицы для того, чтобы проводить уже порядком наскучившую зиму и встретить долгожданную весну. Некоторые православные христиане считают, что праздник этот языческий и отмечать его не следует. Но это большое заблуждение, поскольку представители епархии ничего предосудительного в праздновании Масленицы не видят. Тем более что, несмотря на языческое происхождение, у этой традиции есть также и православные корни.

Несколько слов о происхождении праздника

Отмечать Широкую Масленицу на Руси стали еще до ее крещения. Именно поэтому можно говорить о том, что этот праздник берет свое начало с языческих времен . Наши предки выходили на улицу, чтобы сжечь чучело зимы, которое, по старому поверью, мешает весне вступить в свои права. В этот день было принято печь тонкие лепешки круглой формы – они были символами солнца, которое с момента проводов зимы, как правило, начинало светить ярче. Эта традиция приветствуется до сих пор. На масленичной неделе женщины пекут блины, которые и формой, и янтарно-желтым цветом напоминают небесное светило.

По старой традиции, праздник Широкой Масленицы отмечался 24 февраля. Сегодня у него нет фиксированной даты.

Все это потому, что после крещения Руси церковь внесла некоторые коррективы в языческие обычаи. Теперь Масленицу начинают отмечать за неделю до начала Великого (Петровского) поста. Отмечать Масленицу с самого начала было принято на улице. В этот день на центральных площадях устраивались ярмарки, увеселительные мероприятия и конкурсы, тут и там стояли самовары с чаем и продавались блины. А детвору катали по площади на запряженных наряженными лошадьми санях. Завершался праздник традиционно – сожжением чучела зимы.

Как принято отмечать Масленицу сейчас?

Проводы зимы сегодня организуются не менее весело, чем раньше. На улицах в этот день устраивается продажа блинов и горячего чая. Не остается в стороне и традиция проведения ярмарок. Посреди главной площади города или менее крупного населенного пункта устанавливается чучело зимы, которое сжигается в конце мероприятия. Заранее готовятся также и площадки для проведения различных традиционных конкурсов. На обледеневших столбах висят призы, на очищенных от снега участках лежат канаты, которые необходимо будет перетягивать двум командам людей . Практически ни одну старую добрую традицию организаторы праздника не оставляют в стороне, за исключением русской народной забавы, носящей название «стенка на стенку», поскольку массовые драки ничем хорошим не заканчиваются.

Какие факторы учитывать при подготовке сценария праздника «Проводы русской зимы»?

Праздник прощания с зимой, который отмечается в последний день масленичной недели, должен проводиться по определенному сценарию. Ведь только в этом случае мероприятие будет организованным и запомнится всем, кто придет проститься с зимой. Организаторам праздника, разумеется, следует знать, на что обратить внимание при его подготовке и что обязательно следует включить в его сценарий. Подготавливая сценарий «Проводы зимы – встреча весны», следует обязательно учесть такие факторы, как:

  • Климатические условия . Чем холоднее будет на улице, тем меньше времени должны идти народные гуляния, по сценарию проводов зимы это нужно обязательно предусмотреть. Помните о том, что на празднике будут дети, которые сильно расстроятся, если из-за холода им придется уйти домой раньше, чем будет сжигаться чучело, олицетворяющее зиму. К тому же на празднике могут присутствовать люди в состоянии алкогольного опьянения, для которых затяжные мероприятия также могут не пойти на пользу.
  • Возраст присутствующих на празднике гостей . В том случае, если вы готовите сценарий к массовому мероприятию, на которое придут жители всего города или села, нужно подготовить программу, включающую развлечения для людей всех возрастов – от ребятни до старика. Из сценария празднования масленицы, на котором будут присутствовать только взрослые, например, ваши коллеги по работе, разумеется, нужно исключить конкурсы для малышни.

Что следует обязательно включить в сценарий проводов русской зимы?

Вам необходимо провести прощание с русской зимой, а вы понятия не имеете, что включить в сценарий? Вот несколько простых рекомендаций, которые способны сделать ваш праздник ярким и запоминающимся:

О некоторых пунктах сценария Масленицы (проводов зимы устраиваемых на улице), организаторам следует знать подробнее.

Частушки

Старая русская традиция исполнения частушек на массовых народных гуляниях по душе и взрослым, и детям. Веселые напевы способны завести толпу. Главное здесь – выбрать подходящего исполнителя или исполнительницу.

Петь частушки лучше, конечно же, под гармонь или баян. Если же по каким-то причинам найти музыканта, виртуозно играющего на этих инструментах, не удастся, можно воспользоваться фонограммой с записью народной музыки.

Частушки могут быть тематическими:

Ох, мы Масленицу ждали, На блины надеялись, Не успели их нажарить, Сразу же объелись.

Гуляй, народ, Веселись, народ, Это ж Масленица Широка идет!

Или обычными, незатейливыми:

Мы с подружкой побывали Ой, на вечеринке, Так плясали-танцевали – Сбили все ботинки!

Главное, чтобы собравшимся проводить зиму людям было нескучно. Можно сказать со сцены, где выступают исполнители частушек, чтобы народ не стеснялся и танцевал. Это, кстати, неплохая возможность согреться.

Конкурсы

Самым главным конкурсом на праздновании Широкой Масленицы издавна являлось испытание для самых ловких . Суть его заключалась в том, что на обледеневший столб, на верхушке которого были закреплены различные призы, нужно было забраться так, чтобы ни разу не упасть. Проводить такой конкурс можно и сейчас, а призы могут быть самыми разнообразными. Ни в коем случае не допускайте к участию в подобном испытании маленьких детей во избежание получения ими травм. При составлении современного сценария проводов зимы можно провести также и другие конкурсы:

  • Сорви платок . На площадке, где будет проводиться испытание, необходимо заранее установить некое подобие турника с наклоненной верхней перекладиной. На ней, на разной высоте нужно повесить разноцветные яркие носовые платочки. Участнику конкурса нужно будет разбежаться и сорвать один из них. Сорванный приз можно подарить одной из девушек или оставить себе.
  • Бег на трех ногах . Участники конкурса делятся на две команды. Двум каждым из них связывают обе ноги между собой. Пара на трех ногах скачет до отмеченного каким-либо знаком участка и возвращается назад. Побеждает команда, успевшая преодолеть препятствие раньше соперника.
  • Перетягивание каната . Участники, разделенные на две команды, тянут канат на свою сторону. Победит тот, кто заведет соперников за красную линию.

Ярмарка

Если вы организуете проводы зимы в городе, то с проведением ярмарки не возникнет проблем. Следует только заранее оповестить торговых представителей, обычно собирающихся на подобные мероприятия. Если же ваше мероприятие имеет меньший масштаб, можно устроить импровизированную ярмарку – собрать ненужные старые вещи, которые есть у вас дома, испечь сладости, блины и т. д. Участникам ярмарки следует нарядиться в русские народные костюмы и нараспев зазывать покупателей.

Современный обязательно должен быть прикольным. Это поможет жениху и невесте снять напряжение в столь важный для них день. В нашей вы найдете несколько вариантов шуточных поздравлений сестры с юбилеем. По следующему адресу вы прочитаете о том, какое можно составить меню для детского дня рождения.

Сожжение чучела зимы

Чучело можно сделать из соломы и нарядить его в старую одежду. Лицо куклы, которая будет сожжена в конце мероприятия, нужно сделать ярким. Сжигать чучело следует в соответствии с нормами пожарной безопасности. Люди должны находиться на расстоянии более пяти метров от места, где будет происходить сожжение. Проводы русской зимы следует организовывать на улице, ведь, согласно старой доброй традиции, народные массовые гуляния проводились именно таким образом. Этот день поистине особенный, потому что проводы зимы означают то, что весна уже не за горами. И пусть она не настанет уже на следующий день, но одна мысль о том, что скоро природа оживет, по улице побегут ручьи и запоют вернувшиеся с юга птицы, способна согреть сердца людей! Каким бы ни было красивым чучело Зимы, его все равно приходится сжигать по окончании праздника. А вдруг Весна на самом деле обидится и не придет. Вот об этом и будет следующее видео: http://www.youtube.com/watch?v=u4QFbG3KS-I

Дорогорский ЦКС Мезенского района

Село празднично украшено. В месте проведения праздника - яркие плакаты, стихотворные приветствия. Над торговыми рядами надписи: «Где оладьи - там и ладно!»,

«Где блины - там и мы!», «У нас съестное - рыбно да мясное!». Организована торговля блинами, пирогами, баранками. На столах дымятся самовары с красивыми заварочными чайниками сверху.

На территории, оформленной для проведения праздника, установлен ледяной столб, на самой верхушке его - призы. Место праздника украшено снежными фигурами, сделаны горки и снежная крепость.

Уже с 10 часов утра по селу проезжают «глашатаи» верхом на конях, появляются конные упряжки с ряжеными. «Глашатаи» ходят и на ходулях, зазывая народ на праздник:

Милости просим!

Будьте как дома!

Русскую зиму отпраздновать нужно Весело! Шумно! Задорно и дружно!

Ряженые и глашатаи приглашают всех к 11 часам на место проведения праздника. Глашатаи и скоморохи одеты ярко и необычно. На них вывернутые мехом наружу тулупы, на лицах - маски, в руках - колокольца, трещотки,рубеля (приспособление для глажения белья). Шумом и звоном они привлекают внимание людей:

Спешите все! Спешите все!

Зима вас ждет во всей красе!

Тому, кто сердцем молод,

Не страшен зимний холод!

Приглашаем всех, кто любит смех,

Кто умеет трудиться, плясать и веселиться!

Глашатаи ездят из конца в конец деревни, а к 11 часам все собираются на праздничной площадке. Жители села в нарядной одежде, некоторые в старинных нарядах - «шубейках», платах, бархатных, расшитых бисером повойниках с «кустышкамда.Ужевсе готово к встрече гостей. Звучат народные песни, идет торговля. Подъезжают и «тройки», пары лошадей, одиночные упряжки, запряженные в сани.

В 11 часов раздается звон колоколов (через трансляцию). Выходит Хозяйка праздника (она одета в старинный мезенский сарафан, с повязкой на голове).

Глашатаи

Эй, люди! Бегите, спешите, дивитесь!

Все на праздник зимы торопитесь!

В нынешний радостный солнечный день Забудьте скорее и скуку, и лень!

Коробейники

Идите на встречу Зимы и Весны!

Ждут вас горячие, с пылу, блины!

Хозяйка праздника

Люди! Велено до вас Довести сейчас указ,

Заготовленный самой Нашей матушкой Зимой!

Каждому гостю Во всем угодим!

Смеяться заставим,

Скучать не дадим!

Все (глашатаи, коробейники).

Начинаем!!!

Под звон колоколов на разряженной тройке приезжает Зима. Ее встречает Хозяйка праздника.

Здравствуйте, гости дорогие!

Рада вас видеть на празднике я!

Низкий поклон вам да ласка моя!

Дорогие друзья,

Ведь Весна сюда Скоро к нам придет!

Хозяйка праздника

Подведем же работы итоги:

Кто трудился зимой хорошо И какими большими делами Вновь прославлено наше село!

На тройке приезжает лучшая доярка совхоза «Дорогорский». Хозяйка праздника и Зима называют ее, преподносят памятную медаль, «грамотку» и в пояс кланяются ей за ее труд. Затем чествуют так же лучшего механизатора и тд

После чествования выступает фольклорная группа села Дорогорское (песни, хоровод, кадриль, «восьмера»), Снова ряженые зовут всех отведать блинов, чаю из самовара. Хозяйка праздника и ряженые приглашают зрителей и гостей праздника принять участие в играх.

1. Соревнование на санях с палками. (Хозяйка и ряженые ведут всех к месту проведения игры, там расставлены вешки «старт», «финиш».)

2. Соревнование по бегу в мешках. Мешки должны быть яркими, с нашитыми на них разноцветными заплатами.

Хозяйка праздника

Дорогие друзья! По старинному обычаю мы пригласили на праздник молодоженов. Молодые семьи в нашем селе - наше будущее, залог того, что село будет и дальше процветать. Сегодня на празднике почетными гостями стали молодые пары (называет имена и фамилии молодоженов - тех, кто стали мужем и женой в последний год).

Называя каждую пару, ряженые подводят к молодым тройку, и они совершают круг почета. Затем молодым вручают веселые «грамотки». Зима и ряженые объявляют выступление Кимженского фольклорного хора. После выступления хора вновь организуются игры.

3. Соревнование «Кто быстрей». Юноши берут сани, на них сажают девушек и наперегонки бегуг, везя за собой санки, до отметки «финиш». Приз получает первый.

4. Бег на ходулях наперегонки.

Зима и Хозяйка объявляют выступление Жердского фольклорного хора.

Хозяйка праздника

Дорогие гости! Сейчас пришло время встречать Весну. Давайте устроим соревнование - у кого силы больше: у Зимы или у Весны?

Ряженые приносят канат, одна половина которого - «весенняя», украшенная цветами, зеленью, а другая - «зимняя», белая. В перетягивании каната соревнуются околотки» села: Бор - Гора, Монастырщина - Петухово.

Победители встречают Весну. Раздается веселый колокольный перезвон. Появляется нарядная тройка, на ней Весна в сопровождении ряженых и участников фольклорных хоров. С песнями выходят они из саней и идут навстречу Зиме. Хозяйка встречает Весну хлебом-солью, подводит ее к Зиме.

Здравствуй, милая сестрица!

Я с тобой хочу проститься.

Принимай мои дела,

Чтоб спокойно я ушла.

Хозяйка праздника подводит к Зиме и Весне награжденных передовиков.

Это - люди золотые!

Их руками трудовыми Богатеет наш совхоз.

Им не страшен мой мороз!

Принимая эстафету,

Говорю спасибо вам,

Вашим доблестным рукам!!!

Хозяйка праздника, Весна, ряженые торжественно провожают Зиму на тройку, она уезжает.

Хозяйка праздника

А теперь, мои друзья,

Веселиться нам пора!

Приложение

Кто - на тройки,

Кто - на санки,

Кто - за чай да за баранки!

Хозяйка, Весна, ряженые приглашают всех принять участие в играх - бой мешками, набитыми соломой, двух «бойцов», сидящих на бревне, доставание приза со столба.

В игре «Снежный тир» (красочные мишени, которыми могут быть чучела, символизирующие «злость», «ненависть» «жадность», «пьянство») играющие соревнуются в меткости, бросая снежки.

Взятие снежного городка вели команда мальчиков и команда девочек Всех победителей игр награждали призами, поздравляли.

Праздник заканчивался проездом на тройках фольклорных коллективов, исполняющих веселые «масленичные» песни. Под шуточные песни сжигались на костре чучела - «мишени» снежного тира. Вечером в Доме культуры состоялся праздничный концерт, танцы.


«Проводы Зимы»

в 13-00 03.03.18

парк «Поколений»

Звучит фонограмма – зазывалки на праздник

1-й скоморох: Эй, господа! Пожалуйте сюда!

Ожидает в зимнем парке
Вас веселье, хоровод.

2-й скоморох: Лучшим вручим мы подарки

Приходи, честной народ!

1-й скоморох: И конечно для детей
Будет много здесь затей!

2-й скоморох: Приходи и стар, и млад
Каждый будет только рад!

1-й скоморох: Приглашаем всех гостей

К нам на праздник поскорей!

2-й скоморох: Открывайте окна, двери!

Выходите из палат!
1-й скоморох: Ждет вас русское веселье!

Вам сегодня каждый рад!
2-й скоморох: Выключив компьютер мышкой,

В парк скорее, ребятишки,

Здесь снежок – он не помеха

Горы шуток, море смеха!
1-й скоморох: Если вы сюда пришли,

Настроенье принесли!

Будет праздник, будет смех,

Ведь призы у нас для всех!

2-й скоморох: На печи лежать - не дело!

Нету времени у нас.
1-й скоморох: Знать, минута подоспела

Нам начать веселья час!
2-й скоморох: Нынче зимние морозы

Ослабели. Стало быть
1-й скоморох: Вспомнив смех, забыв про слезы,

Надо зиму проводить!
2-й скоморох: Спешите к нам,

Не проходите мимо,
1-й скоморох: Мы сегодня с вами

Провожаем зиму!
2-й скоморох: Подходи, честной народ,

Праздновать весны приход!
1-й скоморох: Не ради денег, не ради славы,

А ради шуток и забавы.
2-й скоморох: Есть у нас торговый ряд.

Покупайте всё подряд
1-й скоморох: Вы на деньги не скупитесь

От души здесь наедитесь!

2-й скоморох: Самых ловких, самых сильных

Будем в круг мы зазывать
1-й скоморох: Чтобы удаль показать

и подарки раздавать!

2-й скоморох: Подходите, детвора,

Праздник начинать пора!
Русскую зиму проводить нужно

По-старинному весело, дружно.

1-й скоморох: Эй, друзья, эй, народ

Скорее подходите!

От несчастий и невзгод

Себя освободите!

2-й скоморох: Огорчения свои

На листик запишите

В нашем праздничном костре

С чучелом сожгите!

Начало праздника

1-й скоморох: Добрый день, гости дорогие,

Жданные, званные и желанные!

2-й скоморох: Мы рады гостям, как добрым вестям!

1-й скоморох: Добро пожаловать!

Всех привечаем, душевно встречаем!

2-й скоморох: Мы – скоморохи,

С нами лучше веселиться!

Без нас праздник

Никуда не годится!

1-й скоморох: Внимание, внимание!

Велено до вас

Довести сей час Указ,

Продиктованный самой

Нашей матушкой Зимой:

«Каждый год, числа сего,

Как гласит Указник,

Будь то город иль село –

Выходи на праздник!

Непременно все должны

Быть на проводах Зимы!»

2-й скоморох: Грустить сегодня здесь не полагается,

Итак, наш праздник начинается.

«Кабы не было зимы» + подтанцовка

«Русские красавицы»

Под музыку появляется Баба Яга поднимается на сцену


Баба яга: Наконец то, добралась. Все собрались? Хорошо!

По – моему, кого – то не хватает? Кузя! Кузьма, Кузя ты где? Куда запропастился, этот домовенок?

Из толпы появляется Кузя, кричит – «Я здесь бабуля!», поднимается на сцену

Кузьма : Я здесь! Чего ты меня звала?
Баба яга: Посмотри, сколько народу собралось, все праздника ждут, а тебя нет.
Кузьма : Ой, беда, беда, просто огорчение! А какой праздник?
Баба яга: Так проводы зимы! Праздник народный, и сегодня модный.
Кузьма : А что же делать - то?
Баба яга: Песни петь, хороводы водить. Зиму провожать да весну встречать.
Слушай Кузя, нам такое счастье привалило, смотри, сколько парней собралось. Может крышу подлатают, или баньку поставят? У них силы то, не то, что у тебя!
Кузьма : Да ты что, бабуля, они же отдыхать пришли, веселиться. А силу свою они и так проявят.

Ой, бабуля, беда, беда, дров то в доме нет, топить печь чем будем?

Баба яга: Как нету дров?!!!

1-й скоморох: Ну, это дело поправимое!

Гости славные, люди дивные

Поверните сюда лицо.

Начинаем сейчас спортивные

Состязания удальцов.
2-й скоморох: Прояви, народ, участье!

Заготовить надо дров!

Кто из вас помочь готов?

Распилить бревно на части?
Кузьма : А ну выходи и дрова заготовить помоги!!!

Баба яга: Парни сильные состязаются

Мужики в соку, будь здоров.

В центр площади вызываются

Самобытные пильщики дров.

скоморохи приглашают желающих и проводят соревнования:

«Распили бревно» - 2 пилы

«Колка дров» - 2 топора

Награждают победителей призами

Кузьма : Слушай баба яга, нам весну пора встречать, а снега то еще много. Может, не будем зиму провожать?

под музыку выходит Зима

Зима: Кого это вы провожать собрались? Никуда я еще не ухожу.
Кузьма : Здравствуй зима матушка!
Зима: Здравствуйте, здравствуйте. Как это вы меня провожаете, когда снег еще не сошел, ребята на горке не накатались. Просто так я не уступлю свое место.
Кузя и баба яга : А что ж делать?
Зима: А порадуйте меня веселыми конкурсами, песнями да танцами.
Кузьма : С чего начнем?
Баба яга: А давай с танцев.

Концертные номера:

«Емеля» - "ГАРМОНИЯ"

«Русская матрешка»

«Как упали снежинки»

Зима: А теперь что?
Баба яга: А теперь конкурсы!

1-й скоморох: Вот бревно, а вот мешки,

Выходите, мужики!
2-й скоморох: Кто кого мешком собьет,

Тот подарок заберет!

«Бой мешками» - брус, 2 мешка

или «Петушиный бой»

На площадке рисуют круг, в который становятся 2 участника,

левой рукой нужно держать свою левую ногу, а правым плечом, без помощи рук, вытолкнуть соперника из круга.

Кузьма : Это всего лишь разминка была, а теперь проявите силу свою богатырскую!
Есть среди вас силачи, готовые поднять гирю?

1-й скоморох: Срочно нужен богатырь

Бросить в небо пару гирь!
2-й скоморох: Кто желает попытать?

Свою силу показать?

Конкурсы:

«Гири», «Гантели»

Баба яга: А для милых девушек припасла я интересное занятие!
Вот мишень, а вот валенки,
Подходите милы бабоньки,

Кто в десятку попадет,

Тот подарок заберет.

«Метание валенка»

Концертные номера:

«Валенки»

«Думы»

«Про Вареньку»

«Весну звали»

Зима: Молодцы, порадовали меня. Мне самой жарко стало. Видать и правда весна близко.

Заставка бубенцы

Кузьма : А вот она!
1-й скоморох: Слышу – бубенец звенит!

Снег летит из-под копыт!
2-й скоморох: Едет матушка Весна!

Отворяйте ворота!

под музыку выходит Весна (возможно появление на санях)

Весна: Здравствуйте, жители провинциальные, ближние и дальние. (кланяется)
Что ж пришел и мой черед

Я хозяйкой вновь иду,

И на землю принесу:

Лучик солнца золотой,

В поле цветик голубой,

Песню звонкую ручья,

В роще – трели сословья.

Рада, что встречаете вы меня, побуду с вами три месяца, а лето придет - попрощаемся.
Зима: Подожди сестрица, я еще никуда не ухожу. У вас тут так весело. Давай договоримся, до обеда я, после обеда ты. И все довольны будут.
Весна: Нет уж. Давай так, если в конкурсах победит твоя команда, тогда ты остаешься, а если моя, тогда я вступаю. Хорошо?
Зима: Договорились!
1-й скоморох: К нам, сюда! Собирайся, народ!

Сегодня вас интересное ждет!
2-й скоморох: Игры, забавы, веселье и смех,

Праздника хватит у нас для всех.

Кузя уходит со сцены в народ петь частушки, песни

Баба яга: Эх, забава так забава!

Посмеетесь вы на славу,

Надевайте трусиля.

Догоните-ка меня!

на сцене проходят массовые конкурсы в командах Зимы и Весны :

«Бег в штанах» - 2 штанов

«Весёлая метла» - 2 метлы

бег на метле и обратно; перевести команду на другую сторону; метание метлы

1-й скоморох: Эй, народ, прошу вниманья!

Следующее соревнованье!

Кто захочет - стар и млад

Перетягивать канат?
2-й скоморох: А ну, собирайтесь скорее команды

И зрители будут несказанно рады!

Лишь тот, у кого мускул не из ваты,

Побеждает в перетяжке каната.

1-й скоморох: Мужиков, парней, ребят,

Вызываем на канат.

Десять слева, десять справа

Только мускулы трещат.

канат перетягивают сначала лицом друг к другу, затем спиной - перед сценой

1-й скоморох: Собирайтесь мужики!

Удаль покажите!

2-й скоморох: На столбе подарки ждут.

Его вы покорите!

СТОЛБ - награждение

Концертные номера:

«Брови»

«Калинка»

«Пироги»

«Ярмарочный день»

Баба яга: Ну что, гости дорогие, повеселились?
Кузьма : Пришло время для награждения самых активных участников ярмарки. По подсчетам голосов, третье место занимает класс

второе место достается класс

а победителем становится класс

Вручаем победителям сертификаты, а благодарности всем участникам ярмарки

Зима: Что ж, сестрица моя Весна. Вижу я тебе не соперница. Пора мне в путь-дорогу. Загостилась я у вас…

Весна: Вот что я, друзья, скажу:

Сестру Зиму в дорогу снаряжу,

И чтоб идти ей было веселее,

Предать огню надо чучело скорее!

1-й скоморох: Наигрались мы друзья,

В хоровод вставать пора.
2-й скоморох: Будем зиму провожать

Чучело зимы сжигать.

Все идут к чучелу.

Зима уходит.

Кузьма : Чтобы лучше горело, надо слова повторять. Мы начинаем, а вы повторяете. Парни, поджигайте чучело.
1-й скоморох:
2-й скоморох: Чтобы все метели к солнцу улетели (повтор)
1-й скоморох: Чтобы птички пели, травки зеленели (повтор)
2-й скоморох: Гори-гори ясно, чтобы не погасло (повтор)

Водят хоровод.

Баба яга: Приглашаем веселиться

Пусть вокруг сияют лица.
Кузьма : Наш народ в делах раздолен

Ну, а в отдыхе приволен.
Весна: Коль плясать, так уж плясать,

Отдыхать, так отдыхать!
Вместе : До свидания народ,

Встретимся аж через год!

«Гармонь моя, гармонь!»

8 февраля 2010 года в России - начало Масленицы (Масленичной недели). Масленица - один из самых радостных и светлых праздников. Целую неделю народ провожает надоевшую зиму, печет блины и ходит друг к другу в гости.

«Масленица - масляная неделя, сырная, неделя до Великого поста; ее чествуют; веселою, широкою, разгульною, честною; пекут блины; катанье с гор и на лошадях, и потехи разного рода» - так разъяснял значение этого слова в XIX веке В.И. Даль.

Масленица - замечательный, веселый праздник, который хочется встретить на улице. Весна уже вступает в свои права, но пока это только календарная весна, на улице еще господствует зима.

«А мы Масленицу встречали, сыром горки набивали, маслом горки поливали!» - запевали во время одного из самых длинных славянских праздников наши предки, поедавшие семь дней масленичной недели блины. И не просто поедали, а со смыслом, ибо каждому дню было дано свое имя.

Вторник: «Заигрыш»

День молодоженов. Парни высматривают себе невест, молодые семьи катаются с горок и зовут родных и знакомых на блины.

Среда: «Лакомка»

В каждой семье накрывали столы с вкусной едой, пекли блины, в деревнях варили пиво. Повсюду появлялись театры, торговые палатки, в которых продавался горячий сбитень (напиток из воды, меда и пряностей), каленые орехи, медовые пряники и чай. Считалось, что в Масленицу, а особенно на «лакомку», нужно есть столько, сколько душе угодно, или, как говорили в народе, «сколько раз собака хвостом махнет». К блинам следовало подавать всевозможные сыры, молоко, сметану и масло.

Пеклись и поедались блины с икрой, блины с овсяной мукой, блины с картошкой, блины с творогом. Ели эти блины, смазывая сметаной, коровьим маслом и медом. Наедались впрок, на весь будущий пост!

Воскресенье: «Прощеный день» - последний день Масленицы

Воскресенье было наиболее важным днем масленичной недели - заговенье перед началом Великого поста. В России этот день называли Прощеным воскресеньем, когда близкие люди просили друг у друга прощения за все причиненные им обиды и неприятности; по вечерам принято было посещать кладбища и «прощаться» с умершими.

Основным эпизодом последнего дня были «проводы масленицы», нередко сопровождаемые возжиганим костров. В России к этому дню делали чучело Масленицы из соломы или тряпок, наряжали его обычно в женскую одежду, несли через всю деревню, иногда посадив чучело на колесо, воткнутое сверху на шест; выйдя за село, чучело либо топили в проруби, либо сжигали или просто разрывали на части, а оставшуюся солому раскидывали по полю. Иногда вместо куклы по селу возили живую «Масленицу»: нарядно одетую девушку или женщину, старуху или даже старика - пьяницу в рванье. Затем под крик и улюлюканье их вывозили за село и там высаживали или вываливали в снег («проводили Масленицу»).

Там же, где не делали чучела Масленицы, обряд «проводов масленицы» состоял, главным образом, в возжигании общесельских костров на возвышенности за селом или у реки. В костры помимо дров бросали, всякое старье - лапти, бороны, кошели, веники, бочки и другие ненужные вещи, предварительно собранные детьми по всей деревне, а иногда и специально для этого украденные. Иногда сжигали в костре колесо, символ солнца, связываемый с приближающейся весной; его чаще надевали па жердь, воткнутую посреди костра.

У западных и южных славян русской «Масленице» соответствовали Запуст, Менсопуст, Пуст и некоторые другие персонажи - чучела, «проводами» которых завершалась масленичная неделя.

В центральных областях России «проводы масленицы» сопровождались удалением за пределы культурного пространства скоромной пищи, символизирующей Масленицу. Поэтому в кострах действительно иногда сжигали остатки блинов, масла, лили туда молоко, однако чаще просто говорили детям, что в костре сгорели все скоромные блюда (ср.: «молоко сгорело, в Ростов улетело» и под.). Некоторые обычаи были адресованы детям и должны были устрашить их и принудить к послушанию: на Нижегородчине в последнее воскресенье масленичной недели в центре села устанавливали шест, на который влезал мужик с веником и, делая вид, что бьет кого-то, кричал: «Не проси молока, блинов, яичницы».

Среди других обычаев и развлечений масленичной недели было ряжение (в России ряженые сопровождали чучело МАСЛЕНИЦЫ), вождение «козы» или «козла» (восточная Украина), кулачные бои и игры в мяч (порой весьма жестокие и заканчивающиеся увечьями), петушиные и гусиные бои, качели, карусели, молодежные вечерки и др.

В последний день масленицы все друг у друга просили прощения, новобрачные ездили по своим родным, одаривали тестя и тещу, сватов и дружек за свадебные подарки.

Ездили также одаривать кума с кумой: считалось, что самый почетный подарок для кума - полотенце, для кумы - кусок мыла.

В воскресенье сжигали чучело, как символ зимы, которая закончилась. А пепел развевали над полями - «на богатый урожай».

В деревнях жгли костры, но не обычные - из хвороста да поленьев, а из соломы да старых вещей. Бросали в костер все, что в новом году уже не понадобиться, чтобы освободиться от всего ненужного.

В городах же костры разводили с другой целью - растопить ледяные горы, чтобы уничтожить последнее проявление зимы - холод и лед.

Вечером между родными и близкими происходило Прощение: дети кланялись в ноги своим родителям и просили прощения, после них приходили все близкие и родные. Таким образом, люди освобождались от старых обид, накопленных за год, и встречали новый год с чистым сердцем и легкой душой.

Со следующего понедельника - в этом году 15 февраля - начнется Великий Пост, запрещающий все то изобилие, от которого сейчас должны ломиться столы.

В Православной церкви считается, что смысл Сырной седмицы - примирение с ближними, прощение обид, подготовка к Великому посту - время, которое нужно посвятить доброму общению с ближними, родными, друзьями, благотворению. Поделитесь с нами своими поделками в кулинарии. Возможно, Ваши масленичные куклы обладают неповторимым колоритом и обаянием. Расскажите через фоторепортаж, как проходило празднование там, где Вы живёте. Покажите костюмы, которые Вы одеваете на масленичный маскарад.

Работы можно будет отправить на страницы раздела Масленица

Борис Кустодиев «Масленичное гулянье» 1919.

Масленичные обряды

Масленичный костер

Во время проводов Масленицы, в воскресенье, был обычай жечь костры. Костры зажигаются, чтобы отогнать от людей зло, неведомую и нечистую силу спутников зимы. Огонь помогает очиститься от грехов, снять болезни, порчу, сглаз. В то же время масленичный костер имитирует солнце. Он дает, по поверью, то, что дает людям настоящее солнце: тепло, силу земле, урожай хлебов, трав, плодов, умножение скота. На возвышенном месте за околицей деревни втыкали в землю длинный шест, на которое укрепляли масленичное колесо. Его обкладывали дровами, старыми корзинами, бочками, соломой, тряпками, а затем поджигали. Люди, пришедшие к костру, плясали, пели, старались перепрыгнуть через огонь. Пепел от сгоравшего костра разбрасывался по полям.